Поговорим о ненависти

Сегодня обсуждаем тему: поговорим о ненависти с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Разговор с Ненавистью

Разговор с Ненавистью.

Ненависть моя границ не знает
И душу рвет, и тело убивает,
Бессонницей страдая,
Ненависть повсюду окружая!

Шепчет мне про вас:
Про вас — прогнивших суетой,
Про вас — кто властью опьянен,
Про вас — ведомые судьбой,
Про вас — кто был Фортуной ослеплен!

Однажды, она и мне сказала:
Вы омерзительны порой,
Когда напишите такое,
Когда хотите счастья и любви,
Когда вы ищете родное,
Когда идете вы на выбранном пути.

-О ненависть, ты со мной на «вы»?
Давай же перейдем на ты,
Ведь мы с тобой дражайшие друзья.
Ну ты же помнишь тот день календаря?

Ну тот, когда тот юный гений,
В агонии позвав тебя,
Он был тогда комком мучений,
В последний день большого октября.

— Давай! Чего таиться, лицезреть?
Но ненавистна я людскому роду,
Но ты же истину сумел узреть?
Они мне выбрали природу —
Мучений, зла, предательских обид.

Да несомненно! Хотел вот я сказать, но ты опередила,
Предстоит мне посвятить творение свое,
Тебе одной, ведь не вырыта еще твоя могила,
Людьми, которые готовят острие.

Ах да чуть не забыл, давай до встречи!
Увидимся быть может, время лечит.

Рейтинг блогов и записей Живого Журнала

когда письмо деятелей культуры в поддержку Pussy Riot юристы и адвокаты называют недопустимым давлением на суд
когда принимают очередные законы о запрете пропаганды гомосексуализма (теперь и в Самаре)
когда Чаплин, тряся бороденкой, говорит что церковь у нас нифига не отделена от государства
когда Путин мчится по зачищенной Москве
когда врываются к спящей Собчак, а потом ее полуголую под конвоем посцать водят
когда закон о митингах
когда по Болотному делу хватают и сажают тех, кого там вообще не было
когда по Болотному делу ментам квартиры раздают
когда Босых
когда ФЗ-83
Ходорковский и Лебедев, Макаров, Козлов, ОВД «Дальний», 146%, зачистка медиаполяны,
и так далее с остановками под каждым кустом, вы не хуже меня все знаете, —

что вы осязаете?
что из себя представляет ваша ненависть с точки зрения соматики, состояния и ощущений тела?

например у меня — это сдавливание в области то ли трахеи, то ли, ггг, пищевода, ниже гортани и выше грудины, и искажение мимики, как будто лицо на какое-то время разучается само хмуриться или улыбаться, и приходится его приводить в нужное положение осознанными мышечными усилиями. а у вас?

Сокровищница духовной мудрости

. Две страсти суть самые злые, ненавистные и Богу, и людям; и ни с чем несообразно быть им в ком-либо из верующих, или рабов Божиих. Почему никто из нас да не хвалится, по крайней глупости своей, и не говорит: я взял верх над братом, и не будет ему пощады. Да ведает говорящий и помышляющий таковое, что он предал душу свою в руки смерти и наследием его будет место плача и скрежета зубов, червя неусыпающего и огня неугасимого (прп. Антоний Великий, 89, 53–54).

Без. ненависти ко врагу не открывается слава души. Но сия ненависть в нас превращена в противоестественное; мы ненавидим ближнего, презираем его, и эта ненависть истребляет все добродетели (прп. авва Исаия, 59, 11).

Один предел ненависти – увидеть, что внушавший зависть из счастливого стал несчастным, и возбуждавший соревнование сделался жалким (свт. Василий Великий, 8, 156).

. Имеющий ненависть питает в себе диавола (свт. Василий Великий, 9, 68).

Какое различие между ненавистью, яростью, гневом и бешенством? – Различие ярости и гнева состоит. в расположении и напряженности, потому что страсть разгневанного заключается в одном расположении, как показывает сие сказавший: гневаясь, не согрешайте ( Пс. 4, 5 ), а пришедший в ярость обнаруживает в себе уже нечто большее, ибо сказано: ярость их по подобию змиину ( Пс. 57, 5 ), и: бе Ирод гневаяся на тираны и сидоняны ( Деян. 12, 20 ). А сильнейшее движение ярости называется бешенством , ненависть же означает еще более страшное укоренение сего порока в человеке (свт. Василий Великий, 9, 203).

[2]

Не лжив сказавший, что ненавидяй брата своего человекоубийца есть ( 1Ин. 3, 15 ), и во тьме ходит ( 1Ин. 2, 11 ), и удобно уловляется всяким грехом (прп. Ефрем Сирин, 30, 9).

Ненависть или зависть под покровом благочестия – горькая вода в золотых сосудах, вложи в нее древо жизни, и она сделается сладкою, потому что древом услаждена была вода ( Исх. 15, 25 ) (прп. Ефрем Сирин, 30, 141).

. Имеем мы нужду во многих слезах, чтоб освободиться нам от уз ненависти, зависти, гордыни и всякой диавольской скверны (прп. Ефрем Сирин, 30, 513).

Как всех добродетелей выше любовь, так и всех грехов тяжелее – ненавидеть брата, ибо ненавидяй брата своего человекоубийца есть, как сказал Апостол ( 1Ин. 3, 15 ). Кто ненавидит брата своего, тот ненавидит Самого Бога (прп. Ефрем Сирин, 32, 112).

. Мы исполнены ненависти, а до сего доводит нас обольщение мира, потому что усилился в нас корень страстей, т.е. сребролюбие (прп. Ефрем Сирин, 32, 267).

Кто ненавидит брата своего, тот пребывает в смерти (прп. Ефрем Сирин, 32, 368).

Если станет внушать нам ненависть, врачевством жизни для нас да будет любовь (прп. Ефрем Сирин, 34, 354).

. Ненависть не только не терпит рассуждения и научения, а, напротив, спешит на грех и погибель. Такого рода люди суть дети сатаны. (прп. Ефрем Сирин, 37, 47).

Не питай ненависти, и притом без причины, к брату своему, за которого Христос умер и, будучи Богом и Владыкой, стал твоим братом (свт. Григорий Богослов, 15, 146).

Какой грех, кроме ереси, наиболее тяжек? Рождающий вражду (свт. Григорий Богослов, 16, 342).

. Ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия. (прп. Макарий Египетский, 67, 268).

Ненависть есть отчуждение от неприятного и отвращение от оскорбляющего (свт. Григорий Нисский, 19, 335).

Ненависть к демонам много содействует нам ко спасению и много пригодна в делании добродетелей; и, однако же, воспитывать ее у себя как некое доброе порождение мы не в силах, потому что ее рассеивают в нас духи сластолюбия и душу опять воззывают к содружеству и свыкновению с ними (авва Евагрий, 89, 653).

. Не будем питать ненависти и к тем, которые подвергают нас искушениям, потому что хотя они делают это, имея собственную цель, но общий Владыка попускает это, желал, чтобы мы и чрез это приобретали духовные блага. (свт. Иоанн Златоуст, 46, 164).

Такова ненависть: не терпит благодушно счастья других; благоденствие ближнего считает за собственное несчастие и изнывает, смотря на блага ближнего (свт. Иоанн Златоуст, 47, 557).

Читайте так же:  О пользе безработицы

. Не будем питать ненависти ни к кому, чтобы и самим заслужить любовь от Бога, – и тогда, хотя бы мы десятью тысячами талантов были должны, Он умилосердится над нами и помилует нас (свг. Иоанн Златоуст, 50, 632).

Если нам повелено любить врагов, а мы ненавидим и любящих нас, то какому подвергнемся наказанию? (свт. Иоанн Златоуст, 51, 240).

Велик грех (ненавидеть) и не иметь любви; но еще больше грех, если кто на любовь не отвечает любовью (свт. Иоанн Златоуст, 53, 702).

Ненависть за Бога гораздо лучше любви за Него; когда любят нас для Бога, то мы делаемся должниками Его за такую честь, а когда ненавидят нас, то Он сам делается должником, за которым остается наша награда (свт. Иоанн Златоуст, 54, 807).

Вражду надлежит писать на воде, чтобы скорее исчезала, а дружбу – на меди, чтобы навсегда соблюдалась твердою и непременною. А если вопреки сему поступает. находящийся с тобою в ссоре, то пусть не смущает тебя это, потому что не повредит твоим венцам. И нам заповедано не то, чтобы не быть в ненависти у других (сие не от нас зависит, а может быть, и невозможно, потому что люди доблестные во всяком случае бывают ненавидимы людьми худыми; почему и святые возбуждали к себе ненависть); а напротив того, чтобы не иметь ненависти к людям, ненавидеть же в них порок (прп. Исидор Пелусиот, 61, 242).

. Если возненавидим кого-либо из единоверных как злого, то и Бог возненавидит нас как злых. (прп. Марк Подвижник, 89, 494).

Видящий в сердце своем след ненависти к какому-либо человеку, за какое-либо падение, совершенно чужд любви к Богу. Ибо любовь к Богу никак не терпит ненависти к человеку (прп. Максим Исповедник, 91, 165).

Случилось тебе искушение со стороны брата, и огорчение довело тебя до ненависти, не будь побежден ненавистью, но победи ненависть любовью. Победить же ее можешь так: искренно молясь о нем Богу, приемля приносимое от брата извинение, или сам себя врачуя извинением его, поставив самого себя виновником искушения и положив терпеть, пока пройдет облако (прп. Максим Исповедник, 91, 217).

Сподобившийся дара ведения, но питающий огорчение или ненависть к человеку, подобен моющему глаза свои тернием и волчцами (прп. Максим Исповедник, 91, 239).

Любящий Бога любит и рожденных от Него, т. е. братий своих; а ненавидящий кого-либо из братий своих, сей от диавола родился, и любви Божией нет в нем (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 105).

Если кто имеет к кому ненависть, пусть помирится и возвратится к любви, чтобы его ненависть и вражда с ближним не послужили свидетельством. того, что он Бога не любит (свт. Григорий Палама, 26, 246).

Неприязнь и серчание дозволены только тогда, когда предметом их – дурные помыслы и чувства (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 121).

Есть две вещи, которые наводят на нас гнев Божий, тяготящий и теснящий: неприязнь к другим и похоть, а первой бывает большой простор (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 150).

С неприязненными чувствами спастись нельзя, как и с похотными (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 251).

Старец Филофей, кроме святого Нектария Афонского, имел еще ученика, которого сатана до того озлобил против святого Нектария, что несчастный стал явно говорить старцам Филофею и Дионисию, чтобы прогнали Нектария, иначе он убьет или его, или самого себя. Старцы трепетали от ужаса, слыша о таких демонских замыслах. Напрасно вразумляли они несчастного, убеждали и молили его успокоить свое сердце, подавить чувство злобы и зависти, напрасно грозили ему Судом Божиим и геенной: он ничего не хотел слышать, но требовал исполнения своего желания. Тогда старцы предложили святому Нектарию удалиться от них на малое время, пока завистливый брат придет в чувство.

По прошествии некоторого времени скончался в глубокой старости боголюбивый Филофей. Дионисий, не вынося безнравственного поведения своего ученика, пригласил к себе Нектария в сожитие как брата по духу, а несчастному предоставил искать другое место и другого старца. Дионисий с Нектарием мирно проводили свою жизнь, питаясь от рукоделия и по силам помогая бедным. А несчастный брат их, не придя в чувство смирения и раскаяния, переходил с места на место, потом удалился в мир и там, предавшись невоздержанности, скончался жалким образом посреди городской площади, даже без обычного христианского напутствия.

Вот что значит братоненавидение и зависть! Гибельные следствия их в полной мере испытывает человек еще в настоящей жизни и часто отходит в вечность без всякой надежды на спасение. Надо беречь себя от столь богоненавистных пороков! (95, 31).

Некто Феодор поступил в число братии преподобного Кирилла Белоезерского. Спустя некоторое время враг внушил ему такую ненависть к святому, что он не только не мог видеть его, но даже слышать его голоса. Смущаемый помыслами, пришел он к старцу Игнатию-молчальнику исповедать тяжкое состояние своего духа и что, по ненависти к преподобному Кириллу, он хочет оставить обитель. Игнатий несколько его утешил и укрепил молитвою, убедив остаться на испытание еще один год. Но год миновал, а ненависть не угасла. Тогда Феодор решился открыть свои тайные помыслы самому преподобному, но, войдя в его келью, устыдился его седины и ничего не мог выговорить. Он уже хотел выйти, как прозорливый старец сам начал говорить о ненависти, какую питал к нему Феодор. Терзаемый совестью, инок припал к ногам святого и молил простить ему согрешения, но тот с кротостью отвечал: «Не скорби, брат мой, все обо мне соблазнились; ты один познал истину и все мое недостоинство, ибо кто я, грешный и непотребный?» Он отпустил его с миром, обещая, что впредь уже не будет у него такого искушения, и с тех пор Феодор пребывал в совершенной любви у великого аввы Кирилла (115, 305).

Узнайте, ЧТО скрывается за вашей неприязнью к другим

Часто говорят о любви и о влюбленности. Почему бы ради разнообразия не поговорить и о ненависти. Даже не о ней, как таковой, ибо ощущение это сильное и не все на него способны. Поговорим о … неприязни (которую, кстати, мы часто принимаем за ненависть).

В окружении каждого из нас есть люди, по отношению к которым мы это чувствуем. Жизнь есть жизнь и в ней много чего происходит, далеко не всегда из приятного.

Хорошо, если мы понимаем причину своей неприязни, когда причина эта лежит на поверхности: мы невзлюбили этого человека за что-то конкретное, и он об этом знает и мы не собираемся это скрывать. Это самый простой вариант.

А разве не бывает такого, – что человек вроде неплохой и к вам относится вполне адекватно и делить вам с ней нечего и не сделала она вам ничего плохого. А вот не нравится она вам и все! Причем, «не нравится» – это еще мягко сказано! Вас буквально передергивает от негативных эмоций, нахлынувших, стоит несчастному появиться в поле вашего зрения!

Читайте так же:  Запретные слова для отношений

Причину этого вы понять не можете, от этого еще сильнее злитесь, общаться друг с другом невозможно. Хорошо, если можно просто разойтись во времени и пространстве и больше не встречаться. А если это ваш начальник? Или просто – сослуживец, сидящий в офисе напротив вас? Или мужчина лучшей подруги? Получается сплошное страдание.

Вы, наверное, не очень удивитесь, если я скажу, что во всем опять виновато наше подсознание. Вы не представляете, насколько эта «кладовая» неосознанных, но могучих установок, мотивов, побуждений способных влиять на нашу жизнь, а особенно – на эмоции.

А неприязнь – одна из самых неконтролируемых и сильных эмоций. Когда психологам приходится работать с проблемами в отношениях, среди которых неприязнь стоит на одном из первых мест, то основной их целью является «поставить на контроль» те эмоции, которые с готовностью выдает нам наше подсознание.

Научился контролировать – значит наполовину научился справляться с ними. А первейшее условие контроля над чем-то – знать своего «подконтрольного» в лицо, то есть понять, откуда берется то или иное неприятное для нас чувство, в данном случае – неприязнь.

Есть в психологии такое понятие, как «проекция». Например, был в вашей жизни эпизод, крайне неприятный для вас. И вы постарались его забыть и, возможно, вам это удалось. Но вдруг встречается человек, чем-то похож на того, с кем были связаны неприятные воспоминания в прошлом.

Возможно, у него подобный голос или манера одеваться, а может, галстук такого же цвета, или прическа похожа – достаточно лишь относительного сходства, и наше подсознание «узнает» его. И все «всплывает» с новой силой: все те негативные чувства, вся неприязнь переносится на нового человека, вина которого только в том, что чем-то напомнила вам о неприятностях в прошлом. Человек, как говорится, «ни сном, ни духом», а вас буквально переполняют негативные эмоции только от одного его вида.

Еще один вид «проекции»: кто имел несчастье быть свидетелем неприятностей, произошедших с вами, какого-либо конфуза, неудачи, да мало ли еще чего. Эмоции по поводу произошедшего уже, казалось бы остыли в вашей душе, однако, как видно, не до конца. Потому что стоит вам случайно встретить своего невольного свидетеля, как неприятные воспоминания накатывают на вас, только уже в виде неприязни к этому, конкретному человеку. Вы, как бы, переносите весь негатив от ситуации на него одного.

А еще мы не любим «зеркало». Почему в кавычках? Потому что имеем не зеркало как таковое, а точную копию, зеркальное отображение в каком-то другом человеке наших тщательно скрываемых негативных качеств. Например, вы в глубине души знаете, что вы (что уж там греха таить!) – Махровый эгоист. И ваше близкое окружение неоднократно намекают вам на это. Вы как-то научились с этим жить, с чем-то смирились, что-то тщательно скрываете, отслеживаете свои поступки, слова и эмоции. Этому с годами можно научиться, любой человек вынужден как-то адаптироваться в обществе.

Особенно это касается недостатков, с которыми крайне трудно бороться, которые у нас, как говорится, в крови. И вдруг в вашем окружении появляется человек, в котором вы, как в зеркале видите себя во всей своей эгоистической «красоте». А еще он и не думает скрывать этот свой недостаток, а может и не считает это недостатком! И как он смеет! Здесь и вспыхивает с неудержимой силой ваша неприязнь к этому «наглецу».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Причем, качество, которое вы в себе не любите и тщательно скрываете, может быть любым: непунктуальность (как он смеет опаздывать, ведь я пришел вовремя!), Неаккуратность (я-то не так!), Неудержимое кокетство со всеми подряд ( какая нахалка, так и вешается всем на шею!) и т.д. Ну что поделать, не любим мы подобных «зеркал» … Еще один известный факт: если в силу обстоятельств жизнь сталкивает в одном пространстве двух прирожденных лидеров, то они вряд ли загорятся любовью друг к другу. Подобная неприязнь порою лучше всяких тестов выдает тайное родство душ …

Еще одна причина, по которой мы можем испытывать подсознательную неприязнь к определенному человеку, это, как ни странно, – чувство долга. Например, до сих пор вы общались с человеком без всякого напряжения, считали милым и приятным во всех отношениях собеседником, а может быть, даже своим приятелем или приятельницей. Но в один прекрасный момент жизнь сложилась так, что этот человек вам очень помогла, причем не обязательно материально.

Казалось бы, вы должны этому человеку до конца дней своих быть благодарными … Но что-то не получается. Теперь вы уже не имеете права относится к ней так, как хочется, а только так, как должны. И этот «долг», висящий на шее, не просто убивает прежние непринужденные отношения, но и обогащает их негативом с вашей стороны. Конечно, так бывает далеко не всегда, но все-таки – часто. Недаром существует пословица: «Хочешь потерять друга – дай ему в долг».

Не могу не привести здесь еще одну причину неприязни, которую иногда чувствуем. Правда, встречается она не так часто, зато как нельзя лучше иллюстрирует все те «шутки», которые, порой, «откалывает» с нами наше подсознание. Иногда негативная эмоция, которую мы испытываем к кому-то, является лишь следствием подавления еще более сильного чувства – сексуального желания.

Происходит это с нами в тех случаях, если удовлетворить это желание нельзя никаким образом. Например, вас связывают исключительно деловые отношения, которые ни в коем случае нельзя переводить в каких другие (себе дороже), или предмет страсти несвободен, или и вовсе вас связывают родственные отношения. Такое подавленное сексуальное желание перерастает в другое, ничуть не меньше силой, но вполне допустимое обществом – в неприязнь или даже в ненависть.

Разумеется, это далеко не все причины, которые могут вызвать у нас чувство неприязни к ни в чем не повинного человека. Если у вас получится заглянуть глубже в себя и отыскать-таки причину, то с неприязнью своей вы справитесь гораздо быстрее и легче. Ведь, в конце концов, жизнь она портит не кому другому, а вам и только вам.

Причины Ненависти

Откуда у Ненависти ноги растут?

Давайте поговорим о Ненависти:

[3]

  • Откуда берется Ненависть?
  • В чем опасность ненависти?
  • Положительная и отрицательная сторона Ненависти.

Первопричина: В каждого человека изначально заложена ТВОРЧЕСКАЯ СИЛА. Задача каждого из нас открыться для союза с БОЖЕСТВЕННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СИЛОЙ, для процесса СОТВОРЕНИЯ. Творец создал нас по Образу и Подобию Своему для того, чтобы мы продолжали начатое им дело: Расширяли Вселенную. Это происходит при одном лишь условии: Человек живет ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и всё что он делает, он делает обязательно с Любовью и Радостью.

Однако зачастую мы закрываемся от БОЖЕСТВЕННОГО тем, что погружаемся в вспоминания о прошлом с ностальгией и создаём грандиозные фантазии о будущем. Мы усиливаем или преувеличиваем то, что уже произошло или что должно произойти, при этом совсем забывая о том, что настоящая жизнь ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС проходит мимо нас. То, что с нами происходит в этот момент – это УБЕГАНИЕ ОТ РЕАЛЬНОСТИ.

Читайте так же:  10 шагов к уверенности в себе

«Вот если бы тогда…» или «Что если…», утопая в подобного рода размышлениях, человек погружается в приятное и очень сладостное состояние, которое похоже на наркотик. Доставляя нам приятные моменты, оно одновременно отбирает у нас силы жить и творить свою реальность . В человеке начинает постепенно укореняться чувство, что жизнь недостаточно хороша, и состоит исключительно из воспоминаний и тоски по прошлому или по никак несбывающемуся будущему. Интересен факт: это сладостное состояние носит простое и, на первый взгляд, вполне безобидное название СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ. Именно она и отбирает у нас жизненные силы, словно «голубой воришка» из произведения Ильфа и Петрова «12 стульев». Он отнимает у нас единственную вещь, которая может когда-либо приносить нам истинный и прочный мир в Душе, — а именно способность охватить и любовно принять мир ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Эта способность закладывается в каждого из нас МАТЕРЬЮ.

Задумайтесь. Если вы излишне сентиментальны, то именно с мамой у вас, либо нет душевного контакта, либо он весьма хрупкий. У вас есть претензии к тому, как мама о вас заботилась. Даже если внешне всё выглядит весьма благопристойно.

Влияние изнутри: Итак, внутри нас сила, она ищет естественного выхода, но мы закрыты. Что происходит с крышкой кастрюли, в которой всё сильнее и сильнее начинает кипеть вода? Правильно, ее начинает срывать с кастрюли. Так же и в человеке: сила накапливается, накапливается и… несанкционированно вырывается наружу. Однако в сознании уже скопилась очень большая порция негатива из-за собственной нереализованности. Так Волшебная Творческая Сила внутри нас, отравляясь накопленным недовольством, превращается в ненависть. Эффект бочки мёда с ложкой дёгтя.

Здесь происходит использование созидательной силы во зло , тем более, что в такой ситуации у человека наблюдается еще один побочный эффект – это слабость воли . В результате ему всё труднее раз от раза сдерживать эту разрушительную силу.

Что прорывается наружу? Происходят вспышки ненависти. Это результат внутренних переживаний за свою непутёвую жизнь.

В статье Вацлава Гавела «О природе ненависти» автор пишет: «Причину всех своих неудач ненавистник меньше всего склонен видеть в себе самом и в своей непомерно завышенной самооценке . По его мнению, за все несет ответственность зловредный мир. Но ведь это виновник слишком абстрактный, неопределенный, неуловимый, значит, виновника необходимо персонифицировать, потому что ненависть — совершенно конкретное возмущение души, оно требует и конкретную жертву. И тогда ненавидящий придумывает живого виновника. Разумеется, виновник этот всего лишь «запасной игрок», в сущности, случайный и потому легко заменимый.

Как я замечаю, для ненавидящего сама ненависть важнее, чем ее объект, и он способен очень быстро менять жертвы, хотя в его отношении к ним от этого ничего не меняется. И это вполне понятно: он не вынашивает ненависти именно к данному человеку как таковому, просто данное лицо представляется ненавистнику совокупностью преград на его пути к абсолюту — абсолютному признанию, абсолютной власти, полному отождествлению с Богом, правдой и порядком в мире. Ненависть к ближнему в таком случае можно бы назвать физиологически материализованной ненавистью ко Вселенной, которая воспаленным воображением воспринимается как причина собственной вселенской неудачи».

Нас с детства приучают приспосабливаться к окружающей обстановке и большинство из нас в этом искусстве очень преуспели. Игра в Маски – одна из любимых наших игр. Мы искусно умеем прятать своё нутро от самих себя, уже не говоря об окружающих. Наше, зачастую неосознанное, лицемерие ( лица мерить – примерять разные маски. ), по закону Притяжения, притягивает в нашу жизнь самых искусных манипуляторов – притворщиков и обманщиков. Они легко станут нашими лидерами и поведут нас за собой к пропасти, на краю которой далеко не каждый успеет остановиться и осознать, что еще шаг и станет поздно одуматься, чтобы пойти своею дорогой. Потому что дорога кончится.

Вот еще цитата на тему масок из статьи Вацлава Гавела: «Как мне кажется, не менее важно и еще одно наблюдение. Ненавистник не умеет улыбаться, а только гримасничает. Не способен весело шутить, а только кисло ухмыляется. Ему не знакома истинная ирония, потому что он не способен к самоиронии, ведь от души умеет смеяться только тот, кто умеет смеяться над собой. У ненавидящего обычно надменное выражение лица, ему свойственны чрезмерная обидчивость, крепкие выражения, крик. Он лишен удовольствия посмотреть на себя со стороны и увидеть, как он смешон».

В чем опасность ненависти? Помимо того, что она разрушает того, кто ненавидит и того, кого ненавидят , она является ловушкой. Те, кто манипулирует людьми в своих коварных интересах, совсем не синтементальны. Они и глазом не моргнут, отправляя тебя на верную погибель. Ими движет холодный расчёт, им важен результат, к которому они стремятся. Ты для них всего лишь пушечное мясо.

Вацлав Гавел: «Ненависть есть только одна, и различий между ненавистью индивидуальной и коллективной не существует. Кто ненавидит отдельного индивида, тот способен в любой момент поддаться и ненависти коллективной. Я бы даже сказал, что коллективная ненависть, будь то религиозная, идеологическая, социальная, национальная или любая другая, словно воронка засасывает всех, кто склонен к ненависти индивидуальной.

Другими словами, глубоким тылом и мощным потенциалом любой коллективной ненависти служат люди, способные к ненависти индивидуальной.

[1]

Но не только они. Коллективная ненависть, которую разделяют, расширяют и углубляют ненавистники, обладает своеобразной магнетической силой и способна втягивать в свою воронку бесчисленное множество людей, прежде не подозревавших в себе способности ненавидеть. Это люди морально мелкие, слабые, эгоистичные, ленивые духом, не умеющие самостоятельно мыслить и потому податливые на внушение со стороны ненавидящих».

Что же делать? Важно честно взглянуть на себя и избавится от внутреннего тирана (даже если у вас еще нет внешнего – это лишь вопрос времени!). Этот тиран сидит на наших плечах и кричит: «Иди быстрее, будь усерднее, доберись до вершины – ты ДОЛЖЕН. » В такие моменты у человека не хватает даже времени поразмыслить о целесообразности внутреннего приказания, он с рабской покорностью рвется в бой.

Честно взглянуть на себя, увы, не так-то просто. Это причиняет нам боль. Именно эта боль заставляет многих людей прекращать процесс самопознания. Однако через время человек начинает чувствовать, что продолжать жить в масках гораздо больнее. Они врастают в твоё лицо и убивают в тебе всё живое, всё настоящее. Они манипулируют тобой, как марионеткой.

Еще одним признаком присутствия ненависти в нас является ощущение, что Жизнь – это Борьба! С чем в себе и в жизни вы боретесь? Чьи заветы выполняете? Жизнь человека – это путь освобождения от всех ложных ожиданий, навязанных нам другими.

Достаточно увидеть в себе ложь, и она исчезнет. Это как детская игра «в Прятки» — тот, кто обнаружен ведущим, тот выбывает из игры. Всё – тебя нашли! Тогда наступает состояние БЫТИЯ. Помните? Важно БЫТЬ, А НЕ КАЗАТЬСЯ. Идти своей дорогой и быть открытыми для союза с БОЖЕСТВЕННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СИЛОЙ. Тогда – это будет настоящая Жизнь: Яркая, Радостная и Счастливая. Просто убери лишнее, чтобы открыться.

Читайте так же:  Может ли любовь быть слишком сильной

В конце я позволю себе коротко подвести итоги.

Как и у всего, что имеет земную природу, у ненависти тоже есть две стороны:

Грехи с претензиями. Чем опасны вражда и ненависть

Основы веры с Сергеем Худиевым

Сергей Худиев в своей новой статье размышляет о том, почему христианин должен сохранять спокойствие и не ввязываться в ожесточенные споры

Третьим среди плодов Святого Духа у Апостола (Гал. 5:22) назван мир; и нам стоит поговорить об этом подробно, поскольку мы живем в мире, пронизанном враждой. У Отцов много говорится о том, что мир — плод смирения и послушания; и действительно, мир приходит, когда мы покоряемся нашему законному Владыке — Иисусу Христу. А это значит, что мы отвергаем притязания вражды на нашу жизнь.

Бывают грехи простые, без претензий — пьянство, обжорство, лень, раздражительность, примитивная похоть того типа, на котором наживаются поставщики порнографии. Они никогда не делают вида, что у человека есть нравственный долг им повиноваться. Обидные слабости. Бывали плакаты, высмеивающие пьяниц — но не бывает плакатов, гневно клеймящих трезвенников, которые подло уклоняются от священного долга винопития.

А вот вражда и ненависть — это грехи с претензиями. Они заявляют, что Вы обязаны им следовать, что в этом состоит Ваш нравственный долг, что предаваться им есть дело славное и великое, и уклоняясь от них, Вы делаетесь человеком, заслуживающим презрения и ненависти, нарушителем священного долга и подлым изменником.

И повиновение Христу означает, что мы отказываемся повиноваться притязаниям греха. Как говорит святой Апостол Павел, “Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности” (Рим.6:11-13)

Апостол продолжает: “Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности?” (Рим.6:16)

Первое, что мы делаем с враждой — это отвергаем ее притязания. Мы можем испытывать приступы гнева и враждебности по отношению к дурным людям (или тем, которых мы считаем дурными) — но оцениваем их точно также, как приступы обжорства или тяги к спиртному. Как обидные слабости, которые не имеют на нас никаких прав.

У нас есть кому повиноваться, и это Господь наш Иисус Христос. Он заповедал нам любить врагов наших — причем не только личных врагов, но, как это явствует из контекста, именно врагов Божиих, которые поносят и гонят, в всячески неправедно злословят верующих именно за имя Христово.

Христос жил в мире, где ненависти было ничуть не меньше, чем сейчас — всякому порядочному иудею вменялось в обязанность ненавидеть проклятых римских поработителей, которые терзали народ Божий, а всякому порядочному римлянину — иудейских террористов, которые вместо того, чтобы быть благодарными за мир и порядок, который поддерживала Империя, всячески старались воткнуть ей нож в спину. Разные фракции внутри иудейского народа (как и внутри Рима) также ненавидели друг друга — по самым разнообразным, поводам, которые нам сейчас кажутся либо совершенно непонятными, либо просто идиотскими. И во всех этих случаях вражда объявляла себя священным долгом.

И во всех случаях Христос отвергает ее притязания — “Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Матф.5:43,44)

Владычество Христа позволяет нам сказать “нет” вражде — мы мертвы для нее, как пишет Апостол, у нее нет на нас никаких прав. То есть как это никаких? А священный долг ненавидеть врага твоего? А от него нас совершенно освобождает Христос. Враждующие на нас вознегодуют? Непременно, Христос с самого начала об этом предупреждает, в той же нагорной проповеди. Но мы не повинуемся вражде; мы свободны.

Повиновение Христу означает принятие Его целей — а Его цель состоит в спасении наших врагов, как и нас. У нас нет врагов среди людей; есть только пленники нашего врага, в спасательной операции по освобождению которых мы участвуем.

Но мир Христов имеет и другие стороны; о них мы поговорим в следующий раз.

поговорим о ненависти

я ненавижу всех тех
кого ты когда-то любила.

чей звонок принимала.
для кого была всегда включена твоя
модная и крутая
мобила.

для кого ты будильник пораньше свой заводила
чтобы позвонить и обрадовать
какого-нибудь Вадима
или Максима.

я ненавижу всех тех
о ком ты заботилась
о ком говорила.

кому кашу на завтрак
пускай
и не варила.

но любила, ждала
и так преданно,
ревностно
с ними была.

я ненавижу всех тех,
с кем ты не просыпалась
с кем не обнималась
с кем не целовалась
на задних.

я ненавижу всех
и это мой
смертный грех.

и мне не страшно.
хочу быть с тобой
устало
и крайне бесбашно.

Любовь или ненависть?

Каин убивает Авеля

Жизнь людей подчас обнажает уникальные истины, хотя проявляются они самым обыденным образом. В 2006 году умер бывший чилийский диктатор 91-летний Аугусто Пиночет. За год до его смерти бывший лидер чилийской компартии 90-летний Луис Корвалан, всю жизнь боровшийся с Пиночетом, заявил, что ради принципа переживет Пиночета. И вот наступил день, когда, казалось бы, исполнилось давнее желание, но Корвалан неожиданно признался: «Я страшно удивился, когда меня известили, что Пиночета больше нет. Когда умирает самый главный враг твоей жизни, то появляется смутное чувство, словно чего-то недостает… Я столько лет ждал этого, ну вот теперь вдруг дождался… и что дальше?»

Представьте: всю жизнь ненавидеть своего противника, бороться с ним, а после его смерти вдруг увидеть, что ты не приобрел ровным счетом ничего, нисколько в этом не выиграл, а напротив, как бы даже потерял единственный смысл своей жизни. Нужен ли нам такой смысл? И почему мы все время вредим друг другу, вместо того чтобы осмыслять жизнь чем-то чистым, ясным, светлым, святым, чтобы и другие могли почерпать от нас радость, вдохновение к жизни?

Есть притча о том, как некий человек купил себе новый дом с фруктовым садом. А рядом жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую-нибудь гадость сотворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, вылил помои, вычистил до блеска ведро, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

Читайте так же:  Почему плохие эмоции стоят дороже

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое» (Лк. 6: 45), – это универсальный закон человеческих отношений. Нам не дано других вариантов: либо быть злыми и делать зло другим, либо стараться быть добрыми и нести нашим ближним добро.

Когда мы озлобляемся на кого-либо, пусть даже имея для этого, как нам кажется, все основания, мы подчиняем себя опасной страсти – памятозлобию. Казалось бы, памятозлобие полностью отделяет тебя от ненавидимого тобой человека. На самом же деле оно плотным кольцом соединяет тебя с тем, к кому ты испытываешь злобу. Ведь в мыслях ты постоянно имеешь в виду соперника, обдумываешь, как бы ему отомстить. Если ты с кем-то поссорился, то угрюмо пребываешь в мысленном диалоге с ним, желая выйти из этих мысленных баталий победителем. А при встрече с тем человеком отводишь в сторону глаза, потому что тебе тяжело на него посмотреть, – где же здесь внутренняя свобода?

В мире, исполненном зла, Господь нас призывает к свободе от зла. Не надо играть по предлагаемым правилам. Если тебя обижают и ты поддаешься злобе и ненависти, то сразу оказываешься во власти того, кто тебя обижает. Если ты не обижаешься, то ты свободен.

Ненависть – антипод любви. И если любовь ориентирована на жизнь, то ненависть – на уничтожение. Ненависть – это всегда посягательство на чужую жизнь, потому что ненавидящий желает, чтобы ненавидимый им не имел каких-либо благ, а первое благо есть жизнь; ненавидящий не хочет даже и видеть ненавидимого; иными словами, он хочет, чтобы того как бы вовсе и не было, и потому ненависть – жажда уничтожения. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3: 15). В Священном Писании мы видим, как злоба Каина довела его до убийства брата, а злоба Саула – уже до самоубийства. В конечном итоге так и есть: ненависть оборачивается самоуничтожением.

Почему же одни люди ненавидят других? Поводов тому можно указать множество, но все-таки подлинная причина одна: «Где оскудевает любовь, там непременно на место ее входит ненависть», – говорит святитель Василий Великий. Мы ненавидим друг друга по недостатку любви. Ненависть поселяется там, где нет внутренней сердечной близости, где царит отчуждение, отстраненность.

Представьте, что вы давно ищете пропавшего родного вам человека – брата или сестру, – с которым расстались в детстве. Много положено сил, но безрезультатно, а вы его так любите и вам так хотелось бы вновь встретиться с ним. И вдруг неожиданно вы обнаруживаете, что знакомы с этим человеком, что он неисповедимыми судьбами был приведен в тот же город, где живете и вы. Но только вы его не узнали вовремя, более того, успели с ним поругаться и вступить в неприятный конфликт. Как бы вы поступили теперь? Смогли бы воскресить к нему в своем сердце чувства любви и близости?

Как важно понять, что каждый человек – наш потерянный брат, потому что все мы по крови дети одного Адама, а точнее, все мы дети одного Отца Небесного. Только часто мы забываем об этом и относимся друг к другу так, как будто мы совершенно чужие.

Кто бы ни был человек, какие бы ни совершил проступки, если в душе он родной, ничто не заставит возненавидеть его. А если нет сердечного приятия ближнего, то будь он по крови родной, ненависти не избежать. Досадное слово или неугодный поступок спровоцируют ту нелюбовь, которая в данной душе уже давно затаилась. Получается: ненависть предваряет свои причины, а точнее, она ищет причины для своего оправдания.

[3]

Конечно, в каких-то ситуациях нам трудно удержаться от раздражения. Мы взрываемся, о чем потом сами жалеем. Но если вспыльчивость – временный всплеск негодования, то ненависть – глубокое неприятие и жажда уничтожения. Однако раздражительность и вспыльчивость, легко возбуждаемые, ясно показывают, что сердце человека еще не знает подлинных духовных сокровищ. А это чревато, если мы не будем работать над самими собой, укреплением в нашей душе самых низменных качеств, подобно тому, как жидкий строительный раствор со временем схватывается в прочный бетон.

Хочется еще добавить, что глубокая неприязнь к недостаткам другого человека может рождаться из интуитивного, но неосознанного ощущения своей личной духовной ущербности, так наглядно предстающей в лице ближнего. Ведь человек склонен ненавидеть в других то, что есть в нем самом, но что он никак не хочет в себе увидеть или признать. Ведь согласитесь, в жизни каждого из нас было то, о чем мы стыдимся рассказывать, но едва мы узнаем, что это случилось с другим, тут же выносим свой строгий вердикт.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как бы там ни было, это реалии нашей жизни. Хотим мы того или нет, но вопросы – любить нам или ненавидеть, прощать или мстить, сближаться или отталкивать – нам все равно в своей жизни придется решать. От этих решений зависит, идем ли мы к Богу, Который Сам «есть Любовь» (1 Ин. 4: 8), или же ниспадаем к Его жалкому противнику, который «был человекоубийца от начала» (Ин. 8: 44). Если верно, что нет на земле большего счастья, чем хранить в своем сердце любовь и добро, то верно и то, что нет большего несчастья, чем питать в душе злобу и ненависть.

Источники


  1. Василев, Стефан Психология любви / Стефан Василев. — М.: Интерпринт, 1992. — 238 c.

  2. Боб Идеальный брак / Боб, Шери Стритовы. — М.: АСТ, Астрель, 2006. — 288 c.

  3. Мартинова, Маргарита Почему мы развелись / Маргарита Мартинова. — Москва: Машиностроение, 2013. — 144 c.
  4. Носов, С. С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие / С.С. Носов. — М.: Флинта, 2013. — 149 c.
  5. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. — М.: Просвещение, 2016. — 208 c.
Поговорим о ненависти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here