О терапевтической группе — эмоционально

Сегодня обсуждаем тему: о терапевтической группе - эмоционально с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Психологическая группа «Эмоциональная зависимость в отношениях» (Идет набор!)

Терапевтическая группа

«Эмоциональная зависимость в отношениях»

Эмоциональная зависимость – это проблема взаимоотношений. Проявляется она в супружеских и детско-родительских отношениях.

Как устроена эмоциональная зависимость?

Это — детская травма, полученная в результате ранних детских конфликтов, связанных с отношениями матери и ребенка: недостаток заботы, дефицит общения, отсутствие уважения, небрежность, отвержение, равнодушие. Все эти факторы ведут к тому, что человек привносит элементы своей травмы или неудовлетворенности в существующие любовные отношения с партнером. Партнер становится центром внимания, а собственные потребности отодвигаются на задний план. Эмоциональная зависимость может проявляться так же с детьми или родителями.

В понятие эмоциональной зависимости, так же входит термин «созависимость» и «конторзависимость».

[3]

Созависимость – это поведение, которое подчинено жизни и действиям другого зависимого человека: алкоголика, игромана или наркомана.

Контрзависимость – это радикальный способ избегать близости, поменяв полюс на противоположный. Люди с контрзависимымии привычками отличаются внешним проявлением силы, уверенности и успешности, в тоже время внутренне они испытывают слабость, страх, и потребность в участии. Котрзависимсоть так же является препятствием в создании безопасной надежной привязанности в близких отношениях

Как проявляется эмоциональная зависимость?

1. Подавление отрицательных эмоций, попытка удержать их внутри. От сюда трудность в выражении и определении своих чувств.

2. Заниженная самооценка, которая рождает самокритику и не умение принять похвалу и комплименты – это вызывает чувства стыда и стеснения.

3. Чрезмерная потребность нравиться окружающим. От сюда стремление ставить желания и потребности других людей впереди своих.

4. Проблема с реализацией своих планов и интересов. Внешне легко соглашаются с окружающими, даже если внутри есть не согласие. Это связанно с тем, что эмоционально зависимый не умеет отстаивать свои интересы и боится разрушить отношения.

5. Навязчивые попытки контролировать обстоятельства и других людей, считая себя ответственным за чувства и поведение другого человека.

6. Стремление к перфекционизму (совершенству), это ведет к завышенным ожиданиям от себя и других.

7. Навязчивый страх одиночества, поэтому хотят, чтобы рядом постоянно кто-то был. От сюда сложность закончить отношения в которых плохо и страх испытать боль и отвержение.

8. Трудности в создании безопасной надежной привязанности и близких отношений;

Длительная терапевтическая группа поможет преодолеть эмоциональную зависимость, мы будем работать над тем, чтобы Вы:

— Повысили свою уверенность в себе и приобрели адекватную самооценку;

— Научились определять и понимать свои чувства и потребности, выражая их здоровым образом;

— Научились говорить «нет» и разумно умели отстаивать собственные границы, при этом соблюдая границы других людей;

— Осознали, как важно разрешить себе любить и быть любимым, отказавшись от роли жертвы, принимая себя такими, какие есть

— Активировали внутренние ресурсы для самостоятельных действий, изменяющих жизнь к лучшему, укрепляя уверенность в собственных возможностях;

— Поняли как незавершенные травмы вашего детства влияют на вашу жизнь;

— Почувствовали как снижается уровень тревожности и напряжения, которые вы ощущаете каждый день;

Главная цель терапевтической группы – это приобретение новых стратегий поведения и формирование способности радоваться жизни и ценить себя!

Ведущая группы — Карина Килибарда

Профессиональный психолог. Опыт работы — более 6 лет. Специализируется на работе со взрослыми и с супружескими парами, проводит психологические группы по работе с эмоциональной зависимостью. В своей работе использует психоаналитическую теорию объектных отношений, гештальт-подход, семейную системную терапию и эмоционально-фокусированную терапию супружеских пар. Работает с такими темами, как трудности взаимоотношений с супругом/супругой, трудности в общении с окружающими, разводы, расставания, личностные и семейные кризисы, измены. Замужем более 10-ти лет, счастливая мама

При единоразовой оплате 65 900 руб.

При оплате 2 частями : 71 900 руб. (1 часть 36 000 руб.) — оплата перед первым занятием 27 сентября 2017 г. (2 часть 35 900 руб.) — оплата перед 11 занятием 6 декабря 2017 г.

[1]

При оплате 3 частями : 79 900 руб. (1 часть 27 000 руб.) — оплата перед первым занятием 27 сентября 2017 г . (2 часть 27 000 руб.) — оплата перед 11 занятием 6 декабря 2017 г. (3 часть 25 900 руб.) — оплата перед 16 занятием 24 января 2017 г.

Перед участием в группе нужно обязательно пройти бесплатное собеседование с тренером.

Эмоционально-образная терапия

То, к чему я интуитивно шла несколько лет, оказалось, уже придумано в середине 1990-х годов профессором психологии Н.Д. Линде.

Эмоционально-образная терапия – это новое и оригинальное направление психотерапии, которое позволяет достичь больших и устойчивых результатов в лечении психотерапевтических заболеваний или исправлении эмоциональных нарушений.

«Особенностью эмоционально-образной терапии является также то, что все проблемы без исключения рассматриваются через их психосоматическое выражение. Это значит, что мы считаем, что в основе всех проблем лежат эмоциональные состояния, а эти состояния могут быть поняты только через телесное переживание. Преобразование эмоции, понятой как психосоматическое состояние, ведет не только к явно выраженному психосоматическому эффекту, но и к реальному изменения личности, что приводит к решению проблемы на более глубоком уровне, чем уровень поведения или интеллекта. Поведение и мышление меняются как бы сами собой, вследствие изменения глубинной эмоциональной основы. Преобразованная эмоция снова фиксируется в теле, в дальнейшем, «по умолчанию», определяет новое поведение, мышление, психосоматические состояния, уровень энергии и черты характера». /Н.Д. Линде/

[3]

Эмоциональное или психосоматическое состояние человека может быть выражено через зрительный, звуковой, осязательный или обонятельный образ, и терапевтическая работа происходит с этим образом. Тем самым исходное состояние человека трансформируется из негативного в позитивные. Однако необходимо помнить, что механическое или агрессивное изменение образов ничего не даст, кроме новых иллюзий.

Люди часто, говоря о своем состоянии, употребляют в описании всевозможные образы и аллегории. Например: «ком в горле», «кинжал в груди», «руки налиты свинцом», «голова гудит», «сердце жжет огнем» и т.п. Эти спонтанно возникающие образы могут быть использованы в работе над болезненными состояниями, как в эмоциональной, так и в психосоматической сфере.

Читайте так же:  Дневник – инструмент саморазвития!

Организм человека при возникновении эмоции напрягает соответствующие мышцы тела для совершения того или иного действия. Например, страх заставляет человека сжиматься или бежать, гнев – нападать, кричать и т.д. Те эмоции, которые не реализуются в действия, как будто «застревают» в теле и порождают многие негативные последствия: психосоматические заболевания, энергетические блоки, мышечные зажимы, эмоциональные завалы.

Негативное эмоциональное состояние вызывает в свою очередь негативные мысли, негативное поведение, нежелательные психосоматические симптомы. Задача эмоционально-образной терапии: найти исходное негативное эмоциональное состояние и изменить его на позитивное или нейтральное путем трансформации исходного образа данной эмоции.

Практика показывает, что разговоры, разъяснения, советы и убеждения часто не помогают в работе с эмоциями, которые «застревают» в глубине бессознательного и являются его иррациональными продуктами. Любые слова проходят через фильтры сознания, поэтому их воздействие на мир иррационального весьма ограничено. Между тем, бессознательное разговаривает с нами с помощью тех или иных образов и символов, например, во сне. Поэтому преобразование образов, происходящее в соответствии с некоторыми правилами и законами психологии, меняет эмоциональное состояние и в корне решает исходную проблему.

Можно долго и упорно бороться с внешними проявлениями проблемы, но результат будет недолгим и нестойким, а симптомы будут вновь и вновь возвращаться, пока не будет проработана исходная эмоциональная реакция, которая запустила весь последующий процесс.

Бессознательные психические приемы защиты (подавление, вытеснение и замораживание эмоций) применяются для того чтобы «опасные» и нежелательные чувства были нейтрализованы, устранены из внутреннего мира человека. Но это не приводит к избавлению от негативных переживаний, потому что эмоции уходят глубоко внутрь, тем самым порождая дополнительные проблемы. Чтобы держать свои нежелательные эмоции и реакции на безопасном расстоянии, организм и психика человека мобилизуют те или иные ресурсы для сдерживания самого себя.

Например, для сдерживания эмоциональных импульсов создаются напряжения разных групп мышц. Человеку хочется высказаться в крепких выражениях, но он себе это запрещает, в результате образуется напряжение челюстей, скул и губ. Иногда можно видеть, как желваки ходят на лице человека, который сдерживает поток нелицеприятных слов. Также необходимо сдерживать дыхание, поскольку общее снижение энергетического уровня позволяет ослабить и нежелательные импульсы.

Чтобы снизить влияние собственных эмоций, человеческая психика использует всевозможные виды психологических защит, например, проецируя свои чувства на других людей. Внутренне обозленный человек, к примеру, часто чувствует себя в окружении врагов. Таким образом, изначальная вовремя не решенная проблема будет обрастать новыми деталями и нюансами, подминая под себя все больший круг жизнедеятельности индивида.

«Если суметь добраться до исходной причины, породившей этот клубок проблем и каким-то образом устранить глубинный конфликт, то вся система психологических “наростов” будет устранена. Все патогенные адаптации рассыплются как карточный домик, или как царство Кощея, в момент, когда сказочный герой сломает кончик волшебной иглы. Игла очень удачно символизирует тот первичный импульс, который все породил, и был потом успешно запрятан в яйцо, потом в утку, потом в зайца, потом в сундук и т.д.» – пишет в своей книге Н.Д. Линде.

Процесс работы над конкретным симптомом может длиться от нескольких минут до нескольких сеансов в зависимости от исходных данных. Но плюс данной метода терапии в том, что достигнутые результаты сохраняются на долгое время, чаще всего – навсегда.

Сегодня метод эмоционально-образной терапии достиг поразительных результатов. Иногда один удачно проведенный сеанс заменяет долгие месяцы обычных психоаналитических бесед. Описаны реальные случаи, когда клиенты за несколько минут общения с терапевтом избавлялись от заболеваний или психологических проблем, которые долгие годы не могли излечить с помощью иных средств терапии.

Эмоционально-образная терапия может быть эффективна в следующих случаях:

  • Лечение психосоматических симптомов и заболеваний (например, таких как головные и сердечные боли, язва желудка, аллергия, астма, затруднения дыхания, ПМС, хронический ринит, нейродермит, ожирение, угревая сыпь и др.)
    Внимание! Данный метод не всегда заменяет лечение. Если симптом имеет связь с органическим или невротическим заболеванием, необходимо пройти соответствующее лечение у врача.
  • Решение конфликтов, внешних и внутренних
  • Страхи, фобии
  • Переживание потери, расставания
  • Эмоциональная зависимость
  • Последствия психотравмы
  • Обида, гнев
  • Негативные родительские предписания
  • Работа с денежными блоками (когда человек сам себе запрещает быть богатым)
  • Вредные привычки: переедание (лишний вес), булимия, курение, пьянство
    Внимание! Данный метод не гарантирует избавление от тяжелых зависимостей, но помогает в работе с таковыми на глубинном уровне.

А также множество других психологических проблем.

Для терапии необходимо образное мышление и доверие к спонтанно возникающим образам и символам. Ниже приведено упражнение, которое поможет вам понять, насколько вы готовы к такому виду терапии. Если упражнение дается вам с большим трудом, или образы не возникают совсем, то этот вид терапии, к сожалению, вам не подходит. Но такое бывает редко.

Психологическая группа «Эмоциональная зависимость в отношениях» (осень 2016)

Терапевтическая группа

«Эмоциональная зависимость в отношениях»

[2]

Эмоциональная зависимость – это проблема взаимоотношений. Проявляется она в супружеских и детско-родительских отношениях.

Как устроена эмоциональная зависимость?

Это — детская травма, полученная в результате ранних детских конфликтов, связанных с отношениями матери и ребенка: недостаток заботы, дефицит общения, отсутствие уважения, небрежность, отвержение, равнодушие. Все эти факторы ведут к тому, что человек привносит элементы своей травмы или неудовлетворенности в существующие любовные отношения с партнером. Партнер становится центром внимания, а собственные потребности отодвигаются на задний план. Эмоциональная зависимость может проявляться так же с детьми или родителями.

В понятие эмоциональной зависимости, так же входит термин «созависимость» и «конторзависимость».

Созависимость – это поведение, которое подчинено жизни и действиям другого зависимого человека: алкоголика, игромана или наркомана.

Контрзависимость – это радикальный способ избегать близости, поменяв полюс на противоположный. Люди с контрзависимымии привычками отличаются внешним проявлением силы, уверенности и успешности, в тоже время внутренне они испытывают слабость, страх, и потребность в участии. Котрзависимсоть так же является препятствием в создании безопасной надежной привязанности в близких отношениях

Читайте так же:  Пример применения сказкотерапии в решении личностных проблем маленького пациента

Как проявляется эмоциональная зависимость?

1. Подавление отрицательных эмоций, попытка удержать их внутри. От сюда трудность в выражении и определении своих чувств.

2. Заниженная самооценка, которая рождает самокритику и не умение принять похвалу и комплименты – это вызывает чувства стыда и стеснения.

3. Чрезмерная потребность нравиться окружающим. От сюда стремление ставить желания и потребности других людей впереди своих.

4. Проблема с реализацией своих планов и интересов. Внешне легко соглашаются с окружающими, даже если внутри есть не согласие. Это связанно с тем, что эмоционально зависимый не умеет отстаивать свои интересы и боится разрушить отношения.

5. Навязчивые попытки контролировать обстоятельства и других людей, считая себя ответственным за чувства и поведение другого человека.

6. Стремление к перфекционизму (совершенству), это ведет к завышенным ожиданиям от себя и других.

7. Навязчивый страх одиночества, поэтому хотят, чтобы рядом постоянно кто-то был. От сюда сложность закончить отношения в которых плохо и страх испытать боль и отвержение.

8. Трудности в создании безопасной надежной привязанности и близких отношений;

Длительная терапевтическая группа поможет преодолеть эмоциональную зависимость, мы будем работать над тем, чтобы Вы:

— Повысили свою уверенность в себе и приобрели адекватную самооценку;

— Научились определять и понимать свои чувства и потребности, выражая их здоровым образом;

— Научились говорить «нет» и разумно умели отстаивать собственные границы, при этом соблюдая границы других людей;

— Осознали, как важно разрешить себе любить и быть любимым, отказавшись от роли жертвы, принимая себя такими, какие есть

— Активировали внутренние ресурсы для самостоятельных действий, изменяющих жизнь к лучшему, укрепляя уверенность в собственных возможностях;

— Поняли как незавершенные травмы вашего детства влияют на вашу жизнь;

— Почувствовали как снижается уровень тревожности и напряжения, которые вы ощущаете каждый день;

Главная цель терапевтической группы – это приобретение новых стратегий поведения и формирование способности радоваться жизни и ценить себя!

Ведущая группы — Софья Шевякова

Опыт консультирования — 14 лет.

Член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

Окончила биологический факультет МГУ (специальность «физиология») и факультет психологии Московского Института Психоанализа.

Имеет большой опыт кризисного консультирования, индивидуального и семейного консультирования, проведения психотерапевтических групп и тренингов.

Специализируется на исследовании психики человека.

При единоразовой оплате 55 900 руб.

При оплате 2 частями : 61 900 руб. (1 часть 31 900 руб.) — оплата перед первым занятием 10 октября. (2 часть 30 000 руб.) — оплата перед 11 занятием 19 декабря.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При оплате 3 частями : 69 900 руб. (1 часть 25 000 руб.) — оплата перед первым занятием 10 октября . (2 часть 25 000 руб.) — оплата перед 11 занятием 19 декабря (3 часть 19 900 руб.) — оплата перед 16 занятием 6.02.2017

Перед участием в группе нужно обязательно пройти бесплатное собеседование с тренером.

Методы групповой арт-терапии в профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов

В статье оописаны авторские методы групповой арт-терапии в профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Вложение Размер
statya_kukhareva_u_shk_639.docx 21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методы групповой арт-терапии в профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Термин характеризует психическое состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Эмоциональному выгоранию способствуют следующие личностные установки, которые особенно присущи педагогам.

— мне нельзя ошибиться;

— я должен быть сдержанным;

— я не имею права быть предвзятым;

— я обязан во всем быть примером для подражания.

Выделяют три основные стадии синдрома профессионального выгорания:

Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет.

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьники), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.

Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.

Кроме личностных, внутренних — эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом внешних факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата.

Все эти факторы приводят к высокой напряженности в работе учителей, что в свою очередь может способствовать появлению подавленности, апатии, чувству постоянной усталости, а иногда и грубости, несдержанности, оскорблению в адрес учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Попытки сдерживаться, «загонять» проблему внутрь себя приводят к равнодушию учителя или агрессивным реакциям, и становятся причиной стрессов для учителей и детей.

Читайте так же:  Страх эволюция и трансформация

В профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов могут быть использованы методы групповой арт-терапии. Как известно арт-терапия — один из самых мягких и в то же время глубоких методов воздействия на состояние человека. Особенно на его эмоциональное состояние, арт-терапевтические методы позволяют снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться, а так же не имеют ограничений и противопоказаний.

Цикл групповых занятий с использованием методов арт-терапии помогает развитию эмоциональной устойчивости педагогов и активизации внутренних ресурсов для сохранения и восстановления своих эмоциональных сил.

В результате занятий возникают три основных эффекта:

– эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

– эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Методы, используемые в арт-терапии, предполагают, создание и работу с визуальными образами и одновременно с этим осуществляется взаимодействие между автором работы, психологом и другими членами группы. Таким образом, решаются сразу несколько задач. Изобразительная деятельность дает возможность участникам группы активизировать и использовать свои внутренние ресурсы, предоставляет дополнительные возможности для самовыражения, причем эти возможности многие никогда ранее не рассматривали, как способ релаксации или восстановления своих сил. Так же творческая деятельность в группе влияет и на внутригрупповую коммуникацию и на коммуникационные возможности участников вне группы. По оценкам участников групп такого рода творческая деятельность создает комфортную атмосферу внутри группы, благоприятно отражается на состоянии самих участников и их отношениях друг с другом, а так же способствует позитивному взгляду на окружающий мир.

С целью профилактики эмоционального выгорания педагогов в школе были созданы две группы. Первая группа состоит из администрации школы, заместителей директора. В ней занимается пять человек. Во вторую группу входят учителя школы, в ней – шесть человек. Занятия в первой и второй группе проводятся один раз в неделю в течение одного часа. Всего было проведено 12 занятий. Встречи в группах продолжаются до конца учебного года.

Опрос участников группы и наблюдения свидетельствуют о хорошей динамике эмоционального состояния участников группы. Как показывает практика, упражнения несут в себе положительный заряд, который присутствует у участников группы в течение нескольких дней. Так же раскрываются и активизируются коммуникативные ресурсы. Участники группы отмечают атмосферу доверия, комфорта, повышение интереса к работе, желание общаться с коллегами не только во время учебного процесса, но вне рабочего времени, снижение раздражительности.

Для выполнения заданий и упражнений от участников не требуется художественных способностей и навыков в изобразительной или другой творческой деятельности. При работе в такой группе используются не только традиционные бумага, карандаши и краски, но и различные природные материалы, которые могут быть заготовлены заранее самими участниками группы. В одной из групп участники сами заготовили все, что может потребоваться им для будущих занятий. Время прогулки и сбора различных растений, кусочков коры и других природных материалов так же может быть использовано для занятия в группе. По отзывам участников, эта встреча была наиболее запоминающейся и доставила им большое удовольствие.

Помимо известных в литературе методик и упражнений в работе описываемых групп применялись и разработки автора статьи.

Одним из самых интересных для участников упражнений является работа с «Волшебным песком». Участникам предлагается создавать различные объекты, придумывать истории, используя «песочницу». «Песочница» представляет собой ящик размером 60*50*15 см, плоскость для песка из белого непрозрачного оргстекла, подсвеченного снизу двумя желтыми лампочками по 15 вт. Участники группы создают «волшебный остров», «волшебный сад», пишут на песке различные варианты своего имени и т.п. Во время работы с такой «песочницей» происходит своего рода регресс, возвращение в детство, возникает чувство покоя, защищенности, ощущение беззаботности и легкости бытия.

Приведенные ниже упражнения, разработанные автором, так же могут быть использованы как арт-терапевтические методы в профилактике эмоционального выгорания педагогов при групповых занятиях.

Материалы: бумага для рисования формата А3, большая кисточка для рисования, акварельные краски.

Участникам группы предлагается выполнить рисунок.

1 этап: «Обратите свой взгляд на ваш внутренний мир. Рассмотрите себя внутренним взором и изобразите в абстрактной манере всё, что вы увидели на бумаге»

2 этап: «Расскажите о том, что вы нарисовали. Где вы на этом рисунке? Что означает для вас то, что вы нарисовали?»

3 этап: «Расскажите о том, что вы увидели на рисунках других. Представьте, что вы выбираете себе картину, какой из рисунков вы бы приобрели?»

4 этап: «Сверните рисунок в широкую трубку, изображением во внутрь, рассмотрите этот «Калейдоскоп» со всех сторон, расскажите о ваших впечатлениях»

5 этап: «Передайте свернутый в трубку рисунок соседу слева, возьмите рисунок своего соседа, рассмотрите его со всех сторон, расскажите о ваших впечатлениях»

6 этап: «После того, как ваш рисунок вернулся к вам, разверните его и сверните снова, но изображение должно быть на внешней стороне трубки. Теперь мы выворачиваемся «наизнанку», покажите себя другим. Рассмотрите все рисунки»

7 этап: «Расскажите о ваших впечатлениях. Изменялось ли ваше внутреннее состояние? Каким образом? Что было самым приятным в вашей работе?»

Материалы: лист бархатной бумаги, природные материалы — засушенные растения (цветы, листья и т.п.), клей ПВА, кисточка для клея.

1 этап: «Создайте для себя свой волшебный сад. Этот сад только ваш и только для вас. Он будет таким, каким вы захотите. С помощью природных материалов на бархатной бумаге сотворите свой волшебный сад»

2 этап: «Покажите ваш волшебный сад, расскажите о нем. Какой он? Что в нем есть? Как вы себя чувствуете в этом волшебном саду?»

3 этап: «Посмотрите на работы других участников группы. Расскажите о своих впечатлениях»

4 этап: «Расскажите о ваших впечатлениях. Изменялось ли ваше внутреннее состояние? Каким образом? Что было самым приятным в вашей работе?»

Материалы: бумага для рисования формата А3, кисточки для рисования, акварельные краски.

1 этап: «Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки.» Упражнение повторить трижды

2 этап: «Нарисуйте вашу радугу и себя, нарисуйте то, что вы сейчас представляли взбираясь и съезжая с радуги»

Читайте так же:  Детская тревожность

3 этап: «Расскажите о том, что вы нарисовали. Где вы на этом рисунке? Что означает для вас то, что вы нарисовали?»

4 этап: «Расскажите о том, что вы увидели на рисунках других. Расскажите о своих впечатлениях»

5 этап: «Расскажите о ваших впечатлениях. Изменялось ли ваше внутреннее состояние? Каким образом? Что было самым приятным в вашей работе?»

Наблюдая результаты занятий, во время которых применялись описанные выше арт-терапевтические методы групповой работы, автором статьи было отмечено, что эти упражнения помогают педагогам снять напряжение, способствуют разрядке и повышению тонуса, устранению эмоциональной напряженности, ослаблению проявлений утомления, нормализуют эмоциональный фон, усиливают мобилизацию ресурсов организма и могут с успехом применяться в дальнейшей работе.

О терапевтической группе

В силу своей работы мне часто приходится сталкиваться с участниками открытых терапевтических групп. Люди, которые до сих пор не попадали в такие группы, не представляют, что это такое и чем там занимаются. В этой статье я хочу немного рассказать, что собой представляет работа в терапевтической группе.

Терапевтическая группа это собрание людей с определенной целью, которые объединены общими интересами – познание себя, личностный рост, решение внутренних конфликтов, решение проблем межличностных отношений и др. Группа это маленький микросоциум – прототип большого мира, где отражаются все уже сформированные модели поведения, все представления о себе и мире, о других людях и контактах с ними. Но есть большая разница – в этом маленьком прототипе на много более безопасно, чем в большом мире (это обеспечивает специалист и придерживаются сами участники). Потому здесь можно быть открытым, делиться любыми своими чувствами и переживаниями, разбирать все, что с вами происходит, исследовать свои взаимоотношения с другими людьми, экспериментировать и пробовать по-другому, делиться своим опытом и принимать опыт других, получить новый опыт взаимодействия, открыть новые грани себя, получить обратную связь от других участников.

Ход группового процесса задают сами участники. Обычно работа идет по актуальному запросу. Поэтому четкого плана и тематики на каждую терапевтическую группу заранее не предусмотрено. Хотя бывают и тематические группы.

Обратная связь — это эмоциональный отклик участников. Именно эмоциональный. В обратной связи можно говорить о своих чувствах, которые возникли на рассказ участники к нему или его ситуации, можно делиться своими чувствами, которые поднимаются у вас в связи с похожей жизненной ситуацией у вас, можно делиться своим опытом, но нельзя осуждать, оценивать, давать советы.

Группы бывают закрытые и открытые.
Закрытая группа все время работает в одном и том же составе. В уже собравшуюся группу не могут добавляться новые участники. Как правило, при работе в таком формате пропущенные группы оплачиваются за исключением особых случаев (оговаривается ведущим группы), это обеспечивает ответственность и возможность проведения группы при любом количестве участников.
В открытых группах состав непостоянный, возможно свободное посещение, участники могут уходить и приходить новые.

Для эффективной работы в группе существуют определенные правила. Самые главные правила группы:
— конфиденциальность. Все что происходит в группе остается в рамках группы. За рамками группы можно говорить о себе, но не о других. Это правило вводится для того, чтобы в группе была безопасность, доверие и открытая атмосфера.
— нет насилию. Не бьем, не оскорбляем, не унижаем друг друга.
— правило «Стоп». Если в группе происходит что-то непереносимое для вас, вы можете остановить этот процесс, обосновав ваше «стоп».

Состав группы зависит от ее целей. Группы могут быть или только мужские, или только женские, или смешанные. Количество человек в группе при одном ведущем может быть 5-9, при двух – 10-18.
Группы могут быть краткосрочные – длительность около 3 месяцев, долгосрочные – до года и более.
Именно благодаря длительности и постоянству терапевтической группы, постоянному участию и включенности участника в групповой процесс возможны личностные изменения.

Терапевтическую группу следует отличать от других форм групповой работы – тренингов и семинаров.
Тренинг — это метод интерактивного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков. Тематика и цели тренинга могут быть самые разные от познания себя и окружающего мира до развития умений и опыта межличностного общения. Как правило, на тренинге используется такая форма работы как упражнения. Именно благодаря упражнениям и рефлексии после них человек усваивает новые знания и ассимилирует новый опыт.
Семинар предполагает собой передачу и закрепление определенной (заявленной) темы от ведущего участникам. Закрепление материала происходит в форме обсуждений, разбора кейсов, тематических упражнений.

Любая из этих форм групповой работы может быть полезна для изменения себя, своей жизни и своего мировоззрения, решения определенных жизненных проблем.

Как вести терапевтическую группу (базовые понятия).

Как вести терапевтическую группу (базовые понятия).

Анализируя свой прошлогодний опыт проведения терапевтической группы, решил сделать себе памятку, которая превратилась в эту коротенькую статью. Надеюсь кому — то еще пригодится!

Основной принцип, который мы используем в групповой работе – это акцентирование своего внимания как терапевта, так и членов группы на движении «к» и «от», т.е. от кого к кому направлены реплики, действия и т.д. участников группы. Наша задача это прояснять и делать видимым для других, чтобы участники учились прямым и ясным трансакциям и не боялись этого делать. Одновременно с этим мы поддерживаем возбуждение каждого отдельного участника и помогаем его развернуть такими волшебными вопросами как: «что ты хочешь сказать», «кому ты это хочешь сказать» и «что ты от него хочешь». Это святая троица ведущего, опираясь на которую, мы можем регулировать групповой процесс. При этом важно постепенно приучать участников группы говорить от себя и своего имени и с обращением к конкретному человеку, избегая слов вроде «он», «некоторые», «кое-кто» и т.д., обезличивающие других участников.

На первой фазе формирования группы у участников присутствует естественная тревога, которая связана со страхом принятия-непринятия (матрицы психических расстройств по О. Ранку). Терапевт всячески эти страхи развеивает, демонстрируя принятие и помогая участникам вылезти из «скорлупы». Ослабляет злость, успокаивает, т.е. придет ощущение стабильности и надежности группы, а в качестве примера проговаривает свои чувства.

Читайте так же:  Слабый я в мире сильных

На второй фазе , задача терапевта поддерживать самопредъявление членов группы и поиски общего между участниками. Способствуя тем самым сплочению и выработки как общегрупповых правил, так и уникального группового языка. На данном этапе может хорошо помочь некая групповая метафора, родившаяся у кого-то из участников и хорошо отражающая групповой фон, либо метафора самого терапевта, например – «наша песочница», «Гагарин готовит нас к отправке в космос» или «мы строим дом» и т.д. В качестве метафор хорошо использовать сны участников группы, так как они относительно безопасны и вызывают меньше тревоги.

На третьей фазе происходит, а терапевт поддерживает, переструктурирование неоспоримых истин и доверие новизне. Проще говоря, пройдя этап конфлюенции, участники обнаруживают разности между собой, что вызывает новую волну групповой тревоги. Здесь могут появляться такие переживания, как недоверие, критика и даже, прости господи, агрессия! Однако терапевт, видит в проявлении таких эмоций не деструктивную направленность, а стремление у участников группы узнать побольше друг о друге, попытку принятия другого с его разностью, что всячески и поддерживает. Можно простимулировать конкуренцию между членами группы. Акцентирование на уникальности каждого члена группы поднимает нарцисический опыт этого члена, что может быть болезненно как для него, так и для других, но это необходимо для дальнейшего продвижения.

Четвертая фаза вытекает из третьей и выражается в формировании групповой близости, что ведет к появлению полного контакта между участниками. Страх услышать или предъявить критику здесь значительно меньше и терапевт максимально поддерживает раскрытие участниками тех частей, которые ранее не предъявлялись и были спрятаны. На этом этапе члены группы рискуют проявлять друг к другу тепло. Здесь идет поддержка и проработка такого важного феномена как: «быть вместе и делать общее дело, но при этом оставаться индивидуальностью».

На последней, пятой фазе , у участников появляется потребность в сепарации, но при этом желание остаться в теплой и комфортной группе. Наступает период прощания. Задача терапевта тут поддерживать ненавязчивую сепарацию, с сохранением теплых эмоциональных связей между участниками.

Таким образом, в идеале, участники терапевтической группы, в безопасной и комфортной обстановке получают полноценный опыт взаимодействия в обществе, с другими людьми и могут развернуть его на свою жизнь, работу.

Во время работы мы рассматриваем группу как единый живой организм и понимаем, что групповые цели доминируют над целями отдельного участника. Однако отдельно участники делают каждый свой вклад в формирование групповой динамики. Задача терапевта, выделять таких участников и предоставлять им место для индивидуальной работы с терапевтом. Принципы, на которые можно опираться при выборе такого клиента:

В первую очередь необходимо понимать, на какой стадии групповой динамики находится сама группа, так как если мы, например, выбираем участника с темой агрессии на первой стадии, то это может быть очень тревожно для других, что может затормозить и даже заморозить динамику.

Также необходимо разместить в начале группы предложение о возможности получить индивидуальную работу с терапевтом.

Наблюдая за участниками, за их возбуждением, можно выделить самого тревожного (самого активного) и того, кто выпадает из процесса. Чаще всего, самый активный участник в первое время может помочь запустить процесс, но затем его активность нужно будет притормаживать, а сосредотачивать внимание на более пассивных, так как они часто могут хорошо выражать групповые потребности, но боятся об этом сказать. Руководствуясь этим мы и выбираем клиента.

Кроме того, мы можем брать любого, кто просится вначале группы на индивидуальную работу. Так как такие участники дают хороший пример другим как можно проявлять свою спонтанность и завершать свою интенциональность. Ведущий всячески такое поощряет и помогает.

При этом помним и учитывает такое понятие, как гибкость лидерства, которое подразумевает, что тот, кто располагает свои переживания перед группой, тот в этот момент и лидер. Рассматриваем позицию такого участника не как постоянную роль, а как процесс, двигающий групповую динамику. То есть на разных этапах и в разных ситуациях у нас будут появляться разные лидеры.

Таким образом, любой участник, который готов разворачивать свое возбуждение в группе и история которого наиболее соответствует групповой фазе, может быть индивидуальным клиентом.

Что касается вести группу одному или с ко-терапевтом, то однозначно поддержка опытным коллегой ведущего группы является важным условием для приобретения нового опыта начинающего группового терапевта. Такая поддержка помогает приобрести новые навыки, исправить ошибки, обратить внимание на упущенные моменты в работе. И этого не надо стесняться, необходимо снять свою «корону» и довериться более опытному коллеге, а порой и обратиться к супервизору. Делать ошибки — это очень хорошо – чем больше ошибок мы делаем вначале (а мы их всегда делаем), тем меньше ошибок мы делаем потом.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Спасибо за внимание, очень надеюсь, что эта короткая статья поможет начинающим групповым терапевтам в работе!

Источники


  1. Любовь знаменитых женщин (комплект из 3 книг). — Москва: Наука, 2014. — 960 c.

  2. Аминов, И. И. Психология делового общения / И.И. Аминов. — М.: Омега-Л, 2016. — 304 c.

  3. Старшенбаум, Г. В. Как стать семейным психологом / Г.В. Старшенбаум. — М.: Психотерапия, 2013. — 480 c.
  4. Арбузова, Е. Н. Практикум по психологии общения / Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатровой. — М.: Речь, 2016. — 272 c.
  5. Петрушин, С. В. Любовь и другие человеческие отношения / С.В. Петрушин. — М.: Речь, 2014. — 144 c.
О терапевтической группе — эмоционально
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here