О смысле жизни и ощущении безопасности

Сегодня обсуждаем тему: о смысле жизни и ощущении безопасности с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

../../В чем смысл жизни?

Сегодня ко мне, требуя отчета взрослого человека, с этим обращаются подростки. В нашем обывательском обществе такие вопросы далеко не поощряются. При нашей духовности на коммерческой основе вообще становится стыдным думать, о чем-либо, кроме своих, не в меру раздутых, инстинктов. И тем более мне дорого доверие…

Не нужно только путать смысл и значение. Смысл это вообще личностная категория. Когда мы говорим о смысле, мы всегда подразумеваем, по отношению к кому. Смысл что-либо может иметь только по отношению к личности. Я не имею смысла для стенки, но стенка имеет смысл для меня, потому что она подпирает крышу и защищает меня от дождя и холода. Я не имею смысла для этого мира, но мир имеет смысл для меня, потому что я в нем живу. Как личности, мы имеем смысл друг для друга. Мое существование имеет смысл для меня и для других личностей. И если посмотреть в глобальном плане на смысл существования мира и всего человечества, то здесь мы находимся в ситуации, в которой если мы не предполагаем творческой надмирной Личности, то сам мир, его образование и образование человечества оказывается совершенно бессмысленным. Они возникают и существуют случайно, они не для кого, даже не для нас. Тогда существование человечества и отдельных его индивидуумов не имеет ни какого смысла. Мы можем приписывать миру и себе временный смысл по отношению друг ко другу но мы не можем говорить о глобальном смысле нашего существования.

Пустота возникает тогда, когда моя жизнь не для кого. Трудно представить себе влюбленных парня и девушку, которые бы думали о самоубийстве, о бессмысленности. Но отсутствие любви, отсутствие направленности человеческой жизни и создает ощущение пустоты, которое всплывает в сознании в виде логического вопроса о смысле. Но любви не в обывательском смысле слова. Потому что на языке современной попсы, на языке пошлой культуры общества потребления, а отсюда и на языке старшеклассников, слова «я тебя люблю» означают «я тебя потребляю». Потому что когда современный старшеклассник подходит к девушке и говорит нечто вроде «люблю я тебя, что ли…? То для него это, как правило, означает что он «тащится» от тех ощущений, которые испытывает от нее. Один христианский педагог замечательно показал основу этого чувства в разговоре с племянником:

— Дядя Женя, я женюсь.

— Гоша… а зачем ты женишься?
— Да ну, дядя Женя, вы что, не знаете, что ли, зачем люди женятся?
— Не знаю, честное слово. Это у всех по-разному бывает. Ты-то зачем женишься?
— Ну… я ее люблю.
— Очень хорошо, расскажи мне о ней.
— Ну, дядь Жень, она ва-ще! Она кла-ас!
— Нет, «вообще» я не понимаю. Ты мне о ней расскажи.
— Ну, во-первых, у нее…

(Тут меня кольнуло: не «она» а «у нее». Вот, девочки, почему опасно кокетничать и выставлять напоказ отдельные детали лица и фигуры: ваш избранник, которого вы «подцепили», скажет не «Катя» и не «Даша», а «у нее».) Но существует куда более глубокое представление о любви. В христианском понимании «я тебя люблю» означает «я себя отдаю тебе», «я свою жизнь полагаю для тебя…». «Нет больше той любви как если кто положит душу свою за ближнего своего». И положить душу не означает только умереть за любимого, а прожить для…

Но когда любви нет, а есть только удовлетворение потребностей, мне вспоминается Аквариум:

«Мы используем друг друга, чтоб заполнить пустые места,
Хотел бы я, чтоб заполнить пустые места,
Знаешь, если б мы были вместе, то эта задача проста,
Но я дал тебе руку и рука осталась пуста.
Мы используем друг друга, чтоб заполнить пустые места».

Я понимаю, что пустоту не в межчеловеческом, не в глобальном мировом межличностном смысле, нельзя заполнить только одной интеллектуальной логической удовлетворенностью. И то, что «у меня» это на самом деле тоже частичка меня. Но это только начало для настоящего разговора.

Леша:
— Где-то в евангелии написано, что смысла не в чем нет. Не помню точно, но где-то там я это читал.

Ну, в Библии то такого значения точно не вложено. Видимо имеется в виду тексты Екклесиаста «… суета сует,- все суета!», но суть его книги как раз в том что все дела человеческие это суета и томление духа, если радости от них не дает Бог. «Ибо человеку, который добр перед лицом Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму перед лицом Божиим. И это — суета и томление духа!».
А вот материалисты, как раз, иногда даже прямо, так и говорят что Бога нет и смысла тоже, на самом деле, никакого нет. Это тоже верование такое. Потому что здесь мы находимся в положении, когда ничего не можем знать или последовательно доказать до конца. И способны лишь по вере выбрать для себя, с какой из интерпретаций действительности мы готовы, в той или иной степени соотносить свою жизнь.
Но у меня вопрос ко всем атеистам: а зачем выбирать соотносить свою жизнь с представлением, в которой моя же жизнь заведомо не имеет никакого смысла? Где же здесь логика. Впрочем, я знаю зачем…

О смысле жизни и ощущении безопасности

Хорошее упражнение, раскрывающее вашу связь с Бытием.

«Когда вас охватывает чувство страха из-за неоплаченных счетов или
возможной потери дохода, проделайте это упражнение, чтобы выработать
нематериальную основу безопасности. Сначала подойдите к сложившейся
ситуации с энергетической точки зрения — осознайте, что внешний мир не
создает ощущений.

Разумеется, с точки зрения «эго» вам кажется, что


чувство страха и неуверенности вызвано именно неоплаченными счетами.

Попытайтесь осознать, что это всего лишь иллюзия, которой вы с легкостью поддались. Чтобы избавиться от чувства страха, отправьтесь на прогулку. Не для упражнения, а просто для общения с природой.
Обратите внимание на жизнь, кипящую вокруг вас, и постарайтесь почувствовать, как жизненная сила пронизывает все сущее.

У природы достаточно сил, чтобы наполнить жизнью все деревья, траву, животных и птиц, реки, горы, облака — словом, все вокруг вас.

И после этого почувствуйте, как та же сила пронизывает и вас. Придите к мысли, что это не вы живете жизнью, а жизнь живет вами!

Осознайте, что это совсем не ваша сила заставляет ваше сердце биться, ваши легкие дышать, а кровь бежать по венам.

Поймите, что есть сила, дающая вам жизнь, осознайте себя частью природы. И вот чувство страха уже покинуло вас»

Взято у Понда Дэвида, известного специалиста по энергопрактикам.

Тема связи с Бытием, жизненностью, протекающей во всём, развивается в нашем курсе Ясность.

Читайте так же:  Что такое тренинги - и нужно ли их посещать

Понд Дэвид рассматривает эту связь с точки зрения гармонизации чакр.

Вот ещё пару кусков из него:

«Ощущение опасности — первый признак неуравновешенности первой чакры.

Если вы не можете добыть для себя необходимое количество пищи, одежды,
если не можете найти убежище, то эта чакра начинает проявлять себя
настолько сильно, что вам уже не удается сконцентрироваться ни на чем
другом. Трудность в определении этих потребностей заключена в том, что
они чрезвычайно различны для разных людей. Вы должны сами определить,
что вам необходимо для того, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Если ваша чакра не уравновешена, то в вашем восприятии доминирует
страх нехватки необходимого. В результате вы попадаете в замкнутый
круг — чувствуете себя незащищенным и ведете жизнь жертвы, а
следовательно, находите все новые и новые поводы для страха. До тех
пор пока стремление к выживанию не будет уравновешено, вы не будете
свободны и не сможете заняться другими чакрами. Это должно стать
основным стимулом к уравновешиванию первой чакры. Только так вы
сможете подняться к высшим уровням сознания.

Когда потребности первой чакры не уравновешены, вы смотрите на мир
сквозь призму страха. С этим чувством знаком каждый. Если культурный
стереотип говорит о том, что безопасность достигается в
«оборонительной позиции», то вы наверняка заметите, что бессознательно
постоянно стремитесь укрепить свою безопасность, занимая именно такую
позицию. Неуравновешенность может проявляться как действительный
недостаток чего-либо в материальном мире, являющийся отражением
внутренней неуравновешенности. Помните, что энергетическое восприятие
жизни всегда означает связь с энергией чакр, а затем проявление этой
связи в материальном мире. Не ждите, пока мир материальный придет к
равновесию настолько, что вы это почувствуете. Внешняя
неуравновешенность — отражение неуравновешенности внутренней. И это
следует понимать буквально. Измените внутреннее ощущение энергии, и
внешний мир последует за вами.»

«Сознание вашей первой чакры почти что физическое. Оно поглощено поддержанием физической жизни, выживание — вот смысл сознания этой чакры. «Убивай или убьют тебя» — закон джунглей, представляющий глубинный смысл первой чакры. Даже когда доходит до секса, здесь нет места нежности — это лишь похоть, вызванная действием первой чакры. Секс на этом уровне лишь мотор, биологический способ продолжения рода.

Очень легко назвать первую чакру животной, но не следует забывать о том, что если мы не будем стараться выжить, то рассмотрение остальных чакр будет носить всего лишь умозрительный характер. Здоровое проявление уровня сознания первой чакры включает в себя ощущение безопасности, знание того, как правильно жить, ощущение взаимосвязи между телом и планетой, а также острое осознание инстинктов, защищающих наше существование.

Связь с землей должна пронизывать любые ваши действия, особенно те, которые действительно связаны с землей — садоводство, огородничество, туризм, прогулки босиком. Достичь связи с землей можно и посредством визуализации.

Упражнение 4

Представьте себе шнур заземления, который идет вдоль вашего позвоночника и уходит в недра земли. Постарайтесь увидеть мысленным взором, как мощный энергетический поток устремляется вдоль вашего позвоночника и через шнур заземления рассеивается в земле. Представьте, что этот шнур обретает корни, подобно гигантскому дереву. Вообразите, как корни этого дерева переплетаются с корнями других гигантских деревьев. А теперь представьте, что энергия земли устремляется по этому шнуру к вам. Энергия всех огромных деревьев, которые сплели свои корни с корнями вашего дерева, также становится доступна вам.

Спорт — прекрасное средство развития сознания первой чакры. И чем более состязательный, рискованный и требующий физических усилий характер имеет спорт, тем полезнее он для развития первой чакры. Бокс и футбол — типичные примеры грубой, агрессивной энергии. Прыжки с парашютом, автомобильные гонки и другие подобные виды спорта, в которых угроза для жизни чрезвычайно высока, также способствуют уравновешиванию первой чакры. Будут полезны для этого уровня сознания и любые рискованные мероприятия, от которых захватывает дух.

Первая чакра выражает глубинный, личностный аспект внутреннего «я». Она находится наиболее далеко от коллективных чакр. Это самая оборонительная, соревнующаяся, ориентированная на «я» чакра. Когда мы чувствуем, что нашей жизни что-то угрожает, то правила меняются. Самосохранение — сильнейший инстинкт.

Память управляет всеми инстинктами на уровне подсознания. Здесь нет места для веры. Если вы действуете на уровне подсознания, то ваша главная задача — преодолеть все препятствия и остаться в живых. Ваши действия направляет не вера, а страх.

Это наиболее отдаленный от духа уровень сознания. Если вы находитесь на этом уровне, то очень легко почувствовать себя изолированным, оторванным от радостей жизни, которые доступны другим. Радость жизни — совсем не тот вопрос, который занимает вас сейчас больше всего. Вам следует отправиться на природу и дать волю животному началу. Почувствуйте радость жизни, и тогда вам станут доступны проявления второй чакры.

[3]

Чтобы добиться равновесия в своем жизненном статусе, в доме, в семье, на работе, вы должны найти ресурсы, достаточные для того, чтобы удовлетворить основные потребности безопасности. Ваши чувства, связанные с этой областью жизни, могут быть очень разными, но главное — не иметь доминирующих потребностей. Чтобы достичь состояния равновесия, вы должны осознать, что ваши потребности исполнимы и вы в состоянии найти ресурсы, чтобы их удовлетворить. Когда энергия сбалансирована, она естественным образом поднимается ко второй чакре.

Помните, если вы не сможете подняться над этой чакрой, то ее потребности станут ненасытными. Богатый человек, чье состояние невозможно измерить, но которому по-прежнему чего-то не хватает, — вот прекрасный пример подобной ситуации.

Средства для пробуждения вашей первой чакры

В жизни существует множество ситуаций, в которых вашими поступками управляет страх. Если вы чувствуете себя неспокойно, проанализируйте энергетическое поле, и вы наверняка обнаружите страхи, доминирующие в вашем сознании. Это основной признак того, что первая чакра нуждается в равновесии.

Если вы просто ощущаете потребность чувствовать себя в безопасности, хотите ощутить страсть, силу, то снова обратите внимание на первую чакру. Советую вам принять «позу дерева» и достичь внутреннего равновесия. Чтобы активизировать силу животного начала, отправьтесь на природу и ощутите себя частью всего живого. Придите к пониманию, что ваши корни питаются той же жизненной силой, что и корни деревьев. Представьте себе красный цвет и ощутите, как его сила наполняет вас. Чтобы добиться большего эффекта, можете надеть красную рубашку или шарф. Прогуляйтесь, стремясь окрасить все окружающее в красный цвет. Носите украшения из граната, рубина или обсидиана. А можете просто положить камешек в карман, чтобы прикасаться к нему и заряжаться его жизненной силой и страстью.

Страх должен выполнять функцию сигнала, он не должен целиком поглощать сознание. Зная, как активизировать и уравновешивать первую чакру, вы можете справиться с менталитетом, основанным на страхе. Вы знаете, что животные инстинкты поддаются контролю. Представьте, что они стоят на страже вашего благополучия. Если появится какая-то реальная опасность (например, машина, мчащаяся прямо на вас на перекрестке), то доверьтесь им. Они вовремя дадут вам сигнал и помогут избежать опасности. Такой подход освободит ваше сознание и позволит вам сконцентрироваться на более приятных вещах — тех, которые являются основой второй чакры.»

Читайте так же:  Информация для самопознания

О смысле жизни и ощущении безопасности

У всех людей очень похожие потребности! Но очень часто человек ищет любви, покоя и радости, увы, не там, где нужно было бы искать

Представьте условно, что жизнь человека – это сосуд. Спросите себя: «Чем же вы хотели наполнить свой сосуд?». Хотели бы «мудростью»? А радостью? Любовью? Покоем? Несомненно, что ответ ваш: ДА! Ну а кто не хочет, дабы жизнь его была наполнена чувством морального удовлетворения и положительными эмоциями? Ответ здесь очевиден! Однозначно, ДА!

Сосуд жизни

Возвращаясь к вопросу о жизненном пути человека, т.е. к «сосуду», встает остро вопрос: «Но какой же источник радости нам вливать в свой сосуд, что бы обрести комфорт, в виде мудрости, радости, любви и покоя?».

1) Одним из ошибочных вариантов удовлетворения своих потребностей – это ЛЮДИ. Здесь имеется в виду, что мы просто ожидаем, что в нашей жизни появится человек, который нам все даст…

Не факт! Ведь мужья портят женам настроение (и наоборот), дети нас злят, родные нарушают наши границы, люди доводят нас до отчаяния. По факту, люди дают нам меньше чем забирают. Можно конечно, поискать человека на стороне – любовника(цу), но это лишь кратковременное ощущение счастья, которое быстро сменится в чувство отчаяния и опустошенности.

2) Следующим ошибочным вариантом удовлетворения своих желаний (потребностей) являются географические точки (дом, курорт, город, страна). Мы можем отправиться на супер-курорт, построить самый красивый дом, устроить самый крутой ландшафт вокруг этого дома. Да, получим мы ощущение радости, любви и покоя, но временно. Временно потому, что везде, в обществе, дома нас окружают люди, которые, так или иначе, осушают наш сосуд.

3) Быть может, источником удовлетворения наших потребностей в полной мере будут являться материальные ценности? Имея много денег, которая приносит нам самая высокооплачиваемая работа, много вещей, новейших гаджетов, несметные богатства, мы имеем билет в рай? Чтобы все это иметь быстро, можно воровать, однако это уж точно не вариант обретения счастья и мира в душе. Можно усердно работать, причем тяжело работать, но работа, скорее осушает наш сосуд, чем его наполняет.

[1]

Итак, вырисовывается грустная и неновая картина.

Но если не люди, не вещи, ни дома и перемены места дислокации не могут дать счастья, то где же все-таки отыскать живительный источник радости, покоя и любви?

Мудрый знает ответ.

[2]

Любой конфликт, будь то в браке, в семье, на работе начинается с пренебрежения своими основными потребностями. Большинство людей практически ничего не предпринимают для того, что бы удовлетворить свои потребности. Следует все же оговорится: «делают, но не то, что нужно!». Человек, как белка в колесе, мчится по замкнутому кругу, в достижении радости, покоя и любви, используя для этого других людей, деньги, славу и успех, власть… Печально, но человек себя сам лишает возможности развития, взросления и близких отношений… Лишает себя сам радости, покоя и любви.

В суете построения дороги в светлое будущее, человек искренне поверил в то, что жизнь его – это выживание и хроническое недовольство. А в хроническом недовольстве нет смысла существования, в иллюзии естественного отбора – в выживании, нет безопасности.

Осмысление

Знание + опыт + понимание = мудрость

Мэрилин Мюррей

[3]

Нет никакого знания без чувства.

Мы осознаем истину,

Но, пока не ощутим ее силу,

К познанию, к которому стремится ум, надо добавить

Арнольд Беннет (1867-1931)

Елизавета Павлова

психолог в Москве и по скайпу +7 (915) 203-19-25

Чем отличаются психологическое ощущение безопасности и реальная безопасность

Вот выступление Брюса Шнейера на конференции TedX, посвященное реальному и воспринимаемому чувству безопасности. Оказывается, ощущение безопасности и реальная безопасность – разные вещи. И вот на какие мысли навело меня это выступление.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Иллюзия (чего бы то ни было, в том числе и безопасности) – большая ценность в сегодняшнем мире. По большому счету, именно за иллюзии в современном мире и происходит основная борьба. (В самом деле, все ли читатели верят, что школьные экзамены ЕГЭ показывают реальные знания учащихся? А какая битва идет за каждый балл ЕГЭ – родители старшеклассников не дадут соврать!) Да, кстати, о школьной программе: она тоже в большой степени – иллюзия того, что знания, в эту программу включенные, понадобятся выпускникам в реальной жизни…

Безопасность имеет издержки на ее поддержание. Но и у иллюзий есть своя стоимость, и их поддержание часто стоит столько же, а то и гораздо дороже реальной безопасности! Иллюзии требуют множества вложений – физических и моральных. Например, индустрия красоты зарабатывает себе на хлеб с маслом (и икрой), продавая клиенткам иллюзию поддержания вечной молодости и неотразимой привлекательности. Известно же, что президент косметической фирмы «Ревлон» напрямую признавался, что он торгует не помадой, а расфасованной в тюбики надеждой – надеждой на привлекательность, и, соответственно, на счастье в личной жизни. Ролики шампуней практически все построены на этой схеме – вот идет красотка, такая вся, помахивая пышной шевелюрой (вымытой правильной маркой шампуня), а мужики вокруг так и падают, падают, падают, и сами собой в штабеля складываются! Все мы понимаем, что рекламная картинка – определенная условность, но именно по таким правилам игры нравится играть и покупателям, и производителям.

Иллюзии – то, что человек запросто так не отдаст. Всем известен эффект «убивать вестника с дурной вестью». Например, несколько раз встречала на форумах вопрос: «Видела мужа подруги, который целовался в кафе с какой-то чужой девкой. Что делать, говорить подруге или нет? Ведь она меня убьет!». Ясно дело, убьет. И не изменщика-негодяя, а «вестника» – того, кто уничтожил ее иллюзию о крепкой семье. И ведь, несомненно, сигнальчики о неидеальной верности мужа были и раньше, но слышать их – значит, отказываться от представления о том, что в отношениях все хорошо. И женщина закрывала глаза и уши. Ничего не знаю – значит, ничего и нет.

К врачам многие по той же причине не любят ходить: пока не обследовался, вроде все нормально, а ну как надиагностируют какую-то заразу, так это что же значит – лечиться идти? Тратить время, деньги, бояться худшего? Нет, лучше не ходить к коновалам этим, считать себя здоровеньким. И человек выбирает иллюзию, а не правду.

За иллюзии человек цепляется изо всех сил. В них есть большая ценность: они защищают от психологической боли, неуверенности и убирают неопределенность. Обычно на этом месте в большинстве статей о «личностном росте» выказывается укоризна в адрес тех, кто «врет себе» и идет призыв «смотреть правде в лицо». Ну нет, это было бы слишком просто.

Но верить в иллюзии – небезопасно во всех смыслах. Лучше знать о проблемах здоровья и «дырах» в системе безопасности – по совершенно понятным причинам. Поэтому «сводить» реальность и представления о ней все-таки приходится. И встречаться с неприятной правдой в лицо – тоже стоит. Способов это сделать, принципиально, всего два: один – одноразово, «рывком» (как у Нео из «Матрицы»), а другой – тот самый, который практикуется в кабинете психолога: постепенно, понемногу, по чуть-чуть. Столько, сколько за один раз человек может выдержать, не разрушаясь и не ранясь об мучительную истину до полусмерти (а вы думали, почему психологическая работа бывает такой длительной? Да-да, и из-за того, что воспринять слишком большой объем негативной информации человек не сможет – стоят «защитные барьеры», которые просто не позволят в результате одной смысложизненной беседы переродиться).

Читайте так же:  Включи уверенность на 100 процентов!

Кроме того, иллюзорная картина мира дорога человеку еще и потому, что дает предсказуемость (пусть тоже иллюзорную – но хоть что-то!). Ведь правда еще и в том, что человек бьется в кровь за свою картину мира не только тогда, когда в ней он – король вселенной. В кабинете психолога клиенты с картиной мира «я велик и прекрасен» встречаются на два порядка реже, чем те, кто пришел доказывать, что «все бабы – корыстные дуры» или «мне в жизни ничего хорошего не светит». Люди очевидно страдают от такой картины мира, но упорно и энергично за нее цепляются, не желая отвергать. Да-да, это тоже про иллюзию безопасности. Ощущение: «Я знаю, каков этот мир, знаю принципы его строения и знаю свое место в мире» дает ощущение безопасности и предсказуемости, отбросить которое рывком – очень страшно.

Говоря о соотношениях реальности и модели, которая описывает эту реальность, повторю всем известное: «Карта – это не территория». Как известно, представление о реальности мы можем получить (по большей части) из ощущений, которые получим при столкновении с действительностью. А модель представления о действительности как раз может быть выведена логическим путем, можно сказать, «на кончике пера», полностью умозрительна. Можно отдельно отметить, что для психолога бывает довольно непросто уговорить клиента «выйти из собственной головы» и проверить на практике, как же к нему на самом деле относится окружающий мир. В умозрительном представлении о мире бывает неприятно, но спокойно и есть иллюзия контроля и знания. Окружающий мир (каков бы он ни был) кажется гораздо более страшным и небезопасным местом.

Модель представлений о мире нужна для того, чтобы понять сложные взаимодействия в мире, которые не всегда очевидны из реального опыта человека. В самом деле, из реального опыта как раз не очень ясно, зачем отказывать себе, корпеть над учебниками и получать образование, когда можно проводить время с приятностию за возлияниями с друзьями. Но в модели реальности, которой мы руководствовались, поступая в вуз, существует взаимосвязь между жизненным успехом, заработками, интересной работой – и оценкой в зачетке. Так умозрительная картина мира может регулировать поведение человека прямо сейчас. Откуда берутся модели? Из СМИ, от родных, близких, из книг и литературы. А психолог, кстати, работает с моделями представлений о себе (теми самыми «я никому не нужна», «я бездарность и урод», «я неудачник» и т.п.), усвоенными в раннем возрасте, еще до формирования критичного отношения к поступающей извне информации. Модель отношения к себе ребенок усваивает от родных и несет по жизни. «Я тварь дрожащая» или «Я право имею» — ребенок узнает очень, очень рано, еще до того, как научается говорить. И переубедить его, показывая, что окружающий мир ничего подобного не подразумевает, оказывается весьма непросто.

Брюс Шнайдер говорит, что, когда модель перестает работать, можно:

  • манипулировать эмоциями
  • сменить модель

Боюсь, что в ситуации психологического консультирования речь идет в первую очередь о смене модели представлений о себе. Потому, что манипулировать эмоциями клиент обычно пытался не раз и не два – и не сработало. Чаще всего, человек уже тысячу раз попытался купить любовь и заслужить оценку себя, как «хорошей девочки/мальчика», добиться похвалы от мамы или достичь непререкаемых успехов. И уже узнал, что все это – безрезультатно. Мама, если не хочет хвалить – не будет, и никак не добиться от нее того, чтобы она прекратила говорить: «все из-за тебя» и «ты ничего не можешь сделать нормально». Жизненные достижения легко обесцениваются, просто в одно касание: ну и что, что карьера, детей-то нету! А если семья и дети – то, наоборот, нет карьеры и денег не хватает. А если и счастливая семья, и богатство (что бывает нечасто), то, значит, сам урод, неталантлив и неумен, а окружающие просто не догадываются о глубине моего ничтожества.
Нет, в играх с манипулированием эмоциями человеку не выиграть, по крайней мере, на поле самооценки. Только менять модель. А это, как я уже писала, долго и очень постепенно. Иначе – никак.

Понравилась статья? Хотите получать новые тексты по e-mail?
Подпишитесь на обновления

Философы о смысле жизни человека (стр. 1 из 3)

1. Буддизм и брахманизм о смысле жизни

2. З.Фрейд о смысле человеческой жизни

3. Философы-экзистенциалисты о смысле человеческой жизни

4. Русские философы о смысле жизни

Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл человеческой жизни? Подобного рода вопросы интересуют людей с давних пор. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность и задачу его жизни. Есть ли вообще в человеческой жизни смысл? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой установки той или иной эпохи, то есть от того, что данное философское или религиозное направление выдвигает в качестве высшей ценности.

Размышляя о человеке, люди ограничены и уровнем естественно — научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и взглядами на мир.

Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований, какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

Целью написания реферата является рассмотрение проблемы смысла жизни человека, основываясь на взглядах мыслителей различных эпох и направлений.

1. Буддизм и брахманизм о смысле жизни

Творцы Упанишад — одного из величайших литературных достижений человечества во множестве ставят вопросы о Вселенной, о человеке. Откуда он пришел и куда идет? Есть ли какой то смысл в этой жизни или нет? Как связан человек с Вечностью? Ведь только через эту связь человек приобщается к подлинной жизни.

На этот вопрос мудрецы-брахманы отвечали просто: наша гибель в неведении. Человеку нужно лишь осознать, насколько глубоко он укоренен в Бессмертном. Блажен тот, кто откроет в себе всеобщий Дух. Лишь через свое «я» человек может приблизится к мировому «Атману». Земные желания были помехой истинному знанию. Только тот, кто отказывался от всего, что связывало его с жизнью и окружающего мира, мог стать бессмертным.

Но не все люди, искавшие смысл жизни, были готовы стать аскетами и естественно, что брахманское учение не вышло за пределы скитов.

Читайте так же:  Смысл жизни и управление своим временем

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, войственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.

Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание — состояние бытия проявленного, освобождение — непроявленного.

Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее — угашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей — как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.

2. Фрейд о смысле человеческой жизни

В ХХ веке разработка философских и философско-социологических проблем человека приобрела новую интенсивность и развертывалась по многим направлениям: экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философская антропология.

Открыв важную роль бессознательного в жизни как отдельного человека, так и всего общества, фрейдизм позволил объемно и на многих уровнях представить картину социальной жизни человека.

З. Фрейд писал: “ Вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное количество раз; на этот вопрос никогда не было дано удовлетворительного ответа, и возможно, что таковой вообще заповедан. Некоторые из вопрошавших добавляли: если бы оказалось, что жизнь не имеет никакого смысла, то она потеряла бы для них и всякую ценность, но эти угрозы ничего не меняют. О смысле жизни животных не говорят, разве только в связи с их назначением служить людям. Но и это толкование не состоятельно, так как человек не знает, что делать со многими животными, если не считать того, что он их описывает, классифицирует и изучает, да и то многие виды животных избежали и такого применения, так как они жили и вымерли до того, как их увидел человек. И опять-таки только религия берется ответить на вопрос о цели жизни.

Каковы смысл и цели жизни людей, если судить об этом на основании их собственного поведения: чего люди требуют от жизни и чего стремятся в ней достичь?

Трудно ошибиться отвечая на этот вопрос: люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Это стремление имеет две стороны, положительную и отрицательную цели: отсутствие боли и неудовольствия, с одной стороны, переживание сильных чувств наслаждения — с другой. В узком смысле слова под «счастьем» подразумевается только последнее. Сообразно этой двойственной цели человеческая деятельность протекает в двух направлениях, в зависимости от того, какую из целей — преимущественно или даже исключительно — она стремится осуществить.

Таким образом, как мы видим, просто определяется программой принципа наслаждения. Этот принцип главенствует в деятельности душевного аппарата с самого начала; его целенаправленность не подлежит никакому сомнению, и в то же время его программа ставит человека во враждебные отношения со всем миром, как с микрокосмосом, так и с макрокосмосом. ….Размышление нам подсказывает, что для разрешения этой задачи можно пробовать идти самыми разнообразными путями; все эти пути рекомендовались различными школами житейской мудрости и были людьми исхожены.

Религия затрудняет эту проблему выбора и приспособления те, что она всем одинаково навязывает свой путь к счастью и к защите от страдания. Ее методика заключается в умалении ценности жизни и в химерическом искажении картины реального мира, что предполагает предварительное запугивание интеллекта. Такой ценой, путем насильственного закрепления психического инфантилизма и включения в систему массового безумия, религии удается спасти многих людей от индивидуального невроза. Но едва ли больше; как уже сказано, к счастью ведут многие доступные человеку пути, хотя ни один из них не приводит к цели наверняка. Не может выполнить своих обещаний и религия. Когда верующий в конце концов принужден ссылаться на «неисповедимые пути Господни», он этим только признает, что в его страданиях, в качестве последнего утешения и источника наслаждения, ему остается лишь безоговорочное подчинение. Но если он к этому уже готов, то, вероятно, мог бы и миновать окольные пути.”

3. Философы-экзистенциалисты о смысле человеческой жизни

Философией существования, или же экзистенциальной философей, обозначают философское течение, которое возникло прежде всего около 1930 года в Германии с тех пор продолжало развиваться в различных формах и затем распространилось за пределы Германии. Единство этого, в свою очередь, внутренне еще очень разнообразного, движения состояло в возврате к великому датскому философу Сёрену Кьеркегору, лишь в эти годы по-настоящему открытому и приобретшему значительное влияние. Образованное им понятие экзистенциального существования обозначает общий исходный пункт получившей тогда свое название экзистенциальной философии.

Это философское движение лучше всего понимается в качестве радикализации первоначального выступления философии жизни, как оно было воплощено на исходе XIX и вначале XX в., прежде всего Ницше. Поставленная философией жизни задача — понять человеческую жизнь, исключая все внешние установки, непосредственно из нее самой, — в свою очередь, является выражением совершенно определенного конфликта и принципиально нового начинания в философии. Философия жизни поворачивается против любой всеобщей систематики и против любой воспаряющей метафизической спекуляции, верящей в возможность освобождения от связи с особенным местоположением философствующего, и обнаруживает человеческую жизнь в качестве той предельной связующей точки, где укоренено все философское познание, а также вообще все человеческие достижения, точки, с которой они всегда должны быть обратным образом соотнесены. Иначе говоря, эта философия отрицает покоящееся в себе царство духа, собственную сущность и самоцель великих сфер культуры: искусства, науки и т. д., старается понять их исходя из жизни, откуда они произошли и где должны воплотить совершенно определенный результат.

Воспринимая окружающий мир как враждебный, Камю понимал, что смысл жизни человека не разрушение, а поддержание мира: “Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир. Мое, однако. уже знает. что ему этот мир не переделать. Но его задача, быть может, на самом деле еще величественнее. Она состоит в том, чтобы не дать миру погибнуть”.

Проблему экзистенциального вакуума пытался разрешить Виктор Франкл с точки зрения классической психологии:

«Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно либо субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Тем самым понятно и то, что человек, который уже не в состоянии найти в своей жизни смысл, равно как и выдумать его, убегая от чувства утраты смысла, создает либо бессмыслицу, либо субъективный смысл.…»

Ощущение бессмысленности и поиск смысла жизни – это депрессия?

К сожалению, а может и к счастью, люди начинают задумываться о смысле жизни, только когда у них по тем или иным причинам нет прежнего хорошего настроения. То, что радовало раньше, уже не вызывает приятных эмоций. Вот тут и начинается: «не знаю, что хочу», «а зачем всё это», «всё бессмысленно», «ведь всё равно всё кончится» и тому подобное. Проблема в том, что зачастую в таком настроении заниматься подобными размышлениями не только непродуктивно, но и опасно – можно только усугубить психологические состояние.

Читайте так же:  Правильность и неправильность поступков

Эмоции сигнализируют о нашем благополучии или неблагополучии. Сниженное настроение является результатом чего-то в жизни, что воспринимается психикой, как неблагоприятное.

Во-первых, это случается, когда что-то происходит не так, как хочется, в течение продолжительного времени, например:

  • не удается вылечить болезнь;
  • не получается решить проблемы на работе или достичь необходимых показателей;
  • не находится времени, ресурсов или достаточных знаний на удовлетворение своих желаний, потребностей;
  • не складывается личная жизнь.

Во всех этих случаях человек пытается достичь чего-то, но, несмотря на многочисленные попытки, не получается. В результате формируется «выученная беспомощность» со сниженным настроением.

Во-вторых, настроение ухудшается, когда мы теряем что-то привычное и важное одномоментно или за короткий отрезок времени. Это может быть высокий статус, близкий человек, привычный образ жизни…

В обоих случаях депрессия возникает для того, чтобы человек задался вопросом: что он такое сделал, что привело к утрате и депрессии. Как вы понимаете, порой ничего. Например, в случае смерти близкого человека. А порой, даже очень. Например, когда мы изматываемся на нелюбимой работе, не находим времени на отдых, семью, друзей, спорт и хобби, на реализацию каких-то важных для нас потребностей и ценностей.

Когда следует думать о смысле жизни и как решать этот вопрос?

Прежде чем погружаться в размышления о смысле жизни, ответьте на вопрос: в какой мере вы поучаствовали в создании неблагоприятных обстоятельств? Если например, умер близкий или деятельность не приносит прежних доходов из-за изменений на рынке (крупные сети вытесняют одиночек), от нас мало, что зависело. В этом случае, не стоит тратить время на поиск смысла жизни, «купаться» в идеях о его бессмысленности, думать что «всё зря, мы умрем, ничего не останется…» и зацикливаться на чувстве вины, что что-то сделали не так. Отложите эти вопросы, пока вы не адаптируетесь к новым условиям. Все эти мысли порождает реактивная депрессия, лечением которой нужно заниматься со специалистом, особенно если она продолжается несколько месяцев или влияет на качество вашей жизни.

Если же вы внесли вклад в состояние безрадостности, например:

  • живёте не своей жизнью;
  • пытаетесь контролировать то, что вам не подвластно;
  • жертвуете важными вещами, ради достижения каких-то целей;
  • не можете адаптироваться к изменившимся в неблагоприятную сторону обстоятельствам…

Одним словом, не смогли сбалансировать свои возможности, желания, цели, энергозатраты, и поэтому оказываетесь в ситуации хронической неудовлетворенности. В этом случае имеет смысл реализовать биологическую задачу депрессии, то, ради чего она и придумана, а именно, разобраться, как же вы дошли до жизни такой, понять, что вы упускаете и что делаете не самым оптимальным для себя способом.

Зачастую, мысли о смысле жизни или о её бессмысленности являются симптом депрессии (в самом широком понимании, не в клиническом). Сниженное настроение и рождает все мысли о бессмысленности, поэтому на них можно не обращать внимания, как минимум до момента, пока ваше настроение не выровняется. Но не надо думать, что когда вы найдете смысл жизни, депрессия пройдёт. Если вы своими действиями создали сниженное настроение, задумайтесь над тем, что надо что-то менять в том, как вы живёте, к чему стремитесь, какой деятельностью заполнена ваша жизнь, насколько подходят вам люди, которые вас окружают. Исходя из ваших ответов, попробуйте начать что-то менять. Тогда и ваше самочувствие начнёт улучшаться, и мыслей, что всё зря, будет меньше.

Мы устроены так, что у нас много потребностей, и гармоничное их удовлетворение способствует хорошему настроению и ощущению удовлетворения от своей жизни. Важно разобраться с депрессией, с причинами её возникновения, а потом уже погружаться в прояснение такого важного для каждого из нас вопроса «Зачем мы живём?». И это, действительно, имеет смысл, так как, имея конструктивные ответы на этот вопрос, гораздо проще не оказаться в ситуации, когда сожалеешь о сделанном в прошлом, а также преодолевать разного рода неприятности, которые возникают в жизни каждого человека.

Какие виды смысла жизни бывают?

Размышления на тему, зачем мы живём, полезны только, если у вас не очень выражено сниженное настроение и, главное, они должны отталкиваться от вашей системы ценностей, от вашей жизни, а не от того, что на эту тему думают философы, писатели или блогеры. В этом случае попытайтесь оценить действительную важность того, что составляет смысл вашей жизни, ваши цели, насколько вы контролируете результат, насколько окупаются затраты по времени и энергии, так ли для достижения цели важно ваше участие… Нет смысла искать ориентиры из внешних источников, и единственный ответ, который бы всё объяснил и всему бы придал осмысленность, например, такие как, что:

  • кто-то живёт в интересах своих детей, семьи, клана, страны;
  • кто-то для материально-бытового благополучия;
  • кто-то для достижения безопасного и стабильного будущего;
  • кто-то во главу угла ставит удовольствие, комфорт, социальный статус;
  • кто-то, что бы что-то доказать окружающим, например, что не хуже других или достоин любви и признания;
  • для кого-то самое главное самореализоваться и достичь успеха;
  • кто-то, чтобы сделать мир или себя лучше;
  • кто-то для того, чтобы реализовать божий замысел, через покорность его законам мироздания.

Заметьте, практически невозможно иметь только одну цель или выделить главный смысл всего. Только в экстремальных условиях срабатывает и помогает, для мобилизации, сведение всего в своей жизнедеятельности до одной задачи, да и то, только на время. Например, при попадании в тюрьму или при потере супруга, мать мобилизуется для того, чтобы «поднять» ребёнка.

Что нужно делать, чтобы двигаться в правильном направлении?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вам часто в голову приходят мысли, что всё бессмысленно или вы очень сильно погружаетесь в мысли о смысле жизни, то одной из возможных причин этого может быть депрессия, которую следует лечить. Если идеи бессмысленности вас одолевают, скорее всего, надо что-то менять в том, как вы живёте, если это не эндогенная депрессия. Не надо пытаться найти один ответ, который придаст осмысленность всей вашей жизни и наполнит вас энергией и оптимизмом.

Источники


  1. Лаврик, О.В. Настоящей женщине / О.В. Лаврик. — М.: Аргумент Принт, 2013. — 502 c.

  2. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. — М.: Просвещение, 2016. — 208 c.

  3. Лазарус Арнольд Мифы о браке / Лазарус Арнольд. — М.: Будущее Земли, 2008. — 992 c.
  4. Джил, Зарин Секреты еврейской матери / Зарин Джил. — М.: Карьера Пресс, 2013. — 174 c.
  5. Буровский, А.М. Девочки. Инструкция по применению / А.М. Буровский. — М.: АСТ, 2012. — 506 c.
О смысле жизни и ощущении безопасности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here