Нестандартное школьное образование

Сегодня обсуждаем тему: нестандартное школьное образование с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

15 удивительных национальных особенностей школьного образования, в которые трудно поверить

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Папуа – Новая Гвинея

Далеко не во всех странах мира школьники обязаны носить специальную строгую форму. В некоторых местах одежда вообще не обязательна. В качестве примера можно привести провинциальные школы в Папуа – Новой Гвинее, где учащиеся ходят на занятия в национальном костюме – голышом.

В Индии родители школьников очень переживают по поводу результатов экзаменов своих чад. Они понимают, что наличие аттестата открывает определенные возможности, а потому всячески стараются помочь детям на экзаменах.

И часто можно увидеть удивительную картину, как взрослые люди карабкаются по оконным решеткам на верхние этажи школы, чтобы подсказать своим детям правильные ответы на экзаменационные вопросы.

В то время как наших детей часто трудно вообще выгнать из дома в школу, в некоторых странах дети преодолевают невероятные препятствия, чтобы утром успеть на занятия. К примеру, индонезийские школьники из небольшой деревни Левак вынуждены каждый день преодолевать очень опасный подвесной мост, который так и норовит сорваться в реку.

Впрочем, далеко не все отдаленные районы могут похвастаться даже опасным, полуразрушенным мостом. А потому дети вынуждены преодолевать водные препятствия, кто как может.

Примером стойкости на пути к знаниям могут послужить эти филиппинские дети, которые ежедневно плавают в школу на надувном скате от грузового автомобиля.

А для некоторых школьников из экзотических стран и регионов ежедневный поход в школу может быть невероятным приключением. Например, несколько колумбийских школьников каждое утро пересекают реку Рио Негро по 400-метровой канатной дороге. Это достаточно опасно как для детей, так и для взрослых, но другого пути нет.

В индийском городе Муршидад существует одна из самых необычных в мире школ. При отсутствии нормального государственного образования для жителей трущоб школьное дело в свои руки взяли сами дети, которым удалось почерпнуть знания на стороне.

Эту школу основал девятилетний Бабар Али. Он начал обучать малышей тому, что сам смог выучить в государственном образовательном учреждении. После к нему присоединились и другие волонтеры, также юного возраста.

А в Швеции существует сеть из тридцати учебных заведений, созданных организацией Vittra. Они совершенно не похожи на классические школы. Там нет жесткого расписания, домашних заданий и огромных нагрузок. Дети занимаются в радость, а учителя пытаются найти отдельный подход к каждому ребенку, чтобы максимально развить его таланты и умения.

Еще одна школа, организованная для бедных детей волонтерами в Индии. Она расположена в городе Нью-Дели и находится под автомобильной эстакадой.

Конечно, ни о каком системном и качественном образовании в этой школе речь не идет. Добрые люди учат детей азам чтения, счета и английского языка – навыкам, без которых невозможно стать полноценными членами общества.

В России живет большое количество кочевых северных народов, поселения которых разбросаны по огромному пространству тундры. Чтобы обеспечить право на образование детям оленеводов, региональное правительство Ненецкого Автономного округа создало специальную школу-интернат, куда в конце августа свозят на вертолетах малышей со всей округи. Домой они вернутся только перед Новым Годом.

Непал является одной из самых живописных стран мира. Чтобы ученикам школ, находящихся в высокогорье, не сидеть в тесных классах, когда вокруг такая красота, учителя проводят некоторые занятия прямо на свежем воздухе, расположив малышей не за партами, а прямо на траве.

Волонтеры со всего мира построили для детей из трущоб города Макоко в Нигерии необычную плавающую школу. Дело в том, что эти малыши живут в домах, расположенных на воде – так их родителям не нужно платить налог за землю.

[2]

При этом плавает не только само здание школы, но и разные технические сооружения. В том числе, на плавающих платформах расположены места для прогулок и игр.

Часто индийские родители не могут отдать детей в школу, потому что там совершенно нет свободных мест – учебные заведения невероятно переполнены. В качестве иллюстрации к данному факту можно привести фотографию давки при входе в одну из школ в Нью-Дели.

Сектор Газа

Небольшой перенаселенный клочок земли в Палестине, известный как Сектор Газа, нередко становится местом военных действий. При этом снаряды часто попадают в гражданские объекты, в том числе, в школы. Однако даже полуразрушенное состояние зданий не является предлогом для отмены занятий в этих учебных заведениях.

Некоторые заключенные в американских тюрьмах, действительно, становятся на путь исправления. И самый верный способ начать после освобождения новую жизнь – закончить во время заключения школьное образование. Ведь ни для кого не секрет, чтобы среди преступников рекордно высокий уровень людей без аттестатов.

Северная Корея

Помимо основных предметов в школах Северной Кореи большое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей. При этом одним из основных китов северокорейского национального самосознания является антиамериканизм.

Школьники в КНДР заучивают стихи и песни о ненависти к США, а также учатся стрелять в изображения американских солдат и представителей крупного бизнеса.

Далеко не все школы в мире одинаково скучны. Существуют по-настоящему неординарные учебные заведения, которые совершенно не вкладываются в наше представление о том, какими они должны быть. Мы подготовили рассказ про 10 самых необычных школ, каждая из которых вас чем-то удивит .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

6 необычных уроков, которые преподают в зарубежных школах

Школьное образование может быть небанальным и очень интересным. Пример этому – необычные уроки, которые преподают в зарубежных школах.

Все чаще родители и даже учителя говорят о минусах школьного образования в Украине. Система устарела, учебники не дают нужных знаний и так далее. Безусловно, многое зависит и от родителей и самих детей, но в школьном образовании важно заинтересовать ученика. И в зарубежных школах умеют это делать! Без математики и литературы не обойтись, но иногда эти уроки, которые могут казаться школьникам скучными, за границей разбавляют нестандартными предметами. Например, в Японии в программе школьного образования присутствует урок любования природой, а в Австралии детей учат серфингу.

Школьные уроки в Японии: любование природой

В Японии есть замечательный урок — любование природой. Суть его в том, чтобы научить школьников ценить эстетическую составляющую внешней среды, которую за изобилием компьютеров и прочей техники дети просто разучились замечать. За преуспевание в наблюдении за флорой и фауной, как и в математике или географии, обязательно ставятся отметки и даже сдаются экзамены.

Читайте так же:  Как дружить с негативными эмоциями

Школьные уроки в Башкирии: пчеловодство

В Башкирии существует более сотни школ, которые имеют собственные пасеки. На уроках пчеловодства детей учат ухаживать за ульями и собирать мед. Эти уроки также учат детей быть терпеливыми, внимательными и аккуратными.

Школьные уроки в Израиле: кибербезопасность

Жизнь современного человека все больше перемещается в интернет, и израильтяне решили как следует позаботиться и о безопасности интернет-жизни. На уроках «теории и практики кибервойн» учат, как стоит вести себя в интернете, как правильно реагировать на комментарии в блогах и соцсетях, а отдельные темы посвящены зависимости от игр. Такие уроки не повредят и родителям, чтобы понимать, что делать, если ребенок стал жертвой киберзапугивания.

Школьные уроки в Армении: народные танцы

Народные танцы — настоящая гордость Армении. Здесь их около полутора тысяч, и у каждого своя история и свой особый смысл. Поэтому армянским учителям показалось мало обычных уроков родной культуры, и с 2013 года они решили сделать обучение народным танцам обязательным школьным предметом.

Школьные уроки в Австралии: уроки серфинга

С целью сохранить титул главного центра покорителей волн в Австралии были введены школьные уроки серфинга. Власти страны позаботились, чтобы ни на одном из пляжей случайно не появился приезжий, который катается лучше местных. Такие же уроки введены и на Гавайях.

Школьные уроки в США: научные открытия

В США после теоретического курса всем ученикам дают одинаковое домашнее задание, смысл которого — что-то изобрести. На его выполнение выделяется целый год. Затем следует презентация результатов работы перед всем классом, обсуждение успешности и актуальности проекта, и в конце концов выставляется годовая оценка.

Карта альтернативных (не)школ Москвы и МО

Семейные и альтернативные (не)школы здесь постоянно обновляются, а число школ увеличивается. В комментариях каждый может рассказать о своем проекте (и мы добавим его в карту). Последнее обновление: январь 2019 года. Оставить отзыв о любом из этих проектов можно здесь http://ddbo.ru/news/отзывы-о-семейных-школах ЦАО ЮЗАО ЮВАО

Карта альтернативных (не)школ Москвы и МО

Семейные и альтернативные (не)школы здесь постоянно обновляются, а число школ увеличивается. В комментариях каждый может рассказать о своем проекте (и мы добавим его в карту). Последнее обновление: январь 2019 года. Оставить отзыв о любом из этих проектов можно здесь http://ddbo.ru/news/отзывы-о-семейных-школах ЦАО ЮЗАО ЮВАО

4 причины не называться частной школой, если ею не являешься

Собрала уже целую коллекцию псевдочастных школ! Вот ведь поветрие! Инициативу далеко не самых лучших московских образовательных проектов активно подхватывают в регионах. Вот целых четыре причины, почему не стоит так делать. Первая. Я не раз уже убеждалась, что не может быть

4 причины не называться частной школой, если ею не являешься

Собрала уже целую коллекцию псевдочастных школ! Вот ведь поветрие! Инициативу далеко не самых лучших московских образовательных проектов активно подхватывают в регионах. Вот целых четыре причины, почему не стоит так делать. Первая. Я не раз уже убеждалась, что не может быть

Для всех, кто развивает образование в России

Некоммерческое партнерство «Лига образования»* получило президентский грант для работы над созданием «Навигатора семейного образования». Это будет новый масштабный информационный ресурс, где планируется собирать полезную информацию о семейном образовании. Предполагается, что это позволит каждому находить информацию, друзей, единомышленников, помощников, педагогов, родителей,

Для всех, кто развивает образование в России

Некоммерческое партнерство «Лига образования»* получило президентский грант для работы над созданием «Навигатора семейного образования». Это будет новый масштабный информационный ресурс, где планируется собирать полезную информацию о семейном образовании. Предполагается, что это позволит каждому находить информацию, друзей, единомышленников, помощников, педагогов, родителей,

Рынок образовательных услуг

Какая все-таки странная ситуация сложилась сейчас в мире альтернативного образования. Теперь это — рынок образовательных услуг. Мы все вместе несколько лет вкладывались разными способами в создание разных информационных ресурсов в сфере альтернативного образования. Так появился журнал о семейном образовании, у

Рынок образовательных услуг

Какая все-таки странная ситуация сложилась сейчас в мире альтернативного образования. Теперь это — рынок образовательных услуг. Мы все вместе несколько лет вкладывались разными способами в создание разных информационных ресурсов в сфере альтернативного образования. Так появился журнал о семейном образовании, у

Орфографический курс «16+»

17-21 августа в Москве состоится очередное образовательное событие Ольги Соболевой. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ КУРС «16+». Усвоить правила русского языка — довольно трудная, а для многих даже занудная задача. Посмотрим на орфографию с менее привычной стороны — будем больше обращаться к своему чутью

Орфографический курс «16+»

17-21 августа в Москве состоится очередное образовательное событие Ольги Соболевой. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ КУРС «16+». Усвоить правила русского языка — довольно трудная, а для многих даже занудная задача. Посмотрим на орфографию с менее привычной стороны — будем больше обращаться к своему чутью

Все, что вы хотели знать про аттестующие школы

Аттестации. Те, чьи дети ходят в школы и получают образование, сидя за партой, даже слова-то такого не знают. Но как только вы задумываетесь об альтернативе, то понимаете, что школа, отпускающая ученика в свободное плавание, стремится все-таки проверять его знания. Сдавать

Все, что вы хотели знать про аттестующие школы

Аттестации. Те, чьи дети ходят в школы и получают образование, сидя за партой, даже слова-то такого не знают. Но как только вы задумываетесь об альтернативе, то понимаете, что школа, отпускающая ученика в свободное плавание, стремится все-таки проверять его знания. Сдавать

В этом году мы причастились к таинству ОГЭ. Первый опыт запомнился не столько деталями самого экзамена, сколько дурацкими косяками организаторов. Самый огромный и непоправимый косяк состоял в том, что некоторым детям по невежеству максимально усложнили прохождение первого задания — изложения.

В этом году мы причастились к таинству ОГЭ. Первый опыт запомнился не столько деталями самого экзамена, сколько дурацкими косяками организаторов. Самый огромный и непоправимый косяк состоял в том, что некоторым детям по невежеству максимально усложнили прохождение первого задания — изложения.

Есть ли жизнь без школы?

Этот сайт — для тех, кто решился взять на себя ответственность за обучение своих детей, доверив его профессионалам, а не государственным школам. Разве есть жизнь без школы? Я знаю, это звучит как «жизнь после смерти». Когда моя дочь училась в

Есть ли жизнь без школы?

Этот сайт — для тех, кто решился взять на себя ответственность за обучение своих детей, доверив его профессионалам, а не государственным школам. Разве есть жизнь без школы? Я знаю, это звучит как «жизнь после смерти». Когда моя дочь училась в

Прививки: запугать, обмануть или заставить?

Семейное образование и прививки. Какая связь? Семь лет назад московские власти отняли деньги у родителей, обучавших своих детей самостоятельно, в семье. Это было сделано, чтобы уничтожить семейное образование. Но когда люди почувствовали репрессии со стороны чиновников, они не перестали защищать

Читайте так же:  Имеет ли наш партнер право на лево

Прививки: запугать, обмануть или заставить?

Семейное образование и прививки. Какая связь? Семь лет назад московские власти отняли деньги у родителей, обучавших своих детей самостоятельно, в семье. Это было сделано, чтобы уничтожить семейное образование. Но когда люди почувствовали репрессии со стороны чиновников, они не перестали защищать

[1]

Где сдавать аттестации?

Началась весенняя суматоха по поиску школ. Разных: прежде всего аттестующих, но и семейных, частных, дистанционных, а также госшкол, практикующих очно-заочные формы обучения и вообще совмещение форм. Где же все-таки сдавать аттестации? Многие частные школы готовы принимать детей на заочное обучение.

Где сдавать аттестации?

Началась весенняя суматоха по поиску школ. Разных: прежде всего аттестующих, но и семейных, частных, дистанционных, а также госшкол, практикующих очно-заочные формы обучения и вообще совмещение форм. Где же все-таки сдавать аттестации? Многие частные школы готовы принимать детей на заочное обучение.

Государство и альтернативные школы

Законодательно в России альтернативные школы не существуют. У нас есть госшколы, частные школы и есть дети, получающие образование в семейной или заочной форме. Школы и вообще любые юрлица (даже ИП, если нанимает других педагогов), занимающиеся обучением, должны иметь образовательную лицензию.

Государство и альтернативные школы

Законодательно в России альтернативные школы не существуют. У нас есть госшколы, частные школы и есть дети, получающие образование в семейной или заочной форме. Школы и вообще любые юрлица (даже ИП, если нанимает других педагогов), занимающиеся обучением, должны иметь образовательную лицензию.

Как вырваться из школьного ада?

«Очень волнует вопрос о том, как перейти из обычной школы в альтернативную. Всю бессмыслицу сегодняшнего образования поняла уже давно. Как можно вырваться из этого ада?» У меня в почте много таких вопросов. Мало в какой сфере у нас в стране

Как вырваться из школьного ада?

«Очень волнует вопрос о том, как перейти из обычной школы в альтернативную. Всю бессмыслицу сегодняшнего образования поняла уже давно. Как можно вырваться из этого ада?» У меня в почте много таких вопросов. Мало в какой сфере у нас в стране

Семейные школы-2019

Исполнилось четыре года нашему «Клуб семейных (не)школ» — проекту, созданному в целях обмена опытом в родительских объединениях. Мы завоевали доверие как обучающие сообщества и объединяем родителей и педагогов, которым важно сделать образование детей действительно качественным — прежде всего для своих

Семейные школы-2019

Исполнилось четыре года нашему «Клуб семейных (не)школ» — проекту, созданному в целях обмена опытом в родительских объединениях. Мы завоевали доверие как обучающие сообщества и объединяем родителей и педагогов, которым важно сделать образование детей действительно качественным — прежде всего для своих

25 гениальных идей для каждого учебного заведения

Мы покажем вам самые классные и по-настоящему гениальные идеи с разных учебных заведений по всему миру, которые помогают сделать процесс обучения школьников и студентов интереснее и веселее.

Современное учебное заведение – это не только место, куда приходишь, чтобы отсидеть уроки «потому что так надо». Это еще и место, в которое идешь с большим удовольствием и улыбкой на лице, где хочется проводить время с друзьями-одноклассниками, учить уроки и заниматься научной деятельностью. Это доказывают различные детские садики, школы и вузы по всему миру, которые всеми способами пытаются сделать процесс обучения увлекательным.

Все больше современных школ внедряют умные технологии и смелые идеи на практике в своих зданиях, чтобы облегчить жизнь ученикам и учителям. Было бы очень здорово, если бы такие находки были в каждом учебном заведении Украины. А пока мы только начинаем свой путь в реформе украинского образования, предлагаем вам взглянуть на эти самые крутые решения.

1. В Мюнхенском технологическом университете установили специальные трубы, чтобы студенты могли быстрее и веселее попасть с верхнего этажа на нижний.

2. В школе такая идея тоже уместна: из класса прямо на игровую площадку!

3. В одном из детских садов Японии есть специальная система сбора дождевой воды, чтобы дети могли поиграть в лужах.

4. А этот японский садик построен вокруг дерева. И детям веселье, и природа сохранена!

[3]

5. Формулы и периодическая система химических элементов на школьном потолке.

6. Мансардное помещение в математическом корпусе университета украшено спиралью Фибоначчи.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

7. Дверцы шкафчиков стилизированы под книги, что создает эффект огромной книжной полки или аллеи книг.

8. Двери в класс математики.

9. Дверной проем с указанием, где ширина, а где — длина.

10. Стулья в математическом классе с бинарным кодом.

11. Зеркало над доской, которое дает ученикам возможность видеть, что делает учитель. Отличная идея для уроков химии или биологии.

12. Периодическая таблица Менделеева на стене с фотографиями образцов.

13. Интересные и необычные часы в кабинете математики или химии.

[3]

14. Лестничные пролеты в школах, помогающие еще раз повторить (или выучить) таблицу умножения.

15. Бесплатный специальный пункт для ремонта велосипедов со всеми необходимыми инструментами.

16. Столы с солнечной панелью, расположенные в школьных дворах, где ученики могут зарядить свои телефоны или планшеты.

17. Школьные калькуляторы, которые будет очень затруднительно украсть.

18. Встроенный в стены степлер для всех желающих скрепить свой реферат или доклад.

19. Нестандартные подходы к рабочему месту школьника/студента.

20. Парты с велотренажером, чтобы дети могли упражняться, когда пожелают. Остается надеятся, что они не слишком шумные и не будут отвлекать во время уроков.

21. Как воодушевить детей сортировать мусор? Поставить контейнеры со смешными героями.

22. Отдельная парковка для скейтбордов.

23. Устройство в библиотеке, которое измеряет уровень шума в помещении.

24. Автоматы, в которых можно купить любые школьные принадлежности. И даже книги.

Четыре примера нетрадиционной школы

Программирование на уроках истории, школа, в которой все играют в компьютерные игры, сократические диалоги онлайн и мечты о школе-автобусе.

Инновации в образовании — это не только применение новых технологий, это ещё и изменение самой структуры учебного процесса под их влиянием. С одной стороны, технологии дают возможность сделать обучение доступным как можно большему количеству человек, меняют форму подачи традиционного материала и помогают наладить интерактивный процесс. С другой стороны, само обучение можно и нужно перестраивать так, чтобы дети не просто пользовались технологиями, как учебником, а осваивали их как инструмент для выполнения различных задач.

Ежегодная конференция SXSWedu (South by Southwest Education conference) в городе Остин, штат Техас, собирает сотни преподавателей, методистов, технологов и инноваторов образования из разных американских штатов. В этом году она проходила с 9 по 12 марта. Онлайн-журнал об образовании The Hechinger Report собрал примеры нетрадиционных школ, сформированных под влиянием технологий, которые попали в поле зрения участников конференции.

Школа, в которой программируют на всех предметах

В прошлом году одна из частных школ штата Массачусетс Beaver Country Day School интегрировала основы программирования в учебную программу по геометрии. В конце учебного года все учителя с 6 по 12 классы включили элементы основ программирования в свои курсы. Это означает, что ученики на уроках литературы осваивают платформы для создания мультфильма по сценам из «Макбета», в то время как на уроках истории визуализируют данные о колониальной Америке. Цель такой интеграции — предоставить ребятам возможность демонстрировать свои знания и достижения различными способами. Кроме того, выполнение заданий с использованием программирования на других уроках позволяет добиться вовлечения ребят в учебный процесс. Ведь они активно самостоятельно работают с материалом, решая задачи, которые напрямую к предмету не относятся.

Читайте так же:  Мама - потерять и обрести

Руководитель математического отделения школы Роб Макдональд, вдохновитель нововведения, считает:

Если мы видим, что программирование — одна из новых базовых вещей в нашем мире, то нет ничего странного в том, что дети изучают его на математике, на английском, истории, химии.

Для программирования используются языки, которые можно найти онлайн в свободном доступе.

Конечно, чтобы успешно использовать программирование на уроках, учителям самим пришлось ему научиться и научиться преподавать азы школьникам. Также пришлось научиться не жалеть времени на это: кажется, что для решения новых задач придётся жертвовать временем, которое могло бы пойти на новый материал. Но это не так, уверяют учителя-экспериментаторы. Обучение программированию — это не упущенные часы, это ещё один способ донести новый материал.

Школа видеоигр

В 2009 году группа преподавателей из Нью-Йорка открыла проект «Quest to Learn» — государственную среднюю школу, в которой всё выстраивается вокруг компьютерных игр и игрового дизайна. Цель инициативы — сделать использование технологий осмысленным и полезным.

Сейчас в школе учатся 650 детей средних и старших классов. Каждый год ученики создают новые игры и работают с разными технологиями, а также знакомятся с образовательным контентом в формате конкурсов и соревнований. Например, в течение одного семестра по математике и естественным наукам шестиклассники помогают уменьшенному безумному учёному, потерявшемуся внутри человеческого тела, перемещаться по системам и писать отчёт для своей лаборатории.

Во время конференции Росс Флэтт, сотрудник Института видеоигр из Нью-Йорка, который является постоянным партнёром новой школы, сказал:

Теперь учитель — это не проводник контента. Это организатор учебного пространства. Обучение превращается в действие. Оно переживается, как игра. Всё интерактивно. Все принимают участие.

Смешанная и перевёрнутая школа

Online High School при Стэнфордском университете открылась в 2006 году, незадолго до расцвета эры МООС, индивидуальных ноутбуков в каждом классе и смешанного обучения. Её основатель Раймонд Раваглиа говорил, что его цель — создать лучшую среднюю школу в мире. Учебные группы школы собираются онлайн дважды в неделю, используя метод сократических бесед, который воссоздаёт атмосферу небольшого колледжа свободных искусств. Перед занятием ученики смотрят лекции онлайн и выполняют традиционные задания, такие как решение математических задач, написание эссе и чтение книг. Таким образом, реализуется модель перевёрнутого класса.

В этом промо-ролике школы, размещённом на официальном сайте, студенты Online High School рассказывают о своих причинах выбора онлайн-образования. Среди них есть музыкант, для которого главное — возможность совмещать учёбу в старших классах с занятиями музыкой, любительница путешествий, которая восхищается тем, что благодаря школе у неё есть друзья из разных частей света, и другие подростки, которые говорят о том, что для них важно активное участие в процессе учёбы и возможность самостоятельно планировать своё время.

Надо полагать, формат обучения в Online High School предполагает, что навыки тайм-менеджмента у студентов развиты не меньше, чем другие таланты.

Мобильный класс для учеников из «группы риска»

Кевин Боман, старший директор по управлению онлайн-продуктами средней школы Penn Foster High School, считает, что не так далеко то время, когда дети из группы риска смогут заказывать автобус-репетитор так же, как сейчас они заказывают пиццу. Это будет автобус с обучающими материалами на борту, чтобы помогать учиться самым разным детям. Боман говорит, что для этого достаточно реорганизовать практики, которые уже существуют.

Где, возможно, в ближайшем времени будет реализован такой проект? Боман считает идеальным городом Детройд. В нем достаточно низкий процент людей, окончивших старшую школу, при этом сильны традиции автомобилестроения. А значит, есть все технические возможности сделать «класс на колёсах», и есть заинтересованная в нём аудитория.

Нужно отметить, что необходимость помощи студентам со сложной жизненной ситуацией в получении образования — актуальная проблема, которая обсуждается многими американскими педагогами и психологами. В контексте этих обсуждений идея мобильного школьного класса особенно интересна, ведь такой автобус буквально привозил бы образование каждому, кто в этом нуждается, но, например, не может позволить себе иметь смартфон или не обладает достаточными навыками самоорганизации для онлайн-обучения.

Приведённые примеры показывают, что нетрадиционная школа, в которой ведущую роль играют технологии — это реальность, которая сейчас успешно воплощается на уровне частных инициатив и становится прецедентом для глобальных изменений.

Нестандартное образование: как учат детей в школе-экстернате

Как грызут гранит науки в школе-экстернате и почему она подходит не всем детям? Об этой набирающей популярность форме обучения мы поговорили с директором частной московской школы-экстерната «XXI век» Светланой Ивановной Бушуевой.

Что такое экстернат

«У нас необычный, нестандартный экстернат. Если рассматривать форму обучения в традиционном понимании, то школа-экстернат, а такие давно существуют в Москве, – это школа в которой дети находятся на семейном или домашнем обучении, либо приписаны к школе и сдают все предметы по сессиям.

На самом деле понятие экстерната очень широкое. Нашей школе 22 года, и мы за это время разработали свой подход к учащимся. Для нас экстернат – это закончить школу чуть раньше (вместо двух или даже трех обычных учебных годов – один). Вторая форма экстерната в нашем случае рассчитана на мотивированных детей, которые четко знают, какую профессию выберут. Это могут быть юные музыканты или спортсмены. Освоить весь объем школьной программы и ежедневно находиться в школе для них нереально из-за наличия дополнительных занятий. Такие дети посещают школу-экстернат по мере возможности и сдают предметы методом погружения.

Третья категория детей – те, которые не могут социализироваться в обычной школе. Это особые дети, им сложно учиться в привычном многим формате. Также у нас получают знания обычные дети, но из семей с определенными религиозными представлениями или с индивидуальной системой воспитания. Находясь на домашнем обучении, они все же должны быть приписаны к какой-то школе. Зачастую государственные школы не готовы работать с такими детьми. Выход – обратиться в школу-экстернат.

Есть еще много дистанционных курсов, которые малоэффективны, потому что в конце обучения ребенок остается без аттестата. Много лет назад мы начали работать в данном направлении. Сейчас аккредитация у школ – на 12 лет, лицензии бессрочные. Отныне можно самим выстраивать образовательную программу с учетом требований госстандартов».

«Рассмотрим случай, когда обучается ребенок из семьи с определенными религиозными убеждениями. Например, из семьи кришнаитов. Как правило, школа в общепринятом понимании не вписывается в ее жизненный клад. Для детей из таких семей необходимо сформировать индивидуальную систему обучения. Вот почему формы обучения в школе-экстернате должны быть разными, ведь у каждого ребенка своя ситуация. Организовать такое обучение в государственной школе, даже самой лучшей, практически невозможно. Это связано с большим количество учащихся и не гибкой системой образования.У школы-экстерната в этом отношении гораздо больше возможностей, чем у государственной.

Читайте так же:  Отношения и обязательства

Нашу школу также посещают дети, которые учатся за рубежом, но не хотят прекращать получать российское образование. Они могут посещать школу-экстернат два-три раза в год.

Мы не сторонники того, чтобы дети редко ходили в школу. Самая стандартная наша форма обучения предполагает посещение школы два-три раза в неделю. У нас есть дети, которые учатся и каждый день, они тоже находятся в системе экстерната и за год получают знания, которые в обычной школе дают детям в течение двух-трех учебных годов.

В российском образовании есть неучтенная категория желающих учиться – это взрослые люди, которые по каким-либо причинам не окончили школу. Просто прикрепиться к образовательному учреждению и потом сдать там экзамены им достаточно сложно. Ведь нужны консультации педагогов. Снова выручает экстернат. Самому взрослому ученику в нашей школе было 38 лет.

К нам поступают также те, кто в свое время купили аттестат, а теперь им не хватает знаний, и те, кто не закончили девятый класс.

Школа — дело добровольное. Об альтернативном образовании в России

Современное образование должно быть разным. И если раньше альтернативы искали педагоги, то теперь к поиску подключились родители.

30 и 31 января в Москве состоится конференция «Альтернативное образование в России. 2016». Состав спикеров мероприятия должен вдохновить тех, кто интересуется, как можно учить детей «по-другому». Здесь будет выступать доктор психологических наук, создатель методики вероятностного обучения Александр Лобок, педагог Дима Зицер, основатель «Эпишколы» Михаил Эпштейн, директор IT-школы Александр Ездов. Участникам расскажут о школе Монтессори, о многоклеточной математике, о смешанном обучении, о проекте InterUrok.ru, который позволяет всю школьную программу изучать через Интернет.

Один из организаторов конференции, Алексей Семёнычев — консультант по вопросам семейного образования. Вообще инициатива проведения подобной встречи возникла из желания родителей, которые решили учить детей не в школе, обмениваться опытом друг с другом и как-то структурировать для себя идеи современного альтернативного образования.

Алексей считает, что поиск альтернативных путей никогда не будет массовым, но современное образование, если оно направлено в будущее, должно быть разным: семейным, традиционным, школьным, смешанным — каким угодно.

Когда мы начали заниматься альтернативным образованием, мы обнаружили, что у нас в стране существует очень много хороших педагогических систем, экспериментов, методик и так далее. Достаточно вспомнить, что педагогика сотрудничества Шалвы Амонашвили — это ещё 1960-е годы. Но проблема в том, что диалога между массовой школой и этими находками почти не происходит. Система образования — одна из самых консервативных.

В самой идее организации массового общего образования заложен драматический конфликт: с одной стороны, оно призвано стать базовым для как можно большего количества детей. С другой стороны, все дети настолько разные, что учить их одинаково просто невозможно. По крайней мере, это неэффективно.

Когда взрослому человеку не нравится работа — он может найти другую, с учётом всех пожеланий от графика до зарплаты. Он может сменить работу просто потому, что ему не подходит коллектив. Или пропала мотивация для развития. Или потому что предложили более подходящее место.

Естественно, что некоторые взрослые, привыкшие выбирать, рано или поздно задаются вопросом: почему мой ребёнок лишён выбора и должен ходить в школу, которая не мотивирует его учиться? Или в школу, которая плохо сказывается на его здоровье? Если взрослые осознают, что лично в хорошем обучении детей в первую очередь заинтересованы они, родители, а не министр образования, они обнаружат, что на самом деле выбор есть.

Пять мифов об альтернативном образовании

Если ребёнок не учится в школе, у него будут проблемы с социализацией.

Действительно, при домашнем обучении организация общения со сверстниками и другими людьми — отдельная задача. Её решают с помощью различных секций, кружков, клубов по интересам. В том числе и для этого родители могут объединяться в так называемые «семейные школы» (хотя правильнее было бы считать их клубами, т.к. они не имеют образовательной лицензии): с одной стороны, объединяясь, проще решать вопросы с репетиторами, с другой стороны, можно проводить совместные внеучебные мероприятия.

Осознание себя как личности, осознание себя в социуме в условиях семейного образования происходит даже раньше, чем в школе. Если сравнивать с нашей взрослой жизнью, то это как постоянная работа и фриланс. Вот вы ходите на работу, там зарплата стабильная, а потом решаете стать фрилансером. С одной стороны, наступает свобода — занимаюсь, чем хочу, в школу не хожу. С другой стороны, понимаешь, что теперь всё зависит только от тебя. Наши дети раньше приходят к мысли, что ты сам отвечаешь за свою судьбу.

Сторонники альтернативного образования балуют своих детей, превращая учёбу в сплошное развлечение.

Согласитесь, есть тысячи способов баловать детей и в традиционной школе. Чего только стоит хорошая учёба за подарки или выполнение домашнего задание за ребёнка. Так что это проблема не системы обучения, а исключительно подхода родителей. Тем не менее, многие признают, что выдерживать баланс между «учёба должна приносить радость» и «ребёнок должен учиться преодолевать трудности» очень сложно, когда ты совмещаешь роль родителя и учителя. На самом деле такой баланс даётся нелегко и профессиональным педагогам, по какой системе они бы ни работали.

Альтернативное образование — это всегда традиционная школа «наизнанку».

Кажется, что, если мы ищем альтернативу классно-урочной системе, главное — отменить уроки по 40 минут, отказаться от предметного расписания, от оценок — и новая система готова. Это не так. Всё-таки главная цель альтернативного образования — найти индивидуальный подход к конкретному ребёнку, с учётом особенностей его развития, а не отменить из принципа привычные вещи.

И занятия по 40 минут, и предметное расписание — это всего лишь способ структурировать образовательную деятельность и придерживаться графика. Даже если ребёнок получает альтернативное образование, этот способ может ему подходить. Предметное обучение позволяет сосредоточиться на главных в его возрасте дисциплинах, например, русском и математике, и оставаться в параллели по уровню знаний с одноклассниками. Это особенно важно, если по состоянию здоровья ребёнку сложно освоить все предметные области. Что касается оценок, то ребёнку важна оценка взрослого, здоровая нарциссическая подпитка его навыков и умений, важно показать свои знания перед сверстниками — всё это называется здоровой конкуренцией. Проблемы начинаются тогда, когда вместе с оценками в журнале ребёнок получает социальную оценку, которая становится клеймом и начинает определять его положение в классе.

Родители не могут знать лучше педагогов, как и чему учить детей, поэтому альтернативное образование вне школы всегда проигрывает в качестве.

Конечно, в случае выбора образования вне школы, родители должны потратить много времени и внимания, чтобы результат был качественным. Но они не должны брать на себя все функции учителей. Их задача — организовать учебный процесс и найти ресурсы, из которых ребёнок будет получать знания. Это могут быть репетиторы, учебники, сайты. Если программу начальной школы можно освоить с помощью мамы и папы, то в средней и старшей школе этого будет недостаточно. В плане выработки образовательной стратегии могут помочь профессиональные тьюторы.

Читайте так же:  Жизнь прекрасна - мечта или реальность

Если мой ребёнок спокойно ходит в школу, мне не нужно знать об альтернативном образовании.

Знать об альтернативном образовании нужно хотя бы потому, что оно позволяет взглянуть по-новому на привычную школу — как на один из способов учить, со своими плюсами и минусами, но не единственно верный. И если у ребёнка вдруг возникают трудности в школе, возможно, даже временное обращение к альтернативному обучению исправит ситуацию.

Если ребёнок оказался на низких позициях в классе и при этом плохо учится, на помощь может прийти альтернативное обучение. Смена окружения, индивидуальный подход к выстраиванию мотивации уберегают от негативных откликов в виде оценок и мнения сверстников. Благодаря альтернативному образованию появляется возможность подтянуть уровень знаний, повысить самооценку и чувство собственного достоинства.

Согласно статье 43 Конституции РФ, основное общее образование обязательно, и его получение детьми должны обеспечить родители или лица, их заменяющие. То есть каждый ребёнок, гражданин России, должен получить аттестат после 9 класса. Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, но при этом устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Закон определяет ответственными за образование ребёнка его родителей (законных представителей), даёт им право выбора, как это образование дать, и определяет стандарты, которым должен соответствовать результат.

Есть несколько вариантов: найти школу с альтернативной методикой преподавания (авторские школы, школы Монтессори, вальдорфские школы, школы-парки и другие), перейти на заочную (или очно-заочную) форму обучения в традиционной общеобразовательной школе или перейти на семейное образование.

Школы с альтернативной методикой преподавания

В этих школах классно-урочной системе противопоставлен свой подход: вместо деления на классы по возрастам могут быть занятия в разновозрастных группах, вместо учебных предметов — междисциплинарные проекты и индивидуальные образовательные маршруты, вместо уроков от звонка до звонка — свободное распоряжение своим временем.

Среди школ, которые работают по давно признанным во многих странах методикам (как, например, вальдорфские школы), есть государственные. Что касается авторских школ, работающих по самостоятельно разработанным методикам — практически все они частные и требуют от родителей финансовых вложений.

Авторские школы появились в России в начале 1990-х. Из самых ярких можно назвать «Эпишколу» Михаила Эпштейна в Санкт-Петербурге и авторскую школу Александра Лобка с воплощённой идеей вероятностного образования в Екатеринбурге.

Рыцарский турнир в одной из вальдорфских школ

С позиции родителей, учёба в таких школах не сильно отличается от традиционной: ребёнок учится в школе под присмотром преподавателей, ответственность за качество образования по-прежнему несёт организация. Совсем другое дело, если родители выбирают для ребёнка заочное или семейное образование.

Заочное обучение по индивидуальному учебному плану

Этот вариант выбирают те, кого устраивает школьная программа, но не устраивает необходимость посещать школу. Ребёнок зачисляется в общеобразовательное заведение на заочную форму обучения. Школа сама составляет индивидуальный учебный план и предоставляет учебные материалы. Часть предметов можно осваивать в школе очно (тогда это будет очно-заочная форма).

Аттестацию ребёнок будет проходить так, как и другие ученики школы. Главная задача родителей при такой форме обучения — обеспечить освоение ребёнком школьной программы. Как это будет происходить — с помощью репетиторов, видеоуроков и онлайн-ресурсов, самостоятельных занятий по учебнику — решают родители.

Семейное образование

Вот тут родители отправляются в совершенно свободное плавание по альтернативным образовательным течениям. С одним лишь условием: ребёнок должен пройти государственную аттестацию после 9 класса для получения аттестата об основном общем образовании и сдать ЕГЭ после 11 класса для получения аттестата о среднем общем образовании. Что касается промежуточных аттестаций, то до 9 класса они необязательны. Но родителям, выбравшим семейное образование, рекомендуют всё-таки проходить их каждый год, чтобы быть уверенным, что разные течения не унесли корабль далеко в сторону от ФГОСа.

К такой форме образования все приходят по-разному: кто-то в силу убеждений, кто-то в силу обстоятельств. Но все родители, взявшие на себя ответственность учить детей вне школы, сталкиваются с похожими трудностями: как найти школу для прохождения аттестаций, как решить проблемы дисциплины, какую программу выбрать, какие методики использовать. Взрослые объединяются в онлайн- и офлайн-сообщества и обсуждают эффективные способы учить детей.

В России вопрос методологии семейного образования стоит остро. С одной стороны, это хороший свободный рынок для альтернативных систем обучения. Если вы придумали способ, который позволяет легко учить детей математике, родители его с радостью начнут пробовать, в то время как в общеобразовательной школе доказать необходимость нового инструмента крайне трудно. С другой стороны, разработчикам образовательных продуктов не хватает каналов, по которым они могли бы заявить о себе родителям. А родителям, в свою очередь, не хватает педагогических знаний, чтобы самостоятельно выбирать методики. Неудивительно, что именно те, кто столкнулся с вопросами семейного обучения, инициируют широкий разговор об альтернативном образовании на всероссийском уровне.

«О, нет! Я забыла социализировать детей!» Сторонники образования вне школы с юмором относятся к реакции окружающих.

Конференции, подобные той, что состоится в культурном центре ЗИЛ, должны стать площадкой, где встречаются родители, разработчики образовательных инструментов (от методик до конкретных продуктов — учебников, веб-сервисов и так далее) и профессиональные учителя, которые учат «не так, как в школе» и готовы делиться своим опытом и пониманием, каким может быть образование.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В оформлении материала использованы кадры из к/ф Клуб «Завтрак», 1985 г., США.

Источники


  1. Клауд, Г. Как спасти свою семейную лодку / Г. Клауд. — М.: Триада, 2010. — 596 c.

  2. Уитон, А. Закон о прощении. Источник любви (комплект из 2 книг) / А. Уитон, Свагито Р. Либермайстер. — М.: ИГ «Весь», 2012. — 640 c.

  3. Костин, Э. Д. Совместимость, межличностные отношения / Э.Д. Костин. — М.: АВТОР, 2012. — 266 c.
  4. Гримак, Л. П. Общение с собой: Начала психологии активности / Л.П. Гримак. — М.: Издательство политической литературы, 2016. — 320 c.
  5. Толстая, Наталья Золотой ключик к счастливому дому / Наталья Толстая. — М.: АСТ, 2014. — 320 c.
Нестандартное школьное образование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here