Коучинг развивает оптимизм!

Сегодня обсуждаем тему: коучинг развивает оптимизм! с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Как работает коучинг: позитивная психология

Смотреть, как работает коучинг: короткий фильм на You Tube

Мы выпустили фильм под названием «How Coaching Works» как способ объяснить коучинг через YouTube, используя анимированный мультфильм. Эта серия блога направлена ​​на разделение психологической основы подхода тренера, продемонстрированного в картонной коробке и используемого мастер-тренерами.

В конце 1990-х годов мир психологии начал наизнанку. Отчасти благодаря Мартину Селигману, который в то время был лидером Американской психологической ассоциации, психологи начали задаваться вопросом, есть ли другой подход к поиску благополучия.

Появился новый бренд психологии, который, вместо изучения психических заболеваний, фокусировался на человеческом счастье и оптимальном функционировании. Эти «позитивные психологи» начали задавать такие вопросы, как «Что это способствует успеху« высоких »функционирующих людей?» И «Чему мы можем учиться у умственно мыслящих людей?»

Проще говоря, есть два способа улучшить наше благополучие: один – избавиться от негативных вещей в нашей жизни, второй – укрепить те вещи, которые являются положительными. Позитивная психология подчеркивает вторую.

Тренеры, которые используют принципы позитивной психологии, сосредотачиваются на потенциальном использовании сильных сторон в клиентах, таких как оптимизм, благодарность и креативность, для улучшения повседневного личного счастья. И счастье растет, когда мы получаем удовольствие, участие и смысл в нашей жизни.

Звучит интригующе? Вот несколько практик, которые вы могли бы применить в своей собственной жизни, чтобы улучшить ваше удовольствие, смысл и участие:

1. Узнайте свои сильные стороны. Посетите сайт authentichappines.com и возьмите «Вопросник по силе VIA Signature», чтобы узнать о своих межличностных достоинствах. Анкета подтверждает те сильные стороны, которые вы наиболее естественным образом демонстрируете, и дает вам подсказки о том, как использовать ваши лучшие пять сильных сторон, чтобы получить больше от жизни.

2. Скажите «Спасибо». Напомните людям, которые поддерживали вас на протяжении всей вашей жизни и выражали им свою признательность. Напишите письмо с подробным описанием того, что человек сделал для вас и как он повлиял на вашу жизнь, а затем доставить его им лично, когда это возможно.

3. Признать, что хорошо – каждый вечер пишите о трех вещах, которые очень хорошо прошли в течение дня. Для каждого положительного события ответьте «Почему это произошло?» Определение причины события – это самая важная часть упражнения, потому что она поддерживает повторение подобного события в будущем.

4. Создать видение. Те, у кого есть цель, и стратегии для достижения этой цели, намного счастливее, чем те, кто этого не делает. На самом деле, только работа над достижением цели, даже если она никогда не достигается, одинаково выгодна для своего благополучия. Подумайте о настройке и работе над целями, которые отвечают следующим критериям:

  • Они – награда за вас, потому что они неотъемлемо удовлетворяют, а не средства к концу;
  • Они являются вашими собственными и чтят ваши ценности – в отличие от кого-то другого, такого как ваши родители или супруг; а также,
  • Выберите цель, о которой вы хотите, и о том, чего вы не хотите. Например, говоря, что вы «хотите быть здоровым и сильным», вместо того, чтобы говорить, что вы «не хотите быть толстым».

Мастерские тренеры разделяют эти и многие другие методы, заимствованные из положительной психологии, чтобы повысить жизненный опыт своих клиентов. Оставайтесь с нами для ознакомления с инструментами и философией коучинга, которые вы можете применить в своей собственной жизни сегодня …

Как стать оптимистом?

Вы знаете, что оптимистам везет? Ведь они видят возможности там, где пессимисты не видят ничего, кроме пустых хлопот и опасностей. Не зря говорят, если ты пытаешься, у тебя может не получиться. Но если ты не пытаешься, то не получится наверняка.
У оптимистов лучше здоровье, сильнее иммунитет. Это доказано медиками. И живут оптимисты более счастливой жизнью, ведь они воспринимают позитивнее и самих себя, и мир вокруг.
У оптимистов лучше складываются отношения в семье и в коллективе. Ведь они умеют увидеть в товарище сильные стороны, поддержать и вдохновить его. Люди это ценят.
В общем, хорошо быть оптимистом! Да только как им стать?
Ученые утверждают, что наполовину наша склонность к оптимизму или пессимизму зависит от наследственности. Зато вторая половина — зависит от внешних условий и от нас самих. А значит, оптимизму можно научиться!

Думать как оптимист

Сейчас позитивное мышление очень активно изучается. Толчком к этому стало выявление отчетливой связи между пессимизмом и депрессией, которая становится все более распространенным заболеванием и наносит большой ущерб здоровью, личной и профессиональной жизни людей.

Ученые, занимающиеся позитивной психологией, выявили определенные стереотипы мышления, которые свойственны оптимистам и пессимистам.

Оказалось, что мышление оптимиста по нескольким конкретным параметрам отличается от мышления пессимиста.

Упрощенно можно сказать:
Пессимист считает неудачи постоянными, а их источником — свою неисправимую ущербность.

Оптимист рассматривает неудачу как событие временное и редкое, а причиной — свою ошибку, которую можно исправить.

Чтобы было более наглядно, я свела примеры в таблицу. Сиреневым цветом выделены негативные события, а желтым — позитивные.

Иногда позитивное восприятие путают с «розовыми очками». Но если «розовые очки» — это способ игнорировать неприятные факты и ничего не предпринимать, то здоровый оптимизм дает силы на то, чтобы активно брать ситуацию в свои руки и менять к лучшему. Позитивное восприятие помогает увидеть и исправить свои ошибки, дает силы, чтобы преодолеть препятствия.

Как привить ребенку оптимизм

На наших тренингах для детей и подростков КУБ мы учим ребят работать со своими мыслями, отслеживать, когда появляется негативная мысль и заменять ее на позитивную. Это не так просто, как кажется. Ведь мы не всегда можем вовремя опровергнуть то, что нам нашептывает наш внутренний пессимист. Важно научиться вовремя замечать свои негативные мысли и задавать себе вопросы: — действительно ли произошедшее будет иметь такие ужасные последствия? Не преувеличиваю ли я? Действительно ли причина неприятности только во мне? Может быть, моей неудаче способствовали еще какие-то обстоятельства? Если я утверждаю, что эта неприятность происходит со мной постоянно, был ли хоть один случай, когда это было не так? Есть ли какие-то позитивные стороны у этого события? Какие полезные выводы я могу из него сделать?
Таким способом мы можем постепенно научиться заменять привычные негативные мысли более оптимистическими.

Читайте так же:  Созависимые отношения в браке

Вырастет ребенок оптимистом или пессимистом очень в большой степени зависит от настроя родителей. Не зря говорят: «Не воспитывайте детей, они все равно вырастут такими, как вы». Ребенок, наблюдая, как вы воспринимаете позитивные и негативные события в своей жизни, перенимает ваш стиль реагирования. Поэтому лучшее, что вы можете сделать, чтобы помочь ребенку вырасти оптимистом, стать самим более оптимистичными.


Как настраивать себя на позитив

Знать, как правильно, и делать это на автомате — совершенно разные вещи. Чтобы позитивное мышление стало привычным, нужна постоянная практика.

Поэтому я советую вам завести «Дневник Успехов». Это техника работает настолько сильно, что некоторые люди даже считают ее магической. Она помогает осуществлять мечты, люди с ее помощью даже начинают зарабатывать больше денег. А вся «магия» заключается в том, что когда человек воспринимает себя и свою жизнь более позитивно, то с ним происходит больше хороших событий. Просто потому, что оптимист видит возможности там, где пессимист не видит ничего хорошего. Оптимист не бросает начатое после первой же неудачи, а продолжает свое дело, и, в конце концов, добивается успеха.

Что же такое «Дневник успехов»? Возьмите красивую тетрадь или ежедневник, такой, чтобы приятно было брать его в руки, и озаглавьте его «Дневник Успехов». В этот дневник нужно каждый день записывать, что хорошего произошло. Как минимум 10 пунктов.

Не важно, это хорошее сделали вы, или оно само произошло. Например, вы хорошо сделали запланированную работу. Вас похвалил шеф. Вы получили письмо от подруги, с которой давно не общались.

Когда вы вышли на улицу, пели птицы. Было солнечно. Удалось приготовить вкусный ужин. Если вы спрашиваете себя, записать ли какой-то пункт в дневник, ответ: — ДА, записать.
Сначала может быть трудно найти 10 пунктов. Ничего не приходит в голову. Это потому что вы еще не натренировали свое восприятие. Просто еще не привыкли обращать внимание на хорошее. А потом станет гораздо легче. Будет страницы не хватать.
Многие люди начинают такой дневник, а потом забывают о нем или ленятся. Что делать, если вы вдруг обнаружили, что несколько дней не делали записи? Взять дневник и сделать новую запись. И первым пунктом уже можно записать: — снова веду «Дневник Успехов».
Очень рекомендую эту технику. Проверено на себе, действительно работает!

[3]

Зарезервируйте место в группе

Или закажите звонок специалиста

Свяжемся с вами в течение дня и бесплатно проконсультируем

Что такое коучинг

Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории. Махатма Ганди

Волна интереса к теме коучинга сейчас находится на подъеме, всё больше людей интересуется этой технологией развития, каждый день число людей, желающих освоить эту профессию прибавляется, что подтверждается растущим числом обучающихся на коучинговых программах. Предлагаю обсудить, что же это за современное веяние и для чего может применяться.

Коуч: новая профессия

Профессиональные стандарты коучинга. Где искать?

В отсутствии законодательных регуляторов можно обратиться к профессиональным ассоциациям, которые занимаются разработкой стандартов профессиональной работы, занимаются независимой сертификацией по высоким стандартам и принимают в свои ряды тех, кто им соответствует. Такие профессиональные ассоциации существуют как в сфере психологии, так и в сфере коучинга. Примером такой ассоциации может служить International Coach Federation (ICF).

ICF (Международная Федерация Коучинга) является некоммерческой организацией, созданной независимыми профессионалами, практикующими коучинг, среди которых, коучи, работающие с руководителями, лидерами, а также инструкторы по персональному росту, и многие другие. ICF была основана в 1995 году и является ведущей всемирной организацией с более, чем 100 представительствами и 19 000 членами, усилия которых направлены на развитие профессии коуча через установление высоких профессиональных стандартов, предоставление независимой сертификации, и развитие всемирной сети профессионально зарекомендовавших себя коучей.

Что же такое коучинг?

Итак, определение коучинга, которое дает Этический Кодекс ICF: коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество клиентов, и вдохновляет их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала.

Термин «коучинг» был введен в бизнес-менеджмент в начале 90-х годов английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором, и дословно на русский язык его можно перевести как «наставлять, подготавливать, тренировать». Но на самом деле понятие «коучинг» включает в себя нечто большее и существенное. Это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни.

Профессиональный коучинг это эффективное сотрудничество между коучем и клиентами (организациями, людьми). Принципы коучинга основаны на достижениях современной западной психологии и древней восточной мудрости. На сегодняшний день это эффективный метод работы с людьми, который внедряется в менеджмент для повышения результативности бизнеса, мотивации персонала, развития лидерских качеств. Коучинг настолько же определяет способ, которым эти вещи достигаются, как и то, что достигается.

Отличия коучинга от других методов развития

Коучинг может быть использован как инструмент развития как в профессиональной так и в личной сфере. Характерными отличиями коучинга от других технологий развития, таких как тренинг, консалтинг, наставничество и прочее, что коучинг работает с внутренним ресурсом самого клиента/организации, отсутствием экспертной позиции коуча по отношению к клиенту. Для коучинга в «чистом виде» характерно отсутствие отношений полномочий — подчиненности между клиентом и коучем, а вместо – отношения на равных. Одно из базовых утверждений, на которых основан коучинг – все ответы и ресурсы у клиента есть.

[3]

Чем полезен коучинг?

Очень часто на протяжении периода взросления, получения образования и т.д. у человека формируется неосознанное недоверие к самому себе, которое выражается в убеждении, как будто всегда есть кто-то, кто выше, лучше, кто знает больше, чем я, и у кого есть «правильные» ответы. Таким образом образуется рассогласование и разъединенность с самим собой, и потенциал не реализуется…Аналогично происходит с организациями, когда «нет пророков в своем отечестве», или корпоративная культура не поддерживает сотрудников в сохранении открытости и честности. И как итог, ресурс не используется, и даже кажется, как будто его нет. У человека растет неудовлетворенность собой и своей жизнью, хотя внешне всё может выглядеть благополучно, а организация сильно «недополучает». Когда снижение эффективности становится заметным, иногда пытаются решить этот вопрос тренингом, консалтингом, потому что кажется, что это нехватка навыков: планирования и «управления» временем, коммуникации и т.д. Тренинг, наставничество, мотивирование «кнутом и пряником» могут дать временное улучшение, а потом положение вещей снова возвращается…Ведь тренинг направлен на работу с навыками…А с мотивацией как был вопрос, так и остается…

Читайте так же:  Отпусти негативный семейный сценарий!

Такая ситуация может возникать и со «звездами» в компании, когда внешняя мотивация, обучение уже не сдвигают дальше. Здесь на помощь может прийти инструментарий профессионального коуча, который помогает клиенту организовать, систематизировать самого себя наилучшим же для самого клиента образом.

Коуч не дает советов, не занимает экспертной позиции по отношению к клиенту, а используя инструменты коучинга (особым образом структурированные сессии), сопровождает в нахождении наилучших и экологичных для клиента путей достижения целей, которые для себя клиент и определяет. «Коучинговая» позиция (в противовес экспертной) позволяет клиенту самому быть ответственным перед самим собой и что важно, быть честным и открытым перед собой, что и дает мотивацию для свершений. Клиент сам преобразует себя, свою жизнь, а через это — и свое окружение, и среду.

Инструменты коучинга применимы также и для генерирования новых идей, подходов, выходящих за рамки привычного для клиента мышления.

Коучинг как стиль управления может помочь руководителю раскрыть ресурс своих подчиненных, создать и поддерживать концепцию непрерывного обучения и самообучения в организации. Ведь кто знает лучше, чем сам подчиненный, как создать для него мотивирующую, поддерживающую среду? Может, и хочется сказать, что руководитель или организация? В этом и суть доверия самому себе и веры в людей и их потенциал, и в смысл раскрытия и развития потенциала. Что может дать такую эффективность, которой никогда не было в истории организации? Ведь продолжая делать то же самое, вряд ли и результат вдруг сильно измениться. Самый честный ответ про самого себя — у самого человека. Ведь и тренинг пройдет для сотрудника гораздо эффективнее, когда он пришел на него сам.

Инструментарий коуча позволяет клиенту работать с самыми разнообразными задачами, мы ведь сказали в статье лишь несколько слов о коучинге…Стоит вспомнить, что универсальной волшебной таблетки не существует. Коучинг вряд ли сработает там, где человек не принимает на себя ответственность за свою жизнь и действия, затруднения возникнут в той корпоративной среде, которая не поддерживает изменения, пусть даже позитивные, а также в среде, отрицающей важность и значимость человека, как ресурса организации. Также для тех вопросов, которые решаются экспертизой или работы с навыками больше подходят другие инструменты: тренинг, наставничество, консалтинг и проч.

Развитие оптимизма для школьников. MQ программа для образования

21 апреля я участвовала в проекте для студентов и старшеклассников «Время для важного». Проект посвящен жизненному и профессиональному самоопределению учащихся. Я согласна, что мышление надо развивать с ранних лет. Именно поэтому я делаю этот тренинг.

В Венгрии, где я проходила сертификацию по методу MQ, такая программа проводится в школах.

В России, такая программа, была бы очень кстати. Нас не учили с детства как быть благополучными и счастливыми, на нашем поколении печать «приобретенной беспомощности». Так что я готова поделиться, как воспитывать в себе оптимистическое мышление. Проводила мастер — класс для учащихся 11 классов. Очень много вопросов задавали,

Групповая работа школьников, определяем что такое факты, убеждения, эмоции, поведение. Очень часто в нашем привычном мышлении, в наших мыслительных программах, путаются эти понятия. Убеждения :»Я не такой умный», мы ошибочно воспринимаем за факт. А дальше, по «принципу Домино», достраиваем недостающие звенья цепочки: решение — действие, и получаем результат. Как научиться вести с собой конструктивный внутренний диалог? Об этом тренинг по развтиию мышления.

Я верю в будущее поколение, я готова работать и создавать что — то полезное и конечно же, ОПТИМИСТИЧНОЕ!

Онлайн тренинг «Счастье в деятельности: Философия оптимизма»

Этот тренинг – о том, как научиться видеть ценность во всем, что происходит. Как верить в себя и получать энергию из сложностей. Как системно понять, прочувствовать и внедрить в жизнь философию оптимизма – для себя, своей команды и своей компании.

Видео-вступление к тренингу

Основной вебинар – 12 декабря с 11 до 14 часов по московскому времени. Затем вебинар будет доступен в записи. Программа поддержки — 3 недели после вебинара.

Что такое оптимизм?

Все знают, что оптимист — это просто «плохо информированный пессимист». Так вот — это определение «пластикового» оптимизма. Такой оптимист не замечает сложностей жизни и избегает смотреть в то, что ему не нравится.

Настоящий, «глубинный» оптимист — другой. Он способен честно посмотреть в лицо трудностям и взять из них энергию. А еще он верит в себя и умеет радоваться своим победам.

Принято думать, что есть люди оптимисты, а есть пессимисты, и с этим ничего не поделаешь. На самом деле оптимизм и пессимизм — это выученные привычки.

Оптимизм — это определенный способ думать и подход к жизненным ситуациям.

В настоящем оптимист видит ресурсы и возможности, в прошлом (даже в самом неприятном) — уроки и ценный опыт, а в будущем — наилучшие перспективы развития событий.

Философию оптимизма можно в себе развить. Глубинный оптимизм – это та основа, на которую опираются наиболее успешные, мощные, интересные люди, когда всё очень не просто. И это одно из ключевых условий успеха команд и компаний в турбулентные времена.


[1. Суть философии оптимизма].
Особое отношение к прошлому, настоящему и будущему. Как научиться праздновать победы, извлекать уроки, искать возможности и получать энергию из всего, что происходит.

Читайте так же:  Разрушительные отношения

[2. Вера в себя]. Главная точка приложения оптимизма – это вы сами. Как признать свою ценность, почувствовать, в чем ядро ваших талантов и способностей. Выработать внутреннюю уверенность и опору для движения вперед.

[3. Оптимизм как стратегия лидерства]. Как пропитать философией оптимизма вашу команду. Превратить жалобы, страхи и беспокойство в источник энергии и полной включенности для достижения результатов.

[4. Оптимизм в компании]. Практики организационного развития и выхода из сложных кризисных ситуаций. Метод позитивного исследования. Как выстроить стратегию компании через создание сообщества людей, которые верят в успех.

Программа тренинга построена на исследованиях основоположника позитивной психологии Мартина Селигмана, технике трансформации «от жалоб к приверженности» Роберта Кегана, методе позитивного исследования Дэвида Куперрайдера, авторской модели «7 источников энергии в работе» и других практиках высшей эффективности ведущих мировых консультантов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В этом тренинге есть 3 простых шага:

1. Погрузиться в тему. Познакомиться c видео и статьями, которые помогут расширить представление о теме оптимизма в жизни и в работе.

3. Взять и сделать. Продолжить практическое изучение философии оптимизма. Каждый день применять инструменты работы с собой и со своей командой. Мы обеспечим вам качественную поддержку в действии в течение 3-х недель после вебинара, с 13 декабря по 3 января.

Онлайн тренинг «Счастье в деятельности: Стратегия оптимизма»

Этот тренинг – о том, как научиться видеть ценность во всем, что происходит. Как верить в себя, действовать и получать энергию из сложностей. Как системно понять, прочувствовать и внедрить в жизнь стратегию интегрального оптимизма – для себя, своей команды и своей компании.

Основной вебинар – 18 марта с 11 до 14 часов по московскому времени. Затем вебинар будет доступен в записи. Программа поддержки – 3 недели после вебинара, с 19 марта по 9 апреля.

В чем суть интегрального оптимизма?

Людям нужны результаты, но они их не могут получить. Они думают о своей проблеме, обсуждают ее с коллегами, слушают курсы в интернете, читают книги и статьи. Пробуют какие-то новые подходы. Но бросают, не могут зацепиться и сделать. Не могут собраться и по-настоящему, на полную катушку начать действовать. И это не только отдельные люди, так бывает и в маленьких командах, и в больших компаниях.

Вроде, все есть, вроде всего много, вроде все понятно. Но движения и развития нет.

Что нужно, чтобы из такой ситуации выйти?

1. Найти ключевой вызов
2. Превратить его в реальный стимул к развитию
3. Поверить в себя и сделать

Это и есть стратегия интегрального оптимизма, которой учим в программе.

1. Мы решаем конкретную задачу. Ключевую. И важную для человека. На выходе – конкретный практический результат. Договариваемся о том, какой результат вам важен и вместе будем работать над этим.

2. Мы даем не только «рыбу» но и «удочку». Человек на практике осваивает 5-7 стратегий интегрального оптимизма, которые остаются с ним на всю жизнь для решения следующих задач.

3. Мы работаем не только с личными задачами. Но и с задачами команды и компании. Может быть, у вас все в порядке, но вам важно настроить людей на конструктив и на работу на результат. В программе есть такие техники.

…. Ну и «еще кое-что». Нам важен не только результат, но и удовольствие от процесса. Мы учимся искусству создавать реальную ценность на интересе, на драйве, на спокойной и уверенной энергии, через раскрытие своих способностей и талантов.

Что в программе:

[1. Суть глубинного оптимизма]. Особое отношение к прошлому, настоящему и будущему. Как научиться праздновать победы, извлекать уроки, искать возможности и получать энергию из всего, что происходит.

[2. Вера в себя]. Главная точка приложения оптимизма – это вы сами. Как признать свою ценность, почувствовать, в чем ядро ваших талантов и способностей. Выработать внутреннюю уверенность и опору для движения вперед.

[3. Оптимизм как стратегия лидерства]. Как пропитать оптимизмом вашу команду. Превратить жалобы, страхи и беспокойство в источник энергии и полной включенности для достижения результатов.

[4. Оптимизм в компании]. Практики организационного развития и выхода из сложных кризисных ситуаций. Метод позитивного исследования. Как выстроить стратегию компании через создание сообщества людей, которые верят в успех.

Программа тренинга построена на исследованиях основоположника позитивной психологии Мартина Селигмана, технике трансформации «от жалоб к приверженности» Роберта Кегана, методе позитивного исследования Дэвида Куперрайдера, авторской модели «7 источников энергии в работе» и других практиках высшей эффективности ведущих мировых консультантов.

Тренинг состоит из подробного трехчасового вебинара, на котором участники работают со своей конкретной ситуацией в режиме группового коучинга, и практической работы в течение 3 недель.

Основная работа начинается после вебинара. За это время участники выполняют практические задания, публикуют отчеты, работают с наставником и партнером по развитию, поддерживают друг друга в онлайн-пространстве группы, а также могут задать свои вопросы ведущему.

Предоставляются методические материалы и видео-практики.

Стоимость тренинга – 13 500 рублей.

Онлайн тренинг «Счастье в деятельности: Стратегия оптимизма»

Автор проекта «Счастье в деятельности».

В 2013 и 2014 году вошел в тройку номинантов на звание «Лучший тренер года» (Премия Trainings).

Спикер конференций: «Дело года», «NoGuru Forum», «Reforum Winning The Hearts», «Бизнес со Смыслом», «Люби то, что делаешь», «Incredible Edge» New-Zealand.

Преподаватель бизнес-школы СКОЛКОВО, программы «Практикум для предпринимателей». С 2017 года член Ассоциации русскоязычных коучей (АРК).

Количество часов индивидуального консультирования – более 3000, групповой работы – более 10 000.

Научно-теоретические основы использования коучинговой технологий в социальной работе

Дата публикации: 05.05.2016 2016-05-05

Статья просмотрена: 674 раза

Библиографическое описание:

Дарибаева Р. Д., Толегенова К. К., Толегенова С. Научно-теоретические основы использования коучинговой технологий в социальной работе // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1101-1103. — URL https://moluch.ru/archive/113/28659/ (дата обращения: 07.08.2019).

Статья посвящена анализу научно-теоретических основ коучинговой технологии в целом, также рассматривается коучинг как отдельная методика, находящая широкое применение в социальной работе. Авторами приведены определения коучинга, история возникновения и развития коучинга, а также классификация видов коучинга.

Ключевые слова: социальная работа, коучинг, коучинговая технология, коуч-менеджмент, коуч-метод, социальное поведение.

Социальная работа как отдельная профессиональная деятельность направлена на улучшение и преодоление личностных и социальных трудностей людей, социальных групп, посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Читайте так же:  Депрессия из-за переезда

Имея цель содействовать социальным слоям общества социальная работа использует разные технологии и методики для наилучшей эффективности работы.

Наиболее эффективным в социальной работе является коучинговый подход при работе с клиентами, нуждающиеся в социальной помощи, так как коучинг представляет собой некую систему обучения, основанная на раскрытии собственного потенциала отдельной личности.

На сегодняшний день индустрия коучинга прочно стоит на ногах и динамично развивается. Особенно актуальна тема коучинга в области менеджмента и консалтинга. Само слово «коуч» имеет английское происхождение и дословно переводится как «карета», «репетиторство, подготовка». В общем понимании смысл этого слова — доставить человека туда, куда он стремится. Методика коучинга направлена на обучение тому, как самостоятельно справляться с возникающими проблемами без посторенней помощи, увидеть альтернативные варианты решения личных проблем, посмотреть на них с другой стороны. Не случайно, что большинство коуч-консультантов интерпретируют его как философию, как систему методов и технологий, направленных на постановку целей и максимально быстрого достижения результатов.

Самостоятельно оформленное явление, коучинг возник в Америке в 70-х годах ХХ века.

В современном понимании основоположником коучинга является спортивный тренер Тимоти Голвер, автор концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга. Концепция впервые была изложена в книге «Внутренняя игра в теннис», которая была издана в 1974 году. Суть концепции спортивного тренера состоит в том, что внутренний «противник в голове» спортсмена гораздо опаснее реального соперника и «если коуч поможет игроку устранить (смягчить) внутренние препятствия, это позволит игроку научиться самому добиваться эффективности, и потребность в технических советах тренера отпадет» [1].

В 1980-х годах коучинг начал активно применяться в бизнесе. Этому свидетельствует концепция Дж.Уитмора, один из последователей Т.Голви, основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге, который развил идею применения коучинга в бизнесе. Труд Дж.Уитмора (“Coaching — новый стиль») стал первой книгой по коучингу, изданной на русском языке.

По П.Эрику коучинг определяется следующим образом: «Коучинг — это процесс, который облегчает обучение и развитие и, таким образом, повышает эффективность».

С данным подходом к коучингу соглашается М.Дауни в своей работе «Эффективный коучинг: уроки для коучей»: «Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека».

Так же представляется другой подход к коучингу в социальной работе Дж.Доннера и М.Вилера, которые сравнили работу коуча с деятельностью акушерки: «Коучинг — это взаимодействие, в котором коуч ведет себя как акушерка — поддерживает, ободряет и помогает клиенту посредством собственного опыта, пока не удостовериться, что он достиг уровня эксперта и человека, который способен делать задуманное реальностью».

Из отечественных авторов книг, опубликованных на русском языке по коучинговой технологий, первыми были А. Д. Савкина и М. А. Данилова, «Коучинг по-русски: смелость желать». Авторы лаконично определили коучинг как один из видов психологического консультирования, которое занимает важное место в социальной работе [2].

Психологическое консультирование как технологический способ решения социальных задач — процедура, которая часто используется в социальной работе, путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи.

Курт Левин широко признан как основатель социальной психологии. Он считал, что поведение человека связано не только с его личностными характеристиками, но и с его социальным окружением. Сегодня кажется, что это положение очевидно, но оно шло вразрез с психологической мыслью того времени. Тогда бытовало мнение, будто мотивы человеческого поведения в основном зависят от внутренних побуждений [3].

Модель К. Левина — это способ наблюдения за происходящим. Она согласуется с подходом Тимоти Голлви (Т. Gallwey), который тот назвал «внутренней игрой». Сам Т. Галлви утверждает, что всю проделанную им работу отражает одна единственная фраза: «Я нашел лучший способ изменения». Тимоти Голви полагает, что изменение начинается с осознания. А под этим он понимает «точное знание настоящей ситуации». Как только вы ее поняли, можете приступать к осуществлению перемен. Тимоти Голви утверждает даже, что лишь само это осознание ситуации уже создает изменение. Модель К. Левина в данном случае работает на уровне повышения осознания. Для того чтобы составить модель, необходимо сначала внимательно присмотреться к происходящему, проанализировать ситуацию и полностью прояснить ее. Иногда этого уже бывает достаточно для запуска процесса изменения.

Многие авторы, говоря о коучинговой технологий в социальной работе, в первую очередь обращают внимание на психологические факторы. Так, Н.Самоукина и Н.Туркулец трактуют коучинг таким образом: «Психологический коучинг — это построение внутренней психотехники существования человека, формирование его осознанного оптимизма, умения справляться с трудностями и преградами, его способности по-настоящему любить себя и свою жизнь» [4].

Современный коучинг стал сегодня таким, какой он есть, также во многом благодаря исследованиям эмоционального интеллекта Дэниэла Гоулмена.

В дальнейшем, с развитием теоретической базы и с расширением сферы применения, термин «коучинг» стал распространяться на значительно большее количество сфер деятельности, связанных с поучением, наставничеством, инструктированием и консультированием.

Коучинг (англ. сoaching — наставлять, воодушевлять, тренировать для специальных целей, подготавливать к решению определенных задач) — это система принципов и приемов, способствующих развитию потенциала личности и группы совместно работающих людей, а также обеспечивающих максимальное раскрытие и эффективную реализацию этого потенциала. Основные общепринятые значения термина таковы:

– индивидуальное консультирование в спорте высших достижений;

– особый стиль руководства, направленный на развитие;

– форма индивидуального и группового консультирования для проект-менеджеров и руководящих работников среднего и высшего уровней.

В английском варианте слову «сoaching» можно сопоставить «co-achieving» — содостижение, содействие. Это наиболее точно отражает понимание процесса коучинга как совместного действия консультанта и клиента [5].

[2]

Разработано несколько основные классификации видов коучинга.

  1. Индивидуальный коучинг основан на работе с персональным тренером. При этом охватывается самый широкий спектр направлений, от личного роста в бизнесе до гармонизации отношений с окружающим миром и самим собой.
  2. Специализированный. По своему пониманию он находится рядом с индивидуальным, но имеет конкретную направленность либо в каком-то аспекте жизни, как, например, достижение карьерного роста, работа со стрессовыми ситуациями и т. д. — либо в конкретном направлении деятельности: банковская структура, маркетинг, управленческий аппарат. Так существует коучинг для высшего звена менеджмента. Он также близок к индивидуальному, но подразумевает работу менеджерского состава предприятия в коуч-сессиях или семинарах по повышению профессионального уровня, разработке бизнес-планов, оценке достигнутых результатов.
  3. Командный или бизнес коучинг направлен на создание внутренних коммуникаций на предприятиях и фирмах. Любой бизнес чаще всего — это командная деятельность. Когда команда сплочена и настроена на достижение одного результата, ее эффективность намного выше. Научиться работать в команде, достигать поставленные цели, исключить конфликтные ситуации, создать рабочую и психологически комфортную ситуацию в коллективе — это основные цели командного коучинг [6].
Читайте так же:  Энурез - кто виноват

В последнее время данный метод эффективно используется и в социальных сферах. Специалисты в сфере социальной работы решают задачи обязательно с учетом личностных моментов своих клиентов.

Социальный работник как компетентный специалист вмешиваясь в частную жизнь клиента обязан оказать максимальную помощь в обучении его к самостоятельности в решении задач, помочь с адаптацией к изменчивым внешним обстоятельствам, развить необходимые способности и навыки для получения результата. Здесь и используется методика коучинга.

Технология коучинга является инновационной технологией в социальной работе.

Коучинг считается универсальным методом в достижении целей и решении разного рода проблем в любых отраслях человеческой жизни: бизнесе, образовании, физическом здоровье, карьере, межличностных отношениях, семье и др.

Коучинг как социальная технология позволяет формировать социальные реакции индивидов посредством специализации активности.

Использование технологии коучинга в социальной работе позволяет структурировать процесс достижения наилучших результатов.

Технология коучинга обеспечивает долгосрочность достигаемых личностных преимуществ, адаптируя индивида к высокой эффективности [7].

В социальной работе коуч-метод используется таким образом, что на каждой встрече, тренинге клиент выбирает предмет разговора, коуч слушает и вносит свою лепту в виде проясняющих замечаний, эффективных вопросов, предоставлением обратной связи. Такое взаимодействие проясняет ситуацию и побуждает клиента действовать. Коучинг ускоряет процесс самосовершенствования клиента, открывая перед ним более широкий выбор. Коучинг фокусирует внимание на том, где клиент хочет оказаться, в какой точке он находится в данный момент и что он готов сделать, чтобы попасть туда, где он хочет быть завтра [8].

Все используемые в коучинге методы направлены, главным образом, на то, чтобы сосредоточить внимание человека на целенаправленном действии и побудить его совершить это действие, получив от этого удовольствие.

”Основной отличительной особенностьюкоучингаявляется то, что коуч помогает человеку найти собственное решение, а не решает проблему за него. Следовательно,коучвовсе не обязательно — эксперт в области проблемы. Но он должен быть экспертом в том, как помогать другим в раскрытии их собственных возможностей» [9].

Цель коучинга — не переделывать человека, а раскрывать его потенциал. Вот почему коуч не дает готовых советов и рекомендаций, а помогает клиенту найти собственные решения актуальных проблем [10].

Фокусом мотивации в стиле коучинг, как отмечалось ранее, является процесс выстраивания сотрудниками организации личностно значимых целей в работе. Цели являются источником мотивации, они могут стимулировать мощные процессы самоорганизации, мобилизующие как сознательные, так и бессознательные ресурсы личности

Первое, что должен сделать специалист, — обрисовать примерную картину будущего. Это приблизительное представление о том, что человек хочет пережить, где он мечтает оказаться, а не какая-то вполне определенная цель. При этом руководитель-коуч задает вопросы о возможностях (например, «Как вы хотите, чтобы все было?»).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На основе примерной картины будущего руководитель-коуч и сотрудник проводят далее совместную работу над запросом последнего — целью или проблемой. Задача руководителя-коуча здесь (о чем упоминалось ранее) — подвести сотрудника к максимальному осознанию цели, результатов и последствий ее воплощения. Работе над целью может быть посвящено несколько бесед.

Итак, клиент с помощью руководителя-коуча сформулировал свою цель. Но для того, чтобы она воплотилась в жизнь, цель должна быть представлена в так называемом «формате конечного результата» [11].

  1. (Томашевская Ю. Н. Коучинг как основа инновационного способа развития и управления// Материалы международной научной конференции «Развитие теории и практики педагогики, педагогической и социальной психологии в условиях обновления системы образования». — Санкт-Петербург, 2013 г.
  2. А. Савкин, М. Данилова, «Коучинг по-русски: смелость желать», // С-Пб.: Речь, 2003.
  3. Коучинг: истоки, подходы, перспективы / [сост. М. А. Данилова, Е. В. Фролова]. — СПб., 2003.
  4. Н. Самоукина, Н. Туркулец. “Коучинг — ваш проводник в мире бизнеса”, // С-Пб.: Питер, 2004.
  5. Рогачев, С. А. Коучинг: возможности применения в бизнесе / С. А. Рогачев. — Ростов н/Д, 2003.
  6. Дилтс, Р. Коучинг с помощью НЛП / Р. Дилтс. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.
  7. “Коучинг: истоки, подходы, перспективы. Сборник статей”, // С-Пб.: Речь, 2003.
  8. (Социальная работа с лицами, пережившими насилие в семье)
  9. “Коучинг: истоки, подходы, перспективы. Сборник статей”, // С-Пб.: Речь, 2003.
  10. Основы коучинга: учеб.посбие/ Т. А. Никитина, М. А. Шаталина. — Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2007.-184 с.
  11. Курпас, Л. В поиске индивидуального стиля коуча / Л. Курпас // Персонал-Микс. — 2002. — № 5. — С. 103.

Источники


  1. Коряковцева, О. А. Комплексная поддержка молодой семьи / О.А. Коряковцева, М.И. Рожков. — М.: Владос, 2008. — 208 c.

  2. Леонтьев, А. Лекции по общей психологии / А. Леонтьев. — М.: Смысл, Академия, 2010. — 520 c.

  3. Стивенс, Хозе От Дао – Земле. Учение Михаила, психология общения и духовный рост / Хозе Стивенс. — М.: Гелиос, София, 2013. — 320 c.
  4. Кичаев, Александр Как сохранить семью. Источник любви (комплект из 2 книг) / Александр Кичаев , Свагито Р. Либермайстер. — Москва: РГГУ, 2012. — 688 c.
  5. Духовно-нравственные основы семьи: Этика и психология семейной жизни: Ч. 1: Остров духовной жизни// Ч. 2: Семья в русской литературе: Хрестоматия для учителей (сост. Кислицина Т.Г.; под общ.ред. док.филол.наук Троицкого В.Ю.) Изд. 2-е, испр.. Серия: Библи. — Москва: Огни, 2016. — 256 c.
Коучинг развивает оптимизм!
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here