Любовь и трансактный анализ

Сегодня обсуждаем тему: любовь и трансактный анализ с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Любовь и трансактный анализ

Ведет частный прием: консультирование и психотерапия на основе трансактного анализа.

Выпуск 4. Кто главный?
Автор: Ольга Кривова

Откуда появляется сама идея борьбы за власть и сама идея того, что за власть в семье надо бороться? Опять таки корни идут из детства обоих супругов. Когда дети росли и воспитывались в своих семьях, они видели как мама и папа борются за власть в семье каждый по своему, но при этом никому не приходило в голову, что за власть в семье можно и не бороться, а научиться разделять лидерство.

С точки зрения Трансактного анализа борьба за власть происходит тогда, когда оба супруга играют в так называемые психологические игры.

Выпуск 3. Мы такие разные.
Автор: Ольга Кривова

В этом выпуске рубрики, мы будем говорить о новом этапе развития отношений – этапе дифференциации, когда мы начинаем чувствовать и понимать свою отдельность друг от друга и свою индивидуальность.

В этот период мы «снимаем с пьедестала» нашего партнера, и он неизбежно становится рядом с нами, буквально мы становимся ближе. Теперь вы видим его и себя в реальном свете, и он видит нас настоящих. И это ступенька к новой близости.

Кто-то готов к такой близости и мы будем обсуждать новую дистанцию между партнерами дальше. А кто-то — нет, и тогда отношения заканчиваются. На самом деле вариантов развития отношений столько, сколько и людей, все они различные, но при этом у них есть и общие тенденции.

Выпуск 2. И снова встретиться с собой.
Автор: Ольга Кривова

Когда сближение двух людей было слишком быстрым и интенсивным, то, естественно, наступает следующий этап, на котором нам надо немного разойтись, отдышаться, посмотреть друг на друга по-новому. На этой дистанции накал нежных чувств снижается, и при этом появляются другие, противоположные чувства: от раздражения на своего партнера до тревоги за будущее отношений. И это нормально.

Почему поднимается тревога? Когда мы идем в отношения, то хотим остаться в них вечно и часто мы бессознательно мечтаем о том, что другой станет для нас всем так же, как и мы для него, он сможет внести в нашу жизнь новые цвета, придать ей смысл. Бессознательно мы стремимся вернуться в блаженство самых ранних взаимоотношений – с мамой, раствориться в них и наслаждаться. Мы хотим, чтобы нас любили именно той любовью – безусловной и вечной. И когда наступает охлаждение, нам становиться некомфортно, мы думаем о том, что отношения рушатся.

Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
Автор: Ольга Кривова

Этот вопрос волнует каждого из нас. Мы растеряны. Часто пары задают этот вопрос тогда, когда первые отношения, окрашенные влюбленностью и романтикой, переходят к более спокойным. Людям кажется, что отношения плохо развиваются или испортились, кажется, что любовь прошла. Мы думаем о том, что романтическая любовь — это любовь, а все остальные отношения это не любовь, а обыденность, скука, газеты за завтраком, диван и телевизор…

Любовь и трансактный анализ

Предварительные знания того,
что хочешь сделать,
дают смелость и легкость.

Основные идеи

Словосочетание «трансактный анализ» дословно означает «анализ взаимодействий». В нем заложены две глубокие идеи: 1) мультипликативная природа общения; 2) разделение процесса общения на элементарные составляющие и анализ этих элементов взаимодействия.

Идеи эти, оказавшиеся довольно продуктивными, появились сравнительно недавно — в 60-х годах XX века — в работах американского психотерапевта Эрика Берна.

Три основные позиции

Берн подметил, что в зависимости от ситуации, общаясь, мы принимаем одну из трех позиций, которые он условно назвал Родитель, Взрослый, Дитя. В дальнейшем будем их сокращенно обозначать Р, В, Д. Важно отметить, что никакого отношения к возрасту эти позиции не имеют. Каковы критерии отнесения к одной из позиций?

Родитель — требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит, покровительствует.

Взрослый — рассудительность, работа с информацией.

Дитя — проявления чувств, беспомощности, подчинения.

Примеры

Руководителю сообщили, что необходимо быть на некоем совещании. Идти надо, но не хочется. Первый голос: «Пустая трата времени на этом совещании, а здесь стол от бумаг ломится». Второй голос: «Вообще-то это входит в число обязанностей, да и какой пример подам подчиненным, нарушая порядок». Третий: «Не приду — шеф разозлится, неприятностей не оберешься». И решение: «Ладно, пойду, но возьму с собой работу, сяду подальше, поработаю с бумагами». Первый голос — позиция В, вторая — Р, третий — Д. Решение — это разумный компромисс между этими позициями.

Еще один пример. Одна дама борется со своей полнотой. Сегодня, в день рождения одной из коллег, в комнате появился торт — готовятся отметить это событие. Увидев угощение, дама слышит три внутренних голоса. Первый: «Какой вкусный торт!» Второй: «Здесь верных 500 килокалорий». Третий: «Съешь, подкрепись, все равно уже время обеда». Конечно, это последовательно выступают Дитя, Взрослый, Родитель. В итоге принимается компромиссное решение — съесть маленький кусочек.

Впрочем, компромисс может и не состояться, если одна из позиций ближе к внутреннему состоянию человека. В последнем случае могла одержать чистую победу и позиция Д (А! Один раз живем!), и позиция В (полный отказ от угощения)

Остроумный наш народ к мультипликативной теории пришел на основе своего многотрудного опыта:

Идет мужик мимо пивной. Внутренний голос спрашивает его: «Зайдешь?» Мужчина стиснул зубы и — мимо. Тогда внутренний голос говорит: «Ты как хочешь, а я зайду!»

Понятно, что вопрос задавал Взрослый. Позиция Р проявилась в попытке проигнорировать предложение. Победила позиция Д — желание получить удовольствие.

Что дает трансактный анализ

В любой ситуации в той или иной степени проявляется каждая из трех позиций Р, В, Д. Искусство состоит в том, чтобы правильно определить решающую из них, в соответствии с которой и действует человек. Знание этой позиции позволяет предвидеть поведение собеседника и, следовательно, скрыто управлять им посредством введения его в соответствующую позицию.

Пристройка

Известный российский теоретик театра П. М. Ершов, анализируя взаимодействие актеров на сцене, ввел понятие, оказавшееся очень полезным в психологическом анализе, в том числе и в трансактном (см. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.: Искусство, 1972).

Это понятие — «пристройка». Пристройка сверху осуществляется при проявлении своего превосходства, пристройка снизу — подчинения, пристройка рядом — равного партнерства. К примеру, начальник — подчиненный, старший — младший; у первых естественна пристройка сверху, у вторых — пристройка снизу. У коллег одного возраста и положения ограниченна пристройка рядом. Попытка осуществить пристройку сверху может вызвать возмущение. Оценка действий другого человека — это пристройка сверху. Комплимент, а тем более лесть — пристройка снизу.

Признаки пристроек

Сверху — стремление доминировать; внешне может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения «ты», «сынок», высокомерные или покровительственные интонации, похлопывание по плечу, стремление занять более высокое место, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и многое другое.

Снизу — выглядит как просьба, извинение, оправдание, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы, подавание руки ладонью вверх и т.п.

На равных — отсутствие пристроек сверху или снизу, стремление к сотрудничеству, информационному обмену, соревнованию; характерны повествовательные интонации, вопросы и т.п.

Трансакции

Это понятие является центральным в трансактном анализе.

Трансакцией называется единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций друг друга. Графически это выглядит так каждый партнер по общению изображается в виде набора всех трех его позиций: Р, В, Д (сверху вниз), а трансакция — стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого. Многочисленные примеры этого показаны на приведенных ниже рисунках.

При этом отношение вида Р->Р, В->В, Д->Д, изображаемые горизонтальными стрелками, появляются пристройками рядом (рис. 1-3); отношения Р->В, Р->Д, В->Д — пристройками сверху (рис. 4-6), а В->Р, Д->Р, Д->В — пристройками снизу (рис. 4-6).

Очевидно, указанными девятью типами исчерпываются все возможные типы трансакций. Ниже мы проиллюстрируем все 9 типов трансакций, начав с тех, где осуществляется пристройка рядом.

Замечания о терминах

Создатели новых разделов науки вынуждены для обозначения вводимых ими терминов либо придумывать новые слова, либо брать уже известные, но наделять их (по соглашению) определенным новым смыслом, действующим лишь в контексте данного раздела науки. При этом обиходное значение этого слова может не совпадать с его значением как термина.

Мы вынуждены обратить на это внимание, ибо уже введенные термины Родитель, Взрослый и Дитя (как и названия трансакций, которые будут введены ниже) имеют смысл, не вполне совпадающий с их бытовыми значениями. Указанием на то, в каком смысле (общепринятом или трансактном) употребляется соответствующее слово, будет являться его написание: если оно с прописной буквы, значит это термин, если со строчной — слово понимается в обыденном смысле.

В качестве примера приведем следующий эпизод.

Ребенок, подражая маминой интонации, говорит отцу: «А мама говорила, чтобы ты не оставлял после себя невымытую тарелку!» Сделано замечание, которое говорит, что ребенок занял позицию Родитель, отдавая отцу позицию Дитя: Р->Д.

Трансакция «Демагог»

Один работник — другому: «Эти начальники хорошо устроились: требуют от нас то, что сами не выполняют». Второй: «Да уж, что позволено Юпитеру, не позволено быку».

Поскольку первый осуждает, то он занял позицию Родитель. К собеседнику он осуществляет пристройку рядом: разговор на равных, то есть имеет место трансакция Р->Р. Она называется «Демагог».

Второй собеседник также принимает позицию Родитель и осуществляет трансакцию Р В. Эта трансакция называется «Коллега». Обратная трансакция также имеет вид В Д называется «Шалун». Такое распределение позиций принимается и второй стороной. Осуществляется встречная трансакция Д В. Она называется «Профессор» и изображена на рис. 4 стрелкой сверху вниз.

Данное распределение позиций принимается подчиненным: как человек рассудительный, он признает свой промах (позиция Взрослый) и не оспаривает право руководителя делать ему замечания (пристройка снизу к позиции Родитель). Эта трансакция Р Д. Такая трансакция называется «Босс».

Если собеседник отвечает: «Извините, больше не буду», то он тем самым принимает заданное распределение позиций: отвечает с позиции Дитя, обращаясь к позиции Родитель, то есть осуществляет встречную трансакцию Р В. Она называется «Почемучка».

Собеседник принимает это распределение позиций и осуществляет пристройку Д Р (рассудительное обращение за покровительством, пристройка снизу) и ответная трансакция «Профессор» Р->В (оказание покровительства, пристройка сверху).

Однако представим, что этот сотрудник нравится женщине, а он не проявляет никакой инициативы, и ей приходится самой проявлять ее. Иначе говоря, сказанные ею слова — лишь ширма, за которой стоит любовная игра. То есть ее скрытая позиция задается ее чувствами. А чувства относятся к позиции Дитя. Надеясь на взаимность, женщина скрыто обращается к позиции Дитя сослуживца. Таким образом, скрытая трансакция имеет вид Д->Д, то есть «Шалун» (рис. 14)


Рис. 14

Если сослуживец и сам испытывает чувство симпатии к этой женщине и, соглашаясь проводить ее, порадовался, что сможет остаться с ней наедине, то на трансактной схеме (рис. 14) данного сюжета следует поставить встречную штриховую стрелочку Д

Оставлять комментарии к статьям могут только зарегистрированные пользователи.

Про трансактный анализ (транзакционный анализ, ТА)

АВТОР: МАРИЯ САВИНА

Эриком Берном.

Говоря о рождении и развитии психотерапии, часто упоминают родоначальника психоанализа Зигмунда Фрейда. Используя метод свободных ассоциаций, он предложил структурную теорию психики и открыл бессознательные.

Однако Эрик Берн был равным по значению первооткрывателем. Исследуя невербальные проявления человеческой коммуникации, он предложил структурный анализ личности и транзакционный анализ.

Начиная с 50-х годов в Сан-Франциско проводились семинары по «социальной психиатрии», в которых обсуждались базовые понятия стуктурного анализа (Эго-состояния Взрослый, Родитель, Ребенок ) и трансакционного (трансактного) анализа ( времяпрепровождение, игры, сценарий ).

Если теория Фрейда опиралась на умозаключения при анализе свободных ассоциаций и снов, то Берн выбрал другую «дорогу в бессознательное» – наблюдения за скрытыми (невербальными) знаками, проявляемых в общении.

Первым шагом на пути к новым горизонтам было открытие и анализ Эго-состояний

Структурный анализ Берна легко объяснял возникновение множества психиатрических синдромов (от психогений и неврозов до психотических расстройств, включая пограничное расстройство личности и биполярное расстройство).

Это объясняется тем, что метко схваченные и обозначенные наблюдения Берна отражают обширные пласты человеческой психики:

  • растущую эмоциональную археопсихику , определяющую поведение привязанности и контактирующую в своей глубине с инстинктами Ид (Ребенок);
  • экстеропсихику — интроекты , возникшие в разные периоды развития, заключающие в себя и свойства реальных воспитателей, и фантастические черты, созданные воображением ребенка (эти интроекты определяют прежде всего способы обращения индивида с другими и самим собой);
  • неопсихику — психику, ориентированную на оценку реальности, установление связного повествования о себе и фиксацию причинно-следственных связей.

Археопсихика и экстеропсихика включают в себя набор различных дискретных состояний (например, расщепленные части в Ребенке, различные родительские фигуры в Родителе), что подтверждает и теория объектных отношений. Взрослый же – это некое более целостное образование, в сами функции которого входит сопоставление внешних и внутренних явлений для создания целостной – и управляемой – картины происходящего.

Трансактный анализ.

Времяпрепровождение

Тем не менее, всеми признается, что это некий – выбранный самим индивидом – способ общения с другими, собой и миром, который вырабатывается исходя из опыта отношений раннего детства. Способ, постоянство которого определяет и структурную патологию. При этом в каждом сценарии существуют фрагменты, которые удовлетворяют потребности Ребенка, вписывая их удовлетворение в социальные нормы, а также фрагменты, в которых интересы собственной психики не учитываются, а окружение и внутренняя реальность воспринимается с большими искажениями (преувеличениями или игнорированиями). Такие – дисфункциональные – части сценария и лежат в основе многих психопатологических состояний. Задолго до появления выводов Винникота Берн определял психическую патологию как следствие особенностей раннего окружения.

Картина, нарисованная Берном, может восприниматься с ужасом: он рисует мир, в котором люди разобщены, избегают близости и находятся в плену своего прошлого. Времяпрепровождения и игры являются заместителями реальной жизни и реальной близости, не позволяющими осознать глубину экзистенциального отчаяния. Но Берн не таков, чтобы поддаваться пессимизму. Он радуется празднику жизни, пробуя и оценивая все блюда, которые на нем предлагают. С огромной наблюдательностью, чуткостью и чувством юмора он наблюдает за спектаклями, устраиваемыми людьми.

Его книги пронизаны восхищением перед мастерством игроков. Там, где другие видели только психопатологию, Берн уловил творчество маленького ребенка, который проявил изобретательность в нахождении способа удовлетворения своих потребностей, при этом обеспечивая себе безопасность и принятие со стороны раннего окружения.

Трансактный анализ

«Он мой! Почему он заигрывает с этой . Он должен быть только со мной! Если бы можно было его привязать. » Откуда берется такое отношение к другому человеку? Откуда такая потребность в привязанности? Да такая, что Клиенту хочется физически привязать объект своей любви и никуда не отпускать! .

Психологический метод Эрика Берна помог десяткам миллионов людей по всему миру! Его слава среди психологов не уступает Зигмунду Фрейду, а эффективность подхода уже десятки лет восхищает сотни тысяч психотерапевтов в Европе, США, Австралии. В чем его секрет? Теория Берна проста, наглядна, досту.

Трудно допустить такую мистику, что все, что происходит со мной, окружающими, все нелепости, глупости, радости и кусочки счастья моей жизни являются результатом интереснейшей комбинации выборов маленького ребенка, влияния его ближайшего окружения и некоторой доли случая. Однако — это так. Ваш .

​В большинстве литературы, где описываются позиции Родитель-Взрослый-Ребенок (РВД), уже есть свое устоявшееся отношение к каждой из них. Так Родитель обычно представляется существом вредным, настроенным учить жизни всех окружающих, и чуть что, сразу критиковать. Взрослый это сухой рациональный.

Сценарии жизни — то, что мы выбираем, но можем не выбирать!

Часть 1. Теория транзактного анализа

Глава 1. Структурный и транзактный анализ

Часть 2. Анализ сценариев

Глава 6. Транзактный анализ сценариев

Сценарии исследуют многие ученые, каждый из которых (или каждая группа которых) расставляет акценты по-своему.

Я отношу себя к сторонникам «транзактного анализа жизненных сценариев» и придаю основное значение транзакционному аспекту. Этим мои воззрения отличаются от воззрений людей, практикующих структурный анализ сценариев, который, на мой взгляд, по духу ближе к психоанализу, чем к транзактному анализу.

О структурном анализе сценариев написано много работ. Эти исследования детально рассматривают сценарные матрицы, источники и содержание запретов и предписаний.

Мой интерес к тонкостям сценариев — практический интерес. Он служит желанию помочь клиенту освободиться от вредоносного родительского и культурного программирования. Как мне кажется, анализ сценария должен быть направлен на поиск пути отмены старого решения и стратегии изменения. Детальное изучение исторических и структурных аспектов сценария кажется мне лишним. Информация о структуре сценария нужна для того, чтобы выдвинуть правильную стратегию решения проблемы, а некоторая дополнительная информация имеет эстетическую ценность, так как позволяет дать элегантное объяснение прошлым и настоящим событиям. Однако, как мне кажется, важнейшие для транзактного анализа сценариев факты — это транзакции, происходящие «здесь и сейчас».

Поэтому мне важнее понять, «что я могу сделать сейчас, чтобы освободиться от своего прежнего решения не доверять никому», чем «было ли решение не доверять никому результатом запретов, исходивших от Ребенка отца или от Ребенка матери».

Структурный анализ сценариев умножает число подразделений состояний Я (последний рекорд — 28). Транзактный анализ сценариев приумножает техники, которые транзактный аналитик сможет использовать для решения проблем своих пациентов в групповой работе. Структурный анализ сценариев проводится в процессе индивидуальной работы. Транзактный анализ сценариев лучше идет в группе, так как требует анализа живого взаимодействия между людьми.

Три основных жизненных сценария

Чтобы разработать стратегию изменения, необходимо не только знать, из чего состоит сценарий, но и верно соотнести сценарий пациента с одной из трех возможных разновидностей сценариев.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Жизненный путь человека искажается сценарным программированием в трех отношениях. За то время, что я работаю психотерапевтом, я обнаружил, что все эмоциональные нарушения можно разделить на три группы «случаев»: несчастливые люди либо страдают от депрессии, которая может довести их до самоубийства, либо «сходят с ума», либо у них формируется зависимость от одного из наркотических веществ. Поэтому я назвал три основных жизненных сценария, соответствующих этим нарушениям, — «Отсутствие любви», «Безумие» и «Безрадостность», или «Без любви», «Без разума» и «Без радости».

Депрессия, или Сценарий «Без любви»

Огромное количество людей в этой стране находятся в постоянном безуспешном поиске близких отношений. С этой трудностью чаще сталкиваются женщины, что происходит по нескольким причинам: женщины более чувствительны к наличию (отсутствию) любви в их жизни и потому хуже переносят одиночество и неудовлетворительные отношения. Недостаток необходимых поглаживаний, затем хронический голод по поглаживаниям, который завершается самоубийством, глубочайшей депрессией или крайней ее формой (кататонией) — вот знакомый многим путь страдания. Сценарий «Без любви» формируется в результате усвоения режима экономии поглаживаний, то есть набора запретов, ограничивающих свободный обмен поглаживаниями между людьми. Экономия поглаживаний подавляет у ребенка естественную способность любить и не дает ему развивать навыки близкого общения. Она обычно ведет к депрессии с доминирующим чувством «меня никто не любит» или «я не достоин любви».

Любовь и трансактный анализ

Пол Федерн предложил, а Эрик Берн ввел в психологию понятие эго-состояние. По их теории каждый человек имеет три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя).

Родительское Я состоит из правил, долженствований, морали, и человек из этого эго-состояния действует по устоявшемуся шаблону.

Взрослое эго-состояние состоит из логической переработки информации, планирования, расчетов и принятия решений без эмоций.

Детское эго-состояние имеет своим девизом «Хочу!» и руководствуется по жизни чувствами и эмоциями. В этом эго-состоянии появляется непосредственность, азарт, задор, творчество, оригинальность, спонтанность.

Исходя из теории трансактного анализа, мы можем любить другого человека из позиции одного из этих эго-состояний.

  • То есть мы можем любить из позиции Родителя — и тогда будем заботиться о наших возлюбленных, холить их и лелеять.
  • Из позиции Дитя — и тогда будем смотреть на него с обожанием и восхищением.
  • Или из позиции Взрослого эго-состояния — и тогда будем видеть в человеке личность.

В любви устойчивыми являются такие отношения, которые взаимно дополняют друг друга.

Так, например, отношения в паре Родитель — Ребенок довольно устойчивы. Такие примеры в жизни мы видим довольно часто, как в отношениях он играет роль заботливого папочки, а она дочери, или она мамочки, а он сына. Сложности начинаются, когда кто-то из пары решает изменить сценарий.

Она приехала в столицу из небольшого города учиться и чувствовала себя маленьким потерянным ребенком в огромном мегаполисе. Она была очень осторожна и экономна, но денег всё равно не хватало, и это не смотря на то, что она нигде не гуляла, а все свое время посвящала учебе.

А потом встретила Его. Он был сильный, умный, богатый и был на 22 года старше её. Ну и что, что старше, главное, что он так трогательно о ней заботился. Он снял ей квартиру, и она забыла о том, что такое экономить – теперь она могла себе позволить всё.

Шло время, она закончила университет, по его протекции устроилась на престижную работу, где за шесть лет сделала себе хорошую карьеру и стала руководителем большого коллектива. Она расцвела как женщина, стала деловой и уверенной и теперь хотела, чтобы и он оценил это и перестал относиться к ней, как к маленькой девочке. Она хорошо зарабатывала и уже сама покупала то, что хотела.

Он оценил, но их отношения все ухудшались и встречи постепенно сошли на нет, то у него командировка, то дела. Она пригласила его на разговор, он пришел и сказал, что они расстаются, потому что она старая. Наша героиня от возмущения лишилась дара речи. Ведь он ее старше на 22 года! Он пояснил ей, что она перестала быть его девочкой, и ему не интересно проводить время со взрослой занудой. Так они и расстались.

Что здесь произошло?
Пока в их отношениях они взаимно дополняли друг друга, все было хорошо. Как только она стала больше проявлять в отношениях эго-состояние Взрослого «Я сама» — он ушел из отношений.

Отношения Ребенок – Ребенок можно проследить в студенческих парах, где двое молодых людей, еще не привыкших самостоятельно брать на себя ответственность, начинают жить вместе.

Я помню из раннего студенчества одну такую пару, как только к ним попадали деньги — родители ли присылали, или стипендию получали — как тут же устраивали пир горой. Они покупали дорогущие сырокопченые колбасы и неоправданно дорогое пиво и так кутили два дня, пока не оказывались без копейки денег. Зато какая яркая и эмоциональная жизнь была у них. Они постоянно выясняли отношения, громко сорились и жарко мирились.

Как вы, наверное, уже могли предположить, самые скучные отношения в паре Родитель –Родитель. Оба партера всегда знают, как правильно надо жить. Не сложно сделать вывод о размеренной и однообразной жизни таких пар.

Отношения Взрослый-Взрослый обычно самые гармоничные, потому что оба супруга принимают друг друга такими, как есть. Вместе со всеми недостатками, которые Родитель осуждает, а Ребенок как бы игнорирует. Они любят друг друга со всеми достоинствами и недостатками, а отношения построены на взаимном уважении.

Гармония нарушается, если у одного из партнеров начинает превалировать эго-состояние Родителя, тогда он превращается в ворчуна и начинает пытаться изменить другого.

Понятно, что и отношения Ребенок – Взрослый далеки от идеала. Партнеру Взрослому сложно выносить капризы и инфантильность Ребенка, но такие браки более устойчивые, чем Родитель — Взрослый и распадаются чаще все же по инициативе Ребенка, которому мало заботы, мало внимания, мало любви.

Конечно же, здоровый человек может в жизни поочередно проявляться во всех трех эго-состояниях, соответственно контексту или событиям. Мы можем и заботиться, и призывать соблюдать правила, можем планировать и рассуждать логически, иногда можем дурачиться и обижаться.

Другой вопрос, что часто в отношениях все же превалирует какое-то одно эго-состояние. И тогда мы видим «вечного зануду» или «инфантильного мальчика», или «бездушного робота».

Эго-состояния включаются не сознательно.
На приеме со мной говорит женщина из позиции Взрослого, рядом одевается её сын, она поворачивает голову в его сторону, хмурит брови и властным тоном из позиции Родителя говорит: «Шапку одень. », поворачивает голову ко мне и спокойно продолжает вести беседу из позиции Взрослого.

Если вы хотите, чтобы ваши отношения были гармоничными,
нужно проявлять свои эго-состояния соответственно контексту.

Согласитесь глупо во время распределения семейного бюджета баловаться и хихикать, а во время интима читать мораль партнеру.

Всему свое время –
время дурачиться
и время быть серьезными.

Трансактный анализ — Конспекты лекций по социальной психологии.

Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция) , направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.

Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель — Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый — В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя — Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.

С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого — роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка — роли молодого специалиста, артиста — любимца публики, зятя.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания

Типичные способы поведения, высказывания

Утешает, исправляет, помогает «Это мы сделаем» «Не бойся» «Мы все тебе поможем»

Грозит, критикует, приказывает «Опять ты опаздал на работу?» «У каждого на столе должен быть график!»

Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения «Который час?» «У кого же может быть это письмо?» «Эту проблему мы решим в группе»

Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе» «Вы это сделали просто замечательно!»

Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»

Протестующее, бросающее вызов поведение «Я это делать не буду!» «Вы этого сделать не сможете»

Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: «оживлять» подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.

Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

Таким образом, от формирования образа партнера по общению зависит успех совместной деятельности.

Транзактный анализ: кратко и по сути

Почти в каждой статье я упоминаю транзактный анализ. Это направление психотерапии за 5 лет стало для меня родным и близким. Результаты психотерапии при этом всегда превышают ожидания и радуют нас с Клиентами 🙂 Поэтому я с большим удовольствием представляю Вам статью о том, что такое транзактный анализ и как он работает.

Итак, в 60-е годы, один из последователей теории психоанализа Эрик Берн решил пойти собственным путём и выработал свою теорию личности. Его теория шла вразрез с классическим психоанализом только в том, что её можно было объяснить простыми словами большинству людей. И это делало терапевтические отношения более доверительными и эффективными для Вас.

В структуре статьи мы остановимся на двух аспектах:

  1. Структура личности.
  2. Как работает терапия

Структура личности

Психология начинается с теории личности, как театр с вешалки. В основе любой теории лежит структура личности человека.

Структура личности – это то, как данное направление видит человека и его психику.

Транзактный анализ изначально рассматривает любого человека как нормального, способного к изменениям и развитию. Слева вы видите «снеговичок». Это схематически изображенная структура личности по Эрику Берну.

В структуре есть 3 компонента, эго-состояния:

Каждое из них отражает эмоциональный опыт разных периодов жизни, воспоминания и образы важных людей либо же осознанность в настоящем времени.

Эго-состояние Родителя

Психология и психотерапия построена на том, что от рождения (а в современных концепциях ещё до него) и до конца нашей жизни мы получаем определённые знания о мире, людях и себе.

Когда мы рождаемся на свет, мы еще ничего не знаем о мире. До того времени, как мы становимся способными осознавать себя и получать собственный опыт (до 3-х лет), источником знаний и опыта являются взрослые люди из ближайшего окружения. Они должны привить базовое чувство безопасности, обозначить для нас названия наших чувств, дать стартовые установки о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Эти знания и представления могут прививаться как сознательно, так и неосознанно. Кроме того, их можно транслировать как словесно, так и невербально – мимикой, жестами, даже настроением.

Наблюдение за важными взрослыми в детстве создает стойкий эмоциональный образ этих людей. Это называется интроект. У нас в подсознании «записаны» как на пленку масса интроектов (родители, опекуны, учителя, семейный врач, бабушки, дедушки…).

К чему эти три абзаца? К тому, что эго-состояние Родителя это и есть интроекты и тот опыт, который мы приняли от взрослых в раннем детстве.

Внутренний Родитель может быть в двух ипостасях:

  1. Контролирующий – это внутренний критик, который обесценивает, ругает и наказывает нас в нашем сознании. Когда в нас активен Контролирующий Родитель (КР), мы можем злиться на других, на их несовершенство. В этой структуре живут запреты и предписания, указания о том как необходимо и как категорически нельзя, а также стойкие представления о том, что нам будет за «неисполнение». КР – это конкретный взрослый человек, который контролировал, наказывал и зачастую не объяснял причин.
  2. Заботливый – это мягкий, дипломатичный, заботящийся Родитель. Тоже родом из детства и тоже на примере реального заботливого человека. Из этого эго-состояния мы отдыхаем, несмотря на загрузку на работе, едим когда голодны, поддерживаем себя в трудные времена. И также мы заботимся о других людях, находясь в ЗР. Тут «прописаны» рекомендации, пожелания, поощрения и педагогические наказания. Но при этом в Заботливом Родителе больше рационального.

Внутренний Родитель – очень важная наша часть, необходимая для того, чтобы с нами все было хорошо и для того, чтобы мы могли взаимодействовать с другими людьми. Однако нередко внутренний Родитель доминирует в структуре личности. И тогда человек может жить как будто не своей жизнью, находясь в конфликте между собой и своими интроектами.

Важно помнить, что Родитель является частью личности, но не частью нашего опыта. Это опыт других людей, которые жили свою жизнь. У них формировались свои страхи, убеждения. Учитывать их стоит, но это должно быть на уровне выбора, а не автоматической реакции.

Эго-состояние Ребенка

Как я писала ранее, мы приходим в мир «чистым листом». И уже со второго триместра беременности получаем первый эмоциональный опыт. В этой статье я не стану вдаваться в подробности, поверьте здесь на слово. Этот опыт маленькие дети получают постоянно, ведь им все в новинку.

Самый важный эмоциональный опыт для ребенка – это опыт общения с родителями. В реакции родителей на ребенка заложена его будущая картина мира. Неважно, что транслируется вербально родитель, важно с какими чувствами он это делает. Дети не имеют достаточно развитого рационального мышления, но отлично чувствуют разницу в эмоциональном отклике.

Эго-состояние Ребенка – это эмоционально значимый опыт на разных периодах детства. Раньше сюда включали опыт от рождения до 16 лет, сегодня же сюда относят и опыт о рождения.

Если в Родителе находятся запреты и предписания о том как надо и как нельзя, то в Ребенке живут чувства и потребности, а также эмоциональный ответ на них и на их удовлетворение. Тут находятся страхи, надежды, мечты, желания. В Родителе послания содержатся в виде интроектов, а в Ребенке живем мы сами в виде деток разного возраста в разных состояниях.

Из Детского эго-состояния мы можем вести себя как в похожей ситуации в прошлом. Например, в нас живо воспоминание о том, что бывает если заблудится и когда мы оказываемся в такой ситуации, будучи взрослыми, мы реагируем как маленький ребенок из той ситуации в прошлом.

Как и Родитель, Ребенок бывает двух «видов»:

Находясь в активном Ребенке, мы, как и в случае с активным Родителем, не пребываем в контакте с реальностью. Мы реагируем как «там и тогда», как будто проживая «те» ситуации заново.

Эго-состояние Взрослого

Про это эго-состояние я не буду писать много. Это состояние осознанности, лишенное Детских чувств и спонтанности и не подвластное Родительским установкам.

Во Взрослом мы осознаем себя здесь и сейчас, и реагируем из актуального возраста, адекватно ситуации. Во Взрослом практически нет эмоций. Тем не менее, наш Внутренний взрослый способен «слышать» и Родителя и Ребенка и принимать взвешенное решение.

Это состояние формируется с 3-х лет, когда появляется первая осознанность и малыш начинает отделять себя от матери, выделяя среди мира. Там Взрослый пока очень нестабильный, но он уже есть.

Каждый из нас периодически «прыгает» между всеми эго-состояниями и это нормально. Взрослый человек большую часть времени находится во Взрослом состоянии. Но в стрессовых ситуациях или в ситуациях, похожих на значимые эпизоды прошлого даже самый рациональный из нас может «выпадать» из реальности и это нормально.

Проблемы возникают тогда, когда доминирует Родительское или Детское эго-состояние, либо тогда, когда постоянно присутствует внутренний конфликт между ними.

Как работает терапия

Транзактный анализ основан на том, что мы взаимодействуем эго-состояниями. Причем, взаимодействуем как во внешнем мире – с другими людьми, так и во внутреннем – так называемый внутренний диалог.

Внутренний диалог очень часто имеет вид конфликта (Р-Д; Д-Р, Р-Р, Д-Д). Если этот конфликт долгий и интенсивный – мы столкнемся с очень тяжелыми чувствами, не сможем принять решение или принятое решение не приведет к положительному результату. Яркий пример – конфликт «хочу» и «надо».

Что происходит на консультации психолога?

На консультацию Вас может привести тяжелая или неоднозначная ситуация. Обычно запрос звучит как «помогите принять решение» или «не могу разобраться».

В кабинете мы с Вами разбираем конкретную ситуацию и отделяем именно Ваши желания и потребности от установок и назиданий Родительской части. Затем мы активируем Вашего взрослого, что позволяет принять актуальное решение.

Звучит просто и понятно, и после пары консультаций в кабинете Вы будете способны делать это самостоятельно. Но загвоздка в том, что без помощи психолога очень трудно отделить эго-состояния. Тогда есть соблазн назвать рассуждения своего Внутреннего Ребенка доводами Взрослого, или принять за Взрослого поучения Родителя.

Когда нужна психотерапия?

Люди редко приходят целенаправленно на психотерапию. Обычно это решение Вы принимаете тогда, когда осознаете, что неприятности и трудности происходят с Вами регулярно и по кругу. И что бы Вы не делали – круг остается кругом и все повторяется. Еще одним поводом для терапии может стать травмирующая ситуация любой давности.

На терапии мы занимаемся анализом Ваших интроектов, избавимся от их отрицательного влияния, иными словами дадим Вам выбор. Паралельно идет исследование Вашего детского опыта, Детской части. По ходу исследования мы будем залечивать старые раны и таким образом избавляться от токсичных чувств – обиды, ревности, стыда и вины.

Внутренний Ребенок учится слышать себя и говорить о своих потребностях, а Внутренний Родитель учится слышать Ребенка и заботится о нем, происходит восстановление и исцеление личности. Нередко после терапии у Клиента кардинально меняется жизнь.

Конечно, это не универсальная схема. После нескольких консультаций терапевт разрабатывает индивидуальную схему терапии, так как каждый из Вас уникален и его проблема отличается. Однако я надеюсь, что общая картина стала немного яснее.

Эта статья не призвана притащить всех на терапию. Но если после ее прочтения Вы что-то о себе поймете и будете готовы менять – я буду рада Вам у себя в кабинете и помогу Вам разобраться.

Если у Вас есть вопросы – пишите! С удовольствием отвечу.

Источники


  1. Маркова, Надежда За пределами одиночества / Надежда Маркова. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 208 c.

  2. Каптерев, Петр Задачи семейного воспитания / Петр Каптерев. — Москва: Гостехиздат, 2005. — 192 c.

  3. Непопалов, В.Н. Психические процессы и личность / В.Н. Непопалов. — М.: Физическая культура, 2010. — 494 c.
  4. Немов, Р. С. Общая психология / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2008. — 400 c.
  5. Норна, Ирина Освобождение от иллюзий. 7 секретов счастливой женщины (комплект из 2 книг) / Ирина Норна , Наталья Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 544 c.
Любовь и трансактный анализ
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Всему свое время

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here