Непройденные шаги или привязанные дети

Сегодня обсуждаем тему: непройденные шаги или привязанные дети с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Дети без привязанности к матери

Если у младенца есть мама, и рядом с ним именно она, то младенец без привязанности к маме — это странно и скорее признак какого-то нарушения. Если же младенцем в большей степени занимается бабушка (или кормилица, или папа), то скорее всего ребенок будет привязан к ним, а не к маме. И это естественно и нормально.

Другое дело, если это уже не младенец, а ребенок. Как относиться к тому, что ребенок как-то не привязан ни к матери, ни к кому-то из взрослых, которые рядом с ним и о нем заботятся? — Это вопрос не простой, хотя бы потому, что есть дети без любви и без привязанности, а есть дети с любовью и без привязанностей.

Дети без любви и привязанностей

Таким детям родители в целом безразличны. Точнее, этим детям игрушки и разные люди интереснее, чем их конкретные родители. Они готовы когда-то поиграть и с родителями, но как только увидят что-то новое и более интересное, сразу родителей покидают. Если родители пытаются их обнимать и по другому ограничивать их свободу, они когда-то терпят, но чаще проявляют недовольство и протест. Как к этому относиться?

[1]

  • В Германии это один из вариантов культурной нормы, это нравится родителям (дети не являются для них нагрузкой) и такие дети вырастают полностью душевно и физическими здоровыми. В странах, где подобно поведение детей не является культурной нормой, такие дети часто обвиняются в холодности и черствости, что создает напряженные и даже конфликтные ситуации.
  • Необходимо проверить, что это действительно вариант здорового развития ребенка, а не проявление мести или недоверия ребенка к родителям.
  • Нужно учесть, что подобная модель поведения во взрослом возрасте может вызвать серьезные затруднения при создании традиционной семьи.

Дети с любовью и без привязанностей

Ситуация: Родители девочки, удочеренной из детского дома, радовались, как их восьмилетняя девочка достаточно легко адаптировалась к новой жизни. Она была мила со всеми членами новой семьи, ласково целовала родственников при встрече и обнимала их при расставании. Однако вскоре усыновители поняли, что точно также она ведет себя и с незнакомыми людьми. Они были обеспокоены этим открытием и очень обижены тем, что дочь оказывает одинаковые знаки внимания им, ее приемным родителям, и совершенно посторонним людям. Еще одним неприятным для них моментом стало то, что девочка совершенно не расстраивается, когда родители уходят, и может легко остаться с любым мало знакомым человеком. Девочке понятна любовь, но не понятна привязанность. Как к этому относиться?

1. Внимательно — за этим может стоять как здоровое отсутствие привязанностей, так и психические нарушение и душевные травмы. Главный показатель — доверие к родителям, уверенность родителей к тому, что их приемная дочка готова поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями. Если готова — все в порядке, дочка здорова, и это просто ее особенности.

2. Как к тому, что отличается от принятых в нашей культуре норм. С одной стороны, теоретически это может быть и нормально и здорово, но это всегда дополнительная душевная нагрузка на ребенка. Девочка будет выделяться свом поведением, и это со стороны сверстников и разных тетушек может вызвать осуждение, насмешки или отношение как к неполноценной. Схема простая: ты выделяешься? — Получи! Если девочка сильная и родители готовы ее поддержать — хорошо. Если родителям будет легче, если их дочка будет «как все» — лучше у нее привязанность воспитать. Смотри Формирование привязанностей.

3. Как к тому, что затрудняет воспитание. Если девочка растет без привязанности, на нее труднее влиять: ее можно только заинтересовывать и убеждать, и «прижать» лишением теплоты и близости невозможно.

Итого: в целом лучше, когда дети растут со здоровой привязанностью к родителям.

Ребенок не отпускает от себя маму ни на шаг: что делать

Безусловно, каждой маме приятно ощущать себя самым важным человеком для своего малыша. Но радость быстро исчезает, когда ребенок начинает ходить за вами хвостиком. Согласитесь, если держать его постоянно на руках (статья о том, как отучить ребенка от рук), то совершенно не остается времени на домашнюю работу и отдых. Приходится буквально бегать по дому, стараясь убраться и приготовить ужин, пока кроха спит. Что следует предпринять, если ребенок не отпускает вас ни на секунду?

Почему так происходит?

Казалось бы, мамочка уже много раз уходила и возвращалась. Пора привыкнуть и уяснить, что в кратковременной разлуке нет ничего страшного, но все равно – крики и громкий рев. Причины такого поведения определить непросто, но, установив их, вы сможете исправить ситуацию.

В первые годы жизни кроха активно изучает мир, кажущийся ему огромным, неизведанным и порой пугающим. Новые знания он получает под присмотром любимой мамочки, которая находится постоянно рядом: и днем, и ночью. Неудивительно, что лишь вместе с ней малыш начинает чувствовать себя в полной безопасности, а если она исчезает, появляется беспокойство.

  • Сигнал о неблагополучии

Детские слезы не всегда вызваны капризами, дурным настроением и желанием побыть с матерью. Просто дети до двух лет выражают все переживания и неудобства плачем. Внимательно приглядитесь, может, ребенок простыл, у него режутся зубки или болит живот. Читаем также: как понять причины плача детей

  • Страх одиночества

Малыш начинает бояться, что мама не вернется из магазина, если родители применяют угрозу в качестве воспитательных методов: «Не перестанешь щипаться и кусаться – уйду от тебя!» Услышав эту фразу несколько раз, он думает, что его бросают из-за плохого поведения.

  • Мамина тревожность

Так как связь между ребенком и матерью крепка, малыш чувствует ее тревогу даже на расстоянии и сам становится беспокойным. Пусть он не понимает причину вашего стресса (скандал в семье, финансовые неурядицы), но твердо уверен – ему нужно быть с вами.

  • Недостаток внимания

Кажется, вы целый день проводите с крохой, не выходите из детской, а он все равно дергает за руку и постоянно напоминаете о себе. Это происходит потому, что вы рядом, но не вместе: общаетесь в соцсетях, болтаете с подругой по телефону или смотрите бесконечные сериалы. Чтобы обратить на себя внимание, ребенок начинает капризничать.

Читайте так же:  Ненавижу психологов! всех психологов!

«Мамина» дочка. Ребенок очень привязан к маме

Преодолеваем излишнюю привязанность

Итак, с возможными источниками нежелания детей отпускать маму мы разобрались. Как помочь себе и малышу?

  1. Самое главное – запаситесь терпением. Если у вас не получается ребенка отвлечь, займитесь домашней работой вместе. Учитесь комментировать и показывать все, что делаете на кухне (конечно, соблюдая технику безопасности) или в гостиной. Через несколько лет ваш ребенок станет настоящим помощником.
  2. Обычные прятки – полезное занятие для развития у маленьких детей самостоятельности, способности оставаться одному и ждать вас. Спрячьтесь поблизости от ребенка, пусть он находит маму и радуется. А еще он поймет, что ничего ужасного не случилось, пока вас не было.
  3. Старайтесь почаще оставлять ребенка с родственниками: отцом, бабушкой или дедушкой. Чем больше дети контактируют с другими взрослыми, тем им проще отпускать своих мам.
  4. Обнимайте, целуйте, ласкайте малыша, играйте в его любимые игры. Отложите в сторону телефон и ноутбук, а когда ребенок получит необходимую порцию вашего внимания, ему не будет нужно добиваться его «запрещенными» способами.
  5. Выберите момент, когда кроха занят игрой и объясните, что ненадолго выйдете из комнаты. К примеру: «Дима, мне нужно приготовить чашку чая, я скоро вернусь». Скоро малыш привыкнет, что вы держите обещание и возвращаетесь, а значит, можно попробовать выходить из дома.
  6. Никогда не уходите на улицу тайком, даже если вам необходимо отлучиться на пару минуток. Представьте себе состояние крохи, когда он обнаружит, что вы пропали. Он станет искать вас, рыдать в голос, а когда вы возвратитесь, не отойдет ни на шаг.
  7. Не забывайте, что ребенок остро реагирует на все родительские чувства и ваша печаль перед разлукой может его испугать. Уходите и возвращайтесь с улыбкой на лице. Это облегчит разрешение данной проблемы.

Советы мамочек с форумов

Моему 2,4 тоже плачет, когда ухожу…я ему все время объясняю куда я и зачем, например — мне надо в магазин, я приду через 10 минут и принесу тебе сок, и спокойно ухожу, вроде понимает чето, он бежит к окну и машет мне по дороге, прихожу — говорю, ну что плакал? он говорит — да, пакал….

[2]

Приучайте малышку постепенно к Вашему отсутствию. Причем, постарайтесь именно не ускользать незаметно, а уходить, помахав ей при этом рукой, можно и поцеловать в щечку (если не вцепится мертвой хваткой). Затем сразу же уходите, без разговоров, прямо на её глазах….Можете даже уйти без особого повода: просто постоять у подъезда 10-15 мин. и возвращайтесь обратно. Постепенно интервалы отсутствия нужно увеличивать. Но всегда Вы должны соблюдать ритуал прощания: помахали рукой «пока-пока, я скоро приду» и уходите, не оглядываясь. Когда Вы уходите, то с дочкой, конечно, кто-то должен остаться. Она, безусловно, будет сильно плакать, может даже биться в истерике. Ничего. Не обращайте внимания. Пусть тот, кто с ней остается, объяснит, что мама скоро придет. А через 10 минут. глядишь, и Вы снова дома! ))) У ребенка должен сложиться в голове стереотип: мама уходит, но она всегда возвращается. Ребенок будет плакать после Ваших уходов несколько дней. а может быть и недельки 2-3 проплачет, похнычет. А потом перестанет. Этот процесс привыкания к отсутствию мамы очень тяжелый и нелегко дается как маме, так и ребенку. Но пройти этот путь нужно, ведь ребенок не сможет быть постоянно с мамой (и наоборот). Начните приучать уже сегодня и вот увидите — все у Вас получится! Удачи!

Здравствуйте! Это возрастная особенность такая, норма поведения.
Ребенку начинает казаться, что мама ушла навсегда и не вернется, отсюда такой безудержный плач.
Есть еще мнение, что малыш сам боится уползти и потеряться.
Я не хочу вас пугать, но страх потрери мамы так называемый, проходит у всех детей в разном возрасте. У моей дочки только к двум годам закончилось это. У кого-то раньше.
Главное продолжать объяснять что мама вернется, мама рядом, все хорошо, всяко успокаивать.

Для того, чтобы ребенок перестал ходить за Вами по пятам, плакать, чуть только Вы вышли из машины или из дома, необходимо установить с ним надежную привязанность, необходимо, чтобы ребенок успокоился, перестал бояться потерять маму. А для этого в первую очередь необходимо убрать из жизни ребенка разделение везде, где это только возможно.

В каких случаях ребенок может чувствовать разделение?

Раздельный сон с рождения
Раннее переселение в свою комнату
Страх «приучить к ручкам»
Частые разлуки
Мамина отстраненность, задумчивость, «витание в облаках» (физически рядом с ребенком, но в мыслях — далеко)
Нежелание разговаривать, игнорирование
Тайм-ауты (в комнату, в угол)
Физические наказания
Обида на ребенка, мама «дуется»
Манипулирование любовью
Запреты плакать
Запрет быть собой, непринятие
Ребенок начинает ходить в садик
Рождение брата/сестры
Ребенок потерялся и испугался
Страх смерти родителей
Угрозы расставания («мама уйдет без тебя», «ну и оставайся тут один»)
Угрозы отдать кому-то, если будет плохо себя вести
Проведенное лето у бабушки
Развод родителей
Чрезмерная строгость родителей, авторитарность

Это, конечно, не полный список. Посмотрите, проанализируйте. Постарайтесь исключить то, что возможно: например, перестать использовать разделяющую дисциплину при воспитании, если вы ее используете. Здорово, что ребенок с рождения спит с Вами, но это, конечно, не панацея. Хотя это очень помогает восполнить контакт, которого не хватало в течение дня. Особенно, если перед сном вы проводите время вместе, болтаете, читаете или что-то другое, но главное — чтобы это приносило вам обеим положительные эмоции.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

Не сравнивайте разных деток, каждый из них – отдельная личность с неповторимым характером. Но они обладают общей чертой: одинаково нуждаются в родительской ласке и заботе, только одни меньше, а другие больше. Не огорчайтесь, если сейчас малыш излишне к вам привязан и не отпускает от себя. Скоро он подрастет, станет самостоятельнее, и у вас, наконец, появится свободное время.

Видео: Ребенок не отпускает маму ни на шаг: что делать?

Марина Романенко – психолог, создатель «Академии Профессионального Родительства», бизнес-коуч и мама четверых (на двоих с мужем) детей, рассказывает, почему дети не отпускают маму ни на шаг и как научить ребенка оставаться одному!

[3]

Портал для родителей о детях

Без мамы не шагу. Или немного о том, как отучить ребенка от чрезмерной привязанности

Новорожденный младенец не может существовать без матери. Она для крохи и защита, и поддержка, и тепло, и привычный, размеренный стук сердца. Она кормит, поит, держит на руках. С ее помощью малыш познает мир. Поэтому нет ничего удивительного, что мама играет в жизни ребенка огромное значение. Ближе к трем — четырем годам эта привязанность постепенно трансформируется во вполне осознанную любовь. Девочки азартно красят губы и щеголяют по комнате на высоченных каблуках, умиляя гостей. Мальчики категорично заявляют во всеуслышание, что никогда ни на ком не женятся, потому как лучше мамы никого быть не может.
Читайте так же:  Избыточный вес осознать и с признательностью отпустить

Такое поведение вполне естественно. Это своеобразный этап в развитии каждого ребенка. Но случается, что он принимает гипертрофированные формы. Иногда дети слишком бурно реагируют на отсутствие мамы в прямой видимости. У некоторых может даже начаться истерика, если родительница вдруг пропала на несколько минут. Бывает, что малыши реагируют на разлуку нервными срывами, расстройствами сна, проблемами с желудком и пр.

Состояние крохи тем тяжелее, чем сложнее его отношения с отцом. К примеру, когда папа сознательно не принимает участия в воспитании наследника или слишком строг к нему. Сложным отягчающим фактором болезненной привязанности является и поведение самой мамы. Иногда женщины чрезмерно опекают своих деток, не позволяя им шагу ступить самостоятельно. В этом случае малыш оказывается просто психологически не готов остаться один на один с внешним миром. Тревожные дети часто растут в неполных семьях. Если ребенок уже пережил уход папы, то на подсознательном уровне у него появляется страх потерять еще и мать.

Данная ситуация, разумеется, создает массу неприятностей родителям. Мама не может устроиться на работу, сходить куда-либо по своим делам. Но малыш, на самом деле, страдает не меньше. А даже наоборот. Патологическая зависимость способна серьезно повлиять на характер и даже изменить судьбу крохи в будущем.

Что же делать? Существует ложное убеждение, что уверенность в себе воспитывается преодолением стрессовых ситуаций. На самом деле это не так. Напротив, малыш должен чувствовать, что родители всегда придут на помощь в трудную минуту. Поэтому с самого рождения окружайте его теплом и любовью. Если вы замечаете, что карапуз чем-то встревожен – возьмите ребенка на руки. Не оставляйте крошку одного надолго пока он не будет к этому психологически готов. Если вас что-то тревожит – не показывайте это. Своими проблемами можно начинать делиться с малышом когда он подрастет, а пока будьте для него надежной опорой и защитой от любых неприятностей.

В то же время, поощряйте детей к самостоятельности. Когда ребенок стремится познать окружающий мир, не стоит запрещать ему абсолютно все. Испачканные колготки или каша, размазанная по полу – не такая уж большая цена за стремление познать окружающий мир.

Если вы заметили, что ребенок неадекватно реагирует на ваши исчезновения, никогда не ругайте его и не сравнивайте с другими. Этим вы ни чем не поможете, а только усугубите ситуацию, дав понять, что он не такой как все, то есть «неправильный». Еще один важный момент – не пытайтесь тихонько убежать, пока малыш заигрался или его отвлекает няня. Естественно, кроха это заметит. И перестанет доверять вам. То есть его внутренний мир станет еще более нестабильным.

Не забывайте каждый раз объяснять ребенку, куда вы идете и как быстро вернетесь. Само – собой, это обещание нужно выполнять.

Если ребенок не отпускает маму ни на шаг.

Что же делать?
Сначала обратитесь к неврологу, чтобы исключить возможные физические причины, а именно — органическое поражение мозга. Скажем, дети с повышенным внутричерепным давлением часто бывают повышенно плаксивы и раздражительны. Если что-то обнаружится, врач назначит адекватную медикаментозную поддержку.
И одновременно с обращением к врачу необходимо начать семейную психотерапию. Психотерапия поможет вам найти верный психологический подход к постепенному разрыву такой тесной и явно тяготящей Вас связи.
Не задерживайте начало психотерапии, ведь через два года ребёнку пора идти в школу, и он должен быть готов к самостоятельности, причём мама будет отсутствовать уже не 3 минуты, а по полдня. Резко — за полгода и даже год к этому ребёнок может не подготовиться.

Обращайтесь как можно скорее на семейную психотерапию к нам, в студию «Арлекин» или, например, в психологический центр «Радость жизни», чтобы найти пути выхода из сложившейся ситуации. Семейная психотерапия — это когда на консультации приходит вся семья: вы, ваш муж и оба ребёнка. И мы разбираемся в причинах вашей ситуации и ищем пути помощи все вместе.

Виды привязанности ребенка к матери

Привязанность ребенка к матери может быть здоровой и больной (невротической), при этом проявления той или иной привязанности — разные в зависимости от возраста ребенка.

Привязанность младенца

Возраст — до 1 года.

Здоровая привязанность — ребенок рад матери, встречает ее улыбкой, тянется к ней, ему нравится быть у нее на ручках и ему часто не хочется с ручек слезать, для чего он и прижимается к маме, и попискивает, когда мама с рук его все-таки снимает. Но при этом ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела и игрушки, не плачет без мамы, и маму могут заменить другие близкие люди: папа, бабушка-дедушка, братья и сестры.

Варианты благополучной привязанности ребенка к матери

Маленький ребенок — от 1 года до 5 лет.

Когда мамы нет, мама уходит или ушла, то ребенок огорчается, но ненадолго и скорее в условно-игровом варианте, потому что он так привык и потому что это так принято. Когда мама приходит, ребенок радуется и бежит быстрее к ней.

По сути, это поведение найдено им как оптимальное в отношениях с родителями. Вариант — поведение было (неосознанно) сформировано родителями обычным методом положительного и отрицательного подкрепления.

Ребенок от 6 до 12 лет.

С мамой тянет поговорить, посекретничать, побыть с нею рядом и может быть ей помочь, даже если не очень нужно. Когда мамы нет, немного скучно, а когда непонятно, почему ее так долго нет — становится тревожно, беспокойно: «Что случилось?»

[3]

Варианты неблагополучных ситуаций с привязанностью ребенка к матери

Возраст — с 1 года до 12-13 лет, до подростковый возраст.

  • Обычная больная привязанность


Ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.

  • Неровная, с резкими перепадами привязанность

Ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.

  • Недоверие и избегание привязанности
Читайте так же:  17 препятствий на пути к женственности

Ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой.

Эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.

Дети без привязанности к матери

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если у младенца есть мама, и рядом с ним именно она, то младенец без привязанности к маме — это странно и скорее признак какого-то нарушения. Если же младенцем в большей степени занимается бабушка (или кормилица, или папа), то скорее всего ребенок будет привязан к ним, а не к маме. И это естественно и нормально.

Другое дело, если это уже не младенец, а ребенок. Как относиться к тому, что ребенок как-то не привязан ни к матери, ни к кому-то из взрослых, которые рядом с ним и о нем заботятся? — Это вопрос не простой, хотя бы потому, что есть дети без любви и без привязанности, а есть дети с любовью и без привязанностей. См.→

РЕБЕНОК БЕЗ ПРИВЯЗАННОСТИ

Ребенка без привязанности можно узнать по выражению его личика; точнее, по отсутствию всякого выражения. Он не ищет зрительного контакта, не пробуждает теплых чувств у тех, кто смотрит на него, чувств, которые непременно вызывают у вас «привязанные» дети. «Потерянный» – вот какую характеристику ребенка без привязанности нам однажды довелось услышать. Такого ребенка также отличает некая одеревенелость, как будто ему привычнее устраиваться на детском стульчике, чем у мягкого родительского плеча.

Подрастая, ребенок без привязанности только и делает, что безобразничает, шалит, плохо себя ведет, и его постоянно отчитывают; или же такой ребенок отключается от внешнего мира и замыкается в себе. Такого ребенка называют упрямцем, озорником, плаксой, в общем – это испорченный ребенок. Неудовлетворительное поведение такого ребенка является в действительности стратегией, нацеленной на обретение связи. Ребенок без привязанности не знает, как вернуть себе чувство благополучия. Ему трудно обрести связь, потому что он не очень-то хорошо представляет, чего он лишился. Подобная ситуация ведет к «ремонтным работам» со стороны родителей, которые, вероятно, будут тратить много времени на посещение врачей и консультантов.

У ребенка без привязанности меньше стимулов порадовать кого-то; такой ребенок доставляет намного меньше удовольствия окружающим. В результате родители, не имеющие связи с ребенком, не находят удовлетворения в роли воспитателей и ищут самореализации на профессиональном поприще и в установлении прочих отношений, из которых ребенок исключен. Родители и ребенок все больше отдаляются друг от друга. «Привязанный» ребенок пробуждает радость у окружающих, он всегда находит себе друзей – ребенка без привязанности сверстники нередко сторонятся. Он отталкивает даже людей, которые могли бы помочь ему обрести привязанность. Эмоционально богатые становятся богаче, эмоционально бедные – беднее.

Благодаря советам специалистов не имеющие между собой связи дети и родители начинают сближаться друг с другом, и в таких семьях утверждается способ воспитания, выявляющий все лучшее как в детях, так и в родителях. Однако требуется немало усилий для осуществления этой задачи тогда, когда пора ее естественного решения миновала. С новорожденными легче обращаться, чем с шести-девятилетними детьми. Наилучший способ сохранить связь в дальнейшем – это пораньше установить ее. (См. раздел «Как воспитать ребенка, умеющего выражать свои чувства» и раздел «Как обуздывать гнев».)

Родительская привязанность располагает к установлению близких отношений. «Привязанных» ребятишек не спутать с другими. Вы всегда их узнаете. Они обычно внимательно смотрят на людей. Похоже, люди им действительно интересны. Мне нравится устанавливать зрительный контакт с такими детьми, потому что они прекрасно откликаются. Почему они смотрят вам прямо в глаза? Потому что с рождения им комфортно с людьми, и связь эта сформировалась правильно . Их прямой взгляд не напряжен, не пронизывает вас и не заставляет вас отвернуться; это и не пустой взгляд, свидетельствующий о поверхностном внимании. Это как раз та мера сосредоточенности, которая побуждает людей к ответному вниманию.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА И ПРИВЯЗАННОСТЬ [3]

Благополучная жизнь вашего ребенка, когда он вырастет, семейная жизнь и карьера во многом определяются его способностью к установлению близких, дружеских отношений. Психотерапевты, с которыми мы беседовали, говорят, что большую часть времени тратят на пациентов с проблемами в сфере установления близости и что терапия в основном нацелена на воссоздание связи «родитель – ребенок». Поскольку «привязанные» дети подрастают, привыкая устанавливать связь с людьми вместо того, чтобы привязываться к вещам, эту способность к установлению близких отношений они несут с собой во взрослую жизнь. Не одну ночь я наблюдал за двухлетней малышкой Лорен в кровати у Марты – ребенок почти прижимался к матери. Даже в таком раннем возрасте Лорен усваивала ценный урок на всю жизнь – умение держаться как можно ближе к другим.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ

Важно не упустить время. Развивающийся ребенок стремится поступать самостоятельно и чувствовать себя независимым. Ребенок может занять позицию протеста: «Нет, я сделаю это сам!» На этой ступени конфликты между родителями и ребенком почти неизбежны. Потом дети делают шаг назад – на позицию примирения, – когда возвращаются под «родной кров» за эмоциональной подпиткой. На этой-то ступени дети особенно податливы, и с ними можно восстановить связь. Не упустите момент. Например, ребенок сидит рядом с вами на диване, где вы читаете журнал. Перестаньте читать и переключите внимание на ребенка. Ваш подросший ребенок просит рассказать сказку на ночь – из тех, что он слушал ходунком, – и намекает, что хотел бы разочек поспать в вашей комнате; откликнитесь на просьбу. Если ребенок увязался за вами, не упустите случай привязать его к себе покрепче! Но если вы пытаетесь привязать его, когда он рвется от вас, вы, скорее всего, встретите сопротивление.

Исцеление внутреннего ребенка или шаг на встречу к себе.

Внутренний Ребенок – это часть нашей психики, нашей личности, которая выражает образ нашего истинного «Я», потенциал личности, ее уравновешенность, целостность и жизнеспособность, непосредственное самовыражение, умение найти выход из любой ситуации, принятие и открытость миру.

Человек со здоровой частью ( Внутренним Ребенком) ведет себя непринужденно, творчески, игриво и радостно. Он умеет искренне смеяться над самим собой и тем, что с ним происходит. Он в гармонии с собой и окружающим миром.

Читайте так же:  Здоровая привязанность или любовная зависимость

В каждом из нас живет Внутренний Ребенок. Это девочка или мальчик, у каждого внутреннего ребенка свой возраст, чаще это возраст, когда возникла рана, когда он начал испытывать боль. Иногда это целый детский сад, если травматичных эпизодов было много.

Все, что нужно ребенку – это полное принятие его как личности, понимание и удовлетворение его истинных потребностей, закладывание позитивных образов себя и будущей жизни. Если родители обеспечивают ему эти условия, ребенок благополучно взрослеет и становится счастливым и успешным человеком, реализуя свой творческий потенциал. Если же потребности ваших родителей не были удовлетворены, когда они были детьми, им трудно будет удовлетворить ваши потребности. Ну это конечно в идеале, в реальности все мы травмированы, кто в большей, кто в меньшей степени.

Родители могут высмеивать своих детей, не позволять им выражать свои истинные чувства. Им трудно уважать своих детей как отдельных личностей. В результате они лгут, бьют, угрожают им, изолируют их, не верят, презирают, принуждают, унижают и вторгаются в их личное пространство: «Руки у тебя не из того места! Да кому ты такая нужна! Лучше бы тебя не было! Лучше бы я сделала аборт, как собиралась! Я ради тебя всем пожертвовала, а ты…!»

В подсознании такого ребенка формируется негативный образ себя. И тогда многие отрекаются от себя еще в детском возрасте. Мы больше не хотим иметь ничего общего с этим перепуганным и глупым ребенком. Так возникает непринятие себя и нелюбовь к себе. Теряется контакт с собой настоящим – внутренним ребенком и мы перестаем слышать себя.

«Раненые» дети вырастают и начинают самостоятельную жизнь. Но они только выглядят взрослыми. Они страдают от бесчисленных ран, залечить их нелегко, но легко тронуть и разбередить уже во взрослом возрасте.

Почти каждый ребенок дает себе “тайную клятву” в том, что, когда вырастет, не будет говорить своим детям тех слов или совершать поступки, которые говорили или совершали по отношению к нему. К сожалению, многие став взрослыми, убеждаются, что нарушают эту клятву, говорят или делают по отношению к своим детям именно то, что делали по отношению к ним, и часто используют те же самые методы или слова. Почему же так происходит?

Во внутренней структуре нашей психики есть еще Внутренний Родитель — это проэкция наших реальных родителей, образ. и может так случиться, что уже и реальных родителей и на свете уже нет. Но в психической структуре человека «Внутренний родитель» все еще «воспитывает» Внутреннего ребенка.

Такой порочный круг жестокости будет беспрепятственно передаваться от поколения к поколению, если не изменить эту модель. Для этого необходимо исцелить своего внутреннего ребенка. В этом может помочь терапия и хороший специалист.

А можно очень долго холить и лелеять свои раны и шрамы. Это дает ряд преимуществ. Можно не взрослеть, не брать ответственность за свою жизнь «назло маме». Можно бесконечно что-то доказывать – и так вроде появляется цель в жизни. И очень часто мы именно этим и занимаемся. Мы постоянно вспоминаем, как несправедливо к нам относились родители. Как нас обижали или унижали. И здесь я не оправдываю родителей, это их ответственность, а наша ответственность сделать счастливой (на сколько это возможно) свою жизнь счастливой из того «наследства» что нам досталось.

Положение маленького обиженного ребенка может быть очень выгодно. Если бы не одно но, пока мы жуем свои обиды и претензии, наша жизнь проходит. Мы не можем жить полной жизнью. Не можем быть собой. Не умеем строить отношения. Становимся не самыми лучшими родителями. Можно ничего не делать в своей жизни и всю ответственность за это складывать на родителей. Ведь гораздо проще ничего не делать – а крайние уже найдены. Да наши родители дали нам меньше, чем нам нужно было, и это невосполнимо уже…Наша задача принять то, что они дали, а остальное сделать для себя самостоятельно, позаботиться о себе.

Можно взять листок бумаги и написать все то, что мы не получили от родителей, в чем мы нуждались, писать столько, сколько пишется, чтоб ничего не забыть, может быть тебе не хватит даже листа на это, возьми еще один. После чего в самом верху листочка пишем: «Это я могу сделать для себя сама». Перечитываем список…

Найдите те уроки, которые преподнесли родители, в них однозначно есть ресурс для вас и вашей дальнейшей жизни, а может и наша Миссия…

Примите своих родителей такими, какие они есть. В некоторых случаях это действительно может быть сложно, если в детстве был пережит очень травмирующий опыт. Они люди со своим жизненным опытом, характером, замарочками, со своими слабыми и сильными сторонами. Они люди и как и все — не идеальны….Возможно у них было далеко не радужное детство. Скорее всего, у родителей нет того, что нам нужно. И именно поэтому они этого не дают. Просто у них нет этого. Они сами не получили этого потока. Их самих никто не долюбил в детстве. Но все-таки они много дали нам. Все, что могли. Иногда – только жизнь. Но ведь и это – уже ценный дар и бесценный урок.

Перестать ждать, что они изменятся. Принять, что так будет всегда. Даже если это безумно больно признать. Найти источник, которым можно заполнить дефицит, ведь мир изобилен. И в нем есть то, что вам нужно. Более того, этого очень много – и хватит на всех. Нужно учиться заботиться о себе, видеть ресурс для удовлетворения своих потребностей, и позволять себе усваивать. Иногда это долгий процесс требующий поддержки психолога, психотерапевта.

Чего вам больше всего хочешь от родителей? Любви? Понимания? Поддержки? Ищите это там, где этого много. Ведь кто сказал, что все это мы должны и можем получить только от родителей? Через родителей мы получаем свою жизнь – и это уже более чем ценно.

Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)

С рождения до 6 месяцев: каждому товарищ

Новорожденный ребенок не может понять с самого начала, как устроен мир. Каждый раз, когда мама его берет на руки, малыш узнает ее запах, прикосновения, голос, и вскоре начинает понимать, что за ними следует ласка и кормление.

Таким образом, ребенок вносит маму в пределы своего маленького мира. Он может ее отличить от остальных людей по голосу, запаху, ласковым прикосновениям.

Читайте так же:  Игровая психотерапия с детьми

Примерно в 3 месяца ребенок четко распознает ее лицо, в котором раньше он лишь улавливал знакомые черты. Также он оживленно отвечает на мамино приближение, выделяя ее от других людей. Однако, на протяжении всего полугода ребенок дружелюбен и улыбается каждому, а также позволяет всем держать себя на руках.

Родителям доставляет особенное удовольствие слушать от знакомых о том, какой их ребенок дружелюбный. Однако, на фоне общего дружелюбия, ребенок постепенно все больше и больше привязывается к своей маме.

Полгода: страх незнакомцев

Примерно в полгода поведение младенца меняется очень сильно. В это время ребенок очень привязан к маме, он хочет видеть ее и только ее, и начинает плакать при приближении незнакомцев. Мама становится его безопасным убежищем. Отец, бабушки и дедушки могут почувствовать себя ненужными. Отцу может быть неприятно осознание того, что ребенок не желает проводить с ним время. Старшие родственники могут быть озадачены и обеспокоены тем, что их ангелочек больше не светится от радости, сидя у них на коленях. Ребенку не нравится находиться вдали от мамы, поэтому он начинает плакать всякий раз, как она далеко.

В таком поведении нет ничего неправильного, оно не означает, что ребенок испортился. Необходимый шаг в развитии малыша – научиться распознавать чужих.

В течении предыдущих месяцев его мама разделяла горести и радости крохи, ухаживала за ним во время болезни, оказывала поддержку в овладении своим телом, понимала его без слов. Это, а также физический контакт позволили стать маме главным человеком в жизни ребенка, с которым ему нравится проводить время больше всего.

Сейчас малыш знает, что кроме него и мамы есть целый мир, и пока еще боится его. Поэтому он обращается за поддержкой к человеку, к которому он так сильно привязался. Кого-то кроме мамы ребенок видеть не желает, но это временно.

Эта фаза «узнавания своих и чужих» может смутить и утомить родителей, но она является нормой и обязательным условием социального и эмоционального развития. Это первый шаг, который делает ребенок на пути к тому, чтобы научиться различать чужих и тех, кого он по-настоящему любит. Также эта способность поможет построить прочные отношения во взрослой жизни.

После 9 месяцев: построение настоящих взаимоотношений

Страх перед чужими длится от 2 до 8 недель. В течении этого периода ребенок может замкнуться даже от отца. Однако между 8 и 9 месяцами он снова возобновит отношения с папой, но в более зрелом смысле. Степень привязанности ребенка к отцу зависит от того, насколько тот вовлечен в процесс ухода за малышом. Ребенок может узнавать отца и любить играть с ним, но все же нередко он занимает не такую близкую позицию, как мама, поскольку роль добытчика в семье предполагает меньшую занятость в повседневных заботах. Отец становится гораздо более значимым в глазах ребенка по прошествии нескольких месяцев, или даже лет.

Постепенно ребенок устанавливает более тесные отношения с другими членами семьи или близкими друзьями родителей, но привязанность ребенка определяется степенью вовлеченности взрослого. Поведение малыша по отношению к взрослым вне семьи очень сдержанное. Сейчас он четко определяет разницу между близкими родственниками, дружелюбными знакомыми и незнакомцами. Кровное родство не имеет для него значения. Его отношения с соседом могут быть ближе, чем с бабушкой, которая живет далеко.

К концу первого года ребенок умеет ползать, а иногда и ходить, интересуется окружающим миром, храбро проходит несколько метров без мамы и папы, но сразу возвращается под их защиту, как только видит место, несущее потенциальную опасность, а также если он устал или поранился; дружелюбный к знакомым людям даже вне семьи, но не без разбора, каким он был в 4 или 5 месяцев.

Старше года

В течении 2 и 3 года привязанность ребенка к родителям становится понятнее. В его отношении к ним появляется новый аспект отдачи любви взамен. Ему хочется делиться, даже если у него есть только кусочек засохшей булочки. Малыш проявляет беспокойство, если ему кажется, что родитель поранился или чем-то расстроен. В таких случаях ребенку хочется оказать поддержку, он может поцеловать в знак утешения. В этом возрасте дети учатся любить.

По мере взросления родители начинают ожидать более сдержанного поведения, а поскольку ребенок любит своих маму и папу, он не хочет разочаровать их ожидания и делает, что говорят ему взрослые. Постепенно от него начинают ждать, что он сам справится с разочарованием, научится ходить в туалет и вместо необдуманных действий сначала будет все проговаривать.

Ребенок может принять ограничения, поскольку их налагают те, кого он так любит. Он хочет чем-то порадовать родителей, хочет быть с ними в гармонии, хочет быть на них похожим. Родители связаны с ребенком, с пониманием относятся к внутренней борьбе ребенка, и дают ему время. Они терпеливы и в любой момент готовы приободрить своего сына или дочь в их стремлении вести себя подобающим образом.

Сначала ребенок делает то, что ему говорят, только потому, что ему об этом напоминают. Спустя немного времени многие шаблоны поведения перенимаются и становятся естественны для ребенка, что формирует основу поведения в обществе вне семьи.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источники


  1. Ижванова, Е. М. Проблемы детско-родительских отношений / Е.М. Ижванова. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 90 c.

  2. Маркова, Надежда Ошибки аиста. Только хорошие новости. Неделя за неделей. Пространство рождения. Безопасные роды (комплект из 4 книг) / Надежда Маркова и др. — М.: ИГ «Весь», 2011. — 816 c.

  3. Дж. Кинг Мужчина и женщина. Путь к гармонии. — М.: Гриф, 1997. — 432 c.
  4. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие / В.Г. Крысько. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. — 200 c.
  5. Лопатина, А. Беседы и сказки о семье. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. — М.: Философская Книга, 2015. — 176 c.
Непройденные шаги или привязанные дети
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here