Мировой опыт профилактики эмоционального выгорания

Сегодня обсуждаем тему: мировой опыт профилактики эмоционального выгорания с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у сотрудников контактных центров

экономические науки

  • Сержанова Кристина Игоревна , студент
  • Омская юридическая академия
  • Похожие материалы

    Повышение эффективности управления организации должна проходить в рамках тщательно продуманного процесса[2]. Сказанное выше применимо к профилактике синдрома эмоционального выгорания сотрудников контактных центров. Так как профилактика, на наш взгляд, задача в большей степени руководства. Если руководитель потратит свое время и средства на выявление причин текучести кадров и приложит все необходимые силы для ее устранения, то сохранит стабильный коллектив [1].Синдром эмоционального выгорания как раз таки является одной из главных причин текучести кадров.

    Для избегания таких случаев нужно проводить не только обучение персонала по выполнению работы, но так же и психологические занятия, которые позволят выявить устойчивых кандидатов на должность. Проводить с ними, в первое время, недлительные психологические занятия, которые позволят психологически расслабиться и весь полученный негатив не копить в себе[1].

    В целях профилактики эмоционального выгорания считаем необходимым акцентировать внимание работодателей на процесс приёма сотрудника на работу. Желательно, чтобы один из этапов собеседования включал встречу с психологом, который без труда определит, соответствуют ли психологические качества кандидата психологическим качествам, необходимым сотруднику контактного центра. При невозможности участия психолога рекомендуем работодателю тестирование кандидата на должность сотрудника контактного центра для определения уровня его стрессоустойчивости. Предлагаем следующие методики: тест на самооценку стрессоустойчивости личности, составители, Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова; методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. Эти тесты хороши тем, что не займут много времени на само тестирование и интерпретацию полученных результатов, чтобы подсчитать баллы по данным методикам не требуется специальных психологических познаний.

    Также время от времени рекомендуем определять уровень эмоционального выгорания посредством методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Данная методика достаточно незамысловата в обработке и позволяет определить не только уровень эмоционального выгорания сотрудника, но и доминирующие симптомы. Анализ полученных посредством методики результатов позволит добросовестному работодателю, заинтересованному в сохранении кадров и эффективному функционированию контактного центра, предпринять меры, чтобы снизить нервное напряжение сотрудников.

    К таким мерам можно отнести предоставление, конечно же, по возможности, отдельного рабочего кабинета либо места, который оградит сотрудников контактного центра от шума рабочего процесса[1]. Имеет смысл познакомить работника с различными техниками для снятия усталости, напряжения. Психологи предлагают следующие варианты:

    · Техники с использованием зрительных образов. Помогают снять утомление, обрести внутреннюю стабильность. Например, упражнение «Внутренний луч».
    • Техники дыхания.Обычно, когда мы бываем расстроены начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания- одно из способов расслабления. Например, упражнение «Передышка», упражнение «Пушинка».
    • Техники, связанные с управлением тонусом мышц, движением. Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Например, движения большими пальцами рук в «полузамке»; перебирание бусинок на бусах; перебирание четок; хождения по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, и на пять шагов — выдох.

    В качестве ещё одной меры хотелось бы предложить ознакомить сотрудников контактного центра с памяткой подобного содержания:

    Первая помощь в острой стрессовой ситуации

    Желательно распечатать её и прикрепить в месте, удобном для визуального наблюдения работником, например, на двери или стене, так как во время стрессовой ситуации зачастую из головы вылетает всё, что способствует возвращению в состояние покоя и сосредоточенности на выполнение профессиональной обязанности.

    Все вышеуказанные меры, особенно в их комплексном использовании, по нашему мнению, являются весьма эффективной профилактикой синдрома эмоционального выгорания у сотрудников контактных центров.

    Список литературы

    1. Немцова Н.В., Ионина М.Б., Филина Н.В. Проблемы управления персоналом в контактных центрах// // Экономика и управление в современных условиях. Материалы международной (заочной) научно-практической конференции. Главный редактор Забуга В.Ф.- 2015. – С.180-183
    2. Хорошавин А.А., Немцова Н.В. Особенности реструктуризации корпоративных структур и разработка системы мер по повышению эффективности управления в них//Омский научный вестник- 2011.- № 2(96) С. 48-52

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания сотрудников.
    материал по теме

    Профилактические меры по предотвращению синдрома профессионального выгорания.

    Вложение Размер
rekomendatsii_po_profilaktike_emotsionalnogo_vygoraniya_sotrudnikov.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания сотрудников.

Психологическое самочувствие коллектива оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Отрицательно окрашенные психологические состояния коллектива снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного коллектива.

Профилактика синдрома профессионального выгорания должна быть комплексной и вестись в разных направлениях.

Руководитель может помочь своему подчиненному в этом нелегком деле – борьбе с эмоциональным выгоранием. Например:

Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. А помочь при этом могут следующие способы:

Читайте так же:  Ребенок боится темноты - основные способы преодоления страха

А также в целях противостояния выгоранию предложены рекомендации названные привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье.

  • Привычки правильного питания, что подразумевают:

— регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи;

— включение в рацион фруктов и овощей, много грубой пищи, особенно цельного зерна и круп;

— ограничение жирной пищи, растительных масел и белков;

— очень много свежей чистой воды (не меньше 8 стаканов в день).

Можно предложить ряд рекомендаций, соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:

— определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;

— используйте «тайм-ауты», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

— овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей);

— займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием;

— уходите от ненужной конкуренции;

— старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

— учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

— проще относитесь к конфликтам на работе;

— не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.

Итак, «синдром профессионального выгорания» — процесс, при котором ежедневное воздействие факторов стресса, связанных с оказанием помощи другому человеку, постепенно приводит к проблемам с собственным здоровьем психологического и физического характера. Он может затронуть не только отдельного сотрудника, но и организацию в целом. Профилактика эмоционального выгорания, основанная на рассмотренных принципах, должна способствовать улучшению социально-психологического климата и эмоционального состояния в трудовых коллективах, повышению удовлетворенности трудом у работников.

Опасность синдрома эмоционального выгорания заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное – предотвратить появление данного синдрома, «задушить его на корню».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев нагрузки на психику достигают такого уровня, что п.

Цель:Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристикамиОпределение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.Анализ.

Прилагается система работы по направлению профилактики эмоционального выгорания у педагогов ДОУ, тематическое планирования тренинга для педагогов «Новый взгляд», конспект одного из занятий.

Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социально.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Проснись для жизни!».

Цель: отработать умение и навыки психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний в положительное эмоциональное состояние.

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:· Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·.

О профилактике эмоционального выгорания

Дата публикации: 04.05.2015 2015-05-04

Статья просмотрена: 586 раз

Библиографическое описание:

Пальчевская Е. С., Куимова М. В. О профилактике эмоционального выгорания // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1266-1267. — URL https://moluch.ru/archive/89/18499/ (дата обращения: 07.08.2019).

Работа с людьми, высокая ответственность, эмоциональные нагрузки могут привести к вероятности возникновения профессионального стресса, истощения, отсутствия положительных эмоций, усталости, вызванных собственной работой, утраты радости по отношению к жизни. В психологии данное состояние называется «эмоциональное выгорание». Наиболее часто синдром выгорания встречается у людей социальных профессий (медики, педагоги, менеджеры и т. д.).

Выгорание — это «опустошение души» обусловленное факторами профессиональной среды, необходимостью работы в одном и том же напряженном ритме, с высокой эмоциональной нагрузкой [3]. Синдром эмоционального выгорания может быть вызван:

— напряженностью и конфликтностью в профессиональной среде, отсутствием сплоченного социального окружения;

— пролонгированием рабочего времени;

— нехваткой условий для самовыражения личности на работе;

— отсутствием поощрения со стороны руководства;

— отсутствием условий для дальнейшего обучения и профессионального совершенствования [2].

Синдром выгорания характеризуется:

— недостатком энергии и энтузиазма;

— отсутствием эмоционального самовыражения на рабочем месте, отстраненностью от других;

— чувством усталости и опустошенности;

— утратой способностей видеть положительные результаты своего труда;

— восприимчивостью к изменениям внешней среды;

— частыми головными болями;

— отрицательным отношением к работе и жизни вообще [1, 7].

Личностным ресурсом преодоления и снижения риска появления выгорания является высокий уровень эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект — это совокупность ментальных способностей, обеспечивающих распознание, понимание и управление, как собственными эмоциями, так и эмоциями других людей для успешного достижения поставленной цели. Развитие эмоционального интеллекта, управление собственными эмоциями и эмоциями других людей позитивно влияет на межличностное взаимодействие, снижает риск возникновения профессиональных деструкций [6].

Восстановлению эмоционального иммунитета также способствует:

— структурирование и организация рабочего места;

— оптимизация профессиональной нагрузки;

— разъяснение сотруднику его места в организации, функций, прав и должностных обязанностей;

— создание благоприятного психологического климата в коллективе;

— поддержание дружественных отношений с коллегами;

— обсуждение с сотрудниками критериев и перспектив профессионального роста;

— избежание чрезмерной конкуренции;

— создание и поддержание корпоративных традиций (деловой стиль одежды, совещания с коллегами, совместный отдых и т. д.);

— введение форм морального и материального поощрения;

— создание условия для профессионального развития [4, 5].

Читайте так же:  Экзистенциальный смысл симптома

Еще одним способом профилактики эмоционального выгорания является поддержание себя в хорошей спортивной форме, правильный отдых, соблюдение режима сна, сбалансированное питание.

Таким образом, эмоциональное выгорание является не просто результатом стресса, а следствием неуправляемого стресса. Эмоциональное выгорание характеризуется безразличием, эмоциональным истощением, ощущением собственной некомпетентности, негативным профессиональным самовосприятием. Выгорание приводит к неуверенности, чувству невостребованности, дистанцированности от коллег, раздражению, разочарованию по отношению к работе.

[2]

1. Гонка за успехом ведет к эмоциональному выгоранию http://opec.ru/1769953.html (дата обращения: 20.04.2015).

2. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников. http://hpsy.ru/public/x2627.htm (дата обращения: 20.04.2015).

3. Перегорело, или чем грозит эмоциональное выгорание персонала. http://the-medical-practice.com/articles/peregorelo (дата обращения: 20.04.2015).

5. Райкова Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий // Молодой ученый. 2011. № 5. Т.2. С. 92–97.

6. Солодкова Т. И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов: Дис. канд.псих.наук. Иркутск, 2011. 160 с.

7. Naisberg-Fennig S., Fennig Sh., Keinan G., Elizur A. Personality characteristics and proneness to burnout: A study among psychiatrists // Stress Medicine. 1991, Vol. 7, Is. 4, Pp. 201–205.

Мировой опыт профилактики эмоционального выгорания

В конце XIX века в условиях стремительно развивающегося производства назревает необходимость в организации профилактических мероприятий, направленных на повышение качества труда, уменьшение числа несчастных случаев и улучшение условий рабочей обстановки. Благодаря работам инженера И.Рихтера были созданы предпосылки для появления «железнодорожной психологии». Врачи, изучавшие вопросы трудовой гигиены (Ф.Ф.Эрисман, С.М.Богословский, Е.М.Дементьев и др.), занимались поиском причин профессиональных заболеваний и способов их предотвращения.

Русский просветитель и создатель физиологической школы И.М.Сеченов обосновал приспособительную роль психики и экспериментально подтвердил гипотезу о ведущей роли центральной нервной системы в явлениях утомления; был выдвинут принцип «активного отдыха».

На рубеже XIX и XX веков получает своё развитие психогигиена. Начинают развиваться психология труда, инженерная психология, эргономика, психология здоровья. И каждое из этих направлений в качестве первостепенной задачи ставит перед собой вопросы адаптации человека в профессиональной среде.

В 1968 году советский психолог, последователь В.М. Бехтерева, основоположника рефлексологии и патопсихологического направления в России, Б.Г.Ананьев употребляет словосочетание «эмоциональное сгорание» для обозначения отрицательного настроя работников, занятых в системе «человек-человек». В 1969 году Г.Бредли (G.Bradley) говорит в своих работах о таком психологическом явлении, как выгорание [1].

И только в 1974 году Герберт Фрейденбергер (Herbert Freudenberger), вводит термин «burnout» (в переводе с английского – «выгорание»), который он использовал для описания, основанного на клиническом опыте, эмоционального истощения у волонтеров, занятых в клиниках для наркоманов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Мощный негативный эффект, оказываемый эмоциональным выгоранием на профессиональную сферу человека, обращает на себя внимание исследователей в области не только психогигиены труда. Со времени введения Гербертом Фрейденбергером (Herbert Freudenberger) термина «выгорание» прошло более сорока лет, но актуальность изучения деструктивных факторов профессионализации сохраняет прежнюю сил. Более того, проблемы изучения синдрома эмоционального выгорания приобрели междисциплинарный характер, вызывая интерес исследователей в области медицины, социологии, педагогики и т.п. Важно дифференцировать в англоязычных источниках термины «burnout» — собственно «выгорания» и «burn out» — имеющий отношение к шизофрении (schizophrenia).

Несмотря на большое число работ, посвященных вопросам изучения СЭВ, некоторые исследователи указывают на отсутствие такой теории, которая могла бы однозначно охарактеризовать и объяснить этиологию СЭВ. Как указывает в своей работе В.Е.Орёл, «Существуют достаточно противоречивые взгляды на само определение выгорания, его структуру, механизмы возникновения, и генезис».

Под синдромом эмоционального выгорания понимают дезадаптационный феномен, имеющий отношение к профессиональной деятельности и тенденцию к постепенному нарастанию интенсивности психоэмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. (Maslach, Jackson, 1986). СЭВ – реакция организма на неконтролируемый и длительный по времени стресс средней интенсивности. Существует и иная точка зрения, указывающая на энергосберегающий характер СЭВ [2].

В своей диссертационной работе кандидат психологических наук Умняшкина С.В. указывает на то, что имеющиеся данные касательно проблемы СЭВ являются больше результатом наблюдения практикующих специалистов, чем данными, полученными в результате экспериментальных исследований.

В.В.Бойко определяет термин «эмоциональное выгорания» как не строго научный, но указывает на то, что «за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии» [3].

Тем не менее, на проведенной в октябре 2007 года в г.Курск (Россия) I Международно-практической конференции, посвященной обсуждению проблем исследования СЭВ, участие в которой приняли ученые из разных стран, в том числе, из Казахстана, на заключительном пленарном заседании в числе трех важных итогов «Участники конференции, объединяя и медицинский и психологический подходы, приняли решение использовать единый термин –«синдром выгорания» – без каких-либо уточняющих прилагательных, тем самым подчеркивая, что данный феномен встречается только у профессионалов в коммуникативной сфере».

С момента описания в 1974 Г. Фрейденбергером постепенно нарастающих негативных изменений в психическом и эмоциональном состоянии обследуемых работников психиатрической больницы, когда появился новый взгляд на дистресс, связанный с профессиональной деятельностью, и по настоящее время, было проведено большое число исследований и накоплен опыт в диагностике, профилактике и лечении СЭВ работников различных специальностей. Если первые исследования указывали на профессии «субъект-субъектного» типа, как наиболее уязвимые для развития СЭВ, то к середине 90-х годов прошлого века проблемы синдрома выгорания становятся предметом рассмотрения в профессиях «несоциального» типа – военнослужащие, офисные работники, программисты и т.д. Имеются исследования, указывающие на различия в степени интенсивности проявления СЭВ у работников «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» профессий, что еще раз говорит о важности всестороннего изучения синдрома выгорания.

Читайте так же:  Страх потерять все

Концепция выгорания, представленная А.Меламед (Модель Shirom-Melamed), так же указывает на поликомпонентную структуру СЭВ, представляющую собой сочетание физической усталости, эмоционального истощения и когнитивной усталости [1].

Рис.1. Модель профессионального стресса и выгорания Б.Перлмана и Е.Хартмана (Baron Perlman, E.Alan Hartman, 1982).

Процессуальная модель СЭВ (Б.Перлман и Е.Хартман (Baron Perlman, E.Alan Hartman)) (Рис.1) акцентирует внимание на динамическом характере выгорания: это протекающий во времени и с нарастающей интенсивностью процесс, фазами которого являются психофизиологические изменения (физическое истощение), аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация) и ярко выраженные симптомы преодолевающего поведения (избегание профессиональных обязанностей, сокращение времени общения с клиентами, абсентеизм).

Согласно динамической многокомпонентной модели М.Буриша (М.Burish, 1994) характерными для эмоционального выгорания стадиями являются: предупреждающая фаза (чрезмерное участие и истощение); фаза снижения уровня собственного участия (цинизм, отсутствие эмпатии к коллегам и клиентам, чрезмерная материальная заинтересованность); фаза аффективных реакций (депрессия, агрессия); фаза деструктивного поведения; фаза проявления психосоматических реакций и снижения иммунитета; фаза разочарования и отрицательной жизненной установки.

Эмоциональное выгорание как динамический процесс рассматривает и ряд других авторов:

Р.Т.Голембиевский, Р.Ф.Мунзенридер — три степени и восемь фаз выгорания, отличающиеся взаимоотношением показателей трех компонентов по методике C. Maslach — MBI. Дж. Гринберг — Выгорание — пятиступенчатый прогрессирующий процесс с нарастанием степени выраженности проявлений с течением времени. В.В. Бойко — За основу развития выгорания принята концепция развития стресса. Выделяется три фазы, в каждой из которых по четыре симптома [4].

Существуют различные исследовательские позиции в вопросе причин формирования эмоционального выгорания. Традиционно к детерминантам развития эмоционального выгорания относят объективные и субъективные факторы.

На основе проведенного теоретического анализа В.Е.Орел предлагает следующую рабочую схему факторов: (Таблица 1)

Таблица 1. Факторы, оказывающие влияние на выгорание

Программа профилактики эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания диагностируется, включая следующие компоненты:

  1. Анамнез жизни и болезни, профессиональный анамнез. Врач уточняет наличие расстройства сна, аппетита, настроения, мотивации, признаков соматических заболеваний. Важно знать, какие события произошли недавно: смена рабочего места, развод, рождение ребенка.
  2. Наличие перенесенных заболеваний: язва, гастрит, депрессия, инфекции центральной нервной системы.
  3. Установление группы риска. Синдрому эмоционального выгорания больше всего подвержены специалисты в деятельности типа «человек–человек»: врачи, учителя, социальные работники, продавцы, менеджеры, воспитатели.
  4. Результаты психометрических исследований – шкала эмоционального выгорания Бойко, опросник эмоционального выгорания Маслач.
  5. Употребление лекарств, алкоголя, наркотиков, курение.
  6. Признаки психических расстройств: тревожность, возбуждение, рассеянность внимания, снижение объема памяти, эмоциональная лабильность, неадекватная самооценка, патологически сниженное настроение, пассивность, внешний локус контроль, чувство вины.

Общие рекомендации

Если ваша жизнь сопряжена со сферой деятельности «человек–человек» – вы подвержены высокому риску эмоционального выгорания. Чтобы снизить шанс и повлиять на провоцирующие факторы, следует выполнять рекомендации ниже. Они подходят для людей любой специальности: для медицинского работника или социального работника, педагога, юриста, психолога, руководителя, менеджера.

Правильный отдых. Урегулируйте режим труда и отдыха. Работа – на работе, отдых – дома, на природе, с друзьями. Сотрудничество с людьми всегда предполагает бумажную писанину и бюрократию. Она может скапливаться. Но это не значит, что ее нужно доделывать дома: рабочие задачи, выполняющиеся дома или на досуге, всегда повышают вероятность эмоционального выгорания.

Если в свободное время вы продолжаете думать о работе, отвлекитесь – читайте, играйте на музыкальном инструменте или в компьютерные игры, смотрите фильмы. Когда вы не работаете дома, вы можете ощущать тревогу. Но не работать дома – нормально.

Концентрация на хобби особенно важна для врачей-онкологов, психиатров, медицинских работников паллиативной помощи. Эти специалисты чаще всего сталкиваются с тяжелыми пациентами. Если постоянно думать о них, врачи быстро эмоционально выгорают.

Физические упражнения. В неделю – минимум 3 раза по 30 минут. Любая доброкачественная физическая нагрузка снимает стресс и позволяет отвлечься от негативных мыслей. Нет определенного правила о том, как нужно заниматься. Это могут быть любые физические упражнения: плавание в бассейне, игра в футбол, катания на велосипеде, борьба, тренажерный зал или бег. Чтобы физические упражнения не стали рутиной, меняется вид спорта каждые несколько недель.

Сон. Во время сна восстанавливаются резервные силы, активнее работает иммунитет, вытесняются неприятные воспоминания, крепчают нервные процессы. Сон – один из основных факторов, препятствующих эмоциональному выгоранию и стрессу.

Выясните, сколько вы обычно спите, и сколько вам требуется времени, чтобы после сна почувствовать себя отдохнувшим. Если при средней длительности сна в 7-8 часов вы не отдыхаете, добавьте к следующей ночи 30 минут. И так до тех пор, пока в течение недели каждое утро вы не почувствует отдых и бодрость.

Рабочее окружение. Чтобы избежать эмоционального выгорания, организуйте рабочую обстановку и распорядок дня. Стандартный рабочий день должен содержать перерывы по 30 минут и большой перерыв на обед длительностью от 45 до 60 минут. Так вы избежите интеллектуальной нагрузки и разбавите обстановку.

Для офисных работников и всех, кто большую часть рабочего времени проводит за компьютером, рекомендуется делать простые физические упражнения. Это снижает мышечный тонус и препятствует заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Простая гимнастика: в течение 2-х минут делайте круговые движения шеей. Чтобы снять мышечное напряжение, выполняйте гимнастические упражнения: подтягивания, круговые движения туловищем, разминка суставов.

Распределение обязанностей. Сотрудник быстро выгорает, когда ему дают дополнительную рабочую нагрузку, которая не предусмотрена его обязанности и профессиональными навыками. Распределите равноценные обязанности, делегируйте задачи подчиненным или сотрудникам.

Важный профилактических фактор выгорания – умение отказывать. Когда не можете сказать «нет», вы сознательно копите рабочие задачи. Когда они набираются, сокращается время на выполнение основных дел. Под конец квартала или года вы понимаете, что на столе лежит стопка документов, которые вообще не хочется делать, ведь за них не доплачивают. Не берите дополнительные задачи, либо просите за них доплату.

Читайте так же:  Молчать или говорить

Хобби и активная жизненная позиция. Смещать акцент с рабочих дел нужно куда-то. Чаще всего это хобби. Они помогают отвлечься, отдохнуть и получить удовольствие.

Черты личности, которые препятствуют выгоранию

Особенности личности – основные психологические факторы профилактики синдрома эмоционального выгорания. «Личностная выносливость» – это компоненты характера, которые способствуют высокой жизненной активности. Личностная выносливость, как черта характера, позволяет человеку контролировать жизненные ситуации и быстро реагировать на изменения. У людей в развитой личностной выносливостью всегда низкие показатели по признакам эмоционального выгорания.

[3]

Слабый эффект эмоционального выгорания наблюдается у людей, которые имеют активную тактику сопротивления стрессу. Когда появляется конфликт или неприятности на работе, люди с активной тактикой стараются уладить проблемы в ближайший срок. Люди с пассивной тактикой сопротивления стрессу выжидают решение от оппонентов, конкурентов и коллег. Они не берут ответственность на себя. У людей с пассивной тактикой всегда высокий риск эмоционального выгорания.

Существует внешний и внутренний локус контроля. Активный – когда человек приписывает неудачи и успехи своей деятельность. Если человек с внутренним локусом контроля опаздывает на работу, не успевает подготовить отчет или предлагает новую бизнес-идею, он приписывает это своим навыкам или огрехам.

Человек с внешним локусом контроля приписывает события, случившиеся с ним, внешним факторам. Сбил на дороге пешехода – виноват пешеход; не успех подготовить отчет – виноват программист, который не починил компьютер; перевыполнил план на 13% – «мне просто повезло».

Люди с внутренним локусом контроля страдают эмоциональным выгоранием гораздо меньше, чем с внешним.

Эмоциональному выгоранию препятствует адекватная самооценка. Низкая самооценка повышает риск развития эмоционального истощения, так как такие люди склонны винить себя или недооценивать собственные преимущества и профессиональную компетенцию.

Упражнения для профилактики

Психологическая модель Роберта Ассаджоли состоит из основной (ядерной) личности и частиц – субличностей. Из многих субличностей складывается основная личность. Роберт Ассаджоли под субличностью понимает социальные роли: муж, сын, сотрудник, друг, начальник или подчиненный, родитель и брат.

Часто субличности конфликтуют между собой: у отца одна жизненная позиция, у друга – вторая, у мужа – третья. Например, человек в роли отца твердит сыну: «Пить плохо». Тот же человек в роли друга выпивает каждые выходные перед сыном. Итальянский психолог утверждает: чтобы предотвратить синдром эмоционального, следует воссоздать единую картину субличностей в одну – целую и гармоничную.

Для этого он придумал такие методы в виде упражнений:

Упражнение «Круг субличностей»:

  • Напишите на бумаге список своих желаний. Записывайте любые желания, которые придут в голову, независимо от их социальной значимости: поймать килограмм рыбы, купить новую гитару или посетить симфонический оркестр. Спрячьте список на один день.
  • На следующий день достаньте список желаний. Перечитайте его. Вспомните и постарайтесь описать чувства, которые охватывали вас во время перечисления желаний. Есть ли такая субличность, которая имеет идентичные желания? Или есть субличность, которая осуждает некоторые из перечисленных желаний или считает их малозначимыми?
  • Теперь постарайтесь прочувствовать желания субличностей и ваши собственные. Выпишите то, что хочется именно вам – не отцу, не другу, не мужу, не начальнику.
  • Наберите 20 желаний. Отсейте и сократите список до 5 пунктов – это главные желания.
  • Возьмите лист А4. Нарисуйте круг с диаметром до 20 см. Теперь нарисуйте в нем круг с диаметром 5 см. Центральное кольцо – это ваша личность. Распишите в нем 5 основных желаний.
  • Теперь вспомните максимальное количество ваших субличностей. Дайте каждому из них имя. Например, заботливый, ответственный, сильный.

Это упражнение дает возможность лучше понять себя, свои истинные желания и навязанные желания обществом. Вы стали лучше распознавать свой голос и отличать его от голоса субличностей. Особенности синдрома в том, что выгоранию способствует незнание своих целей и желаний, и одним из признаков является деперсонализация – ощущение потери себя. Поэтому осознание себя – важный фактор профилактики эмоционального выгорания.

Упражнение «Негативная субличность»:

Негативные субличности часто мешают реализации плана. Они критикуют, провоцируют, обесценивают и подрывают доверие к себе. Представьте себе дело, которое вы давно хотите реализовать.

Представьте, что вы закончили его: построили дом, открыли кафе или написали книгу. Теперь представьте явления, которые могли бы помешать вам выполнить задуманное. Вычлените эти мысли из общего потока сознания и соберите их воедино. Вы только что создали негативную субличность, которая всегда вам мешает. Назовите ее, придумайте ей символ и нарисуйте ее на бумаге.

Заключите с ней «договор»: что вам нужно сделать, чтобы негативная субличность перестала критиковать и обесценивать. Подумайте, почему она делает именно это.

Упражнение помогает изучить свои страхи, помогает исследовать непродуктивные установки, которые мешают реализовать мечту.

Принципы жизни, препятствующие эмоциональному выгоранию

Синдром сгорания часто развивается у людей с непродуктивными и неосознанными установками. Программа профилактики включает перемену этих установок на продуктивные:

Этот небольшой тренинг поможет осознать истинные желания и оценить жизнь – так ли он хочет ее прожить, или нет. Если вы не удовлетворены, этот план работы составлен для вас.

Важность саморегуляции для профилактики эмоционального выгорания

Дата публикации: 26.01.2017 2017-01-26

Статья просмотрена: 551 раз

Читайте так же:  Ты можешь лучше! или недостижимая морковка

Библиографическое описание:

Самойлова А. А. Важность саморегуляции для профилактики эмоционального выгорания // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 350-351. — URL https://moluch.ru/archive/138/38702/ (дата обращения: 07.08.2019).

Ключевые слова: cаморегуляция, эмоциональное выгорание

Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими.

Публий Сир (древнеримский поэт)

Что же такое эмоциональное выгорание? Определений существует множество, но все сходятся в одном истощение с моральной, умственной и физической стороны человека. Этот синдром опасен для тех людей, которые работают в сфере «человек-человек», педагоги, дефектологи, врачи, эти профессии наиболее энергоемкие, часто обусловлены эмоциональным напряжением специалиста.

При эмоциональном выгорании наблюдаются психологические проблемы: отсутствие уверенности в себе, нехватка «силы духа», неудовлетворенность межличностными отношениями, неадекватная самооценка. Так же проблемы возникают и с физиологической стороны организма это плохое самочувствие, частые боли, нарушение сна, проблемы с излишним весом. Во избежание, нарушений в психоэмоциональной деятельности, для сохранения психического здоровья, гармоничных отношений с собой и окружающими необходима способность к саморегуляции.

Саморегуляция — это управление психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Существуют разнообразные способы саморегуляции, которые способствуют восстановлению сил, нормализуют эмоциональный фон деятельности, и усиливают мобилизацию ресурсов организма.

Способы, связанные суправлением дыхания.

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Существует медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации и частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способы, связанные суправлением тонусом мышц, движением

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;

2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;

3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.

Можно работать со следующими группами мышц:

– лица (лоб, веки, губы, зубы);

Способы, связанные своздействием слова это самоприказ, самопрограммирование, самоодобрение (самопоощрение).

Словесное воздействие непосредственное воздействует на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Самоприказ- это словосочетание, которое помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами

«Не поддаваться на провокацию!»

Самопрограммирование— сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», мысленно повторите его несколько раз.

«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

Самоодобрение (самопоощрение)- находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

Способы, связанные сиспользованием образов.

Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Эти образы будут для вас ресурсными, запоминать их лучше в трех модальностях: зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); ощущения втеле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

[3]

Так же существуют естественные приемы регуляции организма:

– смех, улыбка, юмор;

– размышления о хорошем, приятном;

– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

– наблюдение за пейзажем за окном;

– рассматривание цветов в помещении, фотографий.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

– эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

– эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, владение способами саморегуляции позволяет управлять своими познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности, регулировать свое психофизическое состояние, выбирая и оптимальные для себя методики и используя их для мобилизации своих возможностей или релаксации.

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. — № 2, 2006, — с. 216–222.
  2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005.
  3. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во “Эксмо”, 2005.
  4. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

Источники


  1. Карнеги, Дейл Как завоевывать друзей. Осознанность. Интуиция. Разум. Близость. Зрелость (комплект из 6 книг) / Дейл Карнеги , Ошо. — М.: Попурри, ИГ «Весь», 2010. — 439 c.

  2. Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. — М.: Прайм-Еврознак, 2011. — 705 c.

  3. Арутюнов, С.С. Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против» / С.С. Арутюнов. — М.: Проспект, 2015. — 436 c.
  4. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2019. — 384 c.
  5. Психология семьи. — М.: Бахрах-М, 2002. — 752 c.
Мировой опыт профилактики эмоционального выгорания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here