Немного о формировании детской привязанности

Сегодня обсуждаем тему: немного о формировании детской привязанности с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Формирование типов привязанности в объектных отношениях

Ребенок появляется на этот свет совершенно беспомощным и для того чтобы жить и развиваться, как в психическом так и физическом плане, ему необходим уход и поддержка. Безусловно природа подарила новорожденному безусловные рефлексы, благодаря которым ребенок может дышать, сосать молоко матери; кричать, испытывая дискомфорт; кашлять и чихать, когда что-то является помехой для дыхания и пр. В дальнейшем своем развитии ребенку необходимо адаптироваться в том мире, в который он пришел.

Сначала хочется рассмотреть биологический аспект адаптации, а именно: для развития ребенку необходимо овладеть навыками. Но, на начальном этапе сделать это нет возможности в следствии малого объема головного мозга, так как на данном этапе он просто не способен стать вместилищем для этих навыков. Тогда возникает вопрос: «А почему природой не предусмотрен такой важный ресурс» ? Но, ответ на этот вопрос очевиден. Родись младенец сразу с большим головным мозгом, то его голова банально не прошла бы через родовые пути!

В течении первого года жизни как бы происходит биологическое и психологическое «донашивание» матерью уже родившегося ребенка. Ранние отношения ребенка и матери мы называем симбиотическими, так как в мозгу матери и ребенка протекают важные химические реакции. Ребенок издает определенные звуки, а в ответ на эти звуки у матери выделяется гормоны пролактин и окситацин. Мать и ребенок являются на данном этапе как бы частями одного целого.

Приблизительно с 3-х месяцев у ребенка запускается программа распознавания лиц. Ребенок узнает свою маму и тянет к ней свои ручки и опять же у мамы происходит выброс озвученных выше гормонов, она чувствует радость, желания контакта со своим ребенком и стремиться повторить эти чувства. Т.е. в мозгу у матери (в норме) запускается программа реагирования, обеспечивающая ответ на потребности ребенка. А у ребенка запускается лимбическая система (базовый интеллект), который отвечает за безопасность организма и сохранения жизни. В следствии этого, ребенок способен призывать своим криком, как бы сигнализируя о своих нуждах: хочу кушать, описался, обкакался, испытывает дискомфорт, хочет ласки и т.д. Ответ на каждый запрос как бы формирует круг привязанностей: ребенок сигнализирует о своих потребностях, мать их удовлетворяет.

В первый год жизни задача взрослого: удовлетворять потребности своего ребенка. Через значимого взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка, у ребенка формируется понимание, что мир безопасен.

Хочется упомянуть Э.Эриксона, который говорил о первичном доверии или недоверии, которое устанавливается на 1-м году жизни. « С помощью хорошего отношения с матерью у ребенка создается внутренний мир, прочные отношения с людьми и предметами внешнего мира, так же появляется базис для развития здоровой личности». Первый год является очень важным для формирования надежной привязанности.

Лимбическая система ребенка получает положительные сигналы о том, что кругом все в порядке и в следствии этого у него начинает формироваться экспериментально-поисковое активное поведение и ребенок готов делать первые шаги к сепарации с значимым взрослым. Ребенок начинает ходить, активно исследуя мир, увеличивает круг своего общения, но он все еще нуждается в безопасности, т.е. в значимом взрослом, который будет неподалеку в случае необходимости. Ребенок воспринимает окружающий мир через значимых взрослых и, если к примеру мама испугана или тревожна, то ребенок «ловит» эти реакции. Здесь хочется упомянуть о зеркальных нейронах, которые находятся в лобных долях головного мозга и отвечают за поведенческое подражание, так же за двигательное подражание и эмпатию (этот процесс возникает приблизительно от 1,5 лет). Но, тревожные родители боятся сепарации ребенка в следствии активации его экспериментального поведения и стараются своим защитным поведением продлить симбиоз.

Продленный симбиоз и «выбитая» почва из-под ног ребенка, какая в этом необходимость? Причин может быть несколько: от тех, что мама сама ощущает себя ребенком (демонстрируя детское поведение), вплоть до социальной реализации мамы, которая чувствует необходимость оказывать уход за своим ребенком, как замена профессиональной деятельности.

На втором году жизни ребенка привязанность матери и ребенка приобретает силу «зрелой» любви, при условии, что в первый год жизни ребенка осуществился переход от первичного нарциссизма к объектной любви по А.Фрейд (в случае позитивных откликов со стороны значимого взрослого). Но отношения с матерью в этот период отличаются чувством амбивалентности, благодаря которому ребенок приобщается к переплетению различных чувств, которые характеризуют эмоциональную жизнь человека.

К 3-м годам ребенок становится готовым быть более самостоятельным. В этот период задача родителей – поддержать в этом ребенка. Здесь мы учим ребенка рефлексии. Например: «Ты кричишь потому что ты огорчен, что не можешь сейчас пойти гулять или что-то еще к примеру, но, я принимаю тебя любым»…. Взрослые как бы являются участниками этого процесса, а не установщиками запретов.

Между 3-5-м годами взрослые (в норме) пытаются активно социализировать ребенка. Ребенок приобщается к различным социальным институтам (например, идет в детский сад), но у ребенка в ответ на это может возникать гнев и раздражение по этому поводу. Поход в детский сад может вызывать активный протест, так как привычный гомеостаз, т.е. постоянство среды нарушается. Но, со временем, ребенок с надежным типом привязанности быстро приспосабливается к этим изменением и с удовольствием увлекается игрой с другими детьми, махая маме на прощанье ручкой.

Конечно говоря о привязанности невозможно не упомянуть Дж. Боулби, который выделял 4 типа привязанности;

1.Безопасная привязанность. Развивается на основе уверенности у детей, что значимый взрослый является надежным объектом и всегда окажется рядом в нужный момент. В более взрослом возрасте безопасная привязанность проявляется во взаимодействии с другими людьми открыто. Например, у человека существуют какие-то эмоции по случившемуся поводу (обида) и он не станет подавлять эти эмоции, а вербализирует их не опасаясь. «Ты сегодня разговаривала со мной на повышенных тонах и я обиделся». Люди с таким типом привязанности чувствуют себя комфортно как наедине с самим собой так и в окружении других людей.

2.Избегающая небезопасная привязанность. Формируется в следствии отсутствия удовлетворения потребностей ребенка когда он в этом нуждается. Т.е. ребеночек кричит, а родитель никак не реагирует и потребность ребенка остается не удовлетворенной. Тогда у ребенка возникает мысль о том, что он не значим и в дальнейшем старается подавлять свои эмоции чтобы не быть фрустрированным родителем. Став более взрослым, такой человек будет стараться избегать близких отношений в следствии своей недоверчивости к другим, не уверенности в надежности другого. По этой причине ему сложно обратиться за помощью к кому-либо.

[1]

3.Тревожная небезопасная привязанность. Возникает из-за амбивалентного поведения взрослого. Взрослый то ласковый и любящий, то гневливый и наказующий. В следствии такого поведения значимого взрослого ребенок испытывает тревогу по поводу своей безопасности как внутри семьи, так и в других социальных институтах. В дальнейшем человек чувствует себя тревожно и одиноко, при этом испытывает страх отношений, боится не справиться с захлестывающевыми его эмоциями, но и в одиночестве не чувствует себя комфортно.

4.Опасливая привязанность. Возникает в следствии подавленности своих чувств ребенком из-за страха быть осужденным родителем, осмеянным и не принятым значимым взрослым. В будущем таким людям сложно воспринимать непринятие со стороны других людей и трудно самоутверждаться.

В работе с детьми от 3-4 лет и со взрослыми можно использовать методику для диагностики привязанности. Это рисуночная методика «Мать и Дитя». В этой методике мы смотрим шкалу надежности и шкалу тревожности по характеру рисунка и полученным ответам на задаваемые нами вопросы, и рассказ о изображенной ситуации.

PS: доверие к миру — основа здоровой личности. Возможность получать позитивный отклик со стороны значимых взрослых, получать сигналы о надежности объекта, удовлетворение потребностей — все это является фундаментом и гарантом для построения прочного фундамента нашей психики.

Читайте так же:  Скоро в школу - в первый класс

Методические разработки для специалистов Центра

Упражнение на формирование чувства привязанности у ребенка

Педагог-психолог Чусовского отделения Белобородова Р.Б. в мае 2016 года участвовала в семинаре-тренинге «Формирование компетентности специалистов, работающих в сфере жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей». Данное упражнение, освоенное в рамках обучения, Регина Борисовна предлагает использовать на занятиях для кандидатов в замещающие родители при реализации образовательной программы «Школа опекунов».

Одним из последствий жестокого обращения является нарушение привязанностей ребенка. Потребность в устойчивых, позитивных отношениях с ближайшим окружением является базовой, жизненной необходимостью, и непосредственно связана с нормальным развитием личности. Процесс реабилитации не возможен без формирования новых привязанностей у детей. Именно поэтому так важно предоставить ребенку, чей опыт жизни в семье был катастрофическим, альтернативный опыт близких отношений. Благодаря работе над упражнением будущие родители получают необходимые знания по следующим аспектам данной темы: формирование детско-родительской привязанности; стадии развития и основные характеристики привязанности; типы нарушенной привязанности; факторы, ведущие к нарушениям привязанности; как помочь ребенку сформировать привязанность.

Упражнение: «Черное и белое».

Жанр: управляемое фантазирование.

Источник: идея использования черно-белой фасоли для наглядности почерпнута из программы «ПРАЙД» для приемных семей и усыновителей.

Уровень физической активности: низкий.

Специфика: проводится после ознакомления с теорией.

Цель: раскрыть особое значение чувства привязанности в жизни ребенка.

  • Проиллюстрировать, каким образом происходят нарушения формирования чувства привязанности у детей.
  • Научить родителей оказывать помощь детям в преодолении негативных последствий жестокого обращения и разрыва с родителями; формировать у детей новую привязанность к принимающей семье.

Продолжительность: 1-2 часа.

Количество участников: 10-15 человек.

2.«Управляемое фантазирование» с промежуточными выводами.

[2]

3. Работы в малых группах по заданию тренера.

4. Обсуждение в общей группе.

5. Обратная связь.

Инструкция: «Мы будем заниматься тем, что называется «управляемое фантазирование». Это поможет нам поразмышлять о некоторых аспектах развития привязанности у детей, и факторах, влияющих на то, как формируется привязанность. В процессе управляемого фантазирования Вы можете представить себя в той или иной ситуации и прикоснуться к тем чувствам и переживаниям, которые являются результатом этой ситуации. В различных местах «управляемого фантазирования» я буду останавливать Вас, чтобы задать вопросы о том, что Вы чувствуете в настоящий момент. Для наглядности мы будем использовать черную и белую фасоль. Белая — будет символизировать, факторы, положительно влияющие на развитие привязанности у ребенка, черная — отрицательные факторы. Перед нами пустой стаканчик. Мы будем наполнять его вместе по ходу выполнения упражнения.

Итак, начинаем фантазировать, можно закрыть глаза.

[3]

1.«Сегодня замечательный день. Ты благополучно появился на свет, крепким и здоровым мальчиком, которого назвали Борисом. О тебе трепетно и профессионально заботятся медики родильного дома. Твоя мама двадцатилетняя одинокая женщина, которая уже порвала все отношения с твоим отцом. Ее семья не поддерживает ее. Но, несмотря на обстоятельства, мама очень ждала твоего появления на свет, и сейчас держит тебя на руках, ласково и нежно знакомясь с тобой».

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль стоит положить в стаканчик?».

Группа должна сделать вывод о том, что самое важное в этой ситуации — психологическая готовность матери к рождению ребенка. «Желанность» рождения ребенка, безусловно, влияет на формирование привязанности.

2.«Вы вернулись домой. Мама заранее приготовила все, что необходимо для ухода за тобой, ты лежишь в подержанной, но удобной кроватке, ты сыт, твои пеленки сухие, мама всегда рядом, разговаривает с тобой, улыбается и уделяет тебе много внимания»

«Что ты чувствуешь, Борис? Какую фасоль мы выбираем сейчас?».

Потребности Бориса находят удовлетворение. Мама делает все, чтобы он мог себя хорошо чувствовать. Чувство привязанности к ней растет, потому что она непрерывно удовлетворяет потребности ребенка.

3.«Борис, со временем твоя мама начинает уставать, чувствует опустошенность из-за того, что ей приходится заботиться о тебе одной. Она начала принимать спиртное, которое помогло ей однажды расслабиться. Когда ты голоден и начинаешь плакать, она замедленно реагирует и приходит не сразу. Ты успеваешь наплакаться и потом тебе трудно есть. Тебя резко кладут в кроватку, и ты снова плачешь. Но теперь мама просто выходит из комнаты и закрывает за собой дверь».

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль мы выберем теперь?».

Борис узнает, что не всегда может рассчитывать на заботу. Рядом с ним все еще есть близкий взрослый, но привязанность к нему может начать претерпевать изменения.

4.«Проходит еще время. Борис, ты уже научился ползать, а затем и ходить. Твоя мама все больше пьет и все меньше следит за тобой. У тебя практически нет игрушек, ты часто бываешь один, тебе бывает страшно, бывает холодно, ты часто остаешься голодным, и несколько раз серьезно травмировался дома».

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль мы кладем в стакан?».

Группа должна прийти к выводу о том, что многие потребности ребенка не удовлетворяются (один из вариантов жестокого обращения – пренебрежение нуждами и эмоциональное отвержение). Мир ребенка не безопасен. Это может привести к отказу от изучения окружающих предметов, вследствие чего развитие ребенка может задержаться.

5. «Борис. Твоя мама теперь живет с мужчиной. Он тоже много выпивает и часто бывает несдержан. Он кричит на тебя, иногда может ударить. Мама в таких ситуациях жалеет тебя, берет на руки. Но, когда ты мешаешь ей, она делает, то же самое, что и он».

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль мы кладем в стакан?».

Имеет место физическое насилие. Опыт, который приобретает Борис, заставляет его все больше не доверять взрослым и миру. Реакции взрослых непредсказуемы. Поведение матери может формировать у Бориса амбивалентный тип привязанности.

6. «Борис. Тебе уже 4 года. Твои мама и отчим однажды вечером ушли из дома, и их не было три дня. Ты много плакал от страха и голода. Соседи вызвали милицию, приехали чужие люди и увезли тебя в приют. Тут много других детей и взрослых, тут тепло, тебе дают вкусную еду. Но ты никого не знаешь. Ты ждешь свою маму».

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль мы добавим в стакан?».

(можно разбить ситуацию на две части: «один дома» и «помещение в приют»).

Отрыв ребенка от семьи — событие, иногда необходимое, но очень травмирующее, так как оно нарушает нормальный процесс развития привязанности к определенному взрослому. Что происходит, когда мы разрушаем эту привязанность? Происходит переживание горя, чем младше ребенок, тем сильнее и продолжительнее его переживания.

7. «Борис. Проходит немного времени и тебя помещают в новую семью. Ты входишь незнакомый дом. Тут много красивых игрушек. Взрослые очень доброжелательны по отношению к тебе. Они говорят, что будут о тебе заботиться».

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какая фасоль будет выбрана нами?».

Важно, чтобы участники группы вспомнили о том, что момент помещения ребенка в новую семью тоже очень тяжелый для него. Чувство

пережитой потери обостряется. И страхи и сомнения, недоверия к взрослым сразу не проходят.

После проведения этой части упражнения стоит сделать промежуточные выводы, дать участникам выказать чувства, которые они испытывали в ходе упражнения, задавая наводящие вопросы:

«Что вы чувствовали в ходе выполнения, в ходе выполнения заданий?»

«Какие чувства у вас вызывает этот почти черный стакан фасоли?»

«Давайте вместе подумаем, можно ли в такой ситуации полностью изменить отношение этого ребенка к взрослым?»

«Можно ли сделать стакан полностью белым?»

«Стоит ли ждать быстрых результатов, пытаясь сформировать у него привязанность к новой семье?».

Упражнение может быть продолжено по-разному.

Вариант 1. Можно разделить группу на подгруппы и дать задание:

«Попробуйте представить, что Борис пришел в вашу семью. Что Вы можете сделать, что бы помочь ему пережить прошлый травмирующий опыт и сформировать новую привязанность к вашей семье. Напишите Ваш вариант продолжения истории для «управляемого фантазирования»».

Читайте так же:  В первый класс это серьёзно!

Затем вместе с группами можно добавлять в стакан «жизни Бориса» белую фасоль, наглядно демонстрируя, как правильные действия родителей будут медленно, но изменять «цветовую гамму» психологического состояния ребенка.

Вариант 2. Если группа многочисленна или время проведения упражнения ограничено, можно продолжить «управляемое фантазирование» по готовому тексту, так же добавляя для наглядности в стакан белую фасоль.

Итак, продолжаем фантазировать:

1.«Борис, ты познакомился с членами семьи, в которую тебя поместили. Они привели тебя в нарядную комнату и показали место, приготовленное специально для тебя. Там есть уютная кроватка, игрушки и собственная тумбочка, в которую ты можешь положить свои вещи».

«Что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

2.«Проходят дни. Эти люди действительно заботятся о тебе. Стараются накормить тем, что ты любишь. Каждый ваш новый день интересен, тебе объясняют, что вы будете делать завтра, спрашивают, чем бы ты хотел заняться.

В доме тепло и уютно. Никто не кричит на тебя, с тобой разговаривают ласково и спокойно, при этом, когда ты хочешь побыть один, тебе никто не мешает».

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

Группа делает выводы о значении удовлетворения базовых потребностей ребенка для формирования привязанности. О важности создания безопасной среды для ребенка. Участники могут вносить свои предложения по поводу того, что еще можно делать для решения этих задач.

3.«Ты начинаешь осваиваться в новой обстановке, иногда ты бодр и весел. Но ты часто вспоминаешь свою маму и плачешь. Тогда тебя внимательно выслушивают и обязательно утешают. Когда в семье узнали, что у тебя есть фотография твоей мамы, ее вставили в красивую рамочку и повесили над твоей кроватью».

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

Подчеркивается необходимость поддерживать ребенка, проявлять эмпатию при проявлении ребенком своих чувств, успокаивать и подбадривать. Также речь непременно должна зайти и о связи ребенка с кровной семьей, о корректном отношении принимающей семьи к личной истории ребенка. Необходимости внимательно относиться к воспоминаниям ребенка, которому необходимо поговорить о том, что с ним было в кровной семье. Важно сохранять памятные для него вещи.

4. «Ты очень подвижный ребенок, но у тебя не все получается. Когда ты роняешь посуду, пачкаешь или ломаешь вещи, тебя не ругают, а просто учат правильно обращаться с предметами. Ты любишь рисовать, и новая мама много рисует с тобой, папа же берет тебя иногда в гараж, где много новых, интересных для тебя штуковин. А вчера ты даже учился мыть машину! Когда у тебя хорошо получается что-то новое, все радуются и хвалят тебя».

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

Группа должна осознать необходимость давать ребенку эмоциональное тепло и принимать ребенка таким, какой он есть. Помощь в овладении новыми навыками, любая совместная деятельность важные составляющие успеха в формировании привязанности.

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

5. «Борис, твое поведение иногда бывает не очень хорошим. Ты злишься, ломаешь игрушки. Ты бываешь очень упрямым и вспыльчивым. Ты пока не умеешь общаться с другими детьми и часто обижаешь их, когда вы с мамой гуляете на детской площадке. Родители терпеливо объясняют тебе, почему так поступать нельзя. Ты видишь, что когда ведешь себя плохо, взрослые огорчаются. А когда все хорошо, радуются и одобряют тебя».

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

Нужно подчеркнуть, что поведение ребенка, помещенного в новую семью характеризуется противоречивостью и неуравновешенностью, амбивалентностью чувств. Использование эффективных мер дисциплинарного воздействия, терпение, демонстрация желательного поведения, эмоциональное принятие ребенка помогут скорректировать поведение и сформировать у него привязанность.

6. «Проходит год с тех пор, как ты живешь в новой семье. Ты начал называть новых родителей мамой и папой. Ты ходишь в детский сад, где тебя многому научили, ты стал хорошо говорить, окреп физически. Тебе очень нравится, когда вся семья собирается вместе».

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Какую фасоль мы добавим в стакан?».

По окончании упражнения, тренер обращает внимание группы на изменения, произошедшие в цветовой гамме стакана с фасолью в ходе второй части упражнения. Участникам предлагается поделиться мыслями и чувствами, которые возникли у них в ходе этой части упражнения.

Завершает упражнение обратная связь «по кругу» и общий вывод по теме.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Материал подготовлен педагогом-психологом

Центра Белобородовой Р.Б.

  • Нормативно-правовые документы для замещающих родителей
  • Статьи специалистов Центра
  • Издательская продукция Центра
  • Методические разработки педагогов Центра для родителей
  • Методические разработки для специалистов Центра
  • Практические советы для кандидатов и действующих замещающих родителей

4 вида привязанности между родителями и ребёнком. И как они влияют на взрослую жизнь

У кого-то без проблем складываются стабильные отношения. А кому-то постоянно «не везёт». Семейный психотерапевт Андреа Брандт рассказала изданию Psychology Today, как разные виды привязанности между родителями и детьми влияют на отношения во взрослой жизни. Мы публикуем перевод статьи.

Эмоциональные травмы, полученные в детстве, могут серьёзно влиять на наши отношения во взрослой жизни. Особенно с близкими людьми. Иногда мы не можем понять, как именно, но совершенно точно это ощущаем. В зависимости от того, какими были наши отношения с родителями в детстве, у нас формируется тот или иной тип привязанности. От него и зависит то, как мы в дальнейшем будем вести себя в отношениях с партнёром. Психологи выделяют четыре типа привязанностей:

1. Надёжная привязанность

Это правильный тип привязанности. Он формируется у детей, которые растут в счастливых, дружных семьях, где родители постоянно поддерживают с ними эмоциональный контакт. Во взрослой жизни они не отталкивают от себя близких и сами не становятся зависимыми от них. Они доверяют близким, чувствуют себя достойными любви, уважают партнёра и готовы искать компромисс. Конечно, у таких людей в отношениях тоже бывают проблемы, но их причину нужно искать не в детстве, а где-то в другом месте.

2. Тревожно-избегающая привязанность

Когда родители отвергают ребёнка, не реагируют на его потребности, никак не поддерживают эмоционально, у него формируется именно такой тип привязанности. При нём человек во взрослой жизни обычно избегает близких отношений, держит партнёра на расстоянии, а ещё, как правило, скрывает свои чувства. Причём, несмотря на замкнутое поведение, такому человеку очень нужны отношения и поддержка. Без них он чувствует себя одиноким.

3. Дезориентированная привязанность

Часто формируется в семьях, где ребёнок подвергается физическому насилию. Их поведенческие реакции противоречивы и часто меняются. Человек с дезориентированным чувством привязанности может долго добиваться отношений, а добившись — тут же всё бросить и порвать.

4. Амбивалентная привязанность

Такой тип привязанности формируется, когда родители непоследовательны и непредсказуемы. Они то разрешают, то запрещают. То рядом, то их нет. И ребёнок начинает цепляться за них, чтобы не потерять. У людей с таким типом привязанности низкая самооценка. Они очень зависимы, болезненно реагируют на малейшие изменения в отношениях, боятся остаться в одиночестве и поэтому постоянно требуют подтверждения любви.

Детские травмы не только мешают нам самим строить здоровые отношения, но и плохо влияют на наших партнёров. Если у вас нездоровый тип привязанности, вам трудно распознавать эмоции близкого человека и адекватно реагировать на его чувства. Вы не знаете, как вести себя, если ваш партнёр неожиданно загрустил или, наоборот, вспылил: вы либо отстраняетесь от него, либо привязываетесь ещё сильнее, и тем самым вредите вашим отношениям. Иногда непоправимо.

Что с этим можно делать

1. Определить свой тип привязанности

Тогда если вы вдруг заметите какие-то изменения в отношениях, то сразу скажете себе: «Спокойно. Нет, это никакая не интуиция. Это просто-напросто мой страх, моя нездоровая привязанность». Представим ситуацию: ваш партнёр приходит домой в плохом настроении. Вы сразу же решаете, что сделали что-то не так и (о ужас!) он вас больше не любит. Что вы делаете дальше? Замыкаетесь в себе, устраиваете скандалы с криками: «Я тебе больше не нужен/ не нужна?». А ведь достаточно лишь успокоиться и спросить, почему он сегодня невесёлый. Скорее всего, окажется, что виноваты вовсе не вы, а работа или поражение любимой сборной по футболу.

Читайте так же:  Мужские и женские роли в семье

2. Поговорить об этом с близкими людьми

Поверьте, это не будет лишним. Когда близкий человек знает о ваших проблемах, он как никто другой может помочь вам избавиться от них. Ну, по крайней мере, он станет говорить вам, если что-то не так, а не копить в себе в надежде, что вы и сами всё поймёте и изменитесь.

3. Найти человека, чей тип привязанности дополняет ваш (в идеале)

Конечно, проще всего ужиться двум людям с надёжным типом привязанности. Но такое случается намного реже, чем хотелось бы. Поэтому можно попробовать строить отношения с тем, чей тип привязанности отличается от вашего, и помогать друг другу.

4. Помнить, что детская травма с вами не навсегда

Да-да, хоть она и успела неплохо изменить ваш мозг, вы всё равно можете избавиться от неё и решить проблему. Главное — осознать, что проблема действительно есть, и быть готовым с ней бороться. А ещё не бояться обратиться за помощью.

Перевод: Мария Маленкова

Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.

Женский мир

В жизни ребёнка, как социального существа, главное значение – связь с родителями, родственниками, понравившимся человеком. Даже гора привлекательных игрушек не заменит живых взаимоотношений и не прогонит страх одиночества. Детская природа – привязанность к тому, кто рядом. Малыш, страшась потерять близких людей, боится разлучиться даже с пьющими, порой жестокими, родителями.

Определение и характеристика

Привязанность – эмоциональная тесная близость двух людей, основа которой любовь, доверие, преданность и симпатия к объекту. Привязанность основана на эмоциях и привычках.

Формируется не сразу, а со временем, при участии двоих: один привязывается ко второму, тому, кто необходим. Мама, или другой близкий человек, решает за ребёнка сложные вопросы, защищает. Ребёнок, в этом случае слабая, беспомощная и зависимая сторона.

  1. Привыкание к любимым вещам и игрушкам.
  2. Привязывание и прикипание к родителям, родственникам, знакомым людям.
  3. Привычные жильё и бытовые удобства.
  4. Эмоциональная привязка к человеку.

Развитие привязанности

0-12 месяцев

Базовая привязанность с помощью чувств: физический, слуховой и зрительный контакт с тем, кто заботится. При разлуке такая привязанность сохраняется на долгие годы.

Копирование поведения, интонаций, увлечений близких людей, похожестью усиливая привязанность к папе и маме.

Проявляются принадлежность и верность, сопровождаются сильными эмоциями, обладанием, ревностью. Слова «моя мама» обозначают эмоциональную привязанность именно к маме. Не найдя подтверждения этому в семье, пытаются найти объект привязанности в другом месте.

Малыш понимает собственную значимость и важность для любимых людей. Ощущая, что родители любят дорогих им людей, старается быть послушным, покладистым, нужным.

Появляется эмоциональная близость и любовь, которая выражается в преподнесении подарков, таких как рисунки, исполнение песен и чтение стихотворений и даже любимая игрушка. Малыш способен ощущать контакт с родителями на протяжении одного или нескольких дней.

Уровень уязвимой и сильной психологической привязанности. Желая быть ближе к избранному объекту, ребёнок рассказывает собственные секреты. Делится мечтами и впечатлениями, раскрываясь изнутри.

Переход в любовь

Нельзя путать привязанность с любовью. Место первой занимает вторая с взрослением ребёнка, тогда же изменяется значение «близкий человек». Простой пример:

  • «Я не могу жить без тебя» – привязанность.
  • «Я люблю тебя, но справлюсь со всеми трудностями» – любовь.

В привязанности присутствуют постоянные страдания.

До трёх лет малыш ощущает привязанность к родителям и тем, кто постоянно рядом и заботится. Затем говорит первый раз «Я сам!», проявляя характер.

В этот период, 3-4 года, для формирования правильного определения себя и адекватной самооценки, родителям стоит уважать потребности, границы и личность ребёнка.

Такое поведение обозначает переход привязанности в любовь и ослабление родительской зависимости. Дети в 3-летнем возрасте воспринимают отношения, как «я – ты». Ребёнок уже понимает, что взрослые живут другой жизнью, делами и интересами.

Правильное формирование личностных границ, ощущение себя и отношения к другим людям невозможно при грубых вторжениях в личное пространство маленького человека.

Также нельзя давить, командовать, указывать и вмешиваться в его дела. Как пройдёт этап перехода, такими и будут отношение и любовь во взрослой жизни.

Определение нарушений привязанности у детей

Часто случается так, когда малыш боится отпустить маму даже на минутку, не говоря о длительной разлуке. При этом чувства любви не проявляются. Это проявление поверхностной привязанности. Причина: эмоциональная боль, связанная с разлукой, стыдом или незащищённостью.

При деперсонализации привязанности ребёнок боится потерять человека, к которому привязан, и выбирает вещь, животного или ритуал. Замещает привязанность к маме общим вниманием, желанием понравиться, контактом и близостью с другими людьми. Со временем желания становятся стремлением, навязчивой идеей, одержимостью.

Бывает так, что дети переносят привязанность к родным людям на одноклассников или друзей. Дарят новые вещи, тратят на них сбережения, стараясь выделиться. Такой ребёнок боится уязвимости в близких отношениях.

Провоцирование злости и раздражения у близких людей, если не получается заполучить их внимание. Проявляется у сверх опекаемых детей или выросших в пренебрежении.

Волнообразная привязанность – тип эмоций, вызывающий резкие настроенческие и поведенческие перепады. Обожание сменяется отторжением и избеганием – без компромисса. Причина: нестабильные отношения родителей к ребёнку.

Если человек страдает без того, к кому привязался, значит, речь идёт о болезненной привязанности. Такой ребёнок станет зависимым от других людей и вредных привычек: алкоголизма, наркомании, переедания.

Дети не отказываются от родительского внимания, но обходится без заботы и близости. Также им не нужен контакт с учителем или воспитателем. При избегающей привязанности малышам несвойственно оказывать предпочтение родителю перед незнакомыми людьми.

Это такой маленький взрослый, независимый человек. Родители, приучившие его не показывать своих чувств и скрывать эмоции, становятся виновниками хронических заболеваний.

Став взрослыми, такие дети ощущают трудность в интимных и близких отношениях, происходящих без эмоций. Не огорчаются при расставании, держатся на дистанции, отстранённо. Не делится собственными переживаниями и не разделяет чувства других людей.

Что делать

Как правильно установить надежную здоровую привязанность ребёнок – взрослый:

  1. До года постоянный уход имеющего значение взрослого.
  2. Внимательное отношение к поведению и плачу новорождённого.
  3. Обеспечение познания и чувственного восприятия мира не только с помощью игр и игрушек, но и с помощью похвалы и поддержки.
  4. Зрительный и телесный контакт, общение.
  5. Успокоить, пожалеть, прижав к себе или побаюкать.
  6. Любить ребёнка таким, какой он есть.
  7. Не пугать малыша расставанием, не стыдить за то, что боится отпустить маму.
  8. Больше обнимать и ласкать, чаще говорить о своей любви.
  9. Чаще просить помощи, показывая свою зависимость от маленького помощника.
  10. Научиться получать приглашение в личный мир ребёнка.
  11. При расставании говорить не о разлуке, а о делах после встречи.

Нарушенная привязанность в детском возрасте вполне поддаётся лечению. Для детей раннего возраста достаточно восстановления любви и заботы в семье. Дошкольников и школьников лечит психотерапевт совместно с родителями.

Только семья создаёт психологический комфорт, защищённость и помогает доверию. Основа привязанности закладывается отношением ласковых и внимательных родителей. Сформированная в детском возрасте модель переносится на общение во взрослой жизни.

56. Феномен детской привязанности

Привязанность – это инстинктивное поведение ребенка, а также любая форма поведения, результатом которой является приобретение или сохранение близости с «объектом привязанности», которым обычно является человек, оказывающий помощь. Этот феномен можно проследить на протяжении всей жизни любого человека, и особенно в критические моменты. Таким образом, отношения можно назвать собственно привязанностью в том случае, если они обладают специфическими свойствами привязанности, к которым относится стремление к близости, возникающее при наличии угрозы. Привязанность в данном случае используется как основа безопасности.Привязанность к родителям – это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом.Чувство привязанности формируется у человека в определенный период индивидуального развития. Для формирования этого чувства у ребенка младшего возраста необходимы взрослые люди, которые могут вызвать чувство привязанности. Его формирование связано с общим эмоциональным развитием, которое осуществляется в семейных условиях с помощью взрослых людей, занимающих в отношении ребенка положительные позиции.

Читайте так же:  Доказательства любви

О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни, когда возникает беспокойство при временном отсутствии матери (отчетливо выражается в семь месяцев) и появлении посторонних (в восемь месяцев). Уже в самом раннем возрасте дети проявляют избирательное отношение к знакомым и незнакомым взрослым. Формирование расположения ребенка к окружающим зависит от того, как они удовлетворяют некоторые важные потребности детей.

К проявлениям привязанности (М. Эйнцворт) можно отнести следующие характеристики: реакции при появлении матери, реакции в ответ на попытку матери завязать контакт, поведение, направленное на избегание разлучения, поведение, рассматриваемое как исследовательская активность в ситуации, когда ребенок находится на коленях у матери, реакции типа избегания (например, при контакте ребенка с незнакомым человеком).Показателем привязанности можно считать стремление ребенка к определенному человеку, его желание общаться с ним, а также протестовать против разлуки с ним. Для образования связей имеет значение не удовлетворение физиологических потребностей ребенка, а частота контактов с ним, эмоциональное отношение к нему. Очень важным надо считать также степень чуткости и реакцию на плач ребенка.Для развития чувства привязанности у ребенка очень существенны первые 2-3 года жизни. Этот период может определить как критический в формировании привязанности.

Немного о формировании детской привязанности

Младенец социален с рождения и нуждается в контакте и эмоциональном взаимодействии. Поведение привязанности — это любые формы поведения, направленные на удержание и взаимодействие с объектом привязанности. Формы выражения привязанности делятся на два основных типа: эндогенные и экзогенные (гримасы, мимика, улыбки). Эндогенные формы инстинктивны, не требуют подтвеждения внешнего окружения, экзогенные формы появляются, когда у ребенка установлены внутренние объекты. Положительная реакция других людей при экзогенных формах поведения привязанности ведет к укреплению привязанности.

Существуют фазы, через которые проходит нормальное развитие привязанности к опекунам у малышей.

Фаза 1 (рождение — 3 месяца) неразборчивая реакция на людей. В первые 2-3 месяца жизни малыши демонстрируют различные виды реакции на людей, но, как правило, они реагируют на людей одними и теми же базовыми способами.1)

Сразу же после рождения малыши любят слушать человеческие голоса и разглядывать человеческие лица.

В течение первых 3 недель или около того малыши иногда улыбаются с закрытыми глазами, обычно перед тем как заснуть. Эти улыбки еще не являются социальными; они не направлены на людей. Примерно в 3-недельном возрасте младенцы начинают улыбаться при звуке человеческого голоса. Это социальные улыбки, но они по-прежнему мимолетны.

Наиболее впечатляющие социальные улыбки появляются в возрасте 5-6 недель. Малыши улыбаются счастливо и широко при виде человеческого лица, и их улыбка включает в себя контакт глаз. Можно угадать, когда такие визуальные улыбки вот-вот появятся. Примерно за неделю до этого малыш начинает внимательно всматриваться в лица, как бы изучая их. Затем лицо малыша озаряет широкая улыбка.

По мнению Боулби, улыбка способствует привязыванию, потому что обеспечивает близость опекуна. Когда малыш улыбается, опекун наслаждается тем, что находится рядом с младенцем; опекун «улыбается в ответ, разговаривает с ним, гладит и похлопывает его, и, возможно, берет его на руки» (Bowlby, 1982, р. 246). Улыбка является средством, которое способствует взаимному проявлению любви и заботы — поведению, которое повышает шансы ребенка на то, что он будет здоровым и жизнеспособным.

Плач также сближает родителя и ребенка. Плач подобен сигналу бедствия; он оповещает, что малышу требуется помощь. Малыши плачут, когда испытывают боль, дискомфорт, голодны или озябли. Они плачут, даже когда человек, на которого они смотрели, удаляется из их поля зрения, причем в первые недели жизни не имеет особого значения, кто этот человек. Малыши также позволят почти любому человеку успокоить их, покачав или удовлетворив их потребности.

Фаза 2 (от 3 до 6 месяцев): фокусирование внимания на знакомых людях. Боулби показалось более важным то, что социальные реакции малыша становятся намного более избирательными. Между 3 и 6 месяцами младенцы постепенно ограничивают направленность своих улыбок знакомым людям, когда они видят незнакомца, то просто пристально смотрят на него.

в этой фазе малыши сужают свои реакции на знакомые лица. Они обычно отдают предпочтение двум или трем людям — и одному в особенности. Например, они очень охотно улыбаются или лепечут, когда этот человек находится рядом. Этим основным объектом привязанности обычно является мать, но бывают и исключения. Им может быть отец или какой-то другой близкий.

Фаза 3 (от 6 месяцев до 3 лет): интенсивная привязанность и активный поиск близости. Начиная примерно с 6-месячного возраста привязанность младенца к определенному человеку становится все более интенсивной и исключительной. Наиболее примечательно то, что младенцы громко плачут, демонстрируя тревогу разлучения (separation anxiety), когда мать покидает комнату. Ранее они могли протестовать против ухода любого человека, который смотрел на них; теперь, однако, их расстраивает главным образом отсутствие этого единственного человека. Наблюдатели также подмечают интенсивность, с которой малыш приветствует мать, после того как она отсутствовала некоторое время. Когда мать возвращается, малыш, как правило, тянется к ней, чтобы она взяла его на руки, и когда она это делает, он обнимает ее и издает радостные звуки. Мать тоже демонстрирует свое удовольствие от воссоединения.

К 8 месяцам малыши обычно способны ползать и поэтому могут начать активно следовать за удаляющимся родителем. Младенцы предпринимают наиболее скоординированные усилия, чтобы сохранить контакт, когда родитель уходит внезапно, а не медленно, или когда они оказываются в незнакомых условиях (р. 256-259).

Как только у младенца появляется способность активно следовать за родителем, его поведение начинает консолидироваться в систему, корректируемую целью (goal-corrected system). To есть малыши следят за местонахождением родителя, и, если тот собирается уйти, настойчиво следуют за ним, «корректируя» или регулируя свои движения, пока снова не оказываются рядом с ним. Когда они приближаются к родителю, то, как правило, протягивают руки, показывая, чтобы их подняли. Когда их берут на руки, они снова успокаиваются (р.252).

Конечно, малыши часто движутся не только в сторону объектов привязанности, но и от них. Это особенно заметно, когда они используют опекуна в качестве надежной отправной точки (secure base) своих исследований окружающего мира. Если мать и ее 1-2-летний ребенок приходят в парк или на игровую площадку, ребенок чаще всего держится рядом с ней некоторое время, а затем отваживается на исследования. Однако он периодически оборачивается назад, обменивается с ней взглядами или улыбками и даже возвраща ется к ней время от времени, перед тем как отважиться на новые исследования. Ребенок инициирует короткие контакты, «как будто пытаясь удостовериться, что она по-прежнему здесь».

Фаза 4 (3 года — окончание детства): партнерское поведение.

До 2-3-летнего возраста детей беспокоит лишь их собственная потребность находиться в определенной близости к опекуну; они еще не принимают в расчет планы или цели опекуна.

Для 2-летнего малыша знание, что мать или отец «уходят на минуту к соседям, чтобы попросить молока», ничего не значит; ребенок просто захочет пойти вместе с ними. Трехлетка же имеет некоторое понятие о подобных планах и может мысленно представить поведение родителя, когда тот отсутствует. Соответственно, ребенок более охотно позволит родителю уйти. Ребенок начинает действовать больше как партнер в отношениях.

Читайте так же:  О личном

Боулби признавал , что о четвертой фазе привязанности известно немного, и мало высказывался о привязанностях в течение остальной жизни. Тем не менее он сознавал, что они продолжают играть очень важную роль. Подростки избавляются от родительского доминирования, но у них формируются привязанности к лицам, заменяющим родителей; взрослые считают себя независимыми, но ищут близости с любимыми в периоды кризиса; а пожилые люди обнаруживают, что они все больше зависят от более молодого поколения. В общем, Боулби утверждал, что страх одиночества — один из самых сильных страхов в человеческой жизни. Мы можем считать такой страх глупым, невротическим или незрелым, но за ним стоят веские биологические причины. На протяжении всей истории человечества людям удавалось наиболее эффективно выдерживать кризисы и противостоять опасностям с помощью своих близких. Таким образом, потребность в тесных связях заложена в нашей природе.

В процессе изучения нарушения взаимодействия, как следствия нарушения привязанности, были выделены следующие расстройства привязанности. Особым образом сложившиеся объектные отношения изучаемых личностей послужили диагностическими критериями для выделения этих трех групп расстройств привязанности.

[3]

Диффузная или реактивная привязанность. В этом случае обследуемым трудно выделить объект, изучаемый ребенок не может выделить конкретное лицо для привязанности. Это расстройство характеризуется отсутствием привязанности, например, у детей в детских домах или других сиротских учреждениях. Это можно рассмотреть как защитную реакцию адаптации. Аналогичная ситуация складывается у детей в семьях алкоголиков.

Неразборчивая привязанность. Тоже наблюдается в сиротских учреждениях. Дети льнут ко всем людям. Слово мама для них не имеет значения. Неуверенно – привязанные. Специфичностью этой привязанности становится отсутствие чувства застенчивости.

Агрессивно привязанные. У лиц с данным расстройством привязанности наблюдаются защитные механизмы идентификации с агрессором. Идентификация с агрессором дает средство успокоения и управления агрессивными импульсами. Вероятно, что проективную идентификацию используют те индивиды, у которых нарушен объект привязанности, который мог бы успокаивать и сдерживать их возбуждения. Такие личности редко испытывают реакцию на физическую боль.

Взгляд Боулби/Эйнсуорт на воспитание детей

Боулби (1982, р. 356) говорил, что и родители, и специалисты раз за разом задают один основополагающий вопрос: должна ли мать всегда удовлетворять потребности малыша в ее присутствии и внимании? Есть опасения, что излишнее внимание ведет к избалованности.

Позиция Боулби/Эйнсуорт такая же, как и у Гезелла. Эволюция снабдила младенцев сигналами и жестами, которые обеспечивают здоровое развитие, и разумнее всего на них реагировать. Будучи родителями, мы должны следовать своему импульсу спешить к своим малышам, когда они плачут, улыбаться им в ответ, разговаривать с ними, когда они лепечут и т. д. Младенцы биологически готовы к тому, чтобы направлять нас в отношении опыта, который им необходим, и наши отношения с ними будут развиваться наиболее благоприятным образом, если мы последуем их подсказкам.

Как было показано, эту позицию подкрепляют исследования Эйнсуорт и других ученых. Привязанность годовалых малышей к родителям была сильной, если те сенситивно и быстро реагировали на сигналы своих младенцев. В домашней обстановке эти малыши плачут реже, чем другие младенцы, и относительно независимы. По-видимому, у них вырабатывается чувство, что они всегда могут добиться внимания родителя в случае необходимости, поэтому они могут расслабиться и исследовать окружающий мир. Конечно, такие младенцы следят за тем, где находятся родители; система привязанности слишком сильна, чтобы быть полностью выключенной. Но даже в новой обстановке они не проявляют чрезмерного беспокойства по поводу присутствия матери. Напротив, они используют ее в качестве надежной отправной точки своих исследований. Они отваживаются отходить от нее, чтобы изучить окружающую обстановку, и несмотря на то, что оглядываются и, возможно, возвращаются к ней время от времени, через короткое время возобновляют свои исследования. «Эта картина, — говорил Боулби, — свидетельствует об удачном равновесии между исследованием и привязанностью».

Родители, по словам Боулби, могут воспитать избалованного и изнеженного ребенка. Но это произойдет не в результате их излишней сенситивности и отзывчивости на сигналы малыша. Если мы посмотрим внимательно, то увидим, что родитель берет всю инициативу на себя. Родитель может добиться близости к ребенку или излить на него любовь, хочет того ребенок или нет. Родитель не ориентируется на ребенка (р. 375).

В последние годы многие родители нашли новый способ вмешательства. Они обеспечивают своих младенцев и начинающих ходить детей всевозможными видами ранней стимуляции, от развивающих картинок до компьютеров, в попытке ускорить интеллектуальное развитие своих детей. Эйнсуорт считала подобное поведение родителей нездоровым, поскольку оно отнимает у ребенка слишком много инициативы.

Родители могут принести больше пользы, утверждают Эйнсуорт и Боулби, если будут давать детям возможность следовать их собственным интересам. Часто родители могут это делать, просто оказываясь доступными для ребенка, обеспечивая его надежной отправной точкой в его исследованиях. К примеру, когда маленькая девочка хочет взобраться на большой камень или окунуться в морской прибой, присутствие родителя необходимо ради безопасности ребенка и оказания помощи, если она потребуется. Но ребенок не нуждается в надзоре и наставлениях родителя. Все, что ему нужно, — это доступность терпеливого родителя. Одно это придает ему необходимую уверенность» чтобы смело осваивать новые виды деятельности и самому исследовать мир.

По мере того как дети взрослеют, они могут успешно проводить все более продолжительное время в полном отрыве от своих основных опекунов. Пятилетние дети могут уходить в школу на полдня и даже более, а подростки способны проводить недели или даже месяцы вдали от дома. Однако все мы преодолеваем жизненные трудности с наибольшей уверенностью, когда знаем, что у нас есть домашний очаг, хранимый нашей семьей или компаньонами, к которому мы можем вернуться. «Все мы, от колыбели до могилы, счастливы более всего, когда жизнь организована в виде серии экскурсий, долгих или коротких, от некой надежной отправной точки, обеспечиваемой нашим(и) объектом(ами) привязанности».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Концепция привязанностей имеет корни в психоанализе З.Фрейда и теории эпигенетического развития Э. Эриксона, теории вторичного подкрепления и социального научения Долларда и Миллера. Однако самое сильное влияние имеет этологический подход К. Лоренца и Деркина, распространившего идеи К. Лоренца об импринтинге на человека. Дж. Боулби развил эти идеи и выявил повышенную значимость для психического развития ребенка установления продолжительных теплых эмоциональных взаимоотношений с матерью. Результаты наблюдений и клинические данные показали, что отсутствие или разрыв подобных взаимоотношений приводят к серьезному дистрессу, возникновению проблем, связанных с психическим развитием и поведением ребенка. Дж. Боулби был первым исследователем, который связал развитие привязанности с адаптацией и выживанием ребенка. В рамках этологии в качестве механизмов привязанности рассматриваются гормональные изменения в послеродовом периоде у матери, что обуславливает наличие сензитивного периода ранней привязанности между ребенком и матерью, влияющего на дальнейшие отношения в диаде.

Источники


  1. Карнеги, Дейл Как быть счастливым в семье / Дейл Карнеги. — М.: Попурри, 2002. — 432 c.

  2. Нарушевич, Руслан Консультации психолога. Семья, дети, работа. Ведическая психология. Книга 1 / Руслан Нарушевич. — М.: Ведананда, 2013. — 424 c.

  3. Боб Идеальный брак / Боб, Шери Стритовы. — М.: АСТ, Астрель, 2006. — 288 c.
  4. Ты и я. — М.: Молодая Гвардия, 2009. — 368 c.
  5. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения. Учебник / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2013. — 192 c.
Немного о формировании детской привязанности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here