Осознанный выбор в профессии

Сегодня обсуждаем тему: осознанный выбор в профессии с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Мероприятия

13 марта состоится тренинг для подростков «Осознанный выбор профессии». Время: 12:00-19:00.

Данный тренинг благоприятно влияет на развитие таких личностных качеств подростков как ответственность, сознательность, креативность, уверенность в себе.

Выбор профессии — важный и ответственный шаг. Ведь именно на работе мы проводим значительную часть своей жизни, посвящаем ей свое время, силы, эмоции и мысли.

Выбирая будущую профессию, подростку приходится учитывать множество факторов: мнение родителей, интересы, перспективы, обучение и многое другое. Как не заблудиться среди этих выборов и сделать СВОЙ ОСОЗНАННЫЙ выбор, как понять, что нравится именно мне, и в чем мое призвание? Именно об этом мы будем говорить на тренинге.

Мы не даем «правильных» ответов, но участники получают инструменты, с помощью которых они могут выбрать свой профессиональный путь. Поэтому, на тренинге не будет точного указания на профессию. Но будет контакт с собой, поиск своих интересов и выстраивание стратегии выбора и осознание своих приоритетов.

И конечно же мы поговорим о такой важной части жизни как призвание.

[1]

Этот тренинг для тех подростков, которые:

— готовы изучать себя для ответа на главный вопрос: Какую профессию выбрать?;

— хотят начать знакомится с собой, своими ценностями, потребностями, сильными и слабыми сторонами;

— настроены на достижение успеха в жизни.

В результате тренинга Вы:

— Определитесь со сферой своих профессиональных интересов;

— Осознаете, что вас вдохновляет и «зажигает»;

— Поймете, что именно вам важно в профессии;

— Создадите образ желаемой работы;

— Получите инструменты выбора своей профессии;

— Узнаете, какие шаги предпринять для лучшего понимания будущей профессии.

Структура тренинга:

12:00 — Знакомство. Сбор ожиданий от тренинга

  1. Частые ошибки при выборе профессии
  2. Призвание — что это такое и что нам мешает следовать ему? Что такое «дело жизни»?
  3. Активизация правого полушария
  4. Аутотренинг «Любимые дела»
  5. Техника «10 жизней»

14:30 – 15:30 обед

  1. Техника «Соединяем несоединяемое»
  2. Активизация левого полушария
  3. Определение предварительной области интересов
  4. Матрица профессий
  5. Техника «Образ жизни»
  6. Техника «Сад успеха»

17:00-17:15 – перерыв, «чайная пауза»

  1. Техника «Значимые люди»
  2. Приоритеты при выборе профессии
  3. Плюсы и минусы будущих профессий
  4. Способы дальнейшего познания профессии, домашнее задание
  • Продолжительность тренинга: 12:00 до 19:00 с перерывами на чай и обед
  • Набор участников: по регистрации
  • Количество мест: 15
  • Стоимость: до 10 марта оплата — 3500 руб. / с 11 марта и в день тренинга — 5000 руб.
  • В стоимость тренинга входит «чайная пауза», обед не входит

Осознанный выбор профессии — это нечто большее, чем просто профориентация. Это, прежде всего, работа с ценностями человека, с его личными стремлениями и талантами. Мы убеждены, что каждый человек может быть максимально эффективен в какой-то конкретной сфере деятельности. Работа в удовольствие — это не мечта, а реальность человека, осознавшего свои истинные желания и начавшего делать шаги на пути профессиональной реализации.

Тренинг был неоднократно реализован на базе Центра Содействия Инновациям в образовании, и Московском Городском Психолого-Педагогическом Университете (МГППУ)

Автор и ведущий тренинга:

Григорий Кононенко

Бизнес-тренер, психолог-консультант, тренер Центра Определения Способностей «Who Am I?»

Руководитель проекта «Эмпатия», специалист в области психодрамы, нлп, опыт групповой психологической работы-15 лет.

Образование:

Московский Открытый Социальный Университет

Искусство деловой жизни

Институт клинической психологии и психотерапии

Московский институт гештальта и психодрамы

Институт консультирования и системных решений

И другие организации

Опыт работы:

  • Тренер Центра Определения Способностей «Who Am I?»
  • Основатель и руководитель нескольких проектов в сфере психологической работы с молодежью и корпоративных программ командообразования, разработчик образовательных и обучающих программ, бизнес-тренер.
  • Программный директор компании TeamPoint
  • Реализовывал корпоративные проекты для ведущих российских и мировых брендов
  • Специалист в области работы с подростками и командообразования. Специализация: психодрама, нлп, семейные расстановки, группы встреч. Опыт — 15 лет групповой психологической работы.

Отзывы о тренинге:

Смирнов Виктор, 17 лет

Тренинг мне понравился. Он дал мне много новой информации и «свежесть» в голове. Я приобрел несколько новых и интересных идей для своей профессии. Больше всего мне понравилось рассматривать плюсы и минусы разных профессий. Убедиться, что я выбрал то направление, которое мне интересно.

Старостин Григорий, 14 лет
Тренинг очень понравился, приятная обстановка, добрые люди, которые с любовью и качественно относятся к своему делу и реально помогают определиться. Я смог сузить свой круг интересов и более конкретно видеть себя в будущем, понял что мне действительно интересно. Сценка про любимую и нелюбимую работу, приятное не напряжное общение, 10 жизней. Осознать что я есть сейчас, кем хочу быть, что мне надо для этого и кем я буду.

Мария, 13 лет

Для меня тренинг был весьма результативным, т.к. мне нужно было найти стержень в профессиональном плане и я его нашла. Поскольку я уже достаточно много знаю насчет себя и насчет профориентации в целом, не получила особо новых знаний, но многое подтвердилось. Больше всего понравилось то, что можно рассмотреть проблему во всех ее аспектах. Легко сузить интересы. Время, проведенное с пользой, дающее результат.

Осознанный выбор в профессии

Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Т.В. Кудрявцев, Е.М. Борисова, И.М. Кондаков, А.В. Сухарев, Г.С. Прыгин, А.К. Осницкий и др.). Это связано с тем, что проблема профессионального самоопределения носит фундаментальный характер, ибо она затрагивает общую проблему жизненного становления личности.

Вместе с тем в настоящее время проблема профессионального самоопределения, в частности выбора профессии, приобрели особую актуальность. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, демократизация общества, появление рынка труда, переориентация производства, исчезновение одних профессией и появлением других усилили интерес исследователей к проблеме профессионального самоопределения.

Читайте так же:  Кнут или пряник как воспитать самодостаточного ребенка

Выбор вначале специальности, а затем и профессии перед школьником является важным и ответственным шагом в начале его жизненного пути. В зависимости от того, верно ли он выбрал будущую профессию, зависит его психологическое состояние на долгие годы. При верном выборе специальности, далее профессии, в жизни человека открывается возможность достижения профессиональных успехов, приносящие радость и положительные эмоции, самовыражение как личности и всё другое, что приводит в конечном итоге к самоутверждению и удовлетворению от результатов своей работы.

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких.

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.В последние годы эти проблемы разрабатываются в трудах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Д.И. Фельлдштейна, Л.А. Йовайша, Е.И. Головаха, С.Н. Чистяковой, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш, О.П. Очкина. В работах этих исследователей раскрыты психологические закономерности процесса профессионального самоопределения личности их реализации в системе профориентационной работы.

Таким образом, состояние научной разработанности проблемы выбора профессии свидетельствует о существовании фундаментальных исследований в данной области. Изучив теоретические исследования по данной проблеме, мы выдвинули целью нашего исследования – изучить осознанность профессионального выбора стершеклассниками.

Предмет исследования: психологические аспекты, влияющие на осознанный выбор профессии старшеклассников.

Объект исследования: профессиональный выбор старшеклассников.

Гипотеза: выбор профессии старшеклассниками в большинстве случаев малоосознан; старшеклассники выбирают профессию, руководствуясь критериями не входящими в психологические аспекты осознанного выбора.

1. Изучение литературы по проблеме исследования с целью выделить основные теоретические положения вопроса.

2. Рассмотрение личностных особенностей старшеклассников.

3. Изучение аспектов влияющих на профессиональное самоопределение.

В работе были использованы следующие психодиагностические методы:

1. Анкета для определения критериев выбора профессии, модифицированный опросник Н.Н.Куимова.

Цель:выявить, какими критериями руководствуются испытуемые для выбора профессии.

2. Опросник профессиональных предпочтений (Методика Дж.Голланда).

Цель: определить профессиональные предпочтения испытуемых.

Старшеклассники по-разному выбирают профессию и то, как был сделан этот выбор, во многом определяет последующую реализацию в своей профессии. Можно выделить несколько ситуаций выбора:

1) безальтернативный выбор, когда данной профессиональной деятельностью занимаются в силу традиций и обычаев;

2) случайный выбор, выбор «наугад»;

3) социально обусловленный выбор, когда профессия выбирается в связи с представлением о долге, миссии, призвании или обязательствами перед людьми;

4) осознанный выбор в силу сознательного определения целей профессиональной деятельности, выбор, который, как правило, основан на анализе реальных проблем и знании о будущей профессии.

О последней ситуации и пойдет речь в данном исследовании.

Е.А. Климов выделяет восемь важных типов обстоятельств, которые нужно учитывать при анализе профессионального выбора независимо от ситуации выбора:

1. Позиция старших членов семьи;

2. Позиция товарищей, подруг (сверстников);

3. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя;

4. Личные профессиональные планы:

• Главная цель (что буду делать, какой трудовой вклад внесу, каким буду, с кем буду, где буду, чего достигну; мой идеал жизни и деятельности)

• Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил; чему и где учиться, перспективы профессионального роста)

• Пути и средства достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное заведение)

• Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей)

• Внутренние условия достижения целей (свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности). Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов

6. Уровень притязаний на общественное признание;

Д.А. Леонтьев пишет: «Оценить «качество» выбора можно по тому, насколько ответственно он был сделан, и насколько выбор понимается как сделанный самостоятельно».

Итак, при анализе осознанности выбора следует учитывать следующие аспекты:

• Самостоятельность собственного выбора, принятие на себя ответственности;

• Наличие сформулированной цели;

• Наличие плана по достижению цели;

• Позиция старших членов семьи;

• Наличие альтернативных вариантов, простроенных субъектом;

• Уровень притязаний на общественное признание.

Для подтверждения гипотезы было проведено пилотажное исследование среди 27 человек возраста 18-19 лет. В результате исследования было выяснено, что 11 (41%) человек выбрали профессию случайно, 9 (34%) человек руководствовались, главным образом, мнением близких родственников, к тому же, пятеро (18%) из них отдают предпочтение другим типам профессий. Полученные результаты соответствуют критериям осознанного выбора, и подтверждены результатами опросника Дж.Голланда. А именно все 11 человек – «социальный» и «интеллектуальный» типы, которые соответствуют выбранному типу профессии. Девять и пять человек соотнесли себя с «предприимчивым» и «конвенциальным» типами. Для них главными критериями были: позиция старших членов семьи и наличие сформулированной цели. Два (7%) испытуемых дали противоречивые ответы, их результаты в исследовании не учитывались.

Читайте так же:  Женская ответственность в отношениях

Таким образом, профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации. Мы продолжим дальнейшее исследование, поскольку на правильность профессионального самоопределения оказывает влияние ещё и уровень притязаний, самооценка и другие аспекты осознанного выбора.

Именно профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще.

ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ для старшеклассников, студентов

Курс «ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ»

Позволяет ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ И ВУЗ

Творческое взаимодействие с подростком по Уникальной методике пробуждает ИНТЕРЕС к профессиональной САМОРЕАЛИЗАЦИИ, предоставляет возможность анализа процесса выбора профессии и ощущение ответственности за свой выбор.
Услуга подходит для тех, кто хочет самостоятельно определиться с выбором профессии под чутким сопровождением психолога-профконсультанта.

Как это работает?

  1. Предварительная запись (оставить заявку)
  2. Вам отправляется на почту приглашение для прохождения комплексной диагностики в течение 60 минут (способности, интересы, качества личности)
  3. Назначаем удобное время для консультации с рекомендациями дальнейшего развития
  4. Четыре консультации (1,5 часа) с родителем и подростком. Составляется формула профессии. Выбор профессии, вуза. План развития и поступления. Первые шаги.
  5. На консультациях получаете ответы на интересующие вопросы и даже больше

СТОИМОСТЬ 4 800 р.
АКЦИЯ. Подарок себе и другу. Две Профориентации (на любой возраст) по 4 300 р.

Если у Вас остались вопросы по проведению профориентации, Вы можете задать их, написав нам: https://mssg.me/po_vsem__voprosam_

или по телефону +7978 8311727

Оставить заявку

Нажав на кнопку «Записаться», вы:подтверждаете свое согласие на обработку и хранение своих персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.

Мероприятия

9 апреля с 10:00 до 18:00 состоится тренинг для подростков « Осознанный выбор профессии »

Данный тренинг благоприятно влияет на развитие таких личностных качеств подростков как ответственность, сознательность, креативность, уверенность в себе.

Выбор профессии — один из важнейших выборов, который совершает человек. И жизненно значимо, чтобы он оказался верным. Тогда выбранная профессия будет доставлять удовольствие и соответствовать финансовым ожиданиям.

Этот тренинг для Вас, если Вы хотите:

— самостоятельно и осознанно подойти к выбору профессии

— определить собственные перспективы личностного и профессионального самоопределения

— познавать себя, свои интересы, склонности, ценности

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— исследовать свои способности и научиться эффективно их применять

— получать удовольствие от дела своей жизни, раскрывая собственный потенциал

— быть успешными в различных сферах жизни

— увидеть новые перспективы и определить, куда Вам следует двигаться

[2]

— наполнить свою жизнь смыслом и определить любимое дело, которое позволит Вам получать удовольствие от рабочего процесса и получать достойный заработок.

В результате тренинга Вы:

— Получите возможность сделать осознанный выбор профессии

— Познакомитесь с факторами, влияющими на профессиональный выбор

— Расширите представление о мире профессиональной деятельности

— Определите ключевую область своих интересов

— Исследуете свои способности и возможности

— Расставите личные и профессиональные приоритеты

— Получите инструменты выбора своей профессии

— Построите дорогу к достижению своей профессиональной цели

Структура тренинга (10.00-18.00):

1. Знакомство. Постановка целей на тренинг.

2. Что нужно знать, чтобы не допустить ошибку при выборе профессии. Техника «Рейтинг ошибок».

3. Методики: «Мои сильные и слабые стороны», «Что я о себе не знаю», «Мои неосознаваемые таланты»

4. Игра Бумеранг. Знакомство с разнообразными профессиями, их плюсами и минусами.

[3]

5. Перерыв (11.30 – 11.45)

6. В какой профессии меня видят окружающие?

7. Методика « HR ». Какие профессии мне рекомендуют

8. Техника «Мои 10 лучших профессий». Определение области интересов

9. Обед (13.30-14.30)

10. Делаем выбор профессии: что будет моим хобби, а что профессией. Методика «Солнечная Система»

11. Модель призвания

12. Заполнение Вашей личной Формулы Призвания

13. Перерыв (16.00-16.15)

14. Проективная методика «Миссия»

15. Техника «Дорога к моей профессии». Построение плана достижения профессиональной цели.

16. Обсуждение результатов, подведение итогов тренинга

Осознанный выбор профессии — это нечто большее, чем просто профориентация. Это, прежде всего, работа с ценностями человека, с его личными стремлениями и талантами. Мы убеждены, что каждый человек может быть максимально эффективен в какой-то конкретной сфере деятельности. Работа в удовольствие — это не мечта, а реальность человека, осознавшего свои истинные желания и начавшего делать шаги на пути профессиональной реализации.

Тренинг был неоднократно реализован на базе Центра Содействия Инновациям в образовании, и Московском Городском Психолого-Педагогическом Университете (МГППУ).

Автор и ведущий тренинга:

Татьяна Петренко

Руководитель психологического отдела Центра Определения Способностей «Who Am I?». Психолог и тренер в области раскрытия Призвания и определения Смысла Жизни. 6 лет практического опыта консультаций и преподавательской деятельности в психологии и бизнесе. Профессиональный коуч. Эксперт в области профориентации, диагностики способностей и потенциала личности. Автор и ведущая мастерских и тренингов по темам обнаружения природных склонностей и неосознаваемых талантов, раскрытия Предназначения и Призвания, развития навыков стрессоустойчивости, построения жизненной навигации и нахождения путей достойного заработка.

Отзывы о тренинге:

Смирнов Виктор, 17 лет

Тренинг мне понравился. Он дал мне много новой информации и «свежесть» в голове. Я приобрел несколько новых и интересных идей для своей профессии. Больше всего мне понравилось рассматривать плюсы и минусы разных профессий. Убедиться, что я выбрал то направление, которое мне интересно.

Старостин Григорий, 14 лет
Тренинг очень понравился, приятная обстановка, добрые люди, которые с любовью и качественно относятся к своему делу и реально помогают определиться. Я смог сузить свой круг интересов и более конкретно видеть себя в будущем, понял что мне действительно интересно. Сценка про любимую и нелюбимую работу, приятное не напряжное общение, 10 жизней. Осознать что я есть сейчас, кем хочу быть, что мне надо для этого и кем я буду.

Читайте так же:  Любимая сказка и жизненный сценарий

Мария, 13 лет

Для меня тренинг был весьма результативным, т.к. мне нужно было найти стержень в профессиональном плане и я его нашла. Поскольку я уже достаточно много знаю насчет себя и насчет профориентации в целом, не получила особо новых знаний, но многое подтвердилось. Больше всего понравилось то, что можно рассмотреть проблему во всех ее аспектах. Легко сузить интересы. Время, проведенное с пользой, дающее результат.

Стоимость участия — 5 000 ₽

Место проедения — МГСУ, Центр довузовской подготовки абитуриентов, Ярославское шоссе, дом 26, первый холл учебного корпуса, 2-й этаж

Школьников научат осознанному выбору будущей профессии

Теоретический курс учебных дисциплин хотят усилить практической частью и ввести уроки профориентации

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Большинство выпускников вузов не работают по полученной специальности. Как сориентировать старшеклассников в многообразии профессий, особенно недавно появившихся? Какие изменения могут внести в школьную программу, накануне 1 сентября эксперты рассказали в пресс-центре «Парламентской газеты».

Обновить курс информатики

За последний год многие предложения, направленные Минпросвещению экспертным сообществом и сенаторами, уже нашли отражение в учебных планах, отметила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Во-первых, ЕГЭ перестал жить отдельной от учебных программ жизнью. Во-вторых, определён объём знаний, который должен знать ребёнок по окончании начальной, средней и старшей школы. Кроме того, в обязательную школьную программу вернули астрономию и разработали факультативные курсы по финансовой и предпринимательской грамотности, а также по информационной безопасности, о чём особенно настаивали в Совете Федерации.

Однако профориентация школьников по-прежнему хромает, убеждён член Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Василий Власов (ЛДПР). «Сейчас 60-70 процентов выпускников вузов не работают по своей специальности, а будущую профессию подростки выбирают исходя из предметов, по которым им легче сдать ЕГЭ», — утверждает депутат.

Василий Власов. Фото: ПГ / Михаил Нилов

Главная задача профориентационной работы в школе заключается в том, чтобы ученик мог осознанно сделать выбор профессии, считает ведущий научный сотрудник института образования НИУ ВШЭ Олег Фёдоров. «Мы не знаем, как будет выглядеть рынок профессий через 10-15 лет и не можем сказать ему: будь менеджером, юристом или врачом. Ребёнок должен сам прийти к ответу на это вопрос, а задача школы — показать максимально широкую картинку, чтобы было из чего выбирать», — рассуждает эксперт.

Для усиления профподготовки учащихся депутат Власов предлагает перейти на 12-летнее обучение. Сейчас, приводит он аргументы, такая программа существует в странах, которые уже входят в десятку лучших по качеству образования.

Олег Федоров. Фото: ПГ / Михаил Нилов

Начиная с 8-го класса, учебную программу следует строить следующим образом: шесть месяцев учебная программа, три месяца каникул, три месяца — на профориентацию и подготовку к ЕГЭ. Также Власов выступает за увеличение количества часов на преподавание информатики. Но сам курс следует доработать: печатать на компьютере и работать в графических и фоторедакторах — это и сегодня и детсадовцы умеют. По мнению парламентария, на занятиях информатики следует сделать упор на поиске необходимой информации в сети Интернет.

При введении 12-летнего образования в программе может появиться и отдельный предмет — профориентация, допускает Власов.

Ребёнок уже в школе должен знать о новейших технологиях и трендах, таких как Big Data, блокчейн. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

В школьной программе — практические блоки

С инициативой сделать в программе старших классов упор именно на профподготовку выпускников согласилось большинство экспертов. «Ребёнок уже в школе должен знать о новейших технологиях и трендах, таких как Big Data, блокчейн, и иметь возможности для исследовательской деятельности», — считает директор международного фестиваля научно-технического творчества «От Винта!» Сергей Гузев.

А это, по его мнению, возможно только при взаимодействии школы с реальным сектором экономики. Организаторы конкурса выступили с инициативой интегрировать профориентационные блоки в структуру школьных дисциплин. «Это не увеличит количество часов и нагрузку, учебники останутся прежними, однако у школьников появится возможность для исследовательской деятельности. Ведь сегодня курсы робототехники доступны далеко не всем ребятам», — объяснил эксперт.

Сергей Гузев. Фото: ПГ / Михаил Нилов

Авторы идеи уже направили свои предложения по усилению практической части точных дисциплин и профориентационной подготовки старшеклассников в Минпромторг и Минпросвещения и ждут оценки своей инициативы.

Научить ребят новым навыкам и компетенциям, которые пригодятся им в будущем, можно, изменив формат подачи знаний, уверена заместитель руководителя департамента политологии Финансового университета и вице-спикер Молодёжного парламента при Госдуме Наталья Назарова. Особенно, подчеркнула она, это важно при изучении гуманитарных дисциплин. Когда детей просто «натаскивают» на ЕГЭ, они могут возненавидеть предмет, а если разработать систему тестов, где будет много личностных и описательных вопросов, — результат будет совершенно иным.

Наталья Назарова. Фото: ПГ / Михаил Нилов

У Молодёжной палаты Госдумы есть опыт проведения всероссийского тестирования школьников по отечественной истории. После каждого такого теста, рассказывает Назарова, подростки сами ищут в Интернете ответы на все вопросы, потому что им становится интересна тема, а следовательно, и история своей страны.

КУРС «Осознанный выбор профессии»

КУРС «Осознанный выбор профессии»

Подробный чек лист с вопросами в приемной комиссии. Как правильно провести собеседование в вузе. Какие вопросы следует задать.

+Вторая консультация с родителями и подростком. План дальнейшего развития

Позволяет выявить интересы, способности и личностные особенности. Выбрать средне-специальное или высшее учебное заведение, направление обучения в вузе. Определить подходящий профиль обучения в старшей школе, подобрать тренинги, составить индивидуальный план развития

На консультации с родителем и подростком Анастасия Федякова лично или в Skype (по договоренности) в течении 90 минут дает ответы на вопросы:

  • какие профессии и почему подходят подростку на основе анализа его интересов, способностей и черт характера;
  • в каких вузах можно получить соответствующее образование;
  • какие экзамены в форме ЕГЭ нужно сдавать для рекомендуемых специальностей;
  • как выбрать профильный класс, школу, лицей или колледж;
  • как можно скорректировать выявленные тестом «слабые» стороны характера;
  • как развить способности, необходимые для успешной самореализации в привлекательных для учащегося профессиональных сферах.

Как это работает?

  1. Оставьте заявку.
  2. Назначаем удобное время консультации
  3. После оплаты на Вашу эл.почту приходит ссылка для прохождения комплексной диагностики (+-1 час)
  4. Проходите диагностику. Желательно на «свежую голову»
  5. На консультациях получаете ответы на интересующие вопросы и даже больше
  6. Страница редактируется

+ Ценный бонус. Творческое взаимодействие с подростком по Уникальной методике пробуждает ИНТЕРЕС к профессиональной САМОРЕАЛИЗАЦИИ, предоставляет возможность анализа процесса выбора профессии и ощущение ответственности за свой выбор.

[3]

Если у Вас остались вопросы по проведению профориентации, Вы можете задать их, написав нам: https://mssg.me/po_vsem__voprosam_

Читайте так же:  Для молодых и влюбленных

Или оставить заявку

Оставить заявку

Нажав на кнопку «Записаться», вы:подтверждаете свое согласие на обработку и хранение своих персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.

Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях

Дата публикации: 07.11.2016 2016-11-07

Статья просмотрена: 2882 раза

Библиографическое описание:

Петрова Ю. И. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 224-227. — URL https://moluch.ru/archive/126/34998/ (дата обращения: 07.08.2019).

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь.

Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и зарубежной психологии не является новой. Частные аспекты и вопросы исследовались философами, социологами, педагогами и психологами. Так феномен профессионального выбора описан в трудах Е. И. Головахи, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, И. С. Кона, Н. С. Пряжникова и других ученых. Однако в настоящее время теоретические аспекты проблемы профессионального выбора все еще недостаточно разработаны, нет однозначности в понимании ситуации выбора профессии.

Многие ученые, занимающиеся проблемой профессионального становления личности, рассматривают процесс профессионального выбора через призму профессионального самоопределения.

Например, П. А. Шавир [13] процесс профессионального самоопределения не ограничивает актом профессионального выбора. В его понимании профессиональный выбор является одним из аспектов профессионального самоопределения. Схожую точку зрения имеют В. А. Бодров [2] Е. А. Климов [7] и Н. С. Пряжников [11]. Они считают, что процесс профессионального самоопределения не завершается выбором профессии. В их понимании профессиональный выбор — это важный компонент профессионального самоопределения личности, многократный процесс, неоднократно осуществляемый при изменении самой личности, ее макро- и микросоциума. Э. Ф. Зеер [6] считает, что осознанный профессиональный выбор с учетом своих способностей, особенностей, требований профессии — это ядро профессионального самоопределения личности.

Другие же ученые считают, что профессиональный выбор — это результат профессионального самоопределения личности, однократный процесс, который завершается поступлением в учебное заведение или на работу. А. М. Кухарчук [10] полагает, что самостоятельный профессиональный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов и соотнесение их с требованиями профессии — и есть профессиональное самоопределение. По И. С. Кону [8], профессиональный выбор — четвертый завершающий этап профессионального самоопределения.

Украинский социолог Е. И. Головаха [4] отмечает, что выбор профессии — это первый шаг на пути жизненных выборов. «Профессиональный выбор — это решение, затрагивающее ближайшую жизненную перспективу. Он может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения, и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями» [4, с. 13]. То есть профессиональный выбор Е. И. Головаха рассматривает как повторяющийся процесс, изменяющийся в зависимости от мотивов личности и факторов среды.

В. И. Крюкова [9] считает, что профессиональный выбор — это сложный, сугубо индивидуальный, комплексный процесс, включающий в себя внутренние и внешние факторы, основывающейся на сочетании потребностей, интересов, мотивов, личностных особенностей, образов самого себя в профессии и находящейся под влиянием родителей и общества. Выбор профессии — протяженный во времени процесс, но ограниченный ситуацией принятия решения самого выбора одной альтернативы.

Она выделила внутренние и внешние психологические факторы выбора профессии. К внутренним факторам относится: психофизиологические и личностные особенности, направленность личности, субъективный образ выбранной профессии. К внешним — требования общества, влияние родительской семьи, информация о профессии, особые обстоятельства. Системообразующим фактором профессионального выбора В. И. Крюкова считает влияние родительской семьи. Семья оказывает влияние на профессиональный выбор личности как примером профессиональной деятельности, советами и прямыми указаниями, так и характером сложившихся отношений между ее членами (отношение к родителям, интроецированный образ родителей, сценарные послания родителей). Так же для профессионального выбора наиболее значимой является информация, полученная от специалиста в той же области деятельности.

Схожее определение понятия профессионального выбора дает Т. А. Фирсова [12]. Под профессиональным выбором она понимает проявление психической активности личности в результате интериоризации внешних факторов через мотивационно-потребностную сферу личности. Т. А. Фирсова считает, что отсутствие адекватной Я-концепции, мировоззренческого выбора, учебно-профессиональной мотивации, неустойчивая самооценка, т. е. искаженное проявление внутренних факторов, либо нарушение баланса во внешних, жизненных обстоятельствах затрудняет процесс выбора профессии.

В своем исследовании она пришла к выводу, что уровень психологической готовности молодых людей к профессиональному выбору нельзя считать зрелым и хорошо сформированным. К моменту профессионального выбора не только выпускники школ, но и студенты не готовы сделать осознанный, полноценный выбор, с одной стороны, из-за недостаточной сформированности соответствующих психологических функций, с другой стороны, из-за объективно существующих социальных факторов, сдерживающих человека в рамках определенных жизненных условий. С каждым годом показатели собственно процесса обучения, получения профессиональных знаний и интеллектуального удовлетворения, т. е. внутреннего мотивационного фактора, понижаются, в то время как возрастает частотность выборов внепрофессиональных мотивов, т. е. внешних мотивационных факторов выбора профессии. Таким образом, престижность профессии и материальный достаток являются наиболее смыслообразующими факторами выбора профессии.

Читайте так же:  Учитель и составляющие его успеха

Еще одно определение понятию профессионального выбора дает А. А. Волокитина [3]. Профессиональный выбор она рассматривает как особую жизненную ситуацию в процессе профессионального, и более широкого, социального самоопределения, представляющую условие развертывания жизненных стратегий. А. А. Волокитина разделяя профессиональный выбор на первичный — поступление в учебное заведение и вторичный — начало трудовой деятельности, выделяет мотивы профессионального выбора:

‒ Востребованность, социальная значимость профессии.

‒ Возможность самореализации, которая свидетельствует об экспрессивной мотивации.

‒ Прагматизм, который основан на практической функции будущей профессии.

‒ Преимущества в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности.

На основе выделенных мотивов она выделяет три основных типа профессионального выбора, базирующиеся на материальных благах, деньгах; престиже, статусе и уважении; профессиональной самореализации. В первом и во втором типе активизируются инструментальные ценности, такие как: оплата труда, престиж профессии, занимаемая должность. Отношение к профессии в таких случаях будет как к средству. В третьем случае активизируются терминальные ценности — знания и умения, образование, профессионализм, мастерство, сама профессия.

А. А. Волокитина приходит к выводу, что профессиональный выбор в большей мере осуществляется на основе материального достатка будущей профессии, а не по интересам, способностям и призванию.

Также понятие профессионального выбора в своей работе рассматривает Е. В. Груздова [5]. Профессиональный выбор она понимает как полимотивированное сложное новообразование личности, сочетающее в себе влияния социально-экономических условий, пример значимых взрослых и личностные качества человека. То есть под профессиональным выбором понимается психологическая готовность осознано, самостоятельно и ответственно определять цели, средства и реализовывать профессиональные планы и намерения.

Е. В. Груздова описывает ошибки профессионального выбора, к ним она относит:

‒ недостаточную информированность о профессии;

‒ увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии;

‒ отношение к выбору через призму престижности-непрестижности профессии;

‒ слабую осведомленность о своих психофизиологических возможностях и способностях;

‒ отождествление учебного предмета с профессией;

‒ перенос отношения к человеку — специалисту профессии на саму профессию;

‒ отношение к выбору профессии как к единственному, неизменному варианту;

‒ влияние значимых людей.

Так же ошибки профессионального выбора описывает и разделяет на три группы К. А. Адыширин-Заде [1]. К первой группе относятся ошибки незнания мира профессии, т. е. недостаточная информированность о мире профессий, неверные представления о характере и условиях труда, предубеждения о престижности/ непрестижности профессии. Во вторую группу включены ошибки незнания самого себя — переоценка/недооценка своих способностей, навыков, незнание личностных особенностей. Третью группу составляют ошибки незнания правил выбора профессии, т. е. перенос интереса к учебному предмету на выбранную профессию, отождествление профессии с конкретным специалистом.

Он рекомендует следующие правила профессионального выбора. Во-первых, следует изучить как можно больше профессий, определить спрос и предложение на профессии в конкретном регионе. Во-вторых, изучить свои индивидуальные особенности — способности, склонности, интересы, черты характера, здоровье. В-третьих, следует выбрать наиболее подходящую профессию, подробно ее изучить — ознакомится с профессиограммой, содержанием и условиями труда, возможностью ее получения и перспективой дальнейшего профессионального роста. В-четвертых, практически опробовать свои силы в выбранной профессии и сравнить полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями. При соответствии своих профессиональных возможностей с требованиями выбранной профессии следует проявить настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве. При отсутствии соответствия изучить другой вариант профессионального выбора.

К. А. Адыширин-Заде считает, что при профессиональном выборе следует советоваться с родителями, педагогами, врачами, а так же с психологами и профконсультантами.

Таким образом, как мы видим, существуют разные походы к пониманию профессионального выбора. Большинство авторов рассматривают процесс профессионального выбора в контексте профессионального самоопределения. Под профессиональным выбором можно понимать процесс принятия решения относительно своей дальнейшей профессиональной деятельности, с учетом своих интересов и склонностей, профессиональной готовности в определенной сфере деятельности и ведущих трудовых мотивов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как показывают рассмотренные исследования, относительно понятия профессионального выбора, выбор профессии осуществляется без учета своих интересов и склонностей, способностей и навыков, психофизиологических и личностных особенностей. В последние годы возрастает роль внешних мотивационных факторов профессионального выбора, в то время как роль внутренних мотивационных факторов снижается. Рассмотренные ошибки профессионального выбора наносят вред психическому и физическому здоровью личности, приводят к текучке кадров, снижают производительность труда. В связи с этим большое значение приобретает вопрос правильного профессионального выбора, в решении этого вопроса значительную роль играет развитие психологического сопровождения процесса профессионального выбора.

Источники


  1. Малин, Сюзи Любовь с первого взгляда / Сюзи Малин. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 176 c.

  2. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — Москва: Мир, 2015. — 480 c.

  3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. — М.: Academia, 2011. — 192 c.
  4. Кашук, Лариса Язык любви: Любовная открытка XX века / Лариса Кашук. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. — 224 c.
  5. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2014. — 384 c.
Осознанный выбор в профессии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here