Одиночество — проклятие или благо

Сегодня обсуждаем тему: одиночество - проклятие или благо с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Одиночество. Благо или проклятие

Говорят, одиночество убивает человека. Вопрос, так ли это, и если да, то, как ему это удается? Начнем с характеристики самого понятия. Какие эпитеты уместны для слова одиночество? Дикое, иссушающее, назойливое, преследующее, холодное, порабощающее, бесстыжее. Кажется, оно лишает нас воли, разума, сил. Оно вынимает из нас душу. Спрашивается, зачем ему нужна наша душа, наша человеческая душа?

Все, что человек делает, определяется обществом, в котором он находится. Им же оценивается и им же потребляется. А вот рождается это тем самым злосчастным одиночеством. Сказочным, вдохновенным, богатым, непознанным, страстным, метущимся, Божественным одиночеством. Быть может, именно одиночество делает человека человеком, либо зажигая в нем Божественную искру, либо гася ее.

Один! Вроде бы очевидно, что присутствие не определяется только человеческим фактором. Очевидно, но не для всех. Окружающий мир – это то, что каждый получает в дар при рождении в бессрочное пользование и на всю жизнь. Но так уж повелось, что все бесплатное не ценится. Привычно просыпаясь от лучей восходящего солнца, мы не придаем этому значения. Норма! Некоторые начинают это ценить, заплатив за постоянство бытия, дорогую цену. Некоторые не научаются ценить никогда, разбазаривая сокровенное по поглощающим коридорам одиночества. Проекция окружающего мира и внутри человека. Это то, что человек преобразовав, осмыслив, сохранив неизменным, добавив красок или наградив мраком, интериоризировал. Научившись специфически обходиться с внешним миром, человек аналогичным образом поступает и с внутренним. Результат не заставляет себя ждать. Пустотааа…

Кому-то келья – вселенная

Кому-то вселенная – пустыня

Выбор делает сам человек. Если выбор падает на первое, мироздание в виде ваших скрытых резервов, друзей, близких, любимых, психологов, да и просто в виде солнечного света, всегда протянет вам свои ладони, чтобы вывести из лабиринта Минотавра.

Одиночество — проклятие или благо?

Когда речь заходит об одиночестве, мы частовспоминаем слова Библии: Не хорошо человеку быть одному (Быт. 2, 18). На мой взгляд, не стоит понимать их буквально: вот увидел Господь сотворенного Им Адама и, поняв, что ему чего-то недостает, создал для него помощницу Еву. И Адам, и Ева были в первоначальном творческом замысле Бога, существовавшем еще прежде сотворения мира и чего бы то ни было, что потом начало быть (Ин. 1, 2). Мы не можем объяснить, почему это произошло именно так и почему именно двое, он и она, были сотворены. Можно предположить, по нашему человеческому рассуждению, что одному человеку было бы очень тяжело после отпадения от Бога. Кто-то может возразить: ведь именно Ева искусила Адама, а значит, без нее и грехопадения не было бы. Однако очевидно, что одному человеку совершенно необязателен другой, чтобы искуситься. Адам изначально носил в себе возможность падения, поэтому змий нашел бы другой подход к его сердцу. А вот уже после грехопадения выбираться из того состояния, в котором человек оказался, в одиночку, наверное, было бы тяжелее, поэтому Адам и Ева оказались нужны друг другу.

Чувство одиночества — следствие грехопадения, до него человек был способен постоянное присутствие Бога в своей жизни ощущать непосредственным образом, что сейчас нам удается очень-очень редко и в самой минимальной мере. Как только человек расторг единение с Богом, он стал одинок. Поэтому сколько бы вокруг ни было помощников или близких людей, пусть даже по-настоящему любящих, внимательных, заботливых, — все равно пока человек живет на земле, одиночество в какой-то степени будет его уделом. Ведь даже самые близкие и дорогие люди, которые нас понимают и дают нам столь необходимое тепло, не могут постоянно быть рядом, не могут в полной мере избавить нас от ощущения одиночества. Потому что в сердце каждого есть такая глубина, на которую вместе с ним ни один другой человек спуститься не сможет. И это глубина не радости, которую мы все-таки можем с кем-то разделить. Это глубина скорби. Когда мы испытываем скорбь, предельную душевную боль, то оказываемся один на один с бездной собственного страдающего сердца. Но именно там человека встречает Господь, и при этой встрече с Богом, при пребывании с Богом одиночество исчезает.

Можно сказать, что способность человека ощущать себя одиноким является огромным благом — ведь именно это чувство должно привести его к Богу. Блаженный Августин писал: «Бог сотворил нас для Себя, и дотоле мятется сердце мое, доколе оно не успокоится в Боге моем». Бездну человеческого сердца может наполнить только бездна Божества, и только Бог может дать человеку всё, в чем тот испытывает потребность. Так удивительно человек сотворен — он всегда либо будет искать Бога, и в Нем обретать выход из своего одиночества, либо будет от одиночества мучиться и страдать.

Не вопреки замыслу

Библейские слова о том, что нехорошо человеку быть одному, относятся в первую очередь к браку, но тем не менее их можно и нужно понимать шире. То, что человек один и у него никого нет, очень часто означает, что он никого не любит, живет сам в себе и сам для себя. Тот, кто любит людей и умеет дорожить ими, как правило, даже если и один в этой жизни, от одиночества не страдает, потому что перед ним весь мир и он чувствует единство с этим миром, Богом сотворенным. А вот когда человек зациклен на себе самом и не замечает находящихся рядом, он становится действительно болезненно одинок.

Бывает, конечно, и так, что человек по-настоящему внимательно к людям относится, у него много близких и друзей, но он не может найти для себя супруга или супругу и страдает. Такое одиночество трудно назвать благим. Но дело в том, что о каждом человеке, без исключения, у Бога есть некий замысел. И этот замысел появился не одновременно с рождением этого человека в мир, а существовал первоначально еще до сотворения вселенной. В этом и заключается вечность каждого из нас: я не только буду всегда, но я в каком-то смысле и был всегда — присутствовал в намерении Божием. Поэтому мучение человека от отсутствия чего-то или кого-то в его жизни происходит по причине того, что он пытается жить вопреки плану Господа о нем. Есть воля Божия, которая дает нам лучшую из тех возможностей, которую мы могли бы обрести в этой жизни. И если мы чего-то не получаем, то одно из двух: либо у Бога какой-то другой план в отношении нас, либо в нас самих есть что-то, что мешает Богу дать нам желаемое и просимое.

Читайте так же:  Любовь с первого взгляда – глазами психоаналитика

Порой живет человек с четко прописанными самому себе установками: я должен создать семью, родить и вырастить детей, посадить дерево, купить машину, квартиру, достичь того-то и того-то на работе. И никак не может какую-то из этих задач выполнить, и мучается от бесплодных усилий. А другой просто старается во всем, что дал ему Господь и на что его деятельность распространяется, в максимальной степени раскрыться. И всё происходит само: и спутник жизни встречается, и с работой всё получается, и с прочим устраивается. Просто когда мы на чем-то одном зацикливаемся, даже на нужном и важном, и начинаем этого от жизни, от Бога во что бы то ни стало требовать, то не получаем. Нужно уметь принимать те дары, которые Господь нам дает, быть за них благодарными, и Он нам даст гораздо больше — возможно, в том числе, и столь нами желаемое. А в том, что человек безапелляционно хочет чего-то такого, что Господь пока не считает для него полезным, заключается суть неверности Богу.

Как же прийти к ощущению одиночества как блага, а не муки? Путь к этому один, обозначенный апостолом Павлом: любящему Бога всё содействует ко благу (Рим. 8, 28). Одни и те же вещи могут человека и созидать, и разрушать в зависимости от его способности или неспособности видеть в происходящем с ним руку Божию, дар Божий.

Одиноки, но едины

Почему та молитва, которую Господь дает нам, начинается со слов «Отче наш»? Множество толкователей обращали на это внимание — именно «наш». Не «мой» только лишь — нет, наш. Мы — семья. Только через это понимание, это ощущение человек встает на путь спасения, а пока «мой», «моё», «мне», «меня», он остается вне спасительного пути.

Фото из открытых Интернет-источников

Газета «Православная вера» № 9 (533)

Одиночество – это проблема или благо?

Одиночество – это проблема или благо?

По словам известного психолога Адольфа Хараша , одиночество — это и то и другое. Есть одна китайская пословица: «Мудр не тот, кто может отличить зло от добра, а мудр тот, кто способен из двух зол выбрать наименьшее». Любой выбор не будет абсолютно приемлемым, например, что делать — жениться или не жениться? Женишься – один дискомфорт, не женишься – другой дискомфорт. Все зависит от человека, какой дискомфорт для него более приемлем, это называется «принципом приемлемого дискомфорта». Этот принцип является практичным способом выбора, потому что когда мы стремимся к полному комфорту, то всегда оказываемся чем-то недовольны.

А одиночество – это действительно, и благо и проблема. Человек, выбирая одиночество, добровольно берет на себя эту проблему, потому что благом для него является минимизации широких контактов с другими людьми. Например, когда общение мешает человеку сосредоточится на самом себе, он выбирает одиночество, которое является большим благом для него, но проблема остается, потому что порой ему недостает связей с миром. И наоборот, когда человек выбирает широкое общение, у него возникает другая проблема – невозможность побыть одному, и таких людей тоже очень много.

Одиночество – это и то и другое, просто пропорция блага и проблемности разная для разных людей.

«Человек, который жалуется на одиночество, невольно грешит на словах против истины, ибо пользуется словом «одиночество» для того, чтобы поделиться ощущением неподтвержденности своего бытия. Если бы он постарался найти точное слово для обозначения причины своих тревог и депрессий, то это было бы вовсе не «одиночество», а оставленность, забытость, покинутость, незамеченность, невнимание, — иначе говоря, неподтвержденность. Но это – совсем другое дело. Ибо одиночество – наше естественное состояние» Адольф Ульянович Хараш

Одиночество: проклятие или благословение?

В сегодняшнем обществе брак — нормальное состояние. Так оно и заповедано Богом. Быт. 1: 27-28: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». Бог Сам подвел жену к Адаму. Адам не искал себе пару. Бог позаботился о первой семье.

В жизни поиски пары бывают безрезультатными. Одинокие нередко страдают от ощущения своей ущербности, неполноценности. В обществе, да и в церкви нередко, можно встретить насмешливо-пренебрежительное отношение к холостякам и незамужним
. Это лишь усиливает их чувство ущемленности, покинутости и забытости.

Согласимся, что программы церковной работы в основном направлены на тех, кто уже имеет пару и детей. Семейные словно сидят за одним большим столом, за которым одиноким не находится места. Одиночки остаются без «духовного хлеба» — голодными и обделенными. Они часто слышат: «Если ты одинок, значит, должен создать семью!» Церковные проповедники активно призывают: «Нехорошо быть человеку одному!» Одиночка бьется о стену всеобщего непонимания.

Давайте зададимся вопросом, а что если человек честно пытался создать семью, долго молился, но так и не получил просимого от Бога? Что если молитва его составляет не годы, а десятилетия? Что делать? Согласиться с обществом и церковными лидерами? Признать себя неполноценным?

Если откроем Библию, то придется отказаться от мысли, что одиночество задвигает человека на второстепенные позиции. Апостол Павел даже приветствовал безбрачие: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор. 7:7). Апостол не настаивал, он давал советы, подчеркивая, что это его мнение, а не повеление от Господа. Он говорит о «даровании от Бога», разъясняя, что у каждого оно свое: у кого-то брак, а у кого-то безбрачие. И это, несомненно, состояние от Бога, а не от сатаны. Почему же Павел говорит о практичности безбрачия? Он видит много трудностей брака.

Это было время сильнейших гонений на Церковь. Женатый мог иметь большие скорби по причине притеснений его семьи. Павел называет такие обстоятельства «скорби по плоти», а о попавших в них говорит «мне вас жаль». Сказанное Павлом относится не только к вышедшим замуж девушкам, а вообще к женатым. Итак, скорби брака — первая трудность.

Апостол Павел, как и многие другие христиане полагал, что живет в «последнее время». Последние ветхозаветные пророчества сбываются! Христос вот-вот придет! Поэтому женатым надо оставаться так, и не разводиться. Одиноким же лучше быть без пары. Ведь «проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:31).

Другими словами, «времени остается в обрез» и «мир в его нынешнем облике уходит безвозвратно» («Письма Апостола Павла», пер. В. Н. Кузнецовой, М., 1998 г.)

Читайте так же:  Об уважении и его отсутствии

И еще: женатый и замужняя стремятся, в первую очередь, угодить своему супругу или супруге, а не Господу. С этим можно соглашаться и не соглашаться, но так говорит Библия: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор. 7:32-34).

В понимании апостола Павла, замужняя и женатый заботятся о «мирском», то есть временном и суетном. А «образ мира сего проходит»! Павел хотел, чтобы христиане больше угождали Богу и не отвлекались от служения. Отвлеченность от служения — вторая трудность брака.

Параллельная мысль содержится во 2 Послании к Тимофею 2:4: «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчавается, если незаконно будет подвизаться». Действительно, воин в походе почти не думает о семье и житейских делах, а о том, как угодить своему командиру. Каждый христианин призван угождать Богу и поэтому должен заботится не о «мирском», а о Господнем служении. Такова аргументация Павла. Ее можно назвать, скорее, практической, чем богословской.

Из вышесказанного следует, что Павел не мыслил об одиночестве как о низшем, по сравнению с браком, состоянии. Сам Господь не был женат. Павел был без жены. Апостол знал преимущества такого положения. В его защите безбрачия играли роль определенные, проверенные опытом, практические соображения.

Необходимо немного упомянуть о призвании к одиночеству. Откуда знать, есть ли оно у меня или его нет? Надо признаться, что здесь мы знаем слишком мало. Это — сфера личных, очень тонких взаимоотношений человека с Богом. Пастор может лишь побуждать опекаемого к поиску и познанию своего дара через молитву. Вероятно, должно быть одобрение и ободрение практики дара одиночества со стороны церковной общины.

Ясно, что одиночество не должно становиться действием по принуждению. Павел не желал возлагать узы одиночества на кого-либо насильно. Обязательно должен быть особый ответ от Господа, подтверждающий призвание к одиночеству. Посвященный на одиночество человек тверд в сердце своем. Он полностью владеет своими чувствами и может длительно воздерживаться от половой жизни. «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:9). Из контекста следует, что это апостольское предписание относится прежде всего к тем, кто уже был в браке, то есть к вдовцам и вдовам. Они не являются девственниками. Несомненно, что для них проблема полового воздержания может быть существенной в решении брачного вопроса. Им гораздо труднее избегать половой близости.

[3]

Я не стал бы настаивать на том, что человека, призванного к одиночеству, Бог полностью моментально освобождает от полового влечения. Мы не можем «обязать» Бога к этому. Если Бог призывает человека к одиночеству, то постепенно освобождает его и от желаний тела. Святой Дух дает такому призванному вместе с даром одиночества и определенную силу воздержания.

Становится ясно, что одинокий — не второсортный человек в церковной общине. Он ни на минуту не должен чувствовать себя таким. У него есть возможность служить Богу намного более эффективно, чем женатому и замужней. По моим наблюдениям, наибольшее огорчение у одиноких возникает в силу таких причин:

Им внушается мысль, что их положение ущербное и ненормальное. Человеку прививаются сегодня языческие стереотипы поведения. Бытуют такие штампы: «Если ты одинок, то это ненормальное состояние. Ищи себе пару любой ценой!» В современном мире нет никакой жалости к одинокому. Не учитывается призвание человека! В таком круговороте мнений он быстро теряет всяческую ориентацию. Что из этого получается? Призванный к одиночеству попадает в пучину безнравственности — легких связей без любви и без настоящего единения. Брак видится как избавление от ненормальности. Иногда, убегая от одиночества, человек вступает в противоестественные связи: мужчина с мужчиной, женщина с женщиной. Они не желают чувствовать себя ущербнее других! Избавление от одиночества достигается любой ценой! Но… брак нельзя рассматривать, как бегство от одиночества!

Страшнее одиночества — полное одиночество в браке! Скорби брака могут превзойти скорби одиночества. Итак, основная причина скорбей одиноких верующих — привнесенное извне небиблейское понимание этого вопроса.

Вторая причина — отсутствие практического служения. Я часто вижу, как в доме престарелых пожилые одинокие женщины сидят и тоскливо смотрят в окна. Они умирают от скуки, потому что больше никому не нужны. Говорят, что стоячая вода тухнет. Интересно, что апостол Павел пишет о пользе одиночества только в союзе со служением. Без служения одиночество тягостно. Оно выглядит как кара небесная. Пастору следует предлагать одинокому не пару, а служение! Ведь именно отдача Господу, а не поиск возлюбленного делает человека благословенным.

Итак, есть одиночество от Бога, оно не ущербное, а благословенное состояние. Можно полнее отдаться Христу и получить лучший венец из Его рук. Есть одиночество от обстоятельств. И даже в данном случае не стоит горевать и опускать руки. «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь?»

К каким выводам можно прийти?
Церковь открыта как для семейных, так и для одиноких.
Небо открыто как для семейных, так и для одиноких.
Друзья мои! В каком бы кто не находился состоянии, благодарите Бога за него! Благословен Тот, Кто посылает и одиночество, и семейную жизнь!

Одиночество. Благо или проклятие

Говорят, одиночество убивает человека. Вопрос, так ли это, и если да, то, как ему это удается? Начнем с характеристики самого понятия. Какие эпитеты уместны для слова одиночество? Дикое, иссушающее, назойливое, преследующее, холодное, порабощающее, бесстыжее. Кажется, оно лишает нас воли, разума, сил. Оно вынимает из нас душу. Спрашивается, зачем ему нужна наша душа, наша человеческая душа?

Все, что человек делает, определяется обществом, в котором он находится. Им же оценивается и им же потребляется. А вот рождается это тем самым злосчастным одиночеством. Сказочным, вдохновенным, богатым, непознанным, страстным, метущимся, Божественным одиночеством. Быть может, именно одиночество делает человека человеком, либо зажигая в нем Божественную искру, либо гася ее.

[1]

Один! Вроде бы очевидно, что присутствие не определяется только человеческим фактором. Очевидно, но не для всех. Окружающий мир – это то, что каждый получает в дар при рождении в бессрочное пользование и на всю жизнь. Но так уж повелось, что все бесплатное не ценится. Привычно просыпаясь от лучей восходящего солнца, мы не придаем этому значения. Норма! Некоторые начинают это ценить, заплатив за постоянство бытия, дорогую цену. Некоторые не научаются ценить никогда, разбазаривая сокровенное по поглощающим коридорам одиночества. Проекция окружающего мира и внутри человека. Это то, что человек преобразовав, осмыслив, сохранив неизменным, добавив красок или наградив мраком, интериоризировал. Научившись специфически обходиться с внешним миром, человек аналогичным образом поступает и с внутренним. Результат не заставляет себя ждать. Пустотааа…

Читайте так же:  Соперничество детей в семье причины и последствия

Кому-то келья – вселенная

Кому-то вселенная – пустыня

Выбор делает сам человек. Если выбор падает на первое, мироздание в виде ваших скрытых резервов, друзей, близких, любимых, психологов, да и просто в виде солнечного света, всегда протянет вам свои ладони, чтобы вывести из лабиринта Минотавра.

Ищите и обрящите. Стучите и вам откроют.

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Одиночество – это проблема или благо?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Одиночество – это проблема или благо?

По словам известного психолога Адольфа Хараша , одиночество — это и то и другое. Есть одна китайская пословица: «Мудр не тот, кто может отличить зло от добра, а мудр тот, кто способен из двух зол выбрать наименьшее». Любой выбор не будет абсолютно приемлемым, например, что делать — жениться или не жениться? Женишься – один дискомфорт, не женишься – другой дискомфорт. Все зависит от человека, какой дискомфорт для него более приемлем, это называется «принципом приемлемого дискомфорта». Этот принцип является практичным способом выбора, потому что когда мы стремимся к полному комфорту, то всегда оказываемся чем-то недовольны.

А одиночество – это действительно, и благо и проблема. Человек, выбирая одиночество, добровольно берет на себя эту проблему, потому что благом для него является минимизации широких контактов с другими людьми. Например, когда общение мешает человеку сосредоточится на самом себе, он выбирает одиночество, которое является большим благом для него, но проблема остается, потому что порой ему недостает связей с миром. И наоборот, когда человек выбирает широкое общение, у него возникает другая проблема – невозможность побыть одному, и таких людей тоже очень много.

Одиночество – это и то и другое, просто пропорция блага и проблемности разная для разных людей.

«Человек, который жалуется на одиночество, невольно грешит на словах против истины, ибо пользуется словом «одиночество» для того, чтобы поделиться ощущением неподтвержденности своего бытия. Если бы он постарался найти точное слово для обозначения причины своих тревог и депрессий, то это было бы вовсе не «одиночество», а оставленность, забытость, покинутость, незамеченность, невнимание, — иначе говоря, неподтвержденность. Но это – совсем другое дело. Ибо одиночество – наше естественное состояние» Адольф Ульянович Хараш

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Одиночество: проклятие или благословение?

В сегодняшнем обществе брак — нормальное состояние. Так оно и заповедано Богом. Быт. 1: 27-28: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». Бог Сам подвел жену к Адаму. Адам не искал себе пару. Бог позаботился о первой семье.

В жизни поиски пары бывают безрезультатными. Одинокие нередко страдают от ощущения своей ущербности, неполноценности. В обществе, да и в церкви нередко, можно встретить насмешливо-пренебрежительное отношение к холостякам и незамужним
. Это лишь усиливает их чувство ущемленности, покинутости и забытости.

Согласимся, что программы церковной работы в основном направлены на тех, кто уже имеет пару и детей. Семейные словно сидят за одним большим столом, за которым одиноким не находится места. Одиночки остаются без «духовного хлеба» — голодными и обделенными. Они часто слышат: «Если ты одинок, значит, должен создать семью!» Церковные проповедники активно призывают: «Нехорошо быть человеку одному!» Одиночка бьется о стену всеобщего непонимания.

Давайте зададимся вопросом, а что если человек честно пытался создать семью, долго молился, но так и не получил просимого от Бога? Что если молитва его составляет не годы, а десятилетия? Что делать? Согласиться с обществом и церковными лидерами? Признать себя неполноценным?

Если откроем Библию, то придется отказаться от мысли, что одиночество задвигает человека на второстепенные позиции. Апостол Павел даже приветствовал безбрачие: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор. 7:7). Апостол не настаивал, он давал советы, подчеркивая, что это его мнение, а не повеление от Господа. Он говорит о «даровании от Бога», разъясняя, что у каждого оно свое: у кого-то брак, а у кого-то безбрачие. И это, несомненно, состояние от Бога, а не от сатаны. Почему же Павел говорит о практичности безбрачия? Он видит много трудностей брака.

Это было время сильнейших гонений на Церковь. Женатый мог иметь большие скорби по причине притеснений его семьи. Павел называет такие обстоятельства «скорби по плоти», а о попавших в них говорит «мне вас жаль». Сказанное Павлом относится не только к вышедшим замуж девушкам, а вообще к женатым. Итак, скорби брака — первая трудность.

Апостол Павел, как и многие другие христиане полагал, что живет в «последнее время». Последние ветхозаветные пророчества сбываются! Христос вот-вот придет! Поэтому женатым надо оставаться так, и не разводиться. Одиноким же лучше быть без пары. Ведь «проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:31).

Другими словами, «времени остается в обрез» и «мир в его нынешнем облике уходит безвозвратно» («Письма Апостола Павла», пер. В. Н. Кузнецовой, М., 1998 г.)

И еще: женатый и замужняя стремятся, в первую очередь, угодить своему супругу или супруге, а не Господу. С этим можно соглашаться и не соглашаться, но так говорит Библия: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор. 7:32-34).

[3]

В понимании апостола Павла, замужняя и женатый заботятся о «мирском», то есть временном и суетном. А «образ мира сего проходит»! Павел хотел, чтобы христиане больше угождали Богу и не отвлекались от служения. Отвлеченность от служения — вторая трудность брака.

Читайте так же:  В детство или в жертву - выбор за нами

Параллельная мысль содержится во 2 Послании к Тимофею 2:4: «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчавается, если незаконно будет подвизаться». Действительно, воин в походе почти не думает о семье и житейских делах, а о том, как угодить своему командиру. Каждый христианин призван угождать Богу и поэтому должен заботится не о «мирском», а о Господнем служении. Такова аргументация Павла. Ее можно назвать, скорее, практической, чем богословской.

Из вышесказанного следует, что Павел не мыслил об одиночестве как о низшем, по сравнению с браком, состоянии. Сам Господь не был женат. Павел был без жены. Апостол знал преимущества такого положения. В его защите безбрачия играли роль определенные, проверенные опытом, практические соображения.

Необходимо немного упомянуть о призвании к одиночеству. Откуда знать, есть ли оно у меня или его нет? Надо признаться, что здесь мы знаем слишком мало. Это — сфера личных, очень тонких взаимоотношений человека с Богом. Пастор может лишь побуждать опекаемого к поиску и познанию своего дара через молитву. Вероятно, должно быть одобрение и ободрение практики дара одиночества со стороны церковной общины.

Ясно, что одиночество не должно становиться действием по принуждению. Павел не желал возлагать узы одиночества на кого-либо насильно. Обязательно должен быть особый ответ от Господа, подтверждающий призвание к одиночеству. Посвященный на одиночество человек тверд в сердце своем. Он полностью владеет своими чувствами и может длительно воздерживаться от половой жизни. «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:9). Из контекста следует, что это апостольское предписание относится прежде всего к тем, кто уже был в браке, то есть к вдовцам и вдовам. Они не являются девственниками. Несомненно, что для них проблема полового воздержания может быть существенной в решении брачного вопроса. Им гораздо труднее избегать половой близости.

Я не стал бы настаивать на том, что человека, призванного к одиночеству, Бог полностью моментально освобождает от полового влечения. Мы не можем «обязать» Бога к этому. Если Бог призывает человека к одиночеству, то постепенно освобождает его и от желаний тела. Святой Дух дает такому призванному вместе с даром одиночества и определенную силу воздержания.

Становится ясно, что одинокий — не второсортный человек в церковной общине. Он ни на минуту не должен чувствовать себя таким. У него есть возможность служить Богу намного более эффективно, чем женатому и замужней. По моим наблюдениям, наибольшее огорчение у одиноких возникает в силу таких причин:

Им внушается мысль, что их положение ущербное и ненормальное. Человеку прививаются сегодня языческие стереотипы поведения. Бытуют такие штампы: «Если ты одинок, то это ненормальное состояние. Ищи себе пару любой ценой!» В современном мире нет никакой жалости к одинокому. Не учитывается призвание человека! В таком круговороте мнений он быстро теряет всяческую ориентацию. Что из этого получается? Призванный к одиночеству попадает в пучину безнравственности — легких связей без любви и без настоящего единения. Брак видится как избавление от ненормальности. Иногда, убегая от одиночества, человек вступает в противоестественные связи: мужчина с мужчиной, женщина с женщиной. Они не желают чувствовать себя ущербнее других! Избавление от одиночества достигается любой ценой! Но… брак нельзя рассматривать, как бегство от одиночества!

Страшнее одиночества — полное одиночество в браке! Скорби брака могут превзойти скорби одиночества. Итак, основная причина скорбей одиноких верующих — привнесенное извне небиблейское понимание этого вопроса.

Вторая причина — отсутствие практического служения. Я часто вижу, как в доме престарелых пожилые одинокие женщины сидят и тоскливо смотрят в окна. Они умирают от скуки, потому что больше никому не нужны. Говорят, что стоячая вода тухнет. Интересно, что апостол Павел пишет о пользе одиночества только в союзе со служением. Без служения одиночество тягостно. Оно выглядит как кара небесная. Пастору следует предлагать одинокому не пару, а служение! Ведь именно отдача Господу, а не поиск возлюбленного делает человека благословенным.

Итак, есть одиночество от Бога, оно не ущербное, а благословенное состояние. Можно полнее отдаться Христу и получить лучший венец из Его рук. Есть одиночество от обстоятельств. И даже в данном случае не стоит горевать и опускать руки. «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь?»

К каким выводам можно прийти?
Церковь открыта как для семейных, так и для одиноких.
Небо открыто как для семейных, так и для одиноких.
Друзья мои! В каком бы кто не находился состоянии, благодарите Бога за него! Благословен Тот, Кто посылает и одиночество, и семейную жизнь!

Почему одиночество для одних благо, а для других наказание

Одиночество: место, куда хорошо заходить в гости, но не жить там.

Интересно, почему одиночество считается чем-то не очень приятным, а одиноких людей принято жалеть? Не всегда люди, живущие одни, испытывают его. И наоборот, человек, живущий в семье, чувствует себя бесконечно одиноким. Как объяснить, и какие причины вызывают это чувство.

Так что же такое одиночество

Почему одиночество среди женщин встречается чаще, чем у мужчин? Бывает несколько видов женского одиночества, впрочем, как и мужского. Это состояние души, когда нет покоя, и кажется, что весь мир против тебя. У человека складывается ощущение, что он становится мелким и никому ненужным. Это можно почувствовать везде: в пустой комнате, шумной компании. От него не спрячешься и не убежишь.

Это невозможность найти общий язык с самим собой. Поневоле вспоминаются слова М. Жванецкого, что одиночество – это, когда целую ночь разговариваешь сам с собой, и тебя не понимают. Почему одиночество такого рода самое опасное? Потому, что это болезнь души. Она может закончиться суицидом.

Другой вид – это решение не заводить семью. Несмотря на то, что к старым девам всегда относились с предубеждением, здесь, мол, что-то не так, много молодых женщин сегодня решает не связывать себя семейными отношениями. Причины женского одиночества могут быть различными, их решение может привести к тому, что женщина перестаёт избегать мужчин.

Но в ряде случаев быть одной входит в устойчивое привыкание (хроническое одиночество), и изменить эту ситуацию мешает страх лишиться комфортного состояния, к которому человек привык.

Некогда чувствовать себя одиноким

Жизненные наблюдения показывают, что одиноко живущие люди не всегда испытывают чувство одиночества. Активный образ жизни, много друзей и знакомых делают жизнь их яркой и насыщенной. Им просто некогда чувствовать себя одинокими. Это обычно бывает у людей, стремящихся к свободе.

[2]

Полная свобода может быть только у одиноких людей. Так как она позволяет быть независимым, не связанным никакими обязательствами. Тогда почему одиночество так страшит людей? Потому что у этой, казалось бы, безоблачной ситуации может быть и обратная сторона.

Читайте так же:  Сила принятия - ваш внутренний ресурс возрождения

У каждого человека свои основания, по которым он вольно или невольно остаётся один. Психологи выделяют несколько основных причин, по которым остаются одинокими женщины:

  • Чувство самодостаточности. Достижение определённых успехов в карьерном росте, хорошая материальная обеспеченность, финансовая независимость, все это вместе даёт завышенную самооценку себе. В этом случае для мужчин устанавливается определённая планка, под которую большинство претендентов не подпадают. А с годами количество их становится всё меньше и меньше.
  • Завышенные требования к мужчине. В этом случае к кандидату устанавливаются слишком высокие требования, под которые большая часть мужчин не подходит. Это ведёт к женскому одиночеству.
  • Боязнь повторения опыта прежних отношений, в результате которого даме была причинена моральная или физическая боль, страдание. Этот негатив служит причиной боязни создавать новые отношения.
  • Эгоизм, желание жить только ради себя, стараться получить от жизни массу удовольствий, нежелание ответственности и обязательств пред близкими людьми – это так же одна из частых причин, когда женщина остаётся одна.
  • Несвобода любимого человека. Как правило, по этой причине одинокими остаются однолюбы, которые через всю свою жизнь проносят своё чувство к одному человеку.

Все эти причины можно с уверенностью отнести и к одиночеству мужчин, которых так же в наше время становится всё больше и больше. Но как показывают исследования немецких учёных из клиники психосоматической медицины г. Майнца, одиноких женщин намного больше, чем мужчин. Почему одиночество женщин встречается чаще. Наверное, все таки, мужчины менее приспособлены в жизни, поэтому они стремятся найти женщину.

Может мужчины труднее переносят одиночество? Как показывает практика, одинокие мужчины меньше живут, а женщины, оказавшись в такой ситуации, наоборот. Может женщины более стойкие и легче переносят все невзгоды. Почему одиночество женщин так задевает окружающих, а одиночество мужчин кажется нормой.

Почему одиночество сопутствует свободе

Любая жизнь в коллективе, в том числе и семейном, это ряд обязательств пред его членами, которые необходимо выполнять. Большинство, говорящих о свободе, подразумевают под этим свободу от всех обязательств, что возможно только в полном одиночестве. Поэтому говоря об одиночестве, необходимо помнить, что в большинстве случаев, человек добровольно выбирает именно этот способ жизни.

Но со временем жизнь может внести определённые коррективы, при которых свобода не будет благом. Как говорится, все мы ходим под Богом, и безоблачные и счастливые моменты, увы, сменяются серыми, а иногда и тёмными тонами. Любые жизненные трудности легче пережить с семьёй, с близкими людьми, которые тебя, может и не до конца понимают, но любят. Ужасно и страшно встречать неожиданные жизненные трудности один на один.

Отдавая получаешь

У одиночества человека есть свои положительные моменты, которых может не хватать семейным людям. Но хочется спросить, а может ли быть одинокий человек счастлив? Да, он спокоен, у него меньше проблем, у него меньше забот, он волен делать в любой момент всё, что ему хочется. Но есть непреложный моральный закон, чем больше отдаёшь, тем больше получаешь. Как сказал Сэнт Экзюпери, отдавать – это перебросить мост через бездну своего одиночества.

Одиночество благо или наказание

У каждого человека в жизни бывает потребность в одиночестве. Иногда так хочется побыть одному, чтобы морально отдохнуть, насладиться тишиной и покоем. Но для большинства людей одиночество не есть благо. Так устроен человек, что для него одиночество в радость только в том случае, если на уровне подсознания он знает, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

В жизни не всё так просто, как кажется. К каждой ситуации необходим индивидуальный подход. Семейная жизнь, так же не всегда благо, как хотелось бы. Иногда женщина сознательно отказывается заводить семью, наглядевшись вдоволь на жизнь своих родителей. Или получив первый негативный опыт, навсегда решает не создавать семейное гнёздышко во второй раз.

Два разных взгляда на одну проблему

Молодёжь относится к одиночеству спокойно. Это не то время жизни, когда можно зацикливаться на таких проблемах. Одиночество молодыми воспринимается как недостаток общения, но это не может быть трагедией, так как в это время всё можно исправить.

А вот люди постарше, остающиеся одинокими в силу каких-либо обстоятельств, зачастую переживают эту проблему тяжело. Как показывают исследования, очень тяжело переносят одиночество женщины от 40 до 50 лет. Но жизнь прекрасна всегда. Не нужно оставлять время свободным, чтобы в голову лезли всякие мысли о ненужности и одиночестве. Лучше заняться делом. Это может быть учёба, открытие собственного дела, спорт, карьера, самосовершенствование, туристические поездки, да мало ли какие интересные дела найдутся у свободного человека.

Но в среднем возрасте становится немного грустно, так как друзья обзаводятся семьями и дружеские связи постепенно сходят на нет. Даже самые преданные подруги не особо приветствуют частое общение, из-за боязни потерять мужа. Если одинокий мужчина, то противниками частых встреч с ним часто опять-таки выступают жены друзей, из-за боязни негативного влияния на мужа. Как говорится у семейных свои дела.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый живёт своей жизнью. От человека зависит, будет он счастливым или нет. Нет таких правил, из которых не бывает исключений. Семейные люди под старость чувствуют глубокое разочарование в жизни, а одинокие считают себя счастливыми. Но всё равно при слове «одиночество» становится немного грустно. Как-то у знаменитого польского философа и поэта Станислава Леца спросили, что такое трагедия? Он ответил: «Трагедия? Сидел одинокий человек в пустой комнате».

Источники


  1. Руденко, А. М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.

  2. Лопатина, А. Беседы и сказки о семье. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. — М.: Философская Книга, 2015. — 176 c.

  3. Носов, С. С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие / С.С. Носов. — М.: Флинта, 2013. — 149 c.
  4. Архипова, Елена Кризисы семейной жизни / Елена Архипова. — М.: Фарес, 2008. — 112 c.
  5. Юрчук, В. В. Женское искусство околдовывать, соблазнять и обирать мужчин / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2008. — 480 c.
Одиночество — проклятие или благо
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here