Метафорические карты в работе психолога

Сегодня обсуждаем тему: метафорические карты в работе психолога с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе практического психолога

Существуют ли карты для путешествия вглубь себя?

И если существуют, то как они выглядят и где их взять?

И какие пункты на них обозначены?

Метафорические, еще их называют ассоциативными, карты и есть такие помощники.

Это дверь, через которую вы можете заглянуть в свое бессознательное.

  • Как психологи работают с метафорическими картами
  • Как это работает

Как психологи работают с метафорическими картами

Метафорические карты представляют собой наборы картинок — пейзажи, портреты, сюжеты, ситуации, абстрактные рисунки. Бывает, что человеку сложно раскрыться, сложно говорить о себе, сложно понять, какие на самом деле чувства и переживания вызывает та или иная ситуация. А когда клиент рассказывает о том, что видит на картинке, отвечая на вопросы психолога, ему гораздо легче говорить о своих глубинных переживаниях. И легче понимать, какими причинами они вызваны.

Как это работает

В метафорических картах, в отличие от гадальных, нет заранее определенных значений и смыслов. По ним нельзя сказать, что «выпадет вам дальняя дорога да казенный дом».

В этих картах каждый человек видит свой собственный смысл, свое собственное значение. И психолог не предлагает готовую трактовку картинки, а задает вопросы, чтобы вы сами смогли сформулировать, что вы видите и какой ответ для вас кроется в этом.

Например, если речь о будущем, вы можете получить ответы на вопросы: какое будущее вы хотите, что важно в этом самом будущем? Понять, что может помочь в достижении желаемого, а что — помешать. Причем беседы по картинкам в сопровождении психолога могут помочь разглядеть такие тонкие нюансы, которые не лежат на поверхности и их не всегда легко увидеть самостоятельно. И, конечно, найти способы преодоления этих препятствий.

Когда речь идет о какой-то проблемной ситуации в настоящем, то с помощью карт вы можете исследовать варианты разрешения этой ситуации, найти пути выхода из нее.

Исследование своего внутреннего мира — тема интересная, но иногда очень не хочется заглядывать вглубь себя из-за страха столкнуться с сидящими там монстрами. Каких монстров и призраков мы неосознанно создаем и лелеем? Давайте разбираться вместе с клиническим психологом.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Причины развития психосоматических заболеваний

Устали от болей в шее? А может пора скинуть тех, кто на ней сидит? Ломит и ноет спина? Может, вы взвалили на себя непомерно тяжелую ношу? Нет результата от лечения язвы желудка?

Подробнее.

Гиперопека — убийца личности с лицом ангела.

Все хорошие родители задумываются о будущем своих детей и стремятся в будущем ими гордиться. Но откуда же тогда берутся маменькины сынки, отморозки, закомплексованные, инфантильные, склонные к депрессиям, невростеники и психопаты?

Подробнее.

Что такое энкопрез у детей или каломазание?

Энкопрез (недержание кала) — это деликатная проблема и встречается не настолько редко, как может показаться. Чаще возникает у детей 4-6 лет. Нередко он бывает вторичным, то есть ребенок научился ходить в туалет как положено, но под воздействием различных причин возникает каломазание — загрязнение нижнего белья фекалиями.

Подробнее.

Драматические родительские установки и их влияние на ребенка

Одни родители применяют физическое воздействие, другие мамы и папы подолгу игнориФразы наподобие «Сгинь», «Уйди с глаз долой», «Не хочу тебя видеть», «Ты мне такой не нужен», «Сдам тебя обратно в магазин», «Отдам чужому дяде (тете)» воспринимаются ребенком буквально и равносильны потери жизни.

Подробнее.

Рекомендация психолога: Как наказать ребенка правильно

Одни родители применяют физическое воздействие, другие мамы и папы подолгу игнорируют своих малышей, ставят их в угол , а третьи лишают обещанных привилегий, четвёртые оставляют серьёзные проступки без последствий и пускают все на самотек

Подробнее.

«Список 100» — техника решения проблем

«Список 100» — это мощная психологический техника. С ее помощью можно генерировать новые идеи, придать ясность мыслям, выявить скрытые проблемы и позволить принять нестандартные решения по вопросам, имеющим в вашей жизни важное значение.

Подробнее.

«Пожалуйста, ответьте мне любовью «-письмо любви ребенка к родителю.

«Не бейте меня, память о причиненной боли держится долго…»
Когда вы балуете меня, Вы меня этим портите.

Подробнее.

Ассоциативные тесты — что это такое?

Ассоциация — это взаимосвязь предметов и явлений, имеющую место в сознании человека и оставшуюся в памяти. Многие люди используют подобные связи ежедневно, даже не догадываясь об этом.

Подробнее.

12 родительских директив (приказаний), ломающих судьбы детей

Эта статья предназначена, в первую очередь, для взрослых, которые хотят изменить свою жизнь к лучшему, но также она будет очень полезна родителям маленьких детей.

Подробнее.

Как выбрать свой стиль воспитания ребенка

В настоящее время тема воспитания очень актуальна и одновременно сложна. Едва ли не с роддома перед родителем возникает вопрос выбора метода воспитания детей. Как дать малышу самое лучшее? Как воспитать его одновременно и сильным и чутким, добрым и храбрым?

Подробнее.

Кризисные периоды жизни: что это такое и зачем они нужны?

Возраст — это понятие не только биологическое, но и психологическое. И на каждой ступеньки, который проходит человек его, подстерегает возрастной кризис. С ним связаны психические срывы, переоценка жизненных ценностей, открытие новых ресурсов и возможностей.

Подробнее.

Как понять, что пора на прием к психологу?

Существуют вопросы, с которыми человек может справиться самостоятельно. Но не всегда получается взять себя в руки. Назову 7 основных причин , которые могут отнять у вас вкус к жизни и обратиться за помощью к профессионалу

Подробнее.

Помощь психолога при панических атаках

Вы замечаете, что у Вас ни с того ни с сего потеют ладони, темнеет в глазах и бешено стучит сердце? Вы ощущаете сильную тревогу, нехватку воздуха, головокружение? Вас бросает то в жар, то в холод?

Читайте так же:  Как жить с эгоистом

Подробнее.

Пьянство мужа, сына — что делать?

Алкоголик не хочет, часто категорически и агрессивно, менять ситуацию, его все устраивает. Небезразличные родственники обязаны сделать первый шаг

Подробнее.

Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе практического психолога

Существуют ли карты для путешествия вглубь себя? И если существуют, то как они выглядят и где их взять? И какие пункты на них обозначены?

Подробнее.

Арт-терапия в работе психолога

«Один рисунок стоит тысячи слов».

«Арт-терапия» говорит сам за себя, так как дословно с латыни переводится как «лечение искусством».

Подробнее.

Психологический Портрет по А.Шхановской

«Психологический портрет на основе архетипов карт Таро» представляет собой универсальный инструмент, в последнее время получивший широкое распространение в следующих областях:

Подробнее.

Чем интересен психологический портрет по Таро?

Достаточно только знать дату рождения и с помощью нескольких пошаговых действий с картами, происходит что-то невероятное:

  • Контактные данные
  • Тел: +7 903 320 17 40
  • Тел 2: +7 905 349 20 60
  • E-mail: [email protected]
  • Режим работы: 8:00 — 17:00
  • Перерыв: 12:00 — 13:00
  • Выходные дни: Сб, Вс
  • Праздничные дни: Выходной
  • Социальные сети
  • Инстаграм
  • ВКонтакте
  • Ютуб
  • Одноклассники
  • Фейсбук
  • Услуги
  • Психологическая помощь
  • Психологическая диагностика
  • Психологическое консультирование
  • Психологическая коррекция
  • Психопрофилактика
  • Профконсультация
  • Тренинги
  • Специализированные услуги
  • Арт-тепария
  • Сказкотерапия
  • Песочная терапия
  • Психологическая коррекция
  • Метафорические Ассоциативные Карты
  • Эриксоновский гипноз
  • Карты Таро в психотерапии

Адрес: Ульяновск, Красноармейская улица, 2

Чего я точно не смогу для Вас сделать

Я не волшебник и не смогу Вам дать тех волшебных советов, которые наладят вашу жизнь без стараний с вашей стороны. С чужими проблемами я не работаю – не могу «заставить мужа или сына бросить пить», «исправить характер мамы или папы», «заставить ребенка учиться». Только в сотрудничестве с вами я помогу менять Вашу жизнь к лучшему.

Метафорические карты как инструмент самопознания. Ключевые вопросы

Хочу начать серию статей о своём опыте работы с метафорическими картами. У меня есть убеждение, что с картами может научиться работать любой человек даже без психологического образования. С одной оговоркой — человек, заинтересованный в собственном развитии и самопознании.

Я попробую поделиться своими наработками в теме освоения МАК., которые смогут быть полезны, в первую очередь, не психологам.

Метафорические ассоциативные карты (также их называют проективные, эмоциональные, терапевтические, О-карты) — сегодня достаточно новый инструмент в руках психолога, но уже успел себя зарекомендовать.

В сети можно найти достаточное количество статей об истории развития этого метода работы, его преимуществах и ограничениях, разновидностях колод карт. И, конечно, об отличии от гадательных систем (в первую очередь, от карт Таро).

Почти в каждой статье подчёркивается, что работающим инструментом эти карты-картинки становятся только в руках подготовленного человека, специалиста-психолога.

Однако я думаю, что метафорическими картами может воспользоваться любой человек, проявляющий интерес к самопознанию.В подтверждение этой идеи выступает и то, что один из первых и основных авторов, издателей и популяризаторов идеи метафорических карт М. Эгетмейер озвучивал идею: «Я не желаю делать терапевтический инструмент, а создаю искусство в новой форме с помощью карт». Мы помним, что искусство — один из важнейших источников познания «обычным» человеком самого себя, своих чувств, желаний.

Несомненно, обращаясь к человеку, который глубоко разбирается в закономерностях человеческой души (психики), скорее всего это будет человек с психологическим образованием, вы сможете полнее и глубже разобраться в своём запросе. Однако и дома, самостоятельно, вы сможете многое сделать для себя с помощью этих карт.

Это очень похоже на то, что необязательно быть профессиональным парикмахером, чтобы делать себе ежедневные простые укладки. Немного навыков — и всё, пользуйся феном, расчёсками, другими средствами себе на красоту.

К слову сказать, и профессиональный парикмахер пойдёт к коллеге, если надо сделать стрижку или другие сложные манипуляции с волосами)))

Работая с картами я обнаружила для себя простой и полезный алгоритм вопросов,который помогает при работе с картами. Особенно полезны эти вопросы тем, кто «не дружит» с образным восприятием мира, и у кого работа с фантазийными, ассоциативными способами вызывает затруднения.

Итак, вот этот список ключевых вопросов:

  1. Что происходит на этой карте?
  2. Что я чувствую, какие эмоции приходят, когда я на неё смотрю?
  3. Могу ли я себя узнать в ком-то из героев? Или я – зритель?
  4. Что хочется сделать моему герою? Какова его цель?
  5. Или – Что хочется сделать мне, как зрителю с героями этого сюжета?
  6. Какое послание несёт мне эта карта? Как бы я назвала её?

Первый вопрос помогает сориентироваться, определить ключевые точки на карте. Не секрет, что на каждой картинке каждый смотрящий увидит свой сюжет, свой смысл происходящего, отрывок из свей жизни.

Вопрос про чувства, эмоции чрезвычайно важен — он помогает понять наше отношение к сюжету. Если сложно определить эмоции, попробуйте решить для себя — вам нравится или не нравится эта картинка. То, что происходящее на карте нам нравится, говорит о том, что мы внутренне согласны, признаём такое положение дел. Если картинка вызывает отторжение — мы не согласны, убегаем, не готовы взглянуть в лицо ситуации.

Если вы работаете одна, без поддержки специалиста, попробуйте в такой ситуации не откладывать сразу карту (это первое желание), а ответить себе на следующие вопросы.

Вопрос о героях и зрителе. Важно помнить, что себя можно узнать не только в человекоподобной или вообще живой фигуре. Иногда это может быть предмет. А иногда даже цветовое пятно. Думаю, нет смысла углубляться, почему вы себя видите или не видите героем этой карты и почему именно таким. (Специалист мог бы рассказать вам, что себя можно найти в каждом элементе карты, который вы заметили, как важный). Но в работе «для себя» это не принципиально важно — проективная сущность метафорических карт сработает всё равно. Решим для себя, что выбирая героя или зрителя мы опираемся на внутреннюю готовность посмотреть на проблемную ситуацию именно с такого ракурса.

Читайте так же:  17 препятствий на пути к женственности

Итак, когда вы определите, кто вы в рамках сюжета этой карты, вам станут более понятными собственные устремления.

Поэтому вполе логичным ответить себе на следующий вопрос — что хочется сделать? Прикрываясь идеей, что «это не я, это- герой» или «даже если допустить, что я зритель этой сцены, она всё равно выдуманная» мы озвучиваем наиболее естественные для нас реакции, варианты развития событий. То, что внутри нас уже созрело, как ответ на проблемную ситуацию.

Нам может нравится, а может и не нравится такой вариант развития сюжета. И здесь опять время прислушаться к своим эмоциям-показателям. Даже не углубляясь в психологические тонкости, можно понять для себя, чтона вариант, который нам нравится, мы можем ориентироваться в своих действиях.

Но иногда вариант дальнейших действий вызывает у нас напряжение, страх, неприятие.

Попробуйте ответить себе на последний вопрос о послании этой карты. Это станет вашим генеральным советом, как лучше вам поступить в данной ситуации.

Если вы продолжаете чувствовать напряжение, можно вытащить дополнительную карту (и лучше сделать это в открытую, рассматривая картинки), которая стала бы нам подсказкой на вопрос: «что можно сделать, чтобы ситуация не дошла до такой напряженной точки?»

На мой взгляд, работая самостоятельно, принципиально важно заканчивать работу с картами в состоянии приобретения силы, а не её потери (в ресурсном состоянии).

Надеюсь, мой алгоритм вопросов поможет вам попробовать «поговорить» с картами и услышать подсказки вашей собственной души. Даже если раньше у вас не очень это получалось.

Метафорические карты в работе психолога.
Методика использования авторской колоды
«Кнуты и пряники»

Программа является продолжением серии вебинаров Ушаковой Т.О. «Метафорические карты в работе психолога» и раскрывает методические секреты использования третьей колоды автора – «Кнуты и пряники».

На вебинар приглашаются практикующие психологи, психологи-консультанты, психотерапевты.

  • познакомиться с авторской колодой «Кнуты и пряники»;
  • изучить методику ее использования при решении психопрофилактических, коррекционно-развивающих и психотерапевтических задач;
  • сформировать базовые навыки использования;
  • использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности.
  • Знакомство с колодой метафорических карт «Кнуты и пряники». Возможности и ограничения;
  • Формы и методы организации индивидуальной и групповой работы с помощью колоды;
  • Особенности организации профилактической и коррекционной работы с детьми и взрослыми, оказавшимся в ситуации насилия (как в роли жертвы, так и в роли агрессора);
  • Психологический практикум:
    • работа с детьми и подростками с травматическим опытом: упражнения «Мое безопасное место», «Что случилось?», «Другой взгляд»;
    • осознание и коррекция родительской позиции: упражнения «Значение карты», «Мои правила», «Слова из прошлого и настоящего»;
    • развитие навыков реагирование на жестокое обращение с ребенком, гуманизация отношений в системе учитель-ученик: упражнения «Жесткость или жестокость», «Встреча со сложным случаем».

[1]

Трудности в работе с метафорическими картами, возникающие в процессе работы с клиентами.

1) Трудный клиент: не видит ничего, что делать? См. вопросы. НЕ подталкивать клиента на то, что он не видит!

2) Клиент берет много карт – уточняем инструкцию, спрашиваем о конкретной цели.

[3]

3) Клиент бесконечно перепрыгивает с тему на тему – уточняем готовность клиента к решению проблемы или спрашиваем о характерной манере поведения в жизни.

4) Клиент не понимает, о чём для него эта карта (и, о боже мой! я тоже не понимаю) – начинаем рассказывать с клиентом, что нарисовано на картинке, просматривая все детали.

5) Клиент озвучил проблему, а я никак не могу сообразить, какое упражнение выбрать – задаем «Список золотых вопросов для работы с МАК.

Мастер-класс

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Метафорические карты в работе

Кризисными состояниями и психологической травмой»

Кризисы бывают в жизни каждого человека. Но, к сожалению, опасен не только сам кризис, но и психологические последствия. Очень часто он вызывает длительные депрессии, апатию, негативные изменения в психологической структуре личности, которые, несомненно, отражаются во взаимоотношениях с друзьями и близкими, профессиональной деятельности, понижают качество жизни. Консультации профессионального психолога — одно из лучших средств в борьбе с негативными последствиями кризисов и психологических травм. И работать с этими проблемами можно при помощи метафорических карт.

1. Колоды, которые можно использовать в работе:

ЭККО, «COOP», «Степс», Дерево, как образ человека» и др.

Самая узконаправленная колода для работы с травмой –«СООР».

Комплект из 88 карт-картинокдля преодоления кризисных ситуаций и исцеления душевных травм. Это руководство к применению карт четко определяет, что такое душевная травма и как она влияет на личность. Оно содержит информацию о преодолении последствий перенесенной травмы и о методах работы с картами.

Квалифицированное применение карт СОРЕ может помочь в выработке навыков преодоления травмирующих ситуаций.

Карты СОРЕ нарисованы российской художницей из Санкт-Петербурга, Мариной Лукьяновой, под руководством доктора ОфрыАялон, израильского психолога, имеющего международную известность в области исцеления душевных травм. Инициатором проекта карт СОРЕ стал МорицЭгетмайер, немецкий редактор и издатель серии метафорических ассоциативных карт, завоевавших признание во многих странах мира в качестве нового метода реабилитационной терапии. Творческое сотрудничество этих трех специалистов объединило культурное наследие трех народов, в истории которых на протяжении последнего столетия было много травмирующих событий.

Карты СОРЕбыли созданы благодаря богатому международномуопыту эффективного применения карт в лечебной практике для преодоления последствий кризисов и травм. Авторы преднамеренно не изображают на картах кричащие газетные картины войн, терактов, насилия или катастроф. Такие картины, постоянно мелькающие на экранах телевидения и на газетных страницах, прочно укоренились в нашем коллективном сознании, и любое напоминание о них могло бы только усилить травму. Карты СОРЕизображаюттравматические события и эмоциональные реакции на них в символическом и метафорическом виде. Одновременно карты предлагают символы и образы облегчения, успокоения, уверенности и исцеления.

Читайте так же:  Единственный критерий готовности к семейной жизни

2.Травмы могут быть разными:

— травма потери близкого человека вследствие смерти, развода, ухода, отъезда и т.д.;

— травма при потере работоспособности;

— травма вследствие военных действий и террористических актов;

— травма при потере части тела;

— травма вследствие катастрофы и т.д.

Работа с метафорическими картами.

Техника «Безопасное место».

Цель: создание безопасного места для обращения к нему вследствие тяжелой проработки травмы.

[2]

Колода ЭККО.

— Выберите карту, ассоциирующееся с вашим местом.

— На листочке дорисовываем картинку.

— Смотрим на свою картину и записываем все слова, которые приходят вам в голову, глядя на картинку (прикрепляем).

— Это будет вашим безопасным местом во время занятия.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Метафорические ассоциативные карты в работе психолога с детьми

В статье описаны достоинства МАК, правила работы с картами. Приведены примеры опыта использования МАК в психологической работе с детьми.

Вложение Размер
metaforicheskie_assotsiativnye_karty_v_rabote_s_detmi.docx 24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми

Гафурова Гульнара Нязифовна, педагог-психолог.

МБДОУ ДС№19, город Кузнецк Пензенской области.

Статья посвящена метафорическим ассоциативным картам — бурно развивающемуся инструменту психологической работы, используемому в консультировании, психотерапии, коучинге, в индивидуальной и групповой развивающей и коррекционной работе с детьми и взрослыми. Описаны достоинства МАК, принципы работы с картами, правила работы. Приведены примеры опыта использования МАК в психологической работе с детьми.

Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, проекция, инструмент психологической работы, детские психологи, метафора.

Работая в течение последних трех лет психологом в детском саду, я обучалась психологическому консультированию с основами психотерапии. Так как функции педагога-психолога весьма широки, и запросы клиентов разнообразны, работать только в одной психотерапевтической парадигме весьма сложно. Поэтому я сторонник интегративного подхода, и постоянно занимаюсь самообразованием, чтобы использовать в каждом конкретном случае индивидуальный подход. Так как в наше динамичное время клиенты не настроены на длительную терапию, все хотят быстрых результатов, поэтому востребовано краткосрочное консультирование. Для меня актуальной является выработка собственного пути эффективной работы с клиентами, с детьми, с семьями, поиск инновационных технологий и инструментов индивидуальной и групповой работы, обладающих высокой степенью экологичности, безопасности, результативности, эффективности. Одним из таких инструментов считаю метафорические ассоциативные карты (МАК), являющиеся достаточно популярными в среде практических психологов разных направлений во всем мире. Целью данной статьи является описание опыта использования МАК в психологической работе с детьми.

Метафорические ассоциативные карты (МАК), известные также как проективные, ассоциативно-метафорические, терапевтические являются качественным, удобным проективным дидактическим материалом, используемым в консультировании, коучинге, психотерапии, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Диапазон применения метафорических карт огромен, мне нравится их использовать в гештальт-терапии, в трансактном анализе, в психодраме, в НЛП, в семейной терапии.

Вопросы об особенностях использования МАК в работе с детьми остаются актуальными. С какого возраста можно работать с МАК? Я работаю с детьми старше 5 лет, у которых развит определенный уровень абстрактного мышления, необходимый для работы с картами. Какие карты лучше выбрать? В работе с детьми можно использовать любую колоду, но предварительно лучше отобрать карты. Я не включаю карты с изображением голых тел, отрезанных частей тела, гробов, то есть карточек, травмирующих ребенка. Сколько карточек необходимо предъявлять ребенку? Количество должно быть оптимальным, то есть не слишком мало и не слишком много: для дошкольников 20-30 карт, для подростков — 40-50. Для гиперактивных и тревожных детей сокращаю вдвое.

Для каждого психолога очень важным шагом является установление первоначального контакта. Здесь будут уместны метафоры, рисунки, игры, и карточки на этом этапе являются «палочками-выручалочками». Их внешний вид сразу притягивает детей, действуют успокаивающе на тревожных клиентов, создает безопасное пространство. Дети, увидев карточки, сразу задают вопрос: «О! А во что мы будем играть?». Или на сеансе семейной терапии дети молчат, напряжены, но, увидев карточки, сразу начинают их рассматривать, перебирать. Или, как часто бывает, родители приходят к психологу часто не по своей воле, а по запросу педагогов со своими защитами, отрицаниями. В таких случаях зрительная метафора помогает осторожно войти в проблемное поле семьи в игровой форме. Ведь картинки — это что-то несерьезное, нестрашное, можно расслабиться, поиграть, поговорить, и обнаружить что-то…

Я использую МАК в следующих направлениях психологической работы с детьми:

— проработка Я-образов и образов других людей, различных эмоциональных состояний – наборы МАК: «Фейсбук» (Е. Морозовская), «Personita» (М. Эгетмейер), «Роботы» (Т. Ушакова), «Семейка Гномс».

— работа с детско-родительскими отношениями – наборы МАК: «Фейсбук» (Е. Морозовская); «Из сундука прошлого» (Г. Кац, Е. Мухаматулина); « Семейка Гномс».

— работа с невротическими страхами – наборы МАК: «Saga» (М. Эгетмейер); «Фейсбук» (Е. Морозовская).

— работа с поиском ресурса – наборы МАК: положительные» карты из наборов «Соре» и «Saga» (М. Эгетмейер), «Пути-дороги (Г. Кац, Е. Мухаматулина); «Быть, действовать, обладать» (Е. Морозовская).

— развивающая работа с использованием карт в качестве стимульного материала, направленная на развитие речи, логического мышления, памяти, эмоционального интеллекта, креативности.

Карты облегчают диагностику, например, можно попросить найти себя и членов своей семьи и рассказать о каждом персонаже; найти карту, которая похожа на то, что сейчас чувствует ребенок; сгруппировать карты по симпатиям. Можно попросить ребенка рассказать сказку по трем картам.

Мне нравится использовать карты «Роботы» в семейном консультировании по вопросам детско-родительских отношений. Работа с ними позволяет сделать наглядными проблемы для всех членов семьи. Ребенку предлагается собрать робота, который был бы на него похож, но у него должно быть что-то от мамы, что-то от папы и что-то абсолютно ни на кого не похожее. Портрет ребенка собирают и родители — по той же инструкции, но каждый самостоятельно. Потом каждый участник рассказывает о получившемся роботе, и все внимательно слушают друг друга и отвечают на вопрос: «Что удивило в услышанном?» Первоначально родители приходят с жалобой на ребенка — ребенок какой-то не такой, неправильный, плохо себя ведет, а они такие «белые и пушистые». В итоге родители признаются, что они увидели живую иллюстрацию отношений в семье. Получается, что мы говорим о ребенке, но при этом родители многое узнают о себе, что способствует их личностному росту.

Читайте так же:  Готовы ли вы к походу к психологу

Отмечу, что дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки. Но на занятиях работа с картами не составляет содержания всей встречи, а, в зависимости от темы и задач, обычно занимает до 1/3 всего занятия.

Каждый специалист может найти собственное применение картам. Эффективность работы повышается, если удается включить в работу родителей и педагогов.

Выводы . Учитывая необходимость в инновационных эффективных технологиях в психологической работе с детьми, рассмотрела МАК как один из таких методов. МАК представила как разновидность проективных методов с присущими им особенностями и спецификой; описала достоинства МАК как инструмента работы практического психолога. Описала собственный опыт использования МАК в работе с детьми.

  1. Кац Г. Метафорические карты: Руководство для психолога / Г. Кац, Е. Мухаматулина. – М.: Генезис, 2013. – 160 с.
  2. Морозовская Е. Мир проективных карт: Обзор колод, упражнения, тренинги / Е. Морозовская. – М.: Генезис, 2014. – 168 с.
  3. Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство / Е.Р.Морозовская. – Одесса, Институт Проективных Карт, 2013. – 128 с.
  4. Попова Г. Метафорические ассоциативные карты в работе практического психолога: методика и практика / Г.Попова, Н.Милорадова. – Х.: ФОП Бровин А.В., 2015. – 224 с.

Зачем психологам карты

Метафорические или ассоциативные карты представляют собой набор картинок величиной с игральную карту или открытку с реалистичными изображениями (это может быть фотография дома, дороги или реки) или абстрактными образами. Карты — профессиональный психологический инструмент, в основе использования которого лежит работа с визуальной метафорой.

При виде той или иной картинки у каждого человека возникает свой комплекс ассоциаций, воспоминаний и фантазий, которые психолог затем интерпретирует.

Метафорические карты помогают выяснить, в чем истинная причина беспокойства человека, обратившегося к психологу?

Карты — это не средство диагностики, но способ наблюдения. Я приведу такую метафору: представьте, что в комнату входит мальчик, в руках у которого розовый мяч. Он начинает с ним играть, кидает его нам, пинает ногой, потом обнимает и плачет. Глядя на его действия, мы можем сделать некие выводы о состоянии ребенка. Но в основе выводов все же наши наблюдения, а мячик — лишь инструмент.

«Что вы можете сделать со своей травмой? Только ее выговорить». Зигмунд Фрейд

Метафорические карты сродни этому розовому мячику — они помогают нам наблюдать за клиентом и вступать с ним в контакт. А клиенту помогают взаимодействовать с самим собой, разным частям его личности — контактировать друг с другом.

Мы видим, как условный мальчик обращается с мячом, видим его отношение к предмету. А как обращаются с картами? Как они помогают психотерапевту понять что-то про клиента?

Вот пример. Вчера ко мне обратилась женщина по поводу сложной ситуации в семье — у нее разладились отношения с ребенком, с мамой, со всеми сразу. Я предложила ей типичное упражнение: выбрать из колоды портреты людей, которые напоминают ей членов ее семьи. Не внешне напоминают, а по сути. Она выбирала долго, вдумчиво, потом по моей просьбе разложила эти портреты на столе так, чтобы расстояние между картами соответствовало степени душевной близости ее родных.

И вдруг в процессе она обнаружила, что себя-то, свой портрет и не выбрала. «А где вы-то?» — спрашиваю. «А про себя я забыла». И сама вдруг это осознала: «Так это действительно про мою жизнь. Я склонна заботиться обо всех, но никто не заботится обо мне. И сама я о себе не думаю». И вот ее собственные выводы — это самое ценное для меня.

Цель работы с метафорическими картами — не столько мне, специалисту, понять ситуацию клиента, сколько помочь клиенту увидеть свою ситуацию — семейную, жизненную — самому, как будто сверху (в психологии это называется диссоциацией) и сделать свои заключения. Выбирая карты, проговаривая то, что у него происходит в жизни, человек уже начинает успокаиваться. Еще Фрейд говорил: «Что вы можете сделать со своей травмой? Только ее выговорить». Клиенты часто признаются: пока я рассказывал, я сам все про это понял. Вообще, мне кажется, что осознанность — одно из наивысших благ, которые доступны человеку.

В решении каких проблем карты помогают лучше всего?

Дело-то не в картах, в них секрета нет. Секрет в том, что умеет специалист и какой подход использует. Карты хорошо сочетаются с разными направлениями работы. Ими могут успешно пользоваться психодраматисты, арт-терапевты, нарративные консультанты.

Когда человек смотрит на карты и рассказывает, почему он их выбрал и расположил именно так, в процессе рассказа сам часто находит ответ

Экзистенциальные психологи тоже их используют. Например, помогая человеку с эмоциональным выгоранием вернуть смысл работать дальше, психолог может предложить такое упражнение. Просит клиента выбрать карту, которая характеризует его положение на работе, его роль в рабочем процессе сейчас. Затем — выбрать карту, которая показывает его прежнего, в самом начале работы. Потом психолог предлагает клиенту оценить разницу и подумать: какой он видит свою дальнейшую карьеру?

Когда человек смотрит на карты (а у 90% из нас преобладает именно визуальное восприятие) и рассказывает, почему он их выбрал и расположил именно так, то в процессе рассказа сам часто находит ответ. А дальше мы можем выкладывать его дальнейшие шаги из карт, и клиент понимает, что нужно сделать, чтобы мечта стала реальной, достижимой целью.

Читайте так же:  Грабли в семейном огороде или как сохранить счастливые отношения

А если у человека нет мечты и вообще представления о своем будущем?

Карты помогают его увидеть. Однажды я работала с мальчиком Сережей 12 лет, который успешно перенес химиотерапию, и проблема при его выписке из больницы заключалась не столько в его физическом состоянии, сколько в психическом. Он очень изменился внешне: симпатичный золотоволосый мальчик превратился в лысого, полного, с одутловатым лунообразным лицом человека. Сережа боялся выходить из больницы во внешний мир, и надо было как-то преодолеть его страх по поводу возвращения к обычной жизни.

Из специальных карт-конструкторов мы начали составлять его портреты — каким он видит себя в прошлом, до болезни, как выглядит сейчас и каким представляет себя в будущем. Составляя автопортрет до болезни, он хохотал, что-то придумывал. Портрет нынешний вызвал у него тяжелые чувства, а третий портрет оказался крайне неопределенным — он вообще не видел себя в будущем. Потом, при помощи других карт, мы составляли план, что он будет делать в первый день после выхода из больницы. Сережа и тут не смог сформулировать, чего он хочет. И я предложила вытащить карту вслепую — результат, как всегда, оказался очень неожиданным. У него включилось чувство юмора, и мы разложили день за днем целую неделю его жизни после больницы. Он хохотал от души.

Карты бесполезны при работе с детьми младшего дошкольного возраста

А потом мы вернулись к его портрету из будущего, и он смог его составить. Портрет получился живой, оптимистичный, симпатичный. Если вначале Сережа принимал себя только в прошлом, то теперь признался, что в будущем себе тоже нравится. Он вышел из больницы с чувством уверенности в себе. Всю неделю провел в точном соответствии с нашим планом, и ему было комфортно. Что здесь произошло? Жизнь пугала его своей неопределенностью. И когда Сережа увидел, какими событиями будет наполнен каждый день, ему стало хорошо и спокойно. Карты помогли сделать будущее определенным и привлекательным.

Под разные задачи и цели подходят разные карты?

Вообще, любые метафорические карты подходят для решения любых задач. Но логично, когда речь идет о продвижении, использовать карты с изображением дорог, путей. В этих картах нет ничего иррационального, магического. В их основе заложен традиционный механизм проекции. Он запускаются при встрече человека с любым объектом. Но в момент размышлений о движении по жизни, например, карты с изображением дорог, развилок, путей быстрее помогут запустить этот процесс.

Терапевт и его клиент могут по-разному интерпретировать одну и ту же карту. Это мешает работе?

Конечно, у меня и у клиента при взгляде на карту срабатывают разные проекции, и в этом главное коварство метафорических карт. Именно поэтому работе с ними надо учиться. Очень важно, чтобы психолог понимал: его личные проекции не имеют никакого отношения к проекциям клиента. Кто-то видит на картинке мимишный девчачий букет, а кто-то — похоронный венок. И если психологу непонятен смысл, которым наделяет карту клиент, если его это как-то раздражает, задевает, это точно не проблема клиента, а психологу пора на личную терапию. Поэтому иногда психологу лучше даже не смотреть на карту, чтобы не дарить клиенту свои проекции и не сбивать его с толку. Неверное толкование может завести вашу работу совсем не туда, куда надо.

В каких случаях карты использовать нельзя?

Я не использую их в работе с клиентами, имеющими психические расстройства, пограничные состояния, эпилепсию. В этом случае задача специалиста — вернуть их в реальность, поставить на землю, и метафоры здесь будут вредны. Карты бесполезны при работе с детьми младшего дошкольного возраста — у них конкретное мышление, они видят в изображении на карте только то, что там нарисовано. Образное, ассоциативное мышление развивается ближе к начальной школе, да и то не у всех. И среди взрослых клиентов встречаются те, у кого плохо развито образное мышление, кто не воспринимает зрительные образы.

Об эксперте:

Татьяна Ушакова — клинический психолог, заведующая отделением психолого-педагогической помощи населению социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в Сергиевом Посаде. Ее опыт работы с метафорическими картами — более 10 лет.

Узнать больше

Подробнее узнать о работе с метафорическими картами можно на мастер-классах и круглых столах Третьей ежегодной конференции «Метафорические карты в работе психолога». Она адресована специалистам с базовым психологическим образованием.

[3]

22-23 октября 2016 года, Москва, гостиница «Аэростар».

Дорога в бессознательное

Сновидения всегда имеют личностный смысл, связанный с нашей индивидуальной историей. И, как утверждает психоанализ, они помогают поддерживать наше душевное здоровье.

Метафора в работе психолога

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На консультацию к психологу пришел подросток, который перешел учиться в гимназию из обычной школы. Его мучил вопрос: «Я так туда хотел, а теперь жалею об этом. »

Источники


  1. Психология делового общения. — М.: Бахрах-М, 2016. — 768 c.

  2. Тасуева, Татьяна Королева мужских сердец, или Из мышек в кошки! (комплект из 2 книг) / Татьяна Тасуева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 480 c.

  3. Альбисетти, Валерио Любовь. Как оставаться вместе всю жизнь / Валерио Альбисетти. — М.: Паолине, 2014. — 160 c.
  4. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. — Москва: РГГУ, 2011. — 192 c.
  5. Дафни, Роуз Кингма Разрыв. Почему заканчиваются отношения и как пережить расставание / Дафни Роуз Кингма. — М.: АСТ, Астрель, 2012. — 192 c.
Метафорические карты в работе психолога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here