Принцип причина-следствие в воспитании подростка

Сегодня обсуждаем тему: принцип причина-следствие в воспитании подростка с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Принцип «причина-следствие» в воспитании  подростка

Группа взрослых обладает такими привилегиями, которых нет у подростка. Он желает перейти в мир взрослых, но не имеет для этого ни соответствующего статуса, ни полномочий, ни функций. Да и взрослые вполне справедливо считают его ребенком по физическим силам, по «детской» смене настроения и неустойчивости желаний. Возникает социальная неприкаянность подростков. И чем больше это будет проявляться, тем длиннее будет период взросления, тем труднее он будет для будущего личности. Значит, общество обязано не отделяться от групп подростков, а наоборот, включать их в свой мир.

Иногда семейная картина и того хуже: сплошная брань, при которой то одна сторона, то другая просит помощи в разрешении конфликта у своих детей–подростков. Между детьми и родителями возникает эмоциональная дистанция. Родителей «переоценивают», а подростки хотят автономии и обособления. Но автономия не означает

общаются с детьми «между делом». У них своя личная жизнь, подростки в нее не посвящаются. Другие члены семьи также заняты своим делом. Подростки остаются неприкаянными. Но родители вынуждены их заметить, когда случается что–то критическое, неординарное, кардинально меняющее жизнь: подрался в школе, нарушил дисциплину, совершил кражу вместе с друзьями из компьютерного класса, в результате чего родителям надо что–то предпринимать (переводить в другую школу, переезжать в другое место и пр.). Обычно же кажущийся покой никого из взрослых не волнует вплоть до свадьбы. За нарушение покоя усиливаются наказания. Однако не всегда можно обвинять родителей в такой тактике: к сожалению, они вынуждены бегать с утра до вечера в поисках заработка – как говорится, волка ноги кормят. Только пойдет ли такой корм впрок, если подростки попадут в группу риска?

Поиск подростком своего места в обществе

Под самосознанием понимается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям.

Общая характеристика трудностей взросления.

[3]

Автобиография – описание своей жизни, главных событий, ставших своеобразной

Дети должны знать, что такое строить и что такое разрушать, понимать: так—не так, почему– потому что, причина—следствие. Детей надо обучить умеренности во всем, научить почитать старших, повиноваться их приказам и запретам. Они должны быть правдивы во всем. Нельзя обманывать ни в шутку, ни всерьез. У маленьких детей, тем более у подростка, должны быть сформированы понятия справедливости и совести. Надо научить их помогать младшим, старшим, больным и тем, кто нуждается в помощи. Надо приучить детей к постоянному труду и занятиям. Они должны молчать, когда их не спрашивают. Надо научить их терпению, владению собой, вежливости в обращении к другим людям. Однако подросток способен помочь себе сам, а взрослые лишь дают направление этой помощи.
Подросток должен понимать, чего ему не хватает, что и как он может изменить, какая роль в изменении принадлежит ему самому, а что от него не зависит. Больше того, он должен понимать, может ли он сам своим поведением и своим образом жизни нанести себе вред, потому как не может реализовать свои ресурсы, не знает, как их раскрыть.

Психолог
УЗ «Стародорожская ЦРБ» А.И. Ананич

Нарушение слуха в детском возрасте: причины возникновения, последствия для развития, психологическое сопровождение.

Причины: 1. Грипп, краснуха во время беременности, ОРЗ, ОРВИ в 1 триместре. 2. Механич повреждение плода во время родов. 3. Заболевания в ранний постнатальный период у ребенка: отит, грипп и его осложнения, поражение слухового нерва в рез-те интоксикации. 4. Несовместимость крови по резус-фактору у матери и ребенка (мать -, ребенок +)

Группа слабослышащих детей. Наиболее легкая степень. Ребенок слышит речь на расстоянии и говорит по телефону

2 степень – слышит только с близкого расстояния, по телефону – в слух аппарате

3 степень – слышит только в слух аппарате. Для успешного обучения его нужно сажать на 1 парту

4 степень – пограничная с глхотой, трудности с восприятием речи даже в слуховом аппарате

Глухота – ребенок не слышит обращенную к нему речь

Программа 1 вида – глухота, 2 вида – слабослышащие.

Сурдопсихология занимается изучением нарушения слуха.

При глухоте первчи нарушение – выключение или грубая недостаточность слухового восприятия. Вторичный дефект – нарушение речевого развития, так как словесная речь при отсутствии у ребенка слуха самостоятельно не развивается. Наруш речи в свою очередь отрицат сказывается на развитии мыслит дея-ти, недостатки которой выступают уже как дефекты третьего порядка, ведущие далее к трудностям общения. При частич наруш слуха – у слабослыш детей – первич дефект выражен слабее, а наруш в развитии речи имеют качественно иной характер, ибо речь может формироваться на основе сниженного слуха, хотя при этом характеризуются целым рядом недостатков: дефектами произношения и грамматического строя, ограниченность словаря, замедленным формированием понятий и их неточностью и т.д. Эти недостатки также приводят к нарушениям в формировании мыслительной дея-ти и др дефектам. При потере слуха, когда словесная речь уже в основном сформирована, вторичные недостатки и дефекты оказываются еще менее выраженными.

Общее направление воспитания нравственных качеств личности у глухих детей – это постоянная справедливая оценка их поведения с обязательным оюъяснением, почему это хорошо, а это плохо; оказание помощи для совершения нравственных поступков, побуждение к нми и общественная оценка.

26. Сложные нарушения психического развития (слепоглухонемота, ДЦП с умственной отсталостью): феноменология, условия психического развития детей

Слепоглухота яв-ся одним из сложных дефектов развития. К ним относятся различ сочетания двух или более первичных нарушений психич развития, т.е таких нарушений психического развития, к-ые вызваны органическим повреждением и приводят к недостаточности психич функции, связанной с поврежденным субстратом. Первич дефекты могут быть вызваны и определёнными крайне неблагоприятными соц условиями раннего развития. В настоящ время известно более чем 80 наследственных синдромах, яв-ся причиной слепоглухоты. Наиболее известной и часто встречающейся причиной в подростковом возрасте яв-ся синдром Ушера, кот-ый характеризуется врожденными нарушениями слуха различ степени прогрессирующим пигментным ренитом, приводящим к постепенной слепоте. К др группе причин относятся различ внутриутробно, пренатально и перинатально перенесенные заболевания. Наиболее известным из таких внутриутробных заболеваний яв-ся краснуха. Также цитомегаловирус, сифилис, токсоплазмос могут привести к слепоглухоте. Причинами также могут быть самые ранние заболевания. В западных странах слепоглухота определяется как комбинация нарушений зреия и слуха, которая создает особые трудности общения и требует обеспечения специальных образовательных нужд этих детей. Группы слепоглухих:

Читайте так же:  Психосоматика или язык тела

1.врожденная и ранняя слепоглухота, наступившая в рез-те врожденной краснухи и др инфекций, глубокой недоношенности или родовой травмы, генетич нарушений. По выраженности сенсорных нарушений детей принято разделять на тотально слепоглухих, практически слепоглухих, слабовидящих глухихи, слабослышащих слепых. Такие дети нуждаются в спец условиях обучения. Первыми средствами общения у них могут стать предметы быта или естественные жесты. В дальнейшем они могут научиться общаться с помощью дактилологии, устной и письменной речи. Известны отдельные случаи обучения детей с врожденной слепоглухотой чисто устными методами – они могли говорить устно и считывать устную речь окружающих по вибрации, рукой с горла говорящего.

2.врожденные нарушения слуха и приобретенная слепота. Острое шоковое состояние из-за потери зрения, возникающее у некоторых подростков можно предотвратить, если вовремя оказать им своевременную пси помощь. Ведущими средствами общения для слепоглухих этой категории яв-ся жестовая речь и дактилология, которым в случаях резкого падения зрения может помочь осязание .

3.врожденая слепота и приобретенная глухота. В ряде случаев могут потерять слух полностью в зрелом возрасте и тогда переходят на общение только с помощью осязания.

4.приобретенная с возрастом слепоглухота. Самая большая проблема в этом случае справиться со стрессом и попытаться перестроить сложившуюся автоматизированную ориентировку в пространстве на использование других видов сенсорики.

Родители, к-ые принимают ребенка таким, какой он есть, и внимательно следят за его реакциями, как правило, добиваются больших успехов.

В линостной сфере в слепоглухих наблюдается примитивность нравственных оценок и критериев, недостаточное осознание себя, своего Я, несформированность идентификации себя как члена семьи, как представителя определенной возрастной группы, как члена опред общества. Можно также говорить о бедности представлений о своем прошлом и будущем.

Олигофрения при церебральных параличах яв-ся один из компонентов сложного дефекта, включающего нарушения двигат, сенсорного, эмоц-волевого развития, наблюдающие при ДЦП и при этом имеет место выраженная недостаточность познават дея-ти, особенно абстрактного мышления, а также др ВПФ.Это нарушение характеризуется неравномерностью проявлений интеллектуального дефекта. Такая неравномерность проявляется в преимущественном недоразвитии таких ВПФ, как оптико-пространственный гнозис, конструктивный праксис, счет в сочетании с типичными для олигофрении признаками – конкретностью и инертностью мышления. В др случаях преобладает недоразвитие передних отделов мозга, тогда дети отличаются выраженной некритичностью, эйфорией, стойкими наруш произвольной регуляции, двигат расторможенностью. Олигофрения у детей с ДЦП сочетается с резко выраженной неспособностью ребенка к психическому усилию, с чрезмерной отвлекаемостью, полной бездеятельностью, трудностью установления контакта. Значит. место в структуре аномального психического развития детей с ДЦП занимают недостатки речи. Наиболее частой формой яв-ся дизартрия – наруш произношения из-за патологич иннервации речевых мышц.

27. Психологические принципы диагностики и развития при различных вариантах дизонтогенеза

После становления научного этапа спец психологии и становления практики обучения детей с отклонениями в первую очередь необходимым было именно глубокое психологическое изучение познавательных процессов. Это было необходимо для понимания возможностей детей в усвоении материала, для разработки методик обучения в спец школах и др учреждениях. В ходе этого изучения было выявлено, что закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка те же, что и у ребенка с отклонениями в развитии. Вот важные моменты этого развития:

1. Темп психического развития – неравномерность, в разные периоды проходит ускоренно или замедленно.

2. Созревание пси функций проходит поэтапно, в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преображение и совершенствование.

3. Психол развитие зависит от общения со взрослыми, обучения, воспитания.

4. Развитие и формирование психики проходит в различ видах дея-ти. Ведущая деят-ть схожа, порядок тот же.

Что специфичного у детей с аномальным развитием:

1. Изменяются временные рамки психол новообразований

2. Изменяются способности к познанию окруж мира

3. Изменяются коммуникации между людьми

4. Замедление темпов развития мышления

5. Чем более выражен эффект нарушения – тем более выражены вторичные и третичные нарушения

Занятия пси диагностикой в конкрет области требуют наличия знания об объекте исследования и четких преставлений о предмете и задачах. Дети с нарушениями развития – это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного повреждения сенсорных органов, двигат аппарата или ЦНС нарушается развитие соответствующих психич функций. Первичные нарушения вызывают недостатки второго, третьего и тд порядка. Все недостатки взаимосвязаны и взаимообусловлены. В рез-те сложного сочетания первич и вторич недостатков сложная картина психич развития, которая несмотря на значит разброс индивидуальных различий, имеет свою специфику в пределах каждого типа нарушения развития. Эта специфика опредляет необходимость создания спец образоват условий, адекватных для каждой категории. Выявить своеобразие психич развития ребенка, его пси особенности и яв-ся главной задачей психодиганостики нарушения развития. Основные принципы диагностики: комплексное изучение ребенка с участием разных специалистов; системный и качественный анализ выявляемых нарушений развития психич дея-ти; учет возрастных особенностей ребенка и условий его развития; выявление не только актуальных, но и потенциальных возможностей ребенка.

Для характеристики нарушения развития, т.е для отнесения обследуемого ребенка к конкретной категории, должны быть определены первичное нарушение и наиболее существенные вторичные недостатки развития, степень выраженности первичного недостатка и потенциальные возможности познават дея-ти ребенка.

28. Психологические принципы обучения детей с нарушениями развития. Виды и типы учебных учреждений для детей с нарушениями развития

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Как последовательность влияет на процесс воспитания ребенка?

Здоровый, умный и воспитанный ребенок – мечта каждого родителя. Но как ее достичь, как правильно воспитывать кроху, что при этом важно и стоит на первом месте? А важным является последовательность в воспитании детей и на нее родители должны обратить особое внимание.

Часто бывает так, что разыгравшийся ребенок не может успокоиться, несмотря на неоднократные замечания родителей: «Перестань баловаться, иначе накажу!», «Еще раз так сделаешь, встанешь в угол!», «Сейчас возьму отцовский ремень!» и т.д.- но дальше слов дело не идет… В результате, дети очень быстро перестают слушать родителей, потому что те часто пугают их пустыми угрозами, вместо того чтобы перейти к действиям. В результате дети перестают воспринимать всерьез то, что говорят им родители. Они знают,что мама или папа покричат, попугают и ничего не сделают. Своим неправильным поведением родители показывают детям, что нытье и капризы — это лучший способ добиться желаемого.

Читайте так же:  О природе беспокойства

Если вы твердо решили изменить воспитательные методы и действовать по схеме «причина — следствие», то вскоре сами убедитесь в том, что непослушание и нытье можно пресечь на корню. Будьте терпеливы и последовательны; ваша реакция на непослушание должна быть одинаковой в любой ситуации. Тогда через несколько дней или недель вы заметите изменения в лучшую сторону.

Последовательность – это один из важных факторов в воспитании ребенка. Она помогает развить у детей чувство безопасности, предсказуемости, контроля, а также добавляет уверенности в себе. В семьях, где воспитание ребенка идет непоследовательно и противоречиво, ничего хорошего не получается. Если в один день серьезный проступок сходит с рук малышу, а в другой его наказывают за мельчайшую провинность, то он приходит в замешательство. Или, например, мама просит сделать одно, а папа другое, в этом случае также не получится эффективного воспитания.

Мало можно встретить семей, в которых взгляды родителей на воспитание детей полностью совпадают. Но все-таки родители должны стараться действовать согласованно и перед ребенком выступать как единое целое. В каждой семье должен быть свой свод законов и правил, но только в единственном экземпляре.

Если в семье правила непоследовательны и меняются каждый день, дети начинают злиться, расстраиваться и постепенно становятся неуправляемыми.

В доме, где один из родителей не уважает мнение другого и любой воспитательный момент вызывает жаркий спор, ребенок быстро воспринимает такие разногласия и впоследствии начинает настраивать одного родителя против другого. В таких семьях маме и папе стоит как можно быстрее устранить свои противоречия для блага собственного чада .

Встречаются и такие родители, которые во всех неудачах по воспитанию детей, во всех своих проблемах винят кого-то постороннего. Но нельзя обвинять воспитателей и учителей, а также бабушек и дедушек в недостатках собственного ребенка.

Понятно, что дети могут по-разному вести себя в садике или у бабушки, но они должны всегда помнить, что в родительском доме существует определенный свод правил, которые они должны выполнять.

Малыши, которые живут в правильно организованной и стабильной семье, чувствуют себя более уверенно. Они знают, что в обозначенное время их будут кормить или укладывать спать, во сколько они должны подняться, чтобы не опоздать в детский сад, они знают границы, которые установили родители. Практически все дети быстро привыкают к режиму, поэтому их душевное равновесие может быть легко нарушено поздним купанием, укладыванием в постель, а также нежданными гостями или деловыми разговорами и поездками родителей. Рекомендуется в таких ситуациях заранее предупреждать детей о том, что их ждет. У организованных и последовательных родителей, как правило, вырастают организованные дети.

Видео (кликните для воспроизведения).

Понятно, что оградить ребенка от всех негативных факторов внешнего мира не получится. Но родители должны понимать, что перед ними стоит иная задача, и помнить, что цель, которую они ставят перед собой, всегда важнее, чем сиюминутная выгода. Нельзя сворачивать с намеченного пути, даже если что-то не получается. Любой, даже самый сложный, путь можно преодолеть. Нужно также помнить и о том, что до определенного возраста дети воспринимают своих родителей, как самых важных людей в жизни, поэтому вера в правильность их действий даст ребенку опору и устойчивость в дальнейшей его жизни.

Материал подготовлен по данным: М.П. Луганская, Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем без крика».

Еще больше полезной информации и советов по воспитанию ребенка вы можете узнать на нашем сайте.

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Принцип «причина-следствие» в воспитании  подростка

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое «ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ» в других словарях:

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ — филос. категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной (лат. causa) понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой др. явление; последнее… … Философская энциклопедия

Причина и следствие — Как и причинностъ, это убежденность в том, что каждое событие имеет свою причину. При проведении эксперимента гипотетической причиной считается независимая переменная, а соответствующее изменение поведения (зависимая переменная) считается… … Большая психологическая энциклопедия

ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ — философские категории, выражающие формы всеобщей связи и взаимодействия явлений, процессов действительности. Причина это го явление, которое порождает, вызывает, определяет существование другого явления или групп явлений, а следствие результат… … Тематический философский словарь

Причина и Следствие — философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (Причина) своим действием вызывает другое явление (Следствие) … Словарь-справочник по педагогической психологии

[1]

Причина и Следствие — философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (Причина) своим действием вызывает другое явление (Следствие) … Словарь по педагогической психологии

ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ — парные категории диалектики, совместно выражающие один из моментов всеобщего взаимодействия генетическую связь явлений. Принцип причинности обычно выражают формулой ? > q (если ?, то q), в основе которой лежит определение: причина есть такое… … Современный философский словарь

Причина и следствие — – отношение, в котором изменение одной переменной (независимой) вызывает изменение другой (зависимой) … Словарь-справочник по социальной работе

СЛЕДСТВИЕ — см. Причина и следствие. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. СЛЕДСТВИЕ … Философская энциклопедия

Читайте так же:  Пять привычек мамочек в декрете

следствие — [результат] сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? следствия, чему? следствию, (вижу) что? следствие, чем? следствием, о чём? о следствии; мн. что? следствия, (нет) чего? следствий, чему? следствиям, (вижу) что? следствия, чем?… … Толковый словарь Дмитриева

СЛЕДСТВИЕ — см. ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ … Новейший философский словарь

Причина, следствие и эффективность

Причина и следствие

Причина и следствие — парные философские категории, совместно выражающие один из моментов всеобщего взаимодействия, генетическую связь явлений, т. е. обозначающие специфическую обусловленность обоснованного его основанием. Идея причинности, вероятно, произошла из наблюдений за действиями людей по созиданию и изменению вещей, затем она была экстраполирована на весь космос (мировой порядок) и приобрела универсальный смысл. В. Гейзенберг справедливо заметил: «Причинность всегда объясняет последующие события через предыдущие, но никогда не может объяснить исходное начало» (Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. С. 33).

Принцип причинности обычно выражают формулой если р, то q, в основе которой лежит следующее определение: причина есть такое явление р, которое с необходимостью порождает другое явление q, т. е. следствие. Необходимость проявляется через случайность, отсюда в реализации причины всегда есть момент случайного. Причина и действие (следствие) — не вещи, а происходящие в вещах необходимые события.

[3]

В силу единства мира каждое явление в той или иной степени зависит от некоторых иных явлений; формы взаимообусловленности явлений многообразны, среди них в контрасте с причинностью современный детерминизм выделяет такие негенетические зависимости, как функциональная, вероятностная, корреляционная связи и связь состояний. От объективно реальной причинно-следственной связи отличают умственную операцию формально-логического следования (импликацию), которая хотя и осуществляется также по формуле если р, то q, но не сопряжена непременно с идеей материального порождения одного другим (вывода q посылкой р).

По мнению большинства философов и ученых, процесс причинения однонаправлен, характеризуется временной асимметрией (направлен от того, что есть, к тому, что возникает), необратим; следствие не может поменяться местом со своей причиной. Критики этой точки зрения считают нелогичным утверждение, будто причина предшествует во времени своему следствию — ведь тогда выходит, что в промежутке до появления следствия причина р вовсе не является причиной, поскольку не порождает q. Правильнее предполагать, во-первых, что р и q сосуществуют одновременно и, во-вторых, что следствие оказывает реактивное (обратное) воздействие на свою причину.

Высказывается также сомнение в универсальности принципа причинности, некоторые исследователи говорят о возможности беспричинных материальных предметов; периодически провозглашается, будто принцип причинности устарел и утратил свою методологическую ценность для науки. Есть также мнение, что именно человек, антропоморфизируя явление, приписывает природе каузальность, тогда как самой природе вещей она не присуща. Однако большинство ученых не торопятся расставаться с принципом материальной причинности.

Часто причины явлений глубоко скрыты от внешнего взора и их нужно тщательно искать, вскрывать, вычислять, основываясь на интуиции, наблюдении, эксперименте, логическом размышлении. Процесс причинения можно изучать в вещественном, энергетическом и информационном аспектах. Идеалисты полагают, что объективная или субъективная цель (информация) способна сама по себе порождать явления, тогда как современные материалисты берут причину как единство вещества, энергии и информации, всякий раз соотнося их между собой в разных пропорциях. Соответственно степени значимости того или иного абстрактно выделенного аспекта причинения о причине говорят как о преимущественном переходе от р к q либо вещества, либо энергии, либо информации. При этом опираются на законы сохранения материи и энергии, а также на закон возрастания информации.

Принцип «причина-следствие» в воспитании  подростка

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ — философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (П.) своим действием вызывает (порождает) другое явление (С). Основой причинных связей выступает взаимодействие явлений или объектов. Аналитическое… … Новейший философский словарь

Причина и следствие — Как и причинностъ, это убежденность в том, что каждое событие имеет свою причину. При проведении эксперимента гипотетической причиной считается независимая переменная, а соответствующее изменение поведения (зависимая переменная) считается… … Большая психологическая энциклопедия

ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ — философские категории, выражающие формы всеобщей связи и взаимодействия явлений, процессов действительности. Причина это го явление, которое порождает, вызывает, определяет существование другого явления или групп явлений, а следствие результат… … Тематический философский словарь

Причина и Следствие — философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (Причина) своим действием вызывает другое явление (Следствие) … Словарь-справочник по педагогической психологии

Причина и Следствие — философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (Причина) своим действием вызывает другое явление (Следствие) … Словарь по педагогической психологии

ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ — парные категории диалектики, совместно выражающие один из моментов всеобщего взаимодействия генетическую связь явлений. Принцип причинности обычно выражают формулой ? > q (если ?, то q), в основе которой лежит определение: причина есть такое… … Современный философский словарь

Причина и следствие — – отношение, в котором изменение одной переменной (независимой) вызывает изменение другой (зависимой) … Словарь-справочник по социальной работе

[2]

СЛЕДСТВИЕ — см. Причина и следствие. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. СЛЕДСТВИЕ … Философская энциклопедия

следствие — [результат] сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? следствия, чему? следствию, (вижу) что? следствие, чем? следствием, о чём? о следствии; мн. что? следствия, (нет) чего? следствий, чему? следствиям, (вижу) что? следствия, чем?… … Толковый словарь Дмитриева

СЛЕДСТВИЕ — см. ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ … Новейший философский словарь

11.6. Причина — действие — следствие

Эта триада категорий относится к категории «явление».

Ярким примером причинно-следственной цепочки является цепная (химическая или ядерная) реакция.

Итак, любое явление есть причина и следствие, но в разныхотношениях, по отношению кразным другимявлениям. Иными словами, любое явление имеет причинно-следственный характер. Это значит, что нет беспричинных явлений, как нет и явлений, исчезающих без следа, в небытие. Какое бы явление мы ни взяли, оно обязательно стоит в ряду явлений, одни из которых порождают его, а другие являются его следствиями.

Вопрос о причинности — один из самых сложных философских вопросов. Вокруг него скрестились шпаги многих философских учений и направлений. И это не случайно. В мире явлений, т. е. в мире, относительно независимом от законосообразной действительности, причинность является единственным упорядочивающим фактором. Если нет причинности, то возможно все, что угодно. А от признания беспричинности до признания чудесности происходящего ­один шаг. Это уже не наука и не философия, а религия и мистика. Если и есть между явлениями связь, зависимость, то это — причинность. Иногда так и говорят: причинность есть форма связи между явлениями. С таким пониманием причинности можно согласиться, если под причинной связьюиметь в виду именнозависимостьявлений, а, не ту связь, которая образует целостность. (Примером последней является химическая связь, образующая то или иное химическое вещество). Причинная связь есть просто зависимость одного явления от другого, а этого другого от третьего и так до бесконечности. В случае связи, образующей целостность, имеет местовзаимозависимость сторон целого. А в случае причинной связи имеет местоодносторонняязависимость одного явления от другого.

Читайте так же:  Как избежать развода с чего начать

Таким образом, суть причинности в том, что она указывает на зависимость одного явления от другого, что то или иное явление возникло не из ничего, порождено не какой-то чудесной, сверхъестественной силой, а другим явлением. 3емлетрясение ­— явление, но в качестве причины оно порождает целый ряд других явлений — разрушение зданий, гибель людей, животных. В свою очередь, землетрясение — не божья кара, а следствие критических напряжений в земной коре, возникающих на стыке геологических платформ и в местах разломов.

Из принципа причинности, т. е. из признания всеобщности причинно-следственной связи явлений, вытекают два важных вывода:

а) ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа, т. е. не переходит в ничто.Это — отрицательное выражение принципа причинности;

б) всякое явление порождается другим явлением и, в свою очередь, порождает третье явление и так до бесконечности.Этот вывод является положительным выражением принципа причинности.

Отсюда становится ясным, почему причинность относится к структуре категории явления. Ведь явления, мир явлений — это в подлинном смысле альфа и омега существования причинно-следственной связи. Искать причину явлений можно только в других явлениях, а не в чем-нибудь другом. Вне мира явлений ее нет и быть не может. Всякая причинно-следственная связь есть только звено в бесконечной цепи причин и следствий. Поскольку она состоит из причин-явлений и следствий-явлений, то как бы далеко мы не просматривали эту цепь в причинную сторону или следственную, везде увидим только явления. В.Я. Перминов, комментируя Декарта, отмечает, что такое понимание причинности есть лозунг позитивной науки 1 .

Принцип «все явления имеют причину в других явлениях» ясно показывает, что причинность целикомпринадлежит к миру явле­ний.

Следует особо сказать о том, что причинная связь обладает «свойством» необратимости, однонаправленности — от причины к следствию. Этим она отличается, как мы уже говорили, от связи, образующей целостность. Данное «свойство» причинной связи служит еще одним «аргументом» в пользу того, что причинность относится или принадлежит к структуре категории явления. Как мы установили раньше, явление и необратимость — соответственныекатегории. Необратимость в явлениях и реализуется в видеоднонаправленностипричинно-следственной связи. Причинно-следственная связь прямо, непосредственно выражает необратимый характер перехода от одного явления к другому. (Простой пример: чашка разбилось о пол; столкновение чашки с полом ­причина; бой чашки — следствие. Это отношение причины и следствия нельзя обратить, т. е. бой чашки не может быть причиной ее столкновения с полом).

Представление об однонаправленном характере причинно-следственной связи прочно закрепилось в философии и науке. Более того, это представление используется как непререкаемый аргумент для обоснования тезиса о необратимости временного порядка.

Покажем теперь, что причинно-следственная связь относится исключительно к сфере являющейся действительности, что качество причины (следствия) могут иметь только явления, но никак не вещи, тела, предметы и т. п.

В самом деле, если употреблять понятие причины в точном категориальном смысле, то оно применимо не к вещам, телам, предметам, а именно к явлениям. Например, нельзя говорить: причина атома, бумаги, автомобиля, камня, ложки, электрона и т. д. Напротив, можно и нужно говорить о причине распада ядра атома, горения бумаги, движения автомобиля, загрязнения ложки, аннигиляции электрона. Причинами и их действиями, следствиями могут быть только явления, т. е. отношения вещей че­рез их свойства, а не сами вещи. Именно воздействие одного на другое является причиной третьего. Если нет воздействия, то нет и причины.

Выше явление было охарактеризовано как различное ипротивоположноев действительности. И в этом случае причинность как нельзя лучше подходит к тому, чтобы характеризовать именно являющуюся действительность. Причинно-следственное отношение возникает там, гденечтоимеет причину не в себе самом, а вдругом. Представление о причинности есть представление о том, чтоодноесть причинадругого. Одно явление порождается другим, это другое — третьим и так до бесконечности. Отношение порождения одного явления другим есть, иными словами, порождениеразличияипротивоположностив действительности. И чем меньше следствие похоже на причину, тем больше оноявление. Говорят, например, о Явлениях Природы, Явлениях Духа. В этих выражениях подчеркивается как раз момент отличия явлений от того, что предшествовало им, из чего они возникли. Явление с Большой Буквы вносит в действительностьпротивоположение, контраст. (Такое явление обычно называют событием, феноменом).

В отличие от являющейся действительности внутренняядействительность (закон) имеет причину, точнее, основание не в другой действительности, а в себе самой, т. е. являетсяпричиной самой себя,causa sui, как сказал бы Спиноза. Causa sui — это тождество с самим собой, но не причинность в истинном значении 1 .

Некоторые философы пытаются универсализировать причинно-следственную связь, распространить ее и на область внутренних взаимодействий. На самом деле каузальность лишь частичка всемирной связи.

Ученые и философы нередко говорят о причинных законах. Насколько оправданно это выражение с точки зрения категориальной логики? Ведь причинность относится к миру явлений, а закон характеризует внутреннюю сторону действительности. Как будто здесь противоречие. Нужно, однако, иметь в виду, что причинные законы не совсем законы, что они тяготеют к миру явлений и что истинной сферой причинных высказываний является уровень рассуждения о явлениях, о связи явлений. О причинных законах можно говорить только как очастных, т. е. таких, которые незаметно, плавно переходят в сами явления. Чем общее закон, тем он дальше отстоит от явлений и тем меньше он может быть интерпретирован как причинный закон.

Читайте так же:  Секреты идеальных супругов

Представление о причинно-следственном отношении будет неполным, если не упомянем о промежуточном звене отношения — действии, связывающем причину и следствие. Действие и следствие иногда отождествляют, не проводят между ними различия. Отсюда путаница понятий и пустые споры об одновременности или неодновременности причины и действия (следствия). Авторы, акцентирующие внимание на отношении «причина-действие», склонны отстаивать тезис об одновременности причины и действия. А те авторы, которые больше обращают внимание на отношение «причина-следствие», отстаивают, как правило, тезис о предшествовании причины следствию. В итоге те и другие правы. Речь ведь идет о разных понятиях:действиииследствии. Если действие причины — процесс создания следствия, то следствие — результат действия причины. Поясним это на примере. Если толкнуть шарик вдоль гладкой поверхности, то он начнет двигаться. Толчок является причиной возникновения движения. Последнее является действием причины. Шарик будет двигаться и после того, как действие толчка прекратится. Это его движение по инерции есть уже не действие, а следствие толчка.

Причина и действие всегда совпадают во времени, т. е. между ними отсутствует временное отношение «раньше-позже». Не может быть такого положения, когда причина есть, а действие отсутствует, или, наоборот, действие есть, а причина уже исчезла. Причина не существует до своего действия. Так же и действие не существует после причины. Cessante causa cessat effectus— с прекращением причины прекращается и действие. Например, еслиускоряющеесядвижение тела имеет своей причиной некоторую силу, приложенную к телу, то с устранением этой причины прекращается и ускоренное движение. Согласно второму закону НьютонаF = maускорение тела прямо пропорционально приложенной к нему силе и если сила обращается в нуль, то и ускорение прекращается). Предполагать существование действияпослепричины — это значит предполагать существование действиябезпричины, беспричинного действия.Причина действует— в этом выражении подчеркиваетсяживаясвязь причины и действия, факт их одновременного существования.

Отношение причины и следствия предполагает конечностьсуществования причины во времени, временный характер ее действия, так как следствие так или иначе выходит за рамки временного существования причины. Иными словами, следствиеоконечивает причину. И это вполне объяснимо с точки зрения логики соответствий. Причинно-следственное отношение как отношениеявлений соответственноконечному.

Причина, следствие, власть. Как связаны эти понятия?

Читайте также:

  1. В специальной литературе встречаются понятия «социальная сфера» и «социально-культурная сфера»? Как они между собой взаимосвязаны?
  2. Все эти шесть принципов тесно СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ
  3. Законодательная власть.
  4. Законодательная церковная власть.
  5. Интеллигенция и власть.
  6. Как они между собой взаимосвязаны ?
  7. Политический (государственный) режим, — это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.
  8. С развитием экономики связаны следующие достижения
  9. Судебная власть. Правосудие. Принципы правосудия
  10. Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
  11. Тема 2. Власть. Легитимность власти

Каузальные трактовки власти основываются на очевидных сходствах “власти” и “причины”, что позволяет дать ясное объяснение власти и ее структуры. Однако соотношение между “властью” и “причиной” может интерпретироваться по-разному. Поэтому представляется необходимым выделить эти сходства и охарактеризовать основные свойства и элементы каузального отношения.

Очевидно, что у “власти” и “причины” много общего. Оба слова означают воздействие (способность воздействия), достижение определенного результата (следствия). Поэтому объяснение “власти” через понятие причины с этой точки зрения представляется вполне естественным. Все исследователи по-видимому согласятся с тем, что каузальное отношение – это вид связи между двумя или более явлениями (переменными). Его главное отличие от других видов отношений состоит в том, что оно включает в себя идею производства (порождения) чего-либо, воздействия на что-то.

Чтобы сделать понятие каузации достаточно четким и определенным для объяснения “власти”, следует уточнить некоторые его аспекты. Прежде всего следует подчеркнуть, что причина производит (может произвести) следствие только в определенных условиях (обстоятельствах).

Роль “условий” в каузальном отношении бывает различной. Они могут усиливать или ослаблять величину воздействия одного фактора (причины) на другой (следствие), ограничивать или даже разрушать каузальную связь, менять направление каузации или его форму.

Поскольку “причина” и “условия” имеют много общего, исследователи часто их просто отождествляют. Но во многих случаях их различение необходимо: хотя достижение определенного результата может зависеть от многих факторов, мы бываем склонны одни из них считать причинами, другие – условиями.

Нередко в качестве обязательного признака причинного отношения называется необходимость и однозначность, а само представление о необходимом характере связи между причиной и следствием включается в “закон причинности”, идея которого восходит к Юму: равные причины всегда порождают равные следствия.

причина всегда необходима для следствия, но не всегда достаточна (в сильном контрфактуальном значении). Из этого вывода вытекает, что определенное следствие причинной связи возникает только в определенных фиксированных внешних и внутренних условиях и при их изменении данное следствие уже не является необходимым, даже если причина и осталась без изменений. Необходимость и однозначность следствия в причинной связи означает, что отношение между причиной и следствием имеет закономерный характер и не является случайным; ничто не возникает без причины.

Каузальное отношение может рассматриваться как зависимость между превращением [с.118] потенциала в реальность в одном объекте (следствии) от превращения потенциала в реальность в другом объекте (причине).

Дата добавления: 2015-06-28 ; Просмотров: 199 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Роджерс, Карл Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / Карл Роджерс. — М.: Издательство «Этерна», 2012. — 320 c.

  2. Герхардсен, Э. И больше не дерись! Как избежать ревности между детьми в семье / Э. Герхардсен. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 205 c.

  3. Литвак, Михаил Ефимович Если хочешь быть счастливым. Учебное пособие по психотерапии и психологии общения / Литвак Михаил Ефимович. — М.: Феникс, 2017. — 595 c.
  4. Аминов, И. И. Психология делового общения / И.И. Аминов. — М.: Омега-Л, 2016. — 304 c.
Принцип причина-следствие в воспитании подростка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here