О нравственности как об основе здоровья психики

Сегодня обсуждаем тему: о нравственности как об основе здоровья психики с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Основы психического здоровья

Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления. Согласно современным представлениям, психика человека имеет осознаваемую (около 10 %) и неосознаваемую (около 90 %) части. Осознаваемая часть, или собственно сознание – это представление о себе и то, как человек представляет себя обществу. Она выражает себя в знаковой системе (буквы, слова), пользуется законами формальной логики. Проявления осознаваемой части связаны в основном с деятельностью левого полушария головного мозга.

Неосознаваемая часть психики включает подсознание и сверхсознание. Подсознание — это психический опыт, который человек уже прошел и несет его в себе. Сверхсознание — высший уровень психики, к которому человек только идет и ощущает это в себе.

В структуре подсознания выделены два важных уровня: признаки противоположного пола и качества, которые не демонстрируются в обществе, которые человеку не нравятся. Если человеку не нравится чье-то поведение, это значит, что такую же черту он скрывает в себе. В подсознании фиксируются все последствия психических стрессов, психотравмы и психокомплексы. Неосознаваемая часть психики имеет язык образов и символов, продуцируемых в основном правым полушарием.

Нормальные психологические процессы и психические свойства личности, общие закономерности формирования психической деятельности нормального человека изучает психология. Медицинская психология важное внимание уделяет психологическим факторам, влияющим на возникновение и протекание болезней, а также роли психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний. Она включает клиническую психологию, патопсихологию, или психиатрию, соматопсихологию, психогигиену, психофармакологию, психотерапию и другие разделы.

Психическое здоровье – это состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, проявляющееся ровным, устойчивым настроением, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям, преодолевать их и в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Психическое здоровье, наряду с физическим, является составляющей общего здоровья.

Психическое здоровье основывается на общем душевном комфорте, обеспечивающем адекватную регуляцию поведения. Оно обусловлено потребностями биологического и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Психическое здоровье формирует оптимистический взгляд на вещи, бодрость духа, уверенность в себе, независимость во взглядах, чувство юмора.

Для психического здоровья характерна индивидуальная динамическая совокупность психических свойств, которая позволяет адекватно полу, возрасту, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникшими личными и общественными интересами, потребностями, общепринятой моралью.

Валеологический аспект психического здоровья включает управление состоянием психики с элементами самопознания и психического оздоровления. Психическое здоровье человека ассоциируется с потребностью самореализации как личности, то есть обеспечивает социальную сферу жизни. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность и гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям.

В психическом здоровье присутствуют «сила» и «гармония». Кроме того, для здорового человека характерна устойчивая, позитивная, адекватная, стабильная самооценка. Эти параметры являются основными при характеристике психического состояния и диагностике психического здоровья. В практическом отношении в аспекте социальной адаптации наиболее важен показатель психической адекватности.

Критерии психического здоровья основываются на понятиях адаптации, социализации и индивидуализации. Адаптация включает способность человека осознанно относится к функциям своего организма и регулировать свои психические процессы — управлять мыслями, чувствами, желаниями. Социализация характеризуется реакцией человека на другого человека, как равного себе, на существующие нормы и отношения между людьми и на свою относительную зависимость от других людей. Индивидуализация — это отношение человека самого к себе.


Критериями психического здоровья (по ВОЗ) являются осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; критичность к себе, к своей собственной психической деятельности и ее результатам; адекватность силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать ее; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

С учетом критериев выделяют 4 группы психического здоровья:

1 — совершенно здоровые, жалоб нет;

[3]

2 — легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического порядка, обусловленные конкретной психотравмирующей ситуацией;

3 — доклиническое состояние и клинические формы в стадии компенсации, жалобы астеновегетативного порядка вне психотравмирующей и трудной ситуации, перенапряжение механизмов адаптации;

4 — клинические формы заболеваний в стадии субкомпенсации, недостаточность и поломка механизмов адаптации.

Психологические основы нравственности

Порядочным людям хочется, чтобы люди были более порядочными: не крали чужое, не предавали друзей, не бросали детей, чтобы заботились о близких и уважали дальних. Если мы живем там, где разумное законодательство, справедливый суд и, самое главное, следящие за каждым шагом каждого человека видеокамеры наблюдения и просто соседи, жизнь приобретает вполне приличные очертания. Но на что можно надеяться, если мы хотим, чтобы люди сами желали доброго и не делали злого, чтобы это шло у них изнутри? Каковы возможные психологические основы нравственности?

В обыденном сознании самым надежным средством считается такое воспитание, чтобы за отступления от порядочного поведения человека неотступно грызла совесть и мучило чувство вины. «А если знаешь, что по твоей вине человек умер. От такого чувства вины никогда не избавишься» — убежденно пишет один из читателей Психологоса. Он убежден, как можно догадаться, не только в том, что от чувства вины в такой ситуации не избавишься, но и в том, что избавляться тут и нельзя, нельзя даже ставить такую задачу.

Аналогичен смысл отзыва на статью «Чувство вины»: «Каким оптимизмом веет от Вашей статьи! Оказывается чувство вины не нужно людям, которые разрушили судьбы, бросили детей, обокрали друзей! Классно, простить себя и жить дальше! А пострадавшие пусть читают другие статьи, где их научат правильно переживать и дарить прощение».

Читайте так же:  Четыре базовые позиции построения отношений

К сожалению, все сложнее. Есть люди, которые делают гадости и не чувствуют при этом никакого чувства вины (Самая известная историческая личность — Сулла, самый кровавый император Рима, тиран, всю жизнь считавший себя самым счастливым человеком на свете).

Есть люди, который живут честно, но при этом испытывают чувство вины часто, а то постоянно. К сожалению, воспитание чувства вины само по себе еще ничего не гарантирует. Исследования показывают, что для россиян чувство вины очень характерно, при этом нравственное состояние современного российского общества находится на стадии деградации.

В странах, где с нравственностью и порядочностью людей ситуация более благополучна, вопрос решался не привитием чувства вины, а разумным законодательством и жесткой системой его соблюдения, как, например, в Сингапуре. В результате люди просто привыкают жить порядочно, скоро понимают (видят воочию) смысл порядочности и сами начинают транслировать нормы порядочности.

О нравственности как об основе здоровья психики

Когда-то я писала, что одним из основных отличительных признаков человека психически здорового от не очень здорового является наличие и качество чувства юмора. Конечно, в этом есть своя соль (как в одном из признаков), но не более. И то было скорее шуткой, нежели серьезным утверждением. Сегодня же хочется поговорить серьезнее. О том, ЧТО составляет ОСНОВУ психического здоровья человека.

На научный труд не претендую. Буду писать лишь свои мысли, сложившиеся из опыта многих лет и общения с разными людьми.

Особенно в последние годы судьба порой сводила меня с людьми такими, от поведения которых просто волосы на голове вставали дыбом. И приходило четкое понимание, что самыми чудовищными являются люди, лишенные нравственных основ. Нет, не в осуждение пишу сейчас. А для понимания предмета, о котором буду говорить. Что проку осуждать или обсуждать кого-то, если он и так был обделен на этапе формирования личности, а затем не смог преодолеть в себе этой самой безнравственности.

Нравственность – от слова нрав (так толкуют некоторые словари, и мне это толкование с точки зрения предметно-поведенческой очень импонирует). А нрав – это способы поведения, или – выбор вариантов и способов поведения человеком в зависимости от того, что соответствует его внутреннему содержанию. И вот с внутренним содержанием-то как раз у некоторых дела обстоят крайне сложно.

Откуда же берется вот то самое внутреннее, из которого потом вытекает нрав (и нравственность или безнравственность) человека?

Ну конечно, снова всё из детства. Есть такая интересная стадия в формировании психики человека, называется она принципиальная. Соответствует возрасту примерно 10 – 13 лет (в разных источниках по-разному), т.е. подростковому. Как раз в процессе прохождения этой стадии развития психики человек и обретает (или не обретает) одну из главных основ своего настоящего и будущего психического здоровья.

В чем смысл принципиальной стадии развития психики? В обретении четких представлений о добре и зле, о хорошем и плохом, о вечном и преходящем – причем, не так, как это происходило с раннего детства, а с опорой на мотивирующий источник. А вот мотивируются люди, как выяснилось, двумя разными «вещами» — моралью и нравственностью. Мораль – это то, что от ориентации на ВНЕШНЮЮ ОЦЕНКУ. Часто выражается в стыде и последующем чувстве вины у человека. «Моралисты» — это те, кто обучает своего ребенка, исходя из «Как тебе не стыдно? Что скажут окружающие?» и поддерживают в человеке именно чувство вины – чувство принижающее, а не дающее ему возможность стать тем, кто будет в состоянии самостоятельно отличать доброе от дурного. «Нравственники» — те, кто ориентирует ребенка на ВНУТРЕННИЙ «голос совести» — те, кто даёт возможность своему ребенку (не без пояснений, конечно) самому определять, что есть хорошо и по каким причинам, а не просто молча следовать указаниям извне, т.к. стыдно не делать того, что от тебя требуют окружающие. Стыд и совесть – вот два «мотиватора», в итоге которых и вырастают люди с ориентацией на внешнее (мораль) и внутреннее (нравственность). Исходя из которых и в дальнейшем выбирают способы своего поведения.

Оговорюсь, чтобы не дискутировать с любителями споров;)) В самом понятии «морали» нет ничего отрицательного. Использую его я очень условно, только чтобы разделить «голос извне» (ориентацию на стыд и невозможность самостоятельного анализа событий и выбора соответствующего поведения) и «голос изнутри» (совесть, или Бога в человеке, если хотите, который дает возможность следовать выбранным принципам в поведении вне зависимости от тех критериев, которые человеку будут пытаться навязать). Пока человек живет в стыде и вине, он далеко не всегда выбирает то, что достойно – он выбирает или то, что приемлемо по ситуации, или то, что позволяет ему по минимуму ощущать эту самую вину или стыд. А чаще просто не способен выбирать. Поскольку сделать выбор может лишь человек, обладающий определенными «нравственными настройками». Когда человек живет в согласии с совестью, он выбирает то, что нравственно, даже если это неудобно или не поощряется большинством.

Надеюсь, немного разъяснила разницу. Хотя она, в общем, доступна любому взрослому человеку, как наивно раньше полагала я. Оказалось, что далеко не любому. Да, можно сказать, конечно: если взрослость имеется в виду как характеристика психически зрелого человека, то любому. А если взрослость иметь в виду как возраст, то далеко не всем это доступно и понятно. И опыт подтверждает это неумолимо.

Поэтому сегодня я с уверенностью могу сказать следующее: основу психического здоровья человека составляет нравственность . Не отягощенность моралью (родная сестра которой, кстати, гордыня), а именно нравственность – внутренняя чистота, баланс добра и зла внутри человека и способность выбирать поведение своё, исходя из соображений добра, не-предательства, сочувствия и всего, что не противоречит голосу совести. И стыд с виной здесь не уместны и ни при чем. Не порождают они ничего созидательного в человеке. Только страх и безнравственность, которые — как по кругу — ведут человека от стыда к вине и к поступкам, за которые он ещё больше стыдится и чувствует себя виноватым. «Уроборос» это называется у Пелевина…

Читайте так же:  Большой ребенок как выживать с пограничным

А к чему завела тему? К тому, чтобы все, кто ищет опору для понимания других людей, в первую очередь обращали внимание вот на это – насколько человек нравственен в своем поведении, на что он ориентируется, принимая какие-то решения в жизни. И тогда многое станет проще, и не нужно будет проходить этапов незначительных «открытий» в других людях. Поскольку самое значительное – это оно, психическое (или нравственное) здоровье. А иметь дело с безнравственными людьми, конечно, поучительно, но весьма разрушительно, и не каждый сможет справиться с последствиями самостоятельно. Поэтому лучше научиться видеть сначала, чем горевать потом.

Есть и ещё одна причина, побудившая меня написать о нравственности. Это моё желание уже как специалиста, психолога, сообщить, что далеко не все качества и способности у человека можно «создать» и взрастить с помощью психотехнологий. Хоть и есть в настоящее время множество таких техник, которые действительно творят чудеса и позволяют человеку приобрести «недостающий функционал» в какой-то области жизнедеятельности, чтобы он смог делать что-то, на что не способен был ранее. Однако нравственность не приобретается за счет «добавления функционала»… Она обретается либо в соответствующем возрастном периоде развития, либо позже в жизни, когда человек начинает остро осознавать, что ориентирован он в своем поведении далеко не на те «нормы», которые составляют сущностную основу Человека как такового. Осознать подобное можно по одной простой причине: у каждого из нас есть психика (или душа – в переводе с греческого «психэ» означает «душа»), а значит, каждый может услышать тот самый внутренний голос, если очень этого захочет и устанет бояться жить.

А вот и цитата, которая очень хорошо иллюстрирует поведение людей, не прошедших принципиальную стадию развития психики: «Это был храбрый и толковый начальник, но нравственности низкой ― сухой и беспринципный, эгоист, не брезговавший ничем ради карьеры.» (П.Н. Врангель «Записки»)

О психическом здоровье (критерии)

Жизнедеятельность человека как сложной живой системы обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования. В самом общем приближении можно выделить три достаточно специфичных уровня рассмотрения: биологический, психологический и социальный. И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления.

Здоровье на биологическом уровне предполагает динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Если вопросы профилактики здоровья, укрепления защитных сил организма и лечения болезней с давних пор находятся в поле внимания традиционной медицины, то наши представления о сущности и путях обеспечения здоровья, связанного с психологическим уровнем, пока еще не могут быть признаны удовлетворительными.

Вопросы здоровья на этом уровне так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Верно найденные на них ответы в конце концов помогут нам понять главное: что такое здоровая личность. Чем более гармонично, как подчеркивал крупнейший российский психиатр С. С. Корсаков, соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее цельность. Благополучие в психическом здоровье личности может быть нарушено доминированием определенных и негативных по своей сути черт характера, дефектами в нравственной сфере, неправильным выбором ценностных ориентации.

И все‑таки идея комплексного подхода к оценке психического здоровья человека представляется наиболее перспективной. В литературе можно встретить отдельные попытки охарактеризовать основные проявления здоровой психики с помощью совокупности критериев. Относительно них можно сделать, по крайней мере, два общих вывода. Во-первых, наряду с очевидным разбросом мнений просматривается и определенная повторяемость в выборе ряда критериев психического здоровья. Это можно воспринимать как свидетельство того, что они наиболее точно характеризуют состояние психического здоровья. Во‑вторых, трактовать приведенные перечни критериев следует не более чем их некоторые совокупности, ибо в них не заложен какой‑либо классифицирующий признак, который позволил бы придать им возможную внутреннюю организацию. Попытаемся перечислить наиболее часто называемые критерии психического здоровья, распределив их в соответствии с видами проявления психического (свойства, состояния, процессы).

Среди свойств личности это – оптимизм, сосредоточенность (отсутствие суетливости), уравновешенность, нравственность (честность, совестливость и др.), адекватный уровень притязания, чувство долга; уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид), трудолюбие, независимость, непосредственность (естественность), ответственность, чувство юмора, доброжелательность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль.

В сфере психических состояний в их число обычно включают: эмоциональную устойчивость (самообладание); зрелость чувств соответственно возрасту, совладание с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность, зависть и др.); свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного (оптимального) самочувствия.

Из психических процессов чаще упоминаются: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения); адекватное восприятие самого себя; способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти; способность к логической обработке информации; критичность мышления; креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом); знание себя; дисциплина ума (управление мыслями).

Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени ее интегрированности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким ее составляющим, как духовность (познание, стремление к истине); приоритет гуманистических ценностей (доброта, справедливость, и др.); ориентация на саморазвитие, самообогащение.

С позиций самоуправления здоровая личность характеризуется ярко выраженной целеустремленностью (обретением смысла жизни), волей, энергичностью, активностью, самоконтролем, адекватной самооценкой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Социальное здоровье личности находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.

Читайте так же:  Послеродовой депрессии - быть или не быть

С другой стороны, можно говорить и о характерных признаках психического нездоровья, неблагополучия. Среди них есть наиболее типичные, и их тоже можно упорядочить в соответствии с приведенной выше логикой рассуждения.

Подобными свойствами личности являются: зависимость от вредных привычек; уход от ответственности за себя; утрата веры в себя, свои возможности; пассивность («духовное нездоровье»). К психическим состояниям обычно относят чувственную тупость; беспричинную злость; враждебность; ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств; повышенную тревожность. В сфере психических процессов чаще упоминаются: неадекватное восприятие самого себя, своего «Я»; нелогичность; снижение когнитивной активности; хаотичность (неорганизованность) мышления; категоричность (стереотипность) мышления; повышенная внушаемость; некритичность мышления.

В целом такая личность достаточно дезинтегрирована; ей присущи утрата интереса, любви по отношению к близким; пассивная жизненная позиция. В плане самоуправления она отмечается неадекватностью самооценки; ослабленным (вплоть до утраты) или, напротив, неоправданно гипертрофированным самоконтролем; ослаблением воли. Ее социальное неблагополучие проявляется в неадекватном восприятии (отражении) окружающего мира; дезаптивном поведении; конфликтности; враждебности; эгоцентризме (выливающемся в жестокость и бессердечие); стремлении к власти (как самоцель); вещизме и др.

Нравственное здоровье

реферат нравст.doc

    Введение
3
1 Нравственное здоровье 4
2. Формирование взаимоотношения полов 6
    2.1. Половое воспитание и взаимоотношения полов
6
    2.2. Брак и семья
9
3. Культура взаимоотношений 13
    3.1. Аспекты взаимоотношения полов и брака
13
    3.2. Традиции семьи
16
    Заключение
20
    Список использованной литературы
22

Начиная с середины 80-х годов прошедшего XX в. в российском обществе наблюдается постепенный процесс снижения нравственного уровня не только подрастающего поколения, но и взрослого населения нашей страны. Таким образом, происходит разрушение нравственного стержня, который веками удерживал Россию в определенном стабильном положении и препятствовал социальным катаклизмам.

Стремление к достаточно высокому морально-нравственному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, так как экономика нашей страны находится в катастрофическом положении, и имеющиеся разумные предложения по выходу из создавшейся ситуации, как правило, не могут быть осуществлены по причине отсутствия в обществе достаточного числа образованных, честных и порядочных людей.

В качестве следствия безнравственного состояния нашего общества падение рождаемости и рост смертность людей: за последние 10 лет в России рождается почти в два раза меньше, а умирает в полтора раза больше людей по сравнению с доперестроечным периодом.

Падение нравственности отразилось на прочности семейных отношений. Рушатся семейные отношения, а ведь крепкая семья – опора государства. Все меньше заключается браков, основанных на чувстве любви, духовной близости, и все больше – на основе материальной выгоды или только сексуального влечения друг к другу, что приводит к росту числа разводов. А когда распадается семья, то от этого больше всего страдают дети: для них разлад между родителями является, как правило, большой душевной драмой, травмирующей их на всю жизнь.

В данной работе рассмотрены основы нравственного здоровья, формирование взаимоотношения полов, основы семьи и брака, культура семейных взаимоотношений и традиции.

1 Нравственное здоровье

Нравственное здоровье – это способ жизни человека и его развития, проявление внутренней свободы. Главный принцип нравственного здоровья состоит не только в том, чтобы иметь крепкое здоровье, но и в умении реализовать с помощью здоровья свою миссию человека. Нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений. Потребность в сохранении и развитии нравственного здоровья реализуется в деятельности человека, во взаимодействии с другими людьми.

Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер, а не после того, когда уже зафиксированы те или иные отклонения или вообще отсутствие нравственного здоровья. Об этом свидетельствуют многочисленные жизненные факты.

Нравственное здоровье нуждается в постоянном обогащении нравственных чувств, в упрочении моральной позиции, совершенствовании нравственных привычек. Всем этим должна заниматься сама личность, осуществляя повседневный нравственный самоконтроль. Его суть состоит в том, что личность самостоятельно регулирует свое поведение, контролирует свои мотивы и мысли.

Нравственное здоровье личности имеет не только субъективное, но и объективное значение. Чем полноценнее нравственное здоровье личности, тем благороднее ее отношение к членам коллектива, активнее проявляется ее социальная солидарность в обществе. И наоборот, нравственная ущербность людей неизбежно ведет к размыванию коллективистских взаимоотношений, к моральной эрозии в общественном мнении, в духовной обстановке семейного, школьного, студенческого, трудового коллективов.

В утверждении нравственного здоровья заинтересована не только сама личность, но и коллектив, в котором она трудится, все общество. Поэтому система социализации, воспитания и самовоспитания, имеющая место в обществе, призвана работать на утверждение полноценного здоровья в каждой личности.

Нравственное здоровье неразрывно связано с физическим здоровьем. В современном обществе утверждается личная ответственность человека за его действия, и здоровье становится самостоятельно значимой ценностью. В связи с этим на сегодняшний день остро стоит вопрос о социальном просвещении. Фактически в стороне от социального просвещения стоит школа, как общеобразовательная, так и средняя специальная и высшая.

По данным различных социологических исследований в РТ, до 70% юношей и девушек курят, до одной трети употребляли (хотя бы один раз) наркотические средства, до 60% достаточно регулярно употребляют алкоголь. В целом по России данный показатель выше 74% и 68% соответственно.

Анализируя данную проблему, Ж.Т. Тощенко акцентирует внимание на человеческой пассивности и безответственности по отношению к тому, что составляет ценность жизни как таковой, способствует ее продолжительности, освобождению от болезней, пороков, от всего того, что ограничивает радость и наслаждение работой, отдыхом, что является основой для приобщения к культуре, дает возможность общения во имя возвышения духовных притязаний.

Читайте так же:  Родителям о готовности ребёнка к школе

В РТ 96,7% юношей и 100% девушек (В РФ 92,3% и 98% соответственно) здоровье считают необходимым условием полноценной жизни. Однако, связь физического и нравственного здоровья признают лишь 42% юношей и 63% девушек (в РФ 40% и 57% соответсвенно).

В связи с этим ценностные ориентации на здоровую активную семью и ведение здорового образа жизни определили 96,5% юношей и 100% девушек (РФ — 91% и 98%), что говорит о сформированности определенной системы знаний, ценностных установок на нравственный семейный образ жизни. Они уверены (100% респондентов), что риск рождения нездорового ребенка увеличивается, если один из родителей или оба курят, употребляют спиртное или наркотики.

2. Формирование взаимоотношения полов

2.1. Половое воспитание и взаимоотношения полов

Половое воспитание – это система медико- педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.

Своей целью половое воспитание способствует гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа), созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, то есть укреплению брака и семьи. Половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами. В нём тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты.

Недостаточность и неправильность воспитания, неблагоприятный сексуальный опыт, принятие ложных установок, деформированных или архаичных представлений о мужественности и женственности могут отрицательно сказываться на нравственном и психическом здоровье личности.

Половое воспитание является частью нравственного воспитания. Цель полового воспитания: воспитать целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола. Половое воспитание должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем – роли не только мужчины или женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами и гигиеническими требованиями.

Получаемые подрастающим поколением постепенно, в соответствии с возрастом, правильные сведения о проявлениях пола будут способствовать уменьшению невежественности, постыдности, запретности, таинственности в вопросах, касающихся этих проявлений. Знание этих вопросов способно предотвратить возникновение у детей вредных привычек и преждевременное пробуждение полового влечения. Помочь им приспособиться к наступающей зрелости, облегчить связанные с ней переживания, не только подготовить к нормальному развитию детородных функций, но и вселить чувство ответственности во взаимоотношениях с людьми противоположного пола, предупредить возникновение возможных конфликтов в будущей супружеской жизни.

Важную психогигиеническую задачу составляет предупреждение соматических и нервно-психических расстройств, которые могли бы явиться следствием изъянов полового воспитания. Излишняя сосредоточенность детей на вопросах пола, особенно мысли о своей неполноценности, испорченности, чувство вины из-за невозможности быть другим (как правило, отражающие незнание особенностей развития своего пола) нередко становятся содержанием конфликтов, лежащих в основе невротических нарушений.

Воспитание играет ведущую роль в сексуальном определении личности, реального направления мужской и женской принадлежности, в формировании морально-нравственной позиции. Эти факторы приводят к пониманию развития пола у человека: половое влечение в его специфически человеческом виде является результатом действия биологических и социально-психологических факторов. Половое воспитание как часть нравственного воспитания должно помочь человеку находить и реализовать свою индивидуальность в возвышенном, благородном и гуманном, а не в вульгарном, низменном и сладострастно-своевольном.

Отсутствием половой культуры и, следовательно, кризисным состоянием интимной жизни можно объяснить неуважение людей друг к другу, истерический крик как метод доказательства собственной правоты, конфликты дома и на работе, вечный конфликт с самим собой, перманентный стресс. Причиной большинства неврозов являются именно сексуальные проблемы, и с возрастом, когда половая активность снижается, возможность нервных срывов, душевных катаклизмов увеличивается.

Изменения, происходящие в обществе, либерализация брачно-семейных отношений отразились на установках молодежи. Значительная часть молодежи Татарстана (40%) лояльно относится к гражданскому браку, считая его допустимым, причем юношей среди них больше – 45%, чем девушек – 39% (в РФ 48%, 53% и 44% соответственно)

[1]

Как и следовало ожидать, горожане в этом отношении либеральнее сельчан. При этом жители крупных городов – Казани, Набережных Челнов более терпимо относятся к гражданскому браку, чем жители средних по людности городов: Зеленодольск, Лениногорск, Бугульма. О недопустимости гражданского брака, как формы существования семьи, заявили более половины опрошенных (60%).

Важной проблемой остается влияние полового воспитания на репродуктивную систему человека. Беспорядочная половая жизнь ведет к преждевременному изнашиванию организма, чревата опасностью заражения венерическими болезнями, СПИДом. Человек, предающийся половым излишествам, преждевременно ослабляет свою нервную систему и уменьшает сопротивляемость организма к разным болезням. Так 70,0% юношей и 63,5% девушек указали на то, что они в репродуктивном отношении здоровы, но 30,0% юношей и 36,5% девушек имеют «проблемы» с репродуктивными функциями и оценивают их как удовлетворительные.

Нормальная половая жизнь благотворно действуют на здоровье, работоспособность и долголетие человека.

Однако отметим, что правильное половое воспитание является только одним из факторов, помогающих решить проблемы нежелательных беременностей, абортов и ЗППП. К прочим факторам можно отнести экономическое благополучие страны, уровень общей культуры, образования и т.д.

2.2. Брак и семья

Важно серьезно и обдуманно подходить к вопросу создания семьи, которая базировалась бы на основе взаимного влечения, уважения друг к другу и общности интересов. Однако выбор партнера обычно происходит в молодости, когда жизненный опыт невелик.

Незнание основных условий половой жизни юношами и девушками, молодыми супругами лишает их необходимой осторожности и нередко ведет к непоправимым ошибкам.

[2]

Важно иметь представление об анатомии и функциональных особенностях половых органов – мужских и женских, знать механизм зачатия, зарождения новой жизни.

Прежде всего, необходимы общность интересов, примерно одинаковый уровень развития, серьезность и глубокое уважение, чувства любви и дружбы. Сексуальные отношения супругов основаны на глубоком эмоциональном влечении, но не только они определяют прочность семьи.

Читайте так же:  10 заповедей успешной женщины

Критерии психического здоровья

Критерии психического здоровья:

  • причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность; соответственная возрасту человека зрелость чувств; постоянство места обитания;
  • максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности;
  • гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ним;
  • соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений;
  • критический подход к обстоятельствам жизни;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
  • адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);
  • чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
  • постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
  • самутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

Здоровый человек — счастливый, живущий в гармонии с самим собой, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но первым ни на кого не нападающий и пр. Основные потребности: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в привязанности и любви, потребность в уважении, потребность в самоактуализации, т. е. в выражении присущих личности способностей (Маслоу А.).

Таким образом, критерии психического здоровья по группам:
Психические процессы: адекватность психического отражения, адекватное отражение самого себя, способность концентрации внимания, удержание информации в памяти, способность к логической переработке информации, критичность мышления, креативность, управление мыслительным потоком.
Психические состояния: эмоциональная устойчивость, зрелость чувств, совладение с негативными эмоциями, свободное естественное проявление чувств, способность радоваться, сохранность привычного самочувствия.
Свойства личности: оптимизм, сосредоточенность, уравновешенность, нравственность, адекватный уровень притязания, чувства долга, уверенность в себе, необидчивость, не склонность к лени, независимость, непосредственность, чувство юмора, доброжелательность, самоуважение, адекватная самооценка, самоконтроль, воля, энергичность, активность, целеустремленность.
Социальное здоровье: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, культура потребления альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.

5. Психологические основы здоровья

5.1. Психика и ее компоненты

Как уже отмечалось, здоровье человека определяется несколькими составляющими. Одними из очень важных являются состояние нервной системы и характер процессов, протекающих в ней. Особенно важную роль в этом выполняет та часть нервной системы, которая называется центральной, или мозгом. Процессы, которые идут в мозгу, взаимодействуя с сигналами окружающего мира, играют решающее значение в формировании психики.

Психикаэто свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.

Психика человека устроена таким образом, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего прежде всего тем, что обязательно эмоционально, чувственно окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы человека и его прошлый опыт (память).

[3]

По формам отражения (взаимодействия) с окружающим миром в психике можно выделить два компонента, в какой-то степени самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных, – сознание и бессознательное (неосознаваемое). Сознание –высшая форма отражательной способности мозга. Благодаря ему человек может отдавать себе отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т.д. и при необходимости контролировать их.

Значительный удельный вес в психике человека составляет форма бессознательного, или неосознаваемого.В нем представлены привычки, различные автоматизмы (например, ходьба), влечения, интуиция. Как правило, любой психический акт начинается как бессознательный и лишь потом осознается. Во многих случаях сознание не является необходимостью, и соответствующие образы остаются в неосознаваемом (например, неясные, «смутные» ощущения внутренних органов, скелетной мускулатуры и т.д.).

Психика проявляет себя в форме психических процессов,или функций. К ним относятся ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Эти психические процессы часто называют компонентами психики.

Психические процессы проявляются у разных людей по-разному, характеризуются определенным уровнем активности, формирующим фон, на котором протекает практическая и психическая деятельность личности. Такие проявления активности, создающие определенный фон, называются психическими состояниями.Это – вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д. И, наконец, для каждой личности характерны устойчивые психические особенности, которые проявляются в поведении, деятельности, –психические свойства(особенности): темперамент (или тип), характер, способности и т.д.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, психика человека – это сложная система осознаваемых и неосознаваемых процессов и состояний, которые по-разному реализуются у различных людей, создавая определенные индивидуальные особенности личности.

Источники


  1. Морозова, Е. А. Диалоги о семье и браке / Е.А. Морозова. — М.: Сибирская Благозвонница, 2014. — 608 c.

  2. Сергей Дольче Вита для двоих. Идем дальше / Сергей, Дина Волсини. — Москва: РГГУ, 2013. — 483 c.

  3. Руденко, А. М. Психология делового общения / А.М. Руденко. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2016. — 264 c.
  4. Юлия, Александровна Дружинина Представления разных поколений о современных формах брака и семьи / Юлия Александровна Дружинина. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 758 c.
  5. Д. Еникеева Как воспитать хорошего мужа / Д. Еникеева. — М.: Рипол Классик, 1998. — 256 c.
О нравственности как об основе здоровья психики
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here