Легкость бытия

Сегодня обсуждаем тему: легкость бытия с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Невыносимая легкость бытия читать онлайн

Язык: русский

Описание книги Невыносимая легкость бытия:

Кундера создал роман из 3 сюжетных линий: любовной, исторической и философской. В основу лег рассказ о жизни супругов из Чехословакии Томаша и Терезы. Он – блестящий хирург, добрый и изящный. Она – преданная и женщина, с мужеством и жертвенностью мирящаяся с его изменами. Еще один главный герой – их собака Каренин. Дальше читатель узнает о судьбах любовницы Сабины и Франца, пытающегося завоевать ее внимание.

Вторая часть произведения – исторические события 1968 года. Тогда Чехословакия переживала советскую оккупацию. Здесь будут воспоминания мирных жителей, их мысли и отношения к солдатам, проехавшим танковыми гусеницами по их жизням.

Последняя важная часть многослойного роман – философские рассуждения автора. Он ясно говорит: жизнь «невыносимо легка», ведь состоит из цепи случайностей. Легкость в том, что можно совершенно не влиять на нее и прийти все равно туда, куда нужно. Но человек старается осмыслить все вокруг, взять ответственность, смотреть в завтра. Этим делает простую жизнь невыносимой.

Понять и принять прочтение книги Милана не так просто: потребуются хорошие литературные, философские и исторические знания. Необходим жизненный опыт. Местами придется перечитывать моменты по несколько раз.

У нас на сайте вы можете читать книгу Невыносимая легкость бытия онлайн полностью бесплатно и без регистрации в электронной библиотеке Enjoybooks, Rubooks, Litmir, Loveread.
Понравилась книга ? Оставьте отзыв на сайте, делитесь книгой с друзьями в социальных сетях.

Легкость бытия

(невыносимая )лёгкость бытия — Роман Милана Кундеры, написанный в 1982 году и впервые опубликованный в 1984 м во Франции. Действие происходит в 1968 году в Праге. Согласно Кундере, бытие полно невыносимой лёгкости, потому что каждый из нас живёт всего один раз. В этой книге … Словарь оксюморонов русского языка

Невыносимая лёгкость бытия (роман) — Невыносимая лёгкость бытия Автор: Милан Кундера Язык оригинала: Чешский Оригинал издан: 1984 Переводчик: Н. Шульгина Издательство: СПб.: Азбука классика Страниц … Википедия

Невыносимая лёгкость бытия (значения) — «Невыносимая лёгкость бытия» книга Милана Кундеры. «Невыносимая лёгкость бытия» фильм Филипа Кауфмана, экранизация одноименного романа. «Невыносимая Лёгкость Бытия» музыкальный альбом группы «Гражданская Оборона» … Википедия

Невыносимая лёгкость бытия (альбом) — У этого термина существуют и другие значения, см. Невыносимая лёгкость бытия (значения). Невыносимая лёгкость бытия … Википедия

Невыносимая лёгкость бытия (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Невыносимая лёгкость бытия (значения). Невыносимая лёгкость бытия The Unbearable Lightness Of Being … Википедия

Невыносимая легкость бытия — Невыносимая лёгкость бытия Автор: Милан Кундера Язык оригинала: Чешский Оригинал издан: 1984 Переводчик: Н. Шульгина Издательство: СПб.: Азбука классика Страниц … Википедия

Невыносимая легкость бытия (роман) — Невыносимая лёгкость бытия Автор: Милан Кундера Язык оригинала: Чешский Оригинал издан: 1984 Переводчик: Н. Шульгина Издательство: СПб.: Азбука классика Страниц … Википедия

Невыносимая легкость бытия (фильм) — Невыносимая лёгкость бытия The Unbearable Lightness Of Being Жанр драма Режиссёр Филип Кауфман В главных ролях Дэниэл Дэй Льюис Жюльет Бинош Лена Улин Оператор Свен Нюкв … Википедия

Невыразимая легкость бытия — Невыносимая лёгкость бытия Автор: Милан Кундера Язык оригинала: Чешский Оригинал издан: 1984 Переводчик: Н. Шульгина Издательство: СПб.: Азбука классика Страниц … Википедия

Гражданская оборона (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику … Википедия

Легкость бытия

Если вы видите эту страницу, значит с вашего IP-адреса поступило необычно много запросов. Система защиты от роботов решила, что c данного IP запросы отправляются автоматически, и ограничила доступ.

Чтобы продолжить, пожалуйста, введите символы СЃ картинки РІ поле РІРІРѕРґР° Рё нажмите «РћС‚править».

Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.

Легкость бытия

Если вы видите эту страницу, значит с вашего IP-адреса поступило необычно много запросов. Система защиты от роботов решила, что c данного IP запросы отправляются автоматически, и ограничила доступ.

Чтобы продолжить, пожалуйста, введите символы СЃ картинки РІ поле РІРІРѕРґР° Рё нажмите «РћС‚править».

Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.

Легкость бытия

Если вы видите эту страницу, значит с вашего IP-адреса поступило необычно много запросов. Система защиты от роботов решила, что c данного IP запросы отправляются автоматически, и ограничила доступ.

Чтобы продолжить, пожалуйста, введите символы СЃ картинки РІ поле РІРІРѕРґР° Рё нажмите «РћС‚править».

Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.

Легкость бытия

Легкость приходит в дела и отношения, когда не боишься «проиграть» и готов к любому раскладу. Легкость бытия появляется, когда не делаешь больших ставок на жизнь и не боишься ее потерять. Это – смирение. Запредельной сложности в принятии такого взгляда нет. Это – обычная честность с собою. Завтрашний день непредсказуем. Следующая секунда непредсказуема. Ожидать чего-то – значит обманывать себя. Все ожидания приводят к мучительному пониманию той разницы, которая неизбежно возникает между фантазией и реальным положением дел. Видимо иногда просто необходимо снова и снова отступать от уже понятых и принятых истин, чтобы после возвращаться к ним по новым дорожкам с новым уровнем понимания.

Легкость, о которой я говорю – это не наплевательская легкомысленность и не свинская раскованность. Это такое состояние, когда вообще ничего не ожидаешь, понимая, что жизнь всегда и все делает по своему, но при этом продолжаешь действовать.

В следующий час жизни может случиться все, что угодно. Будущие мгновения, вытекающие в завтрашний день – это такое девственное полотно существования, по которому реальность рисует впервые, не загадывая наверняка, а как бы спонтанно, играючи.

Да, иногда «картинки» получаются серьезными, но степень их драматичности прямо пропорциональна ожиданиям и ставкам, которые возлагаются на будущее. Чем больше надежд, тем сильнее переживания. Об этом я уже говорил в недавней статье про счастье в отношениях.

Чисто по человечески – это действительно непростые и неоднозначные материи. А все потому, что на текущем этапе своих жизненных сценариев практически каждый забит до отказа личными представлениями о том, какой жизнь должна быть. Отказываться от этих фантазий никто не спешит. Очень уж они греют душу, очень уж сладко предвкушать исполнение желаний.

Надежды и ожидания – это те самые психологические желания, которые Будда описывал, как источник человеческих страданий. В этом смысле, легкость бытия – это и есть такая вот духовная просветленность. Чем больше такой легкости, тем меньше зависимость от грез ума и тем глубже принимается реальность.

Читайте так же:  Что происходит с современными детьми

Весь драматизм жизни возникает вместе с желаниями. Чем выше ставка на конкретный сценарий, тем сильнее страх, что все пойдет иначе. А это «иначе», между тем, может быть ничем не хуже ожидаемого развития жизненного сюжета. Но желания имеют такое злокозненное свойство – внушать, что любой расклад, выходящий за пределы желанно ожидаемого, ведет к несчастью. Такой вот «Пан или пропал» в психологии называют дихотомическим – то бишь, черно-белым мышлением.

Звучит, как диагноз? А ведь этой «болезнью», в той или иной степени, заражен каждый. На progressman.ru я уже косвенно поднимал эту тему в статье о надеждах и безнадеге. Это – такой стиль мышления и проживания бытия, когда ум выуживает кайф из двойственных предвкушений. И чем сильнее он подсажен на них, тем больше в жизни страха, что все пойдет не по плану и весь проект, раскачанный желаниями, сокрушительно развалится на глазах.

Нет ничего однозначного. Выбор, судьба, карма – все это попытки поймать несуществующее. Откуда мы можем знать, какой должна быть жизнь? Почему так цепляемся за собственные иллюзии? Ошибки неизбежны. Именно они дают тот опыт, который позволяет их же обходить.

Иногда просто необходимо сломать отношения, ввязаться в проблему, нарожать детей, а потом развестись, по-детски нос задрать, приручить, а потом потерять доверие, хорошенько соврать, напиться, удариться об стену – просто, чтобы понять и увидеть… получить свой, реальный опыт. Нет дураков. Никто не может и не должен иначе. Есть только опытные и неопытные – каждый в своем жизненном русле.

Как-то мне приснился яркий сон, где я с друзьями летел в большом пассажирском самолете по оживленному дневному городу посреди высоких домов. Полет выглядел очень опасным, крылья самолета с грохотом задевали стены зданий, ощущалась тревога, но вместе с ней доверие к реальности и какое-то радостное волшебство от захватывающего путешествия. Что-то внутри словно понимало: переживать бесполезно, если самолет разобьется, с этим ничего не поделать. Поэтому большая часть внимания была прикована к проносящимся домам, оживленным дорогам и улицам, к осознанию происходящего как чудесного путешествия.

К сожалению, к жизни я пока не умею относиться с такой же легкостью. Но этот сон стал чем-то вроде указательного маяка на пути. Легкость бытия и смирение, о котором я говорю – это не пассивность, а действие вопреки всепоглощающей неизвестности, от которой мы так старательно сбегаем в грезы ума. Это – не наплевательское отношение к судьбе собственного тела, а ясное понимание, что тело смертно и, порой, смертно внезапно. Мне и самому нелегко признавать этот факт – нечто внутри сопротивляется. Но чем глубже понимание этой истины, тем сильнее личная свобода, тем больше легкости по отношению к жизни.

Вспоминается кастанедовский воин и человек знания, главный советчик которого – смерть за левым плечом. Воин действует, не ожидая наград, ищет свободу, ни на что не жалуется, ни о чем не жалеет, не воспринимает себя всерьез. Он смеется над собой и над серьезностью жизни.

«Печальная» новость: мы все умрем; земные накопления и беспокойства в этом свете ничего не стоят. Радостная новость: печалиться и переживать об этом совершенно необязательно; жизнь подобна увлекательному путешествию. Каждый, словно в таком же самолете – несется в своем настоящем. У нас есть выбор, есть определенная мера контроля, но вся личная свобода обусловлена опытом и окружающей действительностью. В любую секунду может случиться непредвиденное. Это тревожный факт, но если с ним не смиряться, становится только хуже: действительность оборачивается бессмысленной смертельной битвой против неизбежного.

Легкость бытия. Это как?

Случалось ли вам «чувствовать» другого человека? Ощущать спинным мозгом его внутреннее состояние? Наверняка часто, хотя, возможно, вы об этом и не задумывались. Но стоит только обратить на это внимание, как вы начнете различать людей по исходящим от них эмоциям. Причем этот феномен целиком и полностью распространяется на виртуальность: достаточно прочитать эмоционально насыщенный пост на форуме или статью, и вы можете прочувствовать человека даже на огромном расстоянии.

И вот что интересно — содержание прочитанного документа далеко не так важно, как его «дух». То есть, те чувства, под влиянием которых автор его написал. К примеру, по содержанию статья может быть весьма агрессивной, саркастичной, эпатажной, легкомысленной, ненаучной — но она нравится, и потому к автору сразу проникаешься симпатией, потому что чувствуешь — милый человек. И может быть очень правильная статья, о правильном и о хорошем, но… чувствуешь, что хоть автор и знает, как правильно, но сам он чувствовал себя довольно паршиво во время написания. А значит, все его знания о правильности — чисто академические, он не может применить их к себе и транслировать во внешний мир ту легкость, о которой пишет.

Вот именно «легкость» и «тяжесть» отношения к жизни и определяют бытие. Естественно, периоды эти чередуются в жизни каждого человека. Но важным параметром является преимущественная частота одного или второго — чего больше? Или что бывает чаще? Именно то вы и транслируете в основной массе в окружающий мир. При этом, что бы вы ни говорили и что бы ни делали, на все будет накладываться преобладающий на данный момент фильтр легкости или тяжести.

Чтобы было понятней, можно слово «легкость» заменить на «веселье», а «тяжесть» — на «грусть». Веселый человек приятен себе и окружающим. Более того, ему простят и многие оплошности, и злобный сарказм, и не всегда уместные в обществе эмоциональные вспышки. А вот грустного — сторонятся. Побаиваются. Потому как грусть заразна. А еще в обществе грустного человека сложновато сохранить радость, а иногда это кажется просто неуместным. И тогда приходится жертвовать своим хорошим настроением в пользу грустящего, «тяжелого» человека.

Подсознательно вы понимаете, что это несправедливо — ибо нет вещи на свети более ценной, чем ваше хорошее настроение. И начинает зреть недовольство, которое вы и выразить толком не сможете вашему страдальцу — ему и так уже плохо, вы не смеете добавить дополнительную «тяжесть». Вот и вынуждены теперь тоже ее тянуть и сожалеть об утраченной «легкости».

Записные страдальцы слишком серьезно воспринимают жизнь. Как правило, это люди умные и стремящиеся разобраться в тайнах своей личности и мироздания в целом. И те, кто склонен веселиться без причины и жить легко, не вникая в суть вещей, могут вызывать весьма сильное недовольство и раздражение у тех, кто добровольно несет тяготы жизни. Именно своей беспечностью и кажущейся безответственностью. Детскостью, и порой инфантильностью. И тогда страдальцы начинают приписывать им свои собственные грехи, дабы оправдать свою тяжесть. Наиболее ущемленные в радости нападают и обвиняют, требуют сатисфакции.

Читайте так же:  Что такое социальный и эмоциональный интеллект

Кстати, из наблюдений за перепалками в сети могу сказать, что возмущенного страдальца обычно может успокоить только одно — когда оппонент публично признает, что был неправ и похвалит точку зрения горемыки. То есть — примкнет к лагерю страждущих, за что и будет прощен. А как же — еще одного заставили задуматься, что мир жесток и несправедлив.

Попробуйте понаблюдать себя в этих двух своих ипостасях. Обратите внимание, как вы относитесь к игривым и легкомысленным людям, когда вам легко и радостно, и наоборот — когда вы чувствуете себя паршиво и озабочены многими печалями. И что называется — почувствуйте разницу!

Читать книгу “Невыносимая легкость бытия”

НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ

Часть первая. ЛЕГКОСТЬ И ТЯЖЕСТЬ
1
Идея вечного возвращения загадочна, и Ницше поверг ею в замешательство прочих философов: представить только, что когда-нибудь повторится все пережитое нами и что само повторение станет повторяться до бесконечности! Что хочет поведать нам этот безумный миф?

Миф вечного возвращения per negationem [1] говорит, что жизнь, которая исчезает однажды и навсегда, жизнь, которая не повторяется, подобна тени, она без веса, она мертва наперед и как бы ни была она страшна, прекрасна или возвышенна, этот ужас, возвышенность или красота ровно ничего не значат. Мы должны воспринимать ее не иначе, как, скажем, войну между двумя африканскими государствами в четырнадцатом столетии, ничего не изменившую в облике мира, невзирая на то, что в ней погибло в несказанных мучениях триста тысяч чернокожих.

Изменится ли что-то в войне двух африканских государств в четырнадцатом столетии, повторяйся она бессчетное число раз в вечном возвращении?

Несомненно, изменится: война превратится в вознесшийся на века монолит, и ее нелепость станет непоправимой.

Если бы Французской революции суждено было вечно повторяться, французская историография куда меньше гордилась бы Робеспьером. Но поскольку она повествует о том, что не возвращается, кровавые годы претворились в простые слова, теории, дискуссии и, став легче пуха, уже не вселяют ужаса. Есть бесконечная разница между Робеспьером, лишь однажды объявившимся в истории, и Робеспьером, который вечно возвращался бы рубить французам головы.

Итак, можно сказать: идея вечного возвращения означает определенную перспективу, из ее дали вещи предстают в ином, неведомом нам свете; предстают без облегчающего обстоятельства своей быстротечности. Это облегчающее обстоятельство и мешает нам вынести какой-либо приговор. Как можно осудить то, что канет в Лету? Зори гибели озаряют очарованием ностальгии все кругом; даже гильотину.

Недавно я поймал себя на необъяснимом ощущении: листая книгу о Гитлере, я растрогался при виде некоторых фотографий, они напомнили мне годы моего детства; я прожил его в войну; многие мои родственники погибли в гитлеровских концлагерях; но что была их смерть по сравнению с тем, что фотография Гитлера напомнила мне об ушедшем времени моей жизни, о времени, которое не повторится?

Это примирение с Гитлером вскрывает глубокую нравственную извращенность мира, по сути своей основанного на несуществовании возвращения, ибо в этом мире все наперед прощено и, стало быть, все цинично дозволено.
2
Если бы каждое мгновение нашей жизни бесконечно повторялось, мы были бы прикованы к вечности, как Иисус Христос к кресту. Вообразить такое ужасно. В мире вечного возвращения на всяком поступке лежит тяжесть невыносимой ответственности. Это причина, по которой Ницше называл идею вечного возвращения самым тяжким бременем (das schwerste Gewicht).

А коли вечное возвращение есть самое тяжкое бремя, то на его фоне наши жизни могут предстать перед нами во всей своей восхитительной легкости. Но действительно ли тяжесть ужасна, а легкость восхитительна? Самое тяжкое бремя сокрушает нас, мы гнемся под ним, оно придавливает нас к земле. Но

Как вернуть легкость бытия?

Когда легко на сердце – и походка легка.

Жить здесь и сейчас… Казалось бы, что может быть проще? Пробуждаться вместе с восходом солнца. Смотреть на мир, осознавая его красоту, уникальность и неповторимость. Наполняться спокойной уверенностью или уверенным спокойствием от того, что в этом безграничном мире возможностей ты в безопасности. Раскрыть широко глаза, уши и набрать полную грудь воздуха. Воспринимать мир вокруг всеми органами чувств. Осознать ценность этого момента, этой секунды, которая уже никогда не повторится. Ощутить захватывающую связь со всем сущим…

Удивителен тот факт, что каждый из нас обладает всем этим богатством красок и ощущений. Но оно скрыто под толстым слоем из мысленного «мусора», который тщательно заслоняет нам обзорный вид. И мы тащим с собой багаж подобных мыслей, убеждений, ожиданий, ложных установок и ценностей. Мало того, что просто тащим – но еще боимся почему-то отпустить. Может дело в том, что мы страшимся оказаться пустыми, расставшись с этим багажом, большую часть которого мы получили еще по наследству? Но ведь это будет совсем не пустота, а легкость. Легкость восприятия, существования, жизни. Легкость бытия.

Почему нас никто не учил тому, как обрести легкость бытия? Дело в том, что наши «учителя жизни» сами страдали отсутствием оной. А ведь она была у каждого. Когда-то давным-давно. Когда мы собирали вкладыши от жвачек, наслаждались фантой из бутылки, растягивая выпивание ее на несколько дней… Когда перематывали магнитофонную кассету карандашом, чтобы не тратить батарейки в плейере… Каждый может попасть в эти моменты на своей собственной машине времени. Один маленький отрывок той эпохи может вернуть живые, яркие воспоминания.

Так чем же тогда занимались наши «учителя жизни» в этот период фанты, вкладышей, кассет? Ведь они все-таки занимались нашим обучением. Вкладывали в нас знания, умения, навыки, принципы. Передавали одни за другими составляющие своего собственного жизненного багажа. Спасибо им за это – они сделали то, что могли. Они научили нас важности. Правда совершенно забыв при этом про легкость. Их можно понять – ведь они думали о первостепенных и самых важных вещах. Наполняя чашу элементами багажа, в ней с каждым разом становилось все меньше и меньше места для легкости, которой вначале было в избытке.

Что же мы имеем теперь? Чаша наполнена до краев, и в ней нет места для легкости бытия? Драгоценное время безвозвратно упущено?

Видео (кликните для воспроизведения).

Совсем нет. Наша способность обучаться у нас все же осталась. Это те самые чудесные навыки повторять новые звуки, копировать интонации голоса и выражения лица родителей. Врожденная способность обучаться, моделировать. Для того, чтобы ей воспользоваться, не нужны ни дипломы, ни докторские и ученые степени.

Но теперь ситуация поменяется. Ученики займут место учителей. Этот момент хорошо был обыгран в телевизионном журнале «Ералаш». Там мальчик остался дежурить после уроков в пустом классе. Он проводил воображаемое занятие, где вместо учеников за партами сидели учителя. Мальчик задавал им каверзные вопросы про домашнее задание, а учителя не могли ответить и стыдливо просили не ставить им двойки и не вызывать родителей.

Читайте так же:  Противостоять или принять

Однако я сейчас на полном серьзе про обучение у детей. Одного взгляда в глаза ребенку будет достаточно, чтобы понять, что представляет собой «мастер легкости бытия». Его глаза горят, энергия бьет ключом, он – словно воплощение интереса к жизни во всех ее проявлениях. Вы даже не сможете его убедить в серьезности какой-то вашей важной жизненной проблемы, с которой столкнулись. Потому что в его понимании она будет лишь небольшим затруднением.

И мы когда-то были такими же. Маленькими гениями и мастерами легкости бытия. И наша чаша еще не была полна, и багажа было значительно меньше. Где-то внутри нас навсегда осталась часть, которая все это помнит. Эрих Берн сказал бы, что это наш внутренний ребенок. Общаясь с реальным ребенком в жизни, мы неосознанно активируем нашего внутреннего. Замечая то, как он смотрит на мир, как реагирует, как поступает и мыслит, мы примеряем все это на себя.

Таким образом мы получаем шанс снова вернуть то волшебное время и ощущения. Как раз этому нас и могут научить дети – вернуть ощущение легкости бытия. Причем именно вернуть, а не создать или где-то найти. Если уж и отыскать – то только внутри себя.

Это совсем не означает, что мы должны начать себя вести как дети, капризничать или отказаться от каких-то жизненных ценностей или ответственности. Да это и невозможно. Качественно восстановив те чудесные ощущения, мы улучшим контакт с собой. Мы сможем лучше понять себя, других, в том числе и детей.

Наш «багаж» будет всячески препятствовать возвращению ощущения легкости жизни. Его стоит назвать багажом обусловленности. Всякие «можно», «нельзя», «не стоит», «нужно» составляют его основу. Как говорилось выше, он не дает находиться в здесь и сейчас. Он отвлекает нас от красок жизни и наслаждения великолепием мира. Неудивительно, что наш внутренний ребенок «потерялся» в этой огромной кладовой обусловленности. О нем просто незаслуженно забыли, оставив его там в одиночестве.

Самое время наполнить эту кладовую легкостью, свободой и светом. А еще навести там порядок, убрав «хлам» из тянущих вниз убеждений, установок и принципов. Ведь они там не просто существуют, а питаются жизненной энергией, которую можно направить на поддержание чего-то более полезного. Возможно, тогда место в чаше освободится, и станет чуточку уютнее и приятнее жить. И можно будет ее ноаплнить светом, радостью, интересом и вкусом жизни.

И тогда, наконец, вернется давно забытая легкость бытия.

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

[3]

психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию

Невыносимая лёгкость бытия

Томаш — врач-хирург, работает в одной из клиник Праги. Несколько недель назад в маленьком чешском городке он познакомился с Терезой. Тереза работает официанткой в местном ресторане. Они проводят вместе всего лишь час, затем он возвращается в Прагу. Десятью днями позже она приезжает к нему. Эта малознакомая девушка пробуждает в нем неизъяснимое чувство любви, желание как-то помочь ей. Тереза кажется ему ребёнком, «которого положили в просмолённую корзинку и пустили по реке, чтобы он выловил ее на берег своего ложа».

Прожив у него неделю, Тереза возвращается в свой захолустный городок. Томаш растерян, не знает, как поступить: связать свою жизнь с Терезой и взять на себя ответственность за неё или сохранить привычную свободу, остаться одному. Мать Терезы — красивая женщина — бросает ее отца и уходит к другому мужчине. Отец попадает в тюрьму, где вскоре и умирает. Отчим, мать, ее трое детей от нового брака и Тереза поселяются в маленькой квартирке в захолустном чешском городке.

Мать Терезы, недовольная жизнью, все вымещает на дочери. Несмотря на то что Тереза самая способная в классе, мать забирает ее из гимназии. Тереза идёт работать в ресторан. Она готова работать в поте лица, лишь бы заслужить материнскую любовь.

[1]

Единственное, что ограждает ее от враждебного окружающего мира, — это книга. Любовь к чтению отличает ее от других, является как бы опознавательным знаком тайного братства. Томаш привлекает ее внимание тем, что читает книгу в ресторанчике, где она работает.

Цепь случайностей — открытая книга на ресторанном столике Томаша, музыка Бетховена, цифра шесть — приводит в движение дремавшее в ней чувство любви и даёт мужество уйти из дома и изменить жизнь.

Тереза, бросив все, без приглашения вновь приезжает в Прагу и остаётся жить у Томаша.

Томаш поражён тем, что так быстро принял решение оставить Терезу у себя, поступив вопреки своим собственным принципам, — ни одна женщина не должна жить у него в квартире. Этого он твёрдо придерживается вот уже десять лет после развода. Боясь и одновременно желая женщин, Томаш вырабатывает некий компромисс, определяя его словами «эротическая дружба» — «те отношения, при которых нет и следа сентиментальности и ни один из партнёров не посягает на жизнь и свободу другого». Этот метод позволяет Томашу сохранять постоянных любовниц и параллельно иметь множество мимолётных связей.

Стремясь к полной свободе, Томаш ограничивает свои отношения с сыном лишь аккуратной уплатой алиментов. Родители Томаша осуждают его за это, порывают с ним, оставаясь в демонстративно хороших отношениях с невесткой.

[3]

Томаш собирается заботиться о Терезе, оберегать ее, но у него нет ни малейшего желания менять свой образ жизни. Он снимает квартиру для Терезы. Одна из его подруг — Сабина — помогает Терезе устроиться на работу в фотолабораторию иллюстрированного еженедельника. Постепенно Тереза узнает об изменах Томаша, и это вызывает у неё болезненную ревность. Томаш видит ее мучения, сострадает ей, но никак не может оборвать свои «эротические дружбы», не находит сил побороть тягу к другим женщинам, да и не видит в том нужды.

Проходит два года. Чтобы приглушить страдания Терезы от его измен, Томаш женится на ней. По этому случаю он дарит ей собаку-сучку, которую они нарекают Карениным.

Август 1968 г. Советские танки вторгаются в Чехословакию.

Швейцарский друг Томаша — директор одной из клиник Цюриха — предлагает ему место у себя. Томаш колеблется, предполагая, что Тереза не захочет ехать в Швейцарию.

Всю первую неделю оккупации Тереза проводит на улицах Праги, снимая эпизоды вступления войск, массового протеста горожан и раздавая плёнки заграничным журналистам, которые чуть ли не дерутся из-за них. Однажды ее задерживают, и она проводит ночь в русской комендатуре. Ей угрожают расстрелом, но, как только ее отпускают, она вновь идёт на улицы. В эти дни испытаний Тереза впервые чувствует себя сильной и счастливой.


Чешское руководство подписывает в Москве некое компромиссное соглашение. Оно спасает страну от самого страшного: от казней и массовых ссылок в Сибирь.

Читайте так же:  Про плохие чувства

Наступают будни унижения. Томаш и Тереза эмигрируют в Швейцарию.

Цюрих. Томаш работает хирургом у своего друга. Здесь он снова встречается с Сабиной, также эмигрировавшей из Чехословакии.

В Цюрихе Тереза заходит в издательство иллюстрированного журнала и предлагает свои фотографии о советской оккупации Праги. Ей вежливо, но твёрдо отказывают — их это уже не интересует. Ей предлагают работу — фотографировать кактусы. Тереза отказывается.

Тереза все дни дома одна. Вновь просыпается ревность, которую она вместе с красотой унаследовала от матери. Она решает вернуться на родину, надеясь в глубине души, что Томаш последует за ней.

Проходит шесть-семь месяцев. Вернувшись однажды домой, Томаш находит на столе письмо от Терезы, в котором она сообщает, что возвращается домой, в Прагу.

Томаш радуется вновь обретённой свободе, наслаждается лёгкостью бытия. Затем им овладевают неотступные мысли о Терезе. На пятый день после ее отъезда Томаш сообщает директору клиники о своём возвращении в Чехословакию.

Первые чувства, которые он испытывает по возвращении домой, — душевная подавленность и отчаяние от того, что он вернулся.

Тереза работает барменшей в гостинице. Из еженедельника ее выгнали месяц-два спустя после их возвращения из Швейцарии.

На работе, во время одного инцидента, за неё заступается высокий мужчина. Позже Тереза узнает, что он инженер. Вскоре Тереза принимает приглашение зайти к нему домой и вступает с ним в любовную связь.

Проходят дни, месяц — инженер больше не появляется в баре. Страшная догадка появляется у неё в голове — это сексот. Была создана ситуация, чтобы скомпрометировать, а затем использовать ее в своих целях, втянув в единую организацию осведомителей.

Воскресенье. Томаш и Тереза едут на прогулку за город. Они заезжают в маленький курортный городок. Томаш встречает своего давнего больного — пятидесятилетнего крестьянина из отдалённой чешской деревни. Крестьянин рассказывает о своей деревне, о том, что некому работать, т. к. люди бегут оттуда, У Терезы возникает желание уехать в деревню, ей кажется, что это сейчас единственная спасительная дорога.

По возвращении из Цюриха Томаш по-прежнему работает в своей клинике. Однажды его вызывает к себе главный врач. Он предлагает Томашу отречься от ранее написанной им политической статьи, в противном случае он не сможет оставить его в клинике. Томаш отказывается написать покаянное письмо и уходит из клиники.

Томаш работает в деревенской больнице. Проходит год, и ему удаётся найти место в пригородной амбулатории. Здесь его и находит человек из министерства внутренних дел. Он обещает Томашу возобновить его карьеру врача-хирурга и учёного, но для этого необходимо подписать некое заявление. В этом заявлении Томаш должен не только отказаться от своей политической статьи, как этого требовали от него два года назад, в нем были также слова о любви к Советскому Союзу, о верности коммунистической партии, а также осуждение интеллектуалов. Чтобы не подписывать и не писать подобных заявлений, Томаш бросает медицину и становится мойщиком окон. Он как бы возвращается во времена своей юности, к простору свободы, что означает для него в первую очередь свободу любовных связей.

Тереза рассказывает о происшествии в баре. Она очень встревожена. Томаш впервые замечает, как она изменилась, постарела. Он вдруг с ужасом осознает, как мало уделяет ей внимания последние два года.

Томаша приглашают мыть окна в одну квартиру. Там он встречает своего сына. Собравшиеся в квартире люди предлагают ему подписать петицию с просьбой об амнистии политзаключённых. Томаш не видит смысла в этой петиции. Он вспоминает о Терезе — кроме неё, для него ничто не имеет значения. Он не может спасти заключённых, но может сделать Терезу счастливой. Томаш отказывается подписывать бумагу.

Проходит пять лет после вторжения советских войск в Прагу. Город неузнаваемо изменился. Многие знакомые Томаша и Терезы эмигрировали, некоторые из них умерли. Они решают оставить Прагу и уехать в деревню.

Томаш и Тереза живут в отдалённой, всеми забытой деревне. Томаш работает водителем грузовика, Тереза пасёт телят. Они наконец обретают покой, — отсюда их уже некуда выгнать.

Тереза счастлива, ей кажется, что она достигла цели: они с Томашем вместе и они одни. Радость бытия омрачается только смертью их единственного преданного друга — собаки Каренин.

Женева. Франц читает лекции в университете, ездит по зарубежным симпозиумам и конференциям. Он женат и имеет восемнадцатилетнюю дочь. Франц встречает художницу-чешку и влюбляется в неё. Ее зовут Сабина. Это — подруга Томаша.

Сабина рисует с детства. Сразу по окончании школы она уезжает из дома, поступает в пражскую Академию художеств, а затем выходит замуж за актёра одного из театров Праги. Вскоре после безвременной кончины родителей Сабина расстаётся с мужем и начинает вести жизнь вольной художницы.

Франц признается жене, что Сабина — его любовница. Он хочет развестись с женой и жениться на Сабине.

Сабина растеряна. Она не хочет ничего менять в своей жизни, не хочет брать на себя никакой ответственности. Она решает оставить Франца. Франц уходит от жены. Он снимает маленькую квартирку. У него связь с одной из студенток, но, когда он хочет вновь жениться, жена отказывает ему в разводе.

Сабина живёт в Париже. Через три года она получает письмо от сына Томаша, из которого узнает о смерти его отца и Терезы — они погибли в автомобильной катастрофе. Сабина подавлена. Последняя нить, связывающая ее с прошлым, оборвана. Она решает покинуть Париж.

Сабина живёт в Америке, в Калифорнии. Она удачно продаёт свои картины, богата и независима.

Франц присоединяется к группе западных интеллектуалов и отправляется к границам Камбоджи. Во время прогулки по ночному Бангкоку он погибает.

Легкость бытия

В ролях: Дэниел Дей-Льюис (см. ДЕЙ-ЛЬЮИС Дэниэл), Жюльет Бинош (см. БИНОШ Жюльет), Лена Олин (см. УЛИН Лена), Дерек де Линт, Эрланд Юсефсон (см. ЮСЕФСОН Эрланд), Павел Ландовский, Даниель Ольбрыхский (см. ОЛЬБРЫХСКИЙ Даниель).
Режиссер Филип Кауфман (см. КАУФМАН Филип).

Энциклопедия кино . 2010 .

Смотреть что такое «НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ» в других словарях:

Невыносимая легкость бытия — С чешского: Nesnesitelna lehkost byti. Название романа (1984) чешского писателя Милана Кундеры (р. 1929) о судьбах людей, причастных к трагическим событиям «пражской весны» 1968 г. Шутливо: о собственном довольстве, удовлетворении и т. д. или… … Словарь крылатых слов и выражений

Невыносимая легкость бытия — Невыносимая лёгкость бытия Автор: Милан Кундера Язык оригинала: Чешский Оригинал издан: 1984 Переводчик: Н. Шульгина Издательство: СПб.: Азбука классика Страниц … Википедия

Невыносимая легкость бытия (роман) — Невыносимая лёгкость бытия Автор: Милан Кундера Язык оригинала: Чешский Оригинал издан: 1984 Переводчик: Н. Шульгина Издательство: СПб.: Азбука классика Страниц … Википедия

Читайте так же:  10 женских заблуждений о мужских изменах

Невыносимая легкость бытия (фильм) — Невыносимая лёгкость бытия The Unbearable Lightness Of Being Жанр драма Режиссёр Филип Кауфман В главных ролях Дэниэл Дэй Льюис Жюльет Бинош Лена Улин Оператор Свен Нюкв … Википедия

Невыразимая легкость бытия — Невыносимая лёгкость бытия Автор: Милан Кундера Язык оригинала: Чешский Оригинал издан: 1984 Переводчик: Н. Шульгина Издательство: СПб.: Азбука классика Страниц … Википедия

Невыносимая лёгкость бытия (альбом) — У этого термина существуют и другие значения, см. Невыносимая лёгкость бытия (значения). Невыносимая лёгкость бытия … Википедия

Кауфман, Филип — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кауфман. Филип Кауфман Philip Kaufman Имя при рождении: Philip Kaufman Дата рождения: 23 октября 1936(1936 10 23 … Википедия

Кауфман, Филипп — (Kaufman, Philip) Режиссер, сценарист. Родился 23 октября 1936 года в Чикаго. Окончил Чикагский университет в 1958 году по курсу истории, после чего поступил в Гарвардскую юридическую школу. Вскоре, однако, вернулся в университетскую… … Режиссерская энциклопедия. Кино США

БИНОШ Жюльет — БИНОШ (Binoche) Жюльет (р. 9 марта 1964, Париж), французская актриса. В кино дебютировала в 19 лет, уже имея солидный театральный опыт (с 16 лет выступала на сцене, в частности, в пьесах Мольера и Пиранделло). Снялась в фильмах крупных мастеров… … Энциклопедия кино

Нюквист, Свен — Свен Нюквист Sven Nykvist … Википедия

Невыносимая лёгкость бытия

Невыносимая лёгкость бытия
Nesnesitelná lehkost bytí

обложка первого французского издания
Автор Милан Кундера
Язык оригинала чешский
Оригинал издан 1984 (французский),
1985 (чешский)
Издатель Галлимар
ISBN 5-352-01773-7

«Невыносимая лёгкость бытия» (чеш. Nesnesitelná lehkost bytí ) — роман Милана Кундеры, написанный в 1982 году и впервые опубликованный в 1984 г. во Франции, в переводе на французский. Действие происходит в 1968 году в Праге.

Согласно Кундере, бытие полно невыносимой лёгкости, потому что каждый из нас живёт всего один раз: «Einmal ist Keinmal» (с нем. — «единожды — все равно что никогда», то есть «то, что произошло однажды, могло совсем не происходить», «один раз не считается»). Значит, каждая жизнь несёт в себе таинственную случайность, каждое наше действие не может полностью предопределить наше будущее. Любой выбор не отягощён последствиями, а потому не важен. В то же время наши действия становятся невыносимыми, если задумываться об их последствиях постоянно, потому жизнь можно охарактеризовать как «Невыносимую лёгкость бытия».

Некоторые критики относят это произведение к постмодернизму.

Первое издание на чешском языке вышло в 1985 году в издательском доме «68 издателей» (Торонто). Во второй раз на чешском языке книга вышла в октябре 2006 года, в Брно (Чехия), спустя 17 лет после бархатной революции (до тех пор Кундера не признавал её).

Содержание

  • Томаш — опытный хирург и интеллектуал. Томаш — большой любитель женщин. Он живет ради своей работы. Для Томаша секс и любовь — это две разные сферы человеческой жизни: он легко вступает в физические отношения со многими женщинами, однако любит только свою жену Терезу. Одно совершенно не мешает другому, по его мнению. Интимные встречи с женщинами необходимы ему для того, чтобы познать женскую природу, которая проявляется только в момент физической близости. Сначала он воспринимает Терезу как беззащитное дитя, бремя заботы о котором ложится на его плечи. После советского вторжения в Чехию они уезжают в Цюрих, где он также ведет свободный образ жизни. Тереза, чувствуя себя одинокой и слабой, возвращается с собакой в Прагу. Томаш внезапно понимает, что хочет быть только с ней, и отправляется на родину вслед за Терезой. Устав от засилья коммунистического режима в Праге, они с Терезой уезжают в деревню. Его одержимость работой и женщинами проходит, и он по-настоящему счастлив с Терезой. Его сын велит написать на его памятнике эпитафию «Он хотел Царствия Божия на земле».
  • Тереза — молодая жена Томаша. Занявшись фотографией, она увлеченно документирует ввод советских войск в Прагу и его последствия, рискуя собственной свободой. Тереза не винит Томаша за его неверность, хотя это причиняет ей боль. Она склонна объяснять это собственной слабостью. Тереза воспринимает человеческое тело как что-то отвратительное и позорное. На протяжении всей книги она боится стать одним из таких «тел» в богатой коллекции женщин Томаша. После того, как Томаш и Тереза уезжают в деревню, она отдается прелестям сельской жизни и чтению. Она начинает понимать свою душу и в любви к животным видит возможность познать рай, покинутый Адамом и Евой. Тереза все больше отдаляется от людей.
  • Сабина — подруга Томаша и его любовница. Весь образ жизни Сабины есть крайнее проявление легкости; Сабина наслаждается свободой и совершает одно предательство за другим. Она объявила войну китчу и не приемлет никакие запреты, навязываемые ее пуританской семьей и коммунистической партией. Свой протест она выражает в своих картинах.
  • Франц — любовник Сабины. Он влюбляется в Сабину, которую считает либералом и романтически-трагической чешской диссиденткой. Это добрый человек, который способен на сострадание. Всю свою жизнь он пытается оставаться верным памяти матери, а после встречи с Сабиной — и ей. Его тяготит необходимость скрывать свои отношения с Сабиной от жены и дочери. Он ищет свободы и легкости, и этот поиск однажды заставляет его участвовать в марше протеста в Таиланде. В Бангкоке в ходе разбойного нападения он получает смертельную рану.
  • Каренин — собака Томаша и Терезы.

Экранизация [ | ]

Видео (кликните для воспроизведения).

«Невыносимая лёгкость бытия» — фильм режиссёра Филиппа Кауфмана, вышедший на экраны в 1988 году.

Источники


  1. Иванова, Ольга Сила баланса. Обретение себя и стабильного брака. Баланс тела-ума. Как научиться слушать и понимать свое тело (+ CD). Путь Четырех. Часть 1. Создайте баланс стихий в своей жизни (комплект из 3 книг) / Ольга Иванова , Ошо, Дебора Липп. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 704 c.

  2. Вагин Психология выживания в современной России / Вагин, Игорь. — М.: АСТ, 2016. — 352 c.

  3. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. — М.: Феникс, 2016. — 416 c.
  4. Кризис есть кризис: Лидеры российской и мировой экономики о путях выхода из кризиса. — М.: Эксмо, 2011. — 272 c.
  5. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — М.: Юрайт, 2014. — 482 c.
Легкость бытия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here