Любимая сказка и жизненный сценарий

Сегодня обсуждаем тему: любимая сказка и жизненный сценарий с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

СУДЬБА. ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. СКАЗКОТЕРАПИЯ.

РОЖДЕНИЕ СЦЕНАРИЯ

Это первая точка жизненного сценария будущего ребенка. Поэтому к рождению ребенка сюжет его сценария уже готов, а в первые годы его жизни он закрепляется. И большую роль в этом играют родители (бабушки-дедушки). От них зависит, какая любимая сказка будет у ребенка, какой будет его любимый герой. Подробнее об этом читайте в моей книге «СО СКАЗКОЙ ПО ЖИЗНИ».

КЛЮЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ В ЖИЗНИ

Некоторые люди вообще не готовы к роли победителя (хочется, но колется), они боятся ответственности, которая является необходимым качеством победителя. Им проще подняться до роли смелого неудачника (не победителя). Поэтому таким людям в начале нужно стать смелыми неудачниками (не победителями), потом просто успешными, а затем победителями (если это необходимо).

Изменить свою судьбу, свой жизненный сценарий вы можете на:

1)тренинге ЦЕНТРА «5ДА!» по сказкотерапии «Исполнение желаний!»

Продолжение о жизненных сценариях читайте в психологических статьях «Мифы в основе судьбы» и «Сценарии победителей и неудачников».

При перепечатке статей психолога Марины Морозовой активная ссылка на этот сайт и имя автора обязательна.

СУДЬБА. СЦЕНАРИИ ЖИЗНИ. СКАЗКОТЕРАПИЯ.

СЦЕНАРИИ НЕУДАЧНИКОВ И СЦЕНАРИИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Но свою судьбу, свой сценарий мы выбираем сами, и первый выбор делаем. в детстве.

[3]

СКАЗКА В ОСНОВЕ СЦЕНАРИЯ ЖИЗНИ

А вот в сказке «Гадкий утенок» заложена позитивная программа, в ней герой идет по пути победителя.

ВЫБОР СУДЬБЫ

Изменить свою судьбу, свой жизненный сценарий вы можете на:

1)тренинге ЦЕНТРА «5ДА!» по сказкотерапии «Исполнение желаний!»

Продолжение о жизненных сценариях читайте в психологических статьях «Мифы в основе судьбы» и «Рождение сценария».

При перепечатке статей психолога Марины Морозовой активная ссылка на этот сайт и имя автора обязательна.

Любимая сказка, как жизненный сценарий

Кроме диалоговой модели психотерапии я владею методом песочной терапии. Считаю его очень эффективным.

Напомню (или расскажу для тех, кто не знаком с песочной терапией), что это такое. С помощью фигурок в специальном голубом ящике с песком, символизирующем мир, клиенту предлагают поставить свою жизненную ситуацию. А потом поменять деструктивную модель на ресурсную. Любимая сказка человека часто является его жизненным сценарием.

В песочнице так же можно создать композицию своей сказки.. Поделюсь немного о том каким был мой сценарий.

Моей любимой сказкой была сказка о Золушке. Интересно было наблюдать за своими осознаниями уже даже в момент поиска фигурок. Выбирая, героев на роль отца и мачехи Золушки, я как-то сразу поняла, что отношения между ними складывались в духе садо-мазо. Таким же образом, скорее всего, складывались отношения отца и с родной матерью Золушки. От чего-то ведь она смертельно заболела и умерла. Вторая жена отца была грубой, требовательной. Разве он этого не видел? Видел, но взгляд на мир через призму садомазохистских отношений распознавал этот образ как правильный. Может быть, в этот раз не выдержало такой «любви» здоровье отца и он умер сам.

Золушка осталась жить в Своем! доме. Мало понимая в вопросах права собственности недвижимости и очень серьезно зависнув в садомазохистском сценарии, она согласилась жить на чердаке и выполнять всю грязную работу, приняла роль жертвы, как будто так и должно быть.

Когда Золушка встретила принца, она и вовсе ушла из своего дома — не стала претендовать на то, что принадлежало ей. А куда она ушла жить вместе с принцем? В моей песочнице это было «на пляж под пальму». Символически это значит, что и у принца своего ничего не было. Замок, королевство, власть принадлежат Королю, а принц еще пока только подает надежды на самореализацию. Такая ситуация сама по себе вполне приемлема, но требует развития, которого в сценарии сказки нет. Такой «принц» может всю жизнь прожить, мечтая о серьезной карьере и оставаясь в душе подростком, он «принц» навсегда.. Кстати, Король был тоже одинок, и это он устроил бал, но Золушка не обратила на него внимания. Все это сильно напоминало и мою историю отношений.

Как только я брала в руки фигурки, я многое о них сразу понимала и ставила что-то другое, потом снова меняла, потому что, каждая новая ситуация устраивала меня лишь на первый взгляд. Работа уже ушла далеко от сценария сказки, и по сути, я ставила свою жизненную ситуацию. Помню как выставила какие-то фигурки и назвала их «гадость в моей жизни», окружила заборчиком, сидела смотрела и долго не могла понять, что это такое или кто они такие. А потом меня осенило — все это были люди, которые что-то от меня хотели или даже требовали. По одному я убрала их из своей песочницы, из своего мира. Не поняла только об одной фигурке-девочке.. Но ее тоже убрала. И у моей Золушки свалилась гора с плеч.

Помню, в конце я прям на сеансе сшила моей героине красивое пальто и платье, сделала ей прическу, одела, поставила в центре. Из фигурок остались только любимые увлечения и люди, готовые уважать, по-настоящему любить друг друга.
В течении следующей недели поле сработало так, что мне стали все звонить и чего-то от меня хотеть. Многим, даже близким людям, пришлось отказать, чтобы не нанести ущерб себе. Мне было немного не по себе, но чувствовала я себя лучше, чем если бы согласилась.

В конце недели позвонила одна дальняя знакомая и попросила в странной требовательной форме одолжить ей крупную сумму, потому что она сильно потратилась на шоппинг и теперь у нее не осталось денег.. Я очень удивилась и отказала.. В тот момент все окончательно сложилось вместе — стало понятно, что это была за фигурка-девочка.

С этой работы прошло уже несколько лет.. Точно могу сказать, что в жизни стало больше ясности и легкости.

А какая у Вас была любимая сказка в детстве? Как вы считаете, что сегодня в вашей жизни есть похожего на ту самую сказку?

Светские беседы

Сказка как сценарий жизни

О ПРЕВРАЩЕНИИ СЮЖЕТА ЛЮБИМОЙ СКАЗКИ В СЦЕНАРИЙ ЖИЗНИ, БЕСЕДУЮТ КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ЕЛЕНА КЛЕПЦОВА И КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ЕЛЕНА РЕНДАКОВА

145 недель книга Клариссы Эстес «Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях» признавалась газетой «Нью-Йорк таймс» бестселлером.

В своей книге, адресованной прежде всего женщинам, доктор философии, практикующий психаналитик-юнгианец Кларисса Пинкола Эстес обращается к такому пласту вневременной культуры, как сказки, предания, легенды. Анализируя их сюжеты, Кларисса Эстес выделяет целый ряд типов женского поведения и архетипов женских образов.

Читайте так же:  Желания должны исполняться!

В то же время, исследования Эстес в отношении устоявшихся моделей поведения и типов личности применимы не только к женщинам, но и к мужчинам, а в результате мы можем говорить о сказке как о проверенном временем опыте наших предков, дошедшем до нас сквозь многие века.

Однако этот опыт не только открыто и предельно доступно информирует нас, предостерегает от опасности, но и сам подспудно формирует в читателе, слушателе с детского возраста те или иные жизненные установки и модели поведения, ложась в основу сценариев жизни.

О пользе и вреде таких сказок-сценариев рассуждают кандидат психологических наук Елена Клепцова и кандидат педагогических наук Елена Рендакова.

Антон Касков: Елена Михайловна, Елена Юрьевна, на дворе, как говорится, XXI век, однако мы с вами ведем беседу именно о сказке, как о сценарии жизни. Насколько это актуально с точки зрения современной педагогики и психологии?

Елена Рендакова: Я считаю, что сказка – великая, вещь, ее фундаментальность ни в нашем веке, ни, думаю, в последующие века не будет поколеблена. В сказке в мифологической форме заложены идеи добра и зла, счастья и несчастья, отношения к другим людям. Мне кажется, что ограничивать сказку сферой детской литературы не совсем правильно: многие сказки изначально написаны не для детей. Ведь не только ребенку, но и взрослому они могут открыть какие-то новые, интересные, неожиданные взгляды на жизнь. Для меня, например, самыми великими сказками остаются «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Неслучайно жанр сказки, став авторским, остается одним из самых востребованных в современной литературе.

Я соглашусь с тем утверждением, что сказка может определять жизненный путь человека не только в его детстве. Что же касается непосредственно педагогики, то вообще, происходящее с нами в детстве во многом определяет нашу дальнейшую жизнь.

Вот у того же Эрика Берна в книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» говорится, что в течение первых шести лет жизни, а то и трех, ребенок бессознательно пишет свой жизненный сценарий. Речь идет о так называемой теории импринтинга – запечатления. Ребенок впитывает в себя различную информацию, как губка. И то, что он впитает, то в нем и останется. Есть даже такая шутка, мол, образование – это то, что остается, когда всё остальное забывается.

Елена Клепцова: Здесь следует уточнить, что образованию сценария жизни может способствовать не только сказка, но и любое другое произведение: любимый рассказ, стихотворение, фильм, просто любимый сюжет…

Дело в том, что сказка – это, как правило, произведение, проверенное временем, впитавшее в себя опыт многих поколений.

Во многом ценность сказки состоит и в том, что в ней фигурируют архетипические образы и архетипические сюжеты, которые, собственно, и проецируются на жизнь человека. Я имею в виду в большей степени волшебные сказки, чем, скажем, сатирико-бытовые. Ну, например, архетипы Емели из сказки «По щучьему веленью» или спящей красавицы из одноименной сказки, архетипические отношения мачехи и падчерицы, спасительницы или спасателя, красавицы (красавца) и хищника (чудовища), женского или мужского коварства, разборчивых невесты или жениха, ожидающих пробуждения, отшельниц или отшельников и многие другие…

Елена Рендакова: Продолжая тему о сценарии, хочется отметить, что практика показывает преемственность интереса к какому-либо сказочному сюжету, ведь родители читают детям то, что сами любят.

Елена Клепцова: Очень верное замечание. Здесь мы выходим вот на какую проблему. Взрослый человек, когда он рассказывает или, точнее, передает свою любимую сказку ребенку, вкладывает в нее, помимо существующего, еще и свое содержание, свою интерпретацию, свои мысли, чувства, взрослые ощущения реальности или детские неотреагированные эмоции, например, радости, страха, гнева.

Разумеется, ребенок начинает смотреть на этот сказочный сюжет глазами родителя, и впоследствии видит ее и чувствует так, как его этому научили. Таким образом, мы можем говорить о комплексах, передающихся из поколения в поколение. Например, комплекс Красной Шапочки.

В основе архетипического сюжета лежит случай, когда девушка или молодой человек встречается с хищником, которого еще не может распознать в силу своей неопытности. В жизни под хищником следует понимать, разумеется, не волка, а, чаще всего, коварного обольстителя или обольстительницу или сурового начальника – любого значимого человека, дающего важный опыт.

У сказочной Красной Шапочки мы можем отметить наличие ярко выраженного инфантилизма. Во-первых, ее предупреждают о наличии в лесу опасности, во-вторых, ну, какая девочка даже под бабушкиным чепчиком не сможет разглядеть волка? А теперь давайте посмотрим на действия ее матери. Она отправляет дочку к бабушке, зная, что по дороге ее может съесть волк. Если рассматривать это как единичный случай, то мы видим определенную степень отделения матери от дочери, когда последняя должна сама пройти ситуацию встречи с волком или принцем – уж как повезет. Налицо определенный акт инициации, позволяющий девушке стать женщиной – зрелым, мудрым человеком. Но когда в жизни такое поведение, которое допускает мать Красной Шапочки, становится системой, то мы можем говорить о комплексе Красной Шапочки у взрослого человека, который так и не изжил из своего поведения инфантилизм, безалаберность. В тоже время, встреча с хищником, а затем победа над собой в итоге, дает героине победу над собственной наивностью и незрелостью, превращение в того, кто проходит боевое крещение, умеет постоять за себя, тонко чувствовать человеческую природу, распознавать зверя и уметь себя с ним вести, это важный урок, умножающий силу женщины или мужчины.

Елена Рендакова: Хочется отметить, что процесс влияния родителей на детей через литературу, имеет и обратную направленность. Когда дети начинают что-то читать, чем-то интересоваться, это влияет и на родителей. Воспитание – процесс взаимный. В утрированно-юмористической форме эта мысль нашла отражение в трактате Леонида Каганова, юмориста, телеведущего и писателя, «Воспитание родителят: краткое пособие для детей от 5 до 105 лет».

[2]

И действительно, когда ребенок начинает чем-то интересоваться, то нормальный, думающий родитель тоже начинает этим интересоваться, а это вполне способно внести новые сюжеты в его взрослую жизнь.

Антон Касков: И новый жизненный сценарий?

Елена Клепцова: Конечно. Будучи взрослыми, мы читаем сказку уже осознанно, можем ее по-новому осмыслить, и даже написать сценарии своих сказок. В моей практике много таких сценариев. Это замечательно, когда ты сам выступаешь в роли автора своих жизненных историй.

Антон Касков: А Вы сами пишете сказки?

Елена Клепцова: Пишу. Я использую их в своей практике для психотерапевтических целей.

Елена Рендакова: И я пишу. Причем научилась этому у известного сказочника. Однажды я прочитала книгу Джанни Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй», в которой он объясняет детям, как придумывать сказки или сказочные истории. Я обратила внимание на то, что в сказках самого Джанни Родари его собственные рецепты отлично действуют.

Читайте так же:  Бесплатная психологическая помощь

Мною написана книжка «Уроки развития творческого воображения», в ней есть глава, которая называется «Вслед за Джанни Родари», и там я даю свои приемы придумывания сказок.

И мы с ребятами на занятиях успешно писали сказки, используя и приемы Джанни Родари, и мои приемы, и даже те, которые придумывали сами ребята.

Антон Касков: Должен ли взрослый проявлять осторожность при выборе сказки для ребенка?

Елена Рендакова: Думаю, что сами по себе сказки опасности не несут. При чтении сказок не только прививается любовь к литературе, желание познавать жизнь, но и умение всматриваться, вдумываться в жизненные явления. Другое дело – интерпретация взрослого, то о чем было сказано немного раньше.

Единственная опасность, на мой взгляд, заключается в том, что ребенок, чрезмерно погруженный в определенную атмосферу, окажется ею пресыщен. У него потом не только сказки, а и вся литература вместе самим чтением будет вызывать разве что отвращение. О каком жизненном сценарии после этого можно будет вести речь?

Елена Клепцова: При выборе сказок для детей важно помнить, для кого мы выбираем сказку. Сказки могут быть мужскими и женскими в зависимости от роли основного действующего персонажа. Мальчикам интересны сказки о принцах, героях – о победителях вообще. Девочек заинтересуют сказки о принцессах, царевнах, женских персонажах, потому что девочка хочет быть избранной. Причем важна активность или пассивность главных героев.

Есть и такие сказки, которые могут восприниматься и в качестве мужских, и в качестве женских, например, «Царевна-лягушка», в зависимости от того, с чьей точки зрения ее воспринимать.

Вообще, сказки, в которых мужчина и женщина выступают в роли возлюбленных, наиболее интересны, они наиболее благоприятны для развития жизненного сценария. Такие сказки просто необходимы для становления и мужчины, и женщины.

Антон Касков: А это опасно, когда любимой сказкой мужчины становится женская сказка и наоборот?

Елена Клепцова: Это не опасно. В жизни мужчины, например, бывают периоды, когда женское начало начинает доминировать, – периоды кризиса, периоды переоценки ценностей, периоды, когда он начинает ощущать себя выше половой принадлежности – этакой единицей биокосма. Бывают периоды в жизни человека, когда женское и мужское начало уравновешены.

Антон Касков: А какие у вас в детстве были любимые сказки и как они повлияли на ваш жизненный сценарий?

Елена Рендакова: Мне, помню, уже в детстве нравились авторские сказки, особенно «Три толстяка» и еще «Чиполлино», но как они повлияли на мой жизненный сценарий, я не знаю. Я, конечно, подумала об этом на досуге, но так, навскидку, не смогла соотнести сюжеты этих сказок с явлениями моей собственной жизни. Видимо, этот сценарий незаметно поменялся.

Елена Клепцова: Мне нравилась сказка, где главный герой должен был на коне скакнуть так, чтобы поцеловать руку сидящей в высоком тереме царевны и снять с нее перстень.

Конечно, бытие определяет сознание, но не стоит забывать, что и сознание, в свою очередь, определяет бытие. И в наших силах добиться того, чтобы нашей жизнью управляли сюжеты, нужные нам. А сказки были и останутся одной из ценнейших составляющих русской культуры, одной из важнейших составляющих мировой литературы, и они достойны того, чтобы мы знали и любили их независимо от наших личных жизненных установок и сценариев.

Любимая сказка детства — или жизненный сценарий.

Любимая сказка детства – или жизненный сценарий.

Сегодня поговорим о сказках. Да, да, о них. О сказках, на которых выросла добрая половина человечества прошлого века. Если Вам от двадцати пяти, то пожалуйте к нам.

Сказки, которые читали нам в детстве. Наступает вечер, и перед сном любящая мама или бабушка берёт в руки книгу и погружает нас в неизвестный, сказочный мир! И тут у каждого ребёнка есть возможность побывать Золушкой на балу, а также Спящей красавицей и спасти чудовище, или попутешествовать вместе с Нильсом.

А у вас была любимая сказка? И если да, то какая она? Вы никогда не задумывались о том, что мы проживаем сценарий из сказки? Тот, у кого была любимая сказка «Красавица и чудовище». Либо « Аленьки цветочек. По итогу, иногда в жизни находит себе то «чудовище» в качестве пьяницы, или тирана, который бьёт, и проживает с ним жизнь, в надежде, что может быть однажды, это чудовище превратится в «принца».

А тот, у кого любимой сказкой была «Золушка»? Не находит своё сходство с главным персонажем, когда каждый день намывает кастрюли, убирает за домочадцами, и также мечтает о баллах и принце. Всегда находится «мачеха», в качестве свекрови, начальницы, или ещё кого-нибудь. И трепетная душа ждёт, когда же увидят в ней ту принцессу, и оценят её по достоинству!

Наша пресловутая Красная Шапочка! Это те девочки, которые так и не выросли, живут рядом с мамой, несут так сказать свои обязательства. То отнести бабушке пирожки. А волк! Волк (ассоциация с мужчиной )– это ужасно! Он однозначно съест! Лучше жить женской коммуной. Мама, бабушка, дочь. И никаких волков! Только охотники, надо полагать в нашем мире это сантехники, и все и еже с ними следующие, могут иногда приходить на помощь.

По тому, какая была любимая сказка в детстве, можно «диагностировать» человека. Ну а если ему в принципе не читали сказок? Но знаменитого Колобка всё же знают все! Вот и катаются такие люди по жизни и от бабушки, и от дедушки, от волка..( этот супер герой иногда катается от одной зазнобы, к другой, сам не зная вообще, чего хочет от жизни)

Что же делать? Неужели не читать сказок? Нет, обязательно читать! В них много скрытых посылов! Только обязательно обсуждать с ребёнком. И спрашивать, а как бы он поступил на месте главного героя? Что сделал главный герой, чтобы в его сказке случился счастливый конец? Золушка – убирала, но не роптала, а получала от своего занятия удовольствие. Кто ей помог попасть на балл, чтобы встретить там принца? Фея. А в нашей жизни кто может быть феей? Может быть это наши цели, которые мы можем ставить и стремиться к ним. Наши мысли? Нечто такое абстрактное, но обязательно зависящее только от нас.

И в чудовище замечательно рассмотреть ранимую душу. Но задавать по горячим следам вопросы: «А как ты считаешь, если бы чудовище всё же иногда проявлял агрессию. Красавица бы стала с ним жить?». Надо научить рассуждать ребёнка и делать выводы для себя. А не просто сидеть и ждать принца.

А что же делать уже нам, взрослым, у которых в детстве была любимая сказка? Уже с высоты «мудрости» осознать, принять, то, что происходит, так сказать проглотить и переварить. И начать менять сценарий!

На эти рассуждения меня натолкнула моя преподаватель. И я стала интересоваться у своих клиентов, а какая у них любимая сказка? И много действительно сходится. А если же у кого-то идёт другой жизненный сценарий, чем в любимой сказке, ну что же, очень рада за Вас! Всё равно этим размышлением есть место быть.

Читайте так же:  Стратегии психопата или мягко стелет да жестко спать

Тренинг «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

«МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Как это происходит?

Авторский метод Надежды Ясинской: заполняем специальную таблицу и анализируем её.

Зачем?

— понять, какую СКАЗКУ напоминает сейчас твоя собственная жизнь;

— понимание того, что «блокирует» на пути к целям или в отношениях с людьми;

— осмысление своих жизненных задач, своей дороги, своих попутчиков на ней;

— осознание своего потенциала, возможностей и ценности собственной жизни.

Результаты

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Практическое понимание ответа на вопросы: «Куда я иду сейчас в своей Жизни? С кем я? К кому я приду? К чему я приду в итоге?»

Группа — это от 3-х человек (приходите сами и берите двух подруг или коллег).

Жизнь каждого из нас – это своя СКАЗКА, в которой, как и в любой сказке, существуют родители (царь и царица), задачи (добудь жар-птицу), препятствия (не тронь золотую уздечку), дороги (пойди туда – не знаю куда) и, конечно же, помощники (Серый Волк, Конек-горбунок).

Понять, какую СКАЗКУ напоминает сейчас твоя собственная жизнь – очень увлекательное и полезное занятие, оно развивает самопонимание, самосознание, умение понимать окружающий мир и людей.

«Вспоминание» сказочного мироощуще­ния — сказки, которую в детстве читала мама, или сказочного фильма, который очень нравился когда-то в школьно-подростковом возрасте — очень приятный и по-доброму волнующий эмоциональный момент, который является «дверью» к нашему личностному росту, к внутренним ресурсам. Погружаясь в сказку, человек позволяет себе высвободить творческую энергию воображения, что помогает немного иначе осмыслить события своей жизни, открыть новые возможности для творческого, конструктивного изменения реальной ситуации.

Буквально расшифровка слова «сказкотерапия» — лечение сказками. Сказки можно использовать как в индивидуальном консультировании, так и в групповой работе.

Ведущими идеями сказкотерапии являются:

  • осознание своего потенциала, возможностей и ценности собственной жизни;
  • понимание причинно-следственных связей, событий и поступков;
  • осмысление своих жизненных задач, своей дороги, своих попутчиков на ней;
  • внутреннее ощущение силы и гармонии.

[1]

Психотерапевтические функции сказок:

  • Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории человека и дополняет ее общечело­веческой информацией;
  • Сказка позволяет актуализировать вытесняемые человеком моменты личной истории;
  • Сказка отображает внутренний конфликт человека и дает возможность размышлять над ним;
  • Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение;
  • Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных ситуаций;
  • Сказка формирует веру в позитивное разрешение проблемы.

Интересные статьи по теме:

Любимая сказка и жизненный сценарий

Есть у вас любимая детская сказка?
А была ли в детстве?
И о чем она, эта сказка?

Я в детстве любила надрывно-депрессивного Андерсена с терновыми венцами героев его историй.
Они сплошь подвергались несправедливости и немилостям превратной судьбы.
Все сказки Андерсена, которые я знаю, наводнены самоотверженными жертвами жестоких обстоятельств и собственного благородного сердца.

Одну сказку я любила больше других.
Про дочь Морского Царя, добровольно расставшуюся со своим рыбьим хвостом, а вместе с ним и с сытой и благополучной жизнью подводной дивы.
И не просто расставшуюся, а выкупившую свою новую жизнь потерей прелестного голоса и адской болью в ногах при каждом шаге.

Ах, да.
Еще она рассталась с бессмертием, которое уготовано русалкам, но не суждено людям.

Ох, как мне не жаль сейчас эту коварную девицу.
Впрочем, и Принц у меня вызывает не больше симпатии.
Но его история – счастливая, спасение – чудесное, а неведение – простодушное до безответственности.

А может быть, Русалочка имела право ожидать взаимность, потому что спасла Принцу жизнь при их самой первой встрече и вообще принесла кучу жертвенных даров к ногам возлюбленного?

Возможно, если считать, что любовь можно заслужить.
(«Будь примерной девочкой, старайся еще больше – и тогда тебя непременно полюбят»).

Но любовь нельзя заслужить.
Она просто случается.
Или нет.
И этому нельзя помочь.

Техника работы с жизненным сценарием «Любимый герой из сказки»

Всем нам в детстве читали сказки, интересные, с картинками. Некоторые из них мы просили родителей перечитывать десятки раз, героям – подражали. Иногда одна сказка (или герой) выделялась для нас на фоне всех остальных. А ведь не просто так.

Мышление ребенка отличается от мышления взрослого. Что взрослому кажется в сказке глупым, выдуманным, нелогичным, ребенок принимает все за правду. И переживает за героев по-настоящему, верит в эти волшебные истории…

Как правило, сказки в детстве читаются ребенку значимыми для него людьми. Мамой, папой, дедушками, бабушками. И то, что происходит в сказках, становится в последствие для него фундаментом для формирования психики. Но не только. Она может сформировать его мировоззрение и его жизненный сценарий, который он сможет пронести через всю жизнь. Безусловно, его жизненный сценарий зависит не только от этого.

Как родитель выбирает сказку для ребенка? Он может проецировать свои чувства и эмоции на главного героя (или героев), он может, читая сказку, вспоминать свое детство и таким образом, «его» сказка, становится сказкой для его ребенка.

Э.Берн, автор уникальной книги «Игры, в которые играют люди», выделяет особый период в жизни ребенка (от 6 до 10 лет), где ребенок активно стремится к познанию, выявляет сценарии поведения, примеряет их на себя, запоминает их. И делает он это через сюжеты сказок, применяя на себя разные роли героев.

Техника «Любимый герой из сказки»

  1. Вспомните свою любимую сказку или любимого героя в этой сказке.
  2. Чем вас привлекает этот персонаж?
  3. В чем заключается смысл жизни этого героя и каково его предназначение?
  4. Какие у него цели в этой сказке, задачи?
  5. Какие испытания он должен пройти и ради чего?
  6. Есть ли у него семья, дети?
  7. Есть ли у него враги, друзья, что они делают в его жизни?

Ответив на эти вопросы, можно провести аналогию между этим персонажем и вашей жизнью.

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Как изменить свою жизнь к лучшему и стать счастливым человеком

Жизненные сценарии: от сказки к реальности

Опубликовал Валерия Алексеева

Судя по количеству просмотров, прошлая статья, в которой я рассказала историю реального человека и показала пример работы его жизненного сценария, оказалась весьма популярной. А раз так, то я решила продолжить развивать эту тему, тем более, что она является одной из моих любимых. В результате моей любви к работе со сценариями и сказкотерапии у меня даже родился отдельный вид консультаций – экспресс-анализ жизненного сценария. На таких консультациях мы изучаем жизненные сценарии с помощью сказок.
Читайте так же:  Секреты влияния произнесенного слова на нашу жизнь

Связь сказки и жизненного сценария

Рассказывая сказку, каждый человек рассказывает свой уникальный, неповторимый, ни на что не похожий жизненный сценарий. Это может показаться удивительным, но это, действительно, так. За время работы с анализом сценариев посредством сказки я услышала множество версий всем известных сказок. Надо отметить, что на экспресс-консультации (в силу того, что она именно экспресс, то есть быстрая, но при этом весьма информативная) я задаю клиентам одинаковые вопросы, а вот ответы у всех совершенно разные.

Так, я уже слышала порядка 8 разных вариантов сказки «Золушка». Казалось бы, мы все в детстве читали эту сказку, и каждая женщина прекрасно знает о чём эта сказка. Да и мужчины тоже, наверняка, с легкостью вспомнят её содержание. Но вот на одни и те же вопросы об этой сказке каждая из клиенток (мужчин, которые выбрали бы эту сказку, в моей практике пока не было) отвечала совершенно по-своему. Это уникальные ответы, которые отражают совершенно неповторимый жизненный сценарий. Единственное, что «роднит» почти всех, выбравших данную сказку, – это сложности в отношениях с мамой. Но именно почти, поскольку иногда эта сказка предстает в совершенно удивительном свете!

И это касается любой сказки, выбранной клиентом. Каждая из них неповторима, и в ней всегда четко прослеживается его жизненный сценарий. Тот самый, уникальный, присущий только ему.

От сказки к реальности

Однако, несмотря на всё разнообразие и неповторимость жизненных сценариев, у них есть определенные общие моменты, что позволяет эффективно работать со сценариями, осуществлять их коррекцию и благополучно выходить из неэффективного сценарного поведения. Так, известно, что существует всего 12 основных деструктивных родительских предписаний, 5 запрещающих правил о поглаживаниях, 6 сценарных паттернов, 5 драйверов, 4 базовых жизненных позиции.

Безусловно, существуют и другие факторы, которые влияют на формирование сценария нашей жизни, а также множество вариантов сочетания предписаний, паттернов, драйверов, жизненных позиций и правил о поглаживаниях, именно поэтому с помощью сказки или иного метода диагностики всегда выявляется совершенно уникальный жизненный сценарий.

И знаете что интересно? Когда проводишь диагностику у одного и того же человека разными методами, то сценарий всё равно не меняется. Меняются слова, описание, контекст, но сценарий при этом оказывается неизменным: те же стратегии поведения, те же мотивы, те же желания, конфликты и т.д. Это удивительно – насколько глубоко в каждом из нас «сидит» сценарий!

[3]

И, что лично для меня очень важно, эти сценарии можно изменять! Кому-то на это нужно чуть больше времени, кому-то – чуть меньше, но если есть желание и мотивация, то совершенно точно любой сценарий можно изменить. А вместе с ним и всю свою жизнь! Ещё меня очень радует, что на сегодняшний день в распоряжении психологов есть великолепные инструменты, которые позволяют получать прекрасные результаты за непродолжительное время, вести работу на глубоком уровне, при этом очень экологично и с минимальным сопротивлением, что также значительно ускоряет процесс, поскольку на преодоление сопротивления порой тратится очень много времени. И конечно же, литература по работе со сценариями не является тайной за семью печатями. При желании каждый может найти, прочитать и решить, что ему делать с полученной информацией.

Как видите, путей создания перемен в своей жизни у каждого человека есть немало. А уж какой из них выбирать – каждый решает сам. Главное, что они, эти пути, всегда есть!

Любимая сказка и жизненный сценарий

От автора: То, как с нами обращались в детстве, часто определят, какие сказки мы любили (или любим до сих пор).
Размышления о любимой сказке могут натолкнуть на суть нашего жизненного сценария.
Этакого повторяющегося лейтмотива отношения к себе и другим, похожий на бег-по-кругу.

И, да, она же — любая детская сказка — может подсказать выход из этого круга.

Размышляю на примере своей любимой сказки «Русалочка»
(кстати, рекомендованной школьной программой к прочтению третьеклассниками, т. е. для детей 9-10 лет)

Есть у вас любимая детская сказка?
А была ли в детстве?
И о чем она, эта сказка?

Я в детстве любила надрывно-депрессивного Андерсена с терновыми венцами героев его историй.
Они сплошь подвергались несправедливости и немилостям превратной судьбы.
Все сказки Андерсена, которые я знаю, наводнены самоотверженными жертвами жестоких обстоятельств и собственного благородного сердца.

Одну сказку я любила больше других.
Про дочь Морского Царя, добровольно расставшуюся со своим рыбьим хвостом, а вместе с ним и с сытой и благополучной жизнью подводной дивы.
И не просто расставшуюся, а выкупившую свою новую жизнь потерей прелестного голоса и адской болью в ногах при каждом шаге.

Ах, да.
Еще она рассталась с бессмертием, которое уготовано русалкам, но не суждено людям.

Ох, как мне не жаль сейчас эту коварную девицу.
Впрочем, и Принц у меня вызывает не больше симпатии.
Но его история – счастливая, спасение – чудесное, а неведение – простодушное до безответственности.

А может быть, Русалочка имела право ожидать взаимность, потому что спасла Принцу жизнь при их самой первой встрече и вообще принесла кучу жертвенных даров к ногам возлюбленного?

Возможно, если считать, что любовь можно заслужить.
(«Будь примерной девочкой, старайся еще больше – и тогда тебя непременно полюбят»).

Но любовь нельзя заслужить.
Она просто случается.
Или нет.
И этому нельзя помочь.

Любимая сказка детства — или жизненный сценарий.

Любимая сказка детства – или жизненный сценарий.

Сегодня поговорим о сказках. Да, да, о них. О сказках, на которых выросла добрая половина человечества прошлого века. Если Вам от двадцати пяти, то пожалуйте к нам.

Сказки, которые читали нам в детстве. Наступает вечер, и перед сном любящая мама или бабушка берёт в руки книгу и погружает нас в неизвестный, сказочный мир! И тут у каждого ребёнка есть возможность побывать Золушкой на балу, а также Спящей красавицей и спасти чудовище, или попутешествовать вместе с Нильсом.

А у вас была любимая сказка? И если да, то какая она? Вы никогда не задумывались о том, что мы проживаем сценарий из сказки? Тот, у кого была любимая сказка «Красавица и чудовище». Либо « Аленьки цветочек. По итогу, иногда в жизни находит себе то «чудовище» в качестве пьяницы, или тирана, который бьёт, и проживает с ним жизнь, в надежде, что может быть однажды, это чудовище превратится в «принца».

А тот, у кого любимой сказкой была «Золушка»? Не находит своё сходство с главным персонажем, когда каждый день намывает кастрюли, убирает за домочадцами, и также мечтает о баллах и принце. Всегда находится «мачеха», в качестве свекрови, начальницы, или ещё кого-нибудь. И трепетная душа ждёт, когда же увидят в ней ту принцессу, и оценят её по достоинству!

Наша пресловутая Красная Шапочка! Это те девочки, которые так и не выросли, живут рядом с мамой, несут так сказать свои обязательства. То отнести бабушке пирожки. А волк! Волк (ассоциация с мужчиной )– это ужасно! Он однозначно съест! Лучше жить женской коммуной. Мама, бабушка, дочь. И никаких волков! Только охотники, надо полагать в нашем мире это сантехники, и все и еже с ними следующие, могут иногда приходить на помощь.

Читайте так же:  Гипноз и прошлые жизни – правда или вымысел

По тому, какая была любимая сказка в детстве, можно «диагностировать» человека. Ну а если ему в принципе не читали сказок? Но знаменитого Колобка всё же знают все! Вот и катаются такие люди по жизни и от бабушки, и от дедушки, от волка..( этот супер герой иногда катается от одной зазнобы, к другой, сам не зная вообще, чего хочет от жизни)

Что же делать? Неужели не читать сказок? Нет, обязательно читать! В них много скрытых посылов! Только обязательно обсуждать с ребёнком. И спрашивать, а как бы он поступил на месте главного героя? Что сделал главный герой, чтобы в его сказке случился счастливый конец? Золушка – убирала, но не роптала, а получала от своего занятия удовольствие. Кто ей помог попасть на балл, чтобы встретить там принца? Фея. А в нашей жизни кто может быть феей? Может быть это наши цели, которые мы можем ставить и стремиться к ним. Наши мысли? Нечто такое абстрактное, но обязательно зависящее только от нас.

И в чудовище замечательно рассмотреть ранимую душу. Но задавать по горячим следам вопросы: «А как ты считаешь, если бы чудовище всё же иногда проявлял агрессию. Красавица бы стала с ним жить?». Надо научить рассуждать ребёнка и делать выводы для себя. А не просто сидеть и ждать принца.

А что же делать уже нам, взрослым, у которых в детстве была любимая сказка? Уже с высоты «мудрости» осознать, принять, то, что происходит, так сказать проглотить и переварить. И начать менять сценарий!

На эти рассуждения меня натолкнула моя преподаватель. И я стала интересоваться у своих клиентов, а какая у них любимая сказка? И много действительно сходится. А если же у кого-то идёт другой жизненный сценарий, чем в любимой сказке, ну что же, очень рада за Вас! Всё равно этим размышлением есть место быть.

Новое в блогах

Любимая сказка — сценарий жизни

Любимая сказка – сценарий жизни.

Успешная бизнес-психолог Марина Мелия отметила по своей обширной практике, что судьба человека неразрывно связана с его любимой с детства сказкой (её книга «Бизнес-это психология»). А наиболее известные народные сказки определяют судьбу и менталитет этого народа.

Проверил на себе. Читать научился рано, с 5-ти лет. Вначале изучал буквы по кубикам с рисунками, затем стал читать вывески магазинов, а затем принялся сам читать сказки. Очень мне понравился толстенный сборник «Сказки народов Востока» — индийские, вьетнамские, китайские, японские, корейские, бирманские, индонезийские. Особенно запомнилась и полюбилась корейская «Колокол», каждый раз, как её вспоминаю и рассказываю, так голос дрожит :

Было это в давние времена в Стране утренней свежести, царстве Корё.

Поручил царь лучшему кузнецу-литейщику отлить набатный колокол, да такой, чтобы слышен его голос был во всех уголках страны, чтобы поднимал народ на отражение агрессии врагов.

Сложное это оказалось задание. Рассчитал литейщик нужные размеры – большой и тяжёлый колокол получался.

Выкопал яму, сделал форму, растопил печь. Заложил медь, олово, нужные добавки. Вылил в форму. Вытащил колокол, попробовал звук – не понравился, низкий, глухой. Рассчитал новую шихту, вновь расплавил, вылил – треснул колокол. И так повторилось десяток раз. Совсем расстроился литейщик. Если он, лучший, не сможет, то и никто не сможет.

А помогала мастеру во всём его единственная дочь. С детства приобщилась к огненному мастерству. И отправил её отец за советом к даосскому мудрецу. Ведь все знают, у даосов на всё есть ответы, для них не бывает безвыходных положений.

Жил мудрец далеко, высоко в горах в уединённом монастыре. Рассказала ему всё девушка. Подумал, подумал старик и ответил – «За знатное, ответственное дело вы с отцом взялись. Чтобы всё получилось, нужно к жару металла добавить жар своей души и сердца». Поклонился и ушёл.

Даосы всегда говорят загадками, но умный поймёт.

Вернулась дочь и рассказывает отцу: «Мудрец раскрыл мне секрет плавки.

Разводи огонь, закладывай шихту, а как металл расплавится, позови меня. Я раскрою секрет. Добавлю в ковш необходимый компонент. Но только уговор, чтобы не случилось, ты обязан тут же завершить начатое». Поклонилась отцу и пошла у речки посидеть, да на воду поглядеть.

Как всё было готово, кликнул отец любимую дочь. Она идёт, глаза горят и аж вся светится загадочной улыбкой. Поцеловала отца, встала на край ковша с расплавленной бронзой, что-то пошептала, посмотрела на небо и …

прыгнула в ковш. Только облачко пара к небесам взметнулось.

Вскрикнул отец, но дочь не вернуть. Отлил, зато, знатный колокол – голос звонкий, как у его дочери. Повесил его с помощью односельчан на высокую дубовую перекладину.

И тут к нему скачет царский гонец, говорит – поднимай народ на битву, напал на нас северный сосед, несметные полчища перешли границу.

Начал кузнец бить в колокол, и его голос был услышан отовсюду. Не только молодые мужчины, но и подростки, женщины и старики пришли на великую битву. А враг испугался такого громкого набата и был обращён в бегство.

Вот и думаю, к чему меня судьба готовит, зачем на свет появился ? Чтобы стать «колоколом», зовущим народ на битву ?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Схожие чувства, как от этой сказки, с детства испытываю, смотря старые любимые фильмы «Чапаев» и «300 спартанцев», а сейчас, от «Последний самурай».

Источники


  1. Дафни, Роуз Кингма Разрыв. Почему заканчиваются отношения и как пережить расставание / Дафни Роуз Кингма. — М.: АСТ, Астрель, 2012. — 192 c.

  2. Анатолий, Некрасов Проектируем счастливую семью. Семьеведение / Некрасов Анатолий. — М.: АСТ, 2012. — 512 c.

  3. Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек / И.В. Вачков. — М.: Ось-89, 2016. — 176 c.
  4. Малин, Сюзи Любовь с первого взгляда / Сюзи Малин. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 176 c.
  5. Винокуров, Борис Нагая. История сексуальных катастроф / Борис Винокуров. — Москва: РГГУ, 2012. — 320 c.
Любимая сказка и жизненный сценарий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here