Первый социум ребенка что важно знать родителям об адаптации

Сегодня обсуждаем тему: первый социум ребенка что важно знать родителям об адаптации с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Консультация для родителей

Что такое адаптация …

Адаптация (от лат. – присопсоблять0 – процесс вхождения ребенка в новую для него среду. Это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, что предполагает избегания опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций.

Строгий режим дня, отсутствие родителей в течение дня, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками (в этом возрасте общение не настроено друг на друга), новое помещение, которое для них таит много всего неизвестного – все это создает для ребенка стрессовую ситуацию и может вызвать у него защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. У ребенка возникает торможение, напряженное состояние, он опадает под целый комплекс воздействия. Возникает синдром адаптации — неспецифическая реакция защиты (страх, отрицательные эмоции, перестройка физиологических процессов, смена режима дня дома) вызываемая воздействием разнообразных внешних раздражителей, стрессоров. Сочетание отрицательных симптомов вызывает «тоску по дому» — так называли адаптацию раньше (описано в научно – педагогических источниках в 1848, году более столетия назад). Первый детский сад в России был создан и открыт в 1860 году Илаидой Симанович и был адресован семьям состоятельным. Детей набирали группами от 3 до 8 лет. А первый сад и именно это название было создано немецким педагогом Ф. Фрёбель

Период привыкания ребенка к новым социально – бытовым условиям

Делится он на три части:

1. Острый период адаптации (дезадаптация) – характеризуется рассогласованием между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой макросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, изменения в речевой активности, игре, режимных моментах (отказ от еды), появляются новые моменты в деятельности нервной системы (усталость, капризы, перевозбудимость или наоборот астения)

2. Подострый период, или адаптация – ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. Постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем – это происходит не синхронно. Прежде всего нормализуется аппетит 910-15 дней), но продолжаются нарушения сна эмоционального состояния, медленнее еще пока развивается игра и речевая активность (может длится до 40-60 дней)

3. Период компенсации или адаптированность – нормализуются все показатели.

Тяжело придется в детском саду ребенку, которому внушали, что он принц(СА) и все должны выполнять любые его капризы.

Адаптация делится на несколько видов ее протекания: легкая степень (т.е. к 20 дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, аппетит, ребенок привыкает ко многим режимным моментам, САМ идет на контакт со взрослыми); средняя степень адаптации (к 30-40 дню привычные поведенческие реакции восстанавливаются, несколько еще замедляются нервно – психическое развитие, заболеваемость происходит до нескольких раз с интервалом не более 10 дней, может быть снижение веса); тяжелая степень адаптации ( поведенческие реакции ребенка нормализуются только к 60 дню и чуть позже, нервно – психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала респираторные заболевания более трех раз за этот период сроком более 10 дней. Ребенок не прибавляет в весе, не растет в течении 2 кварталов.

Что влияет на степень тяжести адаптации.

Существуют факторы риска, которые увеличивают степень тяжести этого периода.

Первая группа относится к дородовому периоду: токсикозы, заболевания, перенесенные матерью во время беременности. Прием лекарств, курение, алкоголь, стрессы. Частое употребление алкоголя отцом перед беременностью матери — тоже факторы риска.

Вторая группа – процесс родов: осложнения возникающие при родах, родовая травма, несовместимость резус – фактора

Третья группа – послеродовой период: недоношенность ребенка, частые болезни малыша в первые три месяца, курение и употребление алкоголя матерью во время грудного вскармливания. А так же:

Частые инфекции у ребенка до трех лет, наличие у него заболеваний (рахита, анемии, диатеза, гипотрофии, порог сердца, пиелонефрит и др.), задержка нервного или психического развития, отсутствие общения с ровесниками и взрослыми, отличия в режиме дня дома и саду, излишне строгое воспитание, неудовлетворенность и депрессия матери, плохие материальные и бытовые условия жизни, неблагоприятный эмоциональный климат в семье, неполная семья.

Что характерно для поведения ребенка в период адаптации.

В период адаптации ребенок подвержен частым простудам. Страдает иммунитет, болезни прерывают период адаптации и после выздоровления он начинается заново.

В первые дни посещения детского сада ребенок забывает о себе позаботиться, самостоятельно есть, умываться, принимать участие в одевании, пользоваться носовым платком….

В речи начинают превалировать глаголы, существительных и прилагательных становиться гораздо меньше, он может и забыть многие слова в ситуации стресса.

Угасает познавательная деятельность, поэтому ребенок перестает тянуться к игрушкам и к играм с ровесниками. Он становится или слишком медлительным или слишком активным. Чего ранее возможно вы и не наблюдали.

Появляются проблемы со сном и аппетитом. Ребенок не может уснуть днем, часто сидит на кровати и плачет, может и полностью отказаться от еды.

Отрицательные эмоции присутствуют у всех привыкающих малышей, даже если адаптация проходит в легкой степени. Просто разница в смене проявления от испорченного настроения до депрессии.

В таком состоянии ребенок может часами сидеть с отсутствующим взглядом. На приходящих взрослых – сотрудников и родителей сверстников реагируют плачем и истерикой (обманутые ожидания, ведь все время малыш ждет своих родителей).

У детей возникает страх на период адаптации особенно обостренно. Он вызван новой обстановкой, незнакомыми взрослыми, других детей, а самое главное – уверенностью ребенка в том, что родители не придут за ним., что его бросили и отдали чужой тете. К тому же ребенок пока еще не знает как вести себя в новых условиях, он переживает, что его действия не будут одобрены окружающими. В этот период из – за тех же переживаний и волнений ребенок может вести себя агрессивно, протестуя против новых условий.

Что важно делать в период адаптации.

1. Проконсультироваться с участковым врачом, насколько тяжелой может быть адаптация, проводить назначенные врачом рекомендации и оздоровительные мероприятия.

2. Устранять факторы риска, увеличивающие вероятность тяжелой адаптации: скорректировать домашний режим в соответствии с режимом ДОУ, расширить круг общения ребенка, начать закаливать, чаще одобрять и говорить о детском саде в позитивном ключе!.

3. Желательно начинать подготовку посещения сада за 1-2 месяца. – тренировать у малыша адаптационный механизм, готовить его к тому, что однажды ему придется менять поведение, приучать к самостоятельности и самообслуживанию. Тренировать по возможности разлуку с вами.

Адаптация к детскому саду: 12 ошибок родителей

Как подготовить ребенка к детскому саду: советы психолога и мамы

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:

  1. Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
  2. Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду
Читайте так же:  Реактивное сопротивление

Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги.

Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно — если он умеет справляться с внутренней тревогой. Например, выработает особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить с собой любимую игрушку.

С проблемой адаптации ребенка к детскому саду я сталкивалась неоднократно и с разных сторон: как воспитатель, как психолог, как мама. Точнее, как дважды мама. С адаптацией Арсения я совершила много ошибок. Сашка дал мне шанс все их исправить.

Адаптация ребенка к детскому саду: типичные ошибки родителей

  1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду детского сада. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры).

Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами». Я предпочитала бы ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.

  1. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять»). Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.
  2. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки — формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.
  3. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

Режим и питание в детском саду: чего не учитывают родители

Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу, приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать овощное рагу и запеканку.

А кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация — ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания, — становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.

Важно: приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале ребенок должен сам просыпаться в нужное время — это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.

Конечно, научить ребенка полностью себя обслуживать — это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате).

Когда трудности с адаптацией исходят от родителей

  1. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию, другие угрожают детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.
  2. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.
  3. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью, и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.
  4. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания — ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
  5. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик и сама желает заботиться о внуке.
  6. Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.
  7. Отсутствие необходимости в посещении детского сада. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания», и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.
  8. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно ни звучало, но плач при адаптации — это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.
Читайте так же:  Психолог - советчик

И еще раз о целесообразности. Детский сад до 3 лет оправдан только необходимостью освободить маму для выхода на работу или других дел. Для общения, развития и социализации садик нужен не раньше 3-4 лет. Ну не нужны двухлетке игры со сверстниками. Они в этом возрасте все равно играют не вместе, а просто рядом. Всю прелесть совместных игр с друзьями малыш может оценить ближе к 4 годам. И тогда, очень возможно, в садике ему станет веселее, чем дома.

Консультация для родителей

Что такое адаптация …

Адаптация (от лат. – присопсоблять0 – процесс вхождения ребенка в новую для него среду. Это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, что предполагает избегания опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций.

Строгий режим дня, отсутствие родителей в течение дня, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками (в этом возрасте общение не настроено друг на друга), новое помещение, которое для них таит много всего неизвестного – все это создает для ребенка стрессовую ситуацию и может вызвать у него защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. У ребенка возникает торможение, напряженное состояние, он опадает под целый комплекс воздействия. Возникает синдром адаптации — неспецифическая реакция защиты (страх, отрицательные эмоции, перестройка физиологических процессов, смена режима дня дома) вызываемая воздействием разнообразных внешних раздражителей, стрессоров. Сочетание отрицательных симптомов вызывает «тоску по дому» — так называли адаптацию раньше (описано в научно – педагогических источниках в 1848, году более столетия назад). Первый детский сад в России был создан и открыт в 1860 году Илаидой Симанович и был адресован семьям состоятельным. Детей набирали группами от 3 до 8 лет. А первый сад и именно это название было создано немецким педагогом Ф. Фрёбель

Период привыкания ребенка к новым социально – бытовым условиям

Делится он на три части:

[3]

1. Острый период адаптации (дезадаптация) – характеризуется рассогласованием между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой макросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, изменения в речевой активности, игре, режимных моментах (отказ от еды), появляются новые моменты в деятельности нервной системы (усталость, капризы, перевозбудимость или наоборот астения)

2. Подострый период, или адаптация – ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. Постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем – это происходит не синхронно. Прежде всего нормализуется аппетит 910-15 дней), но продолжаются нарушения сна эмоционального состояния, медленнее еще пока развивается игра и речевая активность (может длится до 40-60 дней)

3. Период компенсации или адаптированность – нормализуются все показатели.

Тяжело придется в детском саду ребенку, которому внушали, что он принц(СА) и все должны выполнять любые его капризы.

Адаптация делится на несколько видов ее протекания: легкая степень (т.е. к 20 дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, аппетит, ребенок привыкает ко многим режимным моментам, САМ идет на контакт со взрослыми); средняя степень адаптации (к 30-40 дню привычные поведенческие реакции восстанавливаются, несколько еще замедляются нервно – психическое развитие, заболеваемость происходит до нескольких раз с интервалом не более 10 дней, может быть снижение веса); тяжелая степень адаптации ( поведенческие реакции ребенка нормализуются только к 60 дню и чуть позже, нервно – психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала респираторные заболевания более трех раз за этот период сроком более 10 дней. Ребенок не прибавляет в весе, не растет в течении 2 кварталов.

Что влияет на степень тяжести адаптации.

Существуют факторы риска, которые увеличивают степень тяжести этого периода.

Первая группа относится к дородовому периоду: токсикозы, заболевания, перенесенные матерью во время беременности. Прием лекарств, курение, алкоголь, стрессы. Частое употребление алкоголя отцом перед беременностью матери — тоже факторы риска.

Вторая группа – процесс родов: осложнения возникающие при родах, родовая травма, несовместимость резус – фактора

Третья группа – послеродовой период: недоношенность ребенка, частые болезни малыша в первые три месяца, курение и употребление алкоголя матерью во время грудного вскармливания. А так же:

Частые инфекции у ребенка до трех лет, наличие у него заболеваний (рахита, анемии, диатеза, гипотрофии, порог сердца, пиелонефрит и др.), задержка нервного или психического развития, отсутствие общения с ровесниками и взрослыми, отличия в режиме дня дома и саду, излишне строгое воспитание, неудовлетворенность и депрессия матери, плохие материальные и бытовые условия жизни, неблагоприятный эмоциональный климат в семье, неполная семья.

Что характерно для поведения ребенка в период адаптации.

В период адаптации ребенок подвержен частым простудам. Страдает иммунитет, болезни прерывают период адаптации и после выздоровления он начинается заново.

В первые дни посещения детского сада ребенок забывает о себе позаботиться, самостоятельно есть, умываться, принимать участие в одевании, пользоваться носовым платком….

В речи начинают превалировать глаголы, существительных и прилагательных становиться гораздо меньше, он может и забыть многие слова в ситуации стресса.

Угасает познавательная деятельность, поэтому ребенок перестает тянуться к игрушкам и к играм с ровесниками. Он становится или слишком медлительным или слишком активным. Чего ранее возможно вы и не наблюдали.

Появляются проблемы со сном и аппетитом. Ребенок не может уснуть днем, часто сидит на кровати и плачет, может и полностью отказаться от еды.

Отрицательные эмоции присутствуют у всех привыкающих малышей, даже если адаптация проходит в легкой степени. Просто разница в смене проявления от испорченного настроения до депрессии.

В таком состоянии ребенок может часами сидеть с отсутствующим взглядом. На приходящих взрослых – сотрудников и родителей сверстников реагируют плачем и истерикой (обманутые ожидания, ведь все время малыш ждет своих родителей).

У детей возникает страх на период адаптации особенно обостренно. Он вызван новой обстановкой, незнакомыми взрослыми, других детей, а самое главное – уверенностью ребенка в том, что родители не придут за ним., что его бросили и отдали чужой тете. К тому же ребенок пока еще не знает как вести себя в новых условиях, он переживает, что его действия не будут одобрены окружающими. В этот период из – за тех же переживаний и волнений ребенок может вести себя агрессивно, протестуя против новых условий.

Что важно делать в период адаптации.

1. Проконсультироваться с участковым врачом, насколько тяжелой может быть адаптация, проводить назначенные врачом рекомендации и оздоровительные мероприятия.

Читайте так же:  Ты можешь лучше! или недостижимая морковка

2. Устранять факторы риска, увеличивающие вероятность тяжелой адаптации: скорректировать домашний режим в соответствии с режимом ДОУ, расширить круг общения ребенка, начать закаливать, чаще одобрять и говорить о детском саде в позитивном ключе!.

3. Желательно начинать подготовку посещения сада за 1-2 месяца. – тренировать у малыша адаптационный механизм, готовить его к тому, что однажды ему придется менять поведение, приучать к самостоятельности и самообслуживанию. Тренировать по возможности разлуку с вами.

2 стороны социализации ребенка: о чем не знают родители

От автора: Сегодня открываю серию публикаций о социализации ребенка, чтобы помочь родителям ответить на вопрос: нужен ли садик для социализации ребенка.

Если коротко, то суть вот в чем:

1. Базу для социализации, т.е.как ребенок будет общаться с людьми, закладывает семья, в которой он воспитывается.

2. В садике ребенок лишь проявляет тот опыт общения, который в нем изначально заложен семьёй. Т.е.качественно нового садик не формирует, а лишь адаптирует то, что есть.

Подробности в 3 частях. Ниже — часть 1.

[3]

Социализация ребенка – обучение его навыкам поведения в конфликтной ситуации. Это способность координировать свою точку зрения с точкой зрения другого человека.

Умение выбирать разную стратегию поведения в диапазоне «баран-тряпка» в зависимости от ситуации.

Обучение его быть гибким и разнообразным – где-то настоять на своем, где-то уступить и согласиться, где-то применить юмор для разряжения обстановки, где-то потребовать компенсации взамен на уступки.

Он имеет 2 уровня – внешний и внутренний.

Видео (кликните для воспроизведения).

Внешняя социализация — это простая адаптация к условиям жизни в семье, в детском саду, в школе и других сообществах.

Ребенок усваивает удобные для окружающих формы поведения. Он учится не плакать, когда больно или расстроен. Не драться, когда берут его вещи. Не радоваться слишком громко, когда переполняют эмоции. Не просить, когда испытывает затруднения. Не привлекать к себе внимания, когда нужна поддержка.

Плакать, драться, шуметь от радости, просить и требовать внимание – это все социально неодобряемые формы поведения, за которые следует наказание или отвержение. А так как одна из важнейших потребностей человека – это быть принятым и быть своим в «стае», то он волей-неволей начинает встраивать свое поведение, т.е. доступные для наблюдения действия, в эти рамки.

Приэтом важно понимать, что внешние действия ничего не говорят о внутреннем мире и переживаниях человека.

Сколько каждый из нас знает случаев, когда на душе кошки скребут, хочется выть и биться головой об стену, а на лице – маска равнодушия.

Или когда хочется разнести все, что под руку попадется, в том числе и человека – а на лице видим улыбку и слышим речь шепотом, сквозь сжатые челюсти.

Все это — примеры удобных форм проявления труднопереносимых для окружающих эмоций – тоски и гнева.

Взрослый человек умеет себя контролировать до некоторой степени, а дети – нет. Поэтому они шумно и на всю катушку веселятся, когда весело. Громко плачут, когда огорчены и больно дерутся, когда защищаются.

Внутренняя сторона процесса социализации – это формирование представления о собственном «Я» на основе той информации, которую он услышал от взрослых и по-своему понял.

Представление о собственном «Я» — это то, что мы привычно называем самооценкой, завышенной или заниженной. А психологи еще употребляют термин самоотношение – т.е. как человек сам к себе относится.

Я хороший, со мной все в порядке, я могу быть разным, я всемогущий, я какой-то не такой, я маленький, я беззащитный, я жертва, я беспомощный, я дурак, я недостаточный, я никчемный – это все примеры отношения человека к самому себе, которое он может осознавать или не осознавать , но которое оказывают прямое влияние на его жизнь.

Впервые представление о своем собственном «Я» у ребенка начинает формироваться к трем годам.

Именнов этом возрасте совершается первое психологическое отделение ребенка от мамы и у него появляется потребность все делать по-своему: «Как я хочу!».

До этого возраста он психологически связан с мамой, его и ее Я – это единое целое, между ними нет границ. Особенно это ярко проявляется в речи молодых матерей, которые говорят «мы пописали», «мы покушали», «мы заболели», «мы стесняемся», «мы не любим».

Пока ребенок растворен в этом «мы» и ему там хорошо – в отношениях с родителями «тишь да гладь».

Но когда он начинает ощущать свою силу, узнает о своих возможностях, понимает, что мир за пределами границ мамы гораздо увлекательнее, он начинает следовать своим желаниям и сиюмитным эмоциям.

Поздравляю! Ребенок растет☺ Да здравствует кризис трех лет!

С этого момента в возрасте 3-4 лет ребенок, который только начал отделять себя от мамы, но толком не знает себя, по-разному ведет себя.

В результате этих экспериментов со своим поведением ребенок получает обратную связь от окружающих, что приемлемо, а что нет.

Так он формирует первые гибкие представления о самом себе (плохой или хороший), об окружающих людях (добрые или злые), об окружающем мире (опасный или безопасный), о том, что он должен делать в этом мире (доверять себе или все контролировать). Его поведение в этот период – это проверка гипотез, исследование границ дозволенного.

К 5-6 годам у него накапливается «статистика ответов» — реакций окружающих на свое поведение и первые гибкие представления закрепляются и становятся жесткими. С этого возраста он впервые начинает оценивать ситуацию сквозь призму своих первый убеждений и представлений о мире.

Я хочу обратить особое внимание, что послания родителей – слова, обращенные к ребенку («у тебя никогда ничего не получится», «ты лучше всех»), прямые запреты («мальчики не плачут», «драться плохо»), акты заботы («не ходи туда, упадешь») являются только основой, материалом для формирования самооценки ребенка.

А как он распорядится этим материалом, какие решения он примет в результате сказанных слов, как он их интерпретирует – лежит вне зоны влияния родителей.

Ребенокпринимает эти решения сам. Никому не известно, какая комбинация скрытых факторов в его сознании привела к тому или иному выводу.

Это очень важно понимать, чтобы избежать соблазна во всем обвинять родителей. Родители важны, родители дали жизнь и заботятся о ребенке, но сознание ребенка – отдельно от родителей, у него свои мысли, свои чувства, свои желания, свой стиль мышления и много других скрытых факторов, которые невозможно учесть и, наверное, понять, чтобы однозначно найти причину того или иного поведения.

В следующей статье расскажу о 2 мифах социализации ребенка. Следите за публикациями!

Читайте так же:  Осторожно! токсичные люди!

_
С любовью к своему Делу и заботой о Вас
Анна Колесова
Психолог, онлайн консультант
(Спб, скайп, whatsapp)
#psy_zabota
#psy_cognitions

Ребенку 1 год – адаптация в социуме

Нормальная социальная адаптация это не только умение общаться со сверстниками, но и положительное взаимодействие с людьми разных полов и возрастных групп.

Этот процесс начинается после достижения годовалого возраста у вашего малыша. В этот же период происходит и кризис одного года. Ведь социальная адаптация ребенка достаточно сложное дело.

Ребенку 1 год — начало общения с коллективом

Когда ребенку 1 год он только начинает делать первые несмелые шаги для того чтобы влиться в круг своих сверстников. Малыш, привыкший к обществу родителей и их близкому кругу, теперь сталкивается с посторонними людьми.

Привыкший к родительской опеке карапуз немного теряется от проявлений чужой воли во время общения со сверстниками. Он еще не знает, как правильно отреагировать на какую-либо ситуацию и что предпринять.

Конечно, когда малыш немного подрастет, ему нужно будет предоставлять некоторую свободу действия во время общения. Но на первых порах огромное значение играет присутствие родителей или близких людей. Ведь в этом случае ребенок чувствует большую защищенность и поддержку.

Как помочь малышу

Безусловно, социальная адаптация детей в таком раннем возрасте должна проходить под чутким руководством родителей. К тому же необходимо помнить, что ребенок во многом копирует модель поведения близких ему людей.

Для того чтобы помочь вашему малышу быстрее и проще социально адаптироваться нужно пригласить к вам домой еще несколько детей. В привычной для него обстановке вашему чаду будет намного проще наладить общение. Вы сможете организовать игровой процесс так, чтобы в нем участвовали все.

Этот метод поможет ребенку почувствовать себя гостеприимным хозяином, научиться делится игрушками и находить общий язык со сверстниками. Достаточно скромным детям это поможет раскрепоститься и ощутить себя намного увереннее.

Также для того чтобы объяснить малышу приемлемую модель поведения можно использовать куклы или мягкие игрушки. Достаточно выбрать любимого пупса вашего ребенка и рассказать карапузу о том, что это его друг которого нельзя обижать и с которым можно играть.

Главное во время социальной адаптации малыша подробно и спокойно ему все объяснять. Важно помнить о том, что ваш ребенок еще не знает, как нужно общаться, поэтому старается повторять за вами, а также учиться у других детей. Поэтому если вы увидите, как он делает что-либо не правильно не нужно кричать и ругаться. Необходимо терпеливо пояснить, почему так поступать нельзя.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе

Переезд, смена места жительства всегда влечет за собой стресс. Особенно ярко он проявляется у маленьких детей, которые еще не понимают всех причин переезда. В новом детском саду все не так, по-другому.

Дети не сразу принимают в компанию, воспитательница ведется себя иначе. Короче говоря, ребенка взяли из привычного мира и поместили в другой, совсем чужой. Снова начнется адаптация, но теперь больше шансов, что она пройдет без особых проблем. Все зависит от уровня психологического развития ребенка.

Сейчас ему особенно тяжело, так что родители должны уделять малышу много внимания. В новом садике нужно со всеми подружиться, найти общий язык. С вашей помощью ребенку будет гораздо легче справиться с этой сложной задачей.

Переход из садика в садик

Вы решили переехать. Конечно, это, может быть, очень радостное, позитивное событие. Например, новая хорошая квартира, престижный район. Но маленький ребенок дошкольного возраста (3-6 лет) еще не очень понимает, что же происходит. А вы уже решили его судьбу: малыш переходит в новый детский садик.

Для детей 2,5-3 лет этот процесс может быть практически незаметным. Появляются новые лица, игры, но атмосфера остается практически неизменной. В новом детском саду все так же, как и в старом. Что ж, это значит, что адаптация проходит очень успешно.

Для детей постарше это может быть весьма болезненный процесс. Тут дело даже не в том, нравится или не нравится садик. Они привыкли к друзьям, завязали с ними прочные отношения. Полюбилась воспитательница, нянечки, садик. А теперь, без объяснения причин, пришлось все это оставить. Для детей 4-5 лет перемена места может быть весьма сложной. Родителям необходимо подойти со всей серьезностью к проблемам ребенка.

Повторная адаптация

Когда вы впервые отвели малыша в садик, то уже столкнулись с первичной адаптацией. Смена стиля жизни, режима,

питания… Все поменялось очень резко. Первые несколько недель для ребенка и его родителей прошли тяжело. Возможно, он не понимал, что вообще делает в детском саду.

Для ребенка нет ничего очевидного в том, что он теперь «взрослый», пора идти в садик. Он часто задает вопросы: почему нельзя остаться дома? Со временем происходит полная адаптация (в большинстве случаев). Малыш привыкает, ему даже многое в садике нравится: уроки, творчество, игры, прогулки, появились и товарищи.

Все выглядит так, будто проблемы кончились. А потом вдруг приходится менять садик. Так уж получается, ведь возить малыша через весь город в старый сад никак не выйдет. Привычная жизнь опять переворачивается с ног на голову.

Взрослым людям гораздо проще принять перемены: они психологически к ним готовы. Они понимают необходимость, оценивают выгоду от перемены места. Конечно, всегда жаль оставлять любимую работу, привычный коллектив, но явный карьерный рост и повышение зарплаты манят нас перейти на другое место. Для маленького ребенка все это совершенно незнакомо. Он снова проходит адаптацию, только теперь не к садику, а к месту.

Новые друзья

В вашем первом садике все дети пришли в группу в одно и тоже время. А значит, подружиться было проще. Их объединяли общие интересы, они в одно время познакомились друг с другом. Теперь же, получается, другая ситуация: коллектив уже сформировался, а ребенок должен влиться в него. Чем младше ребенок, тем проще для него

проходит адаптация в коллективе. Дети просто предлагают дружить и начинают играть вместе.

Если же в новом детском саду уже есть свои группки друзей, дети давно общаются, то часто свое место в новом коллективе приходится «завоевывать». Этот момент зависит от психического развития ребенка и готовности к социальной жизни. Первый садик должен был научить его знакомиться, общаться, строить дружеские отношения. Если первичная адаптация прошла без проблем, то и здесь трудностей быть не должно.

Привыкнуть к воспитательнице

Никто и не говорил, что новая воспитательница будет хуже. Иногда она, наоборот, более молодая, активная, больше времени проводит с детьми. Ребенку привыкнуть к новому взрослому должно быть легче, ведь воспитатель обычно идет навстречу новенькому. Помогает влиться в коллектив, устраивает для детей знакомство с новичком. Хотя привязанность к своему первому воспитателю все время будет провоцировать сравнение.

Здесь есть опасный

Читайте так же:  Я знаю - у меня рак
момент, за которым необходимо следить не только воспитателю, но и родителям. В новом детском саду малыш может отказываться слушаться воспитателя. Мотивирует он это тем, что «в старом садике воспитательница была лучше».

Родители не должны поощрять такое поведение или списывать его на адаптационный период. Важно дать понять, что любить своего прошлого воспитателя — это хорошо, правильно, нормально. Можно даже несколько раз навестить свой старый садик, поговорить с прошлым воспитателем. Квалифицированный новый воспитатель, конечно, сумеет завоевать доверие ребенка со временем.

Но новый воспитатель обязательно должен иметь авторитет у ребенка. Формирование уважительного отношения ко взрослым, понимание роли учителя идет именно из детского возраста.

Нет смысла требовать уважение к учителю в школе от малыша, которого не научили этому заранее.

Помощь родителей

Без помощи родителей очень сложно адаптироваться в новом детском саду. Возможно, ребенок еще никогда не переживал такой ситуации, как смена места. Необходимо помочь ему

справиться со своими проблемами и переживаниями. Вы можете ответить на многие вопросы ребенка, но главное — подготовить его к переходу в новый садик. Чтобы это не произошло вдруг, внезапно. Конечно, если у вас есть достаточно времени, начните такие разговоры за 2-3 месяца до переезда.

Поговорите с ребенком

Малыш еще маленький, но уже многое понимает. Конечно, сразу разобраться во всех хитростях взрослой жизни тяжело. Объясните, что он будет «учиться» в новом детском саду, но это не наказание. Это необходимость. Расскажите о том, что его ждет:

  • новая квартира и его личная комната;
  • рядом находится интересный парк/музей/детские кружки;
  • так ближе к дому бабушки/других родственников;
  • и т.д.

Обязательно поговорите о положительных перспективах переезда. В любом случае они есть. Если даже вы уезжаете из города, от привычных удобств, предложите ему больше гулять по лесу, собирать осенью грибы вместе. Так переезд не будет казаться ему таким уж страшным событием. Особенно если к нему подготовиться заранее.

Про новый садик

тоже обязательно расскажите. Будет лучше, если вы несколько раз приедете к нему вместе. Если отправляетесь на разговор с директором или воспитателем, попросите разрешения взять ребенка с собой. Так он сможет в спокойной атмосфере пройтись по детскому саду, посмотреть на комнаты, игрушки.

Так адаптация начнется еще за несколько месяцев до момента поступления в новый садик. Это место уже не будет казаться каким-то страшным, далеким, незнакомым. Если увидеть садик и познакомиться заранее с воспитателем, все покажется проще. Малыш будет уверен в себе, когда настанет день идти туда уже не на экскурсию.

Отвечайте честно на вопросы

Как только вы скажете о том, что теперь нужно будет ходить в другой садик, появится масса вопросов. Для ребенка важно, чтобы он мог поговорить с вами честно. Расскажите ему причины (или хотя бы часть причин), почему нужно сменить садик, дом, место проживания. Скажите, что вам тоже немного страшно/волнительно по этому поводу. Вопросы могут быть разные, но старайтесь отвечать на них честно. Это ваша поддержка. Она может успокоить ребенка.

Дайте немного времени

В новом детском саду может сначала не понравиться. Будьте к этому готовы. Малыш еще не забыл, как весело было с друзьями, какие у них были игры и

развлечения. Теперь же группа может не принимать его поначалу. Ругать за это других детей бессмысленно. Ваш малыш обязательно должен проявить свои коммуникативные навыки. Родителям нужно набраться терпения. Новая адаптация начнется сразу же и может проходить так же, как и первая. Плач, нежелание идти в садик, просьбы забрать его домой, вернуть в старый сад…

Главное – относиться разумно к этой ситуации. Проблемы детей для самих детей кажутся неимоверно важными и серьезными. Родителей может раздражать такое поведение. Дайте ребенку немного времени пройти это испытание. Повторная адаптация может длиться 1-2 недели – у коммуникабельных детей все пройдет быстрее.

Примените некоторые психологические приемы, чтобы облегчить этот период:

  • Постарайтесь первые несколько дней в новом детском саду забирать малыша раньше, до дневного сна.
  • Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка на новом месте. Сначала только первая половина дня, потом и прогулка, обед, сон. Так, постепенно, привыкнуть будет проще.
  • Приходите забрать, но останьтесь на 10-15 минут поговорить с воспитателем. Понаблюдайте за малышом, за тем, как он ведет себя.

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

Главное, будьте терпеливы и войдите в положение малыша. Сейчас забирать его из сада по первому требованию или из-за скандала будет неправильно. Так вы лишь даете ему возможность манипулировать вами. Привыкать к этому детям нельзя.

Не ругайте за слезы

Сейчас нужно поддерживать вашу кроху, всячески помогать ему. Слезы означают, что психика борется со стрессом посредством своих защитных механизмом. Ребенку может быть страшно, грустно, непонятно. Лучшее, что можно сделать, это поддерживать, говорить, советовать. Но не ругать.

Сейчас родители — самые важные люди. Если к ним нельзя прийти со своей проблемой, переживанием, то к кому можно? Проблемы в новом детском саду могут быть, так что будьте готовы выслушать, помочь, даже если проблема кажется незначительной. Тогда вы сможете построить доверительные отношения с вашим ребенком.

[2]

Источники


  1. Дэвид, Э. Шарфф Сексуальные отношения. Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений / Дэвид Э. Шарфф. — М.: Когито-Центр, 1982. — 497 c.

  2. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 328 c.

  3. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2014. — 336 c.
  4. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — М.: Питер, 2017. — 672 c.1. Базылевич, Т. Ф. Дифференциальная психология. Учебник / Т.Ф. Базылевич. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 224 c.
  5. Гилберт, Элизабет Самая лучшая жена / Элизабет Гилберт. — М.: Рипол Классик, 2009. — 935 c.
Первый социум ребенка что важно знать родителям об адаптации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here