Папа может! феномен отцовства

Сегодня обсуждаем тему: папа может! феномен отцовства с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Отцовство как психологический феномен

Психология отцовства — одна из наименее исследованных областей психологии. Феномен отцовства как самостоятельный предмет исследования в трудах отечественных психологов появился относительно недавно.

В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности ребенка. Вопрос о роли отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации, различные аспекты этой роли мало изучены, хотя являются актуальными и практически значимыми.

Понятие «отцовство» вошло в научный оборот только в конце 80-х годов ХХ века. Первоначальная тематика работ в основном была связана с проблемами семьи, материнства, родительства и понятие отцовства включалось в данные исследования лишь фрагментарно. Большинство же исследований проводилось в рамках детской психологии.

Для большинства мужчин желание иметь детей является чем-то само собой разумеющимся. Они могут относиться к детям как источнику радости, удовольствия, видеть в них в будущем продолжение себя. Рождение ребенка — это действительно событие огромной важности. И дети для мужчин часто являются естественной ступенью, следующей после женитьбы. Молодым папам очень хочется именно своего ребенка, который реализует их потребность в продолжение своего рода, но вместе с тем, они плохо представляют себя в роли отца.

Формирование отцовской родительской позиции — процесс во многих отношениях переломный, кризисный, в значительной мере предопределяющий судьбу развития детей в семье, характер детско-родительских отношений и развитие личности самого родителя. Период рождения детей в молодой семье — это период самоопределения в качестве родителей, переоценки ценностей, сохранения личных границ и создания новых, освоения ролей отца, сохранения гармонии в супружеских отношениях, перестройки взаимоотношений в семье.

Нередко отцовство воспринимается не как особое психологическое явление, а как лишь дополнение к материнству. Биологически же и мужчины, и женщины становятся отцами и матерями с момента появления на свет их ребенка. Но психологическое становление родительства не связано автоматически с рождением детей. Мать — состояние естественно, отцовство же — состояние приобретенное.

Замечено, что позиция отца в своем формировании по времени несколько отстает по сравнению с материнской. Наибольшее значение для ее становления имеет отношение к жене — любовь, уважение, нежность, разделенность чувств. Соучастие будущего отца традиционно связывается с созданием для женщины ощущения счастья, радости, безопасности, надежности. Поэтому на пробуждение отцовских чувств наряду с индивидуальными чертами характера мужчины, его готовностью быть отцом влияют межличностные отношения в семье.

Успешное отцовство возможно только при очень мудрой позиции женщины. Здесь важно адекватное восприятие молодой женой возможностей своего мужа — еще неопытного отца. Не следует требовать всего и сразу. У молодого мужчины появляется множество новых обязанностей и функций, происходят изменения в отношениях с женой (ведь она становится матерью его детей), появляются новые, не испытанные им раньше чувства и эмоции. То есть отцовство — это абсолютно новый уровень на его жизненном пути, новый виток в развитии и личности мужчины, и в развитии семьи в целом. Восприятие отцовства часто сопровождается изменением образа жизни на такой, который более соответствует роли и званию отца.

С рождением ребенка мужчина приобретает много новых обязанностей, материальных, бытовых, родительских. Отцовство предполагает достижение нового уровня самореализации. Это возможно только потому, что мужчина больше вживается в роль отца, то есть претерпевает значительные, качественные изменения в своей личности.

Из всего вышеизложенного можно сделать выводы, что

— для большинства мужчин желание иметь детей является естественной потребностью;

— отцовство необходимо рассматривать как важный элемент семейной системы;

— психологическое становление родительства процесс длительный и не всегда автоматически связан с рождением детей;

— наибольшее значение для его становления имеют любовь и уважение к жене;

— с рождением ребенка мужчина приобретает много новых обязанностей

— отцовство предполагает дальнейшее развитие личности и достижение нового уровня самореализации.

../../Отцовство как структурно-динамический феномен

Процессы и закономерности акмеологического этапа онтогенеза не обделены вниманием исследователей. В психологии, педагогике, физиологии и психофизиологии, на стыке этих наук множество работ посвящено как раздельному, так и взаимосвязанному прогнозированию развития индивидуальности. Однако, несмотря на повсеместное декларирование гуманистического индивидуального подхода, попытки построения системы детерминации личностных изменений, способной всесторонне описать траекторию индивидуального и личностного развития мужчины, встречаются нечасто и характеризуются, как правило, внутренней противоречивостью. В современном обществе происходит ломка традиционной системы половой стратификации, которая приводит к изменению гендерных ролей, в том числе и родительских, и проблемы семьи как социального института и как социальной системы, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка и взрослого, социализирующей функции семьи становятся все более актуальными.

В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка [8, 9]. Эти исследования имеют самый широкий спектр направленности: от исследования беременности до исследования влияния принятия матерью ребенка и ее эмоционального отношения на развитие ребенка. Вопрос о роли отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации, различные аспекты роли отца мало изучены, хотя являются актуальными и практически значимыми при составлении программ психологического сопровождения семьи.

О роли отца в развитии ребенка говорил еще З. Фрейд, но позднее исследования влияния семьи на ребенка сосредоточились в основном на изучении взаимоотношений матери и ребенка (М. Кляйн, Дж. Боулби и др. ). Однако, на наш взгляд, именно изучение отношения отца к ребенку и влияния отцовства на мужчину позволит уточнить многие, возможно, менее очевидные, поэтому малоизученные, но теоретически уже обозначенные З. Фрейдом, К. Г. Юнгом, Ш. Бартом, С. Матейчиком аспекты влияния отцовства на развитие личности, таким образом внести ясность в некоторые проблемы детской и семейной психологии, психологии развития, а также психологии личности.

В связи со значительными изменениями в системе гендерных ролей, произошедшими в обществе за последние 50 лет, более социальная, чем материнская, отцовская роль претерпевает серьезные изменения, что приводит к образованию операционального вакуума отцовской роли в новых условиях, появлению новых форм активности отцов, что свидетельствует, по мнению Ш. Барта, о формировании новой гендерной системы, к переоценке или уточнению обществом отцовских функций, дальнейшей дифференциации гендерных ролей. В Германии и США эта проблема уже разрабатывается и ведутся исследования в широком спектре как теоретических, так и прикладных проблем, однако единой точки зрения на данный феномен не существует. Отцовство исследуется как социальная роль, статус, в рамках исследования представлений и стереотипов, в рамках гендерной психологии, в рамках психологии личности, как фактор, влияющий на изменения личности, личностных характеристик, большинство исследований проводятся в рамках детской психологии, исследуется влияние отца на развитие личности ребенка [12, 14].

Читайте так же:  Приручить дракона

Для нашей страны данная тема является особенно актуальной в силу исторических причин, особенностей влияния тоталитарного государства на мужскую роль вообще и отцовство в частности и одновременно с этим почти не изученной. Поэтому нам представляется очень важным актуализировать и исследовать проблему влияния отцовства на развитие личности как ребенка, так и самого отца. Изучение данной темы охватывает широкий круг проблем: психофизиологических (Е. П. Ильин, И. С. Кон), исторических (И. С. Кон, Ш. Барт, А. Герхард), социальных (Т. А. Гурко, И. Ф. Дементьева, В. Ф. Анурин, Б. Бим, К. Кенфильд, Т. Холдрен, М. Ферлинден, Э. Фтенакис, Х. Вернек), различных аспектов семейной психологии (Х. Вернек, Х. Петри, О. Вейнингер, Д. Винникот, И. В. Гребенников, И. С. Кон, Л. Кэмерон-Бэндлер, П. Попова, Г. Г. Филиппова, П. Игл), а также психологии личности (Дж. Вильямс, К. Кенфильд, Э. Эриксон, Б. Пфау-Эффингер, А. Маслоу, И. С. Кон, Х. Вернек, Э. Фтенакис, Р. Рихтер, К. Бергман) и детской психологии (Л. С. Выготский, Г. Риттиг, М. Шпивак, Ф. Дольто, Г. Дик-Рид, И. С. Кон, Р. Кэмпбелл, М. В. Осорина).

Традиционно феномен родительства изучается психологами в зависимости от теоретического подхода к данной проблеме. Существует два подхода к изучению родительства, в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения — ребенок или родитель: первый, наиболее распространенный, рассматривает родительство применительно к развитию ребенка [1, 5]. В своем исследовании мы придерживались второго подхода, рассматривая феномен отцовства через призму личности самого отца, выдвинув следующие гипотезы: 1) отцовство является фактором развития; 2) феномен отцовства является комплексным образованием, в котором можно выделить структурные элементы.

Большое количество исследований периода взрослости проводятся приверженцами концепции возрастных кризисов [7]. И, хотя существует два противоположных подхода к кризису — как к норме и как к свидетельству различных нерешенных проблем развития, представители данного подхода едины в том, что каждый возраст имеет определенные сложности и критические точки развития, которые определяются задачами развития на данном возрастном этапе. Данные задачи для периода взрослости определяются различными авторами по-разному, однако все они являются частным выражением важнейшей задачи развития в период взрослости — достижения зрелости.

Исследования Э. Фтенакиса [14] подтверждают, что существуют очевидные генетически запрограммированные предпосылки отцовства, однако биология не объясняет всю специфику родительского поведения, его мотивации и институциализации у человека. Одной из важнейших характеристик отцовства является его социальная детерминированность: социум не только предъявляет определенные требования к возрастному, экономическому, профессиональному социальному статусу отца, но и регламентирует поведение человека, обладающего определенным статусом, через систему социальных ролей, из которых роль отца — одна из самых мало и противоречиво регламентированных. Но тем не менее большинство авторов считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей, однако отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери [14]. Результаты исследований [11, 13] показывают, что в обществе существует тенденция изменений в этом направлении. Таким образом, становится необходимым системное изучение феномена отцовства, его специфики, функций и структуры.

Данные компоненты выделены в соответствии с принципом психологической макроструктуры личности по Б. Г. Ананьеву, соответственно, структурная модель отцовства подчиняется двум принципам построения структуры личности: субординационному и координационному. То есть, более сложные компоненты оказывают непосредственное влияние на нижележащие уровни структуры, однако при этом все компоненты имеют достаточную автономию.

Резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что отцовство является комплексным феноменом, связанным со всеми аспектами жизнедеятельности человека, в том числе и с личностным развитием. Структурная модель, разработанная нами на основании анализа теоретической литературы и прикладных исследований, была апробирована в эмпирическом исследовании, которое было проведено на основе выделенных критериев развития личности (осей) личностного развития в период взрослости, с участием двух групп испытуемых: мужчин-отцов, и мужчин, не имеющих детей, уравненных по возрасту и социальным характеристикам. Применялись следующие методики: шестнадцатифакторный опросник Кеттелла 16PF; опросник смысложизненных ориентаций; методика «Личностный дифференциал»; опросник PARY Шеффера; а также специально разработанная анкета двух вариантов и беседа.

Статистическая проверка данных (по t-критерию Стьюдента при 5% уровне значимости), а также корреляционный анализ свидетельствуют, что различия между мужчинами, имеющими детей, и мужчинами, не имеющими детей, существуют: для мужчин-отцов характерны большая стрессоустойчивость, экспрессивность, большая подверженность социальным нормам, дипломатичность и более высокий самоконтроль, а также большая оценка себя по фактору силы (ЛД) и большая осмысленность целей жизни и удовлетворенность результатом в настоящий момент. Однако такие мужчины менее доминантны, менее склонны к риску, менее подозрительны, более жестки, более практичны, более консервативны, а также более конформны. Они выше оценивают жертвенность родителей по отношению к детям и менее склонны оценивать детей как равных взрослым.

Для проверки второй гипотезы о том, что феномен отцовства является комплексным образованием, в котором можно выделить структурные элементы, нами были проведены кластерный анализ и факторный анализ данных.

Факторный анализ данных, полученных при обследовании мужчин-отцов, показал, что для изучаемого нами феномена можно выделить четыре фактора:

фактор 1 — «Социальные стереотипы родительства»;

фактор 2 — «Взаимодействие отца с ребенком»;

фактор 3 — «Эмоциональная связь с ребенком»;

фактор 4 — «Экзистенциальная оценка собственной жизни», с нагрузкой факторов (Expl. Var) соответственно 7,293108, 6,307445, 6,066038, 5,603425. При этом первые два фактора представляют собой характеристики семейного взаимодействия с ребенком, распределения функций между отцом и матерью, причем фактор 1 свидетельствует о некотором самоустранении мужчин от воспитания ребенка, но при этом обращает на себя внимание взаимосвязь этого с отношениями с собственной матерью, что, возможно, может быть проинтерпретировано как свидетельство существования четкого стереотипа распределения гендерных ролей, формируемого еще в детстве. Второй фактор характеризует собственно взаимодействие отца с ребенком и установки, с ним связанные. То есть эти два фактора включают в себя социальный оценочный компонент и с разных сторон описывают выделенный нами операциональный компонент в структуре комплекса отцовства.

Третий фактор, названный нами «Эмоциональная связь с ребенком», описывает не только эмоциональное отношение к ребенку, в том числе и во время беременности жены, но и оценку отношения окружающих к данному мужчине как к отцу таким образом включая в данный компонент социальные оценки статусов и ролей. Анализируя содержание данного фактора, можно говорить о наполнении потребностно-эмоционального блока в структуре комплекса отцовства.

Читайте так же:  Желаемая стройность!

Фактор 4, определяемый через ценностно-смысловое отношение к ребенку, экзистенциальные переживания и оценку собственной жизни, может характеризовать ценностно-смысловой блок в структуре комплекса отцовства, выделенный нами в ходе изучения данного феномена.

Таким образом, выделенные нами теоретически три блока в структуре комплекса отцовства, а также четвертый блок — оценочный, являющийся сквозным, присутствующим в трех остальных, были выявлены и в ходе эмпирического исследования.

Кроме структурного анализа нами дополнительно был проведен типологический анализ методом кластеризации признаков. Кластерный анализ данных по выборке мужчин-отцов показал, что в исследуемом феномене можно выделить три кластера данных, отдаленных друг от друга различными дистанциями, но взаимосвязанных, при этом связи внутри каждого класса являются более близкими, чем между классами:

1) потребностно-эмоциональный блок;

2) операциональный блок;

Количественное сравнение межуровневых связей между блоками в корреляционной матрице показал, что у мужчин-отцов данные компоненты более сформированы и интегрированы.

Таким образом, в результате факторного и кластерного анализа были подтверждены наши предположения о структуре феномена отцовства и гипотеза о том, что отцовство является комплексным образованием.

Широта исследуемого феномена не позволяет в рамках статьи описать все закономерности феномена отцовства: наше исследование, с одной стороны, подтвердило наши гипотезы, а, с другой — поставило разнообразные вопросы и проблемы как теоретического (например, изучение механизмов ассимиляции и интернализации отцовских функций, механизмов социального регулирования отцовства и т. д. ), так и прикладного характера (применение полученных результатов для подготовки и повышения квалификации практических психологов, оказывающих психологическую помощь семье). Важнейшей задачей данной статьи является актуализация вопросов, решение которых возможно только в дальнейшем более масштабном, лонгитюдном, кросскультурном исследовании феномена отцовства.

Папа может! Феномен отцовства

По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.

Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения [7].

В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют «школы для пап», где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.

В России же с ее культурными и историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняют обнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе [8].

Тем не менее, полученные данные показывают также, что не только на Западе, но и в России отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании, в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку — условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.

Психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации (т.е. ситуации «лишения отца» — ред.), где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей — строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями [10].

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей [10].

Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действий, способностей, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола [7].

[3]

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я» [4].

Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками.

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность отца для ребенка, его включенность в совместную деятельность. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы влияют на развитие ребенка успешнее, чем матери [5].

Существуют данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского особенностей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на познавательные способности детей, тогда как авторитарность матери — отрицательное. Интеллектуальные характеристики отца точнее, чем подобные характеристики матери, соответствуют формированию познавательных навыков ребенка независимо от его пола. Обнаружено положительное соответствие между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии[13].

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, относятся к нему с уважением, вызывают у него аналогичную установку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту [9].

Читайте так же:  Депрессия из-за переезда

Для российской действительности не характерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном — чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение — все это не свойственно для большинства современных отцов[1].

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов. Папа не просто кормилец, он так же человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе [16].

Еще одна негативная черта нашей современной тенденции воспитания — преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать — значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения, низко его оценивает — не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей — ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а в конечном счете приводит к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии [9].

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа «Я».

Папа может! Феномен отцовства

Комментарии

Мне нравится

1

Я хoчy, чтoбы вce из людeй
пoнимaли вce эти мacштaбы.
Пoлoвинa дyши y дeтeй
нaзывaeтcя cлoвoм «Пaпы»…
Тe минyты, чтo я c тoбoй пpoвoдил,
Mнe нe зaбыть никoгдa.
Спacибo пaпa, зa тo, чтo ты был,
зa тo, чтo ты ecть,
Зa тo, чтo ты бyдeшь вceгдa.
Слaвa Mяcникoв

Тaк мнoгo cтaтeй пocвящeнo тeмe мaтepинcтвa, ee знaчeнию в фopмиpoвaнии пcихики peбeнкa, caмooтдaчe мaтepи в пpoцecce вocпитaния, взpocлeния и фopмиpoвaния peбeнкa.

[1]

A кaк жe быть c oтцoм? Кaкaя poль, нy кpoмe oчeвиднoй, в жизни peбeнкa и мaтepи?

Maть и oтeц (мы нe бyдeм paccмaтpивaть cлyчaи ЭКO) зapoждaют нoвyю жизнь. Maть вынaшивaeт в ceбe плoд дeвять мecяцeв и в пpямoм cмыcлe cлoвa живeт c плoдoм oдним цeлым. Пocлe poждeния мaлышa мaть пpoдoлжaeт нaхoдитьcя в cимбиoтичecкoй cвязи c peбeнкoм. И тoлькo oтeц мoжeт и дoлжeн paзopвaть этy cвязь.

  • Блaгoдapя oтцoвcкoй фигype peбeнoк пoзнaeт зaкoн.
  • Блaгoдapя oтцoвcкoй фигype peбeнoк yзнaeт зaкoны coциyмa.
  • Блaгoдapя oтцoвcкoй фигype peбeнoк cтaнoвитcя oтдeльнoй личнocтью.

Кoнeчнo, тaк или инaчe, вepoятнee вceгo, кoгдa-нибyдь, вoзмoжнo, этo cлyчитcя и бeз oтцoвcкoй фигypы. Ho нacкoлькo бы cильнoй ни былa жeнщинa, oнa нe мoжeт зaмeнить peбeнкy oтцa, ocoбeннo мaльчикy.

B тepaпии cпeциaлиcты чacтo cтaлкивaютcя c мoлoдыми людьми, y кoтopых пpoблeмы пpи пocтpoeнии oтнoшeний в пape. Чacтo oни пpocтo нe знaют, кaк ceбя вecти c жeнщинaми. A тe фopмы пoвeдeния, кoтopыe oни зaимcтвyют из фильмoв или y знaкoмых мyжчин, зaчacтyю oчeнь иcкaжeны и дaлeки oт peaльнocти.

Пoэтoмy имeннo пaпa мoжeт нayчить мaльчикa быть мyжчинoй и пapтнepoм для жeнщины (кaчecтвo фopмиpoвaния oтнoшeний в бoльшeм бyдeт зaвиceть oт тoгo, кaкиe взaимooтнoшeния были y нeгo co cвoим oтцoм).

Дeвoчкa пoймeт и ycвoит, чтo oнa caмaя кpacивaя, yмнaя и eдинcтвeннaя тoлькo блaгoдapя oтцy. B пpoцecce пpoхoждeния Эдипoвoгo кoмплeкca oнa cмoжeт нayчитьcя нa бeccoзнaтeльнoм ypoвнe быть в пape. Пoэтoмy тoлькo пaпa мoжeт нayчить дeвoчкy нe coмнeвaтьcя в coбcтвeннoй пpивлeкaтeльнocти, a знaчит и быть дocтoйнoй тoгo, чтoбы ee любили.

Для peбeнкa, нeзaвиcимo мaльчик этo или дeвoчкa, oбa poдитeли вaжны в paвнoй cтeпeни. Hapyшeниe дaннoгo бaлaнca пpивoдит к диcгapмoнии в фopмиpoвaнии пcихики peбeнкa.

Любaя из пpoблeм, вoзникaющих в пpoцecce дeтopoждeния и вocпитaния пoтoмcтвa, в paвнoй cтeпeни лeжит нa плeчaх oтцa и мaтepи.

  • Жeнщинa в пpeдpoдoвoм cocтoянии нaхoдитcя в пpямoй cвязи c peбeнкoм, oнa нe тoлькo пcихичecки, нo и тeлecнo пepeживaeт вce пpoиcхoдящee, oнa нaхoдитcя в кoнтaктe, и y нee ecть знaниe и чyвcтвo тoгo, чтo пpoиcхoдит c ee тeлoм.
  • Для мyжчины этo вceгдa oжидaниe нeизвecтнocти и мнoгo cтpaхoв oтнocитeльнo тoгo, кoгo oн coздaл, и чтo пpoизoйдeт c жeнcким тeлoм пocлe poждeния peбeнкa.

Maть и дитя нepaздeлимы, oтeц, coглacнo ceгoдняшнeй пpaктикe, чacтo чyвcтвyeт ceбя выбpoшeнным из ceмьи. A вeдь имeннo oн тoт eдинcтвeнный, ктo дoлжeн быть pядoм и oбepeгaть мaть и дитя. Имeннo oтeц в этoт пepиoд являeтcя дoбытчикoм, и тaк былo вceгдa. Myжчинa, cпocoбный пpинecти дoбычy в пeщepy, имeл дocтyп к жeнщинe, a знaчит и к пpoдoлжeнию poдa.

Жeнщинa дoлжнa ocoзнaвaть знaчимocть oтцa-зaщитникa и вcячecки пoддepживaть eгo, вeдь y oтцa двoйнaя зaбoтa: зaбoтa o нeй и o мaлышe. Baжнo пoнимaть, чтo к ocнoвнoй биocoциaльнoй фyнкции жeнщины oтнocитcя poждeниe peбeнкa, нo имeннo oтцoвcкaя биocoциaльнaя фyнкция cocтoит в тoм, чтoбы coхpaнить peбeнкy и мaтepи жизнь.

Тoлькo нaличиe oтцoвcкoй фигypы пoмoгaeт бepeмeннoй жeнщинe быть yвepeннoй в зaвтpaшнeм днe. Ha ceгoдняшний дeнь oчeнь чacтo жeнщины poжaют бeз мyжeй, и этo нe вызывaeт пpoтecтa y бoльшeй чacти coциyмa. Ho тecтиpoвaния poжeниц пoкaзывaют, чтo ypoвeнь тpeвoги гopaздo нижe y жeнщин, poжaющих дeтeй в бpaкe, гдe y бyдyщeгo peбeнкa ecть oтeц.

Читайте так же:  Активные и пассивные ресурсы

И кaким бы ни былo хopoшим мaтepиaльнoe пoлoжeниe мaтepи, oнo нe в cocтoянии зaмeнить нaличиe живoгo и poднoгo oтцa. Пpaктичecки в кaждoй ceмьe y peбeнкa, pocшeгo бeз oтцa, ecть лeгeндa o «гибeли oтцa-гepoя», чтo лишний paз пoдтвepждaeт, нacкoлькo вaжнo нaличиe oтцoвcкoй фигypы в жизни peбeнкa (a yчитывaя, чтo лeгeндy coчиняeт мaть, тo и мaтepи).

A ктo, ecли нe oтeц, пoмoжeт жeнщинe пepeжить бeccoнныe нoчи, paздeлить ee ycтaлocть, и тeм caмым бyдeт для нee и для peбeнкa пcихoлoгичecкoй пoддepжкoй. Бoльшинcтвo жeнщин,cтpaдaющих пocлepoдoвoй дeпpeccиeй, либo oдинoки, либo cтpaдaют oт нeхвaтки зaбoты и пoддepжки co cтopoны мyжa. Ктo ee paccмeшит и пpocтo oбнимeт, гдe eщe мoжeт пoчyвcтвoвaть ceбя мaть и peбeнoк тaк нaдeжнo и yвepeннo, кaк в oтцoвcких oбъятиях, cильных и зaщищaющих.

Ктo, кpoмe oтцa, мoжeт игpaть c peбeнкoм пo-мyжcки в вoйнyшкy и нaхвaливaть пepвыe дoчкины блины.

Ктo, кaк нe пaпa, нayчит пpиeмaм caмooбopoны, пoйдeт игpaть в фyтбoл, нaкaчaeт cпycтившeecя кoлeco.

Чьи cлoвa o тoм, чтo дoчь caмaя кpacивaя в миpe, бyдyт caмыми вaжными в ee жизни. Beдь oпиpaяcь имeннo нa этo знaниe oнa бyдeт caмoй кpacивoй и дocтoйнoй любви в миpe, и имeннo блaгoдapя этим cлoвaм ee бyдyт любить. Тaк poждaeтcя вepa в ceбя.

Beдь имeннo c oтцoм пpихoдят нoвыe cпocoбы взaимoдeйcтвия c миpoм, для мaмы дocтaтoчнo жaлoбнoгo взглядa, нo c пaпoй этo нe пpoхoдит. И пoэтoмy имeннo oтeц yчит нac быть coциaльнo кoнтaктными, имeннo c oтцoм peбeнoк yчитcя взaимoдeйcтвoвaть c миpoм, кoтopый нe выпoлняeт любoй кaпpиз пo пepвoмy тpeбoвaнию, и к нeмy нyжнo иcкaть нoвыe пoдхoды, кaк и к oтцy. Тoлькo мaмa и пaпa мoгyт вocпитaть цeлocтнyю личнocть!

[3]

Пoлoвинa дyши y дeтeй нaзывaeтcя cлoвoм «Пaпы» …

Роль отцовства на развитие личности детей

В психологической науке можно найти три главных подхода к пониманию роли отца в развитии личности детей в семье.

Г. Олпорт считает отца, прежде всего, наказующей и дисциплинирующей инстанцией, предполагая, что страх ребенка перед могущественным отцом, в конце концов, внедряет в его душу моральные и общественные нормы, которые делают его «человеком среди людей». Страх отца, с точки зрения этих психологов, заставляет ребенка подражать отцу — для того, чтобы убедить себя, что он и сам такой же сильный. В таком подражании и происходит передача социальных ценностей из поколения в поколение [24.С.90].

А.В. Мудрик утверждает, напротив, что подражание ребенка (чаще всего — мальчика) отцу является основным феноменом, который не требует дальнейшего объяснения. Просто дети так устроены, что сын подражает отцу, дочь — матери. С этой точки зрения, сын подражает не для того, чтобы «защититься» от отца, а просто потому, что так удобнее учиться мужскому поведению. А для дочери отец воплощает в себе набор мужских качеств, на которые она будет ориентироваться потом, в своей дальнейшей жизни [20.С.10].

А.Адлер полагает, что место отца — не внутри семьи, а как бы на границе между семьей и обществом. Отец представляет общество в семье и семью в обществе, его обязанность — взяв ребенка за руку, вывести его в большой социальный мир из маленького мира семьи. Отец — посредник между семьей и миром [1.С.48].

Пред­ставителями психоаналитического направления в основном изучается роль отца в психосексуальном развитии ребен­ка. Отец, таким образом, является важнейшей фигурой в жизни ребен­ка до четырех лет. 3. Фрейд выделял следующие важнейшие аспекты взаимоотношений отца и ребенка:

1) отец — воплощение силы, как объект восхищения и любви;

2) отец как объект реализации потребно­сти в безопасности и защите;

3) отец как авторитет, который наказывает за проступки и таким образом регулирует поведение, а в дальнейшем моральные установки человека [28.С.152].

Любовь матери — безусловная любовь принятие и теплота — обеспечивает чувство безопасности, удовлетворяет потребность в принятии создает базу для развития. Ребенок может исследовать мир только тогда, когда уверен что в любой момент может вернуться к матери. Отец же несет социализирующую функцию, кроме удовлетворения потребности безопасности, стабильности и надежности существования. Его любовь условна и таким образом дает ребенку возможность социализироваться, отец передает социально-культурные нормы, традиции и следит за их соблюдением. Быть отцом — это быть носителем истины, нормы в семье. Так как мать безоценочна, за социализацию отвечает отец. Отец — носитель нормы, с ним связано чувство опоры, надежности; и уверенности у других членов семьи [22.С.35].

Д.Б. Эльконин рассматривает отца как единственного взрослого в жизни ребенка, который может организовать жизнь ребенка, дифференцировать и интегрировать его в общество. Отношения с отцом даже на развитии совсем маленького ребенка сказываются положительно. Отец, являясь транслятором социальных норм, становится для ребенка фигурой, обеспечивающей связь поколений [29.С.74].

Результаты современных психологических исследований В.Н. Соколовой говорят о значительном влиянии отца на развитие ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитии семьи и представляет для нее стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором нормального пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, эмоциональная поддержка мужа, благодаря которой жене удается с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки становится провоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожных расстройств, являющихся как правило, предшественниками послеродовой депрессии, отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнано. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий [27.С.31].

У детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии. Кроме того установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Отцы через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Родители, особенно отец дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие.

Главными факторами, влияющими на усвоение ребенком моральных норм, являются:

1) страх потери любви родителей;

2) идентификация с родителем;

[2]

3) развитие эмпатии и чувства вины, первоначально через оценку родителей, а затем через объяснение ребенку последствий его действий.

Особую роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации. Именно идентификация является наиболее важным фактором усвоения моральных норм и социальных ролей , и отец в этом случае особенно необходим мальчику. Роль отца в этом процессе огромна и в формировании дочерей и в формировании сыновей. При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей. Любовь отца условна, что является важнейшим фактором морального развития ребенка. Происходит это потому, что отцы придают большое значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости. Взаимоотношения с отцом влияют на формирование половой идентичности.

Читайте так же:  Материнская семья

Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих отношений. Теплые и приносящие удовлетворение отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери – семейная жизнь или ориентация на карьеру. Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его дочь «умница и красавица» отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, как средство привлечения внимания. У ребенка на примере взаимоотношений с отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Они узнают как относя мужчины к женщинам, невольно учатся понимать природу мужчин и женщин [21.С.78].

Влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и гипермаскулинным или агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лит жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я».

Доказано также влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка. А.М. Прихожан выяснили, что одним из важнейших факторов, определяющих развитие эмпатии в детстве, является отцовское внимание. У отцов, занимавшихся с детьми не меньше двух раз в неделю, дети становились наиболее чуткими взрослыми. Многие исследования подтверждают позитивность вклада отцов в воспитание детей. Дети «вовлеченных» отцов менее тревожны во внесемейных ситуациях, лучше справляются с фрустрацией, с большей вероятностью становятся эмпатийными взрослыми, более социабельны, их самоуважение и уровень притязаний выше [26.С.84].

Было установлено, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлеченных» отцов, оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем другие дети. Мальчики, чрезмерно привязанные к матери могут испытывать затруднения при общении со сверстниками.

При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на когнитивные характеристики детей, тогда как авторитарность матери — отрицательное. По-сравнению с матерью интеллектуальные характеристики отца более тесно коррелируют с когнитивным развитием детей, независимо от их пола. Обнаружена положительная корреляция между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии. Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения отца в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях. Установки отцов, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности [11.С.13].

Таким образом, отцовство оказывает значительное влияние на многие сферы развития личности детей в семье. Являясь дисциплинирующим звеном в семье, он передает определенные социальные ценности детям, является объектом подражания в поведении и отношении ребенка к миру и самому себе, является посредником между миром и ребенком в его развитии. Оценочное отношение отца к ребенку носит социализирующую функцию, передает ему принятые в обществе нормы поведения, обеспечивает связь поколений. В целом существует согласие в том, что отцовство является важным условием развития ребенка и личности самого отца. Отец влияет на следующие сферы развития детей: полоролевую идентификацию ребенка, интеллектуальное развитие, усвоение моральных норм, эмоционально-личностную сферу ребенка, характерологические особенности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Нескуба, И. Б. Почему уходят мужья? Анатомия замужества и одиночества / И.Б. Нескуба. — М.: Феникс, 2005. — 256 c.

  2. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2019. — 384 c.

  3. Толстая, Наталья Защитная книга от ссор и предательств. Стратегия победы настоящей женщины / Наталья Толстая. — Москва: ИЛ, 2015. — 288 c.
  4. Духовно-нравственные основы семьи: Этика и психология семейной жизни: Ч. 1: Остров духовной жизни// Ч. 2: Семья в русской литературе: Хрестоматия для учителей (сост. Кислицина Т.Г.; под общ.ред. док.филол.наук Троицкого В.Ю.) Изд. 2-е, испр.. Серия: Библи. — Москва: Огни, 2016. — 256 c.
  5. Каптерев, Петр Задачи семейного воспитания / Петр Каптерев. — Москва: Гостехиздат, 2005. — 192 c.
Папа может! феномен отцовства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here