О профориентации

Сегодня обсуждаем тему: о профориентации с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Мифы о профориентации. Что это на самом деле?

Напомню, что профориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку старшеклассников к выбору профессии, на оказание помощи в профессиональном самоопределении. В процесс профориентации входит не только тестирование и консультация психолога-профориентатора, но и ряд других мероприятий. Но в данной статье речь пойдет о диагностическом методе профориентации и связанными с ним мифами.

Мифы о профориентации
1. Специалист по профориентации после тестирования скажет конкретную специальность и в какой ВУЗ лучше поступать ребенку.

Очень важно понимать, что ответственность за выбор будущей профессии лежит только на семье и ни один квалифицированный специалист не будет давать советы такого рода. Вы получаете развернутое описание различных сторон ребёнка, которые помогут выбрать направление обучения, соответствующее тому, что ребенку интересно больше всего и что у него получается лучше всего.

[1]

2. С помощью теста специалист должен/может «откопать» скрытые таланты ребёнка, о которых никто и не догадывался.

Вряд ли тест покажет, что у ребёнка есть талант к математике, если она ему совсем не интересна и в школе он с трудом успевает за программой… Тест помогает определить: склонности и способности подростка к различным видам деятельности, профессиональные и культурные интересы, мотивы и стратегии обучения, уровень эмоциональной зрелости, сильные и слабые стороны ребенка.

3. Специалист может рассказать обо всех существующих профессиях, чтобы ребенку было легче определиться.

В мире существует более 30 сфер деятельности, в каждой из которых от нескольких штук до нескольких десятков различных профессий. Человек физически не способен запомнить такое количество информации. Да это и не к чему. Тем более, что мир профессий претерпевает изменения и каждый год одни профессии исчезают, а новые появляются. По прогнозам специалистов, к 2020 году появится 186 новых профессий и исчезнет 57.
Профессиональная консультация психолога-профориентатора даст возможность правильного и качественного понимания результатов тестирования, а также поможет достичь взаимопонимания между родителями и подростком по его выбору дальнейшего образования.

4. Тест поможет выбрать профессию один раз на всю жизнь и защитит от разочарования в выбранной профессии.

Одна профессия на всю жизнь – это не залог успеха и счастья. В современном мире, наоборот, более ценным является наличие множества разнообразных навыков и умений у человека. Тем более, что парадигма карьеры сейчас меняется от лестничного продвижения в карьере в сторону проектной.

В данный момент я работаю как сертифицированный специалист по итальянской методике «Magellano University». Это сертифицированная и апробированная программа в Украине. Буду рада помочь вам и вашим детям в принятии решения относительно выбора будущей профессии.

Центр профориентации

Выбор дела своей жизни является одним из самых сложных и ответственных решений. Ведь от данного выбора зависит то, с какой полнотой мы проживём эту жизнь, сможем ли мы реализовать свой потенциал, будем ли мы получать не только деньги, но и удовольствие от выбранного дела. Важно уже на ранних этапах задумываться над тем «кем я хочу стать», и начать вести комплексную работу в этом направлении, чтобы избежать ошибок в дальнейшем.

[2]

Важно также помнить, что профессиональная ориентация не только для школьников и студентов, но и для работающих людей, которые со временем решают поменять своё дело.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Целями профессиональной ориентации являются:

  1. Достижение согласованности и сбалансированности между интересами человека, его способностями, личностными качествами и возможностями рынка труда;
  2. Эффективное прогнозирование профессиональной успешности в выбираемой сфере трудовой деятельности;
  3. Содействие непрерывному росту профессионального мастерства личности как важнейшего условия ее удовлетворения трудом и собственным общественным положением, реализации индивидуальных возможностей.

Далее разберемся в том, для чего же необходима профориентация.

Профориентационная работа включает в себя следующие функции

  1. Выявление способностей и склонностей человека к тем или иным видам деятельности;
  2. Поиск личностных качеств, присущих тому или иному виду деятельности;
  3. Изучение познавательных интересов школьников и студентов;
  4. Исследование влияния родителей и близких людей на выбор профессии;
  5. Выявление стремлений и намерений учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения;
  6. Определение адекватности оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности.
  1. Организация культурно-досуговой и социально-значимой деятельности, направленной на профориентацию;
  2. Передача опыта и впечатлений от работающих специалистов;
  3. Знакомство с разнообразием профессий;
  4. Помощь в самореализации и развитии заложенного природой потенциала;
  5. Проведение разнообразных мероприятий по профориентации (лекции, экскурсии на предприятия и т.д.).
  1. Проведение информационных мероприятий и кампаний по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА;
  2. Информирование о текущей ситуации на рынке труда и прогнозы на будущее.
  1. Снижение количества ошибок при выборе профессии;
  2. Предупреждение неправильного восприятия имеющихся на рынке труда профессий.

В профориентационной работе можно выделить несколько основных направлений:

  1. Профессиональное информирование – знакомство людей с многообразием профессий, их формах, требованиям к ним для будущих специалистов и возможностях профессионального роста, а также знакомство с материалами о состоянии рынка труда и образовательных услуг, перспективах их развития;
  2. Профессиональные пробы (пробы сил) – моделирование определенного вида профессиональной деятельности, как способ более осознанного и обоснованного выбора профессии (например, профориентационные игры в школе, студенческая практика в организациях и на предприятиях, конкурсы профессионального мастерства и т.д.);
  3. Профессиональное консультирование – вид помощи в выборе профессии, направленный на согласование собственных физических, психологических возможностей, способностей и потребностей человека с многообразием рынка труда;
  4. Профессиональный отбор – система мероприятий, позволяющих определить пригодность человека к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности (например, профильные экзамены по специальностям, творческие конкурсы, медицинские комиссии для будущих лётчиков и т.д.);
  5. Профессиональный подбор – выявление лиц, которые по своим индивидуальным особенностям наиболее соответствуют отдельным видам той или иной деятельности в рамках конкретной специальности (например, актёр музыкального театра, кукольного театра, драматического театра, кино).

Кроме общих направлений стоит отметить и частные виды профессиональной ориентации:

  1. Тест на профориентацию (тест на профессию) – разновидность тестов с большим количеством открытых и/или закрытых вопросов. Профориентационные тесты в качестве результата дают расшифровку личностных особенностей в профессиональном плане, подходящие профессии и рекомендации по дальнейшему обучению и развитию;
  2. Консультация специалиста – психолог-профконсультант проведёт наиболее подходящие именно вам диагностические тесты, в результате которых подберет наиболее подходящие именно для вас профессии, даст рекомендации по дальнейшему обучению и развитию;
  3. Помощь государственной службы занятости – данная организация часто оказывает услуги профориентации и владеет всей полнотой информации о рынке труда вашего региона;
  4. Дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях – помогут абитуриенту сориентироваться в направлениях подготовки того или иного учебного заведения; дадут возможность лично пообщаться с преподавателями и студентами интересующих вас направлений подготовки, узнать их впечатления и получить рекомендации и советы;
  5. Экскурсии на предприятия – обычно такие мероприятия проводятся в сотрудничестве со школами и университетами. Они помогают познакомиться с внутренней «кухней» определенной профессиональной направленности и самого предприятия в целом. Также это является отличной возможностью в неформальной обстановке задать интересующие вопросы работникам и руководству предприятия.
Читайте так же:  Винни-пух и все-все-все - типы привязанности

В заключение хотелось бы сказать, что для каждого из нас уже со школьной скамьи есть много прекрасных возможностей; направлений работы по самоопределению наших профессиональных наклонностей. Начать можно с малого: составить список тех сфер, которые действительно вам интересны. Проходите тесты – сегодня они дают много полезной информации по вашим личностным особенностям, а также дальнейшие рекомендации по обучению и развитию. Консультируйтесь со специалистами в области профориентации. Читайте, узнавайте больше о том, что вас интересует. Действуйте и так вы сможете найти, что будет приносить вам не только заработок, но и большое удовольствие от интересного дела!

Профориентация

Актуальность профориентационной работы состоит в том, что большинство старшеклассников испытывает весьма серьезные проблемы с выбором профессии, а также с выбором способа получения профессии (специальности). Эти сложности связаны в основном с неразвитым еще мировоззрением, а также с непониманием того, какие вообще требования предъявляют те или иные профессии к людям.

В отечественной профориентации уже многие годы самой популярной является модель выбора профессии, предложенная Е. А. Климовым «Хочу – Могу – Надо». Под «Хочу» понимается работа с интересами и склонностями подростка (в каких областях он проявляет интерес, к каким видам деятельности вообще склонен). Под «Могу» понимается работа со способностями подростка и медицинскими противопоказаниями. Здесь специалист по профориентации помогает подростку понять, в каких областях деятельности (предположительно) он может добиться наилучших успехов, сможет ли он вообще работать по выбранной профессии. Под «Надо» подразумевается информирование подростка о востребованных сейчас на рынке труда профессиях, условиях работы, зарплатах и т.п.

Кроме выбора профессии перед профориентатором может еще стоять задача помочь подростку с выбором образовательной организации или даже образовательного маршрута (сначала освоить такую-то профессию, потом другую. )

Состояние и перспективы системы профориентации

Многие специалисты настаивают, что система школьного образования не должна ограничиваться только обучением детей базовым дисциплинам. Современные школы должны готовить учащихся к выбору будущей профессии, по крайней мере, начиная с 11-12 лет. А еще лучше, если к будущей профессии дети начнут готовиться в детском саду.

Согласно статистическим данным практически каждый россиянин в течение своей жизни 3-4 раза меняет профессию. А в будущем мы будем менять профессию вдвое чаще – порядка 6-8 раз. Это свидетельствует о том, что знакомить детей с профессиями нужно как можно раньше.

Конечно же, с формальной точки зрения система профориентации уже существует в российских школах, и даже вроде бы пытается работать (речь идет о тех экскурсиях на предприятия, с помощью которых старшеклассникам пытаются рассказать о разных профессиях). Но практика показала, что до сих пор не выработано единой системы информации и инструментов, которые бы действительно помогали учащимся выбрать свою профессию.

Состояние системы профориентации в школах РФ

Многим родителям хорошо знакома ситуация, когда ребенок постоянно меняет свое мнение о том, кем он хочет стать: сегодня малыш хочет быть клоуном, завтра космонавтом, а послезавтра продавцом мороженого. Такое непостоянство объясняется просто: у детей разные мечты, но они не могут логически объяснить и идентифицировать свои интересы. Понято, что они интересуются всем тем, что их окружает и вызывает приятные эмоции (например, клоуном ребенок хочет стать после посещения цирка, а продавцом мороженого – после семейного похода в парк), но умы их слишком незрелые, чтобы определить какую именно профессию они предпочтут в будущем.

Статистика говорит о том, что 30% учеников покидают школу, имея лишь смутное представление о возможностях трудоустройства, плохо оценивая свои способности и интересы относительно подходящей карьеры. Многие поступают в высшие учебные заведения независимо от того к какой специальности они наиболее подготовлены или имеют природную склонность. Соответственно, неправильный выбор ВУЗа и направления обучения чаще всего приводит к зря потраченным годам. То есть молодые люди обучаются в той предметной области, в которой заведомо никогда не будут работать.

Специалисты отмечают, что на сегодняшний день среди учащихся школ зафиксирована очень низкая осведомленность о карьерных перспективах. Несмотря на то, что тестирование на выявление профессиональных интересов прошел каждый второй старшеклассник, каждый пятый школьник говорит о том, что школа никак не помогает ему определиться с будущей профессией. При этом ученики отмечают, что уроки профориентации в большинстве своем скучные, абсолютно не вызывают интереса и в лучшем случае ограничиваются парой экскурсий на предприятия города, носящие исключительно формальный характер.

А вместе с тем профориентация – это процесс развития, который должен облегчить для школьников приобретение профессиональных навыков, знаний и отношений. Инструменты профориентации должны способствовать самопознанию учащихся и помогать им серьезно взглянуть на свое будущее, исследуя разные варианты профессий. Именно такой формат профориентации в конечном итоге приведет к принятию ребятами обоснованных решений с заранее разработанными планами по достижению карьерных высот.

Отметим, что системным подходом к вопросу профориентации школьников на данном этапе занялись только экологи. Именно при их активном участии в России был реализован социальный проект «Зеленая кисточка», направленный не только на развитие детской профориентации, но и на формирование экологического сознания и культуры у подрастающего поколения.

Благодаря «Зеленой кисточке» любой школьник из любого региона РФ, принимающий участие в проекте в течение шести месяцев, имеет возможность познакомиться с прикладными аспектами таких профессий как инженер-эколог и специалист по охране труда. При этом дети учатся ответственно относиться к сохранению окружающей среды и ценить как собственную безопасность, так и безопасность других людей.

Остается только сожалеть, что представители других отраслей до сих пор не оценили всю важность профориентации школьников и не прислушались к мнению Владимира Путина. А он не один раз заявлял о том, что современной России жизненно необходимо выстроить современную систему профориентации школьников, в которой активными участниками должны стать не только университеты и научные коллективы, но и успешные российские компании и предприятия.

Перспективы системы профориентации

Специалисты уверены, что профориентация должна стать обязательной программой в системе школьного образования. Причем чем раньше она будет внедрена, тем лучше. Самым лучшим вариантом внедрения в школьную программу может стать либо отдельная дисциплина, связанная с учебным планом, либо проект, реализуемый на базе школы, в ходе которого школьникам будет предоставляться целостная информация, советы и рекомендации.

Читайте так же:  Идея смерти спасает

Образовательная организация должна поддерживать учеников самыми разными способами не только в процессе обучения, но и в выборе будущей профессии. А для этого учащимся необходимо давать практическое представление о мире труда и занятости посредством реальных встреч с людьми, занятых в той или иной профессиональной сфере.

Школы могут устраивать дни профессий, на которые можно пригласить родителей и других людей, которые хотят и могут рассказать школьникам о своей профессии и ответить на их вопросы. Нужно искать любую возможность, чтобы «окунуть» учащихся в реальную рабочую атмосферу действующего предприятия или компании. И делать это нужно не только для того, чтобы они узнали о профессиях, к которым проявляют интерес. Намного важнее, что в ходе посещений предприятий и компании школьники будут узнавать о тех специальностях, о которых они никогда не слышали или мало знают.

Самое удивительное то, что ученики школ сами заинтересованы в реально работающей системе профориентации. Если верить опросам, которые проводились среди школьников 13-18 лет, дети хотят, чтобы в школах:

  • ввели предметы, помогающие выбрать профессию,
  • сделали упор на индивидуальное обучение с преобладанием предметов, необходимых для освоения будущей профессии,
  • приглашали на уроки представителей разных профессий,
  • проводили «работающее» тестирование на определение профориентации.

Инструменты, которые помогают учащимся выбрать свою профессию

Специалисты считают, что наиболее эффективными инструментами профориентации сегодня являются:

  • определение навыков при сопоставлении профилей работы;
  • тесты, направленные на определение способностей учащихся с целью повышения их мотивации;
  • коллекции видео с интервью успешных в своей профессии людей, анализирующие детали, которые помогли им добиться успеха, и подчеркивающие важность школьного образования.

Продуктивным упражнением, особенно среди учеников младшей школы, является создание среды, в которой дети могут играть разные профессии. Например, в классной комнате можно «открыть» магазин или ресторан, чтобы ребята получили представление о том, как нужно обслуживать клиентов или управлять бизнесом.

Ролевые игры – интересный и эффективный способ, который помогает направлять образование. Некоторые задания могут выполняться дома. Например, дети, которым нравится работать с животными, могут добровольно участвовать в благотворительных проектах, чтобы убедиться в том, что профессия ветеринара станет для них верным выбором.

Безусловно, сложно выработать единую систему профориентацию по всей стране. Но вполне возможно делать на местах многое, что связано с профориентацией, принципиально и последовательно.

Открытый для школ доступ к информации о рынке труда также может оказать существенное влияние на социальную мобильность школьников и их выбор профессии. Если ученики знают, какую зарплату получают специалисты той или иной сферы деятельности, где и как много вакансий, они, скорее всего, сделают выбор, который бросит вызов стереотипным представлениям о «правильной» работе.

Реальность заключается в том, что современный мир совершенно не похож на то время, которое было два десятка лет назад. И сегодня даже родители не всегда могут дать своим детям правильный совет: как в силу каких-то личностных особенностей или стереотипов, так и из-за изменившихся условий на рынке труда. Постоянно создаются новые специальности (о которых родители не имеют никакого представления) и для молодых людей открываются новые рабочие места.

Кстати, при определении перспектив трудоустройства сегодня важны не только когнитивные способности, но и некогнитивные навыки, характер, настойчивость, способность справляться с неудачей, устанавливать связи и критически мыслить.

Виды профориентации

Раздумья на тему видов профориентации посещают некоторую часть населения. Если вы к ней принадлежите, то вы — белая ворона, которая озабочена исследованием собственной личности. Чтобы правильно сделать выбор профориентации, надо знать ее виды.

4 основных подхода к профориентации

1. Консультация с наставником. Иначе это можно назвать «поиск вручную».

2. Письменное тестирование с выбором шаблонной рекомендации (по баллам).

3. Длительное, многолетнее выявление способностей в семье или в специализированной школе. Специализированной не сточки зрения углубления в предметы, а с точки зрения углубления в характер, личность и наклонности воспитанника.

4. Работа тет-а-тет с автором, создателем методики профориентации. Это осуществляется как при личной встрече, так и дистанционно — по переписке, с тестированием. Мы предлагаем вариант 4 как наиболее результативный и надёжный.

Белая ворона сидит в интернете и набирает загадочные слова: диагностика профориентации… Она знает ещё более мудрёные слова, такие как психологическая профориентация и выявление способностей, востребованные профессии. Почему же наша ворона белая? Да потому, что ей не всё равно, кем быть и где учиться. Самопознание придаёт ей белый цвет. Когда она поняла, что находится не на своём месте, то набралась мужества, чтобы сменить работу и найти именно свою профессию. Когда-то она не попала на психологическую диагностику для детей, и её врождённые способности были никому не интересны. Когда она была ещё цыплёнком, то все виды профориентации сводились к шаблонной беседе со школьным психологом. Как теперь исправить ошибки, допущенные при неправильном выборе специальности, выбрать подходящие курсы и получить новую специальность?

Карьера, работа, трудоустройство… Как выбрать путь? Где найти психологическую поддержку? Кто владеет искусством тестирования способностей? Немного страшно… Не ошибусь ли я снова? Как же мне всё-таки выбрать специальность, единственно верную для меня? Белая ворона не всегда уверена в своих силах, она только подозревает о наличии у неё скрытых талантов. Если другие просто пишут резюме по шаблону, то наша героиня наводит марафет, отыскивает профессионального фотографа, чтобы подать себя с лучшей стороны. На то она и белая, чтобы вклеить в резюме не протокольное фото, а нечто более нестандартное.

Виды профориентации не так уж многочисленны. Скажем прямо: они убоги! Тесты разочаровывают своими результатами и серостью подхода. Выбор профессии для одних превращается в пытку, а для других — в формальность, или — с кем-то вместе заодно! С подружкой — в ВУЗ, который она выбрала, к папе — в фирму на работу, по совету мамы — получать высшее образование библиотекаря-психолога с последующим шикарным трудоустройством в библиотеку. Речь не о том, что плохо работать библиотекарем, это прекрасно, когда вы сияете от радости, выдавая посетителям книги. Плохо быть библиотекарем, когда хочется иметь строительную фирму.

Многочисленные центры профориентации молодёжи, кажется, созданы только для того, чтобы собрать с трёхсот посетителей в день по триста рублей. Вот так помощь в выборе профессии! У сотрудников этих центров явная профнепригодность. Им бы работать кассирами в гипермаркетах — столь же тупо и механично, столь же безразлично к посетителям. Зная виды профориентации Вы сможете выбрать подходящий вариант для себя.

Читайте так же:  Любовь или зависимость как не попасть в ловушку

Профориентация в школе: тесты, игры и методики

Как вести профориентационную работу в школе?

Многие родители убеждены, что после школы нужно обязательно поступать в вуз и учиться на юриста или экономиста, несмотря на то, что эти специальности сегодня не самые востребованные. Школьники же оторваны от действительности и смутно представляют, какие профессии востребованы и перспективны.

Рынок труда претерпевает изменения. Профессии будущего становятся реальностью, и школьная профориентация часто не поспевает за течением времени, поэтому важно знакомить будущих выпускников с миром профессий сегодняшнего и даже завтрашнего дня.

Чтобы избежать ошибок при выборе профессии, школьнику необходима поддержка со стороны педагогов и родителей. По этой причине задачей образовательной организации становится подготовка учеников к профессиональному самоопределению.

На сегодняшний день актуальность профориентационной работы в школах подчёркивается в следующих нормативно-правовых актах:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

В статье 66 закона «Об образовании» говорится:

Среднее общее образование направлено на формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности .

По ФГОС выпускник современной школы – это человек, который ориентируется в мире профессий и понимает значение профессиональной деятельности для человека и общества. Он осознанно подходит к выбору дальнейшей траектории образования, ориентируясь на профессиональные предпочтения. Это идеальный образ. В реальности же многие школьники ещё не определились с выбором профессии или определились, но мало знают о выбранной профессии.

Итоги Всероссийской профдиагностики – 2017:

  • 29% школьников выбрали и профессию, и образование;
  • 26% – только образование;
  • 16% – только профессию;
  • 29% – ничего не выбрали.

При этом 21,5% школьников заявили, что до тестирования вовсе не задумывались о выборе будущей профессии. Подросток просто не в состоянии сделать такой выбор, так как ещё не осознаёт все аспекты жизни после школы.

Мнение экспертов

Елена Романова – руководитель направления «Психологическая диагностика», тренер-консультант, координатор проекта «Выездные программы» Центра психологического развития и обучения детей и подростков «Архитектура Будущего» в Санкт-Петербурге представила рейтинг типичных проблем, с которыми сталкиваются подростки.

Каждый второй подросток приходит к нам, имея в голове такую или сходную идею-фикс. Но на самом ли деле душа лежит именно к предпринимательству? Чаще всего, за такой фразой стоят ограниченные представления о том, как ещё можно получить хороший заработок. Ещё одна проблема, с которой мы сталкиваемся регулярно, – незнание, какие вообще профессии бывают, кроме экономиста, журналиста и юриста (и то не всегда сведения подростков соответствуют реальности). Ну, и учитель, вроде как, ребятам более-менее понятен. Решение – предоставлять актуальную информацию. База для принятия решения по выбору профессии – наличие достоверных знаний о том, чем вообще занимаются люди разных профессий на работе.

– Вторая по распространённости проблема, с которой к нам обращаются. Вроде как, чадо уже придумало себе несколько вариантов, но окончательно принять решение не может. Или бывает так, что ребёнок уже выбрал направление, а родители считают, что его таланты стоит применить в другой сфере. Решение – учить техникам принятия решения.

– Как правило, растерянных подростков (проф)ориентируют на основе их желаний и представлений (благо, быстрых тестов с моментальными результатами предостаточно). Есть одно «Но»: успех в работе обеспечивают не только интересы, но и способности. Да и особенности характера играют немалую роль. А им внимания уделяется консультантами маловато. Решение – качественно структурировать интересы, склонности и способности школьника и анализировать области пересечения с потребностями рынка труда. Существует одно японское понятие – «Икигай», дословно означающее «смысл жизни». Отлично ложится на профориентацию: для достижения удовлетворения и ощущения смысла в работе необходимы четыре компонента: «люблю и хочу делать», «хорошо умею и в этом силён», «то, что нужно людям» и «за что платят». Именно в их пересечении и находится гармония.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

– Что скрывается за словом «поступление»? Эту информацию, как правило, приходится выцеплять подросткам (а даже чаще – родителям) у тех, кто уже прошёл испытание и стал обладателем заветной зачётной книжки. Или с разнообразных сайтов, посвящённых среднему и высшему образованию. Или с сайтов вузов. И поступление превращается в кромешный стресс. Но разве не школа должна стать централизованным поставщиком такой важной и актуальной информации? Решение – дать старшеклассникам и их родителям информацию о ЕГЭ и особенностях поступления в ссузы и вузы. Предупреждён – значит, вооружён. Именно так имеет смысл относиться к поступлению – повысить определённость этого важного, но нервного события. Как устроено сейчас обучение в ВУЗе, как заполнить заявление, сколько каких фотографий и справок надо, что должно быть в портфолио и что оно вообще даёт, как его составить, как происходит формирование рейтингов абитуриентов, какие «подводные» камни могут быть (желательно из опыта уже поступивших счастливчиков) – на эти многие другие актуальные вопросы подросткам и их родителям нужны ответы.

  1. «Я выбрал. Что делать дальше?».

– Чадо мечется в панике, родители в растерянности. Поступление через год. Я выбрал – что делать? А ещё бывает так: «ой, я туда не поступлю, это же сложно!» А на самом деле за этим «сложно» часто скрывается «боюсь и не знаю, с чего начать». Профориентация не заканчивается на моменте выбора профессии. Планирование поступления – это отдельная работа. Какой первый шаг сделать? Когда начать? По каким предметам усиленно готовиться? Всё это надо распланировать. Грубо говоря, соломку подстелить сразу. Решение – формулирование плана действий будущего абитуриента. Модное сейчас словосочетание «образовательная и карьерная траектория» – это и есть этот план. Чем он конкретнее, тем лучше.

Евгений Должкевич – руководитель и методист образовательного центра «Хорошист» в Зеленограде предлагает четыре способа, как расширить представление школьников о мире профессий.

  1. Крупные профориентационные мероприятия.

– Это выставки для школьников, ярмарки профессий, дни профориентации и карьеры, где можно в одном месте пообщаться с представителями вузов, ссузов, работодателей и сравнить сразу множество вариантов. Но самое важное – послушать спикеров-экспертов в сфере карьеры, рынка труда, профориентации или деятелей из конкретных отраслей, потому что именно они смогут рассказать на каких аспектах важно сфокусировать внимание при выборе профессии.

  1. Профориентационные мастер-классы и тематические встречи.

– Такие мероприятия, как правило, организуют образовательные и профориентационные центры, на которые приглашают специалистов из разных отраслей, чтобы школьники «из первых рук» смогли познакомиться с интересующей их сферой.

– Всем известные дни открытых дверей в ссузах, вузах, а также организация экскурсий на предприятия и в компании – не теряют актуальности.

  1. Внутренние профориентационные мероприятия.
Читайте так же:  Почему мне нравится групповой анализ

– Для организации таких мероприятий либо приглашают те же образовательные центры со специалистами по профориентации, либо мероприятия по профориентации поручают в качестве дополнительной нагрузки сотрудникам школы, что не всегда эффективно.

Этапы профессиональной ориентации

Профессиональная диагностика

На первом этапе школьник должен определить свои интересы и способности. Тесты на профориентацию помогают определить профессиональный тип личности, интересы, способности человека и соотнести их с тысячами профессий на современном рынке труда.

Диагностические тесты и методики:

  • методика Джона Холланда;
  • дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту»;
  • матрица выбора профессии;
  • тест «Коммуникативные и организаторские склонности»;
  • методика Йовайши.

Профессиональное просвещение

После определения профессиональных склонностей, ученик изучает информацию о профессии и профильном образовании. Ученикам предлагается информация о различных профессиях и состоянии рынка труда, об учебных заведениях среднего и высшего образования и вступительных испытаниях.

Тренинговые занятия

Цель этого этапа – чёткое определение предпочтительной профессии, расширение знаний учащихся о профессиях, психологическая подготовка к вступительным экзаменам и прохождению собеседования при приёме на работу, осознание учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям. Для достижения этой цели проводятся игровые занятия:

  • «Защита профессии перед родителями»

Цель игры – научиться аргументировать выбор профессии. Игра рассчитана на учащихся 8 – 10 классов. Роли «родителей» и «школьников» распределяются между учениками. Игроки разыгрывают семейный конфликт по поводу выбора профессии. Итогом игры становятся совместно сформулированные правила беседы с родителями. Интересный вариант – игра с участием родителей, когда родители берут на себя роль «школьников» и отстаивают свой профессиональный выбор перед детьми.

Цель игры – расширить знания о мире профессий. Ведущий называет букву, а участники по очереди называют профессии на эту букву. Если произносится незнакомая большинству игроков профессия, ведущий просит рассказать о ней. При проведении этой игры начинать следует с тех букв, на которые легко назвать профессии (м, о, п), постепенно переходя к более сложным буквам (ч, ц, я).

В ходе игры учащиеся знакомятся с требованиями при приёме в учебное заведение. Игра рассчитана на учеников 8 – 10 классов и абитуриентов. Между учениками распределяются роли «абитуриентов» и «членов приёмной комиссии». Результатом игры становится выявление знание об условиях поступления, обучения и возможностях трудоустройства после окончания того или иного учебного заведения.

Профориентирующие занятия и консультации подготовят школьников к осознанному выбору профессии, научат отстаивать свой выбор и подготовят к прохождению собеседования для поступления в колледж или университет.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Профориентация для школьников по-новому

Дети сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются новые методы профессиональной ориентации. Современному подростку трудно перенести себя в пространство практики, взять ответственность за собственные решения, прогнозировать собственное будущее. И поэтому у современных школьников возникают трудности с профессиональным самоопределением. Проблему выбора профессии помогут решить новые инструменты профориентации: геймификация, лидерство, тьюторство и форсайт.

Профориентация в современной школе: новые инструменты

Реклама «роскошного» образа жизни порождает как у обучающихся, так и у их родителей нереалистичные требования и неимоверные амбиции, что неизбежно приводит к ошибкам при выборе профессии. Профессии юриста и финансиста по-прежнему остаются престижными в глазах школьников и их родителей. И те, и другие смутно представляют себе реальную ситуацию на рынке труда.

Зачастую приходится видеть, как абитуриенты, выбрав ту или иную специальность, поступают в совершенно другие университеты или на другие факультеты – просто туда, куда проходят по баллам.

Поэтому задача школы – помочь учащимся осознанно выбрать дальнейший путь. Но как это сделать? Дети сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются новые методы профориентации. О некоторых из них педагоги узнали на вебинаре «Новые технологии профориентации для школьников с учётом ФГОС», который прошёл 4 декабря 2017 года.

Вебинар провела Марина Николаевна Хорольская – педагог, тьютор и разработчик профориентационных программ. Хорольская рассказала о новых методах профориентационной работы с современными подростками: геймификация, лидерство, тьюторство и форсайт.

Портрет современного школьника

Современному подростку трудно перенести себя в пространство практики. Из этой ситуации нужно выходить. Надо понять, какого подростка мы имеем, что он чувствует, чем живёт. Марина Хорольская предлагает обратиться к теории поколения Z.

Теория Z-Generation соответствует теории поколений, которую разработали американские историки Уильям Штраус и Нил Хоув, описав поколенческие тренды в США и других развитых странах.

Поколение Z – это люди, родившиеся в 1998–2010 годах. Это первое поколение, которое не помнит время без интернета, смартфонов и социальных сетей, поэтому представителей поколения Z называют также «цифровыми людьми». Предполагается, что представители этого поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой и искусством.

Особенности поколения Z:

[3]

  • Зависимость от цифровых технологий, предпочтение отдаётся онлайн-общению в виртуальном пространстве.
  • Желание быть успешными, не прикладывая значительных усилий к учёбе, профессиональному становлению.
  • Ориентированность на потребление, индивидуализм.
  • Желание как можно раньше всё попробовать и испытать. В моде — экстрим и жажда развлечений.
  • Трудности в установлении прямого контакта с людьми, погружённость в себя — как защита от проблем современного образа жизни.

Можно добавить поверх всего этого клиповое мышление. Какие технологии можно применить сегодня для развития таких детей?

Геймификация: достигаем целей играючи

Геймификация – это новый тренд в образовании, который предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому человеку». В помощь педагогам – информационные технологии, онлайн-сервисы, игровые имитации для обучения.

Механики, используемые в компьютерных играх, применённые к любому неигровому виду деятельности, усиливают мотивацию и повышают вероятность достижения поставленной цели.

Отличия геймификации от традиционных игровых практик

Игровые технологии в педагогике – это моделирование специальной игровой реальности с собственными внутренними законами: ролевые, деловые, организационно-деятельностные и прочие игры. В этих условиях учащийся перестаёт быть собой – берёт на себя роль, и действует исходя из выбранной роли, а не из личных побуждений.

Геймификация отличается от других игровых практик тем, что реальность остаётся таковой, не превращаясь в игру – игровые установки включаются в систему действий субъекта с этой реальностью.

Геймифицированный образовательный курс не является компьютерной игрой, несмотря на то, что подобен ей из-за видеоигровой оболочки, если есть поддерживающее курс программное обеспечение.

По ходу курса учащийся выполняет и образовательные, и игровые задачи. К примеру, образовательная задача – выучить таблицу неправильных глаголов, игровая задача – набрать 100 баллов за выполнение письменных заданий и прохождение тестов для перехода на следующий уровень. При этом образовательные цели остаются в приоритете, а игровые – призваны сохранять внутреннюю мотивацию к осуществлению образовательных задач.

Читайте так же:  Женщина в жизни мужчины

Наибольшее сходство у геймификации с обучающими симуляторами, которые создают иллюзию реальности в компьютерной среде для обучения или тренировки. Тем не менее в отличие от симуляторов, геймификация, формируя иллюзию игры, применяет механики компьютерной игры в реальном мире.

Лидерство – это позиция

Подростки часто предпочитают плыть по течению, а при принятии решений идут на поводу у родителей, друзей и рекламы. Поэтому важно научить их принимать решения самостоятельно, научить их быть лидерами в своей жизни.

Быть лидером значит вдохновлять и вести за собой людей. Это большая ответственность, а подростки часто избегают ответственности. Поэтому надо объяснить учащимся, что лидерство – это позиция, не обязательно быть лидером с утра до вечера.

Позиция лидерства познаётся в сравнении с ситуацией дрейфа.

Цель школы — по возможности перевести все пункты из списка «дрейф» в список «лидерство».

Читайте также по теме:

Тьюторство как технология профориентации

Тьюторы помогают детям понять себя и ищут способы, как это сделать. Тесты, опросы, всевозможная информация предоставляется подросткам, и они должны найти себя на основе полученных сведений, понять, что их интересует, и в какой степени это выражается.

Цель тьюторства – помочь подростку в профессиональном самоопределении.

Для профессионального самоопределения необходимо выяснить типы мотивации и мышления, выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности.

– И вот каждый в принципе этот круг, все вот эти инструменты мы все прогоняем через рефлексию. Каждый раз – обсуждение, обратная связь и так далее, и так далее, комментирует Хорольская.

Эксперт советует задавать школьникам вопросы на каждом этапе: «А вот почему не пошло, как ты думаешь?», «Что нужно, чтобы пошло?» и так далее. Такие разговоры с учениками формируют у них осознанность.

Типы мотивации:

  • идейный (ребёнок следует за идеей);
  • материальный (важны материальные достижения);
  • процессуальный (интересен сам процесс);
  • социальный (важно общение);
  • достиженческий (ребёнку нравится решать сложные задачи, достигать успеха).

Типы мышления:

  • лингвистический;
  • визуальный;
  • музыкальный;
  • кинестетический;
  • исследовательский (изобретательский).

Интересы

Выделяются ведущие интересы детей, которые помогут ребёнку сделать выбор. Для этого используют карту интересов.

Виды деятельности

Здесь подойдут перечисление и шкалирование. При перечислении возможно использование масштабно-структурных вопросов, то есть сначала задаются вопросы среди самых широких областей, затем сужаем тематику вопросов и собираем их по шкале, как оценивает тот или иной вид деятельности учащийся.

Опоры (сильные стороны)

Определяются сильные стороны подростка так, чтобы ему было понятно, что будет помогать ему в будущем, на что опираться при выборе профессии.

Рефлексия

Этот инструмент формирует осознанность. Школьники анализируют свою деятельность. Вся их деятельность прогоняется через них же. Обсуждения, обратная связь наряду с анализом.

Всё это поможет выбрать профессию по душе. Себя сложно изменить, а подобрать работу, которая соответствует внутренней природе, вполне реально.

Форсайт: формируем образ будущего

Форсайт (англ. Foresight — предвидение, взгляд в будущее) — технология, с помощью которой проектируется образ будущего и определяются конкретные действия.

Марина Хорольская отмечает, что нацеленность современных школьников на успех, даёт больше возможностей использовать форсайт.

Основные принципы форсайта:

  • Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать.
  • Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон.
  • Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.

Для решения профориентационных задач по технологии форсайт приглашают эксперта в той или иной области, который понимает, как будет меняться интересующая отрасль.

Кого заменят на роботов?

В мире всё меняется: на смену одним профессиям приходят другие, появляются новые специальности. Будущее за профессиями и специальностями, связанными с научными разработками и информационными технологиями.

Марина Хорольская рекомендует ориентироваться на «Атлас новых профессий» от экспертов Сколково. В этом атласе говорится, какие компетенции понадобятся для той или иной профессии. Зная компетенции ребёнка, школа может помочь ему сделать выбор перспективной профессии.

Кого могут вытеснить, а кого нет?

Иными словами, рутинная работа постепенно подвергается роботизации.

На что делать ставку в своём развитии?

Надпрофессиональные компетенции:

  • Мультиязычность и мультикультурность – свободное владение иностранными языками, понимание национального и культурного контекста стран-партнёров, понимание специфики работы в отраслях в других странах.
  • Навыки межотраслевой коммуникации – понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в смежных и несмежных отраслях.
  • Клиентоориентированность – умение работать с запросами потребителя.
  • Умение управлять проектами и процессами.
  • Работа в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий задач – умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем.
  • Творческие способности.
  • Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
  • Программирование ИТ-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
  • Системное мышление – умение определять сложные системы и работать с ними (например, системная инженерия).
  • Навыки бережливого производства.
  • Экологическое мышление.

Эти компетенции универсальны для разных отраслей. Овладение ими позволит выпускнику переходить между отраслями, не переставая быть востребованным на рынке труда.

[3]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Источники


  1. Хемфельт, Роберт Выбираем любовь. Как победить созависимость / Роберт Хемфельт , Пол Майер , Фрэнк Минирт. — М.: Триада, 2012. — 352 c.

  2. Ричард Не переживайте по пустякам в любви / Ричард, Кристин Карлсон. — Москва: Высшая школа, 2016. — 416 c.

  3. Андрей Зберовский Семьятрясение. Что может угрожать вашему браку и как с этим бороться. Инструкция для тех, кто дорожит своей семьей / Андрей Зберовский. — М.: Медков С. Б., 2013. — 392 c.
  4. Рюриков, Юрий Мед и яд любви / Юрий Рюриков. — М.: Молодая Гвардия, 2013. — 448 c.
  5. Воронова, Мария Клиника измены. Семейная кухня эпохи кризиса / Мария Воронова. — М.: Астрель, Полиграфиздат, Neoclassic, 2011. — 352 c.
О профориентации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here