Люди всегда удовлетворяют свои потребности

Сегодня обсуждаем тему: люди всегда удовлетворяют свои потребности с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Наши потребности и о том, как правильно их удовлетворять

Достоинство – это, с одной стороны, забота о себе, а с другой – понимание потребностей окружающих и баланс между удовлетворением собственных потребностей и потребностей близких людей, где личные потребности всегда стоят на первом месте, так называемый конструктивный эгоизм, но при этом не принижаются и уважаются потребности окружающих. Плюс – это принятие себя с хорошими и плохими качествами, когда мы не ставим себя ни выше, ни ниже других людей, доброжелательное отношение к людям, которое допускает осуждение поступков, но не личности человека.

Кроме потребностей физиологических, человек имеет потребности психоэмоциональные. Таких потребностей много. Для удовлетворения некоторых потребностей чрезвычайно важен и необходим контакт с близким эмпатичным, заботливым человеком. В одиночестве некоторые потребности здоровый человек не в состоянии удовлетворить, а, следовательно, всегда будет чувствовать некую неудовлетворенность.


О важности удовлетворения психоэмоциональных потребностей в отношениях

Для этого хорошо сравнить психоэмоциональные потребности с физиологическими.

Если вам не дает воды то лицо, которое должно бы Вам ее дать, в силу его обещаний или статуса (друг, партнер, родственник и т.д.), может быть и не стоит обижаться, но неудовлетворение потребности Вы чувствовать будете. Конечно, можно напиться в другом месте, но, локально, здесь и сейчас, потребность не удовлетворена, и вы это остро чувствуете, и можете об этом заявить. Если вы молчите, то нежелательное поведение будет продолжаться дальше, пока Вы не превратитесь в мумию.

Забота о себе предлагает каждому думать, в первую очередь, о своих интересах, ставить собственные конструктивные потребности, в большинстве случаев, на первое место, и лишь после их удовлетворения, думать об окружающих, но не преуменьшать, не пренебрегать, не принижать потребности других людей, с уважением относясь к ним. Кто-то может подумать, что я продвигаю самолюбование или эгоцентризм. Ни в коем случае. Но кто в первую очередь подумает о Вас, кроме Вас же самих. И естественно, когда Вы подумали о себе, не забудьте позаботиться об окружающих.

Уметь в достаточной степени заботиться о себе, при этом не унижать окружающих, и не забывать об их потребностях – это большой и редко встречающийся в нашем обществе дар.

Заботьтесь о себе.

1) Удовлетворяйте свои здоровые и конструктивные потребности и презентуйте при необходимости их окружающим, но не принижайте и не пренебрегайте потребностями окружающих. Уважайте их и позволяйте людям удовлетворять свои желания.

2) Делайте то, что приносит удовольствие. Но помните – все в меру.

3) Общайтесь с внимательными, заботливыми, теплыми людьми, которые Вас уважают.

4) Достигайте важных для вас целей.

Это конструктивный эгоизм. То же самое касается «погибающих», если они не умеют заботиться о себе, то неизбежно их постигнет беда.


Любовь к себе

Это внимательное отношение к своим потребностям и ценностям. Удовлетворение своих конструктивных потребностей. Забота о себе. Это отсутствие самопринижения. Это общение с людьми на равных.

Я думаю, что, возможно, вам следует поступать, как полезней и выгодней для Вас. И естественно, когда Вы подумали о себе, не забудьте позаботиться об окружающих. Запомните, у Вас всегда существует выбор. Критерий «должен», игнорируйте. Но снова, все в рамках уважения к окружающим. Ваши конструктивные и здоровые потребности не лучше и не «выше», они лишь ближе для вас, и Вы имеете право без оглядки ими руководствоваться, даже если это неприятно окружающим.

Но не забывайте главного: никогда не требуйте у людей удовлетворения собственных потребностей, не будьте директивны, претенциозны. Вы можете лишь поставить в известность окружающих о Ваших потребностях и чувствах, которые вы испытываете, когда потребности не удовлетворяются. Вы можете мягко попросить быть внимательнее к Вашим потребностям. И если человек «не слышит Вас», вы в праве прервать с ним контакт, но не лупить его сковородой по голове.

Нам всем нужны люди

Люди нужны друг другу. Им нужны близкие отношения, основанные на стабильности, безопасности, принятии внимании, чтобы каждый из них мог удовлетворить собственные психо-эмоциональные потребности. Это своего рода обмен, взаимоудовлетворяющий обмен, красивейший танец чудесных гармоничных отношений.

Каждому по потребностям….

Считается, что СЧАСТЬЕ – это всего лишь удовлетворённая потребность.
Кто из нас не испытывал ни с чем не сравнимого счастья, когда в чужом городе удавалось найти срочно понадобившейся туалет? ))

Давайте же посмотрим, какие у человека есть потребности:


Физиологические потребности: потребности в еде, питье, сне и сексе.
Потребности в безопасности: физической, финансовой и эмоциональной.
Потребности в любви, принятии таким, как есть, близости, привязанности, чувственной, эмоциональной и сексуальной близости; в дружбе, понимании, сопричастности, единении; потребность в поддержке, в людях, близких по духу; потребность в отношениях, потребность быть с кем-то.
Потребность в уважении, признании, статусе, в достижениях, в возможности гордиться собой.
Потребность в развитии и реализации себя.

Потребности актуализируются постепенно

Более высокие потребности могут спать, пока активно насыщаются низшие.

Потребности в достижениях и самореализация могут быть не актуальны до поры до времени, пока самое важное – это семья или создание отношений, или обретение хоть какой-то финансовой и физической безопасности.
Но если потребность актуализировалась, т.е. это уже стало важным, то неудовлетворение потребности вызывает физический или эмоциональный голод.

Это же касается более ранних потребностей, например, физической, финансовой и эмоциональной безопасности или потребности в сексе.
Неудовлетворённая потребность, внутренний голод вызывает напряжение и дискомфорт.

Голодный человек – это злой человек

Наверное, все помнят байку, про неудовлетворённых старых дев.

Любая потребность поднимается вместе с ресурсом на её удовлетворение

Любая неудовлетворённая потребность сопровождается подъёмом агрессии внутри.
Начиная от раздражения хронически не высыпающегося человека, неудовлетворённой сексуально женщины или человека, безопасность которого под угрозой, до человека, которому не дают реализоваться, заниматься любимым делом.
Любая неудовлетворённая потребность вызывает арессию – это и есть подъём того внутреннего энергетического ресурса, который необходим для удовлетворения любой нашей потребности.
По сути, у нас есть только два вида энергии – сексуальная и агрессивная. Энергия творения и энергия достижения.
Именно неудовлетворенная потребность является катализатором движения вперёд.
Прав был Милтон Эриксон, утверждая, что у каждого из нас есть все ресурсы, чтобы получить всё, что мы хотим.

Для того чтобы удовлетворять свои потребности, нужно позволить себе их слышать

Часто нам сложно проследить эту цепочку от неудовольствия к потребности. И первый коучинговый вопрос: “Что я на самом деле хочу?” – оказывается очень сложным.
Вместо того чтобы услышать настоящее желание, мы натыкаемся на убеждения, представления о том, чего я должна хотеть или чего хотят настоящее женщины, на все свои “надо” и “должна”. И вместо того чтобы взять чего хочется, берём совершенно другое. Цепочка обрывается. Потребность остаётся неудовлетворённой.

Читайте так же:  Ошибки супругов

Потребность – это не просто желание, это нужда. А нужду нельзя не удовлетворить

Даже если вы не найдёте туалет, “это” вам всё равно придётся сделать.
Поэтому, если напрямую потребность не признаётся и не удовлетворяется, она удовлетворяется косвенным путём, минуя осознавание.
Самый популярный способ получения поддержки и любви – это заболеть. А с помощью серьёзной болезни можно получить ещё уважение и признание.
Речь не идёт о симуляции. Люди очень серьёзно болеют, даже не осознавая, что всё , чего они хотят – это заполучить внимание, заботу и уважение близких.
Когда нет возможности признавать свои потребности и брать на себя ответственность за их удовлетворение, тогда это ответственность передаётся телу.
И психосоматика – становится привычным выходом.
При осознавании (не отрицании) потребности выстраивается чёткая цепочка:


Когда одно логично вытекает из другого.
Поэтому так важно в коучинге, например, проследить откуда произросла цель.

Какую свою потребность человек реализует таким способом. Почему это важно? Не взята ли цель с потолка. Будет ли человек к ней идти, понятно ли ему зачем.

Чтобы мы себе ни наговорили и каких бы планов ни настроили, но мы будем реализовывать только то, что действительно для нас актуально сейчас, что действительно отвечает нашим потребностям в данный момент.

Спасибо Татьяне Мещеряковой за великолепные фото.

И Никите Дыбову за помощь в создании рисунков))

Потребности человека способы их удовлетворения, структуры их удовлетворяющие.

Жизнедеятельность человека, основанная на взаимодействии человека с внешней сре-

дой за счёт процессов движения, дыхания, питания, выделения, репродукции, защиты, общения и т. д., составляют сущность жизнедеятельности человека и проявляются как потребности человека.

Потребность — это физиологический и психологический дефицит ‘чего-либо, который человек испытывает на протяжении всей жизни и должен постоянно удовлетворять с целью достижения здоровья. Психологом Маслоу выделено 14 основных потребностей человека, которые он распределил в виде ступеней пирамиды – иерархической лестницы.

1 й и 2 й уровни низшие, но они базовые, обеспечивающие физиологические процессы в организме человека и его адаптации.

3 я , 4 я и 5 я ступени — высшие потребности, психологические, но целиком зависят от по-

требностей 1 й и 2 й ступеней.

Основой формирования потребностей человека являются клеточные потребности, во-

[1]

зникающие в результате выполнения клетками различных функций под действием внешн-

их и внутренних факторов. Переход потребностей клеток в потребности всего организма обеспечивается за счёт внутренней среды организма, систем регуляции и кровообращения.

Таким образом — развитие, формирование и деятельность человека ведёт к возникновению различных потребностей, способы и механизмы удовлетворения которых зависят от способности организму человека адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды и противостоять неблагоприятным факторам — факторам риска, где важную роль играет образ жизни человека.

Дата добавления: 2015-09-18 ; просмотров: 1590 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Потребности человека

В своих книгах я часто описывал черты невротических личностей, их проблемы и сложности. Какими же характеристиками обладают абсолютно нормальные психологически люди? Каков набор качеств успешного, уверенного в себе человека? Давайте разбираться.

Невротики зачастую видят мир искаженно, сквозь свои ощущения и переживания, сформированные ещё в детстве. Невротик не любит перемены и спонтанность, ему проще существовать в своем выдуманном мире, но при этом он очень зависим от мнения окружающих людей. Психологически здоровый человек – счастлив, занят любимым делом и развивается. Это происходит, когда естественные – основные потребности организма удовлетворены. Определение и уровни потребностей выделил Маслоу, давайте ознакомимся с ними.

1. Потребности физиологические – это первоочередная нужда человека в пище, голод не дает думать ни о чем, кроме того как насытиться.

2. Потребность безопасности – желание ощущать защищенность. При недостаточном удовлетворении этого условия, человек углубляется в создание уюта дома, на работе. Он боится перемен и хочет постоянности, боится мира и опасностей.

3. Сексуальная потребность – удовлетворение этой потребности – одна из основ счастья человека. Она проявляется уже в подростковом возрасте, если, конечно, первые потребности в норме. Но часто люди насыщают потребность в еде и безопасности с помощью других людей – и тут может возникать ряд проблем.

4. На четверном уровне человека настигает потребность в любви – каждому необходима своя ячейка общества, родные и любимые люди, которые ценят и принимают. Человека без семьи заполняет одиночество и тревожность.

5. Для человека важно быть уверенным в себе, это обеспечивает реализация потребности в признании, которая делится на два уровня – потребность в осознании своей важности и могущественности и жажда престижа. Если человек теряет уверенность в себе, он ощущает унижение, потерянность, также очень плохо отражается на здоровье зависимость от чужого мнения, особенно если оно является основой самооценки.

6. Реализацию заложенных в человеке способностей Маслоу называл самоактуализацией. Потребность в самоактуализации помогает человеку понять, что он занимается не своим делом, не предназначенным именно ему. И человек начинает искать свой путь, ведь музыкант должен создавать песни, художник – картины и т.д.

7. Потребность в понимании и познании — это тяга человека к новой информации. Эта потребность не столь выразительна, как другие, и ее неудовлетворение также сразу не проявляется, но может привести к большим бедам. Так, например, если интеллектуально развитый человек занимается скучной работой, которая не развивает его способностей и не удовлетворяет потребность в новых знаниях, рано или поздно он заболеет или случится нервный кризис.

Любопытство и тяга к новому наиболее заметна у детей, и очень важно поддерживать это желание, а не противодействовать ему. При удовлетворении потребности в познании человек осознает себя счастливым, причастным к происходящему в мире и в жизни в общем, будто он прикасается к истине. Знания – это своего рода наслаждение, от них повышается настроение, обучаясь чему-либо, мы становимся развитее и лучше, поэтому необходимо постоянно подпитывать свой интеллект новой порцией информации.

Потребности делятся на низшие и высшие, Маслоу определил между ними следующие отличия.

Потребности высокого уровня начинают выделяться у развитых индивидов, то есть ряд потребностей свойственны только человеку, так как он обладает интеллектом. Физические потребности присутствуют и у животных – в пище, безопасности и сексе, но удовлетворение резко отличается от человеческого – звери набрасываются на еду, норы себе роют там, где удобно. Человек же учится, работает, зарабатывает деньги, чтобы себя прокормить и приобрести дом.

При индивидуальном развитии сначала проявляются низшие, а затем высшие потребности. Новорожденного беспокоят только физиологические потребности, позже появляется потребность в безопасности, спустя несколько месяцев – потребность в любви. Когда эти потребности удовлетворяются, появляется потребность в самоактуализации, обычно у детей она выявляется рано. Очень важно, чтобы ребенка не пытались переделать родители и учителя, ведь если ребенок хочет быть актером или художником – значит так должно быть.

Читайте так же:  Почему ребенок боится детские страхи

Низшие потребности – это непосредственно наша физиология и работа организма, поэтому они доминируют и их неудовлетворение заметно сразу. Если потребность стоит очень высоко в структуре потребностей, она не очень важна в процессе выживания, и может долго оставаться невыполненной, при этом никаких угроз жизни не возникнет.

Реализация высших потребностей вызывает наибольшую радость и большое количество эндорфинов. Если человек живет, учитывая и удовлетворяя высшие потребности, он меньше болеет, качество его жизни улучшается, а ее продолжительность увеличивается. Распознать свои высшие потребности – сложная задача, ведь они не такие явные, как низшие. Поэтому понять и выявить их, – это уже большое достижение.Когда человек удовлетворяет свои высшие потребности, он приближается к состоянию гармоничной личности, обретает счастье и спокойствие, ощущает, что его жизнь именно такая, какая и должна быть.

Если человек стремится искать и удовлетворять высшие потребности, то это приводит его к психологическому равновесию и здоровью.Чтобы реализовать высшие потребности нужно значительно больше усилий и подготовки, чем при насыщении низших. Для того, чтобы человек задумался об удовлетворении высших потребностей, необходима благоприятная обстановка. Все мы в детстве мечтали кем-то стать, но если же ребенок не задумывается кем он будет, когда вырастет, значит, все его желания и мечты настолько легко выполняются родителями, что ребенок лишен мотива для будущей деятельности. И это очень плохо. Или же другое неблагоприятное условие – когда родители заставляют ребенка идти учиться на полезную, по их мнению, специальность, и человек в итоге не становится тем, кем он на самом деле должен быть.

Для человека реализация высшей потребности – максимально значимо и ради нее он готов претерпевать различные сложности.С повышением уровня высших потребностей – в человеке увеличивается количество любви. Он счастлив, и количество любимых людей растет. И здесь имеется в виду именно любовь, а не секс.Высшие потребности неэгоистичны, это их важное отличие от низших. Потребность любви ведет к общению и взаимоотношениям с людьми. Поэтому реализация высших потребностей делает человека лучше – и в гражданском, и в социальном плане.

Выполнение высших потребностей – важнейший шаг к самоактуализации. Самоактуализированный человек счастлив, гармоничен и живет в мире с собой. Индивидуализм – это следствие удовлетворения высших потребностей, возможность любить себя, свою жизнь людей в ней.Человек с высоким уровнем потребностей намного восприимчивее к психологическому воздействию.

Голодный человек не сможет воспринять психотерапевтическую помощь.Низшие потребности обладают ограниченностью и четкостью, и необходимость в их удовлетворении более заметна и очевидна, чем реализация потребностей высшего уровня. Голод удовлетворяется едой, но потребность в знаниях не насыщается определенным количеством информации, она бесконечна.

Выявление своих высших потребностей – сложный процесс, но необходимый, так как от этого зависит наше здоровье. Важно, чтобы человек слышал и знал себя, поэтому перед психотерапией стоит задача помочь человеку докопаться до истины, убрать зажимы и внутренние границы, те рамки, которые нам навязывают воспитанием, в школах и институтах.

6 человеческих потребностей: почему мы делаем то, что делаем?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Почему люди делают то, что они делают? Почему один человек готов пожертвовать своей жизнью ради другого, а другой может убить незнакомца просто ради удовольствия? Почему Чарльз Мэнсон или Нельсон Мандела были такими, как они были? Какая движущая сила формирует все наши эмоции, действия, качества жизни, и в конечном итоге — наши судьбы, и влияет на них?

Хотя каждый человек и уникален, нервная система у всех нас функционируют одинаково. У всех людей есть шесть основных потребностей, и поведение является просто попыткой удовлетворить эти потребности.

Шесть потребностей человека

  1. Уверенность: знание того, что можно избежать боли и получить удовольствие.
  2. Неизведанное / Разнообразие: тяга к неизвестному, жажда изменения, поиск новых стимулов.
  3. Значимость: ощущение уникальности, важности, неповторимости или необходимости для других.
  4. Привязанность / Любовь: сильное чувство близости или союза с кем-то или чем-то.
  5. Рост: расширение перспектив, возможностей и понимания.
  6. Участие: чувство содействия и стремление оказывать помощь, предоставлять поддержку другим.

Эти внутренние потребности зашифрованы в нашей нервной системе.

Средства, с помощью которых люди удовлетворяют эти шесть потребностей, безграничны. Например, одной из шести человеческих потребностей является стремление к уверенности, что мы можем избежать боли и получить удовольствие (т.е. комфорт). Некоторые люди преследуют эту потребность, стремясь контролировать все аспекты своей жизни, в то время как другие получают уверенность, отказавшись от контроля и принимая философию веры.

Разнообразие заставляет нас чувствовать себя оживленными и заинтересованными. Кроме того, существует стремление к значимости – убеждение в том, что в жизни есть смысл и значение. Есть люди, которые удовлетворяют эту потребность, конкурируя с другими, или уничтожая кого-то в своем окружении. Но есть и те, кто стремится удовлетворить эту потребность, построив душевные связи с другими людьми.

Энергия жизни состоит в чувстве самореализации

Мы все хотим наполнить жизнь каким-то смыслом. Самореализации можно достичь только таким образом жизни, при котором мы сосредоточены на двух духовных потребностях:

  • необходимости постоянного развития,
  • необходимости осмысленно вносить свой вклад во что-то.

Любое неадекватное поведение возникают из-за неспособности последовательно удовлетворять этих потребности. Когда наши попытки самореализации безуспешны, мы довольствуемся комфортом, либо удовлетворяем свои потребности в наименьшей возможной степени. Постарайтесь заменить все неблагоприятные способы удовлетворения своих потребностей такими, что придают Вам сил и поддерживают Вас и других.

Понимание этих потребностей, и того, какие из них Вы пытаетесь удовлетворить в любой момент, может помочь Вам создать новые способы достичь самореализации и удовлетворения.

Лиз Бурбо: Удовлетворять свои потребности — проявлять себя или быть эгоистом?

Было бы здорово, если бы вы научились различать эти три понятия, потому что, к сожалению, очень часто люди путаются в них. Возьмем такой пример: на тренинге одна участница поднимается и решает выключить кондиционер, так как ей кажется, что в помещении слишком холодно. Услышав от меня, что, прежде чем отключить кондиционер, было бы неплохо узнать у других участников группы, холодно ли им, девушка смутилась. Она ответила, что всего лишь удовлетворила свою потребность, чему она научилась на наших же тренингах… Другая же участница сказала, что такое поведение было всего лишь манерой проявляться. Мне пришлось на несколько минут прервать тренинг, чтобы четко объяснить разницу в этих терминах всем участникам. Именно это натолкнуло меня на мысль поделиться размышлениями на эту тему с вами.

Другая же участница сказала, что такое поведение было всего лишь манерой проявляться. Мне пришлось на несколько минут прервать тренинг, чтобы четко объяснить разницу в этих терминах всем участникам. Именно это натолкнуло меня на мысль поделиться размышлениями на эту тему с вами.

Если бы каждый из нас решил удовлетворять свои потребности, забыв о том, что все мы живем в обществе, миром правила бы анархия. Действительно, мы должны знать свои потребности и делать все возможное, чтобы удовлетворять их. Однако если это означает, что окружающие вас люди также должны удовлетворять ваши потребности в ущерб своим собственным, это называется эгоизмом. Это нужно повторять постоянно, потому что наше эго не позволяет нам помнить об этом.

[3]

БЫТЬ ЭГОИСТОМ — это хотеть, чтобы другой человек удовлетворял наши потребности, не прислушавшись к своим собственным. Это часто происходит в ситуациях, когда мы хотим, чтобы другой человек доставил нам удовольствие в доказательство своей любви.

Очевидно, это может привести к путанице. Например, женщина возвращается с работы и она так сильно устала, что решает не ужинать, а просто отдохнуть. Если она скажет мужу и детям, что этим вечером ужина не будет — это эгоизм. Если же она скажет им, что сама ужинать не хочет, но что они могут поесть, что хотят, или заказать доставку на дом того, чего хотят, она удовлетворит свои потребности, не мешая другим членам семьи сделать то же самое.
Читайте так же:  Не надо думать - надо прыгать

Я знаю многих женщин, которые решили изменить свой образ питания, прочитав книгу о еде или решив похудеть. И они начинали готовить еду для всей семьи согласно собственным предпочтениям, заставляя их верить в то, что все делается из любви к ним. Однако такое поведение — эгоизм, а не любовь к окружающим.

Также, нам нужно быть внимательными к тому, что именно мы называем потребностью.

Действительно ли это потребность или, скорее, желание или каприз? Чтобы узнать, является ли это вашей истинной потребностью, задайте себе вопрос: это позволит мне быть кем или каким?

Вернемся к участнице наших тренингов из первого примера. Она могла бы сказать, что у нее была потребность чувствовать себя комфортно, чтобы лучше усвоить тренинг. И тогда ей было бы достаточно попросить у плед или платок или попроситься пересесть на другое место, где бы ей не было холодно.

Во многих случаях люди считают, что проявляться — это говорить или делать то, что они хотят. На другом тренинге один молодой человек постоянно перебивал меня или других участников, чтобы задать вопрос, не поднимая руки. Он признался, что для него это и был способ проявления себя, и что теперь он практиковал это везде: ведь раньше, с родителями, ему это никогда не позволялось. Проявляться — это четко выражать свою мысль, мнение и намерение, согласно собственным ценностям и потребностям. Таким образом, молодой человек не проявлял себя, а заставлял других людей слушать его тогда, когда это его устраивало. Такое поведение — проявление сильного эгоизма, а также недостаток уважения к другим людям.

Когда мы проявляемся , другие люди чувствуют, что мы говорим из сердца, высказывая только свои потребности. Возьмем, к примеру, мужчину, который ощущает потребность побыть на природе, что поможет ему успокоиться после напряженной рабочей недели. Для этого он решает записаться на партию игры в гольф. Когда он видит, что его подруга и его дети не согласны с этим, он проявляет себя, утверждая, что для него важно удовлетворить эту потребность. Они имеют право быть несогласными с ним, однако это не изменит его решения. Он хочет сам решать, подходит ли это ему, чтобы удовлетворить его потребность в спокойствии и ему нужно время поиграть в гольф, чтобы понять, так ли это. В этом случае мужчина не мешает своей подруге и детям удовлетворять их собственные потребности.

Проявляться — это также уметь выражать свои просьбы для удовлетворения своих потребностей. Однако помните ли вы о том, что человек, которого вы о просите, имеет право ответить вам «нет»? Если это так, вам остается лишь найти другого человека, которому вы можете изложить свою просьбу. Так вы говорите о своей потребности, ничего никому не навязывая, и, следовательно, делаете это без эгоизма и контроля.

Мы все должны помнить, что невозможно, чтобы в паре или в семье все члены имели одновременно одинаковые потребности. И это — отличный повод научиться истинной любви, которая заключается в принятии различий других людей, даже если мы не согласны, даже если мы не понимаем.

Итак, я рекомендую вам начать практиковаться в выражении ваших потребностей, проявляться, четко и понятно, а также как можно скорее излагая свои просьбы. Если вы слишком долго ждете момента, чтобы позволить себе проявиться, ваша просьба может стать жалобой или требованием. Предположим, ваш коллега по работе часто перебивает вас, и это вас раздражает. Это сбивает вас с мысли и вам сложно продолжать работать. Если вы ожидаете слишком долго, чтобы проявиться и попросить его уважать ваше пространство, велика вероятность того, что вы начнете злиться, и это уже не будет просьбой, а, скорее, обвинением. Помните, что как только у вас проявляются эмоции, вы перестаете слышать свои истинные потребности и, конечно, проявлять себя.

Статья: Лиз Бурбо
Перевод: Ия Зайцева

Внимание!
В начале марта 2016 года Лиз Бурбо проведет для Вас 2 семинара в Новосибирске:
5–6 марта — Семинар Лиз Бурбо «Любить себя и быть Любимым»;
8–9 марта — Семинар Лиз Бурбо «Узнай свои истинные желания и потребности».

Взгляд на природу человеческих потребностей

На природу потребностей и влечений человека существует два взгляда:

потребности и есть определители целей и задач жизнедеятель­ности человека, его направленности и связанных с ними пси­хических переживаний (эмоций, мыслей, настроений);

2 — 8249 Шиповская

Глава 2. Потребность — основа и источник активности человека

> развитие деятельности человека трансформирует его потреб­ности и порождает новые потребности, в результате чего ие­рархия потребностей меняется так, что удовлетворение неко­торых из них низводится до статуса лишь необходимых усло­вий деятельности человека и его существования как личности. Со временем и в зависимости от конкретных условий потреб­ности меняются.

Потребности человека побуждают его к деятельности. Об­щественно организованный труд, создавая в процессе про­изводства более совершенные и многообразные способы удов­летворения сначала элементарных потребностей человека, порождал все новые, более многообразные и утонченные по­требности, а возникновение новых потребностей побуждало к более разносторонней деятельности для их удовлетворения 1 . Потребности являются основной побудительной силой позна­вательной и практической деятельности человека. Чтобы удов­летворить свои потребности, человек должен изыскивать те или иные средства и, следовательно, решать определенные теоретические и практические задачи.

Потребности человека многообразны, они находятся в оп­ределенной связи и взаимодействии как между собой, так и с другими побуждениями в целостной системе направленности личности.

Доминирующая конкретная потребность может подавлять все остальные и определять основные цели жизнедеятельно­сти. Например, человек, испытывающий голод и жажду, может думать только о поисках возможности утоления или жажды, или голода. Однако человек, испытывающий нравственную потребность, может не только игнорировать голод и жажду, но и пожертвовать собственной жизнью. Таким образом, потреб­ность может регулировать направленность психической дея­тельности индивида, но вместе с тем она сама подвергается ре­гуляции со стороны более высоких побуждений, таких, как нравственно-политические убеждения, сознание обществен­ного долга и т.д.

Читайте так же:  Папа может! феномен отцовства

Человек сознательно регулирует свои потребности, учиты­вая при этом не только внешние условия, но и моральные нор-

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. С. 52.

2.3. Взгляд на природу человеческих потребностей

мы поведения в обществе. Воспитанным назовут того чело­века, кто разумно удовлетворяет свои потребности, учитывая потребности других людей и интересы общества. Согласно распространенному мнению, у человека биологические по­требности те же, что и у животных; на них лишь наслаиваются специфически человеческие, социальные и духовные (выс­шие) потребности. Предмет и способы удовлетворения по­требности формируют саму эту потребность. Другой предмет и даже другой способ удовлетворения означают другую потреб­ность. Например, современный человек не будет рвать сырое мясо зубами, не станет брать салат руками и т.д., правила пове­дения за столом не просто вырабатываются, а создаются и при­виваются для очеловечивания индивида. Главное содержание этого процесса — формирование потребностей человеческого типа.

[3]

Источник развития потребностей — взаимосвязь производ­ства и потребления материальных и духовных благ. «Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большей мере от культурного уровня страны» 1 . По­требности общества, прежде всего экономические потребно­сти как основа всего общественного производства, объектив­ны. Осознанные обществом и индивидами потребности выс­тупают в качестве их интересов и являются побудителями активности личности. Целенаправленность жизнедеятельно­сти человека на удовлетворение интересов (потребностей) оп­ределяется и зависит от его способностей, трудоустройства.

Существуют важные различения потребностей: потреб­ности как внутреннего условия, как одной из обязательных предпосылок деятельности и потребности как того, что на­правляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде. «Голод способен поднять животное на но­ги, способен придать поискам более или менее страстный ха­рактер, но в нем нет никаких элементов, чтобы направить движение в ту или другую сторону и видоизменять его сооб­разно требованиям местности и случайностям встреч», — пи­сал И.М. Сеченов. Здесь потребность выступает лишь как со-

Коломенский Я.Л. Человек: психология. М., 1980. С. 61.

Глава 2. Потребность — основа и источник активности человека

2.3. Взгляд на природу человеческих потребностей

стояние нужды организма, которое само по себе не способно вызывать никакой определенно направленной деятельно­сти; ее функция — в активации соответствующих биологиче­ских отправлений и общем возбуждении двигательной сфе­ры, проявляющемся в ненаправленных поисковых движени­ях. Лишь в результате встречи потребности с отвечающим ей предметом она впервые становится способной направлять и регулировать деятельность. Встреча потребности с предме­том есть акт чрезвычайный. Суть его — в опредмечивании по­требности, наполнении ее содержанием, которое черпается из окружающего мира. Это переводит потребности на собст­венно психологический уровень, на котором происходит развитие их предметного содержания. Именно это обстоя­тельство позволяет понять, как у человека появляются новые потребности, в том числе такие, которые не имеют аналогов у животных, отделены от биологических потребностей орга­низма и в этом смысле автономны. Их формирование объяс­няется тем, что в человеческом обществе предметы потреб­ностей производятся, благодаря чему производятся и сами потребности.

Итак, потребности управляют деятельностью субъекта, но они способны выполнять эту функцию лишь при условии, что они являются предметными. Собственно потребность — это всегда потребность в чем-то и при том она имеет две стороны. Во-первых, это предметы, отвечающие потребностям субъ­екта, выступающие перед ним своими объективными сигналь­ными признаками. Во-вторых, сами потребностные состоя­ния, которые сигнализируются, чувственно отражаются субъ­ектом, а в простейших случаях — возникают в результате действия интероцептивных раздражителей. При этом важней­шее изменение состоит в возникновении подвижных связей потребностей с отвечающими им предметами. Дело в том, что в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не определен. До своего первого удовлетворения потребность не знает сво­его предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в резуль­тате этого потребность приобретает свою предметность, а вос­принимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою функцию, становится мотивом. Ключевое значение для пони-

мания природы функциональных потребностей человека име­ет выделение факта трансформации потребностей через пред­меты в процессе их потребления. В отличие от развития по­требностей у животных, которое зависит от расширения круга потребляемых ими природных предметов, потребности чело­века порождаются развитием производства. Производство есть непосредственно и потребление, создающее потребность. Иначе говоря, потребление опосредуется потребностью в предмете, его восприятием или мысленным его представлени­ем. В этой отраженной форме предмет выступает в качестве идеального, внутренне побуждающего мотива.

Само собой разумеется, что субъект как индивид рождается наделенным потребностями. Но потребность как внутренняя сила может реализоваться только в деятельности. Иначе гово­ря, потребность первоначально выступает лишь как условие, как предпосылка деятельности, а когда субъект начинает дей­ствовать, тотчас происходит ее трансформация и потребность перестает быть тем, чем она была виртуально, в себе. Чем боль­ше развивается деятельность, тем более эта ее предпосылка превращается в ее результат.

Ведущие потребности человека оказывают существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведение. Эти потреб­ности находятся в определенном иерархическом расположе­нии в их связях и отношениях между собой, и их актуализация обусловлена как жизненными обстоятельствами, так и взаи­морасположением в системе иерархических взаимосвязей. Например, ведущие потребности требуют первостепенного удовлетворения по сравнению с последующими потребностя­ми, которые начинают более активно и сильно действовать на человека после удовлетворения предыдущих потребностей. Способы удовлетворения потребностей более высокого уров­ня более разнообразны, нежели способы удовлетворения потребностей низшего уровня. При этом человек всегда ис­пытывает действие каких-либо потребностей: место реализо­ванной потребности занимает другая актуализированная по­требность, обычно также проявляющаяся в системе многих других.

Глава 2. Потребность — основа и источник активности человека

Дата добавления: 2015-01-15 ; просмотров: 1753 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Почему духовные потребности труднее всего удовлетворить?

Человеческая жизнь – это насыщенный и многогранный процесс, качество которого определяется тем, насколько индивид способен удовлетворять собственные потребности. Психологи сходятся во мнении на то, что некоторые их них реализовать достаточно просто, как, например физиологические нужды в еде, сне или кислороде.

Однако есть и такие нужды, удовлетворять которые достаточно трудно. К ним относятся, в частности, духовные, что предполагают трудоемкий процесс самореализации и самопознания личности в окружающем ее мире. В данной статье будет детально рассмотрена информация о том, в чем особенность духовных потребностей, их отличительные признаки и возможности удовлетворения.

Духовные потребности – что это такое?

В психологической науке под термином «потребность» понимается внутренняя нужда индивида в чем-либо, определяющееся его зависимостью от времени и места существования и провоцирующая активность личности на достижение своих целей и полное удовлетворение возникающих нужд. Сам же факт такой активности, регулируемой сознательной целью, определяется как деятельность.

Чаще всего она направлена на реализацию задач, способных удовлетворить потребности двух различных видов:

[2]

  • естественные надобности (пища, защита, одежда);
  • духовные (познание, эстетическое восхищение, самореализация).
Читайте так же:  Кто кого выбирает

Если говорить проще, то человеческая жизнь состоит из двух этажей. На первом находится стремление к удовлетворению базовых нужд, таких как еда, вода, тепло и чувство защищенности. Реализация только этих потребностей не особенно отличает человек от любого другого животного, которое хочет всегда быть сытым, здоровым и спать спокойно, не боясь за собственную безопасность.

Однако второй этаж этого здания – пристройка, сформированная за многовековую историю человеческого рода с помощью общества, воспитания, культуры и религии. По сути именно она делает из индивида – полноценную личность, способную любить и быть любимой, создающую прекрасные предметы искусства, постигающую тайны своей природы и космоса.

Проблема состоит в том, что право взойти на второй этаж не дается просто так, по факту рождения, его нужно заслужить путем воспитания, социализации, а позже и самостоятельной актуализации своих способностей. Многие люди останавливаются на полпути, так никогда и не постигая всей прелести духовных потребностей, предпочитая жизнь, заключенную в вечный круговорот удовлетворения минутных прихотей в еде, сексе или прочих пороках.

Виды духовных потребностей

Ученые, специализирующиеся на человеческой психологии, убеждены, что личность не способна достичь нужного уровня внутренней гармонии, делающей ее счастливой, если духовные потребности не удовлетворены или игнорируются. Они пронизывают все сферы человеческого бытия (политического, социального, правового), способствуя развитию взглядов индивида на окружающий мир и улучшая его социальные свойства и качества.

При этом виды духовных потребностей очень разнообразны. Они включают в себя потребность в творческом самовыражении, тягу к познанию того, как устроена Вселенная, эстетическое восприятие предметов искусства, которые созданы другими людьми и утверждение своего «Я» в социуме. Самосовершенствование и удовлетворенность, получаемая от созерцания прекрасного – вот два столпа, на котором стоят духовные потребности каждой личности. Философы и психологи разделяют их на две подкатегории: духовная потребность личности и духовная потребность общества, в котором она обитает. Обсудим их более подробно.

Духовные потребности личности

Сформированы индивидуальными свойствами психики личности и выражаются в том, что удовлетворение нравственных потребностей становится более приоритетным заданием, чем реализация материальных нужд. Три главные ценности составляют основу духовных ценностей, а именно добро, истина и красота. Представление личности о каждой из них, по мнению психологов, определяет то, насколько богат ее внутренний мир и насколько она полезна для общества.

В ходе психологических исследований было установлено, что большинство психопатов и социопатов имели искаженные представления о добре и зле, красоте и уродстве. Подобные дефекты они получили в результате травматического, болезненного опыта в своем прошлом или при излишне авторитарном воспитании в детстве. К сожалению, но подобные психологические травмы практически не поддаются психотерапевтическому влиянию.

Духовные потребности общества

Отличительная их особенность в том, что они объединяют нужды многих индивидов в одно целое. Именно с помощью духовных потребностей общества возникла эстетика и этика, а также мораль и право, наука и искусство, поэзия и религия, психология и философия. Если говорить обобщенно, то благодаря таким потребностям общество пытается прийти к некоторому идеальному состоянию, которое удовлетворяло бы каждого из его членов. Все вышеописанное – это его реакция на суровую реальность и попытка ее трансформации. Также социумом предусмотрена возможность компенсации духовных качеств у индивида за счет воспитания и образования.

Основные признаки духовных потребностей

Многие мыслители пытались определить границы, которые обозначают разницу между материальными и духовными потребностями. Однако характерной чертой духовных стремлений, как ни странно, является безграничность. То есть их невозможно удовлетворить раз и навсегда. У духовности нет пределов роста, а естественным препятствием этому может выступать только фактические объемы уже накопленных человеческим родом духовных богатств и, собственно, желания личности их потреблять и производить.

К отличительным чертам духовных потребностей следует относить:

  1. Своим возникновением обязаны сознательной деятельности личности.
  2. Обладают большой степенью свободы и многообразностью способов своего выражения.
  3. Требуют свободного от удовлетворения естественных потребностей времени.
  4. Отличаются бескорыстностью.
  5. Не имеют границ в своих проявлениях и вариациях.

Еще одной немаловажной чертой, отличающие духовные ценности, является тот момент, что они не могут исчезнуть в процессе их потребления личностью, а становятся ее неотъемлемой частью, обогащая и преобразуя человека. Они обладают пропорциональной зависимостью от уровня воспитания и культуры индивида, то есть, чем выше и острее восприятие человеком продуктов культуры, тем больше его духовные потребности.

Возможности удовлетворения духовных потребностей

Потребность в чувстве прекрасного закладываются в человека с самого раннего детства. Именно в это время индивид переживает все формы окружающего миры, как нечто яркое и красочное. Поэтому психологи отмечают, что детский возраст – это идеальный период, когда в будущую личность можно заложить эстетические и духовные качества, которые позволят ей раскрыться в полном объеме при взрослении. Дети, воспитанные на любви к природе, на добрых сказках с моральным подтекстом, на нежных колыбельных, спетых матерью, в будущем менее подвержены стрессовым расстройствам и способны самостоятельно справиться с жизненными кризисами.

Человек, который столкнулся в зрелом возрасте с тем, что ему трудно удовлетворять свои духовные потребности, может прибегнуть к следующим советам психологов. Они могут показаться довольно банальными на первый взгляд, одна это ни в коей мере не умаляет их эффективности.

Итак, жажду реализовать свои духовные качества можно с помощью:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Напоследок хочется сказать, что духовные потребности удовлетворяются тяжелее потому, что они безграничны и требует к себе трепетного внимания и долгой подготовки. Однако методом проб и ошибок, обучаясь и обжигаясь, личность способна найти дорогу к тому, как их реализовывать. А это способно привести ее к устойчивой гармонии и ощущению, что она живет в этом мире не напрасно.

Источники


  1. Носов, С. С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие / С.С. Носов. — М.: Флинта, 2013. — 149 c.

  2. Носов, С. С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие / С.С. Носов. — М.: Флинта, 2013. — 149 c.

  3. Зацепин, В. О жизни супружеской / В. Зацепин. — М.: Молодая Гвардия, 2012. — 144 c.
  4. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.
  5. Норна, Ирина Освобождение от иллюзий. 7 секретов счастливой женщины. Женская энциклопедия (комплект из 3 книг) / Ирина Норна , Наталья Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 597 c.
Люди всегда удовлетворяют свои потребности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here