Принцип реальности в профессиональной супервизии психологов

Сегодня обсуждаем тему: принцип реальности в профессиональной супервизии психологов с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Супервизия в психотерапии

Комментарии

Мне нравится

0

Сyпepвизия являeтcя пpoфилaктикoй пpoфeccиoнaльнoгo выгopaния тepaпeвтa и нaпpaвлeнa нa oбнapyжeниe, кaк eгo pecypcoв, тaк и oгpaничeний, нa вoзмoжнocть pacкpытия cтилиcтичecких (фeнoмeнoлoгичecких) ocoбeннocтeй дaннoгo тepaпeвтa, для бoльшeй eгo эффeктивнocти и вapиaтивнocти в выpaбoткe тaктики и cтpaтeгии дaльнeйшeй paбoты c клиeнтaми . Сyпepвизия – oднo из нaибoлee нeoбхoдимых ycлoвий в paбoтe cпeциaлиcтoв в oблacти пcихoтepaпии, пcихoлoгa – пpaктикa. Сyпepвизия и пcихoтepaпия – этo oднa eдинaя cиcтeмa, oни cвязaны мeждy coбoй. Ho oни имeют paзличныe цeли и зaдaчи.

Цeлью cyпepвизии мoжнo paccмoтpeть кaк пoдгoтoвкy cтyдeнтa, нaчинaющeгo пcихoлoгa к caмocтoятeльнoй пpaктичecкoй чacти; yвeличeниe ocoзнaвaния пpoцeccoв, пpoхoдящих в пpaктичecкoй чacти тepaпии; yвeличeниe ypoвня oтвeтcтвeннocти; пocмoтpeть нa cвoи тpyднocти в paбoтe c клиeнтaми и дpyгoe. Глaвнaя цeль гpyппы — этo пoвышeниe пpoфeccиoнaльнoгo ypoвня yчacтникoв гpyппы.

Цeлью пcихoтepaпии являeтcя oкaзaниe пoмoщи чeлoвeкy, кoтopый нa дaннoм этaпe жизни иcпытывaeт cлoжнocти пcихичecкoгo paccтpoйcтвa, cтpaдaния и нe cпocoбeн caмocтoятeльнo paзoбpaтьcя и ycтpaнить.

B Poccии дaнный мeтoд нaчaл интeнcивнo paзвивaтьcя cpaвнитeльнo нeдaвнo [1] . Чacтo cлышим oт нaших кoллeг o лoжных yбeждeниях – « Зaчeм мнe cyпepвизия, я пcихoлoг co cтaжeм…». Кoгдa пpихoдитcя cлышaть тaкиe peплики, пpихoдим к пoнимaнию, чтo вoзмoжнo дaнный cпeциaлиcт нe жeлaeт paзвивaтьcя в пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти. Oднaкo, yчacтвyя в интepвизиoнных гpyппaх пpишлo пoнимaниe тoгo, чтo дaннaя paбoтa дaeт пpeкpacныe peзyльтaты в paбoтe. B o взaимoдeйcтвии c кoллeгaми, имeющими бoльшe пpaктичecкoгo oпытa, лeгчe oбъeктивнo oцeнить cвoи нaвыки, ycиливaeт мoтивaцию к oбyчeнию, эмoциoнaльнyю пoддepжкy.

Сyпepвизия (oт superv > [2] .
B дaннoй cтaтьe хoтeлa oбpaтить внимaниe нa тpeбoвaния к cyпepвизopy. Пpoцecc cyпepвизии дoлжeн быть этичным и пoлeзным. Сyпepвизop oбязaн coблюдaть Этичecкий Кoдeкc Сyпepвизopa, кoтopый cocтaвлeн нa ocнoвe Этичecкoгo Кoдeкca Евpoпeйcкoй accoциaции пcихoтepaпии (ЕAП), aнaлoгичнoгo eмy Этичecкoгo Кoдeкca ППЛ, Кoдeкca этики и Пpaктики Сyпepвизopoв Бpитaнcкoй accoциaции кoнcyльтиpoвaния, Пoлoжeния o cyпepвизии ППЛ.

Тeмa oтвeтcтвeннocти, бecпpиcтpacтнocти и yвaжeния вaжны для cyпepвизopa. Тaк жe oн дoлжeн яcнo oбoзнaчить гpaницы кoнфидeнциaльнocти. Сyпepвизop, кaк и вce yчacтники гpyппы paздeляют oтвeтcтвeннocть, чтo нe пoдлeжит oбcyждeнию пo зaвepшeнию дaннoй paбoты.

Дaниэль Джeйкoбc, Пayль Дэвид Дoнaльд Джopдж Meйep в глaвe № 4 paccмaтpивaют твopчecкoe мышлeниe в cпeцифичecкoй coвмecтнoй paбoтe.

Сyпepвизop, выcлyшивaя cooбщeния oт cпeциaлиcтa, coздaeт нeкий oбpaз клиeнтa (пopтpeтa пaциeнтa). Oбpaзa клиeнтa, coздaeт cyпepвизop, пpoпycкaя чepeз «фильтp» paccкaзa cпeциaлиcтa, зaтeм чepeз cвoй «фильтp» вocпpиятий cyпepвизopa. B тaкoм пpoцecce peгиcтpиpyeтcя и вoccoздaeтcя тepaпeвтичecкaя «peaльнocть». Кaкaя «peaльнocть» paccмaтpивaeтcя вo вpeмя cyпepвизии: peaльнocть пaциeнтa тepaпeвтa или cyпepвизopa? Бeзycлoвнo, пaциeнт paccкaзaл бы o ceбe инaчe, чeм тepaпeвт, ecли бы eмy дoвeлocь пpиcyтcтвoвaть нa cyпepвизopcкoй кoнcyльтaции. Сyпepвизopy вaжнo зaмeчaть o кaкoм пpинципe peaльнocти идeт peчь. Тaким oбpaзoм cyпepвизия oкaзывaeтcя твopчecкoй дeятeльнocтью, кoтopaя вo мнoгoм зaвиcит oт вooбpaжeния. Стeпeнь нoвизны, гибкocти и эффeктивнocти этoгo видa дeятeльнocти влияeт нa yчaщeгocя [3] .

Bыдeлим oтличитeльныe ocoбeннocти, хapaктepных для cyпepвизopa. Сyпepвизop нe дoлжeн включaтьcя в клиeнт-тepaпeвтичecкиe oтнoшeния, тo ecть, нe включeн эмoциoнaльнo, и их взaимoдeйcтвиe cтpoитcя нa кoллeгиaльнoй ocнoвe, c чeтким oбoзнaчeниeм гpaниц пpoфeccиoнaльнoй жизни тepaпeвтa, и пo зaпpocy cyпepвизиpyeмoгo нa пpoфeccиoнaльнoм языкe. Moжeм выдeлить oтличитeльныe ocoбeннocти, хapaктepных для cyпepвизopa тaких кaк — opигинaльнocть, тaктичнocть, чecтнocть, внимaтeльнocть, изящecтвo, чyвcтвeннocть, нaблюдaтeльнocть, кpeaтивнocть, oткpытocть, интepec к фyндaмeнтaльным вoпpocaм, пpoфeccиoнaлизм, a тaкжe cпocoбнocть дeйcтвoвaть в нeoпpeдeлeнных и cлoжных oбcтoятeльcтвaх в coчeтaнии co cтpeмлeниeм пpoяcнить нeoпpeдeлeннocть. Тaким oбpaзoм, для cпeциaлиcтa вaжнo избeгaния эмoциoнaльнoгo выгopaния, a тaкжe зaщиты клиeнтa oт пpeдocтaвлeния eмy нeкaчecтвeнных пcихoтepaпeвтичecких ycлyг.

Спиcoк иcпoльзoвaннoй литepaтypы:

1. Пcихoтepaпeвтичecкaя энциклoпeдия/ Пoд peд.: Б.Д. Кapвacapcкoгo. СПб.: Питep. 2000. – 1024c.

2. С. A. Кyлaкoв. Сyпepвизия в пcихoтepaпии. Учeбнoe пocoбиe для cyпepвизopoв и пcихoтepaпeвтoв» – СПб., 2004.

3. http://azps.ru/hrest/40/7982888.html Дaниэль Джeйкoбc, Пayль Дэвид Дoнaльд Джopдж Meйep СУПЕPBИЗOPСТBO. СПб., 1997.

[1] Пcихoтepaпeвтичecкaя энциклoпeдия/ Пoд peд.: Б.Д. Кapвacapcкoгo. СПб.: Питep. 2000. – 1024c. – С.11.

[2] С.A. Кyлaкoв. «Сyпepвизия в пcихoтepaпии. Учeбнoe пocoбиe для cyпepвизopoв и пcихoтepaпeвтoв» – СПб., 2004

Основные понятия в супервизии как в профессиональной деятельности.

Рассмотрим супервизию в рамках психотерапии, исторически понимаемой в качестве наиболее развитой области супервизии в таких сферах как: клиническая психология, психиатрия, психологическая диагностика, психологическое консультирование и, собственно, психотерапия. Супервизия — буквально “надзор”, а у нас это называлось бы “наставничество”. Супервизионная работа является неотъемлемой частью подготовки психотерапевтов. Она может вестись как с начинающим психотерапевтом, так и с опытным специалистом. Однако развитого профессионального института супервизорства у нас в стране до сих пор практически нет, и супервизоров как специалистов в данной сфере у нас почти не готовят. Поэтому, как правило, в роли супервизоров выступают психотерапевты-педагоги либо опытные психотерапевты, не прошедшие специальной подготовки, не имеющие преподавательского опыта, но обладающие каким-то необходимым педагогическим даром и опытом. Супервизия важна для расширения профессионального уровня, профессиональных знаний и умений и просто для личностного роста психотерапевта.

Супервизия начала свое движение из недр психоанализа и интенсивно развивалась в его рамках. Первым примером можно считать случай, когда Зигмунд Фрейд анализировал маленького сына одного из своих соратников по психоанализу, и эта работа шла, в основном, через переписку. Отец писал о поведении мальчика, о его особенностях, а З. Фрейд давал рекомендации — как надо вести себя с ребенком, как надо его понимать. Поначалу своеобразной формой супервизии был личный анализ, где аналитик выступал в роли пациента для более опытного аналитика. Иногда это становилось взаимодействием двух опытных аналитиков, двух учителей, один говорил о теории, обучал каким-то знаниям, а второй работал как врач-психотерапевт, как аналитик с пациентом. Иногда эти роли объединялись, и на одних встречах это был разговор о психоанализе, о разных его концепциях, темах, вопросах, а на других кто-то из них двоих говорил о своих проблемах, то есть выступал в роли пациента. Вначале совместный личный анализ был краткосрочным, потом на него стало отводиться два, три месяца, полгода и так далее. Все это перерастало в более значительную работу.

Читайте так же:  Как избавиться от боли техники работы с болью

В последующем же произошло разделение на теоретическую подготовку, личный анализ и супервизионную работу, в рамках которой психотерапевт представлял какие-то законченные либо текущие случаи своему супервизору-аналитику для совместного обсуждения. Сейчас супервизору все время приходится выбирать между двумя позициями. С одной стороны, супервизия — обучение, учебная ситуация. А с другой стороны — терапевтическая ситуация, потому что все время идет работа в личностном контексте, возникают какие-то личностные проблемы и одновременно соблазн не только увидеть эти проблемы, но и попытаться провести коррекцию, поработать над ними, чтобы они не мешали самому психотерапевту в его работе с пациентами. Тем не менее, крен все время должен быть в сторону учебной ситуации. Супервизия — это не терапия и не личный анализ, хотя, безусловно, способна выполнять и какие-то терапевтические, корректирующие функции.

Появившись в начале 30-х годов прошлого века в рамках психоаналитической подготовки, супервизия в настоящее время считается краеугольным камнем профессионального становления психотерапевта (далее – терапевта). Наряду с освоением теории психотерапии и личной терапией, она является одной из главных составляющих профессиональной подготовки и повышения профессионального мастерства терапевтов, независимо от принадлежности той или другой теоретической парадигме.

Супервизия – это универсальная форма поддержки терапевтов, позволяющая им сфокусированным взглядом посмотреть на свои трудности в работе с клиентами, а также разделить часть ответственности за эту работу с другим, как правило, более опытным профессионалом. В процессе прохождения супервизий терапевт имеет возможность учиться следующему:

— лучше понимать своих клиентов;

— осознавать собственные чувства по отношению к клиентам и свои реакции на них;

— путем анализа происходящего между терапевтом и клиентом в процессе терапии и происходящего между супервизором и супервизируемым в процессе супервизии разбираться в тонких оттенках терапевтических отношений;

— лучше увидеть степень эффективности использования собственных терапевтических интервенций, насколько они применяются своевременно, в подходящем месте и подходящим образом, какое влияние оказывают на терапевтические отношения в общем и на продвижение клиента к намеченным целям в частности;

— структурировать терапевтические взаимодействия как в течение отдельной сессии, так и в процессе терапевтической работы в целом;

— находить и лучше использовать свои потенциальные возможности в терапии.

В супервизиях мы учимся не только лучше, эффективнее работать. Они также являются очень значимым источником получения необходимой профессиональной поддержки. Это особенно ценно для начинающих терапевтов. Супервизорская поддержка позволяет терапевту разделить ответственность с супервизором за отдельные аспекты работы с клиентами, а также уменьшить риск воздействия со стороны трудностей, расстройств клиентов. Другими словами, супервизии спасают терапевтов от профессионального одиночества.

Супервизии также помогают терапевтам перестать делать одни и те же ошибки в своей работе, называя иногда это частью своего индивидуального стиля терапии. Допущение взгляда со стороны на терапевтическую практику, ее прозрачность для другого(-их) профессионала(-ов) делает более профессиональной терапевтическую работу в целом, а клиентов – более защищенными от ошибок терапевтов, от бездумной самодеятельности под видом психотерапии.

Суть процесса супервизии состоит в выделении двух взаимосвязанных систем:

– терапевтическая система, главными элементами которой являются терапевт и клиент, соединенные терапевтическим контрактом и общей целью;

– супервизорская система, главными элементами которой являются супервизор и супервизируемый терапевт, соединенные супервизорским контрактом и общей целью.

Обобщая, можно говорить о 3-х основных функциях супервизий:


— образовательная (формирующая), подразумевающая развитие умений, навыков, понимания и способностей терапевта;

— поддерживающая (тонизирующая), подразумевающая противостояние влияниям со стороны проблем клиентов и эмоциональное подкрепление от супервизора;

— направляющая (нормативная), подразумевающая контроль терапевта над собственной личностью (недостатки, слепые пятна, уязвимые стороны, предрассудки).

В супервизорской системе, с профессиональной точки зрения тремя основными составляющими (фокусами) являются:

– состояние супервизируемого терапевта (имеется в виду не только эмоциональное состояние, но и в целом психические процессы внутри личности терапевта и их воздействие на его работу), касающееся как представляемого им случая своей работы, так и непосредственно проявляющееся на супервизорской сессии;

– отношения между супервизором и супервизируемым терапевтом, которые становятся основой анализа скрытой динамики личностных проявлений терапевта в терапевтических отношениях;

– впечатления супервизора (предположения, «подозрения», «неясные чувства»), связанные с супервизируемым терапевтом или с его клиентом и возникающие во время супервизорской сессии.

[3]

Основные четыре функции супервизора как специалиста-профессионала заключаются в поддержке и консультировании обучающегося психотерапевта, психолога, тренера, в предоставлении ему возможности рефлексировать свои внутриличностные психические процессы, отдельные свои профессиональные действия и своё профессиональное поведение в общем и в целом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9169 —

| 7340 — или читать все.

Супервизия и научное руководство для начинающих психологов

Автор: Арчакова Т.О.

Супервизия «равный – равному»

Подготовка психологов-консультантов в США ориентирована на развитие практических навыков в работе с определенными проблемами, что предполагает много часов работы под руководством наставника. Несмотря на это, некоторые авторы утверждают, что начинающим психологам-консультантам нужен еще больший объем супервизии (Roberts & Borders, 1994).

Читайте так же:  Кого спасать

Супервизия – одно из обязательных условий эффективной работы любого психолога-практика, но в качестве цели супервизии могут выступать различные моменты:

Личностное и профессиональное развитие, увеличение компетентности начинающих психологов, получение обратной связи о пройденном ими обучении (Kern, 1996),

Обогащение навыков, рассмотрение отдельных случаев, развитие профессиональной идентичности (Agnew et al., 2000; Crutchfield & Borders, 1997),

Повышение у молодых специалистов уверенности в себе и способности самостоятельно выстраивать свою практику (Benshoff & Paisley, 1996).

В процессе супервизионных сессий по принципу «равный – равному» (peer supervision) начинающие психологи-консультанты набираются опыта за счет использования своих профессиональных навыков и развития отношений в группе (Crutchfield & Borders, 1997). У данного формата супервизии есть ряд преимуществ. Иногда опытный супервизор недоступен для молодых специалистов, а можно представить и крамольную ситуацию, когда они просто не хотят обращаться за помощью эксперта (Crutchfield, Price, Tsolis, & Richardson, 1997). С другой стороны, группы «равный – равному» помогают обрести самостоятельность тем новичкам, которые рискуют застрять в позиции вечного стажера. Участие в таких группах порождает очень тесные связи между коллегами, способствует формированию психологического сообщества (Wilbur, Roberts-Wilbur, Hart, Morris, & Betz, 1994).

Во взаимодействии с людьми, имеющими примерно такой же опыт, легче объективно оценить свои навыки (Benshoff & Paisley, 1996), это усиливает мотивацию к обучению (более реально повторить достижения коллег-сверстников, чем корифея психотерапии с опытом длиной в несколько десятилетий). Модель «равный – равному» ослабляет влияние дидактического и оценочного компонентов супервизии (Benshoff & Paisley, 1996). Она также играет роль группы поддержки, предоставляя эмоциональную поддержку, новые идеи, и подкрепляя уверенность, что и у других в процессе работы возникают подобные чувства и проблемы, что совершенно нормально (Wilbur et al., 1994).

Супервизионные группы он-лайн

Исследования супервизионых групп он-лайн немногочисленны, но ведут отсчет практически с первых лет компьютеризации. Например, исследование D’Souza было проведено в 1991 году. Оно показало, что использование электронной почты способствует более открытому общению с супервизором и коллегами по поводу и положительных, и отрицательных моментов практики. Студенты, которые обычно молчат на группе «вживую», не только свободно высказываются в виртуальных конференциях, но часто играют в них роль лидеров (Gilbride & Stensrud, 1999). Анонимность помогает преодолеть смущение и страх оказаться некомпетентным, обсуждая сложные, а то и «провальные» случаи. Myrick & Sabella считают, что временной зазор между мыслью и письменным воплощением ее на экране делает критику более выдержанной и обоснованной (однако собственный опыт работы в он-лайн сообществах подсказывает, что такие предположения слишком оптимистичны – примеч. авт.).

Продукт он-лайн общения по сути является коллективно созданным текстом со всеми преимуществами письменного слова: возможностью несколько раз перечитать и обдумать прочитанное, вернуться к нему еще раз в новых обстоятельствах (Myrick & Sabella, 1995).

О групповых процессах, структуре и развитии супервизионных групп он-лайн известно мало. Ramsey (1992) отмечает, что таким группам присущи:

Групповая идентичность, чувство взаимосвязи,

Общие, разделяемые всеми участниками переживания и проблемы,

Эмоциональная поддержка и вовлеченность участников,

[3]

Обмен полезной информацией и стратегиями решения проблем,

Разделяемые всеми цели,

[2]

Личную ответственность участников за функционирование группы как общей «среды» для развития.

Таким образом, супервизионную группу он-лайн можно считать вполне «настоящей».

Christine J. Yeh с соавторами исследовали развитие и динамику супервизионной он-лайн группы, а также содержание общения ее участников. Самыми обсуждаемыми темами были проблемы профессиональной идентичности (40,1%) и терапевтические техники (22,5%). Дискурс-анализ показал, что обсуждение этих тем чаще всего принимало форму самораскрытия (40%) и рекомендации (20%). При этом число постингов, содержавших какую-либо личную информацию, резко снизилось в начале работы группы а затем стабильно повышалось в течение 7 месяцев эксперимента. Самораскрытие в сфере переживаний, но без биографических подробностей было чуть более распространено в начале работы и чуть меньше – в конце. Число реплик-«нравоучений» в начале было велико, а к середине срока работы группы снизилось и затем оставалось стабильным.

Можно сделать вывод о том, что участники группы обогатили свой жизненный опы тв целом, расширили навыки работы с разными ситуациями и разными клиентами в сравнительно безопасной атмосфере. Портал психологических новостей PsyPress.ru — http://psypress.ru/articles/21865.shtml [Супервизия и научное руководство для начинающих психологов]

Принципы и способы оценки результатов психологического консультирования.

Под результативностью психологического консультирования понимаются его конечные итоги для клиента, а именно – то, что в его психологии и поведении действительно изменилось под влиянием проведения консультирования.

Предполагается, что результаты психологического консультирования в большинстве случаев его проведения являются положительными, по крайней мере, – такими, какие ожидаются клиентом и психологом-консультантом. Однако одно дело ожидания и надежды, другое дело – реальная действительность. Иногда явный положительный, сиюминутный результат психологического консультирования может отсутствовать и даже на первый взгляд казаться отрицательным. В итоге проведения психологического консультирования что-то в психологии и в поведении клиента может действительно измениться, но не сразу.

Кроме того, иногда имеют место непредвиденные, неожиданные, отрицательные результаты психологического консультирования. Это нередко случается тогда, когда что-то существенное в консультировании заранее недостаточно продумано с точки зрения возможных отрицательных последствий или когда психологическое консультирование проводит профессионально не подготовленный, недостаточно опытный психолог. Однако по причине редкости отрицательных результатов в психологическом консультировании мы подобные случаи не будем специально обсуждать и сосредоточим свое внимание только на случаях с положительным или нейтральным исходом консультирования.

Читайте так же:  Кто такая хорошая жена

О положительном результате психологического консультирования можно судить по ряду признаков.

• Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта, так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

Эффективность результата подтверждается совокупностью положительных итогов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По завершении консультации обе ее стороны – консультант и клиент – признают, что проблема, ради которой консультирование проводилось, успешно разрешена, причем для этого имеются убедительные объективные доказательства. Ни психологу-консультанту, ни клиенту не требуется каких-либо дополнительных аргументов в пользу того, что консультирование действительно прошло успешно.

Психолог-консультант может считать, что консультирование было успешным и проблема клиента решена, в то время как сам клиент может в этом сомневаться, отрицать или не ощущать полностью реальных результатов психологического консультирования.

Иногда, напротив, клиенту кажется, что в результате консультирования ему полностью удалось справиться со своей проблемой, в то время как психолог-консультант сомневается в этом и настаивает на продолжении консультации, желая получить дополнительные убедительные доказательства того, что проблема клиента действительно успешно решена.

• Положительные изменения в тех аспектах психологии и поведения клиента, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое консультирование. Имеются в виду основные, прогнозируемые и возможные дополнительные, позитивные эффекты, полученные от проведения психологического консультирования.

Дело в том, что, оказывая влияние на одни психологические процессы и формы поведения клиента, консультирование может существенно затронуть и другие. Как правило, в том случае, когда обнаруживаются положительные результаты воздействия психологического консультирования на личность клиента, также меняется и его поведение, взаимоотношения с людьми и многое другое в его психологии. Улучшение памяти клиента обычно положительно сказывается на его интеллекте, хотя возможно и обратное влияние интеллекта на память.

Нередко в практике психологического консультирования наряду с его бесспорными положительными результатами встречаются проблемные и спорные моменты оценивания его итогов.

Заметим, что по своим результатам психологическое консультирование может проявляться и по-другому: объективно, субъективно, внутренне и внешне.

Объективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в том, что ему сопутствуют достоверные факты, свидетельствующие об успешности консультирования.

Субъективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в чувствах, ощущениях, мнениях и представлениях консультанта.

Внутренние признаки результативности психологического консультирования проявляются в изменениях психологии клиента. Они могут ощущаться (осознаваться) или не ощущаться (не осознаваться) клиентом, могут проявляться или не проявляться в его реальном поведении, в доступных внешнему наблюдению действиях и поступках клиента.

Внешние признаки результативности психологического консультирования, напротив, всегда и достаточно отчетливым образом проявляются в видимых, доступных прямому наблюдению и оценкам, формах его поведения.

Причины недостаточной результативности психологического консультирования. Методы повышения результативности психологического консультирования.

Супервизия в психотерапии

Супервизия является профилактикой профессионального выгорания терапевта и направлена на обнаружение, как его ресурсов, так и ограничений, на возможность раскрытия стилистических (феноменологических) особенностей данного терапевта, для большей его эффективности и вариативности в выработке тактики и стратегии дальнейшей работы с клиентами. Супервизия – одно из наиболее необходимых условий в работе специалистов в области психотерапии, психолога – практика. Супервизия и психотерапия – это одна единая система, они связаны между собой. Но они имеют различные цели и задачи.

Целью супервизии является подготовка студента, начинающего психолога к самостоятельной практической части; увеличение осознавания процессов, проходящих в практической части терапии; увеличение уровня ответственности; посмотреть на свои трудности в работе с клиентами и другое.

Целью психотерапии является оказание помощи человеку, который на данном этапе жизни испытывает сложности психического расстройства, страдания и не способен самостоятельно разобраться и устранить.

В России данный метод начал интенсивно развиваться сравнительно недавно[1]. Часто слышим от наших коллег о ложных убеждениях – «Зачем мне супервизия, я психолог со стажем…». Когда приходится слышать такие реплики, приходим к пониманию, что возможно данный специалист не желает развиваться в профессиональной деятельности. Однако, участвуя в интервизионных группах пришло понимание того, что данная работа дает прекрасные результаты в работе. Во взаимодействии с коллегами, имеющими больше практического опыта, легче объективно оценить свои навыки, усиливает мотивацию к обучению, эмоциональную поддержку.

Супервизия (от supervidere – обозревать сверху) – это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии, клинической психологии и др. в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии[2].
В данной статье хотела обратить внимание на требования к супервизору. Процесс супервизии должен быть этичным и полезным. Супервизор обязан соблюдать Этический Кодекс Супервизора, который составлен на основе Этического Кодекса Европейской ассоциации психотерапии (ЕАП), аналогичного ему Этического Кодекса ППЛ, Кодекса этики и Практики Супервизоров Британской ассоциации консультирования, Положения о супервизии ППЛ.

Тема ответственности, беспристрастности и уважения важны для супервизора. Так же он должен ясно обозначить границы конфиденциальности. Супервизор, как и все участники группы разделяют ответственность, что не подлежит обсуждению по завершению данной работы.

Даниэль Джейкобс, Пауль Дэвид Дональд Джордж Мейер в главе №4 рассматривают творческое мышление в специфической совместной работе.

Супервизор, выслушивая сообщения от специалиста, создает некий образ клиента (портрета пациента). Образа клиента, создает супервизор, пропуская через «фильтр» рассказа специалиста, затем через свой «фильтр» восприятий супервизора. В таком процессе регистрируется и воссоздается терапевтическая «реальность». Какая «реальность» рассматривается во время супервизии: реальность пациента терапевта или супервизора? Безусловно, пациент рассказал бы о себе иначе, чем терапевт, если бы ему довелось присутствовать на супервизорской консультации. Супервизору важно замечать о каком принципе реальности идет речь. Таким образом супервизия оказывается творческой деятельностью, которая во многом зависит от воображения. Степень новизны, гибкости и эффективности этого вида деятельности влияет на учащегося[3].

Читайте так же:  Избавляться ли от комплексов

Выделим отличительные особенности, характерных для супервизора. Супервизор не должен включаться в клиент-терапевтические отношения, то есть, не включен эмоционально, и их взаимодействие строится на коллегиальной основе, с четким обозначением границ профессиональной жизни терапевта, и по запросу супервизируемого на профессиональном языке. Можем выделить отличительные особенности, характерных для супервизора таких как — оригинальность, тактичность, честность, внимательность, изящество, чувственность, наблюдательность, креативность, открытость, интерес к фундаментальным вопросам, профессионализм, а также способность действовать в неопределенных и сложных обстоятельствах в сочетании со стремлением прояснить неопределенность. Таким образом, для специалиста важно избегания эмоционального выгорания, а также защиты клиента от предоставления ему некачественных психотерапевтических услуг.

Список использованной литературы:

  1. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред.: Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер. 2000. – 1024с.С. А. Кулаков. Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов» – СПб., 2004.
  2. http://azps.ru/hrest/40/7982888.htmlДаниэль Джейкобс, Пауль Дэвид Дональд Джордж Мейер СУПЕРВИЗОРСТВО. СПб., 1997.
  3. http://www.all-psy.com/stati/detail/1774/1/. Супервизия глазами начинающего супервизора.

[1] Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред.: Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер. 2000. – 1024с. – С.11.

[2] С.А. Кулаков. «Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов» – СПб., 2004

реферат Супервизия

Супервизия как область психологической деятельности. Права и обязанности профессионального психолога. Основные понятия в супервизии. Профессиональная подготовка и повышение профессионального мастерства терапевтов. Этические проблемы в работе супервизора.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.04.2009
Размер файла 27,6 K

Подобные документы

Этические проблемы в работе психолога. Знаменитые последователи З.Фрейда. Шандор Ференци. Эрих Фромм. Анна Фрейд. Преподавательская деятельность психолога. Деятельность психолога направлена к достижению гуманитарных и социальных целей. Статус психолога.

реферат [41,8 K], добавлен 23.11.2008

Общие и специальные требования к личности педагога-психолога. Создание имиджа профессионального психолога. Этические принципы психологической и педагогической деятельности. Виды помощи педагога-психолога и правила ведения диагностики и консультирования.

реферат [25,1 K], добавлен 28.08.2011

Проблема соответствия психологических исследований нормам этики. Требования к деятельности психолога в эксперименте по отношению к испытуемому. Психологические эксперименты, неоднозначные с этической точки зрения. Обязанности профессионального психолога.

реферат [22,7 K], добавлен 04.02.2013

Основные направления деятельности специального психолога. Требования к личности и профессиональной подготовке специального психолога. Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога. Основная цель практической психологической работы.

курсовая работа [42,5 K], добавлен 12.07.2015

Понятие «профессионализм практического психолога». Правовые и профессионально-этические нормы деятельности психологов. Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда. Этические принципы деятельности психолога.

реферат [25,7 K], добавлен 02.05.2011

Необходимость психологического вмешательства как основа деятельности практического психолога. Содержание психологической помощи клиентам, типы их взаимодействия с психологом. Этические элементы практической психологии и требования к личности психолога.

контрольная работа [25,9 K], добавлен 18.06.2014

Общая характеристика деятельности профессионального психолога. Специфика подготовки практических психологов. Проблема выявления социально-психологических и психофизиологических требований к кандидатам на службу в МВД. Направления деятельности психологов.

реферат [35,2 K], добавлен 19.04.2010

Формы становления личности в процессе её профессионализации. Психологическая диагностика как механизм развития профессионального сознания будущего психолога. Формирование профессионального сознания будущих психологов на основе диагностических методик.

курсовая работа [84,5 K], добавлен 16.03.2011

Психологическая помощь. Психологическая помощь как основной род деятельности специалиста-психолога. Этический кодекс профессионального психолога. Квалификационные требования к специалистам-психологам в России и за рубежом. Понятие психопрофилактики.

реферат [21,0 K], добавлен 24.09.2008

Состояние психологического знания в системе образования в Армении. Взаимосвязь содержания профессионального образования и деятельности психолога. Анализ проблем психологического образования, подготовки высококвалифицированных кадров по психологии.

реферат [25,4 K], добавлен 31.03.2012

Супервизорство как процесс профессионального взаимодействия психологов

Супервизия (supervision) в переводе с английского – это надзор, наблюдение, заведование, руководство. Использование этого термина предполагает, что существует человек – супервизор, который наблюдает «сверху» за консультативным процессом и при этом понимает и знает о происходящем гораздо больше и глубже, чем основные участники – психолог и клиент. Однако в реальности супервизия – это встреча, контакт, диалог, в ходе которого супервизируемый (психолог-консультант) рассказывает о процессе работы с клиентом, делится своими планами, задает вопросы, а другой – супервизор – помогает найти ответы, поддерживает, делится знаниями и т.д.

На Западе существуют длительные традиции супервизорства в подготовке консультантов. Понимание супервизии, места и функций супервизора в этом процессе всегда «шло в ногу» с новыми познаниями в психологии. Изменение характера обучения в области психиатрии, психотерапии, консультирования оказало влияние на методы и цели супервизии. В 40-50-е годы на супервизорских сессиях в основном анализировались избранные записи консультативной беседы. В 60-е и 70-е годы супервизия стала более открытым процессом: помимо стенограммы сессий стали широко использовать аудио- и видеозапись, одностороннее зеркало, наблюдение за сессией на экране монитора и др. К непрямым методам (анализ записи процесса; групповая супервизия, включающая прослушивание аудиокассет и просмотр видеокассет) добавились прямые методы (котерапия; ротация членов команды; наблюдение через одностороннее зеркало; вмешательство команды в процесс консультирования).

Читайте так же:  Новогодние ожидания

Супервизия является уникальным, творческим методом обучения консультированию и терапии, базирующимся на традициях устной передачи знания. Успешное прохождение супервизии способствует обретению профессиональной идентичности, которая в дальнейшем служит стабильной системой координат для поиска экзистенциальных и профессиональных смыслов.

В зарубежных моделях подготовки консультантов супервизор несет ответственность за то, чтобы консультант, еще не получивший необходимой квалификации, проводил процесс консультирования действенно и этично. Иногда супервизия продолжается в течение нескольких лет. В отечественной практике подготовки психологов фактически отсутствует институт супервизорства. В то же время, как уже упоминалось, многие выпускники психологических факультетов сразу начинают собственную консультативную практику (например, школьные, медицинские психологи). Исследование (Н.И.Олифирович, 1998) деятельности практических психологов в школе показало низкий уровень профессионализма этих специалистов в области консультирования: менее пятой части из них являются профессионалами. Таким образом, даже длительное (по количеству лекционных, семинарских и практических часов) обучение консультированию не поможет стать хорошим консультантом, если начинающий психолог не прошел супервизию под руководством опытного наставника.

Существует несколько подходов, в которых по-разному рассматривается процесс супервизии. Одним из них является подход, самым важным считающий «поддержку терапевтической позиции терапевта», которую осуществляет супервизор. Не вызывает сомнения, что без веры в собственные силы (и в психотерапию вообще) начинающим консультантам сложно входить в область психологической практики, поэтому супервизору очень важно помочь росту их доверия к себе как начинающим терапевтам. Это согласуется с исследованиями, подтверждающими, что у благожелательно настроенных, поддерживающих супервизоров психотерапевты быстрее и лучше проходят ранние стадии профессиональной идентификации. Однако возникает вопрос: что понимается под «терапевтической позицией» и как ее поддерживать? Е.А Бурцева описывает терапевтическую позицию следующим образом:

контакт с собственными чувствами (как принимаемыми, так и отвергаемыми – страхом, гневом, злостью, страхом, растерянностью);

осознание собственных эмоций, раскрытие или сдерживание их в зависимости от терапевтической необходимости;

[1]

фокусирование на проблемах клиента без подмены их собственными;

осознание как своих возможностей, так и зон риска;

гибкость в выборе и использовании средств воздействия на клиента и др.

Среди способов поддержания супервизором терапевтической позиции супервизируемого можно выделить:

помощь в соблюдении границ терапии (и супервизии);

помощь в осознавании «слепых пятен» терапевта в сочетании с демонстрацией понимания и принятия реального несовершенства даже самого опытного психотерапевта;

поддержка права собственного видения терапевтом прошедшей сессии;

· передача (трансляция) супервизором собственных профессиональных установок с помощью личных примеров, техник самораскрытия и др.

К числу возможных функций супервизора, можно отнести:

обучающую, если супервизия проводится в рамках учебного процесса (программы);

информационную, когда супервизору необходимо передать терапевту тот или иной объем знаний, помочь в разработке стратегии консультирования;

поддерживающую, если терапевт нуждается в человеческом участии, в позитивных ресурсах для продолжения психотерапии;

оценивающую, при необходимости оценки выбранной психологом стратегии терапии;

помощь в планировании дальнейшего консультирования (если в ходе консультационной сессии психолог зашел «в тупик») и др.

Низкоформализованное знание плохо поддается передаче через учебники, и поэтому в подготовке консультантов и психотерапевтов такое большое значение приобретает личное взаимодействие между супервизором и начинающим консультантом. По своему значению для профессионального роста психолога-консультанта супервизорство занимает вторую позицию после непосредственно самой консультативной сессии, а супервизор и личный психотерапевт – две ключевые фигуры в его профессиональном становлении. Именно супервизор имеет возможность отрегулировать профессиональное действие в процессе его освоения, не давая возможности закрепиться неверному навыку, неправильной установке.

Подготовка психологов в ВУЗе предоставляет много способов для организации процесса супервизии (очная и заочная, терапевтическая и дидактическая, длительная и одноразовая, индивидуальная и групповая). Таким образом, студент и супервизор могут выбрать ту методологию, которая в наибольшей степени соответствует их личностному стилю, области интересов, мировоззрению, степени профессиональной автономии, уровню зрелости, набору терапевтических навыков и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9085 —

| 7217 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Зазыкин, В.Г. Психология в рекламе / В.Г. Зазыкин. — М.: ДатаСтром, 2016. — 989 c.

  2. Котова, А. К. Как стать правой рукой шефа. Настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2016. — 288 c.

  3. Кэрролл, Ли Дети Индиго / Ли Кэрролл , Джен Тоубер. — Москва: Гостехиздат, 2009. — 288 c.
  4. Учимся думать о себе и о других. — М.: Специальная литература, 2008. — 332 c.
Принцип реальности в профессиональной супервизии психологов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here