О чем спросили родители первоклассников

Сегодня обсуждаем тему: о чем спросили родители первоклассников с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Часто задаваемые вопросы родителей первоклассников

— Имеют ли право не принять ребенка в школу, если его родители переселенцы или беженцы без городской прописки?
Дети будут зачислены в школу, если семья прошла регистрацию.

— Могут ли не принять в 1-й класс ребенка, которому не исполнилось 7 лет на 1 сентября?
Это зависит от состояния здоровья ребенка и рекомендаций медиков.

— Может ли администрация школы обязать ученика ходить в школьной форме?
Нет, так как не существует ни одного регламентирующего документа, обязывающего ученика иметь такую форму.

— Законны ли требования администрации школы собирать деньги на ремонт?
Все пожертвования должны быть сугубо добровольными. Лучше всего, если в классе создадут родительский попечительский совет, который будет контролировать расходование собранных средств.

-Как выбрать школу?
Выбор школы зависит от поставленных вами целей. Можно отдать ребенка в любую общеобразовательную школу города. В любом случае, хорошо, если школа будет располагаться недалеко от дома — это удобно для всей семьи. Если вас интересует содержательная сторона учебного процесса, то лучше всего поговорить на эту тему с завучем начальных классов, который ответит на вопросы о программах и учебных комплектах, действующих в школе.
Побеседуйте с завучем о здоровье, усидчивости и ин­дивидуальных особенностях вашего ребенка. Как опыт­ный педагог, он поможет вам подобрать кандидатуру учителя, который вместе с вами в течение четырех лет обучения будет решать возникающие проблемные во­просы.

-Во сколько лет можно привести ребенка в школу?
Если на 1 сентября текущего года вашему ребенку исполнилось не менее шести с половиной лет, а лучше — семь. Именно к этому возрасту почти окончательно фор­мируется кисть руки, что важно для письма. Кроме то­го, в шесть с половиной — семь лет у детей складывает­ся понятийный аппарат, необходимый для заучивания и понимания правил.

Прием детей в первый класс осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» с изменениями и дополнениями, «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-Ф3, «О беженцах» от 07.11.2000 № 135-Ф3, «О вынужденных переселенцах» с изменениями и дополнениями, «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-Ф3, а также Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 и уставом общеобразовательного учреждения.

— На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?
Прежде всего, на умение будущего школьники общаться со сверстниками, ведь 11 лет ему придется не просто учиться в коллективе, но и взаимодействовать с ним. Ре­бенок в семье должен иметь свои небольшие обязанности. Это формирует чувство ответственности перед обществом — семьей, классом. Встречаются семьи, где ребенку многое позволено. Он исподволь руководит родственника­ми, которые потакают ему во всем, считая исключи­тельным созданием природы. Учителю будет очень трудно найти общий язык с такими родителями — они сначала не понимают сложности ситуации, а затем дол­го не признают своих ошибок. Кроме того, будущий первоклассник должен владеть навыками самообслуживания: умываться, переодеваться и обуваться без по­сторонней помощи, содержать в порядке свои вещи.

-Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?
Не обязательно. Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию — не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. В результа­те такого обучения у детей складываются представле­ния о речи, звуках и буквах. Основными умениями при чтении являются понима­ние прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения. Хорошо, если до школы и в 1 классе вы будете читать вместе с ребенком старые добрые сказки, которые помо­гут вам воспитать отзывчивого, чуткого, скромного че­ловека.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ваш ребенок при записи в 1 класс должен:

Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членом семьи.

Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов. Уметь сравнивать группы предметов — больше, меньше или равно.

Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.

Уметь находить в группе предметов лишний — например, из группы «Одежда» убрать цветок.

Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.

Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

Иметь пространственные представления «вверх», «вниз», «под», «над», «из-за», «из-под чего-либо».

Уметь культурно общаться с другими детьми. Слушать старших и выполнять их распоряжения.

-Как правильно организовать дома рабочее место ученика?
Купите первокласснику письменный стол. Тогда ребе­нок сможет сам систематизировать и разложить в ящики стола учебные принадлежности и научится поддерживать порядок на рабочем месте. Лучше, если освещение будят слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону — основной свет должен попадать через верхнюю треть окна. Можно купить первокласснику парту и стул с регулиру­ющейся высотой, а для школьных принадлежностей книжные полки.

Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ре­бенка. При росте 1м — 1 м 15 см высота крышки стола над полом должна быть 46 см, я высота сиденья стула — 26 см. При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула — 30 см. Важно, чтобы ноги ученики стояли на полу, спина прикасалась к спинке сту­ла, а между крышкой парты и грудью ребенка могла про­йти его ладонь.

-Что необходимо приобрести ученику для 1 класса?

1. Обложки для книг.
2. Обложки для тетрадей.
3. Тетради в клетку.
4. Тетради в косую линейку.
5. Веер букв.
6. Веер цифр.
7. Набор геометрических фигур.
8. Счетные папочки.
9. Линейку.
10. Ручки (синяя, зеленая, красная).
11. Простые карандаши.
12. Закладки для книг.
13.Цветную бумагу.
14. Цветной картон .
15. Белая бумага.
16. Ножницы с тупыми концами.
17. Альбом для рисования или папка для чернения формата А4, кисти.
18. Клей.
19. Пластилин, дощечка.
20. Цветные карандаши.
21.Спортивная форма (длинная — для улицы, короткая — для зала), спортивная обувь (кроссовки).

Адрес : г. Орел, ул. Блынского, д.6 тел. (4862)33-32-77

Часто задаваемые вопросы родителей первоклассников

— Имеют ли право не принять ребенка в школу, если его родители переселенцы или беженцы без городской прописки?
Дети будут зачислены в школу, если семья прошла регистрацию.

— Могут ли не принять в 1-й класс ребенка, которому не исполнилось 7 лет на 1 сентября?
Это зависит от состояния здоровья ребенка и рекомендаций медиков.

[3]

— Может ли администрация школы обязать ученика ходить в школьной форме?
Нет, так как не существует ни одного регламентирующего документа, обязывающего ученика иметь такую форму.

— Законны ли требования администрации школы собирать деньги на ремонт?
Все пожертвования должны быть сугубо добровольными. Лучше всего, если в классе создадут родительский попечительский совет, который будет контролировать расходование собранных средств.

-Как выбрать школу?
Выбор школы зависит от поставленных вами целей. Можно отдать ребенка в любую общеобразовательную школу города. В любом случае, хорошо, если школа будет располагаться недалеко от дома — это удобно для всей семьи. Если вас интересует содержательная сторона учебного процесса, то лучше всего поговорить на эту тему с завучем начальных классов, который ответит на вопросы о программах и учебных комплектах, действующих в школе.
Побеседуйте с завучем о здоровье, усидчивости и ин­дивидуальных особенностях вашего ребенка. Как опыт­ный педагог, он поможет вам подобрать кандидатуру учителя, который вместе с вами в течение четырех лет обучения будет решать возникающие проблемные во­просы.

Читайте так же:  Отсутствие внимания

-Во сколько лет можно привести ребенка в школу?
Если на 1 сентября текущего года вашему ребенку исполнилось не менее шести с половиной лет, а лучше — семь. Именно к этому возрасту почти окончательно фор­мируется кисть руки, что важно для письма. Кроме то­го, в шесть с половиной — семь лет у детей складывает­ся понятийный аппарат, необходимый для заучивания и понимания правил.

Прием детей в первый класс осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» с изменениями и дополнениями, «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-Ф3, «О беженцах» от 07.11.2000 № 135-Ф3, «О вынужденных переселенцах» с изменениями и дополнениями, «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-Ф3, а также Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 и уставом общеобразовательного учреждения.

— На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?
Прежде всего, на умение будущего школьники общаться со сверстниками, ведь 11 лет ему придется не просто учиться в коллективе, но и взаимодействовать с ним. Ре­бенок в семье должен иметь свои небольшие обязанности. Это формирует чувство ответственности перед обществом — семьей, классом. Встречаются семьи, где ребенку многое позволено. Он исподволь руководит родственника­ми, которые потакают ему во всем, считая исключи­тельным созданием природы. Учителю будет очень трудно найти общий язык с такими родителями — они сначала не понимают сложности ситуации, а затем дол­го не признают своих ошибок. Кроме того, будущий первоклассник должен владеть навыками самообслуживания: умываться, переодеваться и обуваться без по­сторонней помощи, содержать в порядке свои вещи.

-Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?
Не обязательно. Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию — не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. В результа­те такого обучения у детей складываются представле­ния о речи, звуках и буквах. Основными умениями при чтении являются понима­ние прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения. Хорошо, если до школы и в 1 классе вы будете читать вместе с ребенком старые добрые сказки, которые помо­гут вам воспитать отзывчивого, чуткого, скромного че­ловека.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ваш ребенок при записи в 1 класс должен:

Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членом семьи.

Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

[1]

Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов. Уметь сравнивать группы предметов — больше, меньше или равно.

Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.

Уметь находить в группе предметов лишний — например, из группы «Одежда» убрать цветок.

Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.

Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

Иметь пространственные представления «вверх», «вниз», «под», «над», «из-за», «из-под чего-либо».

Уметь культурно общаться с другими детьми. Слушать старших и выполнять их распоряжения.

-Как правильно организовать дома рабочее место ученика?
Купите первокласснику письменный стол. Тогда ребе­нок сможет сам систематизировать и разложить в ящики стола учебные принадлежности и научится поддерживать порядок на рабочем месте. Лучше, если освещение будят слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону — основной свет должен попадать через верхнюю треть окна. Можно купить первокласснику парту и стул с регулиру­ющейся высотой, а для школьных принадлежностей книжные полки.

Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ре­бенка. При росте 1м — 1 м 15 см высота крышки стола над полом должна быть 46 см, я высота сиденья стула — 26 см. При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула — 30 см. Важно, чтобы ноги ученики стояли на полу, спина прикасалась к спинке сту­ла, а между крышкой парты и грудью ребенка могла про­йти его ладонь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

-Что необходимо приобрести ученику для 1 класса?

1. Обложки для книг.
2. Обложки для тетрадей.
3. Тетради в клетку.
4. Тетради в косую линейку.
5. Веер букв.
6. Веер цифр.
7. Набор геометрических фигур.
8. Счетные папочки.
9. Линейку.
10. Ручки (синяя, зеленая, красная).
11. Простые карандаши.
12. Закладки для книг.
13.Цветную бумагу.
14. Цветной картон .
15. Белая бумага.
16. Ножницы с тупыми концами.
17. Альбом для рисования или папка для чернения формата А4, кисти.
18. Клей.
19. Пластилин, дощечка.
20. Цветные карандаши.
21.Спортивная форма (длинная — для улицы, короткая — для зала), спортивная обувь (кроссовки).

Адрес : г. Орел, ул. Блынского, д.6 тел. (4862)33-32-77

[2]

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

О чем говорить на собрании родителям первоклассников
Работа с родителями — Родительские собрания

Женни Важенина,
методист отдела координационной работы и методического обеспечения МКУ «Центр диагностики и консультирования», г. Сургут
Выступите перед родителями на собрании и расскажите им, как они могут помочь своему ребенку адаптироваться к школе. В статье – информация для выступления и раздаточные материалы.
Познакомьте родителей с физиологическими и психологическими особенностями адаптации ребенка к школе. Расскажите, как они могут поддержать первоклассника в адаптационный период. Предложите выполнить практические упражнения.

Объясните, что такое «школьная зрелость»

Начните свое выступление с приветствия. Представьтесь и скажите, что тема вашего сегодняшнего общения «Адаптация ребенка к школе».

Пример. Здравствуйте, уважаемые родители: мамы и папы, бабушки и дедушки первоклассников. В этом году в вашей семье произошло важное событие: ваш сын или дочка поступили в 1-й класс. Каждому ребенку купили школьную форму, красивый ранец, бережно уложили школьные принадлежности, приготовили много нужных мелочей. А готов ли сам ребенок к школе? Сейчас я расскажу, как проходит адаптация и как можно помочь ребенку благополучно прожить этот период.

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальную, эмоциональную и социальную. Интеллектуальная зрелость – умение концентрировать внимание, обладать аналитическим мышлением, улавливать основные связи между явлениями. Критерий интеллектуальной готовности – развитая речь. Эмоциональная зрелость – умение регулировать свое поведение, управлять своими эмоциями, возможность длительное время выполнять непривлекательное задание. Социальная зрелость – потребность в общении со сверстниками, умение общаться и исполнять роль ученика.

Расскажите о физических условиях адаптации ребенка к школе

Справка
Адаптация может длиться до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника

Поясните, какие нужно создать психологические условия

Совет
Нужно поддерживать самооценку первоклассника на достаточно высоком уровне. Чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе

Не стоит осуждать интерес ребенка к игрушкам – это естественное занятие для вчерашнего дошкольника. Родители рассматривают чтение и письмо как «серьезные», «нужные» занятия, а игра – как пустая трата времени. Своим отношением взрослые показывают ребенку, что школьником быть хорошо, а дошкольником – плохо. В этой ситуации ребенку психологически очень сложно, ему играть хочется, а родители это осуждают. Запрет и желание создают психологический конфликт, разрешить который ему непросто. Ребенок либо отказы вает себе в праве играть и подавляет свои потребности, либо мучается угрызениями совести после игры, либо идет на конфронтацию «Все равно буду!».
Дайте рекомендации, как поддержать ребенка в адаптационный период
Своими словами и действиями родители напрямую влияют на продолжительность периода адаптации ребенка к школе и степень ее сложности. Расскажите им, что они могут сделать, чтобы помочь дошкольнику стать школьником без психологических травм. В конце своего выступления раздайте родителям описание упражнений, которые они могут выполнять дома со своими детьми в период адаптации.

Важно
Не стоит осуждать интерес первок лас сника к играм и игрушкам. Это абсолютно естественное занятие для вчерашнего дошкольника

8 условий для родителей, чтобы повысить психологический комфорт жизни первоклассника

1. Поддерживайте благоприятный климат в семье.
2. Формируйте адекватную самооценку у ребенка.
3. Стимулируйте интерес к школе.
4. Поддерживайте общение ребенка с одноклассниками после школы.
5. Поощряйте успехи и стимулируйте достижения ребенка удовольствиями.
6. Развивайте самостоятельность в учебе.
7. Контролируйте учебную деятельность ребенка.
8. Помогите развивать самоконтроль.

Спрашивайте не об отметках, а о новых знаниях.

В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые отметки связаны для него как с поло жительными, так и с отрицательными переживаниями. Если вы рас спрашиваете ребенка об отметках и бурно на них реагируете, для него они станут основной частью школьной жизни. Вопросы: «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?» дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение.
Для детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие отметки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому отметки, которые получает ребенок, не должны влиять на ваше мнение о нем и на ваши чувства к нему.
Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: «Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?». Если ребенок болезненно переживает из-за отметок, используйте слово «зато» в разговоре. Например, это может выглядеть так: «Да, задачу ты решил непра вильно. Зато у тебя получились очень красивые цифры».

Помогите выразить негативные чувства. Когда ребенок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя или одноклассников, важно дать ему возможность выразить свои негативные чувства. Если вы ему скажете: «Не расстраивайся. Что ты злишься? Как ты можешь так говорить?», то усилите стресс и отдалитесь от ребенка.
Первокласснику необходимо ваше понимание. Если вы внимательно выслушаете ребенка, признаете, что обучение в школе действительно может быть неинтересным или трудным, то поможете ему освободиться от гнетущих мыслей и чувств. Скажите: «Я вижу, ты расстроился. Тебе было обидно. Даже, наверное, в школу ходить не захотелось». Такими ответами вы окажете необходимую эмоциональную поддержку.

Совет
Говорите ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности

Раздаточный материал для родителей

Рекомендации по организации режима дня первоклассника

  • Укладывайте ребенка спать не позднее 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки.
  • После школы первокласснику желательно дома спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать.
  • В режим дня обязательно включите утреннюю зарядку и прогулки по 2 часа. На этом настаивают педиатры и невропатологи.
  • Прививайте ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора, а в движении.
  • Следите за правильной осанкой ребенка за столом — расстояние от книги до глаз должно соблюдаться неуклонно.

Источник: Справочник педагога-психолога. Школа, №8, 2018г

Родителям будущих первоклассников

Первоклассные дети

Для родителей будущих первоклассников

У каждого в жизни
Единственный раз
Бывает свой первый,
Свой памятный класс.
И первые книги,

И первый урок,
И первый заливистый
Школьный звонок.

Все родители хотят видеть своих детей умными, способными, но, к сожалению,

действительность не всегда оправдывает их ожидания. Не все дети одарённые, есть со средним и низким интеллектуальным, творческим потенциалом. Большинство родителей понимают это и правильно реагируют. Но для некоторых с мир иться с мыслью, что их ребёнок – «средний» или «слабый», крайне трудно. Вместо помощи ему в развитии постоянные требования к окружающим и малышу подтверждения его «исключительных» способностей. А так как требования невыполнимые, претензии ко всем, кроме себя.

Ребёнок чувствует, что не оправдывает ожиданий, но изменить ничего не может, перестаёт верить в себя, начинает искать причины в других, становится агрессивным, раздражительным. Родители озадачены выбором самой лучшей школы для так горячо любимого ими ребёнка, ведь, с их точки зрения, готовы сделать для него всё, а на самом деле сами же делают его несчастным. Это, конечно, крайний случай. Но, уважаемые родители, разве в иные минуты вы не бываете похожи на подобных «горячо любящих» своё чадо родителей?

НЫНЧЕ В ШКОЛЕ ПЕРВЫЙ КЛАСС ВРОДЕ ИНСТИТУТА

О ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЯХ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ ПЕРВОКЛАССНИК

Как же найти «золотую середину», чтобы, с одной стороны, помочь ребёнку прийти в школу подготовленным, а с другой стороны, не перестараться, трудными и долгими упражнениями не отбить желание учиться? Помимо терпения необходимо и знание, на что обращать внимание, занимаясь с ребёнком. Некоторые родители думают, что главное – научить будущего школьника читать и считать до 100.

В результате, как отмечают учителя начальных классов, дети , приходя в школу, умеют читать по слогам, но не знают при этом алфавит (буквы-звуки), не могут провести звуковой анализ слова (выделить гласные-согласные, глухие-звонкие, твёрдые-мягкие). Но не всем детям это легко даётся. Иногда требуется дома дополнительно поупражняться.

Не стремитесь, чтобы ребёнок научился считать до 100, 1000, 1000000. Важно, чтобы он понимал состав числа и мог производить простые математические действия сложения и вычитания в пределах хотя бы первого десятка. Чтобы ребёнок это быстрее освоил, можно использовать рисунки, схемы. В игровой форме проверьте его знание геометрических фигур, покажите, как можно из них составлять разные композиции, например, дом, машину, снеговика и т. д.

Много внимания уделяйте развитию тонких движений кисти. Закрашивание внутри контура, мозаика, рисование, лепка из пластилина, конструирование, вырезание ножницами сложных деталей из бумаги, — всё это поможет увереннее держать карандаш, ручку. Учителя не рекомендуют родителям обучать детей написанию письменных букв, потому что переучивать потом труднее, чем учить заново. Вместе с тем советуют научить ребёнка писать печатные буквы и тренироваться рисовать орнаменты с элементами букв.

1 КЛАСС И ДОШКОЛЯТА, ЭТИ КНИГИ ВАМ, РЕБЯТА!

1. Вольф С. Принц из 1 «а»: Рассказ.

2. Воронкова Л. Подружки идут в школу: Повесть. (Читаем сами).

3. Голявкин В. Болтуны: Рассказы, повести.

4. Драгунский В. Денискины рассказы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5. Железников В. Мальчик с красками.

6. Носов Н. Фантазеры: Рассказы. — М.: Росмэн.

7. Осеева В. Синие листья- М.: Дет. лит.

8. Сахарова С. Чудеса в решете-М.: Дет лит.

9. Толстой Л. Филиппок.

10. Шварц Е. Первоклассница: Киноповесть.

Эти книги рекомендуется детям для самостоятельного прочтения или чтения родителями, все зависит от навыков чтения ребенка, от традиций вашей семьи, вашего желания. Книги дадут вашему ребенку представление о школе, уроках, о тех переменах, которые его ожидают в ближайшее будущее — это поможет ребенку быстрее адаптироваться в новых для него условиях. Кроме того, семейное чтение всегда сближает. Не стесняйтесь, общайтесь: спросите ребенка, что он думает о прочитанном, расскажите ему о подобных историях из своего жизненного опыта. Чтение книг и общение с вами помогут ребенку лучше выражать свои мысли, пополнит его словарный запас, а это ему очень пригодится в школе.

Читая с ребёнком книги, рассматривая иллюстрации, побуждайте его к пересказу, составлению рассказа по незнакомой картинке. Поиграйте в игру вопросов и ответов, предлагая ответить на ваши вопросы после прочтения текста. Среди вопросов будет часть строго по тексту и часть не относящихся к данному тексту, например, об эпизодах, действующих лицах, не описанных в тексте, но предполагаемых или упомянутых автором. Таким образом, вы сможете оценить глубину и полноту понимания текста ребёнком, его внимательность, память, а также стимулировать его творческое воображение.

Готовность ребёнка к школе проверяется по умению классифицировать, обобщать, сравнивать. Задания на развитие этих умений можно найти в специальных пособиях по подготовке в первый класс («Готовимся к школе», «Азбука для дошколят», «Развивающие игры» и т.п.). Вы сами можете легко придумать простые детские игры для тренировки умственных навыков, например, назвать (показать) ребёнку ряд предметов и попросить найти у них общее или назвать (показать) два предмета, у которых ребёнок будет находить сходства и различия.

Несомненно, этим не исчерпывается подготовка к школе. В широком понимании всё дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Стоит ли говорить, что и умение слушать музыку, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы имеют большое значение не только для обучения в школе, но и для всей последующей жизни. В детском саду много внимания уделяется воспитанию культуры поведения, также очень важному фактору всесторонней подготовки к школе, к будущему.

Однако без помощи семьи старания воспитателей будут мало результативными. Важно, чтобы и дома внимание обращалось на личную опрятность ребёнка, аккуратность, собранность. У будущего ученика должна быть потребность в соблюдении правил личной гигиены не только в присутствии взрослых, но и в любой обстановке. Культура еды, общения и взаимоотношений, требовательность к себе, трудолюбие, — всё это входит в требования, предъявляемые школой к культуре ребёнка. Не забывайте об этом, уважаемые родители.

Тест для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?»

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что там он много всего узнает и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Если Вы ответили «ДА», то поставьте 1 балл, если Вы написали «НЕТ», то поставьте 0 , затем сложите все ответы.

Количество утвердительных ответов составляет:

15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легкопреодолимы;

10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не состредоточиваться на выработке конкретных навыков — не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам.

Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит вдальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова — предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.).

Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей» — они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления — что в них общего и чем они отличаются.

Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства — можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Вопросы на собеседовании в первый класс: что спрашивают у детей

Как проходят собеседования в первый класс — вопрос, который каждый год вызывает ажиотаж на «мамских» форумах. Мамы будущих школьников хотят точно знать, что ждет их в школах, которые они наметили для ребенка. И надеются, что эта информация обеспечит малышу беспроблемное поступление.

Не смотря на волнения, которые вызывает эта тема, на стоит бояться собеседований перед первым классом. И не нужно настраивать ребенка на борьбу и сложности. Это лишь поднимет его уровень тревожности, но не поможет ему сконцентрироваться и проявить себя.

Разъяснительное письмо Министерства образования о правилах приема в первые классы запрещает сложные тестирования, вступительные экзамены для будущих первоклашек. Задача собеседования — оценить общее развитие ребенка и его функциональную готовность к школе.

[3]

Собеседование проводят не чтобы отсеять вашего ребенка по конкурсу, а чтобы посмотреть: готов он учиться в школьном режиме, или ему это пока будет трудно, и стоит еще годик побыть в детском саду.

Если ребенок поступает в школу, к которой приписан по месту жительства, вам не могут отказать в зачислении на основании результатов собеседования.

Единственная причина для отказа — отсутствие свободных мест. В этом случае преимущество будет у тех детей, чьи родители подали заявление на прием раньше.

Собеседование проводит будущий классный руководитель вашего ребенка вместе со школьным психологом. Существует определенный перечень вопросов, на которые они попросят ответить малыша. И, проанализировав его ответы, порекомендуют вам, как подготовить ребенка к началу обучения, с какими специалистами (психолог, логопед, психоневролог) проконсультироваться, и тд.

Примерный список вопросов, которые могут задать ребёнку на собеседовании в первый класс

  1. Как тебя зовут?
  2. Как зовут твоих родителей (ФИО)?
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?
  4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
  5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, два?
  6. Назови свой день рождения. (желательно год, месяц и день)
  7. Сейчас утро или вечер? День или ночь? (почему ты так думаешь? что может показать нам это?)
  8. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?
  9. Где ты живешь? Назови свой адрес.
  10. Кем работают твои родители? (ответ должен быть достаточно простым, не обязательно называть должность родителей, важно, чтобы ребенок понимал, поэтому продумайте, как можно легко назвать вашу работу. Так же надо сказать, где работают мама и папа.)
  11. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?
  12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь? (Весна — снег начинает таять, дни стали длиннее, стало тепло, месяц апрель, а это весенний месяц)
  13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом? (почему? Летом можно кататься, если есть колеса, а санки плохо катятся по земле.)
  14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  15. Что делает почтальон, врач, учитель?
  16. Звонок, парта, доска, мел для чего служат в школе? (звонок сообщает детям, что пора идти на урок. За партой дети сидят, пишут, читают. На полу делать это не очень удобно. На доске можно писать мелом. Доска удобная, так как можно стереть и написать еще, а если бы была бумажная доска, то каждый раз надо было бы менять.)
  17. Ты хочешь пойти в школу?
  18. Чему ты там научишься? (Обязательно поговорите на эту тему. Дети говорят о чтении и письме. Если есть возможность, покажите учебники по разным предметам, расскажите, что есть еще и пение, рисование, физкультура. )
  19. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего человеку глаза, уши, рот?
  20. Каких домашних животных ты знаешь? Диких? (Поговорите о том, какое домашнее животное что нам дает, почему люди одомашнили то или иное животное.)
  21. Каких ты знаешь птиц? Так же домашних и диких. (Домашних птиц легко запомнить в таком порядке: куры, гуси, утки, индюки. Попугай не является домашней птице. Домашние это те, что несут нам яйца.)
  22. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?
  23. У кого больше лап: у собаки или у петуха?
  24. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
  25. Что нужно сделать, если случайно сломал чужую вещь?
  26. Чем отличаются (похожи) молоток и топор, гвоздь и шуруп, молодой человек и старый. (Обязательно рассмотрите инструменты, ребенку проще понять отличия, если он может потрогать, рассмотреть. Со старым и молодым человеком сложнее. Присмотритесь к бабушке на лавочке, попробуйте вместе с ребенком сформулировать)
  27. Дать определение слову тигр. (Не менее трех пунктов: тигр — это хищное животное, живет в Африке и Азии, у него есть полосы, он похож на большую кошку.)
  28. Зачем люди делают что-то: умываются, занимаются спортом, соблюдают правила дорожного движения.
  29. Почему плохо врать, воровать, драться, ломать и портить вещи. (28, 29 и 30 вопросы достаточно сложны для дошкольников, и в то же время очень интересны. Если вы поговорите с ребенком на эти темы, и для него будет польза, и вы можете узнать много интересного о своем ребенке.)
  30. Что значат слова: велосипед, нож, кепка, письмо, одеяло, гвоздь, винт…
  31. Какие достопримечательности есть в твоем городе?
  32. Чем отличается город от деревни?
  33. Как называется наша планета? Какие ты еще знаешь планеты?
  34. Луна — это планета?

Какие задания могут дать ребенку на собеседовании

Ребенка могут попросить нарисовать фигуру человечка, либо списать, буквально, срисовать группу точек или написанное прописными буквами слово. Это покажет, насколько развита тонкая моторика руки и зрительная координация.

Предложат также выполнить графический диктант — под диктовку нарисовать узор по клеточкам, и составить геометрическую фигуру из отдельных элементов.

Чтобы проверить, насколько малыш знаком с математикой: его могут попросить сосчитать до десяти и обратно, посчитать «парами», найти пропущенное число в числовом ряду.

Из заданий на логику, малыша попросят найти лишний предмет в ряду, классифицировать несколько предметов по одному признаку, сравнить понятия, собрать из нескольких картинок последовательную историю.

Ребенка могут попросить придумать слово на заданный звук, проговорить, из каких звуков состоит слово, посчитать слоги или звуки в слове.

Ему могут предложить прочесть короткий текст.

Если малыш волнуется во время собеседования, и не может выполнить задание, не переживайте. Педагоги обязаны принимать во внимание его волнение.

И еще раз повторим: собеседование — это способ проверить готовность ребенка учиться, а не найти предлог, чтобы отказать ему в приеме.

Если вашим детям задавали необычные или чересчур сложные вопросы на собеседовании в первый класс, поделитесь ими в комментариях.

4 типичные ошибки родителей первоклашек

Когда родители отдают детей в первый класс, часто волнуются так, будто сами опять идут в школу. Поводы для волнения действительно есть — сможет ли ребёнок адаптироваться в классе, сможет ли усваивать информацию и так далее. Такое волнение оборачивается чрезмерной заботой: ребёнку нужно нанять няню и репетитора, отправить на кучу кружков, чтобы не было свободной минуты. Но первый класс — это не про учёбу, а про пробуждение интереса к ней, и об этом нужно помнить прежде всего. Психолог Катерина Дёмина рассказывает о том, чего не следует делать родителям первоклашек.

Это прямо до того на слуху, что никто и не замечает неправильности: «Мы поступили в школу», «у нас отличная/ужасная учительница», «нам столько задают!». Понятно, что любой переход из одного состояния в другое вызывает много тревоги. И ребёнок, и родители как будто проваливаются на предыдущую фазу развития. А поступление в школу — это, очевидно, большой шаг вперёд и вверх по лестнице к взрослости и самостоятельности. Всем страшно — и первоклашке, и его родителям.

Как он там будет, без нас? Не обидят ли его, найдёт ли он друзей на всю жизнь или будет тихим двоечником? А если ребёнок и сам — малоуправляемый? Во многом наши страхи обусловлены нашим собственным детским опытом. Если воспоминания о школе скорее бодро положительные, мы только помашем рукой вслед и спокойно пойдём на работу. А если нет?

«Я — мать-ехидна, это все знают. Не удосужилась даже дойти заранее до школы, чтобы узнать, во сколько линейка. Ну и притопали, такие все красивые, на час раньше. А на дворе дождь, ветер и +15. Хорошо, учительница наша уже была на месте, завела Лизку в класс, выбирай, говорит, себе место, раз раньше всех пришла. Лизка огляделась и заняла стратегическую высоту: первая парта по центру. Положила свой букет, портфель повесила, сидит, с учительницей болтает.

Тут звонит моя бабушка. Я ей все это с удовольствием рассказываю. И вдруг бабушка начинает страшно квохтать и хлопать крыльями: «Катя, ты смотри, это может быть очень опасно!». Ба, говорю, ты чего? В чём заключается опасность первой парты? Учительница споткнётся и выколет глаз ручкой? Нет, говорит моя бабушка, пережившая репрессии и Холокост. Её же могут заметить, и это не всем понравится! Бедная моя бабуля… Лизка для того и села на это место, чтобы быть замеченной. Для неё это неопасно».

Так что первая вещь, о которой стоит подумать перед первым сентября: как вы относитесь к школе. Что у вас за воспоминания? Насколько ваши опасения соответствуют реальности? Не навешиваете ли вы на ребёнка свои эмоции?

1. Не нужно записывать ребёнка сразу на все кружки

Мама на площадке, с гордостью: «Соня такая умница, её сразу взяли и в „Тодес“, и в художественную студию, ещё и школа языковая! Придётся бабушке с работы уйти, конечно, но надо же ребёнку предоставить возможности для развития!». Соня при этом стоит, уткнувшись в телефон, и не реагирует.

Обнаружив в школе массу дополнительных занятий, амбициозные родители почему-то стремятся отдать ребёнка сразу всюду. Как будто количество «творческих» развлечений автоматически делает из их ребёнка выдающегося танцора, шахматиста и художника. Иногда и сам первоклашка ныряет с разбега во все эти приятности и активности: и то хочу, и это, а ещё же есть не охваченные весельем выходные!

На самом деле средний семилетка с первой-второй группой здоровья может выдержать максимум один кружок из разряда «изо/шахматы/бисероплетение»

Плюс одну очень среднюю спортивную секцию — при условии, что все это располагается прямо в школе.

Если секция серьёзная (четыре-пять раз в неделю), а «сидячих» занятий больше, чем два часа в неделю, вы рискуете быстро исчерпать физические возможности своего первоклассника. Ему и так тяжко приходится: новый коллектив, новые правила, огромные массивы новой информации. Больше всего он нуждается сейчас в полноценном отдыхе после школы и в посильной беготне на улице. Не в «физических нагрузках», не в «развиваем мелкую моторику». Все, поздняк метаться, что могли — уже развили, сейчас время для использования.

2. Не нужно сразу усаживать за уроки после школы

Это самый быстрый путь к потере интереса к учёбе. Не зря в первом классе не задают на дом всё первое полугодие, совсем не зря! Чтобы усвоиться, новая информация должна «полежать на полочке», настояться. Поэтому после уроков надо гулять, играть, слушать сказки и общаться с друзьями и родителями. А не писать бесконечные ряды палочек и крючочков. Нужны настольные игры, игры в слова, устный счёт тренировать на конфетах и ступеньках, правописание и чтение — на рекламных вывесках и меню в кафешке. Учёба — это интересно и весело, по крайней мере в ваших силах так сделать.

3. Не нужно, проходя программу, забегать вперёд

Вот знаете, одно дело, когда ребёнок, уже хорошо умеющий читать и писать, сам открывает свеженькие, только что полученные учебники и к вечеру уже все прочёл. А другое дело, когда вы пытаетесь запихнуть в него содержание следующей темы, чтобы ему на уроках легче жилось. Спорно это. Кому-то действительно поможет. А кому-то вы окажете медвежью услугу: учительница-то объясняет по-другому! Нынешняя школа так сильно отличается от школы нашего детства, что родители иногда не в силах разобраться в программе даже второго класса.

Из переписки с друзьями:

«Люди, кто-нибудь знает, как решать эту задачу не алгебраически?! Мы уже весь мозг вывихнули, три с половиной высших образования пасуют. Что значит „решите задачу, не применяя уравнения“? Это вообще возможно?».

4. Не нужно нанимать репетиторов

Если на родительском собрании вам настойчиво внушают, что без дополнительных занятий с репетитором ваш ребёнок не справится с программой — меняйте школу. Вариантов всего два: или это школа действительно вам не по росту, или это вымогательство, и тогда точно надо валить отсюда. Я не беру тяжёлые случаи, когда человеку показана помощь специалистов — логопеда, нейропсихолога, дефектолога. Но обычные дети в состоянии осваивать программу первого класса без посторонней помощи.

У нас такая школа под окнами. Ужасно крутая, английская, чтобы в неё попасть в прежние годы родители разбивали лагерь в школьном дворе за две недели до часа Х. Реально палатки ставили, к нам ходили «попить-пописать». С боем прорывались. И одним из «достоинств» было заявлено, что дети за первый год проходят программу первого и второго класса. Ну и что? Результат: тики, энурезы, расстройство пищевого поведения, страхи, навязчивые действия… Все признаки нервного истощения и стресса. Оно того стоило?

Задача ребенка в первые полгода в школе — адаптироваться к новым условиям жизни, найти друзей, приспособиться к учительнице. Буквы он выучит по-любому, считать научился уже очень давно, рисовать, петь, бегать за мячом… В общем-то, это всё.

Источники


  1. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.

  2. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2014. — 384 c.

  3. Данилова, Н.Н. Психофизиология: моногр. / Н.Н. Данилова. — М.: Аспект пресс, 2009. — 373 c.
  4. Марина, Нефедова 12 семейных историй. Счастье быть вместе / Нефедова Марина. — М.: Никея, 2015. — 276 c.
  5. Священник Лоргус Андрей Влюбленность, любовь, зависимость. Как построить семейное счастье? / Священник Лоргус Андрей. — М.: Никея, 2016. — 720 c.
О чем спросили родители первоклассников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here