Поговорим о мортидо

Сегодня обсуждаем тему: поговорим о мортидо с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Поговорим о мортидо

Издательство Алетейя (СПб) в 2012 г. опубликовало книгу В.А. Кутырёва «Время Mortido», которая продолжает серию публикаций нижегородского философа, призывающего думающих-и-читающих людей моргнуть глазом (ибо идём по жизни, глазом не моргнув), смыть слезой привычную спешку за прогрессом и увидеть новую, – именно новую, а не одну из старых и забытых, – новую развилку человеческой истории, которая оформляется в XXI веке. XIX век – это «Сумерки богов» и «Бог умер», XX век – это «Смерть человека» и «Да здравствует наука», а XXI век – это Время Mortido, – то есть «прогресс ради прогресса», «апокалипсис в раю», когда живой человек культуры незаметно для себя стремится умертвить себя в искусственном техногенном двойнике, – утверждает свой взгляд на современный мир проф. Кутырёв. Он хочет, чтобы этот крен к самоумерщвлению человека не проходил незаметно, хочет, чтобы это заметили все, обдумали в трезвом уме и доброй памяти и решили, действительно ли это нам нужно или надо сползать в будущее без человека.

Контент книги нельзя привязывать к тому, что сегодня называют «развитие инноваций», «стратегия 2020» и т.п. Автор не мыслит масштабами «пятилетних планов» научно-технического развития, не описывает темпов научного развития отдельных стран. Поэтому часто появлявшиеся в ответ на более ранние выступления проф. Кутырёва обвинения в его провинциальной дремучести, патологической наукофобии и пр., как ранее не имели смысла, так не будут иметь смысла по отношению к «Время Mortido». Автор воспринимает происходящее в другой масштабной сетке, он задаётся вопросом о том, каким станет человек и человечество на рубеже XXI и XXII веков? Останется ли действующий сегодня Homo Sapiens для жизни в XXII веке или его история закончится в веке XXI, а дальше будет функционировать «киборг» без пола, без возраста, без души, без эмоций, но зато надёжный работник, контролируемый, индустриально производимый и утилизируемый в нужных количествах.

Автор «Время Mortido» регистрирует факты, в которых ему видится нарушение неприкосновенной границы человеческого, погружает их в свой рефлексивный поток, на поверхности которого рисуется устрашающая картина гибели человека и человечества. Картина эта о том, что не войны уничтожат человечество, а вполне мирная рутина массового производства, прибыльности и потребления. «Время Mortido» только подаёт сигнал, вопиет и рисует то, чего надо убояться. Но книга не даёт детального, систематизирующего анализа текущей реальности, не создаёт платформы для выработки рационального плана предотвращения устрашающего сценария. Автор, видимо, предлагает это более кропотливое дело другим исследователям, новому поколению философов в России.

Дахин А.В., д.ф.н., проф. (Нижний Новгород)

Эрик Берн. Либидо и мортидо.

С этой статьи хочу начать писать целую серию статей о Э. Берне и его книгах.

А сейчас о его работе «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых», а точнее именно о либидо и мортидо как главных устремлениях человека.

Либидо – это стремление к созиданию, а первоначально стремление к продолжению рода!

Мортидо – это стремление к разрушению, первоначально направленное на защиту от посягательств извне.

Имя Берна чаще всего ассоциируется с созданным им трансактным анализом. Но в данной работе Берн проявляет себя именно последовательным приверженцем классического фрейдовского психоанализа. Ведь либидо и мортидо ключевые понятия психоанализа.

И как всегда я попытаюсь с целью интеграции разных психологических направлений рассматривать либидо и мортидо под углом зрения идеогештальта, приводя при этом примеры и аргументы самого Берна из этой его работы.

Как пишет Берн, с самого раннего детства человеку свойственно проявлять оба стремления.

Либидо проявляется в постоянном стремлении сосать грудь матери, мортидо в том, чтобы что-нибудь сломать или разбить.

В случае отсутствия у ребёнка естественного кормления, он в той или иной мере довольствуется соской или собственный палец сосёт. И это также можно назвать своего рода сублимацией.

За сломанные игрушки или разбитую посуду всегда, так или иначе, наказывают.

И если это наказание бывает жестоким, то возникает сопротивление мортидо, а значит, оно уже будет направлено внутрь, против самого себя. Направленное внутрь мортидо кроме того и либидо разрушает.

При психастении с её дефензивностью именно и происходит подобное: либидо, подавляемое направленным внутрь мортидо, проявляется в импотенции и преждевременной эякуляции у мужчин, и во фригидности у женщин. Впрочем, не только это у психастеников, но и у всех кто сдерживает свою агрессию, а тем самом и мортидо вместе с либидо.

Нельзя, тем не менее, считать либидо и мортидо прямыми противоположностями, которые воюют друг с другом. Скорее они диалектические противоположности, взаимопроникающие друг в друга.

И у Бёрна как раз пример с земледелием, когда через мортидо, а соответственно и разрушительную агрессию, вспахивается земля, но затем через либидо любовно взращивается урожай. То есть созидание неотделимо от разрушения.

И подобное созидательное разрушение по Берну может и сублимацией служить в профессиях шахтёра, плотника, хирурга.

А как сублимировать, если нет возможности в этих сферах работать? Один мой знакомый лепил фигурки разные из пластилина. Причём без удовольствия лепил, а даже и с омерзением. Это он своих врагов лепил и с большим удовольствием их, потом ломал, мял и даже оплёвывал. Такая сублимация мортидо.

Про сублимацию либидо тоже сказано немало и это любой вид творческой и созидательной деятельности.

Сдерживание агрессии, а я это обычно называю сдерживанием злости, приводит к подавлению мортидо и либидо. Выражение злости вовне приводит либидо и мортидо в дружеское взаимодействие в реализации собственных желаний.

И, разумеется, мы все в социум среди людей живём и без самоограничений нам не обойтись! Но чрезмерное самоограничение и есть сдерживание себя и своей агрессии.

О вреде направленного внутрь себя мортидо я уже сказал. А внутрь направленное либидо?

И вот здесь Берн отмечает, что вопрос о том, как может быть направлено внутрь либидо, мало изучен, но представляется, что это именно путь к своему истинному Я.

Юнг бы назвал это истинное Я самостью. И здесь у него препятствием к направлению внутрь себя либидо были бы наверняка анима и анимус. Но об этом позже.

Читайте так же:  Про машу и пашу или как страх управляет нашей жизнью

И если направленное вовне либидо предполагает сближение с кем-то, то не резонно ли предположить, что направление либидо внутрь и есть приближение к самому себе?

И всё это конечно словесные рассуждения, хотя они мне и представляются абсолютно верными.

А если на практике в процессе идеогештальта?

О том, как я это предполагаю делать, и пойдёт речь в следующей статье!

Мортидо, или как не выраженное либидо превращается в деструдо

В современном психоанализе врачи используют термин мортидо, который символизирует деструктивное начало человеческой личности. Для обозначения величины этого чувства употребляется термин «деструдо».

История возникновения

Зигмунд Фрейд считал, что человеком движут два основных инстинкта: либидо и мортидо. И если либидо – это стремление к жизни, то мортидо – разрушающее начало.

Его ученица Сабина Шпильрейн на основании этой теории написала работу «Деструкция как причина становления», которая положила начало углубленного изучения влечения человека к смерти. Она проводит параллель между желанием смерти и глубоко скрытым мазохизмом. Она считала, что тяга к деструкции собственной личности произрастает из глубинной тяги к смерти. В своей докторской диссертации она также обратила внимание на то, что осознанный распад личности и тяга к самоуничтожению может стать источником творческого и социального роста.

Множество ученых занимались вопросом влечения к смерти (Альфред Адлер, Сабина Шпильрейн, Карл Юнг, Вильгельм Штекель), но только Фрейд смог трансформировать их взгляды в общую концепцию и осветил ее во второй дуалистической теории влечения. В данной работе он показал связь либидо и мортидо и впервые противопоставил тягу к жизни деструктивному началу в личности каждого человека.

На основании этой теории и работ Шпильрейн стал популярен термин «деструдо», изучением которого активно занимался Пауль Федерн.

Характеристика

Мортидо – это противоположное либидо стремление, которое выражается в сознательном разрушении личности на любых уровнях: социальном, психологическом, физическом. Это противовес инстинкту выживания, который присущ любому живому организму на Земле.

Мортидо – это внутренняя сила, которая несет тягу к разрушениям, убийствам, насилию; это инстинкт смерти; это гнев, агрессия в различной форме и проявлениях.

Либидо и мортидо – это два рычага, которые движут любым человеком. Существует теория, согласно которой либидо, которое не может быть выражено превращается в деструдо. Иными словами, если человек в полной мере не может реализовать свои сексуальные потребности, творческий потенциал, то эта невыраженная энергия трансформируется в саморазрушение. Это проявляется в агрессивности человека по отношению к себе и окружающим, вспышками ярости, которые сменяются пассивностью и подавленностью.

Физиологически преобладание инстинкта смерти проявляется в замедлении процессов метаболизма, снижением иммунной активности и выработки гормонов. Это может привести к затяжной депрессии, которая со временем переходит к депрессивный статус. Такое состояние наступает из-за дисбаланса системы эндорфинов и энкефалинов в нейрохимической структуре головного мозга: при невозможности реализовать базовые потребности в центральной нервной системе вырабатываются не гормоны удовольствия (эндорфины), а энкефалины, которые вызывают подавленное состояние, чувство тоски, неудовлетворенности и тревоги.

Энергия инстинкта смерти

Для обозначения величины инстинкта смерти в психоанализе используют термин деструдо.

Основатель этой теории Зигмунд Фрейд сам мало занимался разработкой теории о деструдо, однако ученики его школы написали на эту тему несколько работ. Они основывались на концепции двойственности личности человека. Она гласит, что в каждом есть либидо и мортидо и оба этих инстинкта должны быть сбалансированы и направлены на созидание. В том случае, когда этого не происходит, то действия человека несут в себе деструкцию и разрушение.

[1]

Деструдо – это потенциально разрушительные действия, которые направлены на самого человека и окружающий его мир. От мортидо его отличает направленность, векторность и наличие точек приложения разрушительной энергии. Деструдо также является способом объяснить и расшифровать установку и состояние психики пациента на текущий момент.

Нельзя точно определить настроенность мотивов человеческого поведения и поступков. Не все ученые разделяют принцип двойственности человеческой натуры. Наивысшим проявление либидо является сексуальная связь, а мортидо проявляется убийством. На данный момент в социуме явно или косвенно присутствуют оба эти явления. И либидо, и мортидо влияют на поступки человека с одинаковой силой.

Тема: Либидо и Мортидо

  • LinkBack URL
  • About LinkBacks
  • Bookmark & Share
  • Digg this Thread!
  • Add Thread to del.icio.us
  • Bookmark in Technorati
  • Tweet this thread
  • Опции темы
    Отображение
    • Линейный вид
    • Комбинированный вид
    • Древовидный вид
  • Это не инстинкты, это понятия в рамках определенной концепции (фрейдизма). Концепция «фрейдизм»- ненаучная, критерий фальсифицируемости не проходит.
    Т.е., объяснить при помощи фрейдизма можно всё и всегда, но доказать ничего нельзя.
    Так что, способов убедиться в правоте или неправоте оного невозможно, это предмет веры, а не знания.
    Разновидность религии/философии, так сказать. Можно систематизировать мышление и таким образом, а можно совсем другими.

    8 пользователей сказали cпасибо Denis85 за это полезное сообщение:

    среда влияет на формирование инстинктов?

    Бокс совершенно не оказывает негативного влияния на здоровье. (с) Boss

    только пока человек борется со своими слабостями, он остается человеком.

    Дадан, На преобладание одних над другими.

    2 пользователей сказали cпасибо Boek за это полезное сообщение:

    так инстинкты движут нами или что?

    Бокс совершенно не оказывает негативного влияния на здоровье. (с) Boss

    только пока человек борется со своими слабостями, он остается человеком.

    Дадан, Конечно движут, но мы же не животные которые ему слепо следуют, у нас есть дар мыслительных процессов, и мы в какой то мере инстинкты можем подавлять. Суицидники ведь подавляют в себе главный инстинкт — инстинкт жизни.

    5 пользователей сказали cпасибо Boek за это полезное сообщение:

    Боёк же сказал, движут, но только в среду, сегодня пятница, так что можно бухать спокойно и небояться допиться до Мартидо 🙂

    6 пользователей сказали cпасибо Spit-it_Out за это полезное сообщение:

    я сегодня еду домой. удовлетворять свой инстинкт. если будут какие то накладки, я удовлетворю другой инстинкт, инстинкт УБИВАТЬ.

    Бокс совершенно не оказывает негативного влияния на здоровье. (с) Boss

    только пока человек борется со своими слабостями, он остается человеком.

    7 пользователей сказали cпасибо Миклухо Маклаев за это полезное сообщение:

    «Миром правят секс, жажда власти и чувство голода». Все тот же Фрейд сказал

    1 пользователь сказал cпасибо Ronin за это полезное сообщение: :

    о, боги, за что мне это.
    накаркал.
    моя смена попала в аварию, фольцваген амарок в говно. хорошо все живы но мерзнут на трассе. с протараненного уазика увезли челавека.
    епаныйбастон. все откладывается минимум часов на 10.
    пошел убивать.

    Бокс совершенно не оказывает негативного влияния на здоровье. (с) Boss

    Читайте так же:  Десять признаков мерзавца

    только пока человек борется со своими слабостями, он остается человеком.

    Разврат — это извращение морали и нравственности человека, нарушение тех норм поведения, которое принято цивилизованным обществом. А все нормы и законы отталкиваются в своей основе от тех законов, которые вырабатываются высшей человеческой цивилизацией.

    Мораль ориентирует человека к высшему идеалу порядочности, к высшему совершенству, но низшие животные инстинкты тянут его вниз, к своему дикому началу.

    Надо сказать, что в своих низших инстинктах человек намного перещеголял животных. Любое животное делает всё по потребности, и злоупотреблений в их мире не наблюдается. Животное убивает столько, сколько может съесть. Когда же сыто, оно безопасно. Убивает животное и в случае своей защиты, но не из-за каких-то прочих корыстных целей, жадности или удовольствия. То же самое и в остальном, то есть животное никогда не злоупотребляет своими инстинктами. Человек же в этом дошёл до безграничных извращений. Каждый из инстинктов он развил до предельных возможностей. Весь свой разум и сознание он направил не на совершенствование души, а на максимальное расширение границ в ублажении каждого из данных ему инстинктов.

    Это грубое нарушение тех норм поведения, которые даны человеку Высшим Разумом. Увлечение и развитие низких инстинктов приводит к выплеску в Космос грубых низкочастотных энергий, которые подпитывают низших элементалей в астральном мире и загрязняют околоземные слои.

    Главная цель, с которой было создано человечество — это выработка им чистой энергии, созвучной по своим волновым характеристикам с Божественной душой. При развитии же низких инстинктов качество той продукции, которую вырабатывает цивилизация, резко ухудшается. В Космос начинает выплёскиваться отвратительная смердящая грязь разлагающихся душ. Всё астральное тело Земли начинает напоминать прокажённого, покрытого гнусными язвами и коростой. Но, к сожалению, человек этого не видит, и своё убожество выставляет за норму жизни.

    В погоне за удовольствиями человек придумывает одно извращение за другим, рекламируя их как цветы любви, не понимая, что вонючую жижу нельзя выдавать за святую воду. Также и разврат нельзя и близко ставить с таким понятием, как истинная любовь.

    Разврат разлагает душу. Любовь возвышает её до Божественных высот. Между ними можно провести такую же аналогию, как между смертью и жизнью. Одно служит для разрушения, другое — для созидания, и в этом их главное различие.

    Человек никак не хочет понять простой истины — любовь двух даётся человеку с целью его лучшего духовного совершенствования, а он пытается душевное возвышение заменить душевным разложением.

    Творец дал возможность осознать азы Великой Любви в отношениях между двумя половинками единого целого, подчёркиваем – только азы. И Творец дал человеку возможность уже на Земле прикоснуться к могучим тайнам высшего совершенства, возвыситься над материей в великом чувстве любви к другому, жизни во имя любимого, самопожертвования во имя избранника. Любовь приобщает человека к космическим законам и позволяет подняться над тем низшим миром инстинктов, в котором он находится.

    Ваши Старшие Братья по Разуму объединены единой Любовью друг к другу и ко всему живому. Человек же, учась любить верно и преданно одного, учится любить верно и преданно своих космических братьев. И пока сердце его не выработает в себе такие высочайшие качества, как Верность и Преданность, он не будет допущен в Великое Сообщество, и будет проходить бесчисленную цепь мучений и страданий. Поэтому ещё раз напоминаем — не путайте разврат с истинной любовью, не уподобляйтесь животным. Идите к своему Создателю. И только у него вы получите все те блага, которые пытаетесь отыскать здесь, на Земле, принимая за них грязные утехи.

    Человеку всегда даётся право выбора: возвыситься в любви к своему единственному и желанному избраннику или пасть на дно диких инстинктов в погоне за дешевыми и грязными удовольствиями и там, на дне, разлагаться день ото дня, пока не превратиться в живой труп.

    Человеку дано сознание, ум и дано понятие, чт

    обы отличить, что такое добро и что такое зло. Поэтому, когда он что-то совершает, то всегда душа его знает точно — плохо он делает или хорошо. Разврат человека осуществляет всегда сознательно и не может прикрываться незнанием или непониманием. Душа всегда знает, что удовольствие данная личность предпочитает сильнее, чем желание быть кому-то преданным и любимым.

    [3]

    Разврат — это то единственное, что не имеет оправдания. То великое дело — продолжение рода человеческого, возможность иметь маленьких любимых существ — детей, человек опошлил, извратил и стал использовать не для сохранения жизни на Земле, а для ублажения нижайших своих чувств. То есть это грех против всего человечества, и прощения за него нет.

    Развратничая, каждый нарабатывает себе карму, строит цепь будущих измен, унижений, боли и страданий, которые он получит от других в следующем воплощении. Если в этой жизни развратница или развратник имели красивое, хорошо развитое тело, то в следующей будут иметь плохо сформированное тело со всевозможными нарушениями: человек может быть очень толст или очень худ, кривоног, сутул, страшен лицом и так далее, так что вряд ли кто на него соизволит посмотреть. Но это внешняя сторона. Что же касается прочих наказаний, то за разврат в прошлой жизни могут наказать бесплодием, импотенцией, изменами супругов, развалом семей, сиротством со дня рождения, полным одиночеством. Категория старых дев и старых холостяков частично тоже относится к нарушителям моральных норм.

    Если в этом существовании человек в погоне за удовольствиями нарушает законы нравственности, поглощая приторные плоды распутной жизни, то в следующем воплощении эти законы ударят по нему очередью страданий. Сегодня человек наслаждается, завтра за своё наслаждение будет жестоко расплачиваться, и при этом, чем больше будет по силе наслаждение грехом, тем сильнее будут его страдания. Искуплением может быть только осознание своего падения, то есть человек до тех пор будет мучиться, пока искренне не раскается в своих поступках.

    Карма не терпит неискренности, и как бы человек ни притворялся, что понял свой грех, и как бы ни умолял Высшие Силы простить его и не карать, но карма неумолима и неотвратима. Она видит любой оттенок души, поэтому грешник может обмануть себя и кого угодно, но не Высшие Законы, которые неумолимы и безжалостны.

    Главный принцип, на котором основана карма — как ты поступил с другими, так и другие поступят с тобой.

    Читайте так же:  Психотерапия панических атак

    Единственное, что спасает от наказаний — это праведность и искренность, вернее — искреннее осознание содеянных поступков. Осознание и раскаяние смягчает будущую карму, делает её не столь суровой.

    Разложение души всегда сурово наказывалось. Одно дело — ошибки за какие-либо действия и совершенно другое — разложение основы человека, его сущности. Поэтому за получаемые удовольствия, за опускание до уровня инстинктов животных и ниже того, наказание следует неминуемо, и муки души тяжелы и неотвратимы.

    Главное наказание человека состоит в его душевных переживаниях и терзаниях, ибо нет ничего невыносимей внутренней боли. Именно она доводит людей до помешательства, толкает на самоубийство. Представьте, какой степени достигает внутреннее страдание, если человек решается покончить с собой. Так что цепь неудач, вызывающая глубокие страдания, и нарушения психики относятся тоже к наказаниям за моральное разложение.

    В особо тяжёлых случаях прегрешения уродуют человека в будущей жизни так же, как он в прошлом уродовал свои высшие начала, свою божественную душу. И если в предыдущем воплощении развратник или развратница щеголяли красивым телом, восхищая окружающих, то в новом воплощении они могут вызывать у людей отвращение и жгучее пренебрежение, столь отвратительны могут оказаться их формы.

    Наказание, конечно, как и за все прочие виды грехов следуют не только в будущем, но и в настоящем. И с этой целью на Землю посылаются особого рода болезни типа венерических, проказы, спида и т.д., в целях приостановки падения нравов и направления людей на праведный путь.

    Разврат по степени греховности стоит выше убийства, потому что убийца уничтожает тело, временную материю, а развратник посягает на святое святых — на великое творение Бога — вечную душу. Отсюда и наказания здесь более суровы, чем все остальные, и муки души беспредельны, также как беспредельны и грязные человеческие помыслы.
    Не падайте ниже того, чем вы есть. Человек возвеличивает себя необоснованно, хотя стоит ещё на ступени эволюции очень низко. Поэтому будьте благоразумны, не поддавайтесь на грязные искушения, не превращайтесь в жалких слепцов.

    Вопрос об энергии Мортидо

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Здравствуйте! Меня зовут Алик, и я наркоман со стажем 15 лет употребления. Я, когда отбывал свой срок за наркотики, увлёкся психологией. И если взять эту проблему всю целиком, то есть всего один вопрос.

    -Как избавиться от энергии МОРТИДО?

    Здравствуйте, Алик. Вы совершенно верно провели аналогию между наркоманией и энергией Мортидо. Действительно, в некоторых людях она настолько сильна, что заставляет становиться на путь саморазрушения. К сожалению, это настолько глубинный процесс, происходящий вне нашего сознания, что избавиться от неё самостоятельно невозможно. С энергией Мортидо работают психоаналитики, то есть специалисты, работающие в таком направлении психологии, как Психоанализ. Правда, найти толкового психоаналитика в России или других странах очень сложно.

    Со своей стороны посоветую вам постараться перевести энергию Мортидо в энергию Либидо. Как вы, наверное, знаете, это не только секс, но и творчество. Найдите себя в созидании чего-то нового, привнесите в свою жизнь элемент творчества. Многие люди избавлялись от своих зависимостей именно таким способом.

    В любом случае, вам важно понимать, что ваша жизнь зависит только от вас. Человек в состоянии управлять своей энергией, принимая правильные решения. Что такое правильное решение? Это такие действия, за которые вам не будет стыдно. Представьте, что ваша жизнь – это фильм, который могут видеть окружающие. Могли бы вы показать его своим родным? Постарайтесь сделать так, чтобы ваши действия приносили людям радость и свет. И тогда энергия Мортидо перестанет управлять вами. Я очень хочу верить, что у вас всё получится.

    Смертельная жизнь или как не оставить мортидо ни малейшего шанса?

    Я — не тело, наделенное душой, я — душа, часть которой видима и называется телом.

    Ответ на вопрос, «Что такое жизнь?» весьма непрост. Несмотря на то, что это понятие кажется совершенно очевидным, дать какое-то определение здесь гораздо проще через отрицание, то есть, поняв, чем жизнь отличается от «нежизни». На ум приходят слова развитие, созидание, выживание… Действительно, посмотрев на все живое в мире, можно сказать, что оно, в отличие от неживого движется, растет и куда-то стремится. Можно ли то же самое сказать о человеке?

    Напрашивается ответ «конечно, да!». Но, оказывается, здесь не так все просто. Зигмунд Фрейд говорил о двух главных мотивах человека: либидо и мортидо. Первый представляет собой не только инстинкт размножения, а как раз то самое стремление если и не жить, то, как минимум, выжить. Оно кажется настолько очевидным и естественным, что не вызывает сомнения: у любого живого существа есть инстинкт самосохранения и встроенная программа развития.

    Мортидо же представляет собой нечто совершенно обратное. Оно является воплощением разрушительного начала в человеке. Сам факт существования такого начала кажется совершенно неестественным, потому что противоречит всем качествам, отличающим живое от неживого. Развитие, рост, созидание – все это в данном случае отрицается, и человек начинает заниматься разрушением себя и других.

    Мортидо и базовые сценарии

    Стремление к смерти, по мнению З.Фрейда, присутствует в каждом человеке. Только в разной степени и в разной форме выражения. Например, если вспомнить варианты базовых сценариев Клода Штайнера, то получится, что «в норме» мортидо находится только у первого варианта:

    1.«Я — в порядке, другие – в порядке»

    Базовый сценарий: «Жить и радоваться»

    Дверь выхода: «Изменения»

    2.«Я – не в порядке, другие – в порядке»

    Базовый сценарий: «Без любви»

    Дверь выхода: «Самоубийство»

    3.«Я — в порядке, другие – не в порядке»

    Базовый сценарий: «Без чувств»

    Дверь выхода: «Убийство»

    4.«Я – не в порядке, другие – не в порядке»

    Базовый сценарий: «Без ума»

    Дверь выхода: «Сумасшествие»

    [3]

    Все остальные варианты так или иначе связаны с убийством или разрушением: либо самого себя (2-й вариант), либо кого-то другого (3-й вариант), либо своей собственной личности (4-й вариант).

    Вывод отсюда достаточно очевиден. Чем больше человек отрицает и не принимает себя или других людей, тем лучше развита его «мортидная сущность». Конечно же, такое отрицание происходит исключительно на уровне бессознательного под влиянием установок, которые ребенок получил еще в детстве от родителей.

    Согласитесь, картина получается не такая веселая, как могло показаться. Большинство базовых сценариев содержат в себе своеобразную антижизненную программу.

    Но так ли все страшно?

    Читайте так же:  Целостное осознавание мира и наши потребности

    Можно подумать, что мортидо представляет собой этакую мину замедленного действия. На самом деле она никогда не сработает, если эту теневую часть себя «не подкармливать». Помните притчу про двух волков?

    Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

    — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

    Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

    Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

    — А какой волк в конце побеждает?

    Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

    — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

    Как же не оставить мортидо ни малейшего шанса?

    1.Не смотреть новостей.

    От клиентов, знакомых, близких часто слышу одно и то же: «Посмотришь новости – и жить не хочется». Так и есть, стакан журналистов, подготавливающих передачи для ТВ, всегда наполовину пуст.

    Я ощутил на себе мортидное влияние новостных каналов, когда поймал себя на мысли, что порой начинаю вздрагивать от очередного срочного репортажа или прямого включения. Тогда я поступил просто: удалил блок новостей в отображении браузера и разместил там рубрику с анекдотами и цитатами от великих людей. Теперь у меня всегда есть в запасе пара анекдотов вместо пары свежих новостей… Например (прошу прощения за некоторую скабрезность):

    — Читать газеты, сидя на унитазе, это правильно.

    — Потому, что готов к любым, даже самым страшным новостям.

    2.Изменить круг общения.

    Непростая задача, но она того стоит. Убедился на своем и чужом примере. Когда моя жена перестала общаться с подругой, которая ее постоянно «учила жизни», рассказывая, как все и у всех плохо, то первая ощутила значительное улучшение самочувствия.

    Общение – это не просто слова. Иногда можно легко «подхватить» от собеседника что-то мортидное, и это будет не только насморк или кашель. В то же время пару минут разговора с кем-то позитивным и жизнеутверждающим могут зарядить энергией на целый день. Вспомнил еще анекдот:

    Устроил мастер-класс по позитивному мышлению, но зал был наполовину пустой.

    Как вы уже догадались, я не случайно подводил к этому пункту, рассказывая анекдоты. Мортидо не выносит гибкости и искрометности, которую несет в себе юмор. Неумение посмотреть на все другим взглядом или даже посмеяться над собой создает инертность, зашоренность мышления. А вот еще один анекдот на тему позитивного мышления, который мне очень нравится:

    Едет мужик в троллейбусе. Хмурый. И думает: «Вокруг одно быдло, начальник — кретин, жена — стерва».
    За спиной ангел–хранитель с блокнотом и ручкой. Записывает: «Вокруг быдло, начальник кретин, жена стерва. хм, вроде было уже. И зачем ему это все время. Но раз заказывает — надо исполнять».

    Согласно психоаналитической теории, мортидо возникает вследствие нереализованности либидо и потребности в социальном самоутверждении. Когда человек недополучает любви и принятия себя извне, его энергия жизни не находит выхода и превращается в разрушительную силу.

    Любовь – это универсальное средство, способное обратить этот процесс вспять. Такое возможно, потому что за мортидо лежит нереализованная потребность, то есть стремление к чему-то позитивному и важному. Часто жизнелюбие возвращается именно с любовью.

    На этой позитивной ноте и хочу завершить данную статью, центральная идея которой в том, как обрести жизнелюбие и превратить свою разрушительную сущность в союзника. Мортидо набирает свою силу там, где нет любви, и где человек пытается спрятать свои чувства от других… В заключение цитата от Пауло Коэльо:

    Великая цель всякого человеческого существа – осознать любовь. Любовь – не в другом, а в нас самих, и мы сами ее в себе пробуждаем. А вот для того, чтобы ее пробудить, и нужен этот другой. Вселенная обретает смысл лишь в том случае, если нам есть с кем поделиться нашими чувствами.

    Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

    А еще это может быть легко и приятно.

    Некоторые мои статьи:

    Поговорим о мортидо

    Людей в отношениях связывает любовь, привязанность, взаимное уважение, обмен теплом.… Это расхожее мнение и зачастую это действительно так. Во всяком случае, на уровне сознания. Однако если присмотреться, можно обнаружить семьи, где не менее прочные связи образуют взаимная ненависть и страх. Которые, в угоду социуму, маскируют под любовь и ответственность. О всяком случае, называют именно такими словами.

    Сегодня я хочу подумать о том, как формируются такие связи, с точки зрения классического психоанализа.

    Психоаналитическая теория постулирует, что в основе человеческой личности лежат два фундаментальных побуждения: креативное (либидо) и деструктивное (мортидо). Эго-либидо переживается как приятно знакомое, в то время как мортидо переживается как боль, потенциальная опасность и некое неизвестное, вселяющее страх.

    Морти́до —психическая энергия, источником которой является гипотетический инстинкт смерти. Источник Либидо – влечение к жизни, инстинкт выживания.

    Эти два противонаправленных влечения определяют динамику человеческой психики, как «+» и « — » определяют динамику электрического заряда.

    Для того чтобы понять работу влечений, нужно еще одно понятие – катексиса. Это направление и, одновременно, интенсивность влечения. Можно сказать, что влюбиться – это катектировать либидо в выбранный объект. Катексис еще называют размещением или связыванием влечения.

    Так может быть, мы испытываем потребность катектировать морбидо так же, как и либидо? Проще говоря, у нас есть потребность не только любить, но и вызывать ненависть? Бояться и желать смерти? Возможно, инстинкт смерти (агрессия), не найдя противника во внешней реальности, просто убьет самого обладателя?

    Вспомните, как часто приходится наблюдать, как гаснут и болеют люди после развода с супругом, который их унижал и ненавидел. Или как страдают дети, вырвавшись из — под гнета деспотичных родителей. Казалось бы – живи и радуйся? Ан нет, когда тебя больше некому ненавидеть, приходится убивать себя самому… А это уже тяжелая болезнь или саморазрушительное поведение. Депрессии, панические атаки…

    Вот и выходит, что потеря врага может быть куда опаснее для здоровья, чем потеря любимого человека, друга. Как ни парадоксально это звучит.

    [2]

    У мортидо есть еще одна парадоксальная особенность. Ведь влечение к смерти, как переходу в форму существования ПОСЛЕ тела, можно рассматривать как влечение к существованию ДО тела. ДО рождения, ДО зачатия. Ведь и то, и другое – небытие. Рождение и смерть в бессознательном оказываются событиями одного порядка. И младенческое желание слиться с матерью, вернуться обратно к блаженному внутриутробному состоянию, которое в той или иной степени сохраняется на протяжении всей жизни человека, по сути, может оказаться размещением мортидо, а не либидо вовсе…

    Читайте так же:  Восстановление разрушенной вселенной жертвы сексуального насилия в психоаналитической психотерапии

    Очень напитали влечение к смерти в масштабах всего человечества и многочисленные войны 20 века. Множество насильственных смертей в каждой семье, сопровождающееся идеализацией погибших, не могло не окрасить идею смерти в героико-романтический ореол…

    И именно поэтому так важен сегодня психоанализ, как способ, как возможность распутать клубок наших влечений…

    научная статья по теме ВРЕМЯ MORTIDO Философия

    Цена:

    Авторы работы:

    КУТЫРЁВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

    Научный журнал:

    Год выхода:

    Текст научной статьи на тему «ВРЕМЯ MORTIDO»

    Сверхпотребление перерастает в потребление самого человека. Он перестает быть субъектом и превращается в материал прогресса. Вместо устойчивого развития культивируется новационизм, когда предметная реальность вытесняется постчеловеческой, информационно-виртуальной. Развитие технического разума подавляет смысловое сознание, лишившись которого, он становится без(д)умным. Это значит, что разум человека начинает служить чему-то иному, приобретая абсурдный характер. Абсурд есть без(д)умие в форме разума. В нём рождаются идеи изменения людей, их замены более «совершенными» существами. Теоретически это выражается в движении транс-гуманизма. Его победа означала бы вступление нашей цивилизации в эпоху mortido.

    Overconsumption becomes consumption of human. He is already not the subject, but only the ground of progress. Sustainable development is reduced to novationism. It means displacement of objective reality by post-human, informative, virtual reality. Progress of technical reason suppresses notional consciousness and becomes unthinking in this way. Human consciousness reduced to technical reason becomes absurd. Absurd is the unthinking in the form of reason. For example, the idea of human transformation towards «perfect» creations. Trans-humanism is theoretical basis of these ideas. Superiority of trans-humanism should be considered as the MORTIDO time.

    КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: устойчивое развитие, новационизм, технический разум, смысл, информация, абсурд, трансгуманизм, mortido.

    KEY WORDS: sustainable development, novationism, technical reason, notion, information, absurd, trans-humanism, mortido.

    1. Этот без(д)умно разумный мир

    «Безумие единиц — исключение, а безумие целых групп, партий, народов, времён -правило». Несмотря на принятое теперь некритическое отношение к философии Ницше, это высказывание обычно воспринимается как поэтическое преувеличение, «стиль». Безумие времён и народов — как это возможно? А если возможно, если оно прозаически истинное, что тут делать, кто, к какому времени и обществу решится его отнести? Это риск, на который можно пойти, только вооружившись неоспоримыми доказательствами и по-

    © В.А. Кутырёв, 2011 г.

    няв природу данного явления. Разумеется, в философской проекции речь, прежде всего, должна идти не о нервно-психическом состоянии людей, а об объективно безумном результате их субъективно разумных, рациональных действий. Адекватнее, подобный феномен, следует, по-видимому, определять как абсурд. Абсурд — это без(д)умие в форме разума.

    Рай — аллегория места, в котором человек достигает счастья или блаженства через осуществление всех его желаний. В начале истории ввиду недостижимости такого состояния оно переносилось в мифические, сверхъестественные миры. Потом о нём стали рассуждать как о реальной, при соответствующем устройстве земной жизни, возможности, конструируя рациональные утопии. Совсем близко, опираясь на максимально глубокий для XIX в. теоретико-экономический анализ, к решению задачи построения рая подошёл марксизм с его концепцией коммунистического общества. «От каждого по способностям, каждому по потребностям» — осуществление этого принципа должно было означать конец истории как времени нужды, страданий и борьбы, т.е. предыстории, и начало подлинной

    истории человечества. Истории высвобождения и раскрытия всех заложенных в его природе возможностей.

    Представляется, что если мы говорим о рае и коммунизме, то по параметрам потребностей, соответствующих потенциалу человека как естественного существа, современное общество достигло потолка. Остаётся вопрос распределения производимого, «внутреннего обустройства рая». Сложный, противоречивый, но обусловленный не нехваткой созданных научно-техническим разумом средств и богатств, а разумом «второго порядка», его способностью к рефлексии и волевой социальной деятельности. Что касается духовных потребностей — в любви, вере, радости, красоте, стремлении к знанию и общению, то их правильнее квалифицировать как способности. Непосредственно не связанные с производством, они, хотя исторически модифицируются, по сути, всегда себе равны. Их нельзя удовлетворить никаким его уровнем и вопрос о таком удовлетворении — бессмысленный. Поэтому в современной литературе, как бы соединив, смешав потребности со способностями и «разделив пополам», говорят о «желаниях». В духовных способностях + потребностях = желаниях выражается континуальное единство социально-природной сущности человека.

    Странность сложившейся ситуации в том, что человечество не осознает своего принципиально нового положения. И вместо того чтобы озаботиться, как адаптироваться к нему, сохранив себя в качестве уникальной формы жизни, эволюционно сформировавшейся в процессе тяжёлого труда и жестокой борьбы за существование, оно продолжает наращивать технические достижения и опирающееся на них массированное потребление. Переходит к сверхпотреблению, т.е. тому, что превышая жизненные потребности, начинает искажать, подавлять свою природу и способности, трансформируя их, в качестве желаний, в сверх(пост)человеческое состояние. Продуцируемые стихийно и самостоятельно растущим производством, потребности становятся врагами способностей, притупляя их истоки. Эволюция человека трансформируется, по «ленте Мёбиуса», в его де(э)волю-цию.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

    Источники


    1. Немов, Р. С. Общая психология. Учебник и практикум. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 1. Ощущения и восприятие / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2016. — 304 c.

    2. Огнева, Татьяна Как жить вместе долго и счастливо / Татьяна Огнева. — М.: Эксмо, 2012. — 320 c.

    3. Уитон, А. Закон о прощении. Источник любви (комплект из 2 книг) / А. Уитон, Свагито Р. Либермайстер. — М.: ИГ «Весь», 2012. — 640 c.
    4. Зарецкая, И. И. Основы этики и психологии делового общения / И.И. Зарецкая. — М.: Оникс, 2016. — 224 c.
    5. Леонтьев, А. Лекции по общей психологии / А. Леонтьев. — М.: Смысл, Академия, 2010. — 520 c.
    Поговорим о мортидо
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here