Первая психологическая помощь в экстренной ситуации

Сегодня обсуждаем тему: первая психологическая помощь в экстренной ситуации с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Содержание

Техники экстренной психологической помощи

У человека в экстремальной ситуации могут появляться следующие симптомы (Крюкова и др., 2001):

Помощь психолога в данной ситуации заключается, в первую очередь, в создании условий для нервной «разрядки».

Бред и галлюцинации. Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом — не только физическом, но и психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание.

К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.

Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

В данной ситуации:

  • 1. Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.
  • 2. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность.
  • 3. Изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного.
  • 4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

Апатия может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы; или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности; или когда не удалось кого-то спасти, и попавший в беду близкий погиб.

Наваливается ощущение усталости — такое, что не хочется ни двигаться, ни говорить, движения и слова даются с большим трудом.

В душе — пустота, безразличие, нет сил даже на проявление чувств. Если человека оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию (тяжелые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей, бесперспективность и т.д.).

В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель.

Основными признаками апатии являются:

  • * безразличное отношение к окружающему;
  • * вялость, заторможенность;
  • * медленная, с длинными паузами, речь.

В данной ситуации:

  • 1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов: «Как тебя зовут?»; «Как ты себя чувствуешь?»; «Хочешь есть?».
  • 2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь).
  • 3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.
  • 4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.
  • 5. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чаю или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

Ступор. Ступор — одна из самых сильных защитных реакций организма. Она наступает после сильнейших нервных потрясений (взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратил на выживание столько энергии, что сил на контакт с окружающим миром уже нет.

Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощь и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.

Основными признаками ступора являются:

резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;

отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки);

«застывание» в определенной позе, оцепенение (numbing), состояние полной неподвижности; возможно напряжение отдельных групп мышц.

В данной ситуации:

  • 1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.
  • 2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.

Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть.

Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Двигательное возбуждение. Иногда потрясение от критической ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.

Основными признаками двигательного возбуждения являются:

резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия;

ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленные вещи); часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы).

В данной ситуации:

  • 1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.
  • 2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.
  • 3. Массируйте «позитивные» точки. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»)
  • 4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям (например: «Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»).
  • 5. Помните, что пострадавший может причинить вред себе и другим.
  • 6. Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением (см. помощь при данных состояниях).
Читайте так же:  Как изменить своё настроение при помощи тела

Агрессия. Агрессивное поведение — один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.

Основными признаками агрессии являются:

  • * раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);
  • * нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
  • * словесное оскорбление, брань;
  • * мышечное напряжение;

повышение кровяного давления.

В данной ситуации:

  • 1. Сведите к минимуму количество окружающих.
  • 2. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).
  • 3. Поручите ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.
  • 4. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Следует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».
  • 5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
  • 6. Агрессия может быть погашена страхом наказания:
    • * если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения;
    • * если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.
  • 7. Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за снижения контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

Страх. Ребенок просыпается ночью от того, что ему приснился кошмар. Он боится чудовищ, которые живут под кроватью. Однажды попав в автомобильную катастрофу, мужчина не может снова сесть за руль. Человек, переживший землетрясение, отказывается идти в свою уцелевшую квартиру. А тот, кто подвергся насилию, с трудом заставляет себя входить в свой подъезд. Причиной всего этого является страх.

К основным признакам страха относятся:

  • * напряжение мышц (особенно лицевых);
  • * сильное сердцебиение;
  • * учащенное поверхностное дыхание;
  • * сниженный контроль над собственным поведением.

Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное

— поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.

В этой ситуации:

  • 1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!».
  • 2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме.
  • 3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.
  • 4. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

[3]

Нервная дрожь. После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так организм «сбрасывает» напряжение.

Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др.

Основные признаки данного состояния:

  • * дрожь начинается внезапно — сразу после инцидента или спустя какое-то время;
  • * возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету);
  • * реакция продолжается достаточно долго (до нескольких часов);
  • * потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

В данной ситуации:

  • 1- Нужно усилить дрожь.
  • 2. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд.
  • 3. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.
  • 4. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.
  • 5. Нельзя:
    • * обнимать пострадавшего или прижимать его к себе;
    • * укрывать пострадавшего чем-то теплым;
    • * успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

Плач. Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

Основные признаки данного состояния:

  • * человек уже плачет или готов разрыдаться;
  • * подрагивают губы;
  • * наблюдается ощущение подавленности;
  • * в отличие от истерики, нет признаков возбуждения.

Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.

В данной ситуации:

  • 1. Не оставляйте пострадавшего одного.
  • 2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.
  • 3. Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе): периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, то есть подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.
  • 4. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.
  • 5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Ваша зада’ ча — выслушать.

Истерика. Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.

  • * сохраняется сознание;
  • * чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;
  • * речь эмоционально насыщенная, быстрая;
  • * крики, рыдания.

В данной ситуации:

  • 1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.
  • 2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).
  • 3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).
  • 4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.
  • 5. Не потакайте желаниям пострадавшего.

Экстренная психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях.

Экстремальная и чрезвычайная ситуация — это далеко не всегда синонимы. Говоря об экстремальной ситуации, мы имеем в виду скорее отношение человека к событию. Понятие чрезвычайной ситуации подразумевает объективно сложившуюся обстановку.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.

Ответственность за организацию и оказание помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, берет на себя государство, создавая специальные службы: спасательные, пожарные, медицинские. Крайне важно, чтобы сотрудники данных подразделений представляли себе, как должна быть организована работа по оказанию профессиональной психологической помощи на месте чрезвычайной ситуации.

Читайте так же:  Кнут или пряник как воспитать самодостаточного ребенка

В момент чрезвычайной ситуации спокойная жизнь большого числа людей оказывается разрушенной. Этим людям требуется помощь специалистов, и в том числе специалистов-психологов.

Оказание экстренной психологической помощи — это самостоятельная область психологической практики. Ее своеобразие обусловлено особыми условиями, в которых протекает профессиональная деятельность психолога во время работы по оказанию экстренной психологической помощи. Необычность условий определяется четырьмя факторами.

1. Наличие психотравмирующего события. Оказание экстренной психологической помощи происходит после события, имеющего сильнейшее воздействие на эмоциональную, когнитивную, личностную сферы человека. Это могут быть масштабные чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, или менее масштабные события, также являющиеся мощными стрессогенными воздействиями на человека (ДТП, изнасилование, внезапная смерть близкого человека). Почти всегда такое событие можно охарактеризовать как событие внезапное.

2. Фактор времени — экстренная психологическая помощь всегда оказывается в сжатые сроки.

3. Непривычные для работы специалиста-психолога условия (нет или недостаточно отдельных помещений для работы, плохие бытовые условия и т.д.).

4. Сконцентрированность в одном месте большого числа людей, нуждающихся в психологической помощи.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что экстренная помощь специалиста-психолога — это краткосрочная помощь после сильного негативного стрессогенного воздействия (дистресса).

Основные задачи, на выполнение которых направлена деятельность психолога при оказании данного вида помощи, можно сформулировать следующим образом:

• Поддержание на оптимальном уровне психологического и психофизиологического состояния человека (оказание помощи при острых стрессовых реакциях).

• Предупреждение отсроченных неблагоприятных реакций, в том числе и путем избавления человека от неблагоприятных эмоциональных состояний, возникших непосредственно в результате психотравмирующего события.

• Предупреждение и при необходимости прекращение проявления выраженных эмоциональных реакций, в том числе массовых.

• Консультирование пострадавших, их родных, близких, а также персонала, работающего в условиях ликвидации последствий ЧС, об особенностях переживания стресса.

• Помощь специалистам, принимающим участие в ликвидации последствий ЧС.

Работу по оказанию экстренной психологической помощи можно условно разделить на три этапа.

Первый этап подготовительный. Целью работы на подготовительном этапе является подготовка развернутого плана действий по оказанию экстренной психологической помощи. Для этого необходимо осуществить: Сбор информации о психологической ситуации, сложившейся в результате ЧС, Определение места и порядка работы каждого специалиста, Составление ориентировочного плана работ.

Второй этап основной. На основном этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи специалисты-психологи работают по двум основным направлениям: помощь специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС, нацеленная на обеспечение условий профессиональной деятельности, и помощь пострадавшим в результате ЧС.

Третий этап завершающий. На завершающем этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи решаются такие задачи, как: оказание помощи тем лицам, кому это необходимо, мероприятия по оказанию психологической помощи специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС, обобщение и анализ информации, полученной в ходе работ по оказанию экстренной психологической помощи, составление прогноза развития ситуации на основании обобщения и анализа данных.

Первая помощь пациентам, пережившим психотравмирующие ситуации

Понятие посттравматического стресса, собственной работы горя. Экстренная психотерапевтическая помощь и практическая психотерапия в очаге чрезвычайной ситуации. Опыт оказания экстренной психотерапевтической помощи пострадавшим в террористическом акте.

Рубрика Психология
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 08.04.2012
Размер файла 51,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

II. «Быстрое лечение фобий».

III. Отделение себя от контекста. Где контекст является экстремальной ситуацией.

1. Подумайте о неприятном воспоминании и прокрутите его как короткий фильм. Оценить, как пациент реагирует на это воспоминание.

2. увидеть в картине диссоциированный образ себя. Используя различные субмодальные различия отделить себя от контекста

3. прокрутить фильм вперёд с диссоциированным собой, движущимся на удвоенной скорости и контекстом, движущимся на половинной скорости.

4. прокрутить фильм обратно с самим собой, движущимся на половинной скорости, и контекстом на удвоенной скорости.

5. прокрутить фильм обычным способом, чтобы провести калибровку.

6. если изменений нет, проделать это еще раз — также в диссоциированном состоянии и сделав себя больше, чем контекст.

В общей сложности было принято более 200 человек, проведено около 600 сеансов за двухнедельный период пребывания в Каспийске. По отзывам специалистов, прибывших на место трагедии через месяц после трагедии, обращаемость повторно пациентов была низка.

Заключение

Психологическая травма может быть вызвана:

· Семейными конфликтами,

· Неудавшейся личной жизнью,

· Психотравмирующими отношениями на работе,

· Эмоционально-шоковыми потрясениями.

Душевные раны могут образоваться в результате сравнительно неглубоких, однако постоянных потрясений (к которым относятся конфликты в семье, на работе и в личной жизни), либо в результате однократных глубоких воздействий, несущих прямую угрозу жизни и здоровью как самого человека, так и его близких. Причем врачи отмечают, что осмыслить событие, которое связано с человеческой жестокостью (теракт, военные действия, убийства, изнасилование и т.д.), гораздо тяжелее, чем разгул стихии (потопы, землетрясения, попадание молнии).

В том случае, если человек испытал угрозу своему существованию, у него развивается посттравматическое стрессовое расстройство. ПСР — набор поведенческих и эмоциональных проявлений, которые проявляются в ситуациях угрозы и опасности. Этот набор в тяжелые часы помогает избежать гибели, однако у некоторых людей он остается и в случае исчезновения опасности. Человек продолжает находиться в состоянии повышенной бдительности, вздрагивает при малейшем звуке, не может расслабиться.

Последствия психической травмы:

Человек перестает доверять людям, обществу и государству, вследствие чего затрудняются его коммуникативные навыки. Таким людям, например, трудно удержаться в одном и том же профессиональном коллективе. Он склонен менять места работы, причем каждый раз на худшее. Это приводит к соскальзыванию его в менее престижные слои общества.

Проявляется саморазрушающее поведение. Человек прибегает к помощи алкоголя и наркотиков, которые только усугубляют положение. Кроме того, проявляется такая типичная форма поведения, как нанесение самому себе порезов ножом или бритвой. Видя раны, которые он сам себе нанес человек испытывает чувство контроля над ситуацией: ведь он сам причиняет себе страдание и сам же в состоянии его прекратить.

Травматическое событие раскалывает жизнь человека на две части: до и после. Человек чувствует, что жить, как раньше, невозможно, а как жить по-новому, он пока не знает.

Особенностью психотравматического расстройства является то, что шоковое событие не остается в прошлом, оно продолжает существовать в настоящем — так воспринимает его травмированный.

Тем не менее, внутренний психологический комфорт необходим как важная составляющая жизни, и достигнуть его необходимо.

Безусловно, квалифицированную помощь сможет оказать только профессиональный психотерапевт. Однако поддержка родных и близких также имеет неоценимое значение.

После травмирующего события пострадавший обычно не хочет ни говорить, ни вспоминать о нем. Но это необходимо сделать, так как только осмысление такого события делает его принадлежностью прошлого. Только «переварив» это событие, человек способен вернуться к нормальной жизни.

Близкие люди должны создать такую обстановку, чтобы пострадавший осознал и осмыслил свои жизненные позиции, понял свою ценность как личности.

Необходимо отмечать позитивные моменты, никак не связанные с пережитым, и уметь им радоваться.

При умелом подходе посттравматический стресс приводит к посттравматическому росту: меняется жизненная философия, человек становится более зрелой личностью, способной достойно встретить жизненные испытания.

Список использованной литературы

1.

Читайте так же:  Обесценивание по инерции

Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. -М.: Академический проект,2004.

2. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. -М.: Педагогическое общество России, 2002. -202 c.

4. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. -М.: Москва, 1991, -С. 1-5

5. Нарицын Н.Н. Упрощенная классификация видов психотерапии www.naritsyn.ru

6. Решетников М.М. Психическая травма. -М.: ВЕИП., 2006 -С.44-50

7. Тимофеев С. Опыт оказания экстренной психотерапевтической помощи (методов нейро-лингвистического программирования) пострадавшим в террористическом акте в г. Каспийске (Дагестан, 2002 г.). // Вестник НЛП №5, http://www.vestniknlp.ru/index.php?s >

Организационное собрание проектной группы.

Обсуждали план работы над проектом. Распределяли роли и обязанности каждого участника группы.

Я предложила найти информацию о катастрофах и стихийных бедствиях, в которых оказывалась первая психологическая помощь.

Меня назначили ответственным за подбор литературы и подбор методики, с помощью которой можно будет оценить конечный результат проекта.

Я узнала, что никто в нашей группе не умеет работать с научной литературой.

Я распределила роли и составила очень приблизительный план работы

Мне не нравиться, что у моих партнёров отсутствует желание работать.

Самостоятельная работа с литературой по психодиагностике.

Работал в библиотеке. Выбрал несколько тестов. Сделал копии.

Нашел подходящий тест в сборнике «Лучшие психологические тесты» 1

Увлекся чтением. Было много нового, хотя не все имеет отношение к нашей теме.

Самостоятельная работа с тестами. Протестировал себя, и нескольких членов семьи по всем найденным тестам. Обработал полученные данные.

Получил представление об особенностях каждого из тестов.

Подходящим для оценки результативности нашего проекта считаю тест «Люшера», только он сложен в обработке. Нужно найти способ упростить процедуру.

Я, (фамилия, имя, отчество полностью от руки)

выполнил курсовую работу, являющуюся частью курсового проекта по теме:

Видео (кликните для воспроизведения).

[2]

Первая психологическая помощь пациентам, пережившим психотравмирующие ситуации

Проект выполнялся группой студентов в составе 3 человек:

1. Николаиди Анна Дмитриевна 312 группа

2. Вагина Дарья Викторовна 312 группа

3. Логвинов Дмитрий Алексеевич 312 группа

Состав группы утвержден.

Преподаватель психологии высшей категории

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Актуальность и важность работы психолога в очаге экстремальных ситуаций и оказания экстренной психологической помощи. Острый эмоциональный шок, психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия у человека в экстремальной ситуации.

курсовая работа [30,5 K], добавлен 23.01.2010

Принципы общения с пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС). Группы пострадавших, организация экстренной психологической помощи в зоне ЧС. Общение с пострадавшими во время проведения аварийно-спасательных работ. Патологическое горе, его причины.

реферат [54,2 K], добавлен 15.05.2014

Понятие и профилактика стресса: релаксация, противострессовая «переделка» дня. Первая помощь при остром стрессе. Методы нормализации состояния в стрессовой и постстрессовой ситуации: аутоанализ личного стресса, ослабления «предстартовой лихорадки».

реферат [33,9 K], добавлен 21.01.2008

Психологическая помощь при утрате в возвращении к обычной жизни и в воссоздании жизненных смыслов. Проблемы, разрешаемые в процессе консультирования. Помощь на стадии шока, острого горя и на стадии восстановления. Рекомендации для «выздоровления» от горя.

реферат [31,0 K], добавлен 07.12.2010

Психоэмоциональное состояние больных с реакцией горя. Этапы горя и особенности психотерапевтической помощи на каждом этапе. Взаимосвязь этапов переживания горя с ведущими экзистенциальными позициями пациентов. Психотерапия и оценка ее результатов.

курсовая работа [93,9 K], добавлен 02.10.2013

[1]

Развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации. Активная поддержка родителей. Эффективный способ помощи ребенку — это помощь его семье. Л.С. Выготский о социальной ситуации развития ребенка.

методичка [50,9 K], добавлен 12.12.2009

Обзор современной психотерапевтической помощи онкобольным за рубежом и в России. Совокупность психосоциальных факторов, потенциально провоцирующих опухолевый рост. Сравнительный анализ психологических приемов работы с онкобольными. Методы психотерапии.

курсовая работа [242,2 K], добавлен 01.02.2016

Характеристика чрезвычайных ситуаций, их место в современных социально-политических условиях. Необходимость экстренной психологической помощи в экстремальных ситуациях. Помощь при бреде, ступоре, агрессии, страхе, истерике. Помощь ребенку и взрослому.

реферат [156,4 K], добавлен 09.03.2012

Определение причин посттравматического стресса как психологического состояния человека, возникающего при психотравмирующих ситуациях. Клинические проявления и психологическая помощь при стрессе. Общие стратегии совладения с травмирующими обстоятельствами.

презентация [51,4 K], добавлен 05.01.2014

Понятие кризиса, кризисной ситуации, их классификация. Кризисные ситуации в детском возрасте, их особенности. Виды и формы оказания психологической помощи детям в кризисной ситуации. Сказкотерапия как эффективный метод психологической помощи детям.

курсовая работа [71,7 K], добавлен 24.06.2011

ППП — Первая Психологическая Помощь

В наш неспокойный век чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф значение экстренной психологической помощи бывает трудно переоценить.

Недавно я принимала участие в учениях, направленных на ликвидацию железнодорожной катастрофы, оказывала экстренную психологическую помощь пострадавшим с острыми реактивными состояниями, представляющими угрозу для их жизни. Хотелось бы поделиться с вами методами оказания экстренной психологической помощи в условиях чрезвычайной ситуации, ведь в подобной помощи нуждаются не только сами пострадавшие, но также спасатели и медики, работающие в условиях стресса и сильных перегрузок.

Надеюсь, что эти знания вам никогда не пригодятся в реальной жизни, но ведь, как говорится, «предупрежден, значит вооружен».

Итак, при оказании экстренной психологической помощи важно следовать следующим правилам:

Читайте так же:  Зачем вам психолог

— Необходимо позаботиться о собственной безопасности. Переживая горе, человек часто не понимает, что делает, и поэтому может быть опасен. Не пытайтесь помочь человеку, если не уверены в вашей абсолютной физической безопасности (есть примеры, когда при попытке самоубийства человек не только сам бросается с крыши, но и тянет за собой того, кто пытается ему помочь; или, например, люди часто накидываются с кулаками на того, кто сообщает о смерти близкого, даже если это случайный, посторонний человек).

— Позаботьтесь о медицинской помощи. Убедитесь, что у человека нет физических травм, проблем с сердцем. При необходимости позовите врача, вызовите скорую помощь. Единственное исключение — это ситуация, когда по каким-то причинам медицинская помощь не может быть оказана незамедлительно (например, приезда врачей приходится ожидать, или пострадавший изолирован, к примеру, заблокирован в завале при обрушении здания и т.д.). В этом случае Ваши действия должны быть такими:

— сообщите пострадавшему о том, что помощь уже идет;

— подскажите ему, как необходимо себя вести: максимально экономить силы; дышать неглубоко, медленно, через нос — это позволит экономить кислород в организме и окружающем пространстве;

— запретите пострадавшему делать что-либо для самоэвакуации, самоосвобождения.

— Находясь рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов (при теракте, аварии, потере близких, трагическом известии, физическом или сексуальном насилии и т.п.), не теряйте самообладания. Поведение пострадавшего не должно вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции — это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

— Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с человеком, не делайте этого. Знайте, это нормальная реакция и вы имеете на нее право. Человек всегда чувствует неискренность по позе, жестам, интонациям, и попытка помочь через силу все равно будет неэффективной. Найдите того, кто может это сделать.

— Основной принцип оказания помощи в психологии такой же, как в медицине: «Не навреди». Лучше отказаться от необоснованных, необдуманных действий, чем навредить человеку. Поэтому, если вы не уверены в правильности того, что собираетесь делать — лучше воздержитесь.

Приемы экстренной психологической помощи пострадавшим с реактивными состояниями:

• Не оставляйте человека одного. Страх тяжело переносить в одиночестве.

• Говорите о том, чего человек боится. Есть мнение, что такие разговоры только усиливают страх, однако ученые давно доказали, что, когда человек проговорит свой страх, тот становится не таким сильным. Поэтому, если человек говорит о том, чего он боится — поддерживайте его, говорите на эту тему.

• Не пытайтесь отвлечь человека фразами: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости» и т.д.

• Предложите человеку сделать несколько дыхательных упражнений, например таких:

1. Положите руку на живот; медленно вдохните, почувствуйте, как сначала воздухом наполняется грудь, потом живот. Задержите дыхание на 1—2 секунды. Выдохните. Сначала опускается живот, потом грудь. Медленно повторите это упражнение 3—4 раза;

[3]

2. Глубоко вдохните. Задержите дыхание на 1—2 се¬кунды. Начинайте выдыхать. Выдыхайте медленно и примерно на середине выдоха сделайте паузу на 1—2 секунды. Постарайтесь выдохнуть как можно сильнее. Медленно повторите это упражнение 3—4 раза. Если человеку трудно дышать в таком ритме, присоединитесь к нему — дышите вместе. Это поможет ему успокоиться, почувствовать, что вы рядом.

• Если боится ребенок, поговорите с ним о его страхах, после этого можно поиграть, порисовать, полепить. Эти занятия помогут ребенку выразить свои чувства.

• Постарайтесь занять человека каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний.

Помните — страх может быть полезным (если помогает избегать опасных ситуаций), поэтому бороться с ним нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

• Очень важно постараться разговорить человека и понять, что именно его тревожит. В этом случае, возможно, человек осознает источник тревоги и сможет успокоиться.

• Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. В этом случае можно попытаться составить план, когда, где и какую информацию можно получить.

• Попытайтесь занять человека умственным трудом: считать, писать и т.д. Если он будет увлечен этим, то тревога отступит.

• Физический труд, домашние хлопоты тоже могут быть хорошим способом успокоиться. Если есть возможность, можно сделать зарядку или совершить пробежку.

Слезы — это способ выплеснуть свои чувства, и не следует сразу начинать успокаивать человека, если он плачет. Но, с другой стороны, находиться рядом с плачущим человеком и не пытаться помочь ему — тоже неправильно. В чем же должна заключаться помощь? Хорошо, если вы сможете выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами. Можно просто сесть рядом, приобнять человека, поглаживая по голове и спине, дать ему почувствовать, что вы рядом с ним, что вы сочувствуете и сопереживаете ему. Помните выражения «поплакать на плече», «поплакать в жилетку» — это именно об этом. Можно держать человека за руку. Иногда протянутая рука помощи значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.

В отличие от слез, истерика — это то состояние, которое необходимо постараться прекратить. В этом состоянии человек теряет много физических и психологических сил. Помочь человеку можно, совершив следующие действия:

• Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с человеком наедине, если это не опасно для вас.

• Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (например, можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с человеком, держите его за руку, поглаживайте по спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь.

• После того, как истерика пошла на спад, говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном («выпей воды», «умойся»).

• После истерики наступает упадок сил. Дайте человеку возможность отдохнуть.

В состоянии апатии помимо упадка сил наваливается безразличие, появляется ощущение опустошенности. Если человека оставить без поддержки и внимания, то апатия может перерасти в депрессию. В этом случае можно произвести следующие действия:

Читайте так же:  Как грамотно задать вопрос психологу

• Поговорите с человеком. Задайте ему несколько простых вопросов исходя из того, знаком он вам или нет: «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?».

• Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно нужно снять обувь).

• Возьмите человека за руку или положите свою руку ему на лоб.

• Дайте ему возможность поспать или просто полежать.

• Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (можно прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

• Если с вами рядом человек, который мучается от стыда или от чувства вины, постарайтесь убедить его обратиться к специалисту. Такое состояние часто требует помощи специалиста-психолога или врача-психотерапевта.

• Поговорите с человеком, выслушайте его. Дайте понять, что вы слушаете и понимаете его (кивайте, поддакивайте, говорите «угу», «ага»). Не осуждайте человека, не старайтесь оценивать его действия, даже если вам кажется, что человек поступил неправильно. Дайте понять, что принимаете человека таким, какой он есть. Не пытайтесь переубедить человека («Ты не виноват», «Такое с каждым может случиться»). На этом этапе важно дать человеку выговориться, рассказать о своих чувствах. Не давайте советов, не рассказывайте о своем опыте, не задавайте вопросов — просто слушайте.

Острая реакция на стресс может проявляться в двигательном возбуждении, которое может стать опасным для самого пострадавшего и окружающих. В этом случае постарайтесь найти возможность физически остановить человека. Прежде, чем пытаться ему помочь, убедитесь, что это не опасно для вас. Помните, психологическая помощь возможна только в случае, если пострадавший отдает себе отчет в своих действиях.

• Задавайте человеку вопросы, которые привлекут его внимание, или поручите дело, которое заставит его задуматься. Любая интеллектуальная активность снизит уровень активности физической.

• Предложите прогуляться, сделать несколько физических упражнений, выполнить какую-то физическую работу (что-то принести, переставить и т.д.), так, чтобы он почувствовал физическую усталость.

• Предложите совместно сделать дыхательную гимнастику. Например, такую:

1. Встаньте. Сделайте медленный вдох, почувствуйте, как воздух заполняет сначала грудную клетку, потом живот. Выдыхайте в обратном порядке — сначала нижние отделы легких, потом верхние. Сделайте паузу в 1—2 сек. Повторите упражнение еще 1 раз.

Важно дышать медленно, иначе от переизбытка кислорода может закружиться голова.

2. Продолжайте глубоко и медленно дышать. При этом на каждом выдохе постарайтесь почувствовать расслабление. Расслабьте руки, плечи, спину. Почувствуйте их тяжесть. Концентрируйтесь на дыхании, представьте, что выдыхаете свое напряжение. Сделайте 3—4 вдоха-выдоха.

3. Некоторое время (примерно 1—2 минуты) дышите нормально.

4. Снова начинайте медленно дышать. Вдыхайте теперь через нос, а выдыхайте через рот, сложив губы трубочкой. При выдохе представьте, что осторожно дуете на свечку, стараясь не погасить пламя. Старайтесь сохранять состояние расслабленности. Повторите упражнение 3—4 раза.

5. Дышите как обычно.

• Нужно усилить дрожь. Возьмите человека за плечи и сильно, резко потрясите его в течение 10—15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.

• После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать

1. Обнимать пострадавшего или прижимать его к себе.

2. Укрывать пострадавшего чем-то теплым.

3. Успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

• Сведите к минимуму количество окружающих.

• Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или избить подушку).

• Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

• Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. В противном случае агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!». Надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».

• Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями, но только в том случае, если это уместно.

• Агрессия может быть погашена страхом наказания, если:

— нет цели получить выгоду от агрессивного поведения;

— наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

В заключение хотелось бы сказать о том, что зачастую помощь и поддержка окружающих во время и сразу после трагических событий помогают человеку справиться с горем, не попасть в дальнейшем в замкнутый круг страха, вины и отчаянья.

Видео (кликните для воспроизведения).

Женщина, муж которой попал в серьезную автомобильную аварию и находился на грани жизни и смерти, рассказывала о том, что собраться с силами и пережить этот невероятно тяжелый период в жизни ей помогла медсестра, которая позволила выплакаться на своем плече, а потом сказала одну короткую фразу: «Ты справишься». Эта фраза стала девизом на многие месяцы. И сейчас, много лет спустя, героиня этой истории уверена, что именно участие почти незнакомой женщины помогло ей выстоять в той ситуации.

Видеорепортаж с учений по ликвидации железнодорожной катастрофы на станции Тверь можно посмотреть здесь:

Источники


  1. Гиперактивный ребенок — это навсегда? Мамочка, пожалуйста. Ошибки аиста (комплект из 3 книг). — М.: ИГ «Весь», 2014. — 608 c.

  2. Ван, Пелт Н. Найти и удержать / Ван Пелт Н.. — М.: Источник Жизни, 2002. — 971 c.

  3. Станков, А. Г. Что надо знать до брака и в браке / А.Г. Станков. — М.: Медицина, 2007. — 350 c.
  4. Энциклопедия семейной жизни (комплект из 2 книг). — М.: Отечество, 2010. — 825 c.
  5. Священник Лоргус Андрей Влюбленность, любовь, зависимость. Как построить семейное счастье? / Священник Лоргус Андрей. — М.: Никея, 2016. — 720 c.
Первая психологическая помощь в экстренной ситуации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here