Мотивация избегания неудач или достижения успеха

Сегодня обсуждаем тему: мотивация избегания неудач или достижения успеха с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Соотношение мотивов достижения успеха и избегания неудачи

  • Полученные данные позволили сделать вывод о том, что выбор цели определяются не только когнитивными структурами, функционирующими на этапе селекции (ожидания и ценность), но и рядом других детерминант:
    • это изменение мотивационной значимости самой ситуации достижения (валентность ситуации);
    • обобщенным чувством компетентности в ситуации достижения;
    • чувством конкретной компетентности в определенной сфере выполняемых задач.

Испытуемые с мотивом достижения при высокой компетентности выбирают трудные задачи, а при низкой компетентности — легкие задачи; испытуемые с мотивом избегания неудачи при высокой компетентности выбирают очень легкие задачи, а при низкой компетентности — очень трудные.
В релаксирующей ситуации, в которой низка мотивационная значимость ситуации, у испытуемых с мотивом избегания неудачи обнаруживается асимметрия выбора цели в сторону трудных задач. В активирующей ситуации, когда мотивационная значимость высокая, зона целей, выбираемых этими испытуемыми, сдвигается, наоборот, в сторону легких задач.

  • Испытуемый с мотивом стремления к успеху использует следующие способы самоконтроля:
    • рациональную стратегию, направленную на повышение значимости практической активности — действия;
    • самоинструкции, обязывающие удерживать направленность познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации;
    • эмоциональный контроль, направленный на активацию (гнев, недовольство собой и т.п.).
  • Испытуемый с мотивом избегания неудачи используют иные способы самоконтроля:
    • рациональные стратегии, обесценивающие значимость общей цели;
    • самоинструкции, обязывающие не отвлекаться на неактуальные аспекты ситуации;
    • эмоциональный контроль, направленный на релаксацию (успокоение, самоуверенность и т.п.).

По данным Д. Макклелланда, формирование «мотива достижения» во многом зависит от воспитания ребенка в семье, начиная с раннего детства (соблюдение режима, ориентация ребенка на инициативность и самостоятельность).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Методика «Мотивация достижения успеха и избегания неудач»
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Данная методика измерения мотивации достижения — модификация теста-опросника А. Мехрабиана предложена М.Ш.Магомед-Эминовым

Ход работы: перед началом исследования по данному опроснику испытуемый получает инструкцию следующего содержания:
«Перед Вами ряд утверждений, касающихся мыслей, чувств и действий человека в тех ситуациях жизни, где он может добиться успеха или избежать неудачи. Прочтя каждое утверждение опросника, выразите степень своего согласия или несогласия с ним, воспользовавшись следующей шкалой:

+ 3 – полностью согласен
+ 2 согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
0 – трудно сказать, и да, и нет
-1 – скорее не согласен, чем согласен
-2 – не согласен
-3 – полностью не согласен
Свои оценки необходимо ставить в баллах по данной шкале вместе с соответствующим знаком на отдельном листе рядом с порядковым номером суждения»
Замечание. В методике имеется два варианта опросника, мужской (форма А) и женский (форма Б). Они предлагаются испытуемому в соответствии с его полом.

Мотивация успеха, избегания неудачи

В завершении хотелось бы дать описание такой характеристики как мотивация успеха, избегания неудачи. Интересным является тот факт, что в профессиограммы должностей работников АЭС включается психограмма, одним из пунктов которой является характеристика мотивационно-ценностных аспектов работника: приоритет безопасности в работе; мотивация достижения (стремление к высокому качеству работы); познавательная мотивация (интерес к содержанию труда, производственным задачам); честность, а как одно из недопустимых качеств указывается приоритет познавательной мотивации (склонность к экспериментированию). [5] Таким образом, мы видим, что мотивация достижения успеха, избегания неудачи признана важной характеристикой для сотрудников энергетического предприятия. Поэтому мы избрали данный аспект для нашего исследования, чтобы проверить, есть ли взаимосвязь мотивации достижения успеха, избегания неудачи с оценкой культуры безопасности сотрудниками.

Рассмотрим определения этого термина. Основателями теории мотивации достижения успеха считаются Д. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен, согласно точке зрения которых, настоящий феномен проявляется в стремлении личности добиваться лучших результатов в определённой сфере деятельности. Многие учёные придерживаются мнения о том, что мотивацию достижения успеха можно считать условно положительной, тогда как мотивацию избегания неудач отрицательной. [15]

Можно сказать, что личности с высокой мотивацией достижения характерны такие качества как активность, не зависящая от внешнего контроля, инициативность, ответственность. Человек с выраженной мотивацией избегания неудач уклоняется от участия в деятельности, связанной с необходимостью проявлять инициативу, ищет причины отказа от ответственных поручений. Также люди, принадлежащие к такому типу, отличаются меньшей настойчивостью и самостоятельностью, плохо оценивают свои возможности, выбирают лёгкие задания, не требующие особых трудозатрат, уклоняются от ответственности. [40] По результатам эксперимента, проведенного М.А. Котик, было выявлено, что испытуемые с более выраженной мотивацией к достижению цели были ориентированы на успех — они выбирали более опасные варианты и таким образом лучше выполняли экспериментальные задания. Испытуемые с более выраженной мотивацией к избеганию неудачи выбирали более безопасные решения и показывали более низкий результат выполнения экспериментального задания (при таком же числе ошибок как у первых). [20]

Таким образом, можно отметить, что сотрудник с выраженной мотивацией избегания неудач будет уклоняться от ответственности и проявления инициативы. «В современных экономических условиях наиболее конкурентоспособным специалистом на рынке труда является активная личность с развитыми волевыми качествами, высоким чувством долга и ответственности». [14 с. 125] Однако, стоит обратить внимание что, теория мотивации достижений, справедлива применительно к задачам различной степени сложности, уже не отражает фактическое соотношение тех же параметров в задачах, разрешаемых в условиях опасности. А поскольку операторская деятельность осуществляется, как правило, в условиях опасности физической или социальной, то вопросы мотивации достижений и избеганий здесь требуют специальных исследований.[20] Исходя из этого, изучение мотивации успеха, избегания неудач у сотрудников, работающих в условиях, связанных с опасностью является актуальным.

В ходе анализа литературы мы выявили, что вопрос культуры безопасности является актуальным для изучения в настоящее время. В литературе нет однозначного мнения по поводу определения данного термина и его единого метода измерения культуры безопасности в компании. Для нашего исследования мы будет рассматривать культуру безопасности как систему ценностей, норм и установок, сформированных у персонала в отношении безопасности, часть духовной сферы сотрудников и составляющая организационной культуры. Также мы рассмотрели специфику деятельности сотрудников энергетических предприятий и установили, что в данной сфере на персонале лежит большая ответственность за безопасную работу.

«Для эффективного поиска средств обеспечения безопасности АЭС за счет оптимизации человеческого фактора нам необходимо понять, что именно в человеческом факторе может оказать влияние на аварийность». [50 с. 21] Исходя из этого, в нашем исследовании мы изучаем профессионально-психологические характеристики персонала и их взаимосвязь с оценкой культуры безопасности. Мы рассмотрели выбранные характеристики и заключили, что все они могут, так или иначе, сказываться на оценке культуры безопасности. Если мы выявим данную взаимосвязь, в дальнейшем можно будет использовать её или для отбора сотрудников на энергетические предприятия или для развития оценки культуры безопасности с помощью влияния на данные качества.

Мотивы успеха и избегания неудач.

Мотивационная сфера личности – вся совокупность мотивов личности, которые формируются и развиваются в течение жизни. Эта сфера динамична. Однако некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими.

Мотив – сложное психическое образование, сообщающее человеку энергию и побуждающее к проявлению осознанной внешней активности для достижения реально существующей цели.

Характеристики мотива: пространственность – наличие вектора мотива (объекта на который мотив направлен), степень устойчивости во времени, модальность – содержание мотива (ради чего конкретно все делается), интенсивность – сила мотива/

У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Хекхаузен предположил, что эти мотивы у каждого человека сбалансированы или один доминирует. О балансе мотивов можно говорить, если мотив достижения чуть сильнее мотива избегания неудач. При сильном мотиве избегания неудач, даже обладая высоким интеллектуальным уровнем и массой способностей, человек не реализует ни одной возможности, т.к. боится быть неоцененным. При сильном мотиве достижения человек постоянно напрягается, даже там, где это не нужно.

Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи, различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т. е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает у довольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом — жизненным неудачником.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачи напротив, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные виды профессий. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.

Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, а при преобладании мотивации избегания неудачи — задачи, наиболее легкие и наиболее трудные.

Интересным представляется еще одно психологическое различие в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, — падает. Иными словами, индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу — избегания ее, желание больше к ней никогда не возвращаться. Оказалось также, что люди, изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был с самого начала настроен на нее, напротив, лучших результатов добиваются после успеха. Отсюда можно сделать вывод, что успех в учебной и других видах деятельности тех детей, которые имеют выраженные мотивы достижения успеха и избегания неудачи, может быть на практике обеспечен по-разному.

Значимая, отдаленная во времени цель в большей степени способна стимулировать деятельность человека с развитым мотивом достижения успеха, чем с выраженным мотивом избегания неудачи.

Рассмотренные факты показывают, что прямой связи между силой мотива достижения успехов и величиной мотива избегания неудачи ожидать не приходится, так как кроме величины и характера мотива стремления к успехам успехи в учебной деятельности зависят от сложности решаемых задач, от достижений или неудач, которые имели место в прошлом, от многих других причин. Кроме того, непосредственная зависимость между мотивацией и достижениями успехов в деятельности, даже если она существует (при нейтрализации действия многих других значимых факторов), не носит прямого характера. Особенно это касается связи мотивации достижения успехов с качеством работы. Наилучшим оно является при среднем уровне мотивированности и обычно ухудшается при слишком слабом и слишком сильном.

Имеются определенные различия в объяснениях своих успехов и неудач людьми с выраженными мотивами достижения успеха и избегания неудачи. В то время как стремящиеся к успеху чаще приписывают свой успех имеющимся у них способностям, избегающие неудач обращаются к анализу способностей как раз в противоположном случае — в случае неудачи. Наоборот, опасающиеся неудачи свой успех скорее склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу. Таким образом, в зависимости от доминирующего мотива, связанного с деятельностью, направленной на достижение успехов, результаты этой деятельности люди с мотивами достижения успехов и избегания неудачи склонны объяснять по-разному. Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т. п.), а стремящиеся к неудаче — внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т. п.). Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются.

Индивиды, определенно ориентированные на успех, обычно стараются получить правильную, достоверную информацию о результатах своей деятельности и поэтому предпочитают задачи средней степени трудности, так как при их решении старание и способности могут проявиться наилучшим образом. Избегающие неудачи, напротив, стремятся уклониться от такой информации и поэтому чаще выбирают или слишком легкие, или чересчур сложные задачи, которые практически невыполнимы.

Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты деятельности влияет представление человека о самом себе, которое в психологии именуют по-разному: «Я», «образ Я», «самосознание», «самооценка» и т. д. Люди, приписывающие себе такое качество личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени трудности. Они же, как правило, обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний.

Другой важной психологической особенностью, влияющей на достижения успехов и самооценку человека, являются требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Немаловажное значение для достижения успеха и оценки результатов деятельности имеет представление человека о присущих ему способностях, необходимых для решаемой задачи. Установлено, например, что те индивиды, которые имеют высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи в деятельности меньше переживают, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо

[3]

Мотивация достижения и избегания.

В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности.К их числу относятся мотив достижения, мотив избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и другие. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других личностных черт.

Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем.Мотив достижения — устойчивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. В процессе дальнейших исследований этого мотива такими учеными: Д. МакКлелланд и Х. Хекхаузен были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. В отечественной психологии мотивация достижения и связанная с ней тема уровня притязаний исследовалась такими специалистами: М. Ш. МагомедЭминов, Т. В. Корнилова, И. М. Палей и другими.

Г. Мюррей предложил, наряду с перечнем органических потребностей, список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения: потребности достижения успехов, аффилиации, агрессии, независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания, приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости.

О существовании потребности можно заключить на основе (по Г.Мюррею):

Эффекта или результата поведения.

Способа осуществления поведения.

Избирательного внимания или реагирования на определенный вид стимульных объектов.

Выражения конкретной эмоции или аффекта.

Выражения удовлетворения при достижении определенного эффекта или неудовлетворения, если эффект не достигнут.

Успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, освоением необходимых навыков и умений. Многообразие мотивов человеческой деятельности определяется многообразием комбинаций, которые образуются различными мыслями и чувствами человека.

У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе зависят от того, доминирует у него мотивация достижения успеха или мотивация избегания неудач. Мотивация достижения — выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха»активностьцель«достижение успеха» (по Н. И.Конюхову). Мотив достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Мотивация избегания неудачи — выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач любыми путями и средствами. Для личности, с преобладанием мотивации избегания неудач, главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, её полного или частичного не достижения.

Мотивация достижения — попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может привести или к успеху, или к неудаче (по Х. Хекхаузену). Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным особенностям человека: на достижение успеха или избегание неудачи. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей.

Х. Хекхаузен считал, что данная характеристика мотивации достижения важна, так как цепь действий, направленных на достижение цели, может прерываться на какое-то время, иногда на месяцы или годы. Важной характеристикой мотивации достижения является постоянное возвращение к прерванному занятию. «Создаются сложные и долгое время существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав деятельности, которые ведут посредством достижения серии «субцелей» к главной цели. Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий. Этот временной охват ряда действийи отличает мотивацию достижения от других мотивов.

Потребность в достижении характеризуется следующими понятиями: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать — в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; совершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать таланты и повышать самоуважение (по Г. Мюррею).

Одной из концепций, применяемых для объяснения достижений в деятельности, является теория В. Вайнера. Согласно ей всевозможные причины успехов и неудач оценивают по двум параметрам: локализации и стабильности. Локализация характеризует то, в чем человек усматривает причины своих успехов и неудач: в самом себе или в сложившихся обстоятельствах. Стабильность — постоянство или устойчивость действия соответствующей причины. Различные сочетания этих двух параметров определяют следующую классификацию возможных причин успехов и неудач:

1.Сложность выполняемого задания (внешний, устойчивый фактор успеха).

2.Старание (внутренний, изменчивый фактор успеха).

3.Случайное стечение обстоятельств (внешний, неустойчивый фактор успеха).

4.Способности (внутренний, устойчивый фактор успеха).

Мотивация достижения — функциональная система интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления (по М. Ш. МагомедЭминову).

Особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности:

1.Мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности).

2.Мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия).

3.Мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения).

4.Мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).

Одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения выступает мотивационноэмоциональная оценка ситуации, складывающаяся из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки общей компетентности в ситуации достижения; интенсивность мотивационной тенденции меняется в зависимости от изменения величины локализации и стабильности.

Важной особенностью мотивации человека является двухмодальное, положительноотрицательное её строение. Эти две модальности побуждений проявляются в различных по форме побуждениях типа непосредственно реализуемой потребности, влечения, и типа необходимости, нужды — в виде стремления к чему-либо или избегания, в виде двух видов эмоциональных переживаний: удовлетворения и страдания.

Важное значение эмоций заключается в том, что благодаря им человек переосмысливает прошлое, планирует будущее. В поведении человека постоянно одновременно проявляются мотивационные факторы различного происхождения. В связи с этим итоговое побуждение к цели является суммарным, возникающим на основе её мотивационного значения, вероятности ожидания успеха и отдельно неуспеха. Эмоции успеханеуспеха служат в качестве «универсального механизма, который подключается к процессу регуляции деятельности и на основе накапливаемого опыта оповещает индивида о достижимости целей и оправданности активности».

Эмоции успеханеуспеха (по Вилюнасу):

1. Констатирующие эмоции успеханеуспеха сопровождают отдельную попытку приближения к цели. Положительная эмоция, завершающая удавшееся действие, его «санкционирует», закрепляет, а отрицательная — ведет к поискам новых проб, задерживая при этом не оправдавший себя способ достижения цели.

2. Предвосхищающие эмоции успеханеуспеха, возникающие при одном восприятии условий, служивших причиной радостей и огорчений в прошлом, сигнализируют субъекту о вероятном исходе действий до реального их совершения. Такая опережающая информация о безысходности действий в одном направлении и о вероятном успехе в другом облегчает субъекту поиск пути достижения цели. В противоположность предвосхищению неуспеха, суживающему зону проб, ограничивающему поведение, следы прошлых успехов открывают субъекту конструктивные решения, направляют поведение.

3. Обобщающие эмоции успеханеуспеха взаимодействует с ведущим эмоциональным переживанием, побуждающим к деятельности, усиливая его, когда предвосхищается скорый успех, и лишая его побуждающей силы при предвосхищении трудностей и неудач.

Дата добавления: 2016-06-05 ; просмотров: 10888 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Взаимосвязь между мотивации достижения успеха, избегания неудачи и уровнем личностной тревожности студентов на этапе профессионализации

Текст научной статьи по специальности « Психология»

Читайте так же:  Насколько важна для ребёнка забота родителей

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Калмурзаева Карина Борисовна,

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между мотивации достижения успеха, избегания неудачи и уровнем личностной тревожности студентов на этапе профессионализации»

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА, ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ И УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Калмурзаева Карина Борисовна ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань, Россия

Ключевые слова: мотивация, тревожность.

Именно усложнение деятельности человека, его действий, поступков и стремительно меняющаяся социальная среда делают, изучение мотивации поведения людей актуальной проблемой психологии. Ей посвящено огромное число монографий и статей как отечественных (А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, Х. Хекхаузен, Т.О. Гордеева и т.д.), так и зарубежных авторов (А. Маслоу, Д. Маккелланд, К. Хорни и др.).

Одним из фактов, который влияет на мотивацию, психологическое состояние, познавательные процессы и т.п. является тревожность.

Для определения степени разработанности вопроса тревожности в психологии выделяют два, на первый взгляд, несовместимых течения. С одной стороны, ссылка на не разработанность и неточность, неоднозначность и неконкретность самого понятия «тревожность». А с другой стороны, между авторами имеется схожесть по ряду существенных моментов, дающих возможность выделить отдельные «схожие контуры» тревожности и выделить тревожный тип личности. В данной работе, мы будем понимать под тревожностью — состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску (Р. С. Немова, С.С. Степанова).

Наше исследование нацелено на изучение взаимодействия между уровнем тревожности и мотивации достижения успех, избегания неудачи студентов. Это одна из категорий людей наиболее часто подверженных таким психическим состояниям как напряженность, тревожность и т.п.

Читайте так же:  Почему не надо бояться психиатра

Мы предполагаем, что уровень личностной тревожности и мотивации достижения успеха, избегания неудачи у студентов взаимосвязаны, т.е. низкий уровень тревожности взаимосвязан с мотивацией достижения успеха, а высокий уровень личностной тревожности связан с мотивацией избегания неудачи. Поскольку таких работ мало с данной возрастной категорией, выбранная нами тема актуальна.

Теоретическая и методологическая основа исследования сложилась из положений интегрального подхода анализа сущности и структуры мотивации и мотива (Ильин Е.П.).

Объектом исследования являются взаимосвязь мотивации и тревожности у студентов.

Предметом исследования стали индивидуально-психологические особенности студентов с различным типом мотивации и уровнем личностной тревожности. Нами изучались два типа мотивации: «достижения успеха» и «избегания неудачи».

Цель исследования — выявить и изучить взаимосвязь уровня личностной тревожности и мотивации достижения успеха, избегания неудачи студентов.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что уровень личностной тревожности и мотивации достижения успеха, избегания неудачи у студентов взаимосвязаны, т.е. низкий уровень тревожности взаимосвязан с мотивацией достижения успеха, а высокий уровень личностной тревожности связана с мотивацией избегания неудачи.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

• в теоретическом плане — провести анализ литературы по проблеме исследования, сформулировать основные теоретические положения о соотнесении уровня тревожности с мотивацией достижения успеха, избегания неудачи.

• в методическом плане — осуществить подбор психодиагностических методик с целью выявления типа мотивации и индивидуально-психологических особенностей студентов;

[1]

• в эмпирическом плане — изучить уровень взаимоотношения между мотивацией достижения успеха, избегания неудачи и тревожности студента.

• в практическом плане — выявить эффективность коррекционных воздействий, направленных на работу с молодой частью населения, имеющие высокий уровень личностной тревожности.

Общий объем выборки — 60 человек. В исследовании принимают участие студенты ВУЗа на этапе профессионализации.

Читайте так же:  О чем стоит подумать до свадьбы

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• Для диагностики типа мотивации студентов применялся опросник «Мотивация успеха и боязни неудачи» (А. А. Реан, 1999).

• Для определения уровня личностной тревожности применялась шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory — STAI), адаптирована Ю.Л.Ханиным.

Достоверность и надежность полученных результатов подтверждается теоретической обоснованностью рассматриваемой в данном исследовании проблемы; адекватность методов исследования его цели и задачи; использованием взаимодополняющих методик, позволяющих получить ряд независимых психо-

логических показателей; репрезентативностью выборки испытуемых и статистической зависимостью различий между изучаемыми параметрами. При обработке данных исследования использовались методы корреляционного анализа.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические положения, факты и выводы могут использоваться в практике психологического консультирования и психологической помощи молодой части населения, при чтении курсов лекций, спецкурсов и проведении практических занятий со студентами педагогических специальностей, на курсах повышения квалификации педагогических кадров.

1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. / Б.Г. Ананьев. Современные психологические проблемы высшей школы. — Москва, 1974. -287с.

2. Астапов В. М. Хрестоматия. Тревога и тревожность / В. М. Астапов 2001 СПб, изд-во «Питер» 247 с.

4. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения/ Т.О. Гордеева. -Москва: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. — 336с.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология Текст. /И.А. Зимней. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.- 480с.

6. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. / В. А. Иванников Москва, Знание,1991.

7. Кубышкина М. Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: Автореф. дис. канд. /М. Л. Кубышкина — СПб., 1997.

8. Макклелланд Д.. Мотивация человека /Д. Макклелланд. — СПб., 2007. —

9. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс] /А.Маслоу -СПб.: Евразия, 1999.

Читайте так же:  Что скрывается за маской равнодушия!

10. Реан А. А. Общая психология и психология личности / Под ред. А. А. Реан. — М.; СПб., 2007. — 376.

Мотивация достижения успеха и избегания неудач

Мотивация является очень важной составляющей жизни каждого человека. Она может приводить к невероятным достижениям и движению вперед, а может и наоборот создавать препятствия на пути, мешать развиваться, добиваться успеха и процветания.

Почему это происходит и что нужно знать о мотивации, чтобы она помогала, а не препятствовала, поговорим дальше.

Принято выделять мотивацию достижения успеха и избегания неудач. Оба эти вида мотивации приводят к разным последствиям и складываются из многих факторов, которые поддерживают, направляют человека, побуждают его к действию или бездействию. От мотивации зависит характер человека, способности, эмоции.

Мотивация может быть внешней и внутренней. Внешняя мотивация оказывает воздействие на человека только тогда, когда она оказывает существенное влияние на возможность удовлетворения его желаний и потребностей.

Мотивация зависит от характера, ценностей, условий деятельности, убеждений мировоззрения, с учетом которых формируется намерение человека. В основе любой деятельности или бездействия лежит мотивация, т.к. она определяет активность и заинтересованность человека.

Мотивация состоит из мотивов, которые дают ответ на вопросы «зачем? «, «для чего? «, «почему?», «от чего человек ведет себя именно так, а не иначе»? Мотив определяет выбор цели, средства и способа достижения намеченной цели. Зачастую мотивы не осознаются и человек, совершая те или иные действия, и не отдает себе отчет в том, что побуждает его делать это.

Мотивы бывают разные, среди них можно выделить мотив власти, уважения, достижения успеха и избегания неудач.

Человек с актуальным мотивом достижения успеха эффективен в любой сфере жизни. Он ставит перед собой цели, достижение которых однозначно расценивает как успех. Такие люди стремятся, во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности. Они смелы, решительны, мобилизуют свои ресурсы, сосредотачиваются на достижении поставленной цели и рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение.

Люди с мотивацией избегания неудач не стремятся к достижениям, основной их целью является стремление избежать неудач. Такой человек не верит в свои способности и возможности, боится критики, неуверен в себе, не получает удовольствие от деятельности, в которой могут возникнуть неудачи.

Получается, что люди, стремящиеся к достижению успеха способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивая себя. Они знают что хотят, что могут и чего способны добиться. Тогда как те, кто стремится к избеганию неудач не в состоянии адекватно оценить себя, завышая или занижая свои притязания. Они склонны ставить перед собой либо очень легкие, либо очень труднодостижимые цели. Такие люди обладают повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах. Они избегают соревнований и соперничества. У них отсутствует адекватная оценка достигнутого.

[2]

Каждому человеку свойственно стремиться к успеху и беспокоиться по поводу неудач. Но ведущей мотивацией становится только одна. Мотивация достижения успеха связана с продуктивной деятельностью, а избегание неудач – с тревожностью и защитным поведением.

От преобладающей мотивации зависит трудность выбираемой цели. Люди, нацеленные на успех, цели выбирают средние или слегка завышенные, незначительно превосходящие уже достигнутый результат. Они рискую с расчетом. Люди, мотивированные на избегание либо существенно занижают, либо ставят перед собой неоправданно завышенные цели.

Тот, кто стремится к успеху, проявляет настойчивость в деятельности, а избегающий неудач избегает действий, которые, по его мнению, могут привести к неудаче, стремясь выйти из ситуации, угрожающей неудачей.

Стремящиеся к достижению люди полагаются на свои силы и имеют направленность на развитие и самосовершенствование, предпочитают работать над задачами, требующим приложения усилий, но являющимися разрешимыми, чувствуют больше удовлетворения от своей работы тогда, когда сами могут ее планировать и самостоятельно определять свои цели. Они переживают гордость и радость при достижении результата.

Мотивированные на достижение успеха объясняют достижения своими способностями, а мотивированные на избегание неудач склонны приписывать свой успех стечению обстоятельств.

Тот, кто стремится, к достижениям идет вперед и приобретает все то, что хочется иметь тем, кто пытается взбегать неудач.

Мотивация избегания неудач или достижения успеха?

Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избежание неудачи, различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в неё включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется стойкое ожидание успеха. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избежание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается в том, чтобы избежать неудачи. Все их мысли и действия подчинены именно этой цели. Человек проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею.

Согласно Х. Хекхаузену результаты исследований уровня мотивации достижения показали, что группы с высокой потребностью в достижении отличали следующие характеристики: высокий уровень образования, высокий профессиональный уровень, раннее взросление (21 — 24 года), проживавшие в большом городе и воспитанные в полной семье [34]. Также было отмечено, что люди, мотивированные на достижение успеха, придают большее значение успехам, чем престижу, в то время как мотивированные на избежание неудач предпочитают обратное [39].

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Люди, ориентированные на неудачи нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний [19].

Читайте так же:  Как отпустить взрослого ребенка

Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, так как при их решении старание и способности могут проявиться наилучшим образом, а при преобладании мотивации избегания неудачи — задачи, наиболее легкие и наиболее трудные, которые практически невыполнимы. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность задачи, интерес к ней после неудачи в её решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, — падает.

Значимая, отдаленная во времени цель в большей степени способна стимулировать деятельность человека с развитым мотивом достижения успеха, чем с выраженным мотивом избегания неудачи. Поскольку предвидение ситуации будущего как поражения или успеха являет собой ожидание, сопряженное с позитивными и негативными эмоциями, и переживание подобных ожиданий является либо приятным, либо неприятным, побуждающим или удерживающим, то выливается это либо в достигающее, либо избегающее поведение.

Согласно Х. Хекхаузену, люди, мотивированные на достижение успеха, в ситуации выбора между немедленным, но малым вознаграждением, или большим, но отсроченным по времени, выбирают последнее, а люди с низкой склонностью к достижению, отличаются большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение. Также отмечено, что мотивированные на успех склонны фокусироваться на «большой цели», они также предпочитают задания, охватывающие больший период времени, требующие планирования, процесса принятия решения. Они не нуждаются в быстром достижении успеха, более того, они могут достаточно долго ждать [34] .

Стремящиеся к успеху люди свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.п.), а стремящиеся к неудаче — внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются, а идут вперед.

[3]

А. Адлер отмечал, что постоянство личности на протяжении жизни объясняется «стилем жизни», т.е. уникальным соединением черт, способов повеления и привычек, путей решения жизненных проблем, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. В соответствии с адлеровской типологией установок, соответствующих стилям жизни, люди, мотивированные на избегание неудач, относятся к избегающему типу и характеризуются отсутствием социального интереса и активности для решения собственных проблем, бегством от решения жизненных задач, т.е. уходят от всего, что предполагает возможность неудачи [36].

Прошлый опыт успеха и неудач в попытке достичь желаемых результатов, по мнению А. Бандуры, является наиболее важным источником эффективности, так как успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи порождают низкие ожидания.

В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще далеки от своего завершения.

Мотивация достижения рассматривается как структурное образование, мотивы которой — достижение успеха и избежание неудачи состоят из следующих компонентов: потребность достижения цели и ее антиципация, инструментальная активность, аффективное состояние, результат деятельности и отношение к этому окружающих.

Мотивация успеха однозначно позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Личную активность определяет потребность в достижении успеха. Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится прежде всего избежать срыва, неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становится в данном случае определяющим.

От доминирования у человека мотивации достижения успеха или мотивации избегания неудач во многом зависит жизнь человека, его положение в обществе.

В психологии мотивация долгое время рассматривалась как безличностная, инстинктуальная и даже бессознательная. До сих пор нет окончательного ответа на вопрос, как абстрактная сущность, называемая мотивом, трансформируется в личностную активность целеполагания и конкретные намерения и планы, которые мы более или менее осознаем. Большинство теорий мотивации не спекулируют относительно связи Я с мотивацией и оставляют открытыми вопросы — как мотивы, цели и ценности когнитивно репрезентируются в системе Я? Какие структуры несут их? Как они функционируют? Концепция возможных Я предполагает, что некоторые динамические элементы личности могут быть вынесены в специфические когнитивные репрезентации Я в будущих состояниях, и что действия индивида могут быть сформированы его попытками реализовать или избежать этих состояний.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Фрейд понимал под эго-идеалом представления ребенка о том, что, с точки зрения его родителей, морально правильно. Хорни считала, что невроз возникает, когда идеализированное Я становится слишком сильным и начинает вымещать реальное Я из фокуса мыслей, чувств и действий индивида. Роджерс описывает идеальное Я как то, кем или чем хочет стать индивид и считает, что отношение к себе является функцией от дистанции между реальным и идеальным Я. Позднее Розенберг разделял фантазию или идеализированный образ Я и более реалистичные Я-образы, отражающие представления индивида о том, каким он может стать. Связь между Я-концепцией и деятельностью содержится в теории Дж.Мида, который утверждает, что Я диктует возможные варианты действий индивида в зависимости от его оценки реакций других и способно определять его поведение. Принятие роли другого, таким образом, включает в себя конструирование индивидом возможных Я. Некоторые теоретики непосредственно занимались проблемой связи идентичности и мотивации. Эриксон считал, что все важное поведение формируется под воздействием задач поддержания идентичности [43].

Источники


  1. Ильин, Валерий Психология взросления. Развитие индивидуальности в семье и обществе / Валерий Ильин. — М.: Этерна, 2011. — 336 c.

  2. Корнева, Людмила Нужны ли нам мужчины? Для умных женщин: замужних, еще незамужних и уже незамужних. Мужчинам читать не рекомендуется / Людмила Корнева. — М.: БХВ-Петербург, 2006. — 128 c.

  3. 10 целей, которые преследует женщина, вступая в брак. — М.: Харвест, АСТ, 2005. — 524 c.
  4. Руденко, А. М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.
  5. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. — М.: Юрайт, 2014. — 400 c.
Мотивация избегания неудач или достижения успеха
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here