Наиболее популярные направления в современной психологии

Сегодня обсуждаем тему: наиболее популярные направления в современной психологии с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Наиболее популярные направления в современной психологии

Направления современной психологии.

В этом очень кратком обзоре, мы обозначим основные направления современной психологии, что бы внести ясность в общепринятые и всем известные термины – психолог и психология . Клиент приходит на консультацию к психологу, подчас не подозревая, что сегодня в мире не существует единой науки — психологии и единой системы психологического знания, а есть различные направления с отличными стандартами и методами работы. Дело не в том хороши или плохи различные школы психологии , скорее, каждая школ позволяет добиться хороших результатов у тех клиентов, которые соответствуют ей по своей психологической организации, особенностям индивидуального развития, темпо-ритму своего сознания. Наверное, было бы идеальным, если бы каждый психолог интегрировал в себе знания всех школ и владел многими методами практической психологии , чтобы достичь успеха с каждым клиентом.

Одной из фундаментальных работ З. Фрейда является «Толкование сновидений». Сновидения в психоанализе рассматриваются, как свидетельства нереализованных желаний и страхов.

Психоанализ обычно проводиться в форме одночасовых сессий. Это длительный процесс, состоящий из десятков или даже сотен сессий, которые проводятся в течение многих месяцев или даже лет.

Несмотря на то, что сегодня по прошествии века психология пересматривает некоторые позиции учения Фрейда, без его концепций не обходится ни одна современная школа.

Самый известный из последователей Фрейда, швейцарский психиатр, психолог и философ К. Г. Юнг расширил концепцию бессознательного и основал, по сути, новую школу, которая сегодня известна, как

Направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, психолога и философа Я. Л. Морено. История свидетельствует о встрече Я. Морено и З. Фрейда, во время которой, молодой Морено заявил – «Вы разрешили людям говорить, я разрешу им действовать». Впервые психотерапевтические сеансы из индивидуальных трансформировались в групповые, переносясь из замкнутого психоаналитического кабинета в реальную людскую среду. Таким образом, Я. Морено решил задачу проявления внутренней реальности человека непосредственно в ситуации социального окружения, собственно того окружения, в столкновении с которым и продуцируется психологический конфликт.

Психодраматическая сессия начинается с разогрева, — это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные темы. Затем происходит выбор протагониста (актер, играющий главную роль), то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так — ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигаются из общего круга вперед и рассказывают, с чем они хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Выбирается именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.

[3]

Психодрама сегодня в оригинальном виде распространена мало, однако, ее элементы широко используются во всех направлениях психологии.

— психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом в 40-х годах XX столетия, основанная на убеждении, что развитие личности невозможно без поиска и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он таков, что реально недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация (жизненный застой), приводящая к неврозам и психическим заболеваниям. В процессе логотерапии ставится задача помощи клиенту в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других, каким бы привлекательным он не был. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это: творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. Логотерапия имеет собственные уникальные терапевтические методики, такие как метод парадоксальной интенции, дерефлексия и др.

Логотерапия эффективна для психологической помощи в различных ситуациях: неврозы, фобии, страхи, сложности во взаимоотношениях, депрессии, проблемы в области сексуальности, преодоление психологических травм и насилия и др.

о формилась, как самостоятельное течение в 50-60-х годах и представляет собой скорее совокупность сходных философских воззрений на человека, что дает практическим психологам возможность строить обоснованный терапевтический процесс. Основу гуманистической психологии заложили такие всемирно известные мыслители, как Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт. и др. Согласно представлениям гуманистической психологии , человек наделен врожденным и неодолимым стремлением к самореализации и самоактуализации, причем важен, как внутренний сокровенный уровень сознания так и уровень самосознания в пространстве социума. В определенной степени, самоактуализация не может протекать бесконфликтно: свобода и социальность, творчество и ответственность, любовь и долг – коллизии, которые нуждаются в глубоком философском осмыслении для каждого человека. Особое внимание придается тому, что реальность, воспринимаемая человеком согласно стереотипных представлений большинства, имеет условный характер, в то время, как истинной реальностью являются только внутренние переживания самого человека.

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных психологов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал «выздоровления», относительно всех явлений человеческой жизни. При наличии определенных условий человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для восстановления личности в процессе психологических консультаций. Гуманистического психолога отличает особая степень безусловного принятия клиента, поддержки, эмпатии (сопереживание), внимания к индивидуальности, стимулирования осуществления выбора и принятия решений, подлинности. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической научной базе и использует широкий набор терапевтических технологий и методов. Гуманистическая терапия помогает: найти себя, разрешить внутренние и межличностные конфликты, принять трудные решения, справиться с зависимостями , выйти из депрессии , преодолеть одиночество, научиться получать удовольствие от жизни, вернуть интуицию и спонтанность, восстановить здоровье, преодолеть конфликты в отношениях с близкими, восстановиться после перенесенных психологических травм и насилия, повысить качество жизни.

– (лат. existentia – существование) сформировалось на основе трудов таких исследователей, как Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй и др.. Психологическое направление, изучает: 1). Проблемы времени, бытия и небытия; 2) Высшие ценности. Проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) Личная миссия. Проблемы общения, любви и одиночества; 4) Сущность Бога. Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны его базовые жизненные потребности забвение которых приводит к состоянию стресса, тревоги или депрессии.

Читайте так же:  Как управлять собой с помощью силы мысли

Целью экзистенциальной психологии является решение задачи восстановления аутентичности конкретной личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе.

Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка внимания, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама.

сформировалась в 60-е годы XX столетия на основе исследований многих известных психологов и психиатров, но несомненным лидером данного направления является С. Грофф. Трансперсональная психология , впервые, открыто проводит масштабные исследования психологии человека, учитывая доперсональный период жизни, то есть внутриутробный и предшествующий ему цикл духовного существования вне телесной формы. Все три периода представляются, как единый цикл бытия данного индивида, что позволяет рассматривать позитивные или негативные коллизии земного человека с гораздо более высокой точки, чем это было прежде. Трансперсональная психология изучает сознание в более широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания в многомерном бытии, высшие состояния сознания, парапсихологические феномены, метапотребности и метаценности. Соответственно, в качестве терапевтических методов используются, ранее неприемлемые с точки зрения науки: медитация, холотропное дыхание, активное воображение, религиозный и мистический опыт, измененные состояния сознания. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в тренингах личностного роста, лечении наркомании, алкоголизма, суицидальных тенденций, психозов и неврозов, как разновидностей духовного кризиса.

НЛП ( Нейро-лингвистическое программирование)

сформировался в 90-е годы XX столетия (тренинговая концепция на стыке психологии , философии, спорта и менеджмента) (Изначально коучинг был ориентирован только на пространство бизнеса, однако сейчас с успехом применяется практически для всех социальных групп). Коучинг – причисляется к тренинговым направлениям, однако в действительности является неформальным обучением. Мероприятия проходят в формате собеседования и позиционируются, как по подразделениям бизнеса: менеджмент, маркетинг, финансы и других сфер, например, спорт, так и по личностным параметрам: лидерство, креативность, коммуникабельность и др. заканчивая категориями — life , то есть, здоровье, душевная гармония, искусство быть счастливым. Методология коучинга строится на разблокировке изначально существующего внутреннего потенциала человека в результате психологического (до конца не изученного) взаимодействия коуча и клиента-игрока.

Коучинг – это высокоэффективный тренинг, в результате которого клиент приобретает способность к эффективному действию в меняющихся условиях. Однако следует учитывать, что разблокировка сознания клиента-игрока происходит в достаточно ограниченной зоне из всей сложной и многомерной структуры мышления и принятия решений.

Коучинг, обычно, проводится в формате сессий от получасовых до часовых, возможно по телефону, что может быть в ряде случаев очень удобным.

Основные направления развития современной психологии

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики.

Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в принципе развития психики в деятельности. Исходя из этого, в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Если принимать первое основание классификации (психология конкретной деятельности), то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда

изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т. п. Психология труда имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными, хотя и тесно связанными друг с другом отраслями психологической науки.

Таковы: инженерная психология, изучающая главным образом деятельность оператора в автоматизированных системах управления, решающая проблему распределения и согласования функций между человеком и машиной и др.; авиационная психология, исследующая психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов; космическая психология, исследующая психологические особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации, при возникновении особых состояний, связанных с нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма, и т. п.

Педагогическая психология

имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе их обучения и т. д.

К разделам или узким областям педагогической психологии относятся психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, формирования умственных действий и т. д.); психология воспитания (психологические основы методики воспитания, психология ученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовой педагогики); психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология

[3]

изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психология

рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т. п.); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирования или деформации личности преступника, мотивами преступления и т. д.; пенитенциарную, или исправительно-трудовую, психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т. п.

Военная психология

исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т. д.

Психология спорта

рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.

Психология торговли

выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т. п. В условиях рыночной экономики ее значение возрастает.

Читайте так же:  3 шага к замужеству после развода или расставания

В последнее время началась разработка проблем психологии научного творчества (особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т. д.).

Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.

Наконец, следует назвать психологию художественного творчества (в области литературы и искусства) и эстетического восприятия – область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще весьма слабо изученную.

Если за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых реализуется принцип развития.

Возрастная психология

, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.

Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов: возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т. д. Одна из центральных проблем возрастной психологии – проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость – широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения.

Психология аномального развития

, или специальная психология, разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию – науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию – психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию – психологию развития слабовидящих и незрячих.

Сравнительная психология

– отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причины существующих сходств и различий в их поведении.

Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, родам, семействам), важнейшие формы и механизмы поведения. К классическим объектам сравнительной психологии (паукам, муравьям, пчелам, птицам, собакам лошадям, обезьянам) в настоящее время присоединены китообразные (дельфины). Врожденные механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии и психологии – этологии.

[2]

Если классифицировать ветви психологии с точки зрения психологических аспектов отношений личности и общества, то вычленяется еще один ряд отраслей психологической науки, объединяемых понятием социальная психология.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

В структуру социальной психологии в настоящее время входят следующие три круга проблем.

Социально-психологические явления в больших группах(в макросреде). Сюда относятся проблемы массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т. д.), механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, закономерности распространения моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, общественных настроений, проблемы психологии классов, наций, психология религии.

Социально-психологические явления в так называемых малых группах(в микросреде). Сюда относятся проблемы психологической совместимости в замкнутых группах, межличностных отношений в группах, групповой атмосферы, положения лидера и ведомых в группе, типов группы (ассоциация, корпорация, коллективы), соотношения формальных и неформальных групп, количественных пределов малых групп, степени и причин сплоченности группы, восприятия человека человеком в группе, ценностных ориентации группы и многие другие. Если иметь в виду, например, семью как малую группу, то к числу важных проблем может быть отнесена динамика отношений между родителями и детьми, проблема сохранения авторитета старших и т. д.

Социально-психологические проявления личности человека(социальная психология личности). Личность человека является объектом социальной психологии. При этом рассматривают, насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы, в которую входит личность, и т. д.

К проблемам социальной психологии личности относятся проблемы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самочувствия и самоуважения, устойчивости личности и внушаемости, коллективизма и индивидуализма, вопросы, связанные с изучением установок личности, их динамики, перспектив личности.

Указанные три круга проблем социальной психологии не могут, разумеется, быть противопоставлены или рядоположены друг другу.

Они предстают перед нами в единстве, обусловленном единством личности и общества, совокупностью отношений, в которой определяется сущность личности.

Из всего изложенного видно, что для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность отраслей психологии, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, вследствие того, что разные ветви психологии тяготеют к различным смежным наукам (социологии, технике, зоологии, медицине и т. д., между которыми, естественно, мало общего), хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности и механизмы психики.

Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит, во-первых, стыковка психологии со смежными науками (через инженерную психологию – с техникой, через педагогическую психологию – с педагогикой и т. д.), во-вторых, внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей.

Так, на основе точки зрения, согласно которой личность формируется не непосредственно, а через включение в совместную деятельность, намечается сближение социальной психологии и психологии труда.

Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл. Изучение истории психологии имеет большое образовательно-нравственное значение.

В отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки.

Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Знания, полученные в ходе обыденной практической деятельности, религиозные представления о психике, результаты ненаучных способов умственной деятельности при этом не рассматриваются. В целом развитие психологии от науки о душе к науке о деятельностном происхождении психики и сознания свидетельствует о прогрессе психологических знаний, если критерием прогресса считать степень приближенности к познанию изучаемого объекта – психического.

В рамках науки о душе психология была скована понятием души как объяснительным принципом. Отказ от него и переход к изучению сознания связаны с выделением психики в качестве объекта исследования. Психология как наука о поведении была направлена на преодоление субъективизма психологии сознания и вышла на пути объективного исследования.

Читайте так же:  Как мы пугаем наших детей - и к чему это приводит

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

10 самых влиятельных психологов

Автор Evgeniy в 03/03/2012 . Опубликовано История и Биографии Последнее обновление: 22/03/2015

Обзор выдающихся мыслителей в области психологии

Широту и разнообразие психологии можно увидеть, посмотрев, на некоторых из наиболее известных мыслителей. В то время как каждый теоретик, возможно, был частью наиважнейшей философской школы, каждый принес уникальный вклад и новые перспективы развития психологии как науки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Исследование, которое появилось в июле 2002 года «Обзор общей психологии» создало рейтинг 99 самых влиятельных психологов . Составление рейтинга было основано главным образом на трех факторах: частота цитирования в журналах, в вводных цитатах учебников, и результатах опросах 1725 членов Американской ассоциации психологов.

10 влиятельных мыслителей в области психологии

В следующем списке приводится обзор 10 психологов из этого опроса. Эти люди не только некоторые из самых известных мыслителей в области психологии, они также сыграли важную роль в истории психологии и внесли важный вклад в наше понимание человеческого поведения. Этот список не является попыткой определить, кто был самым влиятельным или какие школы мысли были лучшими. Вместо этого, этот список дает представление о некоторых теоретических взглядах, которые влияют не только на психологию, но и на культурную среду, в которой мы живем.

1. Б. Ф. Скиннер

В исследовании 2002 года рейтинга 99 самых выдающихся психологов 20-го века, Б. Ф. Скиннер возглавляет список. Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма. Методы терапии, основанные на его теориях, широко используется и сегодня, в том числе техники модификации поведения.

2. Зигмунд Фрейд

Когда люди думают о психологии, многие склонны думать о Фрейде. Его работы поддерживают мнение, что не все психические заболевания имеют физиологические причины, и он также предложил доказательство того, что культурные различия оказывают влияние на психологию и поведение. Его работы и труды способствовали нашему пониманию личности, клинической психологии, человеческого развития, и патопсихологии.

3. Альберт Бандура

Работы Бандуры считаются частью когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х годов. Его социальная теория обучения подчеркнула важность наблюдения обучения, подражание и моделирование. ” Обучение будет чрезвычайно трудоемким, чтобы не сказать опасным, если людям придется полагаться только на результаты их собственных действий для того, чтобы понять, что им следует делать. ” Бандура объяснил в своей книге «Социальная теория обучения».

4. Жан Пиаже

Работы Жана Пиаже оказали глубокое влияние на психологию, особенно в нашем понимании детского интеллектуального развития. Его исследования способствовали росту психологии развития, когнитивной психологии, генетической эпистемологии, и реформы образования. Альберт Эйнштейн однажды описал наблюдения Пиаже относительно детского интеллектуального роста и мыслительных процессов как открытие, «Настолько простым, что до него мог додуматься Только гений.»

5. Карл Роджерс

Карл Роджерс сделал упор на человеческий потенциал, который оказал огромное влияние на психологию и образование. Он стал одним из важнейших гуманистических мыслителей. Как пишет его дочь Натали Роджерс, он был «Он относился по жизни к людям с сочувствием и пониманием, и воплощал свои демократические идеалы в работе преподавателем, писателем и терапевтом».

6. Уильям Джеймс

Психолога и философа Уильяма Джеймса часто называют отцом американской психологии. Его 1200-страничный текст, Принципы психологии, стала классикой на эту тему, и его учения и труды помогли установить психологию как науку. Кроме того, Джеймс сделал вклад в функционализм, прагматизм и повлиял на многих студентов-психологов в течение своей 35-летней педагогической деятельности.

7. Эрик Эриксон

Теория стадии психосоциологического развития Эрика Эриксона помогла пробудить интерес и исследование в области развития человека через продолжительность жизни. Психолог расширил теорию, исследуя развитие в течение жизни, включая события детства, взрослой жизни, и старости.

8. Иван Павлов

Иван Петрович Павлов был российским физиологом, исследование которого повлияло на развитие такого направления в психологии как бихевиоризм. Экспериментальные методы Павлова помогли отодвинуть психологию от самоанализа и субъективных оценок к объективному измерению поведения.

9. Курт Левин

Левин известен как отец современной социальной психологии из-за его новаторской работы, которая использовала научные методы и экспериментирование, чтобы посмотреть на социальное поведение. Левин был оригинальным теоретиком, устойчивое воздействие которого на психологию делает его одним из выдающихся психологов 20-ого столетия.

10. Выбор читателей

Следуя примерам списка рейтинга Юджина Гарфилда 1977 года и 2002 Хэггблума, заключительное место в этом списке было оставлено незаполненным, чтобы позволить выбрать «лучшего для читателя психолога, который должен был завершить список»

Направления психологии

Автор Evgeniy в 04/10/2013 . Опубликовано Психология 101 Последнее обновление: 05/10/2013

Поскольку психология затрагивает целый ряд научных областей, в ней постоянно появляются новые исследовательские и практические направления. Некоторыми из этих направлений всерьез заинтересовались колледжи и университеты.

Такую науку, как психология, можно условно разделить на два основных раздела. К первому относят проведение исследований, направленных на повышение наших знаний, второй связан с практической деятельностью, где знания применяются для того, чтобы решать реальные задачи.

В психологии постоянно появляются новые исследовательские и практические направления. Это происходит потому, что она затрагивает целый ряд других научных областей, в том числе биологию, философию, антропологию и социологию. Некоторыми из этих направлений заинтересовались колледжи и университеты, включившие их в свои образовательные программы и предлагающие обучение на курсах по этим темам.

Биопсихология. В данной области психологии известно множество направлений, в том числе поведенческая биопсихология, нейробиология, психобиология и нейропсихология. Биопсихологическое направление изучает взаимосвязь между мозгом и поведением индивидуума (например, каким образом наш мозг и нервная система влияют на наши мысли, чувства и настроения). Так что, данное научное направление можно рассматривать как совокупность классической психологии и множества нейронаук.

Клиническая психология. Она является крупнейшим специализированным направлением в области психологии. Специалисты данного направления применяют психологические принципы и исследования для оценки, диагностирования и лечения пациентов, которые имеют душевные и умственные отклонения. Клиницисты часто занимаются частной практикой, но многие из них работают в различных общественных центрах, университетах и колледжах.

Читайте так же:  Шпаргалка по чувствам и эмоциям для не психологов

Психология развития. Психологи этого направления изучают физическое и умственное развитие человека в течение всей его жизни. Они, как правило, специализируются в таких областях, как психологические особенности развития младенца, ребенка, подростка либо гериатрическое развитие, а также изучают особенности задержки в развитии.

Судебная психология. Судебные психологи изучают особенности применения психологических принципов при решении правовых вопросов. Эта деятельность может включать изучение поведения преступников или тех, кто непосредственно работает в судебной системе. Специалистов в данной области часто приглашают, чтобы дать оценку показаний свидетелей при рассмотрении дел в суде.

Индустриально-организационная психология. Специалистами, работающими в этой области, применяются психологические принципы исследования проблем, связанных с организацией труда. Например, ими изучаются психологические аспекты поведения человека на своём рабочем месте. Некоторые психологи, специализируются в таких областях, как человеческий фактор, эргономика и взаимодействие человека и компьютерной техники. Исследования в области индустриально-организационной психологии имеют преимущественно прикладной характер, поскольку призваны решать реальные проблемы.

Психология личности. Личностные психологи изучают характеристику структуры мыслей, чувств и поведения, делающих каждого человека уникальным. Они зачастую работают в учебных заведениях в качестве преподавателей либо исследователей.

Социальная психология. Специалисты, работающие в этой области, изучают социальное поведение людей. В том числе то, как индивидуальное поведение отдельного человека влияет на его взаимоотношения с окружающими. Эти психологи часто проводят исследования в академической среде, но многие работают и в таких областях, как реклама и управление.

Школьная психология. Специалисты этого профиля работают в системе образования и призваны помогать детям в решении эмоциональных, социальных и академических вопросов. Для того, чтобы найти решение всех этих порой очень непростых проблем, они должны сотрудничать с учениками, преподавателями и родителями. Большинство школьных психологов работают в начальных и средних школах, некоторые – в частных клиниках, больницах, государственных учреждениях и университетах. Кто-то занимается частной практикой, работая в качестве консультантов, особенно это касается тех, кто имеет докторскую степень в области школьной психологии.

[1]

Современная психология

У меня в руках оказалась выжимка, субстанция того, что свободные и демократически настроенные авторы считали ключом к успеху в жизни.

Исследуя двухсотлетнюю историю сочинений на тему об успехе, я обнаружил одну поразительную особенность, связанную с содержанием этой литературы. Анализ проблем, с которыми я столкнулся сам лично в своей семье, и аналогичных проблем в жизни и отношениях множества других людей, с которыми я работал на протяжении многих лет, привел к тому, что я все более отчетливо стал понимать, что последние пятьдесят лет литература об успехе носила поверхностный характер. Она была наполнена техниками создания имиджа, специальными приемами быстрого действия — — своеобразным «социальным аспирином» или «пластырем», которые предлагались для разрешения ocтрых проблем. Благодаря этим средствам некоторые проблемы действительно временно теряли свою остроту, однако глубинные, хронические болячки оставались нетронутыми, поэтому воспалялись и давали о себе знать вновь и вновь.

Полной противоположностью сказанному была литература первых 150 лет. Почти вся она была посвящена теме, которую мы назовем «Этика Характера как основа успеха». Она учит тому, что существуют основополагающие принципы эффективной жизни и что человек может испытать в жизни истинный успех и счастье только в том случае, если научится воплощать эти принципы в своем характере.

В Этике Характера речь идет о таких, свойствах, как цельность личности, скромность, верность, умеренность, мужество, справедливость, терпеливость, трудолюбие, простота, а также привер¬женность Золотому Правилу. Образцом такой литературы является автобиография Бенджамина Франклина (1706-1790) (американский просветитель, государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации Независимости и Конституции США).

В основе своей это история о том, как человек работал над собой с целью интеграции внутри своей личности определенных принципов и навыков.

Однако вскоре после окончания Второй мировой войны ключевое представление об успехе переместилось с Этики Характера на, так сказать «Этику Личности».

Эта философия в определенной степени отражена в таких вдохновляющих и мудрых изречениях, как

«Ваше отношение определяет ваше положение»,
«У улыбки больше друзей, чем хмурости» и
«Сможешь достичь всего, что понял и во что поверил».

Т.е. теперь успех стал рассматриваться скорее как:

-функция социального образа личности, а не качеств характера ;

-как результат поведения и поступков, а не достаточно серьезной работы в этом направлении;

-как результат навыков и техник, служащих всего лишь смазкой в механизме человеческого взаимодействия, а не являющихся фундаментом человека.

Этика Личности имеет два основных направления:
-первое—техника человеческих и общественных связей,

-второе — позитивная ментальная установка (ПМУ).

Другие направления «личностного» подхода представляют собой явную манипуляцию или даже обман. Они побуждают вас использовать специальные приемы, чтобы понравиться другим людям, или проявлять ложный интерес к увлечениям других, чтобы вытянуть из них то, что вам требуется, или же демонстрировать власть и запугивать, когда это отвечает вашим целям.»

Да, думаю стоит заметить, что очень многое из этого можно найти, например, у Дейла Карнеги, которым в свое время я увлекался, поскольку там много интересного с позиции позитивной психологии, но углубившись, я понял, что .

«. подобная литература хоть и признает значение характера в достижении успеха. Однако чаще всего он, характер, рассматривается обособленно, не отводя ему основополагающей роли, роли катализатора. А ссылки на Этику Характера в этом случае являются формальными пустыми словами, поскольку истинная ставка делается на быстродействующие техники влияния, стратегию силы, навыки общения и позитивное мышление.»

Так современная психология говорит, что для того чтобы стать директором важнее одеваться, общаться как директор, ездить на тех же машинах, что и директор и такое пр. и, в конце концов, мечтать стать директором. Да это все важно, но толку от такого директора, если он не обладает качествами и умениями директора, т.е. не воспитал в себе качества директора: серьезность, ответственность, активность, желание заботиться о подчиненных и пр.

«. только с этого момента, когда я прочувствовал суть влияния Этики Личности, я внезапно для сеюбя прозрел: я с ясностью осознал еле уловимые, зачастую до конца не осознаваемые несоответствия между:

тем, что я считал истинным, — чему меня когда-то учили в детстве и что глубоко укрепилось во мне в качестве внутренних ценностей,

Читайте так же:  Продам по себестоимости или о пользе наших увлечений

и теми философиями современной психологии «быстрого действия», которые окружали меня каждый день.

Я пришел к глубокому пониманию того, почему, многие годы работая с людьми из самых различных сфер общества, я обнаруживал, что все, чему я учил других и в эффективность чего сам верил, часто расходилось с бытовавшими популярными психологичекими теориями.»

Ведь в конечном счете, мы сами собой являемся куда более красноречивыми, чем то, что мы говорим или делаем напоказ. И что интересно, мы все это знаем. Есть люди, которым мы абсолютно доверяем, потому что знаем их характер. Красноречивы ли они или нет, владеют ли они техникой эффективного общения или не владеют, мы все равно им верим и успешно работаем с ними.


А по словам Уильяма Джорджа Джордана: «Каждый индивидуум наделен чудесной силой — невидимой, неслышимой и неосознаваемой — влиять на других людей самой своей жизнью.

« . Я вовсе не хочу сказать, что такие элементы Этики Личности, как развитие личности, обучение навыкам общения, а также обучение оказанию влияния и позитивному мышлению, не приносят пользы и не являются порой существенно необходимыми для достижения успеха. Они полезны. Однако это вторичные, а не первичные факторы.

Так, используя наши человеческие возможности строить на фундаменте, заложенном предыдущими поколениями, часто мы оказываемся настолько поглощены именно процессом собственного строительства, что забываем про основание, которым оно поддерживается. Проще говоря, долгое время пожиная ниву, которую мы сами не засеивали, может так произойти, что мы вообще забудем о необходимости сеять.

Еще один момент. Если я пытаюсь использовать стратегию и тактику влияния на людей, чтобы заставить других делать то, что я хочу, заставить лучше и с большим желанием работать, хорошо относиться ко мне и друг к другу, а мой собственный характер в это время вовсе не безупречен, отличается двуличностью и неискренностью, то добиться долгосрочного успеха я не смогу.

Мое двуличие породит недоверие, и что бы я ни делал, — даже если воспользуюсь так называемым методом добрых человеческих отношений, — все будет воспринято как манипуляция. А если нет веры или ее недостаточно, то, независимо от моего красноречия и добрых намерений, нет основы для прочного успеха. Только если в своей основе вы положительны, применяемые вами техники будут жизнеспособными.

Сосредоточение на техниках достижения успеха современной психологии похоже на такой подход к учебе, когда спокойная безмятежная жизнь в течение семестра перемежается с бешенным натаскиванием себя перед экзаменами. Все может закончиться хорошо. Вы даже можете получить хорошие отметки. Однако, если не прилагать усилий изо дня в день, по-настоящему знаниями не овладеешь и образованным человеком не станешь.

А вы задумывались когда-нибудь над тем, чтобы такую систему применить в работе фермера? Скажем, вы запамятовали провести сев весной, все лето прогуляли, а затем осенью активно готовитесь снять урожай. Ферма — это натуральная система Сначала заплати, потом получи. Что посеешь, то и пожнешь. Никаких исключений.

Тот же принцип в высшей степени применим к человеческому поведению, к человеческим взаимоотношениям. Ведь и это тоже — натуральные системы, в основе которых тот же закон урожая. В такой искусственной социальной системе, как школа, вы сможете добиться краткосрочного успеха, если научитесь манипулировать правилами, придуманными человеком, обучитесь «правилам игры». В большинстве единичных или кратковременных человеческих взаимоотношений можно воспользоваться Этикой Личности для поддержания разговора и для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на собеседника с помощью обаяния и находчивости или, сделав вид, что вас заинтересовало какое-то его увлечение. Можно применить быстродействующую технику, способную сработать в ситуациях непродолжительного общения.

Однако при долгосрочных отношениях одни лишь второстепенные факторы не смогут служить долго. В конечном счете при отсутствии в характере глубинной целостности и органической силы реальная жизнь вытащит на поверхность истинные мотивы, и кратковременный успех сменится разрушением человеческих отношений.

Многим людям, преуспевшим в овладении вторичными составляющими успеха, недостает первичной значимости — позитивного в характере. Рано или поздно это проявится. Это будет проявляться, в каждом случае долгосрочных отношений, с сослуживцем или супругом, приятелем или ребенком-подростком, переживающим кризис личности. Самое красноречивое в человеке, это его характер. Как сказал однажды Эмерсон*: «Вы так громко кричите в мои уши, что я не слышу, что вы говорите».

Разумеется, существуют и такие ситуации, когда человек, обладая силой характера, не владеет навыками общения, что, безусловно, также влияет на качество взаимоотношений. Но этот фактор все же вторичен.

В конечном счете то, что мы собой представляем, оказывается куда более красноречивым, чем то, что мы говорим или делаем. Мы все то знаем. Есть люди, которым мы абсолютно доверяем, потому что знаем их характер. Красноречивы ли они, нет ли, владеют ли они техникой эффективного общения или не владеют, — — мы все равно им верим и успешно работаем с ними.

По словам Уильяма Джорджа Джордана:
«Каждый индивидуум наделен чудесной силой —
невидимой, неслышимой и неосознаваемой —
влиять на других людей самой своей жизнью.

Видео (кликните для воспроизведения).

Человек постоянно излучает свою сущность — то, каков он есть, а не то, каким он хочет казаться».

Источники


  1. Стивенс, Хозе От Дао – Земле. Учение Михаила, психология общения и духовный рост / Хозе Стивенс. — М.: Гелиос, София, 2013. — 320 c.

  2. Психология делового общения. — М.: Бахрах-М, 2016. — 768 c.

  3. Шеламова, Галина Михайловна Деловая культура и психология общения. Учебник для начального профессионального образования / Шеламова Галина Михайловна. — М.: Академия (Academia), 2013. — 852 c.
  4. Носов, С. С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие / С.С. Носов. — М.: Флинта, 2013. — 149 c.
  5. Кризис есть кризис: Лидеры российской и мировой экономики о путях выхода из кризиса. — М.: Эксмо, 2011. — 272 c.
Наиболее популярные направления в современной психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here