Почему дети начинают воровать

Сегодня обсуждаем тему: почему дети начинают воровать с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Что делать, если ребенок ворует?

Любой детский психолог прекрасно знает – практически каждый в детстве хоть единожды что-то украл. И это абсолютно нормально.

В зависимости от возраста причины воровства могут очень различаться.

Например, малыш даже не отдает себе полного отчета, что такое «мое», и что такое «чужое». Фантазии и реальность в его сознании могут быть причудливо переплетены, и границы между ними очень размыты.

Дети дошкольного возраста в 5 — 6 лет тоже не всегда отчетливо понимают границы собственности. Кроме того, у них очень силен эгоизм. Это можно объяснить тем, что в процессе эволюции детенышам наших предков необходимо было очень заботиться о себе, чтобы выжить.

Около 6 — 8 лет начинают формироваться основы морали. Младшие школьники уже начинают соотносить свои поступки с интересами и мнением других людей.

Тем не менее, нормальный ребенок, а нередкко и подросток, довольно легко идет на кражу. Почему?

Причины детского воровства

1. Кража из лучших побуждений

Ребенок действительно может украсть из лучших побуждений, например, чтобы подарить тому, кого любит. Другу, маме или папе, братику. Это желание оказывается сильнее, чем сдерживающий внутренний запрет брать чужое. Ведь моральные устои этом возрасте еще только начинают формироваться. А желания очень сильны.

2. Очень хочется, не устоять

Ребенку просто «очень хочется». Игрушку, куклу, пирожок или конфету. Да мало ли чего может захотеться человеку. И — рука как бы сама тянется и берет. Он уже понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может.

Все дело в том, что дети еще просто не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У них еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются. Но ребенок уже понимает, что сделал что-то предосудительное, и кладет потихоньку игрушку в карман, красивое колечко — в тайничок и т.п.

Мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, полностью созревают только около 19-21 года и позже. Именно поэтому подростки часто бывают несдержанны, а порой имеют проблемы с законом. У них просто не развита еще функция самоконтроля. Знают, как надо, но удержать себя не в силах.

С помощью специальных упражнений можно развить самоконтроль. Этим мы занимаемся на тренингах КУБ.

3. Необходимость обладать знаковой вещью

Подросток может пойти на кражу, потому что ему нужен определенный атрибут «крутости», без которого он чувствует себя неполноценным среди ровесников. Например, у друзей уже есть айфоны последней модели.

Этому особенно подвержены подростки с низкой самооценкой и те, кому не удается наладить отношения со сверстниками.

Им кажется, что заветный предмет станет залогом признания сверстников. Но юного похитителя обычно ждет разочарование. Ведь уважением товарищей пользуются уверенные в себе ребята, умеющие общаться. И подростку может показаться, что ему не хватает еще какого-то атрибута, а как он появится, уж тогда.

Чтобы разорвать этот порочный круг, ребенку необходимо укрепить самооценку и научиться общаться. Этому посвящены наши тренинги.

4. Стресс и потеря самоконтроля

Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Причем не только у детей. Взрослые в ситуации стресса тоже ведут себя неблестяще: закуривают, заедают, пропускают рюмку и совершают еще множество не слишком разумных действий, кому что ближе.
При этом вы помните, у детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за самоконтроль. И когда они расстроены, устали, напуганы или просто им нездоровится, детям гораздо тяжелее, чем взрослым, держать себя в руках.

Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество.

Пол года назад у 8-летнего Вани родилась младшая сестренка. И родители стали уделять ему меньше внимания. И вот «старший брат» вдруг ни с того ни с сего крадет в школе у одноклассника из кошелька деньги. Родители в ужасе: — Зачем? Ведь у него все есть?! Мы ему ни в чем не отказываем!

Действительно, их сын ни в чем не обделен, кроме одного — вот уже полгода он считает себя лишенным родительского внимания. А маленький человечек трактует это как лишение любви. Миллионы лет эволюции научили человеческих детенышей, что без родительской любви они пропадут, погибнут, поэтому ребенок испытывает в этой ситуации стресс.
А вы помните, влияние стресса таково, что самоконтроль снижается.

5. Подражая друзьям

Бывает, что дети крадут «за компанию» или подражая другим — сверстникам или более старшим ребятам. Это можно объяснить двумя причинами:

  • так делают мои знакомые, значит это нормально. Так работает эффект «социального подтверждения»;
  • разделение ответственности. Ведь если вместе, то кажется, что вина поровну распределится между всеми, и я буду только чуть — чуть виноват;
  • возможно, с помощью кражи ребенок проходит испытание на «слабо», и хочет доказать, что он смелый, взрослый и достоин дружбы своих товарищей.

5. Кража как месть

Может быть, ребенок хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого? Предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю.

Итак, вы узнали, что ребенок украл. Что делать?

Тут еще надо заметить, что наша взрослая реакция на разницу в стоимости похищенного предмета и реакция детей очень отличается. Взрослые могут снисходительно отнестись к похищенной конфете или красивой наклейке, и прийти в ужас, если ребенок присвоил чужой телефон. А вот ребенку это безразлично. Для него важна только сила его желания завладеть этим предметом.

[1]

Сначала несколько категорических: чего точно НЕ ДЕЛАТЬ.

1. Не угрожать!

Часто родители, будучи в шоке от того, что их чадо совершило этот непростительный и ужасный, по их мнению, поступок, начинают пугать ребенка разговорами про тюрьму и полицию.

Пока дети малы, они часто не могут соотнести свой проступок, не такой уж страшный, по их мнению, с теми ужасами, которыми стращают родители.

Тут очень важно, чтобы ваш сын или дочь всегда чувствовали, что вы на их стороне, даже если они поступили плохо. И если уж речь зашла о полиции или тюрьме, то вы будете «адвокатом», а не «обвинителем».

2. Без ярлыков

«Ты — вор!», «Да тебе одна дорога — в тюрьму», «Уголовник! Тебя ничего хорошего в жизни не ждет!». А иногда можно услышать даже – «Мой ребенок не мог такого совершить! Ты не мой сын!»
Если вы на секунду остановитесь и подумаете, то сразу увидите, что здесь совершенно нарушен масштаб: воровство – безусловно, несимпатичный поступок, но он точно не заслуживает проклятия на всю жизнь.

З. Без сравнений!

С собой в детстве, с другими детьми и т.п.
Во-первых, кто без греха? Каждый совершал поступки, о которых стыдно вспоминать. Каждый.
Если вам удастся убедить ребенка в его «плохости», это только поспособствует следующему проступку. Ведь если он плохой, безнадежный, хуже всех – то к чему стараться и удерживать себя от соблазнов? У ребенка с такой самооценкой уже не будет веры в свою способность противостоять искушению, и он легче поддастся ему снова.

Вы же помните, наша цель — укрепить самооценку ребенка.

[3]

Обвинения и наказания опасны еще и тем, что ребенок будет сожалеть не о том, что совершил плохой поступок, а что был уличен, и постарается повторить свой подвиг, но уже изобретательнее, чтобы не попасться. Думаю, мы стремимся не к этому.

Читайте так же:  Когда в жизни женщины всё идет не так

Во-вторых, задайте себе вопрос: в чем ваша цель сейчас? Разве вы хотите унизить и раздавить ребенка? Думаю, нет. Вы хотите его удержать от совершения плохих поступков в будущем. Но ругая и унижая ребенка, вы вызываете у него стресс. А вы уже знаете, стресс снижает способность к самоконтролю.

4. Не при свидетелях

Ни в коем случае не проводить разборки при посторонних.

Дяди, тети, друзья, школьная учительница — не надо. Только наедине. Недаром классика воспитания гласит: похвала — прилюдно, выговор — наедине. Все то, что было написано в первых трех пунктах, усилится публичностью позора. Помним про стресс, самоконтроль и самооценку.

5. Кто старое помянет.

Если вы не хотите укрепить ребенка в вере, что он «плохой», что он «вор», не припоминайте это его прегрешение в будущем. Особенно, если его новое «преступление» будет совсем другого рода. Например, плохая оценка, немытая посуда, беспорядок в комнате.

Так как же на ребенка воздействовать?

1. Объяснить

Пока сын или дочь еще маленькие, просто постарайтесь им спокойно объяснить, что чужую вещь брать без спросу нельзя. Помогите представить, что чувствует тот, чье имущество украдено. Как другие люди относятся к тем, кто ворует.
Расскажите, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое. Можно договориться об обмене игрушками на некоторое время, можно попросить родителей купить ему похожую. И т.п.

2. Поддержать

Поддержите самооценку ребенка. Объясните ему, что он столкнулся с трудным испытанием и не смог его выдержать. Соблазн был слишком велик. Расскажите, как с вами в детстве произошло что-то подобное, и как вы поклялись больше не брать чужого и смогли сдержать слово, хоть это и было трудно. Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь. Главное, чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком, и хотел бы соответствовать этому образу.

3. Выяснить причины воровства

Вы помните, они могут быть разнообразными. Но в любом случае, это какой-то дефицит. Может быть, дефицит признания в классе, и ребенок украл, чтобы похвастаться или даже подарить. Может быть дефицит в самооценке, и ему нужна знаковая вещь, чтобы самоутвердиться (у всех уже есть такая игрушка, телефон. ) Может быть, ребенок пытался себя утешить, когда было грустно или он нервничал (стресс). Вам важно узнать, как вы можете помочь ему компенсировать имеющийся дефицит.

4. Исправить

Вместо наказания и упреков покажите ребенку путь к исправлению ситуации. Например, как вернуть похищенное или компенсировать ущерб, если это возможно. Если ему очень стыдно за совершенный поступок, то может быть, можно тайно вернуть вещь на место? А если это уже невозможно, то можно попробовать совершить какой-то хороший поступок, чтобы хотя бы символически уравновесить плохой.

7 – летний Костя с бабушкой ездил гулять в Пушкин. Когда вернулись домой, обнаружилось, что у Кости откуда-то взялся игрушечный мотоцикл. Установить его владельца уже невозможно. Но можно пожертвовать этот мотоцикл и еще какую-то игрушку детям из детского дома. Благо, существуют пункты, куда можно принести вещи для сирот. Костя с бабушкой так и сделали. Собрали несколько игрушек, причем мальчик сам выбрал не только надоевшие уже игрушки, но и те, что любит. А так же присоединили к ним злосчастный мотоцикл. Это восстановило самосознание Кости как честного и доброго человека, способного справляться со своими желаниями и порывами. А главное, надолго запомнилось.

11 – летняя Марина воровала у мамы деньги из кошелька, причем неоднократно. В результате набралась довольно значительная сумма. Как же Марина их тратила? Покупала угощения своим одноклассницам! Так она старалась завоевать их расположение. Когда ситуация вскрылась, обеспокоенные и разочарованные родители по совету психолога собрали семейный совет. Они сумели без упреков и обвинений объяснить Марине, что ей придется как-то компенсировать деньги, взятые из бюджета семьи. Марина могла выбрать: отказаться ли ей от развлечений в каникулы или взять на себя дополнительные домашние обязанности, чтобы у мамы было больше сил заработать потраченную Мариной сумму. Девочка выбрала дополнительные домашние обязанности и целый месяц их выполняла. Так она сохранила самоуважение и научилась лучше отвечать за свои действия.

[3]

Заключение

Пожалуйста, помните, даже если ваш ребенок уже достаточно взрослый, раз он украл, значит не смог справиться со своими желаниями. У него возник какой-то дефицит. У него не хватило самоконтроля. Возможно, он был в стрессе. А значит, он также нуждается в вашей поддержке и помощи в исправлении ситуации, как если бы ему было 7 лет. Дети должны чувствовать, что мы всегда на их стороне, что мы их «адвокаты», а не «обвинители».

Решать эту задачу нужно с двух сторон. Ребенку помогут тренинги для детей и подростков, а Вы можете научиться мастерству воспитания на родительском тренинге.

Зарезервируйте место в группе

Или закажите звонок специалиста

Свяжемся с вами в течение дня и бесплатно проконсультируем

Почему дети воруют?

Разберём всё по порядку, для этого сначала поговорим о возможных причинах детского воровства. И первое, что необходимо знать всем родителям — в каждой возрастной группе причины такого поведения детей разные.

Воровство в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты и если разобраться, то в прямом смысле слова воровством не является. Среди мотивов, толкающих ребёнка-дошкольника на воровство, можно выделить следующие группы, не имеющие под собой никакой криминальной подоплёки:

1. Сильное, желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой), с которым малыш не в состоянии справиться. Ребёнок видит новую игрушку у сверстника, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причина такого поведения кроется в особенностях сознания ребёнка-дошкольника: для него понятия «моё», «твое», «чужое» и пр. абстрактны и поэтому малодоступны. Простой пример: двух — трёхлетний малыш еще не способен понять, что такое собственность и поэтому уверен, что все в мире «принадлежит» ему, а как следствие этому на прогулке или в гостях ребенок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Мы не станем называть его вором, а обязательно расскажем, что это игрушка чужая, и поэтому брать ее нельзя, ведь ребенок сам (без помощи взрослых) не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

2. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное — и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову.

3. Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.

4. Желание наказать кого-либо или отомстить ему.

Четвёртая причина воровства: желание отомстить кому-либо, может проявляться как во вредительстве («Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил» — рассуждает ребёнок), так и в стремлении доставить неприятности близким («Мама не купила мне шоколадку, за это я порисую её помадой на стене, пусть попробует в следующий раз не купить!»). То есть и в том и в другом случае ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется так же как в предыдущем случае с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

Читайте так же:  Психотерапия панических атак

У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое «хочу!» самому себе твёрдо сказать «нет!». Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Вот и получается: ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему «Хочу» совершает кражу. Что делать, если у младшего школьника недостаточно развита воля? Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и выполнять их. Начните с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не меняйте его программу, позвольте ребёнку её реализовать. Это самое ценное качество человека: умение самому поставить себе цель и выполнить ее.

По мере роста и взросления ребенка проблема воровства только усложняется. То, что в раннем детстве — ошибка, случайный эпизод, у подростка (12-15 лет) — уже осознанный шаг, а то и того хуже — вредная привычка. Но значит ли это, что тринадцатилетний подросток — конченый человек? Конечно, нельзя оставлять поступки своих детей без внимания, но нельзя забывать о том, что мотивы воровства могут быть самыми разными и прежде чем осуждать своего ребёнка, постарайтесь понять причины. Свершившийся факт еще не вина. Ведь нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг. Родители должны знать, что для подростковой среды очень характерны так называемые «кражи престижа»: ребёнка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе или, другими словами «на спор».

Какая бы беда ни случилась с вашим ребенком, главное — не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком. А если потребуется — дайте такой шанс еще раз. Рассмотрим очень показательный пример, А.С.Макаренко в книге «Педагогическая поэма» рассказывает, как одному из своих воспитанников — прожженному вору и жулику — он доверил получить огромную сумму денег за всю колонию. Он намеренно послал мальчишку за деньгами одного. Когда, измученный внутренней борьбой и соблазном, тот все-таки принес деньги и попросил их пересчитать, Макаренко ответил: «Зачем? Я тебе верю!». Именно эта вера в своего ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасёт его, остановит от рокового шага.

Итак, мы обсудили основные причины воровства у детей, а теперь рассмотрим основные правила, которые должен знать каждый родитель:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК УКРАЛ

Если же после проведённой работы, ребёнок продолжает беспричинное и постоянное воровство, берет все, что «плохо лежит». Часто не помнит, когда и у кого взял вещь; не может объяснить, для чего берет даже то, что ему совсем не нужно (тут же бросая или теряя украденное) одним словом — ворует потому, что не может не воровать, есть необходимость обратиться за консультацией к врачу психоневрологу. Так как в подобном случае мы можем (хоть и в очень редких случаях) иметь дело с болезнью, а тогда одних воспитательных воздействий будет далеко недостаточно, необходимо соответствующее лечение.

Будьте внимательны к своим детям, любите их и говорите им об этом, тогда любая проблема будет вам по плечу.

Почему дети воруют?
консультация на тему

Сложилось ошибочное мнение о том, что воровство присуще детям из неблагополучных семей. Но современная ситуация такова, что воровство наблюдается и у детей из так называемых благополучных семей. И в первом, и во втором случае воровство детей — последствия неправильного воспитания.

Вложение Размер
pochemu_deti_voruyut.docx 26.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ ДЕТИ ВОРУЮТ?

Детское воровство — проблема не из приятных, она волнует и пугает родителей, и это неудивительно — ведь каждый мечтает о том, чтобы жизнь детей сложилась удачно. Беспокойства родителей понятны — ведь одни начинают думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным. Другие, столкнувшись с таким поведением, начинают паниковать, подозревая у своего чада наличие «воровских генов», и, как следствие, развитие клептомании.

Детское воровство, даже если оно частый спутник ребёнка, и клептомания имеют немного общего. Клептомания (от греч. «klepto» — похищаю,»mania» — безумие) — это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом «внезапно возникающем влечении к хищению вещей» — является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05% людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте она практически не встречается. А в остальном (исключение, составляют болезненные проявления психики), эту крайне неприятную проблему решить можно, и первое , что для этого родителям необходимо сделать — это попробовать найти причины воровства своего ребёнка , а второе — постараться наладить искренние и доверительные отношения со своим ребенком .

Воровство в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты и если разобраться, то в прямом смысле слова воровством не является . Среди мотивов, толкающих ребёнка-дошкольника на воровство, можно выделить следующие группы, не имеющие под собой никакой криминальной подоплёки:

Четвёртая причина воровства: желание отомстить кому-либо, может проявляться как во вредительстве («Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил» — рассуждает ребёнок), так и в стремлении доставить неприятности близким («Мама не купила мне шоколадку, за это я порисую её помадой на стене, пусть попробует в следующий раз не купить!»). То есть и в том и в другом случае ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется так же как в предыдущем случае с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК УКРАЛ

К основным ошибкам в воспитании, способных провоцировать детское воровство можно отнести следующие:

Общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что ребёнку не хватает любви и внимания .

Если же после проведённой работы, ребёнок продолжает беспричинное и постоянное воровство, берет все, что «плохо лежит». Часто не помнит, когда и у кого взял вещь; не может объяснить, для чего берет даже то, что ему совсем не нужно (тут же бросая или теряя украденное) одним словом — ворует потому, что не может не воровать, есть необходимость обратиться за консультацией к врачу психоневрологу . Так как в подобном случае (хоть и в очень редких случаях) имеет дело болезни, а тогда одних воспитательных воздействий будет далеко недостаточно, необходимо соответствующее лечение консультации психоневролога.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Г.А. Широкова и Е.Г. Жадько «Почему дети воруют?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЧЕМУ ДЕТИ ОБМАНЫВАЮТ?Чаще всего это происходит в начале третьего года жизни. Еще вчера такой открытый и непосредственный, малыш вдруг начинает хитрить, увиливать от своих обязанностей под наду.

Почему дети обманывают?Чаще всего это происходит в начале третьего года жизни. Еще вчера такой открытый и непосредственный, малыш вдруг начинает хитрить, увиливать от своих обязанностей под наду.

►Почему дети лгут? Считается, что дети до трех лет лгать не умеют, потому, что, во-первых, еще не знают что такое ложь, и, во-вторых, познают мир по средством эмоций, а чтобы лгать, надо скрывать с.

Читайте так же:  Развод! с меня довольно!

Консультация для родителей . В помощь родителям и воспитателям.

В норме дети должны болеть остро и быстро. И у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста болезнь не должна вызывать потерю его позитивного психоэмоционального состояния, так как в этом возраст.

Что делать, если ваш малыш не слушается? Чтобы разобраться в этом, нужно постараться ответить на следующие вопросы:Почему ребенок не слушается? Что он хочет этим сказать, чего добиться?Как реагировать.

Что делать, если ребенок ворует: советы родителям

Практически каждый ребенок хоть раз в своей жизни взял что-то чужое.

Так утверждают специалисты. Вспомните хотя бы свое детство: неужели ни разу после прогулки в кармане не оказывалась чья-то куколка, а родительские кошельки не страдали от ваших набегов?

Наверное, есть дети, которые ни разу в жизни не позарились на вещь, которая им не принадлежит. Низкий поклон их родителям! Ведь именно от воспитания, позиционирования мира и количества уделенного внимания зависит, будет ли ребенок «подворовывать».

Практически каждый родитель, столкнувшийся с такой неприятной ситуацией, сам чувствует замешательство, не зная, как ему реагировать на происходящее.

Мой ребенок – болен?

Взрослые настолько переживают, что ребенок растет не таким идеальным, как им хотелось бы, что сразу же приписывают своему чаду какие-то болезни. «С ним вообще все нормально?» — зачастую первый родительский вопрос в кабинете психолога.

И совсем маме с папой невдомек, что их подрастающий отпрыск очень страдает из-за совершенного им проступка. Дети не всегда, осознают всю глубину своих страданий, но так уж устроена наша психика: зачеркивать в сознании то, что очень болезненно для восприятия.

Болезнью детское воровство можно назвать, если налицо – клептомания, то есть, воровство систематическое, не поддающееся контролю и без материальной выгоды для себя. Такое расстройство должен лечить психиатр. Но настоящая клептомания встречается довольно редко.

Дарья Селиванова, детский психолог: «Нужно смотреть на детское воровство не как на серьезный проступок, а как на проблему, от которой ребенок страдает. Так ребенок подает сигнал, что с ним, его отношениями с миром или с вами что-то не в порядке. Очень хорошо, что вы заметили проблему в таком возрасте. Так вы сможете разобраться в ее причине довольно рано. Лучше решить проблему сейчас, чем потом эта ситуация выльется в нечто более серьезное, вплоть до проблем с законом».

Причины детского воровства

В возрасте 6-7 лет ребенок становится очень зависимым от сверстников, их отношения к нему. Отпрыск может сознательно и целенаправленно достигать желаемого, используя быстрые и доступные для этого способы. Очень часто преследуемая цель для него намного важнее страха наказания за проступок. Например, ребенку захочется повысить свое самоуважение и получить признание одноклассников, угостив их сладостями, деньги на которые он украл из родительского кошелька.

Здесь важно обратить внимание на причину воровства – недостаточно развитые навыки общения или низкая самооценка. Родителям нужно обсудить с чадом, что такое настоящая дружба, как правильно знакомиться и общаться со сверстниками, как заинтересовать их. Можете проиграть с ребенком соответствующие ситуации.

Еще одной причиной детских краж может стать желание кому-то отомстить. Например, забрать у Сережи машинку за то, что «он меня обидел» или порисовать маминой помадой на обоях, чтобы в следующий раз она знала, как отказываться покупать игрушку. Ребенок хорошо понимает, что он делает и зачем. Вам нужно поговорить с ребенком, убедить его, что так делать не нужно, проиграть конфликтные ситуации.

Никогда не обвиняйте свое чадо в воровстве, не называйте его воришкой и не реагируйте очень остро на его поступок. Это очень повлияет на решение проблемы

У деток 8-10 лет попытки воровства появляются из-за недостаточного развития волевой сферы. Ребенок не может ответить отказом на свое «хочу!». Ему очень сложно справиться с соблазном, хоть это и не значит, что ему не стыдно за свой поступок.

Родителям в таком случае стоит дать ребенку больше свободы действий. Не нужно делать за него то, с чем отпрыск вполне может справиться самостоятельно. Пусть он сам предлагает для себя цели и выполняет их. Начните с плана на день или досуга на выходные. Не нужно менять его программу, дайте ребенку реализовать все задуманное. Так вы развиваете в своем чаде самостоятельность и умение добиваться поставленных целей.

Как отучить ребенка воровать

Этот путь довольно непростой, и давайте пройдем его вместе.

[2]

Реагируйте спокойно. Конечно, мы понимаем всю нахлынувшую злость и разочарование, но подавите их в себе. Не устраивайте скандалов, не бейте и даже не кричите на ребенка. Это лишь усугубит возникшую проблему. Лучше поговорите с ним в спокойной обстановке, обсудите, что произошло, где и когда, с кем был ребенок и как это всё случилось. К сожалению, чаще всего, вопрос «Зачем ты это сделал?» остается без ответа.

Мама-форумчанка Светлана рассказала: «В детстве, помнится, тоже воровала у родителей. Они считали, что мне достаточно двух платьев и одних брюк, не говоря уже о первой косметике. А так хотелось быть красивой! Однажды сын стащил у нас деньги, накупил сладкого – и угощал всех друзей, хвастаясь, что у него много денег. Муж тогда задал ему трепки – отлупил хорошенько. А я решила поговорить: выяснилось, что ребенку хочется все и сразу, а зарабатывать ленится. Я ему предложила или газеты разносить (любую другую подработку), или активно помогать по дому, присматривать за младшеньким, выполнять разные мелкие поручения. Он выбрал второй вариант. На этом проблемы и закончились, мы подружились. За правду (какой бы ужасной она ни была) никогда не наказываю и не кричу. Теперь сын всем говорит, что у него – самая лучшая мама в мире».

Запомните: никогда не обвиняйте свое чадо в воровстве, не называйте его воришкой и не реагируйте очень остро на его поступок. Вы будете расстроены и рассержены, но попытайтесь держаться спокойно. Это очень повлияет на решение проблемы.

Задумайтесь, не было ли недавно перемен в семье (переезд, развод, рождение еще одного ребенка): может, отпрыску просто не хватает вашего внимания? Возможно, ребенок еще не усвоил такие понятия как честность, собственность и необходимость спрашивать разрешения перед тем, как что-либо взять. Объясните еще раз ему эти понятия, проиграйте их, и помните, что родители должны показывать детям пример. Может, у вас в семье нестрогие правила насчет собственности?

Объясните, почему воровать плохо. Не нужно читать нотации, просто изложите свое видение важности честности. «Мы не берем чужие вещи, потому что мы доверяем друг другу. Я надеюсь, ты всегда будешь честным, будешь уважать собственность других людей и не станешь брать чужие вещи без разрешения». Можете обсудить с ним возможные последствия воровства (плохая репутация, потеря друзей, проблемы с законом).

Расскажите о своих чувствах. Очень часто дети не осознают, сколько боли приносят другим людям. Скажите, что вы бы очень расстроились, если бы пропала любимая помада. Предложите чаду представить его чувства при пропаже любимой игрушки или карманных денег.

Настаивайте на исправлении ситуации. Требуйте от ребенка, чтобы он вернул украденную вещь и извинился перед хозяином этой самой вещи. При этом давайте ему понять, что вы всегда будете рядом, будете сопровождать чадо и поддерживать его. Если отпрыск украл что-то из магазина, предварительно поговорите с его владельцем, чтобы он добродушно простил ребенка за проступок. Если вещь уже испорчена и ее нельзя вернуть, пусть оплатит стоимость из своих карманных денег.

Читайте так же:  Секреты чувств в психотерапии

Интересный факт. В мире около 50% всех краж велосипедов, денег из банкоматов и вещей из магазинов совершают дети. Вопреки мнению общества, такое поведение в юном возрасте не мешает им вырасти законопослушными и добропорядочными гражданами.

Станьте внимательнее к своему отпрыску, уделяйте ему как можно больше времени, проявляйте свою любовь, заботу к нему. Разговаривайте только об уроках и уборке в комнате! Ведь наши дети делают все только из любви к нам и в погоне за нашим вниманием.

Если ситуация никак не разрешается, обратитесь к психологу. Но помните, что клептомания встречается не часто, и излечиться от нее не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

В который раз убеждаемся, что все проблемы у детей возникают потому, что мы не уделяем им достаточного внимания. Любите и цените своих деток!

Что делать, если ребенок врет и ворует

Уже в который раз вы замечаете, что в вашем кошельке лежит совсем не та сумма денег, которая там должна быть. Сначала вы думали, что это вам так только кажется. Ну, мало ли, забыли, не рассчитали покупки – всякое бывает. Но так повторялось снова и снова, и вот вы уже записываете все расходы, а деньги все равно неведомым образом исчезают. Спрашивали у ребенка – говорит, что не брал. Между тем однажды случайно вы застаете его на месте преступления с вашим кошельком в руках, и с тех пор мысль о том, что ваш ребенок – вор, обжигает вас чувством стыда и бессилия. Вопрос «почему?», заданный вами уже сто тысяч раз, остается без ответа, и этот факт угнетает вас еще больше. Но ответ на него есть, правда, лежит он не на поверхности, поэтому давайте разбираться в ситуации.

Воровство и обман – одного поля ягоды

Воровства без лжи не бывает, ведь ни один нормальный человек никогда не признается добровольно в том, что взял чужое. Никто не хочет быть плохим, в том числе и ваш ребенок, поэтому отпираться он будет до последнего. Но вас должна волновать не столько его явка с повинной, сколько то, что побудило его преступить социальные нормы.

Заметим, что причины, по которым дети могут брать чужое, разнятся в зависимости от возраста ребенка. Так, лет до четырех малыша вообще трудно упрекнуть в воровстве, потому что у него еще не сформированы должным образом понятия своего-чужого, частного-общего. Он их усвоит, став чуть постарше, правда, ему все еще трудно будет бороться с соблазнами присвоить что-то понравившееся себе, пока никто не видит, причем реальная материальная стоимость предмета никакой роли играть не будет. Но уже лет с семи ребенок, как правило, в состоянии контролировать свои действия, поэтому если в этом возрасте вы обнаруживаете у него привычку воровать, то необходимо разобраться с ее причинами, чтобы предпринять адекватные меры.

Почему ребенок ворует

Начнем с того, что в детстве ворует каждый первый, разве что за редким-редким исключением. Но к чужому тянет всех, при этом практически все вовсе не расценивают подобные поступки как воровство. Между тем на подобные действия у каждого есть свои причины.

Почему ребенок врет

По сравнению с воровством вранье кажется безобидной детской шалостью, хотя эти явления как сиамские близнецы: одно немыслимо без другого. Только если на воровство ребенка подвигает одна из многих причин, то к вранью его побуждает одна-единственная – стыд. Ведь он понимает, что поступает плохо, но боится быть разоблаченным. Стыд плюс страх равняется обман – формула, которая определяет поведение вашего ребенка.

Впрочем, возможно, что и в этом случае не обошлось без вашего влияния. Дети могут обманывать, потому что не видят в этом ничего особенного. Они же слышат домашние разговоры взрослых на тему «не обманешь – не проживешь», вот и формируется у них искаженное восприятие того, что такое хорошо и что такое плохо.

Как помочь ребенку, который ворует и обманывает

Конечно, в идеале нужно пресекать дурные наклонности еще в зародыше. То есть с самых младых лет объяснять ребенку, что воровство недопустимо, а вранье недостойно. Но даже если в свое время ваши воспитательные усилия оказались несостоятельными, никогда не поздно провести работу над ошибками. Итак, составляем список первоочередных шагов.

Безусловно, ребенок-вор – это неприятно, и обидно, и страшно. Но не безнадежно. Как говорят психологи, если в семье взрослые и дети смогут стать по-настоящему близкими друг другу людьми – со всеми правами и, что важнее, обязанностями – то возникающие проблемы решаются с минимальными моральными потерями.

Почему дети воруют деньги у родителей? Детская психология

Воровство неприемлемое явление во всем мире. А детское воровство воспринимается особенно болезненно. Что чувствуют родители, когда обнаруживают – их любимый ребенок взял деньги и не сказал? Реакция на такой проступок может быть разной: паника, гнев, бессилие, недоумение. Но не стоит заранее бить тревогу. По статистике, хоть один раз в жизни, каждый ребенок взял чужое. Но если это происходит систематически? Что делать родителям в этой ситуации? И каковы причины такого поведения?

Причины воровства денег у детей дошкольного возраста

В возрасте до 4-х лет, дети еще не осознают причины и следствия своих поступков. И когда они берут деньги у родителей – это нельзя называть полноценным «воровством». Ведь кража – осознанный поступок. Скорее всего, дети жаждут привлечь внимание. Однажды, взяв деньги случайно и осознав, что взрослые переполошились и активно их ищут – дети воспринимают такое поведение как веселую игру.

В таком случае, это сигнал родителям: ребенок не получает должного внимания! Ни в коем случае нельзя бить и ругать малыша за такой проступок. А самому больше уделять времени чаду. В этом случае нужно бережно и аккуратно забрать у него припрятанные деньги, объяснив, что мама очень расстроилась из-за их потери.

Дополнительно стоит контролировать и себя – больше не оставлять деньги на видном месте, где их легко может взять малыш. Не нужно провоцировать начало подобного поведения.

Также, следует помнить о том, что уже в таком возрасте необходимо объяснить, где личные вещи ребенка, которыми он может распоряжаться на свое усмотрение, а где то, что принадлежит только родителям.

Иногда дети берут исключительно монетки. Они не знают их ценности, просто малышу нравится внешний вид: круглые, блестящие, звенят, когда их много. Такое поведение можно даже поощрять (не тогда, когда ребенок намеренно залез в мамину сумку, а когда он нашел монетку оставленную на столе или потерянную на полу). Объясните ему ценность этой находки. И когда малыш насобирает достаточное количество «сбережений», дать выбрать: купить сейчас шоколадку или насобирать еще и купить игрушку, но позже.

Подобные навыки могут стать основой для развития таких качеств, как планирование расходов, бережливость и самостоятельность вашего ребёнка.

Причины детского воровства в младшем школьном возрасте

В этом возрасте у детей должно быть сформировано понятие: хорошо-плохо. И ценность денег им уже известна. В начале школьной жизни у большинства ребят появляются первые деньги, на свои самостоятельные карманные расходы. Но, именно в этот период, семьи чаще всего сталкиваются с детским воровством. И недоумевают: «как же так?», «никто в семье его такому не учил» и т. д.

Читайте так же:  Какие ошибки совершают практикующие психологи

Не стоит сразу же приписывать такое поведение к «аморальному» и придумывать суровые наказания. В первую очередь следует доверительно поговорить с ребенком и выяснить, какие же трудности толкнули его к этому поведению. Вот лишь несколько наиболее распространенных причин.

Отсутствие своих денег

В начале школьной жизни дети активнее начинают погружаться в социальную среду, их развитие проходит под влиянием окружающих. Особенное место в этом процессе занимают сверстники. Если малыш видит, что у других детей есть деньги на буфет и другие мелкие расходы, а у него нет – он чувствует себя ущербным и неполноценным. Эти чувства могут толкнуть его к нехорошему поступку, даже если он уже осознает неправильность своего поведения.

Кража как реакция на травму

Такое поведение возникает в результате неблагополучной атмосферы сложившейся в семье. Возможно, что при таком раскладе дети начинают воровать еще в дошкольном возрасте, но родные гневно реагируют на подобное поведение, не понимая его истинных причин. Если систематически ребенка наказывали, а общая атмосфера в семье не менялась – ребенок начинает воровать уже намеренно. Чтобы отомстить за ранее причиненные обиды.

Самоутверждение

Погружаясь в школьную жизнь, дети осознают – популярными становятся те ребята, у которых есть эксклюзивные игрушки и дорогие гаджеты. Ошибочно полагая, что это единственный путь к одобрению и принятию окружающими, дети начинают воровать деньги родителей, чтобы потратить их на угощения для сверстников или покупку игрушки, которую будут просить другие. Они тем самым «покупают» любовь окружающих.

Пробелы в воспитании

Выше уже говорилось, что в возрасте 5-8 лет дети должны осознавать отличия плохого от хорошего. Но иногда этого не происходит. Ведь любые качества характера формируются в процессе воспитания родителями, влияния других значимых окружающих, самостоятельных решений ребенка, а не появляются сами по себе в каком-то определенном возрасте.

Если в нравственном воспитании малыша произошел серьезный пробел, он не осознает, что совершает что-то плохое и думает, что деньги принадлежать ему точно так же, как и родителям. В этом случае он не испытывает раскаяния, чувства вины и не осознает состояние родителей, так как не способен к эмпатии.

Возможно, у него недостаточное развитие волевой сферы и тогда желание «хочу», преобладает над здравым «могу это позволить». Такое поведение складывается вследствие того, что в более раннем детстве, родители покупали своему чаду абсолютно все, и он не слышал слова «нет». Теперь, когда желания стали серьезнее, они уже не могут так потакать его требованиям.

Отсутствие доверия к родным

Иногда ребенку нужны деньги на то, что, по его мнению, родители посчитают напрасной тратой. Например, на подарок симпатичной однокласснице или на помощь приюту для животных. Терзаемый сомнениями, он принимает сложное решение – потратить средства родителей на очень-очень значимые для него вещи. Здесь один хороший поступок совершается вслед за плохим поступком. В такой ситуации ругать ребенка точно не следует, ведь он замкнется еще больше и только удостоверится в правильности своих первоначальных выводов.

Распространенной причиной воровства может стать давления на ребенка со стороны сверстников или старших ребят. Путем запугивания или битья, они вынуждают беззащитного малыша совершать кражу денег у родителей. Таким образом, он естественно хочет «откупится» и не терпеть больше систематических издевательств.

Причины воровства родительских денег среди подростков

К специалисту большинство родителей обращается уже в этом случае. Ведь сделать что-то самостоятельно у них не получается. Подростковое воровство в 70% случаев является следствием более ранних причин рассмотренных выше. Но, если до этого не замечалось подобного поведения, возможно, оно сформировалось под действием таких факторов.

Желание купить что-то запрещенное или попадание в «плохую компанию»

Понимая, что никакой нормальный родитель не одобрит покупку спиртного или сигарет, подросток вынужден тайком взять на них денег, чтобы не опозорится в глазах сверстников. Это еще одно следствие недостаточно развитой волевой сферы ребенка, который не может отказать друзьям.

Возможно, что в семье произошли какие-то болезненные перемены (развод, смерть одного из членов семьи) и подросток находит, как ему кажется, утешение в не слишком хорошей компании. Пользуясь его эмоциональной подавленностью в этот период, дети начинают шантажировать подростка тем, что в случае невыполнения их требований отвернутся от него.

Желание выделится на фоне других

Если ранее вопрос самоутверждения не стоял остро, то в подростковом возрасте завоевание авторитета любимы способами может стать первичной целью для подростка.

Это толкает на ранее непозволительные поступки.

Еще, воровство может служить неким вызовом самому себе: «да, я это смог!». Это добавляет подростку ложное чувство значимости и самостоятельности.

Что делать родителям? Советы психолога

Дабы предотвратить подобное поведение еще в раннем возрасте, следует придерживаться нескольких обязательных правил:

  • проводить беседы и ролевые игры на тему значимости денег – это позволит ребенку иметь четкое представление о том, как они достаются родителям;
  • давать ребенку деньги на собственные расходы (примерно с 5-6 лет);
  • уделяйте как можно больше внимания воспитанию волевой сферы ребенка и таких качеств как самостоятельность, бережливость;
  • не оставлять сбережения на видных местах;
  • не поощрять любое воровство, выдавая его за ловкость или хитрость;
  • давать возможность дополнительного заработка (помимо карманных денег).

Если воровство уже произошло, не следует вдаваться в панику:

  • поговорите с ребенком наедине о причинах такого поведения;
  • помогите ему справится с проблемами, на решение которых, ребенку понадобились деньги (буллинг, покупка подарка, помощь другому человеку, переживания из-за ситуации дома…);
  • дайте понять, что не сердитесь (даже если эмоции переполняют, не дайте им взять верх), но очень расстроены случившимся, ведь не ожидали такого поведения от своего любимого сына/дочери;
  • если сумма уже потрачена – дайте ребенку возможность исправить ситуацию (отработать средства дополнительными домашними обязанностями или компенсацией суммы за счет вычета из его карманных денег);
  • не называйте ребенка «вором» или похожими словами, это может закрепить «ярлык» и сформировать дальнейшую линию поведения в соответствии с ним;
  • искренне расскажите о своих чувствах, когда обнаружили пропажу тяжело заработанных средств.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Такая тактика поведения, позволит ребенку открыться. Вследствие доверительного и спокойного отношения, у родителей есть большие шансы скорректировать нежелательное поведение ребенка без посторонней помощи.

Источники


  1. Карнеги, Дейл Как завоевывать друзей. Осознанность. Интуиция. Разум. Близость. Зрелость (комплект из 6 книг) / Дейл Карнеги , Ошо. — М.: Попурри, ИГ «Весь», 2010. — 439 c.

  2. Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие / В.В. Гребнева. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 192 c.

  3. Кардер, Дэйв Семейные секреты, которые мешают жить / Дэйв Кардер и др. — М.: Триада, 2016. — 464 c.
  4. Курпатов, А.В. 7 настоящих историй. Как пережить развод / А.В. Курпатов. — М.: Олма Медиа Групп, 2011. — 437 c.
  5. Морозова, Е. А. Диалоги о семье и браке / Е.А. Морозова. — М.: Сибирская Благозвонница, 2014. — 608 c.
Почему дети начинают воровать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here