Позиции психолога-консультанта по отношению к клиенту

Сегодня обсуждаем тему: позиции психолога-консультанта по отношению к клиенту с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

«Т.С. Заварзина ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ И РОЛЬ ПСИХОЛОГА В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ Мера ответственности консультанта . »

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ И РОЛЬ ПСИХОЛОГА

В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Мера ответственности консультанта неразрывно связана с его

профессиональной позицией как специалиста и с его пониманием роли

консультанта. Несмотря на широкую распространенность и востребованность профессии психолога, вопрос о том, как должен себя вести

психолог-консультант, что является приемлемым и недопустимым для

его профессиональной роли при взаимодействии с клиентом, до сих пор является открытым и дискуссионным.

Для многих выпускников и дипломированных психологов консультирование является хотя и привлекательным, но наименее ими осуществляемым (и даже несколько пугающим) видом профессиональной деятельности в силу недостаточного понимания и осознания профессионально-ролевой позиции консультанта. Особенно это касается семейного консультирования.

В настоящее время у специалистов отмечается высокий интерес к проблеме оказания психологической помощи семье. Во многом это обусловлено тем, что в последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Неуклонно увеличивается число разводов и неполных семей, возрастают масштабы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранние беременности, жестокое обращение в семье. В связи с этим все более актуальной становится потребность семьи в профессиональной психологической помощи.

Работе с семьей присуща своя специфика, что обусловлено особенностями объекта психотерапевтического воздействия и, прежде всего, тем, что семья является относительно закрытой системой. Кроме того, необходимо учитывать, что семьи обладают своими социокультурными особенностями. В частности, в нашей стране семьям свойственна патриархальность, совместное проживание нескольких поколений, эмоциональная и материальная взаимозависимость членов семьи.

Многие семьи являются функционально неполными. Кроме того, их отличает невысокий уровень психологической культуры, проявляющийся в низкой мотивации на получение психологической помощи.

Как показывает опыт работы, к психологу чаше всего обращается один из членов семьи, и даже когда очевидна необходимость присутствия остальных домочадцев, мотивировать их на совместный приход достаточно трудно. Все это создает дополнительные сложности в работе психолога с семьей. В частности, учет данных фактов делает невозможным прямое перенесение зарубежных моделей психологической помощи семье на отечественную почву.

Психологическая помощь семье выступает как относительно новая сфера деятельности практического психолога. На сегодняшний день ощущается недостаток работ отечественных специалистов, в которых были бы систематизированы знания и опыт, накопленные в области работы с семьей.

В практике любого консультирующего психолога нередки обращения, когда кто-то из супругов (чаще жена) или родители просят о помощи в «исправлении» своего дорогого и любимого, но совершенно отбившегося от рук домочадца. Они описывают трудности семейной жизни, перечисляют многочисленные «меры воздействия», уже испробованные ими и не давшие никакого результата. И их основной запрос можно сформулировать следующим образом: «Помогите сделать его (ее) хорошим (а именно: таким, каким он меня будет устраивать), и все остальные проблемы разрешатся сами собой».

Такие клиенты, как правило, считают себя вполне благополучными. Мысль о том, что им самим необходима психологическая помощь, почти всегда кажется абсурдной. Они готовы отдать все имеющиеся средства и силы, чтобы изменить неудобного члена семьи. Но единственное, к чему они совершенно не готовы, – это к работе над собой и сложившимися взаимоотношениями.

Предложение пройти курс супружеской или семейной психотерапии, к сожалению, чаще всего отвергается.

Объяснения отказов весьма стереотипны: «Он (она) не пойдет, потому что:

— считает всю эту психологию ерундой, не верит, что это поможет,

— не считает, что у него есть проблемы,

— будет злиться, что я «выношу сор из избы».

Затем идет контрпредложение: «Научите меня, как на него (нее) повлиять, и я все сделаю, как вы скажете». Бывают и более жесткие требования: «Я приведу его (ее) к вам, и вы повлияйте на него (нее) так-то и так-то».

Конечно, подобные запросы заведомо невыполнимы и противоречат этике психологической помощи. Но практически во всех подобных случаях перед психологом находится действительно глубоко несчастный человек, исстрадавшийся, иногда плачущий и действительно нуждающийся в помощи. Он абсолютно неграмотен в психологических вопросах, а из журнальных и газетных статеек и телевизионных передач вынес представление о том, что психолог, познакомившись с проблемой, способен предложить целый список готовых советов наподобие рецептов. Другой, не менее распространенный вариант – специалист наделен волшебными свойствами: «повоздействовал», и все проблемы исчезли.

В связи с тем, что эффективность консультирования напрямую связана с умением консультанта исполнять свою профессиональную роль, строить в ее рамках свое поведение, остановимся на тех моментах, которые будут способствовать более глубокому осознаванию своей профессионально-ролевой позиции. Можно сказать, что профессионально-ролевая позиция консультанта, наряду с ролевой позицией клиента, определяет содержательную сторону консультативного взаимодействия. С нашей точки зрения профессиональная роль консультанта заключается в организации процесса взаимодействия таким образом, чтобы клиент смог научиться решать свои проблемы и улучшать свои взаимоотношения. Только в том случае, когда консультант находится в своей профессиональной роли, поведение консультанта и клиента соответствует их позициям в контакте.

Говоря о позиции психолога-консультанта, имеют в виду определенное содержание и эмоциональный тон действий консультанта.

Предложим для рассмотрения некоторые подходы к выделению профессионально-ролевых позиций консультанта.

Г.С. Абрамова и Ю.Е. Алешина отмечают возможность реализации в процессе консультирования трех позиций консультанта по отношению к клиенту: позиция равенства, позиция «сверху» и позиция «снизу». Позиции, обусловленные содержанием, В.Ю.

Меновщиков условно подразделяет на следующие:

1. Консультант-советчик дает клиенту информацию, прямые советы.

2. Консультант-помощник оказывает помощь клиенту в нахождении «инсайта», внутреннего решения, в актуализации имеющихся внутренних резервов и т.п.

3. Консультант-эксперт показывает клиенту возможные варианты решения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.

Консультанту важно не только осознавать особенности и проявления своей профессиональной роли, но также знать, какие черты ей не соответствуют.

С.В. Петрушин, подчеркивая сложность выполнения профессиональной роли консультанта, ее самостоятельность и несводимость к другим видам деятельности, описывает наиболее распространенные непрофессиональные роли – Друга, Педагога, Врача, Следователя, Авторитета, которые консультант ошибочно начинает играть в процессе консультирования в силу того, что они ему хорошо знакомы из обычной жизни.

Читайте так же:  О провокациях

Для каждой из этих ролей свойственны свои способы общения, которые делают поведение консультанта в целом непродуктивным.

Так, консультант выпадает из своей профессиональной роли и начинает играть одну из следующих:

«Друга», если, выслушав клиента, может посочувствовать ему, предложить чаю, сходить и решить проблему клиента за него. При этом консультант слушает участливо, ободряюще, может похлопать по плечу, приобнять.

«Педагога», если демонстрирует клиенту свое знание того, что такое «хорошо» и что такое «плохо», дает оценки, навязывает свой взгляд на жизнь как единственно правильный, использует выражения типа: «В обществе так не принято», «Это аморально», «Каждый порядочный человек должен знать. », «Как говорил известный писатель. ».

При этом консультант говорит назидательным тоном, учит жить, цитирует авторитетных специалистов.

«Врача», если старается поставить клиенту диагноз: «У вас повышенная тревожность» и т.п. Задает вопросы, но сам в диалог не вступает, дает банальные советы: «Надо меньше волноваться и чаще гулять на свежем воздухе». Делает записи в тетрадь, реплики типа: «На что жалуетесь?», «Как давно это у вас?». «Посторонние» разговоры клиента пресекаются.

«Следователя», если консультант имеет одну или несколько версий случившегося и задает вопросы, чтобы их проверить. Считает, что истина одна и надо за нее ухватиться. Пытается уличить клиента во лжи или поймать его на противоречии. Задавая вопросы клиенту, консультант свою версию не объясняет, просит говорить только правду, нередко обвиняет.

«Авторитета», если использует жалобы клиента, чтобы рассказать что-нибудь поучительное из своей богатой биографии: «Вот у меня был похожий случай, и я сделал так-то».

Когда консультант выходит из своей профессиональной роли, человек, обратившийся за помощью, соответственно выпадает из своей роли «клиента» и подыгрывает консультанту ролью Товарища, Ученика, Больного, Ребенка и т.п. В результате вместо решения психологической проблемы, с которой человек изначально обратился, консультант начинает решать иные, в том числе и свои личные проблемы.

В связи с вышесказанным актуальным для консультанта является не только осознание особенностей своей профессиональной роли, но и обретение способности поддерживать ее выполнение.

Для удерживания своей профессиональной роли консультанту необходимо действовать в нескольких направлениях, исходя из идеи разграничения деловых, рабочих отношений от «человеческих» отношений: поддержание профессиональной роли консультанта; создание условий для рабочих отношений с клиентом; разграничение личных потребностей и профессиональных задач; самоанализ; прохождение личной терапии.

Таким образом, можно сказать, что профессионализм консультанта состоит в умении выполнять следующие действия:

1. менять в случае необходимости свои позиции как в ходе одной консультации, так и при работе с различными клиентами;

2. удерживать свою профессионально-ролевую позицию в процессе консультирования;

3. удовлетворять свои человеческие потребности за пределами профессионально-ролевой ситуации консультирования.

Позиции психолога-консультанта по отношению к клиенту

В работе психолога-консультанта выделяются различные позиции по отношению к клиенту. Позиция неквалифицированного психолога основана на его Я-концепции. Бурмистрова Н.Г. подчеркивает, что есть необходимость постоянной профессиональной рефлексии во взаимодействии с клиентом, а значит, постоянного напряжения, требующего точности профессионального действия для оказания эффективной психологической помощи ( Г.С. Абрамова, 1997) [1 ].

Две позиции психолога-консультанта в работе с клиентом отражают отсутствие профессионализма.

При взаимодействии с позиции «сверху» психолог считает себя знатоком «правильной, хорошей» жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии «хорошей» жизни и неукоснительно следовал им. Вследствие этого психолог теряет основу профессиональной рефлексии, а у клиента формируется зависимость от психолога.
Зачастую директивность и неадекватность психолога в такой позиции приводят к потере предмета взаимодействия и вместо содержания психологической информации обсуждаются социальные, этические или нравственные нормы [1 ].

Взаимодействие с позиции «снизу» создаёт для клиента возможности открыто манипулировать психологом-консультантом. Психолог-консультант, занимающий позицию снизу, по существу, отказывается от своей профессии, от обобщенной научной теории, и попадает под власть житейского манипулятора [1 ].

Обе позиции отражают полярность взаимоотношений. Ни одна из них не является эффективной стратегией во взаимодействии с клиентом.

В первом случае психолог представляется авторитарной, подавляющей, всезнающей фигурой, где, безусловно, клиенту будет сложно установить доверительные отношения.

Во втором случае психолог скорее является «марионеткой». Такому специалисту зачастую самому необходима помощь.

Профессиональная позиция психолога по отношению к клиенту

По мнению Е. В. Бурмистровой, сущность профессиональной позиции психолога определяется как ответственное отношение к ценностям и способам реализации деятельностных норм [2]. Ответственная позиция психолога-консультанта по отношению к консультативному процессу определяет готовность в полной мере оказать квалифицированную помощь клиенту.

В характеристике отношения психолога к клиенту можно выделить два вектора:

  • вектор эмпатии (социальный интерес, сопереживание клиенту),
  • вектор аффилиации (потребность в создании и поддержании теплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми, в проявлениях дружбы и любви).

Пересечение этих векторов позволяет говорить о четырех типах позиций психолога по отношению к клиенту: «манипулятор», «специалист», «волонтер», «психолог» [2].

Важно, чтобы у психолога сохранялись позиции «специалиста» и «психолога» в отношениях с клиентом.

Позиция «волонтер» приводит к низкому качеству помощи, менее ответственной позиции, консультативный процесс в данной позиции практически не приносит результата. Такого рода помощь может часто напоминать время препровождение, которое чаще ни к чему не обязывает.

В позиции «манипулятор» психолог-консультант эксплуатирует клиентов или решает свои собственные проблемы за счёт тех, кто обращается к нему за помощью.

Профессиональная позиция психолога, выражающаяся в характере отношения к клиенту, должна не только осознаваться им, но и целенаправленно формироваться в том своем качестве, которое обеспечит наиболее продуктивное взаимодействие с клиентом [2].

В любом случае психолог должен использовать в своей работе профессиональную позицию, а любые подозрения на непрофессионализм должны быть поводом обращение за супервизией, помощью коллег.

Непрофессиональная позиция психолога-консультанта отражает наличие у него проблем межличностного характера, либо профессионального (эмоционального) выгорания.

Профилактикой непрофессиональной позиции психолога могут быть занятия хобби, ограничение консультативной деятельности, приостановка процесса консультирования, личная терапия, отдых, выезды на природу, позитивное общение с близкими.

Литература

1. Брюхова Н.Г. Психологические особенности личностного развития психологов-консультантов //Международный научно-исследовательский журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://research-journal.org/featured/psycology/psixologicheskie-osobenosti-lichnostnogo-razvitiya-psixologov-konsultantov/

2. Газизова, Р.Р. Профессиональная позиция психолога по отношению к клиенту/Р.Р.Газилова//Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – № 4. – С.110-115.

Позиции консультанта в процессе консультирования (для начинающих)

Под термином «позиция» могут пониматься разные вещи.

Читайте так же:  Выйти замуж после 30 лет

С одной стороны, позиция предполагает содержание действий консультанта, с другой – эмоциональный тон этих действий.

Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны следующим образом:

1. Консультант-советчик – дает клиенту информацию, прямые советы. Несмотря на пренебрежительное отношение к советам среди большинства российских психологов, следует признать, что совет иногда является единственным возможным решением ситуации.

2. Консультант-помощник – оказывает помощь консультируемому в нахождении «инсайта», внутреннего решения, в актуализации имеющихся внутренних резервов и т.п. Эта позиция наиболее приветствуема как в литературе, так и в современной практике психологического консультирования.

3. Консультант-эксперт – показывает консультируемому возможные варианты решения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.

Естественно, что позиции одного и того же консультанта могут меняться как при работе с различными клиентами, так и в ходе одной консультации, если последняя того требует.

Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, напомним, что существует еще одна, достаточно известная классификация подходов психолога-консультанта: директивный подход, недирективный подход, промежуточный.

Г.С. Абрамова описывает позиции взаимодействующих в ситуации индивидуального консультирования сходным образом, выделяя:

1. Взаимодействие на равных.

2. Взаимодействие с позиции «сверху».

3. Взаимодействие с позиции «снизу».

Учитывая специфику работы начинающего психолога в государственных организациях и характерные особенности общения сотрудников между собой, только первая из этих позиций может использоваться консультантом в любой ситуации, вторая же и третья требуют от психолога достаточного профессионального опыта, определенных навыков, наработанных непосредственно в консультативной практике.

Конечно практический психолог всегда стремится реализовать авторскую позицию в своей профессии. Поэтому и свою консультативную работу, будет проводить по-своему. Индивидуализация психологических технологий в практической работе, как бы «примерка» их на себя, определяет успешность психолога в профессии.

Позиции психолога в консультативном процессе. Распределение ответственности в консультировании.

Существуют две основные позиции консультанта (Столин В.В.): пассивная и активная.

Активная позиция консультанта означает его взаимодействие с клиентом, оказание влияния на клиента в виде убеждения, применяемых техник и методик.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пассивная позиция психолога консультанта представляет собой способ активного слушания по К.Роджерсу. Активное слушание не подразумевает советов, интерпретации, указание действий. При активном слушании 2/3 времени консультации говорит клиент. В тоже время психолог не просто слушает, а активно включен в ситуацию клиента, в его переживания, в его цели, в его мировоззрение. Задача психолога помочь клиенту осознать и прочувствовать свою проблему самостоятельно, углубляясь в свой мир все дальше и дальше.

Абрамова Г. Говорит о позиции сверху, снизу, на равных.

На консультации психолог может занимать ограниченное число позиций. Реализация таких позиций, например, как судья или защитник, запрещена.

Какие позиции приемлемы для психолога в процессе консультации?

Психолог — нейтральный советчик. В этом случае психолог выслушивает клиента, задает дополнительные вопросы и в конце беседы, основываясь на профессиональных знаниях, опыте интуиции, высказывает совет или рекомендацию. Клиент, в свою очередь, может последовать совету, данному психологом, но может и проигнорировать его. Последнее чаще всего происходит по многим причинам. Например, психолог предложил нереальный или непрактичный совет, клиент не готов к выполнению совета, либо клиент вообще не ожидал конкретного совета от психолога, а просто пришел «поговорить по душам».

Психолог-программист. После рассказа клиента психолог разрабатывает программу возможных способов воздействия на самого клиента или его проблемную ситуацию с целью изменения его отношений или регулирования ситуации в целом. Программа, разработанная психологом, состоит из ответов на вопросы: «Что «Когда «Как делать?» Например, на консультацию обратился старшеклассник, обеспокоенный тем, что у него возникают определенные состояния, когда он не владеет собой и может проявить немотивированную агрессию («быстро завестись»). После детального разбора ситуаций, в которых юноша теряет контроль над собой, психолог составил программу психотехнических упражнений и режима жизни, а также предложил юноше заниматься аутотренингом под наблюдением психолога.

Психолог-слушатель. Иногда на консультацию приходят «просто поговорить с хорошим и умным человеком». По существу, разговор клиента с психологом, настроенным открыто и гуманно к своему собеседнику, — психологическая и коммуникативная ценность для клиента и имеет для него несомненную пользу. В результате душевного человеческого разговора, скорее не клиента и психолога, а двух понимающих друг друга людей, обратившийся на консультацию получает облегчение, удовлетворение и, успокоившись, самостоятельно находит решение своей проблемы.

Психолог -«зеркало». Известно, что человек, находясь в проблемной ситуации, относится к себе и людям, с которыми он взаимодействует, довольно субъективно и пристрастно. Он может «накручивать», искажать или усиливать напряженность ситуации; испытывать сверхтревожность и страхи, опасаясь, что произойдет «что-то ужасное»; обвинять кого-то из близких во всех грехах, снимая с себя ответственность за происходящие события; ощущать самого себя в тупике и чувствовать свое бессилие «хоть что-то понять в том, что происходит». В этом случае клиент нуждается в том, чтобы другой человек, отстраненный и не включенный в его проблемную ситуацию, объяснил, что происходит, нарисовал объективное отображение событий, помог понять его роль в этих событиях, а также позиции людей, связанных с ним и влияющих на него. Психолог должен быть готов к тому, чтобы выстроить объективную модель ситуации клиента, показать его собственную роль в происходящих событиях. Если клиент принимает модель ситуации, составленную психологом, он обретает чувство понимания («Теперь я что происходит. Раньше я страдала и никак не могла понять, что же случилось»). Вместе с пониманием к клиенту приходят успокоение и способность к принятию решения и действию.

Какую позицию выбрать на консультации?

Выбор позиции в основном зависит от трех факторов: характера клиента и его проблемы, а также личностных и профессиональных возможностей психолога. Если к психологу пришел умный, интеллигентный и образованный человек, серьезно озадаченный возникшими у него проблемами и готовый приложить собственные усилия к их разрешению, психолог может выбрать позицию либо нейтрального советчика, либо программиста.

Ели к психологу обратилась эмоциональная женщина, мать одного из учащихся, остро переживающая свою проблему, искренне желающая «все изменить к лучшему» – реализуются позиции «зеркала» и программиста.

У психолога на консультации женщина, которая многие годы терпит унижения и агрессию со стороны мужа, понимает свое отчаянное положение, но подавлена и пассивна («Надо все изменить, но я ничего не могу сделать»). В этой ситуации психолог может занять позицию «катализатора».

Возможные уровни адекватности запроса связаны с распределением ответственности в работе с проблемой и ее решением между психологом и клиентом.

[2]

Клиент убежден, что психолог все знает, может совершить чудо и решить имеющиеся проблемы.

Читайте так же:  7 способов уменьшить страх ошибок

Клиент считает, что решать проблемы он будет сам, а консультант должен предложить много способов решения, из которых можно сделать выбор.

Клиент готов работать над своей проблемой и воспринимает консультанта как заинтересованного слушателя, проводника в процессе решения проблемы, изменения взгляда на нее.

Нередко на консультации клиент ведет себя по отношению к психологу, как больной к врачу. Он как специалист должен знать лучше, чем я. Но различий между психологом и врачом гораздо больше, чем сходства. Медик работает с физическим телом, то есть на уровне «видимого». Он обследует клиента, проводит анализы, ставит диагноз и выписывает лекарства для лечения. Отношения врача — это отношения «верхней позиции», так как предполагается, что он про тело знает го­раздо больше, чем больной. Поэтому для успешного лечения клиент должен, прежде всего, доверять врачу больше, чем себе. Основную ответственность за результат лечения несет врач, «он лечит».

Психолог же имеет дело с психическим телом, которое по своей природе невидимо. Он не лечит, не ставит диагноз и не прописывает таблеток для избавления от страданий. Вместо этого он помогает человеку разобраться в себе. Поэтому отношения с клиентом у психолога строятся по другому принципу: только сам человек точно знает, что происходит «внутри» его субъективной реальности. Психолог может лишь догадываться. Работа психолога заключается как раз в том, чтобы человек научился доверять себе по поводу себя.

С процессом консультации можно привести следующую аналогию. Например, происходит спасение человека, заваленного в шахте. Спасатель находится наверху и, конечно, может лишь предполагать, что творится там, под землей. При этом есть радиосвязь и он может переговариваться с потерпевшим. «Что ты видишь?» — спрашивает спасатель. «Я вижу две кнопки разного цвета», — отвечает человек. «Какого цвета?» — «Красную и черную». — «Нажми на красную кнопку», — говорит спасатель. «Нажал. Заработал какой-то мотор». — «Теперь нажми на черную». — «Дверь открылась». — «Выходи. Что видишь теперь?» и т.д. Воссоздавая на основе описания человеком заваленного пространства, спасатель может подсказать правильное решение.

На этом примере можно увидеть, в чем разница ответственности психолога и клиента. Ответственность психолога заключается в создании психологических конструкций с учетом всей, пусть даже противоречивой информации от клиента. Ответственность клиента в том, чтобы снабдить психолога точной информацией. Если клиент будет что-то утаивать, то психолог может создать ошибочную интерпретацию, которая может быть не только бесполезной, но и вредной.

Но ситуация обычно усложняется тем, что до психолога были еще другие, которые пробовали себя в роли спасателя, не имея на то квалификации. От их «помощи» человека еще глубже завалило. Поэтому человек перестал доверять, боится, чтобы не было хуже. Прежде чем довериться, он начинает устраивать разные проверки на предмет выяснения надежности спасателя. Он не видит, какой из себя спасатель, и путает его с прежними. И если случайно или необдуманно психолог—спасатель повторит их ошибки, то доверие может исчезнуть окончательно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Стадия установления контакта с Клиентом в психологическом консультировании

Первая стадия— установление контакта и ориентирование клиента на проблему. Эта стадия длится от нескольких секунд до десятка минут. Первое, что необходимо сделать консультанту во время приема,— это встретить и усадить клиента. Успех беседы во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. Консультант может продемонстрировать свою заинтересованность и доброжелательность с первых минут встречи, встав навстречу клиенту или встретив его в дверях кабинета. Непосредственно перед тем, как начать беседу, лучше сделать паузу (не слишком большую — 40—60 секунд, но достаточную для того, чтобы он успел собраться с мыслями и оглядеться), иначе у клиента может возникнуть состояние напряженности и растерянности. На этой стадии психолог-консультант выбирает свою позицию во взаимодействии с клиентом.

Давая клиенту возможность установить позицию на равных, психолог-консультант первым не представляется. Первым представляется клиент. Психолог-консультант должен пояснить, кто он, чем занимается. Бывает, что в начале беседы консультант сталкивается с ситуацией, когда клиенту необходимо объяснить, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. В этот период психолог-консультант структурирует ситуацию. При этом решается проблема установления контакта с клиентом.

В качестве основных средств установления контакта могут использоваться:

• удобное помещение, исключающее возникновение внешних помех для работы (наличие посторонних лиц, внешних шумов и т. д.);

• комфортная межличностная дистанция;

• называние собеседника по имени и отчеству (имени);

• использование фраз единомыслия и местоимения «мы»;

• демонстрация радости от общения;

• показ уважения к личности клиента;

• присоединение (неявное повторение) к элементам поведения клиента, слабо поддающимся его сознательному контролю, таким, как: дыхание, моргание, поза, жесты, мимика, темп и громкость речи;

• преимущественное использование слов, характеризующих его как визуалиста, аудивиста или кинестетика (т. е. человека, в сознании которого внешний опыт представляется преимущественно в виде картин, слов или телесных ощущений).

Особую, значимую роль на первом этапе, а также в ходе всего процесса консультирования играет невербальная коммуникация, так как она отражает бессознательное личности, причем по разным источникам дает примерно от 60 до 90% информации в целом о человеке, «высвечивает», как на экране, установки, чувства, мысли. В этом случае используется концептуальный подход о защитном панцире, отражающем характерные черты, защиты личности. Это позволяет выявлять их и соотносить с полученными вербальными признаками. Учитывается и то, что хронические мышечные зажимы организуются в 7 основных защитных сегментов (в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза), и то, что они блокируют тревожность, гнев, агрессию, сексуальное возбуждение и препятствуют в целом личностному росту.

С целью эффективного решения задач толкования невербальной информации целесообразно учитывать ряд положений:

• нет прямых переходов между невербальными и вербальными коммуникациями;

• консультируемый осознанно и бессознательно интерпретирует невербалику консультанта;

• в невербалике представлено не только настоящее, но и будущее и прошлое; в языке тела наиболее ярко проявляются противоречивые чувства и намерения;

Читайте так же:  Каждый человек стремится к совершенству

• имеется взаимосвязь между невербаликой и психофизическим самочувствием: невозможно подделать язык телодвижений (бессознательное сигнализирует правду);

• путь толкования бессловесного общения во многом интуитивен.

Невербальное взаимодействие между консультантом и консультируемым в психологическом консультировании имеет обратную связь, при этом психическое состояние последнего взаимосвязано с этой интеракцией. Неэффективность такого общения бывает тогда, когда консультантом используются закрытые жесты, откинутое назад туловище, большие дистанции, отсутствующий взгляд, отгораживание столом и низкоэмпатические сообщения.

Позиция консультанта по отношению к клиенту

В принципе, можно представить себе три возможные позиции консультанта по отношению к клиенту: позиция равенства, пози­ция «сверху» и позиция «снизу» (Цзен И.В., Пахомов Ю.В., 1985). В разных теоретических ориентация консультанту приписывают­ся различные позиции, но, пожалуй, наиболее традиционной в консультировании является позиция равенства и партнерства по отношению к клиенту, хотя и в этом случае направляющая и оп­ределяющая роль остается за психологом. Рассмотрим данную по­зицию более подробно.

В случае равенства позиций с психологом в процессе консуль­тирования клиент чувствует себя полноправным партнером и поэто­му активно и продуктивно работает наравне с психологом. У него нет оснований скрывать или искажать какую-либо информацию о себе, поскольку консультант открыт, не оценивает и не судит со­беседника. В сущности, в позиции равенства и сам консультант менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку чем более авто­ритетен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему, тем труд­нее им соответствовать. Конечно, занимая позицию равенства, консультант не только выигрывает, но и теряет: ведь с авторитетом, занимающим позицию «сверху», больше считаются, к нему боль­ше прислушиваются. Именно в непререкаемом авторитете состо­ит секрет успеха многих гипнотизеров — и действительных профес­сионалов, и шарлатанов. Их позиция и ореол славы обеспечивают им успешное воздействие.

Не следует представлять позицию психолога во время приема и его поведение как нечто застывшее, неизменное. Хороший профес­сионал — это во многом актер, который умеет в случае необходимо­сти занять позицию «сверху», говоря о чем-то с непоколебимым знанием и авторитетом, или «снизу», заигрывая с клиентом, стре­мясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и авторитет.

Средства воздействия консультанта

Возможности профессионального воздействия у консультанта необычайно широки и многообразны, но основным среди них, бесспорно, является вербальный контакт с клиентом, точнее — консультативная беседа. Такой тип беседы отличается от того, что обычно встречается в жизни, и владение подобными навыками на профессиональном уровне — настоящее искусство. Более подроб­но об этом будет говориться в следующих разделах. Пока же ска­жем, что профессиональная беседа является сложной конструкци­ей, построенной из разного рода приемов и техник, используемых профессионалом с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль среди них играют техники ведения консультативной беседы, такие как одобрение мнений клиента, стимулирование высказываний, краткость и ясность речи психолога и др. Правиль­ное использование этих техник обеспечивает эффективность психо­логического воздействия, возможность установления и развития контакта клиента и консультанта.

[1]

Большую роль в процессе консультирования играют приемы и техники, направленные на решение различных специальных задач, возникающих во время приема. Среди них разнообразные вопро­сы, направленные на изменение и коррекцию позиции клиента, домашние задания с четким предписанием того, что и как должен делать клиент, дискуссии, ориентированные на принятие клиен­том того или иного решения, и т.д. В большинстве своем эти тех­ники тесно связаны с процессом беседы, непосредственно выте­кают из нее и не выступают для клиента как нечто особое, специфичное. Овладение такого рода приемами и техниками, обогащение палитры высказываний и идей консультанта во многом оп­ределяется опытом и знакомством профессионала с различного рода теоретическими работами по психотерапии и консультированию, а также его профессиональным общением с коллегами.

Особую группу приемов консультирования представляют мето­ды и техники, выступающие для клиента как специальные задания и упражнения, изменяющие или углубляющие ход беседы. К их числу относятся, например, «техника пустого стула», разрабо­танная в рамках гештальт-терапии, «заключение контрактов», прак­тикуемое в рамках супружеской и семейной терапии. Использование этих приемов во многом определяется теоретической ориентацией консультанта, а также характером проблем, с которыми обраща­ется клиент. Профессиональное знакомство с широким перечнем подобных техник в каком-то смысле является критерием мастерства консультанта, его профессиональной компетентности. Они, несом­ненно, обогащают консультативную беседу, делают ее более эмо­циональной, динамичной.

Кроме вербальных средств воздействия консультант должен вла­деть и широким набором невербальных средств, среди которых и контакт глаз, и характеристики голоса, и поза. Чаще всего исполь­зование этих средств не служит достижению какой-либо конкрет­ной цели, а обеспечивает процесс консультирования как таковой, снимая напряжение клиента, обеспечивая его комфорт и контакт с консультантом. Важнейшим условием успешного психологичес­кого воздействия является правильная организация беседы.

Особенности взаимоотношений психолога-практика с лицами, обратившимися за психологической помощью

Клиент

Схема 17. Возможные позиции по отношению к практическому психологу как специалисту

Основные понятия:

Работа практического психологаориентирована на те группы населения, которые не являются психически больными людьми, а относятся к категории психически нормальных, способных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность.

Среди обращающихся к психологу как специалисту можно выделить определенные пози­ции людей: клиент, заказчик, пользователь (Г.С. Абрамова).

Клиент– человек (взрослый или ребенок), который сообщает психологическую инфор­мацию, т. е. передает психологу знание о себе или о других людях, предполагая или реально указывая на свою роль в происхождении этого знания и считая себя прямо или косвенно ответ­ственным за содержание этой психологической информации.

Заказчик– человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о се­бе, своей организации или других людях); человек, сообщающий психологическую информа­цию, не видя своей роли и не считая себя ответственным за ее происхождение.

Пользователь– человек, которому сообщают содержание психологической информации и ее назначение, а также критерии оценки содержания этой информации с точки зрения заказ­чика на нее.

С

[3]

N

Психолог-f консультант ^

Заказчик /клиент

Схема 18. Основные позиции психолога-практика по отношению к клиенту/заказчику

Основные понятия:

Особенности взаимоотношений психолога и заказчика/клиента устанавливаются исходя из трех возможных позиций психолога-практика: учителя, консультанта, эксперта (Ю.М. Жу­ков).

Заказчик/клиент– руководитель организации или частное лицо, обратившиеся к психо­логу за консультацией психологического характера, ознакомленные с принципами и правилами работы психолога и согласные с ними.

Психолог-учитель– позиция по отношению к заказчику/клиенту, предполагающая пере­дачу специальных знаний, необходимых для эффективной организации его деятельности, до начала ее осуществления.

Читайте так же:  Почему все так сложилось - мысли психолога о свободе выбора

Психолог-консультант– позиция по отношению к заказчику/клиенту, предполагающая предоставление знаний и опыта в необходимых на данный момент объемах и формах в процес­се непосредственной деятельности клиента.

Психолог-эксперт– позиция по отношению к заказчику/клиенту, предполагающая про­ведение психологической экспертизы, т. е. оценки с профессиональной психологической точки зрения, какого-либо решения, события, проекта и пр. после завершения клиентом некоторой работы.

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 476 | Нарушение авторских прав

Позиция консультанта как фактор эффективного взаимодействия с клиентом

Позиция консультанта является важным условием эффективности взаимодействия с клиентом и создания благоприятной психологической атмосферы для актуализации личностных ресурсов обратившегося за помощью. Выделяют три основные возможные позиции консультанта по отношению к клиенту:

Наиболее традиционной и, главное, эффективной в консультировании является позиция равенства и партнерства по отношению к клиенту. Она способствует тому, что в процессе консультирования клиент чувствует себя полноправным партнером и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом. У клиента нет оснований скрывать или искажать какую-либо информацию о себе, поскольку консультант открыт, не оценивает и не судит его. Сам консультант в данной позиции также менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку, чем более авторитетен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему, тем труднее им соответствовать.

Позиция «сверху» встречается гораздо реже в консультировании, поскольку вместе с ней налагаются гораздо большие требования и ответственность на консультанта. Хотя с авторитетом, занимающим позицию “сверху”, больше считаются, к нему больше прислушиваются. Ю.Е. Алешина отмечает: «Именно в непререкаемом авторитете состоит секрет успеха многих гипнотизеров — и действительных профессионалов, и шарлатанов. Их позиция и ореол славы обеспечивают им успешное воздействие»13.

Позиция психолога во время приема и его поведение не должно являться чем-то застывшим, неизменным. Хороший профессионал умеет в случае необходимости занять позицию “сверху”, говоря о чем-то с непоколебимым знанием и авторитетом, или “снизу”, заигрывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и авторитет.

Каждую из трех основных позиций консультанта можно соотнести с тремя «Эго»-состояниями по Э. Берну (смотрите Документ 2 в разделе 1: «Основные характеристики Эго-состояний «Родителя», «Взрослого», «Ребенка» (по Э. Берну)»). Доминирующая властная позиция «сверху» соотносится с Эго-состоянием «Родителя», позиция равенства – со «Взрослым», позиция «снизу» — с «Ребенком». Более зрелым с психологической точки зрения состоянием является состояние Взрослого, в котором возможно адекватное реалистичное восприятие происходящего с опорой на факты и взвешенные умозаключения и интерпретации проблемы, а также оптимальный самоконтроль со стороны сознания.

Позиции в общении можно различать не только с точки зрения распределения контроля и власти в общении, но и с точки зрения их содержания. Так, могут быть дополнительно выделены:

— доброжелательная позиция принятия партнера,

— враждебная позиция непринятия партнера.

Принципам психологического консультирования соответствует доброжелательная позиция принятия партнера. Хотя в некоторых ситуациях консультант может занимать и нейтральную позицию. Так, например, нейтральная позиция становится необходимым условием в целом ряде ситуаций семейного консультирования, когда на прием к психологу приходит семья, супружеская или детско-родительская пара. Консультанту для успешной проработки предлагаемой проблемной ситуации в данном случае важно сохранять нейтральную позицию, не принимая сторону кого-либо одного из членов семьи.

Кроме уже рассмотренных видов позиций консультанта могут быть выделены позиции, задаваемые стратегическими целями и методами, используемыми психологом в ходе консультирования. Выше мы уже отмечали, что среди стратегий консультирования могут быть выделены две основные направленности консультанта:

Выбор той или иной стратегической направленности консультантом в каждом конкретном консультативном случае должен быть очень гибок, и определяться не только профессиональным стереотипом консультанта, но и характером запроса, содержанием проблемы и индивидуальными особенностями клиента. Хотя ограничение направленности только в сторону изменений, или поддержки, редко когда бывает эффективным. Хороший консультант умеет находить компромисс и сочетать две эти направленности в консультировании (см. Документ 7: «Практическое исследование воздействия позиций в консультировании»).

Наряду с позициями взаимодействия в консультировании выделяются и различные позиции восприятия консультанта, от которых зависит понимание, интерпретация и способы совладания с проблемной ситуацией. Дадим описание трех основных позиций восприятия в процессе взаимодействия.

Первая позиция восприятия – ваша индивидуальная точка зрения, ваша собственная реальность – то, что вы чувствуете, что вы думаете, основываясь на собственном опыте. Она дает возможность оставаться собой.

Вторая позиция восприятия – точка зрения другого человека: как он все видит, слышит, ощущает. Воспринимать точку зрения другого человека – не значит обязательно разделять ее. Эта позиция дает возможность более точного понимания другого.

Третья позиция (метапозиция) восприятия – способность видеть себя и присутствующих со стороны. Данная позиция восприятия является наиболее объективной, дает возможность давать советы консультанту самому себе.

Эффективное консультирование предполагает владение искусством использования и управления всеми тремя позициями восприятия.

Психолог Флемминг Фанч дополняет три основные рассмотренные выше позиции восприятия еще одной – это позиция того, кто не является активным участником происходящего и получает информацию о нем на расстоянии (познакомьтесь с Документом 8: «Позиции восприятия» по книге Флемминга Фанча).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, консультат ивный контакт во многом определяется искусством управления консультантом процессом своего восприятия и тем, какую он вырабатывает позицию во взаимодействии с клиентом.

Источники


  1. Шарма, Робин Уроки семейной мудрости от Монаха, который продал свой «феррари»: моногр. / Робин Шарма. — М.: София, 2014. — 256 c.

  2. Вуль, Феликс Путешествие в любовь. Энциклопедия / Феликс Вуль. — М.: Сталкер, 2011. — 416 c.

  3. Чекалова, Елена Первый год замужем. Счастье есть и любить (с автографом автора) / Елена Чекалова , Юлия Рублева. — М.: АСТ, 2015. — 304 c.
  4. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. — М.: Владос, 2015. — 885 c.
  5. Чернова, Г. Р. Психология общения / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. — М.: Питер, 2013. — 240 c.
Позиции психолога-консультанта по отношению к клиенту
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here