О неожиданном нарушении поведения и агрессии девочек

Сегодня обсуждаем тему: о неожиданном нарушении поведения и агрессии девочек с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Агрессия у девочек-подростков: кто виноват, и что делать?

Недавно моя знакомая пожаловалась, что ее дочь-подросток стала просто неуправляемой, агрессивной и совершенно отказывается идти на контакт. Никакие уловки не помогают, девочка одинаково агрессивно реагирует и на кнут, и на пряник.

И я задумалась: а, действительно, в наше время подростки изменились очень сильно. Понятное дело, во все времена отличительной чертой подрастающего поколения был протест. Именно молодежь является движущей силой любой революции, протестных настроений, изменений. Но все-таки раньше это был именно протест против старшего поколения, а не акт агрессии. И сам по себе протест – это нормально, он помогает подростку «отпочковаться» от родительской опеки, понять, кто ты есть на самом деле, и научиться стоять на собственных ногах.

Также это было свойственно мальчикам больше, чем девочкам. Да, никто не отменяет суфражисток и феминисток, исторические факты женского протеста, которые привели к кардинальным изменениями в мире. Но все-таки протест девочки-подростка раньше был выходом за пределы нормы, потому что сама женская природа мягкая, податливая, восприимчивая, эмоциональная. В прежние годы протест девочки-подростка выражался в излишней восприимчивости, трагедизации обстоятельств, повышенной эмоциональности, слезливости. Всегда считалось, что девочки намного ранимее мальчиков, эмоционально уязвимее, и именно поэтому их нужно беречь, а не из-за физической слабости.

Так откуда же взялись нынешние изменения? В какой исторический момент времени эмоциональная ранимость девочки переросла в агрессию? Есть ли этому обоснование и с точки зрения биологии, и с точки зрения социологии?

Причины агрессии девочек-подростков

На самом деле причин такого поведения может быть много. Конечно же, в первую очередь следует рассматривать агрессию, как способ самозащиты. Девочка может защищаться от психологического давления в школе или дома, от какой-то психологической травмы, а, может, даже и от физической, о которой родители ничего не знают. В любом случае это связано с тем, что девочка не чувствует себя в безопасности, не чувствует, что близкие люди защищают ее. Поэтому вынуждена защищаться сама. Как умеет. И заодно она очень злится на родителей за то, что они лишили ее чувства защищенности.

На втором месте по распространенности стоит неудовлетворенность взаимоотношениями с родителями. Отсутствие понимания со стороны родителей по вопросам, которые чрезвычайно важны для девочки-подростка, вызывает у последней агрессию. И в этом случае агрессия – это уже наказание родителей за неправильное поведение.

Такой тип агрессии бывает также в тех случаях, когда девочка сильно разочаровывается в близких людях. Допустим, она узнает какой-либо нелицеприятный факт о родителях, который полностью опрокидывает сложившиеся у девочки представление о маме и папе, как о святых людях. Какой-то грязный секретик, что-то, что умаляет достоинства родителей, низвергает их с пьедестала (например, измена), неминуемо вызовет очень агрессивную реакцию девочки-подростка.

Внутренняя причина агрессии

Но все это — внешние причины агрессии, которые связаны с воздействием на девочку других людей. А существуют еще и внутренние, субъективные причины. Во-первых, гормональная перестройка проходит у всех подростков по-разному.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Причины непатологической агрессии детей и подростков
Педагогически трудные дети — Агрессивные дети

Большинство исследователей девиантного поведения детей и подростков считают, что их агрессия обусловлена средовыми факторами. Так, Э. Дюркгейм обосновал, что преступность и другие формы отклоняющегося поведения усилива—тся в условиях социальной дезорганизации, при резких изменениях в обществе, когда ослабевает нормативный контроль. В теории аномии (отчуждения) Р. Мертон показал, что источником агрессивности является недоступность для некоторых социальных групп общественно ценных благ, включая образование, работу и т. д. Следовательно, дети-преступники являются не больными, а жертвами социального устройства. Их поведение представляет собой попытку амбициозных малообеспеченных лиц добиться желаемого статуса и материального положения единственными доступными им средствами.

В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии рассматривается педагогическая запущенность. Социальным фоном для развития недисциплинированности ребенка является плохое поведение и судимость родителей, частая смена ими работы. Личностные факторы риска проблемного поведения — это низкая самооценка, отчаяние и наличие друзей с отклоняющимся поведением. Однако положительное отношение к школе, нетерпимость к девиантности, хорошие отношения со взрослыми и сверстниками способствуют просоциальному поведению даже в случае низкой самооценки и семейного неблагополучия.
Детские и подростковые расстройства поведения в соответствии с международной классификацией психических и поведенческих расстройств 10 пересмотра (МКБ-10) характеризуются стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Изолированные диссоциальные или криминальные акты еще не являются основанием для постановки диагноза.

Основная цель подобных компаний — поиск примитивных удовольствий и развлечений. С отдельными взрослыми могут поддерживать доверительные отношения. Родители обычно знают о роли антисоциальной группы в поведении ребенка и сожалеют о его привязанности к ней.
Течение расстройства неблагоприятно, по мере взросления повышается риск конфликта с законом, так как правонарушения становятся более серьезными. Наиболее тяжелым исходом расстройства поведения является формирование в подростковом возрасте диссоциального расстройства личности с последующим снижением адаптации.

Источник: Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006.— 336 с.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Интегрированный проект на тему «Агрессия». Проявление агрессии и способы поведения подростков
Педагогически трудные дети — Агрессивные дети

6. Проявление агрессии и способы поведения подростков

Способы поведения подростков по А.Бандура и Р.Уолтерс:

  • Пассивная меланхолия
  • Агрессивная защита

Статусы агрессора и жертвы могут быстро меняться, переходя из одного в другой.

Часто агрессивное поведение направлено не на взрослых, а на сверстников. Это обусловлено следующими факторами:

  • Со сверстниками ребенок сталкивается ежедневно и большее количество времени
  • Будучи слабым сам, он ищет себе жертву еще более слабую, что свойственно для тех, кто хочет самоутвердиться. Следует помнить, что мальчики-агрессоры доминантны (чаще выступает физическая агрессия). Девочки-агрессоры незаметны и изворотливы (непрямая агрессия).

Конфликты между детьми возникают не только в ситуации конкуренции и борьбы за лидерство, но и из-за некомпетентных действий или оценок педагогов. Проявление агрессивности в подростковом возрасте главным образом зависит от реакции и отношения родителей и значимых взрослых к тем и иным формам поведения. Если родители замечают или относятся терпимо к любым проявлениям агрессии, то в результате возникают символические формы агрессии, такие, как упрямство, раздражительность, злость, вандализм и другие виды сопротивления.

Типы школьников и их поведение (таблица составлена автором проекта)

Аутсайдер

Не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве

Его школьные принадлежности часто разбросаны по классу или спрятаны

Нет близкий приятелей, с которыми проводит досуг – спорт, музыка, беседы по телефону, компьютерные игры

На уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, начинает распространяться по классу шум, помехи, комментарии

Одноклассники редко приглашают на дни рождения, праздники или он сам никого не приглашает к себе, так как боится, что никто не придет

Во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться рядом с учителями и взрослыми

По утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу

Его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет

Задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне

Как правило потенциальными жертвами физически слабые, неспортивные юноши и девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц

У него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством

Хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками

Выглядит неудачником, часто меняется настроение. Злость, обида, раздражение вымещается на родственниках

Опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу

Выпрашивает или крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка

Во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним

Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то вытирал ими пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии

Выбирает нестандартную дорогу домой

Манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся и заискивают перед ним

Как правило более физически развитый ребенок, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье

На уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив, груб

Ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми

Чтобы избежать ответственности за свои действия, может лгать и жульничать

В раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение

На его поведения поступают жалобы как от детей, так и от взрослых

Приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления

Не может обуздать свой нрав так, как это умеют делать его ровесники

Группируется со старшими подростками

Прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов

Имеет садистские наклонности

Входит в состав небольшой девиантной группировки, терроризирующей класс или школу

Резко переходит от довольства к злобе

Спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественнополезной работы, поскольку это может быть истолковано как признак слабости

В игре с друзьями навязывает свои правила

Игнорирует указания и легко раздражается

Ведет себя так, будто ищет повод к ссоре

Не уважает родителей и не считается с ними, особенно с мамами

Злопамятен на мелкие обиды

Сравнительный анализ поведения аутсайдера, агрессора и уверенного в себе ребенка(таблица по Гребенкину)

Отношение к окружающим

Приносит себя в жертву, подавляет свои желания, чувства и эмоции, страдает, испытывает тревогу; позволяет другим делать выбор за себя; избегает конфликтов, не достигает своих целей

Чувствует симпатию, вину или презрение по отношению к соперникам, достигает своих целей за счет усидчивости и интеграции вне школы

Добивается своих целей за счет другим детей; предпочитает демонстративно выражать свои эмоции и причинять вред другим, делает выбор за других или оскорбляет, если его мнение игнорируют

Чувствует себя победителем, чаще нападает, чем защищается, как и аутсайдер, может оказаться в изоляции от сверстников

Уверенный в себе ребенок

Утверждает собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства; уважает права других людей, своих целей обычно достигает, сохраняет уважение к себе и другим

Ощущает уважение к своим нуждам и способен открыто выражать свои мысли и чувства; имеет возможность достигать цели; стойко переносит конфликтные ситуации

Для детей характерно саморазрушительное поведение, так как согласно клиническим наблюдениям американских психологов, инстинкт самосохранения развивается только к 30 годам. Подросток 12-14 лет стремится к бунту, желает, чтобы его заметили, о нем говорили, особенно бурно он противопоставляет взрослым, чтобы перегрызть пуповину детства. И если это ему удается, то можно утверждать, что подросток сам перестает ощущать себя ребенком и становится взрослым. Если же его удерживать от пубертатного бунта, происходит так называемый процесс заморозки, то есть родители и педагоги, стремясь сделать подростка милым и послушным, загоняют его в определенную поведенческую капсулу, откладывая на потом его протестное поведение. Подросток, которого таким образом «заморозили», будучи уже сформировавшимся юношей, проявит себя с негативной стороны и будет бунтовать до тех пор, пока не восстановит баланс между личностными потребностями и социальными ожиданиями.
(Гребенкин, с.26-31)

О неожиданном нарушении поведения и агрессии девочек

Эта статья является ответом на несколько анонимных вопросов родителей семилетних девочек из благополучных семей, которые неожиданно для близких стали проявлять агрессию и непослушание. Эта тема, возможно, заинтересует и родителей мальчиков с такими же проблемами.

Для родителей, конечно, шок, когда в их благополучной семье спокойная и жизнерадостная семилетняя дочка без всяких видимых для них причин, вдруг стала агрессивной и непослушной. Разводов, скандалов, смертей, стрессов в семье нет. К школе дочь была готова, пошла с радостью! А сейчас девочку не узнать!

[2]

Что это? Кризис 7 лет? Что с ним делать и как реагировать? Как понять, что с дочерью происходит, когда на все вопросы она нагло дерзит или просто игнорирует? И не желает учить уроки? Как наказывать? Что предпринять? Ждать, пока пройдет этот непонятный кризис? А сколько же ждать, если школьный психолог считает, что это нормально: этот известный «непонятный» возрастной кризис – это всего лишь кризис адаптации к школьному обучению?

В панике родители пытаются найти ответы на свои вопросы в самых разных источниках в интернете, некоторые активно ищут психологов, готовых им помочь с неожиданными проблемами дочки.

Так называемый «кризис 7 лет» как адаптационный период для многих родителей проходит незаметно, и те небольшие трудности во вхождении в учебный процесс или в новый коллектив не становятся проблемой. Явное изменение поведения ребёнка и проявление агрессии к родителям могут быть реакцией на стрессы, связанные как с семьей, так и вне семьи.

Во-первых, стоит иметь ввиду, что и в полной, достаточно материально обеспеченной и вполне благополучной семье могут быть какие-то свои неразрешимые противоречия, влияющие на взаимоотношения и атмосферу в семье.

Во-вторых, стрессы, связанные со школьными проблемами, ребёнок может копить в себе, боясь гнева или осуждения родителей, и тогда он может «взрываться» неожиданной для себя и родителей агрессией и непослушанием. Растерянность, непонимание и негодование родителей от поведения ранее «правильного» и послушного ребёнка могут ещё более усилить его агрессию: «Да, я не оправдала Ваших ожиданий, я плохая!» И это непонятное агрессивное поведение, на самом деле, крик о помощи: «Я не знаю, как с этим справиться!».

Вот самые частые причины, ведущие к агрессии на родителей, с которыми не может справиться психика девочки в этом возрасте:

В последние годы всё чаще встречается ещё одна причина агрессивности девочек — это нарушение полоролевого восприятия (ненависть к своему имени, телу, неприятие своего пола).

Родителям нужно постараться узнать побольше о классном коллективе, об особенностях взаимоотношений в классе (лидеры, изгои, особо агрессивные), кто влияет на Вашего ребёнка, с кем он общается. Важно познакомиться с родителями ближайших подруг по школе и дому. Также стоит обратить внимание, какими компьютерными играми увлекается дочь, проследить за увлечениями социальными сетями, где она может быть вовлечена в «дружеские» отношения с педофилами или с теми, кто связан с так называемыми «группами смерти».

В любом случае, если ваша дочь вдруг сильно изменилась и стала агрессивной, важно обратиться к детскому психологу, чтобы получить квалифицированную консультацию и, возможно, психотерапию, которая поможет разрешить все проблемы, связанные с непослушанием и агрессивностью.

Дюсметова Р.В., психолог, член Европейской ассоциации психотерапевтов

Скрытый гнев как проявление пассивно-агрессивного поведения девиантных подростков

Класс:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В наше время «кризис», «стресс», «напряженность» и т.п. очень часто употребляемое и актуальное слово. Всем понятно, что они относятся к некоторым особенным моментам в жизни, которые могут приводить к печальному исходу. Поэтому бытует мнение, что их надо избегать и сними надо бороться. Однако это не всегда так и при ближайшем рассмотрении становиться понятным. Нужно только их принять как данность. Мы ограничимся таким проявлением девиантного поведения подростков как гнев и его проявления.

Для девиантных подростков характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы как повышенная тревожность, дефекты ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, агрессивны, конфликтны, что затрудняет общение таких подростков с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании и обучении.

Для полноценного существования такие подростки нуждаются в постоянном сопротивлении (средовых факторов, внутренних условий) его стремлениям к удовлетворению собственных потребностей, поскольку такое сопротивление обеспечивает феномен актуального самочувствия и создает возможности для развития. С другой стороны преодоление сопротивления удовлетворению той или иной потребности всегда вызывает напряжение, что при отсутствии соответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к обратным эффектам: конфликтам, стрессу, агрессии, девиациям. [3]

Подростковые девиации отличаются личной включеностью, заниженной критикой к собственному поступку и возможностью рецидив. При этом зачастую самим подростком поступок оценивается как выражение самостоятельности и проявлением некоего «геройства».
Наиболее часто такие подростки, применяя агрессию, совершают правонарушения в отношении сверстников и других лиц.
И если подростки с нормой в поведении в 16 лет почти плавно переходят в период молодости (юности), то девиантные подростки затягивают с этим. Чувство взрослости появилось, а что с ним делать они не знают. И в юности у них не становиться главной задачей: приобретение профессии, определение социального статуса и т.д.

Для преодоления этого кризиса мы должны помочь сформировать им свое собственное мировоззрение, не потеряв их самобытность.[2]
Каждый подросток, отдает он себе в этом отчет или нет, имеет некое содержание – психологическое «ядро» – смысл жизни. Активность подростка реализуется через многочисленные интеллектуальные, эмоциональные, волевые и другие механизмы. Каждым своим действием и поступком он как бы говорит себе: «А я вот такой». Их кризис – это невозможность осуществить цикл воплощения себя, свой жизненный замысел. Внешне он вроде бы такой же, но прежнюю активность он направляет уже на другое, он утратил чувство, что ему нужно. И тут появляется гнев: на себя, на окружающих, на все и всех.

Многие взрослые считают, что гнев подростка – нечто ненормальное, и его проявления надо подавлять и пресекать. Это опасное заблуждение. Одна из самых важных вещей, которым надо учить подростков, а особенно склонных к девиациям – это как справляться с гневом.
Само по себе чувство гнева не может быть плохим или хорошим. Гнев – нормальное явление и может возникать в любом человеке. Проблема заключается не в самом гневе, а в том, как управлять им. Вот в чем большинство испытывает затруднения.

Пассивно-агрессивное выражение гнева в противоположность честному, прямому и словесному возвращается своему «владельцу». Пример: оттягивание времени, медлительность, упрямство, преднамеренная «неспособность» сделать требуемое и «забывчивость». Подсознательная цель пассивно-агрессивного поведения подростка – вывести взрослых, занимающихся его воспитанием или обучением, из равновесия. Такое поведение – отказ брать на себя ответственность за свое собственное поведение.

Пассивно-агрессивные способы выражения гнева – способы уклончивые, коварные, и разрушительные для личности самого подростка. К несчастью, подросток не отдает себе отчета в том, что его сопротивление вызвано желанием рассердить окружающих и высвободить свой запертый гнев.

Причиной большинства проблем с подростками, начиная от плохих отметок и заканчивая наркоманией, суицидом, является этот тип поведения.[6]

Нужно иметь в виду, что в первую очередь пассивно-агрессивное поведение неосознанно, в нем нет логики. Хорошим примером здесь может быть студент, который действительно способен хорошо учиться, старается, но учиться плохо. В этом тоже нет логики.

Во-вторых, можно говорить о пассивно-агрессивном поведении подростка в таких случаях, когда что бы вы ни делали и что бы ни предпринимали, ничего не помогает. Это происходит потому, что скрытым, подсознательным мотивом поведения является желание разозлить родителя или человека, имеющего над ним власть – «втихую отыграться». Если взять вышеупомянутый пример со студентом то, несмотря на все попытки помочь ему взрослых, желаемого результата не принесут даже репетиторы или перемена учебного плана. Будьте уверены, вне зависимости от ваших усилий, он не станет учиться лучше.

Очень важно распознавать пассивно – агрессивное поведение, скрытый гнев. Вся трагедия состоит в том, что если подросток к 16-17 годам не научиться зрелому отношению к гневу и не избавиться от пассивно-агрессивного поведения, то линия поведения укорениться в нем и станет неотъемлемой частью его жизни. Он (она) будут вести себя так и по отношению к преподавателям, работодателям, супругам, детям и т. д. Это приведет к серьезным проблемам в повседневной жизни и сделает людей окружающих такого человека, бесконечно несчастными.

Для подростка запирающего свой гнев внутри себя это еще оборачивается психосоматическими проблемами: головные боли, язвы внутренних органов, кожные заболевания, аллергии. И что особенно печально, укоренившееся пассивно-агрессивное поведение становиться реакцией на любую вызывающую гнев ситуацию, с которой он сталкивается.[4]

Почему пассивно-агрессивное поведение широко распространенно? Потому что большинство не понимает, что такое гнев и не знает, как с ним справляться. Им кажется, что в гневе есть что-то неправильное и следует дисциплиной «вытравлять» его. Если ваш подросток сердиться, и вы кричите ему: «Прекрати так говорить! Я этого не позволю!» – что ему остается делать? Он может только две вещи: не послушаться вас и «продолжать так говорить», или послушаться и «перестать так говорить». Если он выберет последнее и перестанет выражать свой гнев, то гнев будет просто подавлен. Он будет жить в подсознании в состоянии неразрешенности, поджидая случая, чтобы позже найти выход через девиантное поведение.

Когда подросток гневается неуместный юмор в его адрес для того, чтобы не допустить открытого проявления гнева, не дает ему возможность научиться правильно вести себя в подобных ситуациях.

Есть несколько причин, позволяющих считать пассивно-агрессивное поведение худшим из способов выражения гнева:

  • оно легко укореняется, становясь устойчивой формой поведения, присущей человеку на протяжении всей жизни;
  • оно может исказить личность человека и сделать общение с ним довольно затруднительным;
  • оно оказывает влияние на взаимоотношения человека со всеми людьми;
  • это одна из поведенческих форм, наиболее трудно поддающихся коррекции.

Чем более незрел человек, тем не правильнее он выражает гнев, и наоборот. От подростков не стоит ожидать, что они будут всегда выражать гнев правильно. Но как раз этого мы ждем от них, требуя не сходить с ума. На самом деле мы должны шаг за шагом учить подростков справляться со своим гневом.

15 способов поведения в гневе:

  1. Приятное поведение
  2. Поиск решения проблемы
  3. Направление гнева только на источник
  4. Направление гнева исключительно на первоначальные причины недовольства
  5. Логические и позитивные размышления
  6. Неприятное и шумное поведение
  7. Ругань
  8. Распространение гнева на других, «невиновных» людей
  9. Предъявление претензий, не относящихся к проблеме, вызвавшей гнев
  10. Швыряние предметов
  11. Порча имущества
  12. Словесные оскорбления
  13. Эмоционально разрушительное поведение
  14. Силовое оскорбление
  15. Пассивно-агрессивное поведение

Большинство путей выражения гнева скорее отрицательные, чем положительные. Каждая ступенька вверх представляет собой лучший способ выражения гнева.[5]

Для закрепления у подростков правильного способа выражения гнева нужно многократно и терпеливо общаться с ними. Помнить, что иногда придется начинать с начала и что зрелость приходит постепенно, это медленный, тяжелый и часто болезненный процесс. Мы должны позволять подростку выражать гнев только словами и учить его, как это делать лучше. Не одобряйте выраженный поведением гнев. Мы должны быть непреклонны и не позволять им грубых поступков, вызванных гневом. Это различие между словесным и поведенческим гневом крайне важно.[1]

Любое человеческое взаимодействие может вызвать гнев. Еще один важный момент: гнев будет возрастать, становиться все более неуправляемым и даже опасным, если с ним не бороться. И тем разрушительнее он, чем труднее с ним справиться. Поэтому мы должны искать пути, чтобы подавить его в зародыше, если он основан на непонимании, либо проследить за тем, чтобы он выходил наружу и исчезал, если он справедлив. Чтобы подросток достиг такого уровня зрелости, который требуется для разумного управления гневом, необходимо учить его, что, в свою очередь, предполагает большие затраты времени и сил.

Да, на пути их взросления возможны трудно поправимые, тяжелые и даже трагические поступки, подросток может даже заболеть, оказаться психически травмированным на всю жизнь. Но возможны и прямо противоположные последствия: они становятся более зрелыми, собранными, добрыми, человечными, смелыми, сильными, мудрыми – вырастают, поднимаются на новую ступень развития.
Все это при условии нашего неравнодушия, безусловной любви и искренности!
А иначе зачем?

Подростковый возраст – время появления всевозможных патологий, «период бури и натиска»

Подростковый возраст не является временем патологий. Это нормальный период развития человека. Большинство подростков хорошо справляются со всеми возрастными проблемами

Все подростки похожи друг на друга. Один подросток совершенно ничем не отличается от другого

Ни один период в жизни человека не характеризуется столь быстрыми изменениями, как подростковый. Между быстро развивающейся девушкой и медленно развивающимся мальчиком возможен разрыв в 6 лет. Столь же велик, может быть и разрыв в умственном, социальном и эмоциональном развитии подростков

Подростки – это дети

Некоторые подростки – еще дети, но многие уже (в половом отношении) взрослые люди

Развитие у всех подростков непрерывно, универсально и синхронно

Физическое, умственное, социальное и эмоциональное развитие подростков происходит не синхронно. Хорошо развитые физические мальчики и девочки не всегда и не обязательно бывают столь же хорошо развиты умственно и социально. Подростки же с задержками физического и полового развития, наоборот, могут быть готовы к выполнению вполне серьезных обязанностей на ряду со взрослыми

Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, нас не касаются. Они сами должны справляться со своими трудностями

Подростковый возраст – переходный возраст человека, и для него характерны свои особенности. Исходя из этого, не следует преувеличивать проблемы и трудности


Список литературы

  1. Тутушкина М.К. Практическая психология. Учебник. – СПб.: Дидактика Плюс. 2006.
  2. Мылкина – Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО. 2004.
  3. Тутушкина М.К. Практическая психология для педагогов и родителей. – СПб.: Дидактика Плюс. 2003.
  4. Мылкина – Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО.2006.
  5. Кэмпбелл Р. Как полюбить своего подростка. – СПб.: БАХРАХ – М. 2002.
  6. Реана А.А. Психология подростка. – М.: ОЛМА – ПРЕСС. 2006.

О неожиданном нарушении поведения и агрессии девочек.

Для родителей, конечно, шок, когда в их благополучной семье спокойная и жизнерадостная семилетняя дочка без всяких видимых для них причин, вдруг стала агрессивной и непослушной. Разводов, скандалов, смертей, стрессов в семье нет. К школе дочь была готова, пошла с радостью! А сейчас девочку не узнать!

Что это? Кризис 7 лет? Что с ним делать и как реагировать? Как понять, что с дочерью происходит, когда на все вопросы она нагло дерзит или просто игнорирует? И не желает учить уроки? Как наказывать? Что предпринять? Ждать, пока пройдет этот непонятный кризис? А сколько же ждать, если школьный психолог считает, что это нормально: этот известный «непонятный» возрастной кризис – это всего лишь кризис адаптации к школьному обучению?

В панике родители пытаются найти ответы на свои вопросы в самых разных источниках в интернете, некоторые активно ищут психологов, готовых им помочь с неожиданными проблемами дочки.


Так называемый «кризис 7 лет» как адаптационный период для многих родителей проходит незаметно, и те небольшие трудности во вхождении в учебный процесс или в новый коллектив не становятся проблемой. Явное изменение поведения ребёнка и проявление агрессии к родителям могут быть реакцией на стрессы, связанные как с семьей, так и вне семьи.

Во-первых, стоит иметь ввиду, что и в полной, достаточно материально обеспеченной и вполне благополучной семье могут быть какие-то свои неразрешимые противоречия, влияющие на взаимоотношения и атмосферу в семье.

Во-вторых, стрессы, связанные со школьными проблемами, ребёнок может копить в себе, боясь гнева или осуждения родителей, и тогда он может «взрываться» неожиданной для себя и родителей агрессией и непослушанием. Растерянность, непонимание и негодование родителей от поведения ранее «правильного» и послушного ребёнка могут ещё более усилить его агрессию: «Да, я не оправдала Ваших ожиданий, я плохая!» И это непонятное агрессивное поведение, на самом деле, крик о помощи: «Я не знаю, как с этим справиться!».

Вот самые частые причины, ведущие к агрессии на родителей, с которыми не может справиться психика девочки в этом возрасте:

— гиперопекаемая и не привыкшая к критике яркая «звездочка» в частном садике и дома оказывается в классе обычной, средней; любые замечания или критика воспринимаются как унижение, стремление обидеть; появляется страх отвечать, страх ошибок; любые утешения со стороны родителей принимаются в штыки (истерики, обвинения, отказ заниматься или ходить в школу).

— очень красивая или выделяющаяся своими яркими способностями девочка, не способная постоять за себя, оказывается «изгоем» под влиянием на коллектив неформальных детей-лидеров, связанных завистью, стремлением поставить на место «выскочку»; подавленный гнев на сверстников может вылиться в агрессию на родителей, нежелание учиться.

— девочка может стать объектом развратных действий или сексуального насилия со стороны старшеклассников, знакомых или близких взрослых, которые её всячески запугивают, чтобы она молчала.

— инфантильная девочка, на которую вдруг «сваливается» поток информации о сексуальных отношениях мужчины и женщины (эротические и порнофильмы, «просвещение» от новых подруг); гнев и разочарование девочки, что родители «такие».

— девочка может быть вовлечена в социальных сетях в секты по склонению к самоубийству, о которых она боится признаться из-за умелых запугиваний.

В последние годы всё чаще встречается ещё одна причина агрессивности девочек — это нарушение полоролевого восприятия (ненависть к своему имени, телу, неприятие своего пола).

Родителям нужно постараться узнать побольше о классном коллективе, об особенностях взаимоотношений в классе (лидеры, изгои, особо агрессивные), кто влияет на Вашего ребёнка, с кем он общается. Важно познакомиться с родителями ближайших подруг по школе и дому. Также стоит обратить внимание, какими компьютерными играми увлекается дочь, проследить за увлечениями социальными сетями, где она может быть вовлечена в «дружеские» отношения с педофилами или с теми, кто связан с так называемыми «группами смерти».

В любом случае, если ваша дочь вдруг сильно изменилась и стала агрессивной, важно обратиться к детскому психологу, чтобы получить квалифицированную консультацию и, возможно, психотерапию, которая поможет разрешить все проблемы, связанные с непослушанием и агрессивностью.

Конфликты и буллинг

Чем определяется агрессия и рекомендации по ее устранению у наших детей и подростков

Агрессивное поведение детей и подростков

С проявлениями агрессии и насилия мы встречаемся дома, в школе, на улице. К сожалению, они стали частью нашей повседневной жизни. Все чаще и чаще мы чувствуем себя беспомощными, услышав из средств массовой информации о проявлении разного рода жестокости.

Под агрессией подразумевается любое преднамеренное действие в физической или словесной форме, направленное на причинение вреда, потери и боли другим людям или себе самому. Насилие, в свою очередь, ‑ это агрессия, направленная на других людей. У детей, как и у взрослых, различают вербальную и невербальную агрессию.

Формами вербальной (словесной) агрессии являются: обзывание, настырные жалобы, дерзость по отношению ко взрослым или ровесникам, высмеивание, колкие замечания с целью вызвать у другого человека неприятные эмоции.

Формами невербальной агрессии являются физическая и нефизическая. Агрессия физическая ‑ это непосредственное причинение боли другим людям, что более характерно для мальчиков, которая имеет два варианта. Первый ‑ это порча окружающих предметов, а второй ‑ это причинение боли посредством физического нападения (различного рода удары, толкание, подножки, щипание, укусы, царапанье, выкручивание рук, плевки, удары предметами и т. д.).

Нападение не всегда направлено на источник агрессивной реакции. Ребенок может сорваться на своем сверстнике, игрушках, порвать рисунки, таким образом перенося свою агрессию с того, кто ее вызвал, на другого, причем, как правило, того, кто несет в себе меньшую угрозу для ребенка или вызывает меньший интерес.

Агрессия с переносом, как второй тип физической агрессии, возникает тогда, когда на основе прошлого опыта ребенок способен предположить, что за свои агрессивные действия по отношению ко взрослому он будет наказан. Агрессивное поведение в таком случае будет направлено на людей более слабых – младших братьев и сестер или товарищей.

Агрессия нефизическая возникает, как правило, у детей дошкольного возраста. Это передразнивание, рожицы и гримы показывание языка, различного рода жесты с целью подразнить другого человека.

[1]

Причины возникновения агрессивного поведения

В настоящее время агрессивное поведение у детей и подростков встречается все чаще и чаще. Такая тенденция имеет довольно много причин. Искать ее следует в воспитании, общении с другими людьми и нарастающих требованиях, предъявляемых к детям и молодым людям, также стоит учитывать и врожденную склонность к насилию.

Ряд ученых указывают на четыре причины агрессии:

  • агрессия как инстинкт, которая возникла в процессе эволюции и служит человеку для сохранения вида. Это природная, естественная агрессия, необходимая в борьбе за выживание. Такого мнения придерживались Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц;
  • агрессия как реакция на фрустрацию, то есть состояние, которое характеризуется беспокойством, подавленностью и является следствием невозможности выполнить намеченную ранее цель или реализовать важную потребность. Иногда такое состояние может привести к невротическим расстройствам;
  • агрессия как привычка рождается из интенсивных, часто повторяющихся неприятностей, переживаний, фрустрации, которые сопровождаются всплеском негативных эмоций. Фиксированию агрессии при этом в значительной мере служат взаимное влияние друг на друга членов неформальных групп, темперамент человека и отсутствие в нем толерантности;
  • агрессия как приобретенное влечение проявляется в эмоциональной реакции гнева. Степени проявления гнева очень разнообразны: от возмущения и недовольства до злости.

Сегодня большинство исследований агрессивного поведения приходят к выводу, что такое поведение так же изучается, как и многие другие виды поведения человека, и, соответственно, всегда можно найти причину агрессии. Как правило, в основе лежат неудовлетворенные потребности ребенка, такие как отсутствие одобрения, чувства причастности к группе, ощущения своей ценности и значимости.

Возникновению агрессивного поведения способствуют: опыт переживания какой-либо формы насилия (физического, психологического, сексуального и т. п.); чувство беспомощности, унижения, злости или отчаяния, опасности; растущее чувство одиночества; склонность к девиации, зависимостям, противоправному поведению.

Основная черта агрессивных детей – это чрезмерная, тяжело сдерживаемая вспыльчивость. В такие моменты у ребенка возникают проблемы с контролем своей реакции на негативные стимулы, которые ее вызвали.

Агрессивность детей и подростков может проявляться в различных формах: это могут быть физическая агрессивность; словесная агрессивность, ссоры, проклятия; чрезмерный критицизм; агрессивность, выражаемая криком; топанье ногами; хлопанье дверьми; порча чужой собственности; чрезмерная раздражительность, проявляющаяся вспыльчивостью и так далее.

Одним из факторов, способствующих возникновению агрессивного поведения, является пустое времяпрепровождение. К сожалению, просмотр телевизора сегодня – наиболее распространенный способ заполнения свободного времени у детей и подростков, но именно телевидение оказывает серьезное влияние на формирование агрессивной готовности.

Дети воспроизводят агрессивное поведение, увиденное в фильмах, усваивают его и применяют в других ситуациях. Им бывает очень сложно отделить реальность от вымысла, поэтому некоторые сцены и образы переносятся детьми в их собственную жизнь; охотно подражая, они отождествляют себя с другим человеком или персонажем фильма. Важно понимать, что телевизионные сцены насилия являются двойной причиной жестокого поведения детей и подростков: они способствуют желанию подражать увиденной ранее модели поведения, а также повышают уровень тревожности, который является причиной возникновения агрессивных реакций.

Сцены насилия, демонстрирующиеся по телевидению, вызывают следующие негативные изменения в личности ребенка:

  • способствуют формированию агрессивного поведения и повышают уровень агрессии по отношению к сверстникам;
  • провоцируют агрессивные фантазии;
  • притупляют нормальную эмоциональную реакцию на агрессию и ведут к убеждению, что агрессия является распространенным и социально допустимым явлением;
  • разрушают восприятие подлинной роли насилия в обществе и способствуют формированию чувства угрозы со стороны внешнего мира;
  • поощряют детей придумывать новые формы агрессивного поведения, которые не были показаны на экране.

Для молодого зрителя практически все телевизионные программы имеют образовательный характер, под воздействием телевидения в сознании формируются определенная картина мира и порой искаженный образ человека. Многочисленные исследования показали, что систематический просмотр сцен насилия на экране имеет огромное негативное влияние на последующее поведение молодых людей.

Вызывает тревогу и воздействие на психику ребенка компьютерных игр, поскольку большинство из них наполнены агрессией, насилием и разрушениями. Наиболее опасными принято считать те игры, в которых играющий должен бороться с разного рода страшными существами, вести виртуальные военные действия и тому подобное.

Семья

[3]

Проследить причины возникновения агрессии можно также и в современной семье. Атмосфера, царящая в доме, имеет огромное влияние на развитие ребенка. Если дом наполнен дружелюбием, взаимной любовью и согласием, ребенок получает правильный образец поведения, но нарушение в семье межличностных отношений может привести к формированию нежелательного поведения. Ребенок, который растет в доме, полном ссор и скандалов, через какое-то время и сам начинает проявлять агрессивное поведение.

[3]

Опасным для правильного развития личности ребенка является также расхождение мнений родителей и других членов семьи (бабушек и дедушек) по отношению к определенной модели воспитания. Отсутствие целостного единого подхода затрудняет формирование характера у ребенка и влияет на повышение у него возбудимости и агрессивности.

На агрессию влияют и суровые формы наказания за неправильное поведение. К сожалению, чаще всего строгое воспитание вовсе не уменьшает количество агрессивных поступков, а, наоборот, увеличивают их интенсивность. Часто агрессивные родители подстрекают и усиливают агрессию своих детей, поощряя их в определенных ситуациях проявлять воинственную, непримиримую позицию по отношению к окружающим.

Когда родители отталкивают своих малышей, это тоже служит важной причиной бунтарского поведения детей. Отсутствие нежности, любви, положительных примеров вырабатывает у них состояние враждебности, а иногда и агрессии. Воспитание, характеризующееся жестокостью, отсутствием милосердия, непринятием ребенка как личности и высоким уровнем контроля над его поведением, в значительной мере способствует формированию агрессии.

Особую роль также играет игнорирующий, пренебрегающий стиль воспитания, когда родители почти совсем не интересуется ребенком, его достижениями в школе, увлечениями, компанией, планами или амбициями, не проявляют к нему любви, но при этом предоставляют максимум свободы.

Школа

Часто местом возникновения агрессивных реакций является школа. Ребенок, попадая в школьную среду, подвергается воздействию определенных норм, регулирующих поведение учащихся. Он должен привести себя в соответствие с поставленными перед ним новыми требованиями и задачами, установить контакты не только со сверстниками, но и с учителями и другими работниками школы.

В классе могут возникать ситуации, оказывающие негативное влияние на формирование навыков правильного взаимодействия в коллективе. Например, к нарастанию конфликта, неприязни, враждебности, а в дальнейшем появлению агрессивного поведения могут привести и неоднократные жалобы детей на одного из одноклассников, высказываемые учителю. В целом, наличие классов с большим количеством учеников само по себе способствует возникновению агрессии, потому что в таком случае легче остаться незамеченным и избежать ответственности за неправильное поведение.

Другой причиной агрессии является неуспеваемость. Ученик, который получает плохие оценки, которого постоянно ругают и критикуют, начинает демонстрировать все более усиливающееся нежелательное поведение. Используя различные защитные механизмы, он становится агрессивным по отношению к тем детям, которых хвалят, поэтому в формировании правильных отношений между учениками и взрослыми очень важна роль учителя. Ведь задачей воспитания не является подавление всевозможных проявлений агрессии у ребенка, а желание направить детей из антисоциального в просоциальное русло и вместо примитивных поведенческих форм помочь им выработать такие формы проявления негативных эмоций, которые принимаются и допускаются обществом.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Подытоживая вышесказанное, приведу отрывок из стихотворения Януша Корчака «Молитва воспитателя»: «…Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их усилия. Не легким путем их направи, но прекрасным. А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль. Печаль и труд».

Источники


  1. Арутюнов, С.С. Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против» / С.С. Арутюнов. — М.: Проспект, 2015. — 436 c.

  2. Ошо Мужчина и женщина. Мир в гармонии и целостности. Мужчина и женщина. Секреты взаимности в астрологии и психологии. Танец энергий. Мужчина и женщина (комплект из 3 книг) / Ошо, Хайо Банцхаф , Бриджит Телер. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 688 c.

  3. О чем молчат предки. Осознанное замужество и материнство. Как сохранить семью, или Когда лучше развестись. Разбитая семья (комплект из 3 книг + DVD-ROM). — М.: ИГ «Весь», Хорошо, 2014. — 672 c.
  4. Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек / И.В. Вачков. — М.: Ось-89, 2018. — 176 c.
  5. Марина, Нефедова 12 семейных историй. Счастье быть вместе / Нефедова Марина. — М.: Никея, 2015. — 276 c.
О неожиданном нарушении поведения и агрессии девочек
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Помоги себе сам

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here