Парадоксальность человеческих желаний

Сегодня обсуждаем тему: парадоксальность человеческих желаний с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Парадоксальность человеческих желаний

Уже у Фрейда мир не является ни миром вещей, ни миром бытия, но миром желания. Именно желание стало той тайной, которая открылась ему в 1895 году в ходе толкования сновидений. В том же, 1895 году, в «Наброске научной психологии» Фрейд показывает, что первые переживания удовлетворения у ребенка нельзя свести к утолению естественных потребностей. Мать не просто дает ребенку то, что ему необходимо, но переводит потребность в пище посредством языка в запрос. Она ставит его перед необходимостью формулировать свою потребность: скажи, что хочешь! вырази свое желание! Потребность всегда связана с запросом еще и потому, что крик ребенка, выполняющий функцию разрядки возбуждения, истолковывается матерью буквально как запрос – как голод или жажда. Впоследствии субъект будет истолковывать напряжение, возникающее в своем организме, как нехватку. Для полного счастья всегда чего-то не хватает. Удовлетворение всегда обнаруживает фундаментальную неудовлетворенность. «Эх, так бы всегда!» – говорит человек. «Эх, еще бы раз такое пережить!» – повторяет он.

Еще один парадокс заключается в том, что желание утверждает нехватку существования. Я чего-то желаю, значит, мне чего-то не хватает для существования. Я желаю того, что находится вне меня. Я желаю того, что для меня – не я, нечто отличное от меня.

Борьба за признание, борьба за желание другого отчуждает его от объектов желания. Я желаю не то, что называю в качестве желанного объекта. Желание не может быть удовлетворено. Такую цену ребенок платит за вход в мир человека, языка, культуры. Удовлетворить можно не желание, а потребность.

Лакан отличает желание от потребности и запроса. Потребность нацелена на конкретный объект и удовлетворяется этим объектом. Запрос формулируется в обращении к другому человеку. Запрос этот, следовательно, возникает в поле языка и относится к чему-то отличному от удовлетворения, к которому он взывает. Запрос, будучи сформулированным в языке, всегда уже ставит вопрос о присутствии и отсутствии. Биологическая потребность и звучащий из языка запрос, таким образом, никогда не совпадают. Между ними всегда сохраняется зазор.

В этом зазоре между потребностью и запросом и рождается желание. Оно не относится к независимому от субъекта реальному объекту. Этот момент подчеркивается и в желании самого Лакана. Когда он утверждает в «Инстанции буквы», что бессознательное есть дискурс Другого, то желание его состоит в том, чтобы указать на то потустороннее, где признание желания сплетается с желанием признания.

Желание, в отличие от потребности, обладает постоянно смещающимся, блуждающим, эксцентрическим и даже скандальным характером. Еще один его парадокс состоит в том, что, апеллируя к реальному, желание довольствуется галлюцинаторным удовлетворением. Оно – источник фантазма как такового. Однако при этом оно воздействует не только на воображаемый порядок субъекта, но и приводит в движение символическую цепь означающих. Желание запускает все речевые акты, включая молчание. Оно движет всеми сознательными и бессознательными представлениями.

Наконец, еще один парадокс желания: объект становится желанным только в случае запрета. Желание пробуждается запрещающим его Законом. Оно нуждается в препятствии, которое нужно преодолеть. Нет инцестуозного желания до запрета на инцест. Ссылаясь на Святого Павла, Лакан утверждает: объект становится объектом желания только в случае запрета. Желание поддерживается запрещающим Законом. Как ни странно, но именно здесь коренится этика Лакана. Он не только противопоставляет Закон и желание, но говорит и о Законе самого желания. Завет Лакана: не предавай своего желания! Его Закон – единственный императив. Его проявление – во влечении.

Парадоксальность человеческих желаний

Библиографическая ссылка на статью:
Пятилетова Л.В., Заболотских М.М. «Парадокс близости (и желания)» в свете концептуализации любви в философской антропологии // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/01/85273 (дата обращения: 26.03.2019).

Сегодня одним из интереснейших «эмпирических сюжетов» на Западе, касающихся исследования феномена любви, является завладевший умами широкой общественности (в силу индивидуальной озабоченности каждого качеством личных отношений, что становится возможным благодаря укоренившейся в обществе и востребованной (доступной) психотерапии) «парадокс близости (желания)».

Выводы, посвящённые этому парадоксу, обобщены в книге Esther Perel «Mating in Captivity: Unlocking Erotic Intelligence» (2007). В ходе многолетних исследований известный американский психотерапевт Э. Перель установила негативную корреляцию близости и желания (в современном западном обществе), выразившуюся в «кризисе желания».

Э. Перель, проанализировав генезис и «архитектуру» (сексуального) желания, своими исследованиями продемонстрировала удручающую закономерность: то, к чему стремится «нормальный» современный человек, а именно – к эмоциональной близости в отношениях, приводит в ходе «долгосрочного» достижения желанной близости и приятия к угасанию страстного полового влечения. – Поскольку семейная пара вырастает эмоционально и интимно через череду непрерывных повторений, создающих «блоки» доверия и безопасности, желание начинает уменьшаться, в то время как эротическое влечение не является функцией эмоциональной близости, а буквально является отдельным состоянием бытия.

В дальнейшем прикладная часть её научной работы была посвящена изобретению технологий, позволяющим семейным парам заново разжечь брутальный огонь любви, повысив тем самым «эротический интеллект» (Э. Перель).

Технологии связанны с актуализацией фундаментальных компонентов романтического желания: 1. установление дистанции (например, вынужденное расставание, отъезд), 2. «разогрев» воображения («картинка» успешного, значит, желанного, партнёра), 3. освежающий «драйв» новизны (как открытие другой части «себя»)). Развитое воображение – главный стержень “эротического интеллекта”.

Эксперименты, вдохновлённые открытием Э. Перель, в области изучения парадокса близости тем не менее не иссякли, и сегодня мы имеем «реальную технологию» поддержания телесной стороны страсти в парах, основанную уже на новых эмпирических наблюдениях и экспериментально подтверждённых данных [1].

Речь идёт о «феминных» технологиях любви: отзывчивость усиливает брутальную страсть (однако эффект данной взаимосвязи сильнее проявляется у женщин).

[3]

Таким образом, кажется, удаётся, при определённых обстоятельствах, избежать парадокса близости, когда высокий уровень интимности уменьшает степень (сексуального) желания.

Однако, на наш взгляд, вопрос можно поставить по-другому: идёт ли речь о парадоксе (близости) как (эротической) ситуации, существующей в реальности, но не имеющей логического истолкования?

Упомянутые эксперименты 2016 г. убедительно продемонстрировали независимость интимных желаний от трёх «остовов» страсти, обозначенных Э. Перель – воображения, дистанции и новизны.

Само «усиление» близости (интенсификация интимности через обнажение фундаментальных характеристик любви, названных исследователями «отзывчивость», за которой, в действительности, скрывается следующая семантика: забота, понимание, искреннее соучастие в «моём» бытии, поддержка и готовность разделять и развивать отношения…) интенсифицирует телесный аспект эротических отношений.

В таком случае – о парадоксе ли идёт речь? Возможно, речь идёт о специфическом способе конструирования социальных объектов – того, о чём писал Т. Кун в «Структуре научных революций»?

Любовь – это то, что конструируется, и возможны различные концептуализации любви.

Так, необыкновенно проницательные исследования Э. Перель в области «эротического интеллекта» актуализируют концепт романтической (страстной) любви. При таком моделировании, действительно, имеет место быть «парадокс близости (и желания)».

Однако при другом способе рассмотрения феномена любви (способе, стихийно разделяемом в экспериментах 2016 г.) [2,3,4,5] этого парадокса нет [6]. И не может быть. Здесь речь будет идти, скорее, о том, как сохранить саму стихию страсти (эротической страсти, но не сексуального желания).

Читайте так же:  Стресс-интервью в свете этики и здравого смысла

Любовь, являясь отражением амбивалентной природы человека (дух – душа – тело), в полном смысле слова – вбирает в себя все противоречия и достоинства человеческого способа бытия.

1.1 Концепция человека в социально-психологическом анализе Фромма. Природа человека и парадокс человеческого бытия

Таким образом, точкой отчета при осмыслении проблемы человека Фромм сделал исследование способа его бытия. Согласно концепции Фромма, специфика бытия человека связана с непреходящей «экзистенциальной дихотомией», или «экзистенциальным противоречием». Данное противоречие состоит из двух моментов. С одной стороны, это то, что человек, будучи частью природы, не принадлежит ей полностью, обособлен от нее, не имеет своей «особой экологической ниши». Такое положение индивида Фромм называет «заброшенностью», или «бездомностью». С другой стороны, обладая сознанием, человек способен понимать и переживать свое «заброшенное» положение. «Человек — единственное живое существо, — писал Фромм, — которое чувствует себя в природе неуютно, не в своей тарелке: ведь он чувствует себя изгнанным из рая».

В учении об «экзистенциальной дихотомии» и «историческими противоречиями» Фромм предпринял попытку отойти от сугубо психоаналитического метода исследования человека. Предметом анализа становятся не только личностные, но и онтологические характеристики человека. В своих рассуждениях Фромм в значительной мере оказывается сопричастным экзистенциалистскому толкованию сущности и существования человека. Как и Хайдеггер, Сартр, Камю, Фромм говорит о неустранимом парадоксе человеческого существа, который заключается в том, что человек не имеет сущности в смысле чего-то данного, строго зафиксированного и неизменного, но в то же время как индивидуальность, отличная от остального мира, он должен обладать какой-то специфической сущностью. Правда, интерпретация названного парадокса у них различна. Для экзистенциалистов, которые выводят сущность человека из факта его существования, она «ничто», для Фромма же она вырисовывается в виде противоречия, внутренне присущего человеческому существованию.

Найди себя, или ключ к изменению судьбы

Я хочу всех обнять.

— А затем всех удавить. Так? Вот она дуальность. Когда мы говорили о желаниях личности, все очень оживились. Теперь я предлагаю проявить свои желания. И где же ваша личность? Чего же она хочет? Вы увидите, что желание дуально. Хорошо. Вспомни какого-то человека, и что бы ты хотела сделать ему.

У меня есть подруга, и я хочу ей помочь, но с другой стороны совершенное равнодушие и делать уже не хочется.

У меня осуждение дошло до пика и возникло чувство вины. Я не понимаю, с чем это связано.

Хочу танцевать — хочу сидеть.

Хочу кататься на велосипеде — хочу не кататься на велосипеде.

— Получается, хочу кататься на велосипеде — хочу лежать. Еще, пожалуйста.

Хочу быть на семинаре и одновременно хочу быть дома в привычной для себя обстановке.

Хочу обнять и погладить Таню и ударить со всей силы по лицу Инну.

Я хочу встретиться с друзьями и одновременно не хочу этого.

— Не «не хочу», а противоположное «хочу».

Хочу побыть одна.

— Это «хочу» противоположное первому «хочу».

— Боюсь, идет из первого «хочу». Хочет, но боится противоположной стороны, то есть противоположного «хочу». Например, ты сознательно находишься в части, которая хочет быть порядочной, и очень боишься желаний своей непорядочной части.

[1]

Хочу ласки и боюсь.

— Найди противоположность этому. «Хочу, чтобы меня избили, и хочу, чтобы меня ласкали». Разбирайтесь. Чувствуйте это. Я предлагаю переходить на уровень чувств, а не просто ментализировать по поводу чувств. Мы рассматриваем сферу чувства в дуальности. Хочу это и хочу противоположное. Отметьте, что ваш ум сразу начинает оценивать, что можно говорить, а что нельзя.

Я хочу красивого мужчину модельной внешности и хочу страшного карлика недочеловека.

— Вот это уже что-то. Пожалуйста, кто еще?

Я хочу мучить свою маму, чтобы она сильно страдала, а с другой стороны хочу выразить ей свою любовь. Обнять ее и сделать что-то приятное для нее.

Хочу оставить ее в полной нищете и хочу подарить ей богатство.

Иногда на работе так рьяно хочется работать, а иногда хочется закрыться где-то и поспать.

Еще я хочу много работать и не получать за это денег, а еще хочу валяться на диване и получать за это большие деньги.

У меня всегда так получается, что я за что-то активно берусь, но потом так же активно не делаю этого.

Хочу работать и хочу быть дома. Хочу быть с одним мужчиной и хочу быть со многими.

Хочу ограбить магазин и напугать людей, но хочу завалить магазин товаром и поблагодарить людей.

Хочу взорвать старое дряхлое и хочу построить новое и красивое.

Я боюсь даже проговорить то, что я хочу. Я хочу растить и любить своих детей, но боюсь даже произнести, что я хочу их убить. Я не могу это прочувствовать. Боюсь этого.

— Правильно. Это и есть взаимоотношение противоположных частей. Они боятся друг друга. Если бы у тебя на сознании было желание уничтожить своих детей, то ты бы боялась части, желающей воспитывать и любить своих детей. Страх — это следствие войны ваших полярных частей.

Философия желания

© Коллектив авторов, 2005
© Издательство С.-Петербургского университета, 2005
ISBN 5-288-03629-2

Материалы публикуются в авторской редакции

Обзор материалов, поступивших в редколлегию

В заметке А.В. Зайко «Желание и языковая прагматика: поиск Другого» говорится о том, что желание, как универсалия культуры, в системе социальных отношений может быть охарактеризовано как ментальный прорыв в неизвестность языкового эксперимента, как мучительный поиск реакции на самого себя. В триединой формуле Желание — Речь — Другой заключена универсальная грамматическая структура, осуществляющая внутри себя связь нового с повседневным, позволяющая расширить контекст желания, рассмотреть его в качестве векторного человеческого усилия. Процедура понимания, которое начинает трактоваться как умение реализации и самореализации соответственно социокультурному контексту, задает следующую норму: понимание, в соответствии с речевой прагматической деятельностью, выражает позиционирование субъекта, владеющего этим контекстом, к производимому в рамках этого контекста, процесс понимания наделяется деятельностно-коммуникативной природой. Желание диалога, разговора — это поле коммуникации является авансценой борьбы множества сил, равноправных дискурсов, являющихся элементами властной вертикали и одновременно обладающими сильными властными позициями. Желание взаимодействовать с Другим, социализация посредством дискурса — «уровень бытия желания».

Парадоксальность человеческой глупости

Чтобы приблизиться к пониманию глупости, рассмотрим похожие на глупость проявления человеческой деятельности, которые глупостью все-таки не являются. Если человек интеллектуально неполноценен и, например, ведет себя в обществе нелепо (он просто не способен понять, как надо себя вести), то смеяться над таким (больным) человеком

просто глупо, и воспитанный человек себе этого никогда не позволит.

Если клоун на арене цирка (или на эстраде) специально показывает «глупости», чтобы посмешить публику, то над этим умные люди обычно смеются. Известно, что через «шутовство», карнавальность, скоморошество проявляется часто высокая творческая активность личности, которая по-своему восстает против нелепости существующей жизни.

Если человек имеет высокие достижения в определенной сфере профессиональной или общественной жизни, но обладает одновременно и некоторыми странностями (дурными привычками, слабостями и т. п.), то называется это в целом не глупостью, а «заскоком». В своей знаменитой книге «История человеческой глупости» И. Рат-Вег пишет, что человек с заскоком «может быть абсолютно нормальным. Иногда самый большой гений находит в своих мозгах немного места для какой-либо странности (только не надо каждому человеку «с заскоком» считать, что он уже произведен в гении)» (Рат-Вег, 1996. — С. 399). Таким образом, умный (и даже гениальный) человек в мелких вопросах может позволить себе определенные «странности», но он гениален именно в главном деле своей жизни.

Читайте так же:  Ход конем или поиск нового решения задачи

Если обычный, простой человек не владеет какой-то специфической информацией, которой владеют лишь ограниченное число специалистов, то называть такого человека «дураком» было бы в высшей степени несправедливо, но если специалист (уже после сданных экзаменов и полученного диплома) совершенно не умеет работать (использовать свои знания), то о таком человеке говорят, что он просто «дурак».

Видео (кликните для воспроизведения).

Если какой-либо профессор математики или экономики вдруг обнаруживает, что его крупно обсчитали в магазине или в коммерческом российском банке, то обычно о нем говорят, что он дурак. Правда, если этот профессор-математик искренне переживает о случившемся, то он уже перестает быть дураком.

Если человек, обладающий прекрасным образованием, позволяет себя дурачить по крупному, например, отдает все свои сбережения в сомнительные банки под подозрительно высокие (высочайшие) проценты, а потом еще и обижается на этот банк или на государство, которое его не защитило от проходимцев, то такой человек — дурак. Правда, если этот человек все-таки поймет, что надо думать и собственной головой, то можно сказать, что и у него промелькнул «проблеск гениальности».

Все это позволяет определить дурака как человека, который, обладая всеми необходимыми возможностями (интеллектом, прекрасным образованием и воспитанием и т. п.), все-таки совершает глупости, которых мог и не совершать, то есть дурак — это тот, кто не использует свои имеющиеся возможности.

При этом можно различать глупость применительно к обыденной жизни, применительно к различным профессиональным сферам и даже глупость применительно к пониманию своего предназначения и смысла жизни. Нередко слово «дурак» употребляется полушутя, когда человек совершает какие-то незначительные странности. Но уже термин «круглый дурак» можно было бы отнести к чему-то более глобальному, например к жизни как некоему «кругу». «Круглых дураков» можно представить и несколько иначе, для этого уместно вспомнить слова Ст. Е. Леца: «Из нулей легко сделать цепь». Особенно обидно, если такими «нулями» являются люди образованные и занимающие важное общественное положение.

После такого уточнения оказывается, что в более сложном положении оказываются именно образованные люди, поскольку с них больше спрос в сложных вопросах бытия. Когда дурачат простого, обычного, необразованного человека, отягощенного своими повседневными заботами, то его можно понять и простить за вынужденное неведение. Но когда умный (образованный да еще интеллигентный) человек

позволяет себя обманывать по крупному, то это уже не смешно — это беда.

И только теперь, более или менее уточнив для себя сущность глупости, можно поставить главную проблему и, одновременно, главный парадокс глупости: поскольку именно образованные (интеллектуальные и даже интеллигентные) люди претендуют на то, чтобы называться «элитой», то остается неясным, что же ожидает нашу страну (Россию), когда даже лучшие ее многие граждане не используют своего интеллекта не только для процветания несчастной страны, но и для собственного духовного роста. Сама постановка такого вопроса не психотерапевтична: она для этого слишком резкая и даже обидная. Но мы надеемся, что данную книгу читают не только люди, нуждающиеся в психотерапевтичном «поглаживании» или «кокетничаньи», но и действительно стремящиеся что-то понять, а следовательно, и изменить себя к лучшему.

Нельзя себе представить более страшной (дурацкой) картины, когда пошловато-очаровательные телеведущие, телекомментаторы, известные комики и прочие мастера «личностной продажности» высмеивают трагичную историю нашей страны, а образованные (да еще с дипломами о высшем гуманитарном образовании) тетеньки и дяденьки подло подхихикивают этой вакханалии цинизма. Но при этом происходит интересное психологическое явление. Сам факт подхихикивания свидетельствует не о недомыслии этих тетенек и дяденек, а об их стремлении соприкоснуться с миром элиты, которую очаровательно-продажные телеведущие и знаменитые комики представляют. Коллективный смех над недавними святынями — это своеобразная «плата» за сопричастность к шикарному, но недоступному миру престижно-тусовочной богемы, политического истеблишмента и прочей «элиты».

И даже несмотря на высокое образование и воспитание этих тетенек и дяденек, можно с уверенностью сказать, что это истинные глупцы, поскольку они могли бы не позволить обращаться с собой как с невежественными дурачками, но

позволили. Они могли бы (в силу своего образования) хотя бы внутренне возмутиться фактом осквернения истории, но не возмутились, так как слишком силен оказался соблазн соприкосновения с недосягаемой «элитой», за что им пришлось расплатиться частью своего достоинства и совести. В итоге получается, что они сами себя обманули. Но когда ты сам являешься обманщиком самого себя — это и есть высшая степень глупости.

Концепция человека в социально-психологическом анализе Фромма

Природа человека и парадокс человеческого бытия

Таким образом, точкой отчета при осмыслении проблемы человека Фромм сделал исследование способа его бытия. Согласно концепции Фромма, специфика бытия человека связана с непреходящей «экзистенциальной дихотомией», или «экзистенциальным противоречием». Данное противоречие состоит из двух моментов. С одной стороны, это то, что человек, будучи частью природы, не принадлежит ей полностью, обособлен от нее, не имеет своей «особой экологической ниши». Такое положение индивида Фромм называет «заброшенностью», или «бездомностью». С другой стороны, обладая сознанием, человек способен понимать и переживать свое «заброшенное» положение. «Человек — единственное живое существо, — писал Фромм, — которое чувствует себя в природе неуютно, не в своей тарелке: ведь он чувствует себя изгнанным из рая».

В учении об «экзистенциальной дихотомии» и «историческими противоречиями» Фромм предпринял попытку отойти от сугубо психоаналитического метода исследования человека. Предметом анализа становятся не только личностные, но и онтологические характеристики человека. В своих рассуждениях Фромм в значительной мере оказывается сопричастным экзистенциалистскому толкованию сущности и существования человека. Как и Хайдеггер, Сартр, Камю, Фромм говорит о неустранимом парадоксе человеческого существа, который заключается в том, что человек не имеет сущности в смысле чего-то данного, строго зафиксированного и неизменного, но в то же время как индивидуальность, отличная от остального мира, он должен обладать какой-то специфической сущностью. Правда, интерпретация названного парадокса у них различна. Для экзистенциалистов, которые выводят сущность человека из факта его существования, она «ничто», для Фромма же она вырисовывается в виде противоречия, внутренне присущего человеческому существованию.

Причина наших страданий — это наши желания

Начало

Я не знаю, как сложится ваша судьба, но одно я знаю точно: только те из вас будут счастливы, кто станет искать и найдет возможность служить другим.

[3]

Альберт Швейцер

Ложное эго — это отождествление себя с тем, чем мы на самом деле не являемся, в первую очередь, с телом.

Непокоренный ум и раздутое эго — главные наши враги, которые превращают нашу жизнь в ад.

Главное чувство, которым живет ложное эго, — это страх, а главное желание это потреблять, получать: признание, славу, положение, деньги, материальный комфорт.

Согласно восточной психологии, есть пять препятствий на пути к блаженству:

  • Невежество, то есть отождествление себя с телом, живя его интересами, забыв об истинной нашей сущности — душе.
  • Самодовольство или гордыня, что считается основным грехом практически во всех религиях.
  • Тяга к мирским утехам.
  • Ненасытное стремление к богатству.
  • Ненависть, гнев, когда не исполняются желания.
Читайте так же:  Как отстоять свои границы

Более того, восточная психология говорит: наши желания — это причина наших будущих страданий. Я не призываю совсем отказаться от желаний. Мы живем в этом мире, и нормально чего-то желать, иметь определенный уровень комфорта. Едва ли житель западных стран сможет жить полноценной жизнью, если его поселят в сельской местности где-нибудь в Бангладеш.

Особенно женщинам не рекомендован суровый аскетизм. Да и не в нем собственно смысл. Это нормально — пытаться удовлетворить свои основные, «базовые» потребности. Главное — это не жить желаниями и побуждениями своего ложного эго и ума. Они деструктивны по своей природе, потому что в их основе лежит дух стяжательства и эксплуатации.

А это синдром раковой клетки.

Основное желание нашего истинного Я — это жить божественной любовью, бескорыстным служением.

Самой глубокой потребностью человеческого сердца является потребность жить ради чего-то более значительного, чем просто следовать эгоистичным позывам ума. Также помимо этого есть еще одно важное желание — прожить своей судьбою, то есть в соответствии с нашим Высшим предназначением. Пройти путь, который уготован нам Всевышним, тут на Земле. Каждый раз, когда мы делаем что-то и при этом сердце «поет от радости» — это значит, что мы следуем своему пути. К сожалению, не всем хватает мужества идти по этому пути, навстречу своей мечте. Нам мешает страх неудач, мы боимся причинить боль и страдания близким, нам с детских лет внушают, что то, чего мы хотим, — невозможно. И вначале, когда мы отклонимся от своего пути, мы чувствуем острую боль в душе, но потом эта боль притупляется, и со временем мы ее можем перестать слышать вообще.

Поэтому, когда я говорил о целях и желаниях, я подразумевал, что они должны идти от нашей души и воплощаться с помощью разума. И что они должны очищать сознание, быть жертвенными по своей природе. Отдать что-то для счастья других. Я против того, чтобы вдохновлять вас следовать капризам своего ума. В этом мире и без меня есть, кому заниматься этим неблагодарным делом. Откройте любую газету, посмотрите телевизор, походите по улицам города, и море рекламы захлестнет вас. Купи это, приобрети то, забудь обо всем и услаждай свои чувства, стань рабом своего ума, предай свое истинное «Я».

Но обладая даже небольшим разумом, легко увидеть, что никто счастливым и умиротворенным не стал, следуя призывам рекламы и тех современных мыслителей, которые, сами являясь рабами своих низменных желаний, ведут общество и отдельно взятых людей в пропасть. И еще вы увидите, что чем больше человек следует капризам ума, тем менее он счастлив и умиротворен, тем меньшего такой человек достигает во всех сферах жизни. Ибо счастья, здоровья и успеха можно достигнуть, только умея концентрироваться и имея умиротворенный ум. Счастливой, гармоничной жизни могут достигнуть те люди, которые эффективно стремятся к достижению своей цели, но не стоит при этом жертвовать покоем своего ума.

Например — представьте, что вы едете на очень важную встречу с любимым человеком в другой город. Вы очень долго ждали, с радостью, этой встречи. И вот вам по дороге постоянно попадается красивая реклама: посетите это увеселительное заведение, посетите тот ресторан, с шикарными и очень дешевыми блюдами. Вы обо всем забываете и решаете посетить их. В результате вы пропускаете эту встречу. И ход вашей жизни меняется к худшему.

Или другой пример. У вас выдался свободный день, но вы ничего не планируете. Встаете, когда надоело уже лежать утром, смотрите телевизор, обсуждаете по телефону последние сплетни. И вроде только глаза утром открыли, а уже поздний вечер. Еще один бесполезно прожитый день, еще одна жизнь. Время, проводимое бесполезно, течет очень быстро. Но если вы распланируете этот день и будете придерживаться плана, игнорируя прихоти ума, — то такой день может пройти очень продуктивно, наполненно и интересно. Хватит времени и чтобы в интеллектуальном, и в физическом плане над собой поработать, и с детьми позаниматься, и близким помочь.

Этот пример представляется мне логичным и простым для восприятия.

Практические советы. Общая методика достижения цели

Если ты хочешь Истину так сильно, как тонущий человек глоток воздуха, ты обретешь Ее в одно мгновение.

Необходимо развить желание достичь какой-либо цели. То есть мы должны чего-то страстно захотеть, и от этого приходит вдохновение. Без этого первого шага мы ничего не достигнем. Помни, что Вселенная отвечает на все наши желания.

Один из моих учителей говорил:

«Вы должны желать любви к Богу, если у вас этого желания нет, вы должны желать, чтобы это желание появилось, если нет этого желания, вы должны желать, чтобы у вас появилось желание желать, чтобы появилось желание достигнуть Божественной любви, если у вас нет желания».

Важно конкретизировать и записать цель, четко видеть результат, уметь отказываться от второстепенных целей и желаний, которые не связаны с главной целью.

Хорошо найти себе пример для подражания, того, кто достиг уже высшего уровня. Стоит прочитать об его опыте, постараться общаться с ним лично, либо через книги, статьи, выступления. О ком мы думаем, или как говорят на Востоке, на кого мы медитируем — тем мы и становимся. Поэтому настоятельно рекомендовано всегда думать о Боге, о святых или о великих возвышенных личностях. Если мы хотим достигнуть успеха в какой-либо сфере жизни, развить какие-либо качества характера, то мы должны брать пример с того человека, который уже достиг высочайшего уровня в желаемом нами.

Нужно что-то делать или изучать то, что приближает нас к нашей цели.

Хотя бы час в день. Например, если мы хотим хорошо выглядеть, то каждый день мы должны что-то для этого делать: читать литературу по этой теме, делать физические упражнения, избавляться от вредных привычек.

Регулярно задавать себе неожиданные вопросы и хотя бы на один из них ежедневно отвечать. Это сразу нас поднимает с платформы ума, полусонных мечтаний на уровень разума.

«Чего я хочу достичь?» (в жизни, в ближайшие пять лет, в ближайший год, в этой поездке) «Каким образом я этого хочу достичь?»

«Что я для этого делаю?»

Доверьтесь Высшей силе. Но вместе с тем важно понимать, что умение ставить четкие цели и быть решительным в их достижении должно сочетаться со способностью жить в гармонии со Вселенной, принимать то, что приходит само собой, довериться потоку жизни.

Эгоистичные люди очень часто бывают весьма целеустремленными. У многих даже есть весьма благие намерения — сделать весь мир лучше, прекратить войны. Мы знаем, что благими намерениями дорога в ад выложена. Но Вселенная совершенна. В заповедниках, куда современный человек не сует свой нос, все протекает замечательным образом. Вы помните, чтобы солнце не взошло над горизонтом? Вы видели когда-нибудь зверя, который не смог создать семью, насекомых, умерших от голода?

Но из-за того, что люди не хотят признать себя частью природы и свое подчиненное положение в мире, у них так много самых различных проблем. Современные люди хотят подчинить себе природу, но вместо этого они все больше от нее зависят.

Читайте так же:  Как взрослая дочь покинувшего отца за любовью ходила

Мы — маленькая часть Единого целого. И тайна жизни заключается в том, что мы должны проявлять через себя волю Высшего начала.

У каждого из нас есть какое-то предназначение, заложенное Вселенной. Нужно понять его, а затем реализовать через свои поступки и деятельность.

по материалам из книги: Рами Блект — «Тройная мудрость».

Истинные желания

Истинные желания человека, в первую очередь, прямо связаны с его адекватным восприятием мира, в котором он живет, если человек смотрит на жизнь такой, какая она есть на самом деле, любые его желания будут естественными, если же его что-то ослепляет, ни о какой естественности и речи быть не может. А современного человека ослепляет многое, поэтому и вопрос об истинности того или иного желания, для человека осознающего собственную слепоту, стоит достаточно остро.

Взрослый, адекватный и более или менее сознательный человек, не боящийся ответственности — не хочет, чтобы им манипулировали. Тот же, кто не желает нести ответственности ни за себя самого, ни тем более за других людей, не просто подвержен манипуляциям, такой человек сам желает того, чтобы им и его желаниями манипулировали. И это ключевой момент, в рассматриваемом нами в этой статье вопросе. Ведь ответственностью обладают адекватные люди с трезвым взглядом на жизнь, и только такие люди — трезво мыслящие, могут иметь действительно истинные желания, а не внушенные кем-то другим. А если человек не хочет нести ответственность за свою жизнь, тогда и задаваться вопросом о том, какие из его желаний являются истинными, а какие нет, ему, пожалуй, не стоит. Ибо какая ему разница, кто и как им манипулирует, если он сам этого хочет.

У истинных желаний есть два мощных корня, которые и говорят об истинности того, что на самом деле может хотеть человек. Во-первых, учитывая адекватность восприятия человеком мира, его желание должно формироваться в контексте времени, в котором человек живет, и отражать ту среду, в которой он находится. Глупо, согласитесь, желать того, о чем не имеешь ни малейшего представления и не понимаешь смысла и последствий своего желания. Вместе с тем, упираясь своей основой в естественные нужды, о которых я надеюсь, вы все знаете, желание человека становится жизненно важной необходимостью. Вот подобно тому, как без воздуха, еды и воды человек может умереть, и поэтому всеми силами он будет стремиться удовлетворить свою нужду в воздухе, воде и пище, так и любое другое желание, должно быть основано на жизненной необходимости.

Если мы этого не сделаем – тогда все, тогда смерть, отступать некуда, или ты получил что хочешь, или ты проиграл в этой игре под названием жизнь. Это у нас первый корень, от которого тянутся еще маленькие корешки, влияющие на нашу психику и в определенной степени подпитывающие наши желания, но корень, упирающийся в жизненную необходимость – основной. Именно вопрос жизни и смерти не дает человеку остановиться перед самыми разными жизненными трудностями на пути к осуществлению своего желания. Оно и понятно, ведь “инстинкт жизни”, актуален как на сознательном, так и на подсознательном уровне, это сильный стимул к росту, это не слепая вера – это жизненная необходимость.

Корень номер два — это наше эго, и вместе с ним, полное понимание человеком того, кто он есть такой и каковы его возможности. Во всяком случае это, то возможное наше понимание, к которому мы в состоянии прийти. Причем здесь идет речь, как о психологии человека, так и о его осознанном восприятии жизни, чем меньше осознанности, тем больше роль человеческого эго в корне номер два, а чем больше осознанности, тем соответственно больше роль понимания, в подпитки истинного желания человека. Сейчас объясню о чем это я, но позвольте, начну издалека. Как-то я читал книгу о том, насколько сильным может быть желание человека, если он стимулируется не необходимостью и обязанностью, а желанием. Автор писал о силе слова: “Хочу”, в сравнении со словом “Надо”.

И я с ним полностью в этом согласен, хотение конечно сильнее всех этих «Надо» и «Должен», но это не самый сильный и мощный стимул, и главное, что поверхностное, эмоциональное хотение человеком чего-либо, может быть очень далеким от истинности того, чего он на самом деле хочет. А вот слово “Не хочу”, то есть очень сильное нежелание чего-либо, вот это действительно мощный стимул для истинного желания человека. Негатив в нашей жизни существует не случайно, это источник информации из внешнего мира, которая поступает в бессознательный по большей части ум человека, и пусть, человек не может чего-то понять, зато может почувствовать.

Почувствовать дерьмо мы все можем, и это может нас расшевелить, заставить во-первых расти по жизни, а во-вторых действовать, то есть не быть пассивностью. Не знаю, кто придумывал этот мир, но в нем все настроено на рост, на движение, на энергию. И желание человека тем естественнее, чем оно более направлено на рост этого самого человека и на его развитие. Ну что такое: “Я хочу”? Разве это сила, учитывая бессознательность большинства людей и их подверженность манипуляциям? Да это спичка, которая очень быстро гаснет, сталкиваясь с первыми по жизни трудностями. Желание основанное на эмоциях, имеет такую же продолжительность жизни, как и сама эмоция, на которой оно было основано.

Но вот желание, основанное на нежелании, цепляющее эго бессознательного человека, достаточно сильное для того, чтобы он поднял свою задницу и начал действовать, воплощая это желание в жизнь. Правда надо заметить, что человек выработал иммунитет и к негативу, мы ведь такие существа, что ко всему привыкаем, и даже клюющий нас в задницу “жаренный петух”, часто бывает нам абсолютно безразличен, и только совсем уже ужасающее положение дел, вынуждает человека действовать. Вот тогда и рождается в человеке истинное желание, питаемое корнем номер один, то есть упирающееся в жизненную необходимость и отражающее естественную нужду человека, и цепляющее его ЭГО, в данном случае напишем это слово с большой буквы, здесь оно сильно.

Хотеть дом – этого конечно можно хотеть, может быть, даже очень сильно и всю жизнь, и так его и не заиметь. А вот к примеру — не хотеть, жить в коммунальной квартире, как черт знает кто, вот это сильнее, и здесь желание напрягает мозг основательно, вынуждая человека улучшить свои жизненные условия. Понимаете друзья, желать иметь дом, но не иметь на то возможностей, это — не желать, это так, думать, что желаешь. И если ты имеешь вместо дома — козу, то это, не о твоих возможностях, якобы несовпадающих с твоими желаниями говорит, а о тухлости твоего желания, хватившего только на козу. Истинное желание, может быть, либо реализовано со временем, либо остаться в процессе реализации, учитывая тот факт, что живем мы не вечно, и жизнь не всегда подстраивается под наши амбиции.

Оно — желание, не может быть рожденным и умершим в голове человека, если оно настоящее, оно умирает вместе с человеком. Оно не может быть потрепавшимся на его языке или максимум – это выразившимся в его вялых и неуверенных действиях, которые упершись в первые трудности, были полностью человеком прекращены. Такой человек ничего не хочет, и желание его не является истинным. И даже если такой человек чего-то добьется в жизни, движимый своей “хочушкой”, то это будут отнюдь, не самые выдающиеся результаты. Сладость пряника, всегда менее эффективна, нежели боль от кнута, к которой пусть и можно привыкнуть, но в покое эта боль, человека не оставит.

Читайте так же:  Опять одна полоска или почему не получается забеременеть

Увязывая написанное мною в самом начале, с последовательным изложением всех описанных мною аспектов поведения человека при формировании у него различных желаний, мы с вами приходим к пониманию того, что человеку много не надо, на самом деле. Однако обстоятельства, вынуждают нас хотеть большего, сама жизнь от нас этого требует, поскольку так уж она устроена, что в нее надо играть активно. А вот что касается осознания человеком того, кто он есть и каковы его возможности, о которой я упомянул, то фактически, это приправка ко всему выше сказанному.

То есть, мы принимаем во внимание все, что есть в нашей жизни, и с пониманием самих себя как существ способных на все, если возьмем ответственность на себя, желаем именно того, что входит в степень наших интересов при полном понимании необходимости для нас чего-либо. Что наше эго, рождающее нежелание к чему-либо или к кому-либо, что наши нужды, приобретшие форму потребностей, как наиболее удобный способ удовлетворить свою нужду, что время и обстоятельства вокруг нас, ставящие конечную форму нашего желания на фундамент жизненной необходимости, все это, должно полностью нами пониматься.

Если вы не понимаете чего-то в своем желании, если вы не можете увязать его с описанными мною стимулами, которые должны ваше желание питать и делать его настоящим, тогда не спешите чего-то хотеть и к чему-то стремиться. Лучше подумайте над тем, чего вы не хотите, что в этой жизни нарисовано не так, как вам нужно, и попробуйте обосновать свое желание, именно этим раздражителем. Навязать вам фальшивые желания, сейчас горазды многие, причем эти желания настолько слабы, что людям даже предлагают реализовать их посредством взятия кредита, дабы вы горяченькие и совершенно неосознанные в понимании своего желания, быстренько его исполнили как по велению волшебной палочки.

Но вот если жизнь вас припрет к стенке, это когда она поставит вас перед выбором: или жить или действовать, именно действовать по обстоятельствам, обдуманно и со смыслом, а не реагировать на внешние раздражители, вот тогда в вас проснется истинное желание, которое вы поймете именно как истинное, вспомнив мои слова. Ведь я много тут могу писать, играя именно словами, которые могут пробудить в вас понимание об истинном желании, а могут и не сделать этого, ибо база знаний и понимания у людей может быть самой разной. Поэтому обратите внимание на окружающий вас негатив, ибо он в отличии от слов, разговаривает с человеком на другом языке и дает ему наглядно понять и почувствовать, чего тот на самом деле может хотеть.

[2]

Испытать самому что-то, всегда лучше, нежели в теории о чем-то знать. Что же, а я в свою очередь, пожалуй закончу эту тему, и пусть есть еще масса аспектов, которые нам не мешало бы разобрать в рамках понимания истинности наших желаний, думаю их лучше оставить на потом. Мои наблюдения показывают, что слишком большие статьи, тяжело воспринимаются людьми, так что теперь я постараюсь писать короче. Но напоследок, мне бы хотелось задать каждому из вас уважаемые читатели вопрос следующего характера, дабы вы могли проверить, насколько вы смогли вникнуть в суть написанного мною. Итак, представьте себе, что вы поймали золотую рыбку, которая исполнит любые ваши желания. Не будем с вами заострять внимание на количестве этих желаний, количество значения не имеет.

Это могут быть — три желания, десять, сто желаний, не в количестве желаний дело, а в человеке, который либо понимает себя, либо нет. Так вот вопрос: что вы будете просить у золотой рыбки? Подумайте хорошенько, не спешите со своими ответами, и не спешите со своими желаниями, как я уже сказал, здесь важно подумать, ограничений в желаниях нет, одно желание или миллион желаний, большого значения это не имеет. Прочтите если надо статью еще раз, а после уже подумав, определитесь с тем, что будете просить у золотой рыбки. Ну что же, надеюсь, что вы последовали моему призыву подумать, потому что сейчас я скажу вам о том, чтобы я, стал просить у золотой рыбки.

А я бы, ничего у нее не стал просить, вообще ничего, даже если бы был гол как сокол, я бы ее просто отпустил, за, так сказать, сильное ее желание жить, настолько сильное, что она даже желала подкупить меня, моими желаниями. Если бы у меня, возникли желания не посредством моих размышлений, а посредством сложившихся обстоятельств, не связанных с вопросом о жизни и смерти, то это были бы не истинные желания. Это была бы манипуляция мною посредством внешних раздражителей, делающая меня слабым и зависимым. Истинное желание, никогда не будет иметь позыва во внешний мир, вы никогда ни у кого, кроме как у самих себя, ничего не просите, если вы действительно чего-то хотите.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ни Бог, ни президент, ни мама с папой, не могут вам дать того, что вы действительно хотите. И не могут они этого сделать потому, что вы, настолько сильны и вольны, что если чего-то на самом деле захотите, вы это получите посредством своих собственных усилий. И тогда полученное вами будет для вас по-настоящему ценным. Другие люди, вас могут только купить, и купят они не только ваше желание, но и вашу свободу вместе с вашим желанием, сделав вас слабыми и зависимыми. Потому что если «прикормить» человека, то он окажется на поводке и будет зависимым от тех, кто сначала сформирует у него определенные желания, а затем будет их удовлетворять, попутно эксплуатируя этого человека. Ведь у всякого желания, как и у всего остального в этой жизни, есть своя цена.

Источники


  1. Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. Учебник и практикум / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. — Москва: Наука, 2015. — 424 c.

  2. Козлова, А. М. Освобождение от иллюзий. Арт-коучинг на практике. Ваш персональный коучинг успеха (комплект из 3 книг) / А.М. Козлова, Наталья Гуляева Инна , Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 690 c.

  3. Ледлофф, Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности / Ж. Ледлофф. — М.: Генезис, 2014. — 208 c.
  4. Гавэйн, Шакти Доверять себе. Путь к свободе и самовыражению. Пробуждение чувств. Доверься — и следуй! В поисках любви. От ложного доверия к доверию истинному (комплект из 3 книг) / Шакти Гавэйн и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 864 c.
  5. Психология семьи. — М.: Бахрах-М, 2002. — 752 c.
Парадоксальность человеческих желаний
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here