Куда приводит современный культ детства

Сегодня обсуждаем тему: куда приводит современный культ детства с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Дети из оранжереи. Культ ребенка в современных семьях

В последнее время отношение взрослых к детям поменялось. Сейчас ребенок – это не просто часть семьи. Для родителей он становится смыслом жизни, их главной инвестицией в этот мир. Раньше экономические условия были суровее, возможно поэтому тогдашние мамы и папы не были склонны баловать своих детей. Сейчас же взрослые стараются удовлетворить любые желания своих отпрысков, тем более, что возможностей для этого стало намного больше.

В семье рождается малыш, и самого раннего детства его начинают развивать, покупать дорогую брендовую одежду, из которой младенец вырастет через несколько месяцев, надаривать кучи игрушек. Детям организуют лучший отдых и развлечения, чаще всего, жертвуя элементарными благами для себя. Очень часто причиной такого родительского поведения становится желание компенсировать недостаток любви и заботы в собственном детстве.

К чему приводит этот культ детства?

  • Привыкшие к постоянному вниманию родителей дети не умеют конструктивно решать конфликты. Для них привычнее обижаться и демонстрировать свое недовольство.
  • Такие дети во взрослой жизни оказываются неспособными самостоятельно жить, добиваться чего-то своими силами. Они предпочитают ждать, пока кто-то им все организует.
  • Дети, которых постоянно пичкали новыми знаниями, водили на всякие курсы и дополнительные занятия, теряют интерес к обучению.
  • Всем обеспеченные в детстве люди считают, что простые рабочие профессии не для них. Все, что ниже руководящих должностей, не соответствует их достоинству.

Подобный тип воспитания создает конфликт между родителем и ребенком. Мать и отец думают, что дитя должно испытывать большую благодарность за то, что они все свои силы и материальные блага отдавали ему. Но в ответ, как правило, ребенок только обижается. Всего, что дали родители, ему было недостаточно, чтобы стать успешным, умным, популярным и т.п. «Вот другим детям было доступно то-то и то-то, а мне нет!». Сколько бы мама и папа ни давали, ребенку будет этого мало.

Повзрослев, такие дети продолжают требовать дальнейшего удовлетворения их потребностей. А родителям почему-то не приходит в голову, поставить ребенка пред фактом, что теперь он сам несет ответственность за свою жизнь. К сожалению, даже самые благие намерения могут привести к психологическим травмам. Ведь уже взрослый ребенок не понимает, что мир не вращается вокруг его личности.

Когда такой ребенок начинает жить взрослой жизнью, он сталкивается с массой трудностей. Обществу не интересен ни он, ни его проблемы. Никто не будет перед ним кланяться и выполнять его распоряжения. Это могут делать только родители, привязывая тем самым к себе ребенка на неопределенный срок.

Главная задача родителей – адаптировать ребенка к окружающему миру и научить его самостоятельно выживать. Не нужно растить детей в оранжерейных условиях. Ведь рано или поздно они столкнуться с реальным миром, который не так и дружелюбен.

Если вы мечтаете, чтобы ваши дети выросли хорошими людьми, тратьте на них меньше денег и.

Те, кто в силу своей специальности вынуждены общаться со значительным количеством людей.

Многие выпускники стремятся получить профессию и задумываются над тем, куда поступить.

Многие пары приходят к психологу и жалуются, что ребенок их не слушается. В этой ситуации.

Подобно тому, как Луна всегда обращена одной стороной к Земле, так и люди выставляют напоказ.

Отношения с деньгами у всех складываются по индивидуальному сценарию.

Отношения между женщинами и мужчинами всегда были сложными. Порой даже не получается.

[1]

Каждый день человеку приходится делать какой-то выбор. Чем серьезнее решение нужно принять.

Каждая женщина мечтает найти мужчину, который будет ей верным спутником, хорошим другом, страстным.

Клод Штайнер – психоаналитик с мировым именем, его.

Древнегреческие философы имели особенную классификацию видов любви. Эта классификация.

Выбор специальности, уровень профессионализма, который приобретается в процессе развития.

Каждый из нас сталкивается со стрессовыми ситуациями. Неудачи на работе или в личной жизни могут.

Любому психологу тяжело слушать, когда клиент говорит о том, что его усилия не.

После того, как симпатичная девушка согласилась прийти на свидание, у парня обычно возникает вопрос.

[2]

Что влияет на денежный поток и зависит ли его появление от человека? Деньги приходят в руки.

А правильно ли мы поступаем? Культ Детей В наши Дни

Зачем мы создаем ТАКУЮ жизнь?

Дети – это святое. Все лучшее детям. Пусть хоть дети поживут. Цветы жизни. Радость в доме. Сынок, не беспокойся, папа для тебя все сделает…

Что-то меня вот эта песня страшно утомила. И как родителя, и как бывшего ребенка, и как будущего деда. Может, хватит уже любить детей? Может, пора уже с ними как-нибудь по-человечески?

Лично я не хотел бы появиться на свет в наше время. Слишком много любви. Как только ты обретаешь дату рождения, ты тут же становишься куклой. Мама, папа, бабушки, дедушки тут же начинают отрабатывать на тебе свои инстинкты и комплексы. Тебя кормят в три горла. Тебе вызывают детского массажиста. Тебя для всеобщего умиления одевают в джинсы и курточки, хотя ты еще даже сидеть не научился. А если ты девочка, то уже на втором году жизни тебе прокалывают уши, чтобы вешать золотые сережки, которые во что бы то ни стало хочет подарить любящая тетя Даша.

К третьему дню рождения все игрушки уже не помещаются в детскую комнату, а к шестому – в сарай. Изо дня в день тебя сначала возят, а потом водят по магазинам детской одежды, по пути заруливая в рестораны и залы игровых автоматов. Особо одаренные по части любви мамы и бабушки спят с тобой в одной постели лет до десяти, пока это уже не начинает попахивать педофилией. А, да, чуть не забыл! Планшетник! У ребенка обязательно должен быть планшетник. А желательно еще и айфон. Прямо лет с трех. Потому что он есть у Сережи, ему мама купила, а она ведь вроде не так уж много зарабатывает, гораздо меньше нас. И даже у Тани есть из соседней группы, хотя она вообще с бабушкой живет.

Перед школой обычно заканчивается «кукольный период», и тут же начинается «исправительно-трудовой». Любящие родители наконец осознают, что они наделали чего-то не того. У дитяти лишний вес, скверный характер и синдром дефицита внимания. Все это дает повод для перехода на новый уровень увлекательной игры в родительскую любовь. Этот уровень называется так: «найди специалиста». Теперь с тем же энтузиазмом тебя таскают по диетологам, педагогам, психоневрологам, просто неврологам и просто психологам. Родня бешено ищет какое-нибудь чудо, которое позволит добиться волшебных оздоравливающих результатов, не меняя при этом собственного подхода к воспитанию дитяти. На эти эзотерические, по сути, практики тратится куча денег, нервов и море времени. Результат – ноль целых, чуть-чуть десятых.

Читайте так же:  Рисунок взгляд с двух сторон

Еще для этого периода характерна отчаянная попытка применить к ребенку нормы железной дисциплины и трудовой этики. Вместо того, чтобы искренне увлечь маленького человечка каким-нибудь интересом, вместо того, чтобы дать ему больше свободы и ответственности, родственники выстраиваются в очередь с ремнем и криком. В результате ребенок учится жить из-под палки, теряя способность хоть чем-то интересоваться.

Когда же бесполезность потраченных усилий становится очевидной, начинается этап надломленной родительской пассионарности. Тут почти все любящие родители вдруг резко начинают своих детей ненавидеть: «Мы для тебя, а ты!» Разница лишь в том, что у одних эта ненависть выражается в полной капитуляции с дальнейшим направлением отрока в образовательное учреждение закрытого типа (суворовское училище, элитную британскую школу), а другие врубают в своей голове пластинку с надписью «Ты мой крест!»

Смирившись с тем, что ничего путного из человека не вышло, родители с тымойкрестом на шее продолжают добивать в своем уже почти взрослом ребенке личность. Отмазывают от армии, устраивают на платное отделение в вуз, дают деньги на взятки преподавателям и просто текущие расходы, покупают квартиру, машину, подбирают синекуру в меру своих возможностей. Если от природы тымойкрест не слишком талантлив, то эта стратегия даже приносит какие-то более-менее съедобные плоды – вырастает психически искалеченный, но вполне добропорядочный гражданин. Вот только гораздо чаще за раны, нанесенные избыточной родительской любовью, дети расплачиваются совсем иначе – здоровьем, жизнями, душами.

Культ детей возник в нашей цивилизации не так давно – всего каких-то 50-60 лет назад. И во многом это такое же искусственное явление, как ежегодно выпрыгивающий из маркетинговой табакерки кока-кольный Санта-Клаус. Дети – мощнейший инструмент для раскрутки гонки потребления. Каждый квадратный сантиметр детского тела, не говоря уже о кубомиллиметрах души, давно поделен между производителями товаров и услуг. Заставить человека любить самого себя такой маниакальной любовью – это все-таки довольно сложная морально-этическая задача. А любовь к ребенку заводится с полоборота. Дальше – только счетчик включай.

Конечно, это вовсе не означает, что раньше детей не любили. Еще как любили. Просто раньше не было детоцентричной семьи. Взрослые не играли в бесплатных аниматоров, они жили своей естественной жизнью и по мере взросления вовлекали в эту жизнь свое потомство. Дети были любимы, но они с первых проблесков сознания понимали, что являются лишь частицей большого универсума под названием «наша семья». Что есть старшие, которых надо уважать, есть младшие, о которых надо заботиться, есть наше дело, в которое надо вливаться, есть наша вера, которой надо придерживаться.

Сегодня же рынок навязывает обществу рецепт семьи, построенной вокруг ребенка. Это заведомо проигрышная стратегия, существующая лишь для того, чтобы выкачивать деньги из домохозяйств. Рынок не хочет, чтобы семья строилась правильно, потому что тогда она будет удовлетворять большинство своих потребностей сама, внутри себя. А несчастная семья любит отдавать решение своих проблем на аутсорсинг. И эта привычка уже давно стала фундаментом для целых отраслей на миллиарды долларов. Идеальный с точки зрения рынка отец – это не тот, кто проведет с ребенком выходные, сходит в парк, покатается на велосипеде. Идеальный отец – это который будет в эти выходные работать сверхурочно, чтобы заработать на двухчасовой визит в аквапарк.

И знаете что? А давайте-ка заменим в этой колонке глагол «любить» на какой-нибудь другой. Игнорировать, плевать, быть равнодушным. Потому что, конечно, такая родительская любовь лишь одна из форм эгоизма. Бешеная мать, трудоголик-отец – все это не более чем игра инстинктов. Что бы мы там ни наговорили себе про родительский долг и жертвенность, такое отцовство-материнство – это грубое наслаждение, что-то типа любовных утех, одна сплошная биология.

Есть такая прекрасная индийская поговорка: «Ребенок – гость в твоем доме: накорми, воспитай и отпусти». Накормить и дурак сможет, воспитать – это уже сложнее, а вот уметь ребенка с первых минут его жизни потихоньку от себя отпускать – это и есть любовь.

Культ детей в наши дни

Дети — это святое. Все лучшее детям. Пусть хоть дети поживут. Цветы жизни. Радость в доме. Сынок, не беспокойся, папа для тебя все сделает.

Что-то меня вот эта песня страшно утомила. И как родителя, и как бывшего ребенка, и как будущего деда. Может, хватит уже любить детей? Может, пора уже с ними как-нибудь по-человечески?

Лично я не хотел бы появиться на свет в наше время. Слишком много любви. Как только ты обретаешь дату рождения, ты тут же становишься куклой. Мама, папа, бабушки, дедушки тут же начинают отрабатывать на тебе свои инстинкты и комплексы. Тебя кормят в три горла. Тебе вызывают детского массажиста. Тебя для всеобщего умиления одевают в джинсы и курточки, хотя ты еще даже сидеть не научился. А если ты девочка, то уже на втором году жизни тебе прокалывают уши, чтобы вешать золотые сережки, которые во что бы то ни стало хочет подарить любящая тетя Даша.

К третьему дню рождения все игрушки уже не помещаются в детскую комнату, а к шестому — в сарай. Изо дня в день тебя сначала возят, а потом водят по магазинам детской одежды, по пути заруливая в рестораны и залы игровых автоматов. Особо одаренные по части любви мамы и бабушки спят с тобой в одной постели лет до десяти, пока это уже не начинает попахивать педофилией. А, да, чуть не забыл! Планшетник! У ребенка обязательно должен быть планшетник. А желательно еще и айфон. Прямо лет с трех. Потому что он есть у Сережи, ему мама купила, а она ведь вроде не так уж много зарабатывает, гораздо меньше нас. И даже у Тани есть из соседней группы, хотя она вообще с бабушкой живет.

Перед школой обычно заканчивается «кукольный период», и тут же начинается «исправительно-трудовой». Любящие родители наконец осознают, что они наделали чего-то не того. У дитяти лишний вес, скверный характер и синдром дефицита внимания. Все это дает повод для перехода на новый уровень увлекательной игры в родительскую любовь. Этот уровень называется так: «найди специалиста». Теперь с тем же энтузиазмом тебя таскают по диетологам, педагогам, психоневрологам, просто неврологам и просто психологам. Родня бешено ищет какое-нибудь чудо, которое позволит добиться волшебных оздоравливающих результатов, не меняя при этом собственного подхода к воспитанию дитяти. На эти эзотерические, по сути, практики тратится куча денег, нервов и море времени. Результат — ноль целых, чуть-чуть десятых.

Читайте так же:  Почему ребенок ворует деньги у родителей

Еще для этого периода характерна отчаянная попытка применить к ребенку нормы железной дисциплины и трудовой этики. Вместо того, чтобы искренне увлечь маленького человечка каким-нибудь интересом, вместо того, чтобы дать ему больше свободы и ответственности, родственники выстраиваются в очередь с ремнем и криком. В результате ребенок учится жить из-под палки, теряя способность хоть чем-то интересоваться.

Когда же бесполезность потраченных усилий становится очевидной, начинается этап надломленной родительской пассионарности. Тут почти все любящие родители вдруг резко начинают своих детей ненавидеть: «Мы для тебя, а ты!» Разница лишь в том, что у одних эта ненависть выражается в полной капитуляции с дальнейшим направлением отрока в образовательное учреждение закрытого типа (суворовское училище, элитную британскую школу), а другие врубают в своей голове пластинку с надписью «Ты мой крест!»

Смирившись с тем, что ничего путного из человека не вышло, родители с тымойкрестом на шее продолжают добивать в своем уже почти взрослом ребенке личность. Отмазывают от армии, устраивают на платное отделение в вуз, дают деньги на взятки преподавателям и просто текущие расходы, покупают квартиру, машину, подбирают синекуру в меру своих возможностей. Если от природы тымойкрест не слишком талантлив, то эта стратегия даже приносит какие-то более-менее съедобные плоды — вырастает психически искалеченный, но вполне добропорядочный гражданин. Вот только гораздо чаще за раны, нанесенные избыточной родительской любовью, дети расплачиваются совсем иначе — здоровьем, жизнями, душами.

Культ детей возник в нашей цивилизации не так давно — всего каких-то 50-60 лет назад. И во многом это такое же искусственное явление, как ежегодно выпрыгивающий из маркетинговой табакерки кока-кольный Санта-Клаус. Дети — мощнейший инструмент для раскрутки гонки потребления. Каждый квадратный сантиметр детского тела, не говоря уже о кубомиллиметрах души, давно поделен между производителями товаров и услуг. Заставить человека любить самого себя такой маниакальной любовью — это все-таки довольно сложная морально-этическая задача. А любовь к ребенку заводится с полоборота. Дальше — только счетчик включай.

Конечно, это вовсе не означает, что раньше детей не любили. Еще как любили. Просто раньше не было детоцентричной семьи. Взрослые не играли в бесплатных аниматоров, они жили своей естественной жизнью и по мере взросления вовлекали в эту жизнь свое потомство. Дети были любимы, но они с первых проблесков сознания понимали, что являются лишь частицей большого универсума под названием «наша семья». Что есть старшие, которых надо уважать, есть младшие, о которых надо заботиться, есть наше дело, в которое надо вливаться, есть наша вера, которой надо придерживаться.

Сегодня же рынок навязывает обществу рецепт семьи, построенной вокруг ребенка. Это заведомо проигрышная стратегия, существующая лишь для того, чтобы выкачивать деньги из домохозяйств. Рынок не хочет, чтобы семья строилась правильно, потому что тогда она будет удовлетворять большинство своих потребностей сама, внутри себя. А несчастная семья любит отдавать решение своих проблем на аутсорсинг. И эта привычка уже давно стала фундаментом для целых отраслей на миллиарды долларов. Идеальный с точки зрения рынка отец — это не тот, кто проведет с ребенком выходные, сходит в парк, покатается на велосипеде. Идеальный отец — это который будет в эти выходные работать сверхурочно, чтобы заработать на двухчасовой визит в аквапарк.

И знаете что? А давайте-ка заменим в этой колонке глагол «любить» на какой-нибудь другой. Игнорировать, плевать, быть равнодушным. Потому что, конечно, такая родительская любовь лишь одна из форм эгоизма. Бешеная мать, трудоголик-отец — все это не более чем игра инстинктов. Что бы мы там ни наговорили себе про родительский долг и жертвенность, такое отцовство-материнство — это грубое наслаждение, что-то типа любовных утех, одна сплошная биология.

Есть такая прекрасная индийская поговорка: «Ребенок — гость в твоем доме: накорми, воспитай и отпусти». Накормить и дурак сможет, воспитать — это уже сложнее, а вот уметь ребенка с первых минут его жизни потихоньку от себя отпускать — это и есть любовь.

Почему сейчас такой культ детей? Это специально раздули?

дети и все что с ними связанно — это огромная маркетинговая ниша; почти у всех есть дети, внуки и на родительских чувствах очень легко сыграть. Вы ж любите своих детей?! ну значит вы с самого его рождения должны окружить его супер навороченными колясками (некоторые как автомобиль стоят), морем развивающих игрушек, накупить ему кучу брендовых шмоток, водить его с 6месяцев по развивающим клубам и игровым комнатам. а то ваше чадо не будет развиваться и начнет отставать от сверстников. Вы ж не будете экономить на ребенке?! А на всем это делают деньги и кормяться целая армия коммерсантов. И чем старше ребенок, тем больше всяких желающих поиметь ваши деньги, играя на ваших родительских чувствах. Нас уже давно делают обществом потребления (уже сделали почти) и дети наши невидят иных ценностей, кроме материальных. мы часто пытаемся показать им свою любовь новым гаджетом или супер дорогой игрушкой, а сами -то помним, что это такое любовь, не облеченная в ликвидную форму? а потом удивляемся, почему дети такие черствые растут, бездушные. Да потому что общество потребления не уделяет внимания бескорыстным чквствам и эмоциям, не интеремуется душевными проявлениями, это не выгодно.

Куда приводит современный культ детства?

при кафедре истории и теории культуры Российского Государственного Гуманитарного Университета создана рабочая группа по истории и культурологии детства. Мы приглашаем в нее тех, чьи интересы так или иначе связаны с изучением самых различных проблем истории, антропологии, социологии и этнографии детства, конструирования образов детства в литературе, искусстве, педагогике и других социокультурных сферах.

[3]

Наш семинар называется «Культура детства: нормы, ценности, практики». К обычной форме проблемного научного семинара мы хотели бы добавить также и другие виды индивидуальной и совместной деятельности, которые были бы интересны исследователям детства. Мы надеемся вовлечь в совместные изыскания ученых из самых разных областей (социологов, фольклористов, историков, филологов, культурологов, педагогов и др.); организовать не только междисциплинарный диалог, но и диалог исследователей разных поколений, ведь у каждого из нас есть свое детство. О нем можно вспоминать, его можно читать, медленно перечитывать, восстанавливать и сопоставлять с детством других людей, эпох, стран и культур. Детство как концепт культуры и дети как особое «сословие» в обществе начинают только сейчас привлекать к себе внимание представителей гуманитарных наук. Объединение коллег вокруг данной темы позволит, как мы надеемся, институализировать исследования детства как отдельную научную дисциплину в структуре российской науки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наш адрес: РГГУ, ул.Чаянова, 15, ст.м. «Новослободская».

Колонка родителя: культ детства и как его разрушить

Недавно пятилетнюю балерину не пустили на «Лебединое озеро» в Большой театр, она рыдала, администратор тыкал в билеты, где было написано черным по белому «12 плюс», родители описали эту душещипательную историю в соцсетях — получился целый скандал. Множество россиян посчитало своим долгом высказаться по этому поводу. Кто-то удивлялся, что балет нынче имеет такие возрастные ограничения — видали мы все в детстве это «Лебединое озеро» и не раз, нам раньше по каждому поводу его показывали, вроде бы ничего там такого не было. Может, в Большом какая-то версия «для взрослых»?

Читайте так же:  Влияние цвета на человека

Другие удивлялись порядкам в уважаемом заведении культуры: ну, хорошо, написаны на билете какие-то цифры «от балды», но перед тобой-то рыдает реальный пятилетний любитель балета, каким черствым надо быть человеком, чтобы не пойти на небольшое совсем допущение. Многие соглашались с администратором: взрослые люди пришли в Большой театр, купили билет за большие же деньги, вышли в свет, надели бриллианты. Им не хочется сидеть рядом с маленькими любителями балета, которые крутятся, спрашивают у мамы, почему тетя на сцене машет ногой, и не обращают никакого внимания на их драгоценности.

мы сделали детство своим культом

До этого все обсуждали поведение музейных работников, которые отказывались пускать на выставку семьи с детскими колясками. А между этими событиями все еще успели поругаться, обсуждая в соцсетях пост о том, как было бы хорошо, если бы пассажиры с маленькими детьми летали от всех остальных, «нормальных» пассажиров, отдельно.

Кажется, еще никогда дети не становились объектом столь пристального внимания. Во-первых, со стороны государства: именем детства закрывают выставки и запрещают книги, прикрываются им, принимая самые безумные законы. Все теперь у нас делается «ради детей». Во-вторых, со стороны общества: кажется, мы сделали детство своим культом, и отношение стало очень полярным. Те, кто все время проводит с детьми, жалуются, что их ущемляют в правах каждую секунду, что социум наш находится в пещерном веке, когда ребенок живет за плинтусом, вместо того, чтобы создать доброжелательную среду, как в современной Европе, где все принято делать вместе детьми, или хотя бы как на Востоке, где ребенок — бог и ему можно везде и все.

Но те, кто находится на другой стороне баррикад, наоборот, замечают, что теперь уже не осталось мест, где взрослые могли бы побыть в своем взрослом мире, без подгузников и «яжематерей», что привычка тыкать всем в нос своего ребенка — ни что иное, как манипуляция: многие поколения до этого растили детей и не считали, что им все должны. Вот мы, говорит эта сторона, росли рядом с родителями, но тихо играли в детской, а не ходили в Большой театр на вечерний сеанс. И детей своих не водим.

у них три няни и две бабушки или они все время сидят дома

Лично я не могу выбрать, за кого я. Скорее всего, против всех. Я люблю везде быть со своим ребенком: мы путешествуем вместе с самого раннего возраста, ходим в рестораны, на взрослые спектакли, на фильмы, которые кажутся полезными лично мне, а не кому-то, кто ставит цифры на билетах. Уж не говоря о том, что пока ребенок в коляске самое милое дело выбраться в музей: когда он начнет ходить, маме не скоро удастся спокойно посмотреть выставку, да и музейным работникам это не понравится.

Пять лет — отличный возраст для знакомства с балетом: в 12 уже точно поздно это дело начинать. Люди, которые ставили возрастное ограничение на «Лебединое озеро», вообще не представляют себе подростков — вред, который они могут причинить, не сравним с теми мелкими неудобствами, которые теоретически могут стать результатом присутствия пятилеток.

По мне, те, которые считают, что с детьми нечего ходить в приличные места, живут какой-то нереальной жизнью: наверное, у них три няни и две бабушки или они все время сидят дома. Тем более что дети, которые с младенчества везде вместе со взрослыми, ведут себя обычно очень незаметно, а те, кого вы обычно слышите, как правило, шумят с непривычки.

я не очень верю в искренность этой заботы

Но я понимаю и тех, кто злится, если им все три часа полета шустрый ребенок долбит ногами в спину. Меня тоже раздражает, когда маленьких детей приводят на взрослый анимационный фильм, покупают им ведро попкорна, заставляют скучать и от скуки вести себя неадекватно. Но к детям это раздражение не имеет никакого отношения: стоит признать, что не все люди хорошо воспитаны, возмущаться их поступками все равно что негодовать на погоду.

Но мне очень не нравится, когда «ради детей» вводят цензуру. И вообще тревожит, когда о моих детях кто-то «сверху» начинает заботиться. Я не очень верю в искренность этой заботы. Все, что государство может сделать для наших детей, — это создать человеческие условия и развитую инфраструктуру, а также возможность для их родителей заработать на все необходимое. А уж о том, что вредно или полезно в том или ином возрасте нашим собственным детям, мы позаботимся сами. Но для этого, как мне кажется, мы сами должны избавиться от культа детства. И, если сказать по правде, от культа собственного родительства. Ведь когда все кричат: «Пропустите женщину с ребенком!» — ребенок тут, как правило, ни при чем.

ХXI Международная конференция «Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура»

ЮНЕСКО, Министерство образования и науки РФ, Северо-западное отделение РАО, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена п риглашают принять участие в ХXI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура», которая состоится 21-23 апреля 2014 года в Санкт-Петербурге .

Тематика конференции 2014 года «Детство и массовая культура» особенно актуальна для современной ситуации, в которой стандартизированная массовая культура, воздействуя на мир детства, формирует у ребенка основные ценностные ориентации, стандарты поведения, стили коммуникации. Этим объясняется необходимость комплексного анализа природы и ее основных характеристик социокультурного бытия детства в сложной ситуации борьбы за детство как борьбы за будущее между традиционной национальной культурой, представленной российским социальным институтом образования, и массовой культурой, представленной в значительной мере глобализированным «свободным рынком» средств массовой информации.

Основные темы конференции:

На конференцию приглашены ученые и практики, политики и управленцы, юристы и психологи — профессионалы, работающие с детьми в социальной, образовательной, медицинской, оздоровительной сферах, общественные и государственные деятели России, стран СНГ, Швеции, Нидерландов, Германии, Дании, Финляндии, США, Канады, Великобритании, Кореи, КНР и др.

Открытие конференции 21 апреля 2014 г. в 10 час. в Доме ученых (Дворцовая наб., д.26)

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В КОНФЕРЕНЦИИ

Для участия в конференции и публикации статьи в соответствующем издании необходимо предоставить заявку и статью (электронные версии) в оргкомитет по адресу: Санкт-Петербург, ул.Малая Посадская, д.26, РГПУ им.А.И. Герцена, факультет философии человека, кафедра философии, ауд.210; либо выслать электронной почтой по адресу [email protected] .

Заявку необходимо предоставить до 1 апреля 2014 года, статьи участников конференции будут приниматься до 25 марта 2014 года. Оргкомитет оставляет за собой право не публиковать полученные статьи, если их содержание не соответствует основным направлениям конференции или были нарушены требования к их оформлению, а также при нарушении сроков их предоставления.

Читайте так же:  Почему в браке партнеры меняются

По интересующим вопросам можно обращаться по электронной почте [email protected] .

Последние анонсы Все анонсы за месяц

Куда приводит современный культ детства?

Ведущие ученые из России, Белоруссии и других стран второй раз встретились, чтобы поделиться последними исследованиями об игре и игрушке. Мероприятие организовано Национальной ассоциацией игрушечников России (НАИР) и Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), при поддержке Совета Федерации Федерального собрания РФ и Минпромторга России. Проект реализуется в рамках Постановления Правительства РФ от 18.01.2017 N 27. и направлен на рост производства качественных отечественных игр и игрушек. В этом году научно-практическая конференция проходит под девизом «Вернем игру детям».

Проблемы детской игры современного детства обсуждали директора институтов и центров, которые отметили, что источника игровой деятельности в окружении современного ребенка практически нет. Раньше это были дворовые сообщества, старшие братья и сестры, а родители играть не умеют. Поэтому игра подменяется компьютерными технологиями, чья развивающая польза на данные момент не доказана, так как не накоплен достаточный объем исследований. Одно ученым известно: дети, которые не научились играть в детстве, во взрослой жизни с трудом обучаются, у них ниже творческие и коммуникационные навыки, они более агрессивны при взаимодействии с другими людьми.

«В игре формируются все основные психологические особенности человека, развивается воображение и творческие способности, навыки коммуникации и совместного взаимодействия. Именно дети — менее прагматичные, беззаботные легко включаются в игру, тогда как взрослым часто приходится прилагать к этому усилия, так как игра — это свободная деятельность, которая должна приносить удовольствие. Сегодня выросло прагматичное поколение взрослых, которые не умеют играть и не понимают важную роль игры для развития ребенка», — отметил Александр Савенков.

Мария Либлинг подчеркнула: «Отсутствие игры вызывает у детей задержки развития, как психические и психологические, так и физические».

«Наблюдения показывают, что дети создают замысел игры через 20 минут пребывания в покое. Но время современного ребенка настолько регламентировано, что уже через 30-40 минут взрослые отрывают его от этого занятия. Игры становится все меньше в жизни ребенка и сейчас пора говорить не просто о поддержке, а о реанимации игры», — рассказала Елена Смирнова.

Татьяна Волосовец отмечает более категорично: «Ребенок с рождения — личность с уже существующим характером, негативные черты которого безболезненно корректируются именно в дошкольном возрасте в процессе игры. Дети, которые сегодня ходят в дошкольные учреждения, станут взрослыми через 30 лет. Но сегодняшняя система дошкольного образования не готовит детей к жизни в мире неопределенности во время технической революции».

Как отметила Катерина Поливанова: «Многие классические философы и психологи рассматривают игру как неотъемлемую часть человеческой жизни. Сегодня идет экспансия игры во все сферы человеческой жизни. В XXI век — это время досуга, когда в большой мере человек играет, чем реально трудится. Поэтому, современному взрослому и ребенку крайне важно научится входить в игровое взаимодействие с окружающими людьми и миром».

«Лучший способ улучшить будущее — это создать его самим. В ближайшем будущем нас ждет время, когда даже сами дети смогут придумать и создать себе игрушку с помощью технологий объемной печати. Детям необходимо объяснять зачем создавать новые игры и иллюзорные миры и учить как это делать. На площадке ВДНХ мы покажем, как придумывать игры и игрушки: методы 3D прототипирования для ребенка», — сообщила Нелли Козырева.

Титульные лекции не оставили никого равнодушными. Владимир Собкин, Руководитель Центра социологии образования ИУО РАО, академик РАО и заслуженный деятель науки РФ представил доклад на основе своего исследования «Социология дошкольного детства» и Владимир Кудрявцев, профессор МГППУ, доктор психологических наук, рассказал о взаимосвязи игры и воображения в дошкольном возрасте.

«Всегда важен смысл человеческих отношений, в которые входит ребенок, и через развитие которых в игре этот ребенок познает мир. Игра задает основные нормы. Образцы жизни, которые ребенок перенимает в игре, останутся с ним на всю жизнь. Игра — это индикатор развития», — отмечает Владимир Собкин. — «И как раз взрослый может направить ребенка. В игру, как в воронку, втягивается все, что мы ему даем».

«Сегодня мир взрослых перестал быть тайной для ребенка. Стирается разница между „детским“ и „взрослым“ из-за либерализации отношений во всем мире. Это ведёт к тому, что исчезает тайна, а с ней — желание подражать и умение воображать. Нет героя, которого дети хотели бы изображать, происходит снижение способности к децентрации — умения смотреть на мир с разных позиций — точек зрения», — отмечает Владимир Кудрявцев. — «Взрослым необходимо соблюдать свою роль взрослого и родителя в повседневной жизни в семье, но это не исключает его участия и „перевоплощений“ в играх с ребенком».

Антонина Цицулина, президент НАИР и АИДТ напомнила, что прием работ в научный сборник конференции «Игровая культура современного детства» открыт до 25 августа. «С 30 мая по 3 июня мы продолжим работу на ВДНХ в рамках фестиваля „Да-Игра!“. В двух уютных залах пройдут мастер-классы, открытые лекции, дискуссии и семинары, ждет площадка для тестирования детьми ваших разработок и игр. За эти 5 дней пройдет более 140 мастер-классов и 70-ти лекций».

Научными партнерами мероприятий выступают: Московский городской педагогический университет, Московский государственный психолого-педагогический университет, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, Институт коррекционной педагогики РАО, Институт образования НИУ ВШЭ, Межрегиональное общественное объединение «Экспертиза для детей» и Художественно-педагогический музей игрушки им. Бартрама.

[3]

Куда приводит современный культ детства?

Ссылка для цитирования этой статьи:

Немова О.А., Карнаухова В.А. Куда уходит детство: заметки о трансформации феномена детства в современной культуре // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2019 №2, https://sfk-mn.ru/PDF/09SCSK219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Куда уходит детство: заметки о трансформации феномена детства в современной культуре

Немова Ольга Алексеевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет)», Нижний Новгород, Россия
Доцент
Кандидат социологических наук, доцент
E-mail: [email protected]

Карнаухова Вероника Александровна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет)», Нижний Новгород, Россия
Доцент
Кандидат, доцент
E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается социокультурный феномен детства в аспекте его трансформации в современном обществе. В ходе исследования авторы статьи пришли к выводу, что в современном обществе наметилась тенденция к «варваризации» культуры. Данные изменения являются следствием общего кризиса гуманистической культуры, и, как следствие, роста психологии общества массового потребления. Анализ исторического становления социокультурного феномена детства и традиций его интерпретации в изобразительном искусстве показал, что эталоны гуманистического отношения к миру детства были заложены XIX–XX вв. Так, ребёнок был главным героем на полотнах художников-передвижников Василия Перова, Валентина Серова, Ильи Репина и Бориса Кустодиева и т. д. Художники поднимают темы тягот и лишений, которые присущи детям из самых беднейших слоев общества. Художники тем самым призывали зрителей к проявлению сочувствия и сострадания – как наиболее важных гуманистических ценностей.

Читайте так же:  Потеря иммунитета как симптом отсроченного горевания

Традиция бережного отношения к миру детства была подхвачена советскими художниками и представителями творческих профессий. В советской мультипликации и художественных фильмах для детей сохраняются высшие идеалы гуманистического воспитания подрастающих поколений. По мере углубления кризиса гуманизма мы наблюдаем девальвацию мира детства, перехода от понимания ребенка как субъекта гармоничного воспитания к объекту потнребления. В результате сравнительного анализа с применением метода феноменологической социологии А. Шюца авторы приходят к выводу, что топос детства в современной культуре девальвируется: ребёнок из объекта заботы и защиты взрослых превратился в объект потребления. Тенденция к варваризации культуры отразилась прежде всего на мире детства.

Ключевые слова: социокультурный феномен детства; топос детства; феноменологическая социология; современная культура; кризис гуманизма


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Детство как феномен культуры

ДЕТСТВО как самостоятельный аспект культуры было выделено в качестве «некоего мира, обладающего неко­торой автономией и психологической ценностью», в ро-мантическо-просветительской литературе. Значительную роль в восприятии этого феномена сыграло произведение Ж.Ж. Руссо «О воспитании» (1762). Долгое время в XIX в. детство было предметом детального анализа именно в художественных произ­ведениях классиков литературы. Образы детства, часто автобиогра­фические, однако имевшие и историко-культурную ценность, создали Л.Н. Толстой, Ч. Диккенс и М. Твен.

В культурологических исследованиях детство стало самостоятель­ным объектом анализа под влиянием распространения психоаналитиче­ского подхода, в котором оно является одной из центральных тем изу­чения. С 30-х годов XX в. детство становится важнейшей функциональ­ной частью в исследовании культурных систем самых различных наро­дов.

Бесспорным лидером в этой области исследования культур было на­правление «Культура-и-личность» (психологическая антропология). Детство рассматривалось в качестве феномена, изучая который в упро­щенном виде, но со специфическими культурными особенностями, мож­но было увидеть мир «взрослой» культуры. Особенности процессов, происходящих в детстве, имеют фундаментальное значение для воспро­изводства культур.

В то же время детство — это особый мир, своеобразная культура в культуре, область, полная загадок и непознанных явлений. Это мир со своими правилами поведения, мир фантазии и игр, восприни­маемый как реальность. Ребенок одушевляет окружающий его мир, вносит в него эмоциональную окраску. Он преобразует в своем вооб­ражении предметы действительности, например, палка становится у него самолетом или лошадкой, а взаимодействия со сверстниками драматизируются. Таким образом, преобразуя окружающую дейст­вительность, ребенок тем самым формирует и воспроизводит важ­нейшее культурное качество человека в создании идеальных сущно­стей.

Изучая процессы, происходящие в детстве в самых различных фор­мах, мы каждый раз присутствуем при индивидуальном акте рождения культуры. Ученые имеют возможность непосредственно наблюдать этот процесс, но тем не менее до сих пор не ясно, как же ребенок овладевает речью, почему дети обладают громадным творческим потенциалом и чем вызвано угасание способностей человека впоследствии. Детство пред­ставляет собой, если использовать теорию А. Крёбера, своеобразный культурный взрыв, период бурного роста и овладения культурными навыками, приносящий непосредственную радость маленькому челове­ку, входящему в безбрежный мир культуры.

Нередко факт из жизни ребенка объяснить труднее, чем совер­шить очередной этап технологической революции. Приведем всего один пример, касающийся «детских обычаев», особенностей их игр. Абсолютное большинство детей, принадлежащих к самым разнооб­разным культурам, играют в секреты, тайники, в которые закапыва­ют «сокровища» в виде цветных стеклышек, камешков и других пред­метов. Каким-то образом эта игра или обряд воспроизводится в бес­конечной цепи поколений, причем как в традиционных культурах, так и в современных индустриально-урбанизированных. Единствен­ное, весьма посредственное объяснение этого явления состоит в упо­доблении действий детей действиям животных, запасающих пищу впрок.

Детство, в первую очередь раннее, в условиях различных культур исследовали такие ученые, как Р. Бенедикт, М. Мид, К. Дюбуа, Дж. и Б. Уайтинги. Они изучали особенности кормления детей, пеле­нания, приучения к горшку, чередования периодов сна и активности. Безусловно, этим объекты их исследования не исчерпывались. Уче­ных-антропологов интересовало отношение к личности ребенка в ран­нем детстве в различных культурах, взаимоотношения типа «ребенок— ребенок», «ребенок—взрослые», система поощрений и наказаний, рас­пространенная в данной культуре. Европейцев удивляло отсутствие наказаний детей в одних культурах и, наоборот, существование нака­заний вплоть до 20 лет — в других. Важное значение в изучении «об­раза детства» играют обряды и ритуалы, связанные с рождением ре­бенка, наречением его и инициациями — посвящениями во взрослое состояние. Определенное воздействие на исследования оказывали пси­хоаналитические понятия, описывающие коренные качества ребенка: желание быть любимым, потребность в общении (с рождения!), в неж­ности и избегание тревоги.

Особую область образует этологическое изучение детства, акцент в котором делается на анализе эмоционально-психологических состояний (радость, печаль, агрессивность, любовь, привязанность). Ключевое понятие здесь — «привязанность» (attachment), выражающее формиро­вание особого качества, возникающего в тесном контакте между ребен­ком и взрослым на ранних этапах младенчества. Оно есть основа соци­ального взаимодействия в культурах, и возникает оно аналогично им-принтингу (запечатлеванию) у животных. Благодаря импринтингу об­разуются родственные чувства к детенышам не своего вида (утята у курицы и т. д.). Интересным аспектом в изучении детства как феномена культуры является отношение к незнакомому и отражение его в этно­культурных стереотипах поведения.

Существенное, даже определяющее, значение для культурологиче­ской концепции в целом является то, как понимается воспроизводство культуры. Этот аспект изучения детства анализируется с двух пози­ций. Одна заключается в том, что становление культурного человека состоит лишь в развертывании генетической программы, созревании (подобно плодам) навыков, умений и проявлении их в определенные периоды или в связи с соответствующей жизненной ситуацией, или благодаря каким-нибудь пусковым событиям. Такой взгляд на детство получил название «нативизм». Подобные воззрения связаны с понима­нием культуры лишь как формы существования генетических задат­ков индивидов.

Видео (кликните для воспроизведения).

В структурном плане изучение детства как феномена культуры со­стоит из общекультурологических концепций и разнообразных направ­лений исследований, выделяемых на основании как метода, так и объ­екта изучения.

Источники


  1. Рюриков, Юрий Мед и яд любви / Юрий Рюриков. — М.: Молодая Гвардия, 2013. — 448 c.

  2. Кей, Э. Любовь и брак. Эволюция любви / Э. Кей. — Москва: Наука, 2015. — 247 c.

  3. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — Москва: Мир, 2015. — 480 c.
  4. Учимся думать о себе и о других. — М.: Специальная литература, 2008. — 332 c.
  5. Карнеги, Дейл Как быть счастливым в семье / Дейл Карнеги. — М.: Попурри, 2002. — 432 c.
Куда приводит современный культ детства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here