От чего страдают старшие дети в семье

Сегодня обсуждаем тему: от чего страдают старшие дети в семье с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Все проблемы родом с детства или дети как жертвы проблем родителей

Присказку о том, что все проблемы и комплексы родом из детства наверняка хотя бы раз в жизни слышал каждый из нас. Однако многие родители, зная эту простую истину, все же регулярно своими руками взращивают комплексы и страхи в своих детях, применяя разрушающие детскую психику методы «воспитания» и впутывая ребенка в проблемы собственных взаимоотношений с супругом. Ссоры и скандалы в семье, использование ребенка для манипулирования своей второй половинкой, а также «холодная война» между взрослыми членами ячейки общества — все это травмирует психику, а порой и здоровье ребенка и искажает его представление о том, какие взаимоотношения являются нормой в семье.

Дети как жертвы родительских проблем

К сожалению, многие взрослые забывают, как сами были детьми, и считают, что малыши ничего не понимают и самостоятельно не могут сделать никаких выводов из того, что видят вокруг. Родители считают, что ребенок не обращает внимание на их ссоры, не замечает, что мама с папой неделями не разговаривают или что мама постоянно грустная и плачет, а папы часто не бывает дома. Некоторые женщины даже уверены, что продолжая жить с изменяющим мужем, мужем-алкоголиком или мужем-тираном, действуют во благо ребенка, ведь «детям нужен отец».

На самом деле дети очень тонко чувствуют психологическую атмосферу в семье и замечают малейшие изменения настроения родителей, а особенно — матери. Дело в том, что жизнь маленьких детей, в отличии от жизни взрослых, неразрывно связана с родительской семьей, и родители для малыша — главные люди, которых он очень любит и при этом полностью зависит от них. Ребенок дошкольного или младшего школьного возраста, в отличии от его родителей, не может уйти на несколько дней к друзьям или подругам, «окунуться» в работу либо хобби или отвлечься от неблагоприятной атмосферы в семье какими-либо привычными для взрослых способами.

Очень редко бывает так, что родители прямо или опосредовано не втягивают в свои проблемы ребенка. В неблагополучных и несчастливых семьях дети зачастую выступают не просто свидетелями, а жертвами родительских проблем, так как измученные и недовольные родители часто изливают свои негативные эмоции на ребенка. Также не редкость, когда один или оба родителя пытаются манипулировать друг другом, используя детей, либо жалуются детям друг на друга.

Неблагоприятная, напряженная атмосфера в семье не может не сказываться на эмоциональном состоянии и психике ребенка, и со временем в детей, которые растут в несчастливых семьях и становятся свидетелями ссор, а иногда и драк между родителями, могут появиться следующие психологические проблемы и болезни:

[3]

В несчастливых неблагополучных семьях редко вырастают гармоничные и целостные личности, поэтому родители должны делать все, чтобы психологическая атмосфера в семье была благоприятной. И если супруги не могут решить проблемы в своих взаимоотношениях и оба понимают, что любовь и взаимоуважение безвозвратно ушли из их отношений, то им лучше развестись, ведь, как говорится, «ужасный конец лучше, чем бесконечный ужас».

Как помочь ребенку пережить развод родителей

Сохранять семью только ради детей однозначно не следует, ведь развод папы и мамы скажется на психике ребенка гораздо меньше, чем годы жизни в атмосфере тревоги, недовольства и вербальной или даже физической агрессии. Многие психологи даже считают, что развод родителей для ребенка не так страшен, как это представляют большинство далеких от психологии людей. Чтобы морально не травмировать детей и помочь им принять развод родителей, и папе, и маме нужно придерживаться нескольких простых правил:

  • Не настраивать ребенка против другого родителя
  • Не отводить ребенку роль арбитра или судьи в разваливающихся отношениях родителей
  • Объяснить ребенку причину развода, учитывая его возраст, однако не посвящать его во все подробности ситуации (к примеру, ребенку 4-5 лет можно просто сказать, что папе и маме грустно вместе и теперь они будут жить отдельно, но он сможет видеться с отцом, когда захочет; детям постарше уже можно сказать, что отец (мать) встретил другого человека и полюбил его, однако он все равно любит ребенка и всегда будет рад его видеть)
  • Дать ребенку понять, что папа и мама любят его так же сильно, как и до развода
  • Не делать из развода трагикомедию с публичными скандалами, обоюдными обвинениями и делением кружек и половичков
  • Не препятствовать общению ребенка с тем родителем, который после развода будет жить отдельно от уже бывшей семьи
  • Постараться наладить с бывшим супругом дружеские или хотя бы просто ровные доброжелательные отношения.

Следует отметить, что в случае, когда бывший супруг (супруга) — явно асоциальнаяличность(запойный алкоголик, наркоман, домашний тиран) и общение ребенка с ним не пойдет малышу на пользу, нужно оградить дитя от такого общения и сделать все, чтобы ребенок поскорее забыл тот кошмар, что происходил до развода. Однако даже в этом случае не стоит постоянно говорить детям плохое об отце (матери), а лучше обойтись одной обстоятельной беседой и затем навсегда оставить прошлое в прошлом.

Характер и позиция ребенка в семье: старший, средний, младший, единственный

Очередность рождения ребенка в семье, так называемая «позиция», может определять некоторые склонности его характера.

Формирование черт и склонностей характера – сложный процесс. На который влияет множество факторов, и очередность рождения здесь далеко не единственная причина тех или иных качеств человека.

Тем не менее, в этой связи прослеживается определенная тенденция.

Старший ребенок в семье

Дети, рожденные в семье первыми, получают максимум внимания от родителей. В результате у них формируется достаточная степень уверенности в себе. Из первенцев вырастают хорошие лидеры. Они часто обладают амбициозностью, склонные к получению высшего образования и устраиваются на престижную работу.

Старшие дети также обладают качеством ответственности, поскольку им часто приходится присматривать за своими младшими братья ми и сестрами. Некомфортными последствиями этого становится то, что во взрослой жизни у них формируется высокий уровень тревожности. Они часто любят командовать и управлять другими, проявляют повышенную агрессию, особенно тогда, когда не получают желаемого.

Средний ребенок в семье

Средние по очередности рождения дети зачастую обладают качествами независимости и соперничеству. Склонность к соперничеству возникает у них потому, что им часто приходится конкурировать ос своими старшими братьями и сестрами за внимание родителей.

Еще одно качество среднего ребенка – общительность. Возможно, оно развивается потому, что средним детям всегда есть с кем играть в семье – они много играют со старшими детьми.

Читайте так же:  Про психологическую травму разве это больно!

Минусы этой позиции в том, что средний ребенок часто развивает качество ревности по отношению старшему ребенку в семье. Средний ребенок также может страдать резкими перепадами настроения.

Позиция младшего ребенка

Младшие дети в семье вырастают любящими и нежными «очаровашками», и достаточно расслабленными – возможно, причина этому в том, что достаточно расслаблены родители на момент. Когда они заводят последнего ребенка.

С другой стороны, младшие дети часто ленивы – они привыкают к тому, что старшие братья и сестры им часто помогают. Еще одно качество младшего ребенка – манипулятивность: эти дети учатся использовать свое обаяния для достижения собственных целей.

Единственный ребенок в семье

Существует устойчивый стереотип, что единственный ребенок в семье вырастает испорченным и эгоистичным. И во многих случаях он не далек от реальности. Так происходит потому, что им не приходится делиться с другими братьями и сестрами ничем, в том числе любовью и вниманием родителей и бабушек-дедушек.

Утешительный момент в характеристике единственного ребенка – это то, что такие дети обычно очень организованны и ответственны, а также обладают хорошим воображением.

Чем опасны для детей скандалы родителей: советы психолога

Семейная обстановка – это то место, где ребенок получает воспитание. И часто родители не задумываются над тем, как их и ссоры могут повлиять на состояние их чада. Чем опасны для детей скандалы родителей?

Частые скандалы родителей могут развить в ребенке чувство незащищенности, неуверенности и даже недоверия к миру.

Речь в данном случае идет не только о конфликтах по поводу пьянства или побоях, а и об обычных выяснениях отношений, иногда на повышенных тонах и которые происходят практически в каждой семье.

Часто можно слышать от родителей: «Ребенок еще маленький и ничего не понимает». Так ли это?

В этом сложном вопросе помогла разобраться психолог Елена Кривошта.

Чем опасны семейные скандалы для ребенка? Возможно, есть какие-то примеры.

Семейные конфликты родителей всегда имели, и будут иметь большое влияние на психику ребенка. Очень важно учитывать возрастные особенности детей, и восприятие таких ситуаций, которые однозначно травмируют их. У детей, которые растут в семьях, где конфликты между родителями решаются в их присутствии может наблюдаться:

— скандалы родителей могут развить в ребенке повышенную тревожность, что будет накладываться на успеваемость в школе;

— нарушения сна, в том числе недержание мочи и кала (как протест);

— скандалы родителей приводят к отсутствию чувства защищенности, которое будет постоянно находить отклик в социальных контактах, ребенок будет либо отыгрывать негативный опыт на более слабых детях, либо сам подвергнется давлению со стороны более сильных детей;

— ребенок может стремиться на улицу, чтобы не видеть того, как кто-то из родителей унижает другого. Так может появиться стремление к бродяжничеству;

— когда между родителями скандал, то у детей, особенно у мальчиков, может наблюдаться чувство вины, если папа бьет маму или оскорбляет ее. В этом случае чувство вины накапливается до такой степени, что потом ребенок испытывает сильные приступы агрессии. И так как не может их адресовать отцу (чувствует себя слабым, или страшно противостоять), то агрессия может выйти из-под контроля и вылиться на сверстников (известны случаи, когда ребенок избивал другого ребенка до потери сознания);

— у девочек в будущем может не осознаваться желание «помериться силами» с супругом и стремиться его подавить, чтобы таким образом отомстить отцу за маму. Часто супруги сильно ссорятся, а через некоторое время даже не могут вспомнить причины этих ссор. Здесь речь о том, что детский опыт никуда не девается, он накладывается на нашу взрослую жизнь;

— если девочка в детстве часто была свидетелем сильных конфликтов родителей, с побоями и унижениями со стороны папы в отношении мамы, то подсознательно или сознательно она будет стремиться быть одна, без партнера. То есть, она может быть одинока.

— если мальчик наблюдал часто, что папа обижает маму и был с ним не согласен, жалел маму и сочувствовал ей, то это не означает, что со своей супругой он будет терпелив и ласков. Очень часто молодые люди из таких семей продолжают линию поведения своего отца в отношении супруги. И при этом помнят, как больно им было, как казалось это несправедливым и из чувства вины могут пить.

Есть еще много разнообразных способов, когда наш детский негативный опыт воплощается в каком-то измененном виде нами во взрослой жизни, и часто это грустные истории, в которых идет продолжение родительских отношений. Мы копируем опыт наших родителей, хотя от него же в детстве и страдали.

Могут ли скандалы родителей послужить основой для развития психологических патологий у ребенка?

И да, и нет. Здесь речь может идти как о негативном влиянии (когда ребенок видит отношение между родителями и в будущем будет строить свои отношения по такому же типу: с ссорами, побоями, оскорблениями…), так и позитивном, когда ребенок видя отношения между родителями будет стремиться в своей семье к другим способам решения конфликтных ситуаций (посредством обсуждений, консультаций у специалистов, получение совета от друзей…).

Ответ на этот вопрос больше в области индивидуальность ребенка, все ж таки мы не точные копии своих родителей, а значит, допускаются другие способы реализации поведения. То, что такое общение родителей отражается на ребенке, это однозначно. Вариантов развития патологий масса, но вот всегда ли они развиваются в ребенке – это сказать точно нельзя. Один ребенок реагирует на эти скандалы родителей, другой отгораживается и находит себя со сверстниками, третий получает поддержку от бабушки, четвертый ушел в чтение книг с головой. Важным фактором остается амплитуда разногласий в семье. В одной семье конфликты на уровне слов, в другой это оскорбления, в третьей это побои и унижений, в четвертой это запои и драки. Здесь можно говорить о том, что когда негативные факторы в большом количестве или достаточном для данного ребенка сходятся в одну точку, то мы можем наблюдать развитие психопатологий у ребенка. Например, формирование таких черт характера как депрессия, негативизм, ироничность, язвительность, пессимистическое восприятие мира, недоверие к противоположному полу на грани патологии и другое.

«Кодируется» ли сознание ребенка в дальнейшем вести себя так, как ведут себя его родители? А именно: все проблемы решать через скандалы и выяснения отношений.


Очень часто да. Дети как губка впитывают через родителей в себя опыт, связанный с поведением в конкретных ситуациях, отношениями к людям, ценностями, правилами, моралью и нормами общества в котором живет его семья. Именно родители первые показывают, как и что делать. Своим опытом они обучают ребенка и формируют его личность. Если родители учат ребенка не обманывать, а сами при этом часто обманывают, то такой ребенок будет знать что обман — это нормально, потому что его родители этому научили через свое поведение.

Читайте так же:  Важность выбора психолога

Также следует помнить о том, что наша ДНК во многом состоит из опыта наших предков, поэтому дети находятся под сильным влиянием родителей как внешнего фактора, где демонстрируется форма поведения и внутреннего фактора, где диктуется поведение и реакции, закодированные в ДНК. Поэтому важно беречь ребенка от излишне негативной информации, не перегружать его психику, стремиться создать дома такие условия, чтобы он чувствовал защищенность и любовь.

Как научиться родителя не «срываться» в присутствии ребенка?

Для родителей, которые хотят вырастить здоровую личность необходимо научиться общаться знаками и найти альтернативы, чтобы не скандалить и разрядить обстановку не в присутствии ребенка:

— махнуть головой – призывая выйти;

— говорить какую-то фразу, которая будет закодирована: например вместо: «…заткнись, достала!» можно использовать «не говори много». Иногда у супругов это вызывает улыбку, что уже терапевтично;

— отложить беседу на позднее время, когда ребенок будет спать. Часто это срабатывает, потому что эмоции до вечера утихают, и тогда происходит конструктивная беседа;

— для женщин полезно вести дневник эмоций, куда можно выписать все что думаешь о муже или другом человеке, а не носить в себе;

— один из вариантов купить грушу и когда накипит сбрасывать агрессию на нее;

— если есть возможность пойти в спортзал, то там голова отдыхает.

Как действовать, если «сдержать» ссору не получилось?

Но если вопрос требовал срочного решения или эмоциональной разрядки, супруги не сдержались и конфликт состоялся, стоит позаботиться об ощущениях и переживаниях ребенка и объяснить ему что родители спорят по взрослым вопросам и что он тут не при чем. Возможно, извиниться за то, что малыш стал свидетелем их разногласий. Если родители позже помирились, то стоит это продемонстрировать ребенку, чтобы его внутреннее напряжение ушло. Например, взяться за руки, или вместе пойти пить чай. В этот момент важно не обещать, что этого не повторится, чтобы потом не страдать от угрызений совести. Все мы, прежде всего люди, а поэтому нам свойственны эмоции.

[2]

Семейные скандалы – это болезненный и острый вопрос. Родителям не стоит ставить свои амбиции на первое место, необходимо помнить о том, что их неразумные и необдуманные действия могут привести к непоправимым последствиям у ребенка. К тому же, такое выяснение отношений наносит вред не только ребенку, но и каждому члену семьи. К чему такие жертвы? Все в этой жизни можно решить, главное – захотеть!

Каждая семья должна быть эмоционально здорова. И если следовать советам нашего психолога, то можно не только избавить своих детей от психических патологий и прочего, но и научиться решать все конфликты правильно, слажено и без криков.

Валерия Лещенко

Вам понравилась эта статья? Поделитесь ею с друзьями

Старшие и младшие дети в семье: как способствовать хорошим отношениям.

Всем читающим эти строки — доброго времени суток. Сегодня хотела поднять тему, навеянную уже давно, и поделиться информацией про отношения между детьми в семье.

Хотя опыт нахождения в семье с двумя детками у меня не слишком большой — на данный момент чуть меньше 8 месяцев, но вполне могу назвать его позитивным. И в связи с тем, что довольно часто как клиенты, так и просто знакомые, рассказывают о сильных проявлениях ревности именно на начальном этапе отношений между детьми при появлении младшего — возможно, кому-то мои наблюдения по этому поводу покажутся полезными.

Скажу честно — я готовилась к очень разным чувствам со стороны старшего перед​ появлением малыша и затем, сразу после. Я считала (и продолжаю считать) ревность, грусть и любые другие чувства по этому поводу нормальными проявлениями и планировала, как буду помогать своему сыну их проживать, как буду обсуждать их с ним и таким образом вместе мы постепенно будем адаптироваться к новой ситуации, в которой он стал не единственным малышом в семье. Но в итоге, по крайней мере до сих пор, ничего из этого даже не потребовалось. Дети дружат и так, старший расстраивается, если младший ещё спит перед его уходом в детский сад и они не успевают поиграть; каждый раз, видясь после перерыва, они весело смеются друг другу — и для меня всё это невероятно ценно.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Да, конечно, на 100% никто не скажет, что именно таким отношениям поспособствовало. Однако, есть вещи, которые я делала осознанно, чтобы адаптация была более мягкой. Вот ими и хочу поделиться, тем более, что воочию наблюдаю множество примеров, когда люди поступают по-другому — и после обращаются с вопросами по поводу конфликтующих детей.

6. Ну и разного рода часто используемые фразы типа «Ну ты же старший» или «Ну он же маленький» тоже, на мой взгляд, не слишком способствуют здоровому принятию детьми друг друга. Попробуйте искать способы разрешать возникающие между ними конфликты без привязки к возрасту. Ведь старший ребёнок, хотя и действительно взрослее, всё равно остаётся ребёнком. Важно об этом помнить.

7. А ещё мы всегда старались позволять старшему при его желании проявлять активность в общении с маленьким, с самых первых дней. Он трогал его за ручки, ножки, танцевал ими, делал нечто вроде гимнастики, показывал погремушки и другие игрушки, и пр.-разумеется, под нашим наблюдением. И останавливала я его только тогда, когда он в самом деле несколько перегибал палку, чем мог по незнанию навредить малышу. Тоже нередко наблюдаю, как мамочки боятся доверить кроху даже папе, не то что подпустить к нему старшего ребёнка: «Ты что, он же такой маленький, вдруг ты ему что-нибудь сломаешь!».. Проявив несколько раз инициативу к общению с братиком/сестрёнкой и получив такой ответ, ребёнок со временем может просто потерять интерес — и тогда странно потом удивляться, что когда малыш подрастает, близости между ним и старшими детьми не складывается. По-моему, это тоже логично.

Пожалуй, на этом это всё из основного, чем я хотела бы поделиться по данной теме. Безусловно, также важна и доброжелательная обстановка дома в целом, и совместное активное и интересное время, проводимое всей семьёй — об этом я уже писала. Ведь если засесть с малышом в четырёх стенах и никуда не выходить кроме ближайшей детской площадки (я сейчас про здоровых деток) — это грозит не только послеродовой депрессией маме, но и напряженной атмосферой во всей семье.

Поэтому — будьте заботливы, бережны и доброжелательны друг к другу, и пусть каждый новый малыш становится новым витком радости и света в вашей семье!

[3]

«Один ребенок — эгоизм, два — антагонизм, три — начало нормальной семьи»

Беседа о семье и воспитании детей со священником Филиппом Ильяшенко, отцом 9 детей

Священник Филипп Ильяшенко всегда знал, что если останется один, то станет монахом, а если найдет человека, с которым будет несложно пройти путь длиною в жизнь, создаст крепкую большую семью. Сейчас в семье отца Филиппа 9 детей. Корреспондент портала Православие.Ru попросил батюшку рассказать о том, как важно найти близкого по духу человека и прислушиваться к советам отца.

— Отец Филипп, скажите, какой, по вашему мнению, должна быть многодетная мама?

Это только ты думаешь, что ты выбирал — на самом деле выбрали тебя!

— Часто, мечтая, человек рисует в своем воображении, каким будет его спутник: как он будет выглядеть и какими чертами характера обладать. Поэтому и я, будучи еще очень молодым человеком, составил себе целый список требований, под которые обязательно должна была подойти девушка, чтобы стать моей женой. В конечном итоге я женился по любви, опустив критерии, которые сам себе составил. Конечно, я опасался, что моя любовь все-таки не станет разделять со мной те ценности, в которых воспитывали нас родители и наш духовник протоиерей Владимир Воробьев. В чем бы то ни было — как в том, что служение в Церкви, священническое служение — это особое, высшее служение, так и в том, что семья может быть только многодетной. Так я думал, пока один умудренный протоиерей не мне сказал такую вещь: «Это только ты думаешь, что ты выбирал — на самом деле выбрали тебя!»

Читайте так же:  Готовы ли вы к походу к психологу

Не знаю за что — наверное, за молитвы родителей — меня миловал Господь и избавил от необходимости столкнуться с проблемой, которой я опасался.

Говорят, что мужчина выбирает себе жену, похожую на его мать. Однако моя жена — полная противоположность женщине, которая подарила мне жизнь. Конечно, она так же, как и моя мама, любит детей и хочет, чтобы в семье их было как можно больше, но по характеру она – полная противоположность. Мягка и кроткая, она больше напоминает мне отца, который многое нам попускал, несмотря на то, что мама строго следила за тем, чтобы мы не баловались.

— Почему вам было настолько важно найти человека, который также хотел бы создать многодетную семью?

— Я просто не представлял, что в моей семье будет только один ребенок. Для меня иметь много детей в семье — вещь сама собой разумеющаяся. Это связано не только с тем, что я вырос в многодетной семье, но и с тем, что мои бабушки и дедушки со стороны обоих родителей имели многодетные семьи.

Будучи молодым мужчиной, мой дедушка стал инвалидом и сказал бабушке, что освобождает ее от данного им слова

Мой дедушка по линии матери — Евгений Абмарцумов — имел многодетную семью из семи человек, так же как и дедушка со стороны отца. Бабушка и дедушка по отцовской линии хотя и умерли рано, но связь с ними мы чувствуем и по сей день. Отец часто нам рассказывал удивительную историю любви дедушки и бабушки, которых мы никогда не видели. Будучи молодым мужчиной, мой дедушка стал инвалидом и сказал бабушке, что освобождает ее от данного им слова, потому что вынужден будет до конца жизни провести в инвалидной коляске. Так как бабушка сильно его любила, она все-таки вышла за него замуж. Хоть они и не были воцерковленными людьми, но все же смогли создать счастливую многодетную семью. Так как мои родители воспитывались в многодетных семьях, я думаю, они и не задумывались, какой будет их семья.

— Кого в многодетной семье ждут больше: мальчиков или девочек?

— Я думаю, что любой адекватный человек будет рад уже только тому, что у него появился здоровый ребенок, а кто он — мальчик или девочка — уже не так важно. Рождение детей — это всегда праздник, но не могу не заметить, что рождение мальчика – особое событие. В семье я был хоть и вторым ребенком, но первым сыном, поэтому я всегда чувствовал свое особое положение, отчего часто капризничал и не отходил от мамы.

Насколько я помню себя в детстве, я всегда был очень близок со своей мамой.

Когда я немного подрос, а в семье начали появляться другие дети, я начал осознавать, что являюсь старшим братом. Знаете, в народе говорят, что старший сын – это второй отец. Это очень высокая планка, которой я до сих пор не могу соответствовать.

— Есть ли проблемы, которые не возникают в многодетных семьях?

Один ребенок — эгоизм, два — антагонизм, три — начало нормальной семьи

— В моем детстве говорили: «Один ребенок — эгоизм, два — антагонизм, три — начало нормальной семьи». Проблема эгоизма минимизируется. Я, конечно, скажу неправду, если начну говорить, что в многодетной семье дети всегда живут благополучно, что никто из них никогда не станет пить, курить или воровать. Увы, подобных примеров я знаю много. Хотя православное воспитание является профилактикой правонарушений и каких-то недобрых зависимостей и увлечений, это все-таки не панацея. Такой панацеей может быть только любовь и вера родителей, причем не на словах, а на деле. О себе могу сказать, что любить детей по-настоящему мне стоит еще поучиться.

— Своих детей вы воспитываете по тем же принципам, что и ваш отец?

— К сожалению, я не похож на своего отца. Он всегда очень много внимания уделял нам – своим детям, каждый день подолгу с нами возился, а я так просто не умею. Если бы умел, то все равно бы не успевал. Поэтому большую часть времени с нашими детьми проводит моя жена. Когда я прихожу вечером домой, прошу ее рассказать о событиях, прошедших за день. Иногда жена просить принять участие в воспитании детей.

В основном, я все же стараюсь наблюдать за жизнью детей издалека, давая им свободу и право выбора, как это когда-то делали мои родители. С малолетства я приучаю своих детей точно знать, чего они хотят. Приведу пример: когда мой средний сын начинал капризничать и чего-то требовать, я ему говорил следующее: «Выбирай, чего ты хочешь: успокаиваешься и остаешься с нами играть или идешь за дверь». Ребенок должен принимать решения и четко понимать последствия своего выбора. В будущем ему не раз придется выбирать из разных вариантов правильное для себя решение, а также отвечать за свой выбор.

— Часто ли вы обижались на своего отца, когда у него не хватало времени лично на вас?

— Скорее, я обижался, когда мой отец уделял мне слишком много внимания в «определенных» ситуациях.

С присущим мне тогда юношеским максимализмом я полагал, что со своими проблемами я лучше разберусь сам, нежели в этом мне будет помогать отец. Но после очередной неудачи я опять стоял напротив отца, который пытался донести до меня то, что я не мог понять, совершив тот или иной поступок.

Читайте так же:  Удел спутницы гения-творца

Когда отец проводил со мной эти разъяснительные беседы, я предпочитал стоять и мысленно про себя думать: «Ты говори-говори, а я постою помолчу и дальше пойду делать так, как считаю нужным».

Тем не менее, я благодарен своему отцу за его разговоры со мной, потому что в определенные моменты жизни его советы и наставления мне все-таки помогали.

— А своим детям вы устраиваете разъяснительные беседы или в семье чаще случаются «разборы полетов» с наложением санкций?

— Дело в том, что я куда более жесткий человек, чем мой папа, и у меня разговоры выходят гораздо короче и радикальнее. Думается, что мои дети не будут вспоминать наши беседы с такой же благодарностью, как я вспоминаю их с моим отцом.

Наши родители воспитали нас так, что мы захотели создать многодетные семьи, честно работать и жить с Богом, но захотят ли этого наши дети? Я считаю, что время покажет, и это для нас будет самая главная проверка.

— А были ли у ваших детей такие же проблемы, как и у вас в детстве? Как удавалось их решить?

Нам легче прежде всего потому, что за нас больше молятся

— Конечно, проблемы были и есть всегда. Как бы это странно не звучало, но в современном мире моей многодетной семье жить намного легче, чем жилось семье моих родителей. Нам легче прежде всего потому, что за нас больше молятся. За нас молится наш духовник, наши родители, мои братья и сестры, родственники, друзья и прославленный в лике священномучеников наш прадед — священномученик Владимир Амбарцумов.

Мои дети учатся в православной общеобразовательной школе с очень хорошим уровнем образования, а также с пониманием материальных возможностей многодетных семей. В школе, конечно, у детей возникают проблемы, но их меньше, чем, если бы мои дети учились в обычной общеобразовательной школе. Им не нужно, как мне в свое время, скрывать свою веру.

Сейчас мои дети достигли переходного возраста, который принес некоторые проблемы, но я понимаю, что это проблема именно переходного возраста, проблема отрицания, а не того, что ребенок чувствует себя ненужным и поэтому делает все наоборот. Для становления личности это нормально. И, безусловно, это заставляет привыкшего к положительному настроению в семье родителя понимать, что это некий период, который нужно пережить вместе с ребенком.

— Если почитать материалы православных СМИ о многодетных семьях, то возникает ощущение того, что у таких семей совершенно нет проблем. Так ли это на самом деле? Какие проблемы возникают у многодетных семей помимо денежных и жилищных?

— Вы правильно вынесли за скобки два самых главных вопроса, и я не могу их не прокомментировать. Жилищный вопрос в многодетной семье один из самых главных, на втором месте – денежный. Но, как говорят, «Бог дал детей — даст и на детей». Так и получается! Бог и государство про нас не забывают.

В наших расходах — не самая большая часть, но тем не менее, существенная часть — это помощь государства. Благодаря ей мы можем выжить.

В наших расходах существенная часть — это помощь государства. Благодаря ей мы можем выжить

В многодетной семье проблем в несколько раз больше, чем в обычной. Одна из многочисленных проблем многодетных родителей – это проблема образования ребенка. Когда в семье один ребенок, его можно привести и забрать из школы, отвести на какую-либо секцию или кружок, выучить с ним уроки. А когда у тебя пять школьников и три дошкольника, которые уже занимаются на каких-то занятиях, то одна логистика стоит отдельного должностного лица. По Кодексу законов о труде РФ человеку положено трудиться 8 часов в день 5 раз в неделю. Несмотря на это, многодетная мама работает три смены в день семь дней в неделю. Быть мамой — самая трудная работа, потому что всем нужно угодить. Дети приходят со школы в разное время, всех нужно накормить, а так как дети разные, то и едят они по-разному: один ест суп, другой его не ест. Также многодетной маме каждый день приходиться убираться, потому что когда в доме десять детей, в доме творится хаос. Навести элементарный порядок в условиях ограниченного пространства — это достаточно сложно. Это тоже целая проблема, потому что никто не хочет ничего делать, все уже устали, все должны идти спать, а тут им говорят, что нужно за собой убрать игрушки.

Конечно, есть проблемы и между детьми: между мальчиками и девочками, старшими и младшими.

— Насколько тяжело быть многодетным отцом?

Многодетная мама работает три смены в день семь дней в неделю

— Значительно легче, чем многодетной матерью.

— Ваш отец, отец Александр, говорил о том, что его тесть часто наблюдал за поведением своих детей, как они относятся друг к другу и окружающим. Иногда даже ставил эксперименты. Однажды к ним в дом пришли гости и принесли много всего вкусного, что в те времена было большим дефицитом. Дома был только старший ребенок, и тогда отец сказал ему, что он мог бы есть много разных вкусных блюд, если бы у него не было столько братьев и сестер. Но ребенок тут же ответил, что ни за что не променяет своих младших братиков и сестричек на что-то вкусное. Приходилось ли вам наблюдать что-то подобное?

— Я не проводил эксперименты, но я не сомневаюсь в подобной реакции своих детей, ведь они – третье поколение многодетных. Хотя, не буду отрицать, что проблема такая существует. Я рассказываю своим детям, что есть и другая жизнь, может быть, более благополучная в материальном плане, но мы живем той жизнью, которая у нас есть. В ней есть свои ограничения, довольно жесткие, и в то же время, в нашей жизни существуют другие возможности и преимущества. В будущем я не смогу и не буду заставлять детей жить так, как живем мы сейчас – в православной многодетной семье. Их жизнь — это их жизнь, я в нее вмешиваться не буду.

Если в будущем они захотят жить в мире, где используют косметику, прокалывают себе разные части тела, гуляют по ночам и выпивают, я не буду их насильно задерживать в своей семье. Они будут жить так, как захотят, потому что это будет их выбор. Но в моей семье у них этого не будет.

Выбрать свой путь они должны сами, но несмотря ни на что, они все равно останутся моими детьми, которых я буду любить до конца своей жизни.

Читайте так же:  Наши убийцы или не надо париться

— Отец Филипп, как наказать ребенка с пользой для него?

— Чистыми руками, с холодной головой и горячим сердцем. Отец всегда мне говорил, что битье никогда никого ничему не научило. И это факт.

Например, египтяне считали, что мозг человека находится в позвоночнике в жидком состоянии. И если ребенок начинал лениться, его нужно было отстегать розгами по спине, чтобы привести мозг в тонус. Я не призываю никого к таким радикальным мерам, но, когда ребенок в определенных ситуациях по малолетству рискует своей жизнью, то тут уже не до разговоров. Часто дети не понимают слов взрослых, но зато хорошо понимают «действие». Хороший шлепок по попе сразу объяснит непослушному малышу, что дорогу нужно переходить, только держа маму за руку, или что нельзя совать пальчики в розетку.

— Отец Филипп, а научили ли вас чему-то дети?

[1]

Дети очень хорошо учат терпению, вниманию и любви

— Для столь самоуверенных людей как я это очень трудный вопрос. У самоуверенных людей всегда возникают трудности с воспитанием детей. Скажу только одно: дети очень хорошо учат терпению, вниманию и, конечно, любви. Но самое главное — дети учат по-детски радоваться жизни.

Почему старшие дети в семье буллят младших

Почему вообще дети буллят

Выдержки из книги Гордона Ньюфелда «Не упускайте своих детей», глава «Откуда берутся обидчики и их жертвы».

«Тот, кто доминирует, гораздо менее уязвим»

«Добиваться же доминирования можно по-разному. Самый очевидный способ возвыситься — хвастаться или дерзить, выставлять себя самым большим, лучшим и важным. И все же, наиболее популярный путь к самовозвышению лежит через унижение других, поэтому обидчик, чаще всего, старается показать всем, «кто тут главный», и держать окружающих в узде. Инструментов для этого множество: покровительственный тон, презрение, оскорбления, унижение, насмешки, передразнивание, внушение чувства стыда. Обидчики получают удовольствие, заставляя других выглядеть глупо или смешно, выставляя напоказ их ошибки. Им не нужно учиться, как это сделать: все необходимые способы спонтанно рождаются в голове обидчика.»

«Конечно, обидчик хочет того же, что и любой другой ребенок: удовлетворить жажду привязанности. Но получить такое удовлетворение ему нужно наименее уязвимым образом.»

«Еще один способ добиться доминирования — запугивание. Вызывая страх, обидчик одерживает победу. один из самых простых способов установить доминирование — это добиться физического превосходства

«Обидчик переходит в нападение, если его требования не выполняются.»

Дети также легко научаются манипулированию, знают слабые места своих братьев, сестер, могут давить на эти болезненные точки ради собственной выгоды. Любят руководить во всем, устанавливать свои правила игры, которым все должны подчиняться беспрекословно. Если не подчиняются, им грозит изгнание, отвержение.

Такая ситуация оказывается невероятно болезненной для всех: обидчик-старший пытается завоевать мамину любовь причудливым извращенным способом, который Ньюфелд называет привязанность-перевертыш. Жертва-младший страдает от постоянных унижений и обид, в какой-то момент он даже может начать чувствовать, что с ним что-то не так, почему его так не любят и сильно страдать. Болезненно это также и для мамы. Потому что зачастую все это происходит специально на ее глазах, ибо это все для нее и есть, и ей конечно больно смотреть на эти унижения и нелюбовь.

«Эмоционально здоровый человек подходит к привязанности прямо и уверенно. Он открыто говорит о своих потребностях и желаниях, демонстрируя свою уязвимость. Для обидчика, открыто искать близости слишком опасно. Обидчик не может признать неутолимую жажду связи, впрочем, часто он сам не понимает, что чувствует.»

«Так как же обидчик привязывается? Вспомним, что у привязанности есть как положительная, так и отрицательная сторона. я говорил о феномене «биполярной природы привязанности». Существует второй, негативный способ установить связь. Обидчик пытается сблизиться с желаемым объектом привязанности, отталкиваясь от тех, с кем не хочет общаться. Этот путь извилист и гораздо менее эффективен, но опасность быть раненым или отверженным на нем значительно ниже. Это позволяет обидчику никогда не показывать, что ему важен результат, никогда не выдавать эмоциональной заинтересованности в искомых отношениях. Вместо того, чтобы прямо сообщить о своем желании близости с избранным человеком, обидчики будут сопротивляться контакту с другими, нарочито игнорируя и избегая их, особенно в присутствии тех, чье внимание они пытаются завоевать. Вместо того, чтобы подражать тем, к кому они тянутся, они высмеивают и дразнят других.

«Опасно любить, но не ненавидеть, рискованно восхищаться, но не презирать, в желании походить на кого-то есть уязвимость, а в высмеивании тех, кто отличается, ее нет. Обидчики инстинктивно выбирают наименее уязвимый способ достижения своей цели.»

«Важно помнить, что обидчики ведут себя так ненамеренно. Дети не хотят быть обидчиками. Ошибочно полагать, что агрессивное поведение обидчика выражает его истинный характер.

Издевательства — это результат борьбы между двумя наиболее значимыми психологическими механизмами эмоционального мозга людей: привязанности и защиты.»

«За внешней ожесточенностью скрывается глубоко ранимый и одинокий маленький человечек, чья напускная жестокость испарится в присутствии по-настоящему заботливого взрослого.

Представьте, что твердая скорлупа ожесточившихся эмоций защищает очень чувствительное создание, нуждающееся в привязанности, незрелое и невероятно зависимое, но стремящееся при этом доминировать.»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Единственный способ спасти обидчика — обратить вспять процессы, которые произвели его на свет: вернуть ребенка в нормальную иерархию привязанности, а затем попытаться смягчить его защитные механизмы и удовлетворить жажду привязанности. Задача может оказаться нелегкой, но это единственное решение, дающее надежду на успех. Методы, сфокусированные на профилактике издевательств или, в качестве альтернативы, убеждающие детей вести себя друг с другом корректно, упускают из виду корень проблемы: детям не хватает уязвимой зависимости заботящихся о них взрослых.«

Источники


  1. Старшенбаум, Г. В. Как стать семейным психологом / Г.В. Старшенбаум. — М.: Психотерапия, 2013. — 480 c.

  2. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия (Academia), 2014. — 915 c.

  3. Норвуд, Робин Женщины, которые любят слишком сильно. Если для Вас «любить» означает «страдать», эта книга изменит Вашу жизнь / Робин Норвуд. — М.: Добрая книга, 2015. — 352 c.
  4. Норна, Ирина Освобождение от иллюзий. 7 секретов счастливой женщины. Женская энциклопедия (комплект из 3 книг) / Ирина Норна , Наталья Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 597 c.
  5. Сергей Дольче Вита для двоих. Идем дальше / Сергей, Дина Волсини. — Москва: РГГУ, 2013. — 483 c.
От чего страдают старшие дети в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here