Потому что так принято!

Сегодня обсуждаем тему: потому что так принято! с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Как обезьяны демонстрируют основные понятия о человеке

Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, вы открываете кран и со шланга поливаете всех обезьян очень холодной водой. Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомится бананом. Те же действия с вашей стороны.

Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.

А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она увидела злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся. Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан. Почему?

ПОТОМУ, ЧТО ТАК ТУТ ПРИНЯТО.

«Группа шимпанзе, находящихся в клетке, очень чувствительно реагирует на то, что один из стаи получает ЛСД. Даже если в отдельном животном не заметно никаких перемен, все в клетке начинают шуметь, поскольку шимпанзе под влиянием ЛСД больше не подчиняется четко согласованному иерархическому порядку стаи.»

— Алберт Хоффман, «ЛСД — мой трудный ребенок»

Тут так принято. Эксперимент с шимпанзе.

Возьмём металлическую клетку, к потолку по центру подвесим банан, под бананом поставим стремянку, а в клетку запустим пяток обезьян и встанем в сторонке.

Наступает момент, когда какой-нибудь обезьяне захочется кушать. Она лезет к банану, но мы в это время с помощью пожарного брандспойта сбиваем её со стремянки ледяной водой, а заодно окатываем и всех остальных. Какое-то время они сидят ошалевшие, но наступает момент, когда томимая голодом обезьяна опять делает попытку добраться до банана. Повторяем процедуру…

И так раза три-четыре. Кончается дело тем, что когда беспокойное животное опять пытается подойти к стремянке, остальные четверо его от неё оттаскивают и банально бьют.
Первая ступень завершена.

Теперь убираем из клетки беспокойную обезьяну и добавляем туда “свежую”. Проходит какое-то время и она делает попытку добраться до банана. Четыре бдительные обезьяны, оставшиеся с прошлого раза, оттаскивают её и… бьют, хотя на этот раз никого не обливали. Разумеется, бедное животное не может понять за что, поэтому делает ещё одну попытку. Его опять бьют, но уже сильнее. В конечном итоге и эта обезьяна присоединяется к остальным в бездеятельном созерцании еды.
Вторая ступень завершена.

Теперь убираем из клетки ещё одну находившуюся там с самого начала обезьяну и сажаем новую “свежую”. Результат предсказуем — она лезет за бананом, остальные вскакивают, оттаскивают и бьют. При этом с особым зверством бьёт та обезьяна, которую не обливали. Ситуация повторяется n-ное количество раз, где “n” зависит от сообразительности животного. Опять обезьяны просто сидят и смотрят на банан.
Третья ступень завершена.

Опять вытаскиваем обезьяну из первого “эшелона” и снова добавляем “свежую”…
Короче говоря, в итоге получаем ситуацию, когда в клетке сидят пять ни разу не облитых обезьян, но ни одна из них не делает попыток дотянуться до банана. Почему?
А потому что здесь так принято”.

P. S. Попытка найти оригинальную статью автора Harry F. Harlow, к сожалению, не удалась. В PubMed есть его 141 статья, но без режима доступа к ним..

[3]

Люди тактичны и вежливы не потому что так принято, а потому что они осознают свое несовершенство и знают, что могут совершать ошибки.

— Доктор Хаус, 1 027 цитат

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Брак становится счастливым не потому, что супруги так здорово ладят друг с другом, а потому, что они упорно преодолевают те места, где они не ладят.

И не снись мне так больше, прошу тебя! Не потому, что это не прилично, а потому, что мне потом не хочется просыпаться.

Люди плачут не потому, что они слабые, а потому, что они были сильными слишком долгое время.

Случается, что опаздываешь не потому, что не успеваешь, а потому, что идёшь не в том направлении.

Простите всех, не потому, что они заслуживают прощения, а потому, что вы заслуживаете душевного спокойствия.

Некоторые люди считают себя мужчинами только потому, что они не женщины.

Любовь — это когда тебя ни с кем не сравнивают, потому что точно знают, что лучше тебя никого нет и быть не может.

Любовь — это когда тебя ни с кем не сравнивают, потому что точно знают, что лучше тебя никого нет и быть не может.

Относись ко всем с добром и уважением, даже к тем, кто с тобой груб. Не потому, что они достойные люди, а потому, что ты — достойный человек.

Мудрые мудры только потому, что они любят. Дураки глупы только потому, что они думают, будто могут понять любовь.

Почему многие ведут себя «потому что так принято», а не здравым смыслом?

В разрез не только со здравым смыслом,но и наперекор своих потребностей и желаний.Не задумываясь о том,что можно и по другому.Я не имею в виду закон или личную выгоду.Я имею в виду многие поступки и устои,например этикет.В нем есть множество нелогичных действий,но так принято.Загугливаем «этикет», и Википедия говорит: «Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. Так вот, «поддерживающие представления данного общества о подобающем» и показывают, кто доминирует, а кто в подчинении, все просто. Стадная инструкция,куда идти,кого пропускать и в каком порядке. То есть надуманные правила,основанные на том,что «так принято»,но не имеющей разумной и логической базы.

Если человек хочет исполнить своё какое-либо желание, то нужно понимать, что конкретно он хочет, и какие могут быть последствия от реализации желания. Если если вообще не сдерживать свои потребности и желания, то так легко посягнуть на интересы другого человека, что может привести к неприятностям.

Читайте так же:  Работа - это просто работа

Да, с некоторыми старыми правилами можно поспорить, особенно если это не те правила, по которым человека воспитывали в детстве. У каждого коллектива есть свои внутренние правила. Если человек пришёл в какой-то коллектив, он эти правила должен соблюдать. А если правила коллектива каким-то образом затрагивают его личные желания, то человек может покинуть этот коллектив.

Если человек ведёт себя стадным образом, то смотря как его воспитали, и в какой организации он сейчас находится.

Если так «как принято» — это плохо, то надо понимать, что конкретно вас не устраивает, и по «доработанным правилам» поведения в обществе лично для себя вы можете жить. Не надо думать, что вас везде поймут и поддержат, но где-то вы найдете единомышленников.

Вывод: если вы с чем-то несогласны, то надо найти другого человека, который тоже так думает.

11 способов, как лучше всего понять и простить… себя

Знаете, я часто ловлю себя на мысли, что пока остальные радуются жизни, я брюзжу на мир и обожаю пострадать (хотя кто из нас периодически этим не грешит?). А когда все хорошо, меня невыносимо мучит чувство вины, потому что все хорошо. И еще страх, что скоро будет плохо. Именно поэтому я написала эту статью. В первую очередь для себя – несколько новых поводов понять, принять, простить и оправдать собственное поведение, этакий свод правил, призванный в помощь увлекающимся самокопанием. Надеюсь, вам тоже пригодится.

Мира для мира не будет

Обращали ли вы внимание на такую, казалось бы, обычную и понятную деталь: оказавшись в культовых для каждого верующего (или неверующего, но все равно) местах, будь то храм, синагога или мечеть, мы не столько молимся, сколько всегда чего-то просим. Даже (особенно) не соблюдая традиций и постов и не будучи праведниками. И просьбы наши большей частью объемны и материальны: здоровье, успех, благосостояние, мир во всем мире. Всякие банальные, в общем, вещи, которые не сбываются по причине своей неискренности: мы не знаем, кто мы и чего по-настоящему хотим, поэтому и просим себя, вспоминая старую детскую сказку, «пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что».

Но чем дольше живешь, тем ярче и осознанней начинаешь понимать, что самое сложное — это примириться с собой, перестать быть ханжой и стесняться собственных желаний. А еще перестать играть по навязанным обществом негласным правилам (всем этим из серии «чтобы как у всех» ) и понять, что тебе нужно на самом деле: на пик Эвереста или замуж.

У других не лучше

Мир сегодня стал более механическим, чем когда бы то ни было. Он попросту существует на ручном управлении: из экранов айподов, макбуков, телевизоров нам говорят как правильно вести себя, во что одеваться, куда ехать, как говорить, потом дергают за нужные рычаги: что, когда и в какой последовательности и у кого покупать. А мы соглашаемся, потому что некомильфо прослыть дурновкусами. Потому что так принято и так делают все. Главное успеть первым.

Нам всегда кажется, что «у других» все складывается более гладко и насыщенно, и в суете сует мы не успеваем задуматься, что жизнь у всех примерно одинакова: она состоит из ярких вспышек довольно обычной биографии. Дом-работа-работа-дом.

Представляете, до какой бесконечности можно продолжать эту цепочку, чтобы, наконец, взять купальник и поехать на море? Или влюбиться?

И перестать путать чувства с жаждой перемен

Сменить амплуа

Скорее даже перестать играть совсем. Хотя бы на время. В заботливую маму, сестру, дочь, в жену или развратную медсестру. В то, что все хорошо, когда все плохо.

Не помню, кто сказал, что настоящим писателем может стать только человек, который не боится потерять свою репутацию. Перефразировав немного, добавлю, что и настоящим человеком может стать тот, кто не боится потерять свою репутацию. Тот, кто честен и откровенен с самим собой. Кто, хотя бы оставаясь в четырех стенах, перестает играть одну из ролей своего амплуа.

Замечали ли вы, что вдали от дома и близких (а значит, и многих раздражителей) мы начинаем вести себя более расковано, по-другому одеваться и говорить, читать другие книги и слушать другую музыку? Потому что нас никто не знает, потому что нет нужды стоять на своей ступеньке. Можно и выше, и ниже, и на месте – всегда есть возможность для эксперимента.

Принять свои комплексы

Прекрасные комплексы, эти неиссякаемые источники депрессии и латентной неуверенности в себе.

Моя приятельница М. как-то рассказала, что в любых сложных жизненных ситуациях начинает перебирать содержимое своего гардероба и размышлять, что надеть на очередное последнее свидание со своим бойфрендом, ибо ей кажется, что новое платье изменит все.

— Более того, — продолжала она, — когдамне совсем плохо, я перекладываю одежду с места на место, выбрасываю надоевшее и размышляю, что бы еще такого купить, чтобы в шкафу был баланс, даже если денег до зарплаты нет. Мне помогает.

И покупает. Что-нибудь ненужное. И, как вы понимаете, бойфренд не замечает ни новых платьев, ни чулок, потому что ему, в общем-то, уже все равно, а если бы было не все равно, то и платье не понадобилось бы. Но М. яростно старается. Старается из последних сил, пиная его всем своим существом: ну же, ну, ну, ну давай, желай меня. Ты что не видишь, какая я классная?

М. хочет как раньше. М. нравится, когда ее стабильно любят. Потому что, когда она не чувствует, что ее стабильно любят и хотят, просыпаются демоны комплексов: я страшная, я толстая, я что-то делаю не так, я…я…я… (нужное вписать).

А бойфренд устал стабильно восторгаться стабильно идеальной и правильной М. И новое платьишко ничего не изменит. Изменят только перемены в сознании. То есть, М. должна научиться «заниматься собой» . И заниматься собой всегда, а не когда первостепенное место занимает страх остаться наедине со всем своим барахлом. М. должна всегда держать себя в форме и на всякий случай иметь запасной вариант. Например, кого-нибудь из бывших, чтобы в случае чего уметь в аварийном режиме поднять себе самооценку.

Мы не можем быть идеальными все время, потому что мы — живые

Очень важно понять это и принять. Бесполезно думать, как правильно поступить в той или иной ситуации и прокручивать в голове несостоявшиеся диалоги и варианты развития событий, потому что не бывает никаких универсально разумных поступков, не бывает никаких универсальных советов. Вы – это всегда вы, характер, привычки, ваши плюсы и минусы. Вы всегда будете поступать, как можете, а не как надо. Да и где и кем написано это извечное «надо так» ? Возможно, с этим правильным «надо так» станет еще хуже. Поэтому лучше уже сейчас перестать себя грызть.

Читайте так же:  Желаемая стройность!

Я бы даже могла добавить «и взять себя в руки» , но это вряд ли получится, если по своей природе вы, к примеру, холерик. Так что начинайте крушить все вокруг.

И учитесь проговаривать проблемы

Учитесь не требовать и не ждать

И не давить на окружающих. Тогда все начнет сбываться. Проверено на себе. Почему мы требуем? Потому что не хотим признаваться себе в очередном разочаровании. Почему мы давим? По той же причине. Но вырвать из глотки желаемое насильно – снова обмануться и продлить ненужные страдания.

..К. в ее друге бесит зондирующий подход к любому разговору.
— Ты понимаешь, у него на любой вопрос два варианта ответов «а что?» или «понятно». Какого дьявола, спрашивается, я распиналась, если опять «ачтопонятно» ?
Бедную К. аж трясет. И я ее понимаю: через «ачтопонятно» проходит каждая влюбленная женщина.

Но К. должна задать себе другой вопрос: почему этот самый друг перестал разговаривать с ней «нормально». Может быть, он и вовсе никогда нормально не разговаривал, а ей только казалось. Потому что К. вечно всем недовольная собственница и разве что не отдает несчастному команды «сидеть». Хотя у самой за плечами неудачный, мягко говоря, брак и свое личное клеткоместо. Должна понимать.

И научиться уважать личное пространство

Говорю это, в первую очередь, себе самой. Зачастую мы боимся давать партнеру лишние пять сантиметров свободы, потому что нам кажется: дашь возможность вздохнуть, и он не выберет тебя снова. А нужно учиться отступать на шаг назад, и не доводить отношения до стадии удерживания, когда загнанный в угол и пресыщенный хорошим, партнер грустно думает о какой-нибудь менее требовательной добыче. Ну просто ради смены впечатлений.

Один мой приятель, неплохой, в общем, человек, так едва не переспал с другой моей близкой приятельницей: хватая ее попеременно то за грудь, то за коленки, рассказывал о чистой и светлой любви к своей молодой подруге. Остановило его только отсутствие презерватива. Потому что в презервативе – не измена. Кстати, так думают многие мужчины, так что барышни, берем на заметку.

Не выпячивать свою непохожесть

Потому что выпячивать ее – это быть как все и еще немного хуже.

«Если хорошенькая молодая девушка, — написал как-то Филип Рот, — надевает драгоценности, то другие женщины думают, что они, как только наденут на себя бриллианты, сразу же станут такими красивыми, как она». Нужно ли объяснять, что они заблуждаются?

Перестать бояться не оправдать чьих-либо ожиданий

Будь то родители или любимый человек. Поверьте, вас уже знают, как и знают, чего от вас ожидать.

И перестать следовать советам «профессиональных» (зачеркнуто) коучей и прочих пожирателей наших денег, которые учат равняться на тех, кто выше, умнее и богаче, при этом забывая сказать, что нужно для начала определить, кто мы такие и чего хотим.

[2]

Недавно, в очередной раз пытаясь помириться с собой и немного поискать смысл бытия, доставала знакомых вопросом «Чего вы по-настоящему хотите от жизни?», просила ответить небанально и честно. И откровенно устала слушать одни и те же серые штампы про работу, здоровье, путешествия. Оказалось: никто из нас по большому счету никогда и не думал всерьез о таком простом и важном.

[3]

И о том, что хорошо будет лишь тогда, когда начнем думать и понимать, и, возможно, все наши даже самые бредовые фантазии вдруг начнут сбываться. Но это будет уже совсем другая проблема. )

Здесь так принято

«Здесь так принято» (варианты: «Тут так принято», «Так здесь заведено») — психологический эксперимент, описание которого широко разошлось в рунете [1] [2] [3] [4] [5] [6] ; приписывается как Бернару Верберу [7] , так и Гарри Фредерику Харлоу [8] .
Что характерно, во всех случаях исследования Гарри Фредерика Харлоу проводились на макаках-резусах.

Содержание

Описание эксперимента [ править ]

В помещении (клетке) к потолку подвешивается банан; после чего несколько обезьян (шимпанзе) водворяются в эту клетку. При попытке одной из обезьян достать банан, ВСЕ обезьяны окатываются холодной водой. Так повторяется несколько раз, до закрепления рефлекса: попытка доставания банана неминуемо означает коллективный холодный душ (что есть неприятно).

  1. Обезьяны начинают избивать любую товарку, пытающуюся завладеть бананом. Постепенно ситуация выстраивается таким образом, что все обезьяны сидят, смотрят на банан, но никто больше не пытается им разжиться. Первая стадия эксперимента завершена.
  2. Одну из обезьян подопытной группы заменяют другой, не принимавшей ранее участия в эксперименте. Новичок, разумеется, пытается достать банан, и поэтому подвергается групповому избиению, после чего оставляет попытки вкусить обезьяньей радости.
  3. Экспериментаторы меняют следующую обезьяну-старожила. Избиение повторяется, причём наиболее злобствует предыдущий новичок, избивая новичка № 2.

Вопрос: почему же никто из них не пытается достать банан? А потому что ТАК ЗДЕСЬ ЗАВЕДЕНО.

А потому что здесь так принято.

Старо, но актуально. Лучшего определения современного общества я еще не встречал. Описание эксперимента:

Возьмём металлическую клетку, к потолку по центру подвесим банан, под бананом поставим стремянку, а в клетку запустим пяток обезьян и встанем в сторонке.

Наступает момент, когда какой-нибудь обезьяне захочется кушать. Она лезет к банану, но мы в это время с помощью пожарного брандспойта сбиваем её со стремянки ледяной водой, а заодно окатываем и всех остальных. Какое-то время они сидят ошалевшие, но наступает момент, когда томимая голодом обезьяна опять делает попытку добраться до банана. Повторяем процедуру. И так раза три-четыре. Кончается дело тем, что когда беспокойное животное опять пытается подойти к стремянке, остальные четверо его от неё оттаскивают и банально бьют.
Первая ступень завершена.

Теперь убираем из клетки беспокойную обезьяну и добавляем туда «свежую». Проходит какое-то время и она делает попытку добраться до банана. Четыре бдительные обезьяны, оставшиеся с прошлого раза, оттаскивают её и. бьют, хотя на этот раз никого не обливали. Разумеется, бедное животное не может понять за что, поэтому делает ещё одну попытку. Его опять бьют, но уже сильнее. В конечном итоге и эта обезьяна присоединяется к остальным в бездеятельном созерцании еды.
Вторая ступень завершена.

Теперь убираем из клетки ещё одну находившуюся там с самого начала обезьяну и сажаем новую «свежую». Результат предсказуем — она лезет за бананом, остальные вскакивают, оттаскивают и бьют. При этом с особым зверством бьёт та обезьяна, которую не обливали. Ситуация повторяется n-ное количество раз, где «n» зависит от сообразительности животного. Опять обезьяны просто сидят и смотрят на банан.
Третья ступень завершена.

Опять вытаскиваем обезьяну из первого «эшелона» и снова добавляем «свежую». Короче говоря, в итоге получаем ситуацию, когда в клетке сидят пять ни разу не облитых обезьян, но ни одна из них не делает попыток дотянуться до банана.
Почему?
А потому что здесь так принято.

Читайте так же:  Смысл в работе

Здесь так принято

«Здесь так принято» (варианты: «Тут так принято», «Так здесь заведено», «У нас так принято») — интернет-мем, интересный прежде всего тем, что преподносится как сугубо научный психологический эксперимент, описание которого широко разошлось в рунете [1] [2] [3] [4] [5] [6] ; в том числе, как на сайтах, посвящённых исключительно мемам [7] , так и юмористических [8] [9] [10] [11] ; приписывается как Бернару Верберу [12] , так и Гарри Фредерику Харлоу [13] .

Содержание

[править] Описание -якобы- эксперимента

В помещении (клетке) к потолку подвешивается банан; после чего несколько обезьян (шимпанзе) водворяются в эту клетку. При попытке одной из обезьян достать банан, ВСЕ обезьяны окатываются холодной водой. Так повторяется несколько раз, до закрепления рефлекса: попытка доставания банана неминуемо означает коллективный холодный душ (что есть неприятно).

  1. Обезьяны начинают избивать любую товарку, пытающуюся завладеть бананом. Постепенно ситуация выстраивается таким образом, что все обезьяны сидят, смотрят на банан, но никто больше не пытается им разжиться. Первая стадия эксперимента завершена.
  2. Одну из обезьян подопытной группы заменяют другой, не принимавшей ранее участия в эксперименте. Новичок, разумеется, пытается достать банан, и поэтому подвергается групповому избиению, после чего оставляет попытки вкусить обезьяньей радости.
  3. Экспериментаторы меняют следующую обезьяну-старожила. Избиение повторяется, причём наиболее злобствует предыдущий новичок, избивая новичка № 2.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вопрос: почему же никто из них не пытается достать банан?
А потому что ТАК ЗДЕСЬ ЗАВЕДЕНО.

[править] Значение эксперимента

Никакого, поскольку на самом деле подобного эксперимента не было: это всего лишь интернет-мем, — хотя и преподносимый с известной достоверностью.

Что характерно, во всех случаях исследования Гарри Фредерика Харлоу проводились на макаках-резусах — не на шимпанзе.
Также и Бернар Вербер — французский писатель, философ; навряд ли возможно предположить, что он работал с целыми группами обезьян.
Также, косвенным подтверждением нереальности эксперимента, является факт неопределённости (… «несколько» …) количества подопытных обезьян. Хотя существуют и разночтения: упоминается и «пяток» [14] обезьян, в дальнейшем трансформируемый в «пять» [15] [16] .

[править] Аналогии

В книге Льва Шестова «Философия трагедии» [17] :

«…в стеклянный сосуд, разделённый на две половины стеклянной же, совершенно прозрачной перегородкой, поместили по одну сторону щуку, а по другую разную мелкую рыбу, которая обыкновенно служит щуке добычей. Щука не заметила прозрачной перегородки и бросилась на добычу, но, разумеется, только зашибла пасть. Много раз проделывала она свой опыт – и всё с теми же результатами. Под конец, видя, что все её попытки так печально кончаются, щука уже не пробовала охотиться, так, что даже когда через несколько дней перегородку вынули, она продолжала спокойно плавать между мелкой рыбой и уже боялась нападать на неё. (Лев Шестов, «Философия трагедии»).

[править] Цитаты

Более того, если первый и второй раз не вызвали протестов и возмущений со стороны общества и если они не вызвали шага назад со стороны власти, то перед нами уже не просто прецедент, а норма, элемент общественного договора, «у нас так принято».

[править] Юмор

Смеялся, когда прочитал, что обезьяны всегда выбирают предмет, отличающийся от других. Резко замолк, когда вспомнил, как в магазине покупал куртку.

Управление личными финансами

Так принято…


Мне очень нравится одна история, которая, на мой взгляд, очень характеризует то, что происходит в обществе.

Посадили пять обезьян в клетку, поставили лестницу и подвесили сверху банан. Обезьяны сразу полезли за бананом и тут их начали поливать холодной водой из шланга.

Они немножко поостыли, но как только кто-нибудь лез за бананом, всех без исключения поливали холодной водой. Итак, получилось, что как только какая-нибудь обезьяна лезет за бананом, ее тут же другие начинают кусать и бить, потому что никому не хочется быть облитым холодной водой. Все сидят, банан висит, никто его уже не хочет.

Убрали одну обезьяну из клетки, посадили новую. Та, ничего не подозревая, видит банан, ну и соответственно, лезет за ним. Тут ее начинают всячески избивать. В конце концов она успокаивается, и оставляет свои попытки.

Заменили еще одну обезьяну. Новая обезьяна видит банан — лезет и, соответственно, получает взбучку. Причем, что самое интересное, та обезьяна, которую водой не поливали, тоже принимает участие в избиении.

Заменили еще одну обезьяну, еще и еще… и вот что получилось: В клетке сидит пять обезьян, которых водой совсем не поливали, наверху висит банан, но никто его не трогает! Почему? Потому что так принято!

Так вот и у нас очень много чего ПРИНЯТО, никто толком и не может объяснить почему, но все соблюдают всяческие правила даже не задумываясь зачем и ещё и осуждая других, если они что-то делают не так как все. ТАК ПРИНЯТО!

На мой взгляд, чтобы достичь богатства и успеха, надо перестать действовать как всё остальное стадо. Надо действовать НЕ так как принято! Разумеется, соблюдать многие «правила» так или иначе придётся. Однако не надо бояться всё менять и делать не как все.

А потому что здесь так принято.

Старо, но актуально. Лучшего определения современного общества я еще не встречал. Описание эксперимента:

Возьмём металлическую клетку, к потолку по центру подвесим банан, под бананом поставим стремянку, а в клетку запустим пяток обезьян и встанем в сторонке.

Наступает момент, когда какой-нибудь обезьяне захочется кушать. Она лезет к банану, но мы в это время с помощью пожарного брандспойта сбиваем её со стремянки ледяной водой, а заодно окатываем и всех остальных. Какое-то время они сидят ошалевшие, но наступает момент, когда томимая голодом обезьяна опять делает попытку добраться до банана. Повторяем процедуру. И так раза три-четыре. Кончается дело тем, что когда беспокойное животное опять пытается подойти к стремянке, остальные четверо его от неё оттаскивают и банально бьют.
Первая ступень завершена.

Теперь убираем из клетки беспокойную обезьяну и добавляем туда «свежую». Проходит какое-то время и она делает попытку добраться до банана. Четыре бдительные обезьяны, оставшиеся с прошлого раза, оттаскивают её и. бьют, хотя на этот раз никого не обливали. Разумеется, бедное животное не может понять за что, поэтому делает ещё одну попытку. Его опять бьют, но уже сильнее. В конечном итоге и эта обезьяна присоединяется к остальным в бездеятельном созерцании еды.
Вторая ступень завершена.

Теперь убираем из клетки ещё одну находившуюся там с самого начала обезьяну и сажаем новую «свежую». Результат предсказуем — она лезет за бананом, остальные вскакивают, оттаскивают и бьют. При этом с особым зверством бьёт та обезьяна, которую не обливали. Ситуация повторяется n-ное количество раз, где «n» зависит от сообразительности животного. Опять обезьяны просто сидят и смотрят на банан.
Третья ступень завершена.

Опять вытаскиваем обезьяну из первого «эшелона» и снова добавляем «свежую». Короче говоря, в итоге получаем ситуацию, когда в клетке сидят пять ни разу не облитых обезьян, но ни одна из них не делает попыток дотянуться до банана.
Почему?
А потому что здесь так принято.

[1]

Последние кому понравилось: Всего: 61

Читайте так же:  Почему не доверяем простым решениям

Копипаста:Пять обезьян

Содержание

[править] Пять обезьян

Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, вы открываете кран и из шланга поливаете ВСЕХ обезьян очень холодной водой. Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомитЬся бананом. Те же действия с вашей стороны. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа. А теперь уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она увидела злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся. Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем та, которую заменили первой еще и с энтузиазмом. И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан. Почему? Потому что тут так принято.

[править] Чуть более древняя версия

Какой-то естествоиспытатель произвел следующий опыт: в стеклянный сосуд, разделенный на две половины стеклянной же, совершенно прозрачной перегородкой, поместил по одну сторону щуку, а по другую — разную мелкую рыбу, которая обыкновенно служит щуке добычей. Щука не заметила прозрачной перегородки и бросилась на добычу, но, разумеется, только зашибла пасть. Много раз проделывала она свой опыт — и все с теми же результатами. Под конец, видя, что все ее попытки так печально кончаются, щука уже больше не пробовала охотиться, так что даже когда через несколько дней перегородку вынули, она продолжала спокойно плавать между мелкой рыбой и уже боялась нападать на нее. Не происходит ли то же и с людьми?

Лев Шестов «Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления)» (1905), ч. 2, гл. 3

[править] Вариация на тему

Клетка. В ней 5 русских. К потолку подвязана водка. Под ней лестница. Проголодавшись, один из русских подошол к лестнице с явными намерениями достать водку. Как только он дотронулся до лестницы, вы открываете кран и со шланга поливаете ВСЕХ русских очень холодной водой. Проходит немного времени, и другой русский пытается полакомится водкой. Те же действия с вашей стороны. Третий русский, одурев от голода пытается достать водку, но остальные хватают его, не желая холодного душа. А теперь, уберите одного русского из клетки и замените его новым русским. Он сразу же, заметив водку, пытается ее достать. К своему ужасу, он увидел злые морды остальных русских атакующих его. После третьей попытки он понял, что достать водку ему не удастся. Теперь уберите из клетки еще одну одного из первоначальных пяти русских и запустите туда новенького. Как только он попытался достать водку, все русские дружно атаковали его, причем и тот, которого заменили первым (да еще с энтузиазмом). И так, постепенно заменяя всех русских, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 русских, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать водку. Почему? ПОТОМУ, ЧТО ЗДЕСЬ ТАК ЗАВЕДЕНО.

[править] Вариация на тему 2

Клетка. В ней 5 хохлов. К потолку подвязано сало. Под ним лестница. Проголодавшись, один из хохлов подошел к лестнице с явными намерениями достать сало. Как только он дотронулся до лестницы, вы открываете кран и со шланга поливаете ВСЕХ хохлов очень холодной водой. Проходит немного времени, и другой хохол пытается полакомится салом. Те же действия с вашей стороны. Третий хохол, одурев от голода пытается достать сало, но остальные хватают его, не желая холодного душа. А теперь, уберите одного хохла из клетки и замените его новым хохлом. Он сразу же, заметив сало, пытается его достать. К своему ужасу, он увидел злые морды остальных хохлов атакующих его. После третьей попытки он понял, что достать сало ему не удастся. Теперь уберите из клетки еще одного из первоначальных пяти хохлов и запустите туда новенького. Как только он попытался достать сало, все хохлы дружно атаковали его, причем и тот, которого заменили первым (да еще с энтузиазмом). И так, постепенно заменяя всех хохлов, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 хохлов, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать сало. Почему? ПОТОМУ, ЧТО ЗДЕСЬ ТАК ЗАВЕДЕНО.

Потому что так принято!

Наше окружение определяет то, какими мы будем завтра.
Изменяя свое окружение, мы изменяем свое завтра.

Уже не первый раз натыкаюсь на описание одного эксперимента, доказывающее эту мысль.

Возьмём металлическую клетку, к потолку по центру подвесим банан, под бананом поставим стремянку, а в клетку запустим пяток обезьян и встанем в сторонке.

Наступает момент, когда какой-нибудь обезьяне захочется кушать. Она лезет к банану, но мы в это время с помощью пожарного брандспойта сбиваем её со стремянки ледяной водой, а заодно окатываем и всех остальных. Какое-то время они сидят ошалевшие, но наступает момент, когда томимая голодом обезьяна опять делает попытку добраться до банана. Повторяем процедуру…

И так раза три-четыре. Кончается дело тем, что когда беспокойное животное опять пытается подойти к стремянке, остальные четверо его от неё оттаскивают и банально бьют.
Первая ступень завершена.

Теперь убираем из клетки беспокойную обезьяну и добавляем туда “свежую”. Проходит какое-то время и она делает попытку добраться до банана. Четыре бдительные обезьяны, оставшиеся с прошлого раза, оттаскивают её и… бьют, хотя на этот раз никого не обливали. Разумеется, бедное животное не может понять за что, поэтому делает ещё одну попытку. Его опять бьют, но уже сильнее. В конечном итоге и эта обезьяна присоединяется к остальным в бездеятельном созерцании еды.
Вторая ступень завершена.

Теперь убираем из клетки ещё одну находившуюся там с самого начала обезьяну и сажаем новую “свежую”. Результат предсказуем — она лезет за бананом, остальные вскакивают, оттаскивают и бьют. При этом с особым зверством бьёт та обезьяна, которую не обливали. Ситуация повторяется n-ное количество раз, где “n” зависит от сообразительности животного. Опять обезьяны просто сидят и смотрят на банан.
Третья ступень завершена.

Опять вытаскиваем обезьяну из первого “эшелона” и снова добавляем “свежую”…
Короче говоря, в итоге получаем ситуацию, когда в клетке сидят пять ни разу не облитых обезьян, но ни одна из них не делает попыток дотянуться до банана. Почему?
А потому что здесь так принято”.


Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Читайте так же:  Искусство и психотерапия

Если Вы даете чаевые, то Вы делаете это, потому что так принято или?

Или есть другая причина? Например, действительно понравилось обслуживание, неудобно себя чувствуете, если не дадите и т.п.?

Я даю чаевые, только если мне понравилось обслуживание. Скажем, если в ресторане официантка быстро к вам подошла, внимательно выслушала, помогла определиться с выбором, заказ быстро приготовили и принесли, ничего не перепутав, не обсчитали в счете, тогда просто грех не дать чаевые. Если же к вам подошли нехотя, выслушали «через губу», заставили ждать больше часа, заказ перепутали, еда не вкусная, да еще и постарались обсчитать, тогда не только о чаевых речи нет, можно потребовать скидку, а то и вовсе отказаться оплачивать это безобразие.

Потому что так принято!

Лично мне бы никогда и в голову не пришло назвать Ольгу несостоявшейся личностью. Голова на плечах, чувство юмора. Вполне успешно выплачивает кредит за собственную квартиру. С мужчинами встречалась, но до вторых тапочек дело никогда не доходило. Оля по этому поводу и не переживала. Сама хозяйка своему времени, образу жизни. И расставаясь, не настолько страдала, чтобы заламывать руки и кидаться к окну.

Но вы уже знаете, что думает по этому поводу великое и могучее Общественное Мнение. «Одна — ой, как не повезло бедняге!». Мама, ясное дело, каждый разговор начинает с беспокойства по поводу шаткого будущего непутевой доченьки. Коллеги при случае вполголоса припоминают: «Ну да, конечно, у нее же никого нет». Причем выводят отсюда и успехи, и недочеты. Даже друзья-подруги – люди, вроде, понимающие, — и те то и дело переспрашивают: «Ну все-таки, трудно же все в одиночку? Признайся!».

В конце концов барышня сама задумываться начала: что с ней не то? Весь мир не может разом с ума сойти – значит, это она. Надо, наверное, больше внимания уделять тому, кто рядом, надо «строить отношения». С тем и пришла ко мне на психотерапию.

Замуж надо…

Надо сказать, что парню, с которым Оля стала пытаться что-то строить, не повезло больше всех. Она перестаралась. Она с таким рвением кинулась отказываться от своих привычек в его пользу и изо всех сил создавать уют с перспективой на брак. И, в конце концов, сорвалась, поскандалила с ним и сильно обидела, чего до того у нее ни с одним кавалером не приключалось.

Потом в депрессию погрузилась на несколько месяцев: я, мол, не умею уживаться!
Я спрашиваю: а Вы правда мечтали связать свою жизнь с этим человеком?
Да не очень, — отвечает, — но надо же когда-то остепениться…

А вот тут возникает вопрос: а зачем, собственно? Смысл ломать себя?

  • Чтобы успокоить маму?
  • Удовлетворить коллег?
  • Не отличаться от подруг?

Установки для всех.

Вокруг нас полно общих мнений, которые применимы якобы ко всем. Пытаясь под них бездумно подстраиваться, мы только умножаем проблемы.

Штамп первый.
«Надо любить родственников, какими бы они ни были».

А если родич, извините, настоящая сволочь? Или алкоголик, потерявший человеческий облик? И портит вам жизнь, чего-то несправедливо вымогая? Вы ведь не поссоритесь из-за него с любящим мужем? Чтобы в результате испортить жизнь себе и ему?

Если никакой любви вы к родне не испытываете? Это только считается, что самые близкие для нас – те, с кем у нас некоторый процент общей крови. Но всегда ли он действительно внятно слышен нами самими – этот «голос крови»? Или он только ДОЛЖЕН звучать громче всего остального?

Штамп второй.
«Призвание женщины – быть матерью».

«До тридцати я просто должна родить – хоть от кого-нибудь! Иначе не знаю, что с собой сделаю…» — признавалась мне моя клиентка. «Но зачем?» — допытывалась я. «Надо же продолжить род!» И ради этой расплывчатой цели нужно срочно бежать искать «хоть кого-нибудь», забросив все другие виды самореализации.

А какой тяжкий груз материнской любви сваливается на ребенка, чья мама сосредотачивается на нем одном под девизом: «Я, как настоящая женщина, счастлива только детьми!». Да для счастья и гармоничного развития самих же детей было бы лучше, если бы у нее были и другие интересы… Иначе задавить же можно.

Штамп третий.
«Сердце не может принадлежать более чем одному».

«Полигамы» уже начинают бурно спорить с «моногамами» на форумах, отстаивая точку зрения, что хорошо всем участникам может быть и в открытых отношениях. Но нас все-таки веками и поколениями воспитывали моногамно. И те, кого меньше, часто все-таки пытаются себя перевоспитать, глядя на тех, кого больше… А потом страдают, наслушавшись универсальных рецептов, а не собственного сердца.

А ведь есть и «общая мысль», куда более полезная для индивидуума, чем «не высовывайся»: «познай самого себя»!

Откуда берутся стереотипы?

  • Из дефицита информации. Тот, кто ни разу не был в Австралии, готов поверить в то, что там все ходят вниз головой.
  • Из устаревших традиций.
  • Из недостаточного опыта. Неудачный роман со Скорпионом может случиться у одной дамы аж целых два раза. Вряд ли это означает, что все мужчины-Скорпионы – негодяи. Хотя бы по теории вероятности – ведь их в миллионы раз больше, чем два.

Разобраться в одиночку, как подобные стереотипы отравляют именно вам жизнь, не так уж и просто. Очень велик соблазн поддаться влиянию стереотипов и наломать дров. На современном этапе развития психологии более целесообразно обратиться к специалисту, пройти курс психотерапии и жить в гармонии с собой.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не оставляйте счастье «на потом», живите сейчас.

Источники


  1. Общая психология. Тексты. Введение. Том 1. Книга 2. — М.: Когито-Центр, 2013. — 728 c.

  2. Ричард Не переживайте по пустякам в любви / Ричард, Кристин Карлсон. — Москва: Высшая школа, 2016. — 416 c.

  3. Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие / В.В. Гребнева. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 192 c.
  4. Малин, Сюзи Любовь с первого взгляда / Сюзи Малин. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 176 c.
  5. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. — 928 c.
Потому что так принято!
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here