Материнская и отцовские функции в воспитании

Сегодня обсуждаем тему: материнская и отцовские функции в воспитании с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Как привлечь отца к воспитанию ребенка

Современные тенденции развития семьи таковы, что все больше отцов активно участвуют в жизни своих детей. Уже никого не удивишь тем, что папа присутствует при рождении своего малыша, меняет подгузники, водит на прогулки и в детский сад. Заботливые папы с удовольствием берут на себя часть обязанностей по уходу за своим ребенком, играют и занимаются его развитием.

Но далеко не все семьи подходят под описание «Мама, папа, я — счастливая семья!». Даже если семья полная, папа может присутствовать только номинально. Ссылаясь на занятость, отец так мало принимает участие в жизни своего ребенка, что порой возникают анекдотические ситуации — он не знает в какой детский сад или школу ходит ребенок. В таких семьях папа — это источник финансирования или карающая инстанция. Такое отношение к отцовским функциям складывается в каждой семье по своим причинам, но в конечном итоге всю заботу о ребенке берет на себя мама или бабушка, а ребенок оказывается лишенным мужского воспитания. А ведь папа играет огромную роль в формировании личности ребенка, причем очень важную как для сына, так и для дочери. От степени участия папы в жизни своего мальчика или девочки во многом зависит то, как сложится дальнейшая жизнь ребенка.

Зачем ребенку папа?

Для каждого ребенка значимы и любимы оба родителя. Мама и папа выполняют различные, дополняющие друг друга, функции в воспитании ребенка. Мама – это любовь, тепло, забота, нежность, сочувствие. Папа – это защита, уверенность, дисциплина, целеустремленность, авторитет. В той семье, где мама и папа выполняют свои материнские и отцовские функции правильно, ребенок вырастет гармоничным и успешным человеком, сумеет создать свою счастливую семью и найти место в жизни.

Еще когда малыш находится в мамином животике, ему уже необходимо папино участие. Знаете ли Вы, что низкий папин голос ребенок начинает слышать даже раньше, чем высокий мамин. А папины прикосновения станут привычными для малыша и помогут утешить кроху, когда он уже родится?

Сразу после рождения малыша папа, который участвует в уходе за крохой, носит в своих сильных руках, купает и играет – на самом деле дает своему ребенку очень важную вещь- ощущение защищенности и любви, которые останутся с ним на всю жизнь и помогут не сдаваться перед лицом трудностей.

Именно в первые месяцы жизни формируется привязанность малыша к своим близким. Эта привязанность сохраняется между ребенком и родителями на всю жизнь, помогает ему в будущем создать свою семью, в которой царит любовь между супругами. Те папы, которые отстраняются от забот о малыше, считают это женскими делами и ждут, когда ребенок подрастет для общения с ним, рискуют столкнуться с конфликтом отцов и детей.

Для подросшего малыша 1- 3 лет папа — это тот, кто играет с ним в веселые и подвижные игры, учит быть смелым и решительным. Папа дает понять, что мир гораздо больше, чем малыш думал до сих пор, и пришла пора отправиться на покорение этого огромного мира. Для трехлетнего ребенка очень важно осознать, что он отдельная личность, со своими желаниями и возможностями. Именно папа поможет малышу отделиться от мамы и пережить этот период, стать самостоятельным, решительным, уверенным.

В 3 — 6 лет, когда ребенок осознает свою половую принадлежность, родитель противоположного пола вызывает в нем восхищение и даже влюбленность. Папина важнейшая задача – показать ребенку границы, за которые он не может заходить. Для ребенка этого возраста папа – самый лучший, самый сильный. Поэтому от детсадовцев часто можно услышать фразы типа: «А мой папа знает каратэ!», « Вот я сейчас папу позову, он тебе задаст!». Маленькому мальчику или девочке очень важно осознавать в этот период, что за его спиной есть защитник.

Весь период взросления, папа для сына или дочери является образцом мужского поведения, по которому сын формирует свое поведение как мужчины, мужа и отца, а дочь – образ будущего супруга.

Итак, роль папы на всех этапах жизни ребенка трудно переоценить. Как сказал Э. Фромм, отец — это тот, кто учит ребенка узнавать дорогу в мир. Поэтому папина роль не менее важна, чем мамина.

Почему же не каждый отец осознает свою роль в воспитании и развитии ребенка?

Многое зависит от того, какой опыт получил папа в родительской семье, где он вырос, от особенностей его личности, жизненного опыта. Но очень многое зависит от женщины, с которой он живет и растит ребенка теперь. Женщины сами часто отстраняют отца от ребенка. Начинается этот процесс в то время, когда малыш только родился, был таким маленьким и «хрупким». Папы часто неуверенны, справятся ли они с малышом, им кажется, что у женщины это получится лучше. Если мама неправильно повела себя в этот период, папа оставляет все попытки приблизиться к малышу и спасается бегством на работу или в другое место, где он чувствует себя уверенным и нужным. В таком случае привязанность между папой и ребенком не формируется, начинается их постепенное отдаление друг от друга, отношения становятся формальными.

Как привлечь папу к активному участию в жизни ребенка?

  • Помогите будущему папе осознать свою ответственность еще во время Вашей беременности. В этом Вам может помочь перинатальный психолог или специальные курсы по подготовке к родам.
  • Доказано, что связь между отцом и ребенком крепче, если папа принимал участие в родах жены, если новорожденный малыш и папа увиделись в первые 36 часов после родов.
  • Доверяйте папе ребенка с самого рождения. Помогите новоиспеченному папочке преодолеть свои страхи и неуверенность перед малышом – не критикуйте его действия, не обращайте внимания на промахи, благодарите за помощь, подчеркивайте важность его участие в жизни крохи. Покажите папе, что общение с малышом — это огромное удовольствие, а не сплошные заботы.
  • Хвалите и поощряйте папу, когда он старается быть полезным для малыша. Доказано, что папы могут очень хорошо чувствовать потребности ребенка и многие вещи делают для ребенка даже лучше мамы. Помните, что мужчины обращаются с детьми не хуже женщин, а по-другому.
  • Для детей постарше и пап постарайтесь организовать больше совместных мероприятий: прогулки, походы в кино или театр, в парк, изготовление поделок, приготовление блюд или что-то другое.
  • Сформируйте у ребенка уважительное отношение к папе, даже если Вы в разводе. Ведь папа — это часть самого ребенка, и неприятие отца может привести к неприятию ребенком себя самого, низкой самооценке. Старайтесь подчеркивать хорошие качества отца ребенка и не запрещайте общаться друг с другом. Можно использовать скайп или мобильный телефон.
  • Даже если папа много работает, держите его в курсе всего, что происходит с ребенком: как он подрос, какие смешные слова сказал, показывайте рисунки и поделки, советуйтесь с папой. Постарайтесь, чтобы папа проводил с ребенком пусть немного времени, но с удовольствием для обоих. При желании на выходных и в отпуске всегда можно восполнить недостаток общения.

психолог Холопкина Надежда Валентиновна

Специфика материнских и отцовских функций

Специфика материнских и отцовских функций.doc

Федеральное государственное образовательное учреждение

Читайте так же:  Цена свободы

высшего профессионального образования
«Московский государственный педагогический университет»

Реферат на тему:

«Специфика материнских и отцовских функций».

4 курса, 7 группы

Преподаватель: Елена Геннадьевна

Социальные изменения в современном обществе, связанные с ломкой традиционной системы половой стратификации, приводят к изменению гендерных ролей, в том числе и родительских. Проблемы семьи, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка становятся все более актуальными. В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации мало изучена, хотя этот вопрос актуален и практически значим при подготовке в области семейной психологии, а также при составлении программ психологического сопровождения семьи.

Цель: заключается в исследовании роли отца и матери в воспитании ребенка.

Задачи: 1. Анализ теоретических предпосылок изучения влияния отцовства на развитие личности ребенка

2. Анализ теоретических предпосылок изучения влияния материнства на развитие личности ребенка

3. Написать заключение о результатах работы

Методологической основой теоретического исследования являются:

Изучении взаимоотношений матери и ребенка (М. Кляйн, ДЖ. Боулби), теоретически обозначенные З. Фрейдом, К.Г. Юнгом, Ш. Бартом, С. Матейчиком аспекты влияния отцовства на развитие личности ребенка.

1.1. Исследование влияния родителей на формирование личности ребенка

Одна из наиболее важных и оригинальных для психологии идей Л.С. Выготского заключается в том, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым. Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является.

Существует два подхода к изучению родительства в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения, — ребенок или родитель. Первый подход, наиболее распространенный, анализирует родительство применительно к развитию ребенка, во втором рассматривается выполнение родительской роли через призму личности родителя, здесь исследуется самореализация личности в родительстве и другие личностные характеристики, так или иначе изменяющиеся с появлением ребенка.

Анализ различных исследований позволяет вычленить два взгляда на формирование личности сквозь призму детско-родительского взаимодействия:

Во-первых, те или иные личностные особенности можно рассматривать как результат усвоения демонстрируемых родителями образцов поведения. Особая роль при описании данного аспекта принадлежит явлению идентификации.

Во-вторых, – как результат воздействия со стороны родителей, определяемый характером их стиля воспитания. Т.е. особенности воспитания создают условия, благоприятствующие или же препятствующие формированию адекватной положительной самооценки.

При определении роли родителей в формировании личности ребенка особое внимание уделяется стилям воспитания. При этом авторы не разделяют влияния отца и матери. Поэтому данное направление исследований можно рассматривать и при объяснении роли отца и при объяснении роли матери в воспитании ребенка.

Традиция изучения стилей родительского поведения (воспитания) сложилась уже давно. В настоящее время различные авторы, занимающиеся проблемами воспитания в семье, выделяют некоторые общие типы и стили воспитания и взаимодействия между родителями и детьми, характерные для ряда семей. И в зависимости от основания приводят различные классификации типов детско-родительского взаимодействия.

Так, например, Спиваковская А.С. представляет трехчленную модель факторов воспитания. Она выделяет три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия- антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать восемь типов родительской любви: действенная любовь (симпатия, уважение, близость); отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком); действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения); любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция); отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция); презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция); преследование (антипатия, уважение, близость); отказ (антипатия, уважение и большая межличностная дистанция).

Несмотря на такое многообразие классификаций стилей воспитания в семьи наиболее изученной до сих пор является классическая – в рамках которой выделяют авторитарный, либеральный, авторитетный и индифферентный стили. При описании данных стилей Крайг говорит о различном соотношении степени контроля и душевной теплоты. Именно изучению этих стилей посвящено множество отечественных и зарубежных исследований. Последние, в частности, позволяют сделать выводы о влиянии стиля родительского воспитания на формирование самооценки дошкольника.

Так, авторитарный стиль воспитания, подразумевающий подчинение поведения как самих родителей, так и детей жестким правилам и нормам, безаппеляционность в суждениях и отсутствие готовности принять (в требованиях и наказании) ребенка, приводит к появлению у ребенка уверенности в том, что его не принимают, не одобряют. А это, в конечном счете, приводит к убеждению в своей малоценности и ненужности. Для детей авторитарных родителей характерны болезненная стеснительность и социальная пассивность, т.к. они боятся неудач, критики, наказания. Таким детям не достает спонтанности, жизнерадостности, прочной уверенности в себе и эмпатии, их характеризует низкая самооценка.

Другой крайностью в воспитании детей является поведение либеральных родителей, которые не ограничивают и не направляют деятельность ребенка, предоставляя его самому себе. Это может привести к повышенной тревожности, сомнению в собственной ценности, низкому уровню успешности. Кроме того, ребенок может бессознательно искать недостающего ему контроля и, во многом благодаря этому, достаточно легко попадать под влияние сомнительных авторитетов.

Индифферентный стиль родительского поведения характеризуется отсутствием интереса к выполнению родительских функций и собственно детям. При этом у родителей складывается отвергающая позиция по отношению к ребенку, что, в конечном счете, приводит к формированию низкой самооценки.

Помимо описанных выше, выделяется еще и авторитетный стиль поведения родителей. Он обладает оптимальным сочетанием степеней контроля и душевной теплоты. Дети таких родителей превосходно адаптированы: уверены в себе, обладают развитием самоконтролем и эффективными социальными навыками. Также этих детей отличает высокая самооценка, в свою очередь высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показывать свою ценность.

Итак, можно констатировать, что первые три стиля родительского поведения (авторитарный, либеральный, индифферентный) являются неблагополучным для ребенка сочетанием степени контроля и степени теплоты. В то время как авторитетный стиль поведения родителей соответствует адекватной ситуации воспитания ребенка и способствует формированию у него адаптивного поведения в будущем, основанного на положительной самооценке.

Помимо опосредованного влияния стилей родительского поведения (через создание условий для формирования тех или иных личностных особенностей), существует и более прямое влияние родителей на формирование личности ребенка. Основным механизмом при этом является подражание, которое вытекает из процесса идентификации ребенка с родителями.

Поведение родителей, их установка важны для развития ребенка, т.к. искажения развития встречаются не только у лиц, в раннем детстве разлученных с матерью или отцом, но также и у тех, кто испытал влияние неправильных родительских установок.

Сфера общения ребенка с родителями напрямую определяет отношение ребенка к себе. В работе Е.Т. Соколовой указана главная причина формирования низкой самооценки дошкольника – неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком, которое в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение личности собственного «Я». Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность: психическое перенапряжение, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

Таким образом, в психолого-педагогической литературе можно обнаружить многочисленные доказательства влияния детско-родительских отношений на воспитание ребенка. Однако в этих исследованиях либо не разделяется роль отца и матери, либо выделяется только влияние со стороны матери на развитие ребенка. Такое негармоничное изучение детско-родительских отношений является неудовлетворительным и требует выделения той специфической роли, которую играет в воспитании ребенка отец или мать. Решить данную задачу можно благодаря сравнению роли отца и матери в воспитании ребенка.

1.2. Отличия роли отца и матери в воспитании ребенка

[2]

Различия в отношении к детям со стороны отца и матери привлекали внимание многих исследователей. Э. Фромм анализируя различные формы любви, говорит о различиях материнской и отцовской любви. С точки зрения этого автора отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется, на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций. Любовь матери в противовес отцовской является безусловной.

Читайте так же:  В детство или в жертву - выбор за нами

Согласно представлениям А.Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации.

Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности.

Важным в анализе различий влияния отцов и матерей на развитие ребенка становится изучение особенностей взаимодействия отцов с детьми разного возраста.

В литературе часто указывается на пагубное влияние социальной депривации ребенка в период младенчества. При этом традиционно отмечается, что ребенку необходимо общение с матерью, отец же упоминается только в случае, когда он выступает в роли лица, заменяющего мать.

Однако, в настоящее время психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации, где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном или стимулирующем развитие ребенка отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей, строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства в последующие поколения.

Проблема установления контактов младенца с отцом, начиная с первых дней жизни, хорошо изучена зарубежными психологами. В исследовании Маргарет Родхолм отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут, при этом им предлагали держать ребенка на руках, разговаривать с ним, поглаживать головку, ручки и ножки новорожденного. Также как и для матерей, ранний контакт с ребенком отцов повлиял на последующее взаимодействие: такие отцы были более активны, проявляли больше понимания потребностей детей, испытывали больше положительных эмоций в контактах с детьми.

Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они практически сразу привязывались к ребенку, переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. В ряде исследования было установлено, что эти отцы гораздо больше привязываются к своим детям, больше заботятся о нем, чем те, кто увидел ребенка впервые только через несколько дней после рождения. Присутствие на родах, совместные переживания укрепляют также их привязанность к жене, укрепляют чувство общности между мужем и женой, которая нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный.

Отцовское воспитание: чем оно отличается от материнского

Отцовское воспитание — это мужская модель поведения, которую отцы транслируют своим детям. Многие женщины уверены, что лучше знают о потребностях детей, и можно обойтись без мужского влияния, пусть только отец деньги зарабатывает, ведь природой заложено, что мужчина — это защитник и добытчик, а женщина — хранительница семейного очага.

На Руси воспитанием детей до 3-4 лет занималась мать, с малолетства привлекая их к мелкой работе, но потом воспитанием мальчиков занимался отец, и даже в богатых семьях, как только сыновья подрастали, их разлучали с матерью и воспитывали в мужском коллективе.

В современном мире семейным воспитанием детей заняты, в основном, женщины. Особенно страдают от этого мальчишки. Хочется напомнить, что наши предки считали, что даже самая расчудесная женщина не в состоянии воспитать истинного мужчину. Мужчину может воспитать только мужчина.

Отцы воспитывают в детях дисциплину, ответственность, выносливость. Матери — нежность, мягкость, чувствительность, интуитивность. Для мужчины и женщины важные и неважные вещи — разные, поэтому и к детям они относятся по-разному.

Отношение к детям

Для мамы ребенок — это чудо, к появлению которого она готовится, с которым изначально имеет тесную не только духовную, но и физическую связь. Матери любят своих детей такими, какие они есть, заботятся о них, следят за питанием, гигиеной, дарят ласку, нежность. Мамы более терпимы к детям.

Для папы появление малыша – нечто иное, нежели для мамы. Ему еще нужно привыкнуть к этому человечку, который так неожиданно «втиснулся» в сложившийся семейный уклад.
Папы обычно уделяют меньше времени «сюсюканью» с малышом. Они менее терпимы к детям и к детским шалостям — у них всё по- взрослому.

Отцам важны конкретные действия, а не эмоции, а мамы склонны к отклику на детские чувства — чаще прощают, жалеют, утешают, с пониманием относятся к мелким, но таким важным в понимании ребенка эпизодам.

Специфика материнских и отцовских функций

Специфика материнских и отцовских функций.doc

По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.

[3]

Изучение взаимодействия отцов с детьми-младенцами позволило установить, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере.

При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «по кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. Интересно, что с самого раннего возраста младенцы, при виде отца тянутся к нему и поднимают брови, ожидая, что «раз папа здесь, будем играть». В ходе одного эксперимента малышам предоставлялась возможность выбора партнера по играм, и они, как правило предпочитали отцов. Предполагается, что это предпочтение можно объяснить большей подвижностью игр с отцами.

Игры матери и отца с ребенком имеют различные функции. Игры с отцом, в отличие от игр матери, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство безопасности и тепла, способствуют развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что является важным условием интеллектуального развития ребенка.

Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.

Читайте так же:  Пусть говорят!

При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери – отрицательное.

Таким образом, влияние со стороны отца отличается от влияния со стороны матери. Это связано с теми социально-культурными ролями, которые принадлежат матери и отцу в воспитании ребенка.

Исторически формирование института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появляется естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так, обществом за мужчиной хранителем традиций закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть, в отличие от роли матери, основанной на материнском инстинкте. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, того какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.

Наиболее распространенной моделью отцовства до недавнего времени была традиционная модель. В этой модели отец – кормилец, персонификация власти и высший дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во вне семейной общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

В последнее время в публицистике и средствах массовой информации все чаще дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в воспитании детей». Для того, чтобы понять особенности нынешних отцов, следует рассмотреть изменения, происходящие с семьей в культуре и обществе.

Изменения, связанные с семьей, наметились, начиная с 60-х годов, когда резко возросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий, и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа – главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях эту роль ответственности за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, конкурирующие с мужчинами на производстве и в профессиональной карьере. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, а перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

В свою очередь отношения с матерью у ребенка более близкие, так как именно мать уделяет в наше время, больше внимания ребенку, принимает более активное участие в его жизни.

Согласно культурно- исторической теории развития Л.С. Выготского развитие личности ребенка опосредованно его отношениями со взрослыми. Формирование высших психических функций происходит только в рамках совместной деятельности ребенка и взрослого. При этом большая роль в формировании личности ребенка принадлежит более ранним этапам онтогенеза. А в ранние периоды развития родители выступают в качестве тех взрослых, отношение с которыми является первостепенным в воспитании ребенка.

В современной психологической литературе уделяется много внимания анализу особенностей взаимоотношений ребенка с родителями. При этом различные исследователи либо не делают различий между детско-материнскими и детско-отцовскими отношениями, либо указывают на большую роль матери в воспитании детей раннего возраста.

Сравнение воспитательных воздействий со стороны отца и со стороны матери позволяют выделить особенности отцовского воспитания. Влияние со стороны отца отличается от влияния со стороны матери. Это связано с теми социально-культурными ролями, которые принадлежат матери и отцу в воспитании ребенка. Любовь отца к ребенку имеет отличное от материнской любви назначение и проявления. Игра отца с ребенком отличается от игры матери с ребенком.

Таким образом, современные представления о различиях в воспитательных воздействиях матери и отца, позволяют говорить о специфики влияния отца на ребенка.

Однако, особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

Особую роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации. К важным качествам отцов, влияющих на развитие ребенка относят: излишняя строгость, импульсивность, мнительность и т.д.

РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В воспитании ребенка

Освоение родительской позиции еще не означает ее присвоения. В то время, как реализация родительских функций начинается сразу после рождения ребенка, изменение сознания – длительный процесс, а становление внутренней позиции родителя может рассматриваться как новообразование периода вхождения в родительство.

В работах А.С. Спиваковской предложена классификация, в которой мотивы воспитания ребенка объединены в 3 группы:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

· мотивы, определяющие ценностное отношение к ребенку (потребность в признании личности ребенка, потребность в смысле жизни, потребность быть любимым, потребность любить и заботиться);

· социальные мотивы, связанные с положением женщины в обществе (потребность в социальной роли родителя, потребность в самоуважении, самопринятии — мотив долга или «социальная ответственность»);

· инструментальные мотивы, определяющие ситуацию родительства, при которой ребенок является средством достижения не связанных с материнством потребностей (прагматический мотив, потребность в реализации своих собственных достижений, потребность в сохранении брака, потребность родителя в апробации и верификации собственной воспитательной методики, мотив воспитания определенных качеств в ребенке).

Перечень материнских мотивов в описаниях различных авторов постоянно расширяется. Важно понимать, что особенности материнской деятельности обусловлены не просто наличием или отсутствием в ее мотивационной сфере конкретного мотива (в условиях полимотивированности человеческого поведения многие из перечисленных мотивов могут быть представлены), а тем, какой из них займет приоритетное положение в целостной структуре, станет ведущим. Это становится результатом индивидуального выбора личности, отражая специфические особенности ее потребностной сферы.

Психологи Рабин и Грин в своей типологии мотивов родительства выделили такие типы мотивации:

· альтруистическая (например, потребность в заботе о ребенке; схожа с первой группой по Спиваковской);

· фаталистическая (потребность в выполнении своего человеческого предназначения, продолжения рода);

· нарциссическая (например, потребность в доказательстве своей физиологической и психологической состоятельности; схожа со второй группой по Спиваковской);

· инструментальная (рождение ребенка — средство достижения целей, которые могут не иметь никакого отношения к родительству; схожа с третьей группой по Спиваковской).

У Зенковой критерием типологизации мотивационной сферы материнства выступает субъектность или объектность в отношении матери к будущему ребенку.

Адекватные материнские мотивы:

· Мотив любви и заботы (потребность любить и заботиться)

· Самореализация, творчество в материнстве

Неадекватные материнские мотивы:

· Соответствие социальным ожиданиям

[1]

· Избегание одиночества в старости

Читайте так же:  Все вокруг бесят!

· Создание близких отношений, появление любящего человека

· Ребенок – предмет гордости

· Ребенок – средство реализации материальных потребностей

· Ребенок – средство повышения собственного статуса

фромм условная и безусловная (мать)

Нарушения в семье

Фрейд роль отца в сепарации с матерью эдипов комплекс

про Адлера, про характеристики современного отца. Он более андрогинный.

Пол ребенка, возраст ребенка, сиблинговая позиция ребенка

В концепции Фромма материнская и отцовская любовь рассматриваются как имеющие разную природу, генезис, формы проявления и оказывающее различное влияние на развитие ребенка. Фромм (1990) анализируя традиционную семью, противопоставлял материнскую и отцовскую любовь. Материнская по своей природе безусловна, не связана с достоинствами и достижениями ребенка. Любовь матери, по Фромму , слепа и не знает справедливости. Мать изначально признает самоценность ребенка и строит отношения по типу альтруистической любви, готовности к самопожертвованию и самоотдаче. Материнская любовь дана ребенку как дар, она является основой формирования базового доверия к миру, открытости и готовности с ним взаимодействовать (Эриксон). Отцовская любовь – требовательная, условная, это любовь, которую ребенок должен заслужить. В отличие от материнской любви, эта любовь не имеет врожденных предпосылок, формирутся на протяжении первых лет жизни. Что бы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенной системе социальных требований. Традиционная роль отца – он носитель социальных норм и требований, образец стандартов поведения. Любовь отца выступает как одобрение поведения ребенка, соответствие определенным ожиданиям.

Исследования показывают, что подростки склонны принимать наказания отца чем матери, так как наказания матери воспринимаются как отвержение, проявление не любви, враждебности.

Для формирования гармоничной полноценной личности необходима любовь отца и матери. Искажения в материнской и отцовской любви приводят к нарушениям развития ребенка. Пример: при дистантных родителях, ребенок может всеми возможными способами даже негативными привлекать к себе внимания, ведь там самым он хоть немного чувсвтует проявление чувств пусть даже гнева.

Либо при холодной дистантной маме и строгом отце, ребенок будет ближе к отцу, так как там он может заслужить любовь.

Концепция Адлера содержит интересные дополнения, в понятие роли отца и матери в развитии ребенка.

Мать играет ключевое значение в формировании у ребенка чувства социальной общносте и социальной идентичности. Мать учит любви и заботе о ближнем. Желательно что бы мать не ограничивалась лишь воспитанием ребенка а имела еще активную социальную жизнь, тем самым подавая пример ребенку.

Роль отца играет в поощрении ребенка к формированию социальной компетентности, которая необходима для преодоления комплекса неполноценности. Отец поощряет к активности, ставит задачи, задает образцы поведения, оказывает необходимую помощь.

Принятие роли отца начинается во второй половине беременности супруги и продолжается около года ..

Необходимо активно включать отца в воспитание начиная с еще тогда когда ребенок находится в утробе (общение, разговор)

Современный тип отцовства:

Доступность, включенность, ответственность, мониторинг

Активное участие отца в воспитании маленького ребенка формирует надежный тип привязанности у ребенка.

К матери дети чаще обращаются за проявлением близости и эмоциональной поддержки, а отец выступает как партнер в совместных делах и источник авторитетного мнения.

Взаимодействие с ребенком определяется полом ребенка, возрастом. Девочки больше ждут от родителей, предьявляют больше требований чем мальчики, приписывают им больше обязательств.

Принятие ребенком отца зависит от супружеской теплоты отношения матери к отцу.

Например: если мальчик воспитывается одной матерью то мальчик не имею образца маскулинности, идентичность формируется по типу — Не смей плакать ты же не женщина. Допустим если мама тепла и эмпатична, то соответственно мальчик приобретает модель от обратного.

Функция отца в воспитании девочки в том что бы подчеркивать ее фиминность, дать ей возможность утвердить свою полуролевую идентификацию, сохраняя ориентацию на идентичность с матерью, но в собственном уникальном варианте. у мальчика ориентацию на автономию ответственность настойчивость направленность на достижения.

Если у супругов отношения гармоничные тогда и отец уделяет больше внимания детям, больше включен эмоционально. Подчеркивает фиминные качества дочери и своим отношением к матери ориентирует сына на выполнение традиционной мужской роли, воспитывая в нем такие качества как автономию, ответственность, направленность на достижения, настойчивость. И всякие нарушения в супружеских отношениях, естественно негативно сказываются на воспитании детей: холодность, дисгармоничность… и тд.

Так же тут можно сказать о том, что в 20 веке семья претерпела значительные изменения, связанным с тем что женщина начала работать. Если раньше отец был помощником, то сейчас полноправный родитель, то есть изменились роли супругов. То есть сейчас отец не только носитель социальных требований, ожиданий к поведению и достижениям ребенку, он так включает эмоциональное общение с ребенком и первичный уход за младенцем. Ввели термин со-родительство, используют вместо терминов отцовство и материнство. Характерно для семей где оба супруга работают и вносят одинаковый вклад в материальное обеспечение.

Дата добавления: 2017-01-13 ; Просмотров: 238 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Роль отца и матери в воспитании детей дошкольного возраста

курсовая по педагогике.rtf

Министерство образования Республики Беларусь

«Мозырский государственный педагогический университет

имени И.П. Шамякина»

Роль отца и матери в воспитании детей дошкольного возраста

Студентка ф-та ДиНО

Д-4, 2 курса, 4 группы Ю.С. Эдешева

Глава 1. Теоретические предпосылки изучения роли отца и матери в воспитании ребенка

1.1. О природе материнского поведения………………………………………………4

1.3. Влияние отца на психическое развитие ребенка……………………………….. 12

1.4. Как родители влияют на образ «Я» ребенка…………………………………….16

[3]

1.5. В чем разница между материнским и отцовским воспитанием………………. 21

1.6. Поведение родителей и привязанности…………………………………………. .22

Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи отношений детей дошкольного возраста и родителей.

2.1.Организация и методы исследования ……………………………………………….31

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………………… 35

Актуальность исследования: Я решила заняться этой научно-исследовательской работой, так как сочла ее актуальной на сегодняшний день. Тема взаимосвязи психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка, рассмотренная в данной работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Для маленького ребёнка семья — это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.

Объект: дети дошкольного возраста и их семьи

Цель: Изучить влияние отца и матери в воспитании и формировании личности детей дошкольного возраста, выявить разницу между отцовским и материнским воспитанием, изучить поведение и привязанность родителей к детям.

Задачи: показать влияние матери на воспитание дошкольника, изучить влияние отца на формирование личности дошкольника, выявить разницу между отцовским и материнским воспитанием, изучить поведение и привязанность родителей к детям.

Методы исследования: теоретический анализ научной педагогической литеоатуры, изучение документации детского сада, беседы с воспитателями, наблюдение педагогической деятельности, изучение опыта работы воспитателя и методической службы детского сада.

База исследования ДОУ «Ясли-сад №70 с художественно-эстетическим уклоном» г.Гомеля

Глава 1. Теоретические предпосылки изучения роли отца и матери в воспитании ребенка

Читайте так же:  Как построить счастливые отношения

1.1 О природе материнского поведения

Определяется ли материнское поведение у людей генетически заложенной программой? В настоящее время не существует единства мнений относительно сугубо биологической основы поведения матери по отношению к младенцу. Некоторые склонны подчеркивать биологические аспекты материнства, в то время как другие — социальные.

С эволюционной точки зрения, функция матери состоит в обеспечении адекватной заботы о потомстве. У животных содержание материнской функции имеет видотипические особенности, а у человека, помимо специфически человеческих, к ней добавляются социокультурные, обеспечивающие воспитание ребенка как члена определенной общественной группы, носителя культурного наследия.

В зарубежной психологии понятие «mothering» — материнская забота — было введено в 1950-х годах и имело довольно размытые границы: включало такие неоднородные моменты взаимодействия матери с ребенком, как кормление грудью, физический уход, осуществление биологической связи, индивидуальный стиль взаимодействия с ребенком, реализация эмоциональных связей.

Известный исследователь Конрад Лоренц высказал идею: если для выживания и развития детеныши некоторых видов животных нуждаются в родительской заботе, то они должны обладать способностью (особыми средствами) ее вызывать. Одним из таких средств является внешний вид малышей, который существенно отличается от внешнего облика взрослых особей. Так, человеческий младенец обладает крупной в соотношении с размерами тела головой, большим и выдающимся лбом, большими глазами, расположенными ниже горизонтальной средней линии лица, круглыми щеками, маленькими и пухлыми ручками и ножками. Этот комплекс качеств был обозначен как «babyness» — детскость. Внешний вид младенца притягивает взрослого к ребенку, вызывает прилив нежности, умиление, желание проявить заботу. Схожесть подобных черт во внешнем облике потомства различных видов млекопитающих объясняет, почему возможно межвидовое усыновление (например, кошка выкармливает щенка), а также почему детеныши животных часто так привлекательны и притягательны для людей.

В отличие от К. Лоренца, который рассматривал статические характеристики младенца, Д. Боулби обратил внимание на поведенческие аспекты и выделил следующие основные типы поведения: плач, улыбку, сосание, хватание, реакцию следования, лепет, которые являются, по его мнению, врожденными средствами стимуляции материнской заботы. С точки зрения Д. Боулби, ориентированная на родителя активность младенца имеет сигнальное значение для взрослого и активирует генетически запрограммированную комплементарную систему поведения.

Большое значение для формирования общения имеет установление контакта взглядов взрослого и ребенка. Сначала новорожденный скользит взглядом, не фиксируя его на глазах взрослого, чаще смотрит на границу лба и волос. Постарайтесь встретить взгляд новорожденного и, перемещая лицо в направлении взгляда, удерживайте его на себе. Контакт взглядов сопровождайте ласковыми словами и улыбкой, которые помогают его продлить.

Еще одним важным типом поведения младенцев является взгляд в глаза взрослого. Многие матери говорят о возрастании любви к ребенку после установления с ним зрительного контакта. Социальная улыбка и контакт глаз являются своеобразным поощрением, наградой за материнскую заботу. «Можем ли мы сомневаться, — пишет Д. Боулби, — что чем больше и лучше младенец улыбается, тем больше его любят и тем больше о нем заботятся. С пользой для выживания младенцы так устроены, что они используют и порабощают матерей».

Помимо способности привлекать и удерживать материнское внимание младенец наделен и механизмом избегания. Так, например, он отворачивает головку от матери в тех случаях, когда не хочет продолжать общение. Сигналами прерывания взаимодействия являются также плач, крик, икание, зевота, энергичные движения ручками и ножками.

Таким образом, младенец не является пассивным объектом материнских воздействий, он инициирует, поддерживает, подкрепляет и регулирует материнское поведение. По мере развития ребенка «репертуар» стимуляции изменяется, появляются новые типы, соответственно меняется и поведение матери. Все это позволяет сделать вывод: не только мать социализирует младенца, но и младенец обучает и воспитывает мать. Легче всего младенец выделяет лицо матери, находясь в положении под грудью, как во время кормления.

Хотя отношения между матерью и младенцем являются основополагающими для человеческих взаимоотношений, их содержание и особенности стали исследоваться относительно недавно.

Меняется не только речь матери. Так, можно отметить замедленное формирование и долгое удерживание особенно эмоционального выражения лица (глаза широко раскрываются, брови вскидываются), а также замедление, однообразие и повторяемость действий, необычные по темпу и ритму движения приближения и удаления от младенца: мать может быстро приближаться к ребенку вплоть до расстояния нескольких сантиметров от его лица.

Репертуар экспрессивных выражений лица ограничен и не меняется: выражение удивления — для проявления готовности или приглашения к взаимодействию; улыбка или выражение интереса — для поддержания контакта. Мать хмурится или отводит взгляд, если хочет закончить взаимодействие, а при его избегании сохраняет нейтральное выражение лица.

Главный вывод, который сделали исследователи, изучавшие поведение матери при взаимодействии с ребенком, состоит в том, что постоянные по содержанию и стереотипные проявления поведения создают у ребенка ощущение стабильности и предсказуемости окружающего мира, чувство безопасности.

Период приблизительно от 2 до 6 месяцев считается «медовым месяцем» взаимодействия матери и младенца. Именно тогда отчетливо проявляются слаженность, гармоничность, взаимное дополнение в их поведении. Они научаются читать сигналы начала и окончания активности друг друга, соблюдать очередность и выстраивать длинные цепочки взаимодействия. Так, во время кормления младенец сосет грудь, совершая серии движений длительностью от 8 до 10 секунд, прерывая сосание паузами от 2 до 5 секунд, в которых нет никакой физиологической необходимости. Большинство матерей (независимо от того, кормят они грудью или из бутылочки) во время таких пауз поглаживают ребенка, разговаривают с ним для того, чтобы стимулировать продолжение сосания. Интересно, что младенец начинает вновь сосать молоко и без стимуляции. Скорее всего, он использует паузы, чтобы вызвать ответную реакцию. Так возникает первый диалог между матерью и ребенком.

1.2Готовность к отцовству

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В одном из детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в игру «Дочки-матери». Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае — только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца — лег на диван и сказал: «Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер». Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие, и в самых общих словах: «Ходят на работу», «Зарабатывают деньги», «Ругают маму», «Наказывают».

Источники


  1. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум. Учебник и практикум / Д.М. Рамендик. — М.: Юрайт, 2016. — 304 c.

  2. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум. Учебник и практикум / Д.М. Рамендик. — М.: Юрайт, 2016. — 304 c.

  3. Свияш, А.Г. Советы брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться / А.Г. Свияш. — М.: АСТ, 2015. — 203 c.
  4. Свияш, А.Г. Советы брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться / А.Г. Свияш. — М.: АСТ, 2015. — 203 c.
  5. Кузина, С.В. Большая книга вранья / С.В. Кузина. — М.: Астрель, 2012. — 146 c.
Материнская и отцовские функции в воспитании
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here