Приучение детей к домашнему труду

Сегодня обсуждаем тему: приучение детей к домашнему труду с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Нужно ли приучать ребенка к труду?

Каждый родитель уверен: мой ребенок — самый лучший. И достоин только самого лучшего. Это бесспорное утверждение заставляет, порой, выполнять все капризы и просьбы своих детей, ограждать их от неприятностей, ошибок, растить их в тепличных условиях. Что никак не может благотворно сказаться на дальнейшем будущем ребенка.

Как вы считаете, нужно приучать ребенка к труду? Если для кого-то этот вопрос является спорным, то для меня на него есть уже однозначный ответ: нужно, безусловно. Чем раньше ребенок будет понимать, что ждет его в своей взрослой жизни, чем быстрее он будет осваивать навыки и умения, тем проще ему будет отделиться от отца с матерью и строить свой быт.

Несомненно, критики тут же возьмутся кричать: у ребенка должно быть счастливое детство! Он должен играть! Что же, никто не отбирает у детей их игрушки, к игровой деятельности добавится деятельность трудовая.

В возрасте трех — четырех лет ребенок уже может убрать за собой крошки со стола, собрать свои игрушки, почистить зубы, причесаться, раздеться, протереть пыль, помочь с приборкой.

Точно так же, если рассматривать с 7 лет деятельность учебную, то и к ней можно добавлять некоторые обязанности ребенка по дому: помогать мыть посуду, накрывать на стол, кормить животных и убирать за ними, расстилать и убирать постель, доставать почту, помогать готовить, отвечать на телефонные звонки, пылесосить, поливать цветы, выносить мусор, вешать свою одежду в шкаф.

В средней школе количество обязанностей растет, ребенок может уже гладить свои вещи, мыть пол, наводить порядок в своей комнате, выбирать одежду и обувь, пришивать пуговицы, учиться готовить, красить забор, сидеть с младшими братьями и сестрами, уметь обращаться со стиральной машиной, покупать продукты, планировать свой день рождения и другие праздники, мыть семейный автомобиль, уметь оказывать первую помощь, уметь экономить деньги.

Детям не нужно беспроблемное детство. Это скучно, даже для взрослого человека. Им куда интереснее поучиться работать молотком, помочь маме по хозяйству, бабушке — прополоть траву на огороде. И за свой труд, они, конечно же, ждут поощрения. Им вполне достаточно похвалы за общим столом, преподнесения его помощи, как незаменимой. Тогда ребенок будет тянуться к подобной деятельности, стараться сделать возложенные на него обязанности лучше. А родители могут пользоваться системой поощрений и наказаний.

Для чего в школе сделали уроки труда? Совсем не для того, чтобы использовать детей, как бесплатную рабочую силу, а именно по той причине, что не все родители дома привлекают ребенка к труду. А многие мамы еще и негодуют: «Как, мой Васечка будет красить стены? Ни-за-что!». А Васечка после того, как его выкупили у школы, хвастается всем своим друзьям своим лентяйством.

Самое главное — не переусердствовать. Лучше всего стараться заинтересовать ребенка, так, чтобы он сам захотел вам помочь. Для этого нужно показывать свой пример. Если вы хотите, чтобы ребенок научился готовить и получал от этого удовольствие, нужно самому убрать с лица тоску и бодрым шагом направляться на кухню, напевая и улыбаясь при приготовлении пищи. Ребенок видит, что вам это доставляет удовольствие — он потянет ручки к муке, поиграет с тестом, поможет вам посолить, а там, глядишь и сам захочет приготовить какое-нибудь простое блюдо. Почему бы и не помочь ему в этом?

Для чего нужно приучать деток к труду? Ответ на этот вопрос простой: чтобы дети, когда вырастут, устроились на работу. Чтобы они уважали труд, уважали, зарабатываемые родителями и другими людьми деньги. Чтобы они устраивались не на ту работу, какая подвернется, а могли сделать осознанный выбор: эта — нравится, эта — не нравится. Чтобы у них были мечты, были цели, а не аморфное сидение перед компьютером и шатание по клубам. Чтобы они добивались, а не ждали, когда им принесут все на блюдечке. А самое главное, — чтобы родители видели, что их дети на самом деле стремятся к чему-то. И что воспитывали они их правильно.

Как приучить ребенка к труду

Часто родители стараются преодолеть склонность детей к лени. И как часто можно услышать такие слова: «Ну почему ты такой ленивый? Наверное лень родилась впереди тебя».

Но надо признать, что желание ребенка трудиться, что-то создавать, творить, преодолевать трудности сформировать достаточно просто. А в тех случаях, когда повзрослевший ребенок стал ленивым, психологический анализ легко найдет те или иные ошибки воспитания.

Вот типичная ситуация. Мама пятилетнего ребенка моет посуду. «Мама, я тоже хочу мыть посуду!» — просит ребенок.

В этом случае мама может ссылаясь на недостаток времени, (что делает большинство родителей) сказать ребенку, что он еще маленький и предложить ему пойти поиграть, а может дать ребенку чашку и ложку, поставить удобный стульчик и предоставить ему возможность поучавствовать в совместном труде.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не был ленивым, с самого раннего возраста используйте его желание трудиться.

Многие родители говорят, что когда их сын или дочь были маленькими, они за все хватались, а теперь их ничего не заставишь делать. Это означает, что сензитивный (чувствительный) период был упущен. Малыши имеют самую настоящую потребность делать все так, как делают взрослые. И если в семье детям предоставляется возможность для удовлетворения этой потребности, то первый шаг к преодолению будущей лени сделан.

Очень важно, чтобы в дошкольном и младшем школьном возрасте дети обязательно имели постоянные обязанности. Дело заключается в том, что предоставление ребенку определенной обязанности с периодическим контролем за ее выполнением повышает степень самоуважения ребенка, внушает ему ощущение своей нужности, важности его внутрисемейной позиции. Ведь самоуважение, определенная степень уверенности в себе, а это важнейшая черта гармонически формирующейся личности и в том числе залог своевременного развития потребности в самостоятельном труде.

Выбор постоянной обязанности для ребенка — дело не простое. Во-первых, порученное ребенку дело должно соответствовать его возрастным возможностям, во-вторых, оно должно быть постояным, в-третьих, оно не должно быть специально придуманным, а должно быть действительно необходимым для повседневной жизни. Такой обязанностью может быть вынос мусора, поливка цветов, покупка хлеба и молока и т.п.

Очень важно правильно оценивать действия ребенка. Не беда, если он допустит ошибку, наберитесь терпения и позвольте ребенку обрести уверенность в том, что он способен хорошо выполнить порученное дело.

Читайте так же:  Трудности переходного возраста

Некоторые мамы говорят так: «Мой ребенок постоянно выполняет обязанности по дому, но ведь можно и самому догадаться, что и как выполнить. Я не хочу без конца давать инструкции. Почему он сам не проявляет инициативу?»

Чтобы ответить на этот вопрос, надо посмотреть какой способ стимулирования действий ребенка стал привычным в данной семье.

Так, если родители не терпеливы к тому, что поначалу многие действия детей неловки, медлительны, неверны и они часто сопровождаются замечаниями, которые можно описать одной фразой «ты не можешь», то в итоге ребенок теряет веру в свои силы, начинает низко оценивать свои возможности и способности. Таким образом формируется общее отрицательное мнение о самом себе. Укрепившись, такие эмоциональные переживания составят фундамент неуверенной в себе личности.

Ребенок, личность которого сформировалась как неуверенная в себе, оказывается совершенно неспособным к самостоятельности и проявлению инициативы. Он не пытается что-нибудь сделать по дому, когда нет мамы. Ведь он уверен, что все сделает не так и мама опять скажет: «Какой ты не умелый!»

Позиция ребенка будет иной, если родители как можно реже указывают ребенку на его ошибки и предоставляют ему возможность прилагать усилия в самых разных делах.

Воспитательная формула родителей «ты можешь» укрепляет веру ребенка в свои силы.

Таким образом у ребенка формируется положительное мнение о своих способностях, развивается уверенность в себе. Вот и получается, что способность ребенка к инициативе в домашних делах тесно связана с тем, как ребенка воспитывают, как относятся к его действиям.

В приучении детей к труду есть еще одна важная сторона. Это эмоциональное переживание в процессе работы. Так, любимая работа выполняется легко, а если и наступает усталость, то даже и она приятна.

Но к сожалению, в повседневном общении с детьми эта радостная сторона не открыта. Гораздо чаще они слышат от родителей, что день был тяжелый, видят, что мать или отец приходят с работы уставшими и раздраженными. И как часто домашняя работа связана с неприязненным отношением.

Такая эмоционалная атмосфера постепенно вызывает у ребенка отношения к работе как к чему-то крайне неприятному. Труд ассоциируется с негативными эмоциями. В таких условиях вызвать у ребенка желание трудиться или выполнять домашние школные задания становится затруднительно.

Поэтому родителям, которые хотят приучить своих детей к труду, необходимо, прежде всего, позаботиться о том, чтобы не только сделать видимой, но даже усилить, подчеркнуть радость от хорошо выполненного дела. Все те положительные эмоции, которые возникают в труде, нужно пережить вместе с детьми.

[3]

Необходимо, чтобы дети как можно раньше почувствовали вкус этих переживаний. Если ребенок привык к таким эмоциям, его очень легко привлечь к любой деятельности.

Итак, чтобы воспитать у ребенка любовь к труду, необходимо с любовью, радостно выполнять домашнюю работу, нужно рассказывать ребенку о творческих, приятных минутах своего профессионального труда.

9 простых советов как приучить ребенка помогать по дому

Часто можно услышать от родителей, что дети не помогают им по дому. Игрушки, раскиданные по всей комнате, горы немытой посуды и, как результат, ежедневные скандалы, наказания и слезы. Как добиться того, чтобы малыш самостоятельно, без понуканий помогал по дому? Когда нужно приучать детей к труду? В нашей статье вы найдете девять простых, но эффективных советов, как вырастить маленького помощника.

Начинаем с раннего детства

Лучше всего начинать приучение детей к домашним хлопотам с раннего детства. Обычно маленького ребенка даже заставлять не надо – он и сам стремится помочь маме помыть посуду, а папе – открутить болтик или забить гвоздь. К сожалению, родители начинают отмахиваться от ретивого помощника, мол, сами справимся. Стоит ли удивляться, если подросший ребенок на просьбу помочь будет отвечать отказом? Он ведь привык, что все по дому делается без его участия.

Уже в двухлетнем возрасте малыш может помогать маме, выполняя мелкие поручения. Какие же дела можно доверять детям в разном возрасте?

Двухлетний малыш способен выполнить любую простую задачу: принести маме книгу, перчатки или кошелек. В этом возрасте ему уже можно позволить самостоятельно надевать и снимать кофту и штанишки. Родителям следует объяснить ребенку, на каких полках лежат его вещи, чтобы он убирал их на свое место.

Ребенок уже может совершать и более сложную работу: разложить игрушки по своим местам, рассортировать носки по цвету, сложить грязную одежду в корзину. Также он поможет родителям вытереть пыль, накрыть на стол и разложить покупки. Самое главное – покажите малышу, что цените его помощь.

  • 5 лет и старше

Теперь можно приучать ребенка регулярно наводить порядок в собственной комнате. Возложите на него следующие обязанности: уход за цветами в детской, ежедневная уборка кровати, сбор рюкзачка в детский сад. С семи лет разрешите ему выгуливать собаку на улице (если она не крупной породы) и приготовить обед, пусть даже это будут обычные бутерброды.

Если вам не удалось привить любовь к труду двухлетнему малышу, попробуйте приучить к чистоте младшего школьника. Не бойтесь опоздать. Читаем также: Почему ребенок должен помогать по дому?

Советы по воспитанию помощников

Наши рекомендации помогут взрослым правильно вести себя в процессе приучения ребенка к домашним хлопотам.

Читаем также:

Если вы разбрасываете свою одежду по квартире, не убираете посуду после обеда, не застилаете кровать по утрам, не надейтесь, что ваш ребенок вырастет трудолюбивым и аккуратным. Требуете, чтобы дети убирали за собой? Покажите им положительный пример!

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

uchutrudu.ru

Сайт учителя технологии — просто о сложном!

Почему нужно приучать ребёнка к труду с ранних лет?

Почему нужно приучать ребёнка к труду с ранних лет?

  • Посильный труд необходим, так как он способствует всестороннему развитию ребёнка. Труд требует от ребёнка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма.
  • Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребёнок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и какие материалы использовать.
  • Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребёнок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца; настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любой деятельности.
  • Сам затрачивая усилия в труде, ребёнок начинает с уважением относиться к труду других людей.
  • Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребёнок приучается заботиться о родителях, о братьях и сестрах.
Читайте так же:  Живите сейчас

Родители должны поддерживать стремление ребёнка посильно помогать в домашнем труде. Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда. Похвалы заслуживает, прежде всего, старание ребёнка, стремление сделать порученное дело хорошо.

Недопустимо наказать трудом: «за то, что на мусорил, теперь сам всё будешь убирать». Необходимо воспитывать у ребёнка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Если у ребёнка не возникает желания трудиться, можно применить метод просьбы. Её нужно произнести так, чтобы ребёнку казалось, что он исполняет просьбу по собственному желанию.

[3]

Если с самого детства вы будете приучать ребёнка к труду, будете учить его видеть необходимость работы самому, побуждать личную инициативу ребёнка- нет сомненья, что ваше дитя вырастет самостоятельным, выносливым, ответственным, трудолюбивым человеком, способным в будущем позаботиться о своих родителях.

Говоря о главном, что составляло сущность труда, следует подчеркнуть, что он никогда не сводился к совокупности действий или навыков, а рассматривался как проявление духовной жизни, причем трудолюбие было характерным выражением духовности. Очень верно сказано русским педагогом В.А. Сухомлинским, что «отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни — интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий».

Трудолюбие, добросовестность, старательность, которые мы отмечаем в наших предках, не просто рождались в процессе выполнения трудовых функций (хотя и это немаловажно), а являлись итогом их богатой духовно-нравственной жизни.
О. Платонов

Как приучить ребенка к домашнему труду

Здравствуйте дорогие друзья!

Сегодня я хотела бы поговорить о том, как приучить ребенка к труду, сформировать у него желание трудиться дома – убирать свои игрушки, помогать взрослым мыть или убирать со стола посуду, убирать свою комнату, следить за своим внешним видом и т.д..

[1]

Наверное, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок не просто умел трудиться по дому, но и охотно это делал, но многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок уже достаточно осознанный (начиная с 5-6 лет) испытывает негативные эмоции к просьбам убрать за собой игрушки или заправлять постель. Бывают и ситуации, когда под надзором взрослого ребенок хоть и неохотно, но выполняет бытовые действия, но самостоятельно не испытывает в них потребности.

Так как же приучить ребенка к домашнему труду?

Чтобы понять суть механизма привыкания к трудовой (бытовой) деятельности, нам надо знать, когда у ребенка формируется к ней интерес.

Уже начиная с 1,5-2 лет малыш начинает проявлять интерес к предметам и действиям, которые на его глазах использует и совершает взрослый. Ваш ребенок видит, что Вы моете пол шваброй, что вы пылесосите пол пылесосом и так далее. В этот период жизни ваш малыш хочет походить на Вас и «быть взрослым» используя те же предметы, что и Вы. Поэтому он будет брать швабру и возить ей по полу. Он еще не понимает, что швабра нужна, чтобы мыть пол, но само действие ему нравится.

В этот период важно не отнимать предметы труда у ребенка, не отбивать в нем стремление к познанию бытовых предметов, а всячески поощрять интерес малыша. В этом процессе взрослому надо быть терпеливым с ребенком, не ожидать, что малыш поймет суть действия, не требовать от него именно «мытья пола», а поддерживать его интерес.

Дальше ваш малыш подрастает и, начиная примерно с трех лет, ему станет интересно «играть во взрослого». В этот период ребенок уже начинает осознавать результаты своего труда и ему интересно их наблюдать.

Важным моментом в этот период для взрослого является умение поставить малышу такую задачу, которую он легко может выполнить. Такая задача будет вызывать положительные эмоции после выполнения. Сложные и непосильные задачи будут вызывать протест у ребенка.

К примеру, говоря малышу «Убери свою комнату» Вы можете вызвать затруднение в понимании конечной задачи, в то время как, говоря «положи, пожалуйста, эти игрушки в ящик», Вы даете ребенку простую и понятную задачу. Если же Вы добавите к задаче элементы игры, это сделает задачу для ребенка еще более приятной: «Давай поиграем в игру отгадай/вспомни, где лежала эта и та игрушки и положи их в «домики», как быстро ты сможешь спрятать все игрушки в их домики?»

Очень важно хвалить ребенка за сделанную работу, а если он не сделал ее до конца или сделал не так как надо – важно не ругать ребенка, а помочь ему доделать незаконченное и акцентировать его внимание на процессе. «Посмотри, мы можем сейчас доделать это вместе, а в следующий раз ты легко сделаешь все сам».

Вообще, включая игру в задания для малыша 3-5 лет, Вы сможете добиться гораздо бОльших результатов и положительных эмоций к труду у вашего ребенка.

Наблюдайте за интересами ребенка и показывайте ему, как и что делается правильно, поощряйте его интерес. Если у малыша интерес сам не возникает – вовлекайте его в процессы домашнего труда – показывайте и рассказывайте, как приятно, когда в комнате чисто, как красив малыш, когда он умыт и причесан.

Ваш ребенок сам не сможет сформировать в себе эти навыки так быстро и легко как с вашей помощью.

Если же ваш ребенок уже преодолел периоды раннего детства и дошкольный и уже ходит в школу или еще старше – надо понимать, что в уже сформировавшиеся навыки и представления будет сложнее внести коррективы. Вам необходимо запастись дополнительным терпением и формировать трудовые навыки у ребенка руководствуясь различными поощрениями (карманные деньги или иные поощрения, которые приоритетны для вашего ребенка), а так же объясняя ребенку почему и зачем ему необходимо трудиться.

В этом взаимодействии так же необходимо избегать негативных реакций или негативных примеров с вашей стороны. И важно помнить, чем взрослее ребенок, тем сложнее будет сформировать у него новые навыки, которые от него ранее никто не требовал.

Взрослому важно осознать, что отнимая у ребенка пылесос в раннем детстве со словами «тебе это еще рано трогать», «ты еще маленький и не сделаешь правильно», «не лезь сюда, ты мне только мешаешь», он отбивает у ребенка стремление к подобной деятельности и в дальнейшем нужно будет потрудиться, чтобы вновь привить к ней детский интерес.

Если у Вас возникнут вопросы или комментарии,

Ленивый ребенок: как бороться с детской ленью и как приучить детей к труду

Замечательно, если ваш ребенок – хороший помощник, который без напоминания наводит порядок в комнате, выносит мусор, убирает игрушки, гуляет с собакой. Однако не всем мамам и папам так повезло. Некоторые родители ежедневно борются с маленькими «лентяями», раздражаясь и порой срываясь на крик. Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?

Читайте так же:  Если не получается родить

Что может скрываться за ленью ребенка?

Психологи уверяют, что лень у детей не появляется на пустом месте. Возможно, вы увидите истинные причины такого раздражающего поведения, если внимательно присмотритесь к своему малышу.

1. Недостаток мотивации

Вспомните, с какими горящими глазами дети занимаются тем, что им нравится. Но как только взрослые превращают домашнюю работу в нудную обязанность, скучные и монотонные хлопоты, у ребенка пропадает интерес, а любое занятие становится в тягость.

2. Темперамент

Психологические особенности и индивидуальные особенности личности – это то, с чем дети появляются на свет. Маленький флегматик медлителен, а со стороны кажется, что он ничего не хочет делать. Однако его бесполезно подгонять, он будет работать в собственном темпе. Ленивыми иногда считают и малышей-холериков, которые любят играть, но считают уборку игрушек скучным занятием.

3. Неуверенность в собственных силах

Иногда за ленью скрывается нежелание осваивать что-то новое, боязнь неудачи. Если ребенок не уверен в собственных силах, застенчив, психологически зависим от родителей, он зачастую пугается новых обязанностей и занятий. Даже взрослые не хотят заниматься теми делами, в которых чувствуют себя неуспешными. Однако себя они оправдывают, а на малыша приклеивают ярлык лентяя.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Переутомление

Если дневной распорядок детей чересчур плотный и насыщенный (садик, центр развития, бассейн, танцевальный кружок), лень появляется из-за элементарного переутомления.

Кроме того, ленивость может стать ответной реакцией на дефицит игровой деятельности и двигательной активности, когда родители хотят воспитать вундеркинда. В этом случае дошкольные годы ребенка проходят в непрерывной учебе, а его потребности в играх и постоянных движениях не удовлетворяются. Возникает банальная психологическая усталость, которая плавно перетекает в нежелание действовать.

5. Чрезмерная опека

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность еще в раннем возрасте. «Почему ты так долго копаешься? Давай помогу», – постоянно говорят мамы и бабушки и начинают убирать за крохой игрушки, кормить, одевать его. Конечно, старшие делают это намного быстрее и аккуратнее. Однако таким образом они вырабатывают у ребенка привычку ждать, что другие люди сделают за него всю работу.

Итак, детская лень не появляется ниоткуда, чаще всего ее формируют, взращивают и подпитывают родители и другие родственники. Создавая «тепличные» условия, которые мешают детям совершать и исправлять ошибки, проявлять инициативу, выбирать интересные занятия, взрослые тем самым воспитывают лежебок. И все же, отчаиваться не следует – выход есть. В ситуации с детской ленью, как и при решении прочих педагогических и психологических проблем, профилактика намного лучше, чем лечение.

Как приучить детей к труду – советы психологов

1. Личный пример

Малыши учатся новому, подражая своим родителям. Если кроха с раннего детства видит, что мама и папа не в восторге от домашних обязанностей, он станет копировать их поведение, так же пренебрежительно реагируя на родительские поручения. Поэтому не стоит при детях демонстрировать недовольство своей работой, иначе у вас не получится привить у ребенка любовь к труду.

2. Поощрение инициативы

Не стремитесь выполнять все обязанности за своих детей, дайте им возможность насладиться самостоятельностью. Особенно это касается трех-четырехлетних малышей, которым особенно интересно делать то же самое, что и родители. Поэтому забудьте слова «не мешай», «ты еще маленькая». Если ребенок хочет вымыть тарелку, полить грядку на даче, не мешайте ему. Причем, выполнить работу он должен сам, пусть даже на нее уйдет полчаса вместо ваших пяти минут. Зато у крохи появится повод гордиться собой.

3. Творческий подход

Иногда детям не хватает вдохновения, чтобы действовать. Чтобы убедить малыша разложить игрушки по местам, некоторые родители прибегают к «прянику» (мультфильм, лакомство) или грозят «кнутом» (наказание). Психологи считают, что подобный подход убивает желание трудиться. Вместо это они советуют превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру. Например, собирайте машинки и куклы наперегонки. Или спрячьте посреди игрушек какой-нибудь маленький «секретик» и попробуйте вместе отыскать его.

4. Разумная критика

Чтобы не отбить у ребенка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики. Лучше разберитесь, почему ваше чадо не справляется со школьными уроками, не может выучить стихотворение для утренника. Дайте малышу совет – что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз у него все получилось. И еще, не называйте детей лентяями и неумехами, этим не вы только не приучите их к труду, но и понизите их самооценку.

5. Домашние обязанности

Постарайтесь закрепить за подрастающим поколением определенные поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными, а не выдуманными с воспитательной целью.

Так, дети 3-4 лет могут:

  • убирать игрушки за собой;
  • помогать с сервировкой стола;
  • вытирать пыль;
  • одеваться, умываться и чистить зубы.

Ребенок 5-6 лет уже умеет:

  • наводить порядок в собственной комнате;
  • складывать свою одежду на место;
  • ухаживать за любимым питомцем;
  • застилать и расстилать кровать;
  • присматривать за младшим братиком или сестрой.

В 7-9 лет дети способны:

  • пылесосить;
  • самостоятельно собираться в школу (конечно, с маминым контролем);
  • мыть посуду;
  • помогать бабушке на даче;
  • готовить бутерброды.

Читаем также:

Мнения родителей с форумов

mashkin29 мне кажется, ленивых детей не бывает …. бывают ленивые родители которые не сумели заинтересовать своего ребенка, найти с ним диалог, донести нужность того, что от него хотят … и все это начиная так с 6и месячного возраста примерно, а после 3-х лет так и вообще поздно. сколько вашему лет, и с каких пор он ленив? по каким направлениям?

alenkin92 Дети часто быстро загораются и тут же потухают. они не любят делать однообразную, скучную, неинтересную работу.

Полина Сейчас много таких детей, которые ничего не хотят делать. И виноваты в этом мы, родители. Мы не ограничиваем их сидение за компьютером, мы не проводим с детьми достаточно времени. А дети просто копируют родителей… Надо самим меньше лениться, делать всё вместе с детьми. А вот что говорит психолог про современных детей и их проблемы с безынициативностью и ленью.

Домашние обязанности и поручения ни в коем случае не должны становиться наказанием за плохое поведение и проступки. Наоборот, поощряйте детей за выполнение работы по дому. Например, задержитесь подольше в зоопарке или сходите в кино.

И, конечно, не забудьте похвалить малыша, когда он в первый раз поможет вам в каком-либо деле или получит хорошую оценку. Зачастую именно похвала родителей становится главным стимулом для приучения ребенка к труду.

Читаем также: Так ли ленивы «ленивые» дети: что скрывается за детской ленью? Что скрывается за детской ленью, в чем ее причины. Как помочь ребенку найти интересное занятие, способное справиться с апатией. Советы родителям, как бороться с детской ленью — http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/tak-li-lenivyi-lenivyie-deti-chto-skryivaetsya-za-detskoy-lenyu.html

Читайте так же:  О профориентации

Видео: Мой ребенок ленивый! Что делать?

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ДОМАШНЕМУ ТРУДУ

Начать надо, как всегда, с себя. Нечего и надеяться на трудовые детские подвиги, если вы сами любитель полежать на диване перед телевизором. Дети только копируют поведение взрослых, поэтому так важно, чтобы они с первых проблесков осознанности чувствовали в семье атмосферу труда, который, как известно, облагораживает человека. Это может быть смешно, но труд действительно нужно преподносить как благо. Конечно, не стоит делать доблести из повседневных обязанностей по дому, но преподнести их как что-то, что делает жизнь человека удобнее, а самого человека лучше – несомненно, важно.

Большой вопрос – это возраст детей, с которого нужно начинать приобщение к труду. У психологов есть ответ: с трех лет. Да, ребенок еще совсем кроха и толком ничего не умеет, но это не значит, что его нельзя привлечь к труду и ответственности за труд. Пусть оказывает посильную помощь, например, в мытье посуды. Попросите его вытереть полотенцем свою тарелочку и чашечку, а по мере взросления расширяйте круг обязанностей.

Не требуйте от ребенка невозможного, ведь для начала важно втолковать ему необходимость и благородство труда, чтобы он понимал, что быть грязнулей – позорно, а заботиться о жилище и о себе – это признак самоуважения.

Когда ребенок станет постарше, можно просить его выбрасывать мусор или поручить заботу о домашнем питомце. Пусть он сам выберет круг обязанностей, если имеет определенные склонности. Так, девочки часто выбирают полив и протирку цветов, а мальчики выгул собаки.

Как приучить ребёнка к труду: советы педагога-психолога

Все родители хотят, чтобы дети выросли трудолюбивыми и ответственными людьми. Но, к сожалению, не все ребята стремятся помогать своим мамам по дому, некоторые откровенно ленятся, бывает, дело даже доходит до слёз. Своим опытом по воспитанию трудолюбивых детей поделилась педагог-психолог, мама троих детей Елена Дейнего.

Воспитание ребёнка включает в себя в том числе развитие ответственности и трудолюбия. Это, кстати, отражено даже в педагогических методиках. Например, если вы ходите с ребёнком на занятия Монтессори, то наверняка обратили внимание, что в конце занятия все ребята убирают за собой. По Вальдорфской системе воспитатель сам трудится в процессе обучения, и через это тоже происходит приучение к труду.

Главное — системность

Самый главный секрет в воспитании трудолюбивого ребёнка заключается в постепенном приобщении к домашней работе. Важно, чтобы он начал получать радость от выполнения какого-то одного дела. В раннем возрасте можно начать с чего-то очень простого, но значимого. Выполнение дела должно не только приносить положительные эмоции, а ещё и давать понимание того, что малыш делает полезный вклад в семейный быт. Тогда он быстро почувствует себя нужным и осознает свою важность в жизни семьи. Так, выстраивая процесс приобщения к труду поэтапно, родители могут помочь ребёнку стать самодостаточным.

Часто родители используют какую-нибудь награду в качестве дополнительной стимуляции за труд. Если без вознаграждения малыш помогать вам не хочет, то стоит задуматься, почему так происходит. Может быть, у него перед глазами нет хорошего примера, которому можно подражать? Или в семье все задачи уже распределены, и малыш просто никуда не вписывается?

Учтите, что наградой или поощрением ребёнка за выполненный труд может быть не обязательно что-то материальное. Иногда достаточно признания родителей: «Ты — мой помощник», «Моя хозяюшка». К тому же наградой может стать приятный семейный вечер после совместного дела.

Не все работы по дому можно доверить маленькому ребёнку, поэтому домашние обязанности лучше распределить по возрастам. Эта подборка основана на моём родительском опыте.

С 1 года до 3 лет

Малыша от года можно хвалить за то, что он возвращает вещи на свои места, это может превратиться в очень весёлую игру. Ещё ребёнок может вытирать запачканный стол своей тряпочкой. У него может быть маленькая щёточка и совочек, чтобы подметать. Не стоит сразу рассчитывать на хороший результат работы, пока для него это просто развлечение.

Ближе к трём годам ребёнок может уже собирать свои игрушки в коробку, книжки и журналы класть на полку. На кухне он способен помочь отнести салфетки и тарелки на стол. Ещё малышу можно доверить положить крупу или банки с консервами из сумки с продуктами в нужное место.

В этом возрасте ребёнка можно не только привлекать к разбору сумок с продуктами, но и брать его с собой в магазин. Там ему можно доверить выбирать крупы, макароны, овощи. По расписанию и под наблюдением родителей малыш может кормить домашних животных. Ещё в доме ему лучше всего выделить какое-нибудь конкретное место для уборки, например, в прихожей. В 4 года он способен помогать родителям застилать постель, развешивать после стирки носочки, платочки и складывать небольшие сухие вещи. На кухне его можно приобщить к готовке сухих завтраков на всю семью, например, хлопьев. Специальным ножом он может намазывать масло на хлеб, накладывать еду в тарелки и помогать раскладывать украшения на десерты.

В 5 лет с разрешения мамы ребенок может приготовить какие-то ингредиенты для блюда, например, измельчить сыр на тёрке, а без присмотра родителей он может кормить животных и убирать за ними. Также его можно попросить наводить порядок в своей комнате, самостоятельно одеваться и класть свою одежду на место, сортировать белье для стирки, помогать выносить мусор, мыть машину. А ещё в пять лет он сам уже вправе решать, куда потратить часть своих накопленных денег. Если есть какие-то ограничения, то он должен о них знать.

В 6 лет ребёнок может пылесосить, поливать растения, чистить овощи, варить яйца, вместе с мамой готовить кашу, собирать для себя перекус на занятия или в длительную прогулку. Он может начать вместе с родителями выгуливать домашних животных. Если семья живёт за городом, то зимой ребёнку можно доверить убирать своей маленькой лопаткой снег, а осенью и весной — листья. Детям такое занятие очень нравится. В этом возрасте детям можно поручить самостоятельно сервировать стол, а если такой привычки в семье нет, то им можно доверить наведение порядка на полочках в ванной. Главное, чтобы это было системным занятием.

В 7 лет уже появляется ответственность за собственное имущество. Например, разрешите ребёнку ухаживать своим за велосипедом: следить за его сохранностью, разбирать, смазывать. Ему можно позволить не только кормить и выгуливать животное, но и мыть его, дрессировать. Семилетний ребёнок способен помогать маме нести из магазина какие-нибудь нетяжёлые продукты, а ещё пользоваться утюгом, вставать по будильнику и самостоятельно передавать деньги в школу.

Читайте так же:  Ниточки привязанности

Восьмилетний школьник уже может продумывать дизайн своей комнаты, переставлять мебель так, как ему нравится. Вместе с родителями в магазинах он имеет право выбирать для себя одежду и обувь. Без напоминания он должен относить в стирку грязную одежду, наводить порядок в своих шкафах, помогать другим в каком-то деле, например, в полировке мебели. Девочки в этом возрасте могут учиться пришивать пуговицы, зашивать свои колготки, помогать маме в приготовлении пирога.

Если дети с раннего возраста не были приучены к труду, то вы непременно столкнётесь с сопротивлением, которое нужно пережить. Важно выделить время для разговора с детьми. В беседе перечислите все возможные дела, предоставьте ребятам возможность выбрать то, что им хочется. Необходимо определиться, с какой периодичностью дети будут выполнять работу, и вы должны приготовиться напоминать о ней время от времени.

Говорите своим детям, что любая работа — это счастье, потому что она даёт людям удовольствие и результат. Если они смогут испытать этот опыт, то захотят повторять его снова и снова, становясь трудолюбивыми и энергичными.

Приучаем ребенка к труду: зачем и для чего?

Здравствуйте, мамы и папы!

Как часто можно встретить недовольство родителей по поводу того, что их дети не помогают им даже в самым простых домашних делах, не говоря уже, чтобы попросить сделать что-то более серьезное.

Почему так происходит, в чем и где произошло недопонимание, почему мы встречаем детское нежелание в помощи взрослым?

Как привлечь ребенка к труду? Пытаемся разобраться и найти ответы.

[2]

Зачем и для чего?

Да, собственно для чего нужно привлекать ребенка к трудовой деятельности? Если вы хотите, чтобы ребенок познал что такое труд, необходимо самим родителям определиться зачем и для чего они ходят это сделать.

Пользы от этого на самом деле больше, чем может показаться на первый взгляд.

  1. Ребенок привыкает к помощи взрослым и с возрастом будет понимать, что это составляющая часть его жизни;
  2. Не бояться любой работы в будущем, преодоление жизненных трудностей;
  3. Ценить и уважать свой труд и окружающих.

Советы для родителей

Разделение труда

Виды деятельности детского труда тоже может различаться. Есть общий труд, который под силу детям любого пола. Приобщение к нему вырабатывает привычку у мальчика помогать не только папе, но и маме. В последствие мы получаем мужчину в состоянии разогреть себе ужин, постирать самостоятельно свою одежду и даже помочь женщине в уборке или готовке. Так же можно сказать и про девочек.

Но не забывайте про мужскую и женскую работу, которая должна обязательно присутствовать в жизни каждого мальчика и девочки. Так с детства приучайте вашего мальчика к рабочим инструментам, для начала игрушечным, затем и настоящим.

Для девочек: работа в саду или помощь маме с цветами: садят, поливают, протирают листики. Учатся женскому рукоделию: работать с иголкой и ниткой — шить, вязать, вышивать, изготовлению мелких подарков для друзей, например открыток.

Благодаря разделению труда мальчики и девочки учатся быть самостоятельными и ответственными, приобретают определенные навыки и техники, об этом учит гендерное воспитание.

Какая награда и мотивация за труд?

Часто родители, не зная как заставить ребенка помогать им, пытаются его простимулировать деньгами. Убрался в квартире — получил вознаграждение, сделал уроки — получил вознаграждение. Не сделал — вернул часть в казну. Пусть знает, как зарабатывать и имеет тем самым личные деньги на карманные расходы.

Это ошибочное представление о мотивации. Лучшим стимулом труда должно быть получение конечного результата. Прививайте ребенку наслаждение тем, что он получит в итоге. Учите ребенка выявлять даже в самой рутинной работе интересное и полезное.

Если садите дерево, присмотритесь какие у него листики, какое оно будет красивым в последствии. Если делаете скворечник, скольким птичкам поможете вывести потомство.

Если ребенок отказывается от выполнения работы, предложите ему альтернативу. Не хочет мыть посуду, предложите пропылесосить или протереть пыль. Так ребенок будет понимать, что просто отойти от работы не получиться.

Лучшей наградой для вашего трудяги может стать интересная книга или давно желанная игрушка, поход в зоопарк или цирк, совместные игры с ребенком.

Лучшая мотивация — сотрудничество, что вы одна команда, поиграйте в космический экипаж, где у каждого своя забота, кто-то в отсеке борт-питания моет посуду, кто-то в спальном: прибирает постель и протирает пыль.

С какого возраста?

Мнения родителей разделяются по этому поводу. Некоторые считают, что детям нужно прививать ранний труд, другие напротив стараются от этого оградить как можно дольше, якобы не отнимать у ребенка беззаботное детство, что поработать он всегда успеет.

Уж не в этом ли кроется порочный ключ от нежелания ребенка помогать своим родителям в последствии?

Чем раньше, тем лучше. Как только ваш ребенок научился сидеть можно уже начинать.

В моем случае, когда мой сын начал хорошо сидеть, он любил такое занятие: ему давали коробку с игрушками и он доставал игрушки из нее и раскладывал перед собой, затем обратно складывал. Очень ему это нравилось. Как ребенок поиграл, я ему показывала, что нужно в итоге, чтобы все игрушки оказались в коробке, тогда и можно закончить игру. Такая была его первая помощь.

Ну вот и все, спасибо, что прочитали до конца.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответственных вам помощников, дорогие родители!

Источники


  1. Образцова, Л. Н. Энциклопедия семейного счастья / Л.Н. Образцова. — М.: АСТ, Сова, Харвест, Кладезь, 2012. — 576 c.

  2. Удилова, Ирина История реальной любви. Секреты счастливых отношений. Великолепные отношения (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 608 c.

  3. Воскресение лица, или Обыкновенное чудо. Десять секретов Любви. Косметическая акупунктура (комплект из 3 книг + колода из 40 карт). — М.: ИГ «Весь», 2015. — 524 c.
  4. Комиссаров, Валерий Семья по контракту / Валерий Комиссаров. — М.: АСТ, Алкигамма, 2009. — 320 c.
Приучение детей к домашнему труду
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here