Кризис становления 18-25 лет

Сегодня обсуждаем тему: кризис становления 18-25 лет с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Кризис юности (17-21)

Кризис 17 лет – рубеж школьной и новой взрослой жизни. В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

Ранняя юность (14-15 до 18 лет). К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости.

Юность — завершающий этап созревания и формирования личности. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Главная социальная задача этого возраста — выбор профессии. Становление личности включает в себя становление относительно устойчивого образа «Я», т.е. целостного представления о самом себе. В юношеском возрасте формируются взгляды на вещи, подход к жизни, система ценностей. В этом смысле юность – время активного формирования мировоззрения. Юноша страстно хочет знать, кто он такой, на что он способен. Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны. Адекватность самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального «Я» вполне естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение. На формирование самоуважения влияют многие факторы — отношение родителей, положение среди сверстников и др.

Одной из важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

Ценность образования — большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе.

В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральное новообразование — самоопределение, профессиональное и личностное.

Юность это период принятия ответственных решений, определяющих дальнейшую жизнь; выбор профессии, места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни, создание своей семьи. Юношеский возраст этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Стремление доказать свою независимость сопровождается типичными поведенческими реакциями: недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к неосознанной внушаемости и влиянию ровесников.

Перед личностью, обретшей способность к обобщениям, встает задача объединить всё, что она знает о себе и своих близких. Если все эти знания взаимно спрягаются, то молодой человек успешно справляется с психосоциальной идентификацией и у него возникает ощущение целостности, ощущение того ,кто он есть, где находится и куда идёт. В противном случае ребёнок находит убежище в отрицательной идентичности. Этот процесс Эрик Эриксон назвал состоянием нескладывания Я-концепции («Ты учишь меня работать, а сам не можешь заработать честным трудом».«Вы требуете от меня правильного поведения дома и в школе, а сами изводите друг друга придирками».«Вы знаете, какую профессию выбрать мне, а сами остались недовольны своим выбором»). Происходит негативная идентификация. Универсальным примером негативной идентичности могут послужить многие «молодёжные неформальные объединения».

Если дети покидают школу после 9 класса, происходит смещение кризиса 17 лет в сторону кризиса 15 лет. Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую (утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения) установку. Во время кризиса такие подростки бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируют свое жизненное кредо. Период юности для них время проб и ошибок. Одиннадцать классов кончают более благополучные дети. Но в 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15 лет.

Существуют две категории выпускников школы: первые надеются на помощь родителей (платный вуз) и не теряют душевного равновесия; вторые рассчитывают на свои силы — наиболее подвержены связанными с поступлением стрессам.

Для тяжело переживающих кризис 17 лет характерны различные страхи. Сюда еще прибавляются страхи перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей — перед армией. Высокая тревожность и выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакции (обострению гастрита, головных болей, давлению) и хронических заболеваний. Но если даже выпускник мало тревожен, и все складывается удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с другими людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают в этом уверенность в себе, поддержка семьи и др. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания.

Обычно подростковый кризис даёт нам мечты о том, какой мы хотим видеть свою жизнь в будущем. Поздняя юность (18-25 лет), этап «человеческой близости», трудовая деятельность, профессиональная учёба, освоение норм отношений между людьми и профессионально-трудовых умений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Когда я стану взрослым.

Кризис становления: 18–25 лет

Кризис возраста – особый период в жизни людей, который подвергает серьёзной проверке их личностные качества, сформированные до совершеннолетия. Привычный уклад жизни рушится, мир открывается с новой стороны, и такое положение вещей действительно выводит из равновесия.

После 18 лет к человеку предъявляются новые требования со стороны общества, семьи. Ему нужно многое менять, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих. Однако взрослая жизнь не всегда встречает с улыбкой. В большинстве случаев молодым людям приходится сталкиваться с её недобрым оскалом и испытывать большие трудности на пути к мечтам. В этот период многие юноши и девушки переносят большие стрессы, впадают в депрессию, поскольку психологическая защита, действовавшая в детстве, уже не срабатывает.

Первый возрастной кризис

В нашей культуре взаимодействие между юношами, девушками и обществом построено так, что они сталкиваются с первым возрастным кризисом в 18 лет. Проще говоря, до этого времени они учатся в школе, опекаются родителями, учителями, не беспокоясь о своём содержании. Но после совершеннолетия оказываются лицом к лицу с огромным, чужим миром, в котором за каждый свой поступок приходится нести ответственность.

Разумеется, существуют семьи, в которых даже совершеннолетние сыновья и дочери продолжают оставаться детьми. Родители сами выбирают им вуз, обеспечивают финансами и пытаются контролировать их времяпровождение. В таких случаях первый возрастной кризис «откладывается» до 21–22 лет. А у некоторых и вовсе появляется только в 25, если мама и папа чрезмерно заботливы. Но рано или поздно приходит время становления для нормальной жизни в социуме. В этот период формируется имидж человека, его жизненный стиль, который обычно не меняется.

[2]

Неприятности для послушных

Читайте так же:  Почему я люблю сетевые компании

Многие молодые люди, привыкшие быть примерными детьми, учениками, после совершеннолетия практически не меняются. Они продолжают быть паиньками и аккуратно выполнять социальные требования. Им кажется, что если они будут делать всё хорошо и своевременно, то их жизнь будет лёгкой, спокойной, привычной. Как правило, такие юноши и девушки преуспевают в дальнейшей учёбе в вузах, колледжах, но при этом нередко воспринимаются однокурсниками как «ботаники» и зубрилы, которых не любят.

А вот лентяи и тусовщики, которые предпочитают учёбе весёлые вечеринки, чувствуют себя в общество непринуждённо. Они оттачивают свои навыки общения на разных пати, заводят полезные связи, что позволяет им в дальнейшем стать более успешными. К сожалению, бывшие отличники быстрее ломаются, чем двоечники, когда сталкиваются с реальной жизнью лицом к лицу. Они вырабатывают навыки, которые позволяют вести себя правильно и нравиться обществу. Очень часто такие люди становятся жертвами офисных интриг, так как не умеют выкручиваться из сложных ситуаций и ставить на место зарвавшихся коллег.

Знания или коммуникативные способности?

Какой вариант выбрать, чтобы иметь в жизни успех и в период становления не испытывать серьёзных трудностей? Знания очень нужны, так как без них человек духовно беден, невежественен и груб. Но посвящать всю свою жизнь постоянному обучению тоже нельзя. Как показывает практика, вечные отличники в жизни часто несчастливы. Они не способны подстраиваться под реалии окружающего мира и в случае каких-либо форс-мажорных ситуаций просто теряются.

А вот люди с хорошо развитыми коммуникативными качествами успешно решают многие проблемы и умеют находить общий язык практически со всеми. Они виртуозно играют нужные роли в нужное время, поэтому легче переносят кризис становления в эмоциональном отношении.

Для включения и активной работы социальной рефлексии стоит больше времени уделять не зубрению очередного учебника, а отношениям, общению. Как считают психологи, в возрасте 18–25 лет благоприятнее всего воздействует на человека любовь. Ему приходится выходить из зоны комфорта, разговаривать, приобретать новые навыки и умения, чтобы быть рядом с объектом своего вожделения.

Кризис смысла жизни

Интересно, что многие люди в период личностного становления часто задаются вопросом о смысле жизни. Юноши и девушки пытаются понять назначение своего «я», его роль в социуме, поэтому невольно проявляют интерес к психологии, самопознанию, эзотерике. Если внутренних резервов не хватает и человек духовно беден, то он скатывается на дно. Часто молодые люди становятся алкоголиками, наркоманами, когда не могут преодолеть кризис смысла жизни. Некоторые тинэйджеры объединяются в группы, создают свои субкультуры, протестуя таким образом против обезличивания взрослой жизни. К сожалению, есть и те, кто заходит слишком далеко и решается на самоубийство. Но подобное действие – не выход из ситуации, а всего лишь проявление малодушия.

Кризисы профессионального становления

В.И. Слободчиков определяет специфику возраста как «смену режима индивидуальной жизни», как смену самости и единичности. Соответственно выделяются две группы кризисов:

  1. кризисы «рождения» («так жить нельзя»);
  2. кризисы развития («хочу быть, как ты»), поиск новых способов самоопределения.

Известный зарубежный психолог Г. Шихи выделяет основные кризисы взрослого человека (Шихи, 1999):

Обозначая общую логику и основные кризисы развития взрослого человека, Б. Ливехуд также делает акцент на изменении ценностно-смысловой сферы личности (Ливехуд, 1994). Он выделяет следующие основные фазы жизни:

  1. душевное восприятие, рост (до 20 лет);
  2. экспансивная фаза: переработка опыта, характеризуется равновесием между биологической и духовной линией развития (20-40 лет);
  3. социальная фаза или фаза руководства: отдача своего опыта, характеризуется опережением духовного развития и угасанием биологической линии развития

«Печатью биологического развития более всего отмечен период перед наступлением взрослости… — пишет Б. Ливехуд. — Психическое (духовное) развитие отчетливее всего проявляется в своем своеобразии в средней фазе жизни… Духовное развитие является решающим для последней фазы жизни, оно как бы компенсирует угасание биологического развития…».

Интересные рассуждения и типологию жизненных кризисов предлагает Э.Ф. Зеер. Он ставит проблему различения типов кризисов (возрастного, профессионального, жизненного, личностного, невротического). Общая схема соотношения разных типов кризисов: а) нормативные кризисы: кризисы психического развития; кризисы профессионального становления — это все возрастные кризисы; б) ненормативные (необязательные) кризисы: критические (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы…), невротические кризисы (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты) — это все жизненные кризисы.

Э. Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:

  1. Сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом.
  2. Социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд).
  3. Возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания»).
  4. Вступление в новую должность (а также — участие в конкурсах на замещение, в аттестациях и т.д.).
  5. Полная поглощенность профессиональной деятельностью. Примеры можно найти в известной книге Барбары Киллинджер «Трудоголики, респектабельные наркоманы». При этом, вопреки распространенному мнению, сами «трудоголики» характеризуются как: специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях.
  6. Изменения в жизнедеятельности (смена местожительства, перерыв в работе, «служебный роман»).

Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.

Выделяются также основные фазы кризисов профессионального развития. Еще Л.С. Выготский выделил три фазы возрастных кризисов:

  1. предкритическую (обострение противоречий между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития);
  2. критическую (это противоречие начинает проявляться в поведении);
  3. посткритическую (противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития).

Э.Ф. Зеер отмечает, что на основании идей Л.С. Выготского можно выделять и анализировать собственно кризисы профессионального развития.

Предкритическая фаза характеризуется тем, что проблемы не всегда четко осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем

Критическая фаза: осознанная неудовлетворенность работника; постепенно намечаются варианты изменения ситуации, проигрываются варианты дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность; часто противоречия еще больше усиливаются и возникает конфликт («конфликт — ядро кризиса»). При этом выделяются типы конфликтов профессионального развития на данной фазе:

  1. мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального развития, дезинтеграцией профессиональных ориентаций и установок;
  2. когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
  3. поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты.

Посткритическая фаза. Но при этом способы разрешения кризиса могут иметь разный характер: конструктивный, профессионально-нейтральный, деструктивный.

Читайте так же:  Мышеловка для пограничной личности

Ниже в обобщенном виде предлагается несколько модифицированная и дополненная нами таблица Э.Ф.Зеера, где отражаются психологические особенности кризисов профессионального становления.

Кризис становления: 18-25 лет

Возрастной кризис – это период, в процессе которого проверяются на прочность личностные структуры человека, сформированные в предыдущий возрастной период.

Мир как бы поворачивается к человеку новой гранью, старые социальные связи рвутся или ослабевают, формируются новые. Социум начинает предъявлять к человеку новые требования, близкие люди озвучивать новые ожидания. Далеко не всегда жизнь встречает человека приветливой улыбкой, иногда она оборачивается к нему всем своим звериным оскалом.

Привычные психологические защиты, успешно работавшие в прежние годы, в новой обстановке могут и не сработать, так что человек оказывается уязвим для различных психологических стрессов, являющихся результатом попадания в незнакомые социальные или рабочие ситуации.

Очень часто те навыки и способности, которые выручали человека в прошлые годы, в новых условиях оказываются бесполезными или малоэффективными. Возникает необходимость в формировании и развитии каких-то новых способностей. Но зачастую человек даже не понимает, какие именно способности ему необходимо в себе культивировать и у кого можно этому поучиться.

Это первый возрастной кризис, который человек переживает во взрослом состоянии

Наша культура организована таким образом, что возрастной кризис тинэйджеров отодвигается с 15-16 лет до 18. В стенах школы молодые люди искусственно консервируются в статусе детей до момента покидания школы. Выйдя на просторы взрослой жизни, они оказываются один на один с этим взрослым миром.

В некоторых семьях создаются особые внутренние механизмы сохранения их чад в статусе детей. Четко контролируется выбор вуза и процесс поступления, осуществляется финансовая поддержка уже взрослого, но еще не имеющего средств к существованию человека, и даже делаются попытки контролировать его времяпрепровождения и контакты. В этом случае момент столкновения с взрослым миром может отодвигаться до 21-22 лет, а в случае с аспирантурой или каким-то другими уловами и до 25-26 лет.

Но в любом случае в течение этих 5-8 лет человек вынужден окончательно распрощаться со своим детством и начать формироваться в статусе взрослого человека. Это первый возрастной кризис, который человек переживает во взрослом возрасте. Это кризис становления – создания себя: формирования собственного жизненного стиля, создания своего имиджа, подбор способов подачи себя в социуме.

Ловушки для послушных мальчиков и девочек

Одна из самых типичных и опасных ловушек, в которые в течение этого возрастного периода попадают молодые люди — это «ловушка послушных мальчиков и девочек». Предполагается, что для того, чтобы все было хорошо, нужно четко и аккуратно выполнять все социальные требования, исходящие от родителей и от социума в целом.

Но, несмотря на то, что именно в этом возрасте люди обычно получают свое основное образование, «ведущей деятельностью» в данный возрастной период является все-таки тусовка (в широком смысле слова): накопление контактов и связей, выбор своего коммуникативного стиля, а также развитие своих коммуникативных и интеллектуальных способностей. В общем – формирование своего индивидуального стиля.

Очень часто лоботрясы и двоечники, отодвинувшие на задний план процесс получения знаний в вузе, но активно погружающиеся в различные тусовки, в которых тщательно отшлифовывают свои социальные навыки, в итоге оказываются более успешными, чем ботаники и зубрилы.

А на фоне прорывающихся в люди бывших тусовщиков и лоботрясов мы можем наблюдать, как рушатся карьеры бывших отличников. Их карьеры рушатся из-за психологических и личностных проблем, с которыми они не могут совладать при столкновении с реалиями взрослого мира. Поверившие в лозунг «знание – сила» молодые люди столкнулись с социальными и рабочими ситуациями, в которых оказались более важны коммуникативные и интеллектуальные способности, чем знания.

Успешно закончившие вузы двоечники обычно обучаются «успешному поведению» в ситуации, когда они испытывают дефицит знаний, кроме того, они развивают в себе необходимые социальные навыки. В то время как отличникам в реальных рабочих ситуациях все равно не хватает полученных в вузах знаний, но они не имели опыта выкручиваться из таких ситуаций, у них не сформировались навыки, необходимые для правильного поведения в конфликтных ситуациях с социальной подоплекой.

На работе отличников гнобят «глупые карьеристы» или «безмозглые задаваки», которые абсолютно необразованны, а порой и просто глупы. Послушные юноши и девушки становятся жертвами социальных игр и офисных интриг. А в личной жизни, если им и удается преодолеть свое одиночество, они натыкаются то на «нарциссов» и «объюзеров», то на «манипуляторов» или еще на каких-нибудь «паразитов общества».

Так что важней: развитие способностей или накопление знаний?

Данный возрастной кризис легче проходят те молодые люди, которые оказались более ориентированы не на накопления знаний, а на формирование и развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей.

Интересно, что накоплению знаний этот кризис скорее во вред: какая уж тут учеба, когда идет череда любовных драм, экзистенциальных кризисов и различных социальных обломов. И в тоже время психологические проблемы, с которыми человек сталкивается в этом возрасте, провоцируют и принуждают его к развитию своей личности.

[1]

К примеру, ничто так эффективно не включает социальную и межличностную рефлексию, как несчастная любовь. Бессмысленные споры о смысле жизни, а также выяснения отношений с друзьями и любимыми в большей степени способствуют развитию коммуникативных способностей молодых людей, чем вузовские «уроки риторики».

Практикующим психологам хорошо известно, что основные проблемы, с которыми к ним обращаются представители этой возрастной группы, так или иначе связаны с проблемой отношений: одиночество, неспособность заводить друзей, проблемы в отношениях с противоположным полом, трудности самореализации в коллективе, любовные драмы и конфликты, болезненные разрывы отношений. Ну,конечно же, мы сталкиваемся и с последствиями полученных во всех этих ситуациях травм в виде заниженной или скачущей самооценки, потери веры в себя и др.

Если рассмотреть все эти проблемы в контексте того, что нужно делать для их преодоления, то появится список коммуникативных и интеллектуальных способностей, которые молодым людям было бы полезно формировать в себе и развивать. В вузах этому не учат, а психологи ассоциируются скорее с врачами, чем со специалистами по развитию способностей. Так что к психологам молодые люди обычно попадают уже в ситуации, когда произошла какая-то драма или была получена психологическая травма.

Потеря осмысленности происходящего и разочарование в устройстве мира

Большинство родителей в процессе воспитания своих детей стараются уберечь их от столкновения с некрасивыми и злыми реалиями нашего мира. В данном возрастном периоде молодые люди как раз вынуждены сталкиваться с этим взрослым миром со всеми его дурными манерами и звериным оскалом, со всей его жестокостью, подлостью и несправедливостью.

Именно на этот возраст приходится основное количество экзистенциальных кризисов, именно в этот период молодые люди начинают терять себя и пробуют искать свое предназначение в мутных глубинах психики, которые иногда поэтически называются «внутренним миром». Можно сказать, что данный возрастной кризис характеризуется столкновением внутреннего мира человека с его социальным окружением.

Читайте так же:  Когда стыд имеет привкус материнской заботы

Итак, данный возрастной кризис можно назвать «кризисом становления», именно в этом возрасте начинают окончательно проявляться личностные черты человека, которые сохраняются в течение всей его жизни и порой успешно проходят, не особенно стираясь и не теряя своей рельефности, через все последующие возрастные кризисы. Именно в этом возрасте у человека появляется свой индивидуальный стиль: стиль жизни, стиль коммуникации, стиль поведения.

Реферат: Личностные кризисы в 18-25 лет

яш2
Ярославский государственный университет

я2Ря0 я2Ея0 я2Фя0 я2Ея0 я2Ря0 я2Ая0 я2Т
я2ПО ПСИХОЛОГИИ

я2ЛИЧНОСТНЫЕ КРИЗИСЫ В 18-25 ЛЕТ

[3]

студент группы Ф-21
Папорков И.В.

Видео (кликните для воспроизведения).

я1Ярославль, 1998
.
— 2 —

Пошли мне бури и ненастья,
Даруй мучительные дни,
Но от преступного бесстрастья, —
Но от покоя сохрани!
я1И.С.Аксаков

Жизнь человека не представима без кризисов. В них — основа разви-
тия личности. Избежать их невозможно.
Детские возрастные кризисы изучены достаточно хорошо: про них на-
писано немало работ, так как именно в детстве происходит становление
личности. Совсем по-другому обстоит дело с кризисами в зрелом возрас-
те. Проблема их протекания недостаточно подробно освещена в литерату-
ре, а зря: их вклад в развитие человека отнюдь не меньше, чем вклад
детских возрастных кризисов.
В данной работе речь пойдет о кризисах именно в зрелом возрасте,
об их особенностях, о причинах, ходе развития и последствиях. Рассмат-
ривается также вопрос о возможности уменьшения отрицательных проявле-
ний кризисов.
я1Онтогенезя0 — процесс развития индивидуального организма, формиро-
вание основных структур психики индивида [1].
я1Кризися0 — особый, относительно непродолжительный по времени (до
года) период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими
изменениями [1].
я1Настроениея0 — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в тече-
ние значительного времени отдельные психические процессы и поведение
человека.
Основные источники возникновения настроений — те позиции, которые
люди занимают в обществе (не/удовлетворенность ходом жизни).
.
— 3 —

Мною не было найдено ни одной книги, ни одного учебника, где бы
коротко и ясно перечислялись бы причины возрастного кризиса в 20-25
лет. Пришлось собирать разрозненные факты из различных источников, об-
рабатывать и ситематизировать их для «конспектабельности» работы. Ко-
нечно, здесь автор ни в коем случае не претендует на неоспоримую пра-
воту своих утверждений; вообще, мне как неспециалисту в области психо-
логии трудно делать выводы, опираясь на косвенную информацию из раз-
розненных источников.

я2II. я3Лицо и маска.

я2III. я3Переоценка ценностей.

И.П.Павлов: «С годами в мозгу образуются так называемые устойчи-
вые связи — вырабатываются определенные взгляды, идеалы. Потом эти
связи рвутся — меняются оценки. Разочарование в прежних идеалах могут
вызвать потрясение, депрессию».
я1Депрессияя0 — аффективное состояние, характеризующееся отрицатель-
ным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, общей пассив-
ностью поведения [1].

я2Проявления и последствия кризиса.

я2Как погасить «эмоциональный взрыв» ?

«Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым ог-
нем» (Петрарка).
История медицины свидетельствует, что ни один мрачный человек не
жил более ста лет.
Практический совет, как погасить «эмоциональный взрыв», — не га-
сить его, а послать «взрывную волну» в приемлемом для себя направле-
нии.
При тяжелом горе нельзя уходить в себя. Нужно вызвать отрицатель-
ную индукцию — создать в коре головного мозга новый, более сильный
центр возбуждения, который бы подавил очаг, угнетающий человека. Нужна
разрядка, выход накопленным отрицательным эмоциям.
Накопившиеся эмоции обязательно должны разрядиться, но иногда эта
разрядка принимает неожиданные формы (Петр I и Мария Гамильтон, Тамер-
лан).
Наилучшая разрядка — достижение цели (стресс и преуспевающие лю-
ди). Не всем это удается, тогда — слезы. Ничто так надежно не разряжа-
ет накопленные отрицательные эмоции, как слезы. Виктор Гюго: «Слеза
всегда смывает что-то и утешение несет».
Другие способы — мышечная активность, музыка (сформировавшиеся
пристрастия).

1. Психология. Словарь. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
2. Айрапетов С.Г. Здоровье, эмоции, красота. — М.: Знание, 1977. —
64 с.
3. Общая психология. — М.: Просвещение, 1977. — 479 с.
4. Коломинский Я.Л. Беседы о тайнах психики. — М.: Молодая гвардия,
1976. — 208 с.
5. Воробейчик Я.Н., Поклитар Е.А. Основы психогигиены. — Киев: Здо-
ровья, 1989. — 178 с.
6. Немов Р.С. Психология. Книга I. — М.: Просвещение, Владос, 1994. —
576 с.

Личностные кризисы в 18-25 лет

яш2
Ярославский государственный университет

я2Ря0 я2Ея0 я2Фя0 я2Ея0 я2Ря0 я2Ая0 я2Т
я2ПО ПСИХОЛОГИИ

я2ЛИЧНОСТНЫЕ КРИЗИСЫ В 18-25 ЛЕТ

студент группы Ф-21
Папорков И.В.

я1Ярославль, 1998
.
— 2 —

Пошли мне бури и ненастья,
Даруй мучительные дни,
Но от преступного бесстрастья, —
Но от покоя сохрани!
я1И.С.Аксаков

Жизнь человека не представима без кризисов. В них — основа разви-
тия личности. Избежать их невозможно.
Детские возрастные кризисы изучены достаточно хорошо: про них на-
писано немало работ, так как именно в детстве происходит становление
личности. Совсем по-другому обстоит дело с кризисами в зрелом возрас-
те. Проблема их протекания недостаточно подробно освещена в литерату-
ре, а зря: их вклад в развитие человека отнюдь не меньше, чем вклад
детских возрастных кризисов.
В данной работе речь пойдет о кризисах именно в зрелом возрасте,
об их особенностях, о причинах, ходе развития и последствиях. Рассмат-
ривается также вопрос о возможности уменьшения отрицательных проявле-
ний кризисов.
я1Онтогенезя0 — процесс развития индивидуального организма, формиро-
вание основных структур психики индивида [1].
я1Кризися0 — особый, относительно непродолжительный по времени (до
года) период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими
изменениями [1].
я1Настроениея0 — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в тече-
ние значительного времени отдельные психические процессы и поведение
человека.
Основные источники возникновения настроений — те позиции, которые
люди занимают в обществе (не/удовлетворенность ходом жизни).
.
— 3 —

Мною не было найдено ни одной книги, ни одного учебника, где бы
коротко и ясно перечислялись бы причины возрастного кризиса в 20-25
лет. Пришлось собирать разрозненные факты из различных источников, об-
рабатывать и ситематизировать их для «конспектабельности» работы. Ко-
нечно, здесь автор ни в коем случае не претендует на неоспоримую пра-
воту своих утверждений; вообще, мне как неспециалисту в области психо-
логии трудно делать выводы, опираясь на косвенную информацию из раз-
розненных источников.

я2II. я3Лицо и маска.

я2III. я3Переоценка ценностей.

И.П.Павлов: «С годами в мозгу образуются так называемые устойчи-
вые связи — вырабатываются определенные взгляды, идеалы. Потом эти
связи рвутся — меняются оценки. Разочарование в прежних идеалах могут
вызвать потрясение, депрессию».
я1Депрессияя0 — аффективное состояние, характеризующееся отрицатель-
ным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, общей пассив-
ностью поведения [1].

Читайте так же:  Отлучение от груди

я2Проявления и последствия кризиса.

я2Как погасить «эмоциональный взрыв» ?

«Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым ог-
нем» (Петрарка).
История медицины свидетельствует, что ни один мрачный человек не
жил более ста лет.
Практический совет, как погасить «эмоциональный взрыв», — не га-
сить его, а послать «взрывную волну» в приемлемом для себя направле-
нии.
При тяжелом горе нельзя уходить в себя. Нужно вызвать отрицатель-
ную индукцию — создать в коре головного мозга новый, более сильный
центр возбуждения, который бы подавил очаг, угнетающий человека. Нужна
разрядка, выход накопленным отрицательным эмоциям.
Накопившиеся эмоции обязательно должны разрядиться, но иногда эта
разрядка принимает неожиданные формы (Петр I и Мария Гамильтон, Тамер-
лан).
Наилучшая разрядка — достижение цели (стресс и преуспевающие лю-
ди). Не всем это удается, тогда — слезы. Ничто так надежно не разряжа-
ет накопленные отрицательные эмоции, как слезы. Виктор Гюго: «Слеза
всегда смывает что-то и утешение несет».
Другие способы — мышечная активность, музыка (сформировавшиеся
пристрастия).

1. Психология. Словарь. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
2. Айрапетов С.Г. Здоровье, эмоции, красота. — М.: Знание, 1977. —
64 с.
3. Общая психология. — М.: Просвещение, 1977. — 479 с.
4. Коломинский Я.Л. Беседы о тайнах психики. — М.: Молодая гвардия,
1976. — 208 с.
5. Воробейчик Я.Н., Поклитар Е.А. Основы психогигиены. — Киев: Здо-
ровья, 1989. — 178 с.
6. Немов Р.С. Психология. Книга I. — М.: Просвещение, Владос, 1994. —
576 с.

Кризис становления: 18-25 лет

Как было отмечено ранее, завершение раннего юношеского периода связывают с кризисом 17 лет. Термин «кризис» употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной мере обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности [5]. Основное содержание этого кризиса — встреча реальной жизни с её идеальными представлениями. Чем лучше осознаются расхождения человека в том, что он «сам придумал о себе и своей жизни» и тем, в какой момент он осознал реальность жизни, тем острее происходят внутренние переживания. Следовательно, юность — это пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения «идеального Я» с реальным. Но «идеальное Я» еще не выверено и может быть случайным, а «реальное Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности [23].

Известный психолог Э. Эриксон юношеский возраст связывает с кризисом идентичности, состоящим из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;

3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;

4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания [6].

Следовательно, несформированность адекватной идентичности приводит к саморазрушению личности, непринятию себя, своих особенностей, интересов, способностей, содействует развитию таких качеств, которые затрудняют процесс социализации и способствуют формированию девиантного поведения, (возникает озлобленность, агрессивность, склонность к объединению в группировки делинквентного характера, упрямство, стремление к независимости и отрыву от семьи, др.) [18].

Поэтому важно учитывать, что глубокая рефлексия; развитое осознание собственной индивидуальности; формирование конкретных жизненных планов; готовность к самоопределению в профессии; установка на сознательное построение собственной жизни; постепенное вхождение в различные сферы жизнедеятельности; развитие самосознания; устойчивость мировоззрения позволяют успешно осуществлять переход на следующий возрастной этап, к взрослости, а своевременное решение внутренних противоречий содействует развитию такого сознания, которое бы позволило спроектировать собственный наиболее продуктивный жизненный путь.

Поздняя юность — период, связанный с началом обучения в высшем учебном заведении и началом работы на производстве. Для начала периода — 17-18 лет характерна определенная зрелость в умственном, нравственном и социально-общественном плане: усиливаются сознательные мотивы поведения. Период поздней юности, или начало зрелости, считается сенситивным, то есть благоприятным для завершения формирования как психофизических, так и личностных качеств [10].

Сложные и новые задачи, стоящие, к примеру, перед юношами-студентами уже на первом курсе, требуют четкой организации учебного процесса, приобретение навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, умений самостоятельно распределять свое время. Умственная, нравственная и общественная зрелость людей данного возраста проявляется в умении организовать свое обучение, быт и отдых.

В этот период человек осознает себя, определяет будущий жизненный путь, приобретает профессию и начинает пробовать себя в различных сферах жизни; самостоятельно планирует деятельность и поведение, активно отстаивает самостоятельность суждений и действий. В этом возрасте складываются мировоззрение, этические и эстетические принципы на основе синтеза многих знаний, жизненного опыта, самостоятельных размышлений.

Период обучения в высших учебных заведениях — это важный период социализации человека. Социализация — это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения социального опыта, в ходе которого человек преобразует его в собственные ценности, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в определенной группе и обществе.

Данный возраст характеризуется также стремлением самостоятельно и активно выбирать определенный жизненный стиль и идеал, соответствующий условиям социализации, согласно которым индивид должен играть активную роль.

Кроме того, следует также учитывать остальные психологические особенности поздней юности, выделенные Л.Д. Столяренко (18-25 лет) — зрелости в умственном, нравственном отношении:

1. пик интеллектуальных возможностей;

2. стабилизация характера;

4. сложившееся мировоззрение;

5. чувство нового;

6. смелость, решительность;

7. способность к увлечению;

[3]

8. оптимизм; самостоятельность;

10. критичность и самокритичность;

11. самооценка обычно противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;

12. скептическое, критические, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения, в котором учится;

13. сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших;

14. неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;

15. принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни;

16. выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере;

17. формирование профессионального мышления, самоутверждение в профессиональной и социальной сфере, борьба за свое «место под солнцем»;

18. овладение набором социальных ролей взрослого человека, начало «экономической активности» [21].

Особое место, как в ранней, так и в поздней юности продолжают занимать межличностные отношения с людьми, которые складываются в процессе учебной деятельности и в процессе общения. «Важнейшей формой отношений являются субъект-субъектные отношения, которые получили, естественно, наиболее широкое обсуждение в психологии (В.Г. Ананьев, А.Л. Бодалев, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов и др.).

Читайте так же:  Что важно знать при создании семьи

Ломов в этом плане отмечает: «В ходе анализа субъект-субъектных отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но и процесс их взаимодействия, в котором обнаруживаются содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т.д.».

Юношество, охватывающее период студенчества, в данном случае, считают последним возрастом расширения круга общения. Действительно, младенец общался в основном с матерью, ребенок раннего возраста — с матерью и со своей семьей, дошкольник получает возможность встречи с первым чужим значимым взрослым — воспитателем детского сада, большую роль начинает играть общение со сверстниками. Младший школьник выходит в первое по-настоящему социальное пространство — школу. Подросток активно осваивает улицы своего микрорайона, студент — весь город. По окончании юности начинаются освоение профессии, создание семьи, воспитание ребенка — времени на межличностное общение остается намного меньше. Может быть, поэтому на юность приходится так называемый пик межличностного общения. На активность общения в поздней юности, включающей и студенческий возраст, влияет также общественный стереотип восприятия статуса «студент» — это «беззаботный, веселый человек, плохо материально обеспеченный, имеет много друзей, успевает и учиться, и общаться». Общество снисходительно к нему, ему многое прощается, а родители подкрепляют эту установку, рассказывая веселые истории из своего прошлого [24].

К примеру, в начале обучения в институте отношения носят групповой, коллективный характер, однако, повзрослев, взаимоотношения с окружающими становятся более стабильными и надежными, в сверстнике начинает цениться не только внешность, но и личностные качества [24].

При дальнейшем обучении в институте на основе общих интересов обычно постепенно выделяются дружеские группы из 5—8 человек. Появляются друзья вне института. Важную роль в общении начинает играть обмен информацией. На последних курсах института уменьшается значимость компаний вообще, предпочтение отдается диадическому общению (общению в парах). Переход от системы отношений «Я — Другие» к системе «Я — Другой» [21].

Понятно, что не всегда в течение последующей жизни сохраняют свою значимость дружеские связи, установившиеся в юношестве. Но способность к таким связям формируется в основном именно в этот период. И можно наблюдать взрослых людей, страдающих от отсутствия такой способности. Они могут продолжать жить в изоляции либо колебаться от позиции почти полного слияния с человеком до резкого, ничем не мотивированного удаления от него. Иногда это удаление сопровождается также немотивированными конфликтами [24].

Еще одной из самых важных психологических характеристик юности, наряду с идентичностью, является самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие себя, неудовлетворённость собой). Проявление данного параметра также зависит от разницы между «Идеальным Я» («Желаемым Я») и «Реальным Я» (Социальным Я»). Отсюда возникает множество затруднений и конфликтов, единственным способом их преодоления считается способность к рефлексии (самоанализу), которая помогает предугадать возможное поведение другого человека и подготовить встречные действия; занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем физическая сила.

Кроме того, юношеский возраст является периодом интенсивного формирования и становления системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым позволяют выйти на проблему смысла человеческой жизни, постановки вопроса о самореализации.

Вместе с тем, юность ограничена в своём понимании всей полноты того, что происходит в ней и того, что происходит в окружающей действительности. Именно эта недальновидность юности обнаруживает её принадлежность к детству. Неумение адекватно оценить собственное состояние, «социальная слепота», которые связаны с отсутствием житейского опыта, могут привести к тому, что цельность и возвышенность чувств будут подменены «лёгкой жизнью» по принципу «получи от жизни всё» или фанатическому устранению всего того, что мешает юношескому радикализму. Физическая и интеллектуальная зрелость провоцирует юность на самый высокий уровень притязаний, юношеский максимализм часто не позволяет делать самого простого и необходимого. В учёбе зачастую проявляется стремление к внешним достижениям — притягательными становятся высокий материальный или социальный статус будущей специальности, стремление понравится преподавателям. В духовной жизни также могут превалировать эгоцентрические тенденции [20].

Общей тенденцией, характеризующей период юношеского становления, является стремление всё испытать, впитать, пережить.

Г.С.Абрамова видит опасность этого возраста в том, что «отношения близости, соперничества, борьбы переживаются в связи с людьми, подобными себе, со сверстниками. Это рождает предвзятость в отношениях, неприятие самого себя и других…». Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости, непохожести и уникальности. Внутренняя напряженность, свойственная этому возрасту, порождает чувство одиночества, которое усиливает потребность в общении со сверстниками и одновременно повышает избирательность.

Стремление и готовность в реальной жизни продемонстрировать ответы на основные вопросы юности: «Кто я?», «Чего я хочу?», «Что я могу?» — обозначают границу перехода в новый период развития. Принятие ответственности за свою жизнь связано с вступлением в пору взрослости. [20].

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, данный этап в жизни каждого человека помогает разобраться, как следует воспользоваться своими способностями для реализации себя в труде и в самой жизни. Поздняя юность — это период, связанный с профессиональным обучением, первой самостоятельной трудовой деятельностью, окрепшими личностными привязанностями. Человек активно включается в поиск своего места в жизни, он также осознает себя как целостную и многомерную личность, старается выстроить жизненного планы.

Источники


  1. Уивер, Фон Клуб счастливых жен / Фон Уивер. — М.: Одри, 2014. — 440 c.

  2. Ирина Удилова История реальной любви. Спасаем отношения. Мужчина VS Женщина (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 704 c.

  3. Толстая, Наталья Защитная книга от ссор и предательств. Стратегия победы настоящей женщины / Наталья Толстая. — Москва: ИЛ, 2015. — 288 c.
  4. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — Москва: Машиностроение, 2017. — 771 c.
  5. Качалов Кризис — Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов, Игорь. — М.: АСТ, 2015. — 352 c.
Кризис становления 18-25 лет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here