Переживать или нет окно толерантности

Сегодня обсуждаем тему: переживать или нет окно толерантности с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

«Толерантное окно» для введения прикорма

Доброго дня! Пришла в поликлинику с 5-месячным сыном. На вопрос, ввела ли я уже прикорм, ответила, что планирую начать в 6 месяцев, ребенок на грудном вскармливании, в весе набирает хорошо. В ответ на это удивленные глаза и дословно: «Вы что?! Уже надо было вводить! У детей с 4 до 6 месяцев толерантное окно к прикорму, когда они хорошо воспринимают новую пищу, чем позднее, тем хуже будет реакция!» Пообещала, что «прямо завтра» введу прикорм (делать этого не собираюсь, конечно). Но возник вопрос. 7 лет назад с дочерью педиатр с 30-летним стажем говорила начинать прикорм в 6 месяцев, доктор Комаровский, придерживаясь рекомендаций ВОЗ, также говорит о прикорме не ранее 6 месяцев. Что же это за рекомендация более молодого педиатра? Это ее устаревшие знания из мединститута или это какое-то новое веяние и новые исследования про «толерантное окно»?

Переживать или нет? «Окно толерантности»

Для внесения ясности в EMDR-терапии используется простая схема, получившая название «Окно толерантности». Оно представляет собой систему координат, где горизонтальная ось – это время, а вертикальная – уровень активации нервной системы.

Для чего полезна эта простенькая на вид схема. Она ещё раз подчеркивает многогранность и мудрость психики, в которой присутствуют все три аспекта, которые важны и естественны. Иногда нам необходимо действовать на «высоких оборотах» (для самозащиты, выживания, в критической ситуации и т.п.), иногда нам необходимо расслабиться и углубиться в себя, исключив внешние раздражители (когда надо восстановиться и др.). Но эффективнее всего мы действуем, когда наша психика работает в оптимальном для себя диапазоне. При этом следует обратить внимание на ось времени: вы можете увидеть, что нервная система обладает способностью саморегуляции, и время в данном случае работает на восстановление баланса. Из этого следует очень простой, но важный вывод: когда вы замечаете, что выпрыгнули в зону гипервозбуждения, то выйдите из ситуации, дайте себе время на то, чтобы восстановиться, позаботьтесь о своем расслаблении, и когда заметите, что ваше эмоциональное состояние пришло в норму, вернитесь к отложенному вопросу/разговору/задаче. Это важно в ситуациях высокого стресса, например, для супружеских пар, обсуждающих проблемные аспекты взаимоотношений, для родителей и детей, имеющих несогласие в каких-то вопросах и т.д.

В процессе EMDR-терапии мы работаем над тем, чтобы человек лучше узнал себя, свои особенности, границы своей устойчивости, освоил навыки эмоциональной саморегуляции . Постепенно в ходе терапии границы оптимальной зоны расширяются, и то, что ещё вчера казалось чрезмерным и невыносимым, становится как минимум менее травмирующим, а то и не задевает вовсе. Человек в большей степени принимает себя, со всеми эмоциями и проявлениями, учится делать осознанный выбор, понимает, как он/она может справляться с непростыми для себя ситуациями, а новые позитивные модели поведения становятся естественными и спонтанными.

Как люди боятся? LFT

Здесь «Как люди боятся» мы рассмотрели паттерн «Катастрофизация», который объясняет механизм создания, надумывания неуместных, необоснованных страхов. Настоящая статья посвящена второму паттерну, который получил название «Низкая толерантность к фрустрации (low frustration tolerance –LFT)»

Низкая толерантность к фрустрации

Речь пойдет о страхе, который появляется по причине предстоящего переживания какого-либо дискомфорта.

Например, поход к стоматологу может вызвать страх. Или, например, страх может появиться по причине угрозы при плохой погоде застрять зимой ночью в дороге.

Дискомфорт появляется по причине не оправдавшихся ожиданий — фрустрации. Например, девушка пришла на свидание, а молодой человек не пришел. Это — фрустрация.

Толерантность — это переносимость. Переносимость дискомфорта, фрустрации может быть высокой, а может быть низкой. Если толерантность низкая, человек начинает испытывать страх. Человек начинает думать, что он не сможет пережить, вынести страдания.

В последнем примере, девушка с низкой толерантностью к фрустрации, подумает следующее:

«Ну, вот и этот не пришел на свидание, никому я не нужна. Видимо, мне не суждено выйти замуж. Если так дальше будет продолжаться – я все время буду одна, я этого просто не вынесу.» После чего девушка отправится домой. Она будет переживать чувство подавленности, безысходности. Возможно, что придя домой, она закроется в своей комнате, и долго будет плакать в подушку.

Девушка с высокой толерантностью к фрустрации, подумает следующее:

«Не пришел? Нет причин для страданий, я это легко переживу. А чтобы легче было переживать, пойду я в кафе, кофейка попью.» Она идет в нормальном расположении духа в кафе, садится за столик и через несколько минут к ней подходит приятный молодой человек с предложением познакомится. Она принимает это предложение, и они шикарно проводят этот вечер вдвоем.

Почему люди начинают реагировать на угрозу попадания в ситуацию дискомфорта так остро?

Следующий пример из практики поможет найти ответ на этот вопрос (у клиентки получено разрешение на публикацию фрагмента этого интервью).

Женщина, 31 год обратилась с проблемой клаустрофобии. В процессе проведения терапевтической сессии КПТ, у нее обнаружено следующее убеждение: «Если в замкнутом пространстве у меня появится ощущение нехватки воздуха, я этого не вынесу».

Предварительно, клиентке было предложено привести пример, когда она переживала приступ страха по причине попадания в замкнутое пространство.

— Не так давно мы вместе с подругой ехали на ее машине. Она остановилась и попросила, чтобы я ее недолго подождала, и вышла из машины. Подруга вышла из авто и по случайности заблокировала все двери и окна в автомобиле. Я осталась ее ждать. Я не знала, что автомобиль заблокирован. В какой-то момент ее ожидания, я почувствовала нехватку воздуха и решила открыть окно. Тут я с ужасом обнаружила, что окно не открывается и двери заблокированы. Я решила тут же ей позвонить, но увидела, что ее телефон лежит рядом со мной. Сильный приступ страха накрыл меня. Меня начало трусить.

— Что вы себе сказали, что подумали, перед тем как почувствовать приступ страха?

— Мне не хватает воздуха, я задыхаюсь, я не смогу это выдержать – дождаться ее прихода и могу задохнуться.

Читайте так же:  Как создать необходимый настрой в стрессовых ситуациях или как справиться со стрессом

— Что значит задохнуться?

— Задохнуться и умереть.

— Но я вижу, вы – здесь со мной, вы живы! Как вы думаете, действительно, в автомобиле было нечем дышать, или у вас просто появилось ощущение нехватки воздуха?

— Мне стало дышать труднее.

— Но было чем дышать?

— Автомобиль находился на солнце и температура внутри салона начала расти?

— Нет, автомобиль не находился на солнце. На улице было прохладно.

— Как вы думаете, на какой срок хватит воздуха в салоне закрытого автомобиля?

— Думаю, что надолго, он видимо все равно откуда-то поступает.

— Так почему не смогли спокойно дождаться возвращения подруги?

— Дышать было чем, воздуха в салоне было достаточно, хотя может дышать на самом деле вам стало труднее.

[2]

Как из того, что некоторое время дышать будет труднее, следует, что вы этого не вынесете, задохнетесь и умрете?

— Никак не следует.

— Это просто будет труднее. Согласны?

— А вдруг я потеряю сознание?

— Потерять сознание для вас равносильно умереть?

— Это просто потерять сознание. Потеряла сознание и пришла в сознание. Даже если бы такое и случилось, ваша подруга пришла бы, похлопала по лицу и вернула вас в сознание или вызвала бы скорую. Так?

— Это можно пережить?

— Что вы чувствуете?

— Мне стало спокойнее.

— Вы увидели, как вы преувеличиваете возможные негативные последствия?

— Зачем вы это делаете?

— Не знаю. Наверное, хочу, чтобы всегда мне было хорошо.

[3]

— Но так же не бывает!

— Трудности были и неизбежно появятся еще в вашей жизни.

[1]

— Я их всегда преодолевала, до тех пор, пока со мной не случилось, то о чем я вам уже рассказывала.

— Вы имеете в виду ваши вторые проблемные роды?

— Никому не пожелаешь таких родов. Я хорошо помню ваш рассказ. Тогда вы мне сказали, что у вас впервые в жизни возникло ощущение беспомощности и мысль о том, что вы ничего не можете сделать в этой ситуации, чтобы прекратить страдания

— Да. Так и было. Я терпела, но ничего не могла с этим сделать.

— Но вытерпела же!

— А что труднее вынести пребывание некоторое время в замкнутом авто или такие проблемные роды?

— О! Ну, конечно авто – это цветочки по сравнению с теми ужасными родами.

— Но если вы смогли пережить такие роды, то пережить пребывание в замкнутом авто…можно?

— Да, конечно, сейчас мне стало еще легче.

— Дискомфорт и фрустрацию стоит терпеть?

— Неприятности, трудности, дискомфорт имеют тенденцию рано или поздно заканчиваться?

— А если поддерживать именно эту тенденцию?

— Если делать все для того, чтобы они быстрее закончились? Не раскисать, а держать удар, делать все, чтобы быстрее выйти из этого состояния дискомфорта. В конце, концов вы могли стучать в окно авто и звать на помощь или даже разбить стекло автомобиля. Но вы этого не сделали, и это говорит о том, что накал переживаний был не таким уж сильным, и угроза умереть от удушья надуманной.

— Согласна, своим ощущениям предала большее значение, чем они есть на самом деле.

— Если вам придется опять оказаться в замкнутом пространстве и ощущать нехватку воздуха, вам будет трудно, но вы сможете это пережить и вернуться к своему комфортному состоянию?

— Думаю, что смогу.

— Ваша способность, чувствовать себя счастливой будет утрачена, после того как вы покинете замкнутое пространство?

— Следовательно, она будет просто снижена на некоторое время, пока вы в замкнутом пространстве, но не утрачена. Так?

— Как может выглядеть ваше новое рациональное убеждение?

— Если я попаду в замкнутое пространство и начну ощущать нехватку воздуха, мне будет трудно, но я смогу это пережить и еще буду счастлива.

— Что вы чувствуете после этих слов?

А теперь давайте проанализируем, как клиентка создала у себя страх замкнутых пространств.

Самое главное, что она сделала – это во время проблемных родов сформировала у себя искаженное представление о своей способности переживать дискомфорт. С ее слов следует, что до этого у нее в жизни с этим было все в порядке. К преодолению трудностей она подходила правильно, считала, что трудности на ее жизненном пути неизбежны и если на ее пути встречаются трудности, их нужно п е р е ж и т ь, преодолеть. После проблемных родов она изменила представление о своей способности переживать трудности. Она так испугалась, что стала необоснованно бояться любых трудностей, любого дискомфорта. И это при всем при этом, что она пережила очень суровое жизненное испытание.

«Обжегся на молоке, дует и на воду» — так можно описать то, что с ней произошло. У клиентки сформировался паттерн преувеличение последствий переживания дискомфорта. И желание избегать любые ситуации попадания в дискомфорт. Она начинает осторожничать, подкрепляя свое убеждение о своей неспособности пережить дискомфорт, преодолеть трудности своими действиями. В итоге – страх. Ситуация сильных переживаний сформировала страх. Ситуация переживания сильного страха, когда существовала сильная боль, другие симптомы и реальная угроза умереть, была оставлена не разрешенной. Женщина начала бояться того, чего можно не бояться и там, где можно не бояться.

В настоящей статье мы рассмотрели второй паттерн создания страха, который получил название «Низкая толерантность к фрустрации (low frustration tolerance –LFT)».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Существует еще один паттерн, о нем пойдет речь в следующей статье.

Толерантность: быть терпимым — хорошо или плохо?

Сейчас нетерпимость в обществе достигла большого накала. Мы наблюдаем это везде: в событиях, происходящих в мире, средствах массовой информации, социальных сетях, спорах, дискуссиях. Толерантность и терпимость — это синонимы. Надо ли быть терпимым к тому, что кажется вам неприемлемым, и к чему может привести?

Что такое толерантность?

Терпимость — это непреследование людей, чьи мысли и действия не совпадают с вашими и вызывают у вас неодобрение. Если вы сознательно решили не преследовать тех людей, чьи проявления вам чужды, вас можно назвать терпимым человеком.

Важное замечание! Терпимость не требует признавать поведение других людей положительным и приемлемым. Она означает лишь то, что вы терпите какого-то человека, группу людей или явление как неизбежное зло. Но толерантность вовсе не означает безразличия к нарушению закона и преступлениям!

Терпимость — это неагрессивное отношение к чужим взглядам, убеждениям, образу жизни, поведению. Вы даете другим людям право жить в соответствии с их представлениями (а не вашими). Допустим, вы не одобряете однополую любовь, вам не нравится, что мусульманки ходят в длинных платьях и платках, вам не нравятся мужчины, сидящие на корточках — но вы относитесь к этому терпимо, не преследуете этих людей.

При этом вы вовсе не обязаны перенимать чуждый образ жизни и чужое мировоззрение, не должны следовать им. Относиться терпимо — вовсе не значит позволять кому-то навязывать вам свои убеждения. Обе стороны должны соблюдать границы друг друга и не нарушать их.

Толерантность — необходимое условие для жизни в современном обществе, когда рядом живут люди разных народов, религий, обычаев. Терпимость говорит о том, что общество уверено в себе, в надежности своих моральных и духовных устоев. Оно осознает свою силу и сплоченность, поэтому не боится сравнения с другими точками зрения и не опасается конкуренции.

Зрелое, сильное общество уважает другие культуры, образы жизни, способы мышления и самовыражения. При этом толерантность не означает уступки и снисхождения к социальной несправедливости, а также навязывания своего образа мыслей и поведения другим людям.

Отсутствие толерантности: опасность для общества

Есть жизненные сферы, которые особенно часто вызывают столкновения мнений и проявления нетерпимости. Это религиозные и политические взгляды, половая ориентация, особенности различных рас и национальностей, отношения полов, восприятие инвалидов и т. д.

К чему приводят отсутствие терпимости к чужим религиозным, мировоззренческим и политическим взглядам? Оно всегда ведет к страшным войнам, религиозным и политическим чисткам и прочим жестокостям. Жертвами становятся сотни миллионов людей. В истории этому было огромное количество примеров.
Как это происходит? Сначала в обществе раздувается нетерпимость, происходит промывание мозгов. От нагнетания ненависти до пожара войны — один шаг.

Разброс мнений: как относиться к нетерпимости?

Какими должны быть границы терпимости? Надо ли терпеть нетерпимость? Например, какие-то группы населения ненавидят богатых и громят их особняки, другие группы граждан ненавидят людей других национальностей, преследуют их и бьют? Как к этому относиться — проявлять ли терпимость к подобной нетерпимости?

Ученые считают, что общество должно защищать себя от подобных проявлений нетерпимости. Толерантность хороша до тех пор, пока она не создает угрозу установленному порядку и самому существованию общества.

Как с этим обстоит дело в России

В России отношение к этому вопросу определено Конституцией. Она запрещает проявления расизма и расовой дискриминации, а также действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности. За подобные деяния может последовать гражданская или уголовная ответственность.

Идеал толерантности

Единственной религией, на самом деле практикующей терпимость, является буддизм. Он не навязывает свое учение тем, кто еще не достиг духовной зрелости. Согласно этой философии ученик должен прийти к учителю самостоятельно, его должны привести туда собственные духовные поиски.
Поэтому в буддизме напрочь отсутствует миссионерство, как это бывает в других религиях. Вам никто не станет совать в руки книги, рекламирующие религиозные воззрения, приглашать на собрания, убеждать в правильности своих религиозных взглядов и пр.

Буддисты убеждены, что надо уважать чужую веру. Они не приемлют насильственного распространения учения. Мало того, в этой религии спокойно относятся к раскольникам и не преследуют их. Поэтому у них существуют разные трактовки учения (в итоге они все равно сходятся в одном). Поэтому буддизм имеет огромное количество последователей не только в восточном, но и в западном мире.

Критическое отношение

РПЦ сложно относится к понятию толерантности. Священнослужители РПЦ много раз высказывали мысль, что их беспокоит нравственное равнодушие, безразличие к некоторым порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране. Некоторые священники готовы проявлять к ним нетерпимость, они активно выступают против уроков толерантности в школах.

В свою очередь, авторитетные общественные деятели критикуют позицию РПЦ. Они говорят: «Если общество не научится пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть, есть другую еду, по-другому устраивать свой быт и семьи, мы постоянно будем находиться в состоянии самой ужасной войны — не только социальной, но и войны в душе».

В западных странах в школах проводятся уроки толерантности. Они учат детей смотреть на явления с разных точек зрения. Например, ученик должен высказать какое-либо суждение, доказать и аргументировать его. Затем он должен встать на противоположную точку зрения и тоже доказать и аргументировать ее. Таким образом, детей учат пониманию, что в любых столкновениях мнений можно найти средний путь, оптимальное компромиссное решение, устраивающее обе стороны. Такое понимание предотвращает негибкость мышления и в конечном итоге, работает на мирное сосуществование.

Психологическое здоровье. Толерантность к фрустрации

Видео удалено.
30 июня 2018, 7:01
Видео (кликните для воспроизведения).

В нашу эпоху сохранить свое психологическое здоровье – дело нелегкое. Постоянные стрессы, неоправданные ожидания, несбывшиеся замыслы, проблемы на работе и в личной жизни, несоответствие желаемого и реального – все это выводит из равновесия, приводит к возникновению неврозов, ввергает в депрессивное состояние, – одним словом, мешает жить полноценно и счастливо.

Существует много способов сохранения и улучшения психологического здоровья, однако большинство из них лишь помогают справиться с насущными проблемами, а не гарантируют сохранение равновесия и гармоничности в будущем. Одним же из эффективных способов долгосрочного сохранения своего психологического равновесия и здоровья считают развитие толерантности к фрустрации. Что это такое и как это развить в себе? Давайте ответим на эти вопросы.

Фрустрация и толерантность к фрустрации в психологии

Под термином «фрустрация» понимают психическое состояние, возникающее в ответ на неудачи, проблемы, несоответствия желанного и реального, возникновение преград на пути к цели и т.д. То есть человек испытывает состояние фрустрации, когда не получает желаемое.

Так, люди с неразвитой толерантностью к фрустрации очень остро переживают свои неудачи, дискомфорт, не умеют смириться с расхождением планов и реально возникшей ситуации, а возникновение препятствий рассматривают как катастрофу. Такой человек намного чаще будет испытывать страх, гнев, обиду, грусть, он будет более тревожным и подверженным стрессам – одним словом, урон для психологического здоровья такого человека будет огромным.

Толерантность же к фрустрации означает способность переживать неудачи, провалы, дискомфорт и все ситуации, когда ожидания себя не оправдывают, не испытывая при этом состояние катастрофы и не впадая в депрессию.

Фрустрационная толерантность воспитывается с детства – ведь, по сути, она является основой развития. Прежде чем ребенок научится ходить, ему приходится познать боль от падений, учась говорить, ребенку приходится преодолевать ошибки в произношении, учась писать – ошибки в правописании. Овладение любым навыком сопряжено с совершением массы ошибок, а потому ошибки являются неотъемлемой частью жизни человека. Ошибки не делает лишь тот, кто не делает ничего нового, не развивается. Когда же человек учится извлекать пользу из своих ошибок, не зацикливаясь на них, он находит собственную точку равновесия и сохраняет психологическое здоровье.

Состояние фрустрации: что лежит в его основе

Людей, не умеющих переносить фрустрацию, чаще всего объединяет наличие иррациональных убеждений. Понятие иррациональных убеждений активно разрабатывается в рамках когнитивно-поведенческой терапии: эти убеждения могут касаться самого человека, его социального окружения или мира в целом. Проблема состоит в том, что иррациональные убеждения имеют негативную тенденцию постоянно «всплывать в фрустрирующих обстоятельствах». Например, у человека с глубинным убеждением «я – неудачник», в ситуации каких-либо начинаний будут возникать мысли типа «я ни за что не справлюсь», «я всегда все порчу», «это слишком сложно для меня» и т.д. А когда такие мысли постоянно крутятся в голове, очень сложно быть толерантным к ситуации неудачи, не правда ли?

Также в основе непереносимости фрустрации может быть инфантилизм – такие люди так и остаются «маленькими детьми», неспособными решать проблемы и преодолевать жизненные трудности . Толерантность к фрустрации означает наличие у человека сильного внутреннего Взрослого: если Взрослый недостаточно развит, то человек оказывается беспомощным перед лицом фрустрирующих обстоятельств.

Состояние фрустрации: как справляться с жизненными сложностями?

В основе толерантности к фрустрации как основы психологического здоровья лежат два основополагающих принципа:

Признание вместо игнорирования

Часто люди предпочитают включать стратегию избегания и попросту игнорировать проблему, вместо ее признания и решения. Всегда можно переключиться на другие неурядицы – проблемы правительства, ухудшение погоды или глобальное потепления, — переключиться на проблемы, над которыми человек уж точно не властен, а, значит, и не должен ничего предпринимать по поводу их решения. Свою же проблему можно окутать туманом иллюзий, отрицаний и обесцениваний. А проблема тем временем будет расти. И то, что раньше воспринималось как невинный кашель, превращается в бронхит, лечить который значительно сложнее. Потому первым принципом фрустрационной толерантности является признание своей проблемы или неудачи – врага можно побороть, лишь глядя ему в лицо. Честность в этой ситуации помогает адекватно оценить свое положение, свои чувства, потребности и возможности, и правильно среагировать на происходящие события.

Действия вместо избегания

Зачастую лишает покоя нас не сама проблема, а наша оценка этой проблемы и неправильный способ реагирования на нее. Событие, на самом деле, не может быть плохим или хорошим – оно становится таким в результате нашей оценки. Порой мы оцениваем некоторые ситуации негативно просто по привычке, а избегание становится нашей второй натурой. В результате, человек не решает проблему, а избегает ее решения, так как уверен в своей неудаче. Но если уж человек начал развивать фрустрационную толерантность, он обязан не только признавать наличие проблемы, но и предпринимать конкретные действия по ее решению. Бросить проблеме вызов, выйти с ней на поединок — такая стратегия может оказаться намного эффективнее избегания.

Помимо соблюдения основных принципов, существуют такие способы повышения толерантности к фрустрации:

Соблюдение этих несложных правил поможет сохранить психологическое здоровье и ощущение счастья в жизни, и это – самое главное!

МАОУ СОШ №68

Оказание квалифицированной психологической и юридической помощи и поддержки тел 8(3452) 33-79-19 www.teldoverie.ru
Воспитание в духе толерантности

Теперь, когда мы научились

летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле,

Что означают эти слова в аспекте нашего разговора? И начну этот разговор с Библейской истории о вавилонской башне : «Был на Земле один язык и одно наречие в далёкие времена, жили все одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих. Однажды собрались люди вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой. Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки. Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны».

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребёнка, а это, в первую очередь школа, и, конечно же, семья.

Так что же всё-таки означает это слово –толерантность?

Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначно в различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народа:

— В английском языке «толерантность» — это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

— Во французском – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических или религиозных взглядов;

— В китайском – проявление великодушия в отношении других;

— В арабском — прощение, снисхождение, сострадание, терпение, расположенность к другим;

— В русском языке «толерантность» — способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

Понятие «толерантность» можно рассматривать и толковать в различных аспектах:

§ В эволюционно-биологическом плане разработка понятия толерантности опирается на представление о «норме реакции», т.е. допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.

§ В социальном контексте толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию.

§ В этическом плане разнообразие людей, культур и народов выступает (об этом упоминали ещё гуманисты итальянского Возрождения) как ценность и достоинство культуры, а толерантность выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, одинаковость.

§ В политическом плане толерантность интерпретируется, как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать своё поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.

§ В психолого-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.

Толерантная личность – это человек хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем ввиду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой – гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

ü Благодаря усилиям ЮНЕСКО слово «толерантность» стало международным термином. 16 ноября 1995 г. Государства – члены комитета ООН по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на 28-ю сессию Генеральной конференции, приняли и торжественно провозгласили Декларацию принципов толерантности. Она состоит из преамбулы и 6-ти статей:

Статья 1 – понятие толерантности

Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности … Толерантность – гармония в многообразии… Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека…

Статья 2 – государственный уровень

На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдение правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм… Чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей…

Статья 3 – социальные аспекты

Толерантность как никогда раньше важна в современном мире. Мы живём в век глобализации экономики и всё большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции, взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций, урбанизации и преобразования социальных структур . Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира… Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины… Особое внимание следует уделять социально наименее защищённым группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать их социальному и профессиональному росту и интеграции …

[3]

Статья 4 – воспитание

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости… Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива… Необходимо уделять особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Статья 5 – готовность к действию

Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в области образования, науки, культуры и коммуникации.

Статья 6 – международный день, посвящённый толерантности

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в её духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днём, посвящённым толерантности.

Школа, как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. И эта работа проводится педагогами ежедневно, ежечасно как в урочное время , так и внеурочное время.

…. Толерантность представляет собой сложное и противоречивое явление. Чтобы достичь мира, люди должны стремиться к преодолению таких симптомов нетерпимости как: агрессивный национализм, этноцентризм, расизм и воспитание может помочь в этом.
Любое воспитание, направленное на утверждение мира, прав человека и демократии, является по своей сути ценностным воспитанием, которое требует включенности всей системы образования и всех участников образовательного процесса.

При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать :

· Индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

· Национальный состав коллектива учащихся;

· Проблемы в отношениях между детьми и их причины;

· Культурные особенности окружающей среды

· Терпимости и принятию другого таким, какой он есть

· Уважению прав и достоинства других людей

· Прощению, состраданию и милосердию.

Эффективно работающий для развития толерантности
у обучаемых учитель должен :
1. Воспитывать с любовью ;
2. Воспитывать в духе мира;
3. Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого;
4. Формировать чувство справедливости;
5. Вовлекать в процесс воспитания родителей и сообщество;
6. Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе;
7. Уметь слушать, поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения;
8. Давать ученикам возможность самостоятельно решать их проблемы;
9. Не допускать проявления авторитаризма и манипулирования;
10. Избегать жестких иерархических отношений.

В целях воспитания культуры толерантности подрастающего поколения педагогический совет школы постановляет:

1. Продолжить работу по созданию условий для прекращения и предотвращения нетерпимости в общешкольном сообществе, развивать практику толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса как средства утверждения мира, справедливости и уважения прав человека ( отв. пед. коллектив )

2 . Провести цикл классных часов , направленных на воспитание обучающихся в духе толерантности ( отв. классные руководители).

3. Применять в совей работе выработанные рекомендации для развития толерантности у обучающихся ( отв. пед. коллектив )

Анкета «Проявляешь ли ты толерантность?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.

1. Для того, чтобы не было войны.

а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) Нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность.

а) Это тебя не интересует.

б) Ты хочешь узнать об этих героях.

3. Ты противостоишь насилию.

б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.

4. Один товарищ тебя предал.

а) Ты мстишь ему.

б) Ты пытаешься объясниться с ним.

5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны.

а) Ты об этом услышал и забыл.

б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними со­лидарность.

6. Ты не согласен с кем-то.

а) Ты не даешь ему говорить.

б) Ты все-таки слушаешь его.

7. В классе ты уже ответил.

а) Тебе хочется отвечать еще.

б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.

8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь ино­странцем.

а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни по­требности делиться мечтами.

б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую то­лерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответст­венным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слиш­ком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любозна­тельность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Да­вай, приложи еще немного усилий.

Переживать или нет? «Окно толерантности»

Для внесения ясности в EMDR-терапии используется простая схема, получившая название «Окно толерантности». Оно представляет собой систему координат, где горизонтальная ось – это время, а вертикальная – уровень активации нервной системы.

Для чего полезна эта простенькая на вид схема. Она ещё раз подчеркивает многогранность и мудрость психики, в которой присутствуют все три аспекта, которые важны и естественны. Иногда нам необходимо действовать на «высоких оборотах» (для самозащиты, выживания, в критической ситуации и т.п.), иногда нам необходимо расслабиться и углубиться в себя, исключив внешние раздражители (когда надо восстановиться и др.). Но эффективнее всего мы действуем, когда наша психика работает в оптимальном для себя диапазоне. При этом следует обратить внимание на ось времени: вы можете увидеть, что нервная система обладает способностью саморегуляции, и время в данном случае работает на восстановление баланса. Из этого следует очень простой, но важный вывод: когда вы замечаете, что выпрыгнули в зону гипервозбуждения, то выйдите из ситуации, дайте себе время на то, чтобы восстановиться, позаботьтесь о своем расслаблении, и когда заметите, что ваше эмоциональное состояние пришло в норму, вернитесь к отложенному вопросу/разговору/задаче. Это важно в ситуациях высокого стресса, например, для супружеских пар, обсуждающих проблемные аспекты взаимоотношений, для родителей и детей, имеющих несогласие в каких-то вопросах и т.д.

В процессе EMDR-терапии мы работаем над тем, чтобы человек лучше узнал себя, свои особенности, границы своей устойчивости, освоил навыки эмоциональной саморегуляции . Постепенно в ходе терапии границы оптимальной зоны расширяются, и то, что ещё вчера казалось чрезмерным и невыносимым, становится как минимум менее травмирующим, а то и не задевает вовсе. Человек в большей степени принимает себя, со всеми эмоциями и проявлениями, учится делать осознанный выбор, понимает, как он/она может справляться с непростыми для себя ситуациями, а новые позитивные модели поведения становятся естественными и спонтанными.

Источники


  1. Зубова, А. В. Семейная дипломатия. Между невесткой и свекровью… / А.В. Зубова. — М.: Феникс, 2015. — 224 c.

  2. Лаундес, Лейл Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Лейл Лаундес. — М.: «Издательство «Добрая книга», 2016. — 400 c.

  3. Общая психология. Тексты. Субъект познания. Том 3. Книга 1. — М.: Когито-Центр, 2013. — 704 c.
  4. Зорин, П. Г. Гипнотизм и психология общения / П.Г. Зорин, Я.П. Зорин. — М.: Адити, 2018. — 288 c.
  5. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2014. — 820 c.
Переживать или нет окно толерантности
Оценка 5 проголосовавших: 1