Об остановке безопасности в психологии

Сегодня обсуждаем тему: об остановке безопасности в психологии с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Учебный вопрос№3.

Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях.

Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям

Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические последствия вызывают у людей большую эмоциональную возбужденность, требуют высокой морально-психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.

Тяжелая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.

Как правило, преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое делают. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ — всё это поднимает значимость совершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом.

У неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других — психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки — говорят, «у страха глаза велики», нарушается дыхание, начинается сердцебиение «сердце готово вырваться из груди», спазмы периферических кровеносных сосудов — «побелел как мел», появляется холодный пот, слабеют мышцы — «опустились руки или колени подогнулись», меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном страхе от резкого нарушения работы сердечно-сосудистой системы.

Такое состояние бывает довольно продолжительным — от нескольких часов до нескольких суток. При ликвидации последствий землетрясений и аварий приходится иногда наблюдать людей, которые находятся в состоянии душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам.

Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возможных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка — все это причины такого поведения людей.

Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях

Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка.

Групповое поведение людей связано с одним и тем же внешним событием и зависит от таких эмоциональных факторов, которые связаны с групповым умонастроением, а не с индивидуальными свойствами психики человека. Об этом говорит статистика катастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и поведение окружающего населения, которое само по себе не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций.

Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории.

Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.

Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить «шоковая заторможенность», когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем «шоковой заторможенности» является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.

Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массового страха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может быть не более 2 % от числа всей группы. В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением «стадного инстинкта». Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать возможности возникновения паники, но могут ее существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно.

Профилактика панических реакций

1. Основу профилактики любых психологических явлений составляет анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники).

2. Профотбор лиц для работы на опасных видах труда и особенно руководителей производственных коллективов (существуют личности с повышенным уровнем риска). Накопленный опыт изучения катастрофических ситуаций позволяет утверждать положение о наличии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию несчастных случаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.

3. Обучение проблемам обеспечения безопасности и воспитательная работа по формированию в сознании людей осторожности, предупреждению и разумному поведению в аварийных и чрезвычайных ситуациях. Человек, работающий на опасных производствах должен:

— знать свои обязанности по профилактике ЧС и нести ответственность не только за возникновение несчастных случаев, но и за характер своих действий при руководстве массами при пожарах и других ЧС;

— иметь психологическую готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар или другие явления — это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей;

— знать графики работы смен и схемы действий в критических ситуациях;

— участвовать не только в деловых играх, но и в аварийных играх, что способствует познанию проблемы и формированию автоматизма действий в ЧС.

4. Основной задачей в ЧС и во время катастрофы является сохранение спокойствия людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и понимать, что народ в условиях давки гибнет.

Читайте так же:  Ролевые отношения в паре

5. Руководство массой людей составляет основу профилактики паники. Паническая реакция — это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват «руководства» действиями людей лицами, находящимися в состоянии страха и действующими бессознательно, автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крики) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания и действующих автоматически без оценки сложившейся ситуации. В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия безопасной и объективной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и защиты своей жизни.

6. Особую роль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. «Действие спасает от страха. Оно спасает и от страха, и от слабостей, даже от холода и болезней» (Антуан де Сент-Экзюпери). Так, солдаты, привлеченные спасать детей при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха в отличие от ничем не занятых людей (Ленинакан).

7. В острой ситуации или угрожающей обстановке необходимо убирать (фиксировать) людей, способных индуцировать страх и вовлечь людей в опасную деятельность. Их влияние на окружающих должно быть приостановлено, так как может произойти индукция (передача) их действий массе людей.

8. В структуре руководства массой людей большую роль играет система оповещения: громкоговорящее оповещение, световые и звуковые сигналы, указатели выходов, направления движения и другие средства.

Громкоговорящее оповещение населения (громкоговорители на улицах, в помещениях) позволяет обеспечить безопасность поступков лиц, находящихся в кризисной (катастрофической) ситуации. Сообщается об опасности пользования лифтом (остановка и невозможность его покинуть) и даются указания о действиях по защите и выходу из опасной зоны и т. д.

Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях

Достоверный источник информации в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий ассоциируется у местных жителей с центральным для данного района органом исполнительной власти. В целях профилактики нежелательных психоэмоциональных реакций людей, панических настроений целесообразно укреплять местные органы власти на уровне глав районов городов, поселков информационными ресурсами субъекта Федерации и федерального центра.

Местные СМИ (по сравнению с центральными) в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий обладают большей эффективностью воздействия на сознание людей, поскольку газеты, телевидение, радио того или иного района непосредственно включаются в экстремальные условия его жизнедеятельности, в процесс ликвидации последствий ЧС.

Информационные сообщения для жителей населенных пунктов, подвергшихся стихийному бедствию, должны проходить оперативную психологическую экспертизу. Для всех источников информации следует готовить соответствующие рекомендации, основанные на знании психологических закономерностей восприятия и переработки людьми информации в условиях стресса.

[3]

Мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий желательно «привязывать» к естественным циклам и суточным ритмам жизнедеятельности человека (если, конечно, приостановка аварийно-восстановительных работ или их замедление не грозит появлением новых жертв).

Выводы по третьему вопросу: Недостаток информации о событии способствует возникновению слухов и любой дезинформации. Если власть запаздывает с информированием населения, естественно, появляются распространители слухов, сплетен.

Объективно успокаивает любая информация, исходящая из доверительного источника. Люди, и в первую очередь взрослые, нуждаются в правдивой информации, исходящей от властей или от компетентных специалистов. Чаще более спокойно и уверенно чувствуют себя те, кто находится ближе к источнику информации, даже если она не самая обнадеживающая.

В меньшей степени страдают люди, которые с самого начала чрезвычайного события включились в практическую, общественно полезную деятельность (практически не остается психических проявлений).

Необходимо продолжать изучать и обобщать опыт (в том числе и зарубежный) психологического информационного воздействия на население в период различных ЧС.

Публикации

Действия сотрудников ОВД по обеспечению личной психологической безопасности

Решающая роль в обеспечении личной безопасности принадлежит непосредственно каждому сотруднику органов внутренних дел, его способности к профессионально-грамотным действиям в каждом конкретном случае. Этому посвящены методические рекомендации, разработанные кафедрой педагогики и социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России.

Обеспечение психологической безопасности сотрудника, то есть уменьшение до возможного предела действия психотравмирующих факторов, связанных со службой, и нейтрализация их последствий – проблема комплексная. В ее решении свою роль должны сыграть службы по работе с личным составом, медики, практические психологи. Известно, что лучше не поддаться стрессу, чем потом преодолевать его последствия.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что важными условиями обеспечения личной психологической безопасности (особенно в ситуации риска) являются:

— знания о психофизиологических процессах, происходящих в организме человека в ситуации опасности;

— усвоение определенной «модели поведения» в ситуации опасности, позволяющей выполнить профессиональную задачу и не пострадать лично;

— владение приемами психологической саморегуляции, которые можно применить непосредственно перед ситуацией опасности, в ситуации опасности и сразу после нее.

Самое главное и нередко самое трудное – это переход от эмоций к действиям. Здесь представляет практический интерес график-схема «Динамика опасности», взятая из рекомендаций, разработанных для ФБР и полиции США. В рекомендациях для агентов ФБР и полицейских США к этому графику есть очень важный и справедливый комментарий: «Переход от ощущения беспомощности к эффективным действиям будет значительно быстрее у того, кто обладает профессиональной и общей физической подготовкой, а также специальной подготовкой к действиям в ситуациях риска». Действия по предложенной схеме облегчают переход к более стабильному психологическому состоянию, обеспечивают большую защищенность и эффективность при выполнении профессиональной задачи. Однако далеко не всегда они могут быть достаточны для снятия стресса или нейтрализации его последствий. В то же время практика деятельности отечественных правоохранительных органов, опыт работы практических психологов ОВД показывают, что сотруднику самому важно владеть некоторыми навыками психологической саморегуляции.

В ситуации стресса у человека, кроме чувства опасности, есть три врага: неизвестность, неопределенность и беспомощность. Если не знаешь, что происходит вокруг, что будет дальше, как действовать, то психологические, да и не только психологические последствия ситуации могут быть весьма тяжелыми.

Изучение возможных вариантов действий в стрессовых ситуациях и самого себя в стрессовой ситуации лучше всего получается в ходе специальных групповых психотерапевтических тренингов, которые проводит психолог. Это может быть видео­тренинг, ролевая игра, проигрывание отдельных ситуаций, связанных со служебной деятельностью. Такие тренинги решают четыре задачи:

Читайте так же:  Осторожно – созависимость!

1. Формирование у участников тренинга представлений о возможных стрессовых ситуациях и реакциях на эти ситуации.

2. Снятие неопределенности и неизвестности.

3. Обучение прогнозированию развития ситуации.

4. Формирование уверенности и готовности к действию в стрессовой ситуации.

Тренинги учат контролировать себя, не «зацикливаться» на психотравмирующих моментах, а видеть ситуацию полностью, не позволять эмоциям преобладать над разумом. Важно подчеркнуть, что тренинг только тогда будет полезен сотруднику, когда он сам будет активно и сознательно работать в ходе тренинга. Не надейтесь, что психолог всё сделает за вас. Он может сделать немало, но лишь вместе с вами. Многое в стрессовой ситуации зависит и от вас лично.

Что помогает ослабить стресс:

— старайтесь сосредоточиться на контроле за своими действиями;

— делайте всё как можно более точно;

— стремитесь контролировать не только себя, но и окружающих, ситуацию в целом;

— постарайтесь увидеть себя со стороны;

— попытайтесь представить со стороны всю ситуацию;

— не поддавайтесь эмоциям, прикажите себе думать над своей задачей, для этого задайте себе три вопроса: Кто я? Где я нахожусь? Какова моя задача (что я должен делать)?;

— чтобы прийти в себя, постарайтесь вслух (если это возможно) описать себе ситуацию, в которой вы оказались, но не давайте ей эмоциональных оценок;

— постарайтесь воспринимать всё окружающее сразу целиком.

В ситуации сверхстресса:

— если вы потеряли на какое-то время чувствительность к внешним воздействиям или не можете справиться с эмоциями страха или паники, сделайте себе больно и сконцентрируйтесь на ощущении боли;

— если вами овладела растерянность, постарайтесь почувствовать положение своего тела в пространстве, сосредоточьтесь на ощущениях, которые приходят от позиции тела, температуры воздуха, давления окружающих предметов;

— если не можете собраться с мыслями, позовите себя по имени, попробуйте решить несколько простейших математических задачек. Последствия стрессовой ситуации проявляются у различных людей по-разному, могут последовать за событием сразу или отсрочено, через определенный промежуток времени. Здесь важна помощь психолога или медика, но многое зависит и от самого сотрудника. Прежде всего, сотрудник должен знать, что последствиями сильного стресса могут быть:

— потеря сна и аппетита;

— кошмарные сны о пережитом событии;

— ухудшение настроения при упоминании о событии;

— потеря способности переживать сильные чувства и эмоции;

— частичное ослабление памяти;

— стремление избегать мыслей и чувств, связанных с пережитой психотравмирующей ситуацией;

— чувство «укороченного будущего», потеря жизненных перспектив;

[1]

— сложности в концентрации внимания;

Все это – нормальная ответная реакция человека на сильные стрессовые воздействия. Это носит чаще всего временный характер, в зависимости от силы психологической травмы и ее субъективного значения для человека. Подобные переживания могут привести к ухудшению общего психологического самочувствия сотрудника, к осложнению взаимоотношений с близкими и товарищами по службе. Зная это, важно особенно пристально наблюдать за собой, выдержать определенный период времени и не поддаваться желанию вступить в конфликт в семье или в коллективе, даже если кажется, что люди тебя не понимают. Следует избегать травмирующих ситуаций и мыслей, напоминающих пережитое событие. Рано или поздно период острого реагирования проходит, особенно если обратиться к квалифицированному психологу, посоветоваться с медиками.

Надо знать: как ни трудно это бывает порой, но человек сам или с помощью других может справиться со многими последствиями стресса, если будет правильно оценивать ситуацию и действовать. Иначе у него на почве стресса могут далее развиваться такие черты характера, как нетерпимость, категоричность, агрессивность, тяга к экстремальным, возбуждающим ситуациям и поиск таких ситуаций в жизни, интерес к алкоголю, сужение жизненных интересов, снижение интеллектуального потенциала, попытки сиюминутного решения ситуаций. Разработка развернутой программы действий сотрудника в этом направлении с учетом специфики конкретной службы и обучение этим действиям – совместное дело опытных практических работников, психологов, медиков и педагогов.

Тактика обеспечения личной физической безопасности

Результаты личных действий сотрудника по обеспечению своей физической безопасности при решении оперативно-служебных задач связаны с пониманием, как минимум, четырех вопросов:

— причины гибели сотрудников и получения травм и ранений;

— качества сотрудника, наиболее важные для обес­печения личной физической безопасности;

— тактика действий по обеспечению личной физической безопасности;

— конкретные приемы действий в ситуации возможного или реального риска.

Учитывая специфику деятельности отечественных правоохранительных органов, можно охарактеризовать следующие причины гибели и ранений сотрудников, зависевшие лично от них:

— Сотрудник потерял бдительность.

— Был слабо обучен, плохо владел оружием.

— Не сумел предвидеть опасность.

— Не просил поддержки, переоценил себя.

— Не контролировал себя, других людей, ситуацию.

— Не верил, что может стать объектом насильственных действий со стороны тех, с кем имел дело в роковой ситуации.

— Игнорировал очевидные признаки опасности.

— Не было наготове оружие.

— Не нашел нужную тактику действий.

— Неудачно осуществил план действий.

— Не был психологически готов к экстремальной ситуации.

Практические сотрудники ОВД предложили внести в этот перечень и такие реже встречающиеся, но порой значимые причины:

— слишком понадеялся на напарника;

— посчитал, что сам статус сотрудника органов внутренних дел в данной ситуации защитит его от физического насилия.

Общая тактика действий по обеспечению личной физической безопасности выражена в «Звезде выживания», которая суммирует названные выше качества.

Конкретные рекомендации по действиям в ситуации риска для различных подразделений и служб, естественно, будут отличаться. Более общие советы и рекомендации, на которые стоит обратить внимание сотрудникам различных подразделений и служб, могут быть представлены в следующем виде:

• Проверь оружие, амуницию, транспорт, связь перед работой.

• Практикуйся быстро перезаряжать оружие.

• Прикрывают – товарищи, укрываешься – сам.

• Звуки и всё видимое глазами искажается под влиянием стресса.

• Знай своего напарника.

• «Время запаздывания» – это разница между мыслью и действием.

• Знай свое «время на выстрел».

• Используй фонарь для создания своего преимущества: свети сверху и прямо в глаза.

• Придерживайся планов, разработанных совместно с напарниками.

• Не открывай спину

• Помни, что ключи и амуниция могут издавать шум.

Читайте так же:  Поздно было начинать

• Глазам нужно время, чтобы привыкнуть к перемене освещения.

• Имей план на худший вариант.

Видео (кликните для воспроизведения).

• Один сотрудник прикрывает – другой движется.

• Не забывай посмотреть вверх.

• Открой дверь полностью прежде, чем войти.

• Обращаясь за помощью – оцени помощника.

• Держи ключи от машины всегда при себе.

• Практикуйся в определении своего места – знай точно, где ты находишься в данный момент.

• Руководствуйся здравым смыслом.

• Практикуйся перезаряжать оружие в темноте, на ходу.

• Не заглядывай за угол на уровне глаз.

• Избегай шаблонного и предсказуемого поведения.

• При опасности действуй – не застывай.

• Избегай «тоннельного видения».

• Уменьшай по возможности свои размеры в качестве мишени.

• Не стой перед дверью или окном.

• Будь бдителен к засадам.

• Берегись повторной засады.

• Проси поддержку, если риск велик.

• Избегай показывать свой силуэт.

• Лавируй, снижай напряженность при инцидентах.

• Лучшая защита от засады – доверять своим чувствам.

• Не провоцируй стрельбу.

• В зоне высокого риска следи за очертанием фигур на фоне неба и освещенных пространств.

• Прежде чем двигаться, выбери следующую позицию.

• Занимай более высокую и удобную точку.

• Не расслабляйся слишком быстро.

• Двигайся короткими бросками, зигзагами.

• Ключ к достижению цели – подготовка.

• В ситуации риска ты делаешь то, чему научился,

Таким образом, приемы формирования у сотрудников ОВД установки на выживание напрямую связаны с основами их личной безопасности в экстремальных условиях.

Установка на выживание – это готовность и предрасположенность сотрудника к целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самозащиты деятельности. Она включает три элемента: познавательный (например, «Я осознаю реальность вовлечения меня в ситуацию, связанную с применением огнестрельного оружия и иных форм насильственных действий со стороны правонарушителей»); эмоционально-оценочный (например, «Я буду постоянно придерживаться внутреннего убеждения, что не стану жертвой в опасной ситуации») и поведенческий (например, «Я буду всегда приближаться ко всем подозреваемым, предвидя их возможное сопротивление»).

Формирование устойчивой установки на выживание представляет собой одновременно воспитание разумного и мотивированного риска, преодоление чувства страха, развитие осмотрительности и бдительности в поведении сотрудников ОВД. Такая работа – гарантия их эффективных и надежных действий в опасных для жизни и здоровья условиях.

Психологическая безопасность в чрезвычайных ситуациях

Психологическая безопасность в чрезвычайных ситуациях.doc

После трагедии на Чернобыльской АЭС, выявившей потенциальные возможности проявления человеческого фактора, в настоящее время на АЭС приняты все меры, чтобы не допустить ошибочного вмешательства человека за счет многократного дублирования, перепроверок действий человека-оператора, контроля представителей самого высокого уровня, отвечающих за безопасность на атомных электростанциях при выполнении проектных и наладочных работ.

Учитываются психофизиологические возможности человека в экстремальных условиях, т.е. при появлении признаков развития аварийной ситуации. В таких условиях от человека требуется предельная собранность, четкость действий, способность принимать своевременные безошибочные решения или решения, вероятность неблагополучных последствий которых была бы близка к нулю.

Осуществляется тщательный отбор операторов по их способности к распознанию и локализации аварийной остановки (по определенным методам оценки эффективности работы человека в такой обстановке). Природные возможности человека по распознаванию, локализации и ликвидации ЧС ограничены. Проводится обучение операторов расширению таких возможностей и привитию твердых навыков для действий в условиях острого дефицита времени. С учетом возможностей человека в условиях стрессовых ситуаций должны отрабатываться требования к надежности объекта управления (или обслуживания) и к средствам обеспечения безопасности.

Деятельность оператора сопряжена с ошибками, которые могут приводить к снижению эффективности распознавания признаков усложнения ситуации, приближения или возникновения аварийной обстановки, а также к снижению эффективности действий по локализации и парированию неблагоприятного развития аварийной обстановки.

Ошибки оператора возникают в процессе восприятия информации (сенсорные ошибки), при принятии решений (логические, эвристические) и при реализации принятых решений (оперативные, моторные).

Сенсорные ошибки связаны с изменениями чувствительности анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного) под воздействием различных неблагоприятных факторов, включая ЧС, и ведут к искажению первичной (исходной) информации о состоянии управляемого объекта.

Основные причины, приводящие к логическим, эвристическим, оперативным и моторным ошибкам, — острый дефицит времени в процессе Ч С. Это ведет к чрезмерной психической нагрузке оператора. Ошибки, связанные не с аварийной обстановкой, обычно относятся к человеческому фактору.

Влияние человеческого фактора может быть усилено или ослаблено особенностями компоновки рабочего места оператора, его психофизиологическим состоянием, качеством инструкций, регламентирующих процесс управления объектом, организацией технологической последовательности тренировок, выполнения операций и контролем результатов их выполнения.

На безопасность работы объекта влияет степень автоматизации процесса его управления. При постоянном использовании автоматизированных систем управления оператор теряет свои профессиональные навыки и при отказе автоматики может оказаться психологически и физически не готовым своевременно перейти на ручное управление.

При возникновении аварийной обстановки деятельность человека сводится к четырем последовательно реализуемым этапам:

1 — поиск, восприятие и декодирование информации;

2 — оценка информации и выделение совокупности информационных признаков;

3 — формирование концептуальной модели деятельности и принятие решения;

4 — практическая реализация принятого решения.

[2]

Четвертый этап подводит итог деятельности человека по трем предыдущим этапам, и ошибки, допущенные на данном этапе, могут свести на нет всю работу оператора, выполненную на предыдущих этапах деятельности. Это необходимо учитывать в условиях повышенного стресса.

Степень профессиональной пригодности человека как соответствующего звена автоматизированных объектов управления должна оцениваться по критериям, учитывающим не только его психофизические особенности (быстроту реакции, особенности памяти, точность отслеживания и т.д.), но и специфическую способность принимать правильные решения в аварийных ситуациях. При этом эффективность работы человека зависит в основном от его психологической подготовки к действиям в ЧС.

Качество психологической подготовки к ЧС

Оценивать качество психологической подготовки к ЧС целесообразно по трем типам ситуаций, существенно отличающихся спецификой и силой эмоционального воздействия на психику человека:

• изученным заранее, но возникающим внезапно;

• предварительно не проигранным, не осмысленным и возникающим на основе внезапного появления ранее не встречавшихся сочетаний отказов и неблагоприятных стечений обстоятельств;

• при непосредственной угрозе здоровью или жизни оператора. При оценке подготовленности человека к работе в условиях ЧС необходимо учитывать:

Читайте так же:  Психология настоящей любви

• своевременность опознания человеком причин, которые привели к появлению ЧС;

• правильность принятия решения об отнесении данной ЧС к одному из трех типов для формирования у него концептуальной модели деятельности, включающей в себя оценку обстановки и разработку плана деятельности;

• правильность прогнозирования развития событий и эффективность своих действий, направленных на локализацию или ликвидацию ЧС.

Оценить качество профессиональной подготовки человека к его деятельности с учетом психофизиологических показателей его функционального состояния в условиях воздействия отдельных стресс-факторов и их комплексного воздействия можно как в лабораторных условиях, так и в условиях, близких к реальным.

Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях

Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.

Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность.

Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий — это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т. е. индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраном и т. д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.

Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка.

Групповое поведение людей связано с одним и тем же внешним событием и зависит от таких эмоциональных факторов, которые связаны с групповым умонастроением, а не с индивидуальными свойствами психики человека. Об этом говорит статистика катастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и поведение окружающего населения, которое само по себе не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций.

Категории поведения людей в ЧС

Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории.

1. Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.

2. Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.

Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массового страха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может быть не более 2 % от числа всей группы.

В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением “стадного инстинкта”.

Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать возможности возникновения паники, но могут ее существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно.

Методы профилактики панических реакций

1. Основу профилактики любых психологических явлений составляет анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники).

2. Профотбор лиц для работы на опасных видах труда и особенно руководителей производственных коллективов (существуют личности с повышенным уровнем риска). Накопленный опыт изучения катастрофических ситуаций позволяет утверждать положение о наличии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию несчастных случаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.

3. Обучение проблемам обеспечения безопасности и воспитательная работа по формированию в сознании людей осторожности, предупреждению и разумному поведению в аварийных и чрезвычайных ситуациях. Человек, работающий на опасных производствах должен:

— знать свои обязанности по профилактике ЧС и нести ответственность не только за возникновение несчастных случаев, но и за характер своих действий при руководстве массами при пожарах и других ЧС;

— иметь психологическую готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар или другие явления — это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей;

[3]

— знать графики работы смен и схемы действий в критических ситуациях;

— участвовать не только в деловых играх, но и в аварийных играх, что способств ует познанию проблемы и формированию автоматизма действий в ЧС.

4. Основной задачей в ЧС и во время катастрофы является сохранение спокойстви я людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и понимать, что народ в условиях давки гибнет.

Читайте так же:  Как принять верное решение в трудной ситуации

5. Руководство массой людей составляет основу профилактики паники. Паническая реакция — это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват “руководства” действиями людей лицами, находящимися в состоянии страха и действующими бессознательно, автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крики) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания и действующих автоматически без оценки сложившейся ситуации. В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия безопасной и объективной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и защиты своей жизни.

Порядок преследования транспортных средств

1. Приняв решение о преследовании ТС, наряд ДПС должен:

— включить радиостанцию, световую и звуковую сигнализацию;

— пристегнуть ремни безопасности;

— начать преследование и доложить об этом дежурному или ближайшим нарядам милиции;

— не упускать преследуемое ТС из поля зрения;

— учитывать возможности преследуемого ТС изменить направление движения и скрыться;

— при приближении к преследуемому ТС непрерывно требовать от его водителя остановиться, используя СГУ и жезл, включая и выключая фары, а также предупреждая участников дорожного движения о том, что ведется преследование;

— фиксировать места, в которых из преследуемого ТС выбрасывались какие-либо предметы;

— поддерживать связь с дежурным или соседними нарядами, передавать свои координаты и скорость движения;

— следить за поведением пассажиров в преследуемом ТС;

— пользоваться приоритетом в движении по перекресткам, железнодорожным переездам, в зонах ограниченной видимости и в других опасных условиях, только убедившись в том, что водители других ТС увидели патрульный автомобиль, поняли направление его движения и приняли меры предосторожности. Особое внимание следует обращать на ТС, движущиеся на разрешающий сигнал светофора. Инциденты с ними занимают ведущее место среди происшествий, возникающих в процессе преследования;

— избегать преследования по полосам встречного движения при наличии на них транспорта;

— осуществлять правильный выбор траектории движения;

— выполнять экстренное торможение, разгон, ввод автомобиля в занос и вывод его из заноса.

2. В связи с этим каждый инспектор ДПС должен:

— осознавать, что в ходе преследования он неизбежно создает своими действиями множество опасных ситуаций, которые вводят в стрессовое состояние не только преследуемого, но и других водителей и пешеходов;

— своевременно прерывать преследование при возникновении малейших сомнений в своих силах и надежности патрульного ТС.

Иногда при преследовании целесообразно имитировать отставание, некоторое время продолжать движение под прикрытием попутно движущихся ТС или снизить скорость до выхода из пределов видимости преследуемого, а затем, увеличивая скорость, ограничиться наблюдением и передачей информации дежурному или соседним нарядам милиции.

3. Особого внимания к соблюдению мер безопасности требует остановка тяжеловесных грузовых автомобилей и автобусов, габариты которых затрудняют обзорность. В частности, если при движении за легковым автомобилем благодаря большой поверхности его остекления, небольшим габаритам и примерном равенстве высот с патрульным автомобилем можно достаточно хорошо просматривать проезжую часть впереди преследуемого и прогнозировать складывающуюся обстановку, то при преследовании грузового автомобиля или автобуса это невозможно. Кроме того, вследствие значительной массы большие автомобили имеют относительно низкие тормозные характеристики. В процессе остановки таких ТС необходимо:

— определить место, где возможна их безопасная остановка с учетом дистанции, необходимой тяжеловесному ТС для перестроения и торможения, условий видимости, состояния дорожного покрытия и несущей способности обочин и уширений земляного полотна дороги;

— при отсутствии подходящего для этой цели места следовать за правонарушителем до участка, позволяющего выполнить необходимые маневры и остановку ТС;

После остановки ТС в указанном месте по СГУ, экипажу ДПС занять позицию в 8-12 м. позади него, в темное время суток, направив свет фар или переносных фонарей на кабину или салон ТС, и потребовать от водителя выполнения следующих действий:

— поставить на стояночный тормоз и включить сигналы аварийной остановки, освещение кабины и салона (в темное время суток);

— выйти из ТС с водительскими, регистрационными и путевыми документами, закрыв за собой дверь (чтобы она не создавала помех движущемуся транспорту и препятствовала незаметному выходу пассажиров;

— встать на место, указанное старшим наряда.

4. Произвести осмотр ТС с соблюдением мер личной безопасности в следующей последовательности:

— осмотреть пространство между кузовом и кабиной, а также (если возможно) саму кабину через ее задние окна.

— не влезать в кабину, кузов ТС и не становиться на подножку кабины при отсутствии напарника, способного обеспечить надежное прикрытие этого действия;

— при проверке салонов с тонированными стеклами потребовать от водителя открыть все окна и двери.

Старшему наряда ДПС обеспечить наблюдение за остановленным ТС со всех сторон.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Видео (кликните для воспроизведения).

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Маргарита Заворотняя Русские семьи счастливы по-своему / Маргарита Заворотняя. — М.: АСТ, 2015. — 543 c.

  2. Рюриков, Юрий Мед и яд любви / Юрий Рюриков. — М.: Молодая Гвардия, 2013. — 448 c.

  3. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения / И.П. Кошевая, А.А. Канке. — М.: Форум, Инфра-М, 2016. — 304 c.
  4. Петрушин, С. В. Любовь и другие человеческие отношения / С.В. Петрушин. — М.: Речь, 2014. — 144 c.
  5. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум. Учебник и практикум / Д.М. Рамендик. — М.: Юрайт, 2016. — 304 c.
Об остановке безопасности в психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here