Мужественность и женственность в возрасте с 2 до 6 лет

Сегодня обсуждаем тему: мужественность и женственность в возрасте с 2 до 6 лет с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

МУЖЕСТВЕННОСТЬ И ЖЕНСТВЕННОСТЬ

Многие письма, приходящие ко мне на почту сайта, содержать просьбы мужчин, помочь им разобраться в тех особенностях поведения и восприятия мира, которые отличают их от женщин.

Одно из таких понятий – мужественность.

Мужественностью, с некоторых пор, стали заражаться женщины. Поэтому, не удивительно, что настоящие мужчины хотят разобраться в том, что же по праву принадлежит им.

Обратимся к нескольким толковым словарям. (Д. Н. Ушакова, С. Ожегова, Н. Шведовой.) Вот что можно найти там.

Мужество — это одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха.

Мужество зачастую выступает, как способность переносить страдания, включая физическую боль. Храбрость, присутствие духа в опасности.

Два слова тесно сопряжены друг с другом:

Мужчина – мужественность.

С понятием мужественный — связаны явно выраженные физические и психосексуальные качества мужчины:

Сила, душевная стойкость и смелость, присутствие духа в беде и в опасности, храбрость. Обладающий мужеством человек, выражающий мужество. Безбоязненность, бесстрашие, бесстрашность, бестрепетность, бравость, героизм, дерзостность, дерзость, мужество, непоколебимость, непреклонность, несгибаемость, неустрашимость, отвага, решительность, смелость, стоицизм, стойкость, твердость.

Иметь мужество — говорить правду в глаза

В старину говорили – «хорабрый».

Мужественный, смелый, отважный, неустрашимый среди боя, доблестный в воинстве. Отважный, доблестный, молодецкий, отчаянный, прыткий, неустрашимый, удалой, ухарский, бравый.

Все это мужские качества.

Женские качества иные, и в них нет ничего, похожего на мужественность.

В противоположность мужественности, которое включает в себя понятия твердости, агрессивности, стойкости и т.д. – женственность, связана с такими понятиями, как:

[1]

Эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность, что вызывает в мужчине желание оберегать и защищать женщину.

Понятие женственности включает в себя как чисто биологические, так и социальные и культурные аспекты и не связано напрямую с женским биологическим полом.

МУЖЕСТВЕННОСТЬ

С мужественностью связывают такие качества, как:

терпеливо переносить боль и экстремальные ситуации,

умение держать слово,

стремление к первенству,

стремление к победе,

Бунт, если ситуация подавляет и принижает человеческое достоинство,

Все это в сумме и создает мужественность и мужское поведение.

Некоторые, из описанных здесь качеств, встревожили мужчин. Несомненно, в обществе, где всех учили подчиняться, быть удобным для управления и послушным, бунтарские и агрессивные мужские качества неудобны.

Победители, вернувшиеся с войны, готовы протестовать и бороться с любой несправедливостью. Они вкусили дух победы и гордо и независимо ведут себя. Такими людьми сложно управлять и делать рабами. Поэтому правители стремятся уничтожить их. Так было и в нашей стране, когда репрессии 1948 -49 годов и обвинительные процессы, вплоть до 1954 года освободили правителей от победителей. Бунт – это качество мужественных и смелых мужчин. Так, Спартак поднял восстание, не желая оставаться рабом. Военнопленные бежали из лагерей. Только тот, кто не обладает мужеством и бунтарством, согласиться терпеть унижение и ограничение своей свободы.

Все это – только мужские качества!

Многие женщины выросли с представлением о том, что и у них должны быть эти качества, но они ошибаются. Понятие патриотизма для многих женщин слилась воедино с необходимостью преодолевать трудности, страдать, переносить боль и отдать свою жизнь за Родину. На примере Зои Космодемьянской многих девочек готовили принять пытки и гордо погибнуть. Вот и набирали они мужские качества, готовясь преодолеть страх.

ДВА ЖЕНСКИХ СОСТОЯНИЯ

Природа заложила в женщине возможность жить в двух разных режимах.

Один – когда муж рядом, и она может заниматься детьми, домом, быть нежной, ласковой и заботливой. Такая женщина следит за своим внешним видом, не забывает ухаживать за собой. Ее всегда можно различить по опрятной одежде, милому и доброму выражению лица и улыбке.

Второй – когда мужчина уходит на охоту или войну. На женщину ложиться обязанность сохранить детей и дом, прокормить и обеспечить всех. У нее сразу меняется гормональный фон, выделяется больше мужских гормонов. Ее главная задача – сохранить и прокормить детей. Поэтому, она перестает следить за собой. Зачесывает и убирает волосы, за которыми некогда ухаживать. Надевает мужскую грубую одежду, и постоянно ходит в одном и том же. Ей некогда давать детям любовь и ласку, заниматься с ними. Она зарабатывает, кормит, наводит чистоту. Любой мужчина рядом воспринимается как враг, от которого необходимо отгораживать и защищать детей. Женщине сложно резко переключиться, ведь ее энергия не имеет резких сбросов, как у мужчины. Даже когда муж рядом, она будет продолжать так вести себя. Поэтому, пришедший с войны мужчина, должен заявить о своих правах и показать мужскую силу. В деревенском доме это всегда проще. Пошел, нарубил гору дров, починил дверь, поправил строения. Иначе говоря, сделал то, на что женщине не хватает сил. В городской квартире это нелегкая задача. Однако, всегда можно найти выход и заявить о своем возвращении.

В стране, где войны сменяются революциями, несколько поколений женщины жили в состоянии второго состояния. От бабушки и матери девочка училась терпеть и надеяться только на себя. Образовательная система всеми силами старалась воспитать из девочек мужественных членов общества. Теперь, они умеют зарабатывать, состязаться с мужчинами, терпеть невзгоды, преодолевать трудности. Природа берет свое. Каждому человеку хочется найти себе пару. Как известно, противоположности притягиваются друг к другу. Мужественная женщина – борец, притягивает мужчину с противоположными качествами, или делает из него такого во время совместной жизни.

Чем же обладает настоящая женщина?

Какие качества женские?

ЖЕНСТВЕННОСТЬ

С женственностью связаны такие качества, как:

Нежный и ласковый голос с регулярно меняющимися интонациями;

Доброта и способность помнить и заботится о нуждах других;

Способность ухаживать и заботиться;

Способность вести хозяйство, не устраивая авралов и показательных уборок;

Переменчивость, как погода в течение дня;

Способность понимать мужчин;

Умение легко и радостно справляться с хозяйством;

Умение радовать и налаживать мир;

Способность уходить от борьбы и скандалов, решая все мирным путем;

Жертвенность (Ведь матери нужно проводить время у постели детей, несмотря на усталость);

Способность излучать внутреннее счастье,

Терпеливо и вдумчиво относиться ко всем проявлениям окружающих, находя причину их поведения и стремиться ненавязчиво изменить ситуацию.

Трусливость (От ее страхов ее защитит муж);

Неспособность сказать веское слово и привести необходимый весомый аргумент;

Неумение спорить, доказывать и бороться;

Умение просить помощь;

[3]

Умение принимать помощь и подарки;

Умение заботиться о себе и выглядеть свежей и здоровой;

Читайте так же:  Как настроить свои внутренние часы режим сна

Мужественность и женственность в возрасте с 2 до 6 лет.

Как воспитывать мальчиков и девочек, чтобы они благополучно превращались в волевых мужчин и прекрасных женщин? Возможно ли это в современном мире андрогинности и смещенных границ?

При условии, что мы готовы задуматься о стратегии и тактике воспитания, подкорректировать собственные привычки и не сбиваться с выбранного пути взаимодействия со своим маленьким принцем или принцессой.

Рассмотрим под лупой возраст с 2 до 6 лет. Что происходит в это время с нашими детьми в целом и в свете формирования у них женственных и мужественных черт.

Общие особенности мальчиков и девочек в возрасте с 2 до 6 лет:

  • В возрасте 2-3 года дети обоих полов переживают очередной возрастной кризис. Кризис 3-х лет можно назвать репетицией подросткового кризиса: звучат первые протесты против родительских требований (не пойду спать, это платье не надену!); сильно тянутся к сверстникам; борются за власть в играх, соревнуются; все подряд тянут в рот (оральная стадия развития) — это их успокаивает и отвлекает.
  • При всем бунтующем поведении очень нуждаются в поддержке и присутствии родителей.
  • С 3 до 6 лет поведение детей входит в привычную колею, становится более спокойным и стабильным.
  • Именно в период с 2 до 6 лет ребенок проходит самый длинный отрезок пути в своем полоролевом развитии. В это время формируется представление о мужчинах/женщинах как таковых, рождается собственный образ себя именно как мужчины или как женщины, пишется будущий сценарий супружеских отношений.

Для систематизации дальнейший материал проще и удобнее будет представить его в таблице:

Испытывает комплекс Эдипа. Конкурирует с отцом за внимание матери. Впервые знакомятся с атрибутами мужской роли (защищать, стрелять, помогать, чинить). Требуют больше места для игр, производят больше шума в сравнении с девочками, любят соревноваться. Не обращают внимания на появление в группе новеньких детей. Острее, чем девочка, переносит отсутствие матери.

Обгоняют девочек в пространственно-логическом мышлении и в скорости физической реакции (быстрее разбираются в конструкторах, сложных правилах игр, более ловкие в подвижных играх)

Испытывает комплекс Электры (бессознательно оттесняет мать, чтобы быть ближе к отцу). Более общительны, сильнее развито чувство прикосновения, играя, занимают меньше пространства. Разговаривают тише, бегают меньше. С новенькими детьми сразу же знакомятся и пытаются подружиться. Делают первые открытия своей женственности (могут быть привередливы в выборе одежды, просят накрасить ногти, любят украшения, играют в дочки-матери). Более спокойно переносят отсутствие матери, остро нуждаются в восхищении и внимании отца.

Обгоняют мальчиков в эмоционально-волевом и речевом развитии, у девочек больше способности к целеполаганию и умении сосредоточиться, не отвлекаясь слишком на информацию, не имеющую отношения к задаче. Лучше пересказывают тексты и события. Чем и объясняются их успехи в начальных классах.

Больше обнимать, смешить, поддерживать, успокаивать, не запрещать плакать. Восхищаться «мужскими» достижениями — построил башню, защитил младшего, помог кому-то, научился ездить на велосипеде. Ошибкой будет вести себя в этом возрасте более строго и холодно (по принципу — ты же не девочка, и мужчины не плачут). Малыш есть малыш. И у мальчика нельзя отнимать его право «быть слабым» в этом возрасте. Иначе потом проблемы будут в разы серьезнее.

Обнимать, целовать, смешить, проявлять ласку, поддерживать, восхищаться.

Учить навыкам ведения домашнего хозяйства. Достаточно строго требовать выполнения женских обязанностей — стремиться к порядку и чистоте, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены, помогать по дому с посудой, вытирать пыль, помогать накрывать на стол, ухаживать за близкими.

Давать возможность проводить больше времени с папой, проявляя при этом открытость и доброжелательность, не ревнуя и не обижаясь. Инструмент: юмор.

Обнимать, целовать, играть в борьбу. Оказывать эмоциональную поддержку, а затем уже объяснять значение слов «мужчины не плачут», желательно через сутки после инцидента со слезами, когда сын способен спокойно воспринять информацию. Отмечать каждое достижение, улучшение поведения, хвалить заслуженно. Это стимулирует мальчика на дальнейшие подвиги. Не отстранять в это время мать от воспитания, давать ей возможность жалеть, успокаивать ребенка.

Вызывать интерес мальчика к мужским занятиям — спорту, механизмам, соревнованиям. Мальчик должен понять, что мужской мир для него: 1) безопасен; 2) чрезвычайно интересен.

Воспитывать чувство долга и ответственности.

Дать мягко понять, что мама — это «жена папы». Мальчик должен решить для себя, что в будущем у него будет своя жена, пусть даже и похожая на маму. Остаться друзьями на этой почве.

Обнимать, целовать, восхищаться, делать комплименты.

Защищать, поддерживать, успокаивать. Хвалить, критику высказывать мягко, в конце критического замечания обязательно снова подбадривать.

Приветствовать проявления заботы и ласки, хвалить за «достижения» в домашнем хозяйстве и за помощь маме.

Учить девочку спокойно размышлять, думать, учить быть смелой и ответственной. Воспитание чувства долга, умение выполнять обещанное (независимо от пола ребенка) — это, прежде всего, отцовская прерогатива.

Замечания, нравоучения высказывать в мягкой манере. Вместо приказов пользоваться просьбами.

[3]

В любом случае, как бы папа ни баловал дочь и не любовался ею, девочка должна ясно понять, что сердце его принадлежит, в первую очередь, маме. В этом случае девочка решит для себя: «У меня тоже будет свой любимый мужчина,
когда я вырасту», и это станет отличной базой для формирования правильной женственности.

Общее в воспитании детей обоего пола с 2 до 6 лет:

  • Первейшая задача родителей в этом возрасте: быть рядом, но на некотором расстоянии. Всегда оказывать эмоциональную поддержку, одобрять, подбадривать.
  • Оберегать, но при этом все объяснять, показывать, учить.
  • Приучать к домашнему труду.
  • Сначала выслушивать, потом высказывать свое мнение, приучать к диалогу, к равноправному обмену мнениями именно в этом возрасте по принципу «в споре рождается истина».
  • Приучать нести ответственность за свои обещания, поведение и поступки.
  • Подбирать сказки, мультфильмы, книги и игры с достойными образцами мужественности и женственности.
  • Осуществлять справедливый контроль исполнения договоренностей, принятых стандартов поведения (приучение к туалету, гигиене, манеры поведения за столом, следить, чтобы не ребенок не убегал из зоны видимости).
  • Обеспечивать физическую безопасность ребенка.
  • В случае воспитания ребенка одним родителем – обеспечить влияние и присутствие человека противоположного пола (хотя бы как примера).

Искренне надеюсь, что статья содержит в себе полезные прикладные советы для ежедневного воспитания. И пожелаю мамам и папам успехов в воспитании настоящих королев и королей всему королевству на радость.

Половое воспитание детей. Родительские сложности.

Возраст освоения темы собственной сексуальности у ребенка входит в наиболее активную фазу примерно с 4,5 лет. Это время когда дети копируют, а затем присваивают семейные гендерные модели поведения. В Бодинамике, этот период мы назваем “Структурой Любви — Сексуальности”. Ребенок начинает интересоваться атрибутами мужского и женского поведения, осваивает в играх гендерные роли . Помимо психологических задач, ребенок решает и физические задачи. В обсуждаемый период становятся функционально активными ряд мышц, в обыденном сознании связаные с движениями, которые мы (взрослые) характеризуем как кокетство, флирт, соблазнение. Дети активно исследуют движения тазовой области, а так же учатся обходится с собственным возбуждением. И конечно, у родителей возникает огромное количество вопросов о том, как все это понимать и как со всем этим быть.

Читайте так же:  7 способов уменьшить страх ошибок

Один из основных вопросов: “Как вести себя с ребенком противоположного пола?”.

Не редко, в возрасте 4-6 лет ребенок противоположного пола начинает проявлять к родителю особый интерес. Он проявляется в стремлении к особому телесному контакту, попыткам завладеть вниманием родителя. К примеру, если речь идет о папе и дочери, то девочка может пытаться занимать место рядом с папой, как будто конкурируя с мамой (ложиться в постель между родителями, перебивает маму и т.д.)

При этом у мамы даже может возникать ревность, а папа может оказаться в растерянности из-за происходящего.

Да, наши дети “используют” родителей в качестве тренажеров. Если они чувствуют в себе пробуждение каких то новых импульсов, эмоций или ощущений, мама или папа оказываются теми, на ком дети тренируют управление новыми навыками. В этом и заключается основная цель воспитания.И так просиходит в любом возрастном периоде — когда ребенок осваивает навыки связанные с потребностями — родитель учит их понимать, регулировать и удовлетворять. Когда речь идет об появлении и освоении исследовательского интереса и собственной автономии — родитель поддерживает ребенка в освоении нового, в регуляции интереса и энтузиазма. Такая же функция есть у родителя в период, когда ребенок начинает осваивать свой пол, поведение и роли с ним связанные.

Есть несколько ньюансов, которые осложняют жизнь родителям детей 4-6 лет.

1. Их знание о сексуальности строится на взрослых представлениях.

    Это значит, что сексуальность и влечение обязательно подразумевают поиск партнера и разрядку возбуждения. А это, согласитесь совершенно кажется недопустимым, когда мы говорим о детях.

И это, конечно заблуждение. Имеется ввиду то, что детская сексуальность живет по таким же законам как и взрослая. Если мы думаем так, то наш ребенок противоположного пола, который нежно гладит маму по ноге, представляется как минимум не нормальным.

Представьте себе, что детская сексуальность — это нечто совсем иное. Когда мы говорим о детях, то речь не идет ни о каком поиске партнера для занятий сексом. Мы говорим о том, что дети переживают возбуждение и удовольствие внутри себя и они учаться с этим быть. Представьте себе вполне целомудренную картину: “Выходите вы на улицу весной, настроение замечательное, вы себе нравитесь, дышите полной грудью, кровь внутри играет, тело ваше непроизвольно начинает танцевать… и вы готовы флиртовать со всей Вселенной”. Наверное, именно так можно было бы описать то, как это чувствуют дети. Но поскольку Вселенная для детей — это их родители, то они и флиртуют, проявляют свое удовольствие и даже бывают возбуждены от этого.

Видео (кликните для воспроизведения).

а) Осознать отличие детской сексуальности от взрослых форм сексуальности.

б) Уважать пробуждение сексуальной энергии у своего ребенка и относится к ней бережно.

в) Учить ребенка проявлять эту энергию в приемлимой форме.

На последнем пункте, мы можем перейти к следующей сложности, менее очевидной для родителей.

2. Любовь бывает разная! И это принципиально важный момент. Ребенку только еще предстоит встретиться с тем, что есть любовь к маме, а есть любовь к другой девочке (девушке), если это мальчик. Но для начала, все слито воедино. Любовь и обожание к родителю противоположного пола, и зарождающиеся сексуальные импульсы. Это пугает родителей, потому как они по умолчанию считают, что родительская любовь она лишена сексуальных мотивов. В этом моменте, стоит вспомнить о том, что я писала чуть выше. Родители для ребенка — “тренажеры”, он не понимает как разделить любовь к маме папе и влечение, возбуждение связанное с пробуждающейся сексуальностью. Детям как раз и предстоит этому научиться на данном возрастном этапе. При помощи родителей, естественно!


а) Четко осознать разницу между любовью детско-родительской и любовью между мужчиной и женщиной.

б) Объяснить своему ребенку эту разницу.

в) Объяснить ребенку у кого, какая любовь в семье (у мамы с папой — как у мужчины и женщины; а у ребенка с родителями детскородительская, у сестры с братом и т.д.).

Часто родители бывают в крайней растерянности когда ребенок активно проявляет интерес к родителю противоположного пола, я уже писала об этом. И как показывает практика, выбирают ошибочные стратегии.

Например, поощряя сближение ребенка противоположного пола с родителем (сына с мамой, дочери с папой). Или бывает противоположная стратегия — когда родитель, ощущая подоплеку сближения связанную с сексуальностью, эмоционально резко дистанцируется от ребенка.

В первом случае, существует вероятность того, что ребенку сложно будет различать между собой близкие, доверительные, внимательные отношения от отношений где есть сексуальное влечение.

Во втором случае, ребенок может переживать отчуждение как отвержение себя и собственной сексуальности. Поскольку, дети склонны искать причины в собственном поведении, то вполне может развиться убеждение похожее на: “Если я проявляю свою сексуальность, я теряю близких людей”.

3. “Сколько вешать в граммах?” Многие решительные, умные и очень компетентные родители тщательно готовятся к разговорам с ребенком о люби, поле, сексе, деторождении и прочих моментах. По понятным причинам, тему эту с детьми обсуждать не просто. Здесь очень важным является чувство меры и выдача информации по запросу.

а) Функции родителей разного пола в просвещении и взаимодействии с ребенком по данной теме можно четко распределить. В идеале это может выглядеть так

  • Родитель одного пола: отвечает на вопросы, объясняет все, что касается содержательной части темы, делится опытом. Таким образом, легче происходит усвоение опыта через идентификацию. Девочки обсуждают женские дела, мальчики — мужские.
  • Родитель противоположного пола имеет более сложную задачу. Установить здоровые границы между своей сексуальностью и сексуальностью ребенка, при этом сохранив отношения любви и поддержки. Подробнее об этом я писала в предыдущем пункте.

б) Отвечать на вопросы ребенка стоит только в соответствии с его запросом. Если он (она) спрашивает: “Что такое любовь?”, стоит рассказать о разных видах любви и том, как они переживаются, проявляются. Если ребенок спрашивает: “Откуда берутся дети?”, стоит рассказать про физиологию беременности и родов в доступной его (ее) возрасте манере. Если ребенок спрашивает: “Откуда дети оказываются в животе?” Стоит рассказать ему (ей) о сексуальной любви между мужчиной и женщиной и т.д.

Читайте так же:  Что делает отношения надежными и длительными

Иногда, родители так тщательно готовятся к подобного рода разговорам, что выдают сразу всю имеющуюся в наличии информацию. Или наоборот, родители так тревожатся за психическое состояние ребенка и сомневаются в его способности эту информацию воспринять, что начинают увиливать от вопросов или рассказывать о любви и сексе метафорически. А значит запутывать и дезинформировать.

Ориентируйтесь на своих детей, они наверняка дают вам сигналы о том, что они хотят знать, а что пока не готовы. Если вы внимательны, то увидите их.

Трудности у родителей в теме полового воспитания детей возникают самые разные. Это понятно, в нашей культуре с темой секса связано много табу и мифов, и у каждого есть своя собственная история отношений со своей сексуальностью, что безусловно, влияет на стратегии воспитания ребенка в этих вопросах.

Я описала одни из часто предъявляемых сложностей, которые начинают возникать у родителей детей примерно с 4-х лет.

Интерес к теме отношений полов будет появляться активно и в более поздние периоды взросления, после 6 лет. И ньюансы, которые я описала, важны в разговорах с детьми любого возраста, до активной фазы подростничества. Тогда детская сексуальность будет постепенно трансформироваться во взрослые ее формы. Но это уже другой разговор.

Идеальное родительское послание для детей возраста 4 — 6 лет:

Я вижу твою пробуждающуюся женственность (мужественность), я поддерживаю это как важнейшую жизненную силу. Но я не могу с тобой вступить в отношения мужско-женской любви, я твоя мама (твой папа). И у нас с тобой другая любовь. А мужско-женская любовь у тебя обязательно будет с тем, кто понравится тебе, когда ты станешь старше.

Это лишь общая идея, которую родители могут облечь в любую форму, опираясь на свои семейные ценности, словарный запас и особенности контакта с ребенком.

В сентябре-октябре планируется проведение группы для родителей на тему детской сексуальности в г. Зеленоград. В октябре планирует старт он-лайн курс «Родители и детская сексуальность». Подробности вы можете посмотреть здесь:

Как воспитать мальчика мужчиной, а девочку — женщиной? Формирование представления о женственности и мужественности в ДОУ

Одной из причин утраты семьи как ценностной категории, без сомнения, является то, что в последние годы произошли существенные изменения в полоролевом поведении мужчины и женщины: женщины стали более мужественны, мужчины, напротив, более женственны. Рассказывая детям о подвигах богатырей, о доброте, милосердии женщины-матери, в реальной жизни ребенок часто видит другие примеры. Он дезориентирован. Мы считаем, что формировать полоролевое поведение нужно с раннего возраста и делать это в тесном контакте с семьей.

Я расскажу о том, как мы формируем представление о женственности и мужественности у детей дошкольного возраста в контексте программы «Социокультурные истоки».

Эта программа основывается на культурно-исторической теории Л.С. Выготского и ведущей роли эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира ребенком-дошкольником.

Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это создает благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.

В своей работе мы опираемся на технологию развития ценностных ориентаций, которая включает в себя следующие этапы:

  • Знакомство с ценностью.
  • Осознание и проговаривание ценности.
  • Тренировка в ценностном поведении.

1 этап: знакомство с ценностью

Использование примеров из художественной литературы, чтение и обсуждение прочитанного

Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используем устное народное творчество и художественную литературу.

Из сказок, былин, рассказов о защитниках Отечества дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым. Эти качества присущи не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. В формировании социальных ролей мужчины и женщины, отца и матери, мужа и жены, бабушки и дедушки незаменимыми являются сказки.

Мать в народных сказках предстает перед детьми как нежная ласковая заботливая способная преодолеть любые трудности, чтобы защитить своих детей («Белая уточка»).

На занятиях читаем произведения таких авторов, как А. Барто, Л.Ф. Воронковой, С.В. Михалкова, В.А. Осеевой А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и т.д. А литературная викторина «Добры молодцы и красны девицы» помогла обобщить полученные детьми представления.

Личный пример взрослого, демонстрация взрослым своего отношения к определенным ситуациям

Одновременно мы работаем с родителями, организуя активные занятия в ресурсном круге, где используем развивающие тренинги, анализируем проблемные ситуации, работаем в парах.

В результате родители пришли к выводу о том, что важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны: букет маме в день 8 Марта и маленький букетик дочурке, сестренке. Если сын одевается самостоятельно, то дочери в его присутствии можно подать пальто или предложить самому это сделать, поухаживать за сестренкой.

В семье, где родители придерживаются традиционного уклада, где добрая и ласковая мать, строгий, но справедливый отец, ребенок по-настоящему счастлив. Любовь и доверие ребенка к близким рождает любовь и доверие к миру. И только тогда мир воспринимается по-настоящему добрым.

2 этап: осознание и проговаривание ценности

Во время бесед уточняем представления о мужественности и женственности. Целесообразно проведение бесед как с мальчиками и девочками отдельно в форме «секретных совещаний», «разговора по душам», так и со всеми детьми вместе, например, о ласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров и мастериц, подчеркивая необходимость определенных мужских и женских качеств для того или иного ремесла.

Мы привлекаем на занятия мам и пап, которые рассказывают о своих делах и обязанностях. Закрепляем полученные знания на тематических выставках о выдающихся женщинах и мужчинах, где детям рассказываем об их личностных качествах с акцентом на внешний и внутренний мир.

Игры-драматизации и народные игры

Значительное место в формировании представлений о женственности и мужественности принадлежит играм-драматизациям по знакомым произведениям.

Создаются также театрализованные проблемные ситуации, когда сказочные персонажи демонстрируют несколько моделей поведения, а дети выбирают из них самую правильную, то есть социально одобряемую.

Знакомим детей с русскими народными играми «Верба-вербочка», «Прялица», «Яша», где мальчики выбирают себе «подружку» из играющих девочек. В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитание у девочек и мальчиков добрых, нежных чувств друг к другу.

Составление описательных рассказов по портретной живописи

Хороший результат дает составление описательных рассказов по портретной живописи. Мы используем картины известных авторов: В.М. Васнецова «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Три богатыря», «Иван Царевич и Серый волк», В. Серова «Мика Морозов», «Дети», «Девушка, освященная солнцем», В. Сурикова «Сибирская красавица», М. Врубеля «Снегурочка» и другие.

Читайте так же:  Если хочешь быть счастливым

Дети учатся давать психологическую характеристику герою (по позе, по взгляду, по цветовой гамме), определять настроение героя, видеть его внешнюю и внутреннюю красоту. Составляя рассказ по портрету, выражают своё отношение к изображаемому персонажу.

Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выбора в конкретной ситуации

Важно помочь ребенку реализовать формирующиеся представления о полоролевом поведении. Для этого используем проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Решая их, дети учатся высказывать свое мнение, обсуждать его и доказывать.

3 этап: тренировка в ценностном поведении

На данном этапе происходит осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, что позволяет перевести полученные знания в практическую деятельность детей.

Проигрывание ценностных отношений в сюжетно-ролевых играх

Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью. Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи: «Семейное путешествие», «Ждем гостей», «Рождение малыша» и другие.

Большой интерес вызвала у детей тема «Богатыри земли русской». В игровой среде появилось богатырское снаряжение. На роль главного богатыря выбираем самого ловкого, сильного. Девочки берут на себя роли матерей, которые благословляли на ратные подвиги своих сыновей, ждали их с полей сражения, вели хозяйство.

Планирование конкретных дел ценностного содержания

Для реализации представлений о полоролевом поведении организуем различные виды деятельности. Мальчиков учим скреплять детали кукольной мебели с помощью шурупов, чинить игрушки, выполнять посильную им физическую работу, например, перенести столы и стульчики или вынести их на веранду. Также поощряем мальчиков, когда они помогают девочкам нести книги из библиотеки.

Девочек учим вышивать, сервировать стол, привлекаем к оформлению интерьера, формируем умение ухаживать за малышами.

Одно и то же трудовое задание, к примеру, привести участок детского сада в порядок, дифференцируем для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, а мальчики накладывают их на тачку, отвозят ее в установленное место, разгружают.

Установление и поддержание ценностных традиций группы, ДОУ

В повседневной жизни мальчиков и девочек приучаем их оказывать знаки взаимного внимания, в частности дарить «сувениры» в Международный женский день или День защитника Отечества, обмениваться комплиментами. Представителей сильного пола приучаем замечать «проблемы» девочек, предлагать им свою помощь, уступать дорогу, открывать перед ними дверь; девочек — воспринимать внимание с благодарностью, — заметив неполадки в костюме своего товарища, помочь поправить их. На музыкальных занятиях в детском саду мальчики и девочки осваивают танцевальный этикет.

Публичная нравственная оценка событий и поступков

Очень действенной является публичная нравственная оценка событий и поступков. Ребенок испытывает большую радость, чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком или орденом «Самой аккуратной», «За помощь маме» или «За благородный поступок».

Жизненный опыт ребенка слишком мал. И кто, как не мы, педагоги и родители должны помочь детям освоить духовно-нравственные ценности.

Наша работа направлена на то, чтобы сегодняшние дошкольники, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью.

Об авторе: Ушакова Е.В., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 6».

Мужественность и женственность в возрасте с 2 до 6 лет

Несмотря на то, что в разные времена и в различных культурах понятие женственности могло трактоваться по-разному, можно выделить некие универсальные представления, встречающиеся почти у всех народов и во все времена. Такие качества, как чувствительность, сострадание, терпимость, заботливость, скромность, нежность и т. д. традиционно рассматриваются как специфически «женские», свойственные женской природе.

Женственность ? этическая категория, означающая совокупность качеств, ожидаемых от женщины, таких как эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность, что вызывает в мужчине желание оберегать и защищать женщину; квинтэссенция фемининного гендерного стереотипа. Понятие женственности включает в себя как чисто биологические, так и социальные и культурные аспекты и не связано исключительно с женским биологическим полом (так, выражение «женственный мужчина» имеет смысл). Противоположностью женственности является мужественность (маскулинность) ? понятие, включающее в себя такие качества, как твердость, стойкость, агрессивность

Проблема изучения психологических особенностей женщин рассматриваются в современной науке, как правило, не изолированно, а в совокупности с изучением психологических особенностей мужчин, «так как мужчина и женщина — два основных человеческих типа, взаимодействие между ними необходимо рассматривать как базовую модель всех человеческих отношений» [27].

В теоретических построениях многих психологов соотношение мужского и женского в личности является системообразующим компонентом теории (А. Адлер, А. Ананьев, А Барнетт, О. ВейнингерЮ Ж. Пиаже. З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и другие). Активно проблема мужского и женского в личности исследуется и современными психологами, такими как Т.В. Бендас, Т.Э. Зингер, Е.П. Ильин, И. Кон, И. Клецина, Л.Н. Ожигова, П.П. Фетискин, С. Бэм, Ш. Берн.

В последнее время в обществе усилился интерес к проблеме взаимоотношений полов в связи с социальным прогрессом и демократизацией отношений полов. Стирание границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместное обучение и работа изменяют и нормативные представления о мужских и женских половых ролях, нивелируют многие, казавшиеся раньше «естественными», различия.

Изменения эти происходят довольно быстро и вызывают у многих людей адаптивное напряжение, сопровождающееся психологическим дискомфортом. Мужчины и женщины обвиняют друг друга в утрате черт, которые традиционно характеризовали каждый пол, между ними возникают разногласия относительно того, какие качества должны характеризовать мужчин и женщин на современном этапе развития нашего общества.

В исследованиях многих ученых представлены каноны традиционной, истинной женственности. Суммируя все их исследования, можно определить признаки, черты, свойства истинной женственности с точки зрения традиционности подхода к её определению. Основными характеристиками истинной, традиционной женственности являются следующие: привлекательность, аккуратность, опрятность, мягкость, доброта, уступчивость нежность, скромность, терпеливость, покорность, послушность, вежливость, доверчивость, социальная пассивность; умения: гладить, стирать, готовить, ухаживать за собой, воспитывать детей; в плане социального статуса — быть «хранительницей домашнего очага» и т.д.

К показателями современной женственности, по мнению С.Л. Алмазовой, относят следующие: твёрдость, решительность, стойкость, целеустремлённость, самостоятельность, независимость, равенство в отношениях с противоположным полом, социальная активность, умение отстаивать собственное мнение, образованность, «внедрение» во все сферы деятельности. При анализе данных показателей видны их противоречивость, иногда противоположность [3, с. 15].

Понятия женственность и женщина отнюдь не идентичны.

Проблема женственности и ее поведенческого выражения, по мнению В. Н. Кардапольцевой, по сути междисциплинарная; современное понимание женственности разнородно, многоаспектно, не имеет четко очерченных границ: от патриархально-традиционного понимания, связанного с зависимостью, слабостью, смирением, до активно-агрессивного, включающего установки на инициативность, доминирование, силу. Женственность не может быть детерминирована только биологическим полом, в ее выражении значимы психологические, социально-психологические и социальные позиции женщины (и мужчины), это продукт исторических, культурных и общественных институтов. Исследователи отмечают их противоречивый характер, связанный с сохранением «выраженного традиционализма и патриархатности при развитии системных модернизационных процессов» [17].

Рассмотрим подробнее психологические качества, составляющие суть психологического феномена «женственность». Так, по мнению А. К. Юрцини, женственность — это специфическая черта личности женщины, выражающая этические и эстетические ценности. Под внутренней женственностью понимаются особые черты внутренней культуры личности женщины: тонкость чувств, материнская любовь и альтруизм, сдержанность и скромность. Внешняя женственность характеризуется специфическими чертами поведения и внешней культурой личности женщины :мягкостью и красотой в движениях, аккуратностью и чистотой, умением создавать красоту в труде и быте, во всей жизнедеятельности и др. [26].

[2]

Ю. Б. Рюриков соотносит понятия женственности с женским достоинством. По его мнению, настоящая человеческая женственность такая же стержневая человеческая ценность, как истина, добро, красота и справедливость [35].

Читайте так же:  Мифы о раке

Идеалы фемининности сегодня, как никогда, противоречивы. Согласно идеалу «вечной женственности» буржуазной моды XIX в., женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой, в то же время пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энергичным. Эти качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядро мужского понимания женственности. Но в женском самосознании появились также новые черты: чтобы быть с мужчиной на равных, женщина должна быть умной, энергичной, предприимчивой, т. е. обладать некоторыми свойствами, которые раньше составляли монополию мужчин [12].

В ряде работ понятие «женственность» рассматривается в плане сравнения с понятием «мужественность». Основная суть этих различий сформулирована в работе Н.Д. Линде, которая, обращая внимание на то, что одно и то же качество личности может быть присуще как женщине, так и мужчине, подчеркивает, что за его формирование отвечают различные механизмы, и оно по-разному проявляется в социуме. Например, если в основе такого качества, как гордость, у мужчины лежит его стремление противопоставить себя миру и добиться результата, который позволит ему гордиться собой, то женская гордость это не то качество, которое является реализацией их женственности: «Женщина более склонна гордиться своим мужчиной или своим сыном, чем своими собственными достижениями, ей важно быть любимой, чем победительницей» [24]

Наиболее важным институтом формирования женственности и противоположного ей качества мужественности является семья, отношения, которые складываются у ребенка с родителями (Л. А. Венгер, А. В.Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, А. В. Петровский и др.). Освоение социального опыта наиболее интенсивно протекает в дошкольном возрасте, и именно родители являются для ребенка в этом возрасте важнейшими социокультурными моделями маскулинного и фемининного поведения. Эффективность такого освоения зависит, кроме семьи, и от других условий: полоролевой социализации, таких как общество сверстников, дошкольное учреждение (Ю. В. Алёшина, А. А. Антонов, А. С. Волович, И. И. Лунин, Ю. Л. В. Нименова, О. В. Прозументик, Т. А. Репина и др.).

Большое влияние на формирование женственности у девочек оказывает женская идентичность собственной матери, которая в «любом случае становится основой для подражания или антииодражания. Неким первым и одновременно более близким и значимым образцом женственности. В зависимости от характера семейных взаимоотношений взрослеющая девочка так или иначе идентифицирует себя с матерью, впитывая ее установки и убеждения по поводу женственности и сексуальности» [37]

Гендерная идентичность начинает формироваться окружающими с рождения ребенка, когда на основании строения его наружных половых органов определяется его паспортный пол. С этого начинается процесс тендерной социализации, в ходе которого ребенка целенаправленно воспитывают таким образом, чтобы он соответствовал принятым в данном обществе представлениям о «мужском» и «женском». Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представления ребенка о собственной гендерной идентичности и роли, его поведение, а также самооценка.

В основе психологического механизма гендерной социализации лежит система образов: «образов-эталонов», «образов-ориентиров», «образов отражений» и «образов-идей» мужчин и женщин разного возраста, а также «образов Я». Их взаимодействие организует процесс гендерной идентификации (психоаналитическая теория), и социальные подкрепления (теория социального научения), и осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития), и социальные ожидания (новая психология пола).

Первичное представление о собственной половой принадлежности формируется у ребенка уже в полтора года, причем именно это представление занимает место наиболее устойчивого и стержневого компонента самосознания. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение ее объема и усложнение структуры. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не может определить причины своего выбора.

В 3-4 года он уже способен осознанно определять пол окружающих людей, но зачастую связывает его с внешними, случайными признаками, кроме того, половая принадлежность считается детьми данного возраста изменяемой характеристикой. Необратимость половой принадлежности осознается детьми примерно к 6-7 годам, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок.

Таким образом, анализ научной литературы позволяют сделать нам следующие выводы:

1. В понимании психологического феномена «женственность» имеют место различные подходы: «от патриархально-традиционного понимания, связанного с зависимостью, слабостью, смирением, до активно-агрессивного, включающего установки на инициативность, доминирование, силу».

2. На формирование женственности влияют различные социальные институты, видео и киноискусство, средства массовой информации, политические процессы, общественное мнение. Однако наиболее важным институтом формирования женственности является семья: ее состав, психологический климат семьи, отношения, которые складываются у девочки с родителями.

3. Выделяют следующие компоненты, составляющие понятие «женственность»: черты характера, отражающие отношение к людям (чуткость, внимательность, отзывчивость); качества, связанные с выполнением супружеских и родительских ролей женщин; особенности внешнего облика (красота, элегантность, аккуратность); интеллектуальные особенности, интересы; коммуникативные способности.

Видео (кликните для воспроизведения).

девочка женственность дошкольник воспитание

Источники


  1. Хеллингер, Берт Мы идем вперед. Курс для пар, находящихся в трудных ситуациях / Берт Хеллингер. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2010. — 248 c.

  2. Верб, Л. Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога / Л.Я. Верб. — М.: Питер, 2019. — 256 c.

  3. Носс, И. Н. Введение в практику психологического исследования / И.Н. Носс, Н.В. Васина. — М.: Издательство Института психотерапии, 2009. — 352 c.
  4. Комиссаров, Валерий Семья по контракту / Валерий Комиссаров. — М.: АСТ, Алкигамма, 2009. — 320 c.
  5. Пиз, А. Язык жестов в любви / А. Пиз, Б. Пиз. — М.: Эксмо, 2012. — 208 c.
Мужественность и женственность в возрасте с 2 до 6 лет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here