О зависти

Сегодня обсуждаем тему: о зависти с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

О зависти и завистниках

Зависть — низкая, губительная страсть —
Не даёт ни радости , ни счастья,
Смертный грех и разрушительная власть,
Не найти к завистникам участья!

Как ненавистен, мерзок этот грех!
Дано нам с возрастом светлеть душою,
Пусть нас порадует чужой успех,
И станет даже гордостью большою!

И ты доволен тем, что Бог послал!
Как хорошо, что нет переживаний, —
Что в чём-то от «успешных» ты отстал,
В душе неутолённых нет желаний.

Господь даёт нам — каждому — свой крест,
Ему, бесспорно, лучше видно свыше!
И пусть завистнику «не сносит крышу»,
Пусть не гневит он божий перст!

Завистник — это жалкий человек!
Обрек себя на муки крестные
И давится от злости целый век,
Пусть мучается,люди честные!

О зависти и злобе

Наверно, должен взять в расчет,
Кто жить здоровым дольше хочет,
Что зависть ненависть влечет,*
А та во злобе сердце точит.
Ведь злоба – величайший стресс,
Его не каждый успокоит.
Не хочешь начинать процесс,
Тогда завидовать не стоит.
Хотя, завистникам претят
Советы по определенью.
Они считать себя хотят
Ничтожествами от рожденья.**
Давайте вот такой вопрос
Попутно чуточку обсудим:
Нет чувства зависти всерьез
К чужим, малознакомым людям.***
Есть восхищение, подчас
Восторг, стремленье к подражанью,
Но чувство зависти у нас
Не возникает, нет желанья.
Так почему ж тогда успех,
Удача близких сердце гложет?
(Прошу прощенья, не у всех).
И психиатр не поможет
Тупую зависть победить:
К счастливым просто быть лояльным,
Талантливым не навредить,
Не мстить святым и гениальным.****
Пройти способна зависть мимо,
Прошу вас, не пугайтесь, люди,
Уж тем, кто глуп непоправимо,
Никто завидовать не будет.*****
А, коль не выпало вам «счастье»
Изведать зависть наяву,
Спроси себя со всем пристрастьем:
«А правильно ли я живу?»
Пусть вам завидуют родные,
Друзья, коллеги, целый свет.
Вы в чем-то лучше, чем иные? –
Вины особой в этом нет.
Живите и не унывайте,
Что де придется отвечать,
Талантом, счастьем не давайте
Своим завистникам скучать.

* «Ненависть – активное чувство недовольства; зависть – пассивное, нечего удивляться тому, что зависть часто переходит в ненависть», – Иоганн Вольфганг Гете (1749—1832) – великий немецкий писатель, поэт.
** «Кто считает себя ничтожеством, тот не может простить другим того, что они чего-то стоят», – Эриан Шульц.
*** «Между людьми, которые едва знают друг друга, зависти быть не может», – Мигель де Унамуно (1864—1936) – испанский писатель, философ, общественный деятель.
**** «Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным мстят», – Николо Паганини (1782—1840) – итальянский скрипач и композитор.
***** «Преимущество глупости в том, что ей никогда не завидуют», – Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852 – 1906) – русский писатель.

Зависть — негативное чувство, вызванное успехом другого человека.

Обычно зависть определяется как особая форма тревоги и часто несет в себе разрушительные для личности последствия. Испытывая зависть, человек воспринимает чью-то удачу или успех в любой сфере как обидную несправедливость по отношению к себе. Подобные переживания могут приводить к снижению самооценки и обесцениванию собственного «Я».

Зависть может быть неосознаваемой и выражаться в беспричинном плохом настроении, недовольстве жизнью, раздражительности и даже депрессии . Частое переживание подобных чувств может приводить к разрушению отношений с другими людьми и возникновению неврозов и глубоких внутриличностных конфликтов.

Разрешение конфликта, вызванного чувством зависти, может быть позитивным (человек способен справиться со своими негативными переживаниями и направить их в положительное, например соревновательное, русло – тогда говорят о «белой зависти») и негативным (в этом случае человек, пытаясь избавиться от внутреннего конфликта, прибегает к попытке уничтожить источник зависти).

Завистливые люди не удовлетворятся
никогда.
У них такое чувство – навсегда:
Даже если добудут то, что хотят,
То новая зависть придет
к ним опять.

Искусство жить счастливо в том заключается,
Чтоб быть довольным тем, что есть
и жить, как получается.
Конечно, можно сравнивать желаемое
с тем, что вы имеете реально
И их несовпадение – вполне нормально.
А если захотелось получить такое, что явно
получить не в силах вы,
То лучше выбросить это желание из головы.
Желания только в таких пределах
есть смысл в себе носить,
В которых можно их реально воплотить.
А если кто-то этого не понимает,
Тот лишь душевно пострадает,
Когда желания и зависть душу гложат,
А получить, что хочется, он все равно не может.

Я всех хочу предостеречь:
Что многим нравится, то трудно
уберечь.
Поэтому, не хвастайтесь и не выставляйте
на показ
Чего-то ценного, что есть у вас.

Обычно так случается,
Что завистью и жадный, и нечестный
отличается.
И если у вас есть чему можно завидовать –
Не выставляйте это на показ
И не показывайте вида,
Что чем-то вы владеете таким, что
отличает вас.
Завистливый и жадный вас будет ревновать
к удаче и, если сможет,
Вам навредить захочет, и гадость сделать может.
Поэтому завистливых старайтесь обходить,
Чтобы себе не навредить.
И если вы без огорчений жить хотите –
Не приближайте их к себе, а отдалите.

Порядочные люди на злую зависть
не способны.
Они лишь могут на чужом примере
Приветствовать успех других в той мере,
Чтоб и самим достичь подобного.

Завистник не простит тебе успех,
В его глазах – это огромный грех
И в основном он так считает потому,
Что что-то получил ты, недоступное ему.

Людей живущих всех удел
Желать чего-то, получить и после этого
желанье новое наметить,
Но нет таких, кто бы сумел
Все, что хотелось, получить на этом
свете.
Поэтому, как ни было бы больно,
Нужно признать, что мало есть таких,
Которые считают, что им того,
что у них есть – довольно,
А между тем, такое состояние,
Как раз и означает счастливое
существование.

Зависть нервные клетки съедает,
Что на здоровье сильно влияет.
Жадность и зависть обычно бывает
У тех, у кого ума не хватает
Понять, что хоть сколько он не получит,
Всегда будут те, кто устроился лучше.
Иметь все, что хочется, вы не сумеете –
Будьте довольны тем, что имеете.
Если жадность и зависть грызут человека,
Они сокращают года его века.
Хоть скверные люди очень живучи,
Но дьявол их душу всю жизнь мучит,
Что тех, кому лучше, им не догнать
И то, чего хочется, им не видать.
А жизнь летит в небытие,
Так есть ли резон вам портить ее?
Омар Хайям когда-то говорил
Об истине, которую открыл:
“Умерь желания и жажду бренных благ.
Коль счастья хочешь ты, сумей порвать оковы,
Которыми тебя опутал свет суровый
Со злом связав твой каждый шаг.
Живи, довольный всем: спокойное движенье
Злым беспокойством прерываться не должно,
Ведь все, чего тебе добиться суждено
Исчезнет в вечности, в которой жизнь твоя –
мгновенье”.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, за службой преподобным всегда читается зачало из послания святого апостола Павла к Галатам, соответствующее их духовному совершенству и обилию полученных ими от Бога благодатных даров. Своими подвигами преподобные отцы наши настолько умертвили, истребили в себе все плотские страсти, что, живя на земле, духом они пребывали уже на Небе и были подобны бесплотным Ангелам. Вся их жизнь являлась сиянием любви, добра, мира, кротости, смирения и других христианских добродетелей, так что они действительно были сосудами Святаго Духа, богоносными отцами, опорой и утешением всех немощных и стремящихся к Царствию Небесному.

Читайте так же:  Зачем нам плохие эмоции и что с ними делать

Святость, чистоту сердца и ума они приобрели в неустанной борьбе с самими собой, со своими греховными влечениями и пожеланиями. Прежде чем достигнуть такой высоты духовной жизни, они вынуждены были вести брань с искушающими их помыслами и страстями.

Чтобы приобретать добродетели, необходимо знать и противоположные добродетелям пороки, обитающие в нас и насаждаемые по действию злых духов. Христиане уподобляются воинам, которые всегда должны стоять на страже своего сердца, не допуская, чтобы им овладели греховные желания, мысли и всякого рода страсти, потому что это — опаснее всякого внешнего врага. Сегодня мы побеседуем о темной и мучительной страсти — зависти, ибо она является первоначальным семенем всякого греха и зла, первой скверной, растлившей Небо и землю.

Виновницей падения Денницы, начальника Ангелов, изгнания прародителей из рая и осуждения их на смерть, а также первого убийства на земле была зависть. Зависть — это печаль из-за благополучия ближнего. Денница, началовождь Серафимов, краснейший Денница, утром воссиявший, когда впервые увидел неизреченную добр!оту и славу Трисиятельного Божества, тогда позавидовал и опечалился. Потом дух его превознесся гордостью, и он возомнил быть равным Божеству. Ты рекл еси во уме твоем: на небо взыду, буду подобен Вышнему (Ис. 14, 13-14), — сказано о нем Пророком.

[2]

Омрачившись завистью, прекрасный Ангел света стал страшным демоном, упрямым, неизменным во зле духом, всегда носящим в себе ненависть и вражду к Богу. А когда он убедился в своем бессилии в борьбе против Бога, то направил злобу свою против человека. Увидев человека, увенчанного честью и славой, в раю сладости, царем всей вселенной, он был уязвлен ревностью и стал прельщать наших прародителей, склонять их к ослушанию и был очень обрадован, когда услышал приговор об изгнании их из рая и осуждении на смерть. Так пагубна и страшна страсть зависти.

Премудрый Соломон говорит: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть (Прем. 2, 23-24). Диавол, увидев, что приговор о смерти не тотчас исполнился над Адамом и Евой, не стал дожидаться наступления ее, но сам употребил все усилия к тому, чтобы она поскорее вошла в жизнь человека. Он напоил ядом зависти сердце Каина и вооружил его руку на убийство брата его Авеля, и с этого времени земля начала оскверняться человеческой кровью.

Видите, сколько зла произошло от одного греха — зависти. От зависти возгорелась война и последовало отступничество на Небесах; смутился блаженный мир и покой Горних сил, Денница упал в бездну и с собою увлек третью часть Ангелов, обратившихся в злых демонов. Все бедствия на земле, все зло, которым полон сейчас мир, произошли от зависти. Всего смертных страстей Святые Отцы насчитывают семь: гордость, сребролюбие, чревоугодие, уныние, блуд, гнев и зависть. И зависть из них самая смертоносная и вредная. Все прочие смертные грехи имеют целью какую-нибудь выгоду и наслаждение, и только зависть ищет не добра для себя, но зла для ближнего.

Завистливый всегда хочет видеть только одно: чтобы человек, которому он завидует, потерял свое богатство, или славу, или счастье и из счастливого стал бы несчастным. Зависть есть печаль о благополучии ближнего. Не так ржавчина разъедает железо, которое ею поражено, как съедается завистью, постоянно мучится и терзается и пребывает в печали и огорчении сердце завистливого.

Эта страсть такова, что она прежде всего приносит мучение и печаль обладаемому ею. И завистливый человек сам в себе получает должное наказание. Поэтому-то Святые Отцы и говорят, что страсть зависти есть самая несправедливая из всех страстей и в то же время — самая справедливая. Несправедливая — потому, что преследует все хорошее и доброе, а справедливая — потому, что мучает тех, кто ее имеет. И не нужно желать завистливому какого-либо наказания в сей жизни или будущей, достаточно ему наказания, которое имеет он в самом себе, в постоянном угнетении и печали и тоске по поводу благополучия ближнего. «Всего мучительнее в этой болезни, — говорит святой Василий Великий,- что завистливый не может открыть ее. Хотя потупляет он глаза, ходит унылый, смущенный, жалуется, что погиб во зле; однако же, когда спросят о страдании, стыдится сделать гласным свое несчастье и сказать: я человек завистливый и злой; меня сокрушают совершенства друга; сетую о благодушии брата; не могу видеть чужих совершенств; напротив того, благоденствие ближнего считаю для себя несчастием».

Завистливый несказанно мучается, когда видит, что кто-либо мужествен, или красив лицом, или превосходит других душевными совершенствами и благоразумием и многими другими качествами. Но вместе с тем завидовать другим есть великий грех. Кто завидует другому, тот явно показывает, что он не желает видеть этого человека в благополучии. Как может завистливый человек сказать, что он любит ближнего своего? Напротив, он не любит брата своего, а не любяй брата своего, — говорит святой апостол Иоанн Богослов, — в смерти пребывает (ср.: 1 Ин. 3, 14). Кроме того, завистливый обнаруживает еще недовольство своим состоянием. Кто вполне доволен тем, что имеет, тот не станет завидовать, тому и нужды нет завидовать. Следовательно, завистливый показывает, что он неблагодарен Богу за то, чем Бог его наградил, что он достоин, дескать, гораздо большего, чем Бог ему дал, что Бог несправедлив и не по правде воздает каждому. Таким образом, зависть открывает еще два порока в человеке: ужасную неблагодарность по отношению к Богу и безумную гордость. И это тоже весьма тяжкие грехи.

Зависть вредит нам и в отношении нашего собственного благополучия. Она лишает человека мира душевного и радости сердца и здорового делает больным. Она поселяет смуты и неудовольствия между людьми близкими и расстраивает их добрые отношения. И очень часто знакомые люди, связанные узами дружбы, через зависть делаются недоброжелателями, ненавистными друг другу. Поэтому премудрый Соломон дает совет не заводить дружбы с завистливым человеком, поставляя себя вдали от стрел зависти (см.: Притч. 23, 6).

А сколько убийств совершено по зависти! Священная история полна этих примеров. Помимо убийства Авеля завистливым Каином, история Ветхого Завета представляет нам пример праведного Иосифа, пострадавшего от зависти своих братьев. Кроткий Давид за то, что убил Голиафа и тем прославил Израильское царство и самого царя Саула, от завистливого Саула терпит изгнание, преследования, его жизнь подвергается опасности.

Во времена Нового Завета, видя, как Богочеловек Иисус Христос проповедует истину, исцеляет больных, прощает грешных, книжники и фарисеи огорчаются тем, что Спаситель приобретает от народа большее уважение, нежели они, и всячески стараются Его оклеветать, поносят Его и, наконец, в диавольской злобе своей предают Его мучительной смерти: распинают на кресте.

Много зла всегда делала и делает в мире зависть. Сколько от нее погибло людей благородных, славных своими великими деяниями на пользу человечества! Зависть есть гибельная язва для общества. Только там, где в общественных отношениях царствует любовь, где труды и дарования поддерживаются общим уважением и не дается зависти людской возможности злодействовать, — только там возможно благоденствие и процветание общества. Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое (Иак. 3, 16),- говорит святой апостол Иаков.

Разве счастье Иосифа не было общим благополучием для его братьев, как доказало это само время? А слава, достигнутая Давидом, разве не была вместе славою и Саула, чье царство он утверждал, побеждая врагов? Чудеса Христовы разве не были благодеянием для всего народа иудейского? Но завистливый не обращает внимания на свое благо: зависть не умеет предпочитать полезное, она видит добро ближнего и завистливо печалится; она старается благополучие обратить в злополучие и в этом находит утешение своей печали. Поэтому богословы говорят, что наибольшей мукой для содержимых в аду будет зависть: они будут видеть блаженство праведных и вечное их наслаждение, а себя — в состоянии мучения и оттого еще сильнее будут мучиться: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8, 12).

Читайте так же:  Выбор своей ниши

Приведем здесь один рассказ о гибельности этого порока. Три путешественника нашли однажды очень ценное сокровище. Необходимо было разделить его поровну. Найденное было велико, так что часть каждого оказалась бы весьма значительной. Но диавол тут же явился к ним и посеял в них зависть и жадность. Полюбовавшись своей находкой, они сели отдохнуть, чтобы подкрепить себя пищей, но каждый думал не о пище, а о том, как бы ему овладеть всем сокровищем. Необходимо было кому-то пойти в ближайший город, чтобы купить там пищи. И вот один отправился, а двое, оставшиеся на месте, согласились его убить, когда он вернется, чтобы разделить его часть между собою. Он же, приобретя пишу, отравил ее ядом, чтобы по смерти обоих товарищей богатство осталось ему одному. Возвратившись, он немедленно был убит своими спутниками. Так же и они, вкусив принесенной им пищи, оба умерли. А найденное сокровище осталось лежать на дороге. Так диавол губит людей, толкая их на преступления.

Дорогие братия и сестры, зная гибельность этой страсти, надо подавлять в себе возбуждаемые ею недобрые чувства и располагать себя быть довольным малым, памятуя, что Господь Бог подает каждому из нас то, что нужно. Завидуя, мы, вместо того чтобы радоваться за ближнего и воздавать ему честь за его умение, трудолюбие, честность, учиться у него, как достигать того или иного совершенства или вести свои дела, начинаем досадовать, клеветать, оскорблять, а если представится случай, то и вредить ему.

И чем только зависть не возмущается и в ком ее только не бывает! Иногда завидуют другому вовсе из-за пустяка, и таким образом приятели делаются злейшими врагами. Будем себя, дорогие, беречь от этого гибельного порока, зная, что от него проистекают для нас смерть, лишение благ, отчуждение от Бога. Послушаем гласа Божественного Апостола: Не будьте тщеславны, друг друга не раздражайте, друг другу не завидуйте, но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (ср.: Гал. 5, 26; Еф. 4, 32). Аминь.

Неделя 2-я по Пятидесятнице,
1960 г.

Афоризмы и цитаты про зависть

Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.
Абу-ль-Фарадж

Кто в этом мире может уберечься от завистников? Чем выше стоит человек в мнении своих сограждан, чем важнее и почетнее пост, который он занимает, тем быстрее он становится мишенью для злобной зависти: на него изливаются целые потоки грязи, океаны клеветы.
Ж. Амаду

Зависть — секира души.
Анахарсис

Как ржавчина съедает железо, так завистников — их собственный нрав.
Антисфен

Завистники и тупицы никогда не могут понять тех побуждений, по которым действуют выдающиеся умы; поэтому, как только они подметят несколько поверхностных противоречий, они тотчас хватаются за них.
О. Бальзак

Зависть развязывает языки, тогда как восхищение их сковывает.
О. Бальзак

Завистник печален или потому, что его самого постигло несчастье, или потому, что кому-то другому повезло.
Бион

Зависть не знает выходных.
Ф. Бэкон

Зависть никогда не знает праздника.
Ф. Бэкон

Кто ведает лишь свои дела, мало находит пищи для зависти.
Ф. Бэкон

Неизменно завистливы те, кто из прихоти и тщеславия желает преуспеть во всем сразу. У них всегда найдется кому позавидовать, ибо невозможно, чтобы многие хоть в чем-нибудь их не превосходили.
Ф. Бэкон

Зависть не умеет таиться: она обвиняет и осуждает без доказательств, раздувает недостатки, возводит в преступление незначительную ошибку. Она с тупой яростью накидывается на самые неоспоримые достоинства.
Л. Вовенарг

Ничто не может успокоить завистника.
Л. Вовенарг

Зависть — яд для сердца.
Вольтер

Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги.
К. Гельвеций

Только тот может считать себя свободным от зависти, кто никогда не изучал себя.
К. Гельвеций

Зависть находит себе оправдание, если только злоба относится к распределению благ, а не к тем, которые ими обладают или их распределяют.
Р. Декарт

Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, которые им заражены, не только огорчают самих себя, ной омрачают также радость других.
Р. Декарт

Завистливый человек причиняет огорчения самому себе, словно своему врагу.
Демокрит

Зависть порождает раздор среди людей.
Демокрит

Зависть для ума — что боль для глаза.
От зависти ослепнуть может разум.
А. Джами

Завистник невольно расточает мне похвалы.
Д. Джебран

Как печально видеть мелкую зависть в великих мудрецах и наставниках мира сего. Я уже с трудом понимаю, чем руководствуются люди — да и я сам — в своих поступках.
Ч. Диккенс

Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении.
Диоген

Кто завистлив или желает того и сего, тому не дождаться веселья.
Екатерина II

У завистливых людей длинные руки.
Д. Келли

Зависть — печаль о благополучии другого.
Я. Княжнин

Единственные страсти, которые не дают наслаждения, — это зависть и страх.
Д. Коллинз

Зависть — самая искренняя форма лести.
Д. Коллинз

Завистники на что ни взглянут,
Поднимут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут.
И. Крылов

Зависть… есть такая низкая и трусливая страсть, что в ней признаться не смеет никто.
Ф. Ларошфуко

Зависть непримиримее ненависти.
Ф. Ларошфуко

Наша зависть всегда долговечнее чужого счастья, которому мы завидуем.
Ф. Ларошфуко

Зависть накидывается на самые высокие достоинства и щадит одну только посредственность.
Г. Левис

Зависть есть беспокойство (неудовольствие) души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им.
Г. Лейбниц

Завистью мы называем ту низость нашей натуры, которая заставляет нас горевать и тосковать при виде того, что, по нашему мнению, составляет счастье других.
Б. Мандевиль

Зависть — это наиболее бессознательная и наиболее низкопоклонная лесть.
Э. Марбо

Самое тягостное для завистника — если никто ему не завидует.
М. Мартен дю Гар

Завистник — враг себе, ведь он терзается мученьем, добровольно им же выбранным.
Менандр

Зависть и ревность суть срамные части человеческой души.
Ф. Ницше

На чужом поле жатва всегда обильнее, у соседского скота вымя кажется крупнее.
Овидий

Зависть — подруга пустых душ.
Пиндар

Зависть — это сожаление о чужом благе.
Плутарх

Зависть — сестра соревнования.
А. Пушкин

Даже если у всех современников зависть вызовет молчание, придут те, которые будут судить без раздражения и без снисхождения.
Сенека Младший

Зависть не оправдывает никого: в ущерб другим она действует исключительно в свою пользу.
Сенека Младший

Главнейшая из всех пагубных страстей есть зависть — мать прочих страстей и беззаконий.
Г. Сковорода

Зависть есть не что иное, как сама ненависть, поскольку чужое несчастье причиняет удовольствие и, наоборот, чужое счастье причиняет неудовольствие.
Б. Спиноза

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
Б. Спиноза

Губительным ядом, отравляющим наши души, является зависть.
Г. Филдинг

Никакое благородное и возвышенное чувство недостаточно сильно, чтобы оказать противодействие низкому чувству зависти.
И. Флавий

Завистливый, страстный, гневный, недовольный, всего опасающийся и живущий чужой милостью — вот шесть злосчастных существ.
«Хитопадеша»

В стяжательстве друг с другом состязались,
Все ненасытны в помыслах своих,
Себе прощают, прочих судят строго,
И вечно зависть гложет сердце их.
Цюй Юань

Читайте так же:  Детская психосоматика – вершина айсберга проблем взрослых

Зависть есть несомненный признак недостатка, следовательно, если обращена она к заслугам, — то недостатка заслуг.
А. Шопенгауэр

Человек при виде чужого достатка и наслаждения горше и больнее чувствует свою нужду и недостаточность — это естественно и неизбежно, лишь бы при этом не возникало ненависти к более счастливому: но в этом-то собственно и состоит зависть.
А. Шопенгауэр

Зависть — враг счастливых.
Эпиктет

Очевидно, что ничего не стоит тот человек, который не вызывает к себе зависти.
Эпихарм

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Незавидна участь того, кому никто не завидует.
Эсхил

Тех лишь не хулят, кто зависти не стоит.
Эсхил

Зависть – самая искренняя форма лести.
Джон Коллинз

Зависть – сестра соревнования, следственно из хорошего роду.
Александр Пушкин

Человек готов на многое, чтобы пробудить любовь, но решится на все, чтобы вызвать зависть.
Марк Твен

Наша зависть всегда долговечнее чужого счастья, которому мы завидуем.
Франсуа Ларошфуко

Лучше быть предметом зависти, чем сострадания.
Геродот

По другой стороне ограды трава всегда зеленее.
Английская пословица

Люди готовы завидовать даже красивым похоронам.
Владислав Гжегорчик

Поздравления – самая изысканная форма зависти.
Юлиан Тувим

[3]

Популярные писатели обычно непопулярны среди писателей.
Мильор Фернандеш

[1]

Когда тебя все любят, то многим это не нравится.
Анатолий Рас

Тяжелее всего для завистника то, что ему никто не завидует.
Роже Мартен дю Гар

Лучше возбуждать зависть, чем сожаление.
Геродот

[3]

Сочувствие достается даром, зависть нужно заслужить.
Роберт Лембке

Ни одна страсть не околдовывает человека так, как любовь и зависть.
Фрэнсис Бэкон

Всем человек завидует, кроме своего сына и своего ученика.
Талмуд, «Сангедрин», 104

Сострадание есть горе о чужом несчастье, зависть есть горе о чужом счастье.
Марк Туллий Цицерон

Есть ли смертный грех хуже зависти? Радость, что вызываешь зависть.
Ричард Армур

Человек, завидующий немногим, не видит за собственной спиной огромного скопления зависти всех тех, кому далеко до него.
Сенека

Тот, кому завидуют, завидует тоже.
Сенека

Нищие не завидуют миллионерам — они завидуют нищим, которым подают больше.
Бертран Рассел

Зависть тупицы к людям незаурядным всегда смягчается подозрением, что они таки плохо кончат.
Макс Бирбом

Зависть есть фундамент демократии.
Бертран Рассел

Стыдно жить плохо, если тебе завидуют.
Геннадий Малкин

Завидовать стоит лишь тому, кто никому не завидует.
Неизвестный автор

О чем говорит зависть?

Существует как минимум два «оттенка» зависти — «белая» и «черная». И если о своей «белой» зависти мы еще можем рассказать, признаться в ней, то «черная» — табуированное cоциумом чувство, которое способны признать в себе единицы. В чем же отличие?

«Белая» рождается из восхищения. К нему примешиваются желание и невозможность этого желаемого достичь. «Это так прекрасно. Я тоже так хочу. Но боюсь, не смогу, не получится, не дано». Например, вы восхищаетесь чьим-то писательским талантом. Вы тоже хотели бы так писать, но вам кажется, что вам не дано. Но, конечно, это ваше субъективное ощущение. Если по-настоящему захотите, сможете.

«Белую» зависть гораздо проще трансформировать в конструктивное действие. По сути, стоит только поверить, что вы это тоже сможете, и вы начнете делать конкретные шаги в сторону желаемого и тоже этого достигнете. И тогда будете сами себе завидовать и очень гордиться собой.

Наши сегодняшние достижения — то, чему мы завидовали раньше

Когда я собирала материал для этой статьи, я узнала, что некоторые читатели мне завидуют. Они рассказали, чему именно: каким-то качествам, которые я проявляю, моим фактическим результатам. Когда я проанализировала эти «объекты зависти», оказалось, что все это мои достижения последних лет. Несколько лет назад я и сама всему этому завидовала. Завидовала людям, которые открыто рассказывают о событиях своей жизни и переживаниях, высказывают свою авторскую позицию, пишут интересно и увлекательно, имеют аудиторию. Завидовала популярным блогерам и ведущим авторских колонок в журналах. А сейчас я и сама всего этого достигла, и теперь завидуют мне.

То есть наши сегодняшние достижения — то, чему мы завидовали раньше. И возможно, именно зависть дает нам первый толчок в сторону реализации желаний, которые кажутся невозможными или почти невозможными.

В социуме считается, что завидовать стыдно, нехорошо, неприемлемо. Есть люди, которые воспринимают зависть как что-то угрожающее их благополучию

«Черная» зависть — тяжелое чувство. В социуме считается, что завидовать стыдно, нехорошо, неприемлемо. Есть люди, которые воспринимают зависть как что-то угрожающее их благополучию, считают, что она может им навредить.

Некоторые так боятся чужой зависти, что опасаются ярко проявляться, делать что-то заметное, из ряда вон выходящее, иметь больше других, жить лучше других. И на самом деле иногда «черная зависть» вредит, если завистники совершают какие-то враждебные действия — наговаривают, плетут интриги, мешают, создают препятствия. Почему «черные» завистники это делают? В «черной» зависти присутствует сильное желание, но и сильный запрет. Восхищение вытеснено. Есть ложное убеждение, которое мешает почувствовать восхищение. Вместо восхищения присутствует критика, осуждение, неприязнь, отвращение. «Я очень хочу иметь то же, что и ты. Но либо этого нельзя хотеть, либо ты получил это неприемлемым для меня способом. Я не смогу на такое пойти, это против моих убеждений, и поэтому у меня никогда не будет этого».

Зависть может нанести большой вред самому завистнику, если остается неосознанной

Например, у Светланы прекрасный муж. Познакомилась она с ним на сайте знакомств в 35 лет. И есть две ее одинокие подруги, у которых нет отношений и которые завидуют. Одна из них, Ирина, завидует «белой» завистью, она расспрашивает Светлану, как ей это удалось, наблюдает за ней, пытается перенять и интегрировать какие-то ее качества и модели поведения, она регистрируется на сайте знакомств и тоже через какое-то время после нескольких неудачных знакомств находит себе хорошего мужа.

Другая подруга, Наталья, завидует «черной» завистью. Она считает, что Светлана заполучила мужа неприемлемым, неприличным способом. «Эти женщины на сайтах знакомств — бессовестные, развратные, они не скрывают, что хотят секса, они открыто заявляют, что до 35 лет у них нет пары, выходит, никто их не захотел. Они незнакомым мужчинам рассказывают о себе какие-то личные интимные подробности. Они себя не уважают, они выставляют себя как товар на ярмарке невест», — говорит Наталья о таких, как Светлана. Она даже поссорилась с подругой и не разговаривает с ней. Втайне она считает Светлану недостойной такого счастливого замужества и надеется, что ее муж разглядит, какая Светлана «бесстыжая, аморальная» женщина, и уйдет от нее.

Запрет на открытое проявление своей потребности в близости с мужчиной лишает Наталью возможности найти такую близость, ей остается только завидовать. И поскольку она не может высказать Светлане свою неприязнь, та превращается в аутоагрессию. Наталья стареет, болеет, разрушает себя. «Черная» зависть может нанести большой вред самому завистнику, если остается неосознанной. Если человек не признает в себе зависть как агрессию, недоброжелательность, направленную на другого человека, то, будучи вытесненной в бессознательное, она превращается в аутоагрессию и разрушает изнутри.

Зависть говорит нам о наших подавленных желаниях, вытесненных потребностях, о мечтах, которые кажутся несбыточными

Так или иначе, зависть говорит нам о наших подавленных желаниях, вытесненных потребностях, о мечтах, которые кажутся несбыточными. Чтоб не переживать сильное разочарование из-за фрустрации своей потребности, лучше не желать, не хотеть, не мечтать, не признаваться даже самому себе, что ты этого хочешь, вместо этого использовать рациональные защиты, придумывать для самого себя объяснения, почему это неприемлемо или невозможно. И страдать, мучаться, терзаться завистью.

Читайте так же:  Страшное слово развод

Как сделать зависть своим помощником и союзником?

1. Признаться самому себе, что вы завидуете. Осознать это трудно и неприятно. Но если вы хотите иметь что-то, что есть у другого, но чувствуете, что это для вас по каким-либо причинам недоступно, если вы ничего не делаете, чтобы это получить, значит, вы завидуете. Желание плюс запрет рождают зависть.

2. Исследовать зависть. Понять, чему конкретно вы завидуете, и признать ценность этого объекта зависти для вас. Тут вы можете обманываться. Например, вам может казаться, что вы хотите выйти замуж, как ваша подруга. А на самом деле вы хотите такой же близости и любви, как у нее, но вовсе не официального статуса жены. Признайте ценность именно близости и любви, и тогда можно не настаивать на штампе в паспорте и быстрей получить желаемое. Попробуйте понять, что мешает это получить. Если бы ничего не мешало, у вас бы это уже было. Обычно мешает какое-то убеждение. Внутренняя критика, запрет на какое-то действие. В вышеупомянутом примере это может быть запрет на отношения вне брака.

3. Внутренне поблагодарить зависть за то, что она сигнализировала о таких важных для вас вещах. Ведь теперь вы поняли, чего хотите и что мешает это получить, и можете начать действовать в направлении желаемого.

4. Преодолеть внутреннюю критику или придумать, как получить желаемое другим путем, который для вас приемлем. Вы можете с помощью психотерапевта поработать с внутренним критиком. Или, если внутренний критик слишком силен, поискать иные пути достижения желаемого. Например, вы не смогли преодолеть внутренний запрет на близкие отношения с мужчиной вне брака, а замуж он вас не зовет, тогда надо искать другие варианты, где, как или с кем другим вы можете найти вожделенную близость и любовь.

5. Действовать. Делайте конкретные шаги для достижения желаемого.

Леля Чиж — психолог, проводит индивидуальные консультации, ведет терапевтические группы.

Чем зависть отличается от ревности?

В зависти вообще мало хорошего. Даже дать ей одно, точное определение оказалось чрезвычайно трудной задачей, с которой попытался справиться писатель Джозеф Эпштейн.

Зависть к вагине

Зависть к пенису – базовый постулат фрейдовского психоанализа – вызывает сомнения у многих женщин. Но много ли мужчин готовы его оспаривать? Одним из первых был оригинальный русский философ ХХ века Иван Соловьев. Отрывок.

За́висть – печаль о благе ближнего. От этого греха предостерегает 10-я заповедь Божия. После смерти души умерших проходят мытарства, 10-е из них – мытарство зависти.
В Библии сказано: «Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его ( Прем.2:24 ). Зависть к богатству, имуществу, талантам, здоровью наших ближних убивает в нас любовь к ним, в этом корень её зла. Зависть – абсолютно ненасытное чувство. Это один из немногих грехов не дающий не малейшего удовольствия. Библия показывает нам губительность этого порока на примере зависти: Каина к Авелю, братьев к Иосифу, Саула к Давиду, фарисеев и книжников ко Христу.
Для христиан нет «белой зависти» (она описана в Сказке о рыбаке и рыбке – я не хочу чужого, я хочу такого же), а есть сорадование.

«Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», – свт. Василий Великий.

Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь, какой будет конец его ( Сир.9:14 ).

Беседа о зависти. Часть 2. «Кругом одни негодяи!»

Святые отцы о зависти

– Значит зависть – это противоположность любви?

– Вот именно. Там, где зависть – там нет любви. Собственно говоря, зависть – это диавольское состояние души, лишающее человека добродетели. Зависть есть печаль о благополучии ближнего, говорил святой Василий Великий. Начало зависти – гордость. «Гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был выше его и был в благополучии, поэтому негодует о возвышении его. Смиренный человек завидовать не может, ибо видит и сознает свое недостоинство, прочих же признает более достойными. Зависть к добру не ведет. Не довольствовался высший ангел своим положением, завидовал он Богу и был свержен с неба. Не довольствовался первый человек Адам тем, что был в раю, хотелось ему быть «яко бози», и был изгнан из рая. Зависть породила причину первого человекоубийства, а потом и Богоубийства. По зависти Каин убил Авеля, братья продали Иосифа в Египет, Саул искал убить Давида, книжники и фарисеи распяли Господа Иисуса Христа».

Что сеем, то и жнем. Где нет любви, там зависть. «…где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3, 16). «Зависть порождает споры. Откуда у вас вражды и распри – не отсюда ли завидуете и не может достигнуть», – говорил Иаков, брат Господень.

Зависть является величайшим злом для души. «Как ржавчина разъедает железо, так зависть – душу, в которой живет она». «От нее страсть к славе, к стяжанию, от нее властолюбие и сребролюбие». «Служение этой страсти не только в земной жизни не дает отрады, но и в загробной приносит страдание». «После смерти души умерших проходят мытарства, десятое из них – мытарство зависти, поэтому надо всегда искоренять в себе зависть».

«Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», – Василий Великий.

Человек часто считает, что достоин того-то, а другой – нет. В сущности это зависть. Зависть – это желание иметь то, что есть у другого. Слава ли это, успех, благополучие или что-то еще.

Я обратил внимание, что слово «зависть» не имеет множественного числа. Такая глубина в этом слове. Общеизвестно, что, когда безбожники воевали с Богом, то в своем собственном наименовании не могли избежать обличения самим себе. Корень-то слова «безбожник» – Бог, а «без» – только приставка. С точки зрения простой орфографии, они не являются чем-то самим в себе, они есть только отрицание какой-то сущности. Сущность существует. Также и зависть – в основе ее «зависимость» от чего-то, от чьей-то воли, от чьего-то благополучия. Зависть появляется при наличии чего-то где-то. На пустом месте нечему завидовать. А вот когда есть чему – появляется эта зависимость. Самое печальное, что человек этого часто не осознает, и начинает вдруг видеть кругом несправедливость, а на самом деле просто испытывает зависть.

– Зависть – это желание не зависеть от того, кто сильнее тебя? Ведь чаще завидуют люди неимущие, подчиненные, слабые, те, кто зависит от другого.

Сатана хотел быть независим от Бога. «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов (Ис., 14, 13). Гордость вызывает зависть и злобу, и наоборот. Эти вещи переплетены между собой, как метастазы раковой опухоли, которые проникают всюду.

Справедливость-то – понятие очень сложное. Понятие правды и неправды в духовной жизни – очень непростые.

Есть понятие правды человеческой, а есть правда Божия. Всякая правда человеческая – как ничто пред Богом.

Когда-то Владыка Стефан (Никитин), Калужский архиерей, очень интересно объяснил мне смысл притчи о неправедном Судии. Судия неправды. Кто такой Судия неправды, Который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился? Это Сам Бог. Он не боится и не стыдится никого. А почему «Судия неправды»? Потому что, если бы нас всех судить по правде, то все бы были осуждены, а Он нас всё время милует. Судит Он милостиво.

Проявления зависти

– Как в жизни людей чаще всего проявляется зависть?

Читайте так же:  Ментальные проблемы

Зависть порождает неприязнь. Человек, когда завидует, начинает искать изъяны в другом. Он не может прямо сказать, но чувствует, что что-то не так и пытается оправдать свое чувство.

– То есть он не понимает, что завидует другому, и начинает его осуждать?

Большей частью да. Зависть потому черная, потому что пытается очернить других. Тогда ведь не так захочется иметь то, что есть у других. Помните, как в басне Ивана Андреевича Крылова лисица говорит о винограде, который не смогла достать: «Да зелен еще».

– Если человек завидует, то он завидует многим или кому-то конкретно?

Так же, как в случае с добродетелью, если у человека есть любовь к одному, то на основании этого он и к другим старается проявлять те же чувства. К несчастью, страсть имеет такое же свойство: если он одному завидует, то он и другим завидует: ему кажется, что он один несчастлив, а вокруг все счастливые.

Это начинает проявляться и в речи: «Кругом одни негодяи», «понаехали тут», «кругом одни дураки»… Начинает с одного, а потом весь мир ненавидит. Я знаю конкретные примеры. Человека сначала раздражал один человек, потом его стали раздражать другие, потом третьи, а далее – все и всё. Это свойство страсти.

– Эти черты в человеке, к сожалению, обостряются к старости.

— Но «старого учить, что мертвого лечить». Но я знал таких людей, которые настолько благодушны, что у них всё было хорошо: и в молодости, и в зрелые годы, и в старости.

Потому что человек начинает что-то понимать обычно только к старости, и тогда хочет, чтобы другие сразу были такими же, как он. Как сказал покойный отец Иоанн (Крестьянкин) одному рабу Божиему: «Что ты хочешь сделать из своего ребенка то, что из себя не смог сделать?».

И рай, и ад начинаются на земле, но это внутреннее устроение самого человека, ведь в одних и тех же условиях один благодушествует, а другой несчастлив.

– В жизни благодушного человека все складывается гладко. Он может добиться вершин успеха, а может и остаться в нынешнем состоянии, но он все равно будет счастлив, так?

Есть такое замечательное изречение. «Не забывай даже в самые темные дни твоей жизни благодарить Бога, Он ждет этого и пошлет тебе еще большие блага. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается.

Завистливый же человек не спит, мучается, его самого жалко, потому что он не находит себе покоя. А человек, положившийся на милость Божию, уже здесь, в земной жизни, спокоен, его многое не задевает, не приводит в нетерпение или раздражение.

– Кстати, иногда говорят о «белой зависти». Что это такое?

Это не совсем правильно выражение. Зависть, если это зависть, всегда в основном черная. Говоря о «белой зависти», наверное, хотят выразить радость от того, что другой обладает каким-то дарованием.

Если можно так сказать, белая зависть – это соревнование в добре. Радуешься за другого и пытаешься достичь того же совершенства. Заимствование опыта других — это не зависть.

– А бывает ли зависть к святости святых?

Это и есть со-ревнование. Здесь можно ревновать и стараться достигнуть того, что достиг другой. А тут плохими путями ничего не добьешься.

Апостол Павел призывает: «Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Другое дело, что здесь нужно стремиться к совершенству, к духовному очищению, но не к дарованиям.

Когда мечтаешь о даре прозорливости, чудес, прорицания, уже завидуешь. Потому что эти дарования, именно дарования, они даются Богом. А почему Господь так распоряжается, нам неизвестно. «А что Бог творит, никому не говорит».

– Таким путем рождаются различные секты, религиозные течения и т.п.?

Да, по крайней мере, младостарчество – один из таких примеров. Когда стремятся не к духовному совершенству, смирению и любви, а к дарованиям. Господь даже апостолов остановил, говоря: «Не радуйтесь тому, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20).

Зависть не дает человеку ничего

– В современной рекламе очень часто звучит слово «зависть». Например, говорится, что, когда у тебя будет эта вещь, все будут тебе завидовать, «подруги умрут», а «одноклассники лопнут» от зависти».

Реклама вообще играет на человеческих страстях. Я недавно слышал интересное высказывание: «В нашей стране можно быть счастливым, но только чтобы об этом никто не знал». Но это применимо не только к нашей стране. Да и все страны — разные или похожие стороны одного человечества.

– Одним словом, не только самому завидовать плохо, но невесело, когда тебе самому завидуют.

Больше того, это очень неприятно. Как раз у Ильина есть размышление об очень красивой женщине, которая говорит: «Я так устала. Мужчины смотрят на меня как на товар, а женщины завидуют. Сразу начинают меня оценивать и искать изъяны. Мне одинаково неприятно и от тех, и от других взглядов. Я не считаю, что красота приносит счастье. Никто не видит мою душу. Женщина может и должна быть красива изнутри. Кто такую женщину не полюбит, тот просто ее не достоин». Очень хорошо сказано.

– Как человеку понять, что зависть снедает его, вредит ему и мешает его жизни?

Когда человек завидует, у него покоя-то нет. Как сказал святитель Василий: «Это, пожалуй, единственная страсть, которая не приносит человеку удовлетворения. Сребролюбие, чревоугодие приносят хотя бы временное удовлетворение, а зависть человека сама съедает.

Вспомните поговорки о зависти. «Где счастье, там и зависть». «Завистью ничего не возьмешь». «В зависти нет корысти». Корысть – это приобретение. А завистью ничего не приобретешь.

Зависть – слово женского рода, имеет единственное число. Не имеет множественного числа, т.е. она всегда индивидуальна.

– Человек должен остановиться и подумать, не было ли у него чувства недовольства какими-то людьми последнее время. Искать в себе зависть не по названию, а по ее плодам, корням и веткам?

Недаром в Евангелии говорится о человеке, который ищет сучок в глазе брата, не видя в своем бревна. Что такое бревно – это ствол. А сучок – всего лишь ответвление от ствола. Так вот ствол – это страсть. Мы видим в других то, что есть в нас, что касается и задевает нас самих. Если бы не это, ты бы прошел мимо и не зацепился за этот сучок. Нас задело это.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Есть такое мирское выражение: «Человек все понимает в меру своей испорченности».

Источники


  1. Котова, А. К. Как стать правой рукой шефа. Настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2016. — 288 c.

  2. Лемайте, Кристина Как сделать карьеру, или Психология общения на работе / Кристина Лемайте. — М.: Научная книга, 2018. — 356 c.

  3. Мантегацца, Паоло Физиология наслаждений / Паоло Мантегацца. — М.: Профит Стайл, 2012. — 480 c.
  4. Василев, Стефан Психология любви / Стефан Василев. — М.: Интерпринт, 1992. — 238 c.
  5. Бахадори Ах уж эти супруги! Секрет счастливого брака / Бахадори. — М.: Диля, 2014. — 568 c.
О зависти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here