Нечто свыше – архетипы

Сегодня обсуждаем тему: нечто свыше – архетипы с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Нечто свыше – архетипы

Архетипы – понятие, используемое обычно в психологии, психотерапии и теоретическом анализе мифологии. Ввёл это понятие впервые Карл Густав Юнг, исследователь мифов и швейцарский психоаналитик. Данный деятель под архетипами подразумевал первичные схемы образов, воспроизводимые на бессознательном уровне и активизирующие воображение. Их обычно можно обнаружить у людей в фантазиях и снах, в произведениях искусства, в литературе, верованиях и мифах.

[1]

Архетип соотносится не с индивидуальностью, и не с личным опытом. Он содержит комплексы образов и символы всего человечества. Архетипы – универсальные коллективные мотивы или модели, своеобразные варианты матриц способов бытия и отображения, основные из которых можно обнаружить в сказках, легендах, мифах и религиозных трактатах.

Юнг, отталкиваясь от собственного мистического опыта, клинической практики и исследований этнографов, полагал, что архетипы передаются по наследству в качестве мифологических глубинных символов, В группу важнейших он объединил такие, как Анима, Анимус, Тень, Старик, Ребёнок, Мать. Значимыми он так же считал архетипы Троицы, Отца и Антропоса.

Юнг много времени отдал изучению архетипов. Это дало ему право утверждать, что от архитепических основ человеку отделиться невозможно. Если только не загнать себя в невроз. Архетип, по Юнгу, это душевный орган, существующий у каждого.

Архетипы – непременные составляющие бессознательного. Они непоколебимы, но зачастую меняют свой облик. Например, за архетипом Ребёнка, могут скрываться и беззащитность, и спонтанность, и заброшенность и живость. Ребёнок может быть только что рождённым и не имеющим опыта, но и чистой невинностью завершающего путь человека, отбросившего всё наносное.

Архетип, это один из способов, которым бессознательное взаимодействует с сознанием человека. Когда дитя появляется на свет, у него имеются потенциально все архетипы. Их влияние, напомню, бессознательно (оно в большинстве случаев не осознаётся и у взрослых людей, за исключением случаев направленного внимания (например, в психотерапии или в её результате)). Архетипы проявляются в поведении и действиях. Процесс сопровождается появлением эмоций и аффектами.

Если человек не осознаёт архетип, он застывает в одной из масок «эго-сознания» и наполняется личным содержанием. То есть, архетип – есть форма, шаблон, паттерн, внутри которого «располагаются» образы и символы. Здесь уместно вспомнить мандалы, которые являются отображением таких форм, которые заполняются разнообразным символическим содержимым. Юнг называл мандалу архитепическим образом Самости.

Самость есть центральный архетип целостности личности, соединяющий в себе сознательную часть психики человека с бессознательной.

В ранние годы деятельности, в период работы в психиатрической больнице, Юнг обнаружил, что некоторые его пациенты с не особенно высоким интеллектом и низким уровнем образования имели опыт переживания универсальных символов – мифологических и религиозных. У этих людей не было доступа к таким символам, кроме как путём контакта с бессознательным материалом, неожиданно «прорвавшимся» и не имеющего отношения их реальной жизни.

Работа с архетипами в психотерапии помогают понять и пережить какие-то этапы бытия, обнаружить слабые места, придти к внутреннему единству, найти ответы на непростые вопросы, которыми задаётся человек. Они обладают целительной силой, поскольку содержат в себе зёрна мудрости, накопленной человечеством с его огромным количеством судеб в результате проживания ситуаций различной степени сложности.

Нужный в конкретный момент архетип способен активизироваться и проявиться при повторении «специфической сцепленности обстоятельств», когда-то уже бывших. Юнг мыслил, будто за архетипом стоит не только то, в чём нуждается вопрошающий, но «нечто большее и даже нечто свыше». Согласны?

Аутентичность и архетипичность

АУТЕНТИЧНОСТЬ И АРХЕТИПИЧНОСТЬ

Практический подход к теме аутентичности требует обратить исследовательское внимание на архетипические составляющие опыта человека. Особенно интересным мне представляется связь аутентичности и архетипа Тени человека. Роджерианский и юнгианский подходы к пониманию природы психики человека в известной мере противоположны именно темами тех факторов и сил, которые опосредуют эту природу. Эти факторы, определяющие эволюцию душевной и духовной жизни человека, есть системы детерминант жизни каждого из нас. Эти системы детерминант – системы более широкого порядка, чем система персональной жизни.

У Юнга это известные и достаточно полно им же самим и его последователями описанные архетипы. Архетип есть некая над индивидная сила, — образно-инстинктивная «воля» нашего коллективного бессознательного. Эта «воля» диктуется нам – если можно так выразиться – потребностями нашей коллективной природы, фактом принадлежности каждого из нас к феноменологии коллективной истории …. В своей личной жизни никто не в состоянии безобидно и даже безболезненно идти против собственной «коллективной воли». Архетипы предопределяют тенденции персонального развития в рамках нашего коллективного статуса.

У Карла Роджерса, Абрахама Маслоу и других представителей гуманистической философии и психологии мы обнаруживаем несколько иные, как мне представляется, детерминанты персональной эволюции. Истоки такого мета влияния на личную жизнь следует искать в Предназначении и Миссии. Именно в этих мета смыслах и состоит основное содержание глубинной мотивации человека: «воля» предназначенности и миссия заключаются в эволюционной необходимости к самоосуществлению, самоактуализации и самовоплощению. Человек должен в ходе своей жизни реализовать заложенный в нём изначально потенциал развития.

И в первом, и во втором подходе мы обнаруживаем «предопределяющую силу», — «волю», находящуюся за пределами индивидуума, имеющую статус изначальности и неодолимости. И в первом, и во втором подходах познание и следование законам этой воли есть путь познания себя, путь Мудрости, путь Силы и Золотой жизнерадостной Воли. Только вот в связи с этим отчётливо прослеживаются две линии познания: линия глубинного познания (законов соподчинения и соорганизации с волей архетипов) и линия познания мета смыслов персональной жизни. И в первом, и во втором случае – это собственная «над индивидная воля», которая зачастую самим человек отчуждается и не осознаётся как своя. В этом заключается парадокс: своя, собственная, но мне не принадлежащая: мой Путь, моё Предназначение, мой Дом, мой Бог….

Читайте так же:  Гадания как самосбывающиеся пророчества

Будучи «подневольным», каждый из нас буквально должен выполнять волю обеих эволюционных мета систем. При этом современная философская и психологическая наука пока ещё не в состоянии предложить чёткие рекомендации как именно воспринимать, понимать и следовать этой воле. Мы с удивлением обнаруживаем дефицит описания закономерностей и механизмов влияния этих мета систем на персональную жизнь и личную эволюцию человека. В этом отношении наука ещё остаётся на стадии осмысления феноменологии этого влияния и фактически её состояние сравнимо с её уровнем середины прошлого века.

Мне представляется возможным рассмотрение закономерностей влияния мета систем персональной эволюции человека через категорию аутентичности. Аутентичность как свидетельство благополучия жизни и развития есть показатель принятия личностью воли мета систем в качестве принципиально важных жизненных ориентиров. Фактически это означает понимание и использование личностью закономерностей влияния «воли линии архетипов» и «воли линии мета смыслов».

Использование «воли линии архетипов» означает принятие как естественного эволюционного блага требований архетипа и установление конгруэнтных с ним отношений. По сути это выражается в присвоении энергии архетипа. Пользоваться волей архетипа – это мета искусство, — всё равно, что пользоваться энергией электричества, атома, двигателя…. Архетипическое бессознательное проявляет себя в форме знаков. Если не связывать себя по рукам и ногам попытками символической интерпретации архетипических образов (как это принято в психоанализе), то категория знака позволяет получить надёжный инструмент управления глубинными бессознательными интенциями.

Практически все так называемые знаки бессознательного имеют архетипическую природу. Как я писал ранее, знак в виде нуминозного образа действительности или необычайного сна, никак не выводим из логики текущих событий, он есть мощный императив – то есть, та самая «воля архетипа». Знак бессознательного требует немедленно обратить внимание на нечто существенно более важное, чем текущая суета происходящего. Игнорирование требований архетипа, проявленных в знаковом содержании чревато катастрофическими последствиями. Эмпирически нам удалось установить тот факт, что перед каким-то серьёзным катастрофическим событием (потеря денег, аварии, и т.п.), а также заболеванием человек получал знаки бессознательного, которые он «успешно» проигнорировал за суетой и спешкой «неотложных» дел….

Аутентичность человеческой природы проявляется в чувствительности к знакам собственного бессознательного. Субъект в данном случае уподобляется охотнику, выслеживающему добычу. Эта аналогия представляется мне весьма удачной по отношению к исследовательской позиции, которую следует занять личности в контакте с проявлениями воли архетипов. Люди же, сталкиваясь с пугающим нуминозными знаковым содержанием, стремятся уйти от предлагаемого в такой форме архетипического контакта. И теряют аутентичность.

Аутентичность человека есть естественность его проявлений в тестовых ситуациях. Эта естественность возможна только при полноте понимания и ориентировки в происходящем. Знак бессознательного, через который проявляет себя архетип, на самом деле стремится обеспечить субъекта некоей важной информацией о необходимости внесения в свою жизнь определённых коррективов. Если говорить о знаках архетипа Тени (по К. Юнгу), то эти знаки как раз и будут характеризоваться негативным содержаниям наших восприятий, эмоций или снов. Человек в проявлениях архетипа Тени характеризуется фрагментарностью и фиксированностью, апеллированию в своих ориентировках и действиях к инфантильным формам восприятия и поведения. Происходит потеря аутентичности и естественности жизни. Так проявляет себя архетип Тени, но в этом проявлении скрыта по настоящему добрая воля архетипа.

Никому не в радость проявление архетипа Тени. Это проявление мерзкого и страшного содержания может быть настойчивым. К примеру, происходят одни и те же неприятности, снятся повторяющиеся и, как правило, с уродливым содержанием сны. Это прямое указание на знаковость такого содержания и неотложность принятия во внимания воли архетипа. Но даже в случае однократного, но сильного – потрясающего – негативного отклика бессознательное стремится сообщить нам что-то поистине важное, значимое для нашего благополучия и целостности. Следуя пути, указываемому знаком, мы оказываемся способными открыть для себя то необходимое качество, на чрезвычайно актуальный дефицит которого указывал этот знак. И тем самым соблюсти волю архетипа и восстановить свою аутентичность и целостность.

Мы предлагаем простую и надёжную методику работы с волей архетипов (не только Тени), основанную на генеративном принципе. Оставляя в сторону интерпретацию, столь излюбленную многими исследователями и практиками, мы пользуемся информационным потенциалом архетипического содержания знака с тем, чтобы выполнить волю архетипа -восстановить на новом уровне аутентичность и целостность индивидуальности человека.

Архетип Воин (Победитель и Убийца)

Говоря об архетипах женских (а я уже писала о них ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ, ТУТ, ТАМ и ещё в ЭТОЙ СТАТЬЕ), несправедливо было бы не коснуться мужской темы.

Разные архетипы реализуются в той или иной мере в зависимости от особенностей самого человека, его личной истории, генетики, складывающихся обстоятельств и, конечно, того, что сокрыто в бессознательном (не только индивидуальном).

Сегодня поговорим об архетипе Воина, который даёт стремление к победе, силу для конкуренции, борьбы с трудностями, реальных достижений. Воин – это азарт, мощь, направленность, активность, деятельная энергия и предприимчивость. Воин способен эффективно достигать цели, устранять преграды с пути, ограждать от неприятностей, отстаивать себя и близких, защищать интересы и убеждения, добывать то, в чём испытывает потребность, необходимость и желание.

Светлая сторона Воина – Победитель

Семья, глава которой проявляется гармонично Воином, чувствует себя надёжно. «Как за каменной стеной»… Известная фраза, имеющая к нему прямое отношение. Он оберегает своих близких и не только их. Друзья и знакомые тоже находятся в определенном смысле под его надзором. Нет, он не опекает их, как квочка, но всегда оказывается рядом, если трудно, и когда в его помощи действительно есть нужда.

Воин – это радеющий о справедливости, но не с позиции просителя, а совсем наоборот Никто не смеет заступать на его территорию. И никто не должен обижать слабых, имеющих к нему отношение. Он просто не позволит, если находится рядом. Кстати, никто же не должен, по его разумению, претендовать на что-то ему дорогое. Хотя сам он далеко не всегда следует этому принципу.

[3]

Его интересы важнее! Если он занимается бизнесом, то редко успокаивается на достигнутом. Ему постоянно нужно расширять сферы своего влияния, стремиться к бОльшему – к захвату новых ниш, покорению очередных высот или расширению пространства, в котором хочет активно проявляться.

Читайте так же:  Искусство и психотерапия

Он, как правило, очень силён. Его сила распространяется и на сексуальную сферу. Завладеть женщиной – о, как это важно! Как важно же и повести в постели себя таким образом, чтобы точно знать – он безупречный воин и здесь, а потому нередко такие мужчины становятся прекрасными любовниками, если только не слишком усердствуют в том, чтобы достичь результата, игнорируя качество процесса. Воины далеко не всегда проявляют чувствительность к тому, что вообще происходит с сексуальной партнёршей.

Вообще, чего-то «слишком», как и у любого другого архетипа, у Победителя бывает. Слишком воинствовать, бороться, быть жестким. Или ревнивым. Делиться своей женщиной? Ну, уже нет. Воин подчас способен раздуть конфликт на пустом месте. И это, конечно, является выходом за пределы гармоничного проявления архетипа.

Поскольку Воин является, по своей природе, борцом, он проявляет воинственность не только в борьбе за желаемый объект, но нередко и с ним самим, если говорить о женщине. Он непримирим подчас не только с теми, кого считает конкурентами или врагами, но и с женой, если её поведение выходит, по его мнению, за приемлемые рамки, а они подчас довольно узки.

Да, Победитель делает так, чтобы женщина чувствовала себя защищено – таким образом, чтобы ей было тепло, достаточно сытно и не страшно, но он не потерпит, если она будет считать себя главной в партнёрстве, или чрезмерно упрямо, традиционно по-мужски, отстаивать свою точку зрения. Вообще, союз Воина и Воительницы малоперспективен, поскольку обречён на вечное соперничество, если только оба или хотя бы один из них, понимая свои особенности, ни станет вести себя иначе, выпуская на волю архетипы другие.

Что же касается вопросов реализации в профессиональной сфере, нетрудно догадаться, что Воин нередко оказывается карьеристом. Если он задастся целью, ему нет равных ни только в военном деле, полиции или чём-то таком, как, возможно, кому-то может показаться, но и в предпринимательстве, ораторском искусстве, спорте, словом, везде, где есть место «подвигу» или покорению новых вершин.

Победитель может успешно реализоваться и в политике, но только в том случае, если это соответствует его идеалам. Против собственных ценностей он не пойдёт, а вот умереть за них… увы, случается и так.

Взращивая в мальчике Воина, его полезно отдавать в спортивные секции (где есть моменты необходимость преодолевать трудности), особенно в том случае, если он растёт среди женщин или рядом с мягким, не особенно волевым отцом. Слишком жёсткое воспитание и чрезмерное развитие данного архетипа в ребёнке нередко превращает его в драчуна, отстаивающего свои интересы исключительно кулаками. Так что мера нужна и здесь, как, впрочем, и везде.

Архетип победителя имеет не только позитивные, но и негативные аспекты. В этом контексте, упоминалась уже ревность, малая чувствительность к каким-то потребностям близких, драчливость. Нетрудно догадаться, что здесь же возможно и превышение полномочий, «ходьба по головам» во имя достижения цели, некая непрошибаемая твёрдолобость и т.д.

Для него самого светлая сторона иногда тоже «выходит боком» за счёт неумеренности, если он совсем не щадит себя, расходует «до донца» во имя других, или «кладёт голову» на полях боя – реальных или каких-то иных, например, политических.
Но если крайностей нет, его любят за силу и умение побеждать, а сам он достигает успеха в достижении огромного количества целей – даже самых амбициозных и чувствует себя «на коне».

Тёмная сторона Воина – Убийца

Если Светлый Воин всегда имеет цель, в достижение которой вкладывает энергию, то Тёмный далеко не всегда ею обладает. Он борется просто ради борьбы, ищет виноватых. Такой воин – это правдолюбец, размахивающий шашкой направо и налево без разбору, злобствующий карьерист или домашний тиран.

Убийца бывает в случае крайности действительно убийцей, насильником или кем-то ещё карающим, наказывающим, действующим во имя мести. Он иногда оказывается по-настоящему одержимым идеей восстановления справедливости, отмеряющей её на каких-то собственных весах, устроенных по принципу, выходящему за пределы всякого понимания разумного человека, имеющего сердце.

Теневой Воин может быть садистом, если находится в активном полюсе и мазохистом – если в пассивном. Во втором случае он борется с чем-то внутри себя, подчас не отдавая самому себе в этом отчёта. Тогда он позволяет издеваться над собой, многое терпит, хотя случается и так, что накопленная за период сдерживания сила вырывается и становится разрушительной для окружающих.

Если к зрелому возрасту мужчина с довольно проявленным архетипом Воина из-за каких-то внутренних конфликтов или подавления другим архетипом не достигает успеха в том, что запланировал, кризис при отсутствии поддержки со стороны окружения и близких или в силу каких-то иных обстоятельств Тень захватывает над ним власть. И тогда такой человек становится неутомимо конфликтным, чёрствым, беспощадно критикующим, обвиняющим в собственных неудачах себя, всех и вся по причине и так, без повода – просто будто бы ради самого воинствования.

К старости мужчина, оказавшийся во власти внутреннего Убийцы, оказывается в роли сварливой старухи, раздражительной и злобной. О, где же ты, та самая мужественность воина в светлой его проявленности?

Хотя Убийца, если говорить о проявлении архетипа, а не о привычной трактовке этого понятия, как и всё в нашей жизни, неоднозначен. В нём есть значительный радикал безжалостности, который иногда так сильно бывает необходим при некоторых обстоятельствах – особенно в некоторых профессиях или в случае форс-мажора.

В нём есть много первозданной силы, мощи и возможности следовать за инстинктами. Не будь этого архетипа в наших предках, мы, как таковые, наверное, не существовали бы. Вспомним, хотя бы, не такую уж далёкую Великую Отечественную, во времена которой выраженность архетипа Воина была такой нужной, да, что тут говорить, необходимой для выживания целой страны…

Читайте так же:  Обратная сторона терпения

И в завершении этой статьи приведу несколько известных фигур с проявленным архетипом Воина: Наполеон, воинственные герои Арнольда Шварцнейгера, Пётр I, Путин, в котором есть не только Правитель, но и, на мой взгляд, Воин тоже. Ярко-теневой фигурой Воина, действительно настоящим Убийцей, предстаёт Гитлер.

АРХЕТИПЫ —
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД

Одно из практических применений теория архетипов нашла в брендинге — процессе, нацеленном на создании и позиционировании уникального образа личности или компании, её продуктов и услуг.

Понимание архетипов полезно не только профессионалам в области брендиинга, но и каждому, кто занимается саморазвитием, стремится к глубокому пониманию себя и хочет выразить свои таланты вовне, заявить о себе.

Стихия Воздух. Стратегия ИНДИВИДУАЛИЗМА.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Архетипы: Невинный, Искатель, Мудрец

Стратегии индивидуализма — это стратегия постоянного самопознания и совершенствования себя на пути к Богу и вечному знанию. Бесконечные сомнения, духовный поиск, размышления о мире и своем месте в нем, желание быть яркой индивидуальностью и идти собственной дорогой может приводить к чувству одиночества и решениям, принять которые не готовы даже самые близкие.

Это стратегия великих учителей и мыслителей — Будды и Иисуса Христа, а также всех путешественников и пиратов, великих мореплавателей и открывателей, интеллектуалов и преподавателей, которые искренне желают делиться своими знаниями. Представителями стратегии индивидуализма являются Владимир Познер и Форрест Гамп, а также бренды Coca Cola, McDonald’s, Starbucks, Louis Vuitton.

Стихия Огонь. Стратегия ИЗМЕНЕНИЯ.

Архетипы: Герой, Бунтарь, Волшебник

Стратегия изменения характеризуется готовностью к рискам, необходимостью проявлять мастерство, потребностью в признании и достижении результатов.

Честолюбивые замыслы и жажда оказывать влияние иногда приводит к революционному развитию ситуации. Если этот путь заканчивается победой, победителей не судят.

Это стратегия Ричарда Брэнсона и Стива Джобса, всех агентов «007», бренда Nike, спортсменов и новаторов, магов и воинов, революционеров и бунтарей всех времен.

Стихия Вода. Стратегия ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.

Архетипы: Славный малый, Любовник, Шут

Это стратегия ориентации на социум и отношения с людьми, на жизнь в обществе, удовольствие от общения, построение долгих и прочных связей, на управление энергией людей и ощущение единства с близкими. Иногда желание принадлежать к группе заставляет искать способы понравиться другим, приспосабливаться к их мнениям и взглядам, идти на компромиссы в опасности потерять себя. Такие люди максимально эффективны в группе, коллективе и организации — они верные командные игроки, на которых можно положиться.

Дон Жуан и все великие обольстители искусно применяли эти механизмы социального влияния. Генри Форд с их помощью построил свое состояние, а знаменитая марка «Фольксваген» получила великое признание. По той же причине народную любовь завоевал российский комик Сергей Светлаков и юмористический жанр в целом. Так популярен он стал именно потому, что позволяет смеяться над собой и сложными ситуациями, тем самым управляя реальностью.


Стихия Земля. Стратегия СТАБИЛЬНОСТИ.


Архетипы: Родитель, Творец, Правитель

Стратегию стабильности избирают те, кто испытывает потребность в безопасности и устойчивости, сохранении и преумножении мирным путем. Эта стратегия подразумевает материальный обмен, ориентацию на власть и контроль. Она реализуется через понимание того, как устроена и функционирует система, чтобы однажды суметь возглавить её, а при необходимости — поменять правила под себя. Часто без надежных, преданных людей и рутинной кропотливой работы добиться такой цели невозможно, но те, кто с ней справляются, получают заветный комфорт, авторитет и признание общества.

Уинстон Черчилль, Уильям Шекспир, бренд «автомобилей для лидеров» — Mercedes, Channel, принцесса Диана и даже Мать Тереза выбрали эту стратегию для своей реализации.

Нечто свыше — архетип

Архетипы – понятие, используемое обычно в психологии, психотерапии и теоретическом анализе мифологии.

Ввёл это понятие впервые Карл Густав Юнг, исследователь мифов и швейцарский психоаналитик. Данный деятель под архетипами подразумевал первичные схемы образов, воспроизводимые на бессознательном уровне и активизирующие воображение.

Их обычно можно обнаружить у людей в фантазиях и снах, в произведениях искусства, в литературе, верованиях и мифах.

Архетип соотносится не с индивидуальностью, и не с личным опытом. Он содержит комплексы образов и символы всего человечества. Архетипы – универсальные коллективные мотивы или модели, своеобразные варианты матриц способов бытия и отображения, основные из которых можно обнаружить в сказках, легендах, мифах и религиозных трактатах.

Юнг, отталкиваясь от собственного мистического опыта, клинической практики и исследований этнографов, полагал, что архетипы передаются по наследству в качестве мифологических глубинных символов. В группу важнейших он объединил такие, как

Анима и Анимус,
Тень,
Старик,
Ребёнок и Мать.
Значимыми он так же считал архетипы Троицы, Отца и Антропоса.

Юнг много времени отдал изучению архетипов. Это дало ему право утверждать, что от архетипических основ человеку отделиться невозможно. Если только не загнать себя в невроз. Архетип, по Юнгу, это душевный орган, существующий у каждого.

Архетипы – непременные составляющие бессознательного. Они непоколебимы, но зачастую меняют свой облик. Например, за архетипом Ребёнка, могут скрываться и беззащитность, и спонтанность, и заброшенность, и живость. Ребёнок может быть только что рождённым и не имеющим опыта, а может быть чистой невинностью завершающего путь человека, отбросившего всё наносное.

Архетип — это один из способов, которым бессознательное взаимодействует с сознанием человека. Когда дитя появляется на свет, у него имеются потенциально все архетипы. Их влияние, напомню, бессознательно (оно в большинстве случаев не осознаётся и у взрослых людей, за исключением случаев направленного внимания — например, в психотерапии или в её результате). Архетипы проявляются в поведении и действиях. Процесс сопровождается появлением эмоций и аффектами.

Если человек не осознаёт архетип, он застывает в одной из масок «эго-сознания» и наполняется личным содержанием. То есть, архетип – есть форма, шаблон, паттерн, внутри которого «располагаются» образы и символы. Здесь уместно вспомнить мандалы, которые являются отображением таких форм, которые заполняются разнообразным символическим содержимым. Юнг называл мандалу архетипическим образом Самости.

Читайте так же:  Стресс выстоять и победить

Самость есть центральный архетип целостности личности, соединяющий в себе сознательную часть психики человека с бессознательной.

В ранние годы деятельности, в период работы в психиатрической больнице, Юнг обнаружил, что некоторые его пациенты с не особенно высоким интеллектом и низким уровнем образования имели опыт переживания универсальных символов – мифологических и религиозных. У этих людей не было доступа к таким символам, кроме как путём контакта с бессознательным материалом, неожиданно «прорвавшимся» и не имеющего отношения к их реальной жизни.

Нужный в конкретный момент архетип способен активизироваться и проявиться при повторении «специфической сцепленности обстоятельств», когда-то уже бывших. Юнг мыслил, будто за архетипом стоит не только то, в чём нуждается вопрошающий, но «нечто большее и даже нечто свыше».

Работа с архетипами в психотерапии помогает понять и пережить какие-то этапы бытия, обнаружить слабые места, прийти к внутреннему единству, найти ответы на непростые вопросы, которыми задаётся человек. Они обладают целительной силой, поскольку содержат в себе зёрна мудрости, накопленной человечеством с его огромным количеством судеб в результате проживания ситуаций различной степени сложности.

Нечто свыше – архетипы

Нечто свыше – архетипы

Архетипы – понятие, используемое обычно в психологии, психотерапии и теоретическом анализе мифологии. Ввёл это понятие впервые Карл Густав Юнг, исследователь мифов и швейцарский психоаналитик. Данный деятель под архетипами подразумевал первичные схемы образов, воспроизводимые на бессознательном уровне и активизирующие воображение. Их обычно можно обнаружить у людей в фантазиях и снах, в произведениях искусства, в литературе, верованиях и мифах.

Архетип соотносится не с индивидуальностью, и не с личным опытом. Он содержит комплексы образов и символы всего человечества. Архетипы – универсальные коллективные мотивы или модели, своеобразные варианты матриц способов бытия и отображения, основные из которых можно обнаружить в сказках, легендах, мифах и религиозных трактатах.

Юнг, отталкиваясь от собственного мистического опыта, клинической практики и исследований этнографов, полагал, что архетипы передаются по наследству в качестве мифологических глубинных символов, В группу важнейших он объединил такие, как Анима, Анимус, Тень, Старик, Ребёнок, Мать. Значимыми он так же считал архетипы Троицы, Отца и Антропоса.

Юнг много времени отдал изучению архетипов. Это дало ему право утверждать, что от архитепических основ человеку отделиться невозможно. Если только не загнать себя в невроз. Архетип, по Юнгу, это душевный орган, существующий у каждого.

Архетипы – непременные составляющие бессознательного. Они непоколебимы, но зачастую меняют свой облик. Например, за архетипом Ребёнка, могут скрываться и беззащитность, и спонтанность, и заброшенность и живость. Ребёнок может быть только что рождённым и не имеющим опыта, но и чистой невинностью завершающего путь человека, отбросившего всё наносное.

Архетип, это один из способов, которым бессознательное взаимодействует с сознанием человека. Когда дитя появляется на свет, у него имеются потенциально все архетипы. Их влияние, напомню, бессознательно (оно в большинстве случаев не осознаётся и у взрослых людей, за исключением случаев направленного внимания (например, в психотерапии или в её результате)). Архетипы проявляются в поведении и действиях. Процесс сопровождается появлением эмоций и аффектами.

Оренбургский пуховый платок

Если человек не осознаёт архетип, он застывает в одной из масок «эго-сознания» и наполняется личным содержанием. То есть, архетип – есть форма, шаблон, паттерн, внутри которого «располагаются» образы и символы. Здесь уместно вспомнить мандалы, которые являются отображением таких форм, которые заполняются разнообразным символическим содержимым. Юнг называл мандалу архитепическим образом Самости.

Самость есть центральный архетип целостности личности, соединяющий в себе сознательную часть психики человека с бессознательной.

В ранние годы деятельности, в период работы в психиатрической больнице, Юнг обнаружил, что некоторые его пациенты с не особенно высоким интеллектом и низким уровнем образования имели опыт переживания универсальных символов – мифологических и религиозных. У этих людей не было доступа к таким символам, кроме как путём контакта с бессознательным материалом, неожиданно «прорвавшимся» и не имеющего отношения их реальной жизни.

Работа с архетипами в психотерапии помогают понять и пережить какие-то этапы бытия, обнаружить слабые места, придти к внутреннему единству, найти ответы на непростые вопросы, которыми задаётся человек. Они обладают целительной силой, поскольку содержат в себе зёрна мудрости, накопленной человечеством с его огромным количеством судеб в результате проживания ситуаций различной степени сложности.

Нужный в конкретный момент архетип способен активизироваться и проявиться при повторении «специфической сцепленности обстоятельств», когда-то уже бывших. Юнг мыслил, будто за архетипом стоит не только то, в чём нуждается вопрошающий, но «нечто большее и даже нечто свыше». Согласны?

психология / 18 архетипы юнга

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Бессознательная женская сторона личности мужчины

Женщина, Дева Мария, Мона Лиза

Бессознательная мужская сторона личности женщины

[3]

Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Читайте так же:  Любовь после травмы

Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

Сатана, Гитлер, Хусейн

Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности

Персонификация жизненной мудрости и зрелости

Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона (от латинского слова “persona”, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

В архетипах анимы и анимуса выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

[2]

Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Источники


  1. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — Москва: Мир, 2015. — 480 c.

  2. Лемайте, Кристина Как сделать карьеру, или Психология общения на работе / Кристина Лемайте. — М.: Научная книга, 2018. — 356 c.

  3. Карнеги, Дейл Как быть счастливым в семье / Дейл Карнеги. — М.: Попурри, 2002. — 432 c.
  4. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — Москва: Машиностроение, 2017. — 771 c.
  5. Шеламова, Галина Михайловна Деловая культура и психология общения. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Шеламова Галина Михайловна. — М.: Академия (Academia), 2017. — 345 c.
Нечто свыше – архетипы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here