Не хочу учиться

Сегодня обсуждаем тему: не хочу учиться с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Что делать, если не хочешь учиться?

Немало обращений студентов, школьников и их родителей к психологам состоит из вопросов: «Что делать, если я не хочу учиться?» или «Как мотивировать ребенка на учебу и стимулировать его стремление к знаниям?». Что мешает стремиться к знаниям – обычная лень или причины лежат глубже? И как изменить ситуацию?

Ольга Фомина · 6 ноября 2016

Почему мы не хотим учиться?

Первоклассники идут в школу с горящими глазами и желанием общаться и впитывать информацию. Уже ко второму классу ситуация меняется – пропадает ощущение новизны, учебные нагрузки увеличиваются, а тяга к знаниям слабеет. С каждым учебным годом стремление к учебе все меньше.

  • неадекватное поведение родителей – завышенные ожидания, гиперопека и полное подавление самостоятельности или, наоборот, вседозволенность;
  • сложности в отношениях с одноклассниками или однокурсниками;
  • конфликты с педагогами из-за несоответствия их требованиям, неприятия манеры преподавания или профессиональной некомпетентности;
  • любовные переживания;
  • учебная неуспешность из-за пропусков занятий и накопившихся пробелов в знаниях;
  • нежелание тратить время на неинтересные или непрофильные (ненужные при поступлении в вуз или в будущей работе) предметы;
  • непосильные умственные и физические нагрузки во время экзаменов либо при сочетании учебы с подработкой или дополнительными занятиями на курсах, в спортивных или творческих секциях.

Выявили «корень зла»? Теперь найти стимул к учебе будет проще.

Что делать, если не хочешь учиться

Интерес к учебе стимулируют:

  • сосредоточенность на любимых предметах, успехи в них;
  • поддержка родителей и друзей, поощрение учебных достижений;
  • постановка новых целей и достижение их: например, реализация учебного проекта или участие и победа в познавательном конкурсе.

Временная учебная апатия из-за учебных перегрузок «лечится»:

  • пересмотром графика занятий и отменой некоторых из них – должно оставаться не меньше 8 часов на сон и 2 часов свободного времени;
  • соблюдением режима дня и выполнением домашних заданий в одно и то же время, в полной тишине или под негромкую музыку;
  • правильной организацией рабочего места – все необходимое для учебы под рукой и ничто не отвлекает;
  • чередованием умственного и физического труда;
  • обязательными ежедневными прогулками – не меньше часа;
  • обогащением меню фруктами, овощами, орехами, рыбой и нежирным мясом для прилива энергии и «подпитки» мозга;
  • сменой обстановки – иногда нужно 1 день в неделю просто отдохнуть и расслабиться.

Ликвидировать пробелы в знаниях помогут занятия с репетитором или другом, который хорошо усвоил тему.

При отсутствии позитивного настроя и желания посещать учебное заведение из-за разногласий со сверстниками или учителями, постарайтесь найти истоки проблем и разрешить их. Если это невозможно, лучше сменить место учебы.

В сложных случаях не стесняйтесь обратиться к психологу.

Специалист поможет преодолеть любовную тоску или конфликты, определить свои сильные стороны в процессе познания, вернуть веру в себя и радость от учебы

Вопрос «Не хочу учиться – что делать?» возникает не от стремления к безделью. Потребность к познанию и самореализации заложена в человеке природой и угасает при недостатке мотивации.

Развивайте в себе ответственность и умение достигать поставленных целей, анализируйте неудачи и создавайте ситуации успеха в учебе – это стимулирует на покорение новых учебных вершин.

Не хочу работать, не хочу учиться!

Комментарии наших горожан были разные – от банального «сами виноваты» до «ему нужна поддержка». Ну и камень в женский огород не преминули бросить, мол, сами женщины таких сыновей воспитывают, а потом дочери (будущие жены) страдают. Давали и советы – от оплаты сыну ЕГЭ, чтоб поступил в вуз, до полного лишения его материальных благ.

Мнение первое. Камень в огород: «Сами виноваты!»

Прозвучали обвинения в адрес матерей, которые своей любовью и гиперопекой «сделали» из сыновей безвольных и эгоистичных сыновей.

вас женщины стыд не мучает? — А

Когда спрашиваете, откуда берутся слабые мужики, а? Так это же вы, женщины, отрастили таких слабаков. Вы их специально так воспитали? Чтоб потом у вас было над кем смеяться, или чтоб потом их от души высмеивать, унизить или оскорблять? Так это же вы их такими воспитали.

Наверное ничего не давали сыну делать, поднять тебе ничего нельзя, сынок — и

убраться не надо, мусор вынести — боже упаси, вот и выросло что выросло и теперь настало время с этим «выросло» мириться, уже ничего не сделаете. У моей знакомой сыну 15 лет, такое растет, она ему трусишки до 10 лет одевала, и сейчас еще в ванную к нему лезет, переодевает его, в жизни мусора не вынес, ни одной кружки не помыл, ни одной игрушки не убрал, она говорит – «Мой сын красавчик, девки табунами за ним будут бегать, и нечего ему утомляться, я султана ращу». Моя подруга у своих дочек и племянниц спрашивает про него – «Хотите такого мужа как К?». «Нет, нам такого не надо». Девчонкам от 12 до 15 лет, а они уже соображают, что парень не мужественный.

Мнение второе. «Не спонсируйте!»

Были и приверженцы более жестких методов против иждивенца – от голодного пайка до школы выживания.

Вот так мы, родители. До 20-ти лет холим, лелеем, пылинки сдуваем, а потом не можем понять, откуда он у нас такой. И сейчас сюсюканием ничего не сделаете. Возможности есть, снимите комнату, квартиру, купите продукты на месяц, а остальное его проблемы. Только жесткий метод даст какие-то результаты. А так бесполезно, ни уговоры, ни угрозы не помогут.

это наша нынешняя общая проблема

Такие дети привыкли к готовому, у них нет понятия, что останутся одни и решать проблемы придётся самим, у них иждивенческий характер. Надо ограничить еду (скажете — это за деньги покупается), не покупайте, что он хочет, часто напоминайте, что денег не хватает ни на что, приведите пример, как вы в молодости добились своего, скажите, что надежда ваша только в нём. В конце концов, отправьте в армию, в армии парни чувствуют, что кроме матерей нет ближе человека, и он хоть приобретёт опыт школы выживания. Пусть любую работу найдёт, узнает, что без образования никуда. Хватит нянчиться, он уже взрослый. И не давайте денег на развлечения, на его нужды.

Не спонсируйте. — астрея

Не кормите. Не одевайте. Если угрожает, то чемодан за дверь и – в свободное плавание.

Мнение третье. «Купите квартиру и отселите»

Были и люди, которые «за» более мягкие решения.

В Вашей ситуации — 789

Его нужно отселить. Если у Вас есть такая возможность, надо разменять квартиру на две и к его приходу из армии Вы подарите ему квартиру, только пусть она будет в Вашей общей совместной собственности, чтобы он ее не потерял. Все. Начнется его самостоятельная жизнь, пусть сам добывает себе деньги на жизнь. А Вы на какое-то время притворитесь, что очень плохо себя чувствуете, прибаливаете, ну, ничего не можете – ни поесть приготовить, ни в магазин сходить, пусто в холодильнике и денег нет. Придет, покрутится, взять нечего, Вы лежите, стонете. Делать нечего, пойдет на работу.

Мнение четвертое. «Нужны не пинки, а понимание!»

Люди не только обвиняли, но и говорили слова поддержки, пытались анализировать, почему получилось именно так.

Читайте так же:  Смысл в работе

Многое упущено в воспитании, плюс он не находит поддержки, понимания, нет рядом старшего наставника — Спирит

Отсюда и все проблемы. Он же не гений, чтобы справиться со всеми жизненными вопросами, проблемами, с которыми в жизни сталкивается. С детства не научен. Только сюсюкали его, наверно. Вот и потому многие взрослеющие, подростки так и не выйдут во взрослую жизнь – немощность, непонимание. Винят родителей и ещё больше увязают в болоте. Помогите ему сейчас. Ему не пинки нужны, а старший товарищ рядом.

Вашему сыну нужна помощь. Он ведь не работает не потому что — анюта

вас не любит, а потому что боится не справиться. И еще, наверное, потому что боится встретить своих одноклассников. А он – дворник.
Вы вспомните все, что говорили в школе: «вот не будешь учиться, станешь дворником». А когда я на форумах говорила, что так стимулировать детей к учебе нельзя, мамы форумские ругались. А орет и кричит, наверное, в ответ. Автор, вы на него кричите, вот он и отвечает.
Пусть сейчас подготовится к ЕГЭ хорошо и с осени начнет учиться заново. Заявку на ЕГЭ пишите, не опоздайте.

Мы не умеем справляться с мальчиками!

Некоторые женщины признавались, делясь собственным опытом: «Да, мы сами понаделали ошибок».

Я пожилая женщина. Послушайте меня внимательно. У меня есть сын — люба

Ему 34 года. До сих пор обвиняет меня во всем. Я кругом виновата. Пропивает, пьет ежедневно. Чуть что — агрессия. Вы знаете – а ведь мы не умеем воспитывать мальчиков. Из них должны вырасти настоящие мужчины. А у нас не получается? Мужья – либо их нет, либо пьющие. Мы сами в своей жизни столько ошибок наделали. Но все это от незнания. Именно знание может вам помочь. Учитесь, не повторяйте нас. Может вы успеете исправить сына. Ведь у сына когда-нибудь тоже будет семья. И какое воспитание он может дать своим детям? Посмотрите, в какое время я пишу. Пришел пьяный, разбудил. Я дальше не могла заснуть вот и сижу – ни сна, ни покоя.

Все зависит от воспитания

Но женщины не только обвиняли себя – они объясняли, почему смогли при таких же условиях вырастить нормальных сыновей.

за что нам эта участь?! —

За то, что мужики слабые, безответственные, никчемные алкоголики!
Я тоже разведённая, имею двоих взрослых сыновей. Развелась тоже от пьянства мужа, когда младшему было 1,5 годика. А сейчас ему 24 года. Я их воспитала одна, обоих поставила на ноги. При этом ни алиментов не брала, ни от кого помощи не ждала. Разве только мать, сестра поддерживали. Может, и бог помог, что они стали у меня хорошими людьми. От воспитания очень много зависит. Я заменяла и отцовскую роль — где-то строго, где-то жёстко – если того ситуация требовала. Это, наверное, помогло. Не хочу пересчитывать хорошие качества, достижения моих сыновей. Главное: я их без конца люблю и они меня тоже. Главное любите друг друга!

Что делать, если не хочу учиться

«Здравствуйте! В старших классах школы я все время думала, куда пойти учиться дальше. При должной подготовке я могла бы поступить практически на любую специальность. Но, съездив в гости к брату, который в то время учился на третьем курсе технического института в Москве, я твердо решила, что поступлю туда же. Потому что мне понравился институт, место, где он расположен, ну и то, что там учится мой брат, который в то время был для меня большим авторитетом.

И я поступила. Правда, со второго раза. На первом курсе было еще более-менее интересно учиться, потому что предметы были в основном общие, почти как в школе, только более углубленные в технику. Но уже на втором курсе я поняла, что я не хочу учиться. Все это абсолютно не мое. Мне было до такой степени неинтересно, что я не могла заставить себя пойти на пары. Я вставала, собиралась, но, представив, что опять целый день придется заниматься ненавистными предметами, раздевалась и оставалась в общежитии.

Сейчас я на третьем курсе. Две прошедшие сессии я сдала с большим трудом, исключительно благодаря доброте преподавателей. Теперь остается всего полтора месяца до очередной сессии, а у меня все то же самое: огромное количество прогулов, несданных контрольных и лабораторных работ. И опять будет стоять вопрос о моем отчислении.

Почему я не переведусь на другую специальность или не поступлю в другой вуз? Все дело в родителях: мне их жалко. Я видела, как они переживали все то время, что я была в 11 классе, а потом как расстраивались, когда я не поступила. И целый год после школы, когда я училась на подготовительном отделении. И вот теперь, когда у всех дети на каникулы приезжают с пятерками, а я с хвостами. Если я сейчас брошу учебу, то даже боюсь представить, насколько плохо я им сделаю.

Кроме того, я ведь не работаю, живу на деньги, которые они присылают мне. Я не смогу перепоступить и со спокойной совестью еще 5 лет тратить их деньги. Они живут в провинции, в глущи, и получают по столичным меркам очень мало. Но при этом считают, что их священный долг — дать мне высшее образование.

Но хуже всего то, что я не знаю, какая профессия была бы мне действительно интересна. Даже если я поступлю на другую специальность, где гарантия, что через год меня не будет от нее воротить так же, как сейчас?

Помогите, что мне делать? Постараться сдать эту сессию и продержаться еще 2,5 года? Тогда как побороть отвращение? А если все-таки найти то, что будет интересно, то опять же как?

Наверное, вам моя проблема покажется глупой и преувеличенной, но это постоянно отравляет мою жизнь. Оксана Шабета».

Что делать, если не хочу учиться

Вы оказались в непростой ситуации. Дело не в том, что вы не хотите учиться. Просто вы поняли, что выбранная вами специальность абсолютно не интересна вам. Вы испытываете скуку и отвращение к предметам, которые вам приходится изучать. Вы делаете усилия над собой, чтобы продолжать учиться, но внутренней мотивации у вас нет. Вы не хотите учиться, но не можете бросить учебу из-за чувства вины перед родителями, вы не хотите их огорчить. Вы знаете, что для ваших родителей очень важно дать вам высшее образование, они считают, что это их священный долг.

И хотя для них это не легко, ваши родители присылают вам деньги, чтобы вы могли продолжать учиться.

Слово «долг» стало ключевым в отношениях между вами и вашими родителями. Они исполняют свой родительский долг перед вами, а вы, в свою очередь, чувствуете себя обязанной выполнить долг благодарной дочери, оправдать ожидания и усилия родителей. Я предполагаю, что за стремлением ваших родителей дать вам высшее образование стоит желание видеть вас счастливой и самостоятельной. Родители предложили вам тот путь к счастью и успеху, который видят они. Но есть и другие пути. И поскольку речь идет о вашей жизни и вашем счастье, только вы сами можете понять, что для вас будет лучше. И сделать свой выбор.
Елена Порываева, психолог

Читайте так же:  Снова расстались с любимым алгоритм исправления сценария

Не хочу учиться

Всем привет. Дело в том, что мне не интересна жизнь. Во всяком случаи моя.
В школе я училась средне, родители отправляли на все уроки. Последние 2 класса я взялась за учебу, закончила на отлично. Поступила в технический вуз, бросила из-за давления преподов на психику. Пол года сидела дома, ничем не занималась, только дом. хлопоты и училась иногда..(мне это нравилось). Потом опять же поступила в тех вуз, но на другую специальность, немного легче. Первый год училась на отлично, была на всех парах.Отношение группы сложилось не очень хорошее. Не любят люди заучек. Со временем, учеба начала идти по специальности, и я перестала на нее ходит, неинтересно, полный бред. Перестала ходит — одногрупники начали недолюбливать еще больше. Мол, на пары не ходит, а на стипендии. Брату я не нужна. Я не нравлюсь его девушке за свой слабый характер, и она поставила брата перед выбором. Надеюсь, он не будет жалеть об этом. Родители болеют. И мне очень страшно. Молодого человека у меня нету. Учусь я не в своем родном городе. Часто находит тоска. Домой езжу редко.Жить в городе, где учусь не собираюсь. Вернутся домой стыдно, мол поехала в столицу неудачница. Есть подруга, которая всегда поддержит, и которую не хочу терять.
Люди, помогите мне что-то решить..я уже ничего не понимаю

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Муканова Динара

Психолог, Коуч. Специалист с сайта b17.ru

Екатерина Артемьева

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Сокол Лариса Ивановна

Психолог, Гештальт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Гриб Людмила Николаевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Ксения Кошеленко

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Моженкова Юлиана

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Инна Кравцова

Психолог, Гештальт-консультант. Специалист с сайта b17.ru

Анна Дашевская

Психолог, Консультации в Skype. Специалист с сайта b17.ru

[3]

Невзорова Софья Игоревна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Коротина Светлана Юрьевна
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

А потом ой как будете жалеть, упущенное время не вернешь, у меня такое желание вернуть школьные годы, я бы с золотой медалью закончила ее, а так балду прогоняла, зато в универе за ум взялась и на красный закончила. Что-то я первый раз слышу, что в университете недолюбливают отличников, в школе может быть, в универе всем плевать

Какие есть варианты если не учиться

Приветствую тебя, моя дорогой друг! Если ты частенько задаешься вопросом «не хочу учиться, что делать?», то ты обратился по адресу. Сегодня мы будем разбираться почему у тебя возникает подобное чувство, можно ли его перебороть и заставить себя сидеть за учебниками. Кроме того, мы поговорим о твоих возможностях в дальнейшем и я расскажу несколько полезных правил, которые помогут тебе в любой ситуации.

Первое, с чем стоит разобраться — почему ты не хочешь учиться. Когда первоклассник приходит в школу, то причиной может служить новый распорядок дня, большая умственная нагрузка, новый коллектив и так далее.

Одна моя клиентка рассказывала, как ее дочь вернулась после первого дня в школе и на вопрос «понравилось тебе?» ответила: не хочу учиться, хочу куклу.

Если ты уже далеко не первоклашка, но учишься в школе и тебе ненавистно это занятие, то причина может быть в скучных учителях, которые не могут заинтересовать учеников в предмете, отсутствии у тебя интереса к определенным наукам.

Студент в институте может столкнуться с той проблемой, что выбранная специальность больше не привлекает его и он хочет посвятить жизнь другой профессии. Если ты стоишь пока только в начале этого пути и не знаешь в какой университет поступать, то тебе очень пригодится книга Нелли Литвак « Формула призвания. Семь правил выбора вуза ».

Иногда подростку сложно учиться в колледже, потому что другие ребята негативно к нему настроены. В такой недружелюбной атмосфере ты и не думаешь про учебу, больше занимают вопросы дружбы, человеческих отношений и все что с этим связано.

Причина может таиться в подсознательном желании заниматься другим делом, в полном отсутствии желания делать что-либо, в незамотивированности и так далее. Когда ты поймешь свою причину нежелания учиться, тогда тебе будет легко понять, что с этим делать.

Какие есть варианты

Всегда есть вариант не учиться. Одна моя знакомая бросила университет и пошла на курсы макияжа. Сегодня она является настоящим профессионалом в своей области и не жалеет о том, что бросила учебу в свое время.

Но прежде чем бросать школу или вуз, ты должен четко понимать, чем будешь заниматься дальше. Бросить просто потому, что надоело — наихудший вариант для тебя же самого. Поэтому хорошенько подумай, прежде чем совершать серьезный шаг.

[2]

Другой вариант — найти профессию, в которой не требуется серьезные, высшее образование. Официант, бармен, визажист, нянька для деток, продавец-консультант, ночной или дневной сторож, курьер и так далее. Только помни, что в некоторых выбранных занятиях тоже нужно обладать определенными навыками и быть готовым учиться новому. Курьер должен хорошо знать город, нянька должна уметь общаться с детками, у официанта должна быть хорошая память.

Я считаю, что заставлять себя что-то делать через силу — плохой вариант. Поэтому если тебе совсем невыносима химия, например, сдай ее на тройку, лишь бы получить оценку и забудь. Ведь наверняка тебе не понадобятся знания того, с помощью какого вещества можно убрать накипь из чайника или чем убрать ржавчину.

Как же себя мотивировать? Предлагаю для начала тебе прочитать статью «Как достичь целей». В ней я достаточно подробно описываю и систему мотивации и то, как необходимо работать со своими целями и планами на будущее.

А для того чтобы изменить свою жизнь более кардинально, понять чего ты хочешь на самом деле и как быть дальше я предлагаю тебе основательно изучить статью «Время для перемен». Поверь, если ты сделаешь все, как в ней написано, то у тебя станет гораздо меньше проблем.

Полезные привычки

Обзаведись полезными привычками. Это сильно упростит твою жизнь и отношение ко многим проблемам. Я не буду говорить, что нужно начать вставать рано, есть по утрам кашу, заниматься спортом и так далее.

Начни читать больше. Читай статьи в интернете, художественную литературу. Если я что-то и поняла в этой жизни, так это то, что книги очень помогают. В них можно найти ответы на интересующие вопросы, встретить героя со схожими проблемами, узнать про новое занятие, которое может стать твоим призванием и так далее.

Расширяй кругозор, стань открытым всему новому, меньше критикуй и больше старайся пропустить через себя. В этом тебе поможет моя статья «Как стать интеллектуально развитым».

Найди себе хобби. Не бойся начинать что-то новое. Ищи занятие, которое будет тебе по душе, которым ты будешь увлечен. Это может быть все что угодно: пение, рисование, компьютерные игры, путешествия, фотография, строительство и так далее. Никогда не знаешь, что станет делом всей твоей жизни.

Помни, школа или институт — это всего лишь этап. Он закончится. А вот умение учиться новому сильно пригодиться тебе в жизни. Попробуй найти свой способ. Кто-то воспринимает лучше информацию на слух, кому-то проще через визуальный контакт. Если ты поймешь как тебе проще воспринимать информацию, тогда у тебя не будет возникать нежелания.

Читайте так же:  Краш-тест отношений испытание первое - ссора по вескому поводу

Что тебе не нравится в учебе? Чем ты любишь заниматься в свободное время? Как ты представляешь свою жизнь через пять, десять и пятнадцать лет?

Не останавливайся. Жизнь полна возможностей. Хватай их и добивайся успеха.
Верь в себя!

[3]

Интересные статьи по теме:

Здравствуйте, уважаемые читатели! Многие родители уже и не помнят с каким «удовольствием» сами когда-то ходили в школу, учили уроки. Забыв про свой собственный опыт или наоборот, слишком хорошо его помня,…

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Беседа может протекать приятно, оба собеседника чувствуют себя комфортно, не приходится ничего придумывать, слова разливаются сладкой песней соловья. Но ведь бывает и такое, что наступает…

Добрый день, дорогие читатели! Киноиндустрия развивается огромными шагами. Если раньше мы смеялись над нелепыми спецэффектами, то сегодня в картине могут даже не задействовать людей. Но вот из-за огромного количества продукции…

Не хочу учиться! Как делать уроки без слез и скандалов

Домашняя работа сделана, мать охрипла, сын оглох, соседи выучили все наизусть, собака пересказала. Пусть это и несколько преувеличено, но такая ситуация, к сожалению, знакома многим. Учебный год в полном разгаре, сейчас идет третья четверть – самая длинная, в связи с этим самая нелюбимая. Устали и школьники, и их родители. Как же сделать так, чтобы «домашка» не вызывала столько проблем и не подрывала психическое здоровье детей и родителей?

Марина Рябцева · 19 сентября 2018

Чтобы ребенок сделал домашнее заданее, родителям частенько приходится применять не то чтобы силу, но авторитет точно: наказывать, уговаривать… А ведь так хотелось бы, чтобы любимое чадо само, без напоминания шло делать уроки, с удовольствием посещало школу, чтобы в дневнике были только одни отличные отметки!

Чтобы все так и было, необходимо вызвать у собственного ребенка интерес к учебе. Разумеется, гораздо проще заставлять учиться с помощью шантажа и угроз. Вот только психологически это очень тяжело и для тех, и для других. К тому же угрозы перестанут действовать в подростковом возрасте.

Так как же справляться с «домашкой» без стрессов? Woman’s Day предлагает вашему вниманию несколько советов, которые помогут облегчить учебу.

Не хочу учиться, хочу…

Не хочу учиться, хочу…

На тему учебной мотивации написаны сотни, а то и тысячи статей, глав в учебниках по возрастной и педагогической психологии, проведено множество исследований, так что, казалось бы, «тема раскрыта».

Раскрыта, да не закрыта. В Интернете то и дело появляются научно-популярные публикации и рекомендации родителям, как повысить мотивацию школьников к обучению, описываются факторы семейного воспитания, мешающие формированию этой мотивации, правила построения правильной системы поощрений и наказаний, способы развития нужных для учения качеств личности и т.д. и т.п. Иногда заголовки таких статей начинают напоминать мне памятки для сейл-менеджеров – только те заинтересованы в манипуляции покупателем с целью повышения уровня продаж, а здесь инструкции составляют для взрослых, чтобы получше «продать» учебу. Значит ли это, что существует особо большая проблема с мотивацией школьников? Или что она стала какой-то другой – не такой, как 30, 20, 10 лет назад?

В этой статье я не претендую на отражение научной истины, не буду описывать показатели и результаты последних исследований, а только приведу ряд своих практических наблюдений и гипотез – как психолога, преподавателя и родителя.

Известно, что человеческое мышление подвержено логическим ошибкам и пристрастности в суждениях. Одна из таких ошибок связана с вынесением суждений на основе избирательности восприятия фактов – мы старательно подмечаем то, что подтверждает наше мнение и игнорируем все остальное. Так, многим представителям каждого старшего поколения кажется, что молодежь «плошает» — в плане нравственности, тяге к разумному, доброму, вечному, ну и вообще, как-то «не то, что в наше время было». Я часто – и от учителей, и преподавателей ВУЗов – слышу, что каждый новый набор учеников и студентов – куда хуже предыдущего, что «им ничего не надо», «их ничем не удивишь», «ничего не знают и знать не хотят». Такие характеристики выдаются на моей памяти уже минимум лет 15. Представим, что это правда, тогда нынешние школьники, так прогрессивно «ухудшаясь», по логике, должны были бы поголовно быть лентяями. Тем не менее, этого не происходит – как и 30, и 20, и 10 лет назад, в каждом классе есть дети с разным уровнем мотивации к учебе.

С другой стороны, нельзя игнорировать тот факт, что и дети, и образовательная среда действительно меняются. И в жалобах взрослых – родителей, педагогов – на снижение интереса к обучению я слышу не только любовь к драматизации событий. Зачастую здесь отражается неспособность понять особенности потребностей современных детей или отсутствие возможности изменить школьную ситуацию. Гораздо проще сказать, что «им ничего не надо», чем понять, почему именно не надо. Интерес к новому свойственен практически всем детям, и чтобы его убить, надо хорошо постараться. Почему так много требуется статей и рекомендаций для повышения мотивации к обучению? Не потому ли, что взрослые, в глубине души, понимают, что то, как обучение строится, не может вызвать естественный, живой интерес у современного ребенка, так что надо вовремя подстраховаться?

Любопытно было бы задать вопрос самим педагогам и родителям – а что было бы с вашей мотивацией, попади вы на место своих детей и учеников? Да, собственно, многие родители открыто говорят, что и недели бы не продержались с такими учебными и эмоциональными нагрузками, какие сейчас испытывают школьники, начиная с первого класса и заканчивая выпускными. Там, где речь идет об истощении базовых ресурсов – нормальном количестве отдыха, сна, свободного времени на интересные занятия и общение – нельзя говорить о сохранении мотивации к чему-то, без чего, в общем, прожить можно – и этим необязательным звеном становится школьная учеба.

Есть и другой фактор – как можно ожидать, что у школьника сохранится мотивация к содержанию обучения, если с самого начала средней, а то и начальной, школы он слышит о рейтингах, баллах по ГИА и ЕГЭ? Формализм выхолащивает живую потребность в развитии, смещая цель на получение нужных показателей. Для сохранения мотивации мало шансов – дети усваивают «правила игры», включаются в погоню за оценкой и внутренняя мотивация замещается на внешнюю. Заложниками, правда, тут выступают не только ученики, но и педагоги – ведь их нагрузка тоже зашкаливает, и у них тоже нет сил, времени и возможностей для реального изменения ситуации.

Не только повышенная нагрузка и формальное отношение взрослых к учебе снижают мотивацию школьников. Содержание образования не всегда «успевает» за образовательными потребностями современного ребенка. Ученики, благодаря интернету, бывают более осведомлены в некоторых областях знания, чем родители и педагоги (особенно, например, отстают школьные программы по информатике, а телеканал Discovery может гораздо увлекательнее, но не менее эффективно, раскрыть мир географии, чем школьный учебник). На этом фоне школьное образование выглядит и устаревшим, и неинтересным.

В общем, хорошо бы помнить, что мосты строятся с двух сторон, и что мотивация школьника – не что-то, данное каждому поколению как отличительная особенность или объект для манипуляции со стороны взрослых. Мотивация к любым занятиям естественным образом возникает и «живет», если соблюдается ряд очень простых законов – 1) если это занятие связано с потребностями человека, 2) если бонусы (эмоциональные, материальные и т.п.) от занятия очевидно перевешивают потери и затраты, 3) если эти самые бонусы есть не только в очень отдаленной, но и в ближней перспективе, 4) если это занятие не противоречит удовлетворению других важных для человека потребностей. Попробуйте «пропустить» через эти фильтры учебу и посмотрите, чего не хватает, чтобы ваш ребенок искренне хотел учиться.

Читайте так же:  Технология расставания и завершения отношений

А пока предлагаю послушать голоса реальных учеников – разных возрастов, из большого города и небольшого поселка, мальчиков и девочек – вот как они воспринимают школьную учебу:

«Мне нравится учиться, но не в школе. В школе учителя забивают в наши головы тонны ненужной информации, которая нам никогда не пригодится в жизни. Я считаю, что надо давать полезные знания. К счастью, есть учителя, которые это понимают, и они пытаются дать нам самое нужное. Другие же вообще постоянно орут. Из-за такой атмосферы ходить в школу вообще не хочется. И, конечно же, надоело рано вставать, это просто невыносимо 🙁 Но вообще школа – нужное звено в жизни человека, там мы знакомимся со своими первыми друзьями, получаем опыт и учимся первым навыкам. Но, конечно, они могли бы сделать обстановку поуютнее, а не орать постоянно» (А., 9 класс)

«Я люблю и хочу учиться. Мне интересно получать новую и полезную информацию. Мои знания, я считаю, могут помочь мне в будущем. Школа для меня это еще общение и новые знакомства» (Д., 9 класс).

«Я хочу учиться в школе, потому что благодаря школе я могу чего-то добиться в жизни. Еще мне нравится встречать там своих одноклассников и смеяться с ними. А не нравится, потому что задают домашку, перемены короткие и правила надо учить» (А., 5 класс).

«Я учусь, чтобы поступить в хороший университет, может быть, там я найду интересное занятие, а для этого нужно сначала получить школьное образование. В первом классе я любила учиться, а потом начались такие нагрузки, что интерес пропал, и теперь я школу ненавижу, хотя и продолжаю хорошо учиться. Еще не люблю школу из-за учителей, они очень часто орут на нас и требуют невозможного. А может быть, я еще такой человек, которому особо учеба не интересна» (Д., 9 класс).

«Вообще-то школа мне не нравится, учиться лень. Но нравится общаться с друзьями. Жалко, что со следующего года надо будет выбирать, в какой класс поступать и расставаться с друзьями – у нас начнется разделение по профилям. Почти никто не знает, куда хочет идти, потому что до выбора профессии еще долго, а учителя говорят, что мы должны знать» (Ш., 7 класс).

«Мне нравится школа, там много нового можно узнать. Только, кажется, что много лишнего тоже дают. Хочется больше узнать такого, что для жизни пригодится» (Р., 8 класс).

Кисельникова (Волкова) Наталья Владимировна – зам.директора по науке ФГНУ ПИ РАО, к.п.н., зав.лаб. научных основ психологического консультирования и психотерапии, доцент Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Не хочу учиться. в каникулы

Каникулы. Можно целыми днями гулять, веселиться и делать все, что душе угодно. Но родители (почему-то) придерживаются другого мнения. Они хотят, чтобы ребенок, добровольно учился в свои законные выходные дни. И на этой почве в который раз возникает извечный конфликт «отцов и детей».

Заставлять или нет ребенка учиться во время каникул? Этот вопрос волнует практически всех родителей. К сожалению, однозначного ответа на него не существует. Все зависит от того, чье мнение вас интересует.

Если задать такой вопрос школьникам, то и двоечник, и хорошист, и даже отличник ответят одинаково: «НЕТ!» Каникулы существуют для того, чтобы отдыхать по полной программе. А учиться нужно в специально отведенное для этого время.

Здесь их мнение расходиться с точкой зрения некоторых взрослых.

Мнение учителей и педиатров:
(Как ни странно, но по этому вопросу точки зрения учителей и педиатров совпадают. Хотя одни заинтересованы «вдолбить» ребенку как можно больше знаний, а для других на первом месте — детское здоровье.)

Очень часто можно наблюдать ситуацию, когда ребенок все свободное время проводит за книжками (по наставлению родителей), но при этом его успеваемость, мягко говоря, хромает, да и здоровье оставляет желать лучшего. И наоборот, ребенок, который ведет активный образ жизни и занимается спортом, схватывает все налету. При этом совершенно необязательно, что второй малыш, более одарен. Просто у него, говоря простым языком, «свежие мозги», которые способны с легкостью усваивать и переваривать новую информацию. А в неуспеваемости первого малыша виноваты родители, которые требуют от ребенка невозможного. Взрослым необходимо учитывать, что возможности детского организма довольно ограничены и его очень легко «сломать».

Сейчас школьная программа очень трудная. И дети устают ни чуть не меньше взрослых. Для ребенка учеба, то же самое, что для взрослого работа. У них в школе есть определенные обязанности, только вместо зарплаты они получают оценки. Наверное, никто из взрослых не согласится работать во время заслуженного отпуска, к тому же совершенно бесплатно. Тогда почему же они заставляют детей трудиться во время каникул?

Вспомните себя. Практически все перед началом отпуска уже не в состоянии работать с прежней производительностью труда. Усталость постепенно накапливается и соответственно снижается КПД. То же самое происходит и со школьниками. Учеба во время каникул скорей всего приведет к прямо противоположному результату. И тогда в начале нового учебного года у ребенка не будет ни сил, ни желания идти в школу. Поэтому нежелательно заставлять ребенка сидеть за книжками в каникулы. Перед трудовыми буднями необходимо выспаться и хорошо отдохнуть. Для нормальной умственной деятельности организму необходим кислород. А во время физических упражнений на свежем воздухе его поступление во все клетки организма максимально. Поэтому воспринимайте каникулы и выходные как возможность укрепить здоровье и набраться сил для новых подвигов. А для учебы будет еще достаточно времени.

Только стоит сделать два исключения. Первое — для обязательного минимума необходимых книг по литературе, которые нужно прочитать за каникулы. Иначе ребенок физически не будет успевать по школьной программе. Обучение рассчитано на то, что эти произведения уже были самостоятельно прочитаны. И во время учебного года дети вместе с учителем только анализируют данные произведения и обращают внимание лишь на некоторые отрывки. К тому же классические произведения не утомляют детей. Наоборот, они являются разумной альтернативой активным играм. Перечень необходимой литературы, как правило, рассчитан таким образом, чтобы ребенок ежедневно сидел за книжкой не более 1,5 часов. Согласитесь, это не слишком много.

А второе исключение — для старшеклассников, которым предстоит готовиться к поступлению в институты. Им необходимо во время каникул заниматься по тем предметам, которые сдают в выбранный ВУЗ. Желательно приобрести специальные сборники типовых экзаменационных заданий по каждому предмету и полностью их прорешать. Если у ребенка появятся вопросы или затруднения, то у него будет время в начале учебного года проконсультироваться с учителем. Так же у ребенка будет возможность реально оценить свои силы и окончательно определиться с выбором. Особенно это касается тех абитуриентов, которые учатся в обычных общеобразовательных, а не специализированных школах. Ведь если в классе 20-30 человек, то учитель не способен уделять каждому ребенку много времени. В старших классах обычной общеобразовательной школы все предметы преподаются весьма поверхностно. Считается, что ребенок, будет более подробно, самостоятельно изучать интересующий его предмет.

И, естественно, если ребенок в каникулы по собственному желанию заглядывает в учебник (такое то же бывает), то это нужно поощрять. И делать все возможное, чтобы желание учиться у него не пропало.

Читайте так же:  Женщина в бизнесе - кто это

Мнение психологов
Взрослые считают, что во время каникул нужно активно наверстывать упущенное. Нельзя расслабляться, иначе потом будет тяжело войти в прежний ритм жизни. Поэтому они даже в заслуженное время отдыха заставляют ребенка проводить время «с пользой». Это самая распространенная родительская ошибка. А расплата бывает несоизмеримая — здоровье и психическое состояние ребенка.

Каждый родитель пытается самоутверждаться за счет своих детей. Правда, одни это делают осознанно, а другие непроизвольно. Психологи утверждают, что, как правило, взрослые, которые в детстве хорошо учились (между четверкой и пятеркой, с редкими тройками), неосознанно выбирают наиболее правильную тактику поведения по отношению к своим детям. Это так называемый принцип доверия. Считается, что их детям больше всего повезло. Они сами решают, что и когда им делать. А родители только изредка интересуются их успехами и радуются хорошим результатам.

А вот детям бывших троечников, двоечников и круглых отличников приходится нелегко. Они обычно требуют от своих детей невозможного и мечтают вырастить всесторонне развитых гениев, а в результате добиваются тупой зубрежки.

Кстати, отличники тоже бывают разные. Первые — это талантливые дети, которым все дается легко. Для них учеба не представляет особого труда. Они тратят на выполнение домашних заданий ни чуть не больше времени (а иногда и значительно меньше), чем среднестатический хорошист. Обычно такие дети не только учатся, посещают несколько секций, но и успевают гулять. А вторых ровесники дразнят «зубрилами» или «ботаниками». Они многого не понимают, но компенсируют это усидчивостью, терпением и зубрежкой. Заработанным таким трудом пятеркам — грош цена. Ведь знаний-то не остается. Именно «зубрилам» для того, чтобы хорошо учиться, необходимо все каникулы посвящать только учебе.

Многие замечали еще и такую закономерность. «Зубрилы», вырастая и освобождаясь от родительской опеки, никогда не продолжают учиться по собственному желанию. Они редко заканчивают институт и делают успешную карьеру. А вот твердые троечники или хорошисты, которым родители доверяли и позволяли учиться в свое удовольствие, добиваются невиданных высот. Психологи это объясняют крепостью их нервной системы и умением самостоятельно планировать свои дела.

Некоторые возразят, что не каждому ребенку можно доверять и не контролировать. Действительно, если вы до семи лет зорко следили за каждым шагом своего малыша и не позволяли ему принимать самостоятельные решения, то когда он пойдет в школу, уже опасно полностью ему доверять. Приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки нужно с самого рождения. Сначала кроха сам решает, какой игрушкой и как ему играть, при этом игрушки очень быстро ломаются. Выбирает, на какой площадке гулять и приходит весь грязный. В детском саду учится сам завязывать шнурки и постоянно падает, наступая на них. А затем выбирает себе друзей, которые не всегда нравятся родителям. Дайте ему возможность пройти все эти этапы. Если малыш что-то делает не так, не кидайтесь срочно все исправлять. Нельзя научиться ходить, ни разу не упав. Пройдет немного времени, и он научится всему самостоятельно. Тогда в школьном возрасте вам не придется каждый вечер делать вместе с ним уроки, силой сажать за книжку и краснеть на родительских собраниях.

Конечно, всегда можно наверстать упущенное. Если вы долгое время держали ребенка под строгим присмотром, а потом решите попробовать принцип доверия, то результат может оказаться прямо противоположный. Детям, привыкшим к постоянному вниманию и контролю, трудно самостоятельно отвечать за свои поступки. Поэтому придется первое время дозировать доверие мелкими порциями. Сначала перестаньте проверять какой то один урок (тот по которому самая хорошая успеваемость). Если спустя некоторое время успеваемость не снизится, то исключите еще один урок. Самое главное, чтобы вы сами были уверенны в том, что ребенок справиться и не подведет вас. Тогда эта уверенность ему передастся и будет стыдно подвести родителей.

Постарайтесь трезво оценивать способности своего ребенка и не требуйте от него невозможного. Ведь плата за хорошие оценки может оказаться слишком высокая.

Развлекаться тоже надо уметь

Даже если родители соглашаются «забыть» на время каникул об учебе, они не хотят, чтоб ребенок «болтался без дела» и стараются максимально загрузить его досуг. Особенно напрягаются на этот счет родители первоклашек. Да и как же может быть иначе, если их драгоценное чадо добросовестно отпахало в школе целый год, дневник просто кишит пятерками и качественный отдых такой ребенок, безусловно, честно заработал.

Как правило, родители замечают, что здоровье их ребенка пошатнулось только тогда, когда уже срочно требуется помощь врачей. А ведь первые признаки переутомления — это беспокойный сон, плохой аппетит, синяки под глазами, ребенок начинает грызь ногти, и могут появиться запинки в речи. Но все же основным симптомом ухудшения физического и психического здоровья — являются капризы, на которые взрослые зачастую не обращают должного внимания.

[1]

С санитарными нормами, которые бы предусматривали организацию условий обучения своего ребенка, а также с нормами по организации учебно-воспитательного процесса, родители, при желании, могут ознакомиться в школе, да и в популярной литературе есть огромное количество статей на эту тему. А вот найти сведения по тому, как разумно организовать отдых, практически нет.

Самый простой способ определить, что же лучше для вашего ребенка, лишний час поспать или бежать с утра пораньше в цирк — это повнимательнее присмотреться к нему. При этом присмотреться — вовсе не означает, что нужно идти на поводу всех без исключения детских желаний. Конечно же, нет. Просто организм маленького человека сам в состоянии регулировать, что ему лучше.

Одной из самых главных причин расстройства детской психики физиологи называют — нехватку времени. Так что во время каникул не следует жить строго по расписанию и обязательно нужно дать возможность своему ребенку, просто ничего не делать. Для него такое безделье — это отдых.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Так сколько же мероприятий может посетить ребенок во время своих каникул? Ответ на этот вопрос зависит от возраста и физического состояния вашего малыша. Но в любом случае, специалисты института возрастной физиологии не рекомендуют ежедневные походы. А вот один раз в неделю сходить со своим ребенком на какое-нибудь детское представление — только полезно. Причем польза будет больше, если с ребенком посещать эти мероприятия будет не только мама, а все члены семьи по очереди, включая и бабушек, дедушек, пап, старших братьев и сестер.

Источники


  1. Уивер, Фон Клуб счастливых жен / Фон Уивер. — М.: Одри, 2014. — 440 c.

  2. Психология семьи. — М.: Бахрах-М, 2002. — 752 c.

  3. Кичаев, Александр Как сохранить семью. Источник любви (комплект из 2 книг) / Александр Кичаев , Свагито Р. Либермайстер. — Москва: РГГУ, 2012. — 688 c.
  4. Кашук, Лариса Язык любви: Любовная открытка XX века / Лариса Кашук. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. — 224 c.
  5. Ижванова, Е. М. Проблемы детско-родительских отношений / Е.М. Ижванова. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 90 c.
Не хочу учиться
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here