Место психологических тренингов и психотерапии в современном российском обществе

Сегодня обсуждаем тему: место психологических тренингов и психотерапии в современном российском обществе с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Психотерапия и психологическое консультирование сегодня и завтра

С каждым годом всё больше растёт уверенность в том, что психологические ресурсы наших граждан их психологическое благополучие и психическое здоровье являются важнейшими, стратегическими ресурсами страны. Эта уверенность растёт и в государстве и в нарождающемся гражданском обществе. И, конечно, среди профессионалов в области психотерапии и психологии.

Психотерапия и психологическое консультирование в нашей стране представляют собой молодые области помогающих профессий. Конечно, психотерапия и консультирование отличаются друг от друга. В данном публикации мы будем рассматривать их совместно, сосредоточившись на их сходстве. И так, только с девяностых годов XX века российские специалисты стали активно обращаться к западной психотерапии, обучаться в странах Западной Европы и Северной Америке. В дальнейшем, особенно большое значение для развития психотерапии в Российской Федерации приобрели тесные контакты с Европейской ассоциацией психотерапии и Всемирным советом по психотерапии. Можно уверенно сказать, что сегодня у нас развиваются основные методы европейской и мировой психотерапии.

Сегодня карта психотерапии в нашей стране представлена как западными, так и национальными методами или как принято сейчас говорить — модальностями.

Западные модальности: группанализ; гештальт-терапия; семейная системная психотерапия; экзистенциальная психотерапия; телесно-ориентированная психотерапия; позитивная психотерапия; символдрама; трансперсональная психотерапия; нейролингвистическая психотерапия; софия-анализ; психодрама; психоорганический анализ; транзактный анализ; гипнотерапия; семейные системны расстановки по Хеллингеру. Различные направления и школы психоанализа и психоаналитически ориентированной психотерапии складываются в отдельные группы и сообщества.

В комитете модальностей (методов) психотерапии Профессиональной психотерапевтической лиги Российской Федерации доказали своё право на профессиональное признание следующие 40 методов.

И это далеко не все методы психотерапии, распространившиеся в Российской Федерации. К примеру, ждут своего признания и разработанная на Северо — Западе личностно ориентированная реконструктивная психотерапия и разработанный на Юге.

С 1995 года российская психотерапия стала интенсивно интегрироваться в систему европейской психотерапии через активную работу в Европейской ассоциации психотерапии. Причем этот процесс характеризует осознанное движение навстречу друг другу. Европейская ассоциация психотерапии — крупнейшее сообщество, объединяющее специалистов по принципу принадлежности к профессии в целом, а не к какой-то конкретной модальности. Российские специалисты впервые получили реальную возможность получить образование европейского уровня. Причем это касается не только профессионалов, проживающих в столицах, а сотен, а в последующем — и тысяч желающих во всех концах нашей большой страны. Специалисты из нашей страны получили возможность получать Европейский сертификат психотерапевта. А европейский сертификат задуман как единый документ, позволяющий специалистам свободно работать в странах объединенной Европы без сдачи экзамена по специальности. Сегодня по числу выданных Европейских сертификатов Россия находится на шестом месте в Европе, из 45 стран, участниц Европейской Ассоциации Психотерапии.

Важно отметить, что все уникальные научные и практические достижения отечественной психотерапии бережно сохраняются. И, вместе с тем, мы выходим на уровень образования, принятый в Европейской Ассоциации Психотерапии. Здесь возможны три пути. Первый состоит в том, что всё больше модальностей, принятых в Западной Европе и Северной Америке, находят своих приверженцев в нашей стране, всё больше психотерапевтов получают полноценное образование в границах этих модальностей как внутри страны, так и за рубежом, вступая затем в соответствующие профессиональные сообщества.

Второй состоит в том, что наши отечественные направления психотерапии могут соискать признание в качестве международных методов, как теперь говорят модальностей, в Европе. Из распространённых у нас методов психотерапии уже сегодня, уверенно претендовать на европейский уровень признания могут клиническая психотерапия, личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия, терапия творческим самовыражением. Пока же общеевропейское признание получила только мультимодальная российская психотерапия.

И третий путь состоит в создании полимодальной психотерапии. Важнейшая особенность отечественной психотерапии — ее эклектизм. Есть эклектизм старый — когда специалисты пытались использовать все знания и умения, которые они могли получить, в своей практике. Эклектизм современный, новый основывается на том, что профессионалы выбирают из огромного числа предложений то, что подходит им. Этот подход можно назвать полимодальным. Здесь вся деятельность наполнена творчеством. И развитие осуществляется от эклектического через интегративную к системной психотерапии. Это третий путь психотерапии. Именно он позволяет сохранять и приумножать наши результаты и достижения.

Вместе с тем, традиционная духовная ориентация жителей России требует дополнения европейской психотерапии традиционными народными практиками и современными оздоровительными и духовными подходами как нашими национальными, так и стран Азии. И дальнейшее развитие психотерапии мы видим в объединении идей и технологий психотерапии Европы и традиционных духовных практик и новой психотерапии Азии.

С 2003 года Российская психотерапия активно интегрируется с психотерапией Азии. Это осуществляется через Азиатскую Федерацию Психотерапии. Мы очень рассчитываем обогатить нашу национальную психотерапию духовными практиками стран Азии. Многие духовные практики, получившие распространение в странах Азии, в первую очередь в Индии, содержат в себе психотерапевтические концепции и системы технологий. И, несомненно, могут быть использованы для обогащения психотерапии в России, Европе во всем мире.

С 1996 года отечественная психотерапия развивается вместе с психотерапией всего мира. Мы входим и активно работаем во Всемирном Совете по Психотерапии. Эта организация объединяет психотерапевтов со всех континентов нашей планеты. С 2006 года выдаётся Всемирный сертификат психотерапевта. Почётный документ свидетельствующий, что его обладатель входит в число наиболее квалифицированных специалистов мира, по версии Всемирного Совета Психотерапии.

Важно обратить внимание, что психотерапия была и остаётся областью, во многом регулируемой деятельностью профессиональных сообществ. Это касается развитых стран и, пока, в меньшей степени нашей страны. Впрочем ситуация в Российской Федерации так же изменяется коренным образом. Крупнейшая отечественная профессиональная организация — Профессиональная психотерапевтическая лига (ППЛ) не только объединяет психотерапевтов и психологов консультантов в Российской Федерации, но и русскоязычных психотерапевтов, работающих за пределами нашей страны. Именно по инициативе ППЛ в Российской Федерации в 2008 году учреждён Общероссийский Совет по психотерапии и психологическому консультированию. Эта профессиональная организация призвана объединить все организации занятые психотерапией и консультированием в стране.

Читайте так же:  Пока кричит начальник

Российская психотерапия продолжает интенсивно развиваться. Прогресс отмечается во всех семи моделях: медицинской, психологической, педагогической, социальной, философской, эзотерической и эклектической.

Подводя итог, важно отметить, что психотерапия сегодня на таком этапе своего становления и развития, что готова сотрудничать со многими направлениями науки и практики, а принадлежит сама себе. Новая волна развития психотерапии идёт из Западной Европы, Старого Света, родины психотерапии. Эта волна подхвачена нами в Российской Федерации. У нас же сегодня новая главная задача. Нам важно создать, на основе отечественного опыта, достижений мировой психотерапии, эффективную отечественную психотерапию и консультирование для быстро изменяющегося человека быстро изменяющейся России, с целью сохранения и развития его здоровья, повышения продолжительности, уровня и качества жизни и полной самореализации.

Актуальная тема: Почему в России настороженно относятся к психотерапевтам и психологам?

Комментарии

Мне нравится

0

Пcихoлoгичecкoe кoнcyльтиpoвaниe и пcихoтepaпия ceйчac гopaздo бoлee pacпpocтpaнeны, чeм нeкoтopoe вpeмя нaзaд. Boзникaют нoвыe пcихoлoгичecкиe цeнтpы, люди cтpeмятcя пoлyчить пcихoлoгичecкoe oбpaзoвaниe, издaютcя пcихoлoгичecкиe жypнaлы. Ho, тeм нe мeнee,нacтopoжeннoe oтнoшeниe к пcихoлoгaм и пcихoтepaпeвтaм вce-тaки ocтaeтcя y мнoгих людeй. Люди пo-пpeжнeмy нaхoдятcя вo влacти aбcypдных мифoв и зaблyждeний oтнocитeльнo пcихoтepaпии и пcихoтepaпeвтoв: oдни cчитaют, чтo пcихoлoгичecкиe пpoблeмы нeoбхoдимo peшaть caмocтoятeльнo, дpyгиe пoлaгaют, чтo пcихoтepaпeвт и пcихиaтp — этo cинoнимы, тpeтьи пyтaют пcихoтepaпeвтoв c кoлдyнaми и шaмaнaми.


Ha Зaпaдe жe, нaпpoтив, oбpaщaтьcя к пcихoлoгy и пcихoтepaпeвтy пpинятo oбpaщaтьcя пo caмым paзным вoпpocaм. Ежeнeдeльнaя вcтpeчa c coбcтвeнным пcихoлoгoм — coвepшeннo oбыкнoвeннaя вeщь для мнoгих житeлeй бoльшинcтвa paзвитых cтpaн.

Пoчeмy в Poccии к пcихoлoгaм и пcихoтepaпeвтaм люди oтнocятcя бoлee нacтopoжeннo, чeм нa Зaпaдe? Чeм oбъяcнить этo paзличиe? Этoт вoпpoc мы зaдaли извecтным пcихoтepaпeвтaм Гpaжинe Бyдинaйтe, Елeнe Maзyp, Baдимy Пeтpoвcкoмy, Mapкy Сaндoмиpcкoмy и Aлeкcaндpy Чepникoвy.

Mapк Сaндoмиpcкий, кaндидaт мeдицинcких нayк, пpaктикyющий пcихoтepaпeвт, дeйcтвитeльный члeн Oбщepoccийcкoй Пpoфeccиoнaльнoй Пcихoтepaпeвтичecкoй Лиги, пpeдceдaтeль движeния coциaльнo-пcихoлoгичecкoй пoмoщи Peтpи:

С oднoй cтopoны, eщe живo в пaмяти нapoднoй нacлeдиe coвeтcкoй пcихиaтpии, блaгoдapя кoтopoй вce c пpиcтaвкoй «пcих» вocпpинимaлocь ecли нe пpeдocyдитeльнo, тo пoдoзpитeльнo. С дpyгoй – eщe нeдocтaтoчнo yкopeнилcя в мaccaх oпыт ycпeшнoгo «пoтpeблeния» пcихoтepaпeвтичecкoй пoмoщи. Maccoвoe coзнaниe в нaшeй cтpaнe oчeнь инepтнo, дoлгo pacкaчивaeтcя. Bпpoчeм, этo ocoбeннocть мeнтaлитeтa, oпиcaннaя клaccикaми: «мeдлeннo зaпpягaть, нo быcтpo eздить».

Гpaжинa Бyдинaйтe — кaндидaт пcихoлoгичecких нayк, cepтифициpoвaнный ceмeйный пcихoтepaпeвт, члeн Пpaвлeния Oбщecтвa ceмeйных кoнcyльтaнтoв и пcихoтepaпeвтoв:

Пpeждe вceгo, зaпyтaннocтью клaccификaции cпeциaлиcтoв в coзнaнии oбычнoгo чeлoвeкa, кoгдa люди c тpyдoм пoнимaют, чeм пcихиaтp oтличaeтcя oт пcихoлoгa и пoлaгaют, чтo пcихoтepaпeвт – этo тoт ктo нeпpeмeннo выпиcывaeт лeкapcтвa. Пpиcyтcтвиeм нa пpoфeccиoнaльнoм пpocтpaнcтвe людeй, чья пpoфeccиoнaльнaя квaлификaция и ypoвeнь пpoфeccиoнaльнoй peфлeкcии низoк и нe имeeт никaкoгo oтнoшeния к пpoфeccиoнaльнoй пcихoлoгичecкoй пoмoщи (гaдaлки, мaги и пpoч.). Тpyдный oпыт нaшeй cтpaны c тaк нaзывaeмoй «кapaющeй» пcихиaтpиeй, нecoблюдeниeм кoнфидeнциaльнocти и вcячecкими юpидичecкими пocлeдcтвиями oбpaщeния к пcихиaтpy в пpoшлoм. Иными cлoвaми – oбpaтитьcя к пcихoлoгy c этoй pacхoжeй тoчки зpeния – этo либo пpизнaтьcя в coбcтвeннoй «нeнopмaльнocти», либo пpoявить мaлoдyшиe, a вoзмoжнocти чacтo и нaивнyю вepy «вo вcякиe глyпocти».

Haибoлee aдeквaтным жe, нa мoй взгляд, являeтcя пpeдcтaвлeниe o cпeциaлиcтe пcихoлoгe кaк кoнcyльтaнтe, экcпepтe, coпpoвoждaющeм,инoгдa- дaжe тpeнepe ( в зaвиcимocти oт opиeнтиpoв caмoгo cпeциaлиcтa и oжидaний клиeнтa), нaнимaeмoм клиeнтoм для cпocoбcтвoвaния peшeнию им eгo пpoблeм и вoзникших жизнeнных тpyднocтeй.

Aлeкcaндp Чepникoв — пpaктикyющий пcихoтepaпeвт, кaндидaт пcихoлoгичecких нayк, Члeн пpaвлeния Oбщecтвa ceмeйных кoнcyльтaнтoв и пcихoтepaпeвтoв, Pyкoвoдитeль oбyчaющих пpoгpaмм пo ceмeйнoй пcихoтepaпии Инcтитyтa ceмeйнoй и гpyппoвoй тepaпии, Пpeпoдaвaтeль Aкaдeмии пpaктичecкoй пcихoлoгии MГУ, пpoфeccop Инcтитyтa пpaктичecкoй пcихoлoгии и пcихoaнaлизa»:

B Poccии ocтopoжнoe oтнoшeниe к пcихoтepaпии oбъяcняeтcя, нa мoй взгляд, нoвизнoй пpeдлaгaeмoй ycлyги и cтpaхaми пocткoммyниcтичecкoгo oбщecтвa, кoгдa ecть oпaceния гpyбoгo кpитикyющeгo внeдpeния пocтopoнних лиц в чacтнyю жизнь.

Елeнa Maзyp — клиничecкий пcихoлoг, пcихoтepaпeвт, кaндидaт пcихoлoгичecких нayк, диpeктop Экзиcтeнциaльнoгo инcтитyтa, члeн Учeнoгo Сoвeтa Инcтитyтa экзиcтeнциaльнoй пcихoлoгии и жизнeтвopчecтвa:

Я дyмaю, этo paзличиe мoжнo oбъяcнить мoлoдocтью poccийcкoй пcихoтepaпии и пpaктичecкoй пcихoлoгиeй, пo cpaвнeниeм c зaпaднoй. Ha зaпaдe пcихoтepaпия нaчaлa paзвивaтьcя в 20-х гoдaх пpoшлoгo вeкa, a poccийcкaя пcихoтepaпия — лишь в 80-х гoдaх. Пcихoтepaпия нa Зaпaдe являeтcя чacтью жизни чeлoвeкa, пcихoлoг и пcихoтepaпeвт cпocoбны oкaзaть peaльнyю нeoбхoдимyю пoмoщь. B Poccии жe пpaктикa oкaзaния пcихoлoгичecкoй пoмoщи тoлькo фopмиpyeтcя, и тpaдициoннo тaкyю пoмoщь oкaзывaли дpyзья и poдcтвeнники, a нe cпeциaльнo пoдгoтoвлeнныe пpoфeccиoнaлы.. Bcпoминaeтcя извecтнaя пecня Bлaдимиpa Bыcoцкoгo : « Еcли я зaбoлeю, я к вpaчaм oбpaщaтьcя нe cтaнy, oбpaщycь я к дpyзьям, нe coчтитe, чтo этo в бpeдy» . Mы нaхoдимcя в нaчaлe пyти.

[1]

Baдим Пeтpoвcкий — экcпepт в oблacти тpaнcaктнoгo aнaлизa, дoктop пcихoлoгичecких нayк, пpoфeccop, члeн-кoppecпoндeнт PAO, зaвeдyющий лaбopaтopиeй пepcoнoлoгии paзвития Инcтитyтa paзвития дoшкoльнoгo oбpaзoвaния PAO, пpoфeccop кaфeдpы пcихoлoгии личнocти MГУ им. M.B. Лoмoнocoвa, пpoфeccop Mocкoвcкoгo пcихoлoгo-пeдaгoгичecкoгo yнивepcитeтa, пpoфeccop ГУ Bыcшaя шкoлa экoнoмики:

Mы выpocли в «poдитeльcкoй» cтpaнe, кoтopaя никoгдa нe cпocoбcтвoвaлa и нe coдeйcтвoвaлa oткpытocти чeлoвeкa, oбнapyжeнию eгo «caмocти». И этo нacлeдиe, этa «poдитeльcкaя» мoдeль жизни, пepeдaeтcя тeпepь из пoкoлeния в пoкoлeниe. С дpyгoй cтopoны, poccийcкaя кyльтypa нeceт в ceбe мнoгo «взpocлoгo» и «дeтcкoгo» — тpeзвocть мыcли и oткpытocть oпытy. Пoэтoмy ecть бeзycлoвныe oгpaничeния в aдeквaтнoм вocпpиятии пcихoтepaпии и пcихoтepaпeвтoв (пcихoлoгoв), нo ecть и oгpoмный пoтeнциaл в их пpeoдoлeнии.

Тaкжe нeльзя cбpacывaть co cчeтoв инcтитyт дpyжбы, cильнo pacпpocтpaнeнный в нaшeй cтpaнe и взявший нa ceбя фyнкции пcихoтepaпии. Ho, нo, к coжaлeнию, дpyжбa нe мoжeт быть eдинcтвeнным иcтoчникoм coдeйcтвия чeлoвeкy.

Дaниил Хлoмoв — пcихoтepaпeвт, гeштaльт-aнaлитик, диpeктop Mocкoвcкoгo Гeштaльт-инcтитyтa, Пpeзидeнт Accoциaции пcихoлoгoв-пpaктикoв, члeн Meждyнapoднoй Accoциaции Гpyппoвoй Пcихoтepaпии, члeн FORGE — мeждyнapoднoй тpeнepcкoй фeдepaции в oблacти гeштaльт-тepaпии, члeн Сoвeтa Meждyнapoднoй accoциaции paзвития гeштaльт-тepaпии (AAGT):

Для нaceлeния Poccии хapaктepнa coбopнocть. Bcя кoммyниcтичecкaя идeя, кoтopaя былa тaкoй ycпeшнoй в нaшeй cтpaнe — этo нe чтo инoe, кaк oтpaжeниe этoй caмoй coбopнocти. Тaк вoт пcихoлoги пpoтивocтoят нapoднoмy дyхy coбopнocти и кoллeктивизмa. Beдь пcихoлoг пoддepживaeт, пpeждe вceгo, индивидyaлизм и я бы дaжe cкaзaл, эгoизм. Пoтoмy чтo индивидyaлиcт и эгoиcт дyмaeт: «Я пpeкpaceн, нo ecли я caм пpeкpaceн, тo и миp вoкpyг мeня дoлжeн быть тaким». Индивидyaлиcт и эгoиcт cтaвит цвeты нa лecтничнyю клeткy, пoтoмy чтo eмy вaжнo, чтoбы былo кpacивo и гapмoничнo, a кoллeктивиcт yнocит.

Читайте так же:  Золотой убийца счастливого брака

Психотерапия

Врачи нередко считают психотерапевтов, не имеющих медицинского образования — шарлатанами.
скачать видео

Две основные формы современной психотерапии – это клиническая (медицинская) и психологическая помощь, клиническая и психологическая психотерапия. Можно сказать, что это две совсем разные области деятельности, объединенные общим названием: «психотерапия». Медицинская и психологическая помощь имеют разные стандарты и требуют разной профессиональной подготовки.

В рамках медицинских стандартов помощь оказывается больному, пациенту, по назначению врача. Обязанность пациента посетить врача, пройти обследование и выполнить назначенные ему процедуры. Если пациент выполнял назначенные процедуры, ответственность за результаты лечения несет врач.

Строго в рамках стандартов медицинской помощи работает клиническая психотерапия. Как медицинская специальность, она работает в рамках понятий «пациент», «диагностика», «клиника», «нозология», «механизмы патологии», «лечение», «эффективность», «прогноз», далее «история болезни», «юридическая ответственность за больного» и т.п.

Стандарты психологической помощи — другие, более демократичные и менее директивные. Обязательных направлений и предписаний здесь нет, как нет и отношений «врач — больной». Здесь есть «клиент», свободный человек, который может обратиться к психотерапевту с запросом о помощи, с запросом о патронаже, и прекратить общение с психотерапевтом, когда также сочтет нужным. Позиция клиента активна: «Я решаю, нужна мне психотерапия — или нет, что мне делать, а что мне не подходит», но в этом случае и ответственность за результаты психотерапии лежит одинаково и на психотерапевте, и на клиенте. Отношения — на равных.

В рамках медицинских стандартов задача врача — избавить человека от страданий. Если врач начинает заниматься чем-то другим, он уже не врач. Стандарты психологической помощи разрешают психотерапевту заниматься любой помогающей тематикой, например улучшением семейных отношений клиента или его личностным ростом. Современная психотерапия не сводится к лечению, ее задачи гораздо шире.

Клинической психотерапией может заниматься только врач, имеющей медицинское образование. Специалист, практикующий психологическую психотерапию, должен иметь психологическое образование.

Издавна и до сих пор актуален спор между клинической и психологической психотерапией. Мнение врачей: «Психотерапия, в которой психотерапевт медицинского образования не имеет — недопустима. Психотерапией могут заниматься только специалисты, имеющие клиническую подготовку. Все остальные — шарлатаны». Мнение психотерапевтов с психологическим образованием — другое, они считают, что многим клиентам в решении их проблем они могут помочь вполне профессионально.

Здесь, в Психологосе, под психотерапией имеют в виду психологическую, а не клиническую психотерапию.

Чаще в рамках практической психологии работа с проблемами называется проще — терапия, а психотерапевт — просто терапевтом.

Психотерапия нужна клиентам, умственное, душевное и телесное состояние которых делает малореальной нормальную психологическую консультацию. Это могут быть клиенты в состоянии аффекта или легко в него впадающие, клиенты с серьезной зависимостью или депрессией, клиенты с жесткими проблемными убеждениями, тем более с установкой «Я прав — все остальные неправы и виноваты». Нередко это те, кто не хочет выходить из позиции Жертвы, клиенты с неосознаваемыми, но серьезными выгодами в своем неврозе. Сильные телесные зажимы или низкий интеллект — сюда же. А также — разнообразные дурные привычки или тяжелые невротические реакции, делающие человека малосоциальным и исключающие нормальную работу в психологической группе.

Виды психотерапии

Известно как минимум, около 450 подходов в психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками. Единая систематизация столь широкого и продолжающего расширяться списка практически нереальна, и классификация видов психотерапии значительно варьирует от автора к автору. Тем не менее, поле психотерапии можно представить вполне разумным образом, если знать основные направления в психотерапии и основные подходы. Это дает возможность любую конкретную психотерапевтическую школу (гештальт-подход, НЛП, транзактный анализ либо психосинтез) отнести к конкретной ветке, направлению и подходу, соответственно знать возможности и ограничения этого подхода, какие задачи он решает, какие нет, и кому он может быть показан.

Можно привести список различных подходов (школ) в психотерапии, не соотнося их ни с основными направлениями, ни с основными подходами. Просто список, см.→

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Психотерапия с маленькими детьми имеет свою специфику, как и работа с подростками и людьми пожилыми. Есть своя специфика в психотерапевтической работе с женщинами и мужчинами, при работе с жертвами терактов и катастроф, в работе с алкоголиками и зависимыми людьми. Какая? См.→

Большинство видов психотерапии соотносимо с тремя основными направлениями: психодинамическое направление, когнитивно-бихевиоральное и гуманитарное направление. См.→

По методам работы различают медицинскую, психологическую и гуманитарную психотерапию.

Методика психотерапии

Методика психотерапии включает в себе выбор формы работы (краткосрочной или долгосрочной, групповой или индивидуальной), направление работы, подбор методов, осуществление психотехнических действий и контроль эффектов. См.→

Психотерапия в человеческой жизни

Кому и когда нужна психотерапия? На какие потребности отвечает современная психотерапия? Что такое больная психотерапия? Сегодня психотерапия является не только лечением, но и бизнесом. Каким? См.→

Тренинги и семинары

Мы предлагаем тематические семинары и тренинги по психологии, которые проводят лучшие специалисты в своей области. Проводятся тренинги по направлениям:

[3]

Многие из предложенных психологических тренингов и семинаров являются частью долгосрочных образовательных программ по практической психологии и ориентированы на углубленную проработку актуальных жизненных тем, на решение задач, стоящих перед участниками тренинга. Тематические тренинги имеют четкую структуру и направлены на сугубо практическую работу. Многолетний опыт проведения подобных тренингов является гарантией их качества.

— «Как устроен психологический тренинг и что он даёт?» Подробнее

Институт современных психологических технологий

Институт современных психологических технологий работает в Москве более 20 лет. За это время он успел приобрести большую популярность и стал центром, известным не только в Москве и России, но и в странах СНГ, в Германии, Израиле, США и других странах Европы и Азии.

Читайте так же:  Найди дело своей жизни

С 2009 года Институт переехал в новое комфортабельное здание, расположенное в историческом центре Москвы недалеко от метро Белорусская.

В стенах Института царит атмосфера поддержки и взаимопонимания. Создана минимальная дистанция между преподавателями и обучающимися, способствующая профессиональному росту и развитию. ИСПТ – учебное заведение дополнительного профессионального образования, которое готовит специалистов в области практической психологии, арт-терапии, логопедии, психотерапии, психологического консультирования, семейного консультирования, детско-подростковой практической психологии и др.

За годы работы Институт собрал лучших ученых и специалистов-практиков в области психологии, таких как И. В. Вачков, Е. Ф. Архипова, А. Л. Венгер, Л. С. Канаева, Л. Б. Шнейдер, В. П. Колосов, А. И. Копытин, Т. П. Авдулова и многих других.

Наши слушатели погружаются в мир самых разных психотерапевтических школ и направлений благодаря ведущим западным и российским тренерам. Психологический базис у слушателей формируют ученые с мировым именем. Сама атмосфера обучения направлена на создание цельного психологического сообщества, которое поддерживает молодых специалистов в самостоятельных шагах на их профессиональном пути. Лабораторные занятия, исследовательская и практическая работа, супервизии – все это формирует полноценного консультанта-психолога, который может уверенно строить профессиональную карьеру.

Наши выпускники поступают на бюджетной основе в аспирантуры и магистратуры ВУЗов федерального значения, успешно строят исследовательские проекты, открывают собственные психологические центры и получают ученые степени. Люди находят здесь своих единомышленников, друзей, с которыми, как показывает практика, общаются потом долгие годы. Мы гордимся своими слушателями и выпускниками.

§ 2. Психологический тренинг как метод практической психологии

2.1. Соотношение основных понятий

Под психотерапией в настоящее время принято понимать широкую область научной и практической деятельности специ­алистов (медиков, психологов и др.), внутри которой наличест­вует большое количество разнообразных теоретико-методичес­ких подходов. Можно говорить о существовании медицинской, психологической, социологической и философской моделях пси­хотерапии. В узком смысле слова (медицинская модель) психо­терапия понимается как комплексное лечебное вербальное и не­вербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание че­ловека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Буквальное значение термина «психотерапия» связано с дву­мя его толкованиями, базирующимися на переводе греческих слов душа и лечение: «исцеление душой» или «лечение души». Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 году Д.Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца XIX века.

В последние годы условно различают клинически ориентиро­ванную психотерапию, направленную преимущественно на смяг­чение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремится помочь чело­веку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. При этом следует помнить о неоднознач­ном употреблении последнего термина: во-первых, как подхода, разрабатываемого Б.Д.Карвасарским и др. во-вторых — более широко — как экзистенциально-гуманистическо­го направления в психотерапии; в-третьих — в наиболее широ­ком значении — как психотерапии, базирующейся на положени­ях основных направлений современной психологии: динамичес­ком, поведенческом и гуманистическом.

Даже если рассматривать психотерапию в рамках медицин­ской модели, следует обратить внимание на отличия от других методов лечения. Речь идет, прежде всего, о том, что при ее про­ведении используются психологические методы и средства (а не фармакологические, например). Кроме того, в качестве па­циентов выступают люди с теми или иными расстройствами пси­хики, а в качестве специалистов — лица, имеющие профессио­нальную подготовку, среди прочего, в области основ психоло­гии и медицины.

В клинически-ориентированной психотера­пии традиционно используются такие методы, как гипноз, ауто­генная тренировка, различные виды внушения и самовнушения. В личностно-ориентированной психотерапии можно обнаружить огромное разнообразие методов и приемов, основывающихся на концептуальных моделях множества школ и течений.

Психотерапия традиционно рассматривалась как отрасль ме­дицины, поэтому и по сегодняшний день многие клинические психотерапевты считают, что психотерапией имеют право зани­маться только врачи. Однако, как было сказано выше, в науке имеет место и психологическая модель психотерапии, а значит, ее (психотерапию) можно рассматривать как направление дея­тельности практического психолога. При этом под психотера­пией следует понимать «оказание психологической помощи здо­ровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психоло­гических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни» (Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 1996. С. 312).

Практический психолог — групповой тренер использует те же методы, что и клинический психотерапевт; разница заключает­ся, прежде всего, в их нацеленности. Его важнейшая задача со­стоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в созда­нии условий для оптимального функционирования личности и ее развития, в частности, в целях улучшения взаимоотношений с другими людьми (с членами семьи, коллегами и пр.).

Психологическая коррекция определяется как направ­ленное психологическое воздействие на те или иные пси­хологические структуры с целью обеспечения полноценно­го развития и функционирования личности (Г.Исурина, 1990).

Групповую психологическую коррекцию следует рассматри­вать не только (и не столько) как метод, применяемый в меди­цине, но в качестве направления деятельности практического психолога (не обязательно врача-психотерапевта).

Для обозначения разнообразных форм групповой психологи­ческой работы в настоящее время используется довольно боль­шой круг терминов: групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории.

Часто группы одного и того же вида разные авторы называют по-разному. Это связано с относительной новизной этой области практической психологии и, в очень большой степени, с тем, что подобные группы (в плане используемых процедур) работают на стыке психотерапии и психокоррекции с одной стороны и обучения — с другой. Вследствие этого очень трудно определить, где проходит граница между психотерапией, Психокоррекцией, обучением и собственно личностным развитием.

Наиболее часто разнообразные формы групповой ра­боты обозначаются понятием «тренинговые группы». Мы будем пользоваться этим термином, подразумевая под тренинговыми группами вообще все специально созданные малые группы, участники которых при содейст­вии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание по­мощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

[2]

И в групповом психологическом тренинге, и в групповой психотерапии часто используются одни и те же процедуры. Фактически, тренинг является одним из методов, применяемых в психотерапии (и в психокоррекции, и в обучении). Вместе с тем, по мнению специалистов (И.Вачков, 2001) является оправданным вычленение группового психологи­ческого тренинга из ряда других методов работы психолога (психотерапевта), как вполне самостоятельного направления. Это связано с существованием важных отличий группового пси­хологического тренинга от терапии, коррекции и обучения:

Читайте так же:  Психическое здоровье

в отличие от психотерапии цели тренинговой ра­боты не связаны собственно с лечением. Ведущий тренинга ори­ентирован на оказание психологической помощи, а не на ле­чебное воздействие, хотя это положение и не исключает возможности применения оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и не­вротики и люди в пограничных состояниях психики. В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.

в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, от­дельным психологическим структурам, сколько формированию навыков саморазвития личности в целом. Кроме того, кор­рекция напрямую связана с понятием нормы психического раз­вития, на которую она ориентируется, в то время как в некото­рых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.

тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда являет­ся в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тре­нинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. Впро­чем, психологический тренинг очень тесно соприкасается с раз­вивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова.

При всем этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы.

Психотерапия как явление современной культуры

Малейчук Г.И., Дробышевский Б.А.

Психотерапия как явление современной культуры

В информационном обществе «спутником» современного человека становится депрессия – комплексное психофизиологическое состояние, характеризующееся снижением эмоционального фона, потерей способности переживать яркие эмоции, нарушением сна и в целом потерей жизненной энергии. Психологическая природа депрессии обусловлена множеством социально-психологических факторов: воспитанием в семье, умением распоряжаться агрессией в отношениях с окружающими, способностью предъявлять негативные и позитивные эмоции. Обилие социальных эмоционально уплощенных контактов в современном обществе приводит к тому, что человек вынужден игнорировать и подавлять эмоциональную сферу своей жизни. К примеру, на работе, чтобы не испортить отношения с начальством и коллегами, человек не предъявляет своих истинных реакций, а одевает «социально приемлемую маску», в семье, чтобы не обострять отношения, вынужден подавлять свои чувства. Такой стиль жизни приводит к общему недовольству собой и возникновению депрессии, которая нередко проявляется и в соматической форме, в виде нарушений сна, синдрома хронической усталости, лишнего веса.

[3]

Соматизация, наряду с депрессией, является одной из наиболее распространенных психологических проблем современности. В обществе гораздо более лояльно относятся к соматическим болезням, чем к психологическим проблемам, а тем более к психическим заболеваниям. Если человек болен соматическим заболеванием, то ему больше внимания уделяют его близкие и родные, которым в свою очередь сочувствуют их родственники, друзья, коллеги. В то же время, если человек госпитализирован в психиатрическую клинику, этот факт стараются тщательно скрывать его родственники и близкие, даже в общении между собой редко упоминают о случившемся. В результате, множество психологических проблем с помощью механизма конверсии (открытого еще З.Фрейдом) преобразуются в соматические заболевания, где мишенью конфликта становится отдельный орган и образуется соматоформное расстройство. Больной приходит на прием к врачу, который прописывает лекарственные препараты, однако лечение не дает желаемого эффекта.

Психологическая проблема современного человека, которая аккумулирует все выше обозначенные проблемы – это проблема «множественной идентичности». Нашим современникам сложно ответить на вопрос «Кто я?». Если двести-триста лет назад можно было однозначно ответить: «Я‑воин», «Я‑рыцарь», «Я‑крестьянин», то сегодня, например, можно быть одновременно практическим психологом, преподавателем ВУЗа, состоять в футбольном клубе, посещать церковь. Появилось множество возможностей для самоидентификации. В результате человек пытается найти ответ на вопрос: «Кто я?», «Где моё истинное Я»? Данная проблема осложняется тем, что в массовом сознании актуальны теоретические положения гуманистической психологии 60-х годов о поиске «Истинного Я». В современном обществе у человека, как правило, несколько социальных ролей, и он теряется в поисках своего «Истинного Я». Данную проблему психотерапевты определяют как «кризис идентичности». Состояние «кризиса идентичности» проявляется в чувствах и мыслях человека, что жизнь проходит мимо, что он проживает не свою жизнь, как следствие, появляются и другие психологические проблемы –тревога, психосоматика, одиночество, зависимость.

Важно отметить, что кроме психотерапии, существуют различные способы решения психологических проблем. Один из широко используемых способов – объединение в группы и сообщества, с помощью которых человек получает эмоциональную и социальную поддержку, которая избавляет от тревоги и чувства одиночества. Наиболее часто объединяются в различные сообщества подростки – для них это ещё и способ с помощью Другого обрести собственную идентичность.

Еще один способ совладения с психологическими проблемами – занятие различными религиозными практиками. Религия помогает обрести внутренний «стержень», простроить основания собственной идентичности. Погружение в религиозные практики освобождает человека от состояния тревоги, он признаёт волю Бога и становится «инструментом в руках Божьих». Данные переживания помогают человеку справиться с многими сложностями современной жизни: неопределенностью перед будущим, угрозой внезапной смерти в результате стихийного бедствия или теракта, поиском смысла жизни.

Существуют и деструктивные способы решения психологических проблем – различные формы аддикции, например, алкоголизм и наркомания. В общественном сознании существует устойчивое ошибочное мнение, что алкоголизм, наркомания и различные формы аддиктивного поведения– это причина, а не следствие психологических проблем. На самом деле, если человек болен алкоголизмом или наркоманией это говорит о том, что он испытывает психологические проблемы и является частью «больного» общества на микросоциальном (семья) и макросоциальном уровне. Например, в странах с развитой экономикой, где люди обеспечены необходимыми жизненными благами, достаточно высокий процент алкоголиков и наркоманов. Возможно, эта закономерность связана с тем, что у человека отсутствует необходимость бороться за существование, каждый день преодолевать трудности. В то же время в станах постсоветского пространства, где сложно самореализоваться, обеспечить достойный уровень жизни, процент людей, страдающих алкоголизмом и различными формами аддикции также высок. В данном случае вещество выполняет роль своеобразной анестезии от реальности.

Читайте так же:  Как сделать своё утро приятным

Не каждый человек может стать клиентом психотерапевта, для того, чтобы это произошло необходимо: во-первых, обладать определенным уровнем психологической культуры, во-вторых, необходимо, чтобы клиент поверил тому специалисту, к которому он обращается. Психотерапия является сферой социальных услуг и люди обращаются за психологической помощью, как правило, по рекомендации. Для того чтобы психотерапия работала, необходимо, чтобы человек проникся доверием и уважением к профессионалу. И третье условие успешной психотерапии – это признание некоторого авторства тех психологических проблем, которые существуют у человека – «это мои проблемы, и я вношу в них свои вклады». При соблюдении этих трёх условий существует большая вероятность разрешения психологических проблем.

Список использованных источников:

Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1982. ‑488с.Уэбстер, Фрэнк. Теории информационного общества / Фрэнк Уэбстер.Пер с англ. М.В. Араповой, Н.В. Малыхиной. Под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. – 400с.

Психотерапевтический тренинг

Обычно это мягкий личностный тренинг, направленный на укрепление эмоциональной устойчивости и решение душевных проблем участников. Психотерапевтические тренинги помогают людям справиться с их болью, неадаптивными привязанностями и проблемами: устранить чувство вины, повышенную тревожность или мнительность, недовольство собой, страхи, неуверенность и так далее.

Небольшая часть тренингов, относящихся скорее к психотерапевтической тематике, проводится в жестком, требовательном или провокативном стиле. В первую очередь это ЭСТ. Часть тренингов участники считают жесткими, поскольку там они переживают больные для себя ситуации и много плачут (Центры Взаимоотношений, расстановки по Хеллингеру). К жесткой или мягкой работе тренера это обычно не имеет никакого отношения, точнее подобные тренинги отнести к трудным переживательным тренингам. См.→

К психотерапевтическим тренингам относятся тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хеллингеру, гештальт-терапия, трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия, ЭСТ, … Смотри Психотерапия

Сравнительно с психотерапевтической группой — это более активная и более структурированная форма работы, включающая разнообразные, разной сложности эксперименты. В ходе тренинга его участники выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат – изменения психического состояния на более спокойное и радостное.

Что касается приобретения жизненно полезных навыков, то в психотерапевтических тренингах такие задачи обычно не ставятся ни группой, ни участниками. С другой стороны, естественным образом некоторые полезные навыки участниками усваиваются: навык внятно формулировать свои мысли и ощущения, навык открытости, навык видеть в партнере хорошее и говорить об этом.

А также видеть — разное и говорить не о другом, а — о себе рядом с человеком, который вот такой: неоднозначный, противоречивый. Оперировать «я-утверждениями» и др.

Результаты психотерапевтических тренингов достаточно фрагментарны.

У девушки не складывались отношения с шефом. На психотерапевтическом тренинге у нее произошло озарение: оказывается, общаясь с шефом, она делает перенос, и, на самом деле, решает свои проблемы с папой. Это произвело на девушку сильное эмоциональное впечатление, и теперь она следит за тем, чтобы общаться с шефом более адекватно, а не как с папой. Результат есть, но только в общении с шефом. В других случаях девушка продолжает общаться как обычно, то есть, не включая голову.

Психотерапевтический тренинг, самостоятельность и творчество

«Задача психотерапевтического тренинга — в первую очередь вернуть человеку способность справляться с жизненными ситуациями самостоятельно. Убрать мешающий повторяющийся способ действовать, приводящий к проблеме. Вернуть способность к творчеству, чтобы человек смог сам самостоятельно справиться со своими проблемами. Естественно, способ справляться будет у каждого — свой».

Это неверно. Психотерапия может вернуть человеку только то, что у него уже было, но формировать у человека отсутствующие или недоразвитые навыки в общие задачи психотерапии не входит.

Если человек не получил соответствующего образования и подготовки, на психотерапевтическом тренинге он в себе академика не откроет. На академика учиться нужно.

Самостоятельность, как и творчество — не врожденные задатки, присутствующие у каждого человека с рождения, а сложные навыки, осваиваемые ребенком под руководством взрослых в процессе освоение ребенком культуры. Психотерапия сама не делает человека самостоятельным и творческим, она только открывает человеку эту возможность.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Есть ли тренинги, способствующие развитию самостоятельности и творчества, занимающие развитием соответствующих навыков? Да, это некоторые тренинги развития личности, специализирующие на данной тематике.

Источники


  1. Юрчук, В. В. Женское искусство околдовывать, соблазнять и обирать мужчин / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2008. — 480 c.

  2. Станкин, М. И. Психология общения / М.И. Станкин. — М.: Институт практической психологии, 2016. — 296 c.

  3. Гуревич, П. С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 336 c.
  4. Сытин, Георгий Освобождение от иллюзий. Мысли, творящие женское счастье. Мысли, творящие красоту и молодость женщины (комплект из 3 книг) / Георгий Сытин , Матвеева Наталья. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 992 c.
  5. Ирина Удилова История реальной любви. Спасаем отношения. Мужчина VS Женщина (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 704 c.
Место психологических тренингов и психотерапии в современном российском обществе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here