На пути к диссоциации и обратно в целостность

Сегодня обсуждаем тему: на пути к диссоциации и обратно в целостность с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Диссоциация личности: значение явления

Диссоциация – это неосознанный процесс, во время которого мышление отделяется от сознания и продолжает свою работу в независимом режиме. К примеру, возникла ситуация, требующая определенного взгляда. Но человек не может определиться, и у него возникают противоречивые мнения по этому вопросу: он вроде и согласен, но в то же время и не согласен.

То есть, другими словами, человек диссоциировал. Пару веков назад диссоциация впервые появилась как термин в психологии, психология смогла уже точно объяснить его значение. В результате многочисленных наблюдений ученые смогли выяснить, что некоторые идеи и мысли «отсоединяются» и продолжают свое существование отдельно от личности человека, как бы вне его мышления.

Весьма примечательно то, что диссоциация сама по себе не вызывает опасений, однако ее следствием являются различные психические расстройства, в частности раздвоение личности. Такой феномен выражается в состоянии, когда человек совмещает в своем сознании несколько отдельных личностей.

В этом случае психологи ставят диагноз, который называется диссоциативное расстройство. Однако прежде чем углубляться в эту тему, стоит разобраться, какие техники диссоциации существуют и каково влияние этого состояния на личность человека.

«Это происходит не со мной»

Это состояние, которое не всегда несет в себе что-то неприятное, связанное с болезнями. Механизм диссоциации – это механизм психологической защиты. Это адаптация нашего сознания, защитная реакция от некоторых событий, когда мы воспринимаем происходящее с нами как бы со стороны.

В этом случае человек не ощущает себя участником событий, он будто стоит в стороне, как посторонний наблюдатель. Таким образом, он разделяет негативные эмоции и свою личность, не давая им соединиться, чтобы не погружаться в полной мере в ощущение дискомфорта или боли. Человек может диссоциировать не только неприятности, но также и весьма приятные эмоции, которые оказывают сильное эмоциональное воздействие.

В наше время диссоциацией уже никого не удивишь, хотя этот термин редко упоминают в обыденной жизни. Тем не менее каждый из нас пользуется этим приемом чуть ли не каждый день. Если человек пытается сдержать эмоции, получив некую травму, – значит, он применил диссоциированный прием. Он как бы отсутствует, живет вне своего тела.

То есть, применяя подобный прием, вы продуктивно избавляете себя от неприятных ощущений, нивелируете их. Вспомнив историю, которая вас когда-то расстроила, вы инстинктивно ограждаете свои мысли от прошлых огорчений. Такая защита свойственна каждой личности.

И лишь в отдельных случаях может сложиться такая ситуация, когда человек сознательно отторгает свою личность, – это состояние может привести к тому, что индивид как бы «покидает» собственное тело, становясь наблюдателем. Различается это состояние в двух вариантах:

Нормой считается адекватное восприятие стрессовых ситуаций. Если обстоятельства принуждают контролировать события, управлять действиями, проявлять силу воли с собранной эмоциональностью, то человеку приходится использовать такой психологический прием, как диссоциация. И в таком случае это совершенно нормально. Временно человек получает возможность трезво оценить создавшуюся ситуацию, адекватно отреагировать и принять верные решения.

Но не всегда человек применяет этот прием, чтобы оградиться от неприятных ощущений, которыми сопровождаются опасные и сложные ситуации. Очень чувствительные люди, со слабой психикой, могут диссоциировать и в менее серьезных ситуациях. Такие люди редко проявляют свою эмоциональность и со стороны воспринимаются как бесчувственные и холодные. Это патология.

«Я – позиция»

Наряду с диссоциацией обычно идет ассоциация. Ассоциации и диссоциации – это две стороны одной медали. Ассоциация – точно такой же способ существования. Различие в том, что, когда вы становитесь участником ситуации, вы получаете удовлетворение, то есть ассоциируетесь.

Вы либо вспоминаете некие события и полностью погружаетесь в те эмоции, которые тогда испытывали; либо же ваше сознание полностью захватывает чей-то рассказ, и вы будто наяву переживаете все рассказываемое. Этот психологический прием и в том и в другом случае не может быть хуже или лучше. Человек сам выбирает, отстраниться ему от ситуации или же влиться в неё.

Ассоциации и диссоциации – это разновидности состояния человека в зависимости от сложившихся обстоятельств. Другими словами, ассоциативный человек – это человек, который принимает все близко к сердцу. Он довольно глубоко проникается чужими ситуациями, которые вызывают в нем различные чувства.

Иногда, если погружение в чужие обстоятельства слишком глубоко, человек начинает испытывать бессилие или даже нетерпеливость. Диссоциативный человек, напротив, пытается оградиться не то что от чужих эмоций, но даже от своих. В первую очередь от своих. Такой индивид теряет некую целостность, эмоции у него постепенно прекращают проявляться, он становится холодным и бесчувственным.

Причины диссоциации уходят корнями далеко в детство. Обычно там берет свое начало склонность диссоциировать различные ситуации. Дети весьма чувствительны, и если ребенок наблюдал это состояние у кого-либо, он начинает перенимать подобные действия.

Однако не всегда это состояние является результатом наблюдения. Оно может развиться и у людей, которые пережили некую тяжелую физическую или моральную травму, были свидетелями жестокости или сами подверглись жестокому обращению. Крайне редко диссоциативное расстройство возникает у людей, склонных к психическим заболеваниям. Можно выделить несколько диссоциативных отклонений:

  • Психогенная диссоциативная амнезия. Она проявляется в виде внезапной потери памяти у человека, когда он сталкивается с неприятной ситуацией. Стоит отметить, что человек остается адекватным, весьма правильно анализирует ситуацию. После всего он осознает, что была частичная потеря памяти. Такое случается во время стихийных бедствий или же войн.
  • Диссоциативная фуга. Она заключается в обязательном бегстве. Человеку необходимо срочно уйти от раздражающих предметов, людей или обстоятельств. В этот момент человек может воспринимать себя со стороны, как отдельную от себя самого личность.
  • Диссоциативное расстройство (транс). В этом случае происходит полное расстройство сознания, пропадает реакция на внешние раздражители. Человек просто «отсоединяется» от действительности. Изредка личность меняется до неузнаваемости, перенимая чужие привычки и манеры поведения. Это первый шаг на пути к раздвоению личности.
Читайте так же:  Почему мужчины уходят от совершенных женщин

Техники диссоциации позволяют человеку контролировать это состояние. Благодаря им человек может быть ассоциированным или диссоциированным вполне осознанно и в зависимости от обстоятельств. Самой распространенной техникой является гипноз. Благодаря гипнотическому влиянию наш мозг быстрее находит связь с реальностью, помогая избежать неприятных последствий или вовремя применить тот или иной психологический прием.

Теория электрической диссоциации

Электролитическая диссоциация — процесс распада электролита на ионы при его растворении или плавлении.

Классическая теория электролитической диссоциации была создана С. Аррениусом и В. Оствальдом в 1887 году. Аррениус придерживался физической теории растворов, не учитывал взаимодействие электролита с водой и считал, что в растворах находятся свободные ионы. Русские химики И. А. Каблукови В. А. Кистяковский применили для объяснения электролитической диссоциации химическую теорию растворов Д. И. Менделеева и доказали, что при растворении электролита происходит его химическое взаимодействие с водой, в результате которого электролит диссоциирует на ионы.

Классическая теория электролитической диссоциации основана на предположении о неполной диссоциации растворённого вещества, характеризуемой степенью диссоциации α, т. е. долей распавшихся молекул электролита. Динамическое равновесие между недиссоциированными молекулами и ионами описывается законом действующих масс .

Вещества, распадающиеся на ионы, называют электролитами. Электролиты – вещества с ионной или сильно ковалентной связью: кислоты, основания, соли. остальные вещества – неэлектролиты; к ним относятся вещества с неполярной или слабо полярной ковалентной связью; например, многие органические соединения.

Основные положения ТЭД (Теории электролитической диссоциации):

Молекулы распадаются на положительно и отрицательно заряженные ионы (простые и сложные).

Под действием электрического тока катионы (положительно заряженные ионы движутся к катоду(-), а анионы (отрицательно заряженные ионы) к аноду(+)

Степень диссоциации зависит от природы вещества и растворителя, концентрации, температуры.

[2]

Если степень диссоциации зависит от природы вещества, то можно судить, что существует разграничение между определёнными группами веществ.

Большая степень диссоциации присуща сильным электролитам (большинству оснований, солям, многим кислотам). Стоит учесть, что распад на ионы – обратимая реакция. Так же стоит сказать, что в данной теме не будут разобраны примеры диссоциации двойных и основных солей, их диссоциация описана в теме “соли”.
Примеры сильных электролитов:
NaOH, K2SO4, HClO4
Уравнения диссоциации:
NaOH⇄Na + +OH —

Количественной характеристикой силы электролитов является степень диссоциации (α) – отношение молярной концентрации продиссоциировавшего электролита к его общей молярной концентрации в растворе.

Степень диссоциации выражается в долях единицы или в процентах. Интервал значений – от 0 до 100%.

α = 0% относится к неэлектролитам (диссоциация отсутствует)

У каждой ступени диссоциации своя степень диссоциации.
Например, диссоциация солей CuCl2, HgCl2:
CuCl2⇄Cu 2+ +2Cl — диссоциация протекает полностью

А в случае с хлоридом ртути диссоциация идёт неполностью и то не до конца.

Возвращаясь же к раствору серной кислоты, стоит сказать, что степень диссоциации обеих ступеней разбавленной кислоты гораздо больше, чем у концентрированной. При диссоциации концентрированного раствора очень много молекул вещества и большая концентрация гидроанионов HSO4 — .

У многоосновных кислот и многокислотных оснований диссоциация идёт в несколько ступеней (в зависимости от основности).

Перечислим сильные и слабые кислоты и приступим к уравнениям ионного обмена:
Сильные кислоты ( HCl, HBr, HI, HClO3, HBrO3, HIO3, HClO4, H2SO4, H2SeO4,HNO3, HMnO4, H2Cr2O7)

Химические реакции в растворах и расплавах электролитов протекают с участием ионов. В таких реакциях степени окисления элементов не изменяются, и сами реакции называются реакциями ионного обмена.

Реакции ионного обмена будут протекать до конца (необратимо) , если образуются малорастворимые или практически нерастворимые вещества (они выпадают в осадок), летучие вещества (выделяются в виде газов) или слабые электролиты (например, вода).

Реакции ионного обмена принято писать в три стадии:
1. Молекулярное уравнение
2. Полное ионное уравнение
3. Сокращенное ионное уравнение
При написании обязательно указывать осадки и газы, а так же руководствоваться таблицей растворимости.

Реакции, где все реагенты и продукты получились растворимые в воде, не протекают.

Сокращённое ионное уравнение получается с помощью вычёркивания одинаковых ионов из обеих частей полного ионного уравнения.

Если реакция ионного обмена идёт между двумя солями с образованием осадка, то следует брать два хорошо растворимых реагента. То есть, реакция ионного обмена пойдёт если растворимость реагентов будет выше, чем у одного из продуктов.

Иногда при написании реакций ионного обмена пропускают полное ионное уравнение и сразу пишут сокращенное.

Для получения осадка малорастворимого вещества всегда надо выбирать хорошо растворимые реагенты в их концентрированных растворах.
Например:
2KF+FeCl2→FeF2↓+2KCl

Данные правила подбора реагентов для осаждения продуктов справедливы только для солей.

Диссоциация при травме

Диссоциация — это вид психологической защиты, применяемый, когда сила раздражителя превышает способности человека к адаптации к травматическому событию. При травматической диссоциации человек как бы отделяет себя от невыносимых эмоций: страха, боли, стыда, злости.

Самый распространенный пример диссоциации встречается в рассказах пострадавших при различных бедствиях или насилии, когда человек говорит о том, что видел себя как бы со стороны, или когда в его рассказе отсутствуют сильные эмоции, которые он, безусловно, испытал в тот момент. Однако пострадавший этих эмоций не помнит или говорит, что ничего не чувствовал. Чтобы продолжать нормально функционировать, человек как бы перекрывает путь к осознаванию для чувств, которые он не в состоянии пережить.

[1]

Различают негативные диссоциативные симптомы и позитивные. К негативным симптомам травматической диссоциации относят амнезию на воспоминания о событии, блокирование эмоциональных реакций, утрату способности к критическому мышлению, нарушения памяти, внимания. К позитивным симптомам диссоциации относят флэш-бэки, внезапные сильные эмоции (страх или ярость).

Структурная диссоциация — это разделение личности человека на две или несколько отдельных личностей, каждая из которых взаимодействует со своей группой воспоминаний или травматических ситуаций. Самой тяжелой степенью структурной диссоциации является расстройство множественной идентичности или расстройство диссоциированной идентичности.

Однако и у многих людей, страдающих ПТСР, в особенности у тех, кто подвергался насилию или многократным травмирующим психику ситуациям в детстве, развиваются одна или несколько идентичностей, которые вступают в силу в ситуациях, отдаленно напоминающих пережитую травму.

Читайте так же:  Как тебе не стыдно

Наверное, всем нам встречались ситуации, когда знакомый взрослый человек вдруг начинал вести себя как беспомощный ребенок или впадал в неконтролируемый и неадекватный ситуации гнев. Обычно в таких случаях человек действительно ощущает себя беспомощным, как будто он на самом деле ребенок, или действительно видит ситуацию таким образом, как будто кругом враги, которые хотят его обидеть и которым плевать на его чувства.

Через какое-то время человек остывает и снова обретает способность видеть ситуацию, как разумный человек. Однако когда в следующий раз он встречается со стимулом, который повергает его в такое состояние, например, когда ему кажется, что его мнением пренебрегают, он снова впадает в нерациональный, неконтролируемый гнев, как будто в этот момент он является каким-то другим человеком, с особым восприятием окружающих.

В отличие от расстройства множественной идентичности, человек обычно помнит все, что с ним происходит в такие моменты, ему лишь собственное поведение кажется потом нерациональным и плохо объяснимым. При расстройстве диссоциированной идентичности люди испытывают амнезию, связанную с проявлениями другой, альтернативной личности.

Такая особенность — распределение болезненных воспоминаний и эмоций по разным частям личности, возникает чаще всего при детских травмах, потому что у ребенка еще мало способностей к интеграции, он еще в процессе собирания различных проявлений и свойств в целостную личность, поэтому ему сложнее справиться со сложными эмоциями и интегрировать их в одно целое.

Структурная диссоциация называется первичной, когда у человека есть одна личность-хозяин, так называемая «внешне нормальная личность» (из этой личности он взаимодействует с повседневными ситуациями), и одна аффективная личность, в которой содержатся воспоминания о травматическом событии.

Так, человек может в своем обычном состоянии не помнить или не вспоминать о травматическом эпизоде и нормально функционировать в повседневной жизни. Однако иногда он может чувствовать наплывы воспоминаний о травме, терять способность думать и заботиться о повседневных делах и только плакать, чувствовать страх и снова и снова переживать случившееся. Это простейший случай структурной диссоциации.

Если травматические события случились в детстве или многократно повторялись, как это происходит при инцесте или плохом обращении с ребенком, то у человека может развиваться несколько аффективных личностей, каждая из которых взаимодействует с частью воспоминаний или чувств о травме, и одна личность-хозяин, из которой человек взаимодействует со всеми обычными, не угрожающими ситуациями. Так выглядит вторичная структурная диссоциация.

Есть мнение, что разные аффективные личности могут быть связаны с разновидностями естественных реакций на стресс, свойственных всем млекопитающим: борьба, бегство, подчинение и замирание. Например, при инцесте одна аффективная личность может пробуждаться в ответ на шаги отчима в коридоре и испытывать страх и желание убежать, другая может быть связана с вынужденным подчинением и пробуждаться при различных ситуациях, связанных с переживанием стыда. Третья может быть направлена на борьбу и выражаться в приступах ярости, швырянии вещей, попытках поразить обидчика и пробуждаться в повседневной жизни в ситуациях, связанных с угрозой достоинству. В других ситуациях, связанных с сексом, пострадавшая женщина может активировать личность, связанную с замиранием, с чем и связано полное отсутствие ощущений и эмоций от секса.

Во всех этих ситуациях человек реагирует на стимул в настоящем неадекватно, как бы из прошлого. Ведь секс с партнером обычно связан с удовольствием и близостью, однако травмированная личность продолжает переживать его как насилие, в то время как в другие моменты она может испытывать любовь и нежность к своему партнеру.

Третичная структурная диссоциация встречается при особенно глубоких, ранних и многократных травмах, когда насилие могло случиться с ребенком не только в определенных ситуациях, а в любой момент его жизни. В таких случаях ребенку настолько не хватает энергии на синтез различных сторон его жизни и защиту от травмирующих событий, что он развивает несколько внешне нормальных личностей, каждая из которых взаимодействует с разными сторонами повседневной жизни, например, одна отвечает за финансы, другая за работу, третья за воспитание детей и т. д. И есть еще несколько аффективных личностей, имеющих дело с различными стимулами, ассоциирующимися с угрозой: одна включается при открытой агрессии кого-то из окружающих, другая при чувстве стыда, третья в вопросах, связанных с сексуальностью, и т. д.

Третичная структурная диссоциация практически всегда связана с расстройством множественной личности, когда у человека случаются провалы в памяти, поскольку личность-хозяин не помнит эпизодов, связанных с проявлением аффективных личностей.

Подробнее о структурной диссоциации можно прочитать в книге Ван дер Харт О., Нейенхэюс Э. Р. С., Стил К. «Призраки прошлого: Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы».

Диссоциация и интеграция

Диссоциация — один из многих механизмов психологической защиты от переживаний, разрушающих психику.

Как и все другие механизмы, он может быть лекарством, а может быть ядом, зависит от дозы.
Люди, пережившие сильные травмы и стрессы, находят этот способ сохранять себя интуитивно, то есть, бессознательно. Так случалось и со мной: в моменты сильных потрясений, связанных с угрозами жизни для меня и моих близких, я автоматически мобилизовывалась, «выключая» все чувства, и, благодаря этому могла эффективно действовать и находить выход в текущей ситуации.

Диссоциация, по сути, это — отделение души от тела. У кого-то душа уходит в пятки и начинается паника, а у кого-то выходит вверх. На этом же принципе основана аскеза: чтобы смочь пережить телесную депривацию, сознание поднимается выше, открываются новые ресурсы психики, и отсюда можно наблюдать происходящее в другом масштабе, как если бы вы поднялись на многоэтажку или взлетели на самолете.

Многие, обучающиеся гештальт-подходу, замечали, что с развитием навыка наблюдать, они меньше чувствуют и больше наблюдают. Этот механизм называется «эготизм». Он близок к диссоциации, но эготизм — это гиперконтроль, подавляющий телесные (инстинктивные) процессы. Рано или поздно это приводит к психосоматике. Именно поэтому гештальт-подход без телесной составляющей, то есть, чистый анализ без интеграции чувств — это не гештальт. Так же, как и вываливание всех своих чувств окружающим и попытки управлять отношениями с другими людьми предъявлением чувств — тоже не гештальт.

Читайте так же:  Реактивное сопротивление

Развитие осознанности не может происходить без использования этих психологических механизмов. Однако, это — лишь часть исследования, поскольку простое отделение сознания от тела и/или контроль над чувствами еще не является осознанностью. Диссоциация и эготизм помогают «открыть дверь», то есть, увидеть, что управлять собой и своей жизнью возможно на другом уровне. Но если человек выбирает эти защиты как средство увеличения осознанности и отказывается от чувств, по сути, он становится роботом-автоматом, лишенным чувствительности как инструмента ориентации в простой земной жизни, как средства коммуникации с другими людьми, а так же он лишается сострадания.

Часто выбор отключить переживания и жить только мозгом, является следствием несостоятельности человека в обустройстве своей жизни и таким образом он компенсирует свою самооценку. «Зато я умный». Единственное, что развивает такой подход — это гордыню, нарциссизм, ЧСВ (чувство собственной важности).

Осознанность подразумевает целостность, то есть, интеграцию телесных, эмоциональных процессов и мышления. Для осознанного человека нет плохих или неправильных переживаний, поскольку каждое из них несет информацию о себе и о мире, и главное — жизнь. Духовный человек — это не тот, кто научился не страдать, а тот, для кого переживания являются естественным и очень жизненно важным явлением, и он умеет пользоваться их ресурсами, их энергетикой, управлять ею с тем, чтобы не разрушать самого себя и других.

Это большое искусство — интегрировать разум и чувства, решив конфликт между ними, и, таким образом, сделав их единым непротиворечивым жизненным инструментом. В учении толтеков его называют «Путь Сердца», в буддистских традициях — срединный путь. В этом состоянии у вас нет необходимости долго взвешивать и выбирать, что будет правильно или не правильно, какая стратегия поведения станет эффективной, а какая — нет, поскольку вы идете за целостным, непротиворечивым видением происходящего, у вас нет внутренних противоречий между умом и сердцем, и нет потребности кому-то что-то доказать своими действиями, подчинить или подчиниться. Это — просто жизнь. В гармонии с самим собой и миром.

Электролиты и неэлектролиты.

Проводимость веществами электрического тока или отсутствие проводимости можно наблюдать с помощью простого прибора.

Он состоит из угольных стержней (электродов), присоединенных проводами к электрической сети. В цепь включена электрическая лампочка, которая показывает присутствие или отсутствие тока в цепи. Если опустить электроды в раствор сахара ,то лампочка не загорается. Но она ярко загорится, если их опустить в раствор хлорида натрия.

Вещества, распадающиеся на ионы в растворах или расплавах и потому проводящие электрический ток, называются электролитами.

Вещества, которые в тех же условиях на ионы не распадаются и электрический ток не проводят, называются неэлектролитами.

К электролитам относятся кислоты, основания и почти все соли.

К неэлектролитам относятся большинство органических соединений, а также вещества, в молекулах которых имеются только ковалентные неполярные или малополярные связи .

Электролиты — проводники второго рода. В растворе или расплаве они распадаются на ионы, благодаря чему и протекает ток. Очевидно, чем больше ионов в растворе, тем лучше он проводит электрический ток. Чистая вода электрический ток проводит очень плохо.

Различают сильные и слабые электролиты.

Сильные электролиты

при растворении вводе полностью диссоциируют на ионы.

К ним относятся:

1) почти все соли;

2) многие минеральные кислоты, например Н2SO4, HNO3, НСl, HBr, HI, НМnО4, НСlО3, НСlО4;

3) основания щелочных и щелочноземельных металлов.

Слабые электролиты при растворении в воде лишь частично диссоциируют на ионы.

К ним относятся:

1) почти все органические кислоты;

3) многие основания металлов (кроме оснований щелочных и щелочноземельных металлов), а также NH4OH, который можно изображать как гидрат аммиака NH 3∙H 2O.

К слабым электролитам относится вода.

Слабые электролиты не могут дать большой концентрации ионов в растворе.

Основные положения теории электролитической диссоциации.

Распад электролитов на ионы при растворении их в воде называется элекролитической диссоциацией.

Так, хлорид натрия NaСl при растворении в воде полностью распадается на ионы натрия Na + и хлорид-ионы Cl — .

Вода образует ионы водорода Н + и гидроксид-ионы ОН — лишь в очень незначительных количествах.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для объяснения особенностей водных растворов электролитов шведским ученым С. Аррениусом в 1887 г. была предложена теория электролитической диссоциации . В дальнейшем она была развита многими учеными на основе учения о строении атомов и химической связи.

Современное содержание этой теории можно свести к следующим трем положениям :

1. Электролиты при растворении в воде распадаются (диссоциируют) на ионы — положительные и отрицательные.

Ионы находятся в более устойчивых электронных состояниях, чем атомы. Они могут состоять из одного атома — это

( Na + , Mg 2+ , Аl 3+ и т.д.) — или из нескольких атомов — это

2. Под действием электрического тока ионы приобретают направленное движение: положительно заряженные ионы движутся к катоду, отрицательно заряженные — к аноду. Поэтому первые называются катионами , вторые — анионами .

Направленное движение ионов происходит в результате притяжения их противоположно заряженными электродами.

[3]

3. Диссоциация — обратимый процесс: параллельно с распадом молекул на ионы ( диссоциация ) протекает процесс соединения ионов (ассоциация).

Поэтому в уравнениях электролитической диссоциации вместо знака равенства ставят знак обратимости. Например, уравнение диссоциации молекулы электролита КA на катион К + и анион А — в общем виде записывается так:

Теория электролитической диссоциации является одной из основных теорий в неорганической химии и полностью согласуется с атомно-молекулярным учением и теорией строения атома.

Степень диссоциации.

Одним из важнейших понятий теории электролитической диссоциации Аррениуса является понятие

о степени диссоциации.

Степенью диссоциации (а) называется отношение числа молекул, распавшихся на ионы (n’), к общему числу растворенных молекул (n):

Степень диссоциации электролита определяется опытным путем и выражается в долях единицы или в процентах. Если α = 0, то диссоциация отсутствует, а если α = 1 или 100%, то электролит полностью распадается на ионы. Если же α = 20%, то это означает, что из 100 молекул данного электролита 20 распалось на ионы.

Читайте так же:  О важных правилах прохождения собеседования

Различные электролиты имеют различную степень диссоциации. Опыт показывает, что она зависит от концентрации электролита и от температуры. С уменьшением концентрации электролита, т.е. при разбавлении его водой, степень диссоциации всегда увеличивается. Как правило, увеличивает степень диссоциации и повышение температуры. По степени диссоциации электролиты делят на сильные и слабые.

Рассмотрим смещение равновесия, устанавливающегося между недиссоциированными молекулами и ионами при электролитической диссоциации слабого электролита — уксусной кислоты:

При разбавлении раствора уксусной кислоты водой равновесие сместится в сторону образования ионов, — степень диссоциации кислоты возрастает. Наоборот, при упаривании раствора равновесие смещается в сторону образования молекул кислоты — степень диссоциации уменьшается.

Из этого выражения очевидно, что α может изменяться от 0 (диссоциации нет) до 1 (полная диссоциация). Степень диссоциации часто выражают в процентах. Степень диссоциации электролита может быть определена только экспериментальным путем, например по измерению температуры замерзания раствора, по электропроводности раствора и т. д.

Механизм диссоциации

Легче всего диссоциируют вещества с ионной связью. Как известно, эти вещества состоят из ионов. При их растворении диполи воды ориентируются вокруг положительного и отрицательного ионов. Между ионами и диполями воды возникают силы взаимного притяжения. В результате связь между ионами ослабевает, происходит переход ионов из кристалла в раствор. При этом образуются

, т.е. ионы, химически связанные с молекулами воды.

Аналогично диссоциируют и электролиты, молекулы которых образованы по типу полярной ковалентной связи (полярные молекулы). Вокруг каждой полярной молекулы вещества также ориентируются диполи воды, которые своими отрицательными полюсами притягиваются к положительному полюсу молекулы, а положительными полюсами — к отрицательному полюсу. В результате этого взаимодействия связующее электронное облако (электронная пара) полностью смещается к атому с большей электроотрицательностью, полярная молекула превращается в ионную и затем легко образуются гидратированные ионы:

Диссоциация полярных молекул может быть полной или частичной.

Таким образом , электролитами являются соединения с ионной или полярной связью — соли , кислоты и основания . И диссоциировать на ионы они могут в полярных растворителях.

Константа диссоциации.

Константа диссоциации. Более точной характеристикой диссоциации электролита является константа диссоциации, которая от концентрации раствора не зависит.

Выражение для константы диссоциации можно получить, если записать уравнение реакции диссоциации электролита АК в общем виде:

Поскольку диссоциация является обратимым равновесным процессом, то к этой реакции применим закон действующих масс, и можно определить константу равновесия как:

где К — константа диссоциации, которая зависит от температуры и природы электролита и растворителя, но не зависит от концентрации электролита.

Диапазон констант равновесия для разных реакций очень большой — от 10 -16 до 10 15 . Например, высокое значение К для реакции

означает, что если в раствор, содержащий ионы серебра Ag + ,внести металлическую медь, то в момент достижения равновесия концентрация ионов меди [Cu 2+ ] намного больше, чем квадрат концентрации ионов серебра [Ag + ] 2 . Напротив, низкое значение Кв реакции

говорит о том, что к моменту достижения равновесия растворилось ничтожно малое количество иодида серебра AgI.

Обратите особое внимание на форму записи выражений для константы равновесия.

Если концентрации некоторых реагентов существенно не изменяются в процессе реакции, то они не записываются в выражение для константы равновесия

(такие константы обозначаются К 1 ).

Так, для реакции меди с серебром неправильным будет выражение:

Правильной будет следующая форма записи:

Это объясняется тем, что концентрации металлических меди и серебра введены в константу равновесия. Концентрации меди и серебра определяются их плотностью и не могут быть изменены. Поэтому эти концентрации нет смысла учитывать при расчете константы равновесия.

Аналогично объясняются выражения констант равновесия при растворении AgCl и AgI

Произведение растворимости. Константы диссоциации малорастворимых солей и гидроксидов металлов называются произведением растворимости соответствующих веществ (обозначается ПР).

Для реакции диссоциации воды

выражение константы будет:

, а не

Объясняется это тем, что концентрация воды во время реакций в водных растворах изменяется очень незначительно. Поэтому принимается, что концентрация [Н2О] остается постоянной и вводится в константу равновесия.

Кислоты, основания и соли с позиций электролитической диссоциации.

С помощью теории электролитической диссоциации дают определения и описывают свойства кислот, оснований и солей.

Кислотами называются электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только катионы водорода.

Диссоциация многоосновной кислоты протекает главным образом по первой ступени , в меньшей степени по второй и лишь в незначительной степени — по третьей . Поэтому в водном растворе , например , фосфорной кислоты наряду с молекулами Н3РО4 имеются ионы (в последовательно уменьшающихся количествах) Н2РО 2- 4, НРО 2- 4 и РО 3- 4

НРО 2- 4 ↔ Н+ PО З- 4 (третья ступень)

Основностъ кислоты определяется числом катионов водорода, которые образуются при диссоциации.

Так , НCl, HNO3 — одноосновные кислоты — образуется один катион водорода;

Н3 РО4, Н3 АsО4 — трехосновные , так как образуются соответственно два и три катиона водорода.

Из четырех атомов водорода, содержащихся в молекуле уксусной кислоты СН3СООН , только один , входящий в карбоксильную группу — СООН, способен отщепляться в виде катиона Н + , — уксусная кислота одноосновная.

Двух — и многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато (постепенно).

Основаниями называются электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуются только гидроксид-ионы.

Основания,растворимые в воде называются щелочами . Их немного . Это основания щелочных и щелочноземельных металлов : LiOH, NaОН, КОН, RbОН, СsОН, FrОН и Са(ОН)2, Sr(ОН)2, Ва(ОН)2, Rа(ОН)2, а также NН4ОН . Большинство оснований в воде малорастворимо.

Кислотность основания определяется числом его гидроксильных групп ( гидроксогрупп ). Например, NН4ОН — однокислотное основание , Са(ОН)2— двухкислотное , Fе(ОН)3 — трехкислотное и т . д . Двух- и многокислотные основания диссоциируют ступенчато

Ca(ОН)2 ↔ Са(ОН) + + OH — (первая ступень)

Ca(OH) + ↔ Ca 2+ + OH — (вторая ступень)

Однако имеются электролиты , которые при диссоциации одновременно образуют катионы водорода, и гидроксид — ионы. Эти электролиты называются амфотерными или амфолитами. К ним относятся вода, гидроксиды цинка, алюминия, хрома и ряд других веществ. Вода, например, диссоциирует на ионы Н + и ОН — (в незначительных количествах):

Читайте так же:  Как предотвратить суицид

Следовательно, у нее в равной мере выражены и кислотные свойства, обусловленные наличием катионов водорода Н + , и щелочные свойства, обусловленные наличием ионов ОН — .

Диссоциацию амфотерного гидроксида цинка Zn(ОН)2 можно выразить уравнением

Солями называются электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металлов а также катион аммония (NH4) и анионы кислотных остатков

Так диссоциируют средние соли . Кислые же и основные соли диссоциируют ступенчато. У кислых солей вначале отщепляются ионы металлов, а затем катионы водорода. Например:

У основных солей вначале отщепляются кислотные остатки, а затем гидроксид-ионы .

Развитие личности

Самопознание, уникальность, эффективное общение, нлп-обучение

Ассоциация — диссоциация. Как улучшить свою жизнь?

Бывало ли у вас такое? Просматриваете после отпуска видео с «собой – любимым» в кадре и погружаетесь в приятные и радостные мгновения отдыха? А может быть, в этот момент вы разглядываете себя и думаете о том, как вы выглядите?

Попробуйте провести небольшой эксперимент.

Вспомните несколько значимых ситуаций из вашей жизни.

Обратите внимание, что при этом происходит: видите ли вы себя все время как — бы со стороны?

Или же испытываете очень яркие эмоции, перемещаясь в те моменты ?

Так уж устроены функции нашего мозга, что мы переходим то в диссоциированное ( позиция наблюдателя), то в ассоциированное (ощущение из тела) состояние восприятия реальности. И происходит это на бессознательном уровне.

Можно научиться отслеживать эти состояния и менять их. Такую способность используют многие техники НЛП.

Ведь как обычно бывает в жизни: у нас есть собственные предпочтения, в которых мы «зависаем», используя один и тот же способ восприятия. И даже не задумываемся, что можно действовать иначе.

Еще до того, как я стала заниматься НЛП, я совершенно случайно заметила в себе одну особенность.

Когда я попадала в очень непростые, «травмирующие» ситуации, то всегда видела себя как-будто со стороны. Совершенно неосознанно я старалась не ассоциироваться с этими моментами.

И поэтому мои переживания были не таким интенсивными. Даже в последующих воспоминаниях у меня было ощущение, что я смотрю фильм с собой. Уже позже я поняла, что непроизвольно использовала позицию «Диссоциация».

В состоянии «Ассоциация» люди настолько соединяются со своим горем, страхом, испугом или другой негативной эмоцией, что погружаются в нахлынувшие чувства при малейшем воспоминании об этом.

Если делать это раз от разу, то легко превратить свою жизнь в кошмар.

Это вовсе не говорит о том, что надо всегда быть диссоциированным.

Лучше, когда вы умеете быстро переключаться. Для этого надо отслеживать, в каком состоянии вы находитесь, и ресурсное ли оно для вас?

Если вам надо представить желаемый образ будущего, прочувствовать его каждой клеточкой своего тела, Ассоциация вам в помощь! Кстати, обычно кинестетикам это легко удается!

[3]

Но зато им бывает сложнее, если они становятся участниками конфликтной ситуации, которая их эмоционально затрагивает.

В этом случае может быть полезен выход в диссоциированную, отстраненную, позицию наблюдателя, чтобы взвешенно и объективно оценить ситуацию. Получить доступ к другому состоянию и дополнительным ресурсам, которые так необходимы в сложных моментах.

В НЛП есть правило, которое говорит о том, что описать систему можно только в случае выхода за ее пределы.

Поэтому, если вам надо диссоциироваться, выходите за рамку собственного восприятия и смотрите на себя (находящегося в этой рамке) как – бы со стороны. Если ситуация очень травмирующая, можно использовать прием двойной (и даже тройной диссоциации): как вы смотрите и видите себя, наблюдающего за собой.

Если вам нужно ассоциироваться, то наоборот, заходите в эту рамку!

Как-то я прочитала, что в Гватемале существует обычай очень весело праздновать День поминовения. В этот день все приходят на кладбище, радуются, пускают воздушных змеев и тепло вспоминают ушедших. В этой традиции есть глубокий смысл, помогающий людям.

Вместо того, чтобы погружаться в травмирующие воспоминания, родные « просматривают» фильм, в котором есть они и человек, который их покинул. И в этот фильме много замечательных моментов. Может не случайно, второе название этого дня – «День празднования жизни».

Стремитесь к «золотой середине»! Берите плюсы того и другого восприятия реальности, и используйте свои новые ресурсы!

Если вы всегда диссоциированы, ваша жизнь будет скучна, и эмоционально бедна.

Возможно, стоит поучиться больше ассоциироваться в позитивные события, которые с вами происходят. Внести больше красок и разнообразия в свою жизнь!

Если же вы принимаете все близко к сердцу, очень чувствительны к своим переживаниям,- учитесь диссоциироваться.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

А том, как это делать, мы поговорим в следующей статье «Восприятие жизни».

Источники


  1. Корчагина, Ирина Большая энциклопедия манипуляций / Ирина Корчагина. — М.: АВТОР, 2013. — 867 c.

  2. Шарма, Робин Уроки семейной мудрости от Монаха, который продал свой «феррари»: моногр. / Робин Шарма. — М.: София, 2014. — 256 c.

  3. Норвуд, Робин Женщины, которые любят слишком сильно. Если для Вас «любить» означает «страдать», эта книга изменит Вашу жизнь / Робин Норвуд. — М.: Добрая книга, 2015. — 352 c.
  4. Хемфельт, Роберт Выбираем любовь. Как победить созависимость / Роберт Хемфельт , Пол Майер , Фрэнк Минирт. — М.: Триада, 2012. — 352 c.
  5. Петрушин, С. В. Любовь и другие человеческие отношения / С.В. Петрушин. — М.: Речь, 2014. — 144 c.
На пути к диссоциации и обратно в целостность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here