О родительских амбициях или как воспитывать успешного человека

Сегодня обсуждаем тему: о родительских амбициях или как воспитывать успешного человека с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

К чему приводят родительские амбиции?

Современная действительность диктует нам необходимость постоянно развиваться, учиться новому, стремиться к новым вершинам, достигать побед в карьере и спорте. С экранов телевизоров и страниц социальных сетей на нас смотрят стройные красотки, успевающие растить троих детей, быть бизнес-леди, заниматься спортом и делать великолепный маникюр, попутно накрывая ужин из трех блюд и изысканного десерта. Портрет современного мужчины, который рисуют нам масс-медиа, также блещет всеми гранями совершенства.
Поэтому уже на этапе планирования малыша, продвинутые родители задумываются о необходимости его «правильного» воспитания и раннего развития. Ведь ребенок должен быть «на уровне», ни в чем не отставая, а то и опережая ровесников.
Давайте поговорим о родительских амбициях и их влиянии на развитие личности наших детей. Водить ли ребенка в тысячу кружков? Изучать ли языки с пеленок? И, самое главное, как стимулировать интерес к занятиям и учесть склонности к определенному занятию/или виду спорта вашего подрастающего чада?

Чем же продиктованы чаще всего наши родительские амбиции?

Давайте будем честными перед собой.
– Будучи успешными людьми, или всеми силами стремясь к успеху, мы хотим видеть рядом идеального партнера и, конечно, самого умного, сильного, успешного, «статусного» ребенка. В лучшем случае, в список качеств, необходимых, на наш взгляд, детям, входят: доброта, сострадание, состояние внутренней гармонии и уверенности в своих тылах и детского счастья. В худшем – мы подменяем желания ребенка своими, ведь в начале «он не может ничего сказать», а потом ему просто не всегда приходит в голову подумать над собственными желаниями. «Мама знает лучше. Мама все решит и устроит.» И мама «устраивает», до поры до времени. Ведя «ребенка» за руку к светлому будущему, и в 3, и в 14, и в 40 лет! И тогда мы видим семьи, состоящие из прекрасно одетого сорокалетнего инженера, живущего с котом и с мамой. Где мама вроде бы уже и хочет внуков. Но всё так же неуклонно контролирует каждый шаг «к успеху», звонит вечерами, если сын задерживается, и кропотливо отглаживает вечерами стрелочки на брюках: «он совсем у меня не самостоятельный».
Не узнали в этом портрете парочку знакомых семейств? Ну и замечательно!)

– Еще одна первопричина чрезмерных родительских амбиций – попытка реализовать себя в детях, воплотить при помощи ребенка свои детские мечты, то, что мы «не успели», чего нам «не додали» родители. Так, толстенькая и неуверенная в себе девочка оказывается в балетной школе, где еще больше замыкается, ощущая себя «неумелой коровой». Хорошо, если результатом занятий становятся стройность и достижение вершин балетного искусства. Но чаще – комплексы, неврозы и потеря времени, которое ребенок мог бы потратить на раскрытие своих истинных талантов: к рисованию, пению, игре на гитаре..

Да, показывать подрастающему малышу множество граней и возможностей окружающего мира намного сложнее, чем пойти проторенной дорогой. На танцы, которыми в детстве занималась мама (ныне главбух), или на хоккей, как папа (сейчас он программист, увлекающийся альпинизмом). Но всё же, я призываю вас попробовать!)
Возможно, сияющие глаза вашего ребенка, занятого любимым делом, станут лучшей наградой за вашу попытку познать свое дитя, открыть его истинные таланты и наклонности. Даже если мы так привыкли все решать «сами и как лучше». Счастье наших детей – лучшая награда за преодоление чрезмерных родительских амбиций!

Семейный психолог: ребенок зачастую становится заложником родительских амбиций

Как найти общий язык представителям разных поколений и нужно ли загружать ребенка кружками? Об этом и не только корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал семейный психолог Андрей Туровец.

— Конфликт отцов и детей существовал во все времена. Просто в тот или иной период он имел свои особенности. Могут ли представители разных поколений найти общий язык или все-таки это утопия?

— Кнут или пряник? К каким методам воздействия прибегают современные родители?

— Сегодня многие родители считают важным воспитать успешного ребенка. Время диктует свои условия?

— В любое время нужно растить прежде всего счастливых детей. Многие родители относятся к ребенку как к зрелой личности и совершают ошибку. Например, папы и мамы считают, что школьник может целый день посещать кружки и секции. За благим намерением загрузить сына или дочку по максимуму на самом деле скрывается страх не успеть или проиграть в социальной гонке. Между тем ребенку просто необходимо свободное время, чтобы он мог осмыслить информацию, полученную за день. Важно побыть наедине с самим собой, иногда и просто поскучать. Раннее развитие ничего не дает, особенно если оно связано с перенапряжением нервной системы. Ребенок бегает по кругу как белка в колесе, становясь заложником родительских амбиций. Папам и мамам стоит задуматься об этом, особенно если дети часто болеют простудными заболеваниями.

Секреты воспитания: как воспитать успешного человека

Все родители желают своему ребёнку добиться в жизни успеха. Но как воспитать успешного человека? Трактовать само понятие можно по-разному. Дорогие читатели, мы предлагаем вам задуматься об этом и в качестве небольшого домашнего задания от НИИ «Эврика» составить список качеств, которыми, на ваш взгляд, должен обладать успешный человек. Наш список выглядит следующим образом:
  • общительный;
  • уверенный в себе;
  • рассудительный;
  • объективный;
  • дисциплинированный;
  • инициативный;
  • решительный;
  • активный.

Успешный человек умеет ставить цели, расставлять приоритеты, добиваться желаемого, несмотря на возникающие затруднения. Он вызывает у окружающих уважение, обладает лидерскими качествами, умеет организовать слаженную работу в команде.

Какими принципами следует руководствоваться родителям, которые хотят воспитать успешного человека? Давайте разбираться вместе.

7 принципов воспитания успешного человека

Принцип 1. Развивайте самостоятельность

Мы подробно рассказывали о том, как научить ребёнка быть самостоятельным. Умение самому себя обслуживать, самостоятельно принимать решения и распределять своё время так, чтобы успевать выполнить всё, что запланировано, — важные характеристики, которые помогают добиваться успеха в любом начинании, будь то хобби, учёба, личные отношения или бизнес.

Хорошо, если ребёнок старательно занимается, прилежно разучивает гаммы, упорно отрабатывает ката и поддерживает в своей комнате идеальный порядок. Плохо, если всё это он делает только при условии неусыпного родительского контроля. С младых ногтей учите ребёнка самостоятельности, чтобы в будущем он не ждал ваших указаний и не зависел от вашей оценки.

Читайте так же:  Прививка от стресса
Принцип 2. Проявляйте уважение

Успешный человек верен себе. Если по какому-либо вопросу он составил своё мнение, заставить его отступить очень сложно. Но умение отстаивать свою позицию нужно развивать с раннего детства. Если малыш в семье постоянно слышит окрики, если то и дело ему твердят, что родителям виднее, как лучше и правильнее, то научиться формировать и защищать собственные взгляды ему будет очень и очень трудно.

Уважать детское мнение — не значит всегда и во всём потакать карапузу. Но ребёнок должен иметь право голоса на семейном совете, а если решение принимается не в его пользу, он должен понимать, почему так случилось. Минуты, потраченные на конструктивную полемику, — выгодные инвестиции в будущую успешность ребёнка.

Принцип 3. Расширяйте кругозор

Чтобы приходить к успеху, руководствуясь собственным мнением, важно иметь достаточный багаж знаний и навыков для принятия верных решений. Успешный человек умеет прислушиваться к окружающим, но эрудиция, критическое мышление и способность к анализу позволяют ему делать свои выводы на основании всей имеющейся информации.

Занимаясь развитием ребёнка, стимулируя его естественную здоровую любознательность, с детства приучая его много, с увлечением и пониманием читать, вы закладываете мощный фундамент для формирования успешной, самодостаточной и счастливой личности.

Принцип 4. Цените время

Успешные люди деятельны и активны. В их сутках столько же часов, сколько у всех остальных, но умение грамотно эти часы использовать позволяет им добиваться вершин, доступных лишь избранным.

Рассказывайте ребёнку, что время — самый ценный ресурс. Конечно, для дошкольника это пока сложные материи, но уже в этом возрасте можно постепенно приучать малыша чувствовать и ценить время. К примеру, скажите, что перед отходом ко сну надо убрать игрушки. Если дело будет выполнено досрочно, оставшиеся минутки можно потратить на просмотр любимого мультфильма или одну партию в быструю настольную игру. Покажите карапузу, когда истечёт время, а в процессе уборки комментируйте, сколько минут остаётся в запасе.

Принцип 5. Работайте над самооценкой

Благополучные дошкольники, которые воспитываются в любящей семье вдумчивыми и заботливыми родителями, имеют, как правило, несколько завышенную самооценку. Это нормальный этап взросления. Но чем шире становится круг общения ребёнка, тем больше его мнение о себе самом зависит от мнения окружающих. Задача родителей в этот период — следить, чтобы детская самооценка оставалась адекватной.

Чтобы ребёнок осознавал свои сильные стороны, стремился быть лучше и успешнее, важно обеспечить ему поддержку: правильно хвалить и поощрять, а неудачные решения и плохие поступки отмечать, но не сосредотачиваться на них. Обратите внимание: действовать надо аккуратно. Завышенная самооценка мешает объективно оценивать свои успехи. Складывается впечатление, что для достижения хороших результатов не нужно трудиться, всё получается само собой. Но это в корне неверно и может иметь самые неприятные последствия для формирования успешной личности.

Принцип 6. Совершенствуйте коммуникативные навыки

Чтобы добиваться успеха в обществе, ребёнку необходимо научиться правильно взаимодействовать с другими людьми. Он должен обладать чертами коммуникабельного человека:
  • вежливостью;
  • общительностью;
  • убедительностью;
  • умением слушать и поддерживать собеседника.

Превосходным помощником в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста являются сюжетно-ролевые игры, в которых малышам нужно примерять на себя разные социальные роли и эффективно взаимодействовать с другими игроками.

Принцип 7. Трудности случаются

В жизни не всегда всё идёт по плану. Некоторые решения оказываются неверными. Иногда вмешивается Его величество случай. Но детей надо воспитывать так, чтобы они не боялись неудач и умели извлекать пользу даже из собственных ошибок. Трудности закаляют сильных и успешных, а вот если они заставляют сдаваться и опускать руки — есть повод задуматься об избранной стратегии воспитания.

Во-первых, честно рассказывайте детям о тех неудачах, с которыми вам доводилось столкнуться. Во-вторых, учите их мыслить позитивно и во всём находить свои прелести. В-третьих, формируйте волевые качества, которые помогут упорно идти к своей цели, несмотря на возникающие преграды.

Подведём итоги:

  1. Успешными не рождаются, ими становятся. А помогают в этом грамотно выбранные принципы семейного воспитания.
  2. Воспитание работает только в том случае, когда слова родителей не расходятся с их поступками. Бессмысленно рассказывать детям, как поступать правильно, если вы своим советам не следуете. Будьте ребёнку примером.
  3. Позвольте ребёнку иметь своё мнение, учите его отстаивать, помогайте принимать ответственность за него. Успешные люди — люди независимые и самостоятельные.
  4. Важно заниматься развитием ребёнка. Для достижения успеха нужно многое знать и уметь. А главное — надо уметь быстро восполнять пробелы в знаниях, грамотно выбирая источники достоверной информации.
  5. Здоровое эффективное общение — ключ к успеху в обществе. Учите ребёнка вежливости, учите его договариваться и находить компромиссы. Это поможет ему стать успешным и счастливым человеком.

Пусть ваше родительство будет счастливым! Успеха вам, друзья!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Сайт для воспитателей детских садов

«Как воспитать успешного ребенка?»
(родительское собрание)

Все родители хотят видеть своих детей успешными – в детском саду, в школе и дальше по жизни. Какую же модель воспитания выбрать, чтоб малыш рос уверенным в себе, а в дальнейшем стал успешным человеком.

Давайте поговорим о том, как сделать так, чтобы жизнь ребёнка не превращать в вечный экзамен, а нам – взрослым быть не экзаменаторами, а друзьями, которые не только хотят, но и умеют помогать детям.

[3]

Для начала попробуем проверить себя, хорошо ли мы знаем своего ребёнка, его проблемы. Не сомневайтесь, их у каждого ребёнка не меньше, чем у нас, взрослых

Игра с мячом (поймав мяч, быстро ответить на вопрос): любимое занятие моего ребёнка? имя лучшего друга, подружки? любимая сказка? моему ребёнку нравится, когда…, мой ребёнок обижается, если…, наша любимая с ним (с ней) игра…, я советуюсь с сыном (с дочкой), если…, мы любим гулять…, мой ребёнок боится. и др.

Я рада, что вам не безразличны интересы ваших детей.

А не хотите ли вы получить ответ на вопрос: «Какой Вы родитель?» Способствуют ли ваши отношения становлению личности ребёнка? (приложение 1).

Ну что ж, а теперь попробуем разобраться, кто же это «успешный ребёнок», какие качества необходимо развивать для этого (приложение 2).

Попробуйте объяснить свой выбор. Каким образом эти качества развивать? (ответы родителей, отметить те качества, которые чаще прозвучали).

А я хотела бы остановиться на креативности — это способность к творчеству, является залогом для успешного обучения детей в школе. Поэтому мы предлагаем вам участвовать с детьми в разных конкурсах, где не только дети, но и вы можете проявить себя, родители — лучший пример для подражания! В каждом ребёнке скрыт какой — либо талант, один ребёнок любит рисовать, другой — петь, кто – то — стихи рассказывать, а может — сочинять! Надо только дать возможность ребёнку почувствовать, что в чём — то он самый — самый!

Читайте так же:  Энурез - кто виноват

А сейчас я предлагаю вам на примере 2-х ситуаций выяснить, легко ли будет детям из предложенных ситуаций вырасти успешными (приложение 3). Ваша оценка действий отца. Обоснуйте возможные причины такого реагирования отца на неуспехи ребёнка. К чему приведёт такое отношение отца к ребёнку? (неуверенность, низкая самооценка ребёнка, ребёнок всё реже будет обращаться к отцу).

Почему девочка отказывается идти в школу? (нет опыта общения со сверстниками, страх перед школой.) Задание. Проиграть ситуацию в ролях (матери и ребёнка). Как вы чувствовали себя в роли ребёнка, матери?

А с какого возраста начать воспитывать «успешного человека»?

[1]

Давайте обратимся к психологу. Вот что думает об этом психолог Пономаренко Анастасия (приложение 4).

У многих из вас есть дети не только дошкольного возраста, но и подростки. На вопрос, могут ли родители помочь им стать в жизни успешными, вот что ответили 14 — 15 летние подростки: Больше верить, доверять и меньше опекать. Давать возможность высказывать своё мнение и дома, и в школе. Не навязывать того, что не нравится. Чаще хвалить и не ругать по пустякам. И, главное, не сравнивать с другими.

[2]

Влияние на ребёнка оказывают все члены семьи. Обратите внимание на стили воспитания и скажите, при каком стиле воспитания в семье ребёнку легче стать успешным и почему? (приложение 5)

Слово «успешный» происходит от слова «успех». Так давайте постараемся чаще создавать ребёнку такие ситуации, где он будет успешен, ведь каждый ребёнок — уникальная личность со своим неповторимым набором качеств, талантов. Очень важно заметить творческий потенциал малыша и приложить усилия для его развития, а самое главное — защищать, любить, понимать и принимать ребёнка таким, какой он есть. А мы постараемся вам в этом помочь.

Тест «Какой вы родитель?»

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос!? Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять? — 2б.

2. Посоветуй мне пожалуйста… — 1б.

3. Не знаю, что бы я без тебя делала. — 1б.

4. В кого ты только такой уродился?! — 2б.

5. Какие у тебя замечательные друзья! — 1б.

6. Ну на кого ты похож (а)? — 2б.

7. А я в твои годы …- 2б.

8. Ты моя опора и помощник (ца) — 1б.

9. Ну что за друзья у тебя? — 2б.

10. О чём ты только думаешь? — 2б.

11. Какая (ой) ты у меня умница! — 1б.

Видео (кликните для воспроизведения).

12. А как ты считаешь? — 1б.

13.У всех дети как дети, а ты?… — 2б.

14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! — 1б.

Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5-7 баллов, значит, вы уважаете ребёнка, ваши отношения способствуют становлению его личности. Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребёнком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка. 11 баллов и выше — вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Какие качества помогут стать ребенку успешным?

Перед вами список качеств, выберите 3 самых главных на ваш взгляд, которые необходимо развивать, чтобы воспитать ребёнка успешным. Пронумеруйте их по степени значимости.

Трудолюбие, аккуратность, исполнительность, организованность, вежливость, дружелюбие, справедливость, настойчивость, целеустремленность, умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, дисциплинированность, хорошая память и внимание, инициативность, самостоятельность, креативность (творческий подход к работе), уверенность и другие.

1-я ситуация. Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора. Он не знал, как следует крепить колёса, и обратился к отцу за помощью. Тот, увидев, что сын сделал всё неправильно, стал упрекать его в бестолковости, неумелости, что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец.

2-я ситуация. Иру воспитывает бабушка. Росла девочка послушной, но очень робкой. У неё не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это нравилось. Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить несложные, на её взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, а мать сердилась на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!» С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу.

Демократический стиль воспитания: родители поощряют любую инициативу ребёнка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твёрдость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Авторитетный стиль родительского воспитания — образ действия родителей, отличающийся твёрдым контролем над детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребёнка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и поэтому они легко соглашаются с ними.

Хаотический стиль воспитания. Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определённых, конкретных требований к ребёнку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, или между родителями и бабушками, дедушками. У родителей, особенно у матери не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье.

Опекающий стиль воспитания. Стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребёнка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ними может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, этот стиль воспитания приводит к формированию у ребёнка тревожности, беспомощности.

  1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998. № 6.
  2. Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний //Воспитатель ДОУ. 2007. № 5.
  3. Леви В. Нестандартный ребенок. М.: Знание, 1988.
  4. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1990.
  5. Родительские собрания: Подготовительная группа / Авт.-сост. С.В.Чиркова. – М.: ВАКО, 2010.
  6. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? М.: Прогресс, 1985.
  7. Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник, каков он? Пособие для воспитателей детских садов. М.: Воспитание дошкольника, 2002.
Читайте так же:  Поговорим о ненависти

Секреты воспитания: как воспитать хорошего человека

Понятие «хороший человек», бесспорно, весьма расплывчато, и каждый из нас может наделять его теми или иными составляющими на своё усмотрение. Но в том или ином виде, с некоторыми дополнениями или исключениями, список качеств «хорошего человека» выглядит примерно следующим образом:
  • коммуникабельность;
  • справедливость;
  • честность;
  • доброта;
  • смелость;
  • открытость;
  • отзывчивость;
  • трудолюбие.

Согласитесь, все мамы и папы стремятся взрастить в своих детях честность и чувство справедливости, умение постоять за себя и защитить слабого, стремление к знаниям и любовь к труду. Правда, как это сделать, знают не все. К сожалению, единого рецепта, готового к внедрению во всех без исключения семьях, просто не существует. Но существуют некоторые общие принципы, придерживаясь которых, вы сможете построить свою систему правильного, здорового воспитания. И, конечно же, «Эврика» готова поделиться с вами этими важными знаниями.

6 принципов воспитания хорошего человека

Принцип 1: никогда не рано

Ребёнок родился? Значит, его уже и можно, и нужно воспитывать. Конечно, в первые недели и даже месяцы своей жизни активных уроков младенец воспринимать не сможет, но у родителей уже формируется здоровая привычка относиться к пусть ещё совсем крошечному, но уже человеку, с должным вниманием и необходимой ответственностью. Чем раньше мамы и папы осознают, что забота о малыше — это не только правильное питание, гигиена, массажи и прогулки, но и формирование личных качеств и закалка характера, тем эффективнее будет родительство, тем плодотворнее окажется воспитательный процесс по-настоящему хорошего человека.

Конечно, если в раннем детстве что-то пошло не так, где-то не доглядели, что-то не усмотрели, то отчаиваться, опускать руки нельзя ни в коем случае. Но не забывайте: перевоспитать гораздо сложнее, чем воспитать!

Принцип 2: и словом, и делом

Вы можете сколь угодно часто, долго и даже, казалось бы, весьма убедительно РАССКАЗЫВАТЬ ребёнку, как поступать правильно, но если вы ДЕЛАЕТЕ по-другому, воспитание ваше нельзя назвать правильным. Дети не всегда нас слышат, но всегда видят. Быть ребёнку примером для подражания, неотступно следовать собственным же провозглашённым постулатам — прямая обязанность ответственных, вдумчивых и серьёзных родителей.

Дети, которых с младенчества окружают люди позитивные и честные, верные своему слову, деятельные, начитанные и готовые всегда прийти на помощь тем, кто в этой помощи нуждается, впитывают такую линию поведения как единственно возможную.

Задумайтесь, пожалуйста: а что видят ваши малыши? Какой пример для подражания у них есть?

Принцип 3: терпение и труд

Дети полны энергии. Они бегают и прыгают, кричат и без устали задают вопрос за вопросом. Нетерпеливость — естественная черта малышей. Но бездумно потакать этому, умиляясь и всячески такую нетерпеливость поощряя, не стоит. Мягко, но целенаправленно и настойчиво приучайте кроху к тому, что окружающая действительность порой будет доставлять некоторые неудобства. Учите ребёнка, что иногда надо потерпеть дискомфорт, что порой приходится делать то, что делать не хочется. Это очень важная, необходимая наука, которую по крупицам стоит прививать карапузам уже с самого нежного возраста.

  • Теснота общественного транспорта;
  • усталость в конце насыщенного эмоциями и событиями дня;
  • разыгравшийся после длительной прогулки аппетит;
  • невозможность получить понравившуюся игрушку прямо здесь и сейчас;
  • необходимость после игр навести порядок в комнате —

поводов для разочарования в детской жизни предостаточно. Но заботливые родители должны научить маленьких непосед брать свои порывы под контроль.

Принцип 4: уважаемые умеют уважать

Иногда так и тянет одёрнуть расшалившегося не на шутку малыша резким, а то и грубоватым окриком:

Но, поверьте, вреда от резкости, а уж тем более от грубости будет гораздо больше, чем от мягкого, но не терпящего возражений родительского наставления. Уважайте личность ребёнка, не применяйте своё превосходство в силе, во власти, и тогда в вашей семье вырастет человек, приученный к уважению, умеющий уважать и других, и, что не менее важно, уважать себя.

Принцип 5: в хорошей семье — хорошие дети

Важно, чтобы озвученные уже принципы применялись в комплексе, в полной гармонии друг с другом и реализовывались на практике всеми членами семьи. Говоря проще, важно создать здоровую обстановку в семье. Малыши должны расти в атмосфере полного согласия, взаимного уважения и любви. Неизбежно возникающие разногласия следует решать очень аккуратно и тактично, ну а если избежать накала страстей не получается, что бывает даже в очень дружных и крепких семьях, выясняйте отношения вдали от глаз и ушей крохи.

Верный помощник в воспитании хороших людей — семейные традиции. Они объединяют родных и близких, дают почву для увлекательного совместного досуга, позволяют наладить эффективный обмен опытом между представителями разных поколений.

Позвольте малышу обрести уверенность: семья — это тихая гавань, где его всегда примут, поймут и поддержат.

Принцип 6: коллектив важен

Там, во внешнем мире, за пределами уютного семейного очага, плещется мир — большой и неопознанный. И ребёнку предстоит в этот мир войти, вылетев из родительского гнезда. Пусть он будет максимально готов к тем реалиям, которые ждут его в будущем. Пусть для него не станет сюрпризом, что не все люди доброжелательны, что иногда приходится отстаивать своё мнение и защищать свою собственность, что люди бывают замкнутыми, ранимыми и даже злыми.

Очень важно научить малыша взаимодействовать с социумом, находить своё место в любой компании, адаптироваться к предлагаемым условиям, но при этом не изменять тем принципам, которые ему прививает семья. Учите ребёнка искать компромиссы и понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Познать эту науку без погружения в жизнь коллектива — будь то спортивная секция, детский сад или развивающие занятия для дошкольников — невозможно. И чем больше разных малых социальных групп пройдёт малыш, тем лучше.

Подведём итоги:
  1. Ребёнок не рождается ни «хорошим», ни «плохим». Хорошим его делают правильное воспитание и здоровая обстановка в семье.
  2. Воспитание — непрерывный процесс, который начинается уже с первых месяцев жизни человека.
  3. Родительский пример — ориентир, определяющий поведение ребёнка.
  4. Уважайте своих детей и будете уважаемы ими.
  5. Позвольте крохе взрослеть, познавая мир вне семьи, помогайте ему входить в новые коллективы, налаживать контакты с новыми людьми, отстаивать свои интересы в новых для него условиях.
Читайте так же:  От чего страдают старшие дети в семье

Будьте готовы к тому, что вам не всегда будет легко. Ваш ребёнок — живой человек со своим характером. Иногда он будет оступаться, иногда вы будете испытывать разочарование и досаду. Но вы навсегда останетесь проводником, который привёл в этот мир нового человека и теперь должен показать ему верную дорогу. Сил вам и терпения! Пусть ваше родительство будет счастливым, а ваши дети вырастут хорошими людьми!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Основы воспитания ребенка. Как воспитать хорошего человека?

Огромное значение в деле воспитания ребёнка имеет та нравственная атмосфера, которая его окружает изо дня в день.

Наиболее ответственным периодом в воспитании личности А.С. Макаренко считал раннее детство. Именно в это время закладываются черты характера, формируются навыки, привычки, склонности. И если, вследствие неправильного воспитания они негативны, исправить их в дальнейшем очень трудно, а порою невозможно. Перевоспитание всегда требует во много раз большей затраты сил и терпения.

Мы хотим, чтобы наши дети вырастали здоровыми и сильными, честными и справедливыми, аккуратными, жизнерадостными, настойчивыми и трудолюбивыми.

Решающую роль в воспитании детей играет окружающая среда. Это всё то, что непосредственно окружает человека, формируя его взгляды и убеждения, навыки и привычки.

В известном смысле, человек — это его характер, а он создаётся воспитанием. Воспитание и самовоспитание сопутствуют человеку в течение всей его жизни. Ребёнок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он будет воспитываться, от направленности и содержания воспитания.

Воспитание ребёнка — дело сложное, требующее определённых знаний, терпения, такта, выдержки, а главное — любви и внимания к детям, уважения их личности, понимания их интересов и потребностей, постоянного наблюдения за их развитием.

Главным методом воспитания является единство слова и личного примера родителей. «Каков отец, таков и молодец», — говорит народная поговорка. Если ребёнок не видит положительного примера или видит противоположное тому, о чём говорят на словах и что требуют от него, все усилия взрослых будут тщетными. Ни что так не влияет на детей, как личный пример взрослых.

Семья — это маленький коллектив, где каждый должен заботиться о другом, считаться с интересами других. Здоровая обстановка в семье, приветливая атмосфера, в которой растут дети — вот главный, решающий фактор воспитания. Здесь имеет значение всё: взаимоотношения родителей, их культурные и нравственные интересы, отношение к труду, общественным обязанностям, к окружающим, к самим детям.

И взаимоотношения родителей между собой, и их обращение с ребёнком требуют постоянно ровного, доброжелательного тона. Как бы взрослый не устал, чем бы он ни был огорчён, недопустимо срывать своё настроение на детях, проявлять недовольство к их просьбам поиграть с ними, рассказать им сказку или прочитать книжку.

К сожалению очень часто, не умея сдерживаться, родители вымещают свою раздражительность на детях, а у тех накапливается чувство обиды из-за несправедливости взрослых. Неровное отношение к ребёнку вредно сказывается на формирование его характера. Дети в таких случаях не знают, как и когда можно обращаться к родителям, несправедливо нанесённые обиды ведут к отчуждению, дети нередко становятся замкнутыми и угрюмыми.

На ребёнка не менее сильно, чем содержание речи, действует тон, каким с ним разговаривают. Возбужденная, несдержанная речь, не говоря уже о грубых бранных выражениях, раздражает его, порождает вспыльчивость, капризы, упрямство, наносит душевную травму и, в конечном счете, портит характер ребенка. Родители, которые хотят, чтобы дети уважали их, сами должны с уважением относиться к их человеческому достоинству. На ребенка надо смотреть как на самостоятельную личность, с собственными чувствами, взглядами, мыслями. Надо быть ласковым без приторности, доброжелательным и приветливым, обращаться к малышу с добрым выражением лица. Тогда ребенок сам усвоит этот тон и будет сдержан и приветлив даже тогда, когда с ним случится какая-нибудь неприятность. Только спокойный человек, владеющий своим настроением и чувствами, может правильно ухаживать за ребёнком. Нервные родители воспитывают и нервных детей.

В семье, где умеют переживать трудности, не предаваясь унынию, где царит ровное, спокойное, доброе настроение, дети и физически, и психически развиваются лучше. В окружении весёлых, дружелюбных людей они сами становятся весёлыми и жизнерадостными.

Нетерпеливый и несдержанный ребёнок окружающим неприятен. Не нужно думать, что терпение необходимо только взрослому человеку, что сдержанность, выдержка — свойства возраста. Ребенок с самого раннего детства должен уметь стерпеть неудобство, физический дискомфорт (тесноту в автобусе, очередь в магазине). Очень важно уметь терпеть усталость, не перебивать разговор взрослых, а спокойно дождаться своей очереди, без криков отказаться от понравившейся игрушки, если родителям не по средствам её купить. Каждое преодоление каприза должно быть поощрено, каждая победа над собой должна быть отмечена.

Не надо думать, что терпение делает человека в дальнейшем безынициативным и покорным. Наоборот, все исследования психологов показывают, что выдержанный, терпеливый, сосредоточенный ребёнок проявляет признаки лидера уже в детском саду, тогда как нетерпеливые нытики, плаксы, крикуны занимают низшие ступени в социальной иерархии.

Общение со сверстниками чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребёнка. Уже к 2-3 годам ребёнок ощущает себя как личность, а к 4-5 годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает в разнообразные формы общения со сверстниками.

[3]

Старайтесь, чтобы ребёнок был задействован в как можно большем количестве, выражаясь языком психологов, «малых групп»: это не только детский сад, но и другие. Например, фигурное катание, художественный кружок, музыкальная школа и т.п. Это только поможет ему гармонично развиваться.

Одновременно с инстинктом социальным, с потребностью жить в обществе ребёнок осознает своё «Я». Ребёнку надо внушить мысль о том, что именно он имеет право на уважение к себе, и одновременно привить чувство ответственности перед коллективом. Однако всё это должно быть сделано в деликатной форме, чтобы не утратить доверительных отношений с сыном или дочерью.

Необходимо помочь ребёнку в правильной самооценке. Не нужно излишнего тщеславия ни в чём: ни в успехах, ни в одежде, ни в обладании игрушками. Вместе с тем не должно быть робости и неуверенности и у самих родителей, поскольку это «заразительно» для ребёнка.

Ссоры между детьми происходят по разным причинам: не поделили игрушки, кто-то хочет первым съехать с горки, просто оскорбили друг друга словами… Каждый случай требует очень внимательного разбора, у детей своя логика; с нашей, взрослой логикой там делать нечего. Если взрослый обрушится на ребёнка с наставлениями, что драться нельзя, что тот, кто ссорится, плохой, то он ничего не достигнет, кроме того, что ребёнок замкнётся в себе и доверительные отношения будут нарушены. Ставя перед ребёнком определённую задачу — потерпи, подожди — необходимо подробно объяснить ему, почему поступить надо именно так. И непременное условие — похвала за достигнутый результат. Выдержанный ребёнок вызывает положительную реакцию окружающих, ему будет легче учиться в школе. И сам он будет чувствовать себя комфортно.

Читайте так же:  Психотерапия что это такое и с чем её едят

Кража, воровство — применимы ли эти понятия к маленькому ребёнку? К сожалению, да. Вполне возможен такой случай, когда у вашего малыша вдруг обнаруживается вещь чужая, ему не принадлежащая. Ситуация эта весьма неприятная, сложная, требующая обдуманных решений, взвешенного, тактичного поведения.

Дело в том, что у ребёнка ещё не сформированы тормозные, запретительные механизмы. И очень часто желание обладать какой-либо вещью, желание схватить яркую, привлекательную вещь ребёнок просто не может контролировать.

Естественная реакция родителей, увидевших присвоенную вещь у своего чада — рассердиться, начать запугивать, вызвать у ребёнка страх. Поможет ли это в данной ситуации? Скорее всего, нет. Просто в следующий раз в подобной ситуации ребёнок окажется хитрее. Если родителей не убедят слова, что он эту вещь нашёл, будет прятать её в саду, во дворе и т.п.

Нельзя пугать и не надо наказывать. Но также нельзя оставить совершившееся деяние без внимания. Надо, не стесняясь, не скупясь на эмоции, выразить своё огорчение, полное недоумение: как мог ваш хороший ребёнок поступить подобным образом? И, может быть, даже пожалеть его, посочувствовать и совместно поискать выход: «Что же нам теперь делать?», предлагая различные варианты подвести ребёнка к трудному, но правильному решению: вернуть взятое без спроса. Надо снабдить ребёнка подходящей спасительной формулировкой, чтобы он мог избежать ставшего теперь для него невыносимым слово «кража».

Родительская любовь — это одна из самых важных больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Разумная любовь родителей освещает жизненный путь малышам и подросткам, юношам и девушкам, помогает молодым людям жить и трудиться в нашем обществе, на благо которому мы воспитываем своих детей.

МЫ И НАШИ ДЕТИ: еще раз о воспитании и родительских амбициях

В первые годы жизни ребенка мы учим его ходить и разговаривать, а потом требуем от него сидеть и молчать. С этим что-то не так. (Нил Деграсс Тайсон)

На третьем курсе у нас состоялась грандиозная практика в детском саду. Я пришла вся такая модная, начитанная, креативная. В голове миллион сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр. Принесла с собой лото, домино, глянцевые клубнички и разноцветные макароны. Стала организовывать то «Вороны и воробьи», то «Карусель», то «Само леты», но ничего не шло. Малышня играла вяло, будто из-под палки.

А потом воспитательница подсказала дать им свободу и возможность затеять что-то свое. В этот момент наступило прозрение. Дети играли в «кума, куму и пьяного папу». Били посуду, курили самокрутки из осиновых листьев, подолгу болтали по телефону, выясняли куда делись деньги, затевали уборку, требуя разобрать кладовку и вывезти на дачу продавленный диван. В тот момент поняла, что не стоит никого воспитывать, лучше воспитать самих себя.

Лично меня постоянно муштровали по поводу порядка. Заставляли складывать в шкафу и в ящиках стола. Будили среди ночи и тыкали носом в несобранный с вечера портфель. Я обижалась и глотала злые слезы. Чистота давалась нелегко, возможно, потому что в нашем доме никогда не наблюдалось особого блеска.

Мою школьную подругу с первого класса отвели на фигурное катание, которое та возненавидела лютой ненавистью. Ее пугал лед, падения и никак не удавалось освоить ни реберные, ни зубцовые прыжки. Особенно было обидно в выходные дни, когда родители до обеда лежали перед телевизором и смотрели «Утреннюю почту», а ей предстояло корячиться на катке.

То же самое наблюдалось в семьях с появлением пианино. Мамам с папами хотелось, чтобы ребенок музицировал, ведь это так красиво, когда девочка садится за инструмент и порхает пальцами по клавишам. К примеру, мелодию Раймонда Паулса из кинофильма «Долгая дорога в дюнах». Только девочке хотелось совсем другого. Вязать, как мама кружевные салфетки «листья в серебре» или печь, как бабушка хворост и миндальные булочки.

В одной умной книге прочитала, что работать авиадиспетчером и управлять в небе десятком самолетов намного легче, чем воспитывать детей. Какой бы ни была напряженной и изматывающей смена, сколько бы не выпало тумана и не взлетело аэробусов, она обязательно закончится, и диспетчер пойдет домой отдыхать. А вот родительская смена не заканчивается никогда.

Видео (кликните для воспроизведения).

У каждого народа своя философия. В Японии и в Тибете ребенок то король, то раб, то равный. Французы не воспитывают, а растят. Евреи мудро замечают, что лучше всех умеют управляться с детьми бездетные. На мой взгляд, ребенка следует просто любить и понимать, а еще прекратить наконец-то требовать с него то, чего не освоили сами.

Источники


  1. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. — М.: Мысль, 2011. — 176 c.

  2. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. — М.: МП `Лерокс`, 2012. — 160 c.

  3. Хардин, Джесси «Волк» Мэллон Нэнси Рэмсден Эшли Фратер В. Д. Где взять энергию? Секреты практической магии Эроса. Энергия Матери-Земли. Возвращение к истокам природы. Красноречие тела. Сила мифов и историй, пробуждающая энергии организма. Пробуждение энергетического тела. От шаманизма к биоэнергетике (комплект из 4 / Хардин Джесси «Волк», Мэллон Нэнси , Рэмсден Эшли , В. Д. Фратер, Кеннет Смит. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 214 c.
  4. Вуль, Феликс Путешествие в любовь. Энциклопедия / Феликс Вуль. — М.: Сталкер, 2011. — 416 c.
  5. Чекалова, Елена Первый год замужем. Счастье есть и любить (с автографом автора) / Елена Чекалова , Юлия Рублева. — М.: АСТ, 2015. — 304 c.
О родительских амбициях или как воспитывать успешного человека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here