Об ожиданиях и представлениях от работы с психологом

Сегодня обсуждаем тему: об ожиданиях и представлениях от работы с психологом с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Стереотипные представления обыденного сознания о профессии психолога
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии

А. М. Харитонова
Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
г. Волгоград, Россия
Abstract. Describes the basic stereotypes about the profession of psychologist among people with different levels of education. A study of students-psychologists to find stereotypes. Analysis of the results of the study are stereotyped concepts of the psychological profession students.
Keywords: stereotype, the dependence of stereotypes from education, stereotypes about psychologists of students-psychologists.
Для начала нам необходимо определить само понятие стереотипа. Впервые оно было введено в общественные науки в 20-е гг. ХХ в. в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания.

Литература
1. Кавецкий, И.Т. Стереотипы в представлениях о профессиональной деятельности психологов [Текст] / И.Т. Кавецкий, С.А. Беляев, И.А. Коверзнева // Инновационные образовательные технологии – 2011. – №4.
2. Ксенда, О.Г. Образ психолога в представлении студентов-психологов [Текст] / О.Г. Ксенда // Психологический журнал – 2010. – №3.
3. Липпман, У. Общественное мнение [Текст] / У. Липпман / пер. с англ. Т.В. Барчунова; под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. – М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004.
Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD-ROM дисковод; Adobe Reader 6.0. – Загл. с экрана.

Ожидания от психотерапии — мифы и реальность

Чего обычно ожидают от психотерапии?

1. Миф

. «Психолог поможет за одну встречу»

Зачастую людям, особенно тем, кто ни разу не был у психолога кажется, что психолог- это маг и волшебник умеющий читать мысли и знающий выход из любой ситуации. В том смысле, что психолог может решить за одну часовую встречу любую проблему клиента, даже из тех, что формировались годами. ЭТО МИФ!

Реальность такова:

Работа с психологом должна занимать время, если конечно вы хотите получить положительный эффект. Длительность психотерапии зависит от характера и глубины проблемы. Любая медицинская терапия — например массаж, прием таблеток, физио-процедуры требуют курса лечения. Если у вас, например, остеохондроз — вы вряд ли будете ожидать существенных изменений после одного сеанса массажа. За одну встречу с психологом вы можете получить эмоциональное облегчение, выговориться, чуть шире увидеть свою ситуацию. Настоящие изменения, решение простой проблемы — это минимум 10 сессий (часовых сеансов) психотерапии. Если же проблема глубокая, имеет повторяющийся характер, существует на протяжении многих лет — психотерапия займет минимум год- это примерно 40-50 сессий.

В России на данный момент не так много найдется людей, которые хоть раз в жизни посещали психолога. И это несмотря на то, что у нас существуют бесплатные социальные психологические службы. Удивительно, среди тех, кто никогда не посещал психолога, немалое количество считают, что разбираются в психологии. Такие выводы делаются после прочтения пары — тройки популярных психологических изданий. ЭТО МИФ!

Реальность такова:

[2]

Оказать сам себе психологическую помощь не может никто, даже профессиональный психолог. Психологи за психологической помощью обращаются к другим психологам точно также, как массажисты обращаются за массажем к другим массажистам! Непрофессионал, считающий себя психологом, не важно сколько он прочитал книг и каков был его жизненный опыт, не обучался практической работе психолога. Он не имеет обязательного для профессионального психолога опыта личной и групповой психотерапии, специальных профессиональных навыков. Другому человеку непрофессионал может оказать лишь дружескую психологическую поддержку — и это все. Что касается помощи самому себе — опять же возможна лишь самоподдержка. Самоподдержка и поддержка близких людей очень и очень ценны, они дают утешение и успокоение. Но, к сожалению, не приводят к решению проблемы, настоящим изменениям. Человек продолжает думать, чувствовать, действовать так, как он умеет и привык, что рано или поздно приводит к повторению болезненной ситуации. Если вы не хотите таких рецидивов — требуется работа с психологом.

3.Миф:

[1]

«Психолог знает, как мне нужно жить»

Другая крайность — это пассивный клиент. Он уверен, что психолог знает, что ему, клиенту нужно делать. Психолога он представляет себе похожим на врача — хирурга, который продиагностирует клиента, ненужное отрежет, даст ценные советы-указания о том, как нужно ему — клиенту жить. И ЭТО ТОЖЕ МИФ!

4.Миф.

«Психологические изменения будут лёгкими и приятными»

Зачастую клиенты, приходя к психологу, ожидают, что психолог спасет их от неприятных переживаний, поможет обойти и избежать переживания тяжелых чувств. При встрече во время психотерапии с неприятными для себя чувствами у клиента зачастую возникает импульс временно прервать или даже бросить психотерапию, не обсудив это с психологом. Увы, в этом случае для клиента вся работа становиться неэффективной. Это действительно очень жаль — ведь эмоционально трудный момент- это момент наиболее подходящий для разрешения проблемной ситуации — время, когда ситуация близка к разрешению. Клиент во время психотерапии ведёт себя обычным для себя способом. Если в своей жизни он привык «решать» проблемы с помощью ухода — от «острого» вопроса, чувств, человека, работы, то скорее всего у него и в «острый» момент психотерапии возникнет импульс уйти.

Реальность такова:

Может быть для кого-то это прозвучит пугающе, но возврат к переживанию тяжелых чувств зачастую является необходимым условием эффективной психотерапии. Психолог поможет вам пережить и наконец освободиться, отпустить тяжелые чувства. Где вход, там и выход. Чувства и эмоции являются функцией организма. Для эффективного человека его эмоции — «позитивные» или «негативные» являются ориентиром, энергией, на которую он опирается. Зачастую психологические проблемы как раз и возникают из-за того, что нарушен тонкий «механизм» саморегуляции организма, теряется ощущение собственной целостности, в следствии чего человек делит себя на мысли, чувства, тело и прочие составляющие. Для того, чтобы наладить этот «механизм» необходимо заново воедино собрать его части. В том числе и эмоции. Бывает необходимо пережить их вновь, конечно с поддержкой психолога. Сопротивление клиента встрече с тяжелыми переживаниями, осуждаемыми «частями» своей личности может быть даже полезно, если он продолжает посещать психолога и обсуждает с ним своё сопротивление.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Мифов о психотерапии существует великое множество — зачастую это плод фантазии людей и результат искаженной передачи информации.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Основные ошибки в профессиональной деятельности педагога – психолога
Читайте так же:  Не хватает денег как иметь больше денег с помощью собственного сознания
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу

Психологическая служба постепенно входит в структуру учебно-воспитательного процесса школы.Психологическая служба в образовательных учреждениях Беларуси на сегодняшний день находится на этапе становления. Сложность и многоаспектность объектов деятельности педагога-психолога делают его работу очень значимой и напряженной, а к личности самого специалиста предъявляются высокие и разнообразные требования. Положение о школьной психологической службе составляет лишь общий ориентир, но не вносит конкретности в работу практического психолога. Содержание его деятельности будет оптимальным и результативным, если оно преодолеет безадресность и анонимность, как отмечает Р.В. Овчарова [8]. Начинающему психологу необходимо преодолеть путь проб и ошибок в построении содержания своей работы.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОШИБОК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА

Можно выделить ошибки, возникающие из-за несоответствия личностных качеств педагога-психолога требованиям профессии:

  • привязанность к одному подходу, оценочное отношение к любым возможным точкам зрения;
  • отсутствие понимания межличностного влияния, склонность видеть во всем лишь отражение своих прямых действий;
  • неумение практически включаться и влиять на окружающих средствами психологического воздействия;
  • частые конфликты в отношении с окружающими.
  • слабое владение и пренебрежение методом наблюдения.

Ошибки, которые мешают продуктивной работе педагога-психолога, могут возникнуть из-за неправильно сложившихся отношений с педагогическим коллективом. Согласно Р.В. Овчаровой [8], для начинающего психолога наиболее типичны следующие ошибки: либо специалист навязывает педагогическому коллективу свою программу, свои знания в невостребованном виде (это никому не нужно), либо начинает работать по заявкам (всех, кому что-то нужно). И в том и в другом случае задерживается профессиональное самоутверждение психолога, теряется эффективность его работы.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Специфика представления психологической информации об особенностях развития ребенка
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу

Всякая точная наука основывается на приблизительности.
Б. Рассел

Кроме проблемы, связанной с процедурой получения психологом информации об особенностях развития ребенка, существуют проблемы сообщения информации и форм ее презентации пользователю для педагогической и социальной практики. Так, в образовательной практике распространены ситуации, когда данные психодиагностики предназначены для использования их педагогами, родителями, воспитателями и другими заинтересованными лицами. В подобных случаях ответственность за форму и содержание сообщаемой диагностической информации полностью лежит на психологе.
При сообщении результатов диагностики специалист руководствуется этическими принципами, в частности предполагающими, что:

Источник: Белобрыкина О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте _ СПб . Речь; 2006. — 320 с.

Что ожидать от работы с психологом

Image courtesy of Ambro / FreeDigitalPhotos.net

В нашей стране психолог-консультант или психотерапевт — относительно новая профессия. Люди, в принципе, знают, что психолог помогает справиться с какими-то жизненными проблемами, но, как правило, совершенно не понимают, чего можно от него ожидать, как он работает и что может сделать. Врач кажется наиболее близким к психологу специалистом. С ним мы знакомы с детства и знаем, что он работает примерно так: выслушивает жалобы пациента, задает вопросы, направляет на обследование, ставит диагноз, и назначает курс лечения в виде принятия лекарств или каких-то процедур.

Нередко у клиентов психологов возникают ожидания, что психолог работает примерно так же: ему стоит просто пожаловаться, он задаст вопросы, затем скажет, что не так и что именно надо сделать, чтобы проблема решилась. На самом деле, психолог работает по-другому. Ему точно стоит пожаловаться, он будет задавать много вопросов, но вот остальное — что не так и что делать — клиент определяет сам, а психолог ему в этом помогает.

В этих условиях исключительно важно помочь потенциальному клиенту сформировать разумные ожидания от работы с психологом. Для этого я предлагаю воспользоваться имеющимся у каждого опытом обращения к врачу и рассмотреть некоторые принципиальные отличия взаимодействия с психологом.

1. Понятие нормы, на которую можно опираться в работе.

Врач в своей работе опирается на известные нормы функционирования организма. Врачи изучили, как в среднем должен протекать тот или иной физиологический процесс у человека. Поэтому когда врач ставит диагноз и выписывает назначение, его цель — привести Ваш организм к той самой средней по популяции норме, опираясь на веру в то, что в этом случае Вы будете чувствовать себя хорошо. Таким образом, врач является специалистом по тому, какой должен быть конечный результат лечения, и по тому, как его достичь.

Психолог опирается на то, что Вы сами в Вашем конкретном случае и есть норма, что только Вы точно где-то глубоко внутри знаете, что и как нужно именно Вам. В этом случае задача психолога — помочь Вам извлечь это внутреннее знание и просто его осознать. Поэтому специалистом по конечному результату работы с психологом всегда является сам клиент, а психолог — специалист по тому, как понять, куда и как идти. Многие психологи сравнивают себя с проводниками. Я согласна с этим сравнением, потому что я, работая с клиентом, не знаю, куда именно мы с ним придем, каким именно будет его путь, но я обладаю навыками сопровождения клиента в пути, чтобы он прошел все самые трудные места и добрался туда, куда ему нужно.

При всем этом знает ли психолог какие-то статистические нормы, касающиеся психологии человека и человеческих отношений? Конечно, знает — и нормы, и законы функционирования психики человека, взаимодействия человеческого организма с окружающей средой, взаимодействия группы людей. Эти знания психолог использует для того, чтобы подобрать методы для работы с конкретным клиентом (вопросы, эксперименты, техники и т. д.), а также для расширения видения клиентом своей проблемы или ситуации, чтобы показать, как это бывает у других людей (точно так же психолог может использовать и свой жизненный опыт). Важно, что при этом психолог не считает статистическую норму или свой личный опыт единственно правильным и наилучшим образом подходящим конкретному человеку.

2. Способы диагностики и лечебного воздействия.

Врач и психолог пользуются разными инструментами. Врач анализирует ощущения больного, результаты анализов и обследований с помощью разных приборов (например, УЗИ или МРТ), а лечит с помощью лекарств. Таким образом, диагностика и воздействие врача в основном опосредованные и зависят исключительно от его знаний или компетенции в лечении данного заболевания.

Психолог использует для диагностики и работы специальным образом организованную беседу и другие эксперименты, в ходе которых анализирует любые проявления клиента, так называемые феномены: ощущения, эмоции, чувства, мысли, действия, поступки, установки, убеждения, ценности. Другим инструментом для психолога является он сам с некоторыми своими проявлениями в контакте с клиентом (эмоциями, мыслями, импульсами или желаниями), поэтому часто говорят, что психолог работает собой. И, возможно, самым главным способом диагностики и коррекции для психолога служит само взаимодействие или контакт с клиентом.

Эффективность работы клиента с психологом зависит не столько от его компетенции, сколько от того, как сложились взаимоотношения с клиентом, есть ли в них достаточно доверия, чтобы клиент мог получить необходимый ему результат. Построение взаимоотношений — одна из ключевых задач психолога, но вклад в этот процесс вносят не только сознание и воля терапевта, но и бессознательное как терапевта, так и клиента. Этот процесс невозможно полностью проконтролировать. Поэтому если у клиента не сложилась работа с конкретным психологом, это совсем не означает, что психолог плохой или некомпетентный. Возможно, дело именно в особенностях их взаимоотношений, которые не способствовали плодотворной совместной работе, что точно не исключает успешную работу с другим клиентом или другим психологом.

3. Распределение ответственности за работу и ее результат.

Психологов иногда обвиняют в безответственности. Действительно, доля ответственности у психолога ниже, чем у врача. Врач, как правило, несет огромную и порой непосильную ответственность за здоровье и даже жизнь пациента: он принимает решения, что делать, как лечить, какие лекарства и оперативные вмешательства применять. Ответственность пациента в этом случае всего лишь следовать всем назначениям. Гарантирует ли это результат? Не всегда, потому что врачи — не боги, они не знают всего о человеческом организме и по факту не всегда справляются с помощью известных методов лечения, и поэтому часто сильно переживают, когда не смогли помочь, хотя и сделали все, что было в их силах.

Психолог и клиент несут примерно равную ответственность за совместную работу, но отвечают они за разное: психолог — за организацию процесса работы, а клиент — за полноценное участие в нем и результат. Понять что-то про свою жизнь и свою трудность, остаться в терапии и не бросить ее, когда очень больно и трудно, попробовать что-то новое в отношениях с терапевтом или воплотить изменения в реальной жизни — все это ответственность клиента. По сравнению с пациентом врача на клиенте психолога лежит существенно бОльшая доля ответственности, но благодаря этому клиент получает определенную выгоду. Она в том, что в работе с психологом клиент учится брать на себя ответственность за свою жизнь, менять ее самостоятельно в соответствии со своими потребностями и возможностями, которые предоставляет окружающий мир, выстраивать ответственные отношения с другими людьми. И это тот навык, который останется с клиентом навсегда, даже после окончания работы с психологом.

4. Эффект работы после ее окончания.

Специфика работы врача — в том, что если пациент в будущем заболеет той же болезнью еще раз, то ему все равно будет необходима помощь врача, чтобы вылечиться, а попытки самолечения могут быть опасны для здоровья и жизни пациента.

С психологом клиент приобретает ряд навыков, которые помогут ему в дальнейшем самостоятельно справляться со многими жизненными трудностями, включая аналогичную, с которой он первоначально обратился. Самый главный из таких навыков — осознанность, т. е. лучшее понимание себя и своих реакций на происходящее (своих ощущений, чувств, мыслей, потребностей и т.д.). Другими важными навыками являются гибкость или более высокая стрессоустойчивость, проживание жизни в здесь-и-теперь, проживание широкого спектра эмоций, коммуникативные навыки, построение более здоровых отношений с другими людьми, более ответственное отношение к себе, своей жизни, другим людям и др.

Заканчивая статью, я надеюсь, что приведенное выше описание поможет человеку, опираясь на свой жизненный опыт общения с врачами, лучше понять, что он может ожидать от работы с психологом, а чего ожидать не стоит. Это не только облегчит ему выбор специалиста, но и поможет повысить эффективность работы с ним.

Техника работы с ожиданиями

Как сочетать любовь и требовательность. Технология отработки.
скачать видео

Если посмотреть непредвзято и объективно, то нам никто ничего не должен — ни жизнь, ни окружающие нас люди (смотри Декларацию о принятии реальности). Но просто разумного осознания этого факта далеко не всегда достаточно, чтобы ожидания перестали беспокоить нас и окружающих.

Чаще всего наши ожидания обрушиваются на самых близких и родных нам людей, просто потому, что они гораздо чаще находятся рядом с нами. Для решения этой задачи есть специальная техника, о которой и пойдет речь ниже.

Шаг 1. Список ожиданий

Для начала нужно вспомнить, какие ожидания у вас есть к близким людям. Здесь нужны только те ожидание, не выполнение которых вызывает у вас серьезное внутренне напряжение, сильные и продолжительные эмоциональные реакции. Например:

  • Муж должен приходить вовремя.
  • Жена должна внимательно относится к моим просьбам.
  • Муж должен помогать мне по хозяйству.
  • Родители не должны вмешиваться в мою жизнь.

В завершении работы еще раз оцените список своих ожиданий и подумайте, а действительно ли все они для вас так важны? Может что-то из списка напрягает не так сильно и с это можно решить просто на уровне разума? Если такие ожидания найдутся, то вычеркните их, в крайнем случае вы всегда сможете к ним вернуться и отработать позже.

Шаг 2. Переформулировка ожиданий в разрешения

Ожидания, как правило, категоричны и безапелляционны. Например, в ожидании «Муж должен приходить вовремя» негласно подразумевается слово «всегда». А между тем действительно ли все должно быть всегда так, как вы этого ожидаете? Ведь вас окружают живые люди, которые когда-то могут допустить ошибку, устать, или просто забыть. С ожиданий важно снять категоричность, дать своим близким разрешение иногда их не выполнять. Для этого для каждого ожидания из списка нужно написать соответствующее разрешение.

Ожидание: «Муж должен приходить вовремя».

Разрешение: «Муж тоже человек и может когда-то опаздывать».

Ожидание: «Жена должна внимательно относиться к моим просьбам».

Разрешение: «Жена не обязана внимательно относиться ко всем моим просьбам».

Ожидание: «Муж должен помогать мне по хозяйству».

Разрешение: «Муж устает на работе и может позволить себе дома отдыхать».

Ожидание: «Родители не должны вмешиваться в мою жизнь».

Разрешение: «Родители заботятся обо мне и могут интересоваться тем, как я живу».

Список разрешений это список для вас, его не нужно кому-то показывать. Ваша задача выучить эти разрешения наизусть. И потом в случае невыполнения одного из ожиданий вовремя вспомнить соответствующее ему разрешение.

Муж тоже человек и может когда-то опаздывать. Всякое бывает, задержался на работе или еще что. Домой точно придет, как и приходил все время до этого. Опоздает, но придет. Так ведь? Ну, и хватит уже об этом.

Второй шаг помогает принимать складывающуюся ситуацию, снижает накал страстей. Но только второго шага мало, ведь, в той или иной степени напряжение остается. Не менее важно знать свои требования и уметь их сформулировать их разумно и четко.

Шаг 3. Переформулировка ожиданий в разумные четкие требования

В какой-то степени наши ожидания правы. Для семьи будет лучше, если муж в основном приходит домой вовремя и старается помогать по хозяйству, жена прислушивается к словам мужа, а родители не докучают семье своим излишним вниманием и советами. Это разумные требования. К разумности еще важно добавить четкости, чтобы другой стороне было точно понятно, что именно надо или не надо делать. Для этого дополните ваш список, дописав к каждому ожиданию разумное четкое требование.

Ожидание: «Муж должен приходить вовремя».

Требование: «Если ты задерживаешься, то позвони и предупреди меня».

Ожидание: «Жена должна внимательно относиться к моим просьбам».

Требование: «Если я говорю, что это мне действительно важно, то это надо сделать».

Ожидание: «Муж должен помогать мне по хозяйству» (абстрактное требование).

Требование: «Обязанность мужа следить за состоянием сантехники».

Ожидание: «Родители не должны вмешиваться в мою жизнь».

Внутреннее требование: «Если это касается только меня, то я решаю это сам».

Как и в случае разрешение эти требования не надо озвучивать. Они нужны скорее для вас, чтобы лучше понимать, чего же именно вы хотите от близкого человека. Прежде чем донести эту информацию, требования нужно переформулировать в мягкие и теплые просьбы.

Шаг 4. Переформулировать требования в мягкие и теплые просьбы

В просьбе ваше требование упаковывается в теплоту и вежливость.

Требование: » Если ты задерживаешься, то позвони и предупреди меня «.

Просьба: «Милый, у тебя есть минутка? У меня к тебе просьба. Ты у меня муж единственный и любимый, и мне гораздо спокойнее, когда ты мне звонишь, если задерживаешься. Я прошу, если ты сегодня задержишься, ты позвони. Получится?»

Требование: «Если я говорю, что это мне действительно важно, то это надо сделать».

Просьба: «Дорогая, можно я займу немного твоего времени? В последнее время я часто отмечаю какая же у нас хорошая семья, и во многом это благодаря тебе. Мне гораздо проще и легче что-то планировать и делать, когда я знаю, что могу положиться на тебя. Ты у меня просто умница! Надо еще только мне научиться говорить тебе о своих важных просьбах. Знаешь, бывают такие случаи когда мне важно чтобы что-то было точно сделано к определенному сроку, и я обращаюсь к тебе. Потому что знаю, что тебе в радость помочь своему любимому человеку. Так вот, у меня к тебе просьба, если я говорю, что это для меня важно, а ты не можешь этого сделать, то ты мне сразу скажи об этом, ладно? Тогда я подумаю как решить эту задачу не напрягая тебя. Ну, а если ты скажешь, что готова помочь своему любимому мужу, то тогда я на тебя полностью рассчитываю. Хорошо?»

Требование: «Обязанность мужа следить за состоянием сантехники».

Просьба: «Любимый, можно тебя немного отвлечь? Хочу тебя попросить взять на себя ответственность за исправность сантехники в нашем доме. Например, если что-то потечет и сломается, то этот вопрос будет на тебе. Можешь сам починить или сантехника вызвать, как тебе будет удобнее. Ты мне этим сильно поможешь. Возьмешь на себя такую обязанность?»

Требование: «Родители не должны вмешиваться в мою жизнь».

Просьба: «Мамуля, можно с тобой поговорить? Ты у меня самая лучшая мама на свете, всегда спрашиваешь как мои дела, всегда заботишься обо мне. Мне приятно, что у меня есть такой близкий человек как ты. У меня к тебе просьба. Если есть какое-то дело, которое касается только меня, то я решаю его сам. Твое мнение в этом вопросе мне тоже очень важно, но окончательное решение я приму сам. Например, решение по вопросу, какую одежду мне лучше носить. Ладно?»

Сформулированные просьбы выучите, отрепетируйте перед зеркалом, добейтесь того, чтобы они звучали действительно мягко и тепло.

Продумайте ситуацию, в которой вы озвучите свою просьбу. Заговорите с близким человеком, убедитесь, что вы оба в хорошем расположении духа, и только после этого озвучьте свою просьбу. Если нужно проведите переговоры по этому вопросу. Даже если вы, вдруг, не договорились, то в завершении поблагодарите, обнимите и поцелуйте вашего любимого человека.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Используя эту технику, вы значительно снизите негативные переживания от своих ожиданий или же уберете их вовсе. Попробуйте это сделать, и результат не заставит себя долго ждать!

Этический кодекс педагога-психолога

Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России

Общие положения

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвекцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.

Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Основные этические принципы деятельности психолога

Этические принципы призваны обеспечить:

  • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  • защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
  • сохранение доверия между психологом и клиентом;
  • укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

[3]

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

1. Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста; в случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

2. Принцип компетентности

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

4. Принцип этической и юридической правомочности

1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии

1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

3. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6. Принцип благополучия клиента

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

7. Принцип профессиональной кооперации

1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования

1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

Как клиенту понять, что его работа с психотерапевтом эффективна?

«Ясная» терапия

В тех ситуациях, когда клиент приходит с конкретным запросом — например, помочь разрешить конфликт или сделать ответственный выбор – оценить эффективность работы довольно легко. Конфликт разрешен, выбор сделан – значит, задача решена. Вот типичная ситуация.

Ко мне приходит женщина, у которой проблемы с мужем: ни о чем не могут договориться, ссорятся. Она переживает, что любви, похоже, уже нет и, возможно, пора разводиться. Но все-таки хочет попробовать наладить отношения. На первых встречах мы изучаем их стиль взаимодействия. Он много работает, а в редкие свободные часы встречается с друзьями. Она скучает, пытается его куда-то вытащить, он отказывается, ссылаясь на усталость. Она обижается, предъявляет претензии, он в ответ злится и еще меньше хочет проводить с ней время.

Замкнутый круг, узнаваемый, думаю, многими. И вот мы с ней разбираем ссору за ссорой, пробуем изменить реакцию, поведение, найти другой подход, в какой-то ситуации пойти навстречу мужу, за что-то поблагодарить, что-то с ним обсудить… Муж замечает перемены и тоже делает шаги навстречу. Постепенно отношения становятся более теплыми и менее конфликтными. С тем, что все-таки невозможно изменить, она смиряется и научается обходиться конструктивно, а в остальном, процентов на шестьдесят считает свой запрос удовлетворенным и завершает терапию.

Когда не все ясно.

Совсем другая история, если приходит клиент с глубокими личностными проблемами, когда необходимо что-то серьезно изменить в себе. Здесь определить эффективность работы бывает непросто. Поэтому клиенту полезно знать основные стадии глубинной психотерапевтической работы.

Обычно первые 10-15 встреч воспринимаются как весьма эффективные. Начиная осознавать, как устроена проблема, мешающая ему жить, человек часто чувствует облегчение и энтузиазм.

Предположим, ко мне обращается мужчина с жалобами на выгорание на работе, усталость и нежелание жить. За первые несколько встреч выясняется, что он совсем не способен отстаивать и продвигать свои потребности, что он живет, обслуживая других — и на работе, и в личной жизни. А конкретно – каждому идет навстречу, со всем соглашается, не умеет говорить «нет» и настаивать на своем. Очевидно, что если совсем не заботиться о себе, наступает истощение.

И вот, когда клиент понимает причины происходящего с ним, видит общую картину своих поступков их и следствий, он переживает инсайт – так вот же оно! Осталось сделать пару шагов, и проблема будет решена. К сожалению, это иллюзия.

Главная иллюзия

Понимание не равно решению. Потому что для отработки любого нового навыка нужны усилия и время. Клиенту кажется, что он легко сможет сказать «Нет, прости, я не смогу это сделать/А я хочу вот так!», ведь он понимает, почему и как надо сказать! А говорит, как обычно: «Да, дорогая/Конечно, я все сделаю!» — и безумно злится на себя за это, а потом, например, неожиданно срывается на партнера…Но злиться на самом-то деле не за что!

Люди часто не понимают, что освоить новый способ поведения ничуть не легче, чем, например, научиться водить машину. Теоретически вы можете все знать, но садитесь за руль и дергаете рычаг не в ту сторону, а потом не вписываетесь в парковку! Требуется длительная практика, чтобы научиться по-новому координировать свои действия и довести их до такого автоматизма, когда вождение перестанет быть стрессом и превратится в удовольствие, при том еще и достаточно безопасное для вас и окружающих. То же самое и с психическими навыками!

Самое трудное

Поэтому в терапии обязательно наступает этап, который мы называем «плато». Это как та пустыня, по которой надо ходить сорок лет, наматывая круги и временами теряя веру в достижение исходной цели. И это иногда невыносимо трудно. Потому что человек уже все видит, понимает, «как надо», но из того, что он пробует делать, получается либо самая малость, либо чересчур сильное (и потому неэффективное) действие, либо выходит что-то вообще противоположное желаемому — и от этого клиенту становится хуже.

По-старому жить он уже не хочет и не может, а по-новому еще не умеет. Да и люди вокруг реагируют на изменения не всегда приятным образом. Вот был человек услужлив, всегда всем помогал, выручал, его любили. Но как только он начинает отстаивать свои потребности и границы, это вызывает недовольство: «Ты что-то совсем испортился», «С тобой теперь невозможно общаться», «Психология до добра не доведет».

Это очень сложный период: энтузиазм прошел, трудности налицо, свои «косяки» видны как на ладони, а положительный результат еще незаметен или нестабилен. Возникает много сомнений: смогу ли я измениться? Может, мы действительно ерундой занимаемся? Иногда хочется все бросить и уйти из терапии.

Что помогает?

Пройти это плато легче тем, у кого есть опыт близких доверительных отношений. Такой человек умеет полагаться на другого. И в терапии он больше доверяет специалисту, опирается на его поддержку, открыто обсуждает с ним свои сомнения и страхи. А вот человеку, который не доверяет людям и самому себе, гораздо труднее. Тогда дополнительное время и усилия требуются еще и на построение рабочего клиент-терапевтического альянса.

Еще очень важно, чтобы не только сам клиент был настроен на упорную работу, но и его близкие понимали: с ним будет какое-то время тяжело, надо потерпеть и поддержать. Поэтому мы обязательно обсуждаем, как и о чем их информировать, о какой поддержке просить. Чем меньше недовольства и больше поддержки будет в окружении, тем легче клиенту пережить этот этап.

Двигаться постепенно

Клиенту часто хочется получить прекрасный результат сразу и навсегда. Медленный прогресс он может даже не замечать. В этом во многом и состоит поддержка психолога – показывать, что динамика к лучшему есть, и сегодня у человека получается сделать то, на что не был способен еще вчера.

Прогресс может быть частичным — шаг вперед, шаг назад, шаг вбок, но мы его обязательно отмечаем и стараемся ценить. Клиенту важно учиться прощать себе неудачи, искать в себе опору, ставить более достижимые задачи, снижать завышенную планку ожиданий.

Сколько может длиться этот период? Я слышала мнение, что для глубинной терапии нужен примерно год терапии на каждые 10 лет жизни клиента. То есть, 30-летнему человеку нужно около трех лет терапии, 50-летнему – около пяти лет. Конечно, все это очень приблизительно. Так вот, плато из этих условных трех лет может составлять два-два с половиной года.

Таким образом, за первые 10-15 встреч происходит довольно сильное продвижение, а потом большая часть терапии проходит в режиме плато с очень неторопливым подъемом. И только когда все необходимые навыки постепенно отрабатываются, закрепляются и собираются в новый целостный способ проживания, происходит качественный скачок.

Как выглядит завершение?

Клиент все чаще рассказывает не о проблемах, а о своих успехах и достижениях. Он сам замечает трудные точки и сам же находит способы их преодоления, понимает, как себя обезопасить, умеет заботиться о себе, не забывая и о других. То есть, начинает на новом уровне справляться со своей повседневной жизнью и критическими обстоятельствами. Он все больше чувствует, что удовлетворен тем, как теперь устроена его жизнь.

Мы начинаем встречаться реже, скорее для подстраховки. А потом в какой-то момент проводим завершающую встречу, с теплом и радостью вспоминая пройденный совместно путь и обозначая главные ориентиры для самостоятельной работы клиента в дальнейшем. Примерно так и происходит естественное течение длительной терапии.

Елена Павлюченко — психолог, гештальт-терапевт, тренер Московского института гештальта и психодрамы, старший тренер Центра гештальт-терапии Надежды Лубяницкой

Как правильно выбрать психотерапевта

Как выбрать психотерапевта и как понять, заслуживает ли выбранный вами специалист доверия?

3 урока любви: опыт психотерапевта

. Психотерапевт Даниэль Сакс делится важными уроками любви, которые она получила от жизни.

Источники


  1. Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек / И.В. Вачков. — М.: Ось-89, 2018. — 176 c.

  2. Рубин, Гретхен Проект Счастье. Мечты. План. Новая жизнь / Гретхен Рубин. — М.: Эксмо, 2013. — 512 c.

  3. Винокуров, Борис Нагая. История сексуальных катастроф / Борис Винокуров. — Москва: РГГУ, 2012. — 320 c.
  4. Банана, Ватсьяяна Кама с утра для игрушечных обезьянок / Ватсьяяна Банана. — М.: Питер, 2014. — 641 c.
  5. Роджерс, Карл Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / Карл Роджерс. — М.: Этерна, 1995. — 750 c.
Об ожиданиях и представлениях от работы с психологом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here