Кризис тридцатилетних от 25 до 35 лет

Сегодня обсуждаем тему: кризис тридцатилетних от 25 до 35 лет с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Психология женщин в возрасте 30-35 лет

На протяжении всей жизни человек переживает несколько психологических кризисов. Это касается как мужчин, так и женщин. Вторые по своей натуре более эмоциональные существа, поэтому и чувства, которые им приходится испытывать при наступлении среднего возраста, иные, нежели у сильной половины человечества. Следовательно, психология женщины в 35 лет тщательно изучается многими специалистами с целью исследования основных причин возникновения серьезных психоэмоциональных изменений.

Содержание статьи

Содержание статьи

✔ Как распознать кризис?

Психологи, которые изучают 30-летних дам, утверждают, что кризис среднего возраста у женщин может протекать по-разному. Одни, например, могут совсем не чувствовать его проявлений, а другие места себе не находят, пытаясь понять, что происходит с их эмоциями.

Считается, что именно после 30 лет у многих представительниц слабого пола пробуждается желание испытать новые впечатления и прожить оставшуюся жизнь на полную катушку. Это приводит к тому, что женщина заводит отношения на стороне. И в большинстве случаев это не связано с какими-то неполадками в семье. Просто пик сексуальности приходится именно на данный возрастной период, что приводит к такому острому желанию показать себя во всей красе.

Считается, что женщина в 30 лет по-другому испытывает все ощущения. Чаще всего это проявляется в желании воплотить в действительность то, что не удалось сделать раньше. Для многих это своего рода последний шанс реализовать себя, как личность.

Можно выделить несколько основных симптомов наступления психологического кризиса у женщины после 30 лет:

  • резкая смена деятельности (проработавшая около 10 лет бухгалтером женщина может резко захотеть стать экспертом по туризму);
  • отношения на стороне (часто связаны с желанием раскрыть свой сексуальный и эмоциональный потенциал);
  • развод с мужем (связан с чрезмерной эмоциональностью и неосознанностью принятого решения);
  • желание совершать экстремальные поступки (именно на 30-35-летний возраст приходится наибольший процент принятия спонтанных и сумасшедших решений, например, татуировка или прыжок с парашютом);
  • острая необходимость в одиночестве (многие женщины с целью самореализации откладывают на какое-то время отношения и начинают поиски самих себя);
  • случайные половые связи (некоторые незамужние девушки среднего возраста не спешат вступать в брак, им нравится наслаждаться свободными отношениями, которые ни к чему не обязывают).

✔ Противопоказано

Женщина после 30 лет по своей сути становится эгоисткой. Первое место в ее жизни теперь занимает удовлетворение собственных потребностей и желание раскрыться как можно лучше. Это приводит к тому, что близкие и друзья попадают в зону ее невнимания и становится чем-то вроде привычной вещи либо же инструментом для воплощения всех своих планов. В этот период подобное отношение может негативно сказаться на общении женщины с ее окружением. Следовательно, нужно стараться вести себя как можно проще и спокойнее, ведь ваши родные не виноваты, что вы переживаете такой нестабильный период.

✔ Способы пережить кризис

Женщины за 30 лет становятся чрезмерно раздражительными и требовательными, что приводит к эмоциональному истощению. Многие из них впадают в депрессию, последствия которой могут быть катастрофическими. Чтобы избежать всевозможных проблем, необходимо направлять эмоции в нужное русло.

Самыми эффективными методами для борьбы с психологическим кризисом считаются:

  1. путешествие (помогает пережить трудное время и узнать себя лучше);
  2. перемена деятельности (новые эмоции и знакомство с другими людьми – это своего рода спасательный круг в данной ситуации);
  3. смена имиджа (другая стрижка и цвет волос – лучшие антидепрессанты, процент женщин решившихся на этот шаг после 35 лет довольно высокий).

✔ Как меняются ценности?

На протяжении всей жизни ценности и взгляды женщин имеют свойство изменяться. Так, после 35 лет большинство представительниц слабого пола совсем по-другому начинают смотреть на мир. Кто-то ставит на первое место семью и всю энергию направляет туда, а кому-то больше нравится уделять внимание саморазвитию и познанию. Особенно это касается разведенной женщины, которая получив негативный брачный опыт, желает какое-то время заняться собой как личностью.

Несмотря на все сложности данного возраста, тридцать лет – это не повод переживать и готовиться к худшему. Во многом все зависит от настроя. Если женский разум не воспринимает наступление 30-летия как угрозу, то, скорее всего, пережить его можно без лишних потрясений. Не стоит забывать, что женщина в 35 лет нуждается в особом внимании со стороны близких людей. Поддержка и понимание помогут пережить ей не самое легкое время в жизни.

Кризис тридцатилетних: от 25 до 35 лет

Вы молодая, интересная женщина, многое умеете и знаете. Освоили профессию, бунтарский подростковый возраст далеко позади. Но вдруг в какой-то момент успехи перестают радовать, близкие не понимают, а подруги твердят, что во всем виноват кризис 30 лет. Что это такое и как с ним бороться?

Любой кризис — это, прежде всего, столкновение с чем-то новым и малоизученным — с новой собой и с тем, чего требует от нас общество.

Вспомните, как в подростковом возрасте вы представляли себя взрослой и состоявшейся. Наверняка это был идеальный портрет успешной и гармоничной женщины, любящей жены и матери, которая довольна собой и своим положением. Наконец вы достигли рубежа — и вдруг понимаете, что этот образ мало соответствует мечтам юности. На работе завалы, с любимым мужчиной недопонимание, дети отнимают слишком много сил, а времени на себя катастрофически не хватает. Мы начинаем пересматривать свои достижения, свои мечты и их реализацию, свою семью, карьерный рост. Каждый человек в таком случае реагирует по-своему: кто-то пытается сменить работу, кто-то разводится, кто- то отправляется на поиски новых впечатлений.

Когда наступает возрастной кризис, активизируются и обостряются фобии, такие как страх смерти, старости, одиночества, начинает казаться, что будущее не принесет ничего хорошего и всего, на что способны, вы уже достигли. Возникают повышенные претензии к себе и постоянное сравнение с другими. Становится архиважно, как вашу работу оценивают другие. Вы хотите карьерного роста и статуса, а порой вы долго сомневаетесь, как поступить, боретесь сама с собой, все чаще задумываетесь о смысле жизни. Некоторые в этот период стараются избегать общения, им гораздо приятнее провести вечер с книгой или посмотреть фильм, чем «выйти в люди».

В этот период наиболее сложнее тем, кто мало изучил себя и плохо знает свои желания. Ведь это кризис самореализации. «Кто я?» и «Куда иду?» — два главных вопроса периода от 25 до 35 лет. Удовольствие от достижения целей, развития и умения преодолевать преграды выступает на первый план. Вот почему важно научиться отделять свои желания от тех, которые диктуют нам общество или ближайшее окружение.

Тяжело и тем, кто к этому возрасту не стал самостоятельным. Чаще всего это происходит, если женщина живет с родителями или рано вышла замуж, и родительские функции взял на себя муж. Со временем она осознает, что реализует себя только в семье, а как личность никому не интересна. Возникает ощущение, что вы проживаете не свою жизнь, что всегда следовали чужим установкам и правилам. В итоге долгожданного ощущения счастья не возникает.

Сложности возникают и у тех, кто склонен много мечтать и мало делать, перекладывая ответственность на «высшие силы». На самом деле, к 30 годам человек может многого достичь, не ожидая помощи извне. Предпосылками для этого являются как внутренние качества (активность, инициативность, самостоятельность, находчивость, умение общаться), так и жизненный опыт с анализом собственных успехов и поражений. Более того, пик интеллектуальной активности наступает к 25 годам, а эмоциональная устойчивость закрепляется в 17-20 лет. Поэтому отговорки в стиле «Я не могу собой управлять», «Это выше моих сил», «Я не знаю, как это сделать», вполне оправданные для 14-летнего возраста, в 30 уже «не прокатят».

[1]

Те, кто не бунтовал в подростковом возрасте, в 28-32 лет переживают такой же социальный кризис, как и в 13-15, только в более широких масштабах. Поэтому умения отстаивать свое мнение, говорить «нет» и защищать собственные границы вам непременно понадобятся, иначе будет страдать самооценка.

Читайте так же:  Хороший понт дороже денег

На в этом возрасте есть и уйма преимуществ. Ведь после зо лет красива та женщина, которая хочет быть красивой, следовательно, всё в ваших руках! А также, учитывая опыт прожитых лет, вы уже знаете особенности поведения мужчин. Пришла пора сделать выводы из отношений и получить от них то, чего хотите именно вы. А еще у вас есть профессиональный опыт, вы на пороге расцвета карьеры. И уж если вы в этом возрасте родите ребенка, то он точно будет желанным.

Оглянитесь на свои победы. Вы на самом деле многого достигли. К слову, вы уже пережили как минимум шесть кризисов (кризис рождения, 1-го, 3-го и 7-го года жизни, а еще — подросткового и юношеского возраста). Почему вы решили, что на этот раз не справитесь? Подведите итоги этих 30 лет: чему вы научились, какие трудности смогли побороть, какие качества развили в себе?

И даже если сейчас вы остановились, чтобы немного подумать, это вовсе не значит, что в этой точке вы будете пребывать до конца своих дней. Сядьте и проанализируйте, чего хотите в ближайшие 2 года, 5 лет, 10 лет. Что вам для этого нужно сделать?

Очень важно, чтобы внимание к себе было продуктивным, а не бездумной тратой времени. Как распознать такое «полезное» занятие? Это то, что развивает, вызывает интерес, а в конце вы обязательно гордитесь собой и ощущаете наполненность.

Наступило время серьезно заняться своим здоровьем. Возможно, раньше не было необходимости следить за фигурой и правильно питаться. Организм справлялся сам. Но сейчас нагрузки на психику и тело увеличились, а резервы, по сравнению с 20-летним возрастом, уменьшились.

[3]

Занимайтесь творчеством в любом его виде. Это пробуждает женскую энергетику. Это может быть суп по новому рецепту, самодельные шторки на кухне, фотографирование, вышитая картина или новогодний костюмчик для ребенка.

Самобичевание, позиция жертвы, постоянная неудовлетворенность, переливание из пустого в порожнее — все это убийцы вашего «Я», вашей женской сущности. Откажитесь от незрелого поведения. А вот доброта, отзывчивость, созидание, терпение и принятие — не путать с пассивностью и жертвенностью! — качества настоящей женщины.

Никогда не спешите рубить с плеча. Первыми в голову приходят мысли все бросить и искать место, где трава зеленее (муж лучше, работа спокойнее). Но прежде задумайтесь, к чему подталкивают вас эти трудности, каких качеств от вас требуют новые проблемы?

Если наступает депрессия — знайте, вы забыли о себе и все это время пытались убежать от негативных переживаний. Но не стоит винить себя за это. Предлагаю тренинг «30 дней для себя». Напишите список своих желаний. Они могут быть самыми разными, но обязательно — конкретными и с четко указанными датами. Выполняйте по одному желанию из списка каждый день. И непременно благодарите себя за каждое выполненное желание, будьте признательны самой себе. Научитесь себя любить.

Кризис четверти жизни, или почему в 25 тяжело жить?

Человек за свою жизнь переживает множество периодов, что отличаются друг от друга теми задачами, которые он должен выполнить. В раннем детстве он познает мир, в подростковом возрасте учится воспринимать себя как личность, общаться с противоположным полом, в юношестве приобретает профессиональные знания и навыки, вступает в семейные отношения, в старости переосмысливает пройденный путь.

И такие периоды чаще всего заканчиваются переломными моментами, которые в психологии принято называть «кризисами». Одним из таких в последнее время стали выделять кризис 25 лет или «четверти жизни» (подразумевая условную длительность жизни человека как 100 лет).

Что необычно — такой феномен выявлен не благодаря исследованиям психологов, а из-за распространения общих признаков кризиса среди молодежи – подавленности, отсутствия стремления что-то делать, ощущения безвыходности. Возраст кризиса, конечно, условен – он может возникнуть раньше, может позже, а может и пройти незамеченным для человека. Но если такой период настиг, то стоит разобраться в его причинах и способах преодоления.

Исследователь О. Робинсон из университета Гринвича определяет кризис как переживание нескольких фаз:

  1. Ощущение безысходности, загнанности в глухой угол, безрадостности существования, нереализованности в работе или отношениях (или в обеих сферах).
  2. Постепенное осознание, что все можно изменить. Человек начинает искать возможности применения своих умений, пытается найти свой путь.
  3. Период качественных изменений. Человек начинает вычленять нужное в жизни и избавляться от «балластов» — того, что тянет назад или расстраивает.
  4. Создание новых привычек, закрепления нового способа действий.

Для кризиса 25 лет есть несколько причин:
1.Успех = богатство. Массовая информация культивирует в сознании молодого человека такой стереотип – чем выше материальный достаток человека, тем больше он успешен по жизни, тем выше его значимость и ценность. Такое уравнение способно привести к комплексам у тех людей, которые не смогли достичь больших материальных успехов к 30-35 годам.

2. Давление родителей и инфантильность молодых людей. Это взаимосвязанные процессы. С одной стороны, родители знают, как лучше, и пытаются наставить своего ребенка на привычный для них путь, с другой стороны – они продолжают материально поддерживать молодого человека. У последнего, в свою очередь, просто пропадает потребность искать работу и развиваться в этой сфере.

3. Сравнение достижений. Здесь опять большую роль играет информационное пространство. Юноши и девушки могут видеть в Интернете то, как живет другой – какие он имеет материальные блага, как успешен в отношениях, какой отдых может себе позволить, как питается и прочее. Подсознательно или осознанно начинается процесс сравнивания себя с этим человеком, культивируя комплекс неполноценности, неуверенность в себе в случае, если свои достижения уступают.

4. Несоответствие реальности ожиданиям. Многие молодые люди строят для себя планы насчет дальнейшей жизни – девушки обычно мечтают о создании семьи до 25 лет, рождении первенца до 30, парни – об успехах в карьере, о том, что выбранная профессия будет приносить и удовольствие, и большие деньги. Стоит ли говорить о состоянии человека, когда реальность оказывается другой? Когда работа на самом деле оказывается нудной бесперспективной рутиной, а замуж выходят все одноклассницы, кроме этой самой девушки.

[2]

Как можно видеть, молодой человек, окончивший ВУЗ часто оказывается на распутье – что делать дальше? И вопрос «кем быть» с дипломом на руках не кажется уже таким странным. Ведь период существования СССР, когда дальнейшая жизнь была понятной – распределение на место работы после обучения, давно прошел.

Читайте так же:  Важность выбора психолога

Сегодняшние реалии часто заставляют человека снова задумываться о том, какой путь выбрать. Здесь и начинается кризис. Кто-то может резко сменить работу или закончить длительные отношения, кто-то, терзаясь в душе и изводя себя мыслями о собственной никчемности, кто-то бросается во все и сразу, чтобы побыстрее «найти себя».

Каким бы ни было переживание этого непростого периода, стоит напоминать себе, что выход из него всегда положительный и приносит в жизнь что-то новое.

[3]

А чтобы переживать его менее болезненно, можно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Забыть о том, что человек «должен» в этом возрасте – что иметь, каким быть, к чему стремиться. Каждый человек уникален, и, благодаря этому, уникальна и его судьба.
  2. Сделать паузу и попытаться понять, как хочется жить. Возможно, стоит сменить сферу деятельности, заняться внешностью, вспомнить, что радовало в прошлом, и заняться этим. Главное – выдохнуть и попытаться реально взглянуть вокруг.
  3. Говорить о себе. Замыкаться в себе – худший вариант в сложившейся ситуации. Такая проблема не уникальна, это можно обсудить со сверстниками. Есть люди, которые это уже пережили, о чем можно поговорить с теми, кому за 30, и получить совет или поддержку.
  4. Не впадать в крайности. Стоит свести к минимуму общение с неприятными людьми во избежание ссоры, стараться не тратить деньги на необдуманные покупки и прочее.
  5. Все постепенно. Стоит реально взглянуть на жизнь и перестать требовать от себя всего и сразу. Здесь важно углубиться в решение какой-нибудь одной проблемы, либо распланировать свои действия, чтобы двигаться к цели постепенными, но уверенными шагами.

Пожалуй, самым важным для такого этапа есть постоянное напоминание себе, что кризис не может длиться вечно. Он заканчивается и приносит за собой изменения – те, которые и были нужны изначально. Терпение и оптимизм способны помочь пережить этот период неопределенности.

Кризис среднего возраста (30-35 лет)

Кризис среднего возраста — самая странная и страшная пора в психическом развитии человека. Многие люди (особенно творческие), не найдя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период (после подросткового) приходится наибольшее число суицидов.

Для мужчин в это время характерны разводы, смена работы или изменение образа жизни, приобретение дорогих вещей (автомобили, мотоциклы), частая смена сексуальных партнерш, причем прослеживается четкая ориентация на юный возраст последних, он, как бы начинает добирать то, чего не смог получить в более раннем возрасте, реализует свои детские и юношеские потребности.

У женщин во время кризиса 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

Переживая этот кризисный момент своей жизни, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усердно трудится для этого.

Женщине 30-35 лет

В 35 лет заканчивается официальный возраст молодости. С 36 лет таких людей уже не будут называть молодыми. Значит, это переход к официальной, формальной зрелости, предполагающей развитую способность к социальному бытию.

Кроме того, переходный возраст взрослых совпадает с началом подросткового возраста их старших детей, это создает для взрослых членов семьи особые проблемы. Переходный возраст, к сожалению, для большинства людей — это половина прожитой жизни. Переходный возраст — это очень короткий период жизни, когда у человека много сил, чтобы чувствовать свои возможности действия и достаточно ума, чтобы контролировать свои цели.

Переходный возраст для женщин — это бальзаковский возраст. Семейный статус бальзаковской женщины — от юной бабушки до матери первенца, которому чуть больше пяти лет. Бальзаковский возраст — период расцвета женственности, период мудрости и силы, соединения зрелой чувственности и разума. Если рассудок и пытался разгадать, отчего она постоянно оказывает внутреннее противодействие настоящему во имя прошедшего, обществу во имя уединения, то душа старалась проникнуть в тайны этого сердца, видимо, гордого своими страданиями. Но что же открывает тридцатилетней женщине секрет выразительной внешности: радость или печаль, счастье или несчастье? Это живая загадка, и всякий истолкует ее так, как подскажут ему желания, надежды, убеждения.

В женщине тридцати лет есть что-то неотразимо привлекательное для человека молодого. Тридцатилетнюю женщину жестоко терзают нерешительность, страх, опасения, тревоги, бури, которые несвойственны влюбленной девушке. Женщина, вступив в этот возраст, требует, чтобы мужчина питал к ней уважение, возмещая этим то, чем она пожертвовала ради него. Наконец, тридцатилетняя женщина, помимо всех иных своих преимуществ, может вести себя по-девичьи, играть любые роли, быть целомудренной, стать еще пленительнее в своем несчастье. Между ними неизмеримое несходство, отличающее предусмотренное от случайного, силу от слабости. Тридцатилетняя женщина идет на все, а девушка из девичьего страха вынуждена перед всем отступать.

Видео (кликните для воспроизведения).

«…Молчание ее так же опасно, как и ее речь. Вам никогда не угадать, искренна ли женщина этого возраста, или полна притворства, насмешлива или чистосердечна. Она дает вам право вступить в борьбу с нею, но достаточно слова ее, взгляда или одного из тех жестов, сила которых ей хорошо известна, и сражение вдруг прекращается. » Конечно, это художественное описание, но, что по глубине и точности ему вряд ли найдется соответствие в специальной научной литературе. Все блестящие клинические характерологии (А. Лазурского, Т. Рибо, К. Юнга, Платона, Теофраста и многих-многих других) отличаются безвозрастностью и бесполостью, ориентируясь на глобальные, существенные, вневременные характеристики, тогда как в жизнь женщины (думаю, что в значительно большей степени, чем мужчины) тесно вплетены временные переживания. Для нее время не только хронология, измерение, но и мощный источник сильных переживаний, обнажающих экзистенциальность жизни. Они описаны, скорее, в литературе, чем в психологии, поэтому, понимая ограниченность своих возможностей и практическое отсутствие специальных исследований по проблемам переходного возраста взрослых женщин, используют данные социологических исследований, которые позволят уточнить то, что происходит с женщиной в возрасте бальзаковской героини.

Что же происходит с женщиной в переходном возрасте? Она достигает максимума в своем физиологическом развитии, то есть чувствует себя сильной, источник этой силы — ее тело, его органическая, полноценная жизнь; это рождает переживание своих потенциальных возможностей действия («Я могу, потому что у меня есть силы»); дети к этому времени подрастают, связь между ними и матерью становится не только (не столько) эмоциональной, но и интеллектуализированной в отношении к психологической информации о ребенке (о детях).

Читайте так же:  Настоящая женщина остерегайтесь подделок!

Психологи называют эту новую ситуацию в семейных отношениях ситуацией передачи ответственности за жизнь самому ребенку. Сила материнских чувств проходит испытание разумом. Это проявляется, в частности, в том, что психологическая дистанция между матерью и ребенком (детьми) изменяется как пространственно (дети большую часть времени проводят вне семьи), так и содержательно. У детей появляется «своя жизнь», которая может быть мало известна или совсем не известна их матери.

Психологическое пространство семейных отношений начинает испытывать на себе более-менее опосредованное влияние чужих людей (друзей и учителей детей, сослуживцев жены и мужа и др.). Это делает его не только более широким, но одновременно и менее защищенным. Женщина за счет этого сталкивается с новыми для нее проблемами — проблемами защиты социальных прав своих близких от воздействия чужих людей. (Возможно, именно это переживание приводит женщин в переходном возрасте в общественную и политическую жизнь.) Обновление чувств для нее связано с острыми переживаниями несоответствия ее «домашних» чувств к близким и того, как к ним относятся другие люди.

Это далеко не простая жизненная ситуация, когда женщина и ее домашние попадают под прицел социальных оценок.

Специальные обследования неумолимо показывают, что на рабочую усталость женщины не так влияют какие-то специфические особенности, связанные с ее профессиональным трудом, как семейное положение и количество детей. Бесстрастная закономерность: процент сильно устающих работниц возрастает прямо пропорционально числу детей.

Что же, давно известно, что деловое продвижение — карьера дается женщине труднее, чем мужчине. В переходном возрасте отношение женщины к карьере обостряется тем, что она на фоне естественного прилива сил в то же время начинает по-новому реагировать на социальные отношения, вторгающиеся в ее семейную жизнь. Социологи иногда называют этот период в жизни женщины периодом «кухонного бунта», когда женщина делает попытку изменить свое социальное положение за счет профессионального совершенствования, психологи говорят о переоценке решений о карьере, о стиле жизни. Можно сказать о социализации психологического пространства жизни женщины. Наверное, именно в это время можно наблюдать в ее жизни то, что связывают обычно с понятием эмоциональной оглушенности. Эта «оглушенность» проходит, сменяясь более разнообразным реестром чувств. Эмоциональная оглушенность или власть одного (или нескольких) чувств, характерна для женщины тогда, когда она поглощена каким-то одним чувством, определяющим ее положение среди других людей, особенно среди близких. Обычно оно связано с эмоциональным освоением ролей матери и жены.

Думаю, что одна из важнейших особенностей переходного возраста женщины состоит в том, что развитие ролевых отношений в семье приводит к тому, что в них недостаточно только реагировать (жить по чувству), но надо уже и уметь строить поведение в соответствии со своей ролью. Обусловлено это тем, что психологическое пространство осуществления роли становится сложнее и шире за счет уже упоминавшихся чужих людей.

Встает совершенно новая задача — контроля, самоконтроля за осуществлением этих чувств. Аналогичная задача возникает и в отношении чувства к мужу — надо учиться (заново, снова и так всю жизнь) проявлять свое чувство, чтобы оно жило. Сколько потом возникает раскаяния: «Мы могли бы не расходиться, если бы понимали. » Вместо многоточия можно поставить слова о том, что понимали бы законы проявления и развития собственных чувств.

35.Особенности переходного возраста. Кризис 30 лет.

Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. В чем же причина возникающей неудовлетворенности своей жизнью?

По мнению И.С. Кона, «никто не может реализовать себя полностью», и свойственный сложившемуся взрослому человеку самоанализ выявляет эту нереализованность. А.В. Толстых, развивая мысль И:С. Кона, отмечает, что у человека «на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение. Оглядываясь на пройденный путь, на свои достижения и провалы, он видит,

как при уже сложившейся и внешне благополучной жизни несовершенна его личность. Как мало сделано, хотя пройден уже изрядный отрезок жизненного пути, как много времени и сил потрачено «напрасно», насколько мало он реализовал свои способности и возможности. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности».

Согласно А.В. Толстых, «при этом человек видит, что «отпущенные ему возможности», их реальное поле постепенно суживается — он уже не может «сделать все», не волен повернуть развитие своей личности в произвольном направлении. Его «сковывают» семья, профессия, привычный образ жизни. Найдя себя во взрослой жизни, утвердившись в ней как муж, отец, профессионал, общественный деятель, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей — найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь».

Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Только в этом случае развитие могут «сковывать» семья, профессия, привычный образ жизни, может (хотя и не обязательно) сузиться реальное поле «отпущенных человеку возможностей». Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его личность. Ведь при удачном выборе жизненного пути другие возможности в меньшей степени отвечают особенностям человека и его личностному развитию.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Действительно, именно с периодом кризиса 30 лет (границы которой иногда могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

В то же время проблема смысла жизни возникает не только в рассматриваемом кризисном периоде. Зачастую она появляется уже в начале молодости, а иногда, при личностной неразвитости — даже в подростковом возрасте. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.

Проблеме смысла жизни в ее широком проявлении священы исследования В. Франкла, Он пишет:

«Сегодняшний пациент уже не столько страдает от неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, — поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме.

Я бы хотел просто процитировать здесь пару фраз из письма, которое написал мне один американский студент: «Здесь, в Америке, я со всех сторон окружен молодыми людьми моего возраста, которые отчаянно пытаются найти смысл своего существования. Недавно умер один из моих лучших друзей, которому найти этот смысл не удалось. » Что касается поколения сегодняшних взрослых, я офаничусь лишь ссылкой на результат исследования, проведенного. на выпускниках Гарвардского университета. Через 20 лет после окончания многие из них, несмотря на то что за это время они не только сделали карьеру, но и жили внешне вполне благополучной и счастливой жизнью, жаловались на непреодолимое ощущение полной утраты смысла».

Читайте так же:  Не хочу замечать или не хватает опыта - в чем правда

Что же представляет собой смысл как психологическая категория? Согласно В.Франклу, «смысл- это то, что имеется в виду:человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа». Эта формулировка хорошо согласуется с феноменологией смысла, вытекающей из психологической теории деятельности. Смысл .как психологический феномен возникает тогда, когда в составе деятельности появляются операции и соответствующие им цели, не совпадающие с мотивом. Напомним, что операция — это действие, выполняемое определенным способом в зависимости от условий (ситуации). В отличие от деятельности, составляющие ее действия обычно направлены не на сам предмет потребности (мотив), а на цели, которыми опосредствуется его достижение. Достижение цели опосредствует или, по Франклу, имеет в виду достижение мотива. Подчеркнем, что имеет в виду не сам мотив, а именно его достижение, ведь «имеет в виду» в данном случае означает фактопосредствования мотива целью. Смысл, таким образом, это то. что связывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву (если цель и мотив как это обычно бывает, не совпадают).

Отсюда следует, что проблема смысла во всех своих вариантах от частных до глобальнрго — смысла жизни -возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

В действительности, следовательно, мы имеем проблему не смысла как такового, а проблему депривации мотива. Она возникает из-за неверно поставленных целей, достижение которых по замыслу должно было реализовать мотив. Но что же это за мотив, депривация которого вызывает проблему смысла жизни?

Приведем еще одну цитату из книги В. Франкла «Человек в поисках смысла»:

«В жизни не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла. И все же дело доходит до экзистенциального вакуума. И это — в сердце общества изобилия, которое ни одну из базовых, по Маслоу, потребностей не оставляет неудовлетворенной. «Мне 22 года, — писал мне один американский студент, — у меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю большими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, — это какой во всем этом смысл».

Легко видеть, что все предметы потребностей, перечисленные в письме, представляют собой эгоистические мотивы и мотивы удовольствий и развлечений. Ни одной сущностной связи с миром в нем не указано. Но, как было показано нами выше, ни принцип удовольствия, ни принцип реальности, контролирующие названные в письме мотивы, не отвечают уровню развития психики человека.

Человек обретает способность быть самим собой, согласие с миром только в сущностных сторонах жизни. К целостности личности, общему согласию с миром он приходит при сущностной форме жизни, когда любовь, привязанности, глубокие непреходящие интересы и т.п. начинают определять ее основное содержание.

При гедонистической направленности личности в ее крайнем выражении, при отсутствии каких-либо иных мотивов и при непосредственном удовлетворении мотивов удовольствий и развлечений (паразитическом существовании), также в известном смысле можно говорить о согласии с миром, но на самом первичном, по существу допсихическом уровне мотивации. Но даже в этом случае согласие с миром весьма относительно, ведь это атавистическая форма жизни, человек и при полной личностной неразвитости подвержен пресыщению всем тем, что подконтрольно принципу удовольствия. Появление же при данной направленности личности хотя бы одного потенциального (нереализованного) мотива иного характера приводит к «экзистенциальной фрустрации», потере смысла жизни. Пример такой ситуации приведен нами выше (беседа с подростком, описанная в разделе про кризис 17 лет).

Во всех других случаях — при эгоистической направленности личности, промежуточной между нею и гедонистической, духовно-нравственной, а также промежуточной между духовно-нравственной и эгоистической — человек, имея сложный и трудный или сложный и «как бы легкий» жизненный мир, стремится к своей личностной целостности, вследствие чего появляется жизненный замысел. Жизненный замысел представляет собой совокупность целей, направленных на оптимальный (с точки зрения субъекта) вариант жизни, на преодоление сложности внутреннего мира и (если она есть) трудности внешнего, т.е. на максимально возможную гармонизацию жизни. По существу, речь идет о целях, направленных на обретение согласия с миром и способности быть самим собой, хотя и в субъективном их понимании, далеко не всегда адекватном развитию сущности человека.

Согласие с миром, способность быть самим собой (напомним, что это один и тот же феномен, выражающий единство внешнего и внутреннего в сущностной форме жизни) — вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Полная потеря смысла жизни («экзистенциальный вакуум») возможна тогда, когда в жизненном мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласию человека с миром, только в сущностных сторонах жизни он становится самим собой. Чем больше в его жизни таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы.

Эгоистические мотивы, как и мотивы удовольствий, неадекватны согласию с миром, ведь они входят в структуру сложного и обычно трудного жизненного мира, для которого характерны внутренние противоречия и внешние трудности. Кроме того, они также подвержены привыканию и пресыщению, примером чего может служить ситуация, представленная в цитированном выше письме американского студента В. Франклу.

Исключение составляют случаи, когда тот или иной эгоистический мотив приобретает гипертрофированную, несопоставимую с другими побуждениями значимость. Это случаи патологического «опрощения» жизненного мира — он превращается в простой и трудный, без внутренних ограничений. Сложность (внутренние препятствия) исчезает, но возрастает значимость трудности, с которой связан страх потери предмета потребности. Вспомним последние годы, да и всю жизнь обладавшего огромной властью диктатора Сталина.

Обсуждая проблемы смысла жизни, B. Франкл подчеркивает, что именно его потеря влечет за собой алкоголизацию и наркоманию: «.»Гипертрофированная тяга к наслаждению может быть прослежена до своего источника — фрустрации другого, более фундаментального мотива»,

Вместе с тем субъективное переживание наслаждения при данных патологиях он отождествляет с переживанием счастья, т.е. с переживанием реализации того самого «фундаментального мотива» — сущностных сторон жизни, дающих радость бытия и наполняющих жизнь смыслом. Приводя в пример алкоголика, он пишет: «. Счастье было результатом того, что обходным биохимическим путем, с помощью алкоголя он получал удовольствие».

Здесь в плане субъективного переживания, «ощущения» принцип удовольствия распространен не только на первичный, низший уровень мотивации, но и на высший, собственно человеческий, подконтрольный принципу ценности и принципу сущностности. Аналогична и позиция Е. Радова (см. предыдущую главу).

Читайте так же:  Стратегия безопасности ребенка дошкольного возраста

Правда, В. Франкл тем не менее противопоставляет духовность собственно человеческой мотивации этому первичному уровню: «. Если духовные основания подменяются химическими причинами, то следствия оказываются лишь артефактами. Прямой путь кончается тупиком». Но все же говорить здесь о «прямом» пути представляется нам неправомерным.

Это, конечно же, не прямой путь, это путь не к счастью, а путь в никуда. Как психологический феномен алкоголизация и наркомания, по существу, идентичны гипертрофированным биологическим потребностям. Они имеют ту же природу, что и обострившиеся на грани потери жизни витальные биологические потребности: жажда, голод, нехватка кислорода и т.п. Отличие лишь в том, что вопрос жизни или смерти поставлен здесь в результате прямой физиологической (биохимической) зависимости. В условиях данной патологии и возникает полный уход от всего остального — важно лишь то, что ведет к «спасению». Отсюда и «провалиться всему этому миру. » (Е. Радов).

В молодости человек начинает утверждать себя в жизни, осуществлять поставленные цели. Очень многое было предопределено в юности, когда окончательно решались вопросы самоопределения. Однако роль молодости для всей последующей жизни трудно переоценить. В молодости большинство людей встречают спутника жизни и создают семью, дают начало будущему поколению. В молодости практикой самой жизни проверяется правильность сделанного ранее выбора жизненного пути; приобретается профессиональное мастерство. Молодость — это расцвет отношений любви и дружбы.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и профессиональную компетентность. В конце возраста, на границе со зрелостью, человек решает экзистенциальные проблемы, уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.

Кризис 25 лет: что тревожит миллениалов

Мы, миллениалы, вечно жить торопимся и чувствовать спешим. Успех всегда измеряется в цифрах: суммах и годах. Соцсети намекают нам, что к 18-ти годам нужно иметь хотя бы десяток-другой тысяч подписчиков и свой бизнес, а к 25-ти успеть объездить полмира, сделать карьеру и найти большую и красивую любовь. И мы стремимся жить по этому накатанному сценарию, не думая о том, что будет после. Действительно, а что будет после того, как человеку исполнится 25, и у него уже будут квартира, машина и полный виз загранпаспорт? Будет кризис. И после его переживания и осмысления человек может стать совсем другим или так и остаться в состоянии застоя и апатии.

Всё больше и больше людей в возрасте от 25 до 35 лет переживают так называемый «квартальный кризис». Это ещё не кризис среднего возраста, когда дети подросли, работа надоела и супруг опостылел (да, впереди нас может ожидать и такое). Это кризис, относящийся, скорее, к образу мыслей, но он необходим для того, чтобы понять, чего именно вы хотите и как этого добиться.

Теория кризиса среднего возраста возникла в 1950-х годах. Социолог Эрик Эриксон тогда опубликовал модель развития жизни, в которой средним считался возраст около 40-65 лет. Те, кому за 40, испытывали разочарование от жизни и пересматривали свои приоритеты. По Эриксону, возраст от 18 до 30 лет (от роли подростка до роли взрослого) считается одним из самых напряжённых в человеческом опыте и идентифицируется сочетанием пяти факторов: поиском своей идентичности, идеализацией, конфликтом, самопоглощением и нестабильностью во всём, от ценностей до отношений. Но сейчас времена требуют от нас более быстрой реакции, и лет в 25 мы устаём от бесконечной гонки за профитами и возможностями. Наступает кризис.

Почему? Во-первых, миллениалы более открыты ко всему новому. Наши мамы и папы покорно ехали после университета по распределению и часто посвящали свои жизни одной и той же работе, но нам нужно большее. Нам скучно сидеть на месте, и поэтому даже когда-то вожделенное высшее образование у миллениалов сейчас попросту обесценилось. Если раньше быть экономистом или юристом считалось престижным, то теперь можно легко сравнить их зарплаты с зарплатами каких-нибудь мастеров по маникюру или тренеров по фитнесу, которые университетов по этим специальностям не заканчивали.

Во-вторых, миллениалы более ответственны. Если раньше уехать жить за границу считалось чуть ли не подвигом (ведь так далеко от родителей, да и по-русски там не говорят), теперь это лишь факт в биографии – не сказать, чтобы очень примечательный.

В-третьих, миллениалы чувствуют на себе куда больше давления, чем предыдущее поколение. В мире неспокойно, зарплаты нестабильны, медицина дорогая, денег на крупные покупки вроде квартиры и машины нет, поэтому молодые люди залезают в кредиты. Нельзя сказать, чтобы миллениалы были уверены в завтрашнем дне, хотя… кто вообще в нём уверен?

Определяющая эмоция нашего поколения – это страх что-то упустить (fear of missing out – FOMO). Зачем работать на одном месте, если можно пахать на трёх работах подряд? Зато можно махнуть на выходные в Париж! Зачем встречаться с одним парнем, если в Тиндере столько разных симпатяг? Зачем учить английский, если хочется стать полиглотом? Некоторым индивидуумам – подумать только! – и правда всё это удаётся. Но другие теряют тягу к жизни, пытаясь успеть за ними.

Главная проблема миллениалов и их кризиса в столь молодом возрасте – постоянное сравнение себя с другими посредством соцсетей. Даже если ты добился многого, обязательно найдётся кто-то успешнее и красивее тебя. Обязательно найдется тот, у кого дом больше, машина дороже, газон зеленее. И ничего с этим не поделаешь, поэтому впадать в депрессию при виде чужих успехов – самое глупое на свете занятие.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рецепт выхода из кризиса для миллениалов предельно прост. Не надо брать 30 сеансов у психоаналитика, чтобы наконец получить его. Просто перестаньте сравнивать себя с другими, дайте себе отдохнуть и расставляйте приоритеты правильно, время от времени пересматривая их и спрашивая себя: «В правильном ли направлении я двигаюсь?». Что для вас лучше: гореть недолго, зато ярко, как падающий метеорит, или постепенно восходить и стабильно «светить», как полная луна?

Источники


  1. Ковалев, А. Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев. — М.: Народная асвета, 2015. — 256 c.

  2. Павлов, И. Как найти время на общение с детьми. Книга для родителей и психологов / И. Павлов. — М.: Генезис, 2016. — 128 c.

  3. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.
  4. Немов, Р. С. Общая психология / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2008. — 400 c.
  5. Котова, А.К. Как стать правой рукой шефа: настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2013. — 260 c.
Кризис тридцатилетних от 25 до 35 лет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here