Приучение ребенка к горшку шаги и система

Сегодня обсуждаем тему: приучение ребенка к горшку шаги и система с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

9 вопросов, как приучить ребенка к горшку

Когда и как приучать ребенка к горшку? Почему возникают неудачи? Как отказаться от подгузника на улице и ночью?

Тема приучения ребенка к горшку – одна из наиболее обсуждаемых среди молодых родителей. Есть мамы, которые готовы «тренировать» свое чадо чуть ли не с рождения, держа его над ведром или ванной. Другие чуть более терпеливы – они ждут, пока малыш научится сидеть (около 7–8 месяцев), и потом «знакомят» его с горшком.

И тех, и других очень волнует тот факт, что ребенок не ходит на горшок. У такой спешки есть две причины:

Зависимость от убеждений, интересов, удобства взрослых. Некоторые мамы стремятся быстрее приучить ребенка к горшку, потому что долгое использование одноразовых подгузников довольно накладно. Или же, наоборот, мама может сознательно не торопиться с решением туалетного вопроса, потому что пользоваться подгузниками удобнее, не нужно переживать за испорченные вещи и неожиданные казусы.

[3]

Давление извне. Молодая семья с маленьким ребенком всегда находится под определенным прессингом со стороны бабушек и дедушек, воспитателей в детском саду, друзей с детьми. Кроме того, родителям первенца свойственно сравнивать достижения своего малыша с успехами ровесников и хвастаться тем, что им удалось приучить ребенка к горшку.

Таким образом, раннее приучение ребенка к горшку обусловлено чем угодно, только не собственными интересами ребенка. Между тем умение самостоятельно пользоваться горшком для малыша – не просто рядовой навык. Первые попытки приучить ребенка к горшку – это большой шаг на пути взросления, качественно новый этап детства, связанный со зрелостью психики ребенка. До недавнего времени все в жизни малыша определяла мама (когда и что есть, чем заниматься), с которой он ощущал неразрывную связь. Но в определенный момент кроха начинает понимать, что мама решает не все, что он сам, по своему желанию может «делать свои дела» и, главное, видеть результат своих действий. Это очень ценное, с точки зрения психологии, «приобретение» для маленького человека.

1. Как понять, что пора ребенка отучать от подгузников?

Чаще всего физиологическая готовность малыша прислушиваться к сигналам своего организма возникает около 1 года. В это время большинство детей уже уверенно сидят, могут сами добраться до горшка и встать с него, подать сигналы о своих намерениях. Поэтому годовалого ребенка уже вполне можно знакомить с навыками туалета, не отменяя при этом привычных подгузников, поскольку контроль за мочеиспусканием и дефекацией формируется от 1.5 до 2-3 лет. Не стоит забывать, что ребенок развивается по собственному графику. Например, грудничок, испытывая дискомфорт при позыве к мочеиспусканию, может активно подавать сигналы маме плачем, призывая ему помочь. Такое поведение, конечно, не означает, что пора приучать ребенка к горшку, но игнорировать его потребности тоже не стоит, ведь это его первые попытки осознать себя и свои желания.

2. Как подготовить ребенка к переменам?

Для начала купите горшок. Он должен быть устойчивым, гладким, теплым и легко доступным. Подберите штанишки или шортики, которые можно было бы легко снять и надеть. Ребенок должен привыкнуть к этому новому предмету и понять, для чего он нужен, а для этого необходимы ваши объяснения. Объясните, что у взрослых есть «большой горшок», покажите, как и для чего им пользуются, и расскажите, что малыш уже достаточно вырос, чтобы тоже получить свой, маленький горшок. Обращайте внимание ребенка на других детей, которые уже умело используют этот навык, и плавно предлагайте ему тоже попробовать

3. В каком возрасте приучать ребенка к горшку?

Пожалуй, возраст 1,5 – 2,5 года – оптимальное время для того, чтобы всерьез заняться приучением ребенка к горшку. Кроха уже в состоянии вырабатывать условный рефлекс не на определенное слово и высаживание, а на ощущение наполненности и позывы к мочеиспусканию и дефекации. Это и лежит в основе самостоятельной регуляции процессов выделения.

4. Ребенок не сидит на горшке. Как его удержать: настаивать или превращать в игру?

Некоторая настойчивость не помешает, если вы хотите, чтобы использование горшка вошло в привычку. Но это не должно переходить в принуждение и часовые сидения на горшке с плачем, иначе возникнет стойкая негативная реакция на сам процесс… В то же время горшок не должен превращаться в игровой предмет, а поход в туалет – в повод для семейного торжества. Малыша можно увлечь книжкой или игрушкой (им можно даже присвоить статус «туалетных»), но потом забавы должны отойти на второй план, а время сидения на горшке – сократиться.

[1]

5. Как приучить ребенка к горшку? Нужно ли подлавливать момент и высаживать малыша или стоит ждать, пока он сам начнет проявлять инициативу?

На первых порах маме придется проявить максимум наблюдательности, чтобы помочь малышу сформировать необходимую связь между своими импульсами и нужным действием. Но не стоит в этом вопросе проявлять слишком много усердия, иначе ребенку просто незачем будет учиться себя контролировать, ведь мама всегда рядом. Чтобы малыш сам начал действовать, необходимо создать для этого условия (сократить использование подгузников, объяснить правила и ввести «пени» за их нарушение и т.д.), а не пускать процесс на самотек.

6. Как относиться к промахам ребенка?

Пока ребенок не ходит на горшок, а только начинает с ним знакомиться, ни о каких наказаниях не может быть и речи, поскольку малыш еще толком не понимает, что от него хотят. На следующем же этапе, когда ребенок уже усвоил правила, но не хочет им следовать, стоит показать ему свою реакцию. И здесь к каждому малышу свой подход: кто-то быстрее заметит мамино расстройство, другой откликнется на то, что мама сердита, третий поймет лишь наказание, например, лишение просмотра мультика. Оставить промахи малыша можно незамеченными в случае, когда ребенок болен, переживает переезд или ссору родителей и т.д., или испачканные трусики – результат досадной случайности, которые бывают даже у детей старшего дошкольного возраста.

7. Надо ли реагировать на «труды» малыша?

Ребенку необходимо видеть, что родители выражают заинтересованность его «приключениями». Тогда ему будет легче расставаться с чем-то «своим», не удерживать это внутри себя. Только важно хвалить содержимое горшка без фанатизма, ведь ребенок ходит на него не ради удовольствия взрослых, а по своей необходимости.

8. Что можно считать нормой, а что говорит о проблемах ребенка?

[2]

Отношения малыша с горшком очень нестабильны, и достаточно долгое время могут быть моменты протеста, сопротивления, капризов. Но это нормально, малыш не робот, и на его настроение, самочувствие и поведение влияет множество факторов. Однако, если 4-летний ребенок не просится на горшок, не испытывает никакого дискомфорта от мокрого и грязного белья, ходит в подгузниках и не откликается на ваши уговоры воспользоваться туалетом «как взрослый», есть повод насторожиться. Вероятно, вы что-то делали неправильно, или у малыша есть некоторые проблемы в развитии и вам стоит обратиться к психологу. Это же касается и тех случаев, когда ребенок боится горшка: терпит до последнего, лишь бы не пользоваться им. Такие запоры могут быть следствием психологических проблем или определенных неполадок в организме ребенка, которые вызывают у него болевые ощущения. Все эти проблемы могут заставлять ребенка бояться горшка.

Читайте так же:  Возможности экзистенциального подхода в психологическом консультировании в формировании смыслообразу

9. Как реагировать на успехи и неудачи?

Для малыша огромное значение имеет оценка его действий родителями. Не забывайте поощрять ребенка за старания и применять адекватное наказание в случае активного игнорирования горшка. Однако это вовсе не означает, что ребенок должен стоять в углу за каждые мокрые штаны. Если вы видите, что малыш сам расстроен, не успел, заигрался, но стремится исправиться (например, запоздало бежит к горшку или сообщает вам о случившемся), лучше не обратить внимания на неудачу и помочь ребенку справиться с недоразумением. Но когда уже подросший ребенок явно манипулирует родителями, бывает полезно проявить строгость: «Что ж, раз ты не хочешь меня слушать, мне придется убрать твои любимые носочки с собачками, чтобы они не испортились. Я верну их тебе, когда штаны станут сухими».

Приучение ребенка к горшку – это естественный момент воспитания малыша. И родители должны создать благоприятные условия для крохи, в которых он мог бы тренироваться и закреплять навык.

Как приучить ребенка к горшку

Рано или поздно каждая мама сталкивается с вопросом, как приучить ребенка к горшку. Способов решения проблемы – великое множество, новаторские идеи на тему “ребенок и горшок” увеличиваются с каждым годом. Как же выбрать эффективный вариант, чтобы быстро приучить к горшку малыша? Попробуем разобраться.

Время пришло: когда приучать ребенка к горшку?

Итак, когда необходимо начинать знакомить малыша с горшком. Амбициозные родители берут курс на идею “чем раньше – тем лучше”, и со всей серьезностью начинают приучать к горшку ребенка с грудничкового возраста. Но требовать от малыша, которому едва исполнился год, сознательного отношения к горшку совершенно бессмысленно. Физиология неумолима: для обучения пользования горшком ребенок должен не просто хорошо сидеть, ходить, но и прочно усвоить логическую цепочку “писать-туалет”, а это возможно только при готовности нервной системы малыша.

Педиатры называют 1,5-2,5 года ребенка самым оптимальным периодом для начала приучения к горшку. В этом возрастном диапазоне малыш особенно чувствителен к похвале, уже адекватно воспринимает рекомендации взрослых и готов к “сотрудничеству”.

Если посмотреть на современную статистику, то:

– до 2,5 лет начинают уверенно пользоваться горшком 25% детей;

– к 3 годам навык осваивают 50% детей;

– после 3 лет “подтягиваются” остальные 25%.

Как понять, что ребенок готов к освоению горшка?

Среди некоторых родителей существует стереотип: чем раньше кроха освоит чистоплотность, тем лучше и быстрее будет проходить его развитие. Мамы торопятся научить ребенка ходить на горшок, забывая о том, что раннее приучение не является главным приоритетом. Задача поважнее – помочь ребенку понять связь между желанием сходить в туалет и происходящим после: почему штанишки стали мокрыми, отчего мама недовольна испачканной одеждой.

Ребенок готов учиться пользоваться горшком, если он:

  • умеет уверенно сидеть и ходить;
  • понимает и выполняет простые просьбы родителей (“принеси машинку”, “дай чашку”);
  • может пару часов проходить в сухом подгузнике;
  • выражает недовольство при дискомфорте от мокрой одежды, старается её самостоятельно снять;
  • умеет выражать отрицательный ответ (“нет”) и может на своём языке выразить процесс мочеиспускания и дефекации (“а-а”, “пи-пи”);
  • интересуется, для чего предназначен туалет и чем там занимаются взрослые.

Почему ребенок отказывается ходить на горшок?

В некоторых случаях родители могут столкнуться с категорическим протестом ребенка к горшку. Малыш отказывается даже присесть на него, и приучение в этом случае кажется невозможным. Что может быть причиной такой реакции на горшок? Есть несколько вариантов.

Кризисный момент

Иногда момент приучения к горшку совпадает у ребенка с периодом отрицания. Попытка заставить малыша “сходить на горшочек” оканчивается неудачей. Справиться со своенравностью крохи непросто, и главный помощник в том деле – время. Попробуйте убрать горшок на пару месяцев, и через время предложите ребенку вновь подружиться с ним.

Первое впечатление

Если первое знакомство с предметом гигиены прошло неудачно, ребенок может запомнить этот момент и всеми силами избегать его повтора. Горшок был холодным, или неприятным на ощупь, а может малыш неуклюже сел и свалился с него, – в этом случае приучение к горшку может вызывать неприязнь.

Психологический стресс

Образование навыка чистоплотности может задержаться, если малыш находится в состоянии страха, беспокойства. Когда ребенок эмоционально не чувствует себя в безопасности, то может не только не воспринимать попытки обучения ходить на горшок, но и утратить этот навык, если он был приобретен. Появление нового члена семьи (ревностные чувства), определение в больницу, чрезмерная строгость – всё это откладывает момент приучения к горшку.

Обстановка в семье

Непроизвольные мочеиспускания у детей старше 2,5-3 лет могут быть связаны с неблагоприятной семейной обстановкой. При ссорах родителей, халатности в отношении формирования навыков гигиены ребенка, физических наказаниях (за испачканную одежду, нежелание садиться на горшок) малыш может реагировать отказом от попыток приучения, а в некоторых случаях даже сфинктерными расстройствами.

Друг мой – горшок: особенности приучения детей разных возрастов

В таблице рассказано, как можно приучать к горшку детей, возрастом от 6 месяцев до трехлетнего возраста:

Возраст начала обучения пользования горшком Среднее время обучения Особенности приучения к горшку (в указанный период)
6 месяцев 12-15 месяцев Малыш в возрасте 6-8 месяцев активно осваивает навык сидения без поддержки. Пытаться приучить к горшку в этом возрасте еще слишком рано; можно понемногу держать ребенка над емкостью после кормления, чтобы выработать рефлекс мочеиспускания.
7 месяцев
8 месяцев
9 месяцев 10-12 месяцев С 9-10 месяцев и вплоть до года у ребенка формируется ранняя стадия контроля над физиологическими отправлениями. Малыш в годик может некоторое время произвольно удерживать мочу, поэтому в год можно пробовать высаживать на горшок перед сном и сразу после; но физиологически годовалый ребенок еще не готов к приучению.
10 месяцев
11 месяцев
1 год
1,5 года 6-8 месяцев В возрасте 18 месяцев у ребенка появляется осознание наполненности мочевого пузыря, а двухлетний малыш может даже оповещать маму о том, что хочет “пи-пи”. Настает средняя стадия достижения контроля, именно этот момент считается наиболее подходящим для начала знакомства с горшком.
2 года
2,5 года Популярные методики приучения ребенка к горшку

Как правильно приучить к горшку – тема, которая всегда актуальна для родителей, чьим детям от 0 до 3 лет. Кто-то практикует обучение долгими упорными высаживаниями и тренировками; другие стараются сделать процесс максимально осознанным для ребенка. Разные способы приучения собраны в методики, среди которых можно выбрать подходящую вашему малышу, или взять их за основу для создания собственного “горшочного” метода.

А перед тем, как перечислять методики, хотим поделиться рассказом молодой мамы про приучение к горшку:

Читайте так же:  Практика чувственности

Методика приучения за 3 дня (быстрая)

Данная методика не гарантирует того, что через три дня ребенок станет постоянно и безошибочно ходить на горшок. Но тем не менее, за это время можно сформировать основу для активного усвоения навыков чистоплотности. Чтобы обучение прошло наиболее легко, нужно понять, что конкретный малыш готов к процедуре приучения. Для этого нужно убедиться, что:

  • у ребенка выработан примерный режим дефекации (малыш ходит “по большому” примерно в одни и те же часы);
  • ребенок может сдерживать мочеиспускание 1-2 часа, например, во время прогулки и до прихода домой он остается сухим;
  • малышу еще не исполнилось 2 лет.

Активный этап приучения занимает три дня.

День 1. Убираем подгузник дома.

Ребенку одноразовый подгузник снимается сразу после пробуждения и не надевается в течение всего дня. Малыш может бегать голышом или в обычных х/б трусиках (если позволяет время года и комнатная температура). Родитель постоянно держит ребенка в поле зрения, и как только замечает, что кроха собрался “делать дела” – мгновенно сажать на горшок, пусть даже будет упущено какое-то время, закончить процесс необходимо на горшок. Стабильные высаживания в течение дня будут постепенно закрепляться в сознании. На прогулку и на ночь подгузник можно надеть.

День 2. Убираем подгузник на прогулке.

Второй день полностью дублирует первый, отличие лишь в том, что прогулки на улице проходят также без подгузника. Для подстраховки можно взять с собой пару комплектов сменных штанишек, либо приобрести “дорожный” горшок (надувной или складной).

День 3. Закрепление.

Третий день проходит также с активным использованием горшка дома и вне его. Сажать необходимо в равные промежутки времени (каждые 1,5-2 часа), перед сном и перед походом на улицу. Можно добавить еще одну внеплановую прогулку. Похвалите малыша, если он придет с улицы сухим. Ребенок за три активных дня “дружбы” с горшком учится сдерживать свои потребности до высаживания на горшок и со временем вы сможете насовсем отказаться от подгузника.

Садимся на горшок за 7 дней

Приучение к горшку за неделю – это вполне реально. Данной методики, разработанной Джиной Форд, придерживается большое количество мам, которые на своём опыте одобрили её эффективность и простоту. С какого возраста приучать ребенка к горшку по данной методике? Если ваш ребенок умеет выполнять простые действия (снимать трусики, понимать просьбы родителя), то эта система обучения вам подходит.

  1. В первый день ребенку необходимо объяснить, что он уже достаточно подрос, чтобы снять подгузник и носить трусики, как взрослый. Можно показать картинки с детьми, сидящими на горшке или тематический мультфильм. Предлагайте малышу самому сесть на горшочек, пусть проведет на нем какое-то время. Присаживайте еще пару раз в течение дня.
  2. Во второй день продолжайте знакомство с горшком в более активном темпе. Посадите ребенка на него сразу после сна, после завтрака и перед дневным сном. Чтобы малыш не отвлекался и не вставал, находитесь с ним рядом, развлекайте его. При намеках справить нужду старайтесь подгадать момент и высадить на горшочек.
  3. Придерживаясь одной линии поведения, продолжайте спокойно предлагать горшок ребенку, интересуйтесь, не хочет ли он “сделать дела”. Подгузники с этого дня постарайтесь убрать насовсем, даже на время прогулок – чтобы не запутать ребенка и определить серьезность намерения приучить к горшку.
  4. В четвертый и последующий дни постепенно вырабатывайте “режим” использования горшка. Если ребенок заигрался и забыл о необходимости сесть на горшочек, напомните ему об этом. Обязательно поощряйте малыша после каждого успешного похода на горшок похвалой.

Пять шагов на пути приучения к горшку

Главная роль родителей в воспитании чистоплотности у детей – сделать процесс естественным и позитивным, насколько это возможно. Пройдет немного времени, и малыш успешно овладеет всем тем, что вы (пока, может, и безуспешно) втолковываете ему. Попробуйте закрепить у ребенка навык опрятности, воспользовавшись простыми советами.

Перед тем, как перейти к пошаговому описанию процесса, советуем вам ознакомиться с советами психолога о том, как необходимо приучать детей к горшку:

И дополнительно еще несколько советов по легкому приучению ребенка к горшку от опытной мамы:

Как приучить малыша к горшку: 7 практических шагов

Видео (кликните для воспроизведения).

Как выбрать горшок и подружить с ним малыша? Такой вопрос задает едва ли не каждая мама, которая готовится к прощанию с подгузниками. Как же все сделать правильно и так, чтобы малыш не боялся, ему было интересно, а процесс не затягивался бы на месяцы?

В настоящее время мы надеваем ребенку подгузник зачастую прямо в роддоме, и у малыша вырабатывается довольно сильная привязанность к нему. Это облегчает маме жизнь, но, в то же время, усложняет работу по приучению к самостоятельному хождению на горшок. Расставание с подгузником для маленьких консерваторов, которые так любят все привычное и понятное, может быть достаточно сложным. Именно поэтому есть несколько шагов, которые позволят не растянуть освоение навыка на несколько месяцев, сделать переход от подгузника к горшку более спокойным для малыша, избежать протестного и негативного отношения к горшку.

1. Не торопитесь начинать.

Наши мамы утверждают, что мы ходили на горшок чуть ли не с полугода, но был ли это осознанный навык или всего лишь рефлекторное умение? Союз педиатров России согласен с последними исследованиями, говорящими, что до 18 мес. редко какой малыш полностью сформирует связь мочевой пузырь-мозг, а значит, что обучение раньше этого возраста возможно только по принципу дрессуры. Такой навык недолговечен, мало похож на истинное воспитание и обучение и может исчезнуть буквально после 2-3 дней простуды.

Помимо психологической готовности к обучению важным аспектом является способность детей полутора лет снимать и надевать на себя одежду, умение сказать о своем желании, хотя бы простым: «пи-пи» и «ка-ка», а также физическое умение присесть на горшок.

Без всяких сомнений стоить подождать с обучением новому навыку, если малыш болен, вы переехали в новый дом, путешествуете, в семье произошли крупные изменения, например, родился еще один ребенок. Систематические запоры также могут стать причиной, по которой малыш не может начать пользоваться горшком, они должны быть решены до обучения, под руководством педиатра.

Лучшее время для приучения к горшку – это лето! Штаны, в которых малыш потерпел неудачу, сохнут быстро, ребенку не холодно, а одежды — минимальное количество. Но если возраст позволяет, то при правильной организации любое время года будет верным.

Любой навык малыш закрепляет во сне, поэтому не приступайте к обучению, если малыш плохо спал предыдущие несколько дней и переутомлен.

Не забудьте подготовить и себя, ведь обучение требует от взрослого большого количества терпения. А, уж тем более, такой важный и интимный процесс, как хождение на горшок. Начинайте обучение в свои выходные дни, когда вы готовы максимальное время провести с малышом, отключите телефоны, планшеты и прочие устройства, чтобы вам было некуда спешить.

Читайте так же:  Победить самого себя – это победа или поражение

2. Выберите горшок.

В детских магазинах представлено много моделей горшков для малышей разного возраста. Горшки отличаются по цвету, форме, материалу изготовления, размеру. В том, чтобы обучение прошло максимально быстро и комфортно, горшок играет не последнюю роль. Поэтому при выборе обратите внимание на следующие пункты:

  • Для маленьких представительниц женского пола предпочтительнее приобретать горшки круглой формы, чтобы малышка могла свести ножки, а для маленьких мужчин – овальной, с небольшим выступом спереди.
  • Горшок не должен быть холодным по ощущениям, поэтому сразу отказываемся от железных и керамических, и выбираем из пластика хорошего качества.
  • Важно, чтобы горшок был устойчивым. В противном случае, при малейшем неловком движении ребенок может шлепнуться вместе с горшком, а это чревато отказом в дальнейшем садиться на «опасный» предмет на долгие месяцы.
  • Не стоит приобретать горшок с музыкальными, световыми эффектами, малыши будут воспринимать его как игрушку. К тому же такие горшки провоцируют сидеть малыша дольше необходимого, а это вредно для здоровья. По этой же причине не давайте малышу во время нахождения на горшке книги, телефон, планшет, игрушки. Пусть все его внимание будет сосредоточено на самом важном на данный момент деле.
  • Наличие спинки поможет удобному нахождению ребенка на горшке.
  • Начинайте обучение именно с горшка, детям нравится все маленькое, сделанное специально для них. На горшке малышу будет комфортнее, а вот когда навык будет освоен, то можно попробовать перевести малыша на унитаз со специальной накладкой. Теперь важно, чтобы она легко и быстро устанавливалась, и малыш мог сделать это самостоятельно.

3. Горшок — не игрушка.

Важно сформировать у малыша верное представление о горшке. Горшок – не игрушка, а предмет с очень узким назначением. Откажитесь от вариантов с развлекательной функцией, а также избегайте сценария «поставлю тут, пусть привыкнет» — часто такие горшки превращаются в каску, шляпку, лодку, черепашку. И тут уж никак малыша не убедить, что можно накакать в душу его любимому Тидлсу (кто не в курсе — это черепашонок-беглец в мультике про свинку Пеппу).

Во время обучения горшок может находиться в любой комнате, чтобы быть всегда под рукой, но постепенно смещайте его в ванную или туалетную комнату, где планируете, что малыш будет им пользоваться постоянно. Чтобы ярче продемонстрировать назначение горшка, а также привлечь внимание малыша к нему, показывайте и рассказывайте, что после использования его нужно помыть, поставить на место, вымыть руки после туалета. Таким образом вы формируете своеобразный ритуал, который опять-таки позволит малышу чувствовать себя спокойнее и увереннее.

4. Снимайте подгузник.

Для малыша это новый этап, новые ощущения, и нашим маленьким консерваторам вполне может это не понравится. Но очень важно, чтобы малыш осознал взаимосвязь между тем, что он мокрый, на полу лужа и тем, что это сделал именно он. Убирайте на несколько дней ковры, застилайте кресла и диваны, вооружайтесь шваброй и тряпкой.

Наблюдайте за малышом и предлагайте ему горшок только при признаках необходимости. Не стоит заставлять малыша сидеть на горшке просто потому, что пришло время, мама решила, что пора и т.д. Мы ведь не дрессируем, а учим. Обычно, когда детки хотят на горшок, они сосредотачиваются, немного замирают на месте, иногда даже прячутся. При последовательном обучении малыши осваивают горшок в среднем за пару недель.

5. Похвала прежде всего!

Не ругайте малыша за неудачи, просто будьте готовы, что они обязательно будут, но все силы отложите на похвалу. Причем очень важно, чтобы похвала была верной. Мы не хотим, чтобы малыш садился на горшок только для того, чтобы мама похвалила или дала конфетку, нам важно, чтобы малыш понимал, что это естественный процесс его взросления. Поэтому достаточно улыбки или кивка, чтобы малыш понял, что он все делает правильно. Мы не учим ребенка писать и какать, это биологический процесс, однако мы учим малыша нормам, куда нужно складывать продукты жизнедеятельности.

6. Обучение и сон.

Обычно не ранее 2 лет малыш способен контролировать себя во сне. Поэтому если вы уже активные пользователи горшка днем, то можно пробовать не надевать подгузники и на сон. Начинайте с дневного сна, он короче, и малышу легче продержаться. Обязательно воспользуйтесь горшком перед укладыванием в кровать и подстрахуйте его клеенкой. Когда малыш научится контролировать себя во время дневного сна, то вашими отправными точками ночью будут 22ч и 2 ч. ночи. Первое время вам придется будить и высаживать кроху самим, но к 3 годам обычно все детки или способны не ходить на горшок всю ночь, либо просыпаются сами, чтобы им воспользоваться. На этот случай продумывайте слабый ночник в туалете и заранее готовьте доступ к горшку.

7. Проявите последовательность в своих новых правилах

Как и в любом аспекте воспитания малыша, горшок — это новое правило. Если ваши ожидания будут предсказуемы и прозрачны, а ваш ответ на поведение малыша — одинаковым каждый раз, то процесс пройдет быстрее и легче. Нужна регулярность и постоянство. Если вы начали обучение, то не нужно опять надевать подгузник на время бодрствования. Это увеличит время обучения и запутает малыша.

И в заключении, очень важно отметить, что если малыш не научился пользоваться горшком до 3,5 лет, самостоятельно и днем и ночью, то есть шанс развития атрофии сфинктера. Если мы не пользуемся мышцами, то они перестают развиваться, малыш не сможет их контролировать. Поэтому малыш должен закончить обучение полностью к 3,5 годам. Лучшим интервалом для обучения является возраст от 18 до 30 мес.

Приучение ребенка к горшку: шаги и система

Период детства предполагает определенное количество этапов, часть которых дети проходят неосознанно.

Мамы и папы, в свою очередь, бегут в стремительном потоке решений самого разного вида жизненных задач. Большая часть родителей едина во мнении взросления детей — их высказывания несут некоторую долю недоумения в отношении темпа пробежавших лет:

  • «Как быстро вырос мой ребенок!»,
  • «Еще вчера на горшке сидел и вот – уже студент!»,
  • «Мы и не заметили, как пробежали эти годы…».


Действительно, многие могут согласиться с тем, что в период детства мы не замечали, как быстро летит время. Казалось, наоборот – так долго тянется учеба в школе и так всем хотелось поскорее стать взрослыми! Это желание не заставило долго ждать своего осуществления. И вот, став родителями, через опыт наблюдения за собственными детьми приходит осознание того, что детство пролетает быстро.

Соответственно, период, в котором зарождается часть наших привычек и потребностей, может «пробежать» настолько в ускоренном режиме, что родители не успевают своевременно посодействовать их формированию.

Одной из тем обращающихся за консультацией родителей является приучение ребенка к горшку. Обычно с этим вопросом приходят мамы детей возраста от трех лет и старше. Многие из них озадачены данной проблемой настолько, что уже не верят в исправление запущенной ситуации.

В данном материале будут рассмотрены вопросы, касающиеся важных составляющих в развитии основных физиологических процессов детей:

  1. Приучение к горшку – первый шаг готовности к самостоятельности.
  2. Выработка основ правильного питания – залог здорового состояния организма и отличной физической формы.
Читайте так же:  Почему некоторые женщины боятся мужчин

Эффективность работы данных компонентов напрямую зависит от того, своевременно ли были заложены необходимые знания и сформированы навыки.

Начнем разбор с возраста, когда у ребенка имеются задатки, но сознание находится в стадии созревания.

Современная эра использования подгузников, безусловно, упростила жизнь молодым мамам. Пеленки и ползунки не нужно ни от чего отстирывать. Они всего лишь освежаются в стиральных машинах. Удобно! И главное – всем хорошо! Но у данного комфорта есть побочный эффект: родители «запаздывают» с приучением к горшку.

За консультацией часто обращаются родители, детям которых более 3-х лет. Проблема заключается в том, что ребенок опорожняет кишечник когда угодно и где угодно, но не на горшке. При анализе деталей ситуаций вывод формируется следующий: данный процесс был пущен на «самотек».

Для начала нужно учитывать знания физиологии: опорожнение кишечника должно быть в утренние часы. По мнению врачей-гастроэнтерологов: либо до завтрака, либо после. Соответственно, родителям не нужно дожидаться сюрприза, сделанного в штанишки, а включиться в определенного рода систему:

  1. Перед завтраком дать ребенку выпить воду.
  2. Через 20 минут должен быть завтрак.
  3. После приема пищи ребенка необходимо посадить на горшок (эти действия целенаправленно нужно совершать с того времени, когда малыш устойчиво самостоятельно сидит).
  4. Если ребенок не смог опорожнить кишечник, это же самое действие должно быть осуществлено после второго завтрака или обеда.

Данный процесс предполагает достаточно серьезный уровень дисциплины у взрослого человека, который находится рядом с ребенком. Но его плюсы в том, что привычка будет сформирована на раннем этапе детства.

Что касается приучения к хождению на горшок по «малой» нужде, то здесь нужно брать в учет частоту данного процесса у детей и каждые полтора-два часа «приглашать» ребенка совершить это действие. Здесь все работает намного проще. Звуки бегущей из крана воды и те, что каждый взрослый слышал в детстве от своих мам и бабушек – проверенные помощники для провоцирования данного физиологического процесса.

Как понятно из вышесказанного, соблюдение времени и формирование системы – залог успеха не только в глобальных жизненных проектах, но и в таких «мелочах».

Ребенок взрослеет, и следующей темой, которая непосредственно связана с предыдущим пунктом, является формирование основ здорового питания. Много материалов люди изучают и информацией владеют, но понятие «система» не все понимают.

Уже в раннем сознательном возрасте дети должны знать названия приемам пищи:

Стоит учитывать, что второй завтрак и полдник предполагают потребление фруктов и немного десерта. Остальные приемы пищи – основные, и кроме них поводов «что-нибудь» пожевать быть не должно.

Правило, которое стоит учитывать: интервал между приемами пищи должен быть не менее двух часов.

Многие люди считают, что проблемой лишнего веса у детей является употребление ими фастфуда. Но в большей части причина в том, что пищевой и временной режимы не выстроены.

Иногда можно позволить детям съесть бургеры или пиццу, но нужно четко понимать, что это не перекус, и заменить данной пищей обед или ужин. Подобные блюда изредка могут входить в рацион детей небольшими порциями, но с возраста не младше трех лет. В идеале – чем позже, тем лучше.

Недавно в новостях был описан случай отравления детей фастфудом в одной из известных сетей быстрого питания. Возраст младшего ребенка был 9 месяцев. Вопросов к маме, пожелавшей так «вкусно» накормить малыша-грудничка, возникает множество…

Понятия «режим», «дисциплина», «система», «контроль», «наблюдение» — достаточно эффективно используются в менеджменте. Но главнейший проект в жизни взрослых людей – это здоровые дети! Очень важно, чтобы путь к успешной реализации данной миссии брал свое начало с элементарного.

Как приучить своего ребенка к горшку?

Приучение к самостоятельному пользованию горшком – проблема, волнующая практически всех родителей. И, по большому счету, весьма надуманная. Потому как при правильном подходе это не будет проблемой. Как же приучить своего ребенка к горшку, когда это делать правильно и каких ошибок не нужно допускать?

С какого возраста приучать?

Это самый первый вопрос, ответ на который должны знать родители, чтобы правильно и быстро приучить ребенка к горшку. Современные педиатры сходятся во мнении, что совершенно бесполезно пытаться сделать это до того момента, когда крохе исполнится полтора года. Поскольку именно в это время малыш учится распознавать и контролировать свои физиологические процессы. Начинать знакомство с горшком с момента, когда кроха начал сидеть (в 7–8 месяцев), и даже в 1 год – пустая трата времени и нервов. Ребенок просто не будет понимать, чего от него так настойчиво добиваются.

Итак, самое главное правило – своевременность. Нет смысла учить даже годовалого ребенка справлять свои нужды «куда надо», если это происходит на уровне рефлексов – он должен делать это осознанно. Иначе возможны протесты, игры с горшком и «аварии», как только малыш встанет со своего «туалета».

Оптимальный период для знакомства с горшком – 1,5–2 года. При этом следует учитывать, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому нужно обратить внимание на ряд признаков, сигнализирующих о том, что «момент настал»:

  • ребенок может сам наклоняться, садиться, присаживаться на корточки и вставать из этого положения;
  • умеет поднимать довольно мелкие предметы, складывать их на места;
  • понимает, что говорят взрослые, с ним можно договориться;
  • знает основные части тела и названия предметов одежды, может показать их по просьбе;
  • произносит несколько слов, может высказать или объяснить свои потребности;
  • его кишечник работает отлажено, опорожняясь примерно в одно и то же время;
  • малыш просыпается после дневного сна с сухим памперсом, его подгузник может оставаться сухим более 2 часов;
  • стремится научиться одеванию и раздеванию (или уже частично может это делать);
  • понимает значение слов «какать», «писать», негативно реагирует на свои мокрые или грязные штанишки, когда «наделал».

Существуют и другие факторы, влияющие на возраст начала приучения к горшку. Так, многое зависит от пола ребенка. Девочку научить будет несколько легче. Во-первых, девчонки по природе своей более контактны и сговорчивы, во-вторых, в психоэмоциональном плане они обычно немного опережают мальчиков.

Стоит учесть и характер крохи. Если он спокойный, ему проще будет «жертвовать» часть своего драгоценного времени на освоение горшка. Если кроха непоседа, ему всегда ужасно некогда, нужно все везде успеть (а сидеть на горшке – такая скука!). Такой ребенок, даже освоив пользование горшком, иногда может заиграться и попросту забыть о своих естественных потребностях, справив их в штанишки.

Перед знакомством с горшком позвольте ребенку познакомиться со своими органами, увидеть собственные «пописы» и «покаки», понять, откуда они взялись. Тогда ему легче будет сообразить, как происходят эти процессы, он быстрее научится чувствовать их приближение и легче сможет понять, почему их нужно делать на горшок.

Правильный горшок

Немалый процент успеха приучения к детскому «туалету» зависит от самого горшка: того, насколько он нравится ребенку, удобен и безопасен. Розовый горшок для девочки, а голубой для мальчика – это далеко не основной показатель правильности выбора.

Читайте так же:  Когда лучше не чувствовать

Что действительно важно?

Поставьте горшок так, чтобы он всегда был в поле зрения и доступности ребенка, чтобы малыш имел возможность ознакомиться с «обновкой» поближе: потрогать, осмотреть, посидеть. Лучшее место для горшка – детская, где кроха проводит больше всего времени.

Готовимся пользоваться горшком

Итак, если ребенок «по всем показателям» готов приучаться ходить на горшок и сам «девайс» приобретен, сначала нужно морально подготовить малыша к предстоящим нововведениям. На это может уйти примерно недели две. Что нужно делать в это время?

  • Ежедневно «между прочим» касайтесь темы, что это за предмет, для чего он появился, как им правильно пользоваться, в какой момент нужно на него садиться.
  • Говорите, что все детки сначала справляют свои дела на горшок, потому что взрослый унитаз для них пока большой. Но со временем малыш научится пользоваться и им, как мама с папой, что это правильно и естественно. Как хорошо, что при этом одежда и попка остаются сухими и чистыми.
  • Рассказывайте, что кроха растет, что он уже вон какой большой, скоро перестанет ходить в подгузниках, будет целый день носить красивые трусики. К этому времени целесообразно приобрести соответствующие предметы гардероба с изображением его любимых зверушек или персонажей, чтобы мотивировать кроху к освоению новых одежек.
  • Периодически показывайте ребенку, как «пользуются» горшком его зайки куклы, мишки. Возможно, он и сам захочет попробовать, не препятствуйте.
  • Хорошо, если в семье есть дети немного постарше, которые своим примером покажут, как нужно это делать.

Для непосредственного приучения к горшку выберите момент, когда несколько дней подряд вы сможете посвятить только малышу, постоянно следить за ним. Хорошо, если в эти дни вас будет подстраховывать бабушка или папа.

Осваиваем детскую «сантехнику»

В первые несколько дней малыш обходится без памперсов. Важно, чтобы трусики или штанишки можно было легко и быстро снять. Если позволяет температура, лучше вообще оставить кроху голышом.

В течение этого времени нужно постоянно следить за ребенком. Как только он начинает писать или какать – сразу предлагать ему горшок. Конечно, собирать в него абсолютно все пока не получится, но за эти дни у малыша должна возникнуть стойкая ассоциация: такие «дела» делают в горшок. Поэтому важно, чтобы горшком заканчивались все туалетные попытки крохи.

Осознав, как хорошо оставаться чистым и сухим при помощи горшка, малыш вскоре начнет сам проситься в туалет. Или будет подавать знаки, что ему «надо» (затихать, начинать кряхтеть или тужиться).

[3]

Чтобы процесс прошел более успешно, можно воспользоваться следующими советами.

  • Предлагайте малышу садиться на горшок каждый раз после сна, еды и прогулки. Если через несколько минут ничего не получилось – отпустите его. Если все прошло успешно – обязательно похвалите.
  • Отложите приучение к горшку, если малыш в это время болеет или у него режутся зубки.
  • Откажитесь от подгузников днем, чтобы ребенок не путался – куда ему справлять свои потребности. На время ночного сна их можно пока еще надевать.
  • Высаживайте ребенка на горшок, когда подошло примерное время пописать или покакать.
  • Не ругайте кроху, если он «наделал» в штанишки. Это приведет лишь к отвращению от горшка.
  • Не вызывайте позывы пописать с помощью струящейся воды. Этот рефлекс может сыграть с ребенком злую шутку в будущем.
  • Не настаивайте, если малыш по какой-то причине не хочет садиться на горшок. Это его только оттолкнет от гигиенической принадлежности или заставит сдерживаться, что чревато запорами.

Если нужно привыкнуть побыстрее

Начиная с полуторагодовалого возраста ребенка можно научить пользоваться горшком и быстрее, если в том есть надобность. Существует специальная методика приучения таких деток за 7 дней.

Если ребенок уже умеет снимать одежду и слушается родителей, можно воспользоваться следующими рекомендациями.

  1. В первый день после сна снимите с малыша подгузник, рассказывая ему, какой он уже большой, и наденьте трусики. Можете сами показать ребенку, для чего нужно ходить в туалет. Посадите кроху на горшок. Если у него в течение10 минут ничего не получится, повторяйте попытки каждые 15 минут. Если между присаживаниями случится конфуз, не ругайте малыша.
  2. Второй день необходимо посвятить закреплению полученного навыка. Нужно следить за поведением ребенка, подмечать знаки, что «пора», смотреть, чтобы он не заигрался и не пропустил нужный момент.
  3. Весь третий день придерживайтесь этой тактики. Не надевайте подгузники даже на прогулку, чтобы не запутать ребенка. Перед прогулкой предложите ему сходить на горшок. Возьмите горшок с собой, почаще спрашивайте у крохи, не хочется ли ему в туалет. Вернувшись, снова посадите кроху на горшок.
  4. С четвертого дня и вы, и ребенок уже будете примерно представлять, через какое время следует «посетить» его детский «туалет». Если он заиграется и забудет – напомните ему об этом. Когда все происходит удачно – непременно хвалите его (только без лишних «бурных аплодисментов», естественно, но от души).

Повторяя эти действия, вы сможете довольно быстро научить ребенка пользоваться горшком. При этом помните, что еще какое-то время вам придется надевать памперсы на ночь, пока маленький организм не научится пробуждаться по естественным потребностям. Не нужно форсировать события и пытаться будить малыша ночью, чтобы пойти в туалет. Это вызовет лишь стресс.

Когда поможет доктор?

Обратиться за помощью врача следует, если родители замечают у крохи слишком частые мочеиспускания днем или энурез после 3 лет. За этим могут скрываться как урологические, так и неврологические проблемы. Поэтому в таких случаях целесообразно посетить уролога, а если он не обнаружит профильных проблем, то невролога.

Видео (кликните для воспроизведения).

Приучение к горшку на самом деле не такая уж большая проблема, если подходить к ее решению со знанием основных правил. Теперь, когда эти знания есть – осталось запастись терпением и пониманием, что даже в случае овладения навыком пользования детским туалетом периодические погрешности возникать могут. Главное не акцентировать на этом внимание крохи.

Источники


  1. 10 целей, которые преследует женщина, вступая в брак. — М.: Харвест, АСТ, 2005. — 524 c.

  2. Спок, Бенджамин Ребенок и уход за ним / Бенджамин Спок. — М.: Машиностроение, 2008. — 496 c.

  3. Татьяна Розина Как выйти замуж за иностранца / Татьяна Розина. — М.: Алетейя, Историческая книга, 2015. — 232 c.
  4. Джон, Г. Карта любви / Г. Джон. — М.: Эксмо, 2018. — 866 c.
Приучение ребенка к горшку шаги и система
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here