Первоисточник страха родителей перед школой

Сегодня обсуждаем тему: первоисточник страха родителей перед школой с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Первоисточник страха родителей перед школой

Для большинства родителей, чей ребенок начал учиться в школе, неминуемо встают вопросы: «Как следует относиться к школьным отметкам?», «Как реагировать на мнение учителя о своем ребенке?», «Следует ли помогать ребенку в учебе дома или нет?» и т.п. Обычно ответы на эти вопросы определяются полуосознанным и полузабытым школьным опытом самих родителей. Ведь фигура учителя для многих взрослых продолжает оставаться символом контроля и источником тревожности. Некоторые родители очень нервно воспринимают оценки своих детей, как будто эти оценки поставлены им самим. Это происходит потому, что родители бессознательно относятся к оценке ребенка, полученной в школе, как к оценке их родительской успешности. Иными словами, родители, просматривая тетрадь или дневник, часто забывают, кто они сейчас на самом деле: отцы и матери своих детей или же дети некоего Супер родителя, символом которого выступает учитель.

На первый взгляд может показаться, что источником страхов родителей перед школой выступает только их не всегда удачный собственный школьный опыт. Но если посмотреть более глубоко, то окажется, что источник этих страхов коренится не только в индивидуальном опыте, но имеет и коллективные, культурно-исторические корни, связанные с развитием человеческой цивилизации, которые, правда, не всегда осознаются.

[3]

Для того, чтобы разобраться в источниках страхов перед школой, коренящихся в коллективном бессознательном, нам придется вернуться к тому моменту, когда профессия учителя только зарождалась, т.е. на несколько тысяч лет назад.

Ведь были счастливые времена, когда учительство не было массовой профессией. Все знания, необходимые для жизни, передавались ребенку родителями или общиной в целом. Эти знания потому и были массовыми, что не носили ярко выраженного личностного характера, и для их передачи учитель как отдельная фигура был и не нужен. Такими знаниями обладали все взрослые, а, стало быть, и передавать их все могли, умели и имели на то право.

Родительские страхи перед школой
статья (подготовительная группа) на тему

Советы для родителей будущих первоклассников.

Вложение Размер
tema_roditelskie_strakhi.docx 18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Дан Елена Ивановна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Золотой ключик», город Ноябрьск

Тема: Родительские страхи перед школой

Нам не читается .

1.С учёбой детей чтению нельзя спешить. Обучение чтению и письму – очень сложный процесс, и для того, чтобы ребенок действительно научился читать, а не угадывать буквы, необходима определенная зрелость мозга ребенка, хорошее развитие механизмов зрительной дифференцировки.

2. Нельзя сравнивать ребенка с другими, памятуя о том , что все дети разные.

3. Нельзя малыша заставлять учится читать: в этом случае процесс обучения превращается в дрессировку, механическое заучивание, а значит – в мучение и для ребенка, и для взрослого. Нужно постараться создать такие условия, чтобы ребенок сам захотел взять в руки книгу и понять, о чем говорят ее черные значки. Ребенку должно нравиться разучивать буквы и звуки.

4. Прежде чем усадить свое дитя за азбуку, неплохо бы самим освоить методику преподавания чтению: прочитать специальную учебно-методическую литературу, посоветоваться со специалистами-дошкольниками, научиться разнообразным игровым приемам и уже на основе полученных знаний строить домашние занятия так, чтобы они были интересны и познавательны для ребенка – только в этом случае педагогические усилия родителей окажутся эффективными.

5. Научение чтению и письму должно быть одновременным. Иначе не позавидуешь учителю начальных классов, которому придется ребенка переучивать. А переучивать всегда труднее , чем научить.

6. Школа не имеет права требовать, чтобы при поступлении в первый класс ребенок уже умел читать и писать печатными буквами. Бесспорно, это облегчает жизнь учителю, но не ученику. Готовить детей к школе, безусловно, стоит. Но готовность к школе – это не умение читать и писать, а физическая, физиологическая и психологическая готовность, развитие речи, моторики, зрительного восприятия ребенка, формирование механизмов организации деятельности, то есть готовность включиться в процесс обучения и способность выдержать его нагрузки.

Стоить помнить и о том, что чрезмерно интенсивная подготовка ребенка создает новые проблемы: у малышей наблюдается тревожность, снижение мотивации, нежелание учиться, страх перед трудностями и возможными неудачами в школе.

Не опоздали ли в первый класс?

Чтобы не возникло сомнений «не рано (не поздно) ли нам в школу», прежде чем принять решение, необходимо оценить готовность ребенка к школе. Кому-то пора приступать к занятиям уже в 6,5 лет, а кому-то лучше подождать и до 8-ми.

Нужно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью –учебой, чтобы его интересовала не внешняя атрибутика школьной жизни и не заманчивая перспектива смены обстановки, а возможность чему-то научиться.

Выбор школы и программы обучения.

Что бы мы постарались сделать теперь, если бы нам пришлось вновь выбирать школу:

1. Получить как можно больше информации:

О типах и видах реализуемых образовательных программ и их преемственности;

Об укладе школьной жизни, режиме занятий, недельной нагрузки учащихся;

Об особенностях медицинского обслуживания, питания, соответствие школы О педагогических коллективах;

требованиям техники безопасности и санитарным нормам;

О техническом и методическом оснащении учебных классов;

О традициях школы, её выпускниках;

Об отношении к детям ; О дополнительных образовательных услугах;

О взаимных с родителями платах;

О медицинских противопоказаниях к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом на программном материале повышенного уровня сложности и т. д.

2. Пройтись по коридорам и послушать , как общаются учителя с детьми, не пожалеть времени, чтобы изнутри увидеть жизнь образовательного учреждения.

[3]

Вероятно, будущим родителям первоклассников была бы полезна и такая информация:

Преимуществом права записи в школу пользуются дети, проживающие в домах, расположенных в непосредственной близости от учебного заведения.

Администрация школы, ни под каким видом, не имеет права требовать с родителей денег – помощь школе может оказываться только «на добровольной основе, через попечительские советы и исключительно в безналичной форме».

Не зря говорят: «выбирая ребенку первого учителя, ты как будто выбираешь ему судьбу». Это высказывание, верно хотя бы потому, что в этом возрасте по значимости учитель часто выходит у ребенка на первое место, и для него очень важна его забота и внимание.

Первоклассник должен доверять своему учителю. Только в этом случае он чувствует безопасность и уверенность в своих силах, с радостью общается со сверстниками и взрослыми и учится с интересом.

Рецепт от этого страха может быть только один: выбираем ребенку не школу, а учителя.

Читайте так же:  Как создаются пары

Адаптация к школьной жизни.

1.Нельзя настраиваться на еще не существующие проблемы, передавая свои страхи перед школой ребенку. Но вместе, с тем нельзя недооценивать сложность периода адаптации к новым условиям. Процесс привыкания может растянуться и на полгода в зависимости от индивидуальных особенностей школьника, и чтобы он был успешным, необходимы три составляющие: жесткий режим дня, достаточная двигательная активность и спокойная, доброжелательная обстановка дома.

2.Нельзя жалеть на ребенка своего времени. При любом возможном случае больше времени проводить вместе: гулять, готовить ужин, обсуждать события дня, вместе делать сложные задания и т. д. Какая бы ситуация не возникла в школе, ребенок должен быть уверен, что мы – его союзники, сторонники, защитники и помощники, и в любом случае готовы понять, поддержать , помочь.

Останется ли время «на детство »? Хотя мы и говорим нашим первоклашкам при первом удобном случае: «Ты уже большой (большая)», нельзя забывать о том , что на самом деле они остаются, и долго еще будут оставаться детьми, живущих в мире игр и детских фантазий. Отберите у маленьких учеников время на игру в угоду дополнительных занятий для лучшей успеваемости, не разрешите играть с любимыми игрушками, общаться с приятелями, и вскоре увидите, что результаты стали еще хуже. Ребенок должен играть, у него должно быть личное свободное время на общение и с друзьями, и с игрушками. В этом и заключается сохранность детства: чем больше дети играют, тем успешнее учатся в школе.

Определенно, останется ли у первоклассника время на детские игры, посещение интересного кружка или спортивной секции, поездки в гости к любимым бабушке и дедушке, зависит только от нас – от того, как мы правильно организуем его день, насколько внимательны будем к его сегодняшним интересам.

Родительские страхи за школьную судьбу во многом оправданы. Ведь от нашего, родительского выбора школы и первого учителя будет зависеть – превратится ли процесс обучения в обременительный каторжный труд или наполнит дни маленького школьника новыми интересными открытиями. Можно из года в год искать и самую лучшую школу, и самых лучших учителей. Гораздо труднее самим найти время для своего ребенка.

Первоисточник страха родителей перед школой

Почему мы боимся школы?

Как общаться с ребенком, чтобы улучшить взаимоотношения?

«Когда моей младшей дочери было всего 2 года, я впервые применила к ней метод активного слушания. Мой муж уехал с двумя старшими девочками, и она начала плакать. Я уже собиралась предложить ей посмотреть телевизор или что-нибудь в этом роде, когда вспомнила об активном слушании. Поэтому я сказала: «Ты расстроилась, потому что папа оставил тебя дома». Она перестала плакать и посмотрела на меня с такой любовью, что меня переполнили чувства. Она знала о том, что понимала, что она чувствовала, и ей было необходимо, чтобы я знала о ее чувствах. Она лучше стала осознавать как свои собственные чувства, так и чувства других людей. Теперь, если что-то заставляет ее чувствовать себя некомфортно или стесняет ее, она обязательно скажет об этом своим учителям или друзьям. И иногда она говорит мне: «Ты огорчена» или «Ты сердишься».
(цитата из книги «Помощь родителям в воспитании детей» стр. 113 перевод с англ. Под ред. В.Я.Пилиповского)

Почему они грубят?

Что провоцирует агрессивное поведение детей в семье?
Что мы родители можем изменить?

Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний детей:
• Противоречивость требований к ребенку со стороны родителей (матери, отца, других взрослых), в результате чего у ребенка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению;
• Собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны;
• Использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады);
• Негативный стиль общения с ребенком:
-использования приказов, обвинений и угроз;
-постоянное использование «Ты-сообщений» («ты не правильно сделал…», «как ты смеешь со мной так разговаривать. » «когда ты перестанешь…»)
-вербальные оскорбления детей;
— игнорирование чувств ребенка, его желаний и интересов
Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение

Алгоритм эффективного взаимодействия
• Запрещай только то, что угрожает жизни и здоровью ребенка, требования должны быть мотивированы (я запрещаю, потому что…) и согласованы с другими членами семьи. Старайся доверять ребенку, говори об этом.
• Контролирую собственные негативные состояния. Сообщи ребенку о своих чувствах (Я начинаю злиться…), и попроси (успокойся, пожалуйста…
• Помни, что физические наказания – способ проявления бессилия взрослых, ведущий к отрицанию родительского авторитета, скрытым или открытым протестам. Подобное поведение сравнимо с вопросами «Ну что мне с тобой делать?» — если не знаете Вы, откуда знает ребенок.
• Заменяй «ты — сообщения» на «Я — сообщения». Грубость детей не допускайте на уровне тон, заменив ты-высказываний на я-высказывание. Скажи: «Мне кажется ты повысил голос, контролируй себя), а не «Каким тоном ты со мной разговариваешь?»

Исключи обвинения, приказы и угрозы, потому что:

— Ваш ребенок не в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал Вашего ожидания. И Вы не в праве требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.
— Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
— Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым, как когда то в детстве. Его упрямство и отстаивание своих позиций также неизбежны, как сам факт его присутствия.
• Не считай постыдным, умей признать себя неправым и попросить прощения, если не прав. Ребенок высоко оценит вашу искренность
• Используй юмор и компромиссное поведение в сложных ситуациях. Ребенок Вам многое простит за это.

Школьная фобия

Источник: Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей». — СПб.: Издательство «Союз», 2004

Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.
Читайте так же:  Психологический мазохизм

Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому поводу.

При этом тщеславные родители, жаждущие успеха любой ценой, забывают, что дети даже в школе остаются детьми — им хочется поиграть, побегать, «разрядиться», и нужно время, чтобы стать такими сознательными, какими их хотят видеть взрослые.

Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками.

Другое дело, если речь идет о подчеркнуто самолюбивых, с завышенным уровнем притязаний детях, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, не ходили в детский сад, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе. В этом случае они боятся не оправдать ожиданий родителей, одновременно испытывая трудности адаптации в школьном коллективе и отраженный от родителей страх перед учительницей.

Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски, потому что их мать педантично проверяет каждую букву, каждое слово. И при этом очень драматично ко всему относится: «Ах, ты сделал ошибку! Тебе поставят двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!» и т. д. Она не бьет ребенка, только пугает. Но наказание все равно присутствует. Это и есть психологическое битье. Самое настоящее.

И что же получается? До прихода матери ребенок готовит уроки. Но все идет насмарку, потому что приходит мать и начинает уроки сначала. Ей хочется, чтобы ребенок был отличником. А он не может им быть в силу разных не зависящих от него причин. Тогда он начинает бояться отрицательного отношения матери, и этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственные моменты: когда вызывают к доске, когда нужно писать контрольную или неожиданно отвечать с места.

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков, и особенно для тех из них, кто перешел в другую школу, где уже произошло «распределение сил» внутри класса.

Мальчик 10 лет постоянно пропускал школу из-за слегка повышенной без видимых причин температуры. Врачи безуспешно искали источник его заболевания, в то время как оно было вызвано эмоциональным стрессом после перевода в другую школу, где над ним систематически издевались ребята, уже давно поделившие сферы влияния в классе. Педагог же никаких решительных мер не предпринимал, отделываясь укоризненными замечаниями в адрес не в меру агрессивных ребят.

Тогда мальчик сам принял решение — больше не ходить в школу, благо температура от волнения и ожидания поднималась каждый день. В итоге он стал исправно «болеть», учительница приходила к нему домой, проверяла уроки и выставляла оценки за четверть. Так он «победил» в этой борьбе. Но какой ценой? У него развились пассивность, тревожность и прекратились контакты со сверстниками. Неудивительно, что он непроизвольно оказывал сопротивление любым попыткам улучшить его состояние и вернуть в школу. Отсутствие же своевременной поддержки со стороны учителя усугубило его беззащитность и способствовало развитию неблагоприятных черт характера.

Помимо «школьных» страхов для детей этого возраста типичен страх стихии — природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту: так называемое магическое мышление — склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия.

В этом возрасте переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в «чет и нечет», тринадцатое число, «счастливые билеты». Это возраст, когда одни дети просто обожают истории о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся. Особой пугающей популярностью когда-то пользовались герои кинофильмов «Вий» и «Фантомас». В последнее время на смену им пришли космические пришельцы и роботы. А боязнь покойников и призраков была всегда. Вера в существование «темных» сил — наследие средневековья с его культом демономании (на Руси — вера в чертей, леших, водяных и оборотней).

Все перечисленные страхи отражают своего рода магическую направленность, веру в необычное и страшное, захватывающее дух и воображение. Подобная вера уже и сама по себе является естественным тестом на внушаемость как характерную черту младшего школьного возраста. Магический настрой находит свое отражение в кошмарных сновидениях детей данного возраста: «Иду, иду по улице и натыкаюсь на какого-то старика, а он оказывается колдуном» (мальчик 7 лет), «Я иду с ребятами, а нам какой-то человек из глины попадается, страшный, он бежит за нами» (девочка 8 лет).

Типичными страхами у младших школьников будут страхи Черной Руки и Пиковой Дамы. Черная Рука — это вездесущая и проникающая рука мертвеца, в чем нетрудно увидеть наследие Кощея Бессмертного, точнее — всего того, что осталось от него, как, впрочем, и Скелета, которого также часто боятся в младшем школьном возрасте.

Напоминает о себе и Баба Яга в образе Пиковой Дамы. Пиковая Дама — такая же бесчеловечная, жестокая, хитрая и коварная, способна наслать колдовские чары, заговорить, превратить в кого-либо или что-либо, сделать беспомощным и безжизненным. В еще большей степени ее некрофильный образ олицетворяет все, так или иначе связанное с фатальным исходом событий, их предрешенностью, роком, судьбой, предзнаменованиями, предсказаниями, то есть с магическим репертуаром.

В младшем школьном возрасте Пиковая Дама может оживлять страх смерти, исполняя роль вампира, высасывающего кровь из людей и лишающего их жизни. Вот какую сказку сочинила девочка 10 лет:

«Жили три брата. Они были бездомные и как-то зашли в один дом, где над кроватями висел портрет Пиковой Дамы. Братья поели и легли спать. Ночью из портрета вышла Пиковая Дама. Пошла она в комнату первого брата и выпила у него кровь. Затем сделала то же со вторым и третьим братом. Когда братья проснулись, у всех троих болело горло под подбородком. «Может быть, пойдем к врачу?», — сказал старший брат. Но младший брат предложил погулять. Когда они вернулись с прогулки, комнаты были черные и в крови. Снова легли спать, и ночью случилось то же самое. Тогда утром братья решили идти к врачу. По дороге два брата умерли. Младший брат пришел в поликлинику, но там оказался выходной день. Ночью младший брат не спал и заметил, как из портрета выходит Пиковая Дама. Он схватил нож и убил ее!».

Видео удалено.
Читайте так же:  О зависти
Видео (кликните для воспроизведения).

В страхе детей перед Пиковой Дамой часто звучит беззащитность перед лицом воображаемой смертельной опасности, усиленная разлукой с родителями и идущими из более раннего возраста страхами темноты, одиночества и замкнутого пространства. Вот почему данный страх типичен для эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, привязанных к родителям.

И, наконец, Пиковая Дама — это коварная обольстительница, способная разрушить семью. В таком виде она предстает перед нами в истории мальчика 8 лет. Его строгая и принципиальная мать долгое время держала в узде отца, человека доброго, отзывчивого, бывшего чем-то вроде матери для мальчика. Сама же она, наоборот, играла роль деспотичного отца, не принимавшего мальчишескую линию поведения.

В 7 лет он оказался свидетелем ночного выяснения отношений между родителями. Вскоре отец ушел к другой женщине. Затем мальчик оказался впервые в пионерском лагере, где был напуган старшими девочками, изображавшими Пиковую Даму. От страха он увидел ее как бы наяву (эффект внушения). Дома не засыпал один, открывал дверь и включал свет — боялся ее появления и того, что она с ним сделает. Подсознательно он уподоблял ее женщине, забравшей любимого отца, встречаться с которым не мог в силу запрета матери.

Страх перед Пиковой Дамой как раз и характерен для детей, имеющих строгих, постоянно угрожающих и наказывающих матерей, что, по существу, означает страх отчуждения от образа любящей, доброй и заботливой матери. Эти матери одновременно невротичны и истеричны, зациклены на своих проблемах, никогда не играют с детьми и не подпускают их к себе.

Итак, для младших школьников характерно сочетание социально и инстинктивно опосредованных страхов, прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости.

Первоисточник страха родителей перед школой

Здравствуйте заботливые родители!

Продолжая тему «Школа» предлагаю Вам, подумать о первоисточнике страха родителей перед школой. В данном случае им выступает не только не всегда удачный собственный школьный опыт родителей. Но если посмотреть более глубоко, то окажется, что источник этих страхов имеет и коллективные, культурно-исторические корни, связанные с развитием человеческой цивилизации, которые, правда, не всегда осознаются.

Школа берет на себя роль “коллективного отца”, отрывающего детей от физических родителей и норм их семьи для того, чтобы дети служили передаче иных, более широких норм, — норм религиозной, научной и иной общественной жизни. В этом состоит позитивная роль школы как социального института во все времена. Персидская пословица гласит: “Дети больше похожи на свое время, чем на своих отцов”.

И это является первоисточником страха родителей перед школой. Поскольку школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребенком. А ребенок для родителей всегда является частью их самих, причем наиболее незащищенной частью. Поэтому наибольшие страхи перед школой испытывают те родители, которые сами имеют проблемы эмоционально-психологического характера в отношении власти как таковой, различных форм подчинения и доминирования в мире взрослых.

Таким образом, проблемы тех родителей, которые неосознанно или осознанно испытывают страх перед школой, могут стать дополнительным поводом для самоанализа и личностного роста.

А в том случае, когда родители не стремятся разобраться в себе и своих страхах, ребенок рискует остаться без «союзников». Приведу пример, ученицы третьего класса, родители которой были чрезвычайно озабочены ее отметками в школе. Девочка спросила у своего папы: “Если ты говоришь, что учеба — мое личное дело и учусь я только для себя, то почему ты так нервничает из-за моих отметок?” На что папа только заорал: “Ты мне не хами!”.

В подобных случаях способность и интерес ребенка к самому познанию, умирает и у ребенка возникает два выхода: первый – протестующее хулиганское поведение; второй – он приучается хитрить с родителями, порой даже оканчивая школу с золотой медалью, а по окончании школы не может определиться к чему у него способности и какую профессию ему выбрать.

Поэтому, заботливые родители, постарайтесь самоопределиться в отношении своих детских страхов перед школой и избавиться от них самостоятельно или с помощью специалиста психолога. И обязательно дайте своему замечательному, любимому ребенку понять, что Ваши чувства и Ваше отношение к нему и к себе не зависят от оценок, которые он принесет из школы.

С уважением и наилучшими пожеланиями, психолог Ирина Ревуцкая.

Страхи родителей перед школой

До сих пор среди родителей дошкольников бытует довольно популярное заблуждение, что готовность к школе определяется одними только знаниями и всё! И они пытаются буквально впихнуть в свое маленькое чадо максимум всевозможных знаний, забывая о том, что более важным является знание того, что же лучше моему ребенку, как полно он подготовлен к учёбе физически и психологически.

Так какие же существуют критерии готовности детей к обучению в школе? Детские психологи единодушно выделяют три группы:

1. Интеллектуальная и психологическая готовность. А именно способность ребенка к концентрации внимания, его умение строить логические связи, развитие памяти, мелкой моторики.

2. Эмоциональная готовность включает в себя саму мотивацию к обучению, умение сосредоточиться и умение управлять своими эмоциями.

3. Социальная готовность означает наличие у ребенка потребности в общении, способности обучаться и способности корректировать свое поведение в коллективе.

Наибольшие трудности для самих детей и взрослых связаны с нежеланием детей учиться. Если сам ребенок не хочет учиться, заставить его делать это крайне незавидная задача, а то и невозможная.

Тем не менее существует еще и такое понятие, как мотивационная готовность ребенка к школе, которая является не менее важным аспектом психологической готовности, чем, например, интеллектуальная готовность. И наличие такой готовности крайне важно не только для первоклассников, но и для школьников всех возрастов.

И вот именно этому — формированию мотивации к учебе, которая по своей сути является ключом к будущему успеху ребенка в жизни, далеко не все родители придают должное значение. К сожалению, такого мнения придерживались родители раньше, и, как я замечаю по своему опыту консультирования, за последние годы мало что изменилось.

Я на консультировании всегда задаю родителям такие сакраментальные вопросы: «Родители, а кто же будет формировать мотивацию к учебе у вашего ребёнка кроме вас самих? Неужели вы всерьез полагаете, что этим будут заниматься воспитатели дошкольных и школьных учреждений?». К большому сожалению, многие родители до сих пор считают, что это не их проблема, и эту задачу должны за них решать учителя, педагоги, психологи в самой школе. Когда же они выслушивают от кого-то противоположное их суждениям мнение, то это многих не только сильно огорчает, удивляет, а то и раздражает и возмущает.

Читайте так же:  Искусство понимания

А теперь давайте подумаем, с чего же начинается эта самая мотивационная готовность ребенка? Думается, что большинство родителей уже догадались: начинается она с любви ребенка к самому себе, с его веры в возможность быть лучше, с его стремления к совершенству. Безусловно, ваш школьник, может быть, не понимает еще таких слов, но их значение хорошо понимаете вы – его родители.

Если самооценка высока, то она уже позволяет ребёнку самостоятельно преодолевать трудности. Ведь не зря же самооценку заслуженно считают одним из важнейших механизмов саморегуляции. От неё зависит, будет ли ребенок сам считать себя успешным или же отнесет себя к неудачникам.

Принято считать, что становление достаточно устойчивой самооценки как таковой происходит в возрасте 5-6 лет. Если в этом возрасте мы сформируем у нашего ребенка основы адекватной самооценки, то тогда эта способность будет помогать преодолению и возможных жизненных сложностей, в частности — школьных.

А вот здесь нас могут поджидать определенные трудности. И действительно, как же могут помочь в этом вопросе ребенку родители, если у них самих эта самая самооценка является довольно низкой? Разве можно дать человеку то, чего не имеешь сам? Разве можно дать ребенку высокую самооценку, если сами родители её лишены, или она у них довольно низкая?

Мне почему-то многие люди отвечают на вопросы по собственной самооценке положительно. На мой взгляд, вот это и является той самой логической ошибкой и даже западнёй. Чтобы дальше не дискутировать, могу ответить однозначно: «Не получается ни у кого!» Желаете, чтобы у ребенка была достаточно высокая личностная самооценка – начинайте всегда с самих себя.

А теперь перейдем с самим мотивационным мотивам ребенка.

Что же именно влияет на желание ребёнка идти в школу и учиться? Как поднять интерес и положительное отношение к учебе и школе? Безусловно, сначала необходимо выяснить причины отсутствия интереса к обучению в школе. Их может быть несколько. Довольно часто это страх перед самой школой. Этот страх могут вольно или невольно сформировать сами родители и своим поведением, и своими разговорами, и перегрузкой ребенка самой подготовкой к школе, да и усталостью ребенка от всей такой суеты. Страх может вызвать негативный пример старших братьев и сестер – школьников.

Родителям обязательно следует выяснить, какие же мотивы для обучения в школе являются для ребенка негативными, а какие положительными и адаптивными, и какие из них доминируют над их школьником.

Мне представляется целесообразным главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе родителям делать на воспитании у ребенка мотивов достижения цели: не бояться трудностей, стремление преодолевать их и не отказываться от намеченной цели. Это действительно по-настоящему трудно. Этого нельзя достигнуть за один день. Это — повседневная упорная работа. Давить и вынуждать учиться – можно, но чаще всего это тупиковый вариант, который рано или поздно приведет к провалу, а вместе с тем и к отчуждению родителей и детей, но явно никоим образом не повысит заинтересованность в учебе.

Для родителей очень важно всегда поддерживать интерес у своего ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения даже о знакомых предметах. А это означает, что родители не только помогают ребенку расти духовно и нравственно, но и обучаются новому сами. Для этого же необходимо и время, и желание.

Для этого прекрасно подходит и чтение художественной литературы, рассматривание картин, слушание музыки, совместные походы на выставки. И, конечно же, широкое использование примеров из сказок, рассказов, пьес, спектаклей и проч., т. е. всего того, что уже ребенок знает.

И если такие занятия с ребенком воспринимаются родителями как радость и удовольствие от процесса общения, а не как тяжелый труд, то такие родители могут по-настоящему подружиться со своим чадом, лучше понять его тревоги, волнения, опасения и страхи и помочь преодолеть их. И надо помнить еще и том, что в наше время имеется хорошая реальная возможность своевременной консультации у профессионалов-психологов.

Хотя и считается, что самооценка большинства детей становится устойчивой к периоду обучения в школе, но она в большой степени и довольно долго зависит от мнения и высказывания о нём взрослых – родителей, его близких взрослых, старших братьев и сестер, педагогов.

Если они позволяют себе некорректно высказываться о способностях или о неспособностях ребёнка, обзывают и унижают достоинство маленького человека, разве это не занижает самооценку ребенка? Конечно же, взрослый человек всегда умнее, опытнее, мудрее ребенка. Демонстрируя ребенку его несостоятельность в чем-то, вспомните, а вы сами-то разве разбираетесь великолепно во всем на свете, всё знаете и всё понимаете? Если признаетесь себе, что нет, то поймете и то, что ваш ребенок может с возрастом всему научиться, как и вы сами, но для этого нужно ваше терпение и время.

Тревога многих матерей по поводу возможных будущих школьных проблем заражает ребёнка, вселяет в него страх перед школой, снижает самооценку. Согласитесь, что это явно не помогает школьнику преодолевать трудности в обучении. А если ребеночек сам к тому же является тревожной личностью, представляете, как ему будет сложно справиться еще и вашей тревогой?

На пути продвижения ребёнка к учебным успехам важно не только повышение его личностной самооценки, но и помощь в преодолении тревожности. А этого, наверное, всегда можно добиться посредством совместных усилий родителей, педагогов, психологов и психотерапевтов.

Надо хорошо понимать, что тревожного, с низкой самооценкой, неуверенного в себе ребенка нельзя просто ругать за ошибки, неудачи, сравнивать с более успешными детьми.

Напротив — нужно показывать ребёнку то, что он уже умеет и чего достиг, а затем уже переходить к тому, что он должен будет сделать, чтобы достичь еще больших успехов.

А теперь подумайте, разве возможен такой родительский труд без терпения и любви?

Таким образом, мы приходим к самому главному в вопросе, как помочь ребенку в его школьных делах. И понимаем, что главное – это искренняя любовь родителей к нему. Помните, что дети интуитивно ощущают малейшую фальшь в отношениях. Они могут внешне умело притворяться, но внутри они начинают замыкаться в себе, в своих проблемах и страхах, и как результат – перестают вам доверять и начинают эмоционально и духовно отдаляться.

Читайте так же:  Обнимать сквозь города – отношения на расстоянии

Школьные вопросы

Десять причин, знание которых помогает родителям понять переживания детей и помочь им

Причины детских страхов перед школой

Все мы прекрасно понимаем, что наши дети накануне своего первого дня в школе могут испытывать смешанные чувства: как восторг, так и волнения и опасения. А значит, чтобы помочь им развеять страхи, в первую очередь необходимо провести их идентификацию. Далее представлены десять причин, по которым дети тревожатся о предстоящем походе в школу.

Новые ситуации

Независимо от того, предстоит ли вашему ребенку пережить первый день в новом классе или первый день в новой школе, нервничать в новой ситуации – это абсолютно нормально. Расскажите ему о том, что будет происходить в первый день. Когда дети знают, чего ожидать, они меньше беспокоятся о ситуации. Напомните ребенку, что каждый ученик в его классе также чувствует себя немного взволнованным; дайте ребенку время приспособиться к ситуации. Отметьте, что довольно скоро все войдет в привычное русло и атмосфера станет более комфортной. Если это возможно, откорректируйте свой график так, чтоб у вас появилось дополнительное время на ребенка, особенно сразу после школы, в первые несколько дней.

Ситуации провала и неудач

[2]

Дети переживают, что их обучение будет слишком тяжелым, они не смогут идти в ногу со всеми или, когда их вызовут на уроке перед всем классом, не смогут дать правильный ответ. Напомните ребенку, что каждый человек делает ошибки, а затем похвалите его за старания и приложенные усилия.

Тревожность о контрольных и тестах

Многие дети боятся тестирования и всевозможных контрольных работ. Они волнуются и расстраиваются раньше времени, да так, что ко дню тестирования уже не в состоянии выполнить задания. Один из способов помочь им – предложить свою помощь по подготовке и изучению соответствующего материала. Ребенок успокоится, ведь будет чувствовать, что хорошо подготовлен. Напомните ему, что он все знает и готов к контрольной, выразите свою уверенность в том, что у него обязательно получится успешно справиться со всеми заданиями.

Социальная тревожность

Дети беспокоятся о своем месте в обществе, о том, чтобы вписаться в коллектив, завести друзей, переживают о том, что о них подумают другие, будут ли их дразнить и подвергнуться ли они буллингу, не станут ли изгоем. Объясните ребенку, что необходимо встречать различные социальные ситуации лицом-к-лицу, а не избегать их, и поговорите о способах подружиться с другими детьми. Известно, что обучение детей социальным навыкам, решению проблем и разрешению конфликтов способствует хорошему психическому здоровью.

Оценки и успеваемость

Некоторые дети беспокоятся о том, смогут ли они в действительности оправдывать ожидания и получать все «пятерки» по математике и другим предметам, попасть на доску почета, стать лучшими в классе или поддерживать определенный средний балл. В разговоре с ребенком подчеркните, что вы не ожидаете от него совершенства и идеальности в обучении.

Стресс от школьных реалий

Некоторые дети испытывают тревогу или же впадают в стрессовое состояние, когда понимают и чувствуют, что их школьная среда не организована или, что их ожидания от класса оказываются не обоснованными. Психологи утверждают, что если родители в ответ на рассказ ребенка о возникшей проблеме предложат ему совместный поиск решений, то ребенок научится подходить к сложным ситуациям конструктивно.

Потребность быть частью команды

Независимо от того, хочет ли ваш ребенок организовать группу поддержки спортивной команды, получить главную роль в школьном спектакле или просто быть не последним игроком на большой перемене, важно рассказать ему, что не у всех и не всегда это получается. Есть ведь и другие возможности участия или причастности к команде. Чтобы помочь ребенку овладеть нужными навыками в соответствии с тем занятием, которое он выбрал, практикуйтесь вместе: рисуйте плакаты, репетируйте роль или гоняйте мяч.

Давление со стороны сверстников

Дети просто хотят быть частью коллектива, хотят соответствовать тем правилам и законам, которые в нем царят, поэтому иногда они переживают в связи с определенными ожиданиями со стороны одноклассников. Поощряйте ребенка рассказывать о своих проблемах. Словесное выражение страхов (проговаривание их вслух) может оказаться очень полезным. Внимательно слушайте, но при этом постарайтесь побороть острое желание вмешаться и самому решить проблему вашего ребенка. Лучше, как следует все обдумайте и вместе найдите возможные решения. Решайте проблемы вместе с детьми, а не для них! Играя активную роль, дети учатся самостоятельности.

Страх подвергнуться буллингу

Дети беспокоятся о том, что их могут обижать или преследовать в том или ином виде, что будет крайне неприятно и даже может психологически травмировать их. Отнеситесь к их беспокойству всерьез. Объясните, что хулиганы обижают других детей, чтобы почувствовать себя сильными, а также обязательно расскажите о способах успокоиться, которые позволят не дать обидчику ответную эмоциональную реакцию, на которую он так рассчитывает. Научите ребенка игнорировать попытки раздразнить его, научите убегать, если нужно, и обращаться к взрослым.

Домашняя ситуация

Иногда истинная причина, по которой ребенок не хочет идти в школу, не имеет ничего общего с самой школой. Дети могут чувствовать, что очень нужны дома, потому что кто-то из родителей находится в состоянии стресса или депрессии, или есть еще что-нибудь, что напрямую затрагивает их семью. В таком случае, выходом из ситуации будет устранение семейных проблем.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если страхи вашего ребенка не проходят в течение учебного года, проинформируйте учителя. В большинстве школ есть школьные психологи, социальные работники и методисты, которые могут профессионально пообщаться с детьми и помочь им преодолеть эти страхи.

Источники


  1. Малин, Сюзи Любовь с первого взгляда / Сюзи Малин. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 176 c.

  2. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. — М.: Просвещение, 2016. — 208 c.

  3. Карнеги, Дейл Как быть счастливым в семье / Дейл Карнеги. — М.: Попурри, 2002. — 432 c.
  4. Ильин, Валерий Психология взросления. Развитие индивидуальности в семье и обществе / Валерий Ильин. — М.: Этерна, 2011. — 336 c.
  5. Людмилина, Юлия Как выйти замуж через Интернет / Юлия Людмилина. — М.: Попурри, 2005. — 946 c.
Первоисточник страха родителей перед школой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here