Педагогическая песочница

Сегодня обсуждаем тему: педагогическая песочница с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Педагогическая песочница

Почему мы решили создать эту программу:
Для нас важно делиться и передавать свой психологический и педагогический опыт другим специалистам, что даст возможность им расти и развиваться самим как профессионалам, так и личностно, а также уметь эффективно помогать клиентам, семьям и т.д.

Программа рассчитана на психологов, педагогов-психологов, психотерапевтов, социальных педагогов, работающих в сфере образования.

Цель программы:
совершенствование профессиональных компетенций педагогов — психологов дошкольных и общеобразовательных учреждений в области применения игр на песке

Задачи программы:
-научить строить творческую и игровую деятельность детей и подростков на основе работы с песком;
-самостоятельно составлять коррекционные упражнения, соответствующие целям коррекционной программы, индивидуальным и возрастным особенностям детей;
-проводить на песке игры различной направленности: дидактические, коррекционные психопрофилактические.

Содержание программы:
1.Диагностика познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста при помощи игр на песке.
2.Организация коррекционно-развивающих игр на песке.
3.Развитие познавательных процессов при подготовке ребенка к школе в играх на песке.
4.Игры на песке как метод психопрофилактики проблем эмоционально-волевой сферы подростков.
5.Работа психолога с семьей. Коррекционная программа «Семья в sandplay». Работа с педагогическим коллективом.

В результате обучения в нашей программе каждый участник научится и сможет:
— модифицировать традиционные техники в педагогике и психологии, развитии, консультировании, коррекции средствами sandplay (игр на песке)

Краткое содержание программы (по занятиям):

Занятие 1.
Возможности диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста (норма и дети с особенностями в развитии) при помощи игр на песке.
История создания и сущность метода «sandplay». Почему же песок? Организация работы в песке. Возможности применения диагностики в играх на песке. Разработка программы по работе с педагогической песочницей в рамках ФГОС.

Практикум: разработка игр на песке для диагностики познавательной сферы: речь, память, мышление, внимание, воображение. Диагностика эмоционального интеллекта. Возможности диагностики негативных эмоциональных состояний в семье методом sandplaу.

Занятие 2.
Организация коррекционно-развивающих игр на песке. Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста (норма и дети с особенностями в развитии). Понятие «коррекционно-развивающих игр на песке»: развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления. Создание естественной стимулирующей, экологичной среды.

Практикум: разработка коррекционно-развивающих игр на песке.

Занятие 3.
Развитие познавательных процессов при подготовке ребенка к школе в играх на песке.
Развитие речи в играх и сказках на песке. Развитие математических представлений у дошкольников. Развитие интереса к окружающему миру.
Развитие социально-коммуникативной сферы.

Практикум: составление упражнений на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений, развитие речи; формирование элементарных математических и экологических представлений.

[3]

Занятие 4.
Игры и упражнения на песке в разрешении проблем эмоционально-волевой сферы.Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков. Развитие эмоционального интеллекта; снижение уровня тревожности и агрессивности; формирование произвольного поведения, способности управлять своими эмоциями и
поведением. Развитие социально-коммуникативной сферы.

Практикум: разработка упражнений по развитию эмоциональной сферы у дошкольников и детей младшего школьного возраста. Разработка психопрофилактических игр и упражнений для подростков, на разрешение личностно — эмоциональных проблем.

Занятие 5.
Групповая работа.
Работа психолога с семьями, с группой детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростками, педагогическим коллективом. Групповые развивающие занятия с детьми. Выявление конфликтов в группе, потребностей, ожиданий. Тема границ в группе.

Практикум: разработка групповых занятий с семьями, с детьми, с подростками, или с коллективом педагогов с помощью песочницы.

Формат программы:
— форма работы — групповая;
— общее количество часов — 36 ак. часа вместе с самостоятельной работой, написание выпускной работы; 1 раз в неделю (2 месяца)
— дни недели и часы: в будни в утренние часы с 10-00 — 14-00.

По окончании программы обучения выдается Сертификат установленного образца.

Стоимость участия в программе:
— для слушателей других программ МАПП — 8 500 руб. (НДС не облагается);
— для наших новых слушателей — 10 300 руб. (НДС не облагается).

Для слушателей двух программ «Педагогическая песочница в образовании» (34 акад.ч.) и «Песочная терапия: игры и модификации» (40 акад.ч.) — Удостоверение о повышении квалификации установленного образца (Лицензия Департамента образования г. Москвы № 037372).

Стоимость участия в двух программах:
— для слушателей других программ МАПП — 17 500 руб. (НДС не облагается);
— для наших новых слушателей — 20 000 руб. (НДС не облагается).

Запись обязательна!
Количество мест ограничено — 12 слушателей.

Для того, чтобы стать слушателем программы, необходимо:
— подтвердить свое участие, заполнив форму «Записаться на курс» или позвонив по телефону 8- 916-201-52-15;
— заключить договор и внести предоплату.

Подробнее о программе

Даты проведения занятий: 1 раз в неделю по четвергам с 10.00 до 14.00 — 5 занятий.11, 18 и 25 мая, 1 и 8 июня Продолжительность обучения: 34 ак.час.

Психологическая служба

Занятия психолога с детьми в педагогической песочнице

Электронное издание

Ступень образования:
Дошкольное образование

Год выпуска: 2017

Год первого выпуска: 2017

Количество страниц: 48

В книге представлен курс из 15 развивающих занятий в песочнице для детей среднего дошкольного возраста (от 4,5 до 5 лет), которые может использовать в своей работе любой начинающий педагог-психолог, работающий в детском саду или детском развивающем центре.
Работа детей в «педагогической песочнице» не только стимулирует их познавательную активность, но и способствует развитию всех психических процессов и коммуникативных навыков.
Адресовано дошкольным педагогам-психологам, воспитателям, родителям.

Вы добавили товар в корзину

Обратите внимание!

С этим товаром покупают:

Оставьте, пожалуйста, свои контактные данные и мы сможем проинформировать вас о поступлении издания в продажу

Читайте так же:  Пять привычек мамочек в декрете

Для удобства наших читателей мы меняем подход к предоставлению дополнительных материалов к бумажным книгам.
Теперь вместо CD к книге вы получаете возможность скачать материалы с помощью любого компьютера, имеющего доступ в интернет, в любое время.
Все доступные материалы будут храниться в личном кабинете пользователя.

Информация о выходе новых изданий, а также обсуждение уже вышедших книг и профессиональных вопросов:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №27» Сергиево-Посадский Муниципальный район семинар «Педагогическая песочница в доу»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №27»

«Педагогическая песочница в ДОУ»

ТЕМА: «Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством педагогической песочницы»

Мастер-класс на районном семинаре для педагогов-психологов Сергиево-Посадского муниципального района

Уважаемые коллеги! Я Вас приглашаю на мастер-класс по теме: «Использование педагогической песочницы в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста».

Сейчас я хочу вам предложить ряд игровых упражнений и игр, которые я применяю в работе с детьми.

Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

Цель – развитие мышления, произвольного внимания, любознательности.

Материал – картинки с изображением школьных принадлежностей и атрибутики, песочницы на каждого ребенка.

Ребята, я сейчас вам буду загадывать загадки, а картинки с отгадками у вас спрятаны в песке. Прослушав загадку, вы находите ее в песке и называете ответ. Если вы нашли картинку, которая не является отгадкой, вы можете ее спрятать опять.

След на темном поле белый,

То он робкий, то он смелый.
(Школьная доска)

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
(Пенал)

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Кисточка и краски)

Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет.
(Карандаш)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)

Цель: доставить детям тактильное удовольствие, обучать переводу тактильных ощущений в знаки, развивать внимание, мышление.

Материал: песочница с песком.

Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу.
Взрослый, ведущий игры, «рисует» пальцем на спине последнего ребенка геометрическую фигуру — прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку точно таким же способом — нарисовать фигуру пальцем на спине соседа. Последний получатель сообщения воспроизводит форму палочкой на песке. После этого он становится в конец колонны, и игра повторяется.

3.Упражнение «Дорисуй фигуру»

Цель: развивать воображение ребёнка; развивать мелкую моторику рук, закрепление названий геометрических фигур и цвета.

Материал: геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб разного цвета, песочница на каждого ребенка.

Дети, посмотрите, сегодня я приготовила для вас «Чудесный мешочек», а в нём….давайте посмотрим, что там лежит?

Дети по одному запускают руку в мешок, достают по одной – геометрической фигуре и отвечают на вопросы:

    Что за геометрическая фигура у тебя в руке?
    Какого цвета?

Давайте подойдём к песочнице. Я положу на песок квадрат и пальчиком или палочкой дорисую к нему треугольник – у меня получился дом. Подумайте, что вы можете дорисовать к вашей фигуре и нарисуйте.

Дети выполняют задание, достают другую фигуру и рисуют другой рисунок.

Далее, в самостоятельной игре, дети берут геометрические фигуры по своему выбору.

Цель – развитие произвольного внимания и памяти, мелкой моторики.

Материал – карточки с изображением узоров, песочницы на каждого ребенка.

Ребята, я вам сейчас буду показывать различные узоры и считать до трех, а вы сначала внимательно смотрите на узор, а потом рисуете у себя на песке.

Цель – развитие внимания, мышления, воображения, мелкой моторики.

Материал – картинки с изображением предметов и их теней, песочница на каждого ребенка.

Ребята, сверху разложите картинки с цветным изображением предметов, а снизу их тени. Соедините между собой линией предмет и его тень.

6. «Логическое задание»

Цель — развитие логического мышления, внимания.

Материал – круг и квадрат, вырезанные из картона, 4 разноцветные фишки, песочница на каждого ребенка.

У вас в песочнице расположены две пересекающиеся геометрические фигуры. Какие? Мы будем располагать в пространстве песочницы фишки разного цвета.

Положите фишку синего цвета внутри квадрата, но снаружи круга.

Положите фишку зеленого цвета внутри круга, но снаружи квадрата.

[3]

Положите фишку оранжевого цвета внутри круга и квадрата.

Положите фишку белого цвета снаружи круга и квадрата.

Вывод: Такие игровые упражнения могут использоваться на занятиях с целью развития познавательных процессов у детей, развития моторики и т. д. Они были адаптированы для использования в песочнице, потому что взаимодействие с песком их хорошо мотивирует и организует. Если вам понравились эти игры, вы можете их использовать в своей работе с детьми.

Авторская программа «Педагогическая песочница»

В данной презентации представлен опыт работы по авторской программе «Педагогическая песочница».

Цель: Развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра, посредством песочной игротерапии.

1. Обучить детей играм с песком (на поверхности сухого и мокрого песка) , исследовать свойства песка (опыты, эксперименты), делать постройки по образцу и по замыслу.

2. Воспитывать у детей интерес к играм с песком.

3. Развивать творческий потенциал воспитанников: творческое воображение, умение переносить полученные знания и способы действия в другой вид деятельности.

Педагогическая песочница

Многолетний опыт работы воспитателем специальной группы показал необходимость освоения новых методов и педагогических подходов в работе с детьми с нарушениями речевого развития. Освоение современных педагогических технологий предопределено не только временем, но и тем, что контингент детей таких групп с каждым годом становится всё сложнее.

Сегодня стало всё больше детей не только с общим недоразвитием речи, но и с трудностями в обучении, с нарушением активности и внимания, а также гиперактивных. Подача программного материала для таких детей, их воспитание, развитие и коррекция требуют творческой направленности в работе воспитателя, ориентированности всего образовательного процесса на индивидуальные и личностные особенности ребёнка.

Неоднократное наблюдение за работой психологов, знакомство с задачами, механизмами и приёмами данной методики позволили нам адаптировать и применить многие упражнения. Опираясь на свой творческий опыт и педагогические исследования, могу сказать, что метод песочной терапии может эффективно использоваться в коррекционной педагогике.

Читайте так же:  Сказка про маленький золотистый лучик

Педагогическая песочница многофункциональна . Она позволяет одновременно решать задачи воспитания, обучения, развития и коррекции детей. Кроме того, увлекательная атмосфера, возникающая в процессе работы в песочнице, создаёт доверительные отношения между ребёнком и педагогом. Подача материала в форме игры позволяет лучше запомнить новый материал, особенно тем, у кого имеются трудности в обучении.

Основные цели педагогической песочницы:

  • Саморазвитие ребёнка посредством творческих игр на песке.
  • Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
  • Закрепление навыков фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучение грамоте и письму.
  • Творческое развитие личности.

Педагогическая песочница — это хорошая среда для индивидуальной и групповой работы с детьми в целях их духовно-нравственного становления, личностного развития и культурного роста.

Педагогами дошкольных учреждений, на мой взгляд, могут быть использованы следующие виды игр с песком.

Игры, направленные на развитие фонетико-грамматического строя, коррекцию звукопроизношения и закрепление навыков, полученных на занятиях

Цель: развивать фонематический слух, способствовать мануальному осознанию ребёнком абстрактных символов букв (зрительное запоминание буквы подкрепляется телесной памятью), коррекция звукопроизношения, обучение слоговому чтению.

Материал: пластмассовые буквы, фигурки людей, зверей и др., в названиях которых будут встречаться необходимые звуки.

Игра «Путешествие в страну А»

Есть прекрасная страна,
Где принцессу зовут А,
(Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прикреплена буква А.)
В море плещутся а-кулы,
(Дети в песочнице создают море и помещают акул, на которых тоже наклеен звук [А].)
И а-исты в садах живут,
(Дети создают сад из деревьев, населяют его птицами с наклеенными буквами А.)
А-пельсины и а-рбузы
И а-кации цветут,
(В песочнице появляется растение с буквой А.) Чтобы здесь нам поиграть,
Надо много слов назвать.
Привести сюда друзей,
В чьих названьях — А.
— Смелей!

Отобрать несколько игрушек, в названиях которых есть звук [А], прикрепить на них букву А. Фигурки поставить рядом для выбора детей. Приготовить букву А на карточке.

Для формирования положительной мотивации речь следует сопрягать с действием — вместе строить сказочную страну.

Для того, чтобы поиграть в песочнице с фигурками, ребёнок должен назвать .не менее трёх слов (слова, содержащие звук [А] в начале, середине, конце слова). Можно помочь ребёнку: «Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон … ?»

Затем воспитатель рассказывает о том, что он получил ключ от страны принцессы А и является её почётным гостем (при этом нужно вручить карточку с изображением буквы А).

По этому принципу можно сочинять и разыгрывать игры-сказки о буквах и словах, постепенно усложняя и расширяя речевой материал, использовать подобные сказки для введения понятий «слог-слияние» и «слог-примыкание». Это один из элементов аналитико-синтетического способа обучения грамоте.

Игра-сказка «Злой Кощей».

Для игры понадобятся составляющие слова буквы. Вместе с воспитателем дети складывают слова и читают их. Потом ребёнок закрывают глаза, а воспитатель перемешивает буквы, частично закапывая их в песок. Ребёнок должен сложить первоначальные слова, отыскав недостающие буквы в песке запоминается не только звучание слова, но и правильный образ.

[2]

Познавательные игры

Подобными играми хорошо закреплять пройденный материал на коррекционном компоненте. Существует несколько видов таких игр.

1. Игры, направленные на знакомство с окружающим миром.

Через них мы познаём то, что рядом с нами: животных (диких, домашних), насекомых, леса, поля, реки, озёра, моря, острова и пр.

Знакомят с жизнью людей в разных уголках планеты. Можно моделировать в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.
(Можно поставить фигурки экзотических деревьев по ярусам, использовать природные материалы, обвить деревья верёвочками — лианами, устроить тропический ливень, разместить фигурки зверей. Например, для северного полюса пригодится соль, пенопласт, вата).

3. Исторические игры.

Разыгрывание исторических событий (даже профессиональные военные используют игры на песке, изучая стратегию боевых действий).

4. Игры-экскурсии по родному городу.

Можно создать на песке улицы, площади, свой двор. При этом воспитатель пусть расскажет о них что-то интересное.

Материал: здания, транспорт, растения, постройки (мосты, ограды, ворота), природный материал (шишки, мох, веточки, камни, ракушки, кораллы, кости и др.), бросовый материал (вата, пластиковые крышки, пенопласт, пробки и т.д.).

В процессе этих игр ребёнок освобождается от внутреннего напряжения, получает от воспитателя интересную информацию в игровой форме.

Игры, направленные на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Цель: научить ребёнка прислушиваться к своим ощущениям, вербально передавать их; стабилизировать эмоциональное состояние; развивать фантазию и воображение; развивать речь через проговаривание своих ощущений; произвольное внимание и память; навыки произвольной коммуникации.

Эффективно проводить такие игры с сенсорно-депревированными детьми, т.к. они помогают преодолеть сенсорный голод.

Материал: формочки, грабельки, лопатки для игры в песке, различные предметы, оставляющие на песке интересные следы; таз с водой и чистые камешки (мелкий гравий и камешки побольше).

Серия игр «Отпечатки рук»

На ровной поверхности песка воспитатель и ребёнок по очереди оставляют отпечатки своих рук, внутренней и внешней стороной кисти. При этом важно дать детям время прислушаться к своим ощущениям и возможность проговорить их.

Читайте так же:  Рак – болезнь или черта характера часть 4 – уровень личностной организации

Педагог, начиная игру, рассказывает: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Так ребёнок получает образец проговаривания ощущений и пробует рассказать о своих.

Можно поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); оставлять следы на песке различными предметами и придумывать, на что они похожи; пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем руки, поочерёдно правой и левой, после одновременно и т.д.

Серия игр «Что же спрятано в песке?»

Закапываем игрушки в песке и на ощупь узнаём, что это (вариант игры «Чудесный мешочек»).

Игра «Мина».

Рука одного играющего превращается в «мину». Задача другого — «сапёра» —откопать «мину», не дотронувшись до неё. «Сапёр» может действовать руками, дуть, помогать себе палочками.

Ребёнок и воспитатель вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только двигая пальцами и сдувая песчинки.

Серия игр «Игры с водой»

Предложить ребёнку поплёскаться в воде, прислушаться к её звуку, представить водный мир.

Предложить послушать, как звучат камешки (взять их между ладошками и тереть их тихо, погромче, как в бурю). Это упражнение является массажем рук, снимает напряжение у детей.

Пошуметь камешками в воде.

Запустить в воду игрушечных рыбок. Воспитатель прячет рыбку на дне в камешках, а ребёнок должен найти её.

Попробовать выловить рыбок двумя пальчиками, как удочкой. Так развивается моторная ловкость.

Теперь смотрим, как песок «пьёт» воду: выливаем воду в «песочницу» — появляются пятна, фантазируем, на что они похожи.

Средовые игры

Цель: развивать когнитивные (познавательные) навыки (память, внимание, мышление), тесно связанные с адаптивными возможностями личности ребёнка; развивать общепонятийный аппарат.

Материал: фигурки людей, домов, животных, строений, растений, транспорта, мебели, предметов быта.

Ход игры

1. Выбор темы, сюжета «Мой дом», «Моя комната», «Кухня», «Я иду в магазин», «Мы идем в гости», «Зоопарк», «Тепло/Холод», «День/Ночь», «Плохо/Хорошо» (песочница визуально делится на две части, в которые дети помещают те фигурки-символы, которые ассоциируются с холодом и теплом, действиями днём и ночью, с плохими героями и поступками и с хорошими) и другие темы игр.

2. Проигрывание сюжета. Ребёнок создаёт определённую композицию, соответствующую его собственному пониманию данной темы. Воспитатель должен дать ему время проиграть сюжет.

3. Подача новой информации педагогом по данной теме. В процессе игры он вводит новые персонажи, понятия, помогает развить сюжет.

4. Обсуждение. Следует спросить у ребёнка, понравилась ли ему эта игра, чем понравилась, что нового узнал, помочь сопоставить игру с реальными ситуациями в жизни.

В подобных играх большая инициатива отводится малышу, воспитатель задаёт лишь тему и помогает расширить её. Это упражнение можно задавать как одному ребёнку, так и небольшой подгруппе детей. После выстраивания композиции воспитатель предлагает сначала ребёнку рассказать о своёй работе, а лишь затем дополняет, помогает, обсуждает сам процесс игры.

Примеры подобных игр и стихотворных инструкций можно придумать самим, фантазия педагога поможет в этом, а также найти в книгах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Игры на песке», «Путь к волшебству», Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М. Грабенко «Практикум по песочной терапии», «Речь», И.И. Кобитиной «Знакомим дошкольников с планетами и звёздами», сборниках стихотворений Андрея Усачева и др.

Для работы с песочницей понадобится ящик (или «поднос») с песком, чисто промытым и прокалённым. Желательно, чтобы его размеры были приблизительно 50х70х0,8 см. Поднос может быть приближен больше к квадратной форме. Дно и борта должны быть окрашены голубым цветом, что символизирует воду и воздух. Необходима коллекция небольших игрушек-символов, персонажи и предметы которой могли бы отражать различные сферы жизни.

Изобретательность, фантазия и желание воспитателя творчески подойти к построению своих занятий помогут ему освоить этот интересный метод работы.

Педагогическая песочница

Воспитатель Детского сада «Сказка» Татьяна Васильевна Владыкина.

Педагогическая песочница — многофункциональна.

Она позволяет одновременно решать задачи: Воспитания, Обучения, Развития и Коррекции детей.

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если это игры с песком.

Песочная терапия-это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией дают ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяют раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а дальнейшем и провести коррекцию!

Создатели песочной терапии – ученики известного психолога и ученого Карла Юнга. Терапия основывается на открытии психолога того факта, что наше бессознательное общается с нами символами, подсказками, что помогает нам нередко излечиться от болезней, справиться с трудностями и решить какие-то сложные вопросы. Сегодня игра с песком становится все более популярной. Активно стала использоваться песочная терапия в детском саду.

Как это работает?

Картины, созданные на песке нашими руками, являются отражением бессознательного. Они — как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу наши переживания, внутренние проблемы, мучающие конфликты. Педагог поможет рассмотреть все это на вашей картине, а так же и осознать, какие мысли вас тревожат.

Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, а взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.

Читайте так же:  Что мешает нам меняться

Работа с песком успокаивает (особенно гипперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Прекрасно помогает песочная терапия в логопедии. Дети, у которых есть какие – то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?

На занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе с Песочным человечком – хранителем волшебной песочницы.

Каждый раз, устраиваясь вокруг песочницы, ребята слушают рассказ Песочного человечка о новой, интересной игре.

Классический сеанс песочной терапии начинается с того, что воспитатель дает задание создать картину своего настроения и ребенок выбирает наиболее привлекательные для него игрушки.

Терапевтический эффект достигается уже на этапе размещения игрушек. Когда картина будет завершена, воспитатель сможет интерпретировать, что беспокоит ребенка в данный отрезок времени, а так же поможет ему найти выход из сложной ситуации в ходе игры.

Во время занятия может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроения группы и возраста детей. Развивающие занятия с детьми наиболее эффективнее, чем стандартные приемы обучения. Именно, благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребенок быстрее осваивает буквы и цифры, понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времен года. С помощью построений на песке можно развить наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребенок сможет проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи.

Игра с песком — это своеобразная самотерапия с помощью педагога. Ребенок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребенок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем в реальной жизни!

Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Чем полезны игры с песком?

[1]

1.Формируют представление об окружающем мире.

2.Развивают мелкую моторику, глазомер.

3.Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.

4.Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)!

5.Помогают познавать вешний и свой внутренний мир.

Формы и варианты песочной терапии.

Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняя гармонией.

Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой «Игры в сказкотерапии», направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

  1. «Чувствительные ладошки». Горячее – холодное, мягкое – твердое, сухое – мокрое.
  2. «Отпечатки наших рук». Малышам очень нравиться на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

3.Игра «Секретик». Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка – откопать «секретик», а потом сделать похожий.

4.Рисунки на песке. Данная техника, под названием «Песочная арт–терапия» удивительна она тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во – первых, такое взаимодействие стабилизирует эмоциональное состояние ребенка. Во – вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии – учится понимать себя и других.

Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Психопрофилактика с помощью песка проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательную возможное свойство «замедлять» негативную психическую энергию – песок является прекрасным психопрофилактическим средством.

Рисование песком, песочная анимация – все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно. Ведь это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов (необычайное искусство создания картин).

Читайте так же:  Женщина в бизнесе - кто это

Прекрасный способ борьбы со стрессом. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

Манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

1.Дети чувствуют себя более успешными.

2.На занятии весело нет скуки и монотонности.

3.В детском саду ребенок легче адаптируется в коллективе.

4.Страх и напряжение исчезает.

Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!

Педагогическая песочница в образовании

Высшая школа психологии приглашает педагогов-психологов, психологов, психотерапевтов, социальных педагогов, и других специалистов работающих в сфере образования для совершенствования профессиональных компетенций.

Авторы и ведущие программы:

Гаврик Анжелика Владимировна

-Педагог-психолог, семейный консультант, преподаватель психологии, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги – консультативное участие. Ведущая авторской лекционной программы — «Скорая помощь с непослушным ребенком»; «Родительский класс – Я воспитываю!» Стаж практической работы более 9 лет.

Ратникова Елена Владимировна

— Педагог-психолог Быковского центра содействия семье и детям,базовый курс по аналитической психологии по стандартам РОАП и International Association for Analytical Psychology, сертифицированный специалист в рамках юнгианской песочной терапии

1.Диагностика познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста при помощи игр на песке.

2.Организация коррекционно-развивающих игр на песке.

3.Развитие познавательных процессов при подготовке ребенка к школе в играх на песке.

4.Игры на песке как метод психопрофилактики проблем эмоционально-волевой сферы подростков.

5.Работа психолога с семьей. Коррекционная программа «Семья в sandplay». Работа с педагогическим коллективом.

В результате обучения по нашей программе каждый участник научится и сможет:

— модифицировать традиционные техники в педагогике и психологии, развитии, консультировании, коррекции средствами sandplay(игр на песке)

Краткое содержание программы (по занятиям):

Возможности диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста (норма и дети с особенностями в развитии) при помощи игр на песке.

История создания и сущность метода «sandplay». Почему же песок? Организация работы в песке. Возможности применения диагностики в играх на песке. Разработка программы по работе с педагогической песочницей в рамках ФГОС.

Практикум: разработка игр на песке для диагностики познавательной сферы: речь, память, мышление, внимание, воображение. Диагностика эмоционального интеллекта. Возможности диагностики негативных эмоциональных состояний в семье методом sandplaу.

Организация коррекционно-развивающих игр на песке. Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста (норма и дети с особенностями в развитии). Понятие «коррекционно-развивающих игр на песке»: развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления. Создание естественной стимулирующей, экологичной среды.

Практикум: разработка коррекционно-развивающих игр на песке.

Развитие познавательных процессов при подготовке ребенка к школе в играх на песке.

Развитие речи в играх и сказках на песке. Развитие математических представлений у дошкольников. Развитие интереса к окружающему миру.

Развитие социально-коммуникативной сферы.

Практикум: составление упражнений на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений, развитие речи; формирование элементарных математических и экологических представлений.

Игры и упражнения на песке в разрешении проблем эмоционально-волевой сферы.

Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков. Развитие эмоционального интеллекта; снижение уровня тревожности и агрессивности; формирование произвольного поведения, способности управлять своими эмоциями и

поведением. Развитие социально-коммуникативной сферы.

Практикум: разработка упражнений по развитию эмоциональной сферы у дошкольников и детей младшего школьного возраста. Разработка психопрофилактических игр и упражнений для подростков, на разрешение личностно – эмоциональных проблем.

Работа психолога с семьями, с группой детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростками, педагогическим коллективом. Групповые развивающие занятия с детьми. Выявление конфликтов в группе, потребностей, ожиданий. Тема границ в группе.

Практикум: разработка групповых занятий с семьями, с детьми, с подростками, или с коллективом педагогов с помощью песочницы.

— форма работы – групповая;

— общее количество часов – 36 ак. часа вместе с самостоятельной работой, написание выпускной работы; Занятия проходят 1 раз в неделю по четвергам с 10.00 до 14.00 – 5 занятий

П о окончании программы обучения выдается Сертификат установленного образца.

Для слушателей двух программ «Педагогическая песочница в образовании» (34 ак.ч.) и «Песочная терапия: игры и модификация» (40 ак.ч.) —

Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

(Лицензия Департамента образования г. Москвы № 037372)

Стоимость участия в двух программах: 20 000 руб. (НДС не облагается).

Количество мест ограничено – 12 слушателей.

​Для того, чтобы стать слушателем программы, необходимо:

— подтвердить свое участие, заполнив форму «Записаться на курс», или позвонив по телефону

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

8- 916-201-52-15;8-968-843-74-71 или по электронной почте [email protected]
— заключить договор и внести предоплату.

Источники


  1. Геген, Николя Наука нравиться. Любовь и флирт в зеркале психологии / Николя Геген. — М.: Ломоносов, 2012. — 192 c.

  2. Кризис есть кризис: Лидеры российской и мировой экономики о путях выхода из кризиса. — М.: Эксмо, 2011. — 272 c.

  3. Столяренко, Л. Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. — М.: Феникс, 2013. — 320 c.
  4. Садовская, В.С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.С. Садовская. — М.: Юрайт, 2013. — 506 c.
  5. Геген, Николя Наука нравиться. Любовь и флирт в зеркале психологии / Николя Геген. — М.: Ломоносов, 2012. — 192 c.
Педагогическая песочница
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here